Либеральные реформы 60 70 г. Российская культура ХIХ в

Александр II являлся всероссийским императором, польским царем и Великим князем Финляндским в период с 1855 по 1881 год. Происходил он из династии Романовых.

Запомнился Александр II как выдающийся новатор, проводящий либеральные реформы 60-70 годов 19 века. О том, улучшили они или ухудшили социально-экономическую и политическую обстановку в нашей стране, историки спорят до сих пор. Но роль императора сложно переоценить. Не зря в российской историографии он известен как Александр Освободитель. Такое почетное звание правитель получил за Погиб Александр II в результате террористического акта, ответственность за который взяли на себя активисты движения "Народная воля".

Судебная реформа

В 1864 году был издан важнейший документ, который во многом изменил систему юстиции в России. Это был Судебный устав. Именно в нем либеральные реформы 60-70-х годов XIX века проявились очень ярко. Этот устав стал основой единой системы судов, деятельность которых отныне должна была основываться на принципе равенства всех слоев населения перед законом. Теперь заседания, на которых рассматривались как гражданские, так и уголовные дела, стали публичными, а их результат должен был публиковаться в печатных изданиях. Стороны тяжбы пользоваться услугами адвоката, имеющего высшее и не состоящего на государственной службе.

Несмотря на существенные нововведения, направленные на укрепление капиталистического строя, все же либеральные реформы 60-70 годов 19 века сохраняли пережитки крепостного права. Для крестьян создавались специализированные которые в качестве наказания могли назначать и побои. Если рассматривались политические процессы, то административные репрессии были неминуемы, даже если приговор был оправдательным.

Земская реформа

Александр Второй осознавал необходимость внесения изменений в систему местного управления. Либеральные реформы 60-70-х годов повлекли создание выборных земских органов. Они должны были заниматься вопросами, связанными с налогообложением, с медицинской помощью, начальным образованием, финансированием и т. д. Выборы в уездные и земские управы проходили в два этапа и обеспечивали большинство мест в них дворянам. Крестьянам отводилась незначительная роль в решении местных вопросов. Такое положение сохранялось вплоть до конца 19-го века. Незначительное изменение пропорций достигалось вхождением в управы кулаков и купцов, выходцев из крестьянской среды.

Избирались земства на четыре года. Они занимались вопросами местного самоуправления. В любых случаях, затрагивавших интересы крестьян, решение принималось в пользу помещиков.

Военная реформа

Коснулись изменения и армии. Либеральные реформы 60-70 годов 19 века были продиктованы необходимостью срочной модернизации военных механизмов. Руководил преобразованиями Д. А. Милютин. Реформа проходила в несколько этапов. Сначала вся страна была разделена на военные округи. Для этого был издан ряд документов. Центральным стал нормативный акт о всеобщей воинской повинности, подписанный императором в 1862 году. Он заменял рекрутский набор в армию всеобщей мобилизацией, независимо от сословий. Основной целью реформы стало сокращение численности солдат в мирное время и возможность оперативного их сбора в случае неожиданного начала боевых действий.

В результате преобразований были достигнуты такие результаты:

  1. Создана обширная сеть военных и юнкерских училищ, в которых занимались представители всех сословий.
  2. Численность армии сократилась на 40%.
  3. Был основан главный штаб и военные округи.
  4. В армии была отменена традиция за малейшую провинность.
  5. Глобальное перевооружение.

Крестьянская реформа

В период правления Александра Второго уже практически себя изжило. Проводила Российская империя либеральные реформы 60-70 гг. XIX века с основной целью создать более развитое и цивилизованное государство. Нельзя было не затрагивать важнейшую жизни. Крестьянские волнения становились все сильнее, особенно обострились они после изнурительной Крымской войны. Государство обратилось к этому слою населения за поддержкой в ходе боевых действий. Крестьяне были уверены, что наградой за это станет их освобождение от помещичьего самоуправства, но их надежды не оправдались. Все чаще вспыхивали бунты. Если в 1855 году их было 56, то в 1856-м их количество превысило уже 700.
Александр Второй распорядился о создании специализированного комитета по крестьянскому делу, в который вошло 11 человек. Летом 1858 года был представлен проект реформы. Он предполагал организацию комитетов на местах, в которые входили бы самые авторитетные представители дворянской знати. Им предоставлялось право вносить поправки в проект.

Основным принципом, на котором основывались либеральные реформы 60-70 годов 19 века в сфере крепостного права, стало признание личной независимости всех подданных Российской империи. Тем не менее, помещики оставались полноправными хозяевами и владельцами земельных угодий, на которых работали крестьяне. Но последние получали возможность со временем выкупить участок, на котором трудились, вместе с хозяйственными постройками и жилым помещением. Проект вызвал волну возмущения как со стороны помещиков, так и со стороны крестьян. Последние были против безземельного освобождения, утверждая, что "одним воздухом сыт не будешь".

Опасаясь обострения ситуации, связанной с крестьянскими бунтами, правительство идет на существенные уступки. Новый проект реформы носил более радикальный характер. Крестьянам давалась личная свобода и участок земли в постоянное владение с последующим правом выкупа. Для этого была разработана программа льготного кредитования.

19.02.1861 года император подписал манифест, который законодательно закрепил нововведения. После этого были приняты и нормативные акты, которые детально урегулировали вопросы, возникающие в ходе воплощения реформы в жизнь. После того как крепостное право было отменено, удалось достичь следующих результатов:

  1. Крестьяне получили личную независимость, а также возможность распоряжаться всем своим имуществом по собственному желанию.
  2. Помещики оставались полноправными владельцами своей земли, но были обязаны отдавать бывшим крепостным определенные наделы.
  3. За использование арендуемых участков крестьяне должны были платить оброк, от которого нельзя было отказаться на протяжении девяти лет.
  4. Размеры барщины и надела записывались в специальные грамоты, которые проверялись посредническими органами.
  5. Крестьяне со временем могли выкупить свой земельный участок по согласованию с арендодателем.

