Программа тренинга развития личностных качеств руководителей коммерческих структур. Тренинг развития личных и профессиональных качеств

Тимонова Елена Сергеевна
Занятие с элементами тренинга на развитие лидерских качеств «Личность и индивидуальность»

1. «Личность и индивидуальность » .

Цель занятия : помочь подросткам понять ценность каждой личности , подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого человека, попытаться определить, что такое личность и индивидуальность .

Материалы для занятия : заготовки для индивидуальной работы с упражнениями, бланки для самодиагностики, наглядный материал.

Ход занятия.

1. Вступительное слово ведущего и упражнение «Я люблю. Я не люблю.» . Здравствуйте! Сегодня на занятии мы поговорим о себе , и тема нашего занятия так и называется «Личность и индивидуальность » . Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю вам поиграть в игру «Я люблю. Я не люблю.» . Правила такие : мы будем бросать друг другу мяч; тот, кто его поймает, будет говорить «Я люблю.» и называть что-нибудь любимое. Можно называть действия, предметы, еду, напитки, и т. п. После этого он бросает мяч кому-нибудь другому (можно данное упражнение провести в другом порядке : по кругу передавать друг другу мяч).

2. Дискуссия «Что такое индивидуальность » . Итак, после игры мы увидели, какое большое разнообразие любимых и нелюбимых предметов, действий, явлений есть у каждого из нас. Но разве только этим мы отличаемся друг от друга? Посмотрите друг на друга. У нас разный цвет волос, глаз, разный рост, у каждого есть свое имя. Но то, что один человек отличается от другого, не означает, что кто-то хуже, а кто-то лучше. Все люди разные. Каждый из них уникален, неповторим по-своему. В этом-то и проявляется его индивидуальность . А теперь давайте проведем дискуссию на тему, что такое индивидуальность (вывешивается плакат с названием? (Далее идёт обсуждение по данной теме.)

4. Упражнение «Жёлтая майка лидера » . Сейчас в течение 5 минут каждый из вас попытается сделать надписи для своих «футболок» (футболки выполнены шаблонами из бумаги) . Эти надписи должны быть «говорящими» , т. е. надпись должна говорить что-нибудь о человеке сейчас – о его любимых занятиях , об отношениях к другим людям, о том, чего он хочет от других и пр. После выполнения задания уч-ся зачитывают свои надписи и проводится небольшая беседа. Итак, теперь мы можем сказать, что индивидуальность – это своеобразие человека, то, что делает его непохожим на окружающих, это оригинальность его личности (вывешивается плакат с данной надписью) .

5. Дискуссия «Что такое личность . На сегодняшнем занятии мы не раз употребляли слово личность . А что оно означает? Что включает в себя это понятие, которое мы так часто слышим, о котором так часто говорим? (вывешивается плакат «Составные части личности » .)

Потребности – есть у каждого человека : потребность в еде, сне и т. п.

Интересы – тесно связаны с потребностями, воплощаются в образе мыслей, в наших занятиях , в избранных профессиях или увлечениях.

Индивидуальные свойства личности .

Возможности и способности– возможности говорить, писать есть у каждого. Однако и здесь люди отличаются своими способностями : кто-то говорит вяло или убедительно; кто-то схватывает на лету или учится медленно и т. п.

Характер и темперамент – одни бурно выражают свои эмоции, другие сдержаны до холодности.

Кроме того, людей объединяют и различают привычки, способы управления своим поведением. Одни стараются все продумать до мелочей, другие просто намечают свои действия в общих чертах и т. п. Конечно, это далеко не полный перечень составных частей личности . Личность – это гораздо более сложная структура. Мы говорим сейчас лишь о самых основных ее частях. Но как бы то ни было, каждая личность уникальна и отличается от других внешне, своими физическими особенностями, а также своими интересами, талантами, способностями и т. п.

«Что такое личность . Посмотрите на фото (на классной доске) . Казалось бы, изображенные здесь люди внешне очень похожи, однако каждый из них является личностью , обладающей своими индивидуальными чертами . Быть может, людям бывает интересно друг с другом именно потому, что они отличаются дуг от друга. Общаться постоянно только с абсолютно такими, как ты сам, человеку недостаточно. И мы должны очень ценить в каждом человеке уникальность его личности .

6. Упражнение «Похвала по кругу» . Давайте сейчас поиграем в игру, которая как раз подчеркивает индивидуальность каждого из вас . Правила такие : мы будем передавать по кругу мяч и говорить друг другу комплименты. Это просто игра, и над вами никто не посмеется. Зато как приятно получить похвалу! Я покажу как это делается.

7. Подведение итогов занятия . Большое вам спасибо. Вы очень старательно работали. А теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным, а может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты или просто сказать несколько слов. Всем спасибо!

Публикации по теме:

Круглый стол с элементами тренинга «Душевное общение с ребенком» Цель: просвещение родителей по вопросам гармонизации детско-родительских отношений. Задачи: A) Психологическое просвещение - дать родителям.

