Мировая цивилизация. Древние цивилизации, тайны которых до сих пор не разгаданы

Цивилизация мировая (от лат. civis – гражданин) – 1) вся сумма позитивных достижений человечества, 2) прогрессивное поступательное развитие мира, 3) нормативное понимание определенного передового социального порядка (чаще всего западного).

Понимание мировой цивилизации варьируется в непосредственной корреляции с многозначностью и многоуровневостью самого понятия «цивилизация», зависящего от мировоззренческой, гносеологической и аксиологической ориентаций исследователя. В современном обществознании дискуссии о существовании мировой цивилизации занимают важное место. Основные полюсы интерпретации мировой цивилизации – понимание ее либо как реальности, либо как идеального нормативного конструкта. Одновременно существует позиция отрицания существования мировой цивилизации как фикции (А. Тойнби, С. Хантингтон и др.).

Проблема понимания мировой цивилизации тесно связана и с современными глобальными процессами во всех областях человеческой деятельности. Крайними точками достаточно широкого спектра мнений о сущности процесса глобализации являются, с одной стороны, оптимистические утверждения глобализационной сущности как стирающей цивилизационные различия, своего рода монолог европейско-атлантической цивилизации, «реванш одной цивилизации над многими» (Ф. Бродель); с другой – глобализация рассматривается под негативным углом зрения, глобализационные процессы рассматриваются как ведущие к архаизации незападных обществ.

Адекватность определения мировой цивилизации определяется ее методологически корректным соотношением с локальными цивилизациями. Вопрос о существовании и соотношении мировой и локальных цивилизаций имеет ряд методологических трудностей, связанных с многозначностью самого термина, обозначающего целую иерархию социально-культурных общностей, обладающих необходимыми признаками. Во-первых, это могут быть по существу этносоциальные организмы (например, цивилизация майя, вавилонская, шумерская и т. д.) , т. е. сравнительно однородные в этническом отношении общности. Во-вторых, понятием цивилизация могут обозначаться и социально-культурные общности более широкого масштаба, в силу своих сущностных характеристик принадлежащих к одному и тому же культурному ареалу (цивилизация эллинская, европейская, латиноамериканская, российская и т. д.). В-третьих, нередко цивилизация обозначает исторически однотипные социально-культурные общности в корреляции с формационным подходом (цивилизация рабовладельческая, феодальная и т.д.). Наконец, понятие «цивилизация» может быть использовано для обозначения всех социальных и культурных достижений человечества, здесь речь идет уже о мировой цивилизации.

Мировая цивилизация, будучи исторической, связана с социальным прогрессом, фиксируя социальные, материальные и духовные достижения всего человечества, вне зависимости от конкретных региональных, этнических, культурных, политических особенностей. Для цивилизации характерны механизмы социального наследования и преемственности, обусловливающие сохранение и трансляцию коллективного общественного достояния, единого для всего человечества. Мировая цивилизация абстрагируется от особенностей реальных социокультурных общностей, локальных цивилизаций, существующих в определенных пространственно-временных координатах. Локальным цивилизациям присущи устойчивые черты и признаки – традиционная культура, язык, среда обитания, общность экономических или духовных сфер и др. Но любая конкретная форма цивилизации обычно выражает исторически обусловленные, преодолеваемые в ходе развития ценности и явления, позитивные лишь для определенного пространства и времени.

Понятие мировой цивилизации акцентирует внимание на достижениях в социальной сфере, культурной деятельности в данной общности, на их последовательном росте, обогащении, степени распространения. При этом достигнутые в данной исторической общности результаты материального и духовного производства, социальной деятельности оно сопоставляет с общечеловеческим ценностями.

Проблема общечеловеческого особенно остро встает всякий раз, когда общество, вступая в переломный момент своего развития, оказывается перед необходимостью выбора между старым, отживающим и новым, нарождающимся социальным строем, между различными альтернативными направлениями своего дальнейшего развития. Новая цивилизация, утверждаясь, должна определить свое отношение к накопленному в процессе предшествующего развития общечеловеческому достоянию, раскрыть место в едином и поступательном движение всемирной истории.

