Катакомбы парижа как добраться. Как попасть в парижские катакомбы

Самая страшная достопримечательность мира. Ежедневно тысячи туристов спускаются в глубины Парижа, чтобы полюбоваться останками более шести миллиона человек. Чтобы попасть на 45-минутное посещение катакомб, в очереди можно простоять и 4 часа (зависит от сезона, минимум - 1,5 часа), но если купить билет заранее - избежите потери времени.

Париж – это не только видимая часть города: с ее 318 – метровой высотой, известный , . Есть еще и невидимый, но не менее знаменитый подземный Париж – извилистые туннели и пещеры искусственного типа общей длиной до 300 километров, уходящие вглубь на 15- 20 метров. Катакомбы образовались вследствие добычи природного материала – известняка. Он был нужен для строительства. Первые разработки начались еще в средневековье, далеко за чертой города. Но уже в XVII веке земли поверх туннелей попали в городскую черту.

Как вы сказали, оссуарий?

В 1786 году в катакомбах Парижа был основан оссуарий, где перезахоронили останки из местных кладбищ, в первую очередь кладбища Невинных. Годом раньше обрушилась его стена, что отделяла жилую зону от некрополя, и хоронить стало негде. Неизвестные останки 6 миллионов трупов были захоронены все вместе. Тщательно продезинфицированные, обработанные черепа и кости уложили в виде стен.

Сегодня для туристов открыто 2,5 километра подземных ходов, в том числе оссуарий, а это 780 метров галерей, составляющих кольцо. В подземелье мало что изменилось со временем. Отполированные веками столбы и дальше служат для свода, а скульптуры и барельефы – для украшения захоронений прошлых веков. Сохранился и колодец, при помощи которого добывался когда-то известняк для Парижа, а также фонтан Самаритянки – резервуар, в котором собиралась вода для нужд каменотесов.

Здесь постоянно проводится работа по сохранению подземелья Парижа и тех конструкций, которые могут удержать и предотвратить разрушение катакомб. Созданная указом короля Людовика XVI еще в 1777 году специальная Генеральная инспекция каменоломен существует по сегодняшний день.

Путь в катакомбы начинается по винтовой лестнице вниз, потом – туннели-галереи, дальше – оссуарий (его можно и не посещать, но в этом же вся суть) и проход через длинную винтовую лестницу на выход.

Что необходимо знать при посещении парижских каменоломен:

1. Каждый год катакомбы посещают около 160 тысяч человек.

2. Одновременно в туристическую зону допускается до 200 человек,

вследствие чего может образоваться очередь. Поэтому лучше прибыть хотя бы за полчаса до открытия.

3. Вход в катакомбы – только в составе экскурсионной группы.

4. Визит в подземелье длится от 45 минут до 1, 5 часа. В катакомбах нет туалетов и мест, где можно оставить лишние вещи.

5. Внизу температура около +14, лучше иметь с собой теплый свитер.

6. Существует закон, запрещающий посетителям пребывать вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение – 60 евро.

7. Любители оригинальных сувениров в виде черепов могут приобрести их на выходе из катакомб в небольшом магазине.

Где найти?

Адрес: 1 Avenue du Colonel Henri

Rol-Tangay 75014 Paris

Catacombes de Paris

Место входа в подземелье – возле станции Denfert-Rocherean.

Катакомбы открыты для посетителей с 10 до 17 часов. Входной билет – 12 евро для взрослых. Для детей до 14 лет вход бесплатный. Можно купить билет

Субботним утром парижские улицы безлюдны. Магазины закрыты, из булочной доносится аромат свежего хлеба. У светофора мое внимание привлекает какое-то непонятное движение. Из люка в тротуаре вылезает человек в синем плаще. Волосы его заплетены во множество мелких косичек, а на голове закреплен фонарь. За ним поднимается девушка с фонариком в руке. На молодых людях – резиновые сапоги, перепачканные светлой грязью. Парень закрывает чугунную крышку люка, берет девушку за руку и, смеясь, они убегают по улице.