Реформа образования

Изменилась и система обучения. Были созданы реальные училища, в которых, в отличие от стандартных гимназий, упор делался на математику и естественные науки. В 1868 году в Москве начали функционировать единственные на то время высшие курсы для женщин, что стало большим прорывом в отношении равноправия полов.

Иные реформы

Помимо всего вышеперечисленного, изменения коснулись и множества других сфер жизнедеятельности. Так, существенно расширились права евреев. Им было разрешено свободно перемещаться по всей территории России. Право переезжать и работать по специальности получили представители интеллигенции, врачи, юристы и ремесленники.

Подробно изучает либеральные реформы 60-70-х годов XIX века 8-й класс средней школы.

К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в. выделяются три этапа:

1) вторая половина 50-х – начало 60-х годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы;

2) – 60-70-е годы проведение либеральных реформ;

3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами.

Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние в Европе. Старший сын Николая 1 – Александр 11 вступил на престол в 1855г, вошел в историю как царь “Освободитель”. Его фраза, о том “ лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования гос-ва.

В подготовке реформ принимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии – министр внутренних дел Ланской, товарищ министра внутренних дел - Милютин, генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр.права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа . В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы - курии. 1 курия - землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.; 2 курия – городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия - сельская. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений : это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губернские и уездные собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные органы – губернские и уездные управы выбирались на земских собраниях. Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату. Губернатор в деятельность местных учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий.



Позитивность в реформе:

· всесословность

Недостатки:

· выборность

· начало разделения властей допущено в центр гос учрежд-я,

· начало формирования гражданского с/сознания об-во не могло влиять на политику центра

· были доставлены неравные избирательные права

· контакты между земствами были запрещены

Городская реформа . (1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы – городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации.

Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.

Судебная реформа:

1864 - обнародованы новые суд уставы.

Положения:

ликвидировалась сословная система судов

было объявлено равенство всех перед законом

была введена гласность судопроизводства

состязательность судопроизводства

презумпция невиновности

несменяемость судей

единая система судопроизводства

Создан суд двух видов:

1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом.

2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – вокружном суде . Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат . Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

Военная реформа:

1874 - Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках – 6 лет, в на флоте – 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения. В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти образования:

1864 г. Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. Программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. В этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей. Университетское обр-е: Александр 2 предоставил университетам большую свободу:

студ-ты могли создавать студенческие орг-ции

получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры

в универы допускались все вольножелающие

студ-там предоставлялось право на выбор ректора

было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та

создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ:

способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.

способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

способствовали формированию гражданского самосознания.

способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.

Инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, “либеральная бюрократия”. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Убийство Александра 2 изменило направление правительственного курса. И предложение Лорис-Меликова было отвергнуто.

Проведение реформ дало толчок для быстрого роста капитализма во всех областях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым.

Особенности развития капитализма в промышленности России имело ряд особенностей:

1)Промышленность носила многоукладный характер, т.е. крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством.

2) неравномерное размещение промышленности по территории России. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0- высокоразвитые и неосвоенные – Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток.

3)Неравномерное развитие по отраслям . Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо. Характерным для страны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Недостаточность отечественного капитала вызвало приток иностранного. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высокой прибыли. Торговля. Во второй половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была с/х продукция, в первую очередь хлеб. Росла торговля промышленными товарами не только в городе, но и в деревне. Широко продавалась железная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля – хлеб (экспорт). Ввозились (импорт) хлопок из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы. Финансы. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов. Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности (железнодорожное строительство). Иностранный капитал был вложен в банковское дело, промышленность, ж/д строительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм в России устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда шла перестройка промышленности. 80-90 г. экономический подъем.

Вопрос 1. Почему после отмены крепостного права государство оказалось перед необходимостью проведения других реформ?

Ответ. Изначально было понятно, что для модернизации России нужен целый комплекс реформ, базой для которых должна стать крестьянская, но кроме неё нужны и другие преобразования с использованием отмены крепостного права. Например, Крымскую войну Россия проиграла во многом потому, что её солдаты пользовались устаревшими гладкоствольными ружьями. Освобождение крестьян само по себе не могло перевооружить армию, для этого нужна была специальная реформа.

Вопрос 2. Какими обстоятельствами было обусловлено создание местного самоуправления? Дайте характеристику земской реформы. В чем вы видите ее плюсы и минусы?

Ответ. До реформы вся полнота власти была в руках у чиновников, которые следили не за состоянием дел на местах, а за тем, чтобы хорошо выглядеть перед начальством (это отлично показано в «Ревизоре» Н.В. Гоголя), потому хозяйственная жизнь, просвещение, здравоохранение в провинции пришли в полный упадок. Одновременно дворянам требовалась какая-то компенсация за то, как провели крестьянскую реформу. В этих условиях разрабатывалась реформа земская. В целом реформа была проведена так, чтобы власть на местах получили представители имущих слоёв. Однако в условиях тех лет это было разумно, потому что именно имущие слои часто являлись более образованными и одновременно были против революционных преобразований, потому что боялись за своё имущество. Тем не менее, земства были выборными органами власти, избирались среди относительно ограниченного круга людей, что позволяло с большей лёгкостью отстаивать своё мнение, то есть в целом приучали россиян к использованию гражданских прав. Не даром в начале ХХ века сторонники легальной политической борьбы за реформы (кадеты) опирались в основном на земства. Не известно, к чему могла бы благодаря земствам придти Россия, если бы судьба дала этим органам местного самоуправления больше времени.

Вопрос 3. Какие принципы были положены в основу судебной реформы? Как вы думаете, почему именно судебная реформа оказалась наиболее последовательной?

