Раскрыть чувства и мысли главных героев гамлета. «Гамлет» Вопросы к уроку

Гамлет принц Датский является главным героем трагедии У.Шекспира. Его образ - центральный в трагедии. Носителем основной мысли, философских умозаключений всего произведения является Гамлет. Речи героя полны афоризмов, метких наблюдений, остроумия и сарказма. Шекспир осуществил труднейшую из художественных задач - создал образ великого мыслителя.

Погружаясь в события трагедии Шекспира, мы наблюдаем всю многогранность характера главного героя. Гамлет - человек не только сильных страстей, но и высокого интеллекта, человек, размышляющий о смысле жизни, о путях борьбы со злом. Он человек своей эпохи, который несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что «человек - краса вселенной! Венец всего живущего!»; с другой, - «квинтэссенция праха. Из людей меня не радует ни один».

Главная цель этого героя с начала пьесы месть за убийство отца противоречит его натуре, т.к. Гамлет - человек нового времени, приверженец гуманистических взглядом и он неспособен причинить боль и страдание другим людям. Но, познав горечь разочарований, муки, через которые он проходит, Гамлет приходит к осознанию того, что борясь за справедливость, ему придется прибегать к силе.

Вокруг себя он видит лишь измену, коварность, предательство, «что можно жить с улыбкой и с улыбкой быть подлецом; по крайней мере, в Дании». Он разочаровывается в своей «презренной любви», в своей матери, дяде - «О, пагубная женщина! Подлец, улыбчивый подлец, подлец проклятый! Его размышления о назначении человека, о смысле жизни приобретают трагическую окраску. На наших глазах герой переживает сложную борьбу между чувством обязанности и собственными убеждениями.

Гамлет способен на большую и верную дружбу. В своих взаимоотношениях он чужд феодальных предрассудков: людей он ценит по личным качествам, а не по положению, которое они занимают.

Монологи Гамлета раскрывают внутреннюю борьбу, которую он ведет с самим собой. Он постоянно упрекает себе в бездеятельности, старается понять, способный ли он вообще на любое действие. Он даже думает о самоубийстве:

«Быть или не быть - таков вопрос;

Что благородней духом - покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством? Умереть, уснуть -

И только; и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти, - как такой развязки

Не жаждать? Умереть, уснуть. - Уснуть!

И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность» (5, с.44)

Шекспир показывает последовательное развитие характера Гамлета. Сила этого образа не в том, какие действия он делает, а в том, что он ощущает и принуждает переживать читателей.

Второстепенные персонажи

Образ Гамлета раскрывается во всей полноте во взаимосвязях со всеми персонажами. Ведь каждый второстепенный персонаж имеет свою задачу, свою судьбу и освещает какую-то грань характера главного героя. Рассмотрим роль и значение второстепенных героев трагедии для полноценного восприятия основного героя и художественного восприятия произведения в целом.

Пространство трагедии - это многовекторная структура, почти каждый вектор которой делает наглядным существующее противостояние главного героя и определенных персонажей пьесы. Все герои в «Гамлете» являются непосредственными участниками драматургического действа и могут быть объединены по своеобразным признакам.

Условно первый вектор на поле драматического конфликта представляют Клавдий и Гертруда. Мать и дядя главного героя трагедии - правитель, который узурпируют власть.

Второй - Полоний и Озрик. Канцлер Датского королевства, который находится на верхушке феодального общества, плохая копия талантливого интригана, соединяются в готовности выполнить любой приказ власти, не забывая о своей пользе.

Третий - Офелия и Лаэрт, дочь и сын Полония, чья судьба непосредственно связана с поступками Гамлета.

Четвертый - Горацио, Розенкранц и Гильденстерн, товарищи Гамлета по обучению в Виттенбергском университете.

Пятый - принц Фортинбрас. Гамлет не встретится с ним на сцене, однако ощущение того, что Фортинбрас является своеобразным двойником главного героя, не исчезает. Некоторые события жизни норвежского принца совпадают с историей принца Гамлета (как, кстати, и с историей Лаэрта), тем не менее, жизненные приоритеты каждый определяет по-своему. В реальном пространстве трагедии Фортинбрас может быть парой своему отцу, убитому королем Гамлетом, самому Гамлету и Лаэрту.

Вне системы реально действующих героев остается персонаж, который создает завязку главной сюжетной линии - это Призрак, тень отца Гамлета. Сфера реализации этого персонажа ограничивается общением с Гамлетом, Призрак подталкивает принца Гамлета к активным действиям. События, которые состоялись к началу спектакля, переводятся в плоскость морального выбора и побуждают героя к определению приоритетов бытия, к поискам и утверждению, даже ценой жизни, новой системы ценностей.

Можно привести и другой вариант возможной схематизации образной системы трагедии: Гамлет и два короля (Гамлет, Клавдий); Гамлет и две женщины (Гертруда, Офелия); Гамлет и молодые вассалы, которых принц считает друзьями (Горацио, Розенкранц-Гильденстерн); Гамлет и сыны-мстители (Фортинбрас, Лаэрт).

В образе Клавдия запечатлен тип кровавого монарха узурпатора.

«Убийца и холоп;

Смерд, мельче в двадцать раз одной десятой

Того, кто был вам мужем; шут на троне;

Вор, своровавший власть и государство,

Стянувший драгоценную корону

И сунувший ее в карман!» (5, с.59)

Сохраняя маску добропорядочного человека, заботливого правителя, нежного супруга, этот «улыбчивый подлец» не связывает себя никакими моральными нормами: нарушает клятву, совращает королеву, убивает брата, осуществляет коварные замыслы против законного наследника. При дворе он возрождает старые феодальные обычаи, потворствует шпионажу, доносам. «Дикое и злое здесь властвует».

