Образы сказки "снегурочка" в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре. В.М

Сочинение

Поэтическая сказка «Снегурочка» стоит особняком среди целого ряда других произведений Островского. В других пьесах Островский рисует мрачные картины купеческой среды, критикует суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой души, вынужденной существовать в условиях «темного царства».

Произведение «Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В «Снегурочке» главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.

Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев.

Исчезло в них служенье красоте;

Не вижу я у молодежи взоров,

Увлажненных чарующею страстью;

Не вижу дев задумчивых, глубоко

Вздыхающих. На глазках с поволокой

Возвышенной тоски любовной нет,

А видятся совсем другие страсти:

Тщеславие, к чужим нарядам зависть

И прочее.

О каких ценностях думает царь Берендей? Его не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.

Действительно, сказка «Снегурочка» с увлечением читается в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль о ценности таких человеческих качеств, как духовная красота, верность и любовь. Островский во многих своих произведениях говорит о любви.

Но в «Снегурочке» разговор ведется совершенно особым образом. В форме волшебной сказки читателю преподносятся великие истины о непреходящей ценности любви.

Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому, что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что-то ужасное.

Давно живу, и старые порядки

Известны мне довольно. Берендеи,

Любимые богами, жили честно.

Без страха дочь мы парню поручали,

Венок для нас — порука их любви

И верность до смерти. И ни разу

Изменою венок поруган не был,

И девушки не ведали обмана,

Не ведали обиды.

Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью во всех окружающих. Все восприняли неблагородное поведение парня как личное оскорбление:

…Всем обида,

Обида всем девицам-берендейкам!

В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь? Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека

Честной народ, достойна смертной казни

Вина его; но в нашем уложенье

Кровавых нет законов; пусть же боги

Казнят его по мере преступленья,

А мы судом народным Мизгиря

На вечное изгнанье осуждаем.

В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть только в волшебной сказке, созданной воображением писателя. И эта гуманность делает царство берендеев еще более прекрасным и чистым.

Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка — сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. «Без песен жизнь не в радость».

В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев. Она говорит своей матери:

Мама, счастья

Найду иль нет, а поищу.

Снегурочка поражает людей своей красотой. Семья, в которой оказалась Снегурочка, желает воспользоваться красотой девушки для своего личного обогащения. Они упрашивают ее принимать ухаживания богатых берендеев. Они не могут оценить по достоинству девушку, которая стала им названой дочерью.

Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она отстраненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто-либо из берендеев.

Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг. Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:

…Купава,

Разлучница! Твое же это слово;

Сама меня разлучницей звала,

Сама же ты и разлучаешь с Лелем.

Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:

Обманута, обижена, убита Снегурочка.

О мать, Весна-Красна!

Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:

Любви прошу, хочу любить.

Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!

Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка — ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий смысл. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие ее люди. Поэтому она решает пренебречь заветами своего отца, предостерегавшего ее от гибельных последствий человеческой страсти.

Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.

Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.

Но что со мной? блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О мать Весна, благодарю за радость,

За сладкий дар любви! Какая нега

Томящая течет во мне! О Лель,

В ушах твои чарующие песни,

В очах огонь… и в сердце… и в крови

Во всей огонь. Люблю и таю, таю

От сладких чувств любви. Прощайте, все

Подруженьки, прощай, жених! О милый,

Последний взгляд Снегурочки тебе.

Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Опера «» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», историю и интересные факты об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Мороз бас отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил
Весна меццо-сопрано мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы
сопрано дочь холода и тепла, красавица, не способная любить
Лель контральто пастух и поэт-певец, восхищающий сердца
Купава сопрано подружка Снегурочки
Мизгирь баритон жених Купавы, заморский купец
Берендей тенор правитель царства берендейского
Бобыль тенор приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом
Бобылиха меццо-сопрано
Народ (берендеи), царские слуги


Краткое содержание «Снегурочки»


В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.


Купава опозорена, и не может оправиться от горя. Соседи советуют ей идти к мудрому царю Берендею. Их философская беседа о том, стоит ли любить и верить, трогательна и сострадательна. Призвав Мизгиря на суд, Берендей не может решить дилемму: как можно против воли заставить человека любить? На что Мизгирь предлагает царю взглянуть на Снегурочку, виновницу беды. С одного взгляда на нее царь понимает, кто перед ним стоит. Она – причина того, что Бог Ярило насылает на царство испытания. Берендей дает указ: до утра следующего дня (дня праздника Ярилы) кто-то должен растопить ледяное сердце Снегурочки – влюбить ее в себя. Выполнить задачу берется Лель, пастух, поющий сладостные песни. Мизгирь упрашивает дозволения тоже попробовать.

Снегурочка тянется к Лелю, с которым подружилась. Но он внезапно обращает свой взор на Купаву. И это больно ранит Снегурочку. Она начинает испытывать доселе неизведанные чувства. Страстно молит она мать Весну одарить способностью любить. Весна идет ей навстречу, но предупреждает, что отныне лучи солнца опасны для Снегурочки, она может растаять под ними.


Пробужденная для любви Снегурочка встречает Мизгиря и иными глазами смотрит теперь на него – она любит, и просит его быть с ней. Вместе они выходят на Ярилину поляну, где уже происходит свадебный обряд – царь Берендей освящает союз всех желающих.

И Мизгирь со Снегурочкой просят благословения. В этот момент солнце поднимается уже высоко, и Снегурочка начинает таять. До самой последней минуты она говорит как счастлива, что смогла полюбить. Мизгирь от горя бросается в озеро.

Теперь Берендей уверен, что тяготы его народа позади. Жизнь продолжается. Опера завершается хоровой сценой, изображающей счастливый освобожденный от проклятия народ, поющий гимн «Свет и сила, Бог Ярило!».


Продолжительность спектакля
I - II Акт III - IV Акт
45 мин. 55 мин.

Фото :

Интересные факты:

  • Работа над оперой была завершена 31 марта 1881 года – в день пятидесятилетия композитора.
  • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
  • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
  • В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
  • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
  • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
  • В 1952 году был снят мультфильм на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова .

Знаменитые арии и номера из оперы «Снегурочка»

ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» (пролог) - слушать

третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» (III действие) - слушать

хор «Ай, во поле липенька» (III действие) - слушать

дуэт Снегурочки и Мизгиря «Постой, постой!» (IV действие) - слушать

заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» (IV действие) - слушать

История создания «Снегурочки»

К работе над оперой приступил летом 1880 года. За основу сюжета он взял стихотворную пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была издана в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе. Оценили по достоинству ее немногие. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. Молодого в ту пору Петра Ильича Чайковского по просьбе автора пригласили написать музыку к театральной постановке «Снегурочки».

Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

Островского обвинили в том, что он прельстился декоративными образами и легким сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Осложнял восприятие также поэтический слог, которым была написана пьеса. Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и сказаний, в пьесе много старославянских слов и оборотов. По-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов может только истинный ценитель и знаток русского фольклора.


Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею. Лишь спустя время при повторном прочтении (зимой 1879-1880 г. г.) он вдруг «прозрел», ему открылась вся глубина и поэтичность произведения. Он моментально зажегся желанием написать оперу на этот сюжет. Это желание привело его сначала к Островскому – испросить разрешения писать музыку на его волшебное произведение, а затем – в имение Стелёво, где и была написана опера в едином порыве.

Композитор сам выступил либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Вся работа была завершена за считанные месяцы. К концу марта 1881 года опера была завершена, а уже в январе 1882 года состоялась премьера. Сам Римский-Корсаков описывал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него самой любимой оперой.

Первые постановки

Несмотря на то, что Островский высказался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» очень восторженно, но гораздо ближе ему была музыка Чайковского , написанная для пьесы. А тот трепет, который испытывал сам Николай Андреевич к своей опере, не поддержали музыканты и зрители первых спектаклей. Так что первые исполнения были пропитаны разочарованием.


Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

Музыка


С раннего детства очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.


Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера. Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты» , Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты ), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

Вообще, полный музыкальный анализ оперы композитор предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении. Стоит отметить, что потребность в подобных документах была вызвана неудовлетворением автора первыми постановками. Как и сама пьеса Островского, оперная постановка не встретила первоначально отклика у исполнителей, дирижера, критиков. Позднее, после появления объяснений, состоялось более успешное исполнение, близкое к авторской трактовке.

Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

Иносказания в сказке и опере


О музыке Римского-Корсакова чаще всего говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, чем она и привлекла композитора. В ней есть описание бытоустройства идеального общества, берендеев, с удивительно мудрым и необычным правителем – царем Берендеем, который учит свой народ жить по сердцу, хранить нравственную чистоту и благородство. Это утопичная картина даже для жителя 19 века. Однако в русском древнем эпосе она была не редка.

Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами - и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.

Аллегории в сказке:


Оперу «Снегурочка» можно назвать национальным достоянием. был настоящим патриотом своей Родины, объехав полмира во время службы на флоте, он неизменно возвращался мыслями к величию русского народа. Его эстетическим идеалом и стремлением было сохранять традиции русского фольклора, подчеркивать его. Изобретая новые художественные приемы и композиторские техники, он стремился поставить в центр своего творчества народное чувствование красоты. И в «Снегурочке» ему это удалось на славу.

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Снегурочка»

Как персонаж она нашла отражение в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке. А образы сказки «Снегурочка» в живописи стали олицетворением внешнего образа девушки.

Снегурочка: происхождение героини

Только российская новогодняя мифология имеет в своем составе положительного героя женского пола. Несмотря на ее уникальность, происхождение ее окутано тайной. Существует три самых популярных теории, которые не только никак не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве наглядно описывают все три теории.

Юной спутнице Деда Мороза приписывают разные родственные связи. Она и дочка Большой Ели, появившаяся из ниоткуда: выбравшаяся из-под раскидистой еловой ветви. Она же - дочь Мороза и Весны. Также ее появление связывают с бездетными стариками, которые на закате лет задумались о детях. Иван да Марья слепили из снега маленькую девочку, так родилась Снегурка.

Слепленная из снега девочка

В.И. Даль писал, что на Руси снегурками, снеговиками и снегирями именовали птах (птиц), которые зимовали в лесах. Кроме того, он отметил, что это «складенные из снега болваны». Согласно В.И. Далю, эти болваны имели образ человека.

Примечательно, что слова Даля обобщенно характеризуют все образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Образ слепленной стариками из снега девушки появился после крещения Руси.

«Снегурочка» - сказка Островского, она является самым популярным отражением рассматриваемого нами персонажа. Однако произведение не является единичным и уникальным.

Русская народная сказка «Снегурушка» показывает нам героиню, которая родилась от прямого соприкосновения с печуркой: бабка и дед...

В.И. Даль в своей сказке «Девочка Снегурочка» так преподносит рождение героини:

Мифологизированный образ застывших зимних вод

Жарникова С. В., этнолог, считает, что образ Снегурочки нашел свое первое отражение в боге Варуне. Светлана Васильевна объясняет это просто: Снегурочка - верная спутница Деда Мороза, а он берет начало во временах Варуна. Поэтому Жарникова предполагает, что Снегурка - есть воплощение замерших (зимних) вод. Ее происхождению соответствуют и ее традиционные одеяния: белые одежды в сочетании с серебряным орнаментом.

Снегурочка - прообраз Костромы

Некоторые исследователи связывают нашу героиню со славянским обрядом похорон Костромы.

Что общего в образах Костромы и Снегурочки? Сезонность и внешний образ (в одной из интерпретаций).

Кострому изображают молодой женщиной в белоснежных одеяниях, в своих руках она держит дубовую ветвь. Чаще всего показана в окружении множества людей (хоровода).

Именно этот лик Костромы роднит ее со Снегурочкой. Однако соломенное чучело женщины (второе изображение Костромы) также имеет много общего со снежной девой. Считается, что игрища заканчиваются сожжением чучела: это означает, что зиме конец - грядет весна. Аналогично заканчивает свой годовой цикл и Снегурочка: тает, прыгнув над костром.

Что еще общего у Снегурочки и Костромы? Кострома - это не только женский фольклорный образ, но и город Центрального федерального округа России, являющийся родиной внучки Деда Мороза.

Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка»

В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка».

Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка»раскрывает образ девушки немного с другой стороны, нежели произведения русского фольклора.

Островский испытывает свою героиню:

  • ее не понимают окружающие (жители Слободы);
  • Бобыль и Бобылиха, в отличие от деда с бабкой из народной сказки, не любят дочку, а используют ее, преследуя только одну цель: наживу.

Островский подвергает девушку испытаниям: она проходит через душевные муки.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

«Весенняя сказка» А.Н.Островского ожила и приобрела свою мелодичность благодаря композитору, имя которого - Н. Римский-Корсаков.

После первого прочтения пьесы композитор не вдохновился ее драматизмом, но уже зимой 1879 года задумался о создании оперы «Снегурочка».

Здесь начинают свой путь образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Первым художником, запечатлевшим образ сказочной русской красавицы, можно назвать В.М. Васнецова. Именно он выполнял декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной на сцене Большого театра.

Вдохновленный оперой Виктор Михайлович не только создал декорации к постановке, но и стал автором отдельного произведения: картины «Снегурочка» (1899).

Васнецов - не единственный художник, воплотивший в жизнь образы сказки «Снегурочка». Эскизы костюмов и декораций принадлежат перу Н.К. Рериха. Он четыре раза занимался оформлением пьесы «Снегурочка».

Первые версии оформления (1908 и 1912) Н.К. Рериха переносили зрителя в мир древней дохристианской Руси, когда в обществе царило язычество и безоглядно верили в сказки. А постановка 1921 года отличалась более современным (по тем годам) видением сюжета.

К созданию образа Снегурки приложил кисть и М.А. Врубель.

В.М. Васнецов, Н.К. Рерих, М.А. Врубель - живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: лучезарно-белый повязку на волосах светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая, коротенькую шубку.

Образ снежной девушки запечатлели на своих полотнах художники: Александр Шабалин, Илья Глазунов, Константин Коровин.

В.М. Васнецов - образы сказки «Снегурочка»

Виктор Михайлович создал образ Снегурочки, состоящий из сарафана и обруча на голове. Примечательно, что росписью девичьего одеяния занимался сам художник. Его кисти принадлежат и многие части декораций. Позже искусствоведы скажут, что В.М. Васнецов стал полноправным соавтором спектакля.

Островский, А. Н. Снегурочка: весенняя сказка в 4-х д. с прологом / А. Н. Островский; худож. В. М. Васнецов. - Москва: Гослитиздат, 1954. - 141 с. : рис.

12 апреля 2018 года исполнилось 195 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886) и 145 лет, когда была написана весенняя сказка «Снегурочка».

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судебного чиновника. Детство и раннюю юность провел в купеческом Замоскворечье, которое является местом действия во многих пьесах драматурга.

Литературную известность Островскому принесла пьеса «Свои люди – сочтемся!». Первоначально она была запрещена цензурой к театральному представлению, а сам ее автор отдан под надзор полиции.

Первые свои произведения А. Н. Островский публиковал в журнале «Москвитянин». Пьесы «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» отражали, как определил сам драматург, «нравственно-общественные коллизии» своего времени. В течение более тридцати лет не проходило и года без премьер его драм и комедий в московском Малом и петербургским Александрийском театрах. Его пьесы «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Снегурочка» вошли в золотой фонд русской драматургии. Федор Михайлович Достоевский назвал их «повестями в ролях».

Творчество А. Н. Островского оказало большое влияние на дальнейшие поиски и судьбу отечественного театра. Его реалистические пьесы не сходят со сцены и сегодня.

«Снегурочка» резко выделяется на фоне всего творчества Александра Николаевича Островского, его многочисленных драм и комедий, созданных на сугубо бытовом материале. Сказка поражает удивительной поэтической красотой.

Фонд редких книг владеет сказкой «Снегурочка», выпущенной в 1954 г. в Москве Государственным издательством художественной литературы.

Замысел «Снегурочки» возник у А. Н. Островского в начале 1873 г. Сказка, как считают литературоведы, создавалась в счастливые минуты творческого вдохновения. Работу над ней драматург начал в конце февраля 1873 г. и завершил её уже 4 апреля в 10 часов вечера. На одном из беловых автографов «весенней сказки» стоит другая дата – 31 марта. Примечательно, что это день рождения писателя, которому в 1873 г. исполнилось 50 лет. Возможно, что Александр Николаевич хотел специально приурочить завершение произведения к своему дню рождения. В «Снегурочке», очень дорогом для драматурга детище, «очень многое сошлось и очень многое раскрылось. Островский считал, что с этим произведением он выходит на новую дорогу в русской драматургии». Поэтому он высоко ценил свою «весеннюю сказку» и ревниво относился к отзывам о ней.

Стихи «весенней сказки» долго «бродили в душе писателя». Духовное обращение А. Н. Островского к стране мудрых и добрых берендеев началось ещё в юности, когда в апреле 1848 г. он с домочадцами отправился в самую глушь Костромской губернии, в усадьбу Щелыково. Путь лежал через древние русские города Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, который продолжался целую неделю. Будущий драматург свои впечатления описал в путевом дневнике, который стал «своеобразной прелюдией к сказке». Записи свидетельствуют, что Островский внимательно прислушивался и присматривался к народному миру. Возможно, что именно здесь он услышал легенду о берендеях. Недалеко от Переславль-Залесского находилось знаменитое Берендеево болото, в центре которого на острове, сохранились остатки какого-то древнего городища. В народном предании рассказывалось о том, что на месте болота существовало царство счастливых берендеев, управляемое умным и добрым царем.

А живописная природа родовой усадьбы Щелыково, которую впоследствии посещал драматург каждый год, в мифологическом облике в полной мере предстанет в весенней сказке «Снегурочка». Островский здесь совершал частые прогулки по окрестностям. И естественно, пройдя через творческую фантазию писателя, они стали средой его произведения.

«Весеннюю сказку» А. Н. Островский растил в своей душе более двадцати лет. Сестра драматурга вспоминала, что писатель был влюблен в щелыковскую весну. Лучшие замыслы его создавались во время деревенского отдыха, среди русской природы.

Источники «Снегурочки» - быт и язык родной земли, её история, старинные обряды, песни, общерусские мотивы народных сказок, преданий, само обаяние патриархальной русской жизни, естественной и простой, с традициями и гостеприимством.

В «Снегурочке» органично соединяются реальность и фантазия, правда и вымысел. Островский привнес в облик героев своей сказки черты знакомых ему щелыковских крестьян. Многочисленные беседы с местными крестьянами, возможно, питали творческое воображение драматурга. Так, другом писателя был Иван Викторович Соболев, безземельный крестьянин, местный художник-самоучка, резчик по дереву. Под влиянием искусного народного мастера пристрастился к занятиям резьбой по дереву и сам А. Н. Островский.

Фольклорные образы Александр Николаевич черпал не из книг, а из жизни. Ему неоднократно приходилось наблюдать народные праздники в окрестностях Щелыкова. Вероятно, не без воздействия этих впечатлений возникла в «Снегурочке» поэтическая картина праздника Ярилы. Во времена Островского место, где проводились гулянья, называлось Ключевой лог, позднее оно стало называться Ярилиной долиной. Ключик с темно-голубоватой водой, носящий название Голубой, потому что таковым остается он круглый год, вода в нем не замерзает даже в сильные морозы, стали называть Снегурочкин ключик, поскольку по щелыковской легенде, именно здесь растаяла Снегурочка под лучами Солнца-Ярилы и именно здесь бьется её вечно живое любящее сердце.

Литературоведы считают, что в «весенней сказке» условно можно выделить три плана: сказочный, раздумья автора о реальной действительности и философско-этический план. Они «не изолированы друг от друга, а пересекаются, взаимодействуют между собой и сходятся у Островского в единой мысли, утверждаемой им: только любовь и душевная красота должны царить в мире!».

«Снегурочка» А. Н. Островского содействовала и совершенствованию русского театрально-декоративного искусства. В представляемом издании «весенней сказки» использованы иллюстрации русского художника Виктора Михайлович Васнецова (1848-1926), который в 1882-1883 г. работал над художественным оформлением спектакля «Снегурочка» в доме Мамонтова.

В. М. Васнецов создал и мастерские эскизы костюмов к спектаклю:

«Дед Мороз» и «Весна»

«Снегурочка» и «Лель»

«Купава» и «Мизгирь»

«Берендей» и «Берендейки»

Образ «Снегурочки» В. Васнецов воплотил и в живописном изображении. Художник написал картину в 1899 г. и увидеть её можно в представляемом издании и в Государственной Третьяковской галерее.

Мастер изобразил героиню сказки по-новому. «Она необыкновенно юна и поэтична в своей пушистой шапочке и старинной светлой шубке… Жест руки передает её удивление свободе и красоте, разлившейся вокруг, а выражение детского лица говорит об охватившем её восторге…».

Живописно, помимо В. Васнецова, образ «Снегурочки» изобразил и М. Врубель.

Прежде всего, пьеса-сказка способствовала становлению русского драматического театра. Постановка её на сцене потребовала серьёзного приспособления на площадке: эффекты электрического освещения, движение облаков, изображение таяния героини… Исполнителями пьесы в разное время были Гликерия Федотова, А. П. Ленский, Пров Садовский, Е. Д. Турчанинова, М. П. Лилина и др.

«Снегурочка» оказала своё воздействие и на обогащение русской классической музыки и оперного жанра. Музыкальную интерпретацию сделал П. И. Чайковский, написали оперы Н. А. Римский-Корсаков и А. Т. Гречанинов.

Специалисты считают, что «Снегурочка» вобрала в себя значимые пласты русской культуры и, в свою очередь, стимулировала дальнейшее развитие многих областей отечественного искусства: драматического театра, актерского мастерства, музыки, оперного театра, декоративного искусства, живописи, графики и скульптуры. Вне этого широкого контекста пьеса А. Н. Островского немыслима».

Список использованной литературы:

  1. Знаменитые музеи-усадьбы России / сост. И. С. Ненарокомова. - Москва: АСТ-Пресс, 2010. – С. 220-247.
  2. Лебедев, Ю. В. "Снегурочка", "весенняя сказка" А. Н. Островского: (жанровые истоки) / Ю.В. Лебедев // Жанр и композиция литературного произведения. – Вып. 1. - Калининград: Издательство КГУ, 1974.
  3. Роговер, Е. С. «Снегурочка» А. Н. Островского в контексте русской литературы // Литература в школе. – 2015. - № 10. – С. 2-6.