Катафилы – лучшие гиды по подземному миру Парижа, о существовании которого большинство парижан лишь подозревает.
У Парижа более глубокая и странная связь с подземной частью, чем у любого другого города. Его подземелье – одно из самых внушительных и неоднородных. Изнанка Парижа – это тысячи километров тоннелей: одна из старейших в мире и очень плотная сеть метрополитена и система канализации. А еще под французской столицей можно обнаружить каналы и резервуары, усыпальницы и банковские хранилища, винные погреба, переоборудованные в ночные клубы и галереи. Но самые удивительные подземные сооружения – старые известняковые карьеры, похожие на запутанную сеть. Они тянутся под множеством кварталов, в основном в южной части города. В XIX веке эти карьеры вырыли для добычи строительного камня. Потом фермеры стали выращивать в них грибы (и собирали сотни тонн в год!). Во время Второй мировой войны карьеры стали частью театра военных действий: в одних районах скрывались борцы французского Сопротивления, в других – строили бункеры немцы. Сегодня заброшенные тоннели исследует другая организация – свободное, никем не возглавляемое сообщество, члены которого иногда проводят не только дни, но и ночи под землей. Это любители подземной жизни Парижа, так называемые катафилы. C 1955 года вход в карьеры запрещен, поэтому катафилами чаще всего становятся молодые люди, живущие на грани закона. Ветераны движения рассказывают, что расцвет его пришелся на 70–80-е годы, когда традиционных парижских бунтовщиков встряхнула панк-культура. Тогда попасть под землю было гораздо проще – оставалось больше открытых входов. Некоторые катафилы, например, обнаруживали, что можно проникнуть в карьеры через забытую дверь в подвале школы, а оттуда пробраться в тоннели, заменившие старые кладбища, – знаменитые катакомбы. В уголках, известных им одним, катафилы устраивали вечеринки, писали картины, принимали наркотики. Под землей царила свобода, даже анархия. Сначала «верхний город» смотрел на все сквозь пальцы. Но в конце 1980-х владельцы муниципальных и частных зданий закрыли входы в большинство подвалов и тоннелей. Их стало патрулировать элитное подразделение полиции. Но избавиться от катафилов не удалось. Те двое молодых людей из люка – типичные любители катакомб. Может, у них было свидание: несколько человек из тех, с кем я исследовал карьеры, познакомились со своими будущими женами в тоннелях, обменявшись номерами телефонов при свете фонарика. Катафилы – лучшие гиды по подземному миру Парижа, о существовании которого большинство парижан лишь подозревает. А между прочим, вагоны метро ходят прямо над костями их предков. Катакомбы. Филипп Шарлье, археолог и эксперт-патологоанатом из Парижского университета, вешает пластиковый пакет на спинку обшарпанного стула и потирает руки. Здесь холодно и темно, как в могиле. На потолке мерцают капельки воды; пахнет плесенью и влажной землей. Нас окружают человеческие останки, сложенные штабелями: стены из черепов и бедренных костей. Шарлье роется в пакете, полном костей, и достает череп цвета пергамента. Из пакета сыплются мелкие кости и грязь. Шестью этажами выше катакомб расположено кафе Монпарнаса, где официанты сервируют столики и пишут мелом на доске меню. Приближается время обеда. В обычный день катакомбы наполнены звуками – эхом голосов и смеха туристов, которые порой выстаивают часовые очереди, чтобы сюда войти. Но сегодня катакомбы закрыты, так что можно разбирать кости в полной тишине.
В катакомбах нашли покой около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города.
Шарлье снова лезет в пакет и достает из него переднюю, лицевую, часть еще одного черепа. Мы вглядываемся в него. Под глазными впадинами кость пористая и вогнутая. Носовое отверстие расширено и округлено. «Это проказа в запущенной стадии», – бодро произносит специалист, а я задумываюсь о дезинфицирующем средстве для рук. В катакомбах нашли покой около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Скелеты выкопали на переполненных кладбищах в XVIII–XIX веках и буквально забили ими старые тоннели карьеров. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Все останки анонимные и распавшиеся на части. Но Шарлье способен собрать фрагменты истории в единое целое. Болезни и несчастные случаи, вылеченные или запущенные раны, пища, следы хирургических операций – все это помогает Шарлье понять картину былой жизни. «Мальтийская лихорадка!» – восклицает он, вглядевшись в очередной позвонок. Эта болезнь поражает людей, которые находятся в контакте с зараженными животными или их секрециями, например молоком. «Бедняга, должно быть, делал сыр», – предполагает Шарлье. Вскоре он собирается обратно в офис, и у него в ногах будет стоять целый пакет с тем, что осталось от подобных историй. Инспекторы. Весенним утром мы едем в пригород Аркёя. Водитель останавливает машину на оживленной улице. У обочины мои спутники надевают синие плащи, высокие резиновые сапоги и каски. Мы присоединяемся к ним у люка на набережной, заросшей плющом. Под нами – бездонный темный тоннель. Участники группы включают лампочки, закрепленные на касках, и спускаются вниз по лестнице. Это сотрудники Генеральной инспекции карьеров (IGC), которые следят за тем, чтобы Париж не ушел под землю. В конце лестницы мы присаживаемся на корточки в узком переходе, пока геолог Анна-Мари Лепармантье измеряет уровень кислорода в воздухе. Сегодня его достаточно. Мы идем по переходу, согнувшись под низким потолком, словно тролли. По известняковым стенам стекает