Ответ. Судебная реформа воспроизводила готовую систему, которая с успехом действовала в некоторых западных странах. Потому она была самой последовательной: правительство чётко видело, к какому результату должна придти и какие принципы нужно при этом соблюдать. О теоретической разработке основных принципов также позаботились задолго до этого на Западе. Это такие принципы как:

1) равенство всех сословий перед законом;

2) гласность суда;

3) независимость судей;

4) состязательность обвинения и защиты;

5) выборность некоторых судебных органов.

Вопрос 4. Какие изменения произошли в армии? Почему рекрутская повинность перестала отвечать потребностям государства?

Ответ. Прежде всего, произошло перевооружение армии и флота, впредь они своевременно получали новинки в соответствии с последними достижениями мировой военной мысли. Особенно больших расходов это требовало в случае с флотом, ведь его приходилось фактически строить заново каждые несколько лет. Наиболее важным изменением было изменения подхода к обучению офицеров. Созданные в ходе реформы кадетские корпуса позволили готовить действительно грамотные кадры для армии. Но в обществе больше всего заметили, естественно, замену рекрутской повинность на всеобщую воинскую повинность. При наборе рекрутов армия оставалась почти одинаковой по численности в любое время. Из-за этого на войне её численности могло не хватить, а в годы мира она требовала слишком больших расходов казны. Теперь текущие задачи выполняли те, кто проходил действительную службу, а в случае войны могли быть призваны те, кто находился в запасе. Однако большой срок службы не вызвал большого возмущения в обществе, потому что призыву подлежали все мужчины, но на деле призывали не всех. Каждый год государство определяло, сколько ему нужно солдат и матросов и среди молодых людей соответствующего возраста одевали форму те, кому выпал жребий. Кроме всего прочего, такая система поощряло людей получать образование, потому что оно существенно снижало срок действительной службы.

Вопрос 5. В чем вы видите достоинства и недостатки реформы в области просвещения?

Ответ. Достоинства:

1) разрешалось создание начальных народных училищ учреждениями и частными лицами, благодаря чему появились учебные заведения разных типов;

2) гимназии разделились на классические и реальные со специализацией выпускников на фундаментальных научных знаниях, или на практических навыках (связанных также с инженерией) и естественных науках (таким образом, реальные гимназии давали образование не хуже классических, просто другой направленности);

3) детей в гимназии принимали независимо от сословия, звания родителей и вероисповедания;

4) появились также женские гимназии;

5) непосредственное руководство университетами было в руках профессоров, которые избирали основных должностных лиц, то есть в университетах фактически было введено самоуправление, чего до того в России не случалось;

6) для выпускниц женских гимназий вместо университетов открылись высшие женские курсы.

Недостатки:

1) объём знаний в женских гимназиях был гораздо ниже, чем в мужских;

2) определённые ступени образования оставались платными (и не было тех возможностей, которые имеются сегодня в некоторых западных странах, например, взять кредит и отдавать его потом с зарплаты, которую получаешь благодаря своему образованию), потому на деле они были доступны не для всех сословий.

Вопрос 6. Дайте оценку проекта Μ. Т. Лорис-Меликова. Можно ли считать этот проект конституционным?

Ответ. Проект можно назвать попыткой разработки конституции. Данный государственный деятель не предлагал конкретных основ будущего устройства государства, он предлагал принципы, на основании которых эти основы можно было выработать демократически. Далее всё зависело бы от работы описанных Лорил-Меликовым комиссий, Государственного совета и доброй воли самого императора. Разработанный механизм мог привести даже к принятию конституции, но только если бы монарх поделился своей властью добровольно. Однако сам по себе проект Лорис-Меликова, повторюсь, был лишь возможным механизмом разработки конституции, но не самой конституцией.

Учреждение земств . После отмены крепостного правапотребовалось проведение целого ряда других преобразований. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. В то же время, учреждая новые органы управления, правительство не могло не считаться с настроениями дворян, многие из которых были недовольны отменой крепостного права.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Правом голоса при выборах этих органов пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее б тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных городах).

Выборы но крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - земские собрания - состояли из гласных всех сословий. Как в уездах, так и в губерниях гласные избирались сроком на три года. Земские собрания выбирали исполнительные органы - земские управы, которые также работали три года. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т.д. За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Новые органы самоуправления подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то, что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Земская реформа не проводилась в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии - там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления и Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там среди помещиков было мало русских.

Самоуправление в городах. В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления - городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы - городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение городской думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. - Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. - в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии. При всей ограниченности городская реформа раскрепощения российского общества, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формированиям в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа. Самым последовательным преобразованием Александра II явилась судебная реформа, проведенная в ноябре 1864 года. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом; гласности суда"; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; несменяемости судей и следователей; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз. При этом они получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9 тыс, рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25до 70 лет с безупречной репутацией, проживающий в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губернатором. Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, допускалась. Судебная палата рассматривала также дела о должностных преступлениях чиновников. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Они проходили открыто, в присутствии публики; отчеты о процессах, представлявших общественный интерес, печатали газеты. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищающего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, А. И. Урусов, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньев, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Новая судебная система сохраняла ряд сословных пережитков. К ним относились волостные суды для крестьян, особые суды для духовенства, военных и высших чиновников. В некоторых национальных районах претворение в жизнь судебной реформы затянулось на десятилетия. В так называемом Западном крае (Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская и Подольская губернии) она началась только в 1872 г. с создания мировых судов. Мировые судьи не избирались, а назначались на три года. Окружные суды стали создаваться лишь в 1877 году. При этом католикам запрещалось занимать судебные должности. В Прибалтике реформа стала претворяться в жизнь только в 1889 году.

Лишь в конце XIX в. судебная реформа была проведена в Архангельской губернии и Сибири (в 1896 г.), а также в Средней Азии и Казахстане (в 1898 г.). Здесь тоже происходило назначение мировых судей, которые одновременно выполняли функции следователей, не был введен суд присяжных.

Военные реформы. Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную - в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии.

