Откуда взялся алкоголь на Руси? День рождения русской водки: история и интересные факты Водка папуасов.

Об употреблении напитка кеу папуасами в Новой Гвинее

Н екоторые обычаи туземцев Поли– и Микронезии представляют особенный этнологический интерес, своим распространением и сходством подтверждая тождество племен и отделяя их от жителей Меланезии, у которых эти обычаи не встречаются или еще не известны.

Между этими характеристичными обычаями употребление напитка кавы было до сих пор очень распространено на островах Полинезии и на островах Микронезии. Меланезийцы, казалось, не знали употребления этого опьяняющего питья, которое приготовляется из корня одного перечного растения (Piper methysticum).

Корень разжевывается или разбивается между камнями и, разбавленный водой, дает горький опьяняющий настой. Совершенно подобное питье приготовляется почти одинаковым образом папуасами Новой Гвинеи. Растение (также из перечных) и напиток папуасы Астролябии называют «кеу», или «кау», название, также очень напоминающее полинезийское название «кава».

Во время пиршеств этих папуасов, при которых я часто присутствовал, постоянно видел способы приготовления и употребления этого напитка и наблюдал последствия, которые он производит. Папуасы приготовляют его следующим образом. Листья, стебель и корень небольшого куста, который старательно разводится около хижин и на плантациях, жуется не только взрослыми папуасами, участниками пиршества, но и мальчиками, которым еще напиток запрещен и которые вместе с женщинами не имеют доступа к пирующему собранию.

Один из взрослых раздает небольшие порции листьев, стебля и корня кеу и смотрит, чтобы все исправно жевали и не расходовали бы выплевыванием драгоценную массу. Если корень велик и жёсток, то его разбивают сперва между камнями. Темно-зеленую, очень горькую массу папуасы часто вынимают изо рта, кладут на ладонь и осторожно скатывают из нее шар величиною иногда с куриное яйцо (отверстие рта папуасов замечательно велико), потом кладут ее снова в рот или передают другому продолжать жевание.

Когда масса достаточно мягка, каждый из жевавших, вынув ее изо рта, скатывает снова в шар и подает папуасу, раздававшему порции, а этот уже приготовил для дальнейшей процедуры две большие выскобленные скорлупы кокосового ореха. Верхняя скорлупа, пробуравленная посередине, исполняет роль воронки, ставится на отверстие другой, представляющей резервуар. Дно воронки выстлано мягкою тонкою травою, заменяющею фильтр.

Собрав несколько шаров, главный приготовитель кеу выжимает руками обильную зеленую жидкость, пропитывающую шар, которая есть не что иное, как слюна жевавших; затем смачивает водою выжимки и снова выжимает их, пока вода почти не окрашивается. Жидкость в воронке иногда помешивают, чтобы поднять осадок и ускорить фильтрование. Если жидкость густа, то подливают еще воды.

Пока кеу фильтруется, его аппарат и его приготовителя обступили участники пира, и каждый из них вынул из мешка, который папуасы носят постоянно с собою, небольшую чашу, выделанную из скорлупы молодого кокосового ореха. Чаша эта обыкновенно снаружи хорошо выскоблена, часто украшена резьбою, внутри же она покрыта точно темно-зеленым мохом – следы долгой службы, так как обычай не позволяет вымывать или вычищать внутри чашу, из которой пьют кеу.

Перед большою чашею с кеу расчищается небольшая площадка, тупым концом копья делается в земле несколько углублений, в которые ставятся, чтобы не опрокинулись, чаши ожидающих. Чаши эти различных размеров, смотря по любви к напитку.

Приготовлявший кеу разливает его по чашам; питье, как уже выше замечено, темно-зеленого цвета и обыкновенно густоты топленого, немного остывшего жира. Когда все чаши наполнены, папуасы, стоящие вокруг, протягивают к ним руки и берут их все в одно время или поочередно, причем соблюдается известная последовательность (сперва гости, затем более старые и т. д.).

С чашами в руках пирующие расходятся по краям поляны, где происходит пир, и, отвернувшись, выпивают чашу кеу, причем в тот же момент испускают мочу. Этот обычай, который соблюдается постоянно в некоторых деревнях, изменяется в других таким образом, что мочу испускают до выпивания кеу или немного спустя. Так как вкус кеу неприятно горек, то его заедают уже заранее для этой цели приготовленным наскобленным кокосовым орехом, смоченным кокосовою водою.

