Самые знаменитые клоуны (13 фото). Советские клоуны: список, биография, творческий путь, фото Какие есть клоуны

Для начала ликбез:

Клоун (англ. clown, от лат. colonus - мужик, грубиян), в современном значении термина - цирковой, эстрадный или театральный артист, использующий приемы гротеска и буффонады. Родственные определения: шут, гаер, паяц, дурак и т. д.

Само слово «клоун» возникло в начале XVI века; первоначально так назывался комический персонаж английского средневекового театра, родственный Арлекину, Полишинелю, Гансвурсту и т. п. Это был грубоватый и неловкий деревенский парень, служивший объектом насмешек городских жителей. Роль Клоуна была насыщена грубоватыми шутками; в её исполнении традиционно был силен момент импровизации. Очень скоро Клоун проник за границы комедии - например, Уильям Шекспир часто вводит этот персонаж в свои трагедии (в русских переводах - Шут; один из самых известных шекспировских героев - Шут в Короле Лире). К XVII веку Клоун практически исчез из драматургии, сохраняясь преимущественно в эпилогах. Его имя стало нарицательным, и закрепилось за исполнителями буффонных ролей в пантомимах и балаганах.

В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара - «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист; в эстрадном представлении - публика в зале или отдельный зритель.

Цирковые клоуны имеют множество специализаций (музыкальные эксцентрики, ковёрные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты и т. д.), однако чёткого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах.
Клоун - одна из самых демократических и в то же время самых сложных и универсальных специализаций актера. История не знает примеров освоения жанра клоунады трагическими артистами; однако обратные примеры - не столь уж редки. Многие выдающиеся клоуны (в том числе - цирковые) добивались значительных успехов в кинематографических и театральных ролях трагического репертуара (Ю.Никулин, Л.Енгибаров, В.Полунин).
*http://ru.wikipedia.org/wiki/Клоун
___________________________________

Старался избегать просто комиков и эстрадных исполнителей, как бы близко к клоунаде они ни стояли (Чарли Чаплин, Мистер Бин или Бастер Китон).
Возможны огрехи и ошибки, - все поправимо.


Слава Полунин (12 июня 1950) Тигр-Близнецы / Король
Его называют «лучшим клоуном мира». Его «сНЕЖНОЕ шоу» признано «театральной классикой ХХ века». Ничего не делает абы как: все, что происходит в его жизни, очень основательно, очень продумано, очень взвешено – даже самое сумасшедшее, самое невероятное, самое авантюрное. И в достижении цели он конкретен, собран и непоколебим.
Популярность «Лицедеев» была оглушительной, всенародная любовь приняла угрожающий размах и формы.
1982 год - «Мим-парад», на который съехалось более 800 артистов пантомимы со всех концов тогда еще очень обширной родины.
1985 год - он привез иностранных мимов и клоунов на фестиваль в рамках Всемирного слета молодежи и студентов.
В 1987 году первый фестиваль уличных театров «Лицедей-лицей». Всесоюзный «Конгресс дураков», - торжественные похороны театра «Лицедеи», ибо, как утверждал Станиславский, театр через 20 лет своего существования умирает.
1989 год - апофеозом в деле осуществления неосуществимого и реализации нереализуемого стал, за три месяца до падения Берлинской стены, "Караван мира": странствующий театральный фестиваль, созданный силами театров из России, Франции, Италии, Испании, Чехии, Польши, и колесивший полгода на машинах по Европе от Москвы до Парижа. Артисты жили в домиках на колесах, играли на улице и в шапито..
1993 год - «Академия дураков», которая всего за пару лет своего существования сумела обратиться к проблеме возрождения идеи карнавала нового, современного, а не музейного. «Академией дураков» впервые был проведен фестиваль с типично русским названием «Бабы-дуры», посвященный редчайшему в природе явлению женской клоунады. Гильдия старых дураков под предводительством Ролана Быкова по-своему бесчинствовала в Москве, раздавая титулы «полных дураков» и «полудурков» лучшим из лучших, и с удовольствием принимая в свои ряды великих дураков зарубежья.
Их-то и собрал Полунин много лет спустя на Театральную Олимпиаду в Москву в рамках еще одной программы, названной «Лучшие клоуны конца ХХ века». В столицу и вправду приехали лучшие – безумнейшие и мудрейшие: Болеслав Поливка, Жером Дешамп, Франц Йозеф Богнер, Джанго Эдвардс и Лео Басси.


Олег Попов (31 июля 1930) Лошадь-Лев / Рыцарь
Отец-основатель советской клоунады. Создал артистический образ «Солнечного клоуна» - неунывающего паренька с копной русых волос в нарочито широких полосатых штанах и клетчатой кепке. В своих выступления использует такие приемы как эквилибристика, акробатика, жонглирование, пародирование цирковых номеров, но главное место в его выступлениях занимают антре, решённые средствами буффонады и эксцентрики. Среди лучших реприз Олега Попова - «Повар», «Свисток», «Луч». Участник многих телевизионных передач, часто снимался в кино. Выступал в качестве режиссёра цирковых спектаклей. Ппринимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы. Эти поездки принесли ему мировую славу. Лауреат Международного фестиваля цирков в Варшаве, премии Оскара (Брюссель, 1958), в 1981 г. завоевал Почетный приз «Золотой клоун» Международного фестиваля в Монте-Карло и многих других.


Юрий Куклачев (12 апреля 1949) Бык-Овен / Шут с
Cоветский, российский клоун, народный артист России. Приобрел славу, первым в СССР занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек.


Юрий Гальцев (12 апреля 1961) Бык-Овен / Шут
Затесался в наш список исключительно по клоунскому титулованию. Первый претендент на выбывание из подборки.


Юрий Никулин (18 декабря 1921) Петух-Стрелец / Шут


Михаил Николаевич Шуйдин (27 сентября 1922) Собака-Весы / Профессор
Выдающийся советский клоун, акробат-эксцентрик, заслуженный артист РСФСР (1969 - Петух). Начал вместе с Ю. Никулиным работать учеником-помощником у клоуна Карандаша. Уйдя от Карандаша, Никулин и Шуйдин создали клоунский дуэт Никулин и Шуйдин (с 1950 - Тигр) и практически до конца жизни Михаила Шуйдина в 1983 году работали вместе. В обычной жизни, однако, по признанию самого Юрия Никулина, Михаил Шуйдин и Юрий Никулин особых отношений не поддерживали - сказывалась большая разница в характерах и образе жизни.


Михаил Румянцев (Карандаш ) (10 декабря 1901) Бык-Стрелец / Вождь


Леонид Енгибаров (15 марта 1935) Кабан-Рыбы / Король


Клоунский дуэт Валерий Серебряков (9 июня 1939) Кот-Близнецы / Шут
Станислав Щукин (14 июня 1939) Кот-Близнецы / Шут
Дуэт не сколько великий, сколько памятный благодаря нашей истории.


Мусля (Алексей Сергеев) (16 февраля 1915) Кот-Водолей / Вождь
Клоун Мусля в цирковой среде считался самым талантливым, даже гениальным клоуном. Он обладал даром пантомимы, практически не говоря на арене ни слова. В его работе присутствовала импровизация. Публику изумляла и веселила сама по себе естественность и органичность его действий. К сожалению, Алексей Сергеев оказался слабохарактерным, что не позволило ему стать известным. Многие цирковые деятели отмечали, что если бы не эта слабохарактерность и пристрастие клоуна Мусли к алкоголю, то он, гениальный «клоун от бога», вероятно, стал бы одним из самых известных и лучших клоунов мира.


Марсель Марсо (22 марта 1923) Кабан-Овен/Рыбы / Шут/Король
Самый великий мим в мире. Создатель Школы пантомимы.
Из-за пограничной даты в статистике кроме года остальные данные в статистику не занесены.


Джанго Эдвардс (April 15, 1950) Тигр-Овен / Рыцарь
Джанго Эдвардса называют амстердамским Королем дураков. "Классика" в его понимании - это стриптиз, богохульство и швыряние в зрителей яйцами. Один из немногих людей, которого считает своим учителем Слава Полунин. Его он затащил в СССР в 1986 году (Тигр), обежав все горкомы, райкомы и комсомольские организации. За кулисами Джанго спросил Славу:
- Слава, у вас тоталитарная страна. Чего мне нельзя делать на сцене?
- Делай что хочешь – только голым на сцену не выходи…
Эффект «не бросай меня в терновый куст» сработал и Джанго Эдвардс больше никогда не появлялся в Советском Союзе вплоть до его распада. В 70-е годы он является основателем фестиваля Дураков в Амстердаме. “International Festival of Fools”. А в 80-е он основывает маленький театрик в парижском районе Pigalle.


Болек Поливка (31 июля 1949) Бык-Лев / Аристократ


Жером Дешамп (October 5, 1947) Кабан-Весы / Вектор


Лео Басси (1952) Дракон


Клоун Нук (14 июля 1908) Обезьяна-Рак / Вождь
«Фирменным знаком» Нука были огромный чемодан и большое клетчатое пальто, в котором скрывались различные музыкальные инструменты. Нук был одним из немногих выдающихся клоунов своего времени, по праву считаясь самым известным музыкальным клоуном XX века. «Самый нежный клоун всех времен» – так газеты титуловали его уже в 1962 г.


Грок (Чарлс Адриен Веттах), (10 января 1880) Дракон-Козерог / Вождь
Швейцарский клоун.


Carl Borromäus Godlewski (20. November 1862) Собака-Скорпион / Аристократ
Клоун цирка, акробат, балетмейстер, учитель танцев и хореограф.


Louis Auriol (11. August 1806) Тигр-Лев / Рыцарь
Французский клоун. Сын одноименного балетмейстера, обучался у бывшего канатоходца Пьера Фориозо, начинал у Direction Ducrow со знаменитым танцем бутылок. Обьехал со знаменитыми номрами всю Европу. Дебютировал в Париже, где он впечатлил публику номером со скачками.

Olli Hauenstein (1953) Змея
Швейцарский клоун.


Bernhard Paul (20. Mai 1947) Кабан-Телец / Рыцарь
Австрийский директор цирка, режиссер, клоун и соучредитель Circus Roncalli.

Pic , eigentlich Richard Hirzel, (* 1949) Бык
Швейцарский клоун, существенно способствовал первым успехам Circus Roncalli.


Habakuk / Arminio Rothstein (25. Juli 1927), Кот-Лев / Вектор
Австрийский академический художник, изготовитель кукол и актер кукольного театра, автор сценария и писатель, музыкант..


Gardi Hutter , Altstätten (Saint-Gall), (5 mars 1953) Змея-Рыбы / Аристократ
Женщина-клоун.


David Larible (23. Juni 1957) Петух-Рак / Вектор
Итальянский клоун.


Колюш (28 октября 1944) Обезьяна-Скорпион / Шут
Французский комик, актёр и сценарист.
__________________________________

СТАТИСТИКА

Шут – 6
Вождь – 4
Рыцарь – 4
Аристократ – 3
Вектор – 3
Король – 2
Профессор – 1
________________
Бык – 5
Кабан - 4
Кот – 4
Тигр – 3
Дракон – 2
Петух – 2
Обезьяна – 2
Собака – 2
Змея – 2
Лошадь – 1
Коза – 0
Крыса – 0
_________________
Лев – 4
Близнецы – 3
Овен – 3
Весы – 2
Стрелец – 2
Рыба – 2
Козерог - 1
Рак – 2
Водолей – 1
Скорпион – 2
Телец – 1
Дева – 0
_____________
Природные оптимисты / сангвиники – 10
Меланхолики / скептики – 8
Флегматики / космические оптимисты – 7
Холерики / драматизаторы – 2
_______________
Закрытые - 11
Ортодоксы - 9
Открытые - 7
___________________
садисты - 7
повара - 8
гурманы - 5
мазохисты - 5
_________________
взлетный - 9
безжалостный – 9
приземленный - 5
жалостливый - 3
_________________
везунчики - 11
фаталисты - 5
пионеры - 6
самодельщики - 5
-

Как видим, лавры первенства держит конечно же Шут. Также близок энергичный Вождь с чудаком-Рыцарем. Клоун - это прежде всего имидж, засим правильно поставленная роль виртуального имиджа крайне значима в его работе.

Оптимисты всех мастей, от космических до природных держат первые места на вершине, подпустив к себе всего-лишь одного скептика-Кота. Очень странно повела себя Лошадь. Видимо это бартер с Котом сыграл свое дело: одного пессимиста наверх в обмен на одного безудержного природного оптимиста - вниз. Так что все как надо, структурно и по понятиям, чисто конкретно.

Говорун-Профессор в настолько молчаливой профессии оказался настолько лишним, что вытеснил аж самого Короля.

Страннообьяснимо падение открытых знаков при полном лидерстве закрытых, - клоунада вроде не удел закрытых эстетов и является самым образцом открытости, простонародности и умения находить контакт с совершенно любым зрителем. Хотя надо заметить, что клоун всегда одиночка, это театр одного актера. И как раз эта черта - удел закрытости.

Титул самого нежного клоуна у гурмана: Рак (Нук).

Два мазохиста - акробаты, балетмейстеры, танцы... то есть в той сфере клоунады, где профессия приближается к спорту по физическим нагрузкам. Егинбаров (Рыбы) мутит номера с тарелками..

Садисты: Куклачев. Дрессура, кошек помучить, иди туда, брысь сюда, - они только и рады. Полунин (Близнецы) - организатор шоу и культмассовых мероприятий. То по полям всех погнал, то за трамваем гоняться заставил, то в палатках Европы жить всех набалаганил.. Именно садисты хорошие начальники, ибо им больше нравится "вить веревки" из людей, чем поварам, например.

Карандаш - Михаил Румянцев

Михаил Румянцев (сценический псевдоним - Карандаш, 1901 – 1983) – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Народный артист СССР (1969).
В 40-50-х годах Карандаш начинает привлекать в свои выступления помощников, в числе которых выделялся Юрий Никулин, а так же Михаил Шуйдин, которые в последствии составили великолепный у
клоунский дуэт. Клоун был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.
Михаил Николаевич Румянцев проработал в цирке 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.
Михаил Николаевич Румянцев скончался 31 марта 1983 года.
Сегодня имя Михаила Николаевича Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Юрий Никулин

Юрий Никулин (1921 – 1997) – советский цирковой артист, киноактер. Народный артист СССР (1973), Лауреат Государственной премии РСФСР (1970)

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье.

Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Юрию Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто. В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность.
После смерти Шуйдина Юрий Владимирович в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.

Солнечный клоун - Олег Попов

Олег Попов – советский клоун и актер. Народный артист СССР (1969).
Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку.

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, – клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины. Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс.

Казимир Плучс


Казими́р Петро́вич Плучс (5 ноября 1894 - 15 февраля 1975) - цирковой артист, белый клоун, псевдоним «Роланд». Заслуженный артист Латвийской ССР (1954).

Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска. С 1910 года Казимир становится участником акробатической труппы «Римские гладиаторы», а с 1922 начинает выступать в излюбленном жанре. Роланд работал с такими артистами как Коко, Анатолий Дубино, Савелий Крейн, Евгений Бирюков и в паре с комиком Эйженом. В 1955 году он сыграл привычную для себя роль «белого клоуна» в фильме «За витриной универмага», но в титрах указан не был. Через два года после выхода фильма Казимир Петрович покидает арену цирка и всецело посвящает себя литературной деятельности. Написанная Роландом в 1963 году книга «Белый клоун» стала пособием для цирковых артистов жанра, в котором Плутчса называли лучшим из лучших.

Константин Берман

Константин Берман (1914-2000).
Во время войны Берман выступал в составе фронтовых бригад на Брянско -Орловском направлении фронта.. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. Эта простенькая реприза на фронте не изменно встречалась дружным солдатским хохотом.

В 1956 году Берман стал заслуженным артистом РСФСР.

Берман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран.

Леонид Енгибаров

Леонид Енгибаров (1935 – 1972) – цирковой актер, клоун-мим. Обладая неповторимой индивидуальностью, Леонид Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз.


Умер великий клоун 25 июля 1972 года в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Юрий Куклачев

Юрий Куклачев – руководитель и основатель Театра кошек, Народный артист РСФСР.

Приобрел славу, первым в СССР занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек («Кошкин дом», с 1990). В 2005 году Театр кошек Куклачева получил статус Государственного Театра кошек в Москве. В настоящее время в единственном в мире Театре кошек создано более 10 спектаклей. Кроме Юрия Куклачева в Театре кошек выступают его сыновья - Дмитрий Куклачёв и Владимир Куклачёв. Спектакли Дмитрия Куклачева отличаются тем, что все трюки с кошками в них делаются в течение чёткого сквозного сюжета. Юрий Куклачев - основатель образовательного проекта «Международная Ассоциация Школа Доброты». Помимо спектаклей с кошками Юрий Куклачев регулярно проводит «Уроки Доброты» в школах, детских учреждениях и даже в детских колониях в разных городах России.

Советские клоуны считались одними из лучших на планете. Цирк в Советском Союзе был отдельным видом искусства, который пользовался огромной популярностью. Многих клоунов и сейчас вспоминают те, кто лично застал их на первых выступлениях. О самых известных из них расскажем в этой статье.

Среди советских клоунов один из самых известных - народный артист СССР, кумир нескольких поколений советских любителей юмора и смеха Юрий Никулин. Он родился еще в Смоленской губернии в 1921 году. Его родители были артистами, так что судьба Юрия оказалось во многом предопределена.

В 1939 году сразу после окончания школы его призвали в армию. Во время Великой Отечественной войны воевал под Ленинградом. В 1943-м подхватил воспаление легких, долго лежал в госпитале, после выписки практически сразу получил контузию во время одного из авианалетов на Ленинград.

После войны пытался поступить во ВГИК, но его не приняли, не обнаружив в нем актерских способностей. Поэтому Никулин отправился в школу-студию клоунады, которая работала при столичном цирке на Цветном бульваре. Это стало его пристанищем на несколько десятилетий.

В 1948 году знаменитый советский клоун дебютировал в паре с Борисом Романовым в номере под названием "Натурщик и халтурщик", которым сразу покорил зрителей. Какое-то время работал ассистентом у Карандаша. Познакомился с Михаилом Шуйдиным, с которыми отправился в гастроли по всей стране набираться опыта работы в цирке.

С Карандашом Никулин проработал два с половиной года, после этого ушел вместе с Шуйдиным из-за конфликта. Начав выступать самостоятельно, они составили знаменитый на всю страну дуэт, хотя были совершенно разными по типу и характеру артистами.

Среди клоунов Советского Союза Никулин был одним из самых популярных. В родном цирке он проработал полвека, став его символом, сейчас на Цветном бульваре даже установлен памятник знаменитому артисту.

При этом блестящую карьеру он параллельно сделал в кино, сыграв в популярных комедиях "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука".

В цирке он перестал выступать, только когда ему исполнилось 60 лет. В 1981 году он официально ушел со сцены, начав работать главным режиссером цирка на Цветном бульваре. В 1982 году занял пост директора цирка. При этом известном советском клоуне цирк расцвел, было построено новое здание, открытие которого состоялось в 1989 году.

Юрий Никулин был популярен не только в большом кино, но и на отечественном телевидении. В 90-е годы выходила его передача под названием "Белый попугай". Она собирала вместе известных и заслуженных артистов, которые рассказывали свои самые любимые анекдоты и забавные истории из собственной карьеры. Коронными всегда были анекдоты, которые травил сам Юрий Никулин.

Никулин умер в 1997 году в возрасте 76 лет после осложнений, возникших из-за операции на сердце.

Михаил Шуйдин

Михаил Шуйдин - клоун из советского комедийного трио. Он выступал с Никулиным и Карандашом, нисколько не теряясь на фоне знаменитых коллег по сцене. Шуйдин родился в Тульской губернии в 1922 году. Был акробатом-эксцентриком.

Как и Никулин, прошел Великую Отечественную войну, они были практически ровесниками. Шуйдин участвовал в Сталинградской и Курской битвах, отличился в боях на Украине, получив орден Красной звезды. Был даже приставлен к званию Героя Советского Союза, которое затем было заменено командованием на орден Красного Знамени.

Сразу после войны поступил в училище циркового искусства. Вместе с Никулиным работал помощником у Карандаша. Удачным вышел его дебют, когда знаменитый советский клоун изображал важного директора, будучи сам полным и небольшого роста. Его появление неизменно вызывало смех в зале.

Уйдя с Никулиным от Карандаша, они проработали вместе до 1983 года, практически до смерти советского клоуна после продолжительной и тяжелой болезни в возрасте 60 лет. Его - это рубаха-парень, который все знает и умеет, в отличие от Никулина, который играл меланхоличного неумеху. Свою совместную работу эти советские клоуны построили на противоречии характеров.

Интересно, что в обычной жизни Шуйдин и Никулин практически не общались между собой. Они сильно отличались характерами и образом жизни, но как партнеры на сцене были неподражаемы. Зрители специально приходили в цирк на Цветном бульваре, чтобы увидеть эту удивительную пару артистов.

Известный советский клоун Шуйдин блистал в сатирических скетчах и пантомимах "Маленький Пьер", "Трубка мира", "Карнавал на Кубе", "Розы и шипы".

Михаил Румянцев

Михаила Румянцева большинство знает как Карандаша. Это одно из самых известных сценических имен клоунов СССР. Он родился в Санкт-Петербурге в 1901 году. Румянцев решил стать артистом, когда встретился в Москве с легендарными артистами американского немого кино Дугласом Фербенксом и Мэри Пикфорд.

Румянцев отправляется на курсы сценического мастерства, а потом в школу циркового искусства, учится у главного режиссера цирка на Цветном бульваре Марка Местечкина.

В 1928 году он начинает появляться на публике в образе легендарного в то время Чарли Чаплина. Окончив школу циркового искусства, работает в Казани, Смоленске и Сталинграде. В 1932 году один из самых известных в будущем советских клоунов, список которых он возглавляет по праву, решает отказаться от образа заокеанского артиста. В 1935 году он начинает работать в цирке Ленинграда под псевдонимом Каран Д’Аш. Постепенно он формирует свой собственный уникальный сценический образ, определяется с костюмом и программой выступления.

В 1936 году он перебирается в Москву, где берет в себе напарники небольшого скотч-терьера по кличке Клякса, так начинается карьера советского клоуна Карандаша. Столичная публика была в восторге от нового артиста.

Уникальной особенностью Карандаша были шутки на политические мотивы. К примеру, во времена брежневского застоя он выходил на сцену с большой авоськой, набитой муляжами дефицитных продуктов: красной икрой, ананасами, сырокопченой колбасой. Оказавшись на сцене, он застывал перед зрителями в молчании. Зрители в нетерпении ждали, что же скажет клоун. Через какое-то время он громко объявлял: "Я молчу потому, что у меня все есть. А вы почему?!" При этом сам Румянцев отмечал, что его сценический персонаж никогда не позволял себе ничего лишнего.

На протяжении своей карьеры он выступал не только сольно, но и был клоуном из советского комедийного трио вместе с Никулиным и Шуйдиновым. Его известность была такова, что считалось, что своим появлением на сцене он способен спасти любой спектакль. Гарантированно собирался полный зал. Советский клоун, фото которого можно найти в этой статье, очень добросовестно относился к своей работе, всегда требовал полной самоотдачи от всех помощников, униформистов, осветителей.

Он проработал в цирке практически всю свою сознательную жизнь, целых 55 лет. В последний раз он появился на сцене всего за две недели до своей смерти. В марте 1983 года его не стало. Михаилу Румянцеву был 81 год.

Пожалуй, его знают все. Советский клоун Олег Попов родился в 1930 году в Подмосковье. Карьеру он начал в качестве эквилибриста, выступая на проволоке. В 1951 году он впервые появился на сцене в амплуа коверного клоуна в цирке Саратова, затем перебрался в Ригу. Окончательно он закрепился в этом амплуа, работая под руководством легендарного Карандаша в начале 50-х годов.

Советский клоун Попов создал знаменитый образ Солнечного клоуна. Это был не унывающий ни в каких ситуациях молодой паренек с яркой копной соломенных волос, который появлялся на сцене в клетчатой кепке и полосатых штанах. В своих номерах он часто использовал разнообразные цирковые приемы: жонглирование, акробатику, эквилибристику, пародии, но ключевое место в его выступлениях занимали антре, которые он ставил средствами классической буффонады и эксцентрики. Среди его самых знаменитых номеров "Свисток", "Повар", "Луч".

Отечественные зрители сразу запомнили фамилию знаменитого советского клоуна в клетчатой фуражке. Он выступал не только на сцене, часто появлялся в телевизионных передачах, например, в детской утренней программе "Будильник", часто снимался в кино, обычно в камео, ставил цирковые спектакли в качестве режиссера.

Артист часто отправлялся на гастроли по странам Западной Европы, они в результате принесли ему мировую славу. Советского клоуна в клетчатой фуражке знали во всех странах мира.

После распада Советского Союза Попов отправился в Германию. В 1991 году он поселился в небольшом городке Эглофштайне, начал выступать в собственной цирковой программе под новым сценическим именем Счастливый Ганс.

В Россию он вернулся только в 2015 году, проведя в Германии 24 года. 30 июня состоялось его долгожданное выступление в сочинском цирке в рамках циркового фестиваля "Мастер".

В 2016 году у уже российского клоуна Попова был запланирован тур по России. Его выступления с аншлагом прошли в Саратове. В октябре он приехал в Ростов-на-Дону, где планировал выступить н е менее 15 раз. После этого он собирался отправиться с гастролями в Самару и Екатеринбург.

Его знакомые вспоминают, что еще 2 ноября он был весел, сходил на центральный рынок, планировал отправиться на рыбалку, на местную речку Маныч, чтобы поймать окуней. Вечером он смотрел в гостиничном номере телевизор. Около 23.20 ему стало плохо, сотрудники гостиницы вызвали скорую помощь, но спасти актера не удалось. Как стало известно, он заснул в своем гостиничном номере в глубоком кресле и больше не проснулся.

По решению его жены и дочери он был похоронен в немецком Эглофштайне, где живет его семья. Причем, согласно завещанию артиста, его положили в гроб в клоунском костюме.

Асисяй

Вспоминая знаменитых советских клоунов, фото которых можно обнаружить в этой статье, обязательно необходимо рассказать о Вячеславе Полунине, больше известном по сценическому имени Асисяй.

Этот народный родился в Орловской области в 1950 году. Высшее образование получил в институте культуры в Ленинграде, потом окончил эстрадное отделение в ГИТИСе. Это был знаменитый на всю страну советский клоун Асисяй, актер-мим, автор и постановщик клоунских номеров, масок, реприз и спектаклей.

Именно он стал основоположников известного который с успехом выступал по всей стране. На пик популярности "Лицедеи" вышли в 80-е годы. Асисяй был главным героем этого театра. Самыми популярными стали номера "Асисяй", "Грустная канарейка", "Низзя".

С 1989 году Полунин инициировал в Москве караван бродячих комедиантов, который, выступив из Москвы, с выступлениями прошел по всей Европе, объединив множество сценических площадок в разных странах в единое театральное пространство. С 1989 году фестиваль "Караван мира" проводится ежегодно.

Примечательно, что с 1988 года Полунин живет и работает преимущественно за границей. В 1993 году собрал новую труппу, с которой поставил десяток премьерных спектаклей.

Рассказывая о принципах своей работы, Полунин всегда отмечал, что для него клоунада - новый способ мировидения, это особое восприятие действительности, в рамках которого клоун лечит души зрителей.

Дрессировщик и цирковой артист Владимир Дуров родился в Москве в 1863 году. Еще в молодости он бросил военную гимназию, потому что увлекся цирком. Выступать начал с 1879 года.

В 1883-м обосновался в цирке-зверинце Винклера в Москве. Свою артистическую карьеру начал в качестве силача, затем опробовал амплуа иллюзиониста, звукоподражателя, клоуна, куплетиста. С 1887 году начал специализироваться исключительно как сатирик и клоун-дрессировщик.

Обучение животных целиком построил на принципе кормления, вырабатывая у них условные рефлексы при помощи поощрения, за каждый успешно выполненный трюк животное получало лакомство. Дуров изучал труды Сеченова и Павлова, положив в основу своего метода дрессировки научные достижения.

В собственном доме в Москве он проводил психологические эксперименты над животными, привлекая знаменитых психиатров и психологов, например, Павлова и Бехтерева. Чтобы начать зарабатывать деньги, открыл прямо в своем доме живой уголок, который со временем стали называть Уголком Дурова". В нем он давал платные представления вместе с животными. Например, придумал уникальный знаменитый номер под названием "Мышиная железная дорога".

Эта работа была приостановлена Октябрьской революцией и последовавшей за ней разрухой. Вновь двери "Уголка Дурова" открылись в 1919 году, но уже как не частный, а государственный театр. Самому Дурову разрешили проживать в его бывшем доме, который к тому времени был национализирован.

Уже в Советском Союзе Дуров продолжил опыты по телепатии вместе с известным советским биофизиком Бернардом Кажинским. В 1927 году, уже в статусе советского клоуна, Дуров издал книгу "Мои звери", которые со временем неоднократно переиздавалась и пользовалась большой популярностью.

В 1934 году Владимир Дуров умер в возрасте 71 года. После его смерти дело продолжила дочь Анна, в 1977 году "Уголок Дурова" перешел к ее племяннику Юрию. Сейчас им заведует правнук Владимира Леонидовича - Юрий Юрьевич, продолжая традицию советских и российских клоунов, работающих с животными.

Вспоминая имена клоунов СССР, фото которых представлены в этой статье, обязательно нужно вспомнить про Леонида Енгибарова. который практически всю карьеру выступал в образе "грустного клоуна".

Он родился в Москве в 1935 году. В 20 лет поступил в цирковое училище на отделение клоунады. С 1959 года начал выступать на манеже Новосибирского цирка. Затем появлялся на сцене цирков Тбилиси, Харькова, Минска, Воронежа. Собирая полные залы в Советском Союзе, отправился на заграничные гастроли в Польшу, где его тоже ждал успех.

В 1962 году Енгибарову вручили медаль в Ленинграде за лучший номер, там же он познакомился с Роланом Быковым и Марселем Марсо. Эти встречи сыграли важную роль в его карьере, с Быковым они остались друзьями до конца жизни.

В 1963 году Енгибаров стал известен и как киноартист. Он снялся в кинокомедии Левона Исаакяна и Генриха Маляна "Путь на арену" - в главной роли клоуна Лени, который решает работать в цирке, несмотря на протесты родителей, которые желают ему другого будущего.

Через год Енгибаров появляется в классической исторической мелодраме Сергея Параджанова "Тени забытых предков". Он играет роль немого пастуха, доказав, что способен не только на юмористические, но и на трагические роли.

В 1964 году "грустный клоун" уезжает в Прагу, где побеждает на профессиональном конкурсе. Там же впервые публикуются его новеллы, оказывается, Енгибаров еще и талантливый писатель. В Праге у него рождается дочь Барбара, ее мать - чешская журналистка и художница, которую зовут Ярмила Галамкова.

В 1966 году на советские экраны выходит документальный фильм, посвященный артисту, "Леонид Енгибаров, знакомьтесь!".

К концу 70-х он объезжает с гастролями весь Советский Союз, больше всего его ценят зрители в Киеве, Одессе, Ленинграде и Ереване. В 1971 году Енгибаров в соавторстве с коллегой Беловым выпускает спектакль под названием "Звездный дождь". Его демонстрируют в столичном театре эстрады. После Енгибаров покидает цирк, чтобы основать свой собственный театр с моноспектаклями, наполненными клоунадами, репризами и разнообразными трюками. Так появляется постановка "Причуды клоуна".

В Ереване издается книга новелл Енгибарова "Первый раунд". Тогда же он снимается у Тенгиза Абуладзе в комедии-притче "Ожерелье для моей любимой" в образе клоуна Сугури. В начале 70-х он гастролирует со своим театром по всей стране, сыграв за 240 дней 210 спектаклей.

Закончилась яркая карьера Енгибарова внезапно и трагически. Летом 1972 года он приезжает в отпуск в Москву. Начинает работать над новым спектаклем. Июль в том году выдался невероятно жарким и сухим. К тому же под Москвой горят торфяные болота, в отдельные дни в столице смог такой, что человека нельзя разглядеть с расстояния в несколько метров.

24 июля Енгибаров возвращается домой после концерта в Он плохо себя чувствует из-за подхваченной ангины, которую переносит на ногах. Его мать Антонина Андриановна готовит ужин и уходит к подруге ночевать. Наутро она обнаруживает, что Леонид еще не вставал.

К вечеру ему становится плохо, он просит вызвать ему бригаду скорой помощи. Когда врачи приезжают, артисту становится лучше, он даже начинает отпускать комплименты в адрес медсестры. Но еще через два часа его состояние снова ухудшается. Мать снова вызывает скорую. Енгибаров просит бокал холодного шампанского, от которого у него сужаются сосуды, состояние только ухудшается. Прибывшие во второй раз врачи не в силах ему помочь, клоун умирает от хронической ишемической болезни сердца.

По мнению докторов, причиной стал тромб, который образовался из-за того, что сын вернулся уже больным с гастролей и репетировал спектакли с ангиной. В момент смерти Енгибарову было только 37 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Многие восприняли его гибель как личную трагедию.

Народный артист РСФСР получил известность как дрессировщик кошек. Он родился в Подмосковье в 1949 году. Стать клоуном мечтал с самого детства. Но в цирковое училище его не брали семь лет подряд.

Наконец, в 1963 году он поступает в профессионально-техническое училище на печатника, но в свое месте не отчаивается. Работая в типографии "Молодая гвардия", вечерами занимается в народном цирке при ДК "Красный Октябрь". В 1967 году становится лауреатом конкурса художественной самодеятельности.

На заключительном концерте конкурса его замечают артисты цирка на Цветном бульваре, Куклачева все-таки приглашают в цирковое училище. В 1971 году он становится дипломированным артистом Союзгосцирка, в котором работает до 1990 года. Его образ - это простодушный, но в тоже время немного лукавый скоморох из народа в стилизованной русской рубахе. Изначально работает под псевдонимом Василек.

В поисках своей собственной изюминки Куклачев еще в середине 70-х решает, что в его выступлениях должна появиться кошка. Считается, что они сложно поддаются дрессировке, но Куклачеву удается успешно с ними работать. Со временем труппа животных стала пополняться все новыми хвостатыми артистами, это позволило сделать уже несколько номеров с животными.

Именно номера с кошками принесли Куклачеву всесоюзную популярность, он имел успех и на зарубежных гастролях.

В 1990 году артист цирка получает в свое распоряжение здание бывшего театра "Призыв", расположенного на Кутузовском проспекте. Вскоре на его базе он открывает один из первых частных театров в стране, который со временем получает названием "Театр кошек Куклачева". Оказывается, что это первый кошачий театр в мире, немедленно он становится известным далеко за пределами России.

В 2005 году театр получает статус государственного, а помимо кошек в репризах появляются собаки.

Сейчас Куклачеву 69 лет, он продолжает свою работу в кошачьем театре.

Эвелина Бледанс

Российская актриса латышского происхождения начинала в качестве клоунессы. Она родилась в Ялте в 1969 году. Окончила актерский факультет института сценических искусств в Ленинграде.

Первая известность к ней пришла в 1999 года, когда она засветилась в составе комик-труппы "Маски", выпускавшей популярные телешоу, основанные на клоунаде, пантомиме и эксцентрике. Артисты выделялись тем, что работали в жанре немого кино. Придумывал и реализовывал все проекты художественный руководитель Георгий Делиев, который сам был одним из артистов комик-труппы.

В 90-е годы на экраны выходил знаменитый телесериал "Маски-шоу", всего удалось отснять пять сезонов, которые насчитывают практически двести эпизодов.

После этого Эвелина Бледанс получила известность как телевизионная и киноактриса.

Клоун стал настолько популярным образом в Советском Союзе, что его можно часто встретить и за пределами цирковой арены. Например, большим спросом в СССР пользовалась советская игрушка клоун, которая считалась особенным подарком на любой праздник, а особенно на день рождения.

В юмористической программе эстрадного артиста Евгения Петросяна, которая была популярна в 90-е годы, игрушка клоуна стала символом, ее можно всегда увидеть на заставке проекта.

Советский мультик про клоуна "Кот и клоун" тоже демонстрирует, насколько эти артисты были популярны. Он вышел на экраны в 1988 году, режиссер - Наталия Голованова.

Мультфильм снят в духе классической буффонады, в которой рассказывается история старого клоуна, который много лет посвятил работе в цирке. На своем веку он повидал многое, его уже сложно чем-то удивить. Но это удается волшебному коту, который способен превращаться во всевозможные предметы.

В этом 10-минутном мультфильме демонстрируется напряженная и непримиримая борьба между героями, каждый из которых обладает сильным и непокладистым характером. С одной стороны оказывается пожилой клоун, а с другой - задиристый, наивный и временами откровенно грубоватый кот. Заканчивается это необычное произведение очень неожиданно: кот в самом конце превращается в мальчика.

Карандаш - Михаил Румянцев

Михаил Румянцев (сценический псевдоним - Карандаш, 1901 – 1983) – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Народный артист СССР (1969).
В 40-50-х годах Карандаш начинает привлекать в свои выступления помощников, в числе которых выделялся Юрий Никулин, а так же Михаил Шуйдин, которые в последствии составили великолепный у
клоунский дуэт. Клоун был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.
Михаил Николаевич Румянцев проработал в цирке 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.
Михаил Николаевич Румянцев скончался 31 марта 1983 года.
Сегодня имя Михаила Николаевича Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Юрий Никулин

Юрий Никулин (1921 – 1997) – советский цирковой артист, киноактер. Народный артист СССР (1973), Лауреат Государственной премии РСФСР (1970)

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье.

Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Юрию Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто. В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность.
После смерти Шуйдина Юрий Владимирович в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.

Солнечный клоун - Олег Попов

Олег Попов – советский клоун и актер. Народный артист СССР (1969).
Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку.

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, – клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины. Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс.

Казимир Плучс


Казими́р Петро́вич Плучс (5 ноября 1894 - 15 февраля 1975) - цирковой артист, белый клоун, псевдоним «Роланд». Заслуженный артист Латвийской ССР (1954).

Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска. С 1910 года Казимир становится участником акробатической труппы «Римские гладиаторы», а с 1922 начинает выступать в излюбленном жанре. Роланд работал с такими артистами как Коко, Анатолий Дубино, Савелий Крейн, Евгений Бирюков и в паре с комиком Эйженом. В 1955 году он сыграл привычную для себя роль «белого клоуна» в фильме «За витриной универмага», но в титрах указан не был. Через два года после выхода фильма Казимир Петрович покидает арену цирка и всецело посвящает себя литературной деятельности. Написанная Роландом в 1963 году книга «Белый клоун» стала пособием для цирковых артистов жанра, в котором Плутчса называли лучшим из лучших.

Константин Берман

Константин Берман (1914-2000).
Во время войны Берман выступал в составе фронтовых бригад на Брянско -Орловском направлении фронта.. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. Эта простенькая реприза на фронте не изменно встречалась дружным солдатским хохотом.

В 1956 году Берман стал заслуженным артистом РСФСР.

Берман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран.

Леонид Енгибаров

Леонид Енгибаров (1935 – 1972) – цирковой актер, клоун-мим. Обладая неповторимой индивидуальностью, Леонид Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз.


Умер великий клоун 25 июля 1972 года в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Юрий Куклачев

Юрий Куклачев – руководитель и основатель Театра кошек, Народный артист РСФСР.

Приобрел славу, первым в СССР занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек («Кошкин дом», с 1990). В 2005 году Театр кошек Куклачева получил статус Государственного Театра кошек в Москве. В настоящее время в единственном в мире Театре кошек создано более 10 спектаклей. Кроме Юрия Куклачева в Театре кошек выступают его сыновья - Дмитрий Куклачёв и Владимир Куклачёв. Спектакли Дмитрия Куклачева отличаются тем, что все трюки с кошками в них делаются в течение чёткого сквозного сюжета. Юрий Куклачев - основатель образовательного проекта «Международная Ассоциация Школа Доброты». Помимо спектаклей с кошками Юрий Куклачев регулярно проводит «Уроки Доброты» в школах, детских учреждениях и даже в детских колониях в разных городах России.