В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. Морская академия. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20-ти лет (позднее - с 21 года). Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из них 6 лет - действительной службы, 9 лет - в запасе. На флоте - 10 лет: 7 - действительной, 3 - в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до б месяцев (для получивших высшее образование).

Ют службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, а также те призывники, у которых старший брат отбывал или уже отбыл срок действительной службы Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формировавшееся лишь во время войны. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповедений, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. В армии были отменены телесные наказания наказания розгами сохранялось только для штрафников), улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. Происходило перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные; на вооружение были приняты скорострельние винтовки американского изобретателя Бердана. Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск. Переход ко всеобщей военской повинности был серьёзным ударом по сословной организации общества.

Реформы в области просвещения. Значительной перестройке подверглась и система образования. В июне 1864 г. Было утверждено "Положение о начальных народных училищах", согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковноприходских, воскресных и т. д. Срок обучения в них не превышал, как правило трёх лет.

С ноября 1864 г. Основным типом учебного заведения стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древнем языкам - латинскому и греческому. Срок обучения в них сначала был семилетним, а с 1871 г. - восьмилетним. Выпускники классических гимназий имели возможность поступить в университеты. Шестилетние реальные гимназии были призваны готовить "к занятиям различными отраслями промышленности и торговли".

Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах. Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение. В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах.

Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение.

В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали делами прихода, но и должны были содействовать улучшению материального положения духовных лиц. В 1869-79 гг. доходы приходских священников значительно увеличились за счет упразднения мелких приходов и установления годового жалованья, которое составляло от 240 до 400 рублей. Для священнослужителей были введены пенсии по старости.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере про- свещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. - в военные училища. В 1867 г. Синод принял решения о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способствовали демократическому обновлению духовенства. В то же время они привели к уходу из этой среды множества молодых, одаренных людей, пополнивших ряды интеллигенции. При Александре II произошло юридическое признание старообрядцев: им разрешили регистрировать свои браки и крещения в гражданских учреждениях; они могли теперь занимать некоторые общественные должности, свободно выезжать за границу. В то же время во всех официальных документах приверженцы старообрядчества по-прежнему именовались раскольниками, им было запрещено занимать государственные должности.

Вывод: В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали традиции, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия», Прокомментируйте данный документ.

Освобождение крестьян в 1861 году и последовавшие вслед за ним реформы 60-70-х годов стали переломным моментом в русской истории. Этот период был назван либеральными деятелями эпохой «великих реформ». Их следствием стало создание необходимых условий для развития капитализма в России, позволившее ей пойти общеевропейским путем.

В стране резко возросли темпы экономического развития, начался переход к рыночной экономике. Под воздействием этих процессов формировались новые слои населения - промышленная буржуазия и пролетариат. Крестьянские и помещичьи хозяйства все больше втягивались в товарно-денежные отношения.

Появление земств, городского самоуправления, демократические преобразования в судебной и образовательной системах свидетельствовали о неуклонном, хотя и не столь быстром, движении России к основам гражданского общества и правового государства.

Однако почти все реформы носили непоследовательный и незавершенный характер. Они сохраняли сословные преимущества дворянства и контроль государства над обществом. На национальных окраинах реформы претворялись в жизнь в неполном объеме. В неизменном виде остался принцип самодержавной власти монарха.

Внешняя политика правительства Александра II почти на всех главных направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путем Российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить свое положение великой державы. За счет среднеазиатских территорий расширились рубежи империи.

Эпоха «великих реформ» стала временем превращения общественных движений в силу, способную влиять на власть или противостоять ей. Колебания правительственного курса и противоречивость реформ привели к росту радикализма в стране. Революционные организации встали на путь террора, стремясь за счет убийства царя и высших чиновников поднять крестьян на революцию.

Российская культура ХIХ в.

Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX веке пережила своё возрождение.

XIX век это действительно золотой век русской культуры это и развитие науки, развитие образования, русская литература с её многочисленными именами (прежде всего это А. С. Пушкин) создавший современный русский литературный язык.

Если сегодня взять Державина предшественники, учителя Пушкина, то, несомненно, ощущается некая сложность в чтении их произведении, а когда берешь произведение Пушкина, несмотря на то, что уже прошло со времени создания этих произведений не менее 200-х лет чувствуется, читая эти стихи некий эпизод соответственно понимая и осознавая их. И уже через 100-80 лет читаем эти стихи совершенно спокойно.

В XIX веке появляются такие явления русской культуры как в прозе Гоголь, Достоевский, Тургенев и т. д.

Огромным событием для русской культуры стали социальные преобразования, неслучайно во второй половине XIX века видим стремление музыкантов художников внести свой вклад в социальное развитие России, отсюда появляются такие произведения как могучая кучка (объединения групп и композиторов), как явление передвижников русских художников (создавших товарищество передвижных художественных выставок), видим огромные явления в русской науке - это прежде всего прохождение вокруг имени Менделеева создавшего периодическую систему и т. д.

1. Культура России XIX века

Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии н законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов модернизации н европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в централизации законодательного дела н обеспечении единообразия юридических норм.

Министерская реформа и образование Государственного совета завершили реорганизацию органов центрального управления, просуществовавших до 1917 г. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия прочно вступила на путь капиталистического развития. Однако политический строй Российской Империи насквозь был пронизан крепостничеством. В этих условиях бюрократия превратилась во «флюгер», старающийся обеспечить интересы буржуа и дворян, такое же положение сохранилось и позже, в эпоху империализма. Можно сказать, что политический строй России носил консервативный характер, это проявилось и в праве. Последнее представляет собой смешанное право, ибо в нем переплетались нормы феодального и буржуазного права. В связи с развитием буржуазных отношений в 70-е годы прошлого века было принято «Русское гражданское уложение», скопированное с Кодекса Наполеона, в основе которого лежало классическое римское право.

Политический строй и право выражают особенности экономического развития России в XIX в., когда в недрах крепостничества формировался новый, капиталистический способ производства.