вода и хлюпает под нашими сапогами. В камнях видны вкрапления – это остатки древних обитателей моря. В скользкой грязи мы находим ржавую подкову – она осталась от тягловой лошади, которая более века назад перевозила здесь строительный камень. Современный Париж стоит на массивных образованиях известняка и гипса. Местный камень использовали еще древние римляне – построенные ими термы, скульптуры и спортивные арены сохранились на острове Сите и в Латинском квартале. Спустя много веков римская Лютеция стала Парижем, каменоломни расширились и углубились, и камень из них служил материалом для строительства самых величественных парижских зданий – например, Лувра и собора Нотр-Дам. Открытые шахты продолжаются сетью подземных галерей. Вначале карьеры располагались далеко за границами Парижа. Но город рос, и часть построек оказывалась прямо над древними тоннелями. Так продолжалось на протяжении нескольких веков, без всякого контроля. Рабочие в карьерах трудились почти вслепую, при свете факелов, задыхаясь от пыли, под угрозой обрушения. Когда карьер истощался, его забивали булыжниками или просто бросали. На поверхности никто не обращал на это внимания. Никто даже не представлял, насколько пористым стало основание Парижа. Первый большой обвал произошел в декабре 1774 года, когда осыпался один из старых тоннелей, поглотив дома и людей в районе нынешней авеню Данфер-Рошеро. В следующие несколько лет случилось множество серьезных обрушений, когда дома погружались в темную бездну. Король Людовик XVI поручил архитектору Шарлю Акселю Гийомо составить карту карьеров и укрепить их. Команды инспекторов начали медленную и кропотливую работу по укреплению тоннелей. Чтобы облегчить ее, они вырыли еще несколько тоннелей, соединивших изолированные друг от друга сети карьеров. Примерно в то же время, когда король решил закрыть и освободить одно из переполненных городских кладбищ, Гийомо попросили разместить где-нибудь старые захоронения. Сегодня Анна-Мари Лепармантье и ее команда продолжают работу первых инспекторов под началом Гийомо. На глубине около 30 метров мы останавливаемся перед опорой из пяти–шести булыжников, возведенной еще в начале 1800-х годов. Огромная черная трещина разрезает потолок над нами. Но опора все еще его поддерживает. «Небольшие обрушения случаются каждый год, – рассказывает мне Анна-Мари. – В 1961-м земля поглотила целый район на южных окраинах, 21 человек погиб». Лепармантье делает какие-то заметки. Под нами пролегает еще один тоннель. Однажды опора обрушится, объясняет нам Анна-Мари, и тоннель, в котором мы стоим, упадет в тот, что под нами. Мы спускаемся еще ниже. В конце коридора садимся на корточки и разглядываем небольшую темную дыру – ради нее мы и шли сюда несколько часов. Протиснуться в отверстие можно с большим трудом – как бы не застрять. Никто из моих спутников не знает, куда ведет этот лаз. Самый молодой из нашей команды свешивается в дыру, его ноги болтаются в воздухе. Я смотрю на Лепармантье: она качает головой, как будто говоря: «Ну уж нет, туда я не полезу». Но вскоре машет мне – добро пожаловать! Некоторые катафилы спускаются под землю лишь время от времени и придерживаются хорошо знакомых маршрутов. Но самые активные пускаются в подземные путешествия гораздо чаще и продвигаются гораздо дальше. Со своими следующими проводниками – двумя молодыми людьми в синих плащах – я встретился в парке. Они прихватили баллон со сжатым воздухом и другое оборудование аквалангистов. Мамы с колясками, проходящие мимо, оглядывали их с подозрением. Доминик – ремонтный рабочий, а Йопи (он назвал лишь свое прозвище) – графический дизайнер, отец двоих детей и опытный аквалангист, ныряющий в пещеры. Мы направляемся под мост, где из тайного хода выбивается холодный воздух. Когда мы приближаемся, из люка, как паук, выбирается покрытый грязью с головы до ног человек. Здесь только что закончилась холостяцкая вечеринка, говорит он. Большая часть подземных ходов зафиксирована на картах. Самые первые, запутанные карты Гийомо, были неоднократно дополнены его последователями, вдобавок к этому современные катафилы составляют собственные карты. Некоторые, как Йопи, проходят большие расстояния, чтобы заполнить оставшиеся белые пятна. Мы преодолеваем множество тоннелей, пока не оказываемся перед своей сегодняшней целью – черной дырой.
Многие приходят в подземелье на вечеринки, кто-то – чтобы рисовать, кто-то – исследовать.
Множество тоннелей усеяно входами в шахты и колодцами. Одни – глубокие, они заполнены водой, другие служат входом в тайные комнаты. Йопи исследовал десятки колодцев, но в этот, по его словам, не забирался еще никто. Вода спокойна, как ледяная гладь, но свет наших фонарей не пробивается на глубину, натыкаясь на изумрудную неподвижность. Йопи проверяет таймер, маску и снаряжение. Потом застегивает каску, зажигает на ней две лампочки и начинает спускаться в темноту. Через несколько минут он появляется на поверхности. Шахта оказалась всего пять метров глубиной, на дне – ничего интересного. Но, по крайней мере, теперь он может дополнить карту. Мы проводим еще несколько часов, бродя по криптам, заполненным заплесневелыми костями, и галереям, расписанным гигантскими яркими граффити. Мы минуем место, где несколько дней назад я свернул не туда и заблудился вместе с парой подземных полицейских, чья работа – ловить Йопи и Домиников подземного мира. Йопи ведет нас в комнату, которой нет ни на одной карте. Он с друзьями несколько лет таскал сюда цемент и перекладывал блоки известняка, чтобы построить скамейки, стол, площадку для сна. Комната получилась удобная и опрятная. В стенах даже прорублены ниши для свечей. Я спрашиваю Йопи, что тянет его под землю. «Здесь нет начальников, – отвечает он. – Многие приходят сюда на вечеринки, кто-то – чтобы рисовать, кто-то – исследовать. Здесь мы можем делать все, что захотим». Внутри клоаки. Автор «Отверженных», Виктор Гюго, назвал парижскую канализацию совестью города – именно там каждая вещь обретает свой истинный облик. В маленьком вагончике, где толпятся канализационные рабочие, готовые выйти на смену в 14-й округ Парижа, Паскаль Киньон, 20-летний ветеран войны, говорит со мной о более конкретных вещах – о взрывпакетах, болезнях, гигантских крысах, которые, по слухам, обитают под Китайским кварталом. Отец Паскаля и его дед тоже работали в канализационных трубах. На узкой улочке мы останавливаемся рядом с книжным магазином: влезаем в белые комбинезоны, натягиваем высокие болотные сапоги, белесые резиновые перчатки и надеваем белые каски. Теплый, густой воздух накатывает из открытого люка. Киньон и его коллеги говорят, что чувствуют запах, только когда возвращаются из отпуска. «Готовы?» – спрашивает он. В полутемном тоннеле по желобу в полу нескончаемым потоком бежит сточная вода. По сторонам желоба – две огромные трубы: по одной доставляется вода для домов и квартир, по другой – для мытья улиц и полива растений. Некоторые из этих тоннелей построены в 1859 году – Гюго тогда писал «Отверженных». На месте пересечения тоннелей стоят сине-желтые таблички с названиями улиц, проходящих наверху. Я, поднимая брызги, прохожу дальше, стараясь не думать о темном потоке у меня под ногами. Киньон и его коллега Кристоф Ролло светят фонарями в трещины и помечают неисправные трубы в схеме на карманном компьютере. «Если будете внимательно смотреть под ноги, можно найти что угодно», – говорит Ролло. Рабочие канализации рассказывают, как они находили драгоценности, бумажники, пистолеты и даже труп человека. А Киньон однажды нашел бриллиант. Сокровище. Под Опера Гарнье – старинным зданием Парижской оперы – есть пространство, в существование которого не все французы верят. В 1860-х годах при закладке фундамента инженеры попытались осушить почву, но в результате заполнили водой под зданием резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. Подземный пруд, фигурирующий в «Призраке Оперы», – дом для нескольких упитанных рыб. Сотрудники оперы кормят их морожеными мидиями. Однажды я наблюдал, как пожарные проводили здесь учения. Они появлялись из воды в блестящих водолазных костюмах, как морские котики, и болтали о морских чудищах. Недалеко от оперы в 1920-х годах целая армия чернорабочих, трудившихся круглые сутки, создала еще одно уникальное подземное пространство. На глубине 35 метров под зданием Банка Франции, за дверями, которые тяжелее, чем вход в космическую капсулу «Аполлона», они построили хранилище, где размещен золотой запас Франции – около 2600 тонн. Однажды я оказался в этом хранилище вместе с фотографом Стивеном Альваресом. Во всех направлениях залы с высокими стальными решетками забиты золотом. На прутьях решеток, словно мелкий снег, лежит многолетняя пыль. Золото во все времена похищали и переплавляли, так что какой-нибудь из хранящихся здесь слитков может содержать одновременно частички кубка фараонов и слитка, привезенного конкистадорами.
На глубине 35 метров под зданием Банка Франции находится хранилище, где размещен золотой запас Франции – около 2600 тонн.
Служащий банка передает мне один из слитков. Это тяжелый потертый кирпич с глубокой вмятиной внизу. Печать американской пробирной палаты в Нью-Йорке и дата, 1920 год, проштампованы в одном из углов. «Американское золото – самое уродливое», – считает служащий. Он указывает мне на другие слитки, по его мнению, более симпатичные. У них аккуратные края и закругленные, как у батона хлеба, верхушки. Каждый такой слиток стоит около 500 тысяч долларов. Франция понемногу продает часть своих сокровищ, объясняет служащий, но покупатели не хотят брать обшарпанное американское золото. В соседней комнате эти слитки упаковывают и отправляют по секретным адресам, где их переплавляют в более привлекательные формы. В марте прошлого года воры через тоннель проникли в соседнее банковское хранилище. Они связали охрану, вскрыли около 200 банковских ячеек и перед уходом подожгли хранилище. Но здесь, в центральном банке, заверили меня служащие, подземное хранилище не соединяется ни с одним из парижских подземных ходов. Я спросил, пытался ли кто-нибудь его ограбить. Один из служащих рассмеялся в ответ. «Это невозможно!» – заверил он. Я вспомнил Наполеона, основавшего в 1800 году Банк Франции, который как-то сказал: «Для французов нет ничего невозможного». Мы выходим через стальные двери, поднимаемся на 10 этажей, проходим через сканирующее устройство и через комнату со стеклянными стенами и раздвижными дверями. Оказавшись наконец на улице, мы с Альваресом какое-то время приходим в себя после увиденного и услышанного. «Кто-нибудь проверил твою сумку?» – спрашиваю я. «Нет. А твою?» Мы идем по улице. Я замечаю люк, который должен вести в тоннель. Тоннель, возможно, идет параллельно улице, а возможно, ведет в сторону хранилища. Я мысленно начинаю двигаться в этом направлении, представляя себе путь и его многочисленные ответвления. Именно так катафилы описывали то состояние, которое возникает, когда возвращаешься на поверхность. Катакомбы Парижа - пожалуй самое мистическое и мрачное место в городе

