Смешное и трагическое в сказке М. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть

«Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего!» Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы». Начались грабежи и разбои, люди остервенились. Совесть же валялась на дороге и «всякий швырял ее, как негодную ветошь», удивляясь, «каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие».

Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние: «из тьмы постыдного прошлого» выплыли все позорные поступки, совершенные им. Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая «крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою» . Сознание проснулось в человеке, но «указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения». Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч. Этому торговцу и подсунул несчастный совесть «в тряпице».

Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака — о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву. Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу. День был базарный, народу на улицах было много. Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец.

Квартальному надзирателю всегда дают взятки. На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг — видит добро, да понимает, что оно чужое. Мужики стали над ним посмеиваться — привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара «без кульков». Жена оскорбилась, обедать не дала. Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился — «стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его». Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто (а совесть-то в кармане!), опять стыдно стало людей грабить. Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость. Стал деньги раздавать, все роздал. Мало того, захватил с собою по дороге «нищих видимо-невидимо», чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить «странных людей», сам пальто снял... И удивился: что з.а люди по двору бродят? Высечь их, что ли? Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить — не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий «побьется малое дело, а выдержит!». И отправила совесть почтой.

И сам Самуил Давыдович, и его дети прекрасно разбираются в способах извлечения денег из чего бы то ни было. Даже младшие сыновья соображают, «сколько последний должен первому за взятые заимообразно леденцы». Совесть в таком семействе вовсе ни к чему. Бржоцкий нашел выход. Он давно обещал некоему генералу сделать благотворительное пожертвование. К сотенной ассигнации (собственно пожертвованию) была приложена и совесть в конверте. Все это было вручено генералу.

Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!»

«Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Зачем человеку совесть?(урок литературы в 7 классе.М.Е. Салтыков-

Щедрин «Пропала совесть»)

Цели.

Образовательные .

Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».

Совершенствовать навыки анализа текста.

Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе. Развивающие.

Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать;

Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.

Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.

Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.

Воспитательные.

Воспитывать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию;

Заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.

1.Просмотр мультфильма «Лунтик-совесть».

А) Беседа.

А что такое совесть? Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части.

(На доске. СО + ВЕСТЬ → СОВЕСТЬ).

Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой. (Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно, …)

Что эти слова обозначают? (Совместное действие).

С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом)

А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни)

Как вы понимаете значение этого слова?(распечатки с определением совести из словарей). Выбрать ключевые слова и выражения и записать определение совести.

Б) Выберите и запишите одну наиболее понравившуюся пословицу и своими словами поясните смысл.

За совесть да за честь - хоть голову снесть

Без стыда лица не износишь.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

Без совести и при большом уме не проживешь.

Нечистая совесть спать не даёт.

Хоть мошна пуста, да совесть чиста.

Богатый совести не купит, а свою погубит.

Где говорят деньги, там молчит совесть.

Говори по делу, живи по совести

Совесть мучит, снедает, томит и убивает.

2.Анализ сказки «Пропала совесть»

А) Беседа:

А в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина мы встретили какое наименование совести? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, негодная ветошь, вопиющее безобразие, негодная тряпица и т. д.)

Поэтому я предлагаю вам на примере сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть» решить для себя: нужна ли « надоедливая приживалка»? Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас.

Б) Обратимся к тексту сказки. Прочитайте 1 и 2 абзацы.

Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)

Какой приём при этом используется? (Ирония.) Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)

Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.

В) Работа в группах. (Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).

Создано 4 группы работают с текстом.

Задания группам (от лица героя рассказать историю, которая с ним произошла, опираясь на предложенные вопросы)

Как попадает совесть к пьянице?

Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?

Каким он выглядит?

Кто такой Прохорыч?

Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?

Каким он выглядит?

Каким образом расстаётся с совестью?

Кто такой Ловец?

Что сделала совесть с надзирателем?

Меняется ли он?

Каким образом расстаётся с совестью?

Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.

Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?

Как избавляется от неё?

Что почувствовал, когда избавился от совести?

Примерные ответы.

1 группа рассматривает образ пьяницы.

Как совесть к нему попала? (Позарился с пьяных глаз)

Какие изменения чувствует, получив совесть? (Словно пронзила электрическая струя, возвращающая горькое сознание действительности, тупой страх, предчувствие грозящей опасности память извлекала подробности насилий, измен, сердечной вялости, неправд, прошлое кажется сплошным безобразным преступлением, он подавлен … « Льются рекой бесполезные пропойцевы слёзы», находка разрывает его сердце на части.)

Каким он выглядит? (Жалким.)

Каким образом избавляется от совести? (Прячет в карман, озираясь, крадучись, потихоньку, нечестно вкладывает совесть в руку Прохорычу).

2 группа рассматривает образ Прохорыча.

Кто такой Прохорыч? (Заведует кабаком, питейным заведением, спаивает людей).

Что он почувствовал, когда получил совесть? (Некоторое время стоял с вытаращенными глазами, крупные капли пота выступили на его лбу, заливается горькими слезами…Затрясся и побледнел.)

Каким он выглядит? (Не видит будущего, а настоящее и прошлое печально. Остаётся мне только помереть)

Каким образом расстаётся с совестью? (Жена избавляется).

3 группа рассматривает образ Ловца.

Кто такой Ловец? (Надзиратель).

Что сделала совесть с надзирателем? (Начало коробить. Это болезнь со мной какая нибудь. Не может брать чужое, появляются такие качества как робость, застенчивость, просит прощения, даёт денег, хочет накормить нищих)

Меняется ли он? (Да, когда снимает пальто, где в кармане лежит совесть).

Каким образом расстаётся с совестью? (Жена посылает в конверте финансисту Бржоцкому).

4 группа рассматривает образ Самуила Давыдыча Бржоцкого.

Кем является герой? Расскажите о его семье.

Что почувствовал финансист, получив совесть? («Заметался во все стороны, словно угрь на угольях», завопил, трясясь всем телом, испытал мучения, геройски вытерпел самые лютые истязания).

Как избавляется от совести? (Пожертвовал в благотворительное учреждение к знакомому генералу)

Что почувствовал, избавившись от совести? (Облегчение. «В тот же вечер…»).

Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда»

М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести.

Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).

А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Зачитайте три последних абзаца сказки.

Эти слова, полные не только любви, но и надежды, - завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу.

Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался.

В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть. Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин.

Е)С каким образом вы ассоциируете совесть?

Работа с рисунком.

Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую.

Защита проекта.

Вот такую совесть увидели ребята. (Жёлтый - это свет, красный-сердце, белый-чистота, крылья - полёт. Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы. В сердце ребенка поместил писатель совесть. «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть…»)

Домашнее задание.

Написать продолже ние сказки. Пофантазируйте: Каким вырастит этот ребёнок? А может быть, следующим человеком, к которому попадёт совесть после мещанина, будет школьник.


Совесть – это то, что очищает человека и облагораживает его, побуждает задумываться о поступках, которые он совершает.

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина пропадает совесть. Однажды её находит пьяница ("пропоец"), и к нему тут же приходит осознание действительности: он вспоминает всё, что когда-либо с ним происходило, и винит себя, что не прожил свою жизнь иначе ("жалкому пропойцу всё его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением", "процесс самоосуждения, которому он подвергает себя, бьёт его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд").

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Пропоец спешит избавиться от своей находки и отдаёт её Прохорычу, владельцу питейного дома ("кабака"). Проснувшаяся совесть шепчет ему: "А ведь куда скверно спаивать бедный народ". Прохорыч сквозь слёзы начинает доказывать людям, что "в вине заключается источник несчастья для каждого человека". Поняв, что он своими руками "спаивает бедный народ", решает, что ему ничего не остаётся, кроме как самому помереть или разорить предприятие.