Современные глобализационные тенденции мира, порожденные новыми технологическими (экономическими, информационными и проч.), культурными (прежде всего связанными с явлениями стандартизации в культуре глобальными проблемами), политическими (существование мирового политического пространства) условиями, приводят к тому, что, ходе их реализации стираются особенности различных локальных цивилизаций. Нередко невозможность безболезненной ассимиляции определенных ценностей и достижений, вследствие их чуждости и насильственного привнесения, порождает политику и различные идеологические течения, которые стремятся оградить свою историческую и цивилизационную специфику (напр., славянофильство, евразийство, африканоцентризм, религозно-фундаменталистские идеологии), возводя своего рода барьер, препятствующий, с одной стороны, унификационным тенденциям, с другой – достижению конструктивного взаимодействия, взаимопонимания.

Мировая цивилизация впитала в себя результаты деятельности многих поколений людей, эпох, стран, континентов; она вобрала те достижения, знания, которые выдержали испытание временем и которые последовательно фиксировались в коллективной памяти человечества и коллективных представлениях общества. Ее сокровищница пополнялась и пополняется ценностями, созданными в разных условиях, на разных пространствах и в разные времена. Поэтому актуализация проблемы новых межцивилизационных контактов, прежде всего диалогов, отказ от традиционных форм разрешения межцивилизационных конфликтов в сторону толерантности представляется тем фундаментом, на котором может быть основано будущее народов.

Будущее мировой цивилизации лежит на пути ко все более тесному объединению усилий всех народов для улучшения условий жизни, для решения национальных и мировых задач, встающих перед человечеством в современной техногенной реальности. Выбор этого пути необходим для того, чтобы не только часть человечества, а все население Земли могло обеспечить себя продовольствием, энергией, сырьем, чтобы можно было сохранить природную среду, избавиться от угрозы глобальных проблем, использовать в интересах всей мировой цивилизации те колоссальные возможности, которые открывает перед человеком его выход за пределы нашей планеты. Наконец, подобный выбор необходим для преодоления напряженности в отношениях между государствами, для обеспечения благополучия и благосостояния всех народов Земли.

Введение

История конца ХIХ - начало ХХI веков ознаменовалась масштабными и динамичными изменениями, затронувшими все сферы жизни общества в большинстве стран мира. Для лидеров мирового развития (страны Северной Америки и Европы) это время стало завершением процесса модернизации, для других государств - эпохой её начала. Модернизация - один из важнейших этапов в развитии человечества. Она означает переход от традиционного общества к обществу индустриальному, базой которого являются рыночная экономика, развитая промышленность и демократическое политическое устройство, включающие парламентаризм, гражданские свободы, разделение властей.