Порция кеу, которую папуасы обыкновенно выпивают, равняется приблизительно 3 или 4 столовым ложкам. Для некоторых она достаточна, чтобы произвести значительное опьянение, которое, как я предполагаю, довольно отлично от опьянения спиртными напитками.

Папуасы, которые выпили более чем обыкновенную порцию кеу, приходят в меланхолически-сонное настроение; шатаясь, удаляются они от собеседников, садятся и пристально смотрят на что-нибудь, часто отплевываясь, так как горький вкус остается очень долго во рту; наконец засыпают беспокойным, но тяжелым сном. В этом состоянии их очень трудно разбудить и добиться чего-либо. Выпиванием кеу начинается угощение, перед ним ничего не едят, и пьяницы, выпив большое количество этого питья, ограничиваются им и не едят ничего.

Key пьют только взрослые (тамо); мальчикам до обрезания и женщинам напиток этот запрещен. Ни одно пиршество не обходится без кеу. В деревнях, где его много разводят, взрослые папуасы пьют его и в обыкновенное время, и даже женщины втайне очень лакомы до него и пьют его, скрывая то от мужей и сыновей. Не только свежие листья, ствол и корень употребляются для добывания напитка, но и сушеный, много месяцев сбереженный корень жуется и доставляет еще более горькое и крепкое питье.

Несмотря на не особенно привлекательную процедуру приготовления, я сам, желая знать эффект, выпил однажды обыкновенную порцию кеу; питье оказалось без особенного запаха, горько-стягивающего вкуса; через несколько времени по принятии кеу я почувствовал головокружение, и ноги отказались держать меня, что, однако же, прошло после получасового сна.

Я проснулся с довольно свежею головою, но с очень неприятно-горьким вкусом во рту, который оставался еще часа 3 по выпитии кеу.

Key представляет единственный опьяняющий напиток папуасов северо-восточного берега и очень ценится ими.

Из книги Японские записи автора Федоренко Николай Трофимович

Традиции чайного напитка Так называемый черный чай («котя»), который получил наибольшее распространение главным образом в Европе и Америке, представляет собой те же листья чайного куста, но, в отличие от зеленого чая («сэнтя», «бантя», «гекуро», «матя», «хикитя»),

Из книги Все «чудеса» в одной книге автора Хефлинг Хельмут

НЛО над миссионерским поселением в Новой Гвинее По свидетельству священника Уильяма М. Джилла, возглавлявшего в то время миссию англиканской церкви в поселении Боаинаи (Папуа, Новая Гвинея), события развивались следующим образом.27 июля 1959 года, вызванный встревоженным

Из книги Подлинная история русских. XX век автора Вдовин Александр Иванович

Неразрешимые противоречия новой Конституции и «новой общности» Принятая в 1977 году Конституция СССР характеризовала построенное в СССР «развитое социалистическое общество» как общество, «в котором на основе сближения всех социальных слоев, юридического и фактического

Из книги Белая масаи автора Хофманн Коринна

На новой родине Из аэропорта я доехала до отеля «Африка Си Лодж» на специальном автобусе, хотя и не бронировала номер. Присцилла и Лкетинга должны были знать о моем приезде, но я страшно волновалась: вдруг меня никто не встретит? Высадившись возле отеля, я огляделась по

Из книги Новое дворянство. Очерки истории ФСБ автора Бороган Ирина

1. Заря новой эры 1 На эту тему см. также: Альбац Е. Мина замедленного действия. Политический портрет КГБ СССР. - М.: Русслит, 1992.2 Кокурин А.И., Петров И.В. (сост.). Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917–1991. - М.: Международный фонд «Демократия», 2003.3 Интервью авторов с

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Продвижение в Новой Гвинее и через Соломоновы острова Во время боев на Гуадалканале американцы и австралийцы, действовавшие на Новой Гвинее, отбросили противника за горы и после ожесточенной борьбы овладели островами Буна и Гона у северного побережья этого большого

Из книги Природные катастрофы, потрясшие мир автора Жмакин Максим Сергеевич

ЦУНАМИ В ПАПУА-НОВОЙ ГВИНЕЕ 17 июля 1998 г. 2 подземных толчка магнитудой 7,1 сотрясли северо-западное побережье Папуа - Новой Гвинеи. Эпицентр находился в 50 км от поселка Аитапе. Землетрясение привело к образованию в одной из наиболее отдаленных и изолированных частей

Из книги Путешествие на берег Маклая автора Миклухо-Маклай Николай Николаевич

ПЕРВОЕ ПРЕБЫВАНИЕ НА БЕРЕГУ МАКЛАЯ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ (с сентября 1871 г. по декабрь 1872 г.) 20 сентябряОколо 10 часов утра показался, наконец, покрытый отчасти облаками высокий берег Новой Гвинеи. Корвет «Витязь» шел параллельно берегу Новой Британии из порта Праслин (Новая

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

О ВТОРОМ ПРЕБЫВАНИИ НА БЕРЕГУ МАКЛАЯ В НОВОЙ ГВИНЕЕ (от июня 1876 по ноябрь 1877) Омоем третьем посещении Новой Гвинеи могу сказать, во-первых, что оно не сопровождалось такими помехами, какие приключились при второй экспедиции (на Берег Ковиай в 1874 г.), и, во-вторых, что,

Из книги Причины увеличения производительности труда автора Смит Адам

НЕСКОЛЬКО ДОПОЛНЕНИЙ О ВТОРОМ ПРЕБЫВАНИИ НА БЕРЕГУ МАКЛАЯ В НОВОЙ ГВИНЕЕ в 1876–1877 гг. (из письма к (князю) А. А. М.) Так как остается еще несколько листов бумаги, то я могу доставить себе удовольствие писать Вам и при этом дополнить мое письмо Географическому обществу,

Из книги автора

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О ПАПУАСАХ БЕРЕГА МАКЛАЯ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ …Таким образом, является желательным, а, можно сказать, необходимым для науки изучить полнее обитателей Новой Гвинеи. К. Е. von Ваеr Ueber Papuas und Alfuren, стр. 71.Приведенное мнение Бэра совпадало и с моим

Из книги автора

ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О ПАПУАСАХ БЕРЕГА МАКЛАЯ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ На мою долю выпало редкое счастье наблюдать такой народ, который все еще жил отрезанным от общения с другими народностями и притом на той стадии цивилизации, когда все орудия и оружие изготовляются из

Из книги автора

Еще о некоторых этнологически важных обычаях папуасов берега Маклая на Новой Гвинее Кроме употребления кеу, о котором я говорил в предыдущей заметке, у папуасов берега Маклая я нашел еще некоторые обычаи, которые встречаются у жителей островов Полинезии, но которые

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава IV "О происхождении и употреблении денег" Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет

Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он не намного моложе самого человечества.

Папуасы Новой Гвинеи, еще не знавшие огня, уже имели свои способы получения алкоголя. Многие древние племена использовали его в своих многочисленных обрядах: с его помощью общались с богами и умершими. В более позднее время появился обряд побратимства. В чашу с вином капали кровь участников обряда и пускали чашу по кругу. Возможно, именно отсюда пошла традиция собирать гостей и непременно ставить на стол бутылку вина.

С изобретением керамической (посуды примерно VIII тысяч лет до н. э.) появилась возможность приготовления разнообразных алкогольных напитков из меда, винограда и других плодов. Один из самых древних напитков - пиво. Известно, что его варили еще в Вавилоне за VII тысяч лет до н. э. Клинопись, обнаруженная археологом Е. Хубером содержит рецепты 15 сортов этого напитка.

В Древней Греции и Египте пиво было очень популярно и употреблялось каждый день наряду с хлебом и луком - основными продуктами питания большей части населения. Кроме того, оно очень естественно вплетается в культуру и религию этих народов. На многих рисунках изображаются люди пьющие или изготовляющие пиво, боги и правители с кубками в руках. В Греции даже верили в специального бога виноделия - Диониса. В его честь регулярно проводились празднества (дионисии) с огромным количеством спиртного, разумеется. Может быть, поэтому Дионис был одним из самых почитаемых богов среди греков.

Чистый спирт впервые получили арабы в начале VII века. Само слово алкоголь арабского происхождения, в переводе означает «одурманивающий». В западной Европе изготовлять крепкий алкоголь научились в средние века путем возгонки вина. Легенда гласит: впервые приготовил и выпил такой напиток монах алхимик Валентиус. Протрезвев после сильного алкогольного опьянения, он заявил, что открыл чудесное средство, которое делает из старика юношу и прибавляет бодрости и сил. Можно сказать, что именно с этого момента начинается активное распространение алкоголя по остальным странам.