«Да, этот блудный зверь, кровосмеситель,

Волшбой ума, коварства черным даром -

О гнусный ум и гнусный дар, что властны

Так обольщать!» (5, с. 14)

Наделенный «волшбой ума, коварства черным даром», Клавдий проницателен и осторожен: он ловко предотвращает поход Фортинбраса на Данию, быстро гасит гнев Лаэрта, превращая его в орудие расправы с Гамлетом, создает видимость коллегиальности в управлении государством. Боясь, что народ вступится за принца, козни против него король ведет очень осторожно: он не верит молве о безумии Гамлета.

Конфликт между гуманистом Гамлетом и тираном Клавдием - это конфликт старого и нового времени.

Гертруда

Сложное чувство вызывает к себе королева. Гертруда - «моя, казалось бы, чистая жена», слабовольная, хотя и неглупая женщина, «с нее довольно неба и терний, что в груди у ней живут, язвя и жаля».

«Вы королева, дядина жена;

И - о, зачем так вышло! - вы мне мать» (5, с.71)

За величавостью и внешним обаянием не сразу определишь, что в королеве нет ни супружеской верности, ни материнской чуткости. Народ Дании далек и чужд королеве. Когда вместе с Лаэртом во дворец врываются люди, недовольные королем, она кричит им:

«Визжат и рады, сбившись со следа!

Назад, дрянные датские собаки!» (5, с. 79)

Хлесткие, откровенные упреки Гамлета, адресованные королеве-матери, справедливы. И хотя в конце трагедии ее отношение к Гамлету теплеет, случайная гибель королевы не вызывает сочувствия, так как она является косвенной пособницей Клавдию, которая сама оказалась невольной жертвой его подлого злодеяния. Подчиняясь Клавдию, покорно помогает осуществить «эксперимент» над якобы безумным принцем, чем глубоко ранит его чувство и вызывает неуважение к себе.

Полоний - изворотливый царедворец в обличие мудреца. Интриги, лицемерие, хитрость стали нормой его поведения во дворце и собственном доме. Все у него подчинено расчету. Тому же он учит и других, например, говоря сыну Лаэрту:

А необдуманную мысль - от действий.

Будь прост с другими, но отнюдь не пошл.

Своих друзей, их выбор испытав,

Прикуй к душе стальными обручами,

Но не мозоль ладони кумовством

С любым бесперым панибратом. В ссору

Вступать остерегайся; но, вступив,

Так действуй, чтоб остерегался недруг.

Сбирай все мненья, но свое храни.

Шей платье по возможности дороже,

Но без затей - богато, но не броско:

По виду часто судят человека» (5, с. 24)

Недоверие к людям распространяется у него даже на собственных детей. Слугу он посылает шпионить за сыном, дочь Офелию делает пособницей в слежке за Гамлетом, не тревожась о том, как ранит этим ее душу и как унижает ее достоинство. Ему никогда не понять искреннего чувства Гамлета к Офелии, и он губит его своим пошлым вмешательством. Умирает он от руки Гамлета, как шпион, подслушивая разговор королевы с сыном.

Образ Офелии - один из ярчайших примеров драматургического мастерства Шекспира. Гамлет любит Офелию, кроткую дочь царедворца Полония. Девушка эта отличается от других героинь Шекспира, для которых характерна решимость, готовность бороться за своё счастье: покорность отцу остаётся главной чертой её характера.

Гамлет любит Офелию, но не находит с ней счастье. Судьба неблагосклонна к Офелии: ее отец Полоний на стороне Клавдия, который виновен в смерти отца Гамлета и является его отчаянным врагом. После убийства Гамлетом ее отца в душе девушки происходит трагический надлом и она сходит с ума.

«Скорбь и печаль, страданье, самый ад

Она в красу и прелесть превращает» (5, с.62)

Безумие и гибель этого хрупкого незащищенного существа вызывает сочувствие. Мы слышим поэтический рассказ о том, как она умерла; что перед смертью она продолжала петь и необыкновенно красиво ушла из жизни, «сплетя в гирлянды крапиву, лютик, ирис, орхидеи», срывается в «рыдающий поток». Этот последний поэтический штрих чрезвычайно важен для завершения поэтического образа Офелии.

«Ее одежды,

Раскинувшись, несли ее, как нимфу;

Она меж тем обрывки песен пела,

Как если бы не чуяла беды

Или была созданием, рожденным

В стихии вод; так длиться не могло,

И одеянья, тяжело упившись,

Несчастную от звуков увлекли

В трясину смерти» (5, с. 79)

Новой тяжкой потерей отозвалась ее смерть в сердце Гамлета.

Наконец, у её могилы мы слышим признание Гамлета, что он любил её, «как сорок тысяч братьев любить не могут!» Вот почему жестокие слова, которые он говорит ей, даются ему с трудом, он произносит их с отчаянием, ибо, любя её, сознаёт, что она стала орудием его врага против него и для осуществления мести надо отказаться и от любви. Гамлет страдает оттого, что вынужден причинять боль Офелии и, подавляя жалость, беспощаден в своём осуждении женщин.

Лаэрт - сын Полония. Он прямолинеен, энергичен, смел, по-своему нежно любит сестру, желает ей добра и счастья. Но судя по тому, как, тяготясь домашней опекой, Лаэрт стремится покинуть Эльсинор, трудно поверить, что он очень привязан к отцу. Однако услышав о его гибели, Лаэрт готов казнить виновного, будь это сам король, которому он принес присягу верности.

«Мне гибель не страшна. Я заявляю,

Что оба света для меня презренны,

И будь что будет; лишь бы за отца

Отмстить как должно» (5, с. 51)

Его не интересует, при каких обстоятельствах погиб отец, и был ли он прав или неправ. Главное для него - это «отомстить как должно». Сила его намерений отомстить любой ценой настолько сильна, что он поднимает мятеж против короля:

«Сам океан, границы перехлынув,

Так яростно не пожирает землю,

Как молодой Лаэрт с толпой мятежной

Сметает стражу. Чернь идет за ним;

И, словно мир впервые начался,

Забыта древность и обычай презрев -

Опора и скрепленье всех речей, -

Они кричат: «Лаэрт король! Он избран!»

