Авторская позиция в произведении гоголя портрет. Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н

Сочинение

Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести "Портрет" присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник получает вдруг все, о чем мечтает, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит. странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображен” ный на портрете, "пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам..." Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но наяву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно
задевает раму, и тяжелый сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, подсказываемые рассудком, были благородны: "Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манекен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех и могу быть славным художником". Но давно бедствующий художник мечтал и о другом. "Извнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность". Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, "прокатился два раза по городу в карете без всякой причины", побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые
заказчицы. -Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи:
"- Однако мсье Ноль... ах, как он пишет! Какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. ты не знаете мсье Ноля?
- Кто этот Ноль?- спросил художник.
- Мсье Ноль. Ах, какой талант!"
Одной шуткой переданы уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это может быть только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от "сюрприза", что худож ник придумал изобразить ее "в виде Психеи". Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет Психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу. Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: "Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовс
е не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе...Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой - с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: "Всегда стоял за правду". И вот со временем Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был купленный портрет с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что могут сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтобы стать рабом. Не зря еще в самом начале повести Чарткова предупреждает профессор, его наставник: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец". Постепе
нно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если б не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он выбежал из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произ
ведения искусства и уничтожать их. Это становится главной страс тью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета...
Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Этот молодой художник встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит написать его портрет. Слухи о ростовщике ходят очень таинственные. Все;" кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но художник все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно смотрят с портрета. И вот, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Он понимает, что изобразил дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтобы очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит как святой: "Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего... Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земл
и и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства". Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

Главная тема повести «Портрет» - тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только

тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел...

Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, - это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна». Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником. И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:

Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.

В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти. Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений. Чартков слепо копировал природу, этот же человек - творец.

И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.

И, наконец, третий, высший тип художника - художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность. Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека. Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.

В картине..., точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.

Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника. И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:

Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.

Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:

Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.

Повесть «Портрет» - это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество - дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.

Выходные данные сборника:

ИСКУССТВО И ГАРМОНИЯ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»

Трухина Мария Викторовна

аспирант кафедры общего литературоведения и журналистики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г аратов

E - mail : maruska -08@ yandex . ru

ART AND CRAFT IN THE STORY «PORTRAIT» BY N.V. GOGOL

Maria Trukhina

graduate student Study of Literature and Journalism department of Saratov State University, Russia Saratov

АННОТАЦИЯ

В статье проводится краткий анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет» с точки зрения взаимодействия мотива гармонии и противопоставленных друг другу понятий «искусства» и «ремесла».

ABSTRACT

In the article the story «Portrait» by N.V. Gogol are studied in terms of interaction of the motive of harmony and two concepts, which are opposed to each other - the concept «art» and the concept «craft».

Ключевые слова: Гоголь; искусство; ремесло; гармония; художник.

Key words: Gogol; art; craft; harmony; artist.

Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» построена на противопоставлении друг другу понятий «искусства» и «ремесла». Отмечали это в своих работах многие гоголеведы. Оппозиция этих двух понятий возникает с первых строк: картины в лавочке, куда случайно забрел Чартков, вызывают восхищение народа и недоумение художника. Он искренне не понимает, что именно привлекает народ в этих незамысловатых картинках, в которых всё карикатурно, неправдоподобно, нарочито, бесчувственно. Герой мысленно называет их «дряхлой бездарностью, которая самоуправно стала в ряды искусств» . Своим чутьем художника Чартков выхватывает из общей истинно живые картины - неслучайно он останавливается перед портретом старика и замирает. Еще не подозревая, что перед ним не совсем обычная картина, Чартков ощущает силу кисти художника, рисовавшего портрет.

Различается природа этих картин, природа самого порыва, по воле которого они были созданы. Творчество (живописное, музыкальное, архитектурное, литературное) - это своеобразная попытка преодолеть дисгармонию, возникающую в результате внутренних противоречий человека или неприятия им окружающей действительности. Создавая произведение, автор трансформирует мучающие его сомнения в художественные образы, ведет диалог с собой и адресатом. Искусство призвано гармонизировать душу человека (автора и вероятного читателя) и окружающую его реальность, именно поэтому истинные произведения искусства всегда совершенны и гармоничны в единстве всех своих структурных элементов. В этом главное отличие от графоманских опытов на литературном поприще, от музыки, удовлетворяющей неприхотливые запросы толпы, картин, написанных «по заказу» - от того, что принято теперь называть «массовой культурой», «попсой», «кичем».