Основной сферой, где раньше и интенсивнее формировался новый способ производства, была промышленность. Для России первой половины прошлого века характерно широкое распространение мелкой промышленности, преимущественно крестьянской. В сфере обрабатывающей промышленности, изготавливавшей предметы массового потребления, мелкие крестьянские промыслы занимали господствующее положение. Развитие крестьянской промышленности преобразовывало экономический облик деревни и самый быт крестьянина. В промысловых селах интенсивнее происходили процессы социального расслоения крестьянства и отрыв его от земледелия, острее проявлялся конфликта между явлениями капиталистического характера и феодальными отношениями. Но так было лишь в наиболее развитом в экономическом отношении центрально - промышленном регионе, в других районах преобладало натуральное хозяйство. И только после 1861 г. в России был совершен промышленный переворот, однако нарождающаяся русская буржуазия зависела от царизма для неё были характерны политическая косность и консерватизм. Все это наложило отпечаток на развитие русской культуры, придало ей противоречивый характер, но, в конечном счете, способствовало ее высокому взлету.

Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, - от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока - несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказе «Живые мощи». Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества, которых уходят в православное икоцописание.

Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость».

Культурно-исторический процесс в России в XIX - начале XX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса, т. е. большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры: философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т. д. Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры - официальной («высокой» профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть), и культурой народных масс («фольклорным» пластом»), которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси и продолжает свое полнокровное существование на протяжении всей отечественной истории. В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в.

Начиная с XVII в. складывается и развивается «третья культура», самодеятельно-ремесленная, с одной стороны, опиравшаяся на фольклорные традиции, а с другой - тяготевшая к формам официальной культуры. Во взаимодействии этих трех слоев культуры, часто конфликтном, преобладает тенденция к единой общенациональной культуре на основе сближения официального искусства и фольклорной стихии, вдохновлявшегося идеями народности и национальности. Эти эстетические принципы утверждались в эстетике Просвещения (П. Плавильщиков, Н. Львов, А. Радищев), были особенно важными в эпоху декабризма в первой четверти XIX в. (К. Рылеев, А. Пушкин) и приобрели основополагающее значение в творчестве и эстетике реалистического типа в середине прошлого века.

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий - духовенства и дворян. В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа - крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII - первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. - разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется в то, что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература , чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. Говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций». Можно сказать, что пушкинская поэзия и толстовская проза - это чудо; не случайно Ясная Поляна - интеллектуальная столица мира в прошлом веке.

А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, ярился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта.

Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», « Дубровский » и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.

Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный с пушкинским романом «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтов ского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его основным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинского романтизма). Для русского «байронизма» (этого романтического индивидуализма) характерны культ титанических страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лиро-эпической поэме, в которых особое место принадлежит любви. Сильное влияние на последующую литературу оказал лермонтовский метод психологического анализа, «диалектики чувств».

В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. В его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» художественно осуществлена концепция Малороссии - этого славянского древнего Рима - как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы критического реализма); по случайно 30-е - 40-е годы прошлого века Н. Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы. В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.

Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в.

Описание презентации Либеральные реформы 60 -70 -х годов 19 века по слайдам

План изучения темы 1. Причины проведения реформ 60– 70 -х гг. XIX в. 2. Реформы местного самоуправления. а) Земская реформа б) Городская реформа 3. Судебная реформа. 4. Реформы системы образования. а) Школьная реформа. б) Университетская реформа 5. Военная реформа.

Реформы Александра II (1855 – 1881 гг.) Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863 -1864 гг.)

*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие (К. Д. Кавелин, В. О. Ключевский, Г. А. Джаншиев). * Советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (М. Н. Покровский, Н. М. Дружинина, В. П. Волобуев).

Название Содержание реформы Их значение Их недостатки Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863 -1864 гг.)

6 Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861 г. Итоги крестьянской реформы Открывала путь к развитию буржуазных отношений в России Носила незавершенный характер, порождала социальные антагонизмы (противоречия) «Воля» без земли

Реформы Их значение Их недостатки Крестьянск ая (1861 г.) Переломный момент, грань между феодализмом и капитализмом. Создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки; крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки).

Реформа местного самоуправления 1864 году было введено «Положение о земских учреждениях» . В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления — земства.

9 Земская реформа (Земская реформа (1864 г.). “Положение о губернских). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”и уездных земских учреждениях” Содержание реформы Создание губернских и уездных земств – выборных органов местного самоуправления в сельской местности Функции земств Содержание местных школ, больниц; строительство дорог местного значения; организация сельскохозяйственной статистики и т. д.

11 Земская реформа (Земская реформа (1864 г.).). “Положение о губернских“Положение о губернских и уездных земских учреждениях”и уездных земских учреждениях” Структура земских учреждений Земская управа исполнительный орган и збиралась на 3 года Земское собрание в составе гласных (гласные – выборные члены земских собраний и городских дум) распорядительный орган избирались населением на цензовой основе по сословному признаку, собирались ежегодно

Земская реформа В земстве, в том числе в его постоянных органах (управах) совместно работали представители всех сословий. Но ведущую роль все же играли дворяне, смотревшие на «мужичьих» гласных сверху вниз. А крестьяне зачастую относились к участию в работе земства как к повинности и избирали в гласные недоимщиков. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Курии - разряды, на которые делились избиратели по имущественному и социальному признаками в дореволюционной России при выборах.

Земская реформа 1 гласный (депутат) по землевладельческой и крестьянской куриям избирался от каждых 3 тыс. крестьянских наделов. По городской курии – от владельцев имущества, равного по стоимости тому же количеству земли. Скольким голосам крестьян равнялся голос землевладельца, имеющего 800 дес. , если душевой надел составлял 4 дес. ? В этом случае 1 голос помещика = 200 голосам крестьян. Почему при создании земских органов не было обеспечено равное избирательное право для крестьян, горожан и землевладельцев? Потому что в этом случае образованное меньшинство «потонуло» бы в неграмотной темной крестьянской массе. ?