Мнение о том, что пьянство - исконная черта русского народа, ошибочно. На Руси пили очень мало. Только по большим праздникам варили брагу, медовуху и пиво, крепость которых не превышала 10 градусов. Напитки варились всегда только для себя и никогда на продажу. Сам процесс пития значительно отличался от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу. Причем каждый мог сделать только один или два глотка. Согласитесь, в таких условиях трудно сильно напиться. А если кто употреблял спиртное в будний день, это было грехом и великим позором.

В 1386 году в Россию завезли виноградный спирт (аква-вита). Однако он не прижился, а затем даже был признан вредным для здоровья. Водку - свой собственный, оригинальный напиток русские изобрели в 1448-1474 гг. Тогда водка представляла собой разбавленный хлебный спирт, поэтому имела другое название - хлебное вино или хлебная водка.

Еще сто лет после изобретения традиционного для русского народа спиртного напитка на Руси никакого пьянства не было. Во многом этому способствовал патриархальный уклад жизни русских людей и их глубокая религиозность. «Домострой» - книга, содержащая ответы на абсолютно все житейские вопросы, дает конкретные указания и по поводу алкоголя: «Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют».

В "Домострое" также написано , что если муж придет домой пьяным, то жена не должна вступать с ним в половую связь, а дать выспаться. Так как это вредно для здоровья.

Пьянство приходит на Русь в тот момент, когда государство берет на себя управление производством и потреблением спиртных напитков. Отсюда развитие алкоголя в России пошло двумя путями: алкоголизация простого народа низкопробной водкой и производство качественных напитков для высших слоев общества.

Примерно с 1555 года по всей России начинают закрывать корчмы (что-то вроде современных кафе), где можно было поесть и выпить. Вместо них приказано было открывать кабаки (по сути, питейные дома), где можно было только пить, а есть или просто закусывать - нельзя. Такое употребление очень быстро приводило к алкогольному опьянению и формированию алкогольной зависимости. Через некоторое время был введен запрет на производство спиртного самими крестьянами. Государство стало монополистом в этой области и получало от нее огромный доход в казну.

В то же время право производить алкоголь для себя осталось за дворянами и другими высшими сословиями. Практически в каждой семье был свой оригинальный рецепт с добавлением особых трав и ягод. Такие элитные напитки нередко становились подарками высокопоставленным лицам. Известно, что Екатерина II посылала русскую водку в подарок европейским монархам и известному философу и писателю Вольтеру.

В 1647 году во многих городах России из-за неспособности городской бедноты вернуть долги кабакам и резкого снижения качества спиртных напитков возникают «кабацкие бунты». Для подавления этих бунтов царю пришлось использовать войска. После этого государство начинает принимать меры против пьянства русского народа. На Земском соборе 1652 года было принято решение об ограничении количества кабаков, были определены дни, когда торговать спиртным запрещалось (в общей сложности их набралось более 180). Водка теперь отпускалась по одной чарке (143,5 гр.) в одни руки. Поступления в царскую казну резко сократились и через семь лет эти запреты фактически перестали соблюдаться.

Не смотря на то, что алкоголь неизменно присутствовал в повседневной жизни человека, его чрезмерное употребление всегда порицалось обществом. На каменной плите, найденной в Египте была, надпись «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв...». На Руси пьянство считалось большим грехом и позором. После того, как Мухаммед наложил запрет на алкоголь, в мусульманских странах 12 веков его не производили и не употребляли. Пьянство и сегодня является социально осуждаемым явлением..

  • Метакса - летучее бренди
  • Бренди
  • Кальвадос
  • Напиток королей и моряков - сидр
  • Привет из Италии. Граппа
  • Абсент или Зеленая фея
  • Коньяк
  • Кашаса
  • Напиток для дам - ликер
  • Аперитив
  • Текила
  • И бутылка рома, эхо-хо!
  • Коктейли
  • Виски
  • Сливовое вино
  • Шампанское
  • Водка

П охититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его "аль коголь", что означает "одурманивающий". Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570--632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов - Коран (7 век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым..

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически не один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор тех лет Мартин Лютер писал: " Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол - добрая бочка вина"..

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси - есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются "царевы кабаки", приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так в 1652 году вышел указ "продавать водку по одной чарке человеку". Запрещалось выдавать вино "питухам" (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: "чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять", чем фактически поддерживалось пьянство. С 1894 года продажа водки стала царской монополией.

Сейчас, очень модно устраивать у себя в доме маленькие мини-бары. Вот и мы решили устроить у себя такой бар. Ведь приятно, когда под бокал любимого напитка, можно поговорить и о его истории.



Этот напиток помог выиграть войну с Наполеоном, упоминается в произведениях Толстого, Тургенева, Гончарова, его пили Пушкин, Герцен и Лермонтов, любил готовить Гоголь. Речь идет о жжёнке – горячей смеси белого вина, шампанского, рома (коньяка), фруктов, специй и сахара, которая в XIX веке была одним из самых популярных спиртных напитков богатых сословий России.

От пунша жжёнка отличается тем, что часть сахара добавляют не вместе с другими ингредиентами перед нагреванием, а выкладывают на решетке, поливают ромом и поджигают. Плавленый (жжёный) сахар постепенно стекает в основное варево.

Классический рецепт жжёнки

Адаптированный под современные условия вариант, упоминающийся в книге «Денщик за повара» (кулинарная книга для военных) 1914 года издания.

Ингредиенты:

  • ром (коньяк) – 0,5 литра (1 бутылка);
  • шампанское – 1,5 литра (2 бутылки);
  • сотерн (сладкое белое вино) – 0,75 литра (1 бутылка);
  • ананас средних размеров – 1 штука;
  • сахар-песок – 700 грамм;
  • сахар-рафинад – 200 грамм.

В состав можно добавлять другие фрукты (лимоны, апельсины, кислые яблоки) и специи по вкусу, например, палочки корицы, ваниль, бутоны гвоздики, душистый перец горошком и др.

Приготовление

1. Нарезать ананас маленькими кусочками вместе с кожурой.

2. Смешать в большой кастрюле вино, шампанское, сахар-песок, дольки ананаса (другие фрукты и специи).

3. Нагреть смесь на медленном огне примерно до 65-70°C, проварить 10-15 минут, не доводя до кипения. Выключить огонь, можно снять кастрюлю с плиты.

4. Установить над кастрюлей металлическую решетку или сложить крест-накрест два шампура для шашлыков (гусары использовали сабли).

5. Выложить рафинад пирамидкой на конструкцию, облить ромом (коньяком) комнатной температуры, поджечь.

6. Периодически поливать сахар ромом, чтобы горение не прекращалось, пока весь рафинад не расплавится.

7. Вылить в напиток остаток рома, перемешать.

8. Готовую жжёнку пьют только горячей из кружек или бокалов, по гусарской традиции стоя.

Историческая справка. Считается, что рецепт жжёнки привезли в Россию гусары после войны с Наполеоном в 1812 году. Но в Европе похожих напитков (по составу и технологии приготовления) нет. Возможно, жжёнку придумали сами гусары в походных условиях для согрева в холодную погоду, смешивая и подогревая трофейный алкоголь. Жжёнка отлично помогала от простуды, опьянение притупляло страх перед битвой, а сжигание сахара на боевых саблях поднимало настроение.

После возвращения на родину офицеры тосковали за походной романтикой. Чтобы вспомнить былые времена они начали делать жжёнку в мирное время, придумывая новые традиции. Например, во многих гусарских полках напиток варили во время посвящения корнетов в офицеры.

Приготовление доверяли самому старому гусару, знающему толк в этом деле. У каждого полка был свой «фирменный» рецепт и специальная дорогая посуда из серебра с узорами и гравировкой. Только после распития жжёнки со старшими товарищами молодые офицеры считались принятыми в полковую семью. Также гусары варили жжёнку на другие праздники или просто, чтобы было интереснее играть в карты. Казан устанавливали прямо на плацу или в офицерской столовой.

Серебряный гусарский казан

Благодаря своеобразной методике приготовления напиток прижился и в других богатых сословиях России, которые могли купить дорогие ингредиенты. Студенты варили жжёнку на дружеских посиделках, дворяне и писатели – на семейные праздники. По воспоминаниям современников очень хорошо готовил жжёнку Гоголь, сопровождая процесс шутками, а Пушкин после нескольких бокалов вызывал на дуэль своих друзей, но на утро всё забывал 🙂 . Иногда напиток подавался даже на официальных мероприятиях.