Причина возникновения парижских катакомб довольно прозаична. Мрачные лабиринты представляют собой заброшенные каменоломни, которые в конце Х века являлись основными поставщиками известняка для церквей и королевских дворцов. Изначально шахты находились за пределами города, но уже к середине XVIII века Париж решительно перешагнул собственные границы, в результате чего улица Сен Жак, пригороды Св. Виктора и Сен-Жермен-де-Пре оказались в опасном положении: предместья в буквальном смысле висели над пропастью.

Уже в 1774 году часть домов на улице Дэнфер провалилась под землю вместе со своими обитателями. Причиной катастрофы послужил обвал в одном из штреков. Не желая в будущем повторить судьбу своих невезучих поданных, Людовик XVI спешно издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен. Что интересно: эта организация, работа которой заключается в укреплении особо опасных участков шахт, существует до сих пор.

От шахты до оссуария

Путеводители часто описывают катакомбы Парижа как «комнату страха», наполненную черепами и фрагментами скелетов. При посещении этого места тянет подумать о «бренности бытия», предаться скорби и задаться вечными философскими вопросами. Однако вместилищем человеческих останков подземные тоннели стали лишь в конце XVIII века, после казуса, произошедшего на кладбище Невинных.

По традиции покойников в Париже хоронили на принадлежащей церкви земле, то есть в пределах города. На кладбища свозилось бессчетное количество трупов, которые ждали своей очереди на погребение иногда по нескольку недель. Особую «радость» испытали жители домов, соседствовавших с кладбищем Невинных в 1780 году: стена, отделяющая некрополь от жилого квартала рухнула, заполнив подвалы жилищ разлагающимися телами. Подгоняемые гневом парижан, власти занялись очищением городских кладбищ, организовав перенос останков в катакомбы. Работы длились почти 15 месяцев.



Империя смерти

Парижские катакомбы – не просто сеть скучных коридоров. Это подземный музей со своими странноватыми, но, тем не менее, интересными экспонатами. Каменные колодцы, архитектурные барельефы и незатейливые рисунки, нацарапанные в толще известняка бывшими работниками каменоломен, хранят собственные, иногда довольно зловещие истории.


Финальным этапом прогулки по катакомбам Парижа является посещение оссуария. Костница представляет собой поистине инфернальное зрелище. Аккуратные штабеля из берцовых костей и черепов способны навеять первобытный ужас даже на поклонников хоррора. Изначально фрагменты скелетов, перенесенные сюда с парижских кладбищ, просто беспорядочно сбрасывались. И только в 1810 году члены Генеральной инспекции приняли решение навести порядок в склепе. Так появились стена из костей протяженностью 780 метров. Для усиления мрачного эффекта в подземелье развешаны таблички с философскими изречениями, напоминающие о мимолетности земной жизни. Именно в оссуарии покоятся останки Николя Фуке, Франсуа Рабле, Шарля Перро, Паскаля Блеза и Робеспьера.

В последнее время мрачная красота катакомб сильно страдает от разрушающего воздействия подземных вод. Начиная с 1980 года, их уровень постепенно поднимается. Вода затапливает штреки каменоломен, а также размывает систему креплений, способствуя обвалам тоннелей. Ученые не исключают, что со временем «подземный Париж» может полностью исчезнуть. Ну а пока возможность прогуляться по темным коридорам известняковых шахт и насладиться их мистической атмосферой есть у каждого туриста. Кто знает, может быть, через несколько лет неординарная достопримечательность останется только на любительских фотографиях и в памяти тех, кто успел заглянуть в «чрево Парижа» до его исчезновения…


Катакомбы Парижа открыты со вторника по воскресенье с 10 до 17 часов, последний прием посетителей осуществляется не позднее 16:00. Несмотря на мистическую и мрачную атмосферу, катакомбы посещает около 160 тысяч человек в год. Соответственно, придется смириться с тем фактом, что длинные очереди к достопримечательности – явление обычное и неизбежное. Впрочем, если приехать к павильону за пару часов до его открытия, то есть шанс познакомиться с тайнами парижского подземелья, не тратя времени на длительное ожидание.

Посещение подземных тоннелей – серьезное испытание для нервной системы, поэтому спуск в каменоломни в одиночку строго запрещен. Участие в данном мероприятии не рекомендуется людям, имеющим заболевания сердца и проблемы с дыханием, а также детям и излишне впечатлительным личностям. При этом официально туристы в возрасте до 14 лет имеют право на бесплатное посещение достопримечательности.

