Картины австралийских аборигенов. Как нарисовать индейца карандашом? декоративные акриловые краски

Стремление к красивому заставляло австралийца покрывать орнаментом свой щит, палицу, бумеранг, рисовать узоры и изображения на скалах и камнях, носить украшения на теле. К художественному стремлению присоединялись представления, наделявшие некоторые из украшений и орнаментов сверхъестественными свойствами и превращавшие их в священные изображения.

Таким образом, произведения изобразительного искусства австралийцев делятся на два вида: священные, религиозно-магические изображения и орнамент и рисунки, удовлетворяющие эстетической потребности, но лишенные какого-либо религиозного содержания. И опять-таки, подобно произведениям фольклора и пляскам, внешней разницы между обоими видами нет: совершенно одинаковые по форме и внешнему виду рисунки могли в одном случае означать какой-либо сакральный мифологический сюжет, а в другом - не иметь никакого отношения к мифологии.

Поэтому, оставляя пока в стороне вопрос о наличии или отсутствии ре- лигиозно-магического значения в австралийской живописи и орнаментике и сосредоточив внимание только на ее художественной и технической стороне, можно попытаться систематизировать произведения изобразительного искусства австралийцев. Их можно классифицировать по месту приложения, по технике исполнения, по стилю.

По месту приложения намечаются следующие группы произведений искусства: орнаментация и украшения тела, орнаментация оружия и утвари, изображения на тотемических эмблемах (чуринга, ванинга и т. п.), изображения на скалах и в пещерах.

Украшения тела можно разделить на постоянные и временные. Постоянными украшениями служили прежде всего рубцы на коже, наносимые во время церемоний посвящения, а иногда и с детства. Рубцеванию подвергались главным образом мужчины, но иногда и женщины. Рубцы наносились чаще всего на груди, животе, у некоторых племен на спине, руках. Рас

положение и рисунок рубцов указывали на племенную принадлежность, иногда и на принадлежность к определенной фратрии и брачному классу, больше же всего на прохождение посвятительных обрядов. Рисунок рубцов очень прост: обычно это параллельные горизонтальные линии поперек груди или короткие линии в разных местах тела. Настоящей татуировки кожи австралийцы, как и большинство темнокожих народов, не знали. Временные украшения тела были гораздо более обильны и разнообразны. Австралийцы украшались перед разными корробори, празднествами и религиозными обрядами. Украшения нередко покрывали сплошь все тело и дополнялись головным убором, иногда больших размеров и причудливой формы.

Оружие и различные предметы обихода орнаментировались не всегда. Щиты, как правило, имеют на внешней поверхности рельефный орнамент и, кроме того, окрашиваются охрой. Палицы тоже у многих племен, особенно на юго-востоке, орнаментировались. Из бумерангов выделяется особая орнаментированная разновидность - это изделия племен западного Квинсленда. Копья только в редких случаях украшались резьбой около наконечника. Орудия труда, топоры, рукояти ножей, корытца и прочие предметы изредка орнаментировались, а чаще оставались без всяких украшений.

Культовый инвентарь (центральноавстралийские чуриь ги, широко распространенные «гуделки» и др.) обычно покрывался орнаментом или изображениями символического условного значения.

Наскальные и п е щерные изображения встречаются разных видов. Часть из них представляет памятники древнего искусства, о происхождении которых сами австралийцы теперь ничего не знают. Другая часть - дело рук современных австралийцев. По своему значению наскальные пещерные изображения делятся на рисунки, связанные с религиозно-магическими верованиями, и на простые писаницы, не имеющие в глазах австралийцев ничего священного или тайного. Но по своему внешнему виду одни от других не отличаются. Наиболее известны наскальные изображения в северо-западной, а также в Центральной Австралии. У юго-восточных племен место наскальных рисунков занимали изображения, вырезываемые на коре деревьев шщ рисуемые на земле. У них, как и у племен Центральной Австралии, изготовлялись и рельефные фигуры на земле, имевшие сакральное значение.

Что касается техники нанесения орнамента, то здесь можно установить несколько определенных типов. Спенсер и Гиллен дают следующую классификацию способов нанесения орнамента у центральноавстралийских племен, которую можно распространить и на всю Австралию: резьба, выжигание, раскраска охрой, глиной и углем, орнаментация птичьим или растительным пухом. Иногда два или несколько способов комбинировались.

Резной орнамент встречается чаще всего на деревянных вещах. Орудием резьбы служил острый кремень или иногда резец из зуба опоссума; последним, в частности, делали резные рисунки на чурингах. К тому же типу можно отнести и рубцевание тела.

Выжигались рисунки очень редко; по данным Спенсера и Гиллена - только на магических деревянных палочках.

Наиболее часто применялась раскраска поверхности красящими веществами. Ассортимент их был очень ограничен, столь же ограничена была и гамма красок. Белая глина или гипс давали белый цвет, охра - желтый и красный, древесный уголь - черный. Этими четырьмя цветами почти исчерпывался набор употребляемых австралийцами красок. Ни синей, ни зеленой краски они не применяли, вероятно, за отсутствием естественных красителей, и даже не имели на своем языке особых обозначений для этих цветов, называя их так же, как желтый (у аранда - tierga , или turga ).

Очень характерно для австралийцев применение пуха для декоративных целей. Пух брался или птичий, или растительный, обычно белый, но нередко его красили, смешивая с красной охрой. Чаще всего употребляли австралийцы пух для украшения самих себя перед корробори. Они облепляли пухом кожу тела, головные уборы и пр., пользуясь в качестве клеющего вещества кровью или смолой. Белым и цветным пухом выкладывались на теле целые узоры.

По своему художественному стилю австралийское декоративное искусство, при всей своей простоте, очень своеобразно. По стилевым особенностям можно разделить его на определенные типы.

В целом изобразительное искусство австралийцев характеризуется условно-схематическим стилем, с преобладанием геометрических и гео- метризованных мотивов, в отличие от реалистического и предметного стиля изобразительного искусства, например, европейского палеолита или современных нам бушменов. Однако оно не везде одинаково.

По мнению Спенсера и Гиллена, хороших знатоков декоративного искусства австралийцев, можно провести условную линию с севера на юг поперек всей Австралии, так что линия пройдет от южной части залива Карпентария до залива Спенсера и разрежет материк на две приблизительно равные части: в западной половине господствовал геометрический стиль, в восточной - более предметный (подражательный). Западная половина материка, характеризуемая геометрическим стилем, в свою очередь может быть подразделена на собственно западную и центральную части: в западной излюбленными мотивами орнамента служили прямоугольные фигуры и зигзаги, в центральной - концентрические круги, спирали и кривые линии.

Наиболее характерен именно этот центральноавстралийский стиль орнамента. В нем замечательна главным образом тенденция к сплошному заполнению поверхности рисунком. Художник обычно учитывал форму орнаментируемой вещи. На продолговатых предметах - щитах, чурин- гах - наносились нередко во всю длину волнистые линии, подчеркивающие продольную ось предмета; или, напротив, он рассекался на части поперечными полосами чередующихся цветов, например красными и белыми. Но во многих случаях мастер стремился только заполнить все поле узорами, безотносительно к форме предмета. Он покрывал его рядами волнистых линий, концентрическими кругами и пр., заполняя свободное пространство сплошь белыми или другого цвета точками. При украшении человеческого тела его линии и контуры тоже принимались во внимание: волнистые или мягко изгибающиеся линии и полосы следовали очертаниям тела или пересекали их. Наблюдая фигуры разукрашенных танцоров и участников корробори, нельзя отказать австралийским художникам в своеобразном, хотя и грубоватом вкусе.

Когда орнамент покрывает священные предметы, чуринги или вообще связан с религиозно-магическими представлениями, то элементы этого орнамента, сохраняя свою чисто геометрическую форму, приобретают условный символический смысл: они означают образы тотемических предков и отдельные эпизоды мифов. При этом во многих случаях имеется некоторое сходство орнаментального мотива с изображаемым предметом. Так, например, мифическая змея почти всегда изображалась волнистой линией или полосой. Следы и пути движения мифических существ, скитавшихся по стране, передавались пунктирными линиями, рядами точек или короткими черточками; иногда даже вырисовывались реалистически отдельные следы. Постоянно встречающиеся в орнаменте подковообразные фигуры обычно означают сидящего человека (возможно, по сходству с его раздвинутыми ногами).Но чаще никакого, даже отдаленного сходства с изображаемым предметом нет, и один и тот же мотив означает в одном случае «одно, в другом - совсем другое. Например, излюбленный мотив концентрических кругов или спиралей изображает на одной чуринге лягушку, на другой - дерево, на третьей - водоем, на четвертой - человека, на пятой -место остановки странствовавших мифических предков. На рисунках же, не связанных с культом, те же самые мотивы могут вообще ничего не означать. По одному внешнему виду рисунка никогда нельзя определить, имеет ли он какое-либо символические значение и какое именно. Это знали только те, кто имел непосредственное отношение к данному рисунку.

Трудно сказать, каким образом установилась связь отдельных орнаментальных мотивов с теми или иными мифологическими представлениями, например концентрических кругов с изображением лягушек и т. п. Возможно, что здесь имела место постепенная геометризация рисунка, бывшего когда-то более реалистическим. Возможно и то, что реалистического вида рисунок никогда не имел, а между теми или иными мифологическими образами и их графическими символами проводилась произвольная связь.

В Западной Австралии господствующим стилем орнамента остается геометрический, но криволинейные фигуры там заменены прямолинейными.

Вместо концентрических кругов и спиралей мы встречаем здесь вписанные один в другой прямоугольники (стороны которых взаимно параллельны); угловатые меандры, вместо волнистых линий - зигзаги. Есть предположение, что этот прямолинейный стиль является дальнейшим развитием криволинейного, что, следовательно, племена Западной Австралии в изобразительном искусстве сделали шаг вперед сравнительно с центральноавстралийскими племенами.

В восточной половине Австралии геометрический стиль в декоративном искусстве сочетается, как отмечено выше, с предметными изображениями. Геометрические мотивы более разнообразны, а композиции сложнее ж строже. Наиболее характерны узоры на щитах и палицах. Обычными элементами их являются параллельные ряды зигзагообразных линий, точечный и линейный орнамент в шахматной композиции.

Предметные реалистические изображения редко встречались в австралийском быту. Почти единственная область, где они отмечены,- это- северо-восточная часть Арнхемленда. Супругами Берндт недавно описаны не только предметные рисунки, но и деревянные пластические фигуры, изображающие мужчин и женщин. Тут сказалось совершенно несомненное влияние приезжих индонезийских моряков; это влияние началось несколько сот лет назад, и изготовление резных и рисованных человеческих фигур крепко вошло в быт аборигенов.

В других местностях реалистические изображения были очень редки. Однако, когда австралийцу случалось почему-либо их делать, они оказывались иногда выполненными настолько хорошо, что следует предполагать наличие глубоких традиций реалистического искусства у австралийцев. Беря в руки европейский карандаш или уголь, они рисуют на бумаге* чрезвычайно выразительные фигуры зверей, бытовые сцены и пейзажи, полные динамики и экспрессии. Лучшим примером этого стиля могут служить картины художника-аборигена Альберта Намаджиры и мальчи- ков-художников из Кэрролупской школы (о них см. в главе «Современное положение австралийцев»). Эти живые, непосредственные рисунки резко контрастируют с религиозно-магическими изображениями, сухо схематичными, скучными и бесцветными. Когда народное творчество не сковано условно религиозной традицией, оно способно давать высокохудожественные образцы. В целом австралийское изобразительное искусство по типу своему близко к искусству неолита и отчасти мезолита Европы. Реалистические изображения напоминают и некоторые формы позднепалеолитической живописи.

Начатки положительных знаний

В буржуазной литературе отсталые народы нередко изображаются как невежественные «дикари», сознание которых настолько пропитано грубыми суевериями, что они даже не способны логически мыслить и познавать реальный мир. Это обывательское мнение глубока ошибочно, в чем нетрудно убедиться на примере тех же австралийцев - одного из самых отсталых народов на земле.

Конечно, религиозно-магические представления австралийцев дики и нелепы, но таковы же любые религиозные представления любого народа, хотя у народов Европы, например, они и облечены в утонченную, «культурную» форму. «Я верю потому, что это нелепо», - известная поговорка христианских богословов. Но во всем, что не касается религии, австралийцы способны рассуждать так же здраво и логично, как и мы. Это не раз отмечалось добросовестными наблюдателями. Учителя австралийских школ, которым приходится иметь дело с детьми аборигенов, замечают, что эти дети делают успехи в школьпых предметах, ничуть не отставая от своих «белых;» товарищей; впрочем, получить хотя бы среднее образование аборигенам очень редко удается, а еще реже могут они найти применение своим знаниям, ибо путь к интеллектуальному труду для них закрыт.

Накопление положительного опыта и способность к обобщению, к зачаточной систематизации наблюденных фактов подтверждаются уменьем австралийцев прекрасно приспособляться к окружающей природной обстановке.

Непосредственно окружающую их природу австралийские охотники знают прекрасно. Местность, по которой кочует данная группа (род, племя),- будь то степь, гористая страна, саванна или тропические джунгли,- это родной дом для всех членов группы. Они знают каждое дерево, каждую скалу, каждый водоем в пределах своей кочевой территории. Знания их в области прикладной ботаники изумительны: им известны сотни видов деревьев, кустарников, трав, растущих в окрестности, известны все их полезные свойства и как их употреблять. Одни растения дают пищу (корни, клубни, семена и пр.), другие материал для поделок; технические особенности древесины каждой породы дерева австралийцы знают не хуже любого лесотехника. Поразительно уменье австралийских женщин обрабатывать различные растения и приготовлять из них пищу: они обезвреживают мало съедобные и даже ядовитые в диком состоянии растения путем сложной переработки. Эта своеобразная практическая химия способна вызвать удивление. Не менее велико знание австралийскими охотниками животного мира: они знают всех зверей и птиц в пределах своей области, знают их особенности и повадки, следы и пути передвижений. Охотник умеет найти, перехитрить и поймать даже самое осторожное и пугливое животное.

Не раз отмечалось также поразительное уменье австралийцев ориентироваться в безлюдной пустыне, найти в ней дорогу, воду, пищу.

Бродячий охотничий быт отнюдь не представлял собой, как это всегда думают, безусловного тормоза для развития положительных знаний. Наоборот, в некоторых отношениях он благоприятствовал расширению этих знаний. Подвижность австралийских охотничьих групп, постоянно общавшихся друг с другом, частые кочевки, походы, экспедиции, межплеменные сборища, обменные сношения - все это способствовало расширению умственного кругозора австррлийского аборигена.

Следует отдельно остановиться на вопросе о народной медицине австралийцев. В главе о религии говорилось о колдовской практике их знахарей. Но австралийцы знают и применяют также различные средства рациональной медицины. Буржуазные исследователи до сих пор уделяли им мало внимания, интересуясь больше как раз знахарско-магической практикой австралийцев. Но в работе венского этнографа и доктора медицины Эриха Дробеца «Медицина у туземцев Австралии» собрано много очень интересного материала на эту тему.

К своим больным, как и к дряхлым старикам, австралийцы относятся очень заботливо, ухаживают за ними, в случае необходимости носят их при перекочевках на себе. Эти факты, как и вся медицинская практика австралийцев, опровергают распространенное в буржуазной реакционной литературе представление о них, как о «грубых дикарях».

Оказывается, некоторые из применяемых австралийцами медицинских и хирургических средств вполне рациональны. Особенно ясно видно это в отношении приемов примитивной хирургии: раны, переломы и вывихи они умеют хорошо лечить и делают это своими средствами, не обращаясь даже к знахарям и колдунам.

К кровоточащей ране прикладывают глину, жир змеи или других животных, птичий помет, смолу некоторых деревьев, молочный сок фикусовых растений, растертые в кашицу стебли, иногда с примесью охры, и пр. Для заживления ран употребляются также человеческая моча, материнское молоко. Некоторые из названных веществ применяются также при опухолях и нарывах. Дробец указывает, что иные из этих народных средств признаются и европейской медициной. Перевязывают раны мягкой древесной корой. Как кровоостанавливающее средство употребляются древесный уголь, зола, паутина, жир игуаны. При переломе костей накладывают повязки из коры, деревянные шины. Однако, как указывают источники, срок наложения недостаточно продолжителен, что, впрочем, в условиях кочевой жизни вполне понятно.

Змеиные укусы лечат высасыванием, перетягиванием укушенной частц тела, выжиганием ранки, циркулярным надрезом. При некоторых недомоганиях, например при головной боли, при ревматизме, пускают больному кровь при помощи надрезов.

Больной зуб удаляют, обвязывая его шнурком.

Иногда боль утоляют, прикладывая листья растений, содержащих наркотические вещества («змеиная трава» и пр.).

Есть сведения, хотя мало достоверные, о настоящих хирургических операциях, например при ранении в области живота.

Кожные болезни лечат прикладыванием глины, красной охры, настойкой некоторых видов коры, промыванием мочой.

При воспалениях, при лихорадочном жаре употребляются холодные примочки. При простуде, ревматических болях и других случаях больного заставляют потеть; некоторые юго-восточные племена устраивают настоящую паровую баню. Выкопав яму, нагревают ее горячими камнями, на них кладут сырые листья и ветви, а над ямой сооружают крышу из жердей; туда и ложится хорошо закутанный больной. В некоторых случаях больного на четыре-пять часов зарывали во влажную землю, с подливанием воды (камиларои), или в песок (гевегал, юалайи).

При желудочных заболеваниях применялись слабительные (мед, эвкалиптовая смола, касторовое масло) и закрепительные (разные настойки, луковица орхидеи, глина и пр.) средства.

Фармакопея австралийцев вообще довольно”"богата. Они знают целебные свойства очень многих растений. Вальтер Рот перечисляет 40 видов растений, употребляемых с лечебными целями.

Применение многих из упомянутых средств народной медицины комбинируется с магическими приемами, обычно с заговорами. Но это не мешает народной медицине австралийцев оставаться рациональной в своец основе, ибо она построена на положительном народном опыте.

Поразительная художественная продукция австралийских аборигенов была неизвестна на Западе вплоть до 1970-х. В течение десятилетия искусство аборигенов преодолело границы этнического или примитивного выражения, чтобы занять достойное место среди современных художественных движений, появилось в престижных музеях и галереях мира. В сообществе аборигенов, живущих в центре западной австралийской пустыни, обнаружилось беспрецедентное возрождение искусства. Возникли разные группы художников-аборигенов, использующих современные техники не только для того, чтобы выразить традиционные и религиозные мотивы их культуры, но также и для интерпретации актуальных современных тем.

Позже всплеск художественного творчества туземцев обнаружили в самых разных регионах Австралии: сообщество аборигенов города Новый Галь на юге, провинция Виктория, Квинсленд, Западная Австралия (кланы коори, миррие, ньонга)… Такая художественная деятельность сыграла важнейшую роль в осознании аборигенами своих прав в их требовании получить политический и социальный голос в решении различных проблем внутри австралийского сообщества. В искусстве аборигенов выдвижение таких требований сочетается с проявлением абсолютной духовности и привязанности к своей земле.

В наши дни аборигены свободно перемещаются по континенту. Даже если отличительные особенности их художественной продукции обусловлены корнями, традициями, связанными с их географическим происхождением и определяются культурой, индивидуальными особенностями конкретного художника, проекты, темы, идеи постоянно смешиваются. Большая часть продукции, определяемой как «традиционное искусство аборигенов», создана в сообществах, удаленных друг от друга на сотни километров.

Австралийские художники-аборигены используют разнообразные средства, включая живопись на коре, листьях, резьбу по дереву, наскальные изображения, живопись с использованием песка, церемониальные одеяния, декорирование разных инструментов. В культуре аборигенов искусство - один из ключевых ритуалов и используется, чтобы пометить территорию, напоминать о прошлом, рассказывать истории про незапамятные времена. Аборигены верили, что их мир возник в результате акта творения. Неаборигенам трудно понять исключительную важность искусства для их жизни.

Исследователь Говард Морфи писал: «Искусство было и остаётся центральным компонентом традиционного способа жизни йёлигу, имеет большое значение и в политической сфере, и в отношениях между кланами. И является действенным компонентом системы жёстко обозначенного знания. А на более метафизическом уровне искусство для аборигенов является главным средством для воссоздания событий прошлого, почитания предков и общения с миром духов».

История искусства аборигенов насчитывает 50 тысяч лет, о чём свидетельствуют древние рисунки на коре, обнаруженные в самых удаленных регионах земли Австралии, созданные ранее появления наскальных рисунков в пещерах Ляско и Альтамиры.

Изначально функция и ценность искусства аборигенов имели священный характер и отражали эмоциальные, политические и даже практические аспекты жизни первых поселенцев на континенте. В наши дни, хотя искусство аборигенов и утратило присущую прошлому периоду сакральную природу и оказалось приспособленным к требованиям международной публики, тем не менее, и современная художественная продукция аборигенов по-прежнему имеет корни в древнем мистическом восприятии мира.

В культуре аборигенов важную роль играет концепция «сновидений», обращающая не только к мифам творения, но также к пейзажу и тесной связи с ним аборигенов. Кроме того, согласно их тотемическим верованиям, духи предков продолжают жить среди людей и сегодня. И от духов предков зависит социальная идентичность и духовная ответственность аборигенов. Поэтому сновидения обеспечивают связь с прошлым, с самим временем, с источником первичного знания.

Вовсе не удивительно, что сновидения образуют контекст и сюжет большинства произведений художников-аборигенов. На многих символических предметах, оружии изображены рисунки, иллюстрирующие эти мифы, подчеркивающие их сакральный характер. Резьба на камне, картина на коре или земле свидетельствуют, что такое творчество само по себе является ритуальным актом.

Живопись на коре дерева - самая распространенная форма искусства у аборигенов. Используемая в древности для строительства жилищ, часто украшенная символами и мотивами, снятая с эвкалиптов кора - гибкий, гладкий материал, в то же время прочный. Стиль рисунков варьируется в разных зонах Австралии. В некоторых регионах рисунки воплощают фигуративную тенденцию, как в окрестностях, недалеко от города Оэнпелли, на западе от Земли Арнхема. А на востоке, как в окрестностях Йиркала, в рисунках появляются более абстрактные и геометрические мотивы. А рисунки на коре на острове Гроот Эйландт, наоборот, отличаются глубиной черного фона, на котором и появляются изображения.

Символы искусства аборигенов, их значение

Культура и традиции австралийских аборигенов развивались на протяжении нескольких тысячелетий. И символы в их искусстве являются продолжением этой традиции и не отличаются от наскальных изображений и росписей в пещерах, созданных аборигенами в последние столетия. Традиционно эти символы использовались в изображениях на песке и татуировках на теле во время церемоний и корроборис, народного танца аборигенов-австралийцев. Причем в каждом регионе Австралии символы имеют свои особенности. В артсимволах Северного Квинсленда доминировали образы речного берега в специфическом стиле «перекрестных линий» или «рентгеновских лучей», исконном для уроженцев этих мест.

Аборигены Центральной Австралии в своем творчестве делали акцент на «песочных» или «точечных» картинах, передающих образ пустыни.

Австралийские аборигены верили в магическую силу «сновидения» или акта творения окружающего мира под названием Тьюкуррпа. Эта культура развивалась, когда предки аборигенов заселили сельскую местность Австралии. Особое значение они придавали источникам, рекам, горам и скальным образованиям. Отношения аборигенов с природой, отождествление с ней, особенно с землей, космосом и морем, было глубоким и исключительно духовным по своей природе.

Современное искусство аборигенов основывается на этих древних и традиционных символах, художники-аборигены создают из них очень простые конфигурации, схемы, но полные значения. Такие символы применяются и в татуировках для церемоний и наносятся на предметы, оружие и другие вещи, используемые аборигенами. Они верили, что художественные символы имеют огромную власть над людьми. Такое ритуальное значение символов прослеживается у нескольких поколений художников и духовных лидеров аборигенов.

Традиционная связь со сновидениями всё еще имеет важное значение в произведениях художников-аборигенов. Хотя основная концепция артсимволов достаточно упрощенная, аборигены активно используют ее, чтобы создавать одухотворенные и прихотливые конфигурации, в которых зашифрованы сложные истории. Знак V - артсимвол, обозначающий мужчину аборигена. Если символ V сопровождается кругом или несколькими концентрическими кругами, это указывает на мужчину, сидящего возле источника. Спиралевидные линии - символическое изображение текущей воды. И рассказывают они про власть мужчины аборигена. Это история про водоноса, использующего свою прирожденную способность вызывать дождь. Каждый дополнительный символ придает еще большую силу и значение картине.

Точка, пятно - один из основных символов у художников Западной пустыни и Центральной Австралии, придающий их картинам такое своеобразие. Точки, пятна могут обозначать звезды, искры от костра, землю. Современные художники-аборигены утверждают, что обычные зрители могут увидеть в картинах лишь внешнюю историю. Только знатоки истинного значения символов способны понять внутреннюю, таинственную историю картин. Но сегодня художники-аборигены используют точечную пунктуацию, пятна, чтобы затемнить или зашифровать смысл символов в их картинах.

Религиозные и культурные аспекты искусства аборигенов

Традиционное искусство аборигенов почти всегда имеет мифологический оттенок, связанный с жизнью аборигенов в глубокой древности. Многие современные арт критики Запада полагают, что если в таком искусстве не прослеживается духовность аборигенов, его нельзя считать подлинным туземным искусством, воплощающим их истинную суть. С таким мнением абсолютно не согласен Вентен Рубунтья, художник-абориген, пейзажист, полагающий, что трудно найти какое-либо искусство, лишенное духовного значения. Рассказывание историй и тотемные изображения встречаются во всех формах искусства аборигенов. Причем существует и часто используется и специфическая женская форма искусства аборигенов - в регионе Земля Арнхем.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-351501-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-351501-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В своём блоге о путешествиях я уже успела рассказать о посылке из Австралии, которую получила несколько дней назад.

Сувениры из далёкой загадочной страны были расписаны по мотивам искусства австралийских аборигенов. В Австралии оно в большом почёте, его даже изучают в университетах. Ну и, конечно, наносят на сувенирную продукцию. Ведь что может лучше рассказать о стране, чем её этническое искусство?

Это рисовал австралийский художник Рон Поттер

Я ничего подобного в жизни своей не видела. Мы с дочкой восхитились и, конечно, решили попытаться изобразить нечто подобное.

Нам казалось, что у нас получится красиво – ведь узоры не так уж и сложны. Рисовали мы сперва простым карандашом (контуры), затем – гуашью кисточкой, а потом гуашь наносили ватными палочками (это было самое увлекательное в процессе рисования).

Однако простота изображения оказалась очень обманчивой. Ну и мы, конечно, тоже не такие уж мастера. В общем, сколько мы ни старались, такой же красоты у нас не получилось.

А это – рисовала я…

На этом рисунке изображён кенгуру – тотем береговых кланов аборигенов. Искусство австралийских аборигенов очень символично. И в каждом рисунке – целый рассказ. Кенгуру-тотем совершает путь в центральную часть континента, чтобы продать товары и получить деньги.

Охряные узоры как раз и символизируют деньги (золото). А следами отмечен торговый маршрут. Видите, как всё непросто?

Кстати, художники Австралии занимаются пропагандой искусства аборигенов не просто так, а с благотворительными целями. И проценты с реализации сувениров восторженным туристам уходят на поддержание и сохранение этого искусства, что приносит неплохой доход аборигенам. Прекрасная задумка, правда?

А это – дочка моя старалась…

Австралия – очень богатая страна в плане красот. И абсолютно неизвестная мне и моим детям.

Думаю, наши рисунки – всего лишь начало нашего знакомства с Австралией. И мы с дочкой обязательно почитаем про австралийских животных и ещё нарисуем кого-то из них.

Ну а мой рассказ о посылке из Австралии можете найти здесь — worldroads.ru/posyilka-iz-avstralii. Уверена, Вам будет интересно!

А Вы что-нибудь знаете об искусстве австралийских аборигенов?

Post Views: 7

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-351501-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-351501-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Неделю назад из длительной поездки вернулся мой брат. Виталик на протяжении года жил и работал в Австралии. Вчера вечером в гостях я услышала удивительный рассказ о том, что брат увидел и что его поразило, пока он жил в Сиднее и путешествовал по интересным местам этого восхитительного континента.

Никогда бы не подумала раньше, что меня может поразить живопись австралийских аборигенов. С местным творчеством брат познакомился в Улуру. Это туристический поселок недалеко от розовой скалы, считающейся у коренных жителей священной. Там ему удалось попасть на мастер-класс местной художницы. Мастерица показывала технику рисования точками с использованием другой стороны кисточки.

Рисование для австралийских аборигенов - это некая медитация. Создают свои картины они прямо на улице, сидя с полотном и кисточкой в руке. Сосредоточившись на своем внутреннем мире, они рисуют цветные точки, из которых впоследствии получаются настоящие шедевры. Работы в такой технике завораживают и как будто источают позитивную энергетику, надолго приковывая к себе взгляды и мысли.

А всё, что нужно, - это прислушаться к себе и начать рисовать каскад разноцветных точек. Но есть в этом и свои секреты.

Необычные рисунки

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя подборку яркой и необычной живописи австралийских аборигенов . Энергетика просто зашкаливает!

  1. Яркие краски, лаконическая выразительность штриха, живописные анатомические подробности - всё это характеризует живопись австралийских аборигенов, знакомство с которой доставит удовольствие истинным ценителям самобытных культур.





  2. А ты знаешь, как выглядят аборигены-художники? В этом случае стереотип, каким мы представляем себе художника, абсолютно не работает. Выглядят они довольно экзотично, особенно с точки зрения европейца.

    Вот, к примеру, довольно известная художница из Австралии Jeannie Petyarre. Работы Джинни известны по всему миру и имеют большое количество ценителей. И не без оснований, ведь эти произведения искусства действительно удивительные, глаз не оторвать!


    Репродукция этой картины благодаря брату теперь хранится у меня.



  3. Аборигены-художники рисуют мир точками и мазками. Они будто из атомов создают самое важное в их жизни, то, что имеет наибольший вес, чем они гордятся и чем живут: страну, в которой родились, землю, реки, солнце и небо.



    Еще они рисуют людей, которые живут рядом и которых они любят, рисуют женщин, мужчин и детей, растительный и животный мир, всё, что их окружает.

    Секрет энергетики картин кроется в закодированных символах, их художники прописывают во время работы над новым шедевром, превращая сюжеты в яркие орнаментальные полотна.


    Зная и понимая эти символы, можно с легкостью «читать» художественные произведения.

  4. А вот и картины австралийских художников-аборигенов, выставленные в одной из мировых художественных галерей.


    У них совершенно особая аура! От этих абстракций такое ощущение, как от общения с природой, - легкий ветерок, запах травы, чирикание птиц… Очень иррациональные, как волны цвета.


    Посетители галереи признаются, что им нравится стоять перед полотнами, прислушиваясь к своему внутреннему состоянию.

  5. Австралийские художники-аборигены рисовали и продолжают рисовать красочных рыб, зверей, птиц, иногда людей, при этом наряду с внешними деталями изображаются и внутренние органы - позвоночник, пищевод, сердце, печень.


    Это так называемый стиль рентгеновских снимков, который отражает заинтересованность аборигенов в расширении своих знаний по анатомии представителей животного мира.


    Кроме того, подобное доскональное изображение съедобной дичи являлось своего рода магическим действием и обеспечивало успех на охоте.

На случай, если ты решишься отправиться в захватывающее путешествие, мы подготовили для тебя увлекательную подборку из из разных стран мира. Возьми несколько идей с собой в дорогу, оригинальный подход к выбору сувениров принесет тебе массу позитивных эмоций.

Что скажешь по поводу этих непривычных нашим взорам произведений искусства австралийских аборигенов? Лично я души не чаю в этнических мотивах !

Кроме того, попробовав создавать такие, на первый взгляд, примитивные работы, понимаешь, что рисовать точками совсем не просто. Это требует большой концентрации и огромного внутреннего ресурса, ведь создавать такие работы можно только в хорошем настроении, не допуская ни одной негативной мысли.

Если тебя вдохновило австралийское искусство - поделись этой статьей с друзьями. Я уверена, они точно найдут для себя что-то новое.

Настя занимается йогой и обожает путешествия. Мода, архитектура и всё прекрасное - вот к чему стремится сердце девушки! Анастасия занимается дизайном интерьеров, а также делает неповторимые украшения с цветочной тематикой. Мечтает пожить во Франции, учит язык и живо интересуется культурой этой страны. Считает, что человеку нужно всю жизнь учиться чему-то новому. Любимая книга Анастасии - «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт.

Перед там как рисовать индейца, я должен немного рассказать Вам о сабже. Индеец — красножо кожий бро, названный так из-за нелепой ошибки господина Колумба (Известного , который даже не подозревал, что открыл совсем не Индию, а Америку) По общепринятым понятиям, индеец всегда выглядит вдумчивым, курит трубку и ходит в кокошнике из перьев. Когда на их землю ступает нога чужеземца, то индеец (хлопая ладошкой по губам и издавая звук О-О-О) бежит сломя голову к своему племени, где они разжигают и точат свои копья и стрелы. Но когда чужаки преподносят им заморские дары, то индеец закапывает топор войны. Позже вождь племени и гости садятся в круг, в самом оттюнингованном вигваме, и закуривают трубку мира (скорее всего с какой-то необычной травой, так как вождю очень часто являются всякие видения пророчащие зло).

Индеец прекрасно приспособлен к жизни, умеет убивать своим томагавком животных и сдирать с них шкуры, выращивать кукурузу и делать из нее попкорн. Женщина-индеец общипывает бедных пташек и шьет из их перьев ловцы снов. Самка индейца чаще всего красивая, если судить по мультику Покахонтас.

В настоящее время индейцев, как таковых, практически не осталось. Специальным постановлением суда было принято указ об перемещении всех индейцев в музеи, а на месте их обитания построить нафтовые вышки, заводы и клубы с покером и куртизанками. А чуть позже и черные взбунтовались и заполонили собой всю Америку. Такие дела.

Как нарисовать индейца карандашом поэтапно

Шаг первый. Для начала обозначим позицию человека. Шаг второй. Рисуем элементы лица: глаза, нос, рот, означим оперение. Шаг третий. Добавим волосы, и по всему телу штрихов. Тоже самое проделаем и с перьями. С помощью штриховки сделаем тени. Шаг четвертый. Сотрем вспомогательные линии и детализируем объекты. Как-то так должно получится. Можете еще раскрасить цветными карандашами. Кроме этого у нас есть еще интересные уроки, например.