Современная мировая цивилизация: пути развития

Социально-экономические и социокультурные процессы, протекавшие в XX веке, привели к тому, что человечество к концу второго тысячелетия вступило в качественно новый этап своего развития. Радикальные изменения в жизни людей не растягиваются, как раньше, на столетие, а протекают в течении десятилетий, а то и нескольких лет. Масштабы этих изменений приобрели глобальный размах, на планете уже нет уголков, где не ощущались бы последствия научно-технического прогресса, воздействие на некоторые не оказала бы массовая культура. Изменения коснулись всех сторон жизни человека. Все это позволяет утверждать, что индивидуальная цивилизация, возникшая в Европе в конце XVIII в. И впоследствии охватившая весь мир, уступает место новой, условно называемой постиндустриальной, информационно цивилизации. Мир в начале третьего тысячелетия не стал воплощением мечты писателей-фантастов прошлых эпох об обществе без нищеты, голода и воин, когда все народы, отменив границы, станут жить в братском единстве. Не осуществились и другие предложения, например, об открытых неисчерпаемых источников энергии, создании разумных машин, переселение людей на планеты Солнечной системы. В то же время не оправдались пессимистические прогнозы о гибели человечества в огне новой мировой войны, чудовищном перенаселении, глобальных катастроф. Индустриальный Запад сумел сохранить лидирующие позиции в мире в течении всего XX столетия. Попытки Советского Союза вступили в конкуренцию с Западом, осуществляя свой вариант модернизации, основанной на коммунистической идеологии, не увенчалась успехом. В конце XX века в большинстве стран мира утвердился принцип демократии рыночной экономики. Социалистическая модель сохранилась нетронутой лишь на Кубе и в Северной Корее. В то же время в начале 21 века наметилось снижение темпов роста экономики Запада. Лидерами по темпу роста оказались развивающиеся страны, в первую очередь Китай, Индия, Бразилия. Экономический рост США замедлился. В 2008 году здесь разразился масштабный экономический кризис, вскоре охвативший все страны мира. Россия встретила рубеж веков подъемом экономики - впервые за годы реформ наметился ее реальный рост. Увеличение валового внутреннего продукта в 2007 году составило 8, 1 %. Наиболее активно прогрессировали отрасли, главной статьей экспорта которой являются нефть, газ и другие сырьевые товары. Поэтому мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, отрицательно сказался на экономическом развитии страны. В условиях значительных колебаний цен на энергоносители на мировых рынках Россию не может удовлетворить роль исключительно поставщика сырья. Руководством страны поставлена задача повысить конкурентоспособность продукции отечественной промышленности, как на внутреннем, так и на внешним рынке в первую очередь за счет развития передовых, инновационных технологий. Задача укрепления положения страны в системе международного разделения труда служит ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). К концу второго тысячелетия на карте мира не осталось крупных колониальных владений, число независимых государств приблизилось в двумстам. Модернизация за пределами Европы и Северной Америки в 20 веке протекала противоречиво. Некоторые страны Азии и Латинской Америки добились значительных успехов в освоении достижений западной цивилизации, а кое в чем превзошли своих "учителей". Но важной чертой модернизации в этих странах сохранение местных национальных традиций и культуры, успешно противостоящих натиску вестернизации. С другой стороны народы стран Азии и Африки продолжают жить в бедности. Им так и не удалось создать развитую и эффективную экономику. Поэтому они занимают маргинальное положение в мировой экономике и политике, все больше отставая от развитых стран. Тем не менее разнообразие и противоречивость современного мира уже не является препятствием для глобального сотрудничества. Экономические процессы в различных регионах планеты столь взаимосвязаны, что в известном мире можно говорить о единой мировой экономике.

Древние цивилизации всегда будоражили умы ученых, кладоискателей и любителей исторических головоломок. Шумеры, египтяне или римляне оставили множество доказательств своего существования, но они не были первыми на планете. Кроме легенд об их расцвете и падении, в истории остались белые пятна, которые до сих пор не удалось заполнить.

Все эти цивилизации в свое время были выдающимися и во многом превосходили не только свою эпоху, но и современные достижения. Но, по разным причинам, они исчезли с лица Земли, утратив свое величие и могущество. Речь идет не только о тех империях, которые точно процветали на планете, а также о культурах, которые возможно существовали. Например, всем известная Атлантида до сих пор не найдена, но могла ли она вообще существовать?

Редакция InPlanet составила список древнейших цивилизаций, наследие которых до сих пор вызывает у историков горячие споры. Представляем вашему вниманию 12 величайших империй, которые оставили после себя множество загадок!

1 Континент Лемурия / 4 млн лет назад

Истоки всех древнейших цивилизаций берут начало из мифа о таинственном материке Лемурии, который ушел под воду много миллионов лет назад. Его существование неоднократно упоминалось в мифах разных народов и философских трудах. Они говорили о высокоразвитой расе человекоподобных обезьян, которые имели отличное образование и развитую архитектуру. По легендам, он находился в Индийском океане и главное доказательство его существования - остров Мадагаскар, населенный лемурами.

2 Гиперборея / до 11540 года до н.э.


Загадочная земля Гиперборея уже много лет будоражит умы ученых и исследователей, которые хотят найти хоть какие-то доказательства ее существования. Итак, на данный момент бытует мнение, что Гиперборея была расположена в Арктике и населялась предками славян. Тогда еще континент не был покрыт льдом, а цвел и благоухал. И это, кстати, возможно, ведь ученые установили, что 30-15000 лет до н.э. в Арктике был благоприятный климат.

Стоит отметить, что попытки найти Гиперборею практиковались уже много времени, например, Германия и СССР во времена Второй мировой войны отправляли экспедиции для поисков потерянной страны. Но так и не удалось установить, действительно ли существовала страна, ставшая прародительницей славян.

3 Цивилизация Ароэ / 13000 лет до н.э.


Эта цивилизация относится к разряду мифических, несмотря на то, что есть масса построек, доказывающих существование народов на островах Микронезии, Полинезии и Пасхи. В новой Каледонии были обнаружены древние цементные статуи, возраст которых датирован 10950 годом до н.э.

По легендам, цивилизация Ароэ, или Королевство Солнца, образовалось в Тихом океане после исчезновения континента Лемурия. Среди коренных жителей этих островов до сих пор ходят легенды о предках, способных летать по воздуху.

4 Цивилизации пустыни Гоби / примерно 10000 лет до н.э.


Еще одна загадочная цивилизация, о существовании которой ведутся споры. Сейчас пустыня Гоби является самым малонаселенным местом на планете, засушливым и губительным. Однако бытует мнение, что много тысячелетий назад там жила некая цивилизация Белый остров, которая стояла на одном уровне с Атлантидой. Ее называли страной Агарти, подземным городом, Шамбалой и землей Хси Ванг Му.

В те годы пустыня была морем, а Белый остров возвышался на ним зеленым оазисом. Ученые подтвердили, что это действительно было так, однако дата смущает - море из пустыни Гоби исчезло 40 млн лет назад. Могло ли там существовать поселение мудрецов в это время, или позже, научно не доказано.

5 Атлантида / 9500 лет до н.э.


Это мифическое государство, пожалуй, самое известное во всем мире. Нет точных доказательств того, что действительно существовал остров, который ушел под воду вместе с высокоразвитой цивилизацией. Но до сих пор мореплаватели, историки и любители приключений ищут подводный город, наполненный сокровищами древней Атлантиды.

Основное доказательство существования Атлантиды - труды Платона, который описывал войну этого острова с Афинами, вследствие чего атланты просто ушли под воду вместе с островом. Существует множество теорий и мифов об этой цивилизации и даже целые научные течения.

6 Древний Китай / 8500 лет до н.э. - наши дни


Китайская цивилизация признана одной из древнейших в мире. Ученые считают, что первые ее зачатки появились еще 8000 лет назад до нашей эры. Письменные источники фиксируют наличие государства под названием Китай еще 3500 лет назад. По этом, археологи обнаруживают черепки горшков на территории Китая возрастом 17-18000 лет до нашей эры. Древняя и богатая история Китая показала, что это государство, много тысячелетий управляемое династиями, было одним из самых развитых и сильнейших в мире.

7 Цивилизация Осириса / до 4000 н.э.


Поскольку официально эту цивилизацию нельзя считать существовавшей, можно только догадываться о датах ее расцвета. По легендам, осирианцы были прародителями египетской цивилизации и, соответственно, жили в бассейне Средиземного моря до их появления.

Конечно, все догадки об этой цивилизации основаны на недостоверных фактах, например, о том, что осирийская цивилизация погибла из-за того, что гибель Атлантиды спровоцировала затопление Средиземного бассейна. Точных доказательств этих событий нет, поэтому можно рассматривать лишь массу затопленных городов на дне Средиземного моря, как подтверждение цивилизации, ушедшей под воду.

8 Древний Египет / 4000 до н.э. - VI-VII вв. н.э.


Древнеегипетская цивилизация существовала около 40 веков и достигла своего расцвета в середине этого временного отрезка. Для изучения этой культуры есть отдельная наука египтология, которая занимается исследованиями многообразной истории этой империи.

Древний Египет имел все, что нужно для развития и процветания - плодородную землю в долине реки Нил, религию, систему управления государством и армию. Несмотря на то, что Древний Египет пал и был поглощен Римской империей, до сих пор на планете есть следы этой мощной цивилизации - огромный Сфинкс, древние пирамиды и масса исторических артефактов.

9 Шумеры и Вавилон / 3300 лет до н.э. - 1000 лет до н.э.