Земская реформа Земские собрания собирались 1 раз в год: уездные – на 10 дней, губернские – на 20 дней. Сословный состав земских собраний? Почему среди губернских гласных доля крестьян была заметно ниже, чем среди уездных? Дворяне Купцы Крестьяне Прочие Уездное земство 41, 7 10, 4 38, 4 9, 5 Губернское земство 74, 2 10, 9 10, 6 4, 3 Крестьяне были не готовы заниматься далекими от их повседневных нужд губернскими делами. Да и добираться в губернский город было далеко и дорого.

Земская реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства – учителей, врачей, агрономов – земские служащие Земства вводились на уровне уездов и губерний Земства решают не только местные хозяйственные дела, но и активно включаются в политическую борьбу

Ваши комментарии. Земства. Московский дворянин Киреев писал о земствах: «Мы, дворяне – гласные; купцы, мещане, духовенство – согласные, крестьяне — безгласные» . Объясните, что хотел сказать автор?

Земская реформа Земства занимались исключительно хозяйственными вопросами: устройством дорог, борьбой с пожарами, агрономической помощью крестьянам, созданием продовольственных запасов на случай неурожая, содержанием школ и больниц. Для этого собирались земские налоги. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. 1865 г. ? На какие группы делятся гласные земства на рисунке К. Трутовского?

Благодаря земским врачам сельские жители впервые получили квалифицированную медицинскую помощь. Земский врач был универсалом: терапевтом, хирургом, стоматологом, акушером. Иногда операции приходилось делать в крестьянской избе. Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач. Худ. И. И. Творожников.

Земская реформа Особую роль среди земских служащих играли учителя. В чем, по-вашему, состояла эта роль? Земский учитель не только обучал детей арифметике и грамоте, но зачастую был и единственным грамотным человеком в деревне. Приезд учительницы в деревню. Худ. А. Степанов. ? Благодаря этому учитель становился для крестьян носителем знания и новых идей. Именно среди земских учителей было особенно много либерально и демократически настроенных людей.

Земская реформа В 1865– 1880 гг. в России было 12 тыс. сельских земских школ, а в 1913 г. – 28 тыс. Земские учителя обучили грамоте свыше 2 млн. крестьянских детей, в т. ч. девочек. Правда, начальное обучение так и не стало обязательным. Программы обучения вырабатывало Министерство просвещения. Занятие в земской школе Пензенской губернии. 1890 -е гг. ? Что, судя по фотографии, отличало земскую школу от государственной или приходской?

23 Земская реформа (Земская реформа (1864 г.).). “Положение о губернских“Положение о губернских и уездных земских учреждениях”и уездных земских учреждениях” Значение способствовали развитию просвещения, здравоохранения, местного благоустройства; становились центрами либерального общественного движения Ограниченность вводилась первоначально в 35 губерниях (к 1914 г. действовали в 43 из 78 губерний) не были соданы волостные земства действовали под контролем администрации (губернаторов и министерства внутренних дел)

Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократическая интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами. Реформы Их значение Их недостатки

Городская реформа начала готовиться в 1862 г. , но из-за покушения на Александра II ее осуществление задержалось. Городовое положение было принято в 1870 г. Высшим органом городского самоуправления оставалась Городская дума. Выборы проводились по трем куриям. Курии формировались на основе имущественного ценза. Составлялся список избирателей по убыванию размера платимых ими городских налогов. Каждая курия платила 1/3 налогов. Первая курия была самой богатой и малочисленной, третья – самой бедной и многочисленной. ? Как вы считаете: городские выборы проводились на всесословной или бессословной основе?

Городская реформа Городское самоуправление: Избиратели 1 -й курии Избиратели 2 -й курии Избиратели 3 -й курии. Городская дума (распорядительный орган) Городская управа (исполнительный орган)избирает Городской голова

Городская реформа Главой городского самоуправления являлся выборный городской голова. В крупных городах городским головой выбирали обычно дворянина или богатого гильдейского купца. Подобно земствам, городские думы и управы ведали исключительно местным благоустройством: мощением и освещением улиц, содержанием больниц, богаделен, сиротских домов и городских училищ, попечением о торговле и промышленности, устройством водоснабжения и городского транспорта. Самарский городской голова П. В. Алабин.

28 Городская реформа 1870 г. – – “Городовое положение”“Городовое положение” Суть Создание в городах органов, аналогичных земствам по функциям и структуре Городской голова руководил Городская управа избиралась Городская дума в составе гласных избирались населением на цензовой бессословной основе

Городская (1870 г.) Способствовала приобщению широких слоев населения к управлению, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Реформы Их значение Их недостатки

Судебная реформа — 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Принципы судопроизводства Бессословность – решение суда не зависит от сословной принадлежности обвиняемого Выборность – мирового судьи и присяжных Гласность – на заседаниях суда могла присутствовать публика, пресса могла сообщать о ходе судебного процесса Независимость – на судей не могла оказывать влияние администрация Состязательность – участие в судебном процессе прокурора (обвинение) и адвоката (защита)

33 Судебная реформа 1864 г. Судья назначается Министерством юстиции (принцип несменяемости судей) Выносит приговор в соответствии с законом на основе вердикта присяжных Основа реформы Судебные Уставы введение суда присяжных

34 Судебная реформа 1864 г. Присяжные заседатели выбираются из представителей всех сословий(!) на основе имущественного ценза 12 человек Выносят вердикт (решение) о виновности, её степени или невиновности подсудимого

Судебная реформа Судьи получали высокое жалование. Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели после заслушивания свидетелей и прений прокурора и адвоката. Присяжным заседателем мог стать российский подданный от 25 до 70 лет (цензы — имущественный и оседлости). Решение суда могло быть обжаловано.

