Сравнительная таблица семей война и мир. Мысль «семейная

Меню статьи:

Семья Ростовых занимает не последнее место в жизни высшего общества. Это не удивительно: они богаты, имеют влиятельных друзей. Многие представители этой семьи активно действуют на протяжении всего романа-эпопеи, поэтому интерес к судьбе членов этой семьи у читателя не ослабевает до последних страниц произведения.

Состав семьи

В состав семьи Ростовых входят семь персонажей – они ближайшие кровные родственники (исключение – Соня). Кроме того, два персонажа имеют непосредственное отношение к этой семье, хотя не являются родственниками – Борис и Митя.

Рассмотрим детальнее героев, входящих в состав семьи.

Во главе семейства стоит Илья Андреевич Ростов – «бойкий, веселый, самоуверенный старичок». Он не отличается экономностью «редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира». Он мягкий и доверчивый человек, многие не упускают возможности воспользоваться этим моментом.

«Граф так слаб и так добр, и так все его обманывают, что все идет хуже и хуже». В результате семья разорена.

Несчастья, связанные с разорением и военными событиями, нанесли непоправимый удар по здоровью графа и он умирает, прося прощение за материальные бедствия у членов своей семьи.

Наталья Ростова

Наталья Ростова – жена Ильи Андреевича. Она «была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение».



Графиня выросла в роскоши, поэтому экономить она не умеет. К концу романа ее внешность и отношение к экономии заметно меняется – виной тому послужили трудности, выпавшие на ее судьбу после смерти мужа, гибель ее большинства детей.

У Ростовых родилось 12 детей. На момент начала повествования выжило лишь четверо: Вера, Николай, Наташа и Петя. Кроме того, графом и графиней была взята на воспитание Соня – родственница семьи.

Вера Ростова «была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана». Очевидно, что, несмотря на всю старательность, она была нелюбимой дочерью. Скорее всего, это было связано с тем, что девушка не способна была проявлять добрые чувства по отношению к другим, она была злая и черствая душой: «ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим». Она была очень красива внешне, но «улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Девушка не любит когда кто-то берет ее вещи: «Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната. – Она взяла от Николая чернильницу».

Николай Ростов

Николай Ростов – второй по старшинству ребенок Ростовых. Он милый и добрый человек, но в отличие от своего отца, в нем присутствует доля предусмотрительности и благорассудства. Николаю чужда женитьба из-за денег: «мысль о женитьбе на богатой наследнице, которую ему предлагали его родственницы, была ему противна».

«У него особенно так много откровенности и сердца. Он так чист и полон поэзии». Николай умеет извлечь урок из ошибок своих родителей. «Мне нужно, чтобы наши дети не пошли по миру; мне надо устроить наше состояние, пока я жив; вот и все» – говорит Николай. Он умеет находить общий язык с людьми разных сословий и возрастов – подчиненные ему военные были в восхищении его рассудительностью и хорошим отношением к себе, крестьяне находят его отличным хозяином, который заботиться не только о своем кошельке, но и о людях на него работающих.
Николай с трепетом относится к военной службе: «Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский». Он честный и откровенный человек. «Не умею скрывать того, что чувствую» – так говорит он о себе.

Наталья Ростова

Наталья Ростова – подобна по своему нравственному устою к брату. Она чуткая, добрая, способна на самопожертвование, одним словом «редкая девушка». « Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее».

Наталья не умеет так долго злиться, как Вера «эта девушка такое сокровище». Толстой изображает нам ее в виде идеала – она не стремиться вести распутный образ жизни, ее не привлекают общественные выходы она предпочитает быть хранительницей домашнего очага: «В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны. Она не была ни мила, ни любезна».

Наталья способна дарить заботу и тепло другим людям и получать от этого удовольствие. Она перестает следить за собой, перестала заниматься музыкой, ее единственная забота – это семья. Столкнувшись с нищетой и бедностью, Наташа старается не допустить разорения впредь: «ежели он заслуживал упреки от Наташи, то только за то, что покупал лишнее и слишком дорого. Ко всем своим недостаткам, по мнению большинства: неряшливости, опущенности, или качествам, по мнению Пьера, Наташа присоединяла еще и скупость».

