Восток и запад как различные типы цивилизационного развития. Характеристика общественно-экономических формаций

Понятие общественно-экономической формации (экономического общества) можно сформулировать на основе изучения конкретных типов такой формации: античной и капиталистической. Большую роль в понимании этих сыграли Маркс, Вебер (роль протестантской этики в становлении капитализма) и другие ученые.

Общественно-экономическая формация включают в себя: 1) демосоциальное сообщество рыночно-массового потребления (исходная система); 2) динамично развивающуюся рыночную экономику, экономическую эксплуатацию и т. д. (базисная система); 3) демократическое правовое государство, политические партии, церковь, искусство, свободные СМИ и т. д. (вспомогательная система). Общественно-экономической формации присуща целерациональная деятельность, превалирование экономических интересов, ориентация на прибыль.

Концепция частной собственности и римское право отличают западные (рыночные) общества от восточных (плановых), в которых нет института частной собственности, частного права, демократии. Демократическое (рыночное) государство выражает интересы прежде всего рыночных классов. Его фундамент образуют свободные граждане, имеющих равные политические, военные и иные права и обязанности и контролирующие власть через выборы и муниципальное самоуправление.

Демократическое право выступает юридической формой частной собственности и рыночных отношений. Без опоры на частное право и власть рыночный базис функционировать не может. Протестантская церковь, в отличие от православной, становится ментальной основой капиталистического способа производства. Это показал М. Вебер в «Протестантской этике и духе капитализма». Буржуазное искусство осмысливает и воображает в своих произведениях буржуазное бытие.

Частная жизнь граждан экономического общества организована в гражданское сообщество, противостоящее обществен- но-экономической формации как институциональной системе, организованной рыночным базисом. Это сообщество частично входит во вспомогательную, базисную и в демосоциальную подсистемы экономического общества, представляя в этом смысле иерархическое образование. Понятие гражданского общества (сообщества) появилось в XVII веке в работах Гоббса и Локка, получило развитие в трудах Руссо, Монтескье, Вико, Канта, Гегеля и других мыслителей. Оно получило название гражданского в отличие от сословного общества подданных при феодализме. Маркс рассматривал гражданское общество вместе с буржуазным государством , как часть надстройки, а революционный пролетариат считал могильщиком и буржуазного гражданского общества, и либерального государства. Вместо них должно появится коммунистическое самоуправление.

Таким образом, понятие общественно-экономической формации представляет собой синтез промышленного общества Спенсера, общественно-экономической формации Маркса и социальной системы Парсонса. Оно в большей степени адекватно законам развития живой природы, основанным на конкуренции, чем политическое, основанное на монополии. В общественной конкуренции победу одерживает свободный, интеллектуальная, предприимчивая, организованная, саморазвивающаяся общность, для которой диалектическое отрицание традиционности ради современности, а современности ради постсовременности органично.

Типы общественно-экономических формаций

Общественно-экономическая формация известна в форме (1) античной, аграрно-рыночной (Древняя Греция и Рим) и (2) капиталистической (индустриально-рыночной). Вторая общественная формация возникла из остатков первой в условиях феодальной Европы.

Античная формация (1) возникла позже азиатской, около VIII века до н. э.; (2) из некоторых первобытнообщинных обществ, живущих в благоприятных географических условиях; (3) под влиянием азиатских обществ; (4) а также технической революции, изобретения железных орудий труда и войны. Новые орудия стали причиной перехода первобытно-общинной формации в античную только там, где были благоприятные географические, демографические и субъективные (ментальные, интеллектуальные) условия. Такие условия сложились в античной Греции, а затем в Риме.

В результате этих процессов возникла античная община свободных частных земельных собственников-семей, существенно отличная от азиатской. Появились античные полисы — государства, в которых вечевое собрание и выборная власть составили два полюса античного демократического государства. Признаком появления таких обществ можно считать появление монет на рубеже VIII-VII веков до н. э. Античные общества были окружены множеством первобытно-общинных и азиатских обществ, с которыми находились в сложных отношениях.

В греческих полисах происходил рост населения, вывод лишнего населения в колонии, развитие торговли, трансформировавшей семейное хозяйство в товарно-денежное. Торговля быстро стала ведущей отраслью греческой экономики. Социальный класс частных производителей и торговцев стал ведущим; его интересы стали определять развитие античных полисов. Происходил упадок античной аристократии, опирающейся на родовой строй. Лишнее население не только направлялось в колонии, но и вербовалось в постоянную армию (как, например, у Филиппа — отца Александра Македонского). Армия становилась ведущим орудием «производства» — грабежа рабов, денег и товаров. Первобытно-общинный строй Древней Греции превратился в античную (экономическую) формацию.

Исходную систему античного строя составляли семьи свободных греческих или италийских общинников, которые могли себя прокормить в благоприятных географических условиях (море, климат, земля). Они удовлетворяли свои потребности за счет собственного хозяйства и товарного обмена с другими семьями и общинами. Античное демосоциальное сообщество состояло из рабовладельцев, свободных общинников и рабов.

Базисную систему античной формации составляла частнособственническая экономика, единство производительных сил (земли, орудий труда, скота, рабов, свободных общинников) и рыночных (товарных) отношений. В азиатских формациях рыночная группа встречала отпор со стороны других социальных и институциональных групп, когда становилась богатой, поскольку покушалась на властную иерархию. В европейских обществах в силу случайного стечения обстоятельств торгово-ремесленный класс, а затем буржуа навязали свой тип целерациональной рыночной деятельности в качестве базисного для всего общества. Уже в XVI веке европейское общество стало по типу экономики капиталистическим.

Вспомогательную систему античного общества составляли: демократическое государство (правящая элита, ветви власти, бюрократия, право и т. д.), политические партии, общинное самоуправление; религия (жрецы), утверждавшая божественное происхождение античного общества; античное искусство (песни, танцы, живопись, музыка, литература, архитектура и т. д.), которое обосновывало и возвышало античную цивилизацию.

Античное общество было гражданским, представлявшим совокупность демосоциальных, экономических, политических и религиозных самодеятельных организаций граждан во всех системах общественного строя. В них существовали свобода слова, доступ к информации, право свободного выезда и въезда и иные гражданские права. Гражданское общество — свидетельство освобождения личности, с чем не знаком традиционный Восток. Оно открывало дополнительные возможности для раскрытия энергии, инициативы, предприимчивости индивидов, что существенно сказалось на качестве демографической сферы общества: его образовывали экономические классы богатых, обеспеченных, бедных. Борьба между ними стала источником развития этого общества.

Диалектика исходной, базисной и вспомогательной систем античной формации определяла ее развитие. Увеличение производства материальных благ вело к росту численности людей. Развитие рыночного базиса сказывалось на росте богатства и его распределении между социальными классами. Политическая, правовая , религиозная, художественная сферы общественно-экономической формации обеспечивали поддержание порядка, правовую регламентацию деятельности собственников и граждан, мировоззренчески оправдывали товарную экономику. Вследствие самостоятельности она оказывала влияние на базис товарного общества, тормозя или ускоряя его развитие. Реформация в Европе, например, создала новые религиозно-моральные мотивы труда и этику протестантизма, из которой вырос современный капитализм.

В феодальном (смешанном) обществе из остатков античного постепенно возникают основы либерально-капиталистического строя. Появляется либерально-капиталистическое мировоззрение, дух буржуазии: рациональность, профессиональный долг, стремление к богатству и прочие элементы протестантской этики. Макс Вебер критиковал экономический материализм Маркса, считавшего сознание буржуа надстройкой над стихийно сложившимся рыночно-экономическим базисом. По мнению Вебера, вначале появляются единичные буржуазные авантюристы и капиталистические хозяйства, оказывающие влияние на других предпринимателей. Затем они становятся массовыми в экономическом строе и формируют капиталистов из некапиталистов. Одновременно возникает индивидуалистическая протестантская цивилизация в виде единичных ее представителей, институтов, образа жизни. Она тоже становится источником рыночно-экономической и демократической систем общества.

Либерально-капиталистическое (гражданское) общество возникло в XVIII веке. Вебер вслед за Марксом утверждал, что оно появилось в результате комбинации ряда факторов: экспериментальной науки, рационального буржуазного капитализма, современного государственного устройства, рациональных правовых и административных систем, современного искусства и т. д. В результате сочетания перечисленных социальных систем капиталистическое общество не знает себе равных по адаптации к внешней среде.

Капиталистическая формация включает в себя следующие системы.

Исходная система образуется: благоприятными географическими условиями, колониальными империями; материальными потребностями буржуа, крестьян, рабочих; неравенством демо- социального потребления, началом формирования общества массового потребления.

Базисную систему образует капиталистический способ общественного производства, представляющий собой единство капиталистических производительных сил (капиталистов, рабочих, машин) и капиталистических экономических отношений (денег, кредита, векселей, банков, мировой конкуренции и торговли).

Вспомогательную систему капиталистического общества образует демократическое правовое государство, многопартийность, всеобщее образование, свободное искусство, церковь, СМИ, наука. Эта система определяет интересы капиталистического общества, оправдывает его существование, осмысливает его сущность и перспективы развития, воспитывает необходимых для него людей.

Черты общественно-экономических формаций

Европейский путь развития включает в себя следующие : первобытно-общинную, античную, феодальную, капиталистическую (либерально-капиталистическую), буржуазно-социалистическую (социал-демократическую). Последняя из них — конвергентная (смешанная).

Экономические общества отличаются : высокой эффективностью (производительностью) рыночной экономики, ресурсосбережением; способностью удовлетворять растущие потребности людей, производства, науки, образования; быстрой адаптацией к меняющимся природным и общественным условиям.

В общественно-экономических формациях произошел процесс трансформации неформальных ценностей и норм, характерных для традиционного (аграрного) общества, в формальные. Это процесс трансформации статусного общества, где люди были связаны множеством неформальных ценностей и норм, в контрактное, где люди связаны контрактом на время реализации своих интересов.

Экономические общества характеризуется: экономическим, политическим и духовным неравенством классов; эксплуатацией трудящихся, колониальных народов, женщин и т. д.; кризисами экономики; формационной эволюцией; конкуренцией из-за рынков сбыта и сырья; возможностью дальнейшей трансформации.

Гражданское сообщество берет на себя в экономическом обществе функцию выражать и защищать интересы и права граждан перед демократическим, правовым, социальным государством, образуя с последним диалектическую противоположность. Это сообщество включает в себя многочисленные добровольные негосударственные организации: многопартийную систему, независимые СМИ, общественно-политические организации (профсоюзные, спортивные и т. д.). В отличие от государства, являющегося иерархическим институтом и основанного на приказах, гражданское сообщество имеет горизонтальную структуру, основано на сознательной добровольной самодисциплине.

Экономический строй основан на более высоком уровне сознания людей, чем политический. Его участники действуют прежде всего индивидуально, а не коллективно, исходя из личных интересов. Их коллективное