Земельная реформа столыпина кратко. Аграрная реформа П.А

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Земство

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

Каждый школьник, даже тот, кто не интересуется историей, слышал про столыпинские реформы. Особо нашумела аграрная, но, кроме неё были и другие, о которых необходимо знать для успешной сдачи ЕГЭ.

Немного биографии

Для начала разберёмся кто же такой Столыпин и почему он попал на страницы истории России. Пётр Аркадьевич Столыпин – реформатор и государственный деятель царской России. Занял пост премьер-министра внутренних дел Империи 8 июля 1906 г. Он реализовал цепь законопроектов, которые были названы «столыпинская аграрная реформа».

Петр Аркадьевич Столыпин

Благодаря им крестьяне получили землю в частное владение, что ранее даже не рассматривалось правительством. Историки и современники Столыпина описывают его бесстрашным человеком, прекрасным оратором («Не запугаете!», «Сначала успокоение, потом реформы» — фразы министра, которые стали крылатыми). На Петра Аркадьевича совершили 11 покушений за всю его жизнь (основная часть во время карьеры премьер-министра).

Высокопоставленного чиновника убил 1 (14) сентября в Киеве Дмитрий Багров, выстрелил дважды: одна пуля попала в руку, вторая – в живот и печень. Погребён в Киево-Печерской лавре.

Причины реформ

Прежде, чем углубляться в суть реформ, стоит кратко рассмотреть их причины. Первая русская революция (1905—1907) стала толчком для прозрения народа и правительства о проблемах державы. Главное: экономический застой мешал Российской империи стать капиталистическим государством.

Россияне, поняв это, обвинили во всём царизм, отчего среди широких народных масс появились идеи анархизма. Увы, большинство у власти были крупными землевладельцами их взгляды на развитие страны резко отличалось от народных. Разумеется, такая обстановка в державе была слишком накалённой и требовала незамедлительных решительных действий, за что и взялся П. Столыпин.

Реформы Столыпина

У премьера-министра было две важные реформы:
 Судопроизводства;
 Аграрная.

Первую реформу закрепило «Положение Совета министров о военно-полевых судах» 1906 г., в котором прописывалось, что любое нарушение закона может рассматриваться в ускоренном порядке. Речь идёт о постоянных грабежах, террористических актах и бандитизме на суднах. Дело в том, что в начале ХХ века Россия переживала тяжёлые времена. Большая часть населения бедствовала, поэтому нарушение законов в поисках еды или денег стало обычным делом.

После реформы любого подозреваемого стали судить за закрытыми дверями, без участия прокурора, свидетеля и даже адвоката. Разумеется, выйти невиновным из суда было невозможно. В течении суток приговор (чаще всего смертный) приводили в действие. Таким образом были лишены жизни 683 из 1102 граждан. Результаты себя не заставили ждать.

С одной стороны, люди, опасаясь смерти, перестали совершать ограбления и террор на флоте. В целом задача выполнена, но против Столыпина недоброжелатели поднимали бунты и их последствия отразились даже на чиновнике. Реформатор оказался в тяжёлом положении: в кругах власти у него, кроме Николая II, не было сторонников и народ его ненавидел тоже.

Аграрная реформа от 9 ноября 1906 г. заставила говорить о Петре Столыпине. Её целью было улучшение сельскохозяйственной деятельности, ликвидировать помещичье землевладение для дальнейшего развития капитализма. Что же он сделал? Чиновник наделил крестьян земляными уделами и минимальным набором демократических прав.

Хитрость заключалась в том, что земли выдавались под государственный залог на 55,5 лет. Разумеется, человек, у которого нет денег на хлеб, выплатить ссуду не сможет. Тогда министр решил заселить трудящимся классом «пустые» уголки России.

Законопроекты предусматривали бесплатную раздачу земли и их проведение на Северном Кавказе, Урале, Сибири. Действия Столыпина не совсем оправдали себя, так как из миллиона переселенцев обратно вернулось 800 тысяч.

Столыпинские вагоны

29 мая 1911 г. выдан указ о расширении прав комиссий по вопросам отрубов (земельный участок, который получили крестьяне), чтобы перейти от общин к хуторам или мелким частным землевладениям. К сожалению, только 2,3% новоиспечённых землевладельцев основали хутора, для остальных это было непосильно.

Тем не менее сегодня реформы были признаны верным путём к развитию страны. Их итоги уже тогда привели к росту производства в аграрной сфере и появлению первых признаков капиталистических торговых связях. Реформа была ступенью эволюции в развитие страны, также искоренила феодализм. Более того, уже в 1909 г. Россия заняла первое место по производству зерна.

Итоги

Столыпин все годы своей жизни отдал улучшению экономики России. Таким образом достижение его трудов были велики, хоть их и не оценили современники реформатора:

В 1916 г. среди крестьян 26% имело собственную землю, а 3,1% образовали хутора;
 В малозаселённых частях государства стало проживать в 2,8 раз больше людей, которые должны были привести к ускорению индустриализации этих регионов. Разумеется, такой подход был прогрессивным;
 Крестьяне были заинтересованы работать на отрубах, что повысило уровень экспорта и внутренней торговли;
 Поскольку увеличился спрос на сельскохозяйственную технику, её продажи возросли, а казна пополнялась.

Все результаты реформ были шагом к капитализму, который так требовала Российская империя. К сожалению, их значение и достижения канули в бездну, причиной стало , в которую было втянуто государство!

Аграрный вопрос занимал центральное место во внутренней политике. Начало аграрной реформе, вдохновителем и разработчиком которой был П.А. Столыпин, положил указ от 9 ноября 1906 г.

Столыпинская реформа

После очень сложного обсуждения в Государственной думе и Государственном совете указ был утвержден царем как закон от 14 июня 1910 г . Дополнением к нему послужил закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г .

Основным положением реформы Столыпина стало разрушение общины . Для этого была сделана ставка на развитие в деревне личной крестьянской собственности путем предоставления крестьянам права выходить из общины и создавать хутора, отруба.

Важный момент реформы: помещичья собственность на землю сохранялась в неприкосновенности. Это вызвало резкое противодействие крестьянских депутатов в Думе и массы крестьян.

Разрушить общину должна была и другая мера, предложенная Столыпиным: переселение крестьян . Смысл этой акции был двоякий. Социально-экономическая цель — получить земельный фонд прежде всего в центральных районах России, где малоземелье у крестьян затрудняло создание хуторских хозяйств и отрубов. Кроме того, это давало возможность освоения новых территорий, т.е. дальнейшего развития капитализма, хотя это и ориентировало его на экстенсивный путь. Политическая цель — разрядить социальную напряженность в Центре страны. Основные районы переселения — Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ, Казахстан. Правительство выделяло переселенцам средства на проезд, обустройство на новом месте, но практика показала, что их явно не хватало.

В период 1905 — 1916 гг. из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет примерно 1/3 от их численности в губерниях, где проводилась реформа. Это означает, что не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый слой собственников. Этот вывод дополняется данными о неудаче переселенческой политики. В 1908 — 1909 гг. число переселенцев составило 1,3 млн. чел., но очень скоро многие из них стали возвращаться назад. Причины были разные: бюрократизм российского чиновничества, нехватка средств на обзаведение хозяйством, незнание местных условий и более чем сдержанное отношение старожилов к переселенцам. Многие умерли в пути или полностью разорились.

Таким образом, социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Но реформа ускорила расслоение в деревне — формировалась сельская буржуазия и пролетариат. Очевидно, что разрушение общины открывало дорогу капиталистическому развитию, т.к. община была феодальным пережитком.

При проведении аграрной реформы на плечи Столыпина легла сложная задача - поиск и формирование новой социальной опоры для самодержавной системы. Столыпин видел эту опору в частном собственнике, и поэтому основной частью его политики было расселение крестьян на хутора, уничтожение чересполосицы, передача крестьянам через Крестьянский Банк части государственных земель.

Аграрная реформа состояла из комплекса последовательно проводимых и связанных между собой мероприятий.

1. Разрушение общины и развитие частной собственности.

В 1 статье закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, обладающий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли". Также закон разрешил ему просить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По требованию выделившихся община должна была выделить им взамен черезполосых земель отдельный компактный участок - отруб. В соответствие с законом о землеустройстве, принятым 29 мая 1911 г. для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматом объявлялись перешедшими к наследственно-подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими возможностями, которые они пускали в ход, чтоб насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам.

Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

В Украине в течение 1907-1915 годов закрепили землю в индиви-дуальную собственность в среднем на Правобережье 48% крестьян, на Юге -

  • 42%, на Левобережье - 16,5%. До 1916 г. было образовано 440 тыс. хуторов, или 14% дворов, что значительно выше по сравнению с Россией, где из общин вышло 24% хозяйств, а на хутора - 10,3%. Такой значительный процент выхода крестьян из общины на Украине объясняется тем, что тут общинное землевладение было менее распространено (на Правобережье общинники составляли 1-9% всех дворов), общинное землевладение не являлось традиционным для Украины. Большинство хуторских хозяйств были убогими, приходили в упадок и разорялись, продавая свои земли зажиточным крестьянам по очень низким ценам (38 - 80 рублей за десятину при рыночной цене 250 рублей).
  • 2. Деятельность крестьянского банка.

Крестьянский поземельный банк, созданный ещё в 80-х годах 19 столетия, увеличил свои операции по закупке земли почти в три раза. Напуганные революцией, многие помещики спешили расстаться со своими имениями. В его распоряжение перешли государственные и удельные земли. Эту землю банк перепродавал крестьянам на льготных условиях, осуществлял посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей. Предоставляя крестьянам денежные займы для покупки земли, банк отдавал предпочтение богатым крестьянам. Заём отдельному покупателю мог составлять до 500 рублей, а общинам и коллективам - не больше 150.

3. Переселение крестьян в Сибирь.

Одной из частей столыпинской реформы являлось переселение крестьян на неосвоенные территории империи. По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог.

После поездки Столыпина и главноуправляющего землеустройством и земледелием А. Кривошеина в Сибирь ими была выдвинута комплексная программа приватизации сибирской земли. В маленький срок был разработан пакет законопроектов и постановлений, направленных на введение частной принадлежности на землю в Сибири. Их суть была очень решительна: без всякого выкупа предоставить землю сибирским сельским обывателям в собственность.

Особенно много малоземельных крестьян двинулось с Украины в Сибирь. За 1906 - 1912 гг. туда выехал почти 1 млн. человек. В 1914 г. в Сибири и на Дальнем Востоке проживало около 2 млн. украинцев. Но переселение не было по-настоящему организовано. Оно проходило в ужасных антисанитарных условиях, крестьяне ехали в неприспособленных вагонах со знаменитой надписью «40 человек, 8 лошадей». Не имея капитала для организации хозяйства, переселенцы попадали в очень трудное положение. Около 70% переселенцев не получили земли вообще, многие получили непригодные для сельского хозяйства земли. Уровень орудий труда был очень низок. Хроническое недоедание, непривычные климатические условия, отсутствие квалифицированной медицинской помощи приводили к массовой смертности среди переселенцев, доходившую в некоторых поселениях до 30 - 40%. Тысячи переселенцев, хлебнув горя, возвращались. В 1911 г. на Украину возвратилось 68,5% переселенцев. Вернувшись на родину, бывшие переселенцы пополняли ряды безземельных крестьян, то есть переселенская политика потерпела крах.

Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части страны на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть страны.

4. Кооперативное движение.

Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьян на денежный товар. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита.

Ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные и последующие займы кредитным товариществам, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате

была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудносберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперотивных началах создавали молочные и масленные артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

5. Агрокультурные мероприятия.

Одним из главных препятствий на пути экономического прогресса деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего большинства производителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленные службы для крестьян, которые

организовывали учебные курсы по скотоводству и молочному производству, демократизации и внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч человек.

Столыпин Пётр Аркадьевич, 2 (14) апреля 1862 – 5 (18 сентября) 1911, – крупнейший русский реформатор, глава правительства в 1906-1911. По оценке А. И. Солженицына – величайший деятель российской истории XX столетия.

Мнение Столыпина о крестьянской общине

Пётр Аркадьевич Столыпин происходил из знатного дворянского рода. Он окончил Петербургский университет и начал государственную службу в ведомстве земледелия. В 1902 Столыпин стал самым молодым губернатором России (гродненским). С февраля он 1903 был губернатором в Саратове и после начала в 1905 кровавых революционных волнений смело боролся с анархией, пережив несколько покушений.

Не понимавший масштаба личности и реформ Столыпина царь не изменил после выстрелов 1 сентября праздничной программы торжеств, не встретился с раненым в больнице в последние его дни и не остался на его похороны, отбыв на отдых в Крым. Придворный круг радовался, что со сцены сошёл неудобный деятель, который мешал всем своей энергией и талантами. Чиновные пигмеи не сознавали, что вместе со Столыпиным исчезла надёжнейшая опора русского государства и трона. По образному выражению А. И. Солженицына (Красное колесо, глава 65), пули Богрова стали первыми из екатеринбургских (речь идёт о расстреле в Екатеринбурге царской семьи ).