Старуха изергиль сочинение. Cочинение «Старуха Изергиль Герои ранней романтической прозы М.Горького

  • Материал для
  • подготовки
  • к итоговому сочинению по
  • тематическому направлению
  • „Опыт и ошибки“
  • Автор работы:
  • учитель русского языка и литературы МАОУ «Володарская СОШ»
  • Садчикова Ю.Н.
  • «Опыт и ошибки»
  • В рамках данного направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, рассуждения о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
  • Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
  • Толкование понятий
  • Опыт - то прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает;
  • человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях и пороках…
  • Опыт - единство знаний и навыков (умений), приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания...
  • Ошибки - неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность.
  • Опыт всему учитель. Ю. Цезарь
  • Опытность - это школа, в которой уроки стоят дорого, но это - единственная школа, в которой можно научиться. Б. Франклин
  • Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым. У. Эмерсон Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи
  • Кто, опыт отринув, делами вершит - в грядущем немало увидит обид. Саади
  • Высказывания об опыте и ошибках
  • К беде неопытность ведет. А. С. Пушкин
  • Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.
  • Ф. Бекон
  • Наши истинные учителя - опыт и чувство. Ж. –Ж. Руссо
  • Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Карлейль
  • Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения. Ж. Санд
  • Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
  • За ошибку у нас хотя и бьют, но с ног не сбивают.
  • Кто в своих ошибках не кается - больше ошибается.
  • Нога споткнется, а голове достается.
  • Ошибка начинается с малого.
  • Ошибка учит людей уму-разуму.
  • Пословицы и поговорки об опыте и ошибках
  • Страх ошибок опаснее самой ошибки.
  • Ошибся, что ушибся - вперед наука.
  • Кто в своих ошибках не кается - больше ошибается. Молодому ошибка - улыбка, старому - горькая слеза. Нога споткнется, а голове достается.
  • Ошибка начинается с малого.
  • Ошибка учит людей уму-разуму.
  • Сел в лужу, несмотря на стужу.
  • Тот не ошибается, кто ничего не делает.
  • Ошибка на ошибке едет и ошибкой погоняет.
  • Пословицы и поговорки об опыте и ошибках
  • Одни учатся на опыте других, а иные на своих ошибках. Бенгальская
  • Долгий опыт обогащает ум. Арабская
  • Долгий опыт ценнее черепахового панциря. Японская
  • Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений. Таджикская
  • Только опыт создает настоящего мастера. Индийская
  • Лучше пусть опытный волк съест, чем неопытный. Армянская
  • Неопытность молодцу не укор. Русская
  • Из семи печей хлебы едал (т.е. Опытен). Русская
  • Примерные темы сочинений
  • Человек учится на ошибках.
  • Имеет ли право человек на ошибку?
  • Почему нужно анализировать свои ошибки?
  • Согласны ли в с тем, что ошибки - это ключевой компонент жизненного опыта?
  • Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить - не поле перейти”?
  • Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
  • «И опыт, сын ошибок трудных…» (А. С. Пушкин)
  • Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений
  • Рекомендуемые произведения
  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • А. И. Гончаров «Обломов»
  • И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. А. Шолохов «Тихий Дон»
  • Д.И. Фонвизин «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»
  • Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе»
  • В.А. Каверин «Открытая книга»
  • Вариант вступления
  • Говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих. И это действительно так. Зачем совершать те же ошибки и попадать в такие же неприятные ситуации, в которых уже побывали твои близкие или друзья? Но чтобы такого не случилось, нужно действительно быть разумным человеком и осознавать, что какой бы ты умный не был, самый ценный для тебя опыт в любом случае – это опыт других людей, у которых жизненный путь длиннее твоего. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак, а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться. А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойденным знатоком жизни и не задумывается над своими поступками и своим будущим.
  • Вариант вступления
  • Всю свою жизнь мы пытаемся добиться желаемых целей, хотя часто при этом допускаем ошибки. Все эти трудности люди переносят по-разному: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается весь смысл человеческой жизни. Жизнь - это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в этой борьбе появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния. Потому что это ваши собственные ошибки, на которые вы имеете право. Будет что вспомнить в будущем, когда желаемое будет достигнуто, «раны» заживут и даже станет немного грустно, что все это уже позади. Никогда не нужно оглядываться назад, сожалеть о сделанном или, наоборот, несделанном. Это только пустая трата энергии. Полезно только проанализировать опыт прошлых ошибок и хорошенько обдумать, что сделать, чтобы в будущем их избежать
  • Вариант вступления
  • Как часто мы ошибаемся? Иногда, всю свою жизнь жалеем о содеянном. Грустно и печально осознавать, когда при определенных обстоятельствах кого-то можно потерять, по глупости. Но такова реальная жизнь, все мы совершаем ошибки. Суть вопроса заключается в том, чтобы люди научились прощать, давали второй шанс, чтобы все исправить. Как, казалось бы, мало просим, но как сложно это воплотить в жизненное бытие. Один не очень известный писатель написал: «Каждое действие человека в зависимости от взгляда, является одновременно и правильным и ошибкой». На мой взгляд, в этих слова глубочайший смысл.

«Старуха Изергиль» - замечательный рассказ, относящийся к романтическим произведениям Горького. Это произведение состоит из трех частей: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль и легенда о Данко.
В образе юноши Ларры Горький осудил такие человеческие пороки, как эгоизм, самовлюбленность. Ларра, действительно, необычный герой: он сын женщины и орла. Ларра убивает девушку только за то, что она не захотела идти с ним, то есть не из каких-то любовных или философских убеждений, а исходя из собственных вожделений. Герой, считающий себя самым выдающимся на земле, увидел в отказе девушки оскорбление своей чести.
Возмущенные поступком юноши соплеменники решили наказать Ларру одиночеством и свободой. Выслушав их, юноша громко смеялся, как ему казалось, над глупостью людей. Он еще не понимал, какая это страшная кара. Он был неуязвим и всегда одинок. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Он искал смерти, но напрасно…
Величайшее благо – жизнь становится для него каторгой. В проблему свободы и несвободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве не есть свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, близкими и дорогими людьми, дружбой, любовью, заботой о любимом человеке и о своем ребенке. Свобода – вовсе не синоним одиночества. Я думаю, легенда о Ларре учит не быть самовлюбленными нарциссами, холодными эгоистами.
Герой другой легенды – юноша Данко – противоположность Ларры. Он ради свободы своего племени идет на великую жертву. Если от жалкого Ларры осталась тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко напоминают потомкам красивые голубые искры.
Когда-то очень давно в глуши лесов, среди болот, мучаясь от болотного смрада, сырости, темноты жило племя. И был среди этих людей некий Данко, красивый, сильный, мужественный. Он взял на себя миссию – вывести своих соплеменников из тьмы лесов и болот к свету, теплу. Долго шли они… И вот измученные люди стали роптать, ругать Данко за то, что он, такой молодой и неопытный, взялся за это тяжкое дело, что он погубит их. И тогда юноша вырвал из своей груди сердце и высоко поднял его над головой. Оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца» и освещало путь заблудившимся людям. Горящее сердце Данко помогло им выбраться из гнилого болота. Но его подвиг по-настоящему не был понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
Между двумя легендами находится история жизни самой Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям. Много людей погибло из-за нее. Ее любили мужчины, но любила ли она кого-то по-настоящему?.. Я думаю, что до поляка Аркадэка никого. Изергиль использовала других людей, совершала какие-то поступки только ради себя, своей прихоти, как Ларра. И вот однажды она полюбила. Но ее возлюбленный был холоден и неискренен с ней. Так Изергиль поплатилась за свою эгоистичную жизнь. Она говорит, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…». Я думаю, что подвиг тогда считается по-настоящему великим делом, когда он совершен ради других, а не ради своего развлечения.
Мне кажется, что Горький своим произведением хотел передать мысль о подлинном предназначении человека: сделать что-то для других, чтобы твоя жизнь не прошла бесследно.

В рассказе «Старуха Изергиль» отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы «Макар Чудра» и «Челкаш»), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.
Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчинена одной цели – наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.
Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.
Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, - все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё «я» выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь.