Пензенские затворницы проломили голову лжепророку петру кузнецову. Пензенские затворники: из пещеры на «большую землю Пензенские отшельники

Сегодня утром завершилась эпопея так называемых "пензенских затворников", которые с ноября прошлого года скрывались в пещере у села Никольское.

Последние 9 человек, наконец, вышли на поверхность. Несколько месяцев с ними вели переговоры сотрудники МЧС, психологи и священники.

Теперь бывшие обитатели пещеры дают показания в милиции, так как сегодня под землей обнаружены останки двух погибших сектанток.

Финала этой истории ждали долго, но она все равно закончилась неожиданно. Плановое укрепление сводов пещеры превратилось в эксгумацию останков.

Спасатели извлекают из пещеры тела двух женщин. После чего убеждают затворников, что оставаться в пропитанных трупным ядом сводах опасно.

Один за другим свое убежище покидают девять человек. Они последние из тех, кто более полугода ждал здесь конца света.

Эти события начались прошлой осенью и в разное время напоминали то детектив, то фарс, а иногда - драму и трагедию.

Вначале их было 35 - столько затворников, поддавшись на уговоры своего духовного лидера Петра Кузнецова, решили укрыться под землей в ожидании близкого конца света.

Сам Кузнецов вместо пещеры вскоре оказался в психоневрологической больнице, откуда как выяснилось, его опрометчиво выписали накануне.

И хотя конец света все откладывался, затворники не собирались выходить на поверхность. А в ответ на уговоры угрожали сжечь себя, если их попробуют достать силой. Кроме продуктов, в пещере находился запас керосина, несколько ружей и патроны.

Сектанты основательно подошли к делу, по слухам, среди них находился то ли бывший шахтер, то ли метростроевец, который отвечал за вентиляцию.

Среди затворников не было местных жителей - только приезжие, в том числе из Белоруссии. Под землей находились и дети - младшей девочке едва исполнился год и восемь месяцев.

Ради переговоров с затворниками из больницы даже временно выпустили Петра Кузнецова - он не расставался с евангелием и говорил загадками.

В его словах начнут искать высший смысл после того как Кузнецов с помощью полена попытается приблизить конец света лично для себя - покончить жизнь самоубийством, но выживет и снова окажется в психоневрологической больнице.

К этому времени из пещеры выйдут уже 24 человека. Весенний паводок подточит своды, и затворники увидят в обвалах грунта божье знамение. На удивленье врачей их состояние здоровья окажется в порядке.

К этому времени за событиями в Поганом овраге наблюдает уже вся страна. Один из тех кто уже покинул пещеру - Виталиий Недогон - проговаривается, что в пещере есть трупы. Одна женщина умерла от рака, другая от недоедания во время поста. Сегодня его слова подтвердились практически полностью.

Владимир Провоторов, глава администрации Бековского района: "Из пещеры извлечены два трупа. Одна умерла от рака, у нее, говорят, были уже метастазы, когда она пришла в пещеру, а другая держала, так называемый, сухой пост, ее уговаривали есть, но она отказывалась".

Сейчас все затворники покинувшие пещеру дают показания в местном РОВД. Пока известно лишь об одном уголовном деле - в отношении Петра Кузнецова, его обвиняют в разжигании религиозной ненависти.

Уже в ближайшее время бывшие затворники из числа граждан Белоруссии будут депортированы на Родину. Тем временем уже ставшая знаменитой пещера в Поганом овраге - до сих пор находится под охраной милиции. На всякий случай. А вдруг вернутся.

Руслан Салахбеков, РИА Новости

Осенью 2007 года в пензенском селе Никольское случилось событие, которое надолго изменило жизнь никольчан и которое, несомненно, войдет в историю села как один из ярчайших ее эпизодов. Своего земляка Петьку, или Петра Кузнецова, они и раньше знали как человека, сильно увлекшегося религией, беспрестанно молящегося и постящегося. Уже привыкли к десяткам съехавшихся к нему последователей со всей страны и даже из-за ее пределов. Но когда в ноябре выяснилось, что они вырыли подземное убежище и ждут в нем «конца света», маленькое Никольское с его тремястами жителями оказалось под прицелом телекамер со всего мира - началось самое настоящее реалити-шоу под названием «Пензенские затворники», участниками которого поневоле стали и местные жители.

Деревенские гостиницы: от 500 рублей в сутки

«Это сейчас вы стали спокойные, а то сначала ходили как ненормальные, приставали ко всем: ну расскажите что-нибудь про затворников. А что мы расскажем, что мы знаем? Один Петька только наш, остальные же приезжие. Ваших поначалу и в дом не пускали пожить, мало ли что... И машины им на дороге не останавливали, попутку не могли поймать», - говорит Антонина Баканова, или тетя Тоня, в доме которой на Заречной улице остановился корреспондент РИА Новости.