Арина Ивановна, жена кабатчика, сунула совесть в карман пальто Ловца, "порядочного лихоимца" (ростовщика, берущего большие проценты). Под её влиянием Ловец не смог ничего взять с мужиков, хотя обычно он делает это свободно и без стеснения. Сняв дома пальто, Ловец становится прежним, однако когда он надевает его снова, в нём вновь играет совесть. Тогда раздаёт на базаре все деньги, что у него были, и даже решает накормить мужиков. Поняв, что он натворил, гонит всех со двора, а сам укладывается женою в постель.

Ловчиха отправляет совесть по почте Самуилу Давыдычу Бржоцскому.

Самуил Давыдыч, поражённый силой совести, жертвует на благотворительность сотенную ассигнацию, запрятав в тот конверт и свою мученицу. Конечно, вернуть долги совесть его так и не заставила: этот с виду тщедушный выдерживает "самые лютые истязания".

Так бедная, изгнанная совесть пребывала у многих тысяч людей, шатаясь по белому свету, но никто не хотел "приютить", а желал "отделаться от неё, сбыть".

Вскоре случается так, что совесть попадает к "мещанишке" и просит его схоронить её в сердце "маленького чистого русского дитя". Мещанишка так и поступает, поэтому совесть в том мальчике начинает расти, как и он сам. Станет человек большой – станет и в нём совесть большая. "Исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама".

Обновлено: 2018-05-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Чистая совесть — самая лучшая подушка.

Г. Ибсен

Среди огромного наследия Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. В них фантастика сплетается с реальностью, комическое соче-тается с трагическим. Сказка «Пропала совесть» рассказывает о том, как изменилась жизнь, когда из нее пропала, исчезла совесть. Все вроде оставалось по-прежнему, но «в жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка». Легче стало обманывать, хитрить, наушничать, пресмыкаться, ловчее стало подставлять ближнему ногу, удоб-нее льстить.

В сказке совесть превратилась в «негодную тряпицу», от которой каждый стремился поскорее избавиться. И еще Щедрин назвал ее «надоедливой приживалкой». «Что же произошло с людьми?» — спрашивает автор. И сам отвечает на свой вопрос: люди «остер-венели». Пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение.

«Негодная тряпица» валялась на дороге, и всякий кому не лень отшвыривал ее от себя, пока эту ненужную вещь не поднял какой-то пропойца в надежде получить на шкалик. Поднял — и голова его прояснилась, а вся жизнь стала казаться «сплошным безобразным преступлением». Но, увы, от этого ему стало совсем тошно. И он сбыл эту обузу Прохорычу, который торговал в питейном заведении. «Скверно спаивать бедный народ», — начала шептать ему совесть. Обезумевший кабатчик стал доказывать посе-тителям, что вино — источник всех их несчастий. Прохорыч уже собрался всю посуду перебить и вино в канаву вылить, но тут вмешалась его жена, которой не коснулась такая благодать, как совесть. Выкрав у мужа совесть, она сунула обременительную тряпицу в карман квартального надзирателя по фамилии Ловец. Ловец, по выражению автора, был «малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно». А тут прошел по базару, ничего не взял, с пустыми руками вернулся домой. И все повторял одну фразу: «Перед лицом моей совести свидетельствуюсь...» Ловец, раздав все деньги, просил прощения, привел нищих к себе во двор и велел накормить.

Проверив карманы пальто мужа, жена нашла грязную тряпицу — совесть. Положив

ее в конверт, она отправила совесть «финансисту и железнодорожному изобретателю»

Бржоцскому. Семья «финансиста» сидела за обедом, когда хозяин получил конверт.

