Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (23). Грузины — главные по праздникам и древним традициям Этносы грузии

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.


1. Источники по этногенезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказских народов и ихэтнической общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для освобождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мокцеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.


2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кавказские племена шли с юга и заселяли Кавказ поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образование – Иберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.


3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н. э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т. д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н. э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н. э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н. э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т. е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н. э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VIII в. до н. э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н. э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н. э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н. э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. до н. э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

Грузины - это гордые и смелые жители Кавказа, хранители золотого руна, лучшие в мире виноделы и знатные любители застолий. Даже полушутливая легенда о сотворении мира гласит, что, когда Бог раздавал всем народам земли, грузины опоздали, потому что отмечали мироздание и славили его имя. За грузинскую искренность Бог решил отдать им кусок земли, что оставлял для себя - самый прекрасный во всем мире.

Название

Грузины называют себя картвелеби, или картвелы, а страну - Сакартвело, что означает «страна картвелов». Наименование народности произошло от названия местности Картли, основного региона страны, где происходило ее зарождение. Первое его упоминание относится к 800 году нашей эры.
Экзонимы «Грузия» и «Георгия» имеют персидские корни и происходят от слова «гург», которым до X века называли жителей региона. Сами грузины считают, что название это пришло к ним от имени Святого Георгия, хотя исторического подтверждения этому нет.

Где живут

Большинство представителей нации проживает в Грузии. Страна располагается в западном Закавказье и омывается Черным морем. Столица государства - город Тбилиси. Грузины составляют 86,8% населения страны.
Среди нации выделяется ряд этнографических групп, различающихся между собой областями проживания, диалектами, частично элементами культуры и традиций. Выделяются следующие малые группы:

  • аджарцы - проживают на юго-западе Грузии в регионе Аджария;
  • мегрелы - субэтническая группа грузинского народа, имеет свой язык и значительные культурные различия;
  • сваны - проживают в исторической горной части Грузии Сванетии, владеют грузинским и сванским языками;
  • лазы, чвенебури, имерхевцы - живут в Турции, в основном, исповедуют ислам суннитского толка;
  • гурийцы и имеретинцы - обитают на западе Грузии в регионах Гурия и Имерети;
  • ингилойцы - часть азербайджанской диаспоры;
  • ферейданцы - проживают в Иране, вера - ислам шиитского толка.

В годы СССР грузины активно перемещались по советскому пространству, большая часть мигрантов осела в России, быстро ассимилировавшись.

Численность

Число представителей нации по всему миру насчитывает более 4 миллионов человек. По данным переписи 2014 года, большая часть из них - 3,2 миллиона человек, проживает в Грузии. Согласно переписи населения 2010 года официально в России зарегистрировано чуть меньше 160 тысяч грузин, однако, по неофициальным данным, их число составляет порядка 350-500 тысяч. Всего же в советские годы в Россию мигрировало около 1 миллиона картвелов.
Кроме того, крупные диаспоры есть в:

  • в Турции - порядка 152 тысяч человек
  • в Иране - 62 тысяч человек
  • в Абхазии - по разным оценкам, от 40 до 70 тысяч человек
  • на Украине - около 34 тысяч человек
  • в Азербайджане - 9,9 тысяч человек

Язык

Грузинский язык относится к картвельской семье, распространенной в западной части Закавказья. Особенность языка - большое количество длинных слов и обилие согласных букв. Ударений нет, однако для выражения смысла и выделения основного корня активно используется интонация: поэтому иногда кажется, что во время разговора грузины ругаются. Язык достаточно простой: в нем нет мужского и женского рода, заглавная буква не используется, а все слова пишутся так же, как и слышатся.


Письменность в регионе зародилась в глубокой древности: на древнегрузинском языке были созданы некоторые памятники, относящиеся еще к V столетию. Однако сам язык начал формироваться гораздо раньше, еще во втором тысячелетии до нашей эры. В основе языка лежит речь жителей региона Картли, а алфавит восходит к древнему арамейскому или греческому письму. Современный язык основан на фонетическом принципе, на нем говорят более 4,2 миллиона человек по всему миру.

История

Современная территория Грузии была населена предками людей миллионы лет назад. В 1991 году вблизи небольшого грузинского города Дманиси был обнаружен гоминид, получивший название дманисийский. Это древнейший из известных представителей Homo, обитавших вне африканской территории.
Не факт, что именно от этого вида гоминидов и произошли грузины, однако, без сомнения, нация ведет корни из региона современного расположения Грузии. Множество племен жило здесь уже в эпохи неолита и палеолита, строя жилища, занимаясь первобытным земледелием и скотоводством, охотой и собирательством.

«Золотое руно» в Грузии

В V-IV веках до нашей эры регион впервые упоминается в письменных источниках. Тогда на восточном берегу Черного моря располагалось царство Колхида, а на востоке современной Грузии - Иберия. О первой упоминали Геродот, Эсхил и Пиндар, но больше всего она прославилась благодаря легенде о аргонавтах. Миф о золотом руне, посланном греческими богами, гласил, что оно было утрачено именно в Колхиде. Тогда герой Ясон направился в далекое царство, в результате чего добыл и руно, и жену Медею, дочь колхидского правителя. В центре Батуми даже стоит посвященная этому скульптура: «Медея с золотым руном».


Иберия и Колхида просуществовали недолго: они захватывались римлянами, греками, персами, арабами. Однако именно в этот период регион принимает христианство, а столицей Картли, центрального района региона, становится Тбилиси. Лишь в IX столетии династия Багратионов изгоняет арабов, объединяет феодальные государства и образует единое - Картли. С этого момента можно начинать отсчет становления грузинской государственности.