Взлетают шапки, руки, языки:

«Лаэрт, будь королем, Лаэрт король!» (5, с. 47)

Лаэрт, вступив в сговор с королем, и выйдя на состязание с принцем, имея отравленное оружие, пренебрегает рыцарской честью, достоинством и великодушием, ведь перед состязанием Гамлет объяснился с ним и Лаэрт протянул ему руку. Только близость собственной смерти, сознание того, что сам он оказался жертвой коварства Клавдия, заставляет его сказать правду и простить Гамлета.

«Расплата

Заслужена; он сам готовил яд. -

Простим друг друга, благородный Гамлет.

Да будешь ты в моей безвинен смерти

И моего отца, как я в твоей!» (5, с. 97)

Горацио - друг Гамлета. Самого Горацио герой считает лучшим другом именно потому, что видит в нем настоящего человека, не тронутого всеобщей нравственной порчей, не ставшего «рабом страстей», в котором органично слиты «кровь и разум». Это уравновешенный, умеренный и спокойный молодой человек, за что его и хвалит Гамлет:

«..человек,

Который и в страданиях не страждет

И с равной благодарностью приемлет

Гнев и дары судьбы; благословен,

Чьи кровь и разум так отрадно слиты,

Что он не дудка в пальцах у Фортуны,

На нем играющей» (5, с. 33)

Гамлету и Горацио противопоставлены лживые и двуличные Розенкранц и Гильденстерн, «сверстники его, со школьных лет», согласившиеся шпионить за Гамлетом в пользу короля и разузнать, «какая тайна мучает его и нет ли от нее у нас лекарства».

Горацио полностью оправдывает доверие Гамлета, видя, что Гамлет умирает, он готов уйти из жизни вместе с ним, но его останавливает просьба героя, который отводит своему другу важную роль - поведать людям правду о нем после смерти. И, возможно, эта правда научит людей ценить жизнь, лучше понимать оттенки добра и зла.

Композиция и художественные особенности

Основу драматургической композиции «Гамлета» У.Шекспира составляет судьба датского принца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении Гамлета, его умозаключениях, причем напряжение все время возрастает, вплоть до заключительного эпизода дуэли, заканчивающейся гибелью героя. Напряжение действия создается, с одной стороны, ожиданием того, каков будет следующий шаг героя, а с другой, - теми осложнениями, которые возникают в его судьбе и взаимоотношениях с другими персонажами. По мере развития действия драматический узел все время отягчается сильнее и сильнее.

В основе любого драматического произведения лежит конфликт, в трагедии «Гамлет» он имеет 2 уровня. 1 уровень - личностный между принцем Гамлетом и королем Клавдием, ставшим супругом матери принца после предательского убийства отца Гамлета. Конфликт имеет нравственную природу: сталкиваются две жизненные позиции. 2 уровенъ - конфликт человека и эпохи. («Дания - тюрьма», «весь мир - тюрьма, и превосходная: со множеством затворов, темниц и подземелий...»

С точки зрения действия трагедию можно разделить на 5 частей.

1 часть - завязка, пять сцен первого действия. Встреча Гамлета с Призраком, который возлагает на Гамлета задачу отомстить за подлое убийство.

Завязкой трагедии являются два мотива: физическая и нравственная гибель человека. Первое воплощено в смерти отца, второе в нравственном падении матери Гамлета. Так как они были самыми близкими и дорогими для Гамлета людьми, то с их гибелью и произошел тот душевный надлом, когда для Гамлета вся жизнь утратила смысл и ценность.

Вторым моментом завязки является встреча Гамлета с призраком. От него принц узнает, что смерть отца была делом рук Клавдия, как говорит призрак: «Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней».

2 часть - развитие действия, вытекающее из завязки. Гамлету необходимо усыпить бдительность короля, он притворяется сумасшедшим. Клавдий предпринимает меры, чтобы узнать о причинах такого поведения. В результате - смерть Полония, отца Офелии, любимой принца.

3 часть - кульминация, получившая название «мышеловка»: а) Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия; б) сам Клавдий сознает, что его тайна раскрыта; в) Гамлет раскрывает глаза Гертруде.

Кульминацией этой части трагедии и, пожалуй, всей драмы в целом является эпизод «сцены на сцене». Случайное появление актеров используется Гамлетом для того чтобы поставить спектакль, изображающий убийство, аналогичное тому, какое совершил Клавдий. Обстоятельства благоприятствуют Гамлету. Он получает возможность довести короля до такого состояния, когда тот вынужден будет выдать себя словом или поведением, причем это произойдет в присутствии всего двора. Именно здесь-то Гамлет и раскрывает в монологе, завершающем II акт, свой замысел, заодно объясняя почему он до сих пор медлил:

«Дух, представший мне,

Быть может, был и дьявол; дьявол властен

Облечься в милый образ; и возможно,

Что, так как я расслаблен и печален, -

А над такой душой он очень мощен, -

Меня он в гибель вводит. Мне нужна

Верней опора. Зрелище - петля,

Чтоб заарканить совесть короля» (5, с. 29)

Но даже и приняв решение, Гамлет еще не чувствует твердой почвы под ногами.

4 часть: а) отправка Гамлета в Англию; б) приход Фортинбраса в Польшу; в) безумие Офелии; г) смерть Офелии; д) сговор короля с Лаэртом.

5 часть - развязка. Дуэль Гамлета и Лаэрта, Смерть Гертруды, Клавдия, Лаэрта, Гамлета.

Читательское восприятие

По нашему мнению, трагедия «Гамлет» является одной из высочайших вершин творчества Шекспира. Это, пожалуй, наиболее популярное и самое глубокое творение великого драматурга. Трагедия характеризуется сложностью и глубиной содержания, полной философской значительности. Шекспир вложил в «Гамлета» огромное социально-философское содержание.

Трагедия Гамлета, трагедия познания человеком зла, развивается на глазах у читателя, мы становимся невольными свидетелями трагичных событий, непростого выбора, который встает перед главным героем. В «Гамлете» раскрываются нравственные муки человека, призванного к действию, жаждущего действия, но действующего импульсивно, только под давлением обстоятельств; переживающего разлад между мыслью и волей. Одержимый мыслью о мести, Гамлет идет против своих моральных убеждений и принципов. Цель Гамлета не просто убить ненавистного им Клавдия; его задача в том, чтобы по всей справедливости наказать убийцу его отца.

Предательство самых близких, потрясение, испытанное Гамлетом, пошатнули его веру в человека, породили раздвоенность его сознания. Внутренняя борьба, которую переживает Гамлет, приводит его в состояние нерешительности, растерянности перед обстоятельствами: «Так трусами нас делает раздумье». Перед ним нелегкий выбор, покориться или противостоять злу и отомстить за смерть отца, либо умереть, уснуть, «дать себе расчет простым кинжалом». Гамлет осознает, что страх смерти - «безвестный край, откуда нет возврата земным скитальцам», неизвестность «смущают его волю», и он понимает, что будет лучше «терпеть невзгоды и не спешить к другим, от нас сокрытым». Гамлет решителен в своих намерениях: «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть, иль прах тебе цена!»

Гамлет - одинокий борец за справедливость. Он борется против своих врагов их же средствами. Противоречием в поведении героя является то, что для достижения цели он прибегает к тем же, безнравственным методам, что и его противники.

Всех несчастий, которые мы наблюдаем в завершении произведения, можно было бы избежать, если бы «век не испортился». Жертвами злого заговора пали многие, в том числе и сами заговорщики. Зло породило зло. Возмездие свершилось, но от этого становится очень грустно, потому что в конечном итоге два любящих сердца не смогли быть вместе, сын и дочь лишились отца и оба погибли, а Гамлет матери, погиб король, хоть его «расплата заслужена; он сам готовил яд», и сам Гамлет.

(301 слово) Переработанная Шекспиром средневековая легенда о принце Гамлете заложила основы многих, принципиально новых проблем литературы, заполнив мир трагического новыми персонажами. Главный из них – образ мыслящего гуманиста.

Принц Датский – персонаж во многом неоднозначный, образ, воплотивший в себе всю сложную противоречивость человеческой души, раздираемой сомнениями и проблемой выбора. Мыслящий и анализирующий каждый свой поступок Гамлет — ещё одна жертва трагедии жизни, характерной для многих пьес Шекспира. Имеющая свою предысторию в литературном отношении, трагедия поднимает на поверхность целый спектр тем, общечеловеческих и общелитературных.
«Гамлет» — трагедия мести. Шекспир здесь обращается к самому древнему преступлению – братоубийству, создавая образ Гамлета как мстителя за смерть отца. Но глубокий, терзаемый сомнениями персонаж медлит. Высоконравственное мироощущение и первобытная жажда расплаты, во многом опирающаяся на существующие порядки, конфликт долга и морали становятся причиной терзаний Гамлета. Сюжет трагедии построен таким образом, что мотив отмщения Клавдию замедляется и отодвигается на задний план, уступая место причинам и противоречиям более глубоким и неразрешимым.

«Гамлет» — трагедия личности. Шекспировский век – это время рождения гуманистов-мыслителей, мечтающих о справедливых отношениях между людьми, построенных на всеобщем равенстве. Однако воплотить такую мечту в действительность они бессильны. «Весь мир – тюрьма!» — повторяет герой слова ещё одного великого гуманиста своего времени Томаса Мора. Гамлету непонятны жестокие противоречия мира, в котором он живет; он уверен, что человек – «венец творения», но на деле сталкивается с противоположным. Безграничные возможности познания, неисчерпаемые силы личности Гамлета подавляются в нем окружением королевского замка, людьми, живущими в грубом самодовольстве и закостенелой атмосфере средневековых традиций. Остро чувствуя свою чужеродность, несовпадение мира внутреннего с миром внешним, он страдает от одиночества и падения собственных гуманистических идеалов. Это становится причиной внутреннего разлада героя, который позже примет название «гамлетизма», и приводит сюжет пьесы к трагической развязке.

Гамлет сталкивается с миром враждебным, ощущая свою несостоятельность перед лицом зла, становится символом трагического гуманиста, противоборца – неудачника, в котором разочарованность и осознание ничтожности собственных сил порождают внутренний разрушительный по своей силе конфликт.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Гамлет»

Вопросы к уроку

Гамлет!.. понимаете ли вы значение этого слова! -- оно

велико и глубоко: это жизнь человеческая, это человек, это

вы, это я, это каждый из нас, более или менее, в высоком

или смешном, но всегда в жалком и грустном смысле…

Шекспир сделал историю ничем не примечательного легендарного Гамлета одной из самых глубоких трагедий человеческого духа, наделил героя мыслями и чувствами, общими для многих людей.

В жестокую средневековую легенду о кровавой мести Ш. вложил богатейшее содержание, наполнил ее глубокими раздумьями о жизни и смерти, о добре и зле, о силе и слабости человека, о борьбе разума и справедливости против зла, царящего в мире.

Личные впечатления от прочитанного.

1. К какому роду литературы принадлежит это произведение?

2. Что такое драма?

3. Как в драме проявляются характеры?

4. О чем это произведение?

5. Только ли судьбу Гамлета раскрывает действие?

(Нет, но и судьбу окружающих лиц. У каждого своя история, полная драматизма. Т. о. трагедия - сплетение многих чел. судеб и характеров. Не только Гамлет, но и каждый второстепенный персонаж обнаруживает себя в действии. Это создает ощущение жизненности происходящего)

Живость и жизненность действия обусловлена богатством реакций персонажей на все происходящее . Герои реагируют не только поступками или словами, но и немыми реакциями.

# сц. Мышеловки: мы следим не столько за тем, что происходит на сцене, но и за реакцией короля и королевы.


# сц. Поединка между Гамлетом и Лаэртом - за реакцией всего двора: короля и королевы, Горацио.

Какова атмосфера трагедии?