Выход он нашел быстро: решил сделать пожертвование. Вынув щипчиками совесть,

Бржоцский переложил ее в другой конверт, добавил сотенную ассигнацию и отнес

свету, и никто не хотел ее приютить, каждый только и думал, чтобы сбыть совесть с

рук. Взмолилась совесть и попросила самого бедного человека, который торговал

пылью в проходном дворе, найти маленькое дитя, может, он потом с совестью в люди

выйдет... Так все и произошло. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем

совесть. Щедрин заканчивает сказку обнадеживающими словами: «И исчезнут... все

неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распо-ряжаться всем сама».

Такова правда жизни в сказке Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». К сожалению, все, о чем рассказал автор, имеет продолжение и в нашей жизни. Смешного в сказке почти нет, а трагическое — в cамом названии. И нам бы всем над этой сказкой задуматься и понять: совесть пропала... — это трагедия и для человека, и для общества!

Это второй урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

Тип урока: комбинированный, групповая работа.

Вид урока: исследование, урок-практикум.

Методические приёмы: ИКТ, технологии критического мышления и дифференцированного обучения

Первый урок – подготовка к данному уроку: чтение сказки, запись вопросов, которые возникли при чтении, нахождение выразительных средств языка и определение их роли в тексте. На дом было дано задание: перечитать сказку и проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Даю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай. Гуляй, где угодно, Ходи с ним повсюду, Рисуй что захочешь, Сердиться не буду. Но лучше на нем Рисовать не учись ты, Пускай мое сердце Останется чистым. (Перевод А.Барто от имени Мартинко Фельдека, 4 года)

Поговорим о совести. (на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть») 1) Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? 2) Нужна ли человеку совесть или нет? 3) Где ей место? На полу в узелке или в душе человека? 4) Д ля чего она нужна в современном мире? Цель: осмысление понятия совести как ответственности за свои поступки на основе анализа художественного текста. Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире?

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? 1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка). 2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой) 3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? Вывод: С овесть стала людям в тягость, она мучила их. « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.

«…Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Домашнее задание На «5»: Написать развернутый ответ на вопрос: Зачем человеку совесть? На «4»: Выписать (по выбору) 5 пословиц о совести у разных народов мира и ответить на вопрос: Почему эта нравственная категория важна для всех людей, независимо от национальности?

Предварительный просмотр:

Тема: Поговорим о совести. (Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)

Тип урока: комбинированный, групповая работа.

Вид урока: исследование, урок-практикум.

Цели:

Образовательные.

  • Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
  • Совершенствовать навыки анализа текста.
  • Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX

Развивающие.

  • Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать.
  • Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
  • Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
  • Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.

Воспитательные.

  • Воспитывать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию.
  • Заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.

Оборудование: материалы для групповой работы (карточки с заданиями, бумага, фломастеры), материалы для индивидуальной работы (с учетом уровня подготовки)
мультимедийный проектор для демонстрации презентации, тексты художественных произведений, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в урок. (Стадия вызова)

На первом уроке литературы в 9 классе мы говорили с вами, что

Литература – это исповедь.

Под видом исповеди – проповедь…

Так вот, сегодня у нас как раз урок – исповедь, урок – проповедь, а исповедоваться нам будет М.Е.Салтыков-Щедрин.

А начну я свой урок со стихотворения четырехлетнего мальчика Мартинко Фельдека из Словакии, который нарисовал сердце на листке бумаги и подарил своей маме с такими словами: Слайд - 1

Даю тебе сердце

На листике белом,

Дарю тебе сердце,

Что хочешь с ним делай.

Гуляй, где угодно,

Ходи с ним повсюду,

Рисуй что захочешь,

Сердиться не буду.

Но лучше на нем

Рисовать не учись ты,

Пускай мое сердце

Останется чистым.

(Перевод А.Барто от имени Мартинко Фельдека, 4 года)

Понимал ли он, какая большая мысль в его строчках? Найдите эти строчки.

Какие ассоциации у вас вызывает фраза "чистое сердце"?

На доске: Чистое сердце – это …

II. Формулировка темы урока, постановка цели и задач.

1. Тема урока.