Искусство - творческий порыв души; ремесло - средство заработка. Искусство живо по своей природе; ремесло, внешне подделывающееся под творчество, - мертво. Именно это различие улавливает Чартков, творец по натуре.

Но чувствовать, понимать творчество, быть талантливым и служить искусству - не одно и то же. Свои незаурядные способности Чартков теряет в погоне за модой, деньгами, славой. Как только жизнь ставит его перед выбором искусства или ремесла, он выбирает второе. И огонек его таланта постепенно угасает: в конце первой части повести перед нами обозлившийся на весь свет человек, понимающий, что выменял свой талант на роскошную жизнь и почести, в которых, к его сожалению, не может развиваться дарование, - слишком много отвлекающей от прекрасного суеты. Кроме того, богатство и слава обеспечивают комфорт, притупляют чувства, обостряющиеся в сложных ситуациях. А способность тонко чувствовать и осознание несовершенства реальной действительности вызывают дисгармонию, в какой-то степени необходимую для творческого процесса.

Чартков не может устоять перед искушением и покупает себе славу и известность на деньги, выпавшие из-под рамы таинственного портрета. Первое время его дар художника еще дает о себе знать: Чартков пытается не просто выполнять заказы, а творить - он увлекается работой, с замирающим дыханием ловит оттенки, не замечает, как бежит время. Однако даме, заказавшей портрет, не хочется видеть то, что есть на самом деле, она хочет, чтобы ее дочь была другой, не такой как в жизни: без легкой желтизны кожи, без слабо заметной голубизны под глазами, без темных пятнышек тени на лице. Иными словами, заказчица желает, чтобы дочь стала «абсолютным» совершенством. Но внешнее совершенство холодно и мертво, ему не стать живым, животворным, не стать искусством. Чартков пытается сопротивляться, стремится придать портрету больше сходства с оригиналом, но не столько для того, чтобы остаться верным своему признанию, сколько «дабы не укорил его кто-нибудь в решительном бесстыдстве» .

В этот момент, когда он работает над первым портретом на заказ, Чартков словно находится на перепутье. Как пишет В.Ш. Кривонос, «находясь, подобно герою «Пиковой дамы», на распутье, Чартков выбирает один из двух возможных путей» . Но быстрый успех не приносит ему счастья, это мираж, иллюзия, которая рассыпается в прах при сравнении с настоящим искусством. Присланное из Италии произведение одного из друзей юности Чарткова поражает не только его самого, но и всех без исключения: «Вошедши в залу, Чартков нашел уже целую огромную толпу посетителей, собравшихся перед картиною. Глубочайшее безмолвие, какое редко бывает между многолюдными ценителями, на этот раз царствовало всюду» . Все те годы, пока Чартков предавался упоению славой и трате денег, его товарищ усердно трудился, «всем пренебрегал он, все отдал искусству» . Только так, отрешившись от мирской суеты, не гоняясь за мнимыми ценностями, не обращая внимания на толки общества, можно создать настоящий шедевр. Показательно, что в повести нет ни фамилии, ни имени художника, чье творение так подействовало на зрителей. Неслучайно этот персонаж остается безымянным, имя ему - Художник, Мастер, Творец.

Настоящий художник не гонится за признанием толпы, шедевры не создаются на потеху праздной публике. Процесс создания произведения искусства - это невозможность «промолчать», не высказать. Гёте говорил о том, что если бы он не написал роман «Страдания юного Вертера», он не смог бы жить дальше. Творец, как «проповедник, обязан во что бы то ни стало поведать миру его, мира, зло, громко, во всеуслышание провозгласить людям их общий грех - ужасное ослепление и попустительство злу» . Ремесленик, даже научившись сносно подражать искусству, не способен достичь этой цели.

Осознание пропасти между ним и истинным Художником поражает Чарткова громом небесным. Как ни силится продавший свой дар герой сказать какое-нибудь «обыкновенное, пошлое суждение зачерствелых художников» , он не может остаться равнодушным: «рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы» .

То, что происходит с Чартковым, напоминает синдром Стендаля (при синдроме Стендаля человек, пораженный произведением искусства, необычайно остро воспринимает все эмоции, как бы переносясь в пространство изображения; реакции жертв синдрома различны, вплоть до истерии или попыток разрушить картину). Сначала он не может сдержать рыдания, потом начинает «скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья» . Однако такая реакция вызвана не столько восхищением, сколько завистью, пониманием того, что ему самому никогда не написать подобной картины, не создать столь прекрасного, чистого, гармоничного произведения. Он пытается вернуть утраченный талант, снова берется за кисть, но граница, которую он перешел много лет назад прочно отделяет его от прошлого: «…граница не допускает обратного движения: переступивший ее навсегда остается по другую сторону» .

Чартков винит в потере дара портрет старика, приобретенный им в лавке много лет назад, портрет, который принес ему тысячу золотых, положивших начало его славе. Но странный портрет лишь дает Чарткову средства, возможность стать известным, так как, получая деньги, молодой художник оказывается перед выбором: жить на них долгое время, делая лишь необходимые траты, посвятив себя упорному труду и искусству, или громко заявить о своих «талантах», чтобы приобрести клиентов и заказы, а значит славу и богатство. Таким образом, портрет старика всего лишь формальное воплощение той самой границы, после которой для Чарткова больше нет пути назад: «Гоголь использует в «Портрете» разработанный в фольклоре принцип персонификации границы в образе того или иного существа, предмета или места. Так, граница персонифицируется здесь и в образе страшного старика, и в образе его портрета» .

Действительно, склонность к написанию «портретиков» и к щегольству была у Чарткова задолго до приобретения им странного портрета. Не зря предупреждал его профессор: «Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском...» . Небезосновательны были опасения профессора - Чартовым временами овладевало отчаяние, и он готов был бросить свой напрасный, как ему казалось, труд: «Да ведь что пользы? этюды, попытки - и все будут этюды, попытки, и конца не будет им. Да и кто купит, не зная меня по имени? да и кому нужны рисунки с антиков из натурного класса, или моя неоконченная любовь Психеи, или перспектива моей комнаты, или портрет моего Никиты, хотя он, право, лучше портретов какого-нибудь модного живописца? Что, в самом деле? Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами» . Творчество Чарткова подтверждало двойственность его натуры и сомнения профессора: «У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски» .

Таким образом, портрет старика и дьявольская сила, заключенная в нем, явились не причиной отказа Чарткова от истинного искусства, а лишь поводом, своеобразным катализатором этого процесса. Чартков противоречив по своей природе: с одной стороны, он обладает незаурядным талантом, с другой стороны, он не способен выдержать все тяготы, связанные с упорным достижением цели, со следованием по пути Искусства. И если в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» нечистая сила становилась причиной разладов между персонажами, существующими в гармонии с самими собой и окружающим миром, проводником хаоса в мир людей, то в «Портрете» она лишь ускоряет ход событий, обнажая и усиливая изначальную неоднозначность натуры Чарткова. Роль фантастических элементов в «Портрете» кардинально отличается от упомянутых уже «Вечеров…», это отмечал еще Н.И. Мордовченко, призывая сравнивать здесь Гоголя не с самим собой, более ранним, но скорее с Бальзаком и его «Шагреневой кожей».

Но история Чарткова - это только первая часть повести, из которой мы почти ничего не узнаем о самом портрете, приобретенном молодым художником. Мы не знаем, кто изображен на портрете, как он оказался в лавке, куда забрел Чартков, когда и кем он написан. Единственное, что можно сказать, - портрет написан истинным Художником: «Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна» .

Удивляет одно: портрет - это тоже произведение искусства, почему же нет в нем стремления, внутренней предрасположенности к гармонии, почему он провоцирует зависть, злость, разрушение? Но картина необычна, странна: «Они [глаза] просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью» . Нет гармонии в портрете, хоть он и написан талантливым художником. Но сам мастер, создавший его, говорит: «Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, - не чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем» .

Действительно, на портрете изображен ростовщик (об этом, как и об истории создания портрета рассказывается во второй части повести), обладающий странной тёмной силой: «Вот бы с кого мне следовало написать дьявола», - думает художник про старика. Дьявольская сила, заключенная в портретную раму, разрушает гармонию картины. Произведение искусства перестает быть таковым, портрет становится лишь окном, через которое силы зла могут проникать в мир: «Портрет, из которого, как из иного мира, глядит изображенный на нем «старик», <…> играет роль ока-окна, используемого как "опасный канал связи между мирами”» .

Портрет ростовщика разрушает не только собственную гармонию, гармонию одной картины, но будто бы восстает против искусства в целом: в первой части повести нам поведана история загубленного таланта Чарткова, во второй - история создателя портрета, его борьбы с дьявольской силой, которая поработила его волю и талант: работая над картиной для церкви, «он всем почти фигурам придал глаза ростовщика» .

Нечистая сила завладевает душой художника, он не может избавиться от ее влияния. В связи с этим вспоминается «Ночь перед Рождеством»: Вакула малюет на церковной стене святого Петра, изгоняющего нечистого из ада, а черт всеми силами пытается помешать художнику. Он «толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора» . В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» искусство безоговорочно сильнее нечисти. Попытки черта помешать Вакуле закончить работу не только не увенчиваются успехом, они смешны и похожи скорее на каверзы безобидного озорника.

Дьявольская сила в «Портрете» не шалит - она отчаянно и мрачно старается уничтожить Художника, чтобы не принесли вышедшие из-под его кисти произведения в мир гармонию. И на какое-то время гений и искусство оказываются порабощенными дьявольской силой. Однако истинное искусство и заключенное в нем стремление к гармонии все равно оказываются сильнее. Верный своему призванию художник удаляется от мирской суеты, ведет аскетический образ жизни и, наконец достигший просветления, пишет чудесную картину: «По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур» . Таким образом, истинного художника, верного своему призванию и пути, нечистая сила может сломить на время, но одолеть - никогда.

«Портрет» Н.В. Гоголя - история испытания дьявольским искушением двух художников: Чарткова - славой и деньгами, создателя портрета - возможностью изобразить «духа тьмы». Один из них остается верен себе и служению искусству, другой - теряет талант, а затем и самого себя. Но «талант есть драгоценнейший дар Бога» , а «намек о Божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве» , и потому искусство превыше всего, сильнее дьявольской силы. Оно не терпит суетливой погони за славой, деньгами, успехом, оно требует упорного труда и растворения мастера в своем деле, полной погруженности в творчество. Искусство даёт силы противостоять разрушению и злу, выстоять в борьбе против дьявольского искушения. Оно помогает сохранить или вернуть гармонию в душу творца и людей.

Список литературы:

1.Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. в 14 т. Т. 1. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1940. - 556 с.

2.Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. в 14 т. Т. 3. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1938. - 728 с.

3.Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. Л. : Гос. изд-во художеств. лит., 1959. - 532 с.

4.Кривонос В. Повести Гоголя: пространство смысла. Самара: Изд-во СГПУ, 2006. - 442 с.

5.Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. - 413 с.

Авраменко Валентина

Рассматривается тема творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет" и ответственность художника за свой талант, данный ему от Бога.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Кто заключил в себе талант,

Тот чище всех должен быть душою.

Н.В. Гоголь

Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь перечитывать и увлекаешься, погружаясь в мир, где переплетается реальность и фантастика, где сочные, яркие краски сгущают, оттеняют мрачный фон повествования. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и становишься вольно или невольно участником событий, порой нереальных, а порой и самых житейский. В повести «Портрет» присутствует и те и другие.

Я убеждена, что повесть «Портрет» не может никого оставить равнодушным, потому что идея этой повести была, есть и будет интересна всегда.

Удивительно, что один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести « Портрет»:

«Это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом».

Вероятно, успех пушкинской «Пиковой дамы» побудил Гоголя рассказать свою историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев-художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?

Наверное, есть в этой странной повести Н.В. Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов ХIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

С художником Чартковым мы знакомимся в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него, а, возможно, дала способность видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр, обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых « самая природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к житейским удовольствиям, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести такую заманчивую светскую жизнь и наслаждаться благополучием; богатство и слава, а не искусство, становятся его кумирами. Своим успехом Чартков обязан тому, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок Психеи, где чувствовалась, физически ощущалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись с впечатлениями реальной жизни, стал притягательным, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав бесцветной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», - говорит отец сыну во второй части повести. Не правда ли, что это почти дословный повтор слов Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Но для Пушкина добро – в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла, но губит себя и свой талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.

Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают, развлекают, «чаруют» заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству, способному возвышать, очищать, подвигать к поиску нового… Замечательная картина художника, который в течение нескольких лет, голодая, испытывая лишения, избегал всех удовольствий, обучался в Италии, вызвала у Чарткова потрясение. Но потрясение, испытанное им, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого необходимо отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь, достойный «ничтожества от искусства»: он начинает изгонять из мира божественное, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира?

Н. В. Гоголь двойственно ответил на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий героя к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.

Художник, прикоснувшийся к злу, написавший глаза ростовщика, которые « глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах».

Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает «тоску такую… точно как будто бы хотел зарезать кого-то». По моему мнению, портрет ростовщика с его дьявольским взглядом является символом не только бесовщины, но и безумной, жгучей жажды обогащения. Портрет приносил людям несчастья, то есть жажда денег убивает все святое в человеке. Именно это и хотел сказать Гоголь читателям. И мало избавиться от этого портрета – надо изменить свое сознание, очистить душу и помыслы. Пример тому – художник, ушедший в монастырь. Он осознал разрушительную силу портрета и злодейства, которое движет рукой художника, изменил мировоззрение.

Недаром Гоголь показывает нам три истории разных художников. Из каждой истории можно извлечь урок. Они, как известно, был наделены талантом от Бога. Но далее Бог бессилен: каждый распоряжается своим талантом, как хочет и как может. Каждый сам решает, чему будет служить его талант: добру или злу. Но, как я уже заметила, злодейство и гений – вещи несовместные. Что из этого следует? А то, что если художник служит злу, то его гений, талантливое начало непременно погибнет. Да, это поможет ему в достижении каких-то целей, но в то же время заберет у него самое святое. Чартков выбрал зло. Но, осознав это, не попытался измениться, как художник, создавший ростовщика, а продолжил свое «дьявольское» дело – на этот раз стал уничтожать произведения тех, кто не изменил своему таланту ради «золотого божка».

Так как же не растратить свой дар понапрасну? Вспомним притчу о таланте. Один хозяин дал двум рабам по монете и попросил сберечь до его возвращения. Один, по прошествии времени, отдал ему монету, сказав, что хранил ее, зарыв в земле. А другой принес в 10 раз больше, сказав, что пустил монету в оборот и сколотил состояние. Вот так, по мнению Гоголя, и человеческий талант – «зароешь его в земле» - ничего не выйдет, а с умом воспользуешься, и пожнешь плоды. Только, я считаю, нужно приложить максимум усилий, ведь талант без труда и упорства – ничто. Лишь имея перед собой высокую цель, зная свое предназначение, следуя бескорыстным зовам, а не служа злу, можно надеяться на «правильную» реализацию таланта.

Тем не менее поветь «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу. Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испаряется с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету…

Итак, Н. В. Гоголь своей повестью утверждает, что искусство несет не только добро, но и зло. Но в то же время он говорит о том, что нести искусство должно так же, как и талант, исключительно добро. Только в этом случае оно истинное, талант подлинный и, следовательно, душа чиста.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н. В Гоголь (1809 – 1852) Его ещё покамест не распяли, Но час придет – он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе. Н. Некрасов

«Не собирайте сокровищ на земле…» Повесть Н. В. Гоголя «Портрет»

А. И. Иванов «Явление Христа народу »

Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою.

Тема творчества в повести Н. В. Гоголя «Портрет» 1. Проблема противостояния ремесла и искусства. 2. Художник, сумевший сохранить, возвеличить свой талант. 4. Творчество – дело прежде всего духовное, его нельзя загрязнить тщеславием. 3. Художник, занимающийся религиозной живописью, служит Богу.

Особенно интересна «Портрет» (см. её полный текст и краткое содержание); над нею он много трудился и ее не раз переделывал. «Портрет» разрабатывает две темы 1) о гибели художника Чарткова и 2) о страшном ростовщике. В первой теме развита мысль о том, что нельзя служить одновременно корысти и чистому искусству , практическим выгодам и идеалу. Злой гений убедил талантливого художника, что «все делается на свете для пользы», что глупо голодать, уйдя от людей в мир чистых грез. И герой «Портрета», художник Чартков, послушался этого голоса, прельстился благами мира, стал смотреть на искусство, как средство наживы, и сделался ремесленником, но разбогател, потому что научился подлаживаться под вкусы «черни». Когда ему однажды удалось увидеть произведение, написанное художником-идеалистом, он понял, какому великому божеству изменил, но вернуться к нему уже не мог.

Иллюстрация Кукрыниксов к повести Гоголя «Портрет»

Кроме этого возвышенного взгляда на искусство, которое должно быть чисто и свято, Гоголь высказал в «Портрете» еще интересную мысль о том, что «реализм», как художественный прием, должен знать границы, что не все в окружающей нас действительности может быть предметом художественного изображения. Отвратительное лицо ростовщика, особенно его ужасные глаза, были так художественно написаны на портрете, что ужас овладевал всеми, кто только его видел. Гоголь спрашивает: «Или для человека есть такая черта, до которой доводит высшее познание искусства и, через которую шагнув, он уже похищает не создаваемое трудом человека, он вырывает что-то живое из жизни, одушевляющей оригинал. Отчего же этот переход за черту, положенную границею для воображения, так ужасен? Или за воображением, за порывом следует, наконец, действительность, та ужасная действительность, на которую соскакивает воображение с своей оси каким-то посторонним толчком, та ужасная действительность, которая представляется жаждущему ее тогда, когда он, желая постигнуть прекрасного человека, вооружается анатомическим ножом, раскрывает его внутренность и видит отвратительного человека?»

Эти мысли художника Чарткова были, на самом деле, мыслями самого Гоголя в период написания «Портрета» – тот период его творчества , когда он от романтизма переходил к реализму в старался сам для себя определить сущность этого художественного направления.

Наконец, мы встречаем в «Портрете» идею о религиозном значении искусства. Художник, изобразивший ростовщика, изобразил, сам того не подозревая, дьявола. Когда он это узнал, он ушел в монастырь, постом и молитвой искупал свой грех, грех артиста, изображавшего воплощение греха и зла сатану. С тех пор свое искусство он посвятил иконописанию, но долго не мог отделаться от влияния сатаны. Наконец, он был прощен.

Таким образом, в «Портрете» Гоголь (словно предчувствуя возникновение в литературе «натуралистической школы» Золя , Мопассана и других) осудил то искусство, которое слишком близко подходит к жизни, не разбирается в явлениях действительности. Конечную цель искусства Гоголь видит в религиозно-нравственной миссии.

«Портрет» послужил ответом на вопросы и сомнения, волновавшие самого Гоголя. Кроме того, эта повесть опиралась на целый ряд русских произведений, трактовавших подобные темы, которые были популярны и в немецкой романтической литературе (ср. «Эликсир дьявола» Гофмана). Фантастический элемент повести история ростовщика-дьявола тоже обычен в немецкой романтической литературе. В сравнении с неудержимой фантастикой Гофмана , Гоголь еще является писателем очень умеренным: чутье художника-реалиста помогло ему удержаться в границах.