Разнообразна и атмосфера трагедии: страх от встречи с потусторонним, юмор, страсть, тревога, напряжение, т. е. нет единства атмосферы, присущего др. произведением Шекспира.

Но самая главная черта «Гамлета» - наполненностьтрагедии мыслью. Ее носителем является прежде всего сам Гамлет. Т. о. Шекспир создал образ мыслителя.

6. Чем объясняется наше представление о высокой интеллектуальности героя?

(Тем, как остро он реагирует на драматизм ситуации, сразу одной фразой определяет существо дела, срывает маски, обнажает истинное положение вещей, испытует, осмеивает, осуждает. Каждую ситуацию трагедии именно Гамлет оценивает вернее всего и яснее всего. Это и показывает его как умнейшего человека.

7. Перечислите темы трагедии.

(Семья, любовь, дружба, общественные отношения, долг, месть, верность)

8. Можно ли назвать произведение политической трагедией?

(борьба за власть)

8. нравственная проблематика?

9. Социальные проблемы?

10.Философская?

(ставятся коренные проблемы Бытия)

10. Какая из проблем главная?

(социальная, т. к. главное - «порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить»)

11. Что является движущей силой действия? Что такое конфликт? Каков конфликт в произведение?

(Внешний и внутренний: не столько месть, сколько переживания героя. В средневековой саге главным было, как поступит герой. У Шекспира - что думает герой.

Поэтому трагедия Шекспира справедливо считается одной из самых философских трагедий во всей мировой литературе.

Но философия выражена в борьбе и переживаниях героев.

12. Смерть царит в этой трагедии. Кто умирает?

(Король, Полоний, Офелия, Розенкранц, Гильденстерн, королева Гертруда,

Лаэрт, король Клавдий, Гамлет)

13. Как умирает отец Гамлета?

14. Что еще потрясло героя?

(отец умер от руки брата, мать поспешно выходит замуж за убийцу мужа)

Чтение монолога Г. «Быть или не быть».

15. О чем он?

(Это не перечисление своих бед, а рассуждение о страданиях, выпавших на долю людей простого звания)

Эти три факта стали для Гамлета страшным откровением о жизни, поколебали прежние представления о ней. Смысл его жизни - в вере в прекрасные идеалы и прежде всего в человека. Эту веру разрушили мать и дядя. Т. к. у Гамлета философский склад ума, то, когда он увидел зло так близко с собой, то вывод - «время вышло из колеи».

Гамлет осознает разлад между идеалами и действительностью, его охватывает острое чувство несоответствия между тем, какой жизнь должна быть и какою она является на самом деле.

Главный сюжетный мотив трагедии - месть.

17. Кто еще из героев оказывается в такой ситуации?

(Гамлет, Лаэрт и Фортинбрас)

18. Как ведут себя другие герои?

(Лаэрт - кровь за кровь; Фортинбрас - отказывается мстить за смерть отца.

Два противоположных отношения к закону мести.)

19. Как поступает Гамлет?

20. Одним из обвинений в адрес Гамлета является медлительность. Действительно ли Гамлет медлителен?


(Нет, он одно из самых действующих лиц пьесы)

21. Почему Гамлет не убивает Клавдия сразу? Во второй раз? В третий?

Главное, что мешает Гаслету - мысль о бесплодности бытия . Стоит ли бороться, если человек лишь «квинтэссенция праха»? Особое место в рассуждениях Гамлета занимают наблюдения над человеческой природой. Если его окружают люди, подобные Клавдию, Гертруде, Полонию, даже Офелия становится невольной пособницей Клавдия, то для кого же тогда бороться?

22. Каков идеал человека у Гамлета?

23. Одного достойного человека он все же видит. Кто это?

(Горацио)

24. Почему Гамлет не просит его о помощи?

(Не хватает способности к действию. Это мудрый созерцатель жизни, но не герой дела)

26. У кого из героев есть это качество?

(У Фортинбраса)

27. Как к нему относится Гамлет?

(Восхищается его решительностью и энергией, но он тоже односторонен: он человек действия, а не мысли. После его рассуждений Гамлет действует)

28. Анализ системы образов.

Можно ли назвать трактовку образов Шекспиром однозначной?

Клавдий;

Гертруда;

29. В чем, на ваш взгляд трагедия Гамлета? Можно ли его сравнить с Дон Кихотом?

(Гамлет не страдал безрассудством Дон Кихот, но поступил по-донкихотски, решив один на один сражаться со всеми несправедливостями общества. Эта задача непосильна ни для какого человека, как бы велик он ни был.)

Истинная проблема характера Г. связана не с его медлительностью, а с тем, что, живя в мире, где царит зло, он сам каждый миг находится в опасности подвергнуться всеобщей заразе. Даже когда он собирирается совершить акт справедливого возмездия, он попутно совершает и неоправданные жестокости.

30. Какие поступки Гамлета вы могли бы назвать жестокими и несправедливыми?

Как остаться чистым в обстановке, где зло неизбежно, - вот одна из больших человеческих проблем, возникающих в трагедии. Жизнь Гамлета трагична не только потому, что он окружен массой зла, о еще и потому, что перед ним все время идеал подлинной человечности, а он ощущает, что сам далек от него.

Это трагедия великих душ, трагедия людей высокой честности и требовательности к себе. Никто так не беспощаден к себе, как Гамлет. Все другие персонажи заняты самооправданием, только Гамлет предается самообвинениям.

Он стал для всего мира образцом человека великой совести, искателя истины и борца за справедливость.

Письменная работа:

Можно ли назвать Гамлета современным героем?

o Какого человека можно назвать Гамлетом?

o Есть ли такие герои в наше время? Если нет, то как изменился бы мир, если бы они были?

o Против чего они сейчас борются?

o С чем могли бы бороться?

o Есть ли смысл в их борьбе?

o Как их воспринимают окружающие?

o Какова их судьба?

o Действительно ли в мире всегда есть место подвигу?

ОБРАЗ КЛАВДИЯ

1. Можно ли назвать Клавдия злодеем?

2. Есть ли в нем положительные черты?

3. Что заставило его пойти на преступление?

4. Испытывает ли он угрызения совести? Раскаивается ли?

5. Можно ли оправдать его преступление?

6. Что вызывает особую ненависть к нему Гамлета?

ОБРАЗ ГЕРТРУДЫ

1. В чем двойственность характера Гертруды?

2. Была ли она причастна к смерти мужа?

3. Знала ли о преступлении?

4. В чем проявляются лучшая и худшая сторона характера Гертруды?

5. Какие ее поступки вам особенно не нравятся?

6. Как повлиял ее поступок на Гамлета?

ОБРАЗ ОФЕЛИИ

1. Каким вам представляется характер Офелии?

2. Какие хорошие черты проявляются в ней?

3. Почему Гамлет предлагает ей идти в монастырь?

4. Какие испытания пришлось ей пройти в жизни? Что стало причиной ее сумасшествия?

5. Остается ли Офелия прекрасной в своем безумии?

6. Что хотел сказать В. Шекспир образом Офелии?

7. В чем трагедия Офелии?

Прототип Гамлета – полулегендарный принц Амлет. Его имя фигурирует в одной из исландских саг поэта-скальда Снорри Стурлусона. Принц жил в языческие времена, то есть до 826 года, когда была предпринята первая попытка христианизации Дании. Считается, что основной источник при создании трагедии Шекспира – III книга хроники «Деяния данов» Саксона Грамматика. Там в конце рассказывается история о мести Амлета. Доподлинно неизвестно, откуда ее взял Саксон Грамматик – из письменных или устных источников. Согласно хронике «Деяния данов», дядя Амлета убил его отца, после чего женился на матери. Затем он несколько раз пытался извести принца, но неудачно. В итоге Амлету удалось убить дядю и стать королем.

По верному замечанию литературного критика В. Г. Белинского, состояние, в котором находился Гамлет до смерти отца, - «младенческая, бессознательная гармония». Принц не знает настоящей жизни. Возможность познать ее открывается перед ним как раз в самом начале пьесы. При этом она связана с несколькими сильнейшими потрясениями. Гамлет узнает о смерти отца, о новом поспешном браке матери и о том, что отец убит родным братом. По мнению принца, «век расшатался», мировой порядок попран. Гамлет решает, что именно ему суждено восстановить естественный ход вещей. Он не хочет и не может мириться со злом.

Далее Гамлет притворяется, будто лишился рассудка. Мнимое сумасшествие нужно ему, чтобы воздействовать на предполагаемого убийцу отца – Клавдия. У Саксона Грамматика Амлет посредством имитации безумия пытался усыпить бдительность дяди. У шекспировского Гамлета другая цель – встревожить Клавдия, вызвать у него подозрения. Кажется, принц откладывает месть из-за нерешительности, слабости. В действительности это не так. О том, что Клавдий – убийца, Гамлет узнает от Призрака своего отца. Не желая полагаться на слова сущности из потустороннего мира, принц хочет найти реальные доказательства вины дяди.

Как нельзя кстати в Эльсиноре появляется актерская труппа. Гамлет заказывает у них спектакль «Убийство Гонзаго», чтобы показать на сцене точно такое же злодеяние, которое совершил Клавдий. Кроме того, принц просит артистов дополнить текст пьесы 16 строчками, написанными им самим. Гамлет приготовил ловушку для дяди, предстоящее зрелище он называет петлей, «чтоб заарканить совесть короля».

В первой сцене третьего акта Гамлет произносит знаменитый монолог «Быть или не быть», представляющий собой высшую точку сомнений принца. В нем герой рассуждает, стоит ли ему сражаться против зла, о смерти и о том, что ждет человека после нее, о бедствиях, которые людям приходится терпеть в этом мире.

После спектакля «Убийство Гонзаго» Гамлет становится на сто процентов уверен в вине Клавдия. Так как сомнений больше нет, принц созрел для мести – он готов убить злодея-короля. Вскоре Гамлету представляется возможность совершить задуманное. Идя к матери, принц застает Клавдия в одиночестве, когда король пытается отмолить грехи. Из-за этого Гамлет откладывает убийство. Он не хочет, чтобы душа злодея попала на небо. Принц желает Клавдию адских мук. О том, что Гамлет настроен решительно, свидетельствует сцена, когда он убивает Полония, перепутав его с королем.

Сумев избежать смертельной ловушки, устроенной Клавдием при помощи Розенкранца и Гильденстерна, пережив смерть Офелии, Гамлет подходит к финалу. Когда он получает от Лаэрта предложение состязаться в фехтовании, то не ждет подвоха, так как считает Лаэрта дворянином. Несмотря на это, у принца есть плохое предчувствие. Горацио советует ему отказаться от поединка, но Гамлет не соглашается с другом. Ранее – то ли во время плавания на корабле, следовавшем в Англию, то ли при бегстве с него, то ли после возвращения на родину – принц осознает, что есть некая высшая сила, которая играет решающую роль в человеческих судьбах. Гамлет, до этого полагавший, что все зависит только от его воли, теперь понимает – многое зависит от обстоятельств.

Принц умирает, заколотый отравленный клинком Лаэрта. Перед смертью он успевает убить Клавдия, отправив его черную душу в ад. Тело Гамлета уносят со сцены с воинскими почестями.

Действие пьесы происходит в течение нескольких месяцев. При этом перед читателями – вся подлинная жизнь Гамлета, которая началась, когда он оказался вовлеченным в драматический конфликт. Как отмечает литературовед А. А. Аникст, принц предстает типичным «универсальным человеком» эпохи Возрождения. Гамлет хорошо образован, любит театр, иногда пишет стихи. При этом его можно назвать опытным фехтовальщиком. Если бы принц стал королем, скорей всего, он был бы мудрым и справедливым правителем.

«ПРИНЦ ДАТСКИЙ»:ГАМЛЕТ КАК ВЕЧНЫЙ ОБРАЗ

Вечные образы - термин литературоведения, искусствознания, истории культуры, охватывающий переходящие из произведения в произведение художественные образы - инвариантный арсенал литературного дискурса. Можно выделить ряд свойств вечных образов (обычно встречающихся вместе):

  • содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов;
  • высокая художественная, духовная ценность;
  • способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность;
  • поливалентность - повышенная способность соединяться с другими системами образов, участвовать в различных сюжетах, вписываться в изменяющуюся обстановку, не теряя свою идентичность;
  • переводимость на языки других искусств, а также языки философии, науки и т. д.;
  • широкая распространенность.

Вечные образы включены в многочисленные социальные практики, в том числе далекие от художественного творчества. Обычно вечные образы выступают как знак, символ, мифологема (т. е. свернутый сюжет, миф). В их качестве могут выступать образы-вещи, образы-символы (крест как символ страдания и веры, якорь как символ надежды, сердце как символ любви, символы из сказаний о короле Артуре: круглый стол, чаша святого Грааля), образы хронотопа - пространства и времени (всемирный потоп, Страшный суд, Содом и Гоморра, Иерусалим, Олимп, Парнас, Рим, Атлантида, платоновская пещера и мн. др.). Но основными остаются образы-персонажи.

Источниками вечных образов стали исторические лица (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Клеопатра, Карл Великий, Жанна д’Арк, Шекспир, Наполеон и др.), персонажи Библии (Адам, Ева, Змей, Ной, Моисей, Иисус Христос, апостолы, Понтий Пилат и др.), античных мифов (Зевс - Юпитер, Аполлон, музы, Прометей, Елена Прекрасная, Одиссей, Медея, Федра, Эдип, Нарцисс и др.), сказаний других народов (Осирис, Будда, Синдбад-мореход, Ходжа Насреддин, Зигфрид, Роланд, баба Яга, Илья-Муромец и др.), литературных сказок (Перро: Золушка; Андерсен: Снежная королева; Киплинг: Маугли), романов (Сервантес: Дон Кихот, Санчо Панса, Дульсинея Тобосская; Дефо: Робинзон Крузо; Свифт: Гулливер; Гюго: Квазимодо; Уайльд: Дориан Грей), новелл (Мериме: Кармен), поэм и стихотворений (Данте: Беатриче; Петрарка: Лаура; Гёте: Фауст, Мефистофель, Маргарита; Байрон: Чайльд Гарольд), драматических произведений (Шекспир: Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло, король Лир, Макбет, Фальстаф; Тирсо де Молина: Дон Жуан; Мольер: Тартюф; Бомарше: Фигаро).

Примеры использования вечных образов разными авторами пронизывают всю мировую литературу и другие искусства: Прометей (Эсхил, Боккаччо, Кальдерон, Вольтер, Гёте, Байрон, Шелли, Жид, Кафка, Вяч. Иванов и др., в живописи Тициан, Рубенс и др.), Дон Жуан (Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Гофман, Байрон, Бальзак, Дюма, Мериме, Пушкин, А. К. Толстой, Бодлер, Ростан, А. Блок, Леся Украинка, Фриш, Алешин и мн. др., опера Моцарта), Дон Кихот (Сервантес, Авельянеда, Филдинг, очерк Тургенева, балет Минкуса, фильм Козинцева и др.).

Нередко вечные образы выступают как парные (Адам и Ева, Каин и Авель, Орест и Пилад, Беатриче и Данте, Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона или Отелло и Яго, Лейла и Меджнун, Дон Кихот и Санчо Панса, Фауст и Мефистофель и т. д.) или влекут за собой фрагменты сюжета (распятие Иисуса, борьба Дон Кихота с ветряными мельницами, преображение Золушки).

Вечные образы становятся особо актуальными в условиях бурного развития постмодернистской интертекстуальности, расширившей использование текстов и персонажей писателей прошлых эпох в современной литературе. Есть ряд значитель-ных работ, посвященных вечным образам мировой культуры, но не разработана их теория . Новые достижения в гуманитарном знании (тезаурусный подход, социология литературы) создают перспективы решения проблем теории вечных образов, с которой смыкаются столь же мало разработанные области вечных тем, идей, сюжетов, жанров в литературе . Данные проблемы интересны не только для узких специалистов в области филологии, но и для широкого читателя, что формирует базу для создания научно-популярных работ.

Источниками сюжета для «Гамлета» Шекспира послужили «Трагические истории» француза Бельфоре и, видимо, недошедшая до нас пьеса (возможно, Кида), в свою очередь восходящие к тексту датского летописца Саксона Грамматика (ок. 1200). Главная черта художественности «Гамлета» - синтетичность (синтетический сплав ряда сюжетных линий - судеб героев, синтез трагического и комического, возвышенного и низменного, общего и частного, философского и конкретного, мистического и бытового, сценического действия и слова, синтетическая связь с ранними и поздними произведениями Шекспира).

Гамлет - одна из самых загадочных фигур мировой литературы. Вот уже несколько столетий писатели, критики, ученые пытаются разгадать загадку этого образа, ответить на вопрос, почему Гамлет, узнав в начале трагедии правду об убийстве отца, откладывает месть и в конце пьесы убивает короля Клавдия почти случайно. И. В. Гёте видел причину этого парадокса в силе интеллекта и слабости воли Гамлета. Напротив, кинорежиссер Г. Козинцев подчеркнул в Гамлете активное начало, увидел в нем непрерывно действующего героя. Одну из самых оригинальных точек зрения высказал выдающийся психолог Л. С. Выготский в «Психологии искусства» (1925). По-новому поняв критику Шекспира в статье Л. Н. Толстого «О Шекспире и о драме», Выготский предположил, что Гамлет не наделен характером, а является функцией действия трагедии. Тем самым психолог подчеркнул, что Шекспир - представитель старой литературы, не знавшей еще характера как способа обрисовки человека в словесном искусстве. Л. Е. Пинский связал образ Гамлета не с развитием сюжета в привычном смысле этого слова, а с магистральным сюжетом «великих трагедий» - открытием героем истинного лица мира, в котором зло более могущественно, чем это представлялось гуманистами.