Сейчас и попутки останавливаются, и дома журналистам сдают - привыкли. Заселиться в дом к местным жителям стоит от 500 до 1000 рублей в сутки. Причем от цены не зависит, жить ли постояльцам с хозяевами или без, будут ли их кормить. Кто как договорится. Надо сказать, что работы в селе нет, доходы в основном с пенсии, которая здесь около 3 тысяч в месяц, и с приусадебных участков. Поэтому удается неплохо по сельским меркам подработать. Правда, в селе сдаются всего несколько домов - привыкшие к большому городу журналисты часто предпочитают гостиницы в Беково (райцентр), Сердобске (соседний райцентр) и даже в Ртищево соседней Саратовской области.

И вообще большого дохода от наплыва приезжих сельчане пока не получили. Тетя Тоня, которая открыла недавно свой магазин, говорит, что журналист заходил туда только однажды, за сигаретами, да и то не купил - такие, мол, не курит.

«А вот сегодня наши пришли, ящик пива взяли. Потом они же пришли, еще ящик взяли. Потом еще 10 бутылок... Вот скажи, как они жениться будут? Им до девок что ли, пьяницам?!» - сокрушается тетя Тоня, которую судьба односельчан волнует гораздо больше, чем сигареты для капризного журналиста.

Петр Кузнецов: чужой среди своих

«Ну и натворил делов Петька, ну и взбаламутил всех! А мать как радовалась поначалу: Петька-то какой стал, все богу молится, только об этом и думает. Вот, домолился...» - так говорят сельчане о своем 44-летнем земляке, предрекающем «конец света». Из никольских среди затворников только Кузнецов - его семья давно живет в доме на сельской окраине с живописным названием Погановка. А все его последователи - не местные. С самого их появления сельчане отнеслись к пришельцам настороженно.

«Они здесь давно, прошлой весной уже точно были. Петька накупил им тут несколько домов, в них и жили. И у Петьки дома тоже жили. Странные какие-то. Вот дети играют на улице - даже не здороваются», - говорит тетя Тоня.

Не сказать, чтобы тетя Тоня сильно не любила последователей Кузнецова, но относится к ним настороженно.

«В церковь нашу не ходят, хоть и говорят, что православные. У нас-то в деревне церкви нет, мы ходим в Хованщино (село в 9 километрах от Никольского). А они и туда не ходят. Мол, неправильная у вас церковь! Построили у кузнецовского дома свою, «правильную» молельную... И сам Петька странный стал. Бороду отрастил. Здороваешься с ним, а он тебе до земли кланяется...», - непривычное поведение позволяет тете Тоне безошибочно определить: некогда свой Петька Кузнецов теперь уже человек из другого мира. Село живет весенне-полевыми работами и скорой Пасхой, а Кузнецов и его люди - скорым «концом света». Кузнецовская община и остальное село живут как будто в параллельных мирах.

Женский бунт, осмысленный и беспощадный

Повышенное внимание власти к последователям Кузнецова злит никольчан не на шутку. Поэтому когда возникают проблемы, пусть обычные для села или даже общие для всей страны - все бочки катятся на затворников. И на власть, которой сельчане не особенно жалуют.

15 апреля в Никольском подорожал и без того недешевый хлеб - с 13 до 14 рублей за буханку. «Говорят, из-за бензина хлеб подорожал! Как же, к этим ненормальным (затворникам) ездить - бензин есть! Им все бесплатно готовы везти, лишь бы ублажить! А нам сразу цену подняли!», - зашедшая в гости к тете Тоне соседка очень недовольна.

Досталось затворникам (заочно) и власти (очно) и 16 апреля, когда дядя Вова с Заречной улицы спилил березу, а она упала на провода и оставила без электричества половину села. Дежурные электросети неосторожно нагрубили позвонившей сельчанке в том смысле, что все претензии к дяде Вове. А в этот момент глава района Владимир Протоворов приехал в дом Кузнецова на переговоры - возмущения сельчан не было предела! В селе света нет - а он к этим «монахам» (так их здесь называют) на поклон! В итоге самая активная часть населения - женщины - заблокировала районному голове выезд из кузнецовского дома и выпустила только под обещания восстановить порванные провода. К вечеру свет в домах зажегся, но разговоров хватило на несколько дней - о том, что как к затворникам, так сразу, а как свет в селе починить...

Милиция - журналисты: кто кого пересидит

Возле Гречичного оврага, где обосновались затворники, две группы дежурных - журналисты и сотрудники милиции. Они расположились по краям оврага и неустанно следят друг за другом. Чуть не так поведут себя милиционеры, покажется журналистам что-то подозрительным - тут же бегут вниз смотреть, может, будет повод для новости. А если журналисты подойдут слишком близко к убежищу - уже бегут милиционеры: близко подходить запрещено.

«Ходим каждый час, смотрим, изменилось ли что. Зимой холодно было, хорошо, у нас в вагончике буржуйка. Вот сейчас потухла, надо бы зажечь...», - сотрудник ежится от ветра, который на овраге дует практически всегда.

Милиция дежурит круглосуточно. Живут в вагончике на колесах, из которого торчит труба - зимой без печки точно замерзли бы. Вокруг входа в убежище лента, за которую они обязаны никого не пускать. Сначала лента была по обе стороны оврага, сейчас уже начинается у милицейского вагончика и заканчивается за входом в убежище затворников - огородили по минимуму.

«А вот если мы на пять минут уйдем, ваши-то, журналисты, сразу в пещере будут (смеется ). А ваших я уже некоторых знаю. Тут Максим с «НТВ» с самого начала. Уже, говорят, и жену сюда привез, в Беково она вроде бы живет. Говорят, и машину здесь купил, на ней и ездит из Беково к оврагу» - имени сотрудника корреспондент решил не спрашивать - на всякий случай, чтобы у того не было проблем с начальством.

Собственное расследование жителей Никольского

Новости про затворников жители Никольского отслеживают не хуже журналистов, интересуются любыми подробностями. Когда отшельники вдруг куда-то засобирались осенью прошлого года, сельчане тут же начали собственное расследование. Сначала их, правда, удалось сбить с толку - кузнецовцы сказали, что уезжают в другую деревню. Но потом сельчане узнали про сидельцев в овраге, и расследование пошло по верному пути.

«Кузнецовский дом-то где стоит? Овраг прямо от него и начитается (от дома до подземного убежища метров триста). Они и ходили по оврагу, поэтому никто их и не видел. Ходили по двое-трое, наверное, рыли, потом так же и вещи носили», - делится результатами проведенного всем селом расследования тетя Тоня. Говорит, что люди Кузнецова с самого начала не хотели, чтобы на них лишний раз внимание обращали. Поэтому, говорит, и выбрали такое тихое место - даже не на окраине затерянного в средней полосе России Никольского, а в овраге, где вообще никого никогда не бывает.

Все передвижения последователей Кузнецова, конфликты внутри общины жители Никольского отслеживают с не меньшим интересом: «Ну да, Недогон (Виталий Недогон - один из лидеров сообщества Кузнецова) сказал, что никуда не поедет, пока своих денег из Петьки не вытрясет. Ну да, а куда он поедет, если дом свой и вообще все продал и все деньги Петьке отдал?». Или: «А Недогонов-то сын приходил к соседу, а Мишка ему и говорит: вот что вы творите, делать вам нечего! А он: будет о чем детям рассказать!».

История с затворниками стала для сельчан чем-то вроде сериала или даже реалити-шоу. Их интересует все: приезд вице-губернатора, который все пытается поговорить с затворниками и слышит в ответ только «охранные» псалмы от непрошенных гостей; выдворение пятерых затворниц - гражданок Белоруссии; якобы имевший место развод с женой того самого Недогона, который живет теперь в отдельном доме.

Больше всего в этой истории сельчанам не нравится то, как показывают устроившие реалити-шоу журналисты село и его обитателей. «Вон, по телевизору говорили, что тут у нас захолустье, нет ни газа, ни электричества, везде грязь... Вот когда показывают, выберут самое грязное место - и показывают! Специально, что ли, делают?!» - тете Тоне за село обидно. Хотя ей по большому счету не до журналистов и не до затворников, как и большинству местных жителей. Надо за хозяйством смотреть: поросята, куры, дом с приусадебным участком. Тут магазин еще, торговать надо... Жизнь продолжается.

В начале ноября 2007 года в овраге села Никольское Бековского района 29 последователей апокалиптической секты «Горный Иерусалим», включая четверых детей (самой младшей исполнилось только год и 8 месяцев) в ожидании «конца света» заживо замуровали себя под землей в пещере, они намеревались до мая ждать в подземелье конца света и угрожали взорвать себя, если их попытаются вывести на поверхность! …..

Лидер секты, самозваный «схимонах» Петр Кузнецов, в пещеры не пошел, сославшись на «другое предназначение в жизни».

…..Село, в котором обосновались сектанты, называется Никольское. Многие СМИ называют его Погановка. Отчасти это не правильно. Дело в том, что район села в котором поселись, и жили молясь будущие затворники, действительно называется Погановка. А все потому, что рядом начинается овраг, который местные жители называют Поганый, в него раньше сваливали весь умерший скот, падаль, погань.

О том, что в Никольском обосновались сектанты, здесь знали все. В том числе и власти. Тем более что главой сектантов был местный — Петр Кузнецов. Некогда он уехал из села, окончил в Пензе строительный вуз, работал в проектном институте. Обзавелся семьей, есть сын. Потом с ним приключилась какая-то явно болезненная религиозность. Он стал часами говорить о грядущем конце света, а однажды принес в свою пензенскую квартиру… сосновый гроб. И спал с той поры только в нем.
В конце концов, его супруга вызвала психиатрическую бригаду. Петра месяц продержали в областном психоневрологическом диспансере и выписали с диагнозом «шизофрения» и второй группой инвалидности. Жена с Петром вскоре развелась, и он вернулся к матери в Никольское.
Из деревни он надолго исчезал, как выяснится позже, разъезжал по городам и весям в поисках единомышленников. Побывал даже в Белоруссии, откуда его выдворила миграционная служба ввиду отсутствия паспорта. Забегая вперед, отметим, что в одном из последних интервью «пророк Петр» рассказал, что он и все его сторонники, «сожгли свои паспорта, поскольку в них обозначено «число дьявола» 666. Одной из причин заточения затворников в Пензенской области стало их нежелание получать индивидуальные номера налогоплательщиков (ИНН). Каждый ИНН содержит "число зверя". По их мнению -"Сейчас имя человека заменяется номером. Вводятся восемнадцатизначные номера, которые при делении на три дают три шестерки — дьявольское число».

В общем, в 2006 году в Никольском стали появляться «переселенцы». Люди ехали из Ставропольского края, Мурманска, Ростовской области, Белоруссии и даже с Дальнего Востока. Некоторые, погостив, уезжали, а семь семей обосновались в Погановке. Покупали заброшенные дома, в одном - в этом доме раньше жили родители Петра Кузнецова - устроили молельню. Поставили на крыше крест. Построили летнюю беседку с плитой и нарами. Среди последователей «пророка» по большей части женщины, хотя, говорят, среди ушедших под землю есть и доктор наук, и бизнесмен.
Односельчанам Петр говорил, что никакие они не сектанты, а наоборот — православные чистейшей воды. Да и книги, которые писал Петр Кузнецов, назывались «Русская православная церковь. Наставления для малого стада». Или «Откровения схимонаха Максима». «Учение» Петра Кузнецова состояло в отказе от всех благ цивилизации — таких, как электричество, телевидение, горячая вода и даже паровое отопление. А уж мобильные телефоны и вовсе порождение антихриста! Неудивительно, что его последователи своих детей в школу не пускали и сами предпочитали общения избегать. По воле Кузнецова они несли различные повинности. Например, следовало прожить три дня в лесу без еды и воды. А однажды на стенах их молельного дома появилось объявление: «Извините, но мы дали обет молчания». И в самом деле, целый месяц сектанты хранили тишину. А потом снова заговорили.
Сам Петр Кузнецов считает себя посредником между людьми и Богом. Он постоянно крестит себя и все углы, и пищу. Мечтает встретиться со Священным синодом и донести до иерархов правду о грядущем конце света. По его расчетам, конец света «назначен» на май 2008 года. Почему на май? На это указывает Новый Завет, если его правильно расшифровать и сделать сложные математические выкладки. Так что люди, которые зарылись в пещере — это современный Ноев ковчег. После апокалипсиса в мае в живых останутся лишь они и еще небольшое количество праведников. От них пойдет новый род человеческий, а вот самому Петру спастись, скорее всего, не удастся, но он сознательно не пошел в пещеру, дабы до последней минуты вразумлять заблудших…..

…..Исчезновение из села сектантов случилось тайно. Местные даже подумали, мол, куда-то съехали. Никто не знал, что несколько месяцев сектанты рыли себе убежище. На вопрос, как же этой работы никто не заметил, Петр Кузнецов самодовольно отвечает:
— Копали мы полтора месяца, чаще ночами. Бог нас прикрывал, и ангелы нам помогали.
Схрон в длину метров 50 и высотой в человеческий рост. По форме подземелье напоминает подкову. По бокам в нем отдельные «кельи» на двух-трех человек. В одном конце выкопали колодец, на другом — туалет, есть небольшая кухня. Бункер вырыт на глубине трех метров. На поверхность выведены шесть вентиляционных отдушин. Стены, пол и потолок пещеры обложены пенопластом.

На вопрос, не обвалится ли пещера, он отвечает, что среди строителей — бывший московский метростроевец, и с инженерной точки зрения все продумано. Температура в «бункере» около 17 градусов. Оказывается, в подземелье предусмотрительно захватили термометр. Тут есть даже баня с душем.
Затворники взяли с собой мед, зерно, 450 литров бензина, газ в баллонах, четыре газовых плиты, газовые обогреватели, различные соленья-варенья. Питались подземные отшельники горячей пищей — борщами, кашей, блинами, хотя поначалу пресса писала, что из отдушин доносится запах лапши «Доширак». Уходили сектанты 8 ноября 2007 года в подземелье тайно, ночью. По одному. Землю тут же присыпал снег, и, считай неделю, никто в Никольском не догадывался, что под землей оказались 29 человек, среди которых четверо детей…
Первой тревогу забила дочь одной из женщин, ушедших в подземелье. Она приехала навестить мать, и никого не нашла. Бросилась в прокуратуру, и тогда-то оперативники взялись за Кузнецова. Он долго сопротивлялся, и только на четвертый день указал место подземелья. Хотя, по правде, найти его было совсем несложно — над оврагом поднимается дым и пар: люди дышат, готовят себе еду.
По рассказам очевидцев, при первых попытках вызволить из подземелья четверых ребятишек (младшему не исполнилось и полутора лет), в ответ из пещеры раздались два выстрела в воздух ружейной картечью. А затем сектанты завалили вход мешками с песком и пригрозили взорвать себя с использованием газовых баллонов.
После этого место затворничества сектантов оцепила милиция. К «месту происшествия» тут же хлынули десятки корреспондентов российских и зарубежных СМИ. Представители Русской Православной Церкви непрерывно пытались вступить в переговоры с затворниками. Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет обращался к ним с увещевательным словом. Владыка напомнил, что Спаситель, обращаясь в Евангелии к будущим христианам, говорил о грядущем конце света: «…не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». «Бодрствуйте потому, что никто не знает, в который час Господь ваш придет». К сектантам приходили старцы, православные батюшки — бесполезно. «Мы молимся, чтобы Господь вывел на свет этих заблудших людей», — говорит владыка Филарет. А тем временем Погановку буквально облепили журналисты. Для большинства из них это просто шоу. И название для него в журналистской «тусовке» уже придумали соответствующее и весьма циничное — «Дом-3».
Сразу после скандала следственный комитет при Прокуратуре РФ по Пензенской области возбудил уголовное дело по статье 239 УК РФ — «Создание религиозных или общественных организаций, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью». Однако тут же представитель аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Н. Черемин заявляет:
— Люди, которые ушли в землянки, не нарушили ни одной статьи Конституции РФ. Мы не должны относиться к ним как к преступникам.
Тоже, вроде, верно — каждый может вырыть у себя на огороде землянку и жить в ней до скончания века.
Теперь, что касается заявления представителей власти о том, что ушедшие в подземелье не нарушили никаких законов. Это верно, но известный сектовед Александр Дворкин совершенно справедливо заявил: «На самом деле о добровольном помещении этих людей в бункер говорить не приходится. Потому что на самом деле люди находятся под долгим психологическим воздействием этого самого «отца Петра». Он манипулировал их сознанием, изолировал их в далекой деревне, вдали от их привычного окружения и, в конечном счете, довел их до такой вот истерии».

В марте 2008 года из-за паводка подземное укрытие сектантов стало разрушаться.Местные утверждают, что как раз в это время видели две пожарные машины, которые ехали в сторону пещеры, возможно именно они и вызвали паводок….

«…. 28 марта после переговоров семь женщин согласились выйти на поверхность, 1 и 2 апреля подземное укрытие покинули еще 17 человек. Еще 11 сектантов отказываются выходить на поверхность. Вышедшие пытаются уговорить отшельников последовать их примеру. Те обещают сделать это 27 апреля, в день Пасхи….

…. В среду, 2 апреля, предводитель пензенских сектантов Петр Кузнецов пытался покончить с собой. Его нашли в сарае на территории собственного дома и отвезли в больницу с черепно-мозговой травмой. Мотивом к суициду могло стать разочарование в том, что не наступил «конец света».

Ранее сообщалось, что Кузнецов был избит своими же сторонниками, но потом представитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Пензенской области заявил, что основная версия - попытка суицида. Кузнецов нанес себе неким объектом колото-резаные раны. После чего он был доставлен в больницу, в настоящее время состояние здоровья Кузнецова хорошее, он находится под наблюдением врачей.

В четверг, 10 апреля, затворники прекратили переговоры, сославшись на взятый ими обет молчания….

Хроника событий:

  • Октябрь — ноябрь 2007 года — начало добровольного заточения около 30 человек.
  • Февраль 2008 года — в землянке из-за упавшей свечи произошёл пожар.
  • Середина марта 2008 года — из-за паводков произошло частичное обрушение пещеры.
  • 29 марта 2008 года появились сведения, что 7 затворниц вышли на поверхность. 28 человек, в том числе дети, выходить отказались.
  • 1 апреля — пещеру покинуло 14 человек.
  • 3 апреля оставшиеся затворники дали обет молчания.
  • 9 апреля выбравшийся на поверхность Виталий Недогон сообщил, что двое затворников умерли (от недоедания и рака) и были «захоронены» в пещере.
  • 14 апреля обет молчания нарушен.
  • 16 мая 2008 года — последние сидельцы (8 мужчин и 1 женщина) покинули своё убежище, так и не дождавшись конца света.

Лидер сектантов Пётр Кузнецов был задержан 16 ноября 2007 года и помещён в Пензенскую областную психиатрическую больницу с диагнозом «бредовое состояние личности». В дальнейшем против Петра Кузнецова было возбуждено два уголовных дела по статьям «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью» и «возбуждение ненависти либо вражды по религиозным и национальным признакам». В настоящее время Пётр Кузнецов находится на лечении в областной психиатрической больнице.

Как ранее сообщалось, в конце октября 2007 года 35 сектантов укрылись в землянке в ожидании конца света, который, по их мнению, должен наступить в мае.

Пещера находится в двух милях от крытого листовым железом молельного дома, где ранее члены секты собирались и пели песни. Местные жители говорят, что пещеру начали тайно готовить давно. Туда были принесены газовые баллоны, емкости с керосином, а также 500 кг меда и большое количество варенья.

Руководит отшельниками то ли некий Виталий Недогон, то ли 82-летняя «игуменья» Антония. Сам основатель секты, 43-летний местный житель Петр Кузнецов , задержан и помещен в Сердобскую психиатрическую больницу. Он уже проходил обследование у психиатров три года назад. Кузнецов имеет высшее образование - он строитель, поэтому помогал строить пещеры "по науке". Он женат, его сыну около 18 лет. В пещеры Кузнецов не пошел, сославшись на "иное предназначение в жизни". В отношении него прокуратура Бековского района завела уголовное дело по статье "Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами и побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей" УК РФ .

Он путешествовал по Белоруссии и России, распространяя свое учение о Страшном суде, а полтора года назад поселился в этой деревне.

За ним последовали несколько десятков верующих. Они вселились в покинутые дома и отказывались использовать электричество.

По информации российских СМИ, пещера была обнаружена после того, как дочь одного из адептов этого культа подала заявление в районную прокуратуру. Кузнецова арестовали, и он привел следователей ко входу в пещеру. Когда те попытались вступить в переговоры, в ответ раздались выстрелы в воздух. Переговоры с с сектантами продолжили психологи. Затворники объявили РПЦ "блудницей" и категорически отказались от контактов с представителями епархии."Они заявили нам, что они христиане и что Церковь не выполняет возложенную на нее миссию, поэтому "конец света" близок и они лишь спасают себя", – заявил местный священник.

С самого начала органы правопорядка рассматривали, а общественность обсуждала разные способы «решения ситуации», вплоть до насильственного штурма. Особенное беспокойство вызывало наличие среди затворников детей. Самой младшей исполнилось только год и 8 месяцев. Однако педиатры засвидетельствовали, что дети находятся в удовлетворительном физическом состоянии, а у кормящей матери не пропало даже молоко.

В марте 2008 года из-за паводка подземное укрытие сектантов стало разрушаться. 28 марта после переговоров семь женщин согласились выйти на поверхность, 1 и 2 апреля подземное укрытие покинули еще 17 человек. Еще 11 сектантов пока отказываются выходить на поверхность. Вышедшие пытаются уговорить отшельников последовать их примеру. Те обещают сделать это 27 апреля, в день Пасхи.

Врач-педиатр осмотрел всех детей, состояние их хорошее. Самая маленькая девочка в возрасте одного года и восьми месяцев чувствует себя тоже хорошо. В госпитализации дети не нуждаются.

Вскоре после этого прошло сообщение, что члены религиозной секты, отказывающиеся покинуть пещеру возле села Никольское Пензенской области, начали называть себя последователями "Свидетелей Иеговы" .

Напомним, что ранее кузнецовская община называлась "Горний Иерусалим". А о новой версии идеологии затворников стало сегодня известно от одной из женщин, вышедших из заточения в пещере на белый свет. "Правду о нас никто не пишет, цели, с которыми мы укрылись, и идеалы, которые мы проповедуем, мало кому известны. Для того, чтобы нас понять, необходимо изучить религиозную литературу и приобщиться к культуре Свидетелей Иеговы", - сказала она корреспонденту РИА "Новости".

В среду, 2 апреля, предводитель пензенских сектантов Петр Кузнецов пытался покончить с собой. Его нашли в сарае на территории собственного дома и отвезли в больницу с черепно-мозговой травмой. Мотивом к суициду могло стать разочарование в том, что не наступил «конец света».

Ранее сообщалось, что Кузнецов был избит своими же сторонниками, но потом представитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Пензенской области заявил, что основная версия – попытка суицида.

Кузнецов нанес себе неким объектом колото-резаные раны. После чего он был доставлен в больницу, в настоящее время состояние здоровья Кузнецова хорошее, он находится под наблюдением врачей.

В четверг, 10 апреля, затворники прекратили переговоры, сославшись на взятый ими обет молчания.

В тот же день правящий архиерей Пензенской и Кузнецкой епархии Русской православной церкви архиепископ Филарет не исключил , что ситуация с этими людьми, укрывшимися в пещере, возможно, была спланированной акцией, причем, возможно, из-за рубежа.

"Это могут быть какие-то зарубежные организации. Ведь они сейчас принимают вид общественных организаций, некоммерческих организаций, филантропических обществ, они могут руководить этим. Я не верю, что Кузнецов мог написать сам эти книги", - заявил архиепископ агентству "Интерфакс".

Вместе с тем замглавы Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Русская православная церковь (РПЦ) не считает пензенских затворников последователями "Свидетелей Иеговы", равно как и любой другой секты или религиозного направления . "Сегодня затворники заговорили о принадлежности к "Свидетелям Иеговы". Но, судя по предпринимаемым ими действиям, они не следуют правилам и канонам, установленным "Свидетелями Иеговы" . Затворники также не выполняют требований православной веры. Это особенно ярко проявилось в период Великого поста - времени смирения и молитв", - сказал он. Он отметил, что "метущийся выбор затворников" свидетельствует о непростом психологическом состоянии людей, безупречно выполнявших команды основателя секты Петра Кузнецова.

"Уровень знаний тех, кто скрылся осенью прошлого года в пещере у села Никольское Пензенской области, в первую очередь, основывается на так называемом "учении" их предводителя, а также брошюрах сомнительного происхождения. Этой группой было легко манипулировать, что с успехом и делал их предводитель", - сказал Чаплин.

Замглавы ОВЦС не согласен с мнением, что пензенскими затворниками манипулировали "деструктивные силы из-за рубежа" . "Я не разделяю эту точку зрения, поскольку очевиден факт давления и манипуляции затворниками только со стороны их руководителя Кузнецова", - заключил Чаплин.

14 апреля сектанты возобновили переговоры с властями. По словам вице-губернатора области Олега Мельниченко, затворники отвечают на вопросы, однако не называют конкретных сроков выхода из пещеры.

В воскресенье, 13 апреля, представители властей, которые пытались возобновить переговоры, передали сектантам воду. Затворники приняли ее, но принятый ранее обет молчания не нарушили.

В ночь с воскресенья на понедельник (с 13 на 14 апреля) в Пензенской области начались дожди. В связи с этим представители МЧС заявили о готовности принять необходимые меры для спасения людей в случае возникновения угрозы жизни затворников.

Ранее вышедшие на поверхность сектанты высказывали предположение, что в пещере произошло массовое убийство . По их версии остававшийся в пещере Василий Прокофьев мог убить десять затворниц, а затем скрывать этот факт, сообщив о принятии обета молчания.

Одной из причин заточения затворников в Пензенской области России стало их нежелание получать индивидуальные номера налогоплательщиков (ИНН) . Как сообщает РИА Новости, об этом 12 апреля заявила журналистам одна из бывших затворниц - гражданка Беларуси, фамилия которой не называется. Сейчас эта женщина проживает в доме своего духовного лидера Петра Кузнецова.

По ее словам, каждый ИНН содержит "число зверя". "Сейчас имя человека заменяется номером. Вводятся восемнадцатизначные номера, которые при делении на три дают три шестерки - дьявольское число. Кроме того, в Беларуси активно внедряются номера индивидуальных счетов для оплаты коммунальных услуг, которые тоже включают в себя нежелательные цифры", - цитирует собеседницу информагентство. По словам женщины, затворники также убеждены, что подсознание человека сегодня разрушается активным развитием сотовой связи, внедрением идентификационных чипов, электромагнитными волнами.

"Мы пытались спастись от цивилизации и не собирались уходить в пещеру, пока власти не стали уделять нам повышенное внимание. Вначале мы думали, что в пещере будем молиться, но после приезда милиции, которая проверяла паспортный режим, нам пришлось уйти под землю", - рассказала бывшая затворница. По ее словам, вышедшие на поверхность затворники намерены прожить в Пензенской области "хотя бы до осени".

Женщина также сообщила, что до обрушения части пещеры, в которой жили затворники, в ней насчитывалось около 30 келий, а сейчас под землей осталось около десяти помещений. "Часть людей вышла, потому что для них не осталось места, где можно спать", - пояснила она.

Между тем местные власти до сих пор не могут официально подтвердить или опровергнуть информацию о смерти под землей двух затворниц, одна из которых якобы являлась гражданкой Беларуси. Эту информацию, напомним, распространили несколько дней назад некоторые вышедшие на поверхность затворники.

Среди пензенских затворников может находиться от 7 до 10 граждан Беларуси , сообщили "Интерфаксу" в МВД Беларуси. Несовершеннолетних среди них нет.

У них нет документов и поэтому со стопроцентной уверенностью утверждать, кто эти люди, нельзя. Как только они выйдут из землянки, сотрудники милиции проведут процедуру идентификации, - сообщили в министерстве. - Предполагается, что им будет предложено добровольно покинуть территорию России, либо они будут принудительно доставлены в Беларусь. Этот вопрос будут решать правоохранительные органы Пензенской области.

В начале декабря 2007 года в Беларусь из Пензенской области уже были принудительно доставлены несколько человек, которые ожидали конца света в молельном доме. Среди них была жительница Жабинковского района Брестской области, уроженка Украины Валентина Понедельник и ее трое несовершеннолетних детей. Они были депортированы в Беларусь по решению Пензенского суда.

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет считает неправильным применение термина "секта" по отношению к группе людей, ожидающих "конца света" в землянке в селе Никольское.

Владыка считает их "запутавшимися и безграмотными людьми, начитавшихся разных книжечек и газеток".

"Это запутавшиеся люди. Главная причина (действий затворников – "ИФ"), о которой я все время говорю, – за всем этим стоит постсоветская религиозная безграмотность. И инерционное атеистическое сознание. Оно, к сожалению, сильно в наших умах с советского времени", – заявил владыка Филарет в интервью порталу "Интерфакс-Религия".

По его словам, участники пензенской группы, "начитавшись разных книжечек и газеток, вбили себе в головы идеи скорого пришествия Христова и в запальчивости, горячности устремились воплощать их в своей жизни".

Владыка Филарет также выразил мнение, что группа последователей Петра Кузнецова является "лишь частью айсберга, которая стала заметной благодаря СМИ".

В Пензенской области прекращены переговоры с оставшимися в пещере 14 затворниками. Они сами попросили у представителей властей дать им передышку и сообщили, что в среду, возможно, поднимутся на поверхность земли сами. До недавнего времени в подземной пещере недалеко от села Никольское в ожидании конца света укрывались 30 или 35 (по разным данным) человек, именующих себя представителями «настоящей Русской православной церкви». Особенно много о верующих, укрывшихся под землей в ожидании конца света, заговорили в последние дни, когда из Пензенской области стали поступать сообщения о возможном обрушении пещеры, грозившей из спасительного убежища превратиться в братскую могилу. Часть сводов пещеры из-за паводковых вод обрушилась еще в пятницу вечером. После этого на поверхность поднялись семь женщин. Уже после того, как с помощью сотрудников МЧС была разобрана часть завалов, стало известно о том, что произошло новое обрушение. Это побудило еще 14 человек, среди которых двое детей, подняться на поверхность.

«Пещера отворялась, то есть как бы происходили обрушения, которые открывали выход. Произошло такое четвертое обрушение, где с одной части пещеры открылся еще один выход. Они посчитали, что это знак свыше, что четвертый раз Господь отворил пещеру. Они вышли как раз по этому знаку», - говорит вице-губернатор Пензенской области Олег Мельниченко, в последние дни он практически непрерывно находится в Никольском.


Верующие заявили о намерении продолжить добровольное затворничество, но уже на поверхности земли. Спасенные сдали гладкоствольное оружие и попросили привести им деревенскую корову, потому что обычное молоко, продающееся в магазинах, им употреблять нельзя. Региональные власти готовы предоставить спасенным сектантам дом отдыха для прохождения реабилитации, но согласия от последних пока нет. Они отказываются от общения со средствами массовой информации и представителями пензенской епархии.


В пещере группа верующих, среди которых был и полуторогодовалый ребенок, укрылась в ноябре прошлого года. Отшельники решили оставаться там до наступления конца света, который, по их прогнозам, неминуемо настанет 27 апреля, в день празднования православной Пасхи.


В связи с действиями отшельников еще в ноябре прошлого года, прокуратура начала проверку. Прокурор Бековского района Пензенской области Алевтина Волчкова сообщала тогда, что около 30 человек, именующих себя представителями «настоящей Русской православной церкви» выкопали под землей близ села Никольское тоннель с колодцем, кельями, кухней и другими помещениями. Поселившись в этом подземелье, они написали в органы власти документ, в котором заявили, что укрылись там добровольно. Здесь же они указали, что сожгут себя если в отношении них будут приняты насильственные меры.


Вскоре по данному факту было возбуждено уголовное дело по статье, предусматривающей ответственность за «создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, иным причинением вреда их здоровью, равно с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей». Руководителя этого объединения, известного в миру как Петр Кузнецов, поместили в больницу для проведения психиатрической экспертизы.


На днях стало известно о том, что следственный комитет при прокуратуре возбудил ещё одно уголовное дело в отношении лидера группы верующих, ушедших в добровольное заточение. На этот раз Петра Кузнецова собираются обвинить по статье «возбуждение ненависти либо вражды по религиозным и национальным признакам».


«В ходе проведения расследования в доме Кузнецова было обнаружено и изъято более 1200 экземпляров книг религиозного содержания. По результатам психолого-лингвистической экспертизы, во всех вышеуказанных книгах содержится явная и скрытая пропаганда религиозной и национальной ненависти», - говорит официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Владимир Маркин.


Между тем, по свидетельствам экспертов, ничего предосудительного или противозаконного в желании верующих скрыться в убежище до наступления предполагаемого конца света нет. Этих людей даже и сектантами называть нельзя, говорит историк религии, доцент Центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов: « Я вообще поражаюсь, что так редко происходят подобные инциденты, потому что, вообще-то, такого рода страхи и ожидания конца света и прихода Антихриста в современном массовом православии довольно распространены. Что касается конкретно вот этой группы, которая ушла в затвор под землю в Пензе, это типичные такие представители православных людей, которые очень напряженно ждут окончания света. У них возникает потребность куда-то спрятаться, уйти, постом молиться и спастись».


С точки зрения обычных людей, затворники - безумные сектанты. С точки зрения историка они нормальные представители многовековой традиции, говорит священник Яков Кротов: « Многие русские православные - и не только старообрядцы - исповедовали веру в скорый конец света. Тогда закопаться, изолировать себя в преддверии грядущей катастрофы - это разумно, это нормально. Так поступали и 300, и 100 лет назад совершенно традиционные православные верующие. И это куда разумнее и безобиднее для окружающих, чем пытаться превратить советскую Россию в Святую Русь при помощи государственных дотаций, преподавания православия в школе, запрета иноверия и так далее. Пензенцы осложняют жизнь себе, а сторонники государственного православизма грузят окружающих.


Вообще, что будем считать нормой - конформизм, приспособленчество или веру? Русское православие началось не в момент насильственного крещения киевлян, а через полвека, когда преподобный Антоний совершенно добровольно закопался в пещеру. Это не означает, что все должны забуриться поглубже. Это означает - не надо слишком сокрушаться о тех, кто забурился. Не надо слишком радоваться о тех, кто вышел. Надо трезвиться и понимать - пензенские верующие, не взявшие ни копейки на свою своеобразную религию, если не вполне нормальны, но уж они нормальнее тех, кто сперва на деньги налогоплательщиков понастроил храмов поточным методом, а теперь ищет для них прихожан».


В настоящее время в подземном убежище недалеко от села Никольское остаются 14 человек. Среди них двое детей.