Петр Ростов

Петр Ростов – младший в семье Ростовых. Он милый ребенок и ему присуще все, что и детям в его возрасте – он любит шалости и сладости: «меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший». Со временем, Петя влюбляется в военную службу. Он упорно отказывается обучаться, в ультимативной форме заявляя о своем желании быть военным. Родные сначала его отговаривают, но, увидев его упорство – сдаются. Он становиться офицером: «уехав из дома мальчиком, он вернулся (как ему говорили все) молодцом-мужчиной». Петя способен на сострадание. Он с жалостью смотрит на пленного французского мальчика: «А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего-нибудь поесть».

Юношеский максимализм подталкивает его принять участие в военных действиях, где он погибает в возрасте 16 лет: «Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову».

Соня Александровна – племянница графини Ростовой. Она с малого возраста воспитывалась Ростовыми, поэтому считает графа папой, а графиню мамой. Девушка очень благодарна им за то, что они взяли ее на воспитание и в критических моментах для семьи готова приложить все усилия, чтобы помочь. « Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвования она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой».

Соня дружна с Наташей – они очень схожи по характеру. Безответная любовь в троюродному брату – Николаю стала для нее губительной, она не смогла создать собственную семью.

«Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет». И, вполне вероятно так и осталась старой девой: «В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее».

Борис Друбецкой

Борис Друбецкой также имеет непосредственное отношение к семье Ростовых, хотя и не состоит с ними в родстве. Его родители – бедные дворяне, но Борис длительное время жил и воспитывался у Ростовых. Поначалу он был очень дружен с Николаем, но, постепенно их дружба сошла на нет. Борис начал все больше и больше проявлять корыстные чувства, их взгляды с Николаем стали сильно разнится. Желание разбогатеть овладевает Борисом, он пытается завести нужные для этого связи, жениться ради денег. «Он был не богат, но последние свои деньги он употреблял на то, чтобы быть одетым лучше других; он скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать в дурном экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга».

Подобно Борису у Ростовых воспитывался Митенька – он также имеет дворянские корни. Митя становится управляющим делами князя.

Обеспечение и финансовое положение семьи

Первоначально мы видим, что семья Ростовых очень обеспечена. Им не знакома бедность. У Ростовых хорошее жилье, гости спешат ко «всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской». У них имеется имение в Отрадном, тоже обустроенное со вкусом и богатством. Они иногда выбираются туда всем семейством. «При нашем образе жизни нашего состояния нам ненадолго. И все это клуб и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и бог знает что».

«В Москве Ростовы принадлежали к высшему обществу, сами того не зная и не думая о том, к какому они принадлежали обществу». Казалось, что они знакомы со всеми дворянами Москвы. Обширные знакомства долгое время позволяют им держатся на плаву, невзирая на обеднение.



Ростовы – милые и добрые люди, они не стесняются искренне принимать приятных им гостей: «Все семейство теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей».

«Ростовы в Петербурге жили так же гостеприимно, как и в Москве, и на их ужинах сходились самые разнообразные лица». Такое отношение часто ставало причиной неловких ситуаций – многие были не прочь воспользоваться гостеприимством в корыстных целях. Так, например, Анна Михайловна « несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых». Военные события 1812 года стали причиной новых испытаний. Ростовы активно принимают участие военных сражениях, граф с графиней помогают раненым солдатам выехать из Москвы. Они отдают им свои повозки, решив спасти солдат, оставив все свои богатства в Москве.

«Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов».

Как видим, Ростовы заметно выделяются на фоне остальных аристократов. Им не чуждо сострадание, они всегда готовы прийти на помощь не только друзьям, родственникам, близким им людям, но и малознакомым, не имеющим званий и титулов. У Ростовых ярко выражено чувство патриотизма. Они всячески стремятся помочь остановить вражескую армию, порой пожертвовав даже самым необходимым для них.

Отношения между родственниками

Отношения в многодетных семьях всегда бывает сложными. Порой родители не умеют распределить любовь к своим детям в равных количествах, одаривая одних похвалами, а других бранью, порой виной сложных отношений становится влияние высшего общества. В семье Ростовых эта тенденция срабатывает слабо. Им чужды принципы общества касательно общественных порядков, и также необычно выглядит гармония внутри их семьи.

