Период правления александра 2 кратко. Личность императора Александра II и общая характеристика его правления

Первый весенний день 1881 года был обагрён кровью императора, вошедшего в историю России как великий проводник реформ, по праву заслужившего дарованный ему народом эпитет освободителя. В этот день император Александр 2 (годы правления - 1855-1881) был убит взрывом бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким.

Юные годы наследника престола

17 апреля 1818 года над Москвой прокатились раскаты салюта - у остановившейся в архиерейском доме императорской четы родился престолонаследник, получивший при святом крещении имя Александр. Любопытный факт: после смерти Петра I единственным правителем России, родившимся в её древней столице, был именно он - будущий император Александр 2.

Биография его свидетельствует о том, что детство наследника престола прошло под неусыпным взором отца. Государь Николай I уделял самое пристальное внимание воспитанию сына. Обязанности домашнего учителя Александра были возложены на знаменитого поэта В. А. Жуковского, который не только преподавал ему грамматику русского языка, но и прививал мальчику общие основы культуры. Специальным же дисциплинам, таким как иностранные языки, военное дело, законодательство и священная история, его обучали лучшие педагоги того времени.

Невинная юношеская любовь

Вероятно, лирические стихи его домашнего учителя и старшего друга В. А. Жуковского наложили свой отпечаток на сознание юного Александра. По воспоминаниям современников, в нём рано стала проявляться склонность к романтической влюблённости, что вызывало недовольство отца, человека, кстати, тоже далеко не безгрешного. Известно, что во время поездки в Лондон Саша был очарован юной девушкой - будущей королевой Викторией, но этим чувствам суждено было угаснуть.

Начало государственной деятельности

Государь Николай I рано стал приобщать сына к государственным делам. Едва достигнув совершеннолетия, он был введён в состав Сената и Святейшего Синода. Чтобы будущий монарх зримо представлял масштабы империи, которой ему предстоит управлять, отец отправил его в 1837 году в путешествие по России, за время которого Александр посетил двадцать восемь губерний. Вслед за тем он уехал в Европу для пополнения знаний и завершения образования.

Правление Александра 2 началось в 1855 году, сразу после того как смерть прервала тридцатилетний период царствования его отца Николая I. В наследство ему достались проблемы, связанные с крестьянским вопросом, финансовым кризисом и безнадёжно проигранной Крымской войной, поставившей Россию в состояние международной изоляции. Все они требовали незамедлительного решения.

Насущная необходимость реформ

Для того чтобы вывести страну из создавшегося кризиса, требовались реформы, необходимость которых диктовала сама жизнь. Первой из них стала отмена военных поселений, введённых ещё в 1810 году. Государь одним росчерком пера отправил в прошлое архаизм, не приносивший пользы для армии и провоцировавший социальный взрыв. С этого весьма неотложного дела и приступил к своим великим преобразованиям Александр 2.

Отмена крепостного права

Начало было положено. Вслед за тем император Александр 2 осуществил выполнение своей главной исторической миссии - отмену Известно, что о необходимости этого акта писала ещё государыня Екатерина II, но в те годы сознание общества не было готово к столь радикальным переменам, и правительница от них благоразумно воздержалась.

Сейчас же, в середине XIX века, Александр 2, личность которого формировалась под влиянием совершенно иных исторических реалий, сознавал, что если не отменить рабство законодательным путём, то оно послужит детонатором для нарастающей в стране опасности революционного взрыва.

Этой же точки зрения придерживались и наиболее прогрессивные государственные деятели его окружения, но в придворных кругах сформировалась многочисленная и влиятельная оппозиция, состоявшая из сановников прошлого царствования, воспитанных в казарменно-бюрократическом духе Николая I.

Тем не менее в 1861 году реформа была осуществлена, и миллионы крепостных стали равноправными гражданами России. Однако это повлекло за собой новую проблему, решать которую должен был Александр 2. Кратко говоря, она сводилась к тому, что отныне свободных крестьян необходимо было обеспечить средством к существованию, то есть землёй, которая принадлежала помещикам. Решение этой задачи растянулось на многие годы.

Реформы финансов и высшего образования

Следующим важным шагом, которым ознаменовалось правление Александра 2, была финансовая реформа. В результате отмены крепостного права в России складывался совершенно иной тип экономики - капиталистический. Финансовая система государства, основанная на не отвечала требованиям времени. Для её модернизации в 1860-1862 гг. создаётся новое для страны учреждение - государственный банк. Кроме этого отныне бюджет в соответствии с реформой утверждался Государственным советом и лично императором.

Через два года после отмены крепостного права наступило время внести изменения в сфере высшего образования. Этому важному начинанию посвятил в 1863 году свою очередную реформу Александр 2. Кратко её можно охарактеризовать как установление определённого порядка организации учебного процесса в университетах. Справедливо заметить, что эта реформа явилась самой либеральной из всех, проведённых в годы последующих царствований.

Учреждение земств и обновлённого судопроизводства

Важными законодательными актами стали земская и осуществлённые в 1864 году. В то время о насущной необходимости их писали все передовые общественные деятели страны. Этим голосам противостояла всё та же оппозиция, к мнению которой не мог не прислушиваться Александр 2.

Личность этого монарха во многом характеризуется его постоянным стремлением балансировать между двумя различными полюсами общественного мнения - прогрессивной интеллигенцией и придворным консерватизмом. Однако в данном случае он проявил твёрдость.

В результате осуществлены были два важнейших для государства новшества - реформа, позволившая перестроить всю отжившую свой век судебную систему на европейский лад, и вторая, изменившая порядок административного управления государством.

Преобразования в армии

Впоследствии к ним прибавились самоуправления, среднего образования и военная, в результате которой был совершён переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Главным их организатором и проводником в жизнь был, как и ранее, Александр 2.

Биография его являет собой пример деятельности прогрессивного и энергичного, но не всегда последовательного государственного правителя. Пытаясь в своих действиях совместить интересы противоборствующих социальных слоёв, он в результате оказался чужд и революционно настроенным низам общества, и аристократической верхушке.

Семейная жизнь монарха

Александр 2 - личность многогранная. Наряду с холодной рассудительностью, в нём уживалась обозначившаяся ещё в юности склонность к романтическим увлечениям. Череда мимолётных салонных интриг с фрейлинами двора не прервалась даже после его вступления в брак с принцессой Марией Августой Гессенской, принявшей в православии имя Марии Александровны. Она была любящей женой, наделённой даром искреннего всепрощения. После её смерти, вызванной чахоткой, государь женился на своей давней фаворитке Долгоруковой, для которой его трагическая гибель стала непоправимым ударом.

Конец жизни великого реформатора

Александр 2 - личность по-своему трагическая. Все силы и энергию он посвятил подъёму России на европейский уровень, но своими действиями во многом дал толчок нарождавшимся в те годы в стране деструктивным силам, ввергшим впоследствии государство в пучину кровавой революции. Убийство Александра 2 стало заключительным звеном цепи совершённых на него покушений. Их насчитывается семь.

Последнее, стоившее жизни государю, было совершено 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге. Его организовала и совершила группа террористов, именовавшая себя «Народная воля». В её состав входили люди различных социальных слоёв общества. Они плохо представляли себе способы построения нового мира, о котором постоянно говорили, тем не менее их объединяло стремление разрушить устои старого.

Для достижения поставленной цели народовольцы не жалели ни своих, ни тем более чужих жизней. По их представлениям, убийство Александра 2 должно было стать сигналом к всеобщему восстанию, но в действительности оно породило в обществе лишь страх и чувство безнадёжности, появляющиеся всегда, когда закон попирается грубой силой. Сегодня памятником царю-освободителю является храм «Спас на крови», возведённый на месте его гибели.

Родился 29 апреля 1818 г. Будучи сыном Николая 1 и наследником престола получил отличное разностороннее образование. Учителями Александра были Жуковский и боевой офицер Мердер. Заметное влияние на формирование личности Александра 2 оказал и его отец. Александр вступил на престол после смерти Николая 1, в 1885 г. К тому времени он уже имел некоторый опыт управления, поскольку исполнял обязанности государя во время отсутствия отца в столице. В историю этот правитель вошел, как Александр 2 Освободитель. И краткая биография Александра 2 не будет полной без упоминания о его реформаторской деятельности.

Женой Александра 2 в 1841 г. стала принцесса Гессен-Дармштадтская Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария, более известная как Мария Александровна. Она родила Николаю 7 детей, 2 старших умерли. А с 1880 г. царь был женат (морганатическим браком) на княжне Долгорукой, от которой имел 4 детей.

Внутренняя политика Александра 2 разительно отличалась от политики Николая 1 и ознаменовалась множеством реформ. Важнейшей из них стала крестьянская реформа Александра 2, по которой в 1861 г., 19 февраля, было отменено крепостное право. Эта реформа вызвала настоятельную необходимость дальнейшего изменения многих российских институтов и повлекла за собой проведение Александром 2 буржуазных реформ.

В 1864 г. по указу Александра 2 была проведена земская реформа. Ее целью стало создание системы местного самоуправления, для чего был учрежден институт уездного земства.

В 1870 г. проведена городская реформа, которая положительно повлияла на развитие промышленности и городов. Учреждены городские думы и управы, являвшиеся представительскими органами власти. Судебная реформа Александра 2, проведенная в 1864 г., ознаменовалась введением европейских правовых норм, но, некоторые особенности, ранее действовавшей судебной системы были сохранены, к примеру, особый суд для чиновников.

Следующей стала военная реформа Александра 2. Ее результат - всеобщая воинская повинность, а так же, близкие к европейским стандарты организации армии. В ходе проведения финансовой реформы Александра 2 был создан Государственный банк, произошло зарождение официальной бухгалтерии. Логическим завершением реформаторской деятельности явилась подготовка первого в российской истории официального проекта Конституции.

Переоценить важность либеральных реформ Александра 2, которые иногда именуются «революцией сверху» сложно. Итогом реформ Александра 2 явилось активное развитие машинного производства, появление новых отраслей в российской промышленности, но не только. Значение реформ и в том, что общественная жизнь в стране стала более либеральной, серьезно изменился и политический строй. Это закономерно привело к активизации общественного движения при Александре 2.


Внешняя политика Александра 2 была весьма успешна. За время его правления Россия вернула себе пошатнувшееся при Николае 1 военное могущество. Весной 1864 г. был подчинен Северный Кавказ, где долгое время шли безуспешные военные действия. Тот же год ознаменовался подчинением Туркестана и умиротворением Польши. Принесшая славу российскому оружию война с Турцией 1877 - 1878 гг. довольно значительно увеличила территорию страны. Но Россией была утрачена Аляска, проданная США за относительно небольшую сумму в 7 млн. 200 тыс.долл.

Правление Александра 2 было омрачено множеством покушений на его жизнь. Первое из них было совершено в Париже, 25 мая 1867 г. Вторая попытка покушения произошла в Петербурге, в 1879 г. Затем последовали попытка взрыва императорского поезда 26 августа 1879 г. и взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г.

Великие реформы Александра 2 были прерваны его смертью. 1 марта 1881 г. В тот день царь Александр 2 намеревался подписать проект масштабных экономических и административных реформ Лорис-Меликова. Покушение на Александра 2, совершенное народовольцем Гриневицким, привело к его тяжелейшему ранению и смерти императора. Так подошло к концу правление Александра 2. На русский престол взошел его сын,

Судьба этого императора — это во многом судьба России, во многом игра на грани возможного и невозможного. Александр II всю свою жизнь поступал не так, как ему хотелось, но как того требовали обстоятельства, родственники, страна. Возможно ли такое: названного Освободителем царя погубят те, кто считал себя лучшими представителями народа!

17 апреля 1818 года в Чудовом монастыре на свет появился первенец российского императора Николая I. Воспитанием наследника престола занимались видные педагоги и ученые: учителем русского языка стал В.А. Жуковский, законодательство преподавал М.М. Сперанский, а финансы Е.Ф. Канкрин. У будущего императора достаточно быстро сложилась полная картина относительно состояния России и ее потенциального будущего, а также развилось государственное мышление.

Уже в 1834-1635 годах Николай I вводит сына в состав важнейших государственных органов Империи: Сенат и Святейший Синод. Как и его предшественники, Александр состоит на военной службе и отвечает в ходе русско-турецкой войны 1853-1856 годов за боеспособность ополчения в Петербурге. Ярый поборник самодержавия Александр очень быстро приходит к убеждению в отсталости социально-экономической системы России, запуская при этом целый комплекс реформ, которые навсегда изменят облик империи.

Реформы Александра II называют Великими: Отмена крепостного права (1861), Судебная реформа (1863), Реформа образования (1864), Земская реформа (1864), Военная реформа (1874). Преобразования затронули все сферы деятельности российского общества, сформировав экономико-политические контуры пореформенной России. Деятельность Александра II была во многом направлена на слом устоявшихся веками порядков, что привело к всплеску социальной активности с одной стороны, а также пробудило реакцию со стороны помещичьего класса. В результате подобного отношения к царю-Освободителю 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала (ныне канал им. Грибоедова) император Александр II погиб от рук народовольцев-бомбистов. Историки до сих пор спорят, какой бы стала Россия, проживи государь хотя бы четыре дня, когда в Государственном Совете должно было пройти обсуждение конституционного проекта Лорис-Меликова.

В царствование Александра II русское общество и государство достигло своего 1000-летия. Оглядываясь назад, вглубь веков, каждый русский человек видел годы борьбы с упрямой природой за урожай, 240-летнее татарское иго и сбросившего его Ивана Великого, походы Грозного на Казань и Астрахань, первого императора Петра и его сподвижников, а также Александра I Благословенного, принесшего мир и торжество закона в Европу! Перечень славных предков и их деяния были запечатлены в монументе «Тысячелетие России» (в духе времени на памятнике не был увековечен), который был установлен в первой столице русского государства Новгороде в 1862 году.

Сегодня существуют множество памятников Александру II Освободителю, один из них стоит в Хельсинки. В Санкт-Петербурге на набережной канала им. Грибоедова на месте смертельного ранения императора-освободителя был построен храм Спаса на Крови, где до сих пор можно увидеть булыжники, на которые 1 марта 1881 года пролилась кровь Александра.

Великий князь Александр Николаевич был первым ребенком в великокняжеской семье Николая Павловича и Александры Федоровны. Он родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле.

По случаю его появления на свет придворный поэт В. А. Жуковский написал стихи, в которых прозвучало такое пожелание:

Да встретит он обильный честью век!

Да славного участник славный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: человек!

В 1818 г. никто еще не помышлял о том, что новорожденный младенец станет одним из российских императоров. На престоле находился его дядя – Александр I, и новорожденному, как и его отцу, прочили военную карьеру в придворных гвардейских полках. Через несколько дней после рождения его назначили шефом лейб-гвардии гусарского полка и по мере взросления он получал кавалерийские офицерские чины: корнета, подпоручика, поручика, штаб-ротмистра, ротмистра.

В шестилетнем возрасте великого князя отдали на воспитание дядьке – капитану К. К. Мердеру. Его выбрал Николай Павлович и одобрил император Александр I. Александру Николаевичу повезло с воспитателем. Хоть Мердер и был профессиональным военным, боевым офицером, участвовавшим в битве под Аустерлицем и кампаниях против войск Наполеона 1806-1807 гг., он отличался гуманностью и педагогическим даром. Неоднократные ранения помешали ему продолжить военную карьеру, и с 1809 г. в течение 15 лет он служил в 1-м Кадетском корпусе, где сам в свое время обучался. Мердер пользовался репутацией твердого, строгого и в то же время честного, умного и доброго человека. В своем воспитаннике он старался развить такие качества, как наблюдательность, внимание к окружающим, сострадание. К сожалению, он не смог во всей полноте оценить результаты своего труда и порадоваться им, так как умер в 1834 г., когда Александру было только 16 лет.

В семилетнем возрасте Александр Николаевич пережил довольно серьезное для ребенка потрясение. 12 декабря 1825 г. высочайшим Манифестом его объявили наследником-цесаревичем, так как его отец после смерти Александра I стал императором. Через два дня, во время восстания декабристов, Николай вынес его на руках, чтобы показать солдатам охранявшего Зимний дворец лейб-гвардии Саперного батальона, которые присягнули ему на верность.

Статус наследника престола предполагал более обширную программу воспитания и образования, нежели планировалась для великого князя. Осуществлять общее руководство обучением Александра императорская семья поручила поэту Василию Андреевичу Жуковскому. Этот человек был хорошо известен при дворе. Он состоял в дружеских отношениях с обеими императрицами. У бабушки Александра, Марии Федоровны, он состоял в должности чтеца, а мать, Александру Федоровну, обучал русскому языку. Составляя образовательную программу для цесаревича, Жуковский исходил из того, что «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного».



В результате Александр II стал одним из самых глубоко и разносторонне образованных российских императоров. Он знал четыре иностранных языка: французский, немецкий, английский и польский, мог читать по-латыни и на древнегреческом. Из всех преподававшихся ему наук он особенно выделял историю. Этому способствовало то обстоятельство, что Жуковский считал ее «главной наукой наследника престола», и личная склонность Александра к гуманитарным предметам. Когда Николай I, сам любивший историю, дарил старшему сыну исторические книги на разных языках, тот радовался этим подаркам больше, чем каким-либо другим. Чтобы Александр не скучал на занятиях и мог общаться со сверстниками, во дворец часто приглашали двух мальчиков из дворянских семей: Иосифа Виельгорского и Александра Паткуля. Эту дружбу Александр II сохранил до конца жизни.

Учебное время цесаревича и его товарищей было строго организовано. Учебный год делился на два полугодия. Первое из них длилось с Нового года до середины июня, а второе – с начала августа до Рождества. Между полугодиями летом и зимой были каникулы. В конце каждого месяца и в конце полугодия проводились экзамены по всем изучаемым предметам.

Учебный день начинался рано. Наследник вставал в шесть утра, молился, завтракал, а ровно в семь приходили учителя. До девяти длилась первая порция уроков, с девяти до десяти устраивался перерыв для отдыха и визитов, с десяти до двенадцати – вновь уроки. В двенадцать Александр с друзьями отправлялся на двухчасовую прогулку или занимался верховой ездой в манеже. После обеда и небольшого отдыха с пяти до семи часов вечера опять бывали уроки. С семи до девяти юноши находились в распоряжении учителя гимнастики или танцмейстера. В девять вечера ужинали, а в десять учащиеся расходились по своим комнатам, чтобы перед сном обсудить с воспитателем свои занятия и поведение и все записать в специальный журнал. В нем же учителя проставляли оценки по следующей системе: «хорошо», «довольно хорошо», «дурно». Журнал наследника еженедельно просматривали император и императрица.



На полугодичных экзаменах цесаревича и его товарищей всегда присутствовал сам Николай I. Александр был способным юношей и учился хорошо. После одного из экзаменов воспитатель Мердер записал в своем дневнике: «Все в Александре Николаевиче было прекрасно: его ответы, скромные манеры, в особенности выражение его очаровательной физиономии, воодушевленной благородным желанием сделать удовольствие его родителям».

В апреле 1835 г. Александр успешно сдал последние экзамены. Император остался очень доволен результатом и щедро наградил В. А. Жуковского и других учителей. Но образование наследника на этом не закончилось: до своего двадцатилетия ему предстояло еще три года провести в путешествиях. До 1837 г. Александр знакомился с Россией. В сопровождении учителей и воспитателей он посетил Новгород, Тверь, Ярославль, Ижевск, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск и некоторые другие губернские и уездные города. Александр стал первым из наследников престола династии Романовых, который побывал в Сибири и составил личное представление об этой далекой окраине своей империи. В следующем, 1838 г. он проехал по странам Европы и побывал в Германии, Швеции, Дании, Италии, Англии. По мысли Жуковского, эти путешествия должны были превратить будущего императора в «русского европейца», в котором любовь к отечеству соединилась бы с уважением к истории и культуре других народов и пропиталась духом европейского либерализма.

Но оба воспитателя цесаревича, и Жуковский, и Мердер, не могли противостоять желанию императора сделать из Александра не столько политика и законодателя европейского типа, сколько русского военного сановника, каковым по существу был он сам. С самого раннего возраста отец заставлял наследника престола участвовать в смотрах, парадах, разводах, учениях. И Александр быстро почувствовал к этому вкус. На его стройной фигуре хорошо сидела парадная военная форма. Он умел ловко гарцевать на коне перед строем солдат и офицеров. Ему нравилось ловить на себе восхищенные взгляды подчиненных.

Вскоре его увлечение парадной стороной военного дела стало раздражать не только воспитателей, но и самого Николая I. Только причины этого раздражения различались. Император опасался, что из сына не получится воин, способный в случае необходимости взять на себя командование всей армией государства, что он так и останется «паркетным генералом». А Жуковский и Мердер беспокоились о том, что Александр, как и отец, уверует, будто слава страны состоит только в мощи ее войск. Мердер отмечал в своих «Записках»: «Желал бы убедиться, что частые появления Его Высочества на парадах, видя, что из парада делают государственное дело, не будут иметь на него дурных последствий: легко может ему прийти мысль, что это действительно дело государственное, и он может ему поверить». А Жуковский писал императрице, что участие мальчика в военных мероприятиях надо если не прекратить, то хотя бы ограничить шестью неделями в году во время летних каникул. Но кто станет прислушиваться к мнению педагогов, если война и парады испокон веку считались главным делом русских государей? И несмотря на усилия воспитателей и учителей, из Александра формировался человек не столько государственный, сколько военный по своим привычкам, взглядам на мир, манере держаться и мыслить себя. Дело было сделано: Александр II до конца жизни обожал парадные военные мероприятия, и в его формуляре они встречаются с удручающей регулярностью.

Наряду с ценностями военной службы Николай стремился внушить своему сыну незыблемую веру в ценность самодержавия как такового. С его собственной точки зрения, самодержавие было важнее всех гражданских благ и даже блага самого государства. После отречения от престола французского короля Карла X, уступившего требованиям революционеров, Николай провел со своим двенадцатилетним наследником воспитательную беседу об обязанностях монарха, завершившуюся словами: «Глава монархического правительства теряет и позорит себя, уступив и на один шаг восстанию! Его обязанность поддерживать силою права свои и предшественников. Его долг пасть, если суждено, но... на ступенях трона...» Император не мог в тот момент даже предположить, что последняя его фраза много лет спустя будет вспоминаться как страшное пророчество по отношению к судьбе Александра.

Детство и юность Александра прошли в благоприятной атмосфере. Со времен Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в семьях русских государей не было таких хороших отношений между родителями и детьми. Николай I и Александра Федоровна сердечно и искренне любили своих сыновей и дочерей и проявляли строгость по отношению к ним только тогда, когда считали это необходимым для их воспитания. В этой большой семье братья и сестры дружили между собой. Александр как старший привык заботиться о младших. Он с удовольствием играл с малышами, делал им подарки, устраивал праздники и фейерверки в дни рождения и на именины.

Цесаревичу не приходилось, как его тезке Александру I, разрываться между родителями и бабушкой. У императрицы-матери Марии Федоровны были ровные отношения с сыном и невесткой. Она участвовала в воспитании старшего внука, но ее педагогические методы и взгляды не противоречили их требованиям. В раннем детстве, до шестилетнего возраста, Александр зимой обычно жил с родителями в Аничковом дворце, а лето проводил у бабушки в Павловске. Общался Александр и со своим дедом с материнской стороны – королем Пруссии. Он переписывался с ним и ездил в гости в Берлин.

Александр вообще был сердечным, чувствительным и деликатным человеком, вежливо и уважительно обращался со всеми домашними, придворными и даже прислугой. Он очень любил природу и неизменно восхищался ее красотой, пением птиц. Описания пейзажей он включал в письма родным и в сочинения по истории, которые писал по заданию учителей. Прогулки в садах и парках загородных императорских усадеб доставляли ему истинное удовольствие.

Будущий император Александр II, так же как и его дядя Александр I и отец Николай I, был от природы одарен хорошими умственными способностями. Но, как и они, он был ленив и недостаточно любопытен к разного рода знаниям и наукам. Его высокие отметки на экзаменах – это скорее результат усердной работы и настойчивости учителей и воспитателей, нежели его собственных стараний. И даже обожавший своего воспитанника Мердер писал о десятилетнем Александре: «Великий князь, от природы готовый на все хорошее, одаренный щедрою рукою природы всеми способностями необыкновенно здравого ума, борется теперь со склонностью, до сих пор его одолевавшую, которая при встрече малейшей трудности, малейшего препятствия приводит его в некоторый род усыпления и бездействия. <...> Лень у Александра Николаевича есть главный недостаток, от которого проистекают все прочие». Педагоги отмечали в цесаревиче излишнюю самоуверенность, отсутствие определенных целей и желаний, упорства и постоянства, недостаток воли, склонность к апатии. Стимулом к занятиям для него служили не внутренние потребности, а желание угодить родителям или конкуренция с товарищами по обучению Виельгорским и Паткулем.

Единственное, что наследник престола усваивал с видимым удовольствием, – светские манеры, этикет и бальные танцы. Как и другие потомки Павла I, он отличался приятной внешностью: высоким ростом, статной фигурой, благородными чертами лица. На нем одинаково хорошо сидели и военный мундир, и светский фрак. С отроческих лет он привык блистать на придворных праздниках и балах. Любовь к светской жизни, к ее мишуре сохранится у Александра II до конца жизни.

17 апреля 1834 г. семья Романовых и императорский двор отмечали совершеннолетие цесаревича Александра. Считалось, что оно наступает в 16 лет. В этот день в Большой церкви, а затем в Георгиевском зале Зимнего дворца наследник в присутствии важнейших военных и гражданских чинов империи произнес торжественную присягу по случаю официального вступления на военную и государственную службу. Текст присяги, написанный М. М. Сперанским, был тщательно выучен, а поведение цесаревича во время всей церемонии отрепетировано в деталях. Александр совсем по-детски радовался подаркам, преподнесенным ему ко дню рождения ближайшими родственниками. Отец Николай I подарил ему коллекцию российских медалей и две настоящие турецкие сабли, мать – огромный надувной глобус и часы, которые показывали время в разных частях света. Брат Константин преподнес охотничьи принадлежности, а сестры – собственные акварельные портреты, написанные Александром Брюлловым – братом знаменитого Карла Брюллова, автора «Последнего дня Помпеи».

В этот день Александр Николаевич получил еще один необыкновенный и неожиданный подарок, которому потом приписывали мистический смысл. 17 апреля 1834 г. русский минеролог финского происхождения Н. Норденшильд обнаружил на Урале новый, до тех пор неизвестный науке драгоценный камень. В честь цесаревича он назвал его александритом. Кристаллы александрита обладают удивительным свойством, какого нет у других драгоценных камней: при дневном свете они играют сиреневато-зеленоватыми красками, а при искусственном освещении становятся малиново-красными, как рубины. После гибели императора Александра II некоторые современники утверждали, что находка камня была предзнаменованием его судьбы: начало этого царствования связывалось со светлыми радужными надеждами на свободу, а конец был отмечен пролитием царской крови. До сих пор считается, что александрит – опасная драгоценность, и его «дурное» влияние на жизнь владельца нейтрализуется только в том случае, если украшения с александритом носят и дарят в паре (перстень с кулоном или серьгами, серьги с кулоном, запонки с перстнем или булавкой для галстука и т. п.).

После совершеннолетия цесаревича Александра его государственная и военная карьера развивалась по традиционному для наследника престола сценарию. С 1834 г. он стал присутствовать в Сенате, в 1835 г. – назначен членом Священного Синода, решавшего дела православной церкви и вероисповедания, в 1836 г. получил чин генерал-майора и место в свите своего отца Николая I. В 1841 г. наследник женился на великой княжне Марии Александровне – немецкой принцессе Марии Гессен-Дармштадтской – и стал семейным человеком.

При отце-императоре Александр исполнял многие важные гражданские и военные должности и поручения. В отсутствие Николая I, начиная с 1842 г. он фактически брал на себя управление всеми делами государства. В 1846 г. был председателем Секретного комитета по крестьянскому делу и тогда проявил полную приверженность крепостничеству в его традиционных формах. В 1848 г. председательствовал в Секретном комитете о дворовых людях, деятельность которого также не дала результатов. В условиях усиления революционной ситуации в Европе Александр выступал сторонником жестких мер и ужесточения цензуры. В те годы в нем еще не было заметно склонности к либерализму, в отличие от его брата великого князя Константина Николаевича.

Как и его отцу, Александру более всего нравилась военная служба и все, что связано с армией. Здесь он успешно поднимался по служебной лестнице: в 1844 стал «полным генералом», в 1849 г. – главным начальником военных учебных заведений, сменив на этом посту своего умершего дядю, великого князя Михаила Павловича, и принял командование Гвардейским корпусом, отправлявшимся для подавления восстания в Венгрию.

Николай I не раз отмечал военные успехи сына высочайшими рескриптами. В 1851 г. он писал: «Вообще родительскому моему сердцу отрадно видеть, до какой степени Вы постигли звание военного начальника, и я за Ваши неусыпные заботы о войске, столь искренне мною любимом, благодарю Вас от всей полноты души».

Последней воинской должностью Александра перед его восшествием на престол стал пост главнокомандующего армией во время Крымской войны. В 1854 г. ввиду появления англо-французского флота недалеко от Кронштадта Петербургская губерния была объявлена на военном положении, и он во главе приданных ему войск должен был оборонять столицу. К счастью, до этого дело не дошло, но вскоре он принял на себя главную ответственность в своей жизни – судьбу Российской империи.

В молодости Александр во многом старался копировать своего отца и даже внешне походить на него. Это наружное сходство отмечали многие мемуаристы – современники обоих императоров. Фрейлина А. Ф. Тютчева пишет: «Цесаревичу в то время было 35 лет. Он был красивый мужчина, но страдал некоторой полнотой, которую впоследствии потерял. Черты лица его были правильны, но вялы и недостаточно четки; глаза большие и голубые, но взгляд мало одухотворенный – словом, его лицо было маловыразительно, и в нем было даже что-то неприятное в тех случаях, когда он при публике считал себя обязанным принимать торжественный и величественный вид. Это выражение он перенял от отца, у которого оно было природное, но на его лице оно производило впечатление неудачной маски. Наоборот, когда великий князь находился в семье или в кругу близких лиц и когда позволял себе быть самим собой, все лицо его освещалось добротой, приветливой и нежной улыбкой, которая делала его на самом деле симпатичным. В ту пору, когда он был еще наследником, это последнее выражение было у него преобладающим; позднее, как император, он считал себя обязанным почти всегда принимать суровый и внушительный вид, который в нем был только плохой копией. Это не давало ему того обаяния, каким в свое время обладал император Николай, и лишало его того, которое ему было дано природой и которым он так легко мог бы привлекать к себе сердца».

Тютчевой вторит и хорошо знавший Александра в эти годы секретарь американского посольства А. Уайт: «Он был высок, как все Романовы, красив и держался с большим достоинством, но у него было гораздо меньше величественности и полностью отсутствовала неуместная суровость его отца».

Александр II вступил на престол уже зрелым человеком, на 37-м году жизни. 19 февраля 1855 г. был опубликован манифест о смерти Николая I и восшествии на трон нового императора. Но из-за продолжавшейся Крымской войны официальная коронация состоялась только спустя год.

Россия была не в состоянии вести военные действия. В январе 1856 г. Александр II вступил в тяжелые переговоры с противниками России в Крымской кампании. Ему предстояло добиться наименее позорных в этих обстоятельствах условий капитуляции своей страны. Внимательно наблюдавшая за всем происходящим А. Ф. Тютчева с тревогой и сочувствием пишет о своем государе: «Император – лучший из людей. Он был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране и в мирное время, где приходилось бы только охранять. Но ему недостает темперамента преобразователя. У императрицы тоже нет инициативы, она, быть может, будет святой, но никогда не будет великой государыней. Ее сфера – моральный мир, а не развращенный мир земной действительности. Они слишком добры, слишком честны, чтобы понимать людей и властвовать над ними. В них нет той мощи, того порыва, которые овладевают событиями и направляют их по своей воле: им недостает струнки увлечения... Моя душа грустна, я вижу перед собой будущее печальное и мрачное». Несколько дней спустя она снова вернется к этим размышлениями об Александре и его супруге: «Мне невыразимо жаль его, когдая вижу, что, сам того не ведая, он вовлечен в борьбу с могучими силами и страшными стихиями, которые он не понимает. Прежде у меня были иллюзии, которых теперь у меня больше уже нет... Они не знают, куда идут».

Действительно, новый император как глава государства оказался в трудной ситуации. Страна находилась в полной международной изоляции, и нужно было вновь налаживать межгосударственные связи, разрушенные Крымской войной. Экономика и внутренние силы империи были подорваны, общество охвачено недовольством. Александру II, который был в силу своего воспитания, традиции, умственного склада умеренно-консервативным политиком, а не энергичным реформатором, пришлось под давлением обстоятельств и при участии компетентных сановников и поддержке семьи в лице брата великого князя Константина Николаевича принимать решительные меры.

18 марта 1856 г. был заключен Парижский мир, ознаменовавший конец Крымской войны. Переговоры ясно показали, что роль России на европейском континенте значительно снизилась, зато возросла роль Франции. Активизировались немецкие государства, стремившиеся к объединению. Александр II отправил в отставку канцлера К. В. Нессельроде, отвечавшего за внешнюю политику империи все царствование Николая I, и заменил его талантливым, умным и прекрасно образованным А. М. Горчаковым – однокашником А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею.

В Манифесте по случаю заключения мира объявлялось, что коронация Александра II состоится в Москве в августе того же года. Коронационные торжества по своей пышности превзошли все ожидания. Въезд императорской четы со свитой в старую столицу России произвел неизгладимое впечатление на современников. Царская семья ехала в золоченых каретах, украшенных страусовыми перьями и запряженных породистыми лошадьми. Император ехал верхом, за ним следовали великие князья, принцы дружественных держав, иностранные послы в парадных мундирах. Церемония превосходила масштабами, богатством и красочностью празднества по случаю вступления на престол предыдущих императоров Александра I и Николая I. Коронация Александра II состоялась 26 августа 1856 г., и ее впервые подробно описывала вся русская пресса.

Главным событием царствования Александра II стала отмена крепостного права Манифестом от 19 февраля 1861 г., за что император получил почетное прозвание Освободитель. Большое значение имели земская реформа, вводившая новый порядок самоуправления на местах, и реформа судебной системы, которая отменила телесные наказания и клеймение преступников, а также утвердила суд присяжных и соревновательность судебного процесса. В области образования впервые по западному образцу вводилась автономия университетов, открыты новые университеты в Варшаве и Одессе, получили доступ к высшему образованию женщины, утроилось количество мужских и женских гимназий и городских училищ. За 26 лет правления Александра II Россия стала значительно более свободной, развитой и культурной страной, чем была до него.

После поражения в Крымской войне в царствование Александра II русская армия смогла реабилитировать себя в новом военном столкновении с Турцией в 1877-1878 гг. В этот период удалось освободить от османского владычества Балканы. Сам император присутствовал на театре боевых действий, при нем русские войска взяли болгарский город Плевну. Но надо сказать, что и эта победа явилась результатом не столько военного прогресса и совершенствования имперской военной машины, сколько героизма и беззаветной храбрости простых солдат и офицеров, заплативших своей жизнью за свободу балканских славян.

Впрочем, Александр II скорее вынужден был проявлять политическую волю и активность, нежели на самом деле хотел этого. Двойственность натуры императора была очевидна наиболее проницательным из его современников. Вот что писала об этом уже знакомая нам А. Ф. Тютчева: «В результате этого странного противоречия между велениями сердца и данными ума этот государь, более чем какой-либо другой широко и глубоко демократичный, наивно и совершенно искренно претендовал на имя первого дворянина своей империи и на роль представителя аристократического принципа. Он был тем, чем не хотел быть, и хотел быть тем, чем не был...»

Еще более определенно эту двойственность царя характеризует в своих «Записках революционера» П. А. Кропоткин: «Александр II, конечно, не был заурядной личностью; но в нем жили два совершенно различных человека, с резко выраженными индивидуальностями, постоянно боровшимися друг с другом. И эта борьба становилась тем сильнее, чем более старился Александр II. Он мог быть обаятелен и немедленно же выказать себя грубым зверем. Перед лицом настоящей опасности Александр II проявлял полное самообладание и спокойное мужество, а между тем он постоянно жил в страхе опасностей, существовавших только в его воображении. Без сомнения, он не был трусом и спокойно пошел бы на медведя лицом к лицу. <...> Он был очень мягок с друзьями; между тем эта мягкость уживалась в нем рядом со страшной, равнодушной жестокостью, достойной XVII века, которую он проявил при подавлении польского мятежа».

Двойственность характера, душевных порывов, поступков Александра II проявилась и в его семейной жизни. Он был первым царем со времен Петра I, который позволил себе открыто жить на две семьи. Это обстоятельство доставило немало волнений его близким и внесло особую мелодраматическую ноту в личную биографию государя.

Император Александр 2 родился 29 апреля 1818 ᴦ. Будучи сыном Николая 1 и наследником престола получил отличное разностороннее образование. Учителями Александра были Жуковский и боевой офицер Мердер.
Размещено на реф.рф
Заметное влияние на формирование личности Александра 2 оказал и его отец. Александр вступил на престол после смерти Николая 1, в 1885 ᴦ. К тому времени он уже имел некоторый опыт управления, поскольку исполнял обязанности государя во время отсутствия отца в столице. В историю данный правитель вошел, как Александр 2 Освободитель. И краткая биография Александра 2 не будет полной без упоминания о его реформаторской деятельности.

Женой Александра 2 в 1841 ᴦ. стала принцесса Гессен-Дармштадтская Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария, более известная как Мария Александровна. Она родила Николаю 7 детей, 2 старших умерли. А с 1880 ᴦ. царь был женат (морганатическим браком) на княжне Долгорукой, от которой имел 4 детей.

Внутренняя политика Александра 2 разительно отличалась от политики Николая 1 и ознаменовалась множеством реформ. Важнейшей из них стала крестьянская реформа Александра 2, по которой в 1861 ᴦ., 19 февраля, было отменено крепостное право. Эта реформа вызвала настоятельную крайне важно сть дальнейшего изменения многих российских институтов и повлекла за собой проведение Александром 2 буржуазных реформ.

В 1864 ᴦ. по указу Александра 2 была проведена земская реформа. Ее целью стало создание системы местного самоуправления, для чего был учрежден институт уездного земства.

В 1870 ᴦ. проведена городская реформа, которая положительно повлияла на развитие промышленности и городов. Учреждены городские думы и управы, являвшиеся представительскими органами власти. Судебная реформа Александра 2, проведенная в 1864 ᴦ., ознаменовалась введением европейских правовых норм, но, некоторые особенности, ранее действовавшей судебной системы были сохранены, к примеру, особый суд для чиновников.

Следующей стала военная реформа Александра 2. Ее результат - всœеобщая воинская повинность, а так же, близкие к европейским стандарты организации армии. В ходе проведения финансовой реформы Александра 2 был создан Государственный банк, произошло зарождение официальной бухгалтерии. Логическим завершением реформаторской деятельности явилась подготовка первого в российской истории официального проекта Конституции.

Переоценить важность либеральных реформ Александра 2, которые иногда именуются ʼʼреволюцией сверхуʼʼ сложно. Итогом реформ Александра 2 явилось активное развитие машинного производства, появление новых отраслей в российской промышленности, но не только. Значение реформ и в том, что общественная жизнь в стране стала более либеральной, серьезно изменился и политический строй. Это закономерно привело к активизации общественного движения при Александре 2.

Внешняя политика Александра 2 была весьма успешна. За время его правления Россия вернула себе пошатнувшееся при Николае 1 военное могущество. Весной 1864 ᴦ. был подчинœен Северный Кавказ, где долгое время шли безуспешные военные действия. Тот же год ознаменовался подчинœением Туркестана и умиротворением Польши. Принœесшая славу российскому оружию война с Турцией 1877 – 1878 гᴦ. довольно значительно увеличила территорию страны. Но Россией была утрачена Аляска, проданная США за относительно небольшую сумму в 7 млн. 200 тыс.долл.

Правление Александра 2 было омрачено множеством покушений на его жизнь. Первое из них было совершено в Париже, 25 мая 1867 ᴦ. Вторая попытка покушения произошла в Петербурге, в 1879 ᴦ. Далее последовали попытка взрыва императорского поезда 26 августа 1879 ᴦ. и взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 ᴦ.

Великие реформы Александра 2 были прерваны его смертью. 1 марта 1881 ᴦ. В тот день царь Александр 2 намеревался подписать проект масштабных экономических и административных реформ Лорис-Меликова. Покушение на Александра 2, совершенное народовольцем Гринœевицким, привело к его тяжелœейшему ранению и смерти императора. Так подошло к концу правление Александра 2. На русский престол взошел его сын, Александр 3.