«Родительские установки и их влияние на формирование самооценки будущих первоклассников». Занятие с элементами тренинга Цель: Осознание участниками тренинга роли родительских установок в воспитании ребенка Игровое упражнение. Родителям на выбор предлагаются.

Цель: помочь родителям осознать важность возрастного периода от 2 до 3 лет для развития самостоятельности детей и их дальнейшей успешности.

Тренинг проводился с целью построения эффективного командного взаимодействия, сплочения коллектива и раскрытия творческих способностей педагогов.

Сценарий семинара-практикума с элементами тренинга «Профилактика ЗОЖ» Цель семинара-практикума: формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической.

Проведение реабилитационных занятий в рамках социального направления очень значимо в настоящее время, так как при работе с детьми важно создать условия для формирования гармоничного развития личности каждого ученика, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания его в семье, школьном коллективе. Именно тогда мы можем говорить о воспитании творческой, интеллектуальной личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мои качества личности»- реабилитационное занятие.

Цель: способствовать проведению учащимися анализа своей личности, уровня развития собственного «Я», выявление качеств личности через различные игровые тренинги.

Оборудование: чистые листы бумаги, ручки, клубочек ниток, фломастеры, карточки с заданием.

Ход занятия:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дорогие ребята. Я рада, что мы сегодня здесь собрались все вместе, чтобы пообщаться и лучше узнать друг друга. Узнать, что нравится каждому из вас, а что нет, как вы можете охарактеризовать себя, свою личность. И для этого я предлагаю вам занятие по теме: «Мои качества личности».

Игра «Великолепная Валерия».

Участники по очереди называют свое имя и при этом какое-либо качество, характеризующее себя на первую букву своего имени. Следующий участник называет имя и качество предыдущего, а затем свое. Например, Люба, любознательная и т.д.

И сейчас я предлагаю вам более подробно рассказать о себе с помощью игры «Паутина».

Игровой тренинг «Паутина».

Участники садятся в круг. Предлагается рассказать как можно более подробно о себе. Начинает игру ведущий. Он берет клубок ниток, сказав, что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив.

Рефлексия:

Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

Что помогло сделать ее такой мощной?

После обсуждения паутина распутывается. Каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени. (Если нить запуталась, вас выручит юмор: «Все, ребята, мы тесно связаны друг с другом»).

Такие интересные рассказы у вас получились.

А сейчас мы попытаемся разбираться в себе самом. Что это значит? (знать свои положительные и отрицательные качества, «сильные» и «слабые» стороны, четко видеть перед собой цель, реально оценивать свои возможности, пытаться что-то изменить к лучшему).

Что же включает в себя понятие «личность»?

Каждого ли человека можно назвать «личностью»? (ответы детей)

Действительно, каждый человек - это личность, которая наделена особенностями, отличающими ее от других. Главная отличительная черта личности - индивидуальность. Положительные стороны каждой личности: «Ты – индивидуальность, в тебе много хорошего...

../ Ценности;

../ Идеалы;

../ Стремления;

../ Интересы;

../ Достоинства личности.» (обсуждение сторон личности).

А что же формирует о каждой личности позитивное или негативное мнение окружающих? (общение с окружающими, умение представить, преподнести себя).

Это вам сейчас и предстоит сделать через ряд игровых ситуаций.

Игра «Символика».

Каждый из вас на время сегодняшней встречи должен обзавестись своей личной символикой. Каждый участник сейчас придумает для себя три символических атрибута:

* псевдоним

* именной отличительный знак

* девиз

Именной отличительный знак должен быть нарисован просто и символично. Девиз должен быть кратким и образным. Например, псевдоним - дядя Вася, отличительный знак - лопата, девиз - «Рою глубоко!». (жизненная позиция, принцип и т.д.)

Покажите и расскажите, что у вас получилось.

Вы сделали себе оригинальные «Визитные карточки» на наше занятие и представили их. Я увидела, что вы все здесь люди творческие и сейчас мы с вами составим на каждого из вас «Досье»- картотеку творческих личностей.

Игровой тренинг «Досье».

Участникам выдают небольшие карточки для составления картотеки творческих личностей. На карточке ребенок расшифровывает каждую букву своего имени через характеристику наблюдаемых в себе специфических действий без оценивания.

Пример. Вера:

В - все время болтаю на уроках с соседом

Е - естественна, никогда не притворяюсь,

Р - радуюсь хорошим отметкам,

А - активна по утрам.

Мы много узнали друг о друге через вашу, так сказать, «презентацию» о себе. А теперь предлагается вам на несколько минут превратиться в художников и нарисовать свой автопортрет - человечка, каким вы видите себя со стороны, каким сами себя представляете.

Игровой тренинг «Я рисую человечка».

Вот такими вы себя представляете. Интересные получились у вас образы. (чтение стихотворения)

Я рисую человечка.

(Л. Моругина)

Я рисую человечка,

Вышел он прямой, как свечка.

На кого же он похож?

Посмотрите, как хорош!

А у Нади и Аркаши

Человек объелся каши

Круглый, добрый и веселый,

Очень сильный и здоровый.

Петин мальчик - великан.

У Алеши атаман.

У Сергея же худой,

С ярко-рыжей бородой.

А у Славика - девчонка,

Словно Быкова Аленка,

Паша негра рисовал -

Сам от краски черным стал.

Люди разные на свете,

Словно человечки эти.

Итог : Человечки у всех получились разные, т.к. вы все разные, не похожие друг на друга. Каждая личность отличается от других, нет одинаковых людей.

И с этим заданием вы успешно справились. Я предлагаю следующее.

Игровой тренинг «10 «Я»».

Каждому участнику даются карандаш и бумага. Предлагается 10 раз ответить на вопросы «Кто я?», «Какой я? », используя качества своей личности.

Рефлексия:

Сложно ли было подобрать такое количество характеристик?

Легко ли было демонстрировать информацию о себе другим?

Что вы узнали о себе нового?

Что нового вы узнали о других?

Молодцы, подобрали себе замечательные, а главное - объективные характеристики. Я думаю, что всегда надо знать качества своей личности, как позитивные, так и негативные, и анализировать их, стараться изменить себя в лучшую сторону, потому что если ты сам себя не изменишь, никто не в силах сделать это. Измениться самому и помочь другим изменить себя - вот одна из задач лидера.

Мы все в жизни стараемся добиваться успеха. Но, на мой взгляд, нужно не только самому добиваться успеха. А так же создавать ситуацию успеха и для других. Как можно этого добиться? (через доброе слово, комплимент и т.д.).

Я предлагаю вам сейчас собрать «Рюкзачок успеха».

Игровой тренинг «Рюкзачок успеха».

Воспитатель объясняет детям, что для того, что - бы в жизни добиться успеха, нужно уметь, прежде всего, правильно общаться с людьми. Но это очень сложно. Общение с другими людьми требует наличия у человека разных качеств. Воспитатель предлагает детям собрать «рюкзачок успеха». Для этого каждый ребенок на отдельном листочке записывает одно положительное качество. Все листочки собираются в один яркий рюкзачок. Каждый участник по одному листочку достает из рюкзака, зачитывает написанное и «дарит» это качество кому-то из присутствующих. Надо следить, чтобы у все участников в конце тренинга оказалось по одному листочку с качеством. Преподносить качество надо со словами: « Я знаю, что ты, и поэтому это качество именно для тебя» или « Я желаю тебе в жизни быть...» и т.д.

  • понравилось \ не понравилось занятие час;
  • что было самым интересным и запоминающимся;
  • что каждый ребенок взял для себя с этого занятия;
  • надо и проводить такие занятия и дальше;
  • пригодятся ли знания, полученные на занятии в дальнейшем и т.д.


Развитие лидерских качеств способствует развитию крепкого внутреннего стержня человека. Термин «лидерство» встречается в различных науках, занимающихся изучением человека и общества. Для любой группы, состоящий из более двух человек, актуальна данная проблема. Кто-то из ее членов начинает вести себя активней, к нему начинают прислушиваться, его мнение ставят выше других. Участники группы в процессе формирования коллектива условно разделяются на два лагеря: ведущих и ведомых.

Изучение данного феномена продолжается на протяжении многих лет. Понятию «лидерство» посвящено огромное количество научных работ.

Почему это так важно? Определение понятия и критериев лидерства способствует усовершенствованию методики эффективного управления, что немаловажно в современном обществе.

Споры о том, становятся лидерами или рождаются, идут до сих пор. Часть психологов придерживается первой версии, другие склоняются к теории наличия задатков от природы. Но и те, и другие сходятся в том, что при должном упорстве и желании любой человек может , что приведет его к успеху в карьере и личной жизни.

  • Такого человека из толпы выделяет особая харизма.
  • Энергичность и решительность всегда характерны для лидера.
  • Эти люди не боятся взять на себя ответственность и инициативу.
  • Контроль над собственными эмоциями позволяют сохранять спокойствие и хладнокровие в любой ситуации, искать оптимальный выход из сложившихся обстоятельств.
  • Умение «зажечь» окружающих, увлечь их идеями, сделать своими соратниками.

Лидер и руководитель: отличия и сходства


Успех любого дела зависит от того, кто им управляет. Первое лицо любой компании – ее руководитель, отвечающий за результаты и несущий ответственность за все, что происходит. При этом, не всегда директор или начальник является лидером.

В СССР были очень хорошие руководители. Но не все они смогли перестроиться и стать лидерами в современных условиях. Эффективное управление зависит от того, сможет ли человек совмещать обе роли. В чем же отличия между руководителем и лидером?

Руководитель

Руководитель не стремится к достижению каких-либо целей. Для него задачи обычно ставит кто-то, стоящий выше, поэтому отсутствует личная заинтересованность. Как следствие, у руководителя пассивная позиция по отношению к результату работы и низкая эффективность деятельности работников.

Руководитель контролирует сотрудников, причем наказания за проступки встречаются гораздо чаще, чем поощрения за успехи. Недочеты в работе выносятся на обсуждение, в отличие от достижений, которые практически не отмечаются.

Руководитель требует уважения к себе.

Лидер

Лидер четко видит конечную цель и планирует этапы ее достижения. Он стремится увлечь подчиненных, заинтересовать их результатом, к деятельности.

Лидер мотивирует и вдохновляет группу. Работа над ошибками проходит совместно, коллектив ищет пути их решения. Поощрения преобладают над наказаниями.

Лидер относится к сотрудникам как к коллегам, приветствует инициативу от подчиненных.

Совмещение

Для того чтобы эффективно руководить компанией и построить карьеру, недостаточно быть хорошим руководителем. Современная реальность такова, что начальник должен иметь задатки лидера, только так можно говорить о достижении каких-либо результатов и развитии организации.

Список личностных качеств лидера


Выделяют несколько главных качеств, которые необходимы лидеру:

  1. Ответственность.
  2. Адекватная самооценка.
  3. Эмоциональный интеллект.
  4. Высокая концентрация внимания.
  5. Эмпатия.
  6. Упорство и терпеливость.
  7. Обаяние и харизма.
  8. Планирование саморазвития.

Развитие лидерских качеств требует постоянной работы над собой. Планирование на этом этапе имеет большое значение. Для этого следует придерживаться несколько важных рекомендаций:

  • Правильно поставить цель может не каждый . Конечный результат многим представляется слабо и очень размыто. Это одно из главных препятствий на пути к успеху. Чем яснее поставлена цель, тем больше шансов ее достичь.
  • Не упускайте возможности! Умение их распознавать и использовать является отличительной чертой любого лидера. Пассивное ожидание подходящего случая – это не для тех, кто действительно стремится к успеху.
  • Не бойтесь рисковать! Не следует забывать о таком понятии в психологии как «зона комфорта». В ней человек чувствует себя привычно и удобно, ему хорошо во всем. Но часто именно «зона комфорта» является препятствием на пути к развитию, так как в ней легко можно «застрять». Не нужно бояться новых ситуаций, неожиданных поворотов и событий. Без них невозможен личностный рост и развитие лидерских качеств.
  • Необходимо всегда быть открытым обучению. Не стоит думать, что с получением диплома о высшем образовании, больше не придется открывать учебники. Никогда не стоит пренебрегать теоретической частью любого вопроса. О том, что в знании заключается сила, было сказано давно одним из классиков.
  • Наблюдайте за другими и перенимайте у них положительный опыт . С самого детства перед глазами человека есть люди успешнее и удачнее его в делах. Не следует им завидовать, так как гораздо больше пользы принесет перенимание их опыта и профессиональных качеств.

Цель занятия: Развитие самосознавания, развитие уверенности в себе, помощь в развитии понимания себя, своих потребностей, реакций; принятие себя, позитивного самоотношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа тренинга «Личность в каждом из нас»

Цель занятия: Развитие самосознавания, развитие уверенности в себе, помощь в развитии понимания себя, своих потребностей, реакций; принятие себя, позитивного самоотношения.

Данный тренинг проводится уже в сплоченной группе и не требует "ритуалов знакомства" и заданий, направленных на командообразование.

Время: Два занятия. Первое - 45 минут. Второе (коллажирование) - 60 минут

ЗАНЯТИЕ 1.

Упражнение «Приветствие»

Стартовое упражнение

Инструкция: Ведущий предлагает поздороваться участникам так, как приветствуют

друг друга народы различных стран:

В Новой Зеландии – плечами;

В Колумбии – спинами;

В Зимбабве – коленками;

В Бразилии - хлопают друг друга по плечу;

В Македонии - локтями;

В Японии - поклон;

В Италии - обнимаются;

В России - пожимают друг другу руки

Упражнение «Я принес с собой сегодня »

Инструкция: Участники продолжают фразу «Я принес с собой сегодня в своем рюкзаке (багаже, мешке и т. п.)» описанием своего состояния (хорошее, плохое, среднее настроение), переживаемые чувства (радость, обиду, огорчение, тоску, злость, опасение и т. д.), готовность общаться и принимать участие в упражнениях и т. д. В первые несколько раз ведущий может начать с себя и показать, как можно описать свое состояние и чувства, помогает высказываться участникам. Позже участники делают это самостоятельно.

Упражнение «Переход»

Цель:

Материалы: Ассоциативные метафорические карты «Переход» Н. Огненко, О.Болгарской.

Инструкция: Участникам группы предлагается рассмотреть и выбрать карту с изображением, которая описывала бы актуальное видение своего жизненного пути.

Обсуждение: Каждый из участников демонстрирует выбранную карту другим членам группы и отвечает на следующие вопросы .

  1. Что ты видишь?
  2. Где ты находишься?
  3. Это тебе нравится? Не нравится?
  4. Что тебя ждет на другой стороне (за дверью, на другом конце моста и т.п.)
  5. Чего именно ты хочешь в своей жизни?
  6. Как тебе кажется, зачем ты выбрал именно этот образ?
  7. Какой переход ты хочешь совершить?
  8. Куда ты желаешь попасть?
  9. Чем это место будет отличаться от места, в котором ты сейчас находишься?

Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистического мировосприятия.

Инструкция: Участники группы получают задание: на листе бумаге написать три заветных желания, которые они попросили бы исполнить золотую рыбку, попадись она в руки. Затем, листы с желаниями складываются. И каждый из участников зачитывает по одному из листов, отвечая на следующие вопросы:

  1. Может ли это желание выполнить кто-то другой, помимо золотой рыбки?
  2. Может ли сам человек сделать что-то, чтобы это желание осуществилось?

Обсуждение: Легко ли было выбрать три желания? Все ли желания были учтены, не было ли забыто какое-то важное желание?

Упражнение «Могущество»

Цель: Актуализация личностных ресурсов, оказание помощи участникам в раскрытии своих сильных сторон.

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и закончите предложение „Я могу...". Напишите не менее 20 продолжений. Подчеркните среди них то, что могут немногие люди».

Обсуждение: Ведущий предлагает участникам поговорить о том, что такое могущество. «Оно происходит от слова „могу", и его основу составляют умения. Могущественный человек - это человек, который многое умеет. Мы не всегда осознаем всю силу своего могущества, потому дома самостоятельно продолжайте этот список. Постепенно он может значительно разрастись».

Упражнение «Этапы большого пути»

Цель: Актуализация личностных ресурсов, развитие творческого мышления.

Материалы: разрезанные фрагменты копий датского художника Херлуфа Бидструпа «Жизненный путь».

Инструкция: Группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Разрезанные фрагменты вперемешку раздаются каждой группе по 2-3 штуки каждой. Задача участников - сочинить рассказ о жизни человека с опорой на имеющиеся «документальные снимки» его жизненного пути. Рассказы фиксируются на бумаге, а по завершению работы зачитываются группе. После того как все рассказы озвучены, группе демонстрируется оригинал рисунка.

Обсуждение:

Упражнение «Я - это Я»

Цель: Развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе принятия себя.

Материалы: лист А4

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата.

В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4. (Ведущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами.)

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можете назвать качества одним словом, например, «находчивый», «надежный». А можете описать их несколькими словами, например, „умею по-настоящему дружить", „всегда довожу начатое дело до конца".

После того как задание выполнено, тренер предлагает: «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся, то есть вы считаете их негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».

После того как заполнен квадрат 3, тренер предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».

После того как заполнен квадрат 2, тренер предлагает: „Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».

После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает: „А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!

Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2 и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться.

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»».

Обсуждение. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Резюме тренера. «Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться!

Мы можем относиться к себе как враги, и тогда мы не будем любить себя, будем презирать себя и невольно будем вести себя в соответствии со своим самоотношением. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.

А можем относиться к себе с уважением и любовью. Человек, который умеет относиться к себе хорошо, становится уверенным в себе и не старается изображать из себя кого-то, на которого вовсе не похож. Такой человек по- настоящему доброжелательно относится к другим, потому что он умеет увидеть в каждом ценные качества.

На самом деле, нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых то же качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того чтобы подчиняться им. И тогда мы сможем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня».

А теперь подумайте: как вы относитесь к другим людям? Есть ли люди, к которым вы относитесь так, будто перед вами только квадраты 3 и 4?

Вы можете потренироваться относиться к ним, исходя из квадратов 1 и 2. Постарайтесь выполнить это упражнение дома, описывая качества людей, которые вас раздражают. Вы увидите, как постепенно меняется ваше отношение к ним».

Пример заполнения квадратов

Жизнерадостный, остроумный, люблю шутить.

Всегда забочусь о своих друзьях. Люблю учиться.

Все делаю аккуратно, люблю порядок. Находчивый, нахожу выход из любого положения.

Эмоциональный, искренне выражаю свои чувства.

Динамичный, люблю быстрый темп жизни.

Чувствительный, остро чувствую

несправедливость.

Лидер, умею привлечь внимание.

Продумываю последствия,

осторожный.

Несдержанный, иногда

говорю то, о чем лучше промолчать.

Нетерпеливый.

Обидчивый.

Выскочка, люблю быть в центре внимания.

Трус, многого боюсь.

Несерьезный, шут гороховый Навязчивый прилипала. «Синий чулок». Зануда.

Самоуверенный ловкач.

Комментарии для тренера. Иногда участники затрудняются в пере-формулировке своих качеств. Это происходит из-за устоявшегося отношения к ним. В таких случаях нужно помочь. Тренер может сделать это тихо, подойдя к участнику. Если же участник задает вопрос вслух и открыто называет качество, которое нужно переформулировать, этот процесс может стать увлекательной и веселой тренировкой для всей группы.

Упражнение «Многогранный образ Я»

Цель: Стимуляция самосознавания.

Материалы: лист А4.

Инструкция: «Разделите лист на 4 части. Опишите 4 своих „Я": реальное (какой я на самом деле, каким я вижу себя изнутри), идеальное (каким бы я хотел быть), внешнее (каким меня видят окружающие люди), семейное (каким меня видят близкие люди, родные)».

Обсуждение. Насколько большие различия между идеальным Я и реальным, между внутренним и внешним? Как вы думаете, из-за чего возникают такие большие различая?

