Какими событиями наполнена жизнь екатерины. Семейное образование

МОУ «Яйская СОШ№2»

Женские образы в жизни героя романа И.А.Гончаров «Обломов»

Работа на XIII Всероссийскую научно-практическую конференцию

«Научное творчество молодёжи»

Выполнила работу:

Некрасова А.Г.

10 Б класс.

Руководитель:

Черкашина Г. Г.,

учитель литературы и русского языка

МОУ «СОШ №2» в п.г.т.Яя.

I.ВВЕДЕНИЕ.

2. Задача.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Первая встреча.

2. Сходства и отличия двух героинь романа.

3.Признание Ольги Ильинской

4. Признание Агафьи Пшеницыной

5.Образы в произведении

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение.

Поразительное свойство классической литературы в том, что каждый раз, перечитывая её заново, открываешь что-то новое и удивляешься: «Как я не увидела? Почему не отозвалось?»

Вот и с Обломовым так же. Прочитав его раз, лишь потому что проходят в школе, мало понимаешь тонкий смысл, спрятанный между строк, заботливым автором. Лишь прочитав его ещё раз во второй, в третий начинаешь вникать и понимать подтекстную суть произведения.

Безусловно: в истории «добряка-ленивца Обломова отразилась русская жизнь, в ней предстаёт живой современный русский тип». Выделив это определение, я имею в виду не XIX век, а наше настоящее, нашу эпоху.

Да, Обломов современен, потому что он, по-моему, выражение одной из национальных черт русского характера . В нас до сих пор живёт вера в сказки о том, какая прекрасная жизнь ждёт нас в будущем. Но стоит столкнуться с действительностью, наступает социальная апатия, страх перемен, то есть обломовское лежание, как способ ухода от реальности.

Обломов помогает нам понять себя. Поэтому чувство, охватывающее нас, когда прочитана последняя страница,- жалость. И это нам не Обломова жалко, а себя. Об этом рассуждает и автор книги об «Обломове»: « Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича слабости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, молоизвиняемые или неизвиняемые. В целокупном образе органично сочетались с ними и многие благие задатки, милые и симпатичные свойства, также присущие всякому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека.»

Более всего в жизни этого героя мне стало интересно его детство и эпизоды из личной жизни. Ничто не раскрывает человека так, как испытание любовью. Очень интересны в этом случае его поступки, действия, слова, ощущения переживания, да и многое другое, что сопутствует герою в этом нелёгком испытании. Именно поэтому я взяла эту тему для исследования.

Цель моей работы сопоставление образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной и их роли в жизни Обломова.

Задачи:

Проанализировать 1 главу 4 части и 6 главу 2 части романа Гончарова И. А. «Обломов»;

Сопоставить образы героинь Гончарова Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной;

Сделать выводы о роли героинь и их участие в судьбе Ильи Обломова.

В своей работе я руководствовалась сравнительно-сопоставительным методом.

Основная часть(сопоставление).

Общеизвестно, что Гончаров большое значение придавал чувству любви. Устами Штольца в романе он говорил о том, что «любовь силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может измениться внутренне, обрести цель в жизни, в любви он черпает энергию. Без любви жизнь теряет смысл, любовь наполняет её поэзией 6 . Значимость этой темы в произведение и определили выбор двух последующих эпизодов: объяснения с Ольгой Ильинской и объяснение с Агафьей Пшеницыной. Анализ эпизодов помогает осмыслить художественные особенности, символику романа, понять героя и оценить его натуру.

Итак, начнём, прежде всего, с момента встречи Обломова и двух героинь . Сначала Обломов встречается с Ольгой Ильинской- натурой деятельной и динамичной.Его друг детства- Штольц, уезжая, поручает ей следить за другом, чтобы он не лежал целый день напролёт. Ольга воодушевилась этим и уже предвкушала свою победу над леностью Ильи. Она видела несомненные перемены героя, когда он был с ней рядом: апатия сменилась активностью, и она, возможно, понимала, что такая перемена исходит из влюблённости Обломова к ней. Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «..Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами» 4 . Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина» 4 .