Долгое время шумерской цивилизации приписывали звание первой в мире. Шумеры первыми начали заниматься ремеслом, сельским хозяйством, гончарным делом и строительством. В 2300 году до нашей эры эту территорию захватили вавилоняне, которые во главе с Вавилоном стали культурным и политическим центром Древнего мира. Обе этих цивилизации являются сильнейшими государствами Древней Месопотамии.

10 Древняя Греция / 3000 лет до н.э. - I в. до н.э.


Это древнейшее государство называлось Элладой и считалось одним из самых сильных в античном мире. Грецией эту территорию прозвали римляне, которые захватили Элладу в первом веке до нашей эры. За три тысячи лет существования греческая империя оставила после себя богатую историю, массу архитектурных памятников и множество литературных шедевров, популярных до сих пор. Чего только стоят мифы Древней Греции!

11 Майя / 2000 до н.э. - XVI век н.э.


Легенды о могуществе и величии этой удивительной цивилизации ходят до сих пор и толкают людей на поиски древних сокровищ. Кроме несметных богатств, индейцы майя обладали уникальными знаниями в астрономии, которые позволили им разработать точный календарь. Также они имели удивительные знания в строительстве, благодаря которым их опустошенные города до сих пор входят в список наследия ЮНЕСКО.

Эта высокоразвитая цивилизация имела развитую медицину, сельское хозяйство, системы водоснабжения и богатую культуру. К сожалению, в Средние века эта империя стала угасать, а с приходом конкистадоров и вовсе исчезла.

12 Древний Рим / 753 г. до н.э. - V в. н.э.


Древнеримская империя являлась одной из самых мощнейших в истории Древнего мира. Она оставила после себя яркий след в истории, поработила множество мелких государств и выиграла массу кровопролитных войн. Древний Рим имел свою мифологию, мощную армию, систему управления и являлся во времена своего расцвета центром цивилизации.

Римская империя подарила миру богатое культурное наследие и историю, которая до сих пор будоражит умы ученых. Как и все древние империи, она угасла из-за непомерных амбиций и планов завоевать весь мир.

Все эти древние цивилизации оставили после себя огромное культурное наследие и массу загадок, которые еще предстоит разгадать. Удастся ли человечеству узнать, существовали некоторые империи или нет, покажет время. А пока нам остается только довольствоваться догадками и уже имеющимися фактами.

ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «СТАНКИН»

Кафедра философии

Реферат на тему:

«Возможно ли существование глобальной цивилизации и глобальной культуры»

Выполнил: Хасанов Э.Д.

Проверила: Казарова Т.В.

Введение.

Понятия культуры и цивилизации.

Общее понятие «глобальной цивилизации».

Западная и Восточная цивилизации, а так же их роль в формировании «глобальной цивилизации».

«Глобальная цивилизация».

«Глобальная культура».

Выводы.

Источники.

Введение .

Мы живём в эпоху глобализации, которая представляет собой процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (таких как экономические и политические связи, культурный и информационный обмен) на социальную действительность в отдельных странах.

В этом процессе есть как положительные, так и отрицательные стороны, однако в моей работе речь пойдёт не о самой глобализации, а о том, что вытекает из неё. А именно я попытаюсь раскрыть тему о, так называемой, «глобальной цивилизации» и «глобальной культуре».

Исходя из того, что в наше время многие страны и народы (зачастую многонациональные) находятся в тесном контакте и взаимодействии друг с другом, можно предположить, что помимо налаживания различных экономических, политических и прочих связей, между этими странами идёт определённый обмен культурными особенностями (особенностями цивилизационного характера, если угодно). На основе этого можно сделать вывод, что мы имеем предпосылки для формирования той самой «глобальной цивилизации». Но обо всё по порядку…

Понятия культуры и цивилизации .

Прежде чем говорить о понятиях «глобальной цивилизации» и «глобальной культуры», следует пояснить, что собой представляют эти понятия.

Итак, у понятия «культура» имеется две основных трактовки: классическая и постклассическая.

В классическом понимании культура представляет собой совокупный результат материальной и духовной деятельности человека, благодаря которой воспроизводится его сущность.

В постклассической культура имеет следующие значение, это система сверхбиологических программ поведения и деятельности, в которой определяется образ жизни общества.

Как мы видим, трактовки совершенно различны, однако у понятия «цивилизации» их гораздо больше и многие из них противоречивы:

  1. Цивилизация в понимании просвятителей.

«Цивилизация – это высшая ступень исторического развития общества, которая характеризуется господством знаков и их властью, также равноправием граждан и свободой личности, гуманизмом и соблюдением прав человека».

    Цивилизация в понимании историков.

«Цивилизация – это этап развития общества, который следует за первобытностью. Её характеризуют такие признаки, как наличия государства, существование городов, разделение труда, производящее хозяйство и т.д.».

    Цивилизация по А.Тойнби.

«Цивилизация – это сообщество, образуемое на основе единой системы ценностей с характерными чертами хозяйства, политической организации и культуры».

Культура (по Тойнби) являлась условием возникновения цивилизации.

    Цивилизация по О.Шпенглеру.

«Цивилизация – это последний этап в истории народа, свидетельствующий о том, что культура народа мертва».

Шпенглер считал, что цивилизация являлась концом всему, абсолютной гибелью народа. Его мнение кардинально отличалось от прочих, но, как и другие, имело место быть.

Из такого огромного разнообразия трактовок учёным-культурологам, да и не только им, следовало выбрать то, что более прочих бы подходило для понимания. В итоге они остановились на исторической трактовке, сочтя её наиболее приемлемой.

Ну а теперь вернёмся к главному вопросу. Поговорим сначала о «глобальной цивилизации».

Общее понятие « глобальной цивилизации ».

Сложно не заметить, что между государствами, населениями, составляющими эти государства, уже существует определённая связь. Так, к примеру, английский язык уже стал универсальным языком общения. Можно сказать, что если вы заговорите по - английски в любом уголке земного шара, то вас скорее всего поймут. Другой пример, глобальная сеть интернет, она объединяет весь мир, это универсальное средство коммуникации.

Глобализация является предвестником формирования глобальной цивилизации. Внешнюю (материальную) оболочку нарождающейся глобальной цивилизации представляет собой мировая экономика, а ее внутреннее (духовное) ядро – система общечеловеческих ценностей.

В некоторых научных источниках «глобальную цивилизацию» понимают следующим образом: «Глобальная цивилизация - современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации».

Таким образом, современное человечество вступает в новый этап интернационализации, которая представляет собой объединение в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:
1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа;
2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей;
3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество;
4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Западная и Восточная цивилизации , а так же их роль в формировании « глобальной цивилизации ».

В Хартии Земли, принятой ООН, говорится о таком понятии, как устойчивое развитие, в котором речь идёт об объединении всего человечества, как единой «социокультурной семьи». Эта «семья» видит мир, как целостную систему, где все её компоненты: экология, безопасность, производство, потребление и многое другое, - являются общими. А все решения, принимаемые на счёт той или иной части этой системы, должны быть согласованны и нести в себе положительный характер для всего человечества.

Концепция устойчивого развития, рассматриваемая, как духовная программа объединенного человечества, задает новое социокультурное направление, качественно отличающиеся от нынешней природопокорительской («завоевательной») технократической стратегии. Это направление будет определяться диалогом культур Востока и Запада. То, что мы сегодня называем Востоком, представляет собой единую массу твердой суши: Россия, Китай, Индия – громадный кусок Суши, «Срединная Земля», как ее называл великий английский географ сэр Хэлфорд Макиндер. То, что мы именуем сегодня Западом, является одним из мировых океанов, полушарием, в котором расположены Атлантический и Тихий Океаны.

Противостояние морского и континентального миров – вот та глобальная истина, которая лежит в основе объяснения цивилизационного дуализма, постоянно порождающего планетарное напряжение и стимулирующего весь процесс истории. Следует отметить, что ни одна из вышеназванных цивилизационных моделей (ни западная, ни восточная) сама по себе не может стать основополагающим стержнем духа глобальной цивилизации. Каждая из них содержит такие элементы культуры, которые неблагоприятны для устойчивого человеческого развития. Это эгоизм человеческого рода по отношению к природе, характерный для западной цивилизации; это отчуждение человека в восточной культуре.