Рассказ тренера. «Человек тем гармоничнее, увереннее в себе, спокойнее и душевно сильнее, чем меньше разница между его различными Я. Для того чтобы разница была меньше, необходимо снизить планку требований идеального Я (часто идеальный образ бывает слишком требователен, а порой просто нереален) и подумать, что можно сделать, чтобы улучшить реальные качества. И еще хорошо бы понять, почему образ внешнего Я отличается от образа внутреннего Я? Чем это объясняется? Что можно сделать, чтобы это изменить? Если вы всерьез захотите разобраться с этим, вы можете пойти на консультацию к психологу».

Комментарии для тренера. Если участники заинтересуются поставленными вопросами, лучше всего обсудить это прямо в группе. При согласии участника вы сможете провести демонстрационную беседу с одним из них и проанализировать волнующие различия.

Упражнение «Генеральная уборка»

Цель: «Инвентаризация» негативного и позитивного жизненного опыта.

Материалы: По 3 картонные коробки для каждого участника (например, для «сейфа» - из-под обуви, для «мусора» можно использовать картонные стаканы из-под попкорна и т. п.). Можно также использовать бумажные пакеты или конверты (но коробки производят более сильное впечатление). Листы бумаги А6 и любая бумага (для упаковки коробок). Ручки, фломастеры, ножницы, скотч. Большой полиэтиленовый мешок для мусора (для сбора «мусорных» коробок участников).

Инструкция: «Время от времени в каждом доме проводят генеральную уборку. Это значит, что в ней перебирают все вещи. Определяют их ценность, что-то чинят, что-то выбрасывают, а что-то отправляют в сарай или на чердак как-то выкинуть жалко, но и в доме уже не нужно. Обычно после такой уборки в доме становится свободнее, красивее, радостнее.

Сейчас вы тоже наведете генеральную уборку, только не в доме, а в собственной душе. За годы в ней накопилось много всего - это и что-то очень-очень ценное, это и что-то сломанное, треснувшее, и оно так и осталось на том же месте вашей души, каждый раз царапая вас, когда нечаянно заденете. Это и что-то совсем уже не нужное, но все нет времени задуматься, и так и валяется оно прямо в центре вашей души.

Так вот, время настало. Сейчас возьмите одну коробку и напишите на ней крупными буквами: „Мусор". Потом возьмите другую коробку и напишите на ней „Чердак", а затем возьмите третью коробку и напишите на ней „Сейф".

„Мусор" - это то, что вам совсем не нужно, и вы готовы избавиться от этого.

„Сейф" - это то, что для вас очень ценно, и вы хотите сберечь это.

„Чердак" - это то, что вам не очень-то и нужно, но как-то вы не решаетесь избавиться от этого насовсем.

Теперь возьмите листочки бумаги и вспомните самые разные моменты и события своей жизни, людей, предметы, места, которые вспоминать вам почему-то неприятно, стыдно, обидно или даже больно - чем больше вспомните, тем лучше. Обозначьте их на листочках несколькими словами. А потом решите, в какую коробку вы хотите их положить. Распределите эти листочки.

Теперь вспомните самое дорогое для вас - моменты и события своей жизни, людей, предметы, места. Пометьте их на листочках и распределите их по коробкам. Может быть, в сейф, а может быть, пока вы думали, у вас изменилось к этому отношение, и вы переложите какую-то ценность в другую коробку.

Теперь подумайте о том, что в вашей жизни есть не очень-то и нужное, но и выкинуть это из жизни, из памяти, из души жалко. Пометьте это на листочках и поместите на „чердак". Но, может быть, вы перемените свое отношение, и тогда поместите в какие- то другие коробки.

Теперь вам нужно будет запечатать коробки. Накройте их листом бумаги или крышкой и проклейте скотчем. Но сначала подумайте, все ли на месте, ведь переложить уже не удастся. Например, коробку с мусором мы выкинем, а коробку -„чердак" придется отправить в самый дальний укол дома или же и в самом деле отнести в сарай или на чердак. Так что подумайте еще раз.

Запечатайте коробки с помощью крышек, бумаги и скотча.

Встаньте и бросьте свои мусорные коробки вот в этот мусорный пакет. Теперь я его запечатываю скотчем. После занятий я его выкину на помойку. Остальные коробки возьмите домой и определите каждую на свое место».

Резюме тренера. Тренер делает резюме в соответствии с отзывами участников. В конце он может добавить обобщающие слова: «Каждый из нас носит в своей душе много ценного и много лишнего. И очень важно иногда решиться и выбросить все ненужное, мешающее, и заново почувствовать ценность важного. Только предварительно нужно хорошенечко подумать, чтобы отличить одно от другого».

Упражнение «Гости из будущего»

Цель: Развитие позитивного мышления, коррекция жизненного пути, формирование мотивации.

Инструкция: Ведущий раздает участникам листы А6 и предлагает написать на нем свое имя. Затем листы собираются, перемешиваются и ссыпаются в непрозрачный пакет или картонную коробку. Каждый из участников по очереди подходит и "вслепую" вынимает один из листков с именем. Он его никому не показывает и имя не сообщает.