Что касается Агафьи Пшеницыной, то с ней Обломов знакомится тоже по средством другого человека и это уже теперь кум Агафьи- Тарантьев, человек бесцеремонный и неопрятный, который за плату обещает Обломову сменить квартиру. Агафья видит в герое приятного барина и старается всеми возможными способами улучшить его жизнь. Она видела, что Обломов во всём противоположен её покойному мужу - коллежскому секретарю Пшеницыну; глядит на всех «смело и свободно, как будто требует покорности к себе»; лицо у него белое и нежное; руки белые и небольшие; Манеры его покойны и красивы; разговор умён и прекрасен; бельё он носит тонкое, меняет его каждый день; моется душистым мылом, ногти чистит. В представлении героини: «Он барин! Он сияет и блещет! Притом, он так добр: как мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки - как бархат….. И глядит он, и говорит так же мягко, с такой добротой…».

Сходства и отличия

Таким герой представляется героиням, а какими же они представляются читателю и герою? Для начала выделим сходства героинь, так как их меньше чем отличий. Сходственным в этих женщинах будет то, что они обе были влюблены в Обломова и были им любимы, обе по самой своей сущности не случайны в его жизни и сыграли в ней значимые роли. В остальном же, прослеживаются их явные отличия друг от друга. Они

антиподы, если Ольга сильная, деятельная натура, её облик удивительно гармоничен: она похожа на античную статую, воплощение грации ума, с полной гармонией души и тела, то Агафья полная, круглая с мягким характером женщина, прикреплённая к очагу.

Для Обломова Ольга совершенная женщина, наделённая талантами мужчины. Она небесное создание, прекрасный цветок, нечто недосягаемое для него. Агафья же, более земная, обыкновенная, всегда находящаяся рядом, готовая угодить. Между тем называя нам Ольгу Ильинскую, автор указывает прямую её причастность к Обломову. Она, во-первых, носит фамилию, образованную от его имени, во –вторых, имя её означает «факел» 6 , «святая» 7 , нечто излучающее свет и сияние. Имя Илья указывает на то, что герою родственна огненная стихия. По ветхозаветным мотивам, Илья связан с небесным огнём. 4 В народных представлениях Илья-пророк, громовик, бог-громовержец- «могучий, седой старик», который разъезжает на огненной колеснице и сыплет огненными стрелами. 5 Планета, которой принадлежит Ольга Луна 8 , источник света, одно из обожествляемых славянами небесных светил 9 . Ольга является постоянным двигателем для героя, тем самым Пигмалионом, который наставлял Галатею. Все поступки Ильи были напрямую связаны с Ольгой- от того, что делала она зависело то, что делал он.

На Выборгской же стороне мечта и жизнь совпали. В доме Агафьи Матвеевны, которая для героя является «доброй» «Божьим даром» (именно так прочитывается её имя), горит очаг, и сама она его хранит. Служение огню и служение Обломову сливаются воедино. За опрятность любит и ценит Обломов Агафью Матвеевну, называет её: «Сама опрятность!» В её доме жизнь движется по кругу, и она счастлива этой жизнью. Живущие в солнечном круге герои сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела и покруглела Агафья, даже предметы на кухне и то круглые: пузатые и миниатюрные чайники, кастрюльки, чашки, банки, судки.

Ещё известен тот факт, что Илья-пророк осмыслен славянами и как Бог,творящий урожай. « С Ильи начинали жатву и заканчивали уборку. «Петр с колоском, Илья с пирогом»,- говорит народ». 24 А потому важным в контексте является то, что Агафья печёт пироги, ватрушки, пирожные. Она носит «хлебную» фамилию Пшеницына. Она почитает героя и теплица в его лучах.

Узнав героинь, их сходства и принципиальные отличия можно перейти, непосредственно к сопоставлению их признаний с Обломовым.

Признание Ольги

И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба они нарисованы автором с большой симпатией. Гончаров показывает Обломова, способным глубоко переживать и поэтизировать события жизни. Душе героя с детства была подвластна поэзии: его захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него настал счастливый….момент жизни, расцветания сил,… желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слёз. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности». 4

И хотя пора юности давно позади, в душе Обломов остаётся юношей, Штольц называет его «поэтом». Во время пения Ольги герой «вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было ему душить радостный, готовый вырваться из души крик. Давно он не чувствовал такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг» 4 . Но автор знает о мимолётности этого явления и иронически замечает: «Он в эту минуту даже уехал бы за границу, если б ему оставалось только сесть и поехать». 4

Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «..Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами» 4 . Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными и думами и чувствами, устанавливается понятное, только им двоим, душевное общение, воспетое в творчестве Жуковского В. А., других поэтов-романтиков: «Да, я что-то добываю из неё, думал он,- из неё что-то переходит в меня!» Она: « Не смотрите же, так на меня …. мне неловко! Как будто что-то добываете из моей души!» Любовь Ольги и Ильи – огонь, который горит в их душах, сближающий их: «Оба она, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, дрожали одинаковым трепетом, в глазах стояли слёзы, вызванные одинаковым настроением» 4 . Активная, динамичная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости души.

Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина» 4 .

Герои по-разному понимают любовь. Обломов - весь чувство. В каждом шаге он предельно искренен. Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живёт разум. Но после нечаянного признания Ильи они оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама должна быть сдержана и в рамках приличия. Обломов знает, что нужен будет решительный поступок: либо подтвердить признание, либо опровергнуть,- но он не готов, ни к тому, ни к другому. Идя в парк, он так и не решил, что сделать, хотя точно знал, что встретит Ольгу.

Гончаров великий мастер-психолог- самое начало сцены объяснения героев в конце 6-й главы 2-й части романа строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «Вдруг кто-то идёт, слышит она. «Идёт кто-то…»-подумал Обломов. И сошлись лицом к лицу.

  1. Женские образы в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин (1)

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Читала сентиментальные романы , искренне сопереживая их героям , восхищаясь высоким... жизни женских характера. Разумеется, характер Ольги встречается чаще, но и с образом ... и различие двух женских характеров в романе И. А. Гончаров : “...характер положительный...

  2. Образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого Война и мир

    Реферат >> Литература и русский язык

    ... Гончаров . У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские , потому что его герои , как и герои До... психологом. В созданных им образах , особенно в образах главных героев романа , обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый...

  3. Слово о полку Игореве. Основные образы . Идея патриотизма

    Реферат >> Литература и русский язык

    К мужу наполнена женской самоотверженностью, преданностью, ... основные принципы социалистического образа жизни ; «В спальне... И. А. Гончаров оценивает финал пьесы... героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа . Рисуя образ ...

Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II Беседа по тексту д. II - IV

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)

Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)

Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)

Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

III Анализ действия V

1. Краткий пересказ действия V.

Пояснение для учителя.

Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).

2. Беседа.

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой - негативные последствия, давайте попробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты:


Позитивные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»

«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...»

«Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

Негативные стороны

«Найдут, силой поволокут домой...»

«Свекровь заест совсем...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»


Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

(Узы брака в то время считались священными и нерасторжимыми. Еще тверже это было в патриархальной среде, в которой выросла Катерина. Даже Варвара, не особенно считающаяся с домостроевскими нравами, говорит Катерине: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена».

Если сама Варвара бежит из дома матери, то ведь она не замужем. Положение Катерины куда сложнее. И все же она уходит из дому, нарушив все традиции домостроевской нравственности. Теперь она в положении отверженной. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» - просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать ей психологическую поддержку.)

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

Автопортрет Михаила Лермонтова. 1837–1838 год

Грузинки на крыше сакли. Рисунок Михаила Лермонтова. 1837 год Пушкинский Дом (ИРЛИ РАН) / Getty Images

1. Соберите роман из отдельных новелл — тем более если у вас долго не по-лучается написать большую вещь в прозе. Не отчаивайтесь; в конце концов, может быть, исторический роман про демонического горбуна — это просто не ваше? А серия коротких повестей, объединенных историей загадочного и одновременно узнаваемого героя-современника, — это, в сущности, тот же роман, ничуть не хуже.

2. Рассказывайте не историю жизни героя, а историю его души. Сами знаете : «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

3. Заинтересуйте читателя своим персонажем — для этого раскрывайте его постепенно. Пусть первым о нем расскажет кто-то совсем на него непохожий, человек другого поколения и иного душевного склада, добрый, честный и, конечно же, не понимающий тайных мотивов эффектных и неординарных поступков вашего героя. Дальше дайте слово тому, кто по социальным, поко-ленческим и прочим качествам стоит гораздо ближе к нему, — например, себе. Но пусть ваша встреча будет мимолетна и по-своему странна. И только после всего этого пусть о себе рассказывает сам герой. Записки нынче пишет всякий — так пусть и ваш герой тоже ведет дневник.

4. Пусть читателя не оставляет ощущение недоговоренности: герой все-таки должен остаться тайной. Пусть его намерения, характер и поступки пробуют истолковать видавший виды старый служака, влюбленная девушка, проницательный друг, давняя возлюбленная и, наконец, он сам, — но все равно никто не сможет объяснить до конца. Ведь «душу можно ль рассказать »?

5. Сделайте героя одновременно и интеллектуально-притягательным, и цинично-ужасным. Наделите его склонностью к самоанализу и рефлексии (чем беспощаднее они будут, тем эффектнее), умением прозревать женское сердце, шерлок-холмсовской дедукцией и способностью просчитывать наперед чужие поступки. Пусть, несмотря на все похождения, он сохранит память об «одной женщине, которую любил в старину», и чувство к ней. Но все это не должно мешать тому же герою убить на дуэли своего приятеля, разрушить жизнь былой возлюбленной, погубить целую семью горского князя, встрево-жить спокойствие мирного круга контрабандистов и многажды обидеть сочувствующего ему пожилого и «простого» давнего знакомого.

6. Запутайте хронологию событий до невозможности. Самое раннее происшествие можно смело рассказывать в начале второй части, а события, произошедшие в одном месте (например, в крепости за Тереком), можно разделить между первой и последней новеллами. И пусть потом филологи, придумав разделить сюжет и фабулу , с удовольствием используют ваш роман в качестве примера.

7. Наполните ваш роман самыми отчаянными и головокружительными приключениями, которые могут произойти с русским человеком, следующим по казенной надобности, в главном экзотическом пространстве отечественной литературы XIX века — на Кавказе. Пусть ваш герой столкнется с дикими и коварными горцами, «честными контрабандистами», бесчестными офице-рами и юнкерами, загадочными иностранцами. Пусть он множество раз будет на волосок от гибели — от черкесской винтовки или кинжала, от рук прелест-ной Ундины-контрабандистки, от шашки пьяного казака, от дуэльного вы-стрела, но из каждой переделки пусть выходит живой, спасаясь от опасности в кульминационный момент. Такие сверхспособности затмят в глазах чита-телей известие о смерти героя (если вы захотите его уморить), особенно если сообщить об этом скупо, в одной фразе , в каком-нибудь рамочном фрагменте.

8. Наведите «мостики» между разными сюжетами. Пусть некоторые эпизоды и фразы из одних повестей «отсвечивают» в других, а действующие лица разных новелл соотносятся друг с другом. Вот, к примеру, говорит ваш герой в первой новелле, что «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни…», — покажите любовь героинь обоих типов; вот мрачно бросает: «…авось где-нибудь умру на дороге», — так пусть и умрет на пути из Персии.

9. Щедро пользуйтесь поэтическими приемами, раз уж вы не только прозаик, но и поэт. Они пригодятся вам в создании напряженных внутренних монологов героя, в описаниях экзотических горных и морских пейзажей, в эффектных аллегорических концовках отдельных новелл . Не забывайте про риторические приемы и отточенные афоризмы — они запомнятся не хуже поэтических цитат.

10. Следите за реакцией читателей — и реагируйте в ответ. Вас, конечно, обвинят в том, что вы нарисовали свой портрет и портреты своих знакомых, что вы защищаете своего безнравственного героя. Но вы не обращайте на это внимания, а лучше напишите остроумное предисловие ко второму изданию, где, чтобы еще больше озадачить читателей, скажите, что «Герой нашего времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии». Да и вообще, острая полемика о герое вам только на руку: чем жарче спорят рецензенты, тем больше читателей обратят внимание на ваше сочинение.

11. Поручите издание романа опытному участнику книготоргового бизнеса и умелому редактору. Очень ценно, если он еще и издает журнал, в котором печатается симпатизирующий вам темпераментный критик. В таких руках ваша книга наверняка не пропадет, и если не успеет обогатить вас самих, то принесет некоторый доход вашим дальним пожилым родственникам .

Повесть «Детство», первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. В ней зрелый писатель обратился к теме своего прошлого.

В центре повести — мальчик Алеша, волею судеб «заброшенный» в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и бабушка. Но, кроме них, в жизни Алеши было множество людей — многочисленные дяди и тети, жившие все под одной крышей, двоюродные братья, постояльцы… Все они воспитывали героя, влияли на него, подчас сами того не желая.

Жизнь Алеши и его семьи сложна, наполнена многими трудностями. Главное ее качество — это неспокойность, нестабильность. Одно время семья деда была довольно богата, но когда Алеша пошел в школу, все разладилось. Мальчику пришлось собирать ветошь, воровать дрова. За это в школе его невзлюбили, хотя герой хорошо учился. Доходило до того, что у Алеши не было денег купить книгу, и священник не пускал его на свои занятия.

Но и кроме материальных проблем, на долю Алеши в детстве выпало много и других испытаний. Горький описывает нам жизнь и нравы купеческой среды, где царили жестокие законы: дед избивал бабушку, дяди мальчика постоянно воевали из-за наследства его матери, дети жестоко издевались над более слабыми. Смерть и горе преследовали Алешу с самого рождения. На его глазах умирали близкие: отец, братья, Цыганок, мать. Все это не могло не оставить своего следа в душе героя.

Но и такое детство закончилось для Алеши очень рано. После смерти матери дед заявил ему, что не может содержать внука и что Алеше нужно идти «в люди».

Но ребенок есть ребенок, он везде может найти радость и счастье, потому что это в его природе: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человечьей».

Светлым пятном в жизни Алеши была его бабушка, по-настоящему нравственный и духовный человек. Именно она больше всего была близка Алеше. Именно бабушка, как мне кажется, помогла мальчику сохранить в его душе свет и пронести его потом во взрослую жизнь.

Светлым человеком в судьбе Алеши стал и Хорошее Дело. Это был довольно образованный человек, к которому Алеша тянулся всей душой. Вообще, мальчик был очень способным, многие науки, которым его учил дед и мать, герою давались легко. Но, к сожалению, в детстве мальчик не получил систематического образования.

В чем же заключается идея повести «Детство»? Автор пишет в ней: «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».

Итак, Горький уверен, что детство — очень важная пора в жизни каждого человека. Именно в детстве — истоки характера, мировоззрения, психического состояния. Другими словами, именно тогда формируется личность. И так важно, чтобы именно в эту пору ребенку на пути встретились хорошие, добрые, понимающие люди, чтобы ребенка любили и оберегали от житейских невзгод.

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.
Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.
В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.
Это Оля Мещерская».
Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.
Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.
Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.
Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.
Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась . Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.
Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.
Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.
Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.
Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?»
Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.