36 Судебная реформа 1864 г. Дополнительные элементы проведения судебной реформы Были созданы: особые суды для военнослужащих особые суды для священнослужителей мировые суды для рассмотрения мелких гражданских и уголовных правонарушений

37 Судебная реформа 1864 г. Структура судебной власти в России Сенат высший судебный и кассационный (кассация – обжалование, опротестование приговора суда низшей инстанции) орган Судебные палаты суды для рассмотрения наиболее важных дел и аппеляций (жалоба, обращение о пересмотре дела) на решения окружных судов Окружные суды Судебные органы первой инстанции. Рассматривает сложные уголовные и гражданские дела Адвокат Прокурор Мировые суды мелкие уголовные и гражданские дела 12 присяжных заседателей (ценз)

Судебная реформа Мелкие правонарушения и гражданские тяжбы (сумма иска до 500 руб.) разбирал мировой суд. Мировой судья решал дела единолично, мог приговаривать к штрафу (до 300 руб.), аресту на срок до 3 -х месяцев или тюремному заключению на срок до 1 года. Такой суд был прост, скор и дешев. Мировой судья. Современный рисунок.

Судебная реформа Мирового судью избирали земства или городские думы из числа лиц старше 25 лет, с образованием не ниже среднего, и судейским опытом от трех лет. Мировой судья должен был владеть недвижимостью на 15 тыс. руб. Обжаловать решения мирового судьи можно было на уездном съезде мировых судей. Уездный съезд мировых судей Челябинского уезда.

Судебная реформа Участие общественности: В процессе участвовали 12 непрофессиональных судей – присяжных заседателей. Присяжные заседатели выносили вердикт: «виновен» ; «виновен, но заслуживает снисхождения» ; «невиновен» . Исходя из вердикта, судья выносил приговор. Современный рисунок.

Судебная реформа Присяжные заседатели избирались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза, без учета сословной принадлежности. Присяжные заседатели. Рисунок начала ХХ в. ? Что можно сказать о составе коллегии присяжных, судя по этому рисунку?

Судебная реформа Состязательность: В уголовном процессе обвинение поддерживал прокурор, а защиту обвиняемого осуществлял адвокат (присяжный поверенный). В суде присяжных, где вердикт зависел не от профессиональных юристов, роль адвоката была огромной. Крупнейшие русские адвокаты: К. К. Арсеньев, Н. П. Карабчевский, А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович. Федор Никифорович Плевако (1842– 1908) выступает в суде.

Судебная реформа Гласность: В судебные заседания стала допускаться публика. Судебные отчеты публиковались в прессе. В газетах появились специальные судебные репортеры. Адвокат В. Д. Спасович: «Мы до известной степени рыцари слова живого, свободного, более свободного ныне, чем в печати, которого не угомонят самые рьяные свирепые председатели, потому что пока председатель обдумает вас остановить, слово уже ускакало за три версты и его не вернуть» . Портрет юриста Владимира Даниловича Спасовича. Худ. И. Е. Репин. 1891.

44 Судебная реформа 1864 г. Значение судебной реформы Создана самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Большой шаг в развитии принципа «разделения властей» и демократии Сохранение элементов бюрократического произвола: наказания в административном порядке и т. п. сохраняла ряд пережитков прошлого: особые суды.

45 Военная реформа 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века. Военная реформа 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века Непосредствен ный толчок – поражение России в Крымской войне 1853 -1856 гг.

Направления военной реформы Результат — массовая армия современного типа

Военная реформа Первым шагом военной реформы стала отмена в 1855 г. военных поселений. В 1861 г. по инициативе нового военного министра Д. А. Милютина срок службы был сокращен с 25 лет до 16 лет. В 1863 г. в армии были отменены телесные наказания. В 1867 г. был введен новый военно-судебный устав, основанный на общих принципах судебной реформы (гласность, состязательность). Дмитрий Алексеевич Милютин (1816– 1912), военный министр в 1861– 1881 гг.

Военная реформа В 1863 г. осуществлена реформа военного образования: кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии. Военные гимназии давали широкое общее образование (русский и иностранные языки, математика, физика, естествознание, история). Учебная нагрузка возросла вдвое, зато физическая и общевоинская подготовка была сокращена. Дмитрий Алексеевич Милютин (1816– 1912), военный министр в 1861– 1881 гг.

1) Создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.) и Морской академии (1877 г.)

По новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания.

Военная реформа Какая мера должна была стать главной в ходе военной реформы? Отмена рекрутчины. Каковы были недостатки рекрутской системы? Невозможность быстро увеличить армию в военное время, необходимость содержать многочисленную армию в мирное время. Рекрутчина годилась для крепостных, но не для свободных людей. Унтер-офицер русской армии. Худ. В. Д. Поленов. Фрагмент. ? ?

Военная реформа Чем можно было заменить рекрутскую систему? Всеобщей воинской повинностью. Введение всеобщей воинской повинности в России с ее огромной территорией требовало развития дорожной сети. Только в 1870 г. была создана комиссия для обсуждения этого вопроса, а 1 января 1874 г. был опубликован Манифест о замене рекрутской повинности всеобщей воинской повинностью. Вахмистр драгунского полка. 1886 г. ?

Военная реформа Призыву подлежали все мужчины в возрасте 21 года. Срок службы составлял 6 лет в армии и 7 лет на флоте. Освобождались от призыва единственные кормильцы и единственные сыновья. Какой принцип был положен в основу военной реформы: всесословность или бессословность? Формально реформа была бессословной, но фактически сословность во многом сохранилась. «Отстал» . Худ. П. О. Ковалевский. Русский солдат 1870 -х гг. в полной походной выкладке. ?

Военная реформа В чем проявлялись остатки сословности в российской армии после 1874 г. ? В том, что офицерский корпус оставался в основном дворянским, рядовой состав – крестьянским. Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г. Бобринского. Худ. К. Е. Маковский. Барабанщик лейб-гвардии Павловского полка. Худ. А. Детайль. ?