Наталье Ростовой и Илье Андреевичу удается сохранить трепетность взаимоотношений до конца своих дней. Разорение семьи вносит свои коррективы в их взаимоотношения. И графиня и граф понимают, что это могло бы и не случится, если бы Илья Андреевич вел себя более благоразумно. Граф чувствует вину перед своей семьей, а графиня иногда борется с желанием упрекнуть мужа в содеянном. Тот факт, что Наталья не привыкла жить в бедности усиливает сложившуюся ситуацию. В их отношениях появляется «какое-то беспокойство и иногда несогласие, которого не бывало прежде».

Дети Ростовых были дружны меж собою. Они часто проводили время вместе. Исключение составляла Вера – она не умела беззаботно радоваться и веселится, всегда стремилась делать все хорошо, чтобы не было ни к чему придраться, но в этом всегда перегибала палку. Дети ее сторонились. Наталья открыто говорить, что Вера – не способна на добрые чувства: «Вера злая, Бог с ней!». Николай даже придумал для нее специальное прозвище: «madame de Genlis».

Наташа и Соня очень сдружились. Они всегда поддерживали друг дружку. Соня помогает скрыть от родных принимающую трагический оборот первую любовь Натальи. Влюбленность Сони становится препятствием к полноценному общению девушки с Николаем, но в целом их общения также носит дружеских характер. Петр, который был довольно сентиментален «держался общества Наташи, к которой он всегда имел особенную, почти влюбленную братскую нежность».

Таким образом, семья Ростовых выглядит довольно странной в глазах остальных аристократов и приближенных к ним людям. Они добры и отзывчивы, порой наивны, что приводит к различным трудностям и обманам со стороны общества.

Дети графини Натальи и Ильи Андреевича поддерживают теплые отношения между собой. Они способны пожертвовать собственными интересами ради близких. У них развито чувство патриотизма и долга. И Наталье, и Николаю удается в полной мере извлечь урок из ошибок их родителей и не допустить разорение своих новых семей.

Женские образы в романе. Проблема истинной и ложной красоты Наташа Ростова

Княжна Марья Болконская

Элен Курагина

1. Детство

Наташа показана в романе, начиная с детских лет - здесь, в детстве, источник ее искренности, непосредственности, веселости.

О детских годах княжны Марьи не сказано ничего о матери в семье не вспоминают, детей воспитывает отец, который является для них авторитетом

Ничего не сказано о детстве Элен и всех Курагиных.

2. Семья. Воспитание

В родительской семье счастлива, жизнь ее гармонична и наполнена событиями. В доме всегда много молодежи, гостей, музыки, веселья. Поэтому Наташа общительна, любит музыку и серьезно занимается пением.

В родительской семье несчастлива, зажата, испытывает чувство страха. Дом живет замкнутой, размеренной жизнью. Все подчинено распорядку дня старика Болконского. Гостей не бывает. Письма к княжне Марье редки, да и те он просматривает. Княжна Марья в одиночестве музицирует на клавикордах.

Взаимоотношения в родительской семье автором не обозначены, их как бы не существует, они холодны и формальны, подчинены законам светского общества и сведены не к душевным внутрисемейным отношениям, а к взаимовыгодным сделкам. Дом Курагиных не показан. Элен появляется только в театре и на светских раутах, подчеркивается ее светская холодность и манерность.

3. Черты характера

Пылкая, искренняя, увлекающаяся, порывистая натура. Она наслаждается жизнью. Любит петь, танцевать, гадать и рядиться на святки, ездит на охоту.

Сдержанная, рассудительная, искренняя натура. В ней много кротости, смирения, жертвенности.

Холодная, высокомерная, равнодушная, самовлюбленная натура.

4. Внутренний мир

Обладает богатой, широкой душой, умеет глубоко чувствовать, страдать, переживать, любить.

Наделена духовным богатством, внутренней гармонией, преданностью, умеет тонко чувствовать, разделять чужое горе.

Показаны ее бездушие, внутренняя пустота, безнравственность, порочность.

