Подготовка к ЕГЭ по обществознанию, мини-эссе на тему: «Массовая культура: симптом вырождения общества или условие его здоровья?»
Симптом вырождения общества или условие его здоровья – две крайние точки в оценке массовой культуры.
С одной стороны, массовая культура – это различные культурные продукты, а также система их распространения и создания. В ней, наряду с низкопробными продуктами есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким этическим и эстетическим критериям. Массы сами могут оценивать произведения искусства и исполнять коллективное наслаждение. В доступности этой культуры можно увидеть проявление демократизма, то есть обращение ко всем слоям общества. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу, оказывает большое своеобразное влияние на человека, в том числе психологически. Через масс-медиа навязывает своих кумиров, образ мыслей и образ жизни.
С другой стороны, массовая культура агрессивно проникает в слои общества и сужает аудиторию «качественных» культур и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. Насаждение ложных жизненных ценностей, оценка человека по уровню богатства и другое: ведет к вырождению общества – т.е. к упрощению его системы. Иногда к непоправимым последствиям: отклонению от нормальной деятельности в виде недоразвитых или извращенных умственных, волевых процессов либо к их дисгармоничному сочетанию.
Являясь постоянным компонентом психического склада личности на протяжении жизни, массовая культура – неотъемлемый элемент жизни, имеющий свои плюсы и минусы.
Парыгина Наталья, учащаяся 11 класса, МОУ Первомайская СОШ № 5
Массовая культура – симптом вырождения общества или
условие его здоровья?
Существует две точки зрения на счет массовой культуры. По мнению критиков, массовая культура снижает культурный уровень развития общества. А по мнению сторонников, такая культура доступна для всех людей и в этой доступности можно увидеть проявления подлинного демократизма.
Я придерживаюсь второй точки зрения. По моему мнению, массовая культура имеет множество преимуществ. Во-первых, она позволяет тесно взаимодействовать большой группе общества, что повышает качество их коммуникации. Во-вторых, массовая культура помогает человеку воспринять большой поток информации. В-третьих, благодаря современным техническим устройствам, множество людей получают доступ к любой сфере культуры, в том числе и высокопрофессиональной.
Таким образом, я считаю, что массовая культура — это условие здоровья, а не вырождение общества. «Массовая культура — это феномен современности, выполняющий ряд важных функций. Несмотря на невысокий уровень ее продукции и оценки качества произведений, массовая культура предоставляет человеку изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора.»
Волков Роман, учащийся 11 класса, МОУ Первомайская СОШ № 5
Массовая культура — это комплекс духовных ценностей, соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Влияние массовой культуры на развитие современного общества является чрезвычайно противоречивым.
С одной стороны, массовая культура- это явление положительное, так как для ее произведений характерно четкое разделение добра и зла, счастливый конец, привлекательные образы героев. Потребители массовой культуры- это люди низкого и среднего достатка, у которых, возможно, присутствуют проблемы морального или материального плана.
Но с другой стороны, массовая культура имеет массу недостатков, множество отрицательных последствий. Очень часто она влияет на поведение человека. Многие вредные привычки распространились посредством массовой культуры. Кроме того, массовая культура является источником интеллектуальной деградации, навязывая упрощенное видение мира.
Массовая культура- это не что-то абстрактное, далекое от нас, она перед нами каждый день, каждую минуту. Мы не только объекты массовой культуры, но и ее субъект. Произведения массовой культуры способствуют удовлетворению многих духовных и социальных потребностей человека, не требуя больших материальных затрат.
Массовая культура имеет свои как плюсы, так и свои минусы.
Несмотря на различия в точках зрения на ее значение, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющая на повседневное бытие миллионов людей, формируя их потребности, идеалы, стандарты поведения и деятельности.
Елманова Ксения, учащаяся 11 класса, МОУ Первомайская СОШ № 5
Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
Что же такое массовая культура: «симптом вырождения общества» или «условие его здоровья»? Поразительный простор для мыслей открывает этот вопрос.
Массовая культура – культура, приспособленная в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.
Под массовой культурой, как «симптомом вырождения общества» понимается «плохая культура». Но вместе с тем, массовая культура – это и условие развития общества, она способствует его духовной эволюции. Теперь попробуем разобраться: массовая культура – хорошо это или плохо. Рассмотрим два подхода.
С одной стороны, благодаря СМИ, массовая культура стала слишком доступной, она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Также, она насаждает ложные жизненные ценности, а именно — материальные. Материальная культура способствует стремлению к случайному обогащению. Это происходит в связи с возникновением различных телешоу с денежными призами. Современная киноиндустрия диктует нам ложные человеческие ценности. Это не доброта, ум, честность, бескорыстность, духовность, а лесть, ложь, материальное богатство, консьюмеризм. Основа массовой культуры – идеология коммерческого успеха. Производство нацелено не на качество продукции, а на ее количество. Человеком массы нашего времени востребованы такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и порочные наклонности.
С другой стороны, массовая культура способствует культурному и духовному развитию общества. Благодаря ей, массы могут оценивать произведения искусства и получать коллективное наслаждение.
Я считаю, что массовая культура – это «условие здоровья» общества, потому что это понятие все-таки не равнозначно понятию «плохая культура». В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: Ч. Чаплин, Ж. Габен, Ф. Астер, Э. Пиаф, П. Чайковский, В. Моцарт, И. Левитан, В. Васнецов и другие. Неужели можно считать, что их творчество способствует духовной деградации личности? Конечно же, нет. Да, современная культура, и не только массовая, опошляется, но какие фильмы и спектакли смотреть, какие читать книги, какую слушать музыку, полностью зависит от самого человека, от его духовного воспитания. Это он выбирает: развиваться ему духовно или деградировать. И если каждый будет выбирать именно такую продукцию массовой культуры, которая будет развивать его как личность, будет воспитывать в нем правильные духовные ценности, то впоследствии не останется места «плохой культуре», она просто станет невостребованной.
Итак, чем станет для тебя массовая культура: «симптомом вырождения» или «условием здоровья», выбирать тебе.
Краева Ксения, учащаяся 11 класса, МОУ Первомайская СОШ № 5
Современные музыкальные стили и направления
Современная музыка включает в себя огромное количество направлений, каждое из которых имеет собственные, присущие только ему, черты. При этом одни являются более привлекательными с коммерческой точки зрения, а другие – имеют большую ценность в культурном плане. В настоящее время принято выделять несколько основных музыкальных стилей , к которым относятся:
- Поп-музыка характеризуется не только как музыкальное направление , но и как вид современной массовой культуры. Музыка, относящаяся к данной категории, отличается легкостью восприятия и мелодичностью. Огромное внимание в ней уделяется аранжировке и вокальному мастерству исполнителя, тогда как инструментальная составляющая отодвигается на второй план. Несмотря на кажущуюся легкость и скоротечность, именно поп-музыка оказывает наибольшее влияние на мировую музыкальную культуру. Самые популярные исполнители и музыканты в данном направлении определяются на ежегодном вручении премии Grammy Awards, проходящем в США;
- Рок-музыка зародилась в середине 50-х годов прошлого столетия и сразу получила статус своеобразной философии. Именно в этом современном стиле огромная роль отведена музыкантам, которые очень часто являются исполнителями собственных композиций. Характерным отличием рок-музыки является использование электромузыкальных инструментов. Помимо вокалиста в состав группы, как правило, входят гитарист и бас-гитарист, ударник и клавишник. Современная рок-музыка имеет множество направлений, среди которых есть как более легкие стили, так и тяжелые, агрессивные направления;
- Ритм-н-блюз ( R&B) – направление, подаренное миру афроамериканскими музыкантами. Данное течение вобрало в себя характерные черты «расовой» музыки: джаза, соула и блюза. В конце 90-х появилось новое течение хип-хоп-соул, которое и получило наибольшую популярность. В нем сохранились черты классических стилей, получивших совершенно новую аранжировку.
Как правило, большая часть детей интуитивно испытывает влечение к музыке, которое сформировалось еще в раннем возрасте, когда Ваш малыш засыпал под мамины колыбельные. Детские галереи Kids Art Gallery помогут ребенку понять и полюбить современную музыку и, возможно, самому приобщиться к миру удивительных мелодий, созданных настоящими гениями!
— , приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.
Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:
- средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
- средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
- технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.
Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.
В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст . т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.
В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.
К основным составляющим массовой культуры относят:
- информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
- индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
- систему формирования массового потребления , центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
- тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.
Риски негативного влияния массовой культуры на детей непосредственно связаны с интенсивным развитием новых информационно-коммуникационных технологий. Социализирующее влияние на мировоззрение, социально-этические ценности, на способы проведения свободного времени детей происходит сегодня в значительной степени вне учреждений культуры и образования и большей частью обусловлено воздействием таких влиятельных институциональных источников как телевидение, Интернет, а в ближайшее время будет тесно связано смобильной телефонией, интегрированной с Интернетом.
Талантливых детей рождается в каждом поколении примерно одинаковое количество, но очевидно, что могут сложиться условия, в которых их потенциал проявится в большей или меньшей степени. Должны существовать определенные общественные предпосылки для превращения детей в личностей, преодоления имеющихся у них упрощенных представлений о мире, незрелой эмоциональности и пр. Чтобы выявить эти предпосылки, нужно вскрыть тенденции изменения социокультурной сферы, спрогнозировать варианты влияния на нее технологических инноваций, а в дальнейшем применить полученные знания для управления социокультурными процессами. Особенно остро вопрос о парадигме развития социокультурной сферы встает в условиях глобального распространения массовой культуры и кризиса традиционных институтов культуры, которые не могут эффективно действовать, оперировать смыслами в современных контекстах и порождать ценности, которые позволили бы изменять сознание людей и способствовать социально-экономическому развитию .
Ряд выводов о перспективах социокультурного развития содержатся в прогнозах российской цивилизационной школы, в последние три года проведшей большую работу по долгосрочному глобальному прогнозированию . Основываясь на изучении динамики глобальной и локальных цивилизаций,исследователи зафиксировали важные тенденции циклической смены социокультурного строя. Образ социокультурного будущего в разработках ученых цивилизационной школы предстает как завершение нестабильного, кризисного, хаотического колебания цивилизационных систем, связанного со становлением постиндустриальной мировой цивилизации. Эти процессы вскоре проявятся и в России. Уже сегодня закладываются основы гармоничного развития культуры, образования, этики и религии, которыми будет отмечен формирующийся интегральный социокультурный строй. Однако существуют различные сценарии развития социокультурной сферы, которые отличаются друг от друга степенью приближенности к оптимальной траектории. Реализация инерционного сценария в первой половине XXI века может повлечь за собой усиление негативных тенденций в сферах культуры, образования, потерю креативности в условиях, когда как раз назревает необходимость в радикальном инновационном прорыве. В частности, могут сбыться опасения общества по поводу вредных последствий потребления массовой культуры, связанные с негативным воздействием медианасилия, сексуально откровенного содержания, страхом и тревогой, вызываемыми медиапродукцией, влиянием масс медиа на здоровье, неоднозначным воздействием развлекательных произведений.
В другом, оптимистичном, инновационно-прорывном сценарии перспективы и роль России в формировании интегрального типа культуры в грядущем большом цикле мировой культуры связаны с преобладающим действием таких факторов как обладание богатейшим культурнымнаследием, огражденность России в течение большей части прошлого века от негативного влияния массовой антикультуры, развитие диалога с другими культурами, активное использование современных информационных технологий для культурного развития. Инновационно-прорывной сценарий предполагает существенные изменения в социокультурной сфере. Он отражает становление гуманитарного типа культуры, формирование человека как свободного творческого субъекта. В этом сценарии общество заботиться о своем молодом поколении, не только ограждая его от потребления псевдокультуры и вредной информации и осуществляя общественный контроль над изменениями в области культуры и СМК, но и создавая механизмы для формирования духовного здоровья, для преодоления главного противоречия современной эпохи – нарастающего разрыва между глубиной и скоростью перемен и устаревшими знаниями и навыками людей, призванными осуществлять эти перемены. В данном сценарии развитие культуры и нравственности сопряжено с установлением гармоничных отношений между поколениями, с повышением роли семьи в воспитании детей, наполнением системы воспитания и образования ценностями, отвечающими основам интегрального социокультурного строя. В целом важны качественные характеристики социокультурной активности и духовно-нравственных ценностей детей.
Риски негативного влияния массовой культуры на детей непосредственно связаны с интенсивным развитием новых информационно-коммуникационных технологий. Социализирующее влияние на мировоззрение, социально-этические ценности, на способы проведения свободного времени детей происходит сегодня в значительной степени вне учреждений культуры и образования и большей частью обусловлено воздействием таких влиятельных институциональных источников как телевидение, Интернет, а в ближайшее время будет тесно связано смобильной телефонией, интегрированной с Интернетом. Эти технологии значительно изменяют способы «доставки» культурных благ потребителям. Они становятся доступны повсюду и в любое время . На этом фоне будет происходить дальнейшая индивидуализация потребления культурных продуктов. Риски же заключены в достаточно мощной тенденции игнорирования социокультурных критериев развития новых информационных технологий, что оборачивается не ростом высокоинтеллектуального, творческого начала, а ростом сферы развлечений, досуга, проявлением тенденций гедонизма, а также вседозволенностью, десоциализирующими началами, интенсификацией процесса становления потребительского общества,потребительских ориентаций в культуре.
Глобальная конкуренция не позволяет национальным правительствам использовать традиционные запретительные методы контроля над образами, требует свободы слова, открытости и развития демократических основ функционирования символической сферы. Поэтомумассовая культура распространяется повсеместно и даже большая часть культурного наследия, которым овладевает индивид, теперь ведет свое происхождение от массовой культурной продукции.
В условиях ощутимой угрозы, исходящей от массовой культуры,задачей властей является защита общественной нравственности от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей. Важно наличие соответствующего законодательства, практики судебных разбирательств с предъявлением особо строгих требований в случае производства и распространение порнографии с участием несовершеннолетних, чьи права защищаются специальной конвенцией ООН. Тем не менее проблема регуляции культурных и нравственных ценностейносит преимущественно неюридический характер, и правовыми средствами может быть решена лишь отчасти.Ключевым является формирование интеллектуальных интересов потребителя культурныхпродуктов, повышение общего уровня грамотности и образованности населения, эстетического вкуса, что должно осуществляться с детского возраста в приемлемых и понятных для ребенка формах.
Для реализации позитивного сценария социокультурного развития необходимо вести широкую просветительскую деятельность в образовательной системе, в средствах массовой информации, делая акцент на позитивных ценностях, сплачивающих общество. В этом процессе велика роль медиаобразования детей и молодежи.
При реализации целевых социокультурных проектов, создающих предпосылки оптимистического сценария будущего, особое внимание следует обратить на развитие новых форм культурных институтов, в том числе тех, которые поддерживают развитие художественных течений на основе современных технологий, способствуют появлению креатива на стыке творческих областей, открывают сетевые возможности доступа к культурному опыту. Важны «точки» приложения сил дляформирования эффективных ценностных конфигураций у молодого поколения,самостоятельности детей. На базе ведущих учебных заведений страны необходимо разработать и реализовать инновационные программы переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационно-прорывного развития социокультурной сферы, так как мир, в котором будет действоватьследующеепоколение людей, будет совсем иным, чем тот, в котором привыкли жить предшествующие поколения.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Массовая культура многолика, но индивидуума она обезличивает
Статья >> ПолитологияТрадиционной культуры . Перспективы массовой культуры и в России, и во всем мире и радостны, и грустны. В принципе массовой культуре и массовому обществу...
Массовая культура - термин ХХ века. Предпосылки возникновения массовой культуры как явления - развитая инфраструктура, доступность средств массовой информации. Ориентир на массы, общедоступность, ведет к низкому уровню массовой культуры как культуры.
эссе , добавлен 18.02.2009
История возникновения "массовой культуры", особенности ее феномена в современных условиях, характеристика уровней и проблема анализа. Основные направления смешения культуры и политики. Особенности влияния массовой культуры на современное общество.
контрольная работа , добавлен 05.10.2010
Исследование истоков возникновения оп-арта, поп-арта и характеристика массовой культуры как популярной, преобладающей культуры среди широкого слоя населения в определенном обществе. Описание современных видов массовой культуры и творчества её мастеров.
курсовая работа , добавлен 18.07.2011
Определение понятия "массовая культура" как социального явления, характеризующего особенности производства ценностей цивилизации в современном обществе. Анализ кич-, мид-, поп-, рок- и арт-культуры. Космополитичность и идейный фундамент массовой культуры.
реферат , добавлен 14.11.2011
Понятие массовой культуры, ее назначение, направления и специфические черты, место и значение в современном обществе. Реклама и мода как зеркало массовой культуры, тенденции их развития. Проблемы воспитания молодежи, связанные с массовой культурой.
реферат , добавлен 18.09.2010
Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.
контрольная работа , добавлен 30.11.2009
Эволюция понятия "Культура". Проявления и направления массовой культуры нашего времени. Жанры массовой культуры. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. Влияние времени, лексикон, словарь, авторство. Массовая, элитарная и национальная культура.
реферат , добавлен 23.05.2014
История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.
Введение……………………………………………………………………………..….................3
Исторические условия и этапы становления массовой культуры…………4
Социальные функции массовой культуры………………………………...............5
Негативное влияние массовой культуры на общество……...………………….6
Положительные функции массовой культуры………...…………………………….7
Заключение………………………………...……………………………………………………………8
Список литературы…………………...……………………………………………………………..9
Введение
Культура-это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культура представляет собой систему средств человеческой деятельности, которая постоянно совершенствуется, и благодаря которой стимулируется и реализуется деятельность человека. Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Его необходимо раскрывать в дифференциально-динамических аспектах, что требует использования категорий “общественная практика” и “деятельность”, связывающих между собой категории “общественное бытие” и “общественное сознание”, “объективное” и “субъективное” в историческом процессе.
Если признать, что одним из главных признаков подлинной культуры являются неоднородность и богатство ее проявлений, основанные на национально-этнической и сословно-классовой дифференциации, то в XX веке врагом культурной “полифонии” оказался не только большевизм. В условиях “индустриального общества” и НТР человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности и самобытности, идет ли речь об отдельной личности или об определенных социальных слоях и группах.
Культура современного общества совокупность самых различных пластов культуры, то есть она состоит из доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур. В любом обществе можно выделить высокую культуру (элитарную) и народную культуру (фольклор). Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры. Но в целом отношение к массовой культуре не столь однозначно.
Феномен "массовой культуры" с точки зрения его роли в развитии современной цивилизации оценивается учеными далеко не однозначно. Критический подход к «массовой культуре» сводится к ее обвинениям в пренебрежении классическим наследством, в том, что она якобы является инструментом сознательного манипулирования людьми; порабощает и унифицирует основного творца всякой культуры суверенную личность; способствует ее отчуждению от реальной жизни; отвлекает людей от их основной задачи - "духовно-практического освоения мира" (К. Маркс). Апологетический подход, напротив, выражается в том, что "массовая культура" провозглашается закономерным следствием необратимого научно-технического прогресса, что она способствует сплочению людей, прежде всего молодежи, независимо от каких-либо идеологий и национально-этнических различий в устойчивую социальную систему и не только не отвергает культурного наследия прошлого, но и делает его лучшие образцы достоянием самых широких народных слоев путем их тиражирования через печать, радио, телевидение и промышленное воспроизводство.
Спор о вреде или благотворности "массовой культуры" имеет чисто политический аспект: как демократы, так и сторонники авторитарной власти не без основания стремятся использовать этот объективный и весьма важный феномен нашего времени в своих интересах. Во время второй мировой войны и в послевоенный период проблемы "массовой культуры", особенно ее важнейшего элемента - массовой информации, с одинаковым вниманием изучались как в демократических, так и в тоталитарных государствах.
Исторические условия и этапы становления массовой культуры
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.
Когда же и как появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения.
Приведем в качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной литературе:
1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации.
2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVIIXVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо, автора широко известного романа “Робинзон Крузо” и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова.
3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.
И все-таки все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: “Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру”.
Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.
X. Ортега-и-Гассет в работе “Восстание масс” выводит само понятие “масса” из определения “толпа”. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса, - поясняет Ортега. И далее он пишет: “Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение переходит в качественное”
Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла “Конец идеологии”, в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия "масса":
1.Масса - как недифференцированное множество (т. е. противоположность понятию класс).
2.Масса - как синоним невежественности (как об этом писал и X. Ортега-и-Гассет).
3.Массы - как механизированное общество (т. е. человек воспринимается как придаток техники).
4.Массы - как бюрократизированное общество (т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности). 5. Массы - как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе - это варвар.
И Д. Белл делает вывод: массы - есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.
Еще более глубокий анализ “массовой культуры” сделал канадский социолог М. Маклюэн. Он также, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи “индустриального и типографского человека” явилось изобретение в XV веке печатного станка. Маклюэн, определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.
Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. В свою очередь понятие “массовая культура” характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры.
Социальные функции массовой культуры
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название “средний класс”. Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена “Дух времени”. Понятие “средний класс” стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот “средний класс” стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.
Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.
Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула - это главное.
Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к существующим условиям, конформизм.
Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, мелодрама, мюзикл, комикс.
Негативное влияние массовой культуры на общество
Культура современного общества совокупность самых различных пластов культуры, то есть она состоит из доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур.
34 % россиян считают, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье. К такому результату пришел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в результате проведенного в 2003г. опроса.
О положительном влиянии массовой культуры на общество заявили 29 % опрошенных россиян, которые считают, что массовая культура помогает людям отдохнуть и развлечься. 24 % респондентов полагают роль шоу-бизнеса и массовой культуры сильно преувеличенной и убеждены, что серьезного влияния на общество они не оказывают.
80 % опрошенных настроены крайне негативно к употреблению ненормативной лексики в публичных выступлениях звезд шоу-бизнеса, считая употребление нецензурных выражений недопустимым проявлением распущенности, бесталанности.
13 % респондентов допускают употребление ненормативной лексики в тех случаях, когда оно используется в качестве необходимого художественного средства, а 3 % полагают, что если оно часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении это просто ханжество.
Негативное отношение к использованию ненормативной лексики отражается и в оценках россиянами ситуации вокруг конфликта между журналисткой Ириной Ароян и Филиппом Киркоровым. 47 % опрошенных встали на сторону Ирины Ароян, тогда как поп-звезду поддержали только 6 %. 39 % респондентов вообще не проявили интереса к этому процессу.
47% опрошенных россиян считают, что яркие персонажи телеэкранов, будучи образцами и кумирами для значительной части молодежи, должны отвечать более высоким моральным требованиям, нежели те, которые предъявляются к обычным людям. 41 % считают звезд шоу-бизнеса такими же людьми, как и все остальные, а 6 % респондентов полагают допустимыми некоторые элементы вызывающего поведения со стороны поп-персонажей как людей творческих и неординарных.
Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры.
Современной российской культуре присуще и такое явление, которое социологи назвали вестернизацией культурных потребностей и интересов, в первую очередь, молодежных групп населения.
Для многих русских, и опять же, в первую очередь, молодых, характерно отсутствие этнокультурной или национальной самоидентификации, они перестают воспринимать себя как русских, утрачивают свою русскость. Социализация молодежи происходит либо на традиционно-советской, либо на западной модели воспитания, в любом случае, вненациональной. Русская народная культура (традиции, обычаи, обряды) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Отсутствие у русской молодежи национальной самоидентификации как раз и приводит к более легкому проникновению в молодежную среду вестернизированных ценностей.
Во многих чертах молодежная субкультура просто повторяет, дублирует телевизионную субкультуру. Здесь следует отметить, что с начала 1990-х гг. массовая культура в ее экранных, телевизионных видах приобретает все более негативный характер. Например, из 100 фильмов, наиболее популярных в ленинградских видеосалонах, 52 % имели все признаки боевиков, 14 фильмов ужасов, 18 фильмов-каратэ. При этом, по мнению экспертов-киноведов, не было ни одного фильма, отличающегося художественно-эстетической ценностью, и только 5 % обладали определенными художественными достоинствами. Репертуар кинотеатров на 80-90 % состоит из зарубежных фильмов.
Не менее негативные последствия можно отметить и в развитии музыкальной культуры. Такая разновидность массовой культуры, как рок-музыка, сначала в нашей стране была запрещена на официальном уровне, а потом так же неумеренно превознесена и идеализирована. Зачем же выступать против той рок-музыки, которая связана с народными традициями, традициями политической и авторской песни? Есть и такие направления, как панк-рок, тяжелый металл и др., которые, несомненно, несут контркультурный, вандалистский характер. Многие музыкальные направления отличаются синдромами пессимизма, мотивами смерти, самоубийства, страха и отчужденности. Потеря гуманистического содержания происходит в рок-музыке за счет искажения естественного человеческого голоса всевозможными хрипами и визгами, нарочно изломанными глумливыми интонациями, подмены мужских голосов женоподобными, и наоборот.
Положительные функции массовой культуры
Важнейшим, если не определяющим, признаком «массового общества» является "массовая культура".
Отвечая общему духу времени, она, в отличие от социальной практики всех предшествующих эпох, примерно с середины нашего столетия становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и даже получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и т.п. Кстати, последнее из приведенных обозначений открывает еще одну из причин возникновения «массовой культуры» - появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, «досуга». У людей все больше возникает потребность «убивать время». На ее удовлетворение, естественно за деньги, и рассчитана «массовая культура», которая проявляет себя преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства. Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние десятилетия стали кино, телевидение и, конечно, спорт (в его чисто зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению.
Для выполнения своей функции - снятия сильных производственных стрессов - «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной; обращенная к людям часто с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и преобладающая тематика «массовой культуры», получающей большие доходы от эксплуатации таких «интересных» и понятных всем людям тем, как любовь, семья, карьера, преступность и насилие, приключения, ужасы и т.п. Любопытно и психотерапевтически положительно, что в целом «массовая культура» жизнелюбива, чурается по-настоящему неприятных или удручающих аудиторию сюжетов, а соответствующие произведения завершаются обычно счастливым концом. Неудивительно, что наряду со «средним» человеком, одним из потребителей подобной продукции, является прагматически настроенная часть молодежи, не отягощенная жизненным опытом, не утратившая оптимизма и еще мало задумывающаяся над кардинальными проблемами человеческого существования.
Массовая культура в состоянии сегодня играть и положительную роль, приобщая массы к сложнейшим духовно-нравственным проблемам в адаптированном виде. Но оставит ли отдельная личность дальнейшие поиски культурных музыкальных ценностей, или будет довольствоваться обретенными суррогатами массовой культуры – это уже напрямую зависит от самой личности. Исключительная роль здесь принадлежит воспитанию, художественно-эстетическому образованию.
Заключение
Отношение к массовой культуре чаще всего неоднозначно: ее высокомерно презирают, высказывают обеспокоенность в связи с ее натиском, в мягком варианте относятся снисходительно, но еще никто не избежал с ней контакта.
Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако, произведения массовой культуры сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект.
Распространение массовой культуры не означает исчезновения культуры элитарной. Было бы упрощением, однако, представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке все человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать ее и исключительно в ключе идеологическом, как это было еще совсем недавно.
В работах современных исследователей можно найти разные указания на время появления массовой культуры: некоторые полагают, что она существовала даже в древнейших цивилизациях. Мы считаем, однако, что массовая культура - продукт современной цивилизации с характерными для нее чертами урбанизации и всеобщего образования. Почти до начала XX века существовали достаточно четко разделявшиеся элитарная культура и народная. Первая была распространена в городах, среди тех, кто имел возможности получить соответствующее образование и воспитание. Вторая создавалась часто людьми неграмотными, но являющимися носителями традиций.
Процесс урбанизации, переселивший значительные массы крестьян и мелкой буржуазии в города, привел к тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народную культуру, не в состоянии были приобщиться к городской культуре, которая требовала не только элементарных навыков чтения и письма, но гораздо большей образованности, времени и материальных возможностей. Новая городская масса нуждалась в доступных ей формах культуры.
Таким образом, массовая культура – многофункциональное, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть, выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспективных ее направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов.
Список литературы
1. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. «Культурология в вопросах и ответах», Москва «Центр» 2001 г.
………………………………………………… 3 2. Философские основы массовой культуры ...