Чистое сердце – чистая совесть. Устами младенца глаголет истина. Сегодня на уроке я приглашаю вас поговорить о совести. Слайд - 2

2. Цели урока.

Примерные вопросы: Слайд - 2

2) Нужна ли человеку совесть или нет?

3) Где ей место? На полу в узелке или в душе человека?

4) Нужна ли она обществу в целом и отдельному человеку в частности?

По данным вопросам сформулируйте цель нашего урока.

Все правильно, а мне как учителю остается только ее сформулировать. Слайд - 2

Какие два из данных вопросов будут ключевыми?

Проблемный вопрос: Слайд - 2

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире?

III. Анализ сказки. (Стадия осмысления)

- Итак, совесть и человек. Поразмышляем над проблематикой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». (Чтение 1, 2 абзаца).

Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (Многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)

Какой приём при этом используется? (Ирония. Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)

А какой стала совесть без человека? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, вопиющее безобразие).

Люди освободились от совести, и она стала ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают, подбрасывают друг другу. Итак, начинается путешествие совести. Хотя я назову другое слово - мыта ′ рства. Почему мытарство, а не путешествие? Мытарства, т.к. это не просто путешествие, это бедствия, страдания, скитания.

Первая половина проблемно вопроса звучит так: Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните индивидуальные и групповые задания. (Раздать задания)

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»?

Для начала давайте узнаем, что же такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? (Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас). Слайд - 3

3) Совесть - (Толковый словарь Даля)

1. Презентация задания 1.

Вернемся к нашей сказке. Грустное начало. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.

2. Презентации групп (задание 2):

Совесть появилась у ….

1 группа – горького пьяницы

2 группа – хозяина кабака, торгующего спиртным

3 группа – квартального надзирателя

4 группа – очень скупого и богатого финансиста, банкира.

М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести. Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).

Почему герои сказки избавляются от совести?

- Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина «Пропала совесть»? Слайд - 4

Вывод: совесть стала людям в тягость, она мучила их. « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.

Актуальна ли эта проблема? (У человека есть право выбора).

Значит, это проблема вечная. А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Обратимся к финалу произведения (чтение)

«И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.

Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.

За что вы меня тираните! - жаловалась бедная совесть, - за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?

Что же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? - спросил, в свою очередь, мещанинишка».

Какие слова здесь будут ключевыми?

Почему совесть просит отыскать для нее «маленькое русское дитя» и поселить её в его сердце? (Как вы думаете, является ли совесть природным свойством человека или плодом воспитания? Почему?)

«…Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

В чём смысл финала? (Салтыков – Щедрин надеется, что молодое поколение не бросит совесть как негодную ветошь, не попытается от совести избавиться, а с его помощью выйдет она в люди).

Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую. А какой видят совесть ребята?

3. Презентация группы художников (Задание 3).

Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы.

Чему учит сказка? (Письменный ответ).

VI . Подведение итогов

Для чего нужна совесть в современном мире?

1. После ответов детей презентация задания 4 (Балаклеец Д.)

Вывод: Совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу. С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло, ведь не надо тогда стыдиться перед самим собой, хорошим, который живет внутри каждого из нас. Совесть нужна каждому человеку для развития его души, и если она на время куда-то пропадёт, выпадет из души, надо срочно вешать объявление:

2. Презентация задания 5 (Ушаков).

- Вы помните, какие цели поставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы их?

V. Домашнее задание.

На «5»: Написать развернутый ответ на вопрос: Зачем человеку совесть?

На «4»: Выписать по выбору 5 пословиц о совести у разных народов мира и ответить на вопрос: Почему эта нравственная категория важна для всех людей, независимо от национальности?

Дифференцированное задание:

Задание 1. Прочитайте определения слова «совести» и ответьте на вопрос: Какое определение вам кажется более полным? Почему?

1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)

3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

Задание 2 . Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект.

Задание 3 (по группам)

Совесть появилась у

1 группа - горького пьяницы

2 группа – хозяина кабака

3 группа – квартального надзирателя

4 группа – очень скупого и богатого финансиста, банкира.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у ….

с совестью

без совести

Задание 4 . Напишите объявление о пропаже совести:

Объявление

Пропала совесть!!!

Особые приметы:________________________________________________________________. Нашедшего просим _____________________________________________ .

Предварительный просмотр:

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у горького пьяницы

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у очень скупого и богатого финансиста, банкира

с совестью

без совести

Какое определение вам кажется более полным? Почему?

1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)

3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


КУЛЬТУРА

А. С. ЯкореваМетрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций. Конспект лекций метрология Лекции по метрологии

А. С. ЯкореваМетрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций. Конспект лекций метрология Лекции по метрологии

Метрология, стандартизация и сертификацияГлава 1 Метрология§1 Объект и предмет метрологииМетрология (от греч. «metron»– мера, «logos» – учение) – это наука об измерениях, методах и средствах...
Боза напиток болгария. Буза – не «ерунда»! Готовим старинный тюркский напиток «буза. Технология производства бузы

Боза напиток болгария. Буза – не «ерунда»! Готовим старинный тюркский напиток «буза. Технология производства бузы

Как известно, слово «буза» в русском языке – синоним слов «чушь», «чепуха», «ерунда». Почему так сложилось – непонятно. Ведь буза – традиционный напиток тюркских народов, оригинальный аналог нашего...
О ведомственных наградах министерства образования и науки российской федерации

О ведомственных наградах министерства образования и науки российской федерации

Давайте разберемся с такими вопросами в данной статье. Начнем с того, какие законы регулируют присвоение титула и в чем его связь со статусом «Ветеран труда». Содержание Бесплатная консультация...
Редька на зиму: золотые рецепты с фото Квашение капусты с редькой

Редька на зиму: золотые рецепты с фото Квашение капусты с редькой

Редька на зиму – это отличная заготовка, которая поможет получить заряд витаминов. Можно приготовить салат, маринованные корнеплоды и т.д. Обо всем разнообразии заготовок вы узнаете из статьи. Как...
Подача заявления на усн при регистрации ип

Подача заявления на усн при регистрации ип

Для субъектов бизнеса НК предусматривает несколько льготных систем расчета налогов. Одним из них является УСН. Упрощенка является наиболее популярной системой у субъектов, которые считаются малым...
Игра в бисер в контексте культуры

Игра в бисер в контексте культуры

Игорь Леонидович Волгин родился 6 марта 1942 году в Перми, куда во время войны семья была эвакуирована из Москвы. Окончил московскую школу № 626 и в 1959 году поступил на исторический факультет...
Тыквенный суп-пюре с имбирем на страже стройной фигуры Полезный тыквенный суп

Тыквенный суп-пюре с имбирем на страже стройной фигуры Полезный тыквенный суп

Полезный суп из тыквы для похудения нужно готовить по специальному рецепту, куда не входят вредные и высококалорийные продукты, вроде сливочного масла. Постное блюдо понравится худеющим, потому что...
Натуральные числа Как находить натуральное число

Натуральные числа Как находить натуральное число

Простейшее число — это натуральное число . Их используют в повседневной жизни для подсчета предметов, т.е. для вычисления их количества и порядка. Что такое натуральное число: натуральными...
Магия деревьев: установление связи с деревьями Дриз дерево прячет корни в

Магия деревьев: установление связи с деревьями Дриз дерево прячет корни в

На ветках дерева не видно разноцветных фантиков с леденцами или маленькими шоколадками , но своеобразные конфеты на нем , без сомнения , растут . Иначе откуда такое необычное...
Старообрядческое крестное знамение

Старообрядческое крестное знамение

Рассуждая о крещении, стоит упомянуть о крестном знамении и нательном крестике. Многие христиане утверждают, что крестное знамение уходит корнями в апостольское учение. Однако это не так. В...