Духовное пространство глобальной цивилизации формируется на новом уровне интегрального синтеза, превосходящем существующие формы цивилизационного развития. «Глобальный мир, – пишет И.А. Василенко, – необходимо созидать в диалоге цивилизаций как общее пространство многогранной духовности – всегда открытое и вечно совершенствующееся в процессе понимания другого».

Китайский философ Чжан Шаохуа полагает, что в нашей современной жизни уже присутствует эмбрион духа глобальной цивилизации. Его образуют философские идеи:

а) единства всех вещей;

б) единства всего человечества;

в) единство Неба и человека.

« Глобальная цивилизация ».

Если все существовавшие до сих пор цивилизации носили региональный характер, то глобальная цивилизация является общечеловеческой цивилизацией. Она выражает, с одной стороны, единство биологической природы всех людей, с другой – социокультурную целостность человечества. Идея глобальной цивилизации исходит из того, что человек и человечество внутренне едины, что они представляют собой взаимоотражения друг друга. Лишь то, что является необходимым для развития индивидуальной природы человека, представляет ценность для человечества в целом, и наоборот.

Глобальная цивилизация, с одной стороны, вводит индивида в сферу человеческого «рода», с другой – превращает силы «рода» в способности индивида. Подлинный смысл глобальной цивилизации состоит в том, что она гуманизирует (очеловечивает) процесс глобализации и глобализирует человеческую природу. Глобальная цивилизация делает ударение на глубинной природе человека, и в этом смысле она выступает как подлинно гуманистическая цивилизация.

До сих пор творческая природа человека была ограничена узкими рамками национальных традиций, религиозных ограничений и государственных границ. Лишь в последние несколько лет люди раскрыли творческий потенциал глобальной цивилизации. Развитие человека, независимо от национальной или религиозной принадлежности, сегодня становится главным приоритетом общества, стоящим выше любых родоплеменных и государственных интересов.

Как мы можем видеть, «глобальная цивилизация» далеко не вымысел, а абсолютно реальное явление, которое набирает свои обороты. Ну что же касается культуры, может ли она стать глобальной?

« Глобальная культура ».

Должен сказать, что мнений о «глобальной культуре» очень много: одни утверждают, что формирование единой культуры возможно и уже началось; другие, напротив, говорят, что это невозможно. По правде говоря, я придерживаюсь второй точки зрения, т.к. считаю, что нельзя создать такой культуры, которая была бы во всём идеальна и устраивала бы все народы и религии на Земле. Однако я не отрицаю и того, что вполне реально объединение общих идей, пронизывающих все мировые культуры, а уже на основе этих общих идей возможно построение некой межкультурной среды, которая бы объединяла все культуры в одну, но при этом не растворяла их индивидуальные особенности.

«Глобальная культура» - это довольно сложный вопрос, однозначного ответа на который нет. Из всего того, что мне удалось прочитать по теме, я могу сделать вывод, что становление одной общей культуры гораздо более проблематичный процесс, нежели формирование «глобальной цивилизации». А связано это с тем, что культуре свойственно большое разнообразие, т.к. каждый этнос или группа имеет свои особенности, на которых и строится их индивидуальная культура. Мне с трудом представляется возможность объединения всех мировых культур в одну, скорее получится некая «субстанция», где индивидуальные особенности просто перестанут существовать. Ведь в одной культуре существуют одни порядки, обычаи и традиции, которые в другой неприемлемы; этим различиям просто не удастся ужиться вместе, т.к. они будут противоречить друг другу.

Выводы.

Итак, что можно сказать в итоге. Думаю то, что такие вопросы, как «глобальная цивилизация» и «глобальная культура», действительно, актуальны на сегодняшний день. А учитывая то, что мы живём во времена глобализации, когда человечество всей планеты, медленно, но верно объединяется, мы невольно встаём перед фактом, что мы являемся участниками этого процесса. И то, каким будет итоговый результат, зависит от всех нас.