Спуск в шахты осуществляется по винтовой лестнице, уходящей на глубину около 20 метров. Сотрудники павильона тщательно следят за тем, чтобы количество посетителей, находящихся одновременно в катакомбах, не превышало 200 человек, что частично объясняет факт наличия очередей. Учитывая, что постоянно поддерживаемая температура в тоннелях не превышает 14 градусов, есть смысл одеться потеплее. А вот брать с собой лишние вещи не стоит: гардеробных, лифтов и туалетов в подземелье нет. Во время экскурсии разрешена любительская фотосъемка (без использования профессионального фотооборудования).

При спуске в лабиринт, редкий новичок не задается вопросом: «А можно ли здесь заблудиться?» Сегодня такая опасность исключена, так как большинство ответвлений и штреков перегорожены. Однако любой уважающий себя гид не упустит возможности поведать туристам душераздирающую историю церковного сторожа Филибера Аспера, отправившегося на прогулку в катакомбы Парижа и найденного своими земляками спустя 11 лет в виде отлично сохранившейся мумии. Ну и, конечно, ни одна экскурсия не обходится без традиционных городских легенд, связанных со спуском в каменоломни.

Любопытный факт: во времена Второй мировой в катакомбах располагался секретный бункер немецкой армии, а в период холодной войны там были созданы бомбоубежища, в которых парижане должны были укрыться в случае ядерной атаки.

Вход в катакомбы Парижа (темно-зеленая будка справа от здания)

Сегодня для посещения открыто около 2 километров подземных лабиринтов. Это лишь малая и относительно безопасная часть всей площади катакомб Парижа. Вход в тоннели находится на территории 14 округа, на площади Denfert-Rochereau. Чтобы влиться в ряды счастливчиков, у которых хватило духу спуститься в Город Тьмы, необходимо купить билет на метро (линии 4, 6) и прокатиться до станции Denfert-Rochereau. Те, кто предпочитает во время поездки любоваться видами европейской столицы, могут проделать тот же путь на автобусе (маршруты 38, 68).

Место спуска в парижские катакомбы находится недалеко от выхода станции метро. Отыскать скромный павильончик можно, ориентируясь по скульптурной фигуре льва, работы Ф. Бартольди. Точный адрес объекта: 1 avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy.

Катакомбы Парижа – самая пугающая достопримечательность Парижа, являющаяся огромной сетью искусственных тоннелей, в которых лежат кости 6 миллионов человек.

Изначально эти тоннели возникли в результате добычи камня, а после закрытия городских кладбищ их приспособили под оссуарий, такое захоронение не противоречит католическим нормам. Сегодня небольшая часть катакомб оборудована для туристов, а в основном они закрыты для посещения.

История

Для строительства Парижа нужно было большое количество камня, который добывали неподалеку в открытых карьерах. С истощением запасов его начали добывать в закрытых шахтах, заложив первые тоннели в X веке.

Будущие парижские катакомбы разрастались во все стороны без единого плана, хаотически. А вместе с ними рос и Париж, в итоге многие городские районы оказались над тоннелями. В 1777 году проблему начали решать, регулярно инспектируя и укрепляя слабые места.

Заброшенные шахты при этом постоянно использовались. Тут еще в Средневековье варили пиво, хранили вино, уже в наше время растили грибы, а в буйные 80-е года XX века устраивали нелегальные вечеринки. Но основную славу катакомбам Парижа приносят, конечно, горы человеческих костей и стены из черепов.

Перенос захоронений

Появились они тут в конце XVIII века. Католическая церковь в Париже на протяжении всей истории лоббировала создание городских кладбищ при храмах, так как это было очень выгодно с финансовой точки зрения, хотя в языческие времена умерших всегда хоронили за городом.

Итогом стало появление кладбищ, которые представляли собой братские захоронения – останки парижан сваливались в огромные могилы на многие метры в глубину. Одним из таких мест было Кладбище Невинных. К XVIII веку на небольшой территории уже были погребены останки около 2 миллионов человек. При этом в 1763 году все захоронения в черте города были запрещены, новые захоронения не производились, но само кладбище существовало.

В итоге в 1780 году одна из могил, которые уходили в землю на глубину до 10 метров, не выдержала и разлезлась. Подвалы соседних домов, которые и так испытывали большие экологические проблемы из-за такого соседства, наполнились человеческими костями. Это и стало главной причиной появления оссуария в катакомбах. Многие кладбища было решено закрыть, а все выкопанные кости перезахоронили в подземных галереях – христианство это позволяет, так как все формальные требования к захоронениям умерших соблюдены. Кости тут просто сваливались в кучи, а черепа вставлялись в стены аккуратными рядами – именно в таком виде катакомбы находятся и сегодня.

Как попасть

Нужно понимать, что далеко не все 300 километров подземных тоннелей являются подземным кладбищем. Значительная часть катакомб – просто подземные ходы в разном состоянии, какие-то засыпаны, другие законсервированы, третьи приспособлены как часть коммунального хозяйства города. Часть из них сейчас уже залита бетоном во избежание разрушений, а самое интересное место – оссуарий – превращено в музей.