5. Любовь

Любовь для Наташи - главное в жизни. Для нее это, в первую очередь, романтические отношения, страсть, сопровождающаяся полетами души, порывами, безумствами. Затем - осознание красоты человеческой души как основы семейного счастья и спокойствия.

Любовь для княжны Марьи - это основа семьи, в которой горит тихий, ровный семейный очаг, построенный на-доверии, гармонии и равновесии чувств.

Понятие любви принципиально не существует для Элен Курагиной. Она никогда не испытывала этого чувства.

6. Своя семья

У Наташи появляется собственная семья*. Она сильно меняется, растворяется в детях и интересах мужа. Главное для нее - здоровье детей. Для Толстого Наташа - идеал жены и женщины-матери.

У княжны Марьи появляется своя собственная семья - муж, дети. Она выстраивает с ними иные отношения, нежели были в ее родительской семье. Заботится о духовном, нравственном воспитании детей. Ведет дневник. Пытается уравновесить пылкий, непростой характер своего мужа - Николая Ростова.

Толстой не дает Элен возможности создать настоящую семью. Первый ее брак с Пьером был браком по расчету, она презирала мужа, относилась к нему снисходительно-надменно и уничижительно отзывалась о нем в обществе. Была готова ко второму, более респектабельному и выгодному браку. Никогда не хотела детей и считала их обузой. Для Толстого она - воплощение худших женских качеств.

7. Вера

В начале романа Наташа равнодушна к вере. Она «как все»: знает и выполняет обрядовую сторону, но душа её еще не наполнена верой. Затем, после истории с Анатолем, разрыва с Болконским и нравственной болезни находит в вере утешение, что во многом способствует ее выздоровлению. Пытается многое понять для себя, почувствовать. Она понимает предсмертное просветление души князя Андрея.

Княжна Марья на протяжении всего романа живет верой, молится, принимает странниц, мечтает о паломничестве. Верит в спасительную силу намоленного образа, который дает брату, уходящему на войну.

Она понимает, что князь Андрей нашел для себя истину в Боге.

Показана как человек, ни во что не ставящий Божьи заповеди. Она эгоистична, не умеет любить людей, лжива, надменна. Обет венчания для нее простая формальность. Элен задумывает перейти в католичество только для того, чтобы, обманув православную церковь, внешне соблюдая приличия, выйти второй раз замуж за более респектабельного и богатого человека.

8. Внешняя и внутренняя красота

Наташа в детстве некрасива, но в юности и молодости ее красота набирает силу, заставляет обращать на себя внимание. Ее красота изменчива в зависимости от душевного состояния, в котором она находится. Но Толстой неоднократно подчеркивает ее «блестящие», «сияющие» глаза. Внешность Наташи - как отражение ее богатого, искреннего внутреннего мира.

Толстой постоянно подчеркивает внешнюю некрасивость княжны Марьи, но «прекрасные лучистые глаза» освещают это лицо удивительным светом. Любовь преображает ее до неузнаваемости. Богатый духовный мир делает внешне некрасивую героиню прекрасной.

Воплощение внешней совершенной красоты и внутренней пустоты и бездушия. Элен напоминает холодную античную статую в светской застывшей маске. Автор не раз упоминает ее «мраморные плечи», как бы отполированные многими восхищенными взглядами, и «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку.

9. Авторское отношение

Любимая героиня Толстого наделена богатой внутренней жизнью, переживаниями, проведена через множество событий, потерь, через взросление и осознание истины. Автор наделяет героиню внутренними монологами, в своих рассуждениях раскрывает мотивы ее поступков, мыслей, чувств.

Княжна Марья - одна из любимых героинь Толстого. Она также проходит через ряд потерь и испытаний.. Но характер ее более устойчив. Она менее увлекающаяся и более рассудительная натура, поэтому ее образ не претерпевает значительных изменений в течение романа. Она изображена Толстым как более цельная натура. Автор также наделяет ее множеством внутренних монологов, она пишет письма, ведет дневник.

Для Толстого образ Элен - это агрессивная пустота в красивой оболочке. У нее нет души, а значит, нет внутренней жизни. Автор не дает ей не только внутренних монологов, но также каких-либо значимых событий и поступков. Нет даже диалогов с другими героями. Её образ почти всегда дан «в пересказе» - о ней говорят, но ее самой нет: говорят о ее успехах, болезни, смерти. Толстому чужд такой тип пустых безнравственных светских красавиц.

Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема семьи и дворянства . Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен).

По мнению Толстого, семья - это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья - это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе «Война и мир» тема семьи по замыслу автора служит важнейшим средством организации текста. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения. В системе всех основных образов романа автор выделяет несколько семей, на примере которых выражает свое отношение к идеалу домашнего очага, - это Ростовы, Болконские, Курагины.

Ростовы и Болконские - это не просто семьи, это жизненные уклады, основанные на национальных традициях. Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых - благородно-наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала XIX века.

В ходе повествования Толстой знакомит читателя со всеми представителями семейства Ростовых, рассказывая о них с глубокой заинтересованностью и симпатией. Дом Ростовых в Москве считался одним из самых гостеприимных, а потому одним из самых любимых. Здесь царил добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви. Это вызывало у некоторых добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью графа Ростова: доброта и любовь всегда притягательны.

Наиболее ярким представителем семьи Ростовых является Наташа - обаятельная, естественная, жизнерадостная и наивная. Все эти черты дороги Толстому, и за них он любит свою героиню. Начиная с первого знакомства, писатель подчеркивает, что Наташа не похожа на других героев романа. Мы видим ее дерзким ребенком, когда на именинах она бесстрашно, несмотря на присутствие графини Ахросимовой (которую боялся весь свет), спрашивает, какое пирожное будет подано на сладкое; затем повзрослевшую, но все такую же живую, непосредственную и обаятельную, когда ей предстоит принять первое важное решение - отказать Денисову, сделавшему ей предложение. Она говорит: «Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный... но не надо... это... а так я вас всегда буду любить...» В словах Наташи нет прямой логики, но при этом они трогательно чисты и правдивы. Позднее мы видим Наташу с Николаем и Петей в Михайловске, в гостях у дядюшки, когда она исполняет русскую пляску, вызвав восхищение у окружающих; Наташу влюбленную в князя Андрея, а потом увлекшуюся Анатолем Курагиным. По мере взросления развиваются и свойства характера Наташи: жизнелюбие, оптимизм, влюбчивость. Толстой показывает ее и в радости, и в горе, и в отчаянии, и показывает так, что читатель не может сомневаться: все ее чувства искренни и неподдельны.

По ходу повествования мы много важного узнаем и графе Ростове: о денежных заботах Ильи Николаевича; о его гостеприимстве и добродушии; о том, как неподражаемо и задорно танцует он Данилу Купора; о том, сколько стараний он прилагает для устройства приема в честь Багратиона; о том, как в порыве патриотического восторга, вернувшись из дворца, где он слышал и видел императора, отпускает своего младшего несовершеннолетнего сына на войну. Графиню Ростову Толстой почти всегда показывает глазами Наташи. Главная ее черта - любовь к детям. Для Наташи она - первый друг и советчик. Графиня понимает своих детей с полуслова, всегда готова предостеречь их от ошибки и дать нужный совет.

С особо трогательной симпатией относится Толстой к Пете - младшему сыну Ростовых. Это прекрасный, добрый, всех любящий и всеми любимый мальчик, так похожий на Наташу, верный товарищ ее игр, ее паж, беспрекословно выполняющий все желания и прихоти сестры. Он, как и Наташа, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет пожалеть пленного французского барабанщика, зовет его ужинать и угощает жареным мясом, так же как звал всех к себе в дом, чтобы накормить и обласкать, его отец, граф Ростов. Гибель Пети - яркое свидетельство бессмысленности и беспощадности войны.

У Ростовых любовь - основа жизни семьи. Здесь не боятся высказать свои чувства ни друг перед другом, ни перед друзьями и знакомыми. Любовь, доброта и сердечность Ростовых распространяются не только на ее членов, но и на людей, волей судьбы ставших их близкими. Так, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный жизнерадостностью Наташи, решается изменить свою жизнь. В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолем Курагиным. Здесь всегда готовы оказать помощь друг другу и в любую минуту встать на защиту родного человека.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с Болконскими. Но Болконские, в противоположность Ростовым, придают большое значение своей родовитости и богатству. У них не принимают всех без разбора. Здесь царит особый порядок, понятный только членам семьи, здесь все подчинено чести, разуму и долгу. Во всех представителях этого семейства ярко выражено чувство фамильного превосходства и собственного достоинства. Но вместе с тем, в отношениях Болконских присутствует естественная и искренняя любовь, скрытая под маской высокомерия. Гордые Болконские по складу характера заметно отличаются от уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение этих двух родов, в представлении автора, возможно лишь между нехарактерными представителями этих семей (Николай Ростов и княжна Марья).

Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Но если описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, то Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова), завсегдатаев балов и светских раутов. Жизненный уклад семьи Болконских основан на любви и сплоченности. Всех представителей семейства Курагиных объединяет аморальность (тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка устроить побег Наташи), расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Не случайно представители семьи Курагиных относятся к высшему свету. С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Достаточно вспомнить искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

Князь Василий Курагин - глава семейства Курагиных - яркий тип предприимчивого карьериста, стяжателя и эгоиста. Предприимчивость и стяжательство стали как бы «непроизвольными» чертами его характера. Как подчеркивает Толстой, князь Василий умел пользоваться людьми и скрывать это умение, прикрывая его тонким соблюдением правил светского обхождения. Благодаря этому умению князь Василий многого добивается в жизни, потому что в обществе, в котором он живет, искание разного рода выгод является главным в отношениях между людьми. Ради своих корыстных целей князь Василий разворачивает весьма бурную деятельность. Достаточно вспомнить кампанию, развернутую с целью женитьбы Пьера на его дочери Элен. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Началась осада Марии Болконской, богатой невесты для Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту «операцию». О какой любви и семейном благополучии может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией рассказывает Толстой о князе Василии, когда тот одурачивает и обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения, скрывая свои поступки под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.

Элен - единственная из всех детей князя Василия, кто не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется тем, что она была настоящей дочерью своего отца и рано поняла, по каким правилам нужно играть в свете, чтобы добиться успеха и занять прочное положение. Красота - единственное достоинство Элен. Она это прекрасно понимает и использует его как средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех присутствующих мужчин. Выйдя замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».

Сыновьями князь Василий открыто тяготится. Младший сын князя Василия - Анатоль Курагин - вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет в глазах». Анатоль уверен, что мир создан для его удовольствий. По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что он «должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует с его пустым внутренним обликом. Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его ухаживания за Наташей Ростовой, когда она была невестой Андрея Болконского. Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия - Ипполит - охарактеризован автором как повеса и фат. Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.

Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной Толстой изобразил с иронией и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для Курагиных и Друбецких все средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью этого является стремление завести выгодные знакомства. Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Многомудрый Литрекон сделал не только краткое сочинение-рассуждение с характеристикой семей героев, но и таблицу, где описал качества, манеру поведения, отношение к людям и другие параметры оценки героев. Таблица находится в конце эссе.

(429 слов) «Мысль семейная» — неотъемлемая часть романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». На протяжении всего произведения в центре сюжета находится не только важные исторические события, но и простая жизнь людей. «Лабиринт сцеплений» — так можно охарактеризовать этот великий труд. В романе-эпопее описана жизнь нескольких семей. «Крупным планом» представлены две семьи — Ростовых и Болконских. Они одинаково близки автору, но совершенно различны по своей сути.

Ростовы с нежностью и заботой относятся друг к другу. Это открытые и жизнерадостные люди. Самая главная ценность для них — это семья. Вспомним, как тяжело переживала графиня Ростова смерть своего младшего сына, и как поддерживала ее Наташа в этот нелёгкий жизненный период. Доброта Ростовых неоднократно проявляется в произведении: они отдают все свои подводы раненым, принимают на воспитание сироту (Соню). Но в то же время героям не хватает ответственности и практических навыков. Они легкомысленны и часто принимают неразумные решения. Так, Николай, не разобравшись в хозяйстве, набрасывается на Митеньку и упрекает его в воровстве, а его сестра дает согласие на побег с едва знакомым молодым человеком, будучи помолвленной. Но в конце произведения мы видим истинную «натуру» Ростовых. Наташа стала во многом похожа на свою мать: она растворилась в семейном быту, посвятила всю себя детям и мужу. Николай сделал выбор в пользу выгодной партии, чтобы поправить семейные дела. Оба героя сделали все возможное, чтобы укрепить свой род.

Семью Ростовых трудно представить без Болконских. Они тесно связаны между собой. Наташа помогает Андрею вновь обрести истинные жизненные ценности, любовь к ней приводит его на новый духовный этап. Однако между семьями есть некоторые различия. Андрей в начале произведения напоминает своего отца: холодный, расчётливый, равнодушный и тщеславный. Это люди-практики, которые принимают решения умом, а не сердцем. Они, в отличие от Ростовых, богаты и только преумножают свое хозяйство, ведь в их делах всегда образцовый порядок. Но нельзя их обвинить в неспособности к настоящим чувствам. Марья Болконская — верующая, нежная девушка, котораялюбила своего отца, несмотря на его грубое с ней обращение. Она понимала, что старый князь не может желать ей зла, потому она не могла сомневаться в истинности его суждений. Болконские, несмотря на внешнюю «суровость», испытывают друг к другу самые искренние чувства. Колоссальная духовная работа происходит внутри их души и является тайной для окружения. Вспомним, как Николая поразило лицо Марьи в церкви: девушка молилась так горячо и сосредоточенно, что Ростов, вернувшись к себе, тоже обратился к Богу.

Так, нельзя сказать, что Ростовы — ветреные, влюбчивые люди «сердца», как и невозможно описать Болконских по одному критерию — «люди ума». У Л.Н.Толстого люди меняются, заблуждаются, обретают новые духовные ценности. На протяжении всего жизненного пути они меняют свои взгляды, но остаётся неизменным одно — чувство любви к семье, родине, избраннику. Именно поэтому автор вознаградил героев счастьем.

семьи ростовы болконские
манера поведения радушие, гостеприимство, приветливость, радость от общения. ростовы — любимцы общества и дорогие гости. например, автор подробно описывает, как жители воронежа были рады жизнерадостному николаю, как на первом балу наташа приковала внимание мужчин. они стараются не взять, а дать людям, и даже больше, чем нужно (например, дали подводы раненым, а сами оказались ни с чем). но некоторые члены семьи вспыльчивы и легкомысленны (николай проиграл в карты огромную сумму и едва расплатился). скрытные, сдержанные

и не очень общительные люди, которые живут умом, а не сердцем. андрея в свете не любят за его высокомерие, старый князь и вовсе чуждается общества, не выезжает из деревни. марья более добра и открыта людям, но робеет в их окружении и предпочитает развлечениям одиночество и беседы с «божьими людьми». они предпочитают дело разговору. мужчины и вовсе презирают добрую половину человечества.

черты характера доброта, отзывчивость, горячность, эмоциональность, легкомыслие, щедрость, патриотизм, пылкость, жертвенность, общительность. рассудительность, гордость, суровость, бескомпромиссность, практичность, тщеславие, патриотизм, духовные поиски, скрытность и нелюдимость.
отношение к окружающим то жертвуют всем, что имеют («одевают» сына анны друбецкой, берут на воспитание соню), то позволяют обмануть себя (проигрыш 42 тысяч дохохову, пышные обеды в клубе за счет графа), то проявляют пылкость и неосторожность (наташа отворачивается от сони за то, что та спасла ее честь, графиня делает соне несправедливые упреки из-за ее любви к николаю). строго судят людей и даже не желают скрывать своего осуждения (марья отворачивается от бурьен после ее сближения со старым князем, андрей чуть было не дерется с николаем ростовым, старый князь презирает невестку). но робеют и сомневаются, когда кто-то начинает им нравиться (марья не хотела встречаться с николаем, боясь, что это непозволительно делать в трауре).
жизненные цели графиня хочет оставить щедрое наследство детям и обеспечить их судьбу, граф хочет того же, но при этом мыслит более масштабно и не соглашается экономить на чести или патриотизме. наташа хочет любви и жаждет жить для кого-то. соня стремится к браку с николаем, но после разочарования просто хочет быть благодарной тем, кто ее обеспечил. николай хочет преуспеть в службе и создать полноценную семью. петя хочет защитить родину и добыть славу. андрей стремится к полезной и славной деятельности на военном и политическом поприще. потом он стремится к семье, но разочаровывается и хочет лишь внести свой реальный вклад в дело победы над врагом. отец его стремится к порядку и преуспеянию имения, к труду и саморазвитию. марья хочет найти духовную гармонию и создать семью. также она желает счастья всем членам семьи и заботится о родных.

Замечательный отец, генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский, вырастил отважного сына и прекрасную дочь – княжну Марью.

Княжна Марья жила в деревенской глуши, она любила своё одиночество и никому не жаловалась на него, она понимала боль отца, несправедливо отправленного в отставку императором Павлом.

Она была глубоко верующим человеком и понимала: крест сверх меры Господь никогда не положит ни на чьи плечи. В трудную минуту эта девушка стала опорой овдовевшему князю Андрею, матерью маленькому осиротевшему племяннику, другом Наташе, потерявшей любимого человека.

Толстой наделил эту героиню благородной душой, которая отражалась в ее лучистых, глубоких глазах.

За умение жертвовать собой, «не требуя наград» Господь дарует ей счастье быть любимой женщиной одного из героев романа – Николая Ростова. Она своей жертвенной любовью спасет близких от отчаяния, отдавая себя без остатка людям. Княжна Марья станет матерью четырёх детей, сумеет воспитать не только их, но и мужа. Не одно поколение их рода будет подражать этой замечательной семье.

Семья Болконских жила по принципу: «Нет выше подвига, чем положить живот свой за други своя…». И для детей были на первом месте, прежде всего, честь, совесть, порядочность. Андрею Болконскому сам Кутузов скажет: « Я знаю: твоя дорога – это дорога чести». И не случайно и на поле битвы при Аустерлице, и при Бородино князь Андрей совершит подвиг.

  • Семья Ростовых

Удивительная семья Ростовых, она считалась самой хлебосольной семьей во всей Москве. По праздникам и в дни именин у них обедало по полгорода. Ростовы не делили людей по рангам и чинам, они всегда помогали нуждающимся. Евангельская заповедь «Возлюби ближнего своего…» – была правилом всех членов этой семьи.

Дети, да и сами хозяева дружили с простыми людьми, никогда не обижали своих слуг, и те платили Ростовым уважением и любовью. В этой семье царил русский дух, поэтому все дети выросли добрыми, щедрыми и благородными людьми.

Во время войны 1812 года эта семья жертвует своим имуществом ради раненых солдат и офицеров. А пятнадцатилетний сын Ростовых Петя добровольцем ушел на фронт воевать и погиб, сражаясь с французами. Николай, старший сын, был храбрым и честным воином.

Нравственной опорой семьи станет Наташа, младшая дочь Ростовых. Это о ней князь Андрей скажет: «Там, где она – там свет, там, где ее нет – там тьма!»

  • Семья Курагиных

Образ другой семьи, князя Василия Курагина, где царил дух наживы, обмана, эгоизма, карьеризма…

Семья князя Василия Курагина жила по принципу выгоды и расчета. Учителями детей были только иностранцы. Сын князя Василия, Ипполит, не мог связать по-русски и двух слов, говорил только на французском языке и считался придурковатым малым, однако отец сумел устроить его в дипломаты, нимало не смущаясь непредсказуемостью и тупостью Ипполита.

Второй сын Курагина, Анатоль, стал причиной несчастья князя Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Развратный и беспутный Анатоль расстроил их брак, решив похитить и обесчестить Наташу.

Очень точную характеристику дал Пьер Безухов дочери князя Василия красавице Элен: «Там, где вы – там зло и разврат». Это она в течение всей семейной жизни она изменяла своему мужу. Это она стала причиной горя многих хороших людей. «Подлой, бессердечной породой назовет Толстой всю семью Курагиных». И, действительно, на деньгах, на выгоде и расчете счастья ни себе, ни детям не построишь…