Клиническая американофобия приобрела в России какие-то карикатурные формы. С ней постоянно сталкивается Шеннон Маккеон peacetraveler22 - путешественник и известный трэвел-блогер. Шеннон являет собой редкую породу американцев, живо интересующихся жизнью и культурой России, и вообще Восточной Европы. Она ведёт свой замечательный блог на очень хорошем английском языке, свободном от жаргонизмов, и постоянно добавляет русский. Но практически каждый её пост подвергается атаке малообразованных папуасов:

Русскоязычные пользователи уже давно привыкли к запредельному уровню хамства и агрессии в Рунете. Когда попадаешь на англоязычные форумы и читаешь диалоги, всегда поражаешься подчёркнутой вежливости и доброжелательности, с которой общаются американцы и европейцы. Насколько я знаю, Шеннон, столкнувшись с немотивированными оскорблениями, подумывала даже уйти из кириллического сегмента, но её отговорили многочисленные читатели.

Ведь, как правило, агрессия шла со стороны аккаунтов с характерной бот-пустотой внутри или антиукраинско-антипрочими перепостами. Но встречаются и вполне живые поцреоты, не желающие видеть ""американский язык"" на своей поляне. Вот только на своей ли?

Когда-то не так давно умные американцы придумали интернет и умные компьютеры, которые мог иметь любой желающий. Потом ещё один умный американец по имени Брэд Фитцпатрик создал ресурс, на котором могли общаться также все желающие. Брэд был не только умным, но и добрым, разрешив пользоваться своим детищем бесплатно, на любом языке. Когда папуасам в деревню провели заморское чудо, они быстро полюбили сидеть во вражеском интернете и ещё более вражеском Livejournal. Несмотря на все увещевания своего вождя, у которого была самая большая джага-джага.
И вот, однажды, к ним на огонёк заглянула Миклухо-Маккеон в юбке. Она очень полюбила невежественных папуасов и начала писать об их жизни, рассказывать о своей, американской. Но аборигены страшно обиделись, поскольку считали хижины, собак, Livejournal, детей и запасы сладкого картофеля исконно своими, придуманными и произведёнными в собственной деревне. К тому языков международных они не знали и считали всех непапуасей врагами и шпионами соседнего племени.

Когда мне говорят о ""русском мире"", я представляю не вооружённых бабуинов из террористических республик, не пропагандистские каналы типа ""Наша раша тудей"". Мне вспоминаются такие люди, как Шеннон, искренне интересующиеся русской культурой, и знающие о ней больше, чем многие отечественные поцреоты, не могущие отличить БАМ от Транссиба. Однажды на Суматре я встретил пожилую пару из глухой американской глубинки. Они заговорили на чистом русском языке, довольно медленно, но без акцента. ""Почему именно русский?"" - ""Просто нам нравится ваша литература, мы давно изучаем, самостоятельно. Правда, вот не совсем понимаем некоторые места из Войновича, вы не могли бы помочь?"". Таких встреч, поверьте, было немало. Болельщик ""Спартака"" из Ирана; арабы, говорящие на русском в Ливане, пожилой вьетнамец из Ханоя, вспоминавший советских братьев по оружию. Первый человек, с которым я заговорил в Майами-бич, был канадец, продающий пиццу. Тоже говорящий на нашем языке и живо интересующийся происходящим у нас. Такие люди - бесценный ресурс, самые прочные мосты, соединяющие Россию с остальным миром.
Но папуасам мосты не нужны, они готовятся к войне со всем миром и окапывают деревню глубоким рвом, наполненным ядовитой желчью. Ненавидят всех, в том числе, и людей, придумавших и подаривших им самый удобный сервис для общения. Принадлежащий, напомню, американской компании с серверами в штате Калифорния. Может, стоит в таком случае завести свой Чебурнет и отдельный, анально огороженный от коварных пиндосов, Чебурджорнал?
К счастью, папуасов среди нас не так уж и много. Самых невменяемых можно успокоить банхаммером, иных прочих - ответным троллингом. Жаль только тратить время на тех и на этих. Лучше пиши о России побольше, Шеннон!
Let"s write about our great Russia))