Родственные слова. Родственные слова в русском языке

Тема: Родственные слова.

Цель: сформировать понятие родственных слов, ввести понятие корень, развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, находить в слове корень.

Задачи:

  • наблюдение за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;
  • сочетание орфографической и речевой подготовки;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Оборудование: компьютер, мультимедийная программа, магнитофон с кассетой для физкультминутки, плакаты с деревом, корзиной, ёлкой, фигурки грибов и листьев, ёлочные игрушки, учебник М.Соловейчик «К тайнам нашего языка»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).

II. Минутка чистописания

– Какую букву будем писать? (Букву Бб ) Приложение 1 Слайд 1. (Данное приложение превышает разрешенный размер. Ссылку можно взять у автора статьи – прим. ред. )
– Постарайтесь написать красиво и правильно.

III. Словарная работа

– Запишите словарные слова. Слайды 2–10

IV. Введение в тему урока

Сценка.

У: Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Встретились однажды корень куста и корень слова.

– Здравствуй, я корень, а ты кто?
– Я тоже корень.
– Я в земле живу. А ты где живёшь?
– А я в словах живу.
– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
– Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:

ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК

– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!

У: Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.

V. Объявление темы урока

Слайд 11

– Сегодня мы с вами узнаем, какие слова называются родственными и что такое корень. Если люди происходят от одного предка, то они похожи друг на друга и их называют родственниками. Слова тоже бывают похожими. Чем похожи слова на кусте? (ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК)
– Они имеют одинаковую часть, они также называются родственными. А я знаю ещё одно слово с такой е частью – гореть. Будет ли оно родственником? (Нет у него другое значение). Значит давайте сформулируем определение родственных слов. Какие слова называются родственными? (Ответы детей)
– Проверим, правильно ли мы сказали определение родственных слов. Слайд 12

VI . Физкультминутка. Упражнения на дыхание

Во время физминутки звучит тихая приятная музыка.

– Я прошу выполнить мою просьбу: делать тихо и с желанием, чтобы было слышно только ваше дыхание.
– Сделать полный и глубокий вдох. Задержав дыхание, представить круг (нарисовать глазками) и медленно выдохнуть в него воздух. 2 раза.
– Вдохнуть. Вообразить (нарисовать глазками) треугольник и выдохнуть в него. 2 раза.

VII. Первичное закрепление

– Открыли учебник на стр.7, упр.283. Соберите всех родственников в столбик. Проверяем.

Рыба
Рыбка
Рыбачить
рыбный

– Какая часть у этих слов общая? (рыб- ) Вот общую часть всех родственных слов принято выделять дугой. Почему эту часть называют главной? (От этой части зависят новые слова) Т.е. от этой части вырастают новые слова, поэтому эту часть называют корнем. Слайд 13
– Какие слова записали во второй столбик? (Ловить, улов.)
– В третий столбик? (Окунь, окунёк.)
– Какие слова остались? (Окунул, ловкий)

VIII. Физкультминутка

IХ. Закрепление

– Давайте ещё раз прочитаем в учебнике на стр. 8. Что называется корнем? Как найти корень?
– Нужно подобрать родственные слова.
– Выделить общую часть в родственных словах.

Работа по вариантам. Один вариант собирает листья на дерево, а другой вариант – грибы в корзинку.

– Найдите листочки с вашего дерева, для этого подберите родственные слова с корнем Лист – листик, листочек, листок, листва, безлистный, листопад. Гриб – грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной.

По мере называния дети прикрепляют слова-листики к дереву, грибочки кладут в корзинку.

X. Повторение

Игра “Закончи предложение”, употребив однокоренное слово

В столовой стоит большой круглый … (стол).
В голубятню принесли нового … (голубя).
Садовник ухаживает за … (садом).
Лесник бережёт... (лес).
В солонку насыпали … (соль) .
В кормушке был … (корм) .
Из конюшни вышел … (конь) .

ХI. Итог урока

– С чем мы сегодня познакомились?
– Какие слова называются родственными? Что называется корнем?
– Сейчас вы выберете игрушку, которая соответствует вашему впечатлению от урока и прикрепите на ёлку, чем лучше настроение, тем выше крепится игрушка.

ХII. Домашнее задание: выучить правило, упр. 285.

Понятие родственных слов является тождественным понятию однокоренных слов. Такие слова произведены от одной начальной формы и имеют единый корень. Это обстоятельство обуславливает то, что все родственные слова имеют сходное значение. При этом формы их могут сильно меняться и дополняться предлогами, суффиксами, окончаниями.