Возрождение и современность

XI-XII века считают «грузинским Возрождением», эпохой строительства и расцвета. В этот период правила знаменитая царица Тамара, которая наладила экономику и отношения с Киевской Русью. Произошел расцвет живописи, литературы, философии, архитектуры, металлообработки. После начался период упадка, связанного с нескончаемыми войнами с татаро-монголами, Османской империей, персами, Ираном, Тамерлан вторгался в страну восемь раз.
Такое положение сохранялось до второй половины XVIII столетия, пока грузины не обратились за помощью к Российскому государству, в итоге, став его частью. После Октябрьской революции народность не захотела присоединяться к Советам, однако волнения были подавлены. После распада СССР в стране начались межэтнические конфликты, которые привели к отделению исторических областей Абхазии и Южной Осетии.

Внешность

Антропологически большая часть грузин относится к европеоидной расе, представляя ее кавкасионский тип. К числу его отличительных особенностей относят:

  • высокий или средний рост;
  • крепкое телосложение;
  • глаза карего, голубого или зеленого цвета;
  • темно-русые, черные или каштановые волосы;
  • «орлиный» или прямой нос с чуть загнутым кончиком;
  • светлая кожа;
  • широкое лицо с зауженным подбородком и выпуклой челюстью.

С давних пор грузины считались одним из красивейших кавказских народов. Иностранцы отмечали атлетическое сложение мужчин и стройность девушек, которые сохраняли формы даже с возрастом. Иммануил Кант и Чарльз Дарвин отмечали невероятную красоту грузинок и тот факт, что многие персы, арабы, турки мечтали взять в жены одну из них, чтобы «облагородить» кровь и внешность.

Одежда

Грузинский мужской костюм известен далеко за пределами страны: его элементы встречаются в коллекциях современных дизайнеров всего мира. Традиционный вариант состоит из широких штанов, стянутых кисточками, ситцевой рубашки и короткого кафтана. Главный элемент наряда - чоха, которая представляет собой верхнюю одежду, наподобие кафтана с широкими, часто разрезными рукавами и глубоким клинообразным вырезом спереди.


Чоху должен был иметь каждый грузин, поскольку она считалась символом отваги и мужества. Обычно чоха была черного цвета, реже красная, а на свадьбу могли надевать бежевую или белую. Часто к ней прикрепляли куски материи с богатым шитьем, на которых были изображены родовые гербы. Обязательный элемент чохи - газыри, отделения для хранения патронов. Зимой облик дополняли бурка и папаха из овечьей шерсти.
Женские традиционные костюмы различались в зависимости от региона, однако имели и общие черты. Нательная одежда состояла из рубашки и панталон, сверху надевали платье: облегающее в груди и широкое, спускающееся до пола, в нижней части. В роли головного убора выступала высокая бархатная шапочка, к задней части которой прикрепляли кусок легкой материи. Богатые грузинки дополняли образ бархатной накидкой и изящным кожаным ремнем.

Мужчины

Мужчина во все времена занимал лидирующую роль в семейной и социальной жизни. Он решал все общественные вопросы, отвечал за воспитание сыновей, полностью обеспечивал родных. В семье мужчина был главным, жена должна была его во всем слушаться.
Мужчины отличались воинственным и вспыльчивым характером, но в то же время имели веселый нрав, обожали шутки и большие компании. Один из важных элементов жизни любого мужчины - наличие лучшего друга. Его называют «джигари», что переводится, как «внутренние органы». Грузины считают, что жить без лучшего друга - значит жить без сердца.


Женщины

Грузины любили и почитали женщин, даже в ранней мифологии солнце у них было женского пола, так же, как и мать-земля. Во многом на отношение к женщине повлияли знаменитая царица Тамара и святая Нино, которая, согласно легенде, одной из первых принесла православие в Сакартвело.
В то же время женщина до XX века не имела практически никаких прав: ей нельзя было голосовать, участвовать в обсуждении общественных дел, бывать в обществе мужчин и давать им советы, присягать и быть поручительницей.
Главное назначение женщины - заниматься семейными и хозяйственными делами, воспитывать детей. Бесплодных женщин не уважали, также позором считалась измена и даже обычное общение с посторонними мужчинами. Главное для грузин - сохранение правил приличия и хорошая репутация в обществе.


Семейный уклад

Ментальность грузин с древних времен базировалась на почитании старших. Они предпочитали жить большими родственными общинами, численность которых могла доходить до 100-150 человек: вместе жили несколько поколений вместе с новыми семьями. Со временем происходит уменьшение семей до 30-40 человек, а в городах молодые семьи и вовсе предпочитают селиться после свадьбы отдельно от родителей.

В семье процветал патриархальный уклад, а невеста после замужества переходила в дом мужа. Для нее существовал запрет на разговоры с родителями и старшими родственниками мужа, в обязанность вменялось ведение хозяйства. Особым праздником в семье было рождение мальчика, а вот появление дочерей, особенно в большом количестве, было нежелательным.


Жилище

Жилища грузин различались в зависимости от места расселения. В горах преобладали каменные одноэтажные постройки, расположенные скученно, укрепленные башнями и другими оборонительными сооружениями.

В равнинной местности строили каменные дома с земляными или соломенными крышами, а также деревянные с двускатными. Часть селений располагалась скученно и хаотично, другая размещалась просторно, вытянувшись вдоль рек. На равнинах грузины имели обширные усадьбы с хозяйственными постройками и главным домом.
Каменные жилища состояли обычно из одной большой комнаты. Напротив входа располагались спальные места, а в центре находился большой очаг с подвесным котлом, вокруг которого обедали, пировали и грелись. Позже стали строить двухэтажные дома с крытыми террасами и навесами перед входом. Обычно в цоколе располагался подвал для производства вина или хранения запасов, на первом этаже размещалась гостиная и кухня, на втором - спальни.

Жизнь

Традиционно горные грузины занимались скотоводством: чаще овцеводством, реже выращивали коней и крупный рогатый скот. На равнинах преобладало пашенное земледелие. Основными культурами были пшеница, рис, рожь, чечевица, овес, просо, кукуруза. Грузины занимались пчеловодством, огородничеством, собирали дикорастущие травы.
Особую роль в жизни грузин всегда играло виноделие: часть исследователей полагает, что именно предки картвелеби первыми в мире научились делать вино. Без него не обходится ни оно застолье, им обязаны угощать гостей и делать для собственного использования. Существовала и культура винопития. Например, выпивать бокал всегда следовало до дна, для особых случаев в качестве стакана использовался полый козий или бараний рог. Существовала и поговорка: если от вина ты загрустил, значит ты не грузин.


В XX веке стали выращивать экзотические культуры: лавр, табак, цитрус, чай. Не зря в советские годы Грузию называли «главной по праздникам»: к Новому году она обеспечивала страну мандаринами и апельсинами, к другим праздникам - вином, табаком и чаем.
Процветали ремесла: мужчины славились мастерством обработки металлов, дерева и рогов животных, производили великолепные ювелирные крашения. Женщины занимались ткачеством, производили шерстяные и шелковые материи, занимались художественной набойкой тканей. Во всех регионах ценилась роскошная вышивка золотой нитью.

Культура

Культура грузин необычайно богата. Народное творчество представлено легендами, сказаниями, песнями и танцами. На весь мир знаменит танец картули , зрелищный и отражающий менталитет народа. Женщина играет в нем центральную, но опосредованную роль: передвигается плавно, мелкими шагами, словно плывет с робким выражением лица и устремленными в пол глазами. Ее партнер, напротив, демонстрирует уверенность и маскулинность, делает широкие и резкие движения руками, высоко подпрыгивает.


Не менее гордятся грузины и своим музыкальным творчеством: без протяжных, невероятно красивых по звучанию песен не обходится ни одно застолье. Большую часть песен поют многоголосьем, где нижним голосом поет хор. Песни посвящены дружбе, героическому прошлому народа, любви, преданности, чести.

Религия


Грузины одними из первых приняли христианскую веру: согласно поверьям, ее принес в регион апостол Андрей Первозванный. Большая часть центральной Грузии полностью приняла веру в III-IV веках, чаще всего упоминается 319 год. В Западной Грузии христианство окончательно укоренилось лишь к V столетию.

Церковь в Грузии является автокефальной, то есть независимой и полностью автономной: добиться этого ей удалось лишь в XI веке. Ценно, что народу удалось сохранить свою религиозную принадлежность, несмотря на многовековое угнетение со стороны исламских государств: в Средние века все его соседи были мусульманской веры.
В грузинской летописи XII века «Картлис цховреба» упоминается легенда о библейском происхождении народа. Согласно ей, картвелеби ведут свой род от Таргамоса, сына библейского Яфета: тот был сыном Ноя и спасся вместе с ним от Потопа в Ковчеге.

Традиции

На весь мир известно грузинское гостеприимство: по старинному обычаю, любого, кто попросит крова, обязаны принять в дом с почестями, накормить и дать ночлег. Для гостей накрывают богатый стол и обязательно угощают вином: отказываться нельзя.
В Грузии существует целая культура застолий: их народ считает любимым времяпрепровождением. За обилие блюд всегда отвечала хозяйка дома. При этом женщины сидели отдельно от мужчин: в другом конце стола или за отдельным.
Для каждого застолья выбирается тамада: он должен следить, чтобы гости рано не захмелели, говорить тосты и передавать слово другим участникам. Кстати, миф про длинные грузинские тосты несправедлив: средняя длина застольной речи не превышает 80 слов.
До сих пор практически без изменений остались свадебные традиции. Обычно свадьба происходила при помощи сговора, а похищение практиковалось лишь в случае, если хотели сэкономить. По традиции, в случае воровства невесты, пышное застолье не устраивали, отмечая лишь в тесном кругу. Обычно же свадьбу гуляли с размахом: на нее приглашались все родственники с обеих сторон, а их отказ считался оскорблением.


После свадьбы невесту привозили в дом жениха: перед входом полагалось на счастье разбить расписную тарелку. Новоиспеченный муж залезал на крышу дома и выпускал в небо белую голубку, как символ мира в доме. Супруга же, зайдя в дом, должна была обязательно прикоснуться к очагу и трижды обойти вокруг горшка с зерном или маслом.

Еда

Грузинская кухня - одна из наиболее популярных во всем постсоветском пространстве. Примечательно, что большая часть блюд дошла до нас практически в неизменном виде. Основу рациона грузин с древности составляли мучные и молочные продукты:

  • сыр из овечьего, коровьего или козьего молока, в том числе сулугуни;
  • мацони;
  • творог и сливки;
  • лаваш, пури, шоти - хлеб из пшеничной, ржаной, овсяной или ячменной муки;
  • мчади - пресный хлеб из кукурузной муки;
  • хачапури - лепешка из слоеного теста с творогом или сыром.

В пищу употребляли много овощей (баклажаны, томаты, фасоль, кукуруза), трав и зелени: их добавляли во все блюда и подавали на стол отдельно. Традиционное повседневное блюдо - каша гоми из кукурузной или просяной крупы. Основным напитком было, конечно же, вино, в горах в ходу были водка арака и ячменное пиво.
Блюда из мяса подавались лишь во время застолий: именно они наиболее популярны в современной грузинской кухне. Среди них:

  1. Хинкали: большие мешочки из теста с толстым «хвостиком». Их едят руками, откусывая от нижней части, чтобы почувствовать бульон.
  2. Шашлык из баранины, индейки, говядины или курицы.
  3. Сациви - блюдо с соусом из орехов и зелени с мясом птицы.
  4. Чахохбили - острое куриное рагу.
  5. Харчо - ароматный суп с говядиной.

Из вегетарианских блюд стоит отметить лобио - блюдо на основе фасоли, пхали - смесь зелени, шпината и орехов, а также аджапсандал - закуску из баклажанов с ароматными специями и травами.

Известные грузины

Грузины подарили миру множество выдающихся личностей. Среди родившихся в XX веке можно отметить целую плеяду талантливых деятелей искусства и культуры. В сфере кино прославились актер Вахтанг Кикабидзе, ставший народным любимцем после фильма «Мимино», импозантный Олег Басилашвили, режиссеры Георгий Данелия и Отар Иоселиани. Последний получил премию Каннского фестиваля за фильм «Листопад», а Данелия снял всеми любимые фильмы «Я шагаю по Москве» и «Кин-дза-дза!».


Культовым писателем стал Григорий Чхартишвили, правда, большинство знает его под псевдонимом Борис Акунин. Не менее известны скульптор Зураб Церетели, выдающийся артист балета Николай Цискаридзе и популярный танцор Евгений Папунаишвили.


Отметились грузины и в политике: на весь мир известны имена Иосифа Сталина, Лаврентия Берии и Григория Орджоникидзе. Огромный вклад в медицину внес хирург Лео Бокерия, разработавший уникальную методику проведения операций на сердце.


Известные на весь мир своими вокальными данными грузины покорили эстраду. Среди известных имен стоит отметить Тамару Гвердцители, Зураба Соткилаву, Сосо Павлиашвили, Константина и Валерия Меладзе, Кети Топурию, Григория Лепса (Лепсверидзе).


В сфере телевидения и СМИ нельзя не сказать про эпатажных Тину Канделаки и Отара Кушанашвили.

Видео

Грузины – кто они? Или – "Грузия глазами историков".
Истории от Олеся Бузины: "Грузия - родина удабнопитеков".

Последняя война на Кавказе пробудила интерес к грузинскому прошлому. Откуда есть пошла Грузия? Так, перефразируя Нестора Летописца, хочется спросить

В наших школах историю Грузии не изучают. А жаль! Это поучительная для любого националиста история народа, окончательно "придуманного" только в советские времена. Начнем с того, что сами грузины себя грузинами не величают, хотя и любят спорить, кто из них настоящий грузин. В обычную человеческую логику это не вписывается. И, тем не менее, это факт.

Наименование "грузин" происходит от персидского слова "гюрдж". Так персы называли земляков Саакашвили еще в Средние века. От них слово перешло в европейские языки. Склонные к самопрославлению представители гордой кавказской нации, насчитывающей ныне около 3 млн. человек, любят утверждать, что международное имя грузин произошло якобы от св. Георгия Победоносца. Дескать, все грузины такие же храбрые, как он. Но наука (и филологическая, и военная) пока не подтвердила такое объяснение.

Самоназвание грузин - "картвелеби" (в множественном числе) и - "картвели" (в единственном), а их страны - Сакартвело. То есть, один грузин - это картвели. А два и больше - картвелеби. Прижилось это название от имени центральной провинции Грузии - Картли. Там находится и Тбилиси - столица страны.

Как же так получилось, что грузины до сих пор не решили, кто из них подлинный? А дело в том, что сильно пересеченный кавказский рельеф отлично способствует сохранению различных сепаратизмов. Тут удобно защищаться за каждой кочкой. И из-за нее же нападать на ближнего своего. За всю историю Грузии только в XII - первой половине XIII и во второй половине XIV - середине XV веков она была относительно единой. Во все остальные времена на ее нынешней территории находилось около десятка независимых государств.

С древности, кроме "картвелеби" тут существовали и другие племена - кахетинцы со столицей в Кутаиси, имеретинцы, мингрельцы, гурийцы, хевсуры, пшавы, сваны: Этот список можно продолжить до бесконечности! Причем, если диалекты кахетинцев и имеретинцев похожи на официальный грузинский, то сванский и мингрельский - это абсолютно отдельные языки. Речь свана напоминает тбилискую куда меньше, чем говор наших гуцулов - язык донецких шахтеров.

Сванский и мингрельский языки насчитывают почти 3 тысячи лет. Но в советские и нынешние времена в Грузии их последовательно подавляли во имя единства нации. Поэтому даже не существует их письменной формы - только устная. Но мингрелов легко отличить от всех остальных грузин по фамилиям, оканчивающимся на "-ия" или "-иа". Жвания, Берия, Гамсахурдиа - мингрелы. Время от времени мингрельский клан захватывает власть в Тбилиси, словно мстя за свое национальное унижение. Ведь самое древнее из известных истории государств на территории Грузии - Колхида - сложилось именно на земле мингрельцев. Сюда плыл древнегреческий герой Ясон за золотым руном. Отсюда увез он домой волшебницу Медею. Позже эта часть мингрельской истории была присвоена официальной грузинской пропагандой.

Ни одно событие в грузинской политике нельзя понять без учета этих запутанных "племенных" взаимоотношений. Свержение первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа в начале 90-х было не просто гражданской войной, но и борьбой против преобладания в правящей элите мингрелов.

ДАВИД СТРОИТЕЛЬ - ЦАРЬ АБХАЗИИ. До начала XII века на территории будущей Грузии продолжались бесконечные войны всех против всех. Конец этому на некоторое время положил царь Давид Строитель. Сейчас он считается грузинским национальным героем. А кем был в реальности, трудно сказать. Происходил Давид из династии Багратионов. Этот род утверждал, что является прямым наследником знаменитого по Библии израильского царя Соломона. На Кавказе любят сказки. Мог ли еврейский царь, исповедовавший иудаизм, стать родоначальником христианского правящего рода? Но пыли в глаза окружающим кавказским народцам Багратионы пустили! Первым же точно известным их представителем был некий Смбат Багратуни, трудившийся у армянского царя конюшим в конце III века. Вот и решайте, кем они были по корням: евреями, армянами или грузинами?

Ко времени Давида Строителя Багратионы, благодаря родственным связям, унаследовали Абхазию. Территория Картли вместе с городом Тбилиси в этот период вообще находилась в руках турок-сельджуков. Большинство населения города составляли мусульмане. А правил ими турецкий эмир. Но Давиду очень повезло. Как раз в эти годы русские князья во главе с Владимиром Мономахом разбили половцев. Орда их бежала на Кавказ. Давид нанял 40 тысяч этих битых кочевников себе на службу и с их помощью в 1122г. отобрал у турок Тбилиси и перенес туда свою столицу.

Но полным хозяином он там никогда себя не чувствовал и даже запретил любившим свинину грузинам приводить свиней в мусульманскую часть города, чтобы не оскорблять религиозные чувства правоверных. Полный титул Давида Строителя в конце жизни значился так - царь Абхазии и Картли.

КАК БАГРАТИОНЫ СТАЛИ МУСУЛЬМАНАМИ И НАРКОМАНАМИ. Эпоху Давида Строителя грузины считают великой, хотя она относится к ним, как говорится, боком. Посудите сами: царь - абхазский, войско у него - половецкое. А в результате все это - грузинская история. Между прочим, правил в Тбилиси Давид всего три года - после этого он умер.

Еще более выдающейся считается эпоха царицы Тамар (1184 - 1213). Если вы побываете в Грузии, местные жители покажут вам в разных местах штук десять могил, якобы принадлежавших этой великой женщине. Просто "переселение тел" какое-то! На самом деле, "величие" Грузии было эфемерным - одно нахальство. Так же, как князьями на Кавказе называли чуть ли не каждого второго, так и царем там мог стать обладатель пары десятков деревень. У нас Ярослав Мудрый правил огромной страной от Новгорода до Киева и скромно подписывался князем - всего лишь "герцогом" по западноевропейской терминологии. А Тамар - царица! Хотя царство ее с трудом можно различить на карте.

В XIII веке все, что оставалось от царства Тамар, захватили монголы. Потом эти руины завоевал Тамерлан, дважды сжигавший Тбилиси. И только в промежутке между этими азиатскими нашествиями - при Георгии V Блистательном (1314 - 1346гг) - царство Картли ненадолго воскресло. Но дали знать местные сепаратисты, считавшие, что они, прежде всего, кахетинцы или имеретинцы, и только потом, возможно, еще и грузины. В 1469 г. Картлийское государство распалось, как писал грузинский историк XVII в. Вахушти Багратиони, "на три царства и пять княжеств" - Картлию, Кахетию, Имеретию, Самцхе, Одиши, Гурию, Сванетию и Абхазию.

Вахушти Багратиони происходил из царского рода. Он хорошо знал повадки своих родственничков. По его рассказу, в XVII в. цари Картли выглядели не очень благопристойно. Большинство из них правили только по милости персов или турок и в тайне от своих подданных принимали мусульманство. Началось все с царя Ростома - ставленника Персии, воцарившегося в 1634г. По словам Вахушти, он "был мусульманином" и "привел из Персии омусульманившихся пленных грузин, и по их вине распространились среди грузин роскошь, прелюбодеяние, ложь, наслаждение тела, баня персидская, щегольство непристойное, арфисты и певцы мусульманские. И кто не пристрастился к этим делам, их не почитали".

Другие правители оказались под стать Ростому. Царь Свимон во время боя с турками под Гори обкурился гашишем, обпился вином и послал своих воинов за зеленью из сада, говоря: "Неужто не стыдно вам, ибо желаю зелени, вижу глазами и не могу отведать". Битва, начатая полководцем-наркоманом в обстановке такой морально-бытовой распущенности, естественно, была проиграна вчистую.

Еще один герой того времени - царь Иесе, начавший править в 1714 г. как ставленник персидского шаха, "веселился и наслаждался непристойно с юнцами и неподобающими песнями, вместо того, чтобы поступать величественно, отнял жену у Кайхосро Амираджиба, дяди матери своей, племянницу бабушки своей, и взял себе в жены". А когда грузинские епископы стали упрекать царя в непотребстве, Иесе ответил: "Подобает мне как мусульманину".

В эту эпоху магометанином стал даже Георгий Саакадзе - так называемый Великий моурави (правитель)- знаменитый грузинский деятель, о котором в советские времена выходили многотомные неудобочитаемые сочинения. Под 1626г. Вахушти пишет о нем и его соратнике: "Кайхосро и моурави отправились в Стамбул к султану, попросили у него войско, чтобы захватить Картли и там же моурави омусульманился".

В результате такой политики разваленная на восемь частей страна не могла защитить себя не только от Турции или Персии, но даже от племени лезгин, регулярно совершавших набеги чуть ли не на все три грузинских царства и пять княжеств одновремено.

"РОБКИЕ ГРУЗИНЫ" В ЧРЕВЕ ИМПЕРИИ. После того, как в 1795г. персы сожгли Тбилиси, последний царь Картли и Кахети Георгий XII завещал свое царство Российской империи. 12 сентября 1801г. присоединение было официально оформлено манифестом императора Александра I. Это отнюдь не означало, что в состав России вошла вся Грузия. "Всей Грузией" Георгий XII попросту никогда не владел. В 1804г. русские войска присоединили к империи царство Имеретию и княжество Мингрелию. В 1809г. наступил черед Абхазии. Впервые за долгие столетия все эти земли оказались в составе одного государства. Вместо кучи "царств" Россия образовала две губернии - Тифлисскую и Кутаисскую. Порядка сразу стало больше. Цари, кроме того, что сидел в Петербурге, перевелись. Даже с "родословными" от Соломона. Абреки сбежали в горы.

Будущая единая Грузия вызрела в чреве Российской империи, до 1917г. обеспечившей этой стране мир. Кровь за нее в войнах с турками и персами теперь проливали в основном русские и украинцы, служившие в императорской армии. А о боевых качествах местных жителей поэт Лермонтов, воевавший на Кавказе, в одной из поэм отозвался так: "Бежали робкие грузины".

До самой Октябрьской революции этнографы писали не о грузинах, а о "грузинских народах", понимая большую разницу между сванами, картвелами, мингрелами и прочими племенами. Так же, как теперь пишут о славянских народах, например. Но в 1918г. грузинские националисты, захватившие власть в Тбилиси, создали миф о единой нации и сразу же стали угнетать нацменьшинства. Тогда же впервые в XX в. вспыхнула резня в Осетии и Абхазии. Тбилиси считал эти земли своими. А местные народы думали иначе. Тем более, что с грузинами они не находились даже в отдаленном родстве. Свое особое мнение на происходящее было и у мингрелов - весной 1918-го там тоже вспыхнуло восстание.

В феврале 1921г. Грузию захватила победившая в гражданской войне Красная Армия. Но политика поддержки грузин в пику остальным народам страны продолжилась. СССР не признавал таких национальностей как сван или мингрел. А в Кремле у этой точки зрения была надежная крыша, попыхивавшая трубкой, - сам Иосиф Сталин. Официально он считался грузином, хотя, кроме грузинских, имел и осетинские корни. Только благодаря ему в составе Грузии, ставшей в 1936г. союзной республикой, в качестве автономий оказались Абхазия и Южная Осетия.

ОБЕЗЬЯНОЧЕЛОВЕК - ЗЕМЛЯК ВОЖДЯ НАРОДОВ. Вершиной грузинского исторического мифотворчества сталинских времен стало "открытие" удабнопитека - останков "единственного" в Советском Союзе ископаемого обезьяночеловека. Вот как описывал это событие английский кавказовед Дэвид Лэнг в книге "Грузины": "К востоку от Тбилиси, в Гареджийском районе, было открыто несколько поселений, где обнаружили останки человекообразной обезьяны, названные поэтому удабнопитеком (от грузинского слова "удабно", означающего "дикий"). Это существо занимало промежуточное положение между шимпанзе и гориллой. Оно было открыто в 1939г. геологами Н.О. Буршак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. От удабнопитека сохранилось лишь несколько разрозненных фрагментов, два зуба, один - коренной, но они представляют единственную человекообразную обезьяну, останки которой сохранились на территории СССР".

"Некоторые советские ученые, - продолжал Лэнг, - рассматривают это открытие как свидетельство того, что Закавказье входит в число тех районов мира, где в конце Кайнозойской эры происходил переход от обезьяны к человеку разумному".

Странно другое: в послесталинскую эпоху никаких новых удабнопитеков больше не находили. Да и с первым дело темное. Отрыли-то всего чьих-то два зуба! И из этого сделали вывод, что Грузия - колыбель человечества! Наша Трипольская культура отдыхает.

Мне же ясно, как дважды два: при тогдашнем подхалимаже эти два зуба просто обязаны были "найти". Что больше могло польстить материалистическому самолюбию Сталина? Получалось, что и глава СССР родился в Грузии, и обезьяна стала человеком примерно в тех же местах.

А потом Сталин умер. И необходимость в сказке об удабнопитеке отпала, в связи с политической неактуальностью. Хотя, кто знает, как повернется история? Возможно, при Саакашвили мы еще услышим о находках в Грузии новых экземпляров удабнопитеков. Тем более, костей в тех местах после 1991г. наделали, хоть отбавляй.

Олесь Бузина,
("Сегодня", Украина)

===================================
Как тут не вспомнить "12 стульев" Ильфа и Петрова и фильм с таким же названием - "Дикие люди, дети гор, удабнопитеки, жрут сардельки, сидя на неприступной скале, а главное не падают".
И сразу же вопрос - А как представители стольких племён оказались в столь труднодоступном для врагов (или судей-соплеменников, которые решили их четвертовать за какие-то преступления) месте? Где можно спрятаться так надёжно и от друзей - соседей, и от врагов - соплеменников. Если продолжить эту мысль, то можно предположить, что убегая от сородичей по каким-либо жизненно-необходимым обстоятельствам, эти ребятки прихватили (незаконно заметьте) ещё и по паре дам с собой в горы, и там их надёжно спрятали, периодически пользуя и оплодотворяя. Потихоньку приворовывали женщин и далее на стороне, таким вот образом и разростались разные горные кланы, но не особенно мешая при этом друг другу, потому как, добраться друг до друга в горах дело хлопотное и опасное.

Почему подобный вариант сценария можно предположить? Во-первых в горах есть обычай (во всяком случае в Сванетии) - если женщина вышла одна из дома и даже до горного ручья с водой, её обязан сопровождать любой мужчина этого села, который её увидел одну без мужчины рядом. Следовательно, в этих местах обычное дело уворовать даму без спроса родичей и даже мужа.
Во-вторых - в Турции до сих пор воруют детей (особенно красивых) у всех, кто зазевался. А, как мы поняли из вышеизложенного рассказа Олеся, институт мусульманства среди грузин был развит достаточно широко и объёмно, особенно среди разномастных и разноплеменных царей и царьков. Таким образом, воровство детей и женщин могло быть тоже широко и объёмно развито в том горно-обеднённом женским началом обществе, некоторые обычаи из того классического набора кавказского абрека дожили благополучно и до наших дней - воровство невест, например. И отрывание головы несостоявшемуся жениху и мужу, если незадачливого жениха ловили родственники такой желанной добычи.
В-третьих - Ей Богу, М.Ю. Лермонтову я верю. Ну нет у него сегодня "политической целесообразности" и "политической необходимости" брехать про войну в Осетии, так как поэт- дуэлянт почил в бозе, не дожив (совсем немного, ей Богу) до новой войны Грузии в Осетии и не мог видеть, как бодро и дисциплинированно, большой разно-родово-войсковой кучей грузины в очередной раз показали на что они способны, когда удирали, уже не от Красной Армии, а от РеФе - шной, которая на порядок по своим тактико-боевым качествам уступает славной Красной Армии. Но даже и от неё.... Что же тогда говорить про времена Великого поэта и ту войну на Кавказе, где русские армии обладали ещё более высоким боевым духом и дисциплиной.
Таким образом вывод - Да здравствуют Великие русские поэты и славная Русская Армия, которой ещё не раз, в будущем, придётся доказывать свою живучесть и боеспособность.

Рыжих людей на Земле мало, их всего около 2% населения Земли. Многие наблюдатели действительно уверяют, что среди грузин есть светлые и рыжие люди, и что в Грузии существует миф о том, что раньше местное население всё поголовно было высокими, голубоглазыми блондинами. Но правдив ли он?

Миф породила молва?

Рыжие волосы редко встречаются у черноволосых народов. Происходит это вот по какой причине: дело в том, что мутация гена MC1R, которая отвечает за огненный цвет волос, должна оказаться у обоих родителей. Только тогда у них появится рыжеволосый ребенок.

Ген этот - рецессивный, то есть оба родителя могут быть жгучими брюнетами и иметь явные признаки грузинской национальности. Представьте себе, каково же удивление родных, когда дитя рождается с рыжими волосами. Такое не только запоминается, но и расходится молвой по селами и деревням. И если отцовство неоспоримо, то оправдание одно – все дело в предках. Это они были рыжими, высокими и голубоглазыми.

Вторжение с севера

С другой стороны, нельзя отрицать, что на Кавказе действительно встречаются люди местных национальностей: грузины, горские евреи, армяне и горцы, – обладатели светлых глаз и светлых волос, в том числе, рыжих.

Антрополог Иван Пентюхов, проводивший исследования в начале прошлого века, сообщал, что действительно, в западной части Кавказа и на побережье Черного моря существует тип кавказцев с ярко выраженной европейской внешностью: светлыми глазами, светлыми волосами и круглыми лицами.

Он связывал появление такой нетипичной внешности с пришлым населением, которое, возможно, спасаясь от голода или войны, явилось на Кавказ с севера. В отдаленных районах такое население могло сохраняться столетиями, перенимая у местных народов культуру, но не смешиваясь с ним.

В пользу такой версии можно указать на таинственный, немногочисленный народ в Грузии – сванов, которые живут высоко в горах Грузии близко от черноморского побережья и часто являются обладателями голубых глаз и светлых волос.

Норманнский след

Есть версия, что это могли быть потомки древних викингов, которые еще до того, как уйти на север, в Скандинавию, жили в Приазовье. Еще 1899 году норманист Вильгельм Томсен заметил этимологическую связь северокавказских языков со шведским и датским.

Наконец, есть предположение, что черты северных народов принесли с собой русские, а буквально двести лет назад население Кавказа было более однородным.

Славянские рабы

Ещё одна версия, которая может объяснить наличие светлых волос и голубых глаз у кавказцев - это торговля рабами. Довольно часто воинственные народы Северного Кавказа делали набеги на своих северных соседей и умыкали пленников: мужчин и женщин. Мужчин продавали османам, а рабынь часто оставляли в наложницах.

Правда, это ничего не проясняет про грузин, потому что они довольно рано, в IV веке приняли христианство и рабами не торговали.

Замкнутость общин

В Грузии живут грузинские евреи. Они попали сюда после пленения Навуходоносором, который увел их в Персию. Известно, что народ этот не часто женится на посторонних, а по большей части живет замкнутыми общинами, в которых рецессивные гены проявляются быстрее.

И если в таком закрытом обществе есть ген рыжих волос, то в конце концов он проявится у большинства его членов. Известно, что в Грузии рыжеволосые евреи встречаются чаще, чем в других местах. Возможно, проявление рецессивных генов рыжеволосости происходит в замкнутых общинах грузин, живущих в горах. При этом антропологически они могут не отличаться от своих родичей.

Таинственные Албанцы

Государство Кавказская Албания, которое согласно авторам античности, было населено высокими, белокурыми и светлоглазыми людьми, возникло на территории Азербайджана во II веке н.э и распалось под ударами арабских завоевателей в X веке.

Албанцы жили между Иберией (Грузией) и Каспийским морем и оказали влияние на формирование армянского, грузинского, азербайджанского и некоторых других народов Кавказа. Так как Албания граничила с Иберией, грузины могли смешиваться с албанцами, перенимая у них светлые волосы и глаза. Позже народ просто растворился в темноволосом местном населении, но время от времени появляются дети – носители древних генов.

По мнению профессора Ролана Топчишвили, наиболее вероятными преемниками албанцев является народность удины, среди которых много светловолосых людей.

Сарматы

И наконец, есть предположение, что светлые волосы кавказцев, в том числе и грузин, могут быть связаны с неведомым народом, чьи гробницы находят в могильниках степных районов Дагестана и в Чечне. Этот антропологический тип до сих пор встречается на Кавказе, а ближайшими родственными народами являются сарматы.

Повествование о происхождении грузин унесет нас в такое далекое прошлое, что вряд ли кто-то сможет усвоить информацию с первого раза. Сами грузины, а также большинство историков ссылаются на сборник летописей «Картлис Цховреба» («Житие Картли»).

Несмотря на то что в летописях много исторических неточностей и анахронизмов, данный документ вошел в основу труда четырех современных грузинских историков «История Грузии».

Даохи и Колхи

XII − VIII вв. до нашей эры именно к этому периоду относят первые государственные образования на территории современной Грузии.

Даохи, позднее таохи − объединение грузинских племен, проживающих на территории юго-западной Грузии Тао (ныне на территории Турции) в конце второго тысячелетия до нашей эры.

Даохи были смелые и мужественные. Они постоянно сражались то с Ассирийскими царями, то с сильным государством Урарту, которое образовалось в IX веке до нашей эры к югу от Диаохи на современной территории Армении, Ирана и Турции. В клинописных памятниках Урарту Даохи упоминаются как сильная, богатая и победоносная страна во главе с царем, с которой приходилось считаться.

Диаохи все же ослабли в постоянных конфликтах с Урарту, платили им дань и потеряли много территорий. Как Ассирии, так и Урарту пришел конец под натиском скифом, киммерийцев и мидийцев.

*ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

К данному историческому периоду относится Троянская война, начало правление XX династии фараонов в Египте и основание Рима в 753 году до нашей эры..

Колхи − второе большое объединение грузинских племен. Колхи обосновались на западных территориях сегодняшней Грузии вдоль Черноморского побережья вглубь Колхидской низменности. Так сформировалось второе государственное образование грузинских племен в XI-VIII веках до нашей эры. Древние греки называли страну колхов Колхидой. Эту страну упоминали древние историки Геродот, Ксенофонт и Страбон.

Колхида − самая известная местность в Грузии благодаря древнегреческому эпосу. Об Аргонавтах и Золотом руне читаем .

Государство Урарту уступило место государству Мидия, занявшее Иранское нагорье. Жители Урарту после падения страны расселились по всей территории Закавказья, смешавшись с местными грузинскими племенами.

Киммерийцы − племена с Северного Причерноморья неоднократно захватывали территории Колхи, на опустошенных равнинных территориях селились другие племена, спустившиеся с гор.

Греческие колонии на побережье Черного моря

В VI века до нашей эры греки основали колонии: Фазис, Диоскурияю, Гиенос. и Питиунт. Эти названия соответствуют грузинским населенным пунктам Поти, Сухуми, Очамчира и Пицунда. Кроме того, они образовали Херсонес, Пантикапей и другие на территории сегодняшнего Крыма.

Это были независимые города-государства, которые попали под влияние более развитых Колхов. По сведениям греческих авторов, восстановившаяся со временем Колхети, была страной с развитым животноводством, зерновым хозяйством, металлургией, виноградарством…

Здесь были в ходу серебряные монеты «Колхури тетри». Царство Колхети или Эгриси поддерживало дружеские отношения с Ахеменидским Ираном, отправляя туда по собственной инициативе 100 мальчиков и 100 девочек один раз в пять лет.

После уничтожения древнейшего государственного объединения грузинских племен Диаохи, в Восточной Грузии стали селиться разные племена.

После падения царства мушков (или Фригии) в конце VI века до нашей эры из Малой Азии на южные территории Восточной Грузии переселились месхские племена, название которых сохранили некоторые регионы Грузии, например, Месхети, Самцхе,

К IV-III вв. до нашей эры относится образование первого «официального» государства в восточной Грузии. Иберия или Иберийское царство упоминается многими античными авторами. Именно так называли древнее царство Картли в античном мире. Столицей царства стала Мцхета а первым царем первой правящей династии Фарнаваз. Первая династия оставалась у власти до VI века нашей эры.

О том как Фарнаваз стал царем читаем ТУТ.

Хотите познакомиться с историей древней Колхиды ближе? Заказывайте экскурсию в Кутаиси . Расположенная в Западной Грузии Имерети − наследница легендарной Колхиды.

Подробнее об истории древней Грузии читаем