Военная реформа При проведении военной реформы были установлены льготы для новобранцев, имевших среднее или высшее образование. Окончившие гимназию служили 2 года, окончившие университет – 6 месяцев. Помимо сокращенного срок службы они имели право жить не в казарме, а на частных квартирах. Вольноопределяющийся 6 -го Клястицкого гусарского полка

Гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота.

Военная реформа Как вы думаете, в каких социальных группах военная реформа вызвала недовольство и каковы были его мотивы? Консервативное дворянство было недовольно тем, что выходцы из других сословий получили возможность становиться офицерами. Некоторых дворян возмущало то, что их могли призвать солдатами наряду с крестьянами. Особенно недовольно было купечество, ранее не подлежавшее рекрутской повинности. Купцы даже предлагали взять на себя содержание инвалидов, если им позволят откупаться от призыва. ?

59 Военные реформы 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века. Военные реформы 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века Важнейший элемент реформы – замена системы рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью Обязательная военная служба для мужчин всех сословий с 20 лет (6 лет – в армии, 7 лет – на флоте) с последующим пребыванием в запасе Предусматривались льготы для лиц, имеющих высшее и среднее образование (права вольноопределяющихся), освобождались священнослужители и некоторые другие категории населения Значение создание массовых боеспособных вооруженных сил; повышение обороноспособности страны

Значение реформы: создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Недостатки реформы: просчеты в системе организации и вооружения войска. Военная реформа 1874 г.

62 Реформы образования. Реформы образования Школьная реформа 1864 г. Формирование новой структуры начального и среднего образования Народные училища Уездные 3 года обучения Приходские с 1884 г. церковно-приходские школы 3 года обучения Прогимназии 4 года обучения Городские 6 лет обучения Начальное образование

Школьная реформа (Среднее образование) Для детей дворян и купечества были предназначены классические и реальные гимназии. «Устав гимназий и прогимназий» 19 ноября 1864 г. Прогимназия. Срок обучения 4 года Классическая гимназия 7 -классная, срок обучения 7 лет Реальная гимназия 7 -классная Срок обучения 7 лет В программе классических гимназий преобладали древние и иностранные языки, древняя история, античная литература. В программе реальных гимназий преобладали математика, физика и другие технические предметы. Готовили к поступлению в гимназию. Располагались в уездных городах.

Школьная реформа В 1872 г. срок обучения в классических гимназиях был увеличен до 8 лет (7 -й класс стал двухгодичным), а с 1875 г. они официально стали 8 -классными. Реальные гимназии сохранили 7 -летний срок обучения и в 1872 г. были преобразованы в реальные училища. Если выпускники классических гимназий поступали в университеты без экзаменов, то реалистам приходилось сдавать экзамены по древним языкам. Без экзаменов они поступали лишь в технические ВУЗы. Чем были вызваны подобные ограничения для выпускников реальных училищ? В классических гимназиях чаще учились дети дворян, в реальных – дети купцов и разночинцев. ?

Университетская реформа стала первой после отмены крепостного права, что было вызвано студенческими волнениями. Новый университетский устав взамен николаевского устава 1835 г. был принят 18 июня 1863 г. Инициатором нового устава стал министр просвещения А. В. Головнин. Университеты получили автономию. Создавались советы университетов и факультетов, которые избирали ректора и деканов, присуждали ученые звания, распределяли средства по кафедрам и факультетам. Андрей Васильевич Головнин (1821 -1886), министр просвещения в 1861– 1866 гг.

Университетская реформа Университеты имели собственную цензуру, получали иностранную литературу без таможенного досмотра. В университетах действовали собственные суд и охрана, полиция не имела доступа на территорию университетов. Головнин предлагал создать студенческие организации и привлечь их к участию в университетском самоуправлении, но Государственный совет отклонил это предложение. Андрей Васильевич Головнин (1821 -1886), министр просвещения в 1861– 1866 гг. ? Почему это предложение было исключено из устава университетов?

Классические. Реформа в области народного образования Изменения в системе образования Университетский устав 1863 г. Школьный устав 1864 г. Автономия Гимназии Реальные Готовили к поступлению в университете Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения. Создан совет университета, Решавший все внутренние вопросы Избрание ректора и преподавателей Сняты ограничения для студентов (их проступки рассматривал студенческий суд)

Женское образование В 60– 70 -х гг. в России появилось женское высшее образование. В университеты женщин не брали, но в 1869 г. были открыты первые Высшие женские курсы. Наибольшую известность приобрели курсы, открытые В. И. Герье в Москве (1872 г.) и К. Н. Бестужевым-Рюминым в Петербурге (1878 г.) На курсах Герье был только словесно-исторический факультет. На бестужевских курсах – математическое и словесно-историческое отделения. На математическом учились 2/3 слушательниц. Курсистка. Худ. Н. А. Ярошенко.

Реформы в области просвещения (1863 -1864 гг.) Значение реформ: расширение и совершенствование образования всех уровней. Недостатки реформ: недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.

Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков: особые суды. Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска. В области просвещ ения (1863 -186 4 гг.) Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения. Реформы Их значение Их недостатки

71 Итоги и значение реформ Привели к значительному ускорению развития страны приблизили Россию к уровню ведущих держав мира Носили неполный и незавершенный характер. В 80 -е годы сменились контрреформами Александра III

Значение реформ Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем

Подводим итоги В чем состоит историческое значение реформ 60– 70 -х гг. ? Благодаря реформам 60– 70 -х гг. многие вопросы повседневной жизни были переданы из ведения бюрократии в ведение общества в лице земств и городских дум; установлено равенство российских подданных перед законом; значительно повысился уровень грамотности населения; университеты получили большую степень свободы научной и учебной деятельности; смягчилась цензура для центральной прессы и книгоиздания; армия стала строиться на основе бессословной всеобщей воинской повинности, что отвечало принципу равенства перед законом и позволяло создать подготовленные резервы. ?