Именно эта способность познать истинное лицо мира делает трагическими героями Гамлета, Отелло, короля Лира, Макбета. Они - титаны, превосходящие обычного зрителя интеллектом, волей, смелостью. Но Гамлет отличается от трех других протагонистов шекспировских трагедий. Когда Отелло душит Дездемону, король Лир решает разделить государство между тремя дочерьми, а потом долю верной Корделии отдает лживым Гонерилье и Регане, Макбет убивает Дункана, руководствуясь предсказаниями ведьм, то они ошибаются, но зрители не ошибаются, потому что действие построено так, чтобы они могли знать истинное положение вещей. Это ставит обычного зрителя выше титанических персонажей: зрители знают то, чего те не знают. Напротив, Гамлет только в первых сценах трагедии знает меньше зрителей. С момента его разговора с Призраком, который слышат, помимо участников, только зрители, нет ничего существенного, чего бы не знал Гамлет, но зато есть нечто такое, чего зрители не знают. Гамлет заканчивает свой знаменитый монолог «Быть или не быть?» ничего не значащей фразой «Но довольно», оставляя зрителей без ответа на самый главный вопрос. В финале, попросив Горацио «рассказать все» оставшимся в живых, Гамлет произносит загадочную фразу: «Дальнейшее - молчанье». Он уносит с собой некую тайну, которую зрителю не дано узнать. Загадка Гамлета, таким образом, не может быть разгадана. Шекспир нашел особый способ выстроить роль главного героя: при таком построении зритель никогда не может почувствовать себя выше героя.

Сюжет связывает «Гамлета» с традицией английской «трагедии мести». Гениальность драматурга проявляется в новаторской трактовке проблемы мести - одного из важных мотивов трагедии.

Гамлет совершает трагическое открытие: узнав о смерти отца, поспешном браке матери, услышав рассказ Призрака, он открывает несовершенство мира (это завязка трагедии, после которой действие быстро развивается, Гамлет на глазах взрослеет, превращаясь за несколько месяцев фабульного времени из юноши-студента в 30-летнего человека). Следующее его открытие: «время вывихнуто», зло, преступления, коварство, предательство - нормальное состояние мира («Дания - тюрьма»), поэтому, например, королю Клавдию нет необходимости быть могущественной личностью, спорящей со временем (как Ричарду III в одноименной хронике), напротив, время на его стороне. И еще одно следствие первооткрытия: чтобы исправить мир, победить зло, Гамлет сам вынужден встать на путь зла. Из дальнейшего развития сюжета вытекает, что он прямо или косвенно виновен в смерти Полония, Офелии, Розенкранца, Гильденстерна, Лаэрта, короля, хотя только эта последняя диктуется требованием мести.

Месть, как форма восстановления справедливости, таковой была только в старые добрые времена, а теперь, когда зло распространилось, она ничего не решает. Для подтверждения этой мысли Шекспир ставит перед проблемой мести за смерть отца трех персонажей: Гамлета, Лаэрта и Фортинбраса. Лаэрт действует не рассуждая, сметая «правых и неправых», Фортинбрас, напротив, вовсе отказывается от мести, Гамлет же ставит решение этой проблемы в зависимости от общего представления о мире и его законах. Подход, обнаруживаемый в развитии Шекспиром мотива мести (персонификация, т. е. привязывание мотива к персонажам, и вариативность) реализован и в других мотивах.

Так, мотив зла персонифицирован в короле Клавдии и представлен в вариациях невольного зла (Гамлет, Гертруда, Офелия), зла из мстительных чувств (Лаэрт), зла из услужливости (Полоний, Розенкранц, Гильденстерн, Озрик) и т. д. Мотив любви персонифицирован в женских образах: Офелии и Гертруды. Мотив дружбы представлен Горацио (верная дружба) и Гильденстерном и Розенкранцем (измена друзей). Мотив искусства, мира-театра, связан как с гастролирующими актерами, так и с Гамлетом, представляющимся безумным, Клавдием, играющим роль доброго дяди Гамлета, и т. д. Мотив смерти воплощен в могильщиках, в образе Йорика. Эти и другие мотивы вырастают в целую систему, представляющую собой важный фактор развития сюжета трагедии.

Л. С. Выготский видел в двойном убийстве короля (шпагой и ядом) завершение двух разных сюжетных линий, развивающихся через образ Гамлета (этой функции сюжета). Но можно найти и другое объяснение. Гамлет выступает как судьба, которую каждый себе приготовил, готовя его смерть. Герои трагедии погибают, по иронии судьбы: Лаэрт - от шпаги, которую он смазал ядом, чтобы под видом честного и безопасного поединка убить Гамлета; король - от этой же шпаги (по его предложению, она должна быть настоящей, в отличие от шпаги Гамлета) и от яда, который приготовил Король на случай, если Лаэрт не сможет нанести Гамлету смертельный удар. Королева Гертруда по ошибке выпивает яд, как она по ошибке доверилась королю, творившему зло тайно, в то время как Гамлет делает все тайное явным. Фортинбрасу, отказавшемуся от мести за смерть отца, Гамлет завещает корону.

У Гамлета философский склад ума: от частного случая он всегда переходит к общим законам мироздания. Семейную драму убийства отца он рассматривает как портрет мира, в котором процветает зло. Легкомыслие матери, столь быстро забывшей об отце и вышедшей замуж за Клавдия, приводит его к обобщению: «О женщины, вам имя - вероломство». Вид черепа Йорика наводит его на мысли о бренности земного. Вся роль Гамлета построена на том, чтобы тайное сделать явным. Но особыми композиционными средствами Шекспир добился того, чтобы сам Гамлет остался вечной загадкой для зрителей и исследователей.