Ведущий предлагает участникам представить себе, что он тайно смогли переместиться в будущее, вперед на 10 лет. Теперь они могут увидеть человека, имя которого написано на листе, таким, каким он станет через 10 лет.

Опишите один из наиболее типичных дней из жизни этого человека. В рассказе нужно остановиться на том, что и кто окружает этого человека, какова его профессия, о чем он думает, к чему стремиться, что ему пришлось уже преодолеть и какие качества его личности ему в этом помогли. На составление рассказа отводиться 5-10 минут. Его можно зачитать, а можно только сделать какие-то пометки для памяти. На рассказ отводится не более 3 минут. Затем по очереди все участники представляют свои рассказы. Задача остальных - догадаться о ком идет речь.

Упражнение «Для меня сегодня было важно...и особенно полезно...»

Рефлексия

Участники продолжают фразу «Для меня сегодня было важно... и особенно полезно.».

В первые несколько раз ведущий может начать с себя и показать, как можно описать свое состояние и чувства, помогает высказываться участникам. Позже участники делают это самостоятельно.

ЗАНЯТИЕ 2.

Упражнение «Коллаж желаний (создание доски визуализации)»

Цель: планирование будущего, развитие рефлексии, усиление личностного ресурса, повышение самооценки.

Задачи:

  1. Научится структурировать пространство в связи с целями.
  2. Научить слушать и слышать внутренний голос и интуицию.
  3. Задействовать тактильные ощущения для большего внутреннего опыта.
  4. Развить эмоциональный интеллект.
  5. Развить способность адекватного принятия себя и своего окружения.

Инвентарь: лист АЗ (лист ватман), клей, журналы, ножницы, фотография клиента.

Время работы: 60 минут.

Целевая аудитория: студенты 1 курса

Техника создания коллажа

Процесс составления коллажа часто оказывается достаточно увлекательным для участников. Параллельно с диагностической работой проходит и терапевтическая, развивающая работа. Активная деятельность созидания и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, использовать творческий потенциал в планировании образа собственного будущего, позволить себе смелость мечтать и заявлять о своих желаниях. Коллаж умеет упорядочивать чувственный опыт и структурирует информацию в её визуальном представлении. В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы,

клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Главное в коллаже - возможность выразить свои мысли, идеи,

спой взгляд и свое понимание темы. Коллажирование - прекрасная возможность планирования будущего, работы с временными перспективами, активизации личностного ресурса.

Алгоритм работы

Вступление:

1. Ознакомление с темой «Я и мой успех»

2. Предоставить целевой аудитории инвентарь.

3. Ознакомление с правилами создания коллажей.

4. Основная часть:

Создание работы.

  • Выбор страниц журналов (15 минут).
  • Вырезание нужных изображений, фраз и т.д. (10 минут).
  • Составление макета на листе А-3 (5-7 мин). Важно, чтобы изображения были «на своём месте» на листе и относительно друг друга (3-5 мин).
  • Утверждение макета автором.
  • Наклеивание (5-7 минут).
  • Обозначение названия коллажа.
  • Беседа по итогам созданной работы (15-20 минут).
  • 5. Презентация работы

Обсуждение:

1. Как называется коллаж, что Вы на нём создали?

2. С какой сферой (семья, личное, друзья, здоровье, саморазвитие, духовное, отдых, досуг), жизни связаны разные части Вашей работы?

3. Если предположить, что слева- прошлое, правое - будущее, середина настоящее время Вашей жизни, то что можно сказать исходя из Вашего коллажа о Вас?

4. Если предположить, что верхняя часть - мысли, мечты, нижняя часть -дела и поступки, средняя часть - эмоционально окрашенные стороны жизни, социальные отношения, то что можно сказать исходя из Вашего коллажа о Вас?

5. Какие изображения накладываются одно на другое, про что это для Вас?

6. Какая часть Вашего коллажа самая ресурсная?

7. Какую смысловую нагрузку несет Ваша работа, о каких главных жизненных задачах она?

Литература:

  1. Огненко Н., Болгарская О. Переход. Ассоциативно-метафорические фотокарты: проективная методика. СПБ.: Речь, 2014. 80 с.
  2. Сакович Н.А. Практика сказкотерпаии. СПБ.: Речь, 2007. с. 144.
  3. Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. СПБ.: Речь, 2008. с. 143.
  4. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» / Под ред. Е.В. Емельяновой. - СПБ.: Речь, 2010. 384 с.
  5. Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. СПБ.: Речь, 2008. с. 40.
  6. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» / Под ред. Е.В. Емельяновой. - СПБ.: Речь, 2010. 384 с.
  7. Тарарина Е.В. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера: научно-методическое пособие. - Луганск: Элтон-2, 2013. 147-148 с.

Тема урока: Я и мои личные качества.

У каждого человека три характера:

тот, который ему приписывают;

тот, который он сам себе приписывает;

и тот, который есть на самом деле.

Виктор Гюго

Цель урока:

    установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящим урокам;

    способствовать самоанализу учащихся;

    пояснить значение понятия «Я-концепция» для развития личности.

Задачи урока:

    содействовать познанию самого себя;

    формировать навыки самопознания;

    развивать критическое мышление.

Оборудование: флипчарты, маркеры

План урока:

Упражнения

Время

Организационный момент. Упражнение «Не хочу хвастаться, но я …»

5 мин.

Основная часть:

    Лекция

    Работа с таблицей

25 мин.

Заключительная часть «Сегодня на уроке я узнал…»

10 мин.

Ритуал прощания «Подари тепло и улыбку соседу»

5 мин.

45 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент. Упражнение «Не хочу хвастаться, но я...» (5 мин.)

Цель: настроить учащихся на урок, познакомить с правилами работы на занятии; развивать у подростков способность к самоанализу через самопрезентацию.

Учитель приветствует учащихся и объявляет тему и цель урока, а также проводит ознакомление с тремя правилами: активность, поднятая рука, доверие. Предлагает провести разминку - упражнение «Не хочу хвастаться, но я…»

Для этого предлагает всем встать в круг и по очереди закончить предложение:

«Не хочу хвастаться, но я…»

Возможные ответы:

    «Не хочу хвастаться, но я сегодня с утра позвонила своей бабушке и обрадовала ее своими успехами в школе».

    «Не хочу хвастаться, но я умею играть на гитаре» и т. д.

Учитель: - Легко ли вам было выполнять это упражнение? В чем заключается легкость, а в чем трудность?

Каждый из вас сейчас рассказал что-то о себе, о своих интересах, переживаниях, способностях, увлечениях. И мы немного больше узнали друг о друге. Это очень важно. Таким образом, мы становимся ближе и понятнее для других.

2. Основная часть

Цель: познакомить учащихся с понятиями «личность», «три составляющих личности: реальное, идеальное, зеркальное», «самосознание».

Учитель: - А что такое «Я»? (открывает флип на доске, на котором написано «Что такое "Я"?»)

Возможные ответы:

    «Я – это мой характер, мысли, чувства, переживания, тело, мечты, душа, поступки, желания».

    «Я – это моя ЛИЧНОСТЬ».

Учитель: - На вопрос о том, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в многообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Во многих определениях содержится зерно истины.

Личность есть формирующаяся, индивидуальная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Психологи выделяют три составляющих личности:

«Я» реальное – внешность, поступки, способности, качества, мысли, чувства, ценности, мечты и т. п., осознающиеся человеком.

«Я» идеальное – представления о внешности, способностях, качествах, которые хотелось бы иметь.

«Я» зеркальное – представление других людей о тебе, твоих качествах, способностях, поступках, мыслях.

Работа учащихся с таблицей (таблица висит на доске).

«Я» реальное

Представление о том, кто я есть на самом деле.

«Я» идеальное

Представление о том, каким я хотел бы стать.

«Я» зеркальное

Представление о том, каким меня воспринимают окружающие.

Учитель: - Подумайте о своих представлениях по этой таблице. Какое из трех «Я» самое важное для вас сейчас и почему?

Учитель подводит учащихся к выводу: реальное и идеальное вступают в противоречия. Противоречия между реальным и идеальным «Я» составляют одно из важнейших условий саморазвития личности.

Саморазвитию личности свойственна обращенность в будущее, т.е. то, к чему я стремлюсь. Давайте назовем это «Я-концепция».

Я концепция – это то, к чему я стремлюсь.

У каждого человека есть свои стремления, свои мечты, которые смогут осуществиться, только если он предпримет для этого какие-то действия.

Мы должны уметь анализировать свое реальное, идеальное и зеркальное «Я», уметь поставить для себя цели: кем и каким я хочу быть? После этого действовать в направлении к своей цели.

Учитель: - Как вы думаете, для чего необходимо понимание понятия «Я-концепция»?

Возможные ответы:

    « Это помогает человеку осознавать себя, выстроить план действий для своего личностного роста».

    «Человек должен расти, а для этого нужно ставить цели в жизни и понимать, каким образом он должен двигаться. Если нет такого анализа, нет стремлений и желаний развиваться, то человек стоит на месте, он не растет, становится неинтересным ни самому себе, ни окружающим».

3. Заключительная часть (10 мин.). Упражнение «Сегодня я узнал, что…»

Цель: провести обратную связь, рефлексия.

Учитель: - Каждый из участников по кругу дополняет фразу: «Сегодня я узнал на уроке…»

Важно, чтобы фразы носили позитивный характер. Их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений, чрезмерно глубокой рефлексии.

4. Ритуал прощания (5 мин.). Упражнение «Подари тепло и улыбку соседу»

Цель: позитивное завершение урока.

Учитель: - Каждый из нас сегодня сделал шаг к самопознанию. Я предлагаю все наши занятия заканчивать ритуалом прощания. Давайте поднимемся, возьмемся за руки, почувствуем тепло, пошлем друг другу импульс добра и радости и подарим улыбку. Я улыбаюсь соседу справа и шлю тепло, а он передает улыбку и импульс тепла соседу, и так далее по кругу.