Да, «глобальная цивилизация» - это наше ближайшее будущее, т.к. предпосылок для её создания уже предостаточно. А вот о «глобальной культуре» можно ещё поспорить. Ведь нельзя же совместить эти два понятия, т.к. они определённо различаются. «Глобальная цивилизация» даст нам возможности, которые откроют двери на новый уровень экономических, политических, экологических и прочих материально-вещественных отношений. Однако она не сможет дать человеку духовной пищи в той степени, которая ему необходима. Конечно, если ограничить культурный кругозор человека, то ему и не понадобится больше того, что он имеет (что и происходит в данный момент во многих странах с людьми). Но если человек стремится к познанию и познанию глубокому, то ему просто необходимо иметь доступ к культурным ценностям, наследию и богатствам его и других народов. «Глобальная культура», если такова и появится, сможет дать человеку тот объём духовных знаний, который сможет обогатить его сполна и сделать из человека просвещённую духовную натуру, которая будет совмещать в себе десятки культур. Но может сложиться и так, что эта культура просто станет ненужной, потеряв все свои особенности, достоинства и недостатки. В такой культуре могут раствориться многие понятия, например, понятия добра и зла, любви и ненависти, радости и горя и многое другое. Ценности одной культуры будут тесниться с ценностями другой, а в итоге все они могут потерять свою ценность, став лишь простым упоминанием о нормах человеческого существования.культуры . На несоответствие между цивилизацией и культурой указал еще Ж. Ж. Руссо... многочисленных нитей культуры . На основе синтеза культур формируется единая, общепланетарная цивилизация с глобальной культурой , с единым...

  • Культура и цивилизация . Построение типологии культур и цивилизаций

    Реферат >> Культура и искусство

    Семь чудес света» и пр. Культура и цивилизация . Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг... «чисто хронологический смысл словам цивилизация и культура и увидел в них смену... станка. Современные СМИ, создав "глобальную деревню", создают и "нового...

  • Глобальные проблемы современности (21)

    Лекция >> Философия

    ... культуры , и окончательная победа техники в культуре , вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. В культуре ... связанная с ним «пристройка», называемая цивилизацией . Когда в списке глобальных катастроф, составленном знаменитым писателем...

  • Культура и теория цивилизаций

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    Намечается различие между понятиями цивилизации и культуры . Шпенглер, представляя цивилизацию совокупностью технико-механических элементов... и одно во всем; локальное равно глобальному . В качестве иллюстрации идеологии единства можно...

  • Современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

    Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающаяунификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этои унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

    В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:
    1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа;
    2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей;
    3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество;
    4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

    Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.

    Отмечают доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации.

    Доиндустриальная («традиционная») цивилизация (охватывала все страны приблизительно до XVII-XVIII вв.) развивалась на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Основным энергетическим источником являлась мускульная сила человека или животного.

    Форма социальной организации – община, внутри которой имели место отношения ренты – налога, личной зависимостью работника от собственника средств производства (феодала или государства). Культура основывалась на устойчивых традициях социальной иерархии. Человек следовал стереотипам группового поведения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние преобразования, а на внутренний самоконтроль, саморегуляцию.

    Промышленная деятельность становится ведущей сферой жизни общества. В основе Индустриальной («техногенной») цивилизации лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами.

    Происходят специализация производства, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Этой цивилизации свойственна культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социально-культурным регуляторам.

    Предвосхищения такой («информационной») цивилизации содержатся в марксизме, у русских космистов (Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского) гуманистов XX в. (этика ненасилия Л. И. Толстого, М. Ганди). Такая цивилизация отличалась особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей все сферы человеческую деятельности от рутины. При условии утверждения форм жизни, основанных на устойчивой демократии и культуре нового типа, – глобальной, планетарной, с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания, информационная технология способна дать эффект. Стадиями экотехнологического развития являются:

    1) общество с технологиями добычи;

    2) господство аграрно-ремесленных технологий;

    3) приоритет индустриальных технологий;

    4) общество с сервисными технологиями.

    Интеллектуализация технологий дает возможность планировать технологическое развитие. Профессиональная дифференциация выступает вместо классовой. Знание становится феноменом постиндустриализма. Вместо материальных стимулов к труду (как главных) на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального, благополучия и социальной защищенности человека.