Примеры родственных слов

Чтобы разобраться с понятием родственных слов и научиться их выделять среди прочих слов, необходимо привести несколько примеров:

  • слова «кружева, кружиться, круг» являются родственными друг другу. Они все содержат основную форму «круг, круж». В данном случае буквы «ж, г» меняются, но смысл и значение слов остается неизменным. При этом слово «круг» является начальным словом, которое обозначает форму. Это собственно круг. Поэтому, слово «кружка» тоже будет родственным, поскольку образовано от слова «круг» из-за круглой формы;
  • слова «стена, настенный, застенок, стеновой» тоже являются родственными. Их основной частью является форма «стен». То есть, начальным словом будет слово «стена», которое обозначает основное понятие, сам предмет. Уже от него образованы все остальные слова. К ним добавлены приставки, окончания, за счет которых и созданы новые формы слов;
  • «движение, задвижка, двигаться, передвигать». В данном случае речь идет о совершении действий, то есть о «движении». Это основное слово, которое обозначает базовое понятие. Затем, образованы производные формы. Например, слово «задвижка» означает запорное устройство, способное перемещаться. За счет этого оно и запирает дверь. Поэтому, все перечисленные слова являются родственными друг другу.

Таким образом, все родственные слова имеют единый корень. Именно он и делает их родственными. Поэтому, важно выделить такой корень и понимать его смысловое значение.

Родственные слова и синонимы

Родственные слова имеют одинаковый корень и являются производными формами от начального слова. Синонимы представляют собой слова, имеющие сходный смысл. Но корень у синонимов будет различный. Так, слова «яркий» и «блестящий» являются синонимами. Но они не родственны друг другу.

(лексемы), имеющие один и тот же корень, но относящиеся к различным частям речи (белый – белизна – белеть).

Чтобы подобрать однокоренное слово, не обязательно хорошо знать словообразование, тем более что элементарные сведения по этому разделу русского языка преподаются еще в начальной школе. Однако не лишним будет помнить, что родственных слов состоит в определенном наборе постфиксов (приставок) и постфиксов (только суффиксов). Слова, имеющие один корень, но отличающиеся только флексиями (окончаниями), родственными словами не являются, это форма одного и того же слова: рек-а, рек-у.

Объясните детям однокоренных слов. Для этого им необходимо вспомнить и такие части слова , как приставка и . Попросите ребят при помощи этих морфем однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем "бег". У них должна получиться подобная слов:- бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.

Работа учащихся по образованию однокоренных слов важна. Это умение позволяет легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

словообразование , знает, на самом деле, каждый. По крайней мере, этим процессом носители того или иного языка занимаются автоматически, не задумываясь, что произнесенные лексические единицы являются результатом словообразования. Что такое словообразование ?

Инструкция

Чтобы понять, , следует для начала разобраться в морфологических тонкостях, присущих каждому слову. Не секрет, что оно представляет собой набор , каждая из которых выполняет свою функцию. Корень, суффикс, окончание, основа, приставка. Все они являются морфемами и, так или иначе, участвуют в словообразовании. Однако основными средствами, обеспечивающими словообразовательный процесс, являются и приставки. Именно их

Родственными называют слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу. Однокоренными называют этимоны, имеющие одинаковый корень, но различающиеся приставками и сцффиксами. Они могут быть разных частей речи или одной. По общей своей сути родственные слова всегда очень похожи между собой: дом, домик, дома, домище, домосед, домашний.

Чему нас учат

С первых лет обучения в школе детей учат подбирать однокоренные слова. В данной науке можно выделить несколько основных правил, которые опишем ниже:

Слова должны иметь одинаковый корень (корень - основная часть слова, несущая главное лексическое значение);

Форма одного и того же речения и родственные слова - совершенно разные вещи, например: садовник, сад, садовый - родственные; садовник, садовники, садовнику - одно слово в разных формах;

Нельзя допускать механического подбора подобных между собой изречений, потому что звуки в корне могут сочетаться, но слова будут неродственными, например -водитель и водяной;

Однокоренные слова не постоянно являются существительным, например водитель (существительное), водить (глагол), водительский (прилагательное) - основа у них единая, но являются они разными частями речи;

Стоит использовать подборки родственных слов с помощью поиска суффиксов и приставок - бег, побегать, бегающий;

Родственные слова - этооснова для подбора этимонов проверки, что позволяет допускать минимум ошибок.

Рассмотрим азы русской грамматики

В изучении порядка подбора схожих между собой изречений существует несколько важных правил:

Однокоренными называются этимоны, произошедшие от одинакового слова, объяснение которых позволяет использовать один и тот же термин, например, грибок - маленький гриб, грибница - место, где растет гриб и так далее;

У таких выражений должна быть ярко выраженная связь по смыслу;

Иногда высказывания могут быть близки по смыслу, но общей части не иметь - они не относятся к родственным;

Подбирать родственные слова необходимо при помощи приставок;

Измененные этимоны (дверь, двери, дверью) не являются родственными;

Важна роль гласного звука в однокоренных проверочных словах - он должен стоять под ударением.

Прежде чем начинать подбирать родственные слова, необходимо сначала подумать, затем перепроверить, и, наконец, написать. Если натренировать данный процесс мозговой деятельности, однокоренные слова будут автоматически формироваться в голове, благодаря чему риск ошибиться будет стремиться к нулю. В любой речи слова дополняют друг друга, помогая человеку в выражении их в речевой форме или на бумаге. Поэтому стоит помогать мозгу, задавая некие вопросительные команды. Благодаря этому происходит образование слов - подсказок, помогающих определить необходимую букву в написании слова.

Некоторые особенности родственных слов

Существует наука этимология, позволяющая находить родственные связи между словами, и объясняет их происхождение. Этимологически родственные слова - это слова,претерпевшие фонетические и семантические изменения в процессе своего развития. Можно взять простой пример: слово «гвоздика» пишется через букву «о» благодаря тому, что названа была из-за похожести цветков растения на гвозди. Именно подобными процессами словообразования и занимается этимология.

Что понятие "родственные слова" дети начинают изучать уже в первом классе, старшеклассники не очень уверенно чувствуют себя, выполняя задания по подбору родственных слов.

Я уверена, что затруднения вызывает нетвердое знание и недостаточный словарный запас школьников.

Я предлагаю алгоритм, используя который, школьники смогут быстро подбирать родственные слова к любой

Сначала определимся, что называется родственными словами. Родственные слова - это близкие по значению лексемы (слова) с одним и тем же корнем, но разными приставками и суффиксами.

Пример: род - родственник - выродок - родня - родить - родильный - родовой.

Все слова близки по значению, имеют одинаковый корень - род-.

Запомним: слова, которые отличаются только окончаниями, не являются родственными. Это форма одного слова. Пример: стол - стола - столу (окончание указывает на разные падежи одного слова).

Следует иметь в виду, что этимологически родственные слова сегодня могут значительно отличаться по смыслу. Примеры: космос - косметика, ветеран и ветеринар, длинный и подлинный. Если этимологическое значение слов вызывает затруднение, нужно обратиться к этимологическому словарю.

А теперь учимся определять и подбирать родственные слова.

  • Изменяем слово, чтобы найти его основу. Столовая: столовой, в столовую, нет столовых. будет столов-
  • Определяем, от чего образована эта основа. Слово "столовая" - прилагательное, образованное от существительного стол.
  • Прибавляя к корню суффиксы и приставки, образовываем родственные слова:

СТОЛ - преСТОЛ -СТОЛик - заСТОЛье - СТОЛешница.

Иногда сложно определить, какой именно корень является общим для родственных слов. Чтобы определить его, поступаем так.

Теперь немного теории: в русском языке родственные слова могут образовываться такими способами:

  • Префиксальным (приставочным): мир - пере+мирие, ход - в+ход.
  • Суффиксальным: мир - мир+ок, мир+яне, мир+овой.
  • мир - при+мир+ение, ход - в+ход+ящий.
  • Постфиксальным: какой - какой-либо, какой-нибудь, какой-то. В этом случае родственные слова образует постфикс, который присоединяется к целому слову.
  • Сращением: высоко оплачиваемый - высокооплачиваемый, быстро растворимый - быстрорастворимый.
  • Усечением: специалист - спец, компьютер - комп.
  • Аббревиатурным: Российская Федерация - РФ, банковский автомат - банкомат.
  • Сложением. Здесь несколько вариантов. Могут складываться целые слова (кровать-диван, кресло-кровать), их части (пароход, самолет), или часть слова с целым (молоковоз, цементовоз).

Образуя родственные слова, не следует выпускать из виду омонимию: явление, когда корни слов, имея совершенно разное значение, звучат и пишутся одинаково. Так ряд слов: водка-водяной-вода - не является родственным другому ряду: водитель - проводка - проводы.