Музей катакомб

Для туристов сегодня открыто около двух километров подземелий, являющихся музеем. Внутри есть разные зоны, но достойны внимания лишь человеческие кости, причудливым образом выложенные в подземных залах.


Вход и выход находятся в разных местах. Купив билеты и отстояв очередь, что связано с ограничением на количество одновременных посетителей, нужно спуститься по винтовой лестнице на глубину около 20 метров.

Сначала посетители попадают в часть, где установлены стенды с историей как всех парижских катакомб, так и самого музея. Затем нужно пройти еще некоторое расстояние, по пути читая различные философские изречения о смерти, написанные на стенах, а также разглядывая различные скульптуры (в основном это копии парижских зданий) из местного камня.


Пройдя около половины подземелья наконец-то можно увидеть кости – они сложены в нескольких залах. Те, кто занимался переносом захоронений и, уже после, организацией музея, явно старались удивить будущих посетителей. Кости сгруппированы, отделены аккуратными рядами черепов, а от зала к залу «выкладка» меняется.

Есть тут и отдельные могилы известных личностей. Их не так много, а захороненные в них деятели зачастую неизвестны широкому кругу лиц. Но стоит отметить, что в катакомбах Парижа хранятся кости Марата, Паскаля, Робеспьера, Перро и других знаменитых парижан. Но отличить череп или бедренную кость великого писателя или математика от какого-нибудь парижского бедняка уже не получится.

Нелегальное посещение

Этот способ является нарушением закона, но он вполне возможен. Парижские катакомбы массово посещают местные и приезжие диггеры, спелеологи, а также просто любопытствующие. Конкретные способы попасть в подземелья нужно искать на тематических сайтах и спрашивать у знающих людей, тем более, что такую информацию не разглашают открыто, ведь каждый «залаз», как их называют диггеры, ставший достоянием общественности, быстро теряет свою актуальность.


Нелегальные исследователи парижских катакомб – отдельная субкультура, которая называется «катафилы».

Официально запрет посещать подземелья Парижа появился в 1955 году. Но он скорее усугубил ситуацию, чем помог – расцвет подземных тусовок пришелся на 70-80 года, когда под землей кипела настоящая жизнь. Подростки-бунтари в галереях бывших каменоломен смотрели фильмы, устраивали дискотеки, употребляли и распространяли наркотики, организовывали оргии. Постепенно это пошло на спад – времена изменились, а также в 1980 году была создана отдельная полицейская служба, которая патрулирует подземелья.


Сегодня способов попасть в парижские катакомбы все меньше. Но многие диггеры даже из стран СНГ, побывали там, подробные отчеты можно в большом количестве найти в интернете. А парижане все еще поддерживают тот дух 70-х: рисуют самодельные карты, оформляют полноценные комнаты для различного времяпрепровождения под землей, проводят вечеринки. Но нужно отметить, что катафилы не любят туристов. Хотя с помощью интернета всегда можно найти человека, который за деньги или даже бесплатно проведет для вас нелегальную экскурсию по подземельям.

Полные карты катакомб Парижа


Экскурсия

Вход в катакомбы находится недалеко от центра города, ближайший заметный ориентир – башня Монпарнас. Место входа и продажи билетов расположено на площади Данфер-Рошро, обычно его можно сразу найти по заметной очереди, стоящей на улице.


Очередь – то, к чему нужно быть готовым. Одновременно в музее парижских катакомб может находиться лишь 200 человек, а желающих почти всегда намного больше. Ожидание может занять от 30 минут до 2-3 часов. Также нужно учитывать, что придется пройти пешком около 1,5 километров.

Место входа на карте

Информация для туристов

http://www.catacombes.paris.fr

Транспорт

Метро и RER – линия B, автобусы – 38, 68 маршруты. Остановка — Denfert-Rochereau.

Время работы

С 10:00 до 20:30, последний посетитель – 19:30. Выходные дни – все понедельники, 1 мая и 15 августа.

Цена билетов

12 евро полная стоимость, 10 – сниженная (в том числе для людей до 26 лет). До 18 лет – вход бесплатный. Билеты в катакомбы Парижа можно купить на сайте заранее, они продаются на точное время и так можно избежать очереди на вход.

Ограничения

Администрация не рекомендует посещать катакомбы людям с респираторными и сердечными заболеваниями. Для инвалидов-колясочников посещение невозможно. Также нельзя проносить большие сумки и все рюкзаки, которые находятся за спиной. Категорически запрещено выносить из оссуария кости – на выходе проводится досмотр.

Полезная информация

Длина экскурсии – 1,5 километра, а также более 200 ступенек. Маршрут рассчитан на прохождение за 45 минут. Температура в катакомбах постоянная – около 14 градусов по Цельсию.

les Carriers de Paris образовались в результате добычи известняка для строительства знаменитых дворцов и соборов. Первая разработка известняка началась ещё при Людовике XI, когда он отдал земли замка Воверт под каменоломни. Со временем новые шахты начинают появляться всё дальше от центра Парижа, сейчас это улицы Сен-Жак, Гобелен и пригород . Общая протяжённость туннелей приблизительно от 187 до 300 км и площадь более 11000 кв. метров.

В эпоху Ренессанса жилые районы столицы Франции быстро разрастались и к XVII веку земли поверх Парижские катакомб попали уже в черту города. Поэтому возникла угроза обрушения многих мест Парижа. В 1777 году по приказу короля Людовика XVI была создана Генеральная инспекция каменоломен, существующая и сегодня. Работники этой инспекции более чем за 200 лет укрепили катакомбы, а в некоторых местах полностью предотвратили разрушения. Операция по укреплению была достаточно проста, подземелье попросту заливали бетоном, но эти меры оказались временными. Подземные воды всё равно размывают основания и укрепления пещер, вследствие этого опасность обрушения сохраняется.

Оссуарий.

В средние века католическая церковь поощряла и разрешала хоронить усопших на землях, прилегающих к церквям. А так как большинство церквей находилось в городах, то и тоже располагались в городах. С XI века началось массовое захоронение на одном из крупнейших кладбищ Парижа, кладбище Невинных. Там были преданы земле: прихожане из девятнадцати церквей, люди умершие от бубонной чумы (50000 человек в 1418 году), тысячи невинных жертв Варфоломеевской ночи (1572 году) и сотни неопознанных тел. Кладбище стало местом упокоения для двух миллионов человек, где в одной могиле могли находиться останки до полутора тысяч людей. Иногда глубина захоронения достигала десяти метров, а уровень земли во многих местах поднялся до трёх метров.

Некрополь стал рассадником микробов, заразы и инфекций, поэтому в 1763 году парижский парламент запретил захоронение внутри городских стен. Кладбище полностью закрыли, после того как в 1780 году обрушилась стена, которая отделяла жилую зону города от кладбища Невинных. И с этого момента в главном городе Франции хоронить было больше нельзя!

Неизвестные останки, на протяжении долгого времени, вывозились каждую ночь. Их кропотливо дезинфицировали, обрабатывали и складывали в уже заброшенные тогда каменоломни Томб-Исуар на глубину более 17 метров. Рабочие укладывали черепа и кости друг на друга, так постепенно из остатков скелетов выросла высокая стена. В 1786 году в катакомбах Парижа был основан Оссуарий, 780 метров галерей, расположенных по кругу, где хранятся останки умерших. В общей сложности, в катакомбах Парижа нашли упокоение почти шесть миллионов человек, как людей знаменитых, так и неизвестных .

Внутри подземелья можно увидеть памятники, алтарь, установленный в шахте, некогда подававшей свежий воздух, настенные рисунки XVIII века и много интересных исторических экспонатов.

Находясь в Оссуарии, трудно догадаться, что Вы на глубине двадцати метров. Если Вы пойдёте дальше и обратите свой взор к потолку, то увидите чёрную черту, «нить Ариадны». В те времена, когда не было электричества, она помогала ориентироваться в катакомбах. В катакомбах Парижа есть места почти не изменившиеся со временем. Отшлифованные столбы, служащие опорой для свода. Скульптуры и барельефы, украшавшие захоронения прошлых веков, колодец в одной из галерей, при помощи которого когда-то добывался известняк для Парижа.

Попасть в катакомбы Парижа можно через павильон, находящийся возле станции метро Данфер-Рошро(Denfert-Rochereau). В настоящее время для туристов оборудовано 2,5 километра подземных ходов. В пещерах есть зоны, где находиться категорически воспрещается! В 1980 году были созданы специальные бригады полиции, следящие за соблюдением закона от 2.11. 1955 года, запрещающего, незаконно находится на территории некоторых мест.

Однако есть любители острых ощущений, которые всё же находят разные способы незаконного проникновения в пещеры. Обычно через люки, станции метро и другие лазейки. Утешает одно, у них есть негласный закон: не оставлять после себя мусор, никогда не оставлять входы открытыми и не расписывать стены туннелей.
В лабиринтах парижских катакомб очень легко заблудиться. Система туннелей с крайне узкими коридорами и низкими потолками очень сложна и запутана. Так в 1793 году смотритель церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, пытаясь найти винные погреба, когда то находившиеся здесь, заблудился. Останки тела обнаружили лишь через 11 лет, узнав его ключи и то, что осталось от одежды.

Немного фактов.

В 1878 году во время всемирной выставки в Париже было открыто кафе под названием «Катакомбы», расположенное в подземных галереях Шайо.
— Гениальный Виктор Гюго, хорошо изучив систему туннелей, использовал свои знания при написании романа «Отверженные».
— Во времена второй мировой войны лидеры французского Сопротивления пользовались обширной сетью туннелей, а с августа 1944 года там располагался их штаб. Невероятно, но только 500 метров отделяло штаб участников Сопротивления от секретного бункера немецкой армии.
— Одним из традиционных продуктов изысканной французской кухни являются шампиньоны, которые выращиваются здесь, в сырых, подходящих по климату, подземельях.
— В эпоху холодной войны для защиты от ядерного нападения, некоторые галереи катакомб Парижа были оснащены как бомбоубежища.
Адрес : 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy