Картотека «Пословицы и поговорки по нравственному воспитанию. Нравственность в русских пословицах Пословицы о нравственной жизни человека

Пословицы и поговорки, как средство нравственного воспитания дошкольников

Народ – воспитатель, народ – педагог. Века и тысячелетия решалась задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чём зиждется всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Что как ни пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития дошколников.

Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.

Пословицы и поговорки - древний жанр устного народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Почему именно они? Да всё просто.

Во первых, дошкольники ещё плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами.

Во вторых, этот возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Ни потому ли к месту сказанное мудрое слово глубоко западает в душу детей, запоминается на долгие годы и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие.

Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Такие поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются. Т.е. сама оригинальность этого вида устного народного творчества служит эффективным средством как воспитания, так и обучения.

Нет ни одного человека, который бы не знал хотя бы пять пословиц. Наш народный фольклор невероятно богат поговорками и пословицами. И в каждой из них кроется великая мудрость нашего народа, глубочайший смысл, заложенный буквально в одной короткой фразе, четкой и лаконичной. Нет такой сферы человеческой деятельности, которую бы не затрагивали слова классических старинных пословиц. Их знали многие поколения наших предков, но поговорки актуальны и сегодня. Они не устаревают, не становятся ненужными и непонятными. И в этом вся их прелесть.

Работая в направлении «воспитание нравственности детей» я часто использую в своей работе пословицы и поговорки о человеческих качествах, ообщечеловеческих ценностях.

О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ

  • Кто не богат, тот и алтыну рад.
  • Алтын пропадает, и Мартын пропадает.
  • Не сули чужой полтины, дай свой алтын.
  • Алтын сам ворота отпирает и путь очищает.
  • Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда.
  • Шейка - копейка, алтын - голова, сто рублей - борода.
  • Деньга деньгу родит, а беда беду.
  • Бедному смерть не страшна.
  • Федюшке дали денежку, а он и алтын просит.
  • Алтынного вора вешают, а полтинного чествуют.
  • Алтын Мартыну - ни сапог подшить, ни скоба подковать.
  • Беден, да честен.
  • Бедному зятю и тесть не рад.
  • Бедность не порок, а несчастье.
  • Бедность учит, а счастье портит.
  • Бедному жениться - ночь коротка.
  • И бедный украдёт, да его Бог прощает.
  • Бедность крадет, а нужда лжет.
  • Бедному кусок за целый ломоток.
  • Бедный знает и друга, и недруга.
  • Бедный вздохнет, богатый всхохочет.
  • Бедному одеться - только подпоясаться.
  • Бедность и мудрого смиряет.
  • Бедный разоряется, а богатый радуется.
  • Богат мельник шумом.
  • Богат, да не Богу брат.
  • Счастье лучше богатства.
  • Богатому и в пекле хорошо.
  • Бедный и к празднику у соседа отпрашивается.
  • Чужим богат не будешь
  • Богатый бедному не брат.
  • Богат как церковная мышь.
  • Богатому рай, а бедному ад.
  • Богатому душа дешевле гроша.
  • Богатого с бедным не верстают.
  • Богат, да крив; беден, да прям.
  • Богатство - грязь, ум - золото.
  • Богатый дивится, чем голь живится.
  • Богатством в рай не взойдешь.
  • Богатый и не тужит, да скучает.
  • Богатому и черт ребенка качает.
  • Богатство - вода: пришла и ушла.
  • Богат Ермошка: есть козел да кошка.
  • Богатому пакость, а убогому радость.
  • Богатство с деньгами, голь с весельем.
  • Беспутному сыну - не впрок и богатство.
  • Богатство человека от смерти не избавит.
  • Богатого не отличишь от вороватого.
  • Богатому - телята, а бедному - ребята.
  • Не приходом люди богатеют, а расходом.
  • Богатому сладко естся, да плохо спится.
  • Богатому не спится: богатый вора боится.
  • Не с богатством жить, с человеком.
  • Богатый - на деньги, а голь - на выдумку.
  • Богат сидит в пиру, а убог бродит в миру.
  • На чужое богатство не надейся, своё береги!
  • Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад.
  • Богатый носит что хочет, а убогий - что может.
  • Богатство ум рождает, а нужда щеки вяжет.
  • Богат творит как хочет, а убог - как может.
  • Богатому быть трудно, а сытому - не мудрено.
  • Богатые раньше нас встали да всё и расхватали.
  • В драке богатый лицо бережёт, убогий - кафтан.
  • Богатому не жаль корабля, а бедному жаль кошеля.
  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
  • Богатого проважают, чтоб не упал, а бедного - чтоб не украл.
  • Казна с голоду не уморит, да и досыта не накормит.
  • Богатый не золото глотает, бедный не камни гложет.
  • Богатому идти в суд - трын-трава, бедному - долой голова.
  • Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - всё потерял.

О ДРУЖБЕ

  • Живут, как кошка с собакой.
  • Дружба дороже денег.
  • Дружба не гриб - в лесу не найдешь.
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Медведь корове не брат.
  • Не давай денег, не теряй дружбы.
  • Дружба дружбой, а денежкам счет.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Эка дружба! Топором не разрубишь.
  • Всюду вхож, как медный грош.
  • Сапог с сапогом, лапоть с лаптем.
  • Друг не испытанный - что орех не сколотый.
  • Их сам черт лычком связал.
  • Один ум – пол-ума; три ума – полтора ума; два ума – ум.
  • Клин плотнику товарищ.
  • Две кошки в мешке дружбы не заведут.
  • Дружба дружбой, а служба службой.
  • Гусь свинье не товарищ, конный пешему не попутчик.
  • Не сошлись обычаем, не бывать дружбе..
  • Больше друзей – больше и врагов.
  • На частую дружбу часом раздружье.
  • Дружиться дружись, а нож за пазухой держи.
  • В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне.
  • Бойся друга, как врага.
  • С другом дружись, а сам не плошись.
  • С другом дружись, а как недруга берегись.
  • Другу дружи, а другому не груби.
  • Не дорог подарок, дорога любовь.
  • Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.
  • Жить заодно, делиться пополам.
  • Мы с тобой, как рыба с водой.
  • Не в службу, а в дружбу.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Для милого дружка и сережку из ушка.
  • Будешь меня любить, так и собаку мою не бей.
  • Что есть – вместе, чего нет – пополам.
  • Свой своего видит издалека.
  • Приятелей много, да друга нет.
  • Нет друга, так ищи; а нашел, так береги.
  • Друг познается в несчастии.
  • Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
  • Не держи сто рублей, держи сто друзей.
  • Друг и брат великое дело: не скоро добудешь.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Недруг поддакивает, а друг спорит.
  • На Бога уповай, а от добрых людей не отставай.
  • В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодитс
  • Без друга – сирота; с другом – семьянин.
  • Друга на деньги не купишь.
  • При пире, при бражке – все дружки; при горе, кручине – нет никого.
  • Говорить правду – потерять дружбу.
  • Богатому ни правды, ни дружбы не знавать.
  • Вдруг не станешь друг.
  • Нужда сдружила, приволье раздружило.
  • Кто кому надобен, тот тому и памятен
  • Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
  • Раздружится друг – хуже недруга.
  • Легче друга потерять, чем найти.

О ВИНЕ

  • Была бы спина, найдётся и вина.
  • Бей в куст, виноватого Бог выдаст.
  • Была вина, да прощена.
  • Больше верь делам, нежели словам.
  • Богатый бедному не верит.
  • Бывает и виноватый прав.
  • Барышник и сам себе без божбы не верит.
  • Виноватого Бог помилует, а правого царь пожалует.
  • Вор у вора украл.
  • Где мера, там и вера.
  • Грех грехом, а вина виной.
  • Доверяй, но проверяй.
  • Кто Богу не грешен, царю не виноват!
  • Кто сам плут, тот другим не верит.
  • Кто много знает, мало верит.
  • Наш Филат не бывает виноват.
  • Не верь брату родному, верь глазу своему кривому.
  • Не виновата курочка, что грязна улочка.
  • Отведаешь сам, поверишь и нам.
  • Слушать его можно, а верить нельзя.
  • Счастью не верь, а беды не пугайся.
  • То и вина, что попался.
  • У правого уши смеются, а у виноватого и язык уныл.
  • Честь чести и на слово верит.
  • Чем тут церковь виновата, коли поп дурак?
  • Ум без разума беда.

О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО КАЧЕСТВАХ

  • Человек не для себя родится.
  • Не имя красит человека, а человек имя.
  • Не место красит человека, а человек место.
  • Не одежда красит человека, а добрые дела.
  • Не суди об арбузе по корке, а о человеке - по платью.
  • Хорошие люди умирают, а дела их живут.
  • Самая трудная борьба - самого себя побороть.
  • Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.
  • Кому много дано, с того много и спросится.
  • Слава греет, позор жжет.
  • За совесть, за честь хоть голову снесть.
  • Честь ум рождает, бесчестье и последний отнимает.
  • Смерть лучше бесчестья.
  • Двух смертей не видать, а одной не миновать.
  • Глаза - зеркало души.
  • Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.
  • Видать сокола по полету, а доброго молодца по походке.
  • Не ссылайся, сын, на отцовский чин.
  • Я - последняя буква в алфавите.
  • Скромность всякому к лицу.
  • Глаза не на месте - совесть не чиста.
  • Когда совесть раздавали, его дома не было.
  • У него стыда - что волос на камне.
  • Детей питать - в долг давать, отца-мать кормить - долг платить.
  • В семье не без урода.
  • Пустой колос всегда нос кверху дерет.
  • Тот человек пустой, кто полон самим собой.
  • Самолюб никому не люб.
  • Наряд соколий, а походка воронья.
  • Нарядилась, что павлин, а кричит, как ворона.
  • Одним ухом слушает, в другое выпускает.
  • Рубашка беленька, да душа серенька.
  • Чистым бельем грязной души не прикроешь.
  • От одного берега отстал, а к другому не пристал.
  • Близорук: через хлеб да за пирог.
  • На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
  • Наш пострел везде поспел.
  • Он из воды сухим выйдет.
  • С ним водиться, что в крапиву садиться.
  • Чудак-рыбак - рыбу в воде ловит, а пить домой ходит.
  • Плохой плясун всегда музыканта хает.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ

  • Кто жил для народа, тот живет вечно. (Кит.)
  • Человек - живое сокровище, богатство - мертвое. (Кит.)
  • Кто убил змею и вырастил яблоню, тот не зря прожил жизнь. (Узбек.)
  • Кто не встречал в жизни трудности, никогда не станет настоящим человеком. (Афр.)
  • Лучше один день быть человеком, чем тысячу дней быть тенью. (Кит.)
  • Сердце - хрустальная чаша, разобьешь - не склеишь. (Япон.)
  • Тигр после смерти оставляет шкуру, человек - имя. (Япон.)
  • Тигр бережет свою шкуру, человек - имя. (Япон.)
  • Добрая слава - лучшее богатство. (Англ.)
  • Славу легче добыть, чем сохранить. (Япон.)
  • Красив тот, кто красиво поступает. (Англ.)
  • Красота сердца дороже красоты лица. (Япон.)
  • Красавица и в старом платье хороша. (Чечено-ингуш.)
  • Кто честен, тот всегда идет вперед. (Кит.)
  • Грязь с лица можно смыть, грязь с души нельзя. (Тиб.)
  • Кто сам себе нравится, часто другим не нравится. (Араб.)
  • Научиться хорошему - мало и сотни дней; научиться дурному - достаточно и часа. (Кит.)
  • Рисовая солома - много дыма; бедный человек - много мужества. (Кит.)
  • Человек живет век, а память о нем века. (Япон.)
  • Вежливости открываются все двери. (Англ.)
  • Вежливость не купишь на базаре. (Узбек.)
  • Кто злословит с вами, будет злословить и о вас. (Англ.)
  • Человек, который легко раздражается, правым не бывает. (Инд.)
  • Если в гневе пнешь камень, то только ноге больно. (Кор.)
  • Воля и сквозь скалу пройдет. (Япон.)
  • Прилежность - мать благополучия. (Япон.)
  • Терпенье - одно из жизненных сокровищ. (Япон.)
  • Нетерпеливость успеха не приносит. (Япон.)
  • Терпенье - мазь, которая хороша для всех ран. (Англ.)
  • Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший - ее исправить. (Япон.)
  • Человек с нечистой совестью, что конь с растертой спиной - всегда неспокоен. (Кит.)
  • Заботы серебрят бороду. (Вьетн.)
  • За поспешностью следует раскаянье. (Араб.)
  • Нет более глухого, чем тот, кто не хочет слушать. (Афр.)
  • На соседа смотришь во все глаза, а на себя опустивши веки. (Вьетн.)
  • Одни слепы глазами, другие сердцем. (Инд.)
  • Небрежный человек делает дважды. (Кат.)
  • Уголь расплавляет сталь, ласка ломит и упрямство. (Кит.)
  • Многие укажут верную дорогу, когда арба опрокинется. (Азерб.)
  • Голова - венец тела, а глаза - лучшие алмазы в том венце. (Азерб.)
  • О далеком мечтает, а что лежит под носом - не видит. (Япон.)
  • Семья - ключ к счастью. (Азерб.)
  • Человек без родителей - что лютня без струн. (Вьетн.)
  • Заботься о своих родителях, как заботишься о детях. (Япон.)
  • Дружная семья и землю превратит в золото. (Кит.)

Знакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл. Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло и лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии. В этом материале собрано 50 пословиц и поговорок, которые в действительности были длиннее или стали длинней совсем недавно.

Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

Бедность – не порок, а гораздо хуже.

В здоровом теле здоровый дух - редкая удача.

Везет как субботнему утопленнику - баню топить не надо.

Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.

Гол как сокол, а остер как топор.

Голод не тетка, пирожка не поднесет.

Губа не дура, язык не лопата.

Два сапога пара, оба левые.

Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.

Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

И делу время, и потехе час.

Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.

Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.

Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

Лиха беда начало - есть дыра, будет и прореха.

Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.

На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

Не все коту масленица, будет и пост.

Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.

Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.

Один в поле не воин, а путник.

От работы кони дохнут, а люди – крепнут.

Палка о двух концах, туда и сюда бьет.

Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.

Пьяному море по колено, а лужа - по уши.

Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.

Работа - не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.

Рука руку моет, да обе свербят.

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.

С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.

Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.

Собаку съели, хвостом подавились.

Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.

У страха глаза велики, да ничего не видят.

Ума палата, да ключ потерян.

Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.

Чудеса в решете - дыр много, а выскочить некуда.

Шито-крыто, а узелок-то тут.

Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.


Любовь не может проявиться, пока не подготовлен её путь, и ничто не может подготовить путь, как лишь чистота.

Нравственные устои - кое-как сложившиеся правила общежития, - хорошие не тем, что трудно найти лучшие, а одним тем, что существуют.

Это интересно:

Надо любить добродетель, но не мешает знать, что это всего лишь средство, придуманное людьми для удобства совместной жизни.

Еще высказывания о нравственных нормах:

Мораль - другое название удобства.

Если кто кажется нам удобным, мы приписываем это обстоятельство его моральности.

Читайте так же:

В цивилизованном обществе порок не меньше, чем добродетель, заинтересован в сохранении моральных устоев, в почтительном отношении к приличиям. Соблюдение устоявшихся правил общежития в конечном счёте выгодно для любых инстинктов.

Всегда должна быть мерка порядочности, которую мы должны уважать, даже если и не хотим быть порядочными.

Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтобы оставаться шайкой.

Об имморализме легко разговаривать, но каково его вынести.

То, что мы называем добром, предполагает поведение, которое противоположно ведущему к успеху в борьбе за существование. На место самоутверждения оно требует самоограничения, на место растаптывания конкурентов оно требует, чтобы индивидуум уважал ближних и помогал им. Оно направлено не на выживание приспособленного, а на приспособление возможно большего числа к тому, чтобы выжить.

Обыкновенно нравственные заповеди направлены против естественных инстинктов. Они проистекают из противоречия между потребностями общества и потребностями и влечениями индивидуума.

В основе всякой европейской морали лежит польза стада. Стадо стремится сохранить известный тип и обороняется на обе стороны как против вырождающихся, так и против выдающихся над ним.

Моральность есть стадный инстинкт в отдельном человеке. Она понуждает его стать функцией стада и ценить себя только в качестве этой функции.

Мораль - это узда, в которой держит себя вовлеченный в известный порядок человек.

Нравственная жизнь трагична. В основе трагичности лежит столкновение морали личной и морали социальной, противоречие этики рода, этики социальной и этики персоналистической, этики творческой личности.

Цель моральных норм, которые общество предъявляет к личности, состоит в том, чтобы ограничить её свободу. Подлинная моральность начинается с умения отбросить эти нормы и руководствоваться только своей совестью и теми моральными ценностями, которые человек сам творит.

Картотека

«Пословицы и поговорки

по нравственному воспитанию»

О Родине.

Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона – мать родная, чужая – мачеха.

Город – царство, а деревня – рай.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Родина – мать, умей за нее постоять.

О труде.

Человек живет век, а его дела – два.

Счастье и труд рядом живут.

Труд кормит, а лень портит.

Ранняя птичка червячка склюет, а поздняя и зерна не найдет.

Не спотыкается тот, кто не идет.

Вскачь борозды не пашут.

Муравей не велик, а горы копает.

Лень, отвори дверь, сгоришь!

Хоть сгорю, да не отворю!

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.


Слезами горю не поможешь.


Не спеши языком, спеши делом.


Не будет скуки, если заняты руки.


Если взялся за дело, доведи его до конца.


Рисовая каша вкусна, да работа в поле трудна.

О гостеприимстве.

Умел в гости звать – умей и угощать.

Гостя сперва накорми, а затем вестей спроси.

В гостях не будь приметлив, а будь приветлив.

Безсоли. Без хлеба – худая беседа.

О человеческих качествах.

(положительные качества)

Тихая вода берега подмывает.

Где река глубже, там она тише.

Наш Абрасим не просит, а дадут – не бросит.

В ком стыд, в том и совесть.

За совесть да за честь – хоть голову снесть.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Кто пива не пьет, тот пьян не живет.

Русы волосы – сто рублей, буйна голова – тысяча, а всему молодцу и цены нет.

На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко.

Учиться – вперед пригодится.

Кто смел – тот и цел.

(отрицательные качества)

С виду хорош, а продаст за грош.

Поет соловьем, а рыщет волком.

Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.

На языке медок, а под языком – ледок.

Без мыла в душу залезет.

Много людей, а человека нет.

Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.

Личиком беленек, да душой черненек.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.

О признательности, взаимопомощи.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Послужи на меня, а я – на тебя.

Рука руку моет, и обе белы живут.

За добро добром и платят.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Пожалуйста - не кланяется, а спасибо спины не гнет.

Сделав добро, не кайся.

О правде.

Какова резва не будь ложь, а от правды не уйдешь.

Молвя правду – правду и делай.

Правда дороже золота.

Без правды не житье, а вытье.

Засыпь правду золотом, а она всплывет.

Молодому лгать вредно, а старому – непотребно.

Не с ветру говорится, что лгать не годится.

Что знается, то и скажется.

Из черного не сделаешь белого.

Честный правды не боится.

Неправдой жить – людей смешить.

Правду водой не зальешь, огнем не сожжешь.

В правде люди помогают, а за неправду – карают.

О дружбе.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Новых друзей наживай, но и старых не забывай.

Для милого дружка и сережка из ушка.

Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.

С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Друг спорит, недруг – поддакивает.

О воспитании.

Не тот отец, кто вспоил-вскормил, а кто уму-разуму научил.

Умел родить – умей и научить.

Дитятко – что тесто: как замесил, так и взошло.

Из одной печи, да не одни калачи.

У семи нянек дитя без глазу.

Деточек воспитать – не курочек пересчитать.

Работные дети отцу хлебы.

Засиженное яйцо всегда болтун (баловень).

Счастливая дочь – в отца, а сын – в мать.

Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Родилось чадушко, старше бабушки («умничает»).

Глупому сыну не впрок наследство.

О семье.

Жена – для совета, теща – для привета, а нет лучше дружка, чем родная матушка.

Не нужен и клад, коль в семье разлад.

Одному и в раю не рай.

Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.

Тишь да гладь, да Божья благодать.

Любовь да совет, да и нуждочки нет.

Братская любовь пуще каменных стен.

Брат с братом на медведя ходят.

Слово о словах.

Слово не стрела, а ранит.

Словом ударишь сильнее, чем дубиной.

Умей сказать, умей и промолчать.

Слово – солома: загорится, не зальешь.

От одного слова, да навек ссора.

Язык мой – враг мой: впереди ума рыщет, беды себе ищет.

Держи собаку на цепи, а язык – на семи.

Пустая мельница и без ветру мелет.

Говорит, как пишет, слово-бисер нижет.

Не спеши языком – торопись делом.

Язык без костей, что хочет, то и ворочит.

Мирская молва, что морская волна – ее не остановишь.

Не давши слова – крепись, а давши – держись.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Коллективизм.

Один за всех и все за одного.


Семеро – не один, в обиду не дадим.


Ум хорошо, а два – лучше.


С миру по нитке – голому рубаха.


Свет ни без добрых людей.


Один в поле не воин.

Наружность.

Лицо – зеркало души.


Ни в сказке сказать, ни пером описать.


Сам с ноготь, а борода с локоть.


Снаружи мил, а внутри сгнил.


Надень на пенек красивый лоскуток, да и тот красив.


Без хвоста и ворона не красна.

О хлебе.

Хлеб за брюхом не ходит.


Хлеб ногами топтать – народу голодать.


Из одной муки хлеба не испечь.


Без соли, без хлеба – половина обеда.


Ржаной хлебушка - калачу дедушка.

Примеры работы над пословицами и поговорками в ДОУ.

Развиваем речь дошкольников.

I. Воспитатель обсуждает с детьми вопрос:

- О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;

- В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;

- О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;

- О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;

- От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Доверяй, но и проверяй»?

II. Творческое задание

Воспитатель предлагает детям составить правила к поговорке «В правде – сила». Например: дошкольники могут предложить:

1. Говори всегда правду.

2. Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.

3. Не обращай свою вину на других.

4. Помогай говорить правду своим близким.

5. Учи говорить правду младших по возрасту.

III. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»

- одинокий муравей;

- бабочка без цветов;

- одна звезда на небе;

- один цветок в поле;

Развиваем мышление и память дошкольников.

I. Творческое задание «Подбери слово».

Не заживает рана от плохого…

Слово… каждому приятное.

Кто… тот людей смешит.

Без печи холодно, без хлеба…

Не будет хлеба, не будет и…

Ответы: Слова, учтивое, спешит, голодно, обеда.

II. Игровые упражнения:

1) «Подбор пословиц к сказкам».

Взрослый читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, к которым её можно отнести.

Дай волю душе захочется потом – сказка «О рыбаке и рыбке».

Завистливые глаза не знают стыда – сказка «Лиса и заяц».

Залез в богатство – забыл и братство – сказка «Три брата».

У страха глаза большие – сказка «Пан Коцкий».

Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».

2) «Спор мышат». Воспитатель рассказывает детям, что друзья, когда шли на день рождения, начали спорить: «Какая пословица лучше?» Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей. Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей. Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей. Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).

3) «Умняшки». Воспитатель предлагает детям послушать интересный рассказ «Для чего человек работает?». Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня». После прочитанного рассказа воспитатель спрашивает дошкольников: «К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», просит обосновать свои ответы.

Развиваем воображение дошкольников.

I. Инсценировка пословиц.

Воспитатель предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: Между тремя деревьями потерялся. Слышали звон, да не узнали, где он. Даёт, но с рук не выпускает. Прячется, как лягушка в камыше. Задрал нос, что кочергой не достанешь.

II. Творческое задание «Какая пословица лучше»?

Воспитатель читает детям пословицы: «Если себя не похвалишь – никто не похвалит, Не хвалы себя сам – пусть люди похвалят», после чего спрашивает: «Какая пословица лучше?» Если детям трудно ответить, то предлагает найти ответ в сказке «Заяц-хвастун»Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Заяц-хвастун» и тётю Ворону. В сказке Заяц – Хвастун стоял на пеньке перед другими зайцами и прихвастывал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тётя Ворона потрепала его за ухо и не позволила хвастаться. А затем прибежали собаки, поймали тётю Ворону и стали её трясти, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц не хвастун, а молодец.

III. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.

Воспитатель предлагает детям составить ситуацию соответствующую к пословицам («Бояться волка – в лес не ходить», «Заварил кашу, так и ешь её сам» и т.п.).

IV. Коллективная работа методом «коллаж» используя пословицу «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи» .

Пословицы и поговорки – один из самых давних жанров устного народного творчества. Вместе они составляют вроде бы свод правил, которыми человек должен руководствоваться в повседневной жизни. Пословицы и поговорки редко констатируют какой-то факт, скорее рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, – словом, поучают, потому что за ними стоит авторитет прошлых поколений.

Упражнения

1. Упражнение: «Закончи пословицу»

Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

2. Упражнение: «Завиральные пословицы»

Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.

3. Упражнение: «Кто знает, пусть продолжает»

Первый ребёнок произносит пословицу, следующий - проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.

4. Упражнение: «Обьяснялки»

Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа: «О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист?», «Кому следует говорить: не спеши языком - торопись делом?», «Кому и в каком случае мы скажем: что посеешь, то и пожнёшь?», «Почему голова без ума - лукошко?».

5. Иллюстрирование пословиц:

При выполнении данного задания детям можно кроме изобразительных средств предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на фланелеграфе или магнитной доске.

6. Моделирование пословиц:

С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.

7. Инсценирование пословиц:

Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.

8. Подбор пословиц к определённому тексту:

Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно предложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту. Дети любят придумывать ситуации или подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц. Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: «Каждой вещи - своё место». А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, «Кончил дело - гуляй смело»), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.

9. Упражнение: «Восстанови пословицу и объясни её»:

Век живи тем больше дров. Как аукнется твоя неделя. Делу время людей насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись. Поспешишь потехе час.

10. Упражнение: «Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы».

Даются слова, например: дороже. добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, «Добрая слава дороже богатства»).

11. Упражнение: «Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение сверху вниз» (по усмотрению воспитателя).

Вра + ки = Враки, дово + дят = доводят, до дра + ки =драки.

12. Упражнение: «Собери слоги в слова, слова в предложения».

Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до, де - ляй, гу, ло, сме («Кончил дело - гуляй смело»).

Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего, надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений. И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы. Хороший результат даёт приём «переделывания» пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы и пословицы приходим к выводу, что последняя за счёт использования необычных волшебных слов звучит красивее.

Игра «Подбери пословицу»

Цель: Формировать умение подбирать нужную по смыслу пословицу или поговорку, ориентируясь на определенную ситуацию.

1 вариант : Взрослый показывает ребенку картинки (о лени, о труде, о страхе…), а ребенок должен подобрать подходящую пословицу или поговорку

2 вариант : Играют несколько детей, кто больше назовет пословиц и поговорок.

Надо сразу научить ребенка правильно подбирать пословицы и поговорки. Объяснять, почему одни могут подходить, а другие нет.

Игра «Почему так говорят»

Педагог предлагает детям слова: пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Дети должны объяснить, для чего нужны эти предметы и почему они так называются (можно ли подобрать к ним поговорки?)

Игра «О чем я говорю»

Цель: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные (ключевые) слова пословиц и поговорок.

Взрослый говорит несколько пословиц и поговорок на определенную тематику. Ребенок должен описать ситуацию, о чем идет речь.

На тебе, не боже, что мне не гоже.
Берут завидки на чужие пожитки.
Завистливые глаза все съесть хотят.
Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь.
Любит кот сверху сливки слизать.
(О зависти, о жадности.)

У детей особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков. Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки, пословицы и поговорки с разной силой голоса, в разном тембре, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно)

На примерах пословиц и поговорок эффективно происходит формирование звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударение), ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление или перефразировка детьми отдельных пословиц или поговорок является показателем их лингвистического мышления.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, такими ее элементами, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно использовать пословицы и поговорки в разговорной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.

Нравственность - совокупность норм, определяющих правильное (образцовое) отношение человека к миру - природе, душе, культуре. Безнравственность - антипод нравственности.

Если в основе нравственности лежит категория добра, то в основе безнравственности - категория зла. Под первую из них подводятся все добродетели (любовь, трудолюбие, умеренность, смелость, щедрость, честность и т.п.), а под вторую - все пороки (ненависть, лень, неумеренность, трусость, жадность, нечестность и т.п.). Эволюция нравственности протекает в направлении «зло? добро», а её инволюция - в обратном направлении «добро? зло». Пословиц, способствующих первому из этих переходов, русский народ создал неизмеримо больше, чем пословиц, способствующих второму переходу.

Приоритет добра над злом в русских пословицах бесспорен. Сердце радуется, когда читаешь пословицы, восхваляющие добро и, наоборот, порицающие зло. Вот лишь некоторые пословицы, в которых добро выступает как абсолютная ценность: Добро-то и скот понимает; Добро и во сне хорошо, Добро не горит, не тонет; Добро твори, сколько можешь, вовек не занеможешь; Добро делать спешить надобно; Худо жить тому, кто не делает добра никому; Кто добру учится, добром и живёт; Доброта лучше красоты; Добро-то не в селе, а в себе; Доброму человеку весь мир - свой дом; Добрый человек придёт - словно свету принесёт; Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой; Не тот богат, у кого много добра, а тот, у кого жена добра; Русский человек добро помнит.

Добро должно быть бескорыстным: Добро творя, не жди платы; За добро - Бог плательщик; Добро не лихо, бродит по миру тихо. Неожиданном диссонансом на фоне этих пословиц звучит такая: Добро тогда будет добром, когда люди похвалят.

Но есть у нас пословицы, в которых абсолютная ценность добра подвергается сомнению. Такие пословицы в конечном счёте возвышают зло над добром, а стало быть, ведут к нравственной инволюции: За добро не жди добра; Не делай добро - не получишь зло; За добро добром не платят; Никакое добро без вреда не бывает; И добро худом бывает; Там добро, где нас нет; Сколько добра ни делай, благодаренья мало; Сколько добра ни делай - ни в честь, ни в спасибо; Знай, кому добро делаешь; За моё же добро мне переломали ребро.

Подобные пословицы не делают погоды. Русский человек даже и из зла умудряется извлечь добро: Нет худа без добра. А для очень осторожных сказано: Надейся на добро, а жди худа.

На бесспорное превосходство добра над злом указывают такие наши пословицы: Добро превышает зло; Добро не умрёт, а зло пропадёт; Против зла твори добро; Зло побеждай добром; Добро вспомнится, а зло не забудется; Добро помни, а зло забывай; Зла за зло не воздавай; Кто зла отлучился, тот никого не боится; Всякое зло терпеньем одолеть можно; Человек жалью живёт.

К перечисленным пословицам примыкают и такие: Зло в хату, любовь из хаты; Зло злом и губится; Тому тяжко, кто зло помнит; Порочный человек - калека; Беспорядочный человек не проживёт в добре век; В ком добра нет, в том и правды мало; За доброе жди добра, за худо - худа; Добра ищут, а худо само придёт; Добро делаем - добро и снится, а худо делаем - худо и снится.

О злом человеке русские говорят: Как на лес взглянет, так и лес вянет; Где ногой ступит - трава не растёт; Дурной человек не любит никого, кроме себя; Злой доброго не любит; Злой плачет от зависти, а добрый от радости; Доброму - добро, а худому переломят ребро.

Категории, производные от добра и зла, многочисленны, но достаточно обратиться лишь к некоторым из них, чтобы увидеть, что добродетелям в русских пословицах поются дифирамбы, а пороки подвергаются остракизму.

Любовь/ненависть. «Любовь развязывает все узлы», - любил повторять Л.Н.Толстой. В великой силе человеческой любви нас уверяют и русские пословицы: Любовь всё побеждает; Без любви как без солнца; Братская любовь крепче каменной стены; Любовь горами качает; Любовь покрывает множество грехов; Любовь правдой крепка; Любовь любит единость (единство); Любовь лучше вражды и т.п.

Не столь однозначно обстоит дело с ненавистью. С одной стороны, она бескомпромиссно осуждается, поскольку от ненависти вражда рождается и слепая ненависть - плохой советчик, а с другой стороны: Без ненависти никто не живёт; Ненависть во всех есть; Лучше в ненависти, нежели в беде и т.д. Но подобные пословицы - капля в море, они тонут в море любви, в русских пословицах воспеваемой.

Трудолюбие/лень. Русскому народу часто приписывают лень. Это козни русофобов. За деревьями они не видят леса. Не знакомы они и с такими русскими пословицами: Труд всё превозможет; Где труд, там и счастье; Приложишь труд - будет и рыбка, и пруд; Без труда и в саду нет плода; Кто любит труд, долго спать не будет; Труд излегчается рвением и т.п.

Зато лени русские пословицы выносят суровый приговор: Лень к добру не приставит; От лени мхом обрастают; Забрось лень через плетень; Ленивому и лениться лень; Лени лень и за ложку взяться, да не лень лени обедать; Лень себя бережёт; Лень хуже хвори; Ленивому всегда нездоровится; Ленивый ложится с курами, а встаёт со свиньями; Кто ленивый, тот и сонливый; Ленивый смекалист на отговорки; У лентяя Федорки всегда отговорки и т.д.

Умеренность/неумеренность. О нравственной силе меры русские узнали не от Аристотеля. Они до неё дошли своим умом. Они сами поняли, что без меры и лапти не сошьёшь, что мера - не поповский карман: дно имеет, что мера не солжёт, что во всём надо знать меру, что выше меры и конь не скачет, что еда без меры - та же беда. Людям, теряющим меру, уместно сказать: Не мудри без меры - перемудришь.

Смелость/трусость. Наша история - лучшее доказательство былой смелости русского народа. Мы с детства помним: Смелость города берёт. Есть в русском пословичном запаснике ещё и такое: Смелости учись у разведчика, осторожности у сапёра - никогда не ошибёшься; Кто смел, тот и цел; Быть смелым - не быть битым; Кто смел да стоек, тот семерых стоит; Важна смелость, да нужна и умелость; Смелый там найдёт, где робкий потеряет и т.п.

Зато сколько презрения и насмешек мы обнаруживаем в русских пословицах о трусости! Вот в таких, например: Трус и таракана принимает за великана; Для труса и заяц - волк; У труса глаза мышиные - жить бы ему только в подполье; На трусливого человека много собак; Трус своей тени боится; Робкому смелости не вобьёшь и т.п.

«Трижды человек дивен бывает: родится, женится, умирает», - гласит русская пословица. Какими же пословицами наш народ осветил эти «дивные» события - рождение, женитьбу и смерть?

Рождение

Дети - благодать Божья. Но даётся эта благодать их матерям с мучительными болями. Но русские пословицы их не преувеличивают: Живот болит, а детей родит; Горьки родины, да забывчивы.

Самое подходящее число детей в семье - трое: Сталась двоечка, так будет и троечка; Один сын - не сын, два - не кормильцы. Первый сын богу, второй царю, третий себе на пропитание. Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын. С дочерьми - плохо дело: Дочь - чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай.

В числе детей и меру знать надо: На рать сена не накосишься, на смерть детей не нарожаешься; Не устанешь детей рожаючи, устанешь на место сажаючи. А чего стоит их на ноги поставить? Детушек воспитать - не курочек пересчитать; Детки - радость, детки ж и горе; У кого детки, у того и бедки. Более того: Маленьки детки - маленькие бедки; а вырастут велики - большие будут; Детки маленьки - поесть не дадут, детки велики - пожить не дадут; Малые соткать, а большие износить не дадут; Малые дети не дают спать, большие не дают дышать.

Но «бедки» от детей могут быть и поконкретнее: Дети крадут, отец прячет. Дети воруют, мать горюет; Блудный сын - могила отцу; На старости две радости: один сын - вор, другой - пьяница; В глупом сыне и отец не волен; Глупому сыну и родной отец ума не пришьёт; Глупому сыну не в помощь наследство; Умный сын - отцу замена, глупый - не помощь.

Но не рожать - нельзя: С детьми горе, а без них вдвое; Бабёнка не без ребёнка. Не по-холосту живём: Бог велел; У кого детей нет - во грехе живёт; Не умела родить ребёнка, корми серого котёнка.

Не всем родителям с детьми не везёт: У доброго батьки добры и дитятки; Работные дети - отцу хлебы; Корми сына до поры: придёт пора - сын тебя накормит; Добрый сын всему свету завидище.

Но даже если и непутёвые выросли, всё равно: Свой дурак дороже чужого умника; Дитя худенько, а отцу, матери миленько; Всякому своё дитя милее; Который палец ни укуси - всё одно: все больно; Каков ни будь сын, а всё своих черев урывочек.

Мать русским дороже отца: Без отца - полсироты, а без матери и вся сирота; Отцов много, а мать одна (т.е. отца легче заменить); Нет такого дружка, как родная матушка; Птица радуется весне, а младенец - матери; Слепой щенок и тот к матери ползёт; Пчёлки без матки - пропащие детки; При солнце тепло, а при матери добро; Матерни побои не болят; Мать и бия нe бьёт.

Женитьба

Молодость - золотая пора. Но и у неё есть свои проблемы. Одна из них: жениться или не жениться, выходить замуж или не выходить? Русские пословицы дают на эти вопросы противоположные ответы - отрицательные и положительные.

Отрицательные ответы: Холостой много думает, а женатый больше того; Холостой охает, женатый ахает; Холостому: ох-ох, а женатому: ай-ай; Холостой лёг - свернулся, встал - встряхнулся; Женишься раз, а плачешься век; Женитьба есть, а разженитьбы нет; Молодому жениться рано, а старому поздно; Девка красна до замужества; Все девушки хороши, а отколь берутся злые жёны? В девках сижено - плакано; замуж хожено - выто.

Положительные ответы: Холостой что бешеный; Холостой - полчеловека; Бобыль бобылём: ни роду ни племени; Что гусь без воды, то мужик без жены; Живёшь - не с кем покалякать; помрёшь - некому поплакать; Жить-то прохладно, да спать не повадно; На что мягко стлать, коли не с кем спать; И в раю тошно жить одному; Одному и топиться идти скучно; Бездетный умрёт, и собака не взвоет.

Видно, положительные ответы пересиливают отрицательные, раз большинство людей женится. Но женитьба - дело серьёзное. С нею нужно быть предельно осторожным: Жениться - не лапоть надеть; Не птицу сватать, а девицу; На резвом коне жениться не езди! Женился на скорую руку да на долгую муку; Жениться - не напасть, да как бы женатому не пропасть.

Чтобы не ошибиться в выборе невесты, хорошо бы заглянуть в сборник русских пословиц. Они предупреждают: Богатую взять - станет попрекать; Знатную взять - не сумеет к работе пристать; Умную взять - не даст слова сказать; Худую взять - стыдно в люди показать; Убогую взять - нечем содержать; Старую взять - часто с нею хлопотать; Слепую взять - всё потерять.

Как ни осторожничай, но надо на ком-то и остановиться, а иначе: Много невест разбирать, так век женатому не бывать. Но жёны из невест выходят разные - добрые и злые.

Добрые жёны: Добрая жёнушка как яичко всмятку; Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать; Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи! С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне; Доброй жене домоседство - не мука; Добрая жена дом сбережёт, а плохая рукавом растрясёт; Добрая жена - веселье, а худая - злое зелье; От плохой жены состареешься, от хорошей помолодеешь.

Злые жёны: Всех злее злых злая жена; Злая жена сведёт мужа с ума; Злая жена - мирской мятеж! Злая жена - та же змея; Лучше камень долбить, нежели злую жену учить; Железо уваришь, а злую жену не уговоришь; Злая жена - битая бесится, укрощаемая высится, в богатстве зазнаётся, в убожестве других осуждает; От злой жены не уйдёшь. От злой жены одна смерть спасает да пострижение.

Самое страшное в браке - вдовство: Не дай Бог вдоветь да гореть! Дай Бог погореть, да не дай Бог овдоветь; Лучше семью гореть, чем однова овдоветь; Видал ли ты беду? Терял ли ты жену? Не плачет малый, не горюет убогий, а плачет да горюет вдовый; Вдовец - деткам не отец, а сам круглый сирота; Горькие проводы - жена мужа (муж жену) хоронит; Вдовье дело горькое. Есть только одно утешение у вдовца: его горе временно; оно закончится с его смертью.

Смерть

Русские пословицы учат невозможному - не бояться смерти: Смерти бояться - на свете не жить; Живой живое и думает; Не бойся смерти, бойся грехов; Не бойся смерти, если собираешься долго жить; Не боюсь смерти, боюсь худой жизни; Не надобно смерти бояться, надобно злых дел опасаться; Бойся жить, а умирать не бойся! Жить страшнее, чем умирать.

Но подобные пословицы соседствуют с другими: Всякий живой боится смерти; Видимая смерть страшна; В очью смерть проберёт; Нет справедливой смерти; Жить тяжко, да и умирать нелегко; Как жить ни тошно, а умирать тошней.

Но всё-таки жить хочется: Лучше век терпеть, чем вдруг умереть; Жить - мучиться, а умирать не хочется; Горько, горько, а ещё бы столько.

Между тем смерть неизбежна: Смерть дорогу сыщет; От смерти не спрячешься; От смерти не посторонишься; От смерти не увильнёшь; От смерти и на тройке не ускачешь; От смерти и под камнем не укроешься; От смерти нет зелья; От смерти не отлечишься; От смерти нет лекарства.

Вот почему: Жить надейся, а умирать готовься; Живи, да не заживайся! Жить живи, да и честь знай: чужого века не заедай! Не умел жить, так хоть сумей умереть! Живи, живи, да и помирать собирайся; Сколько ни живи, а умирать надо. Почему? Если бы люди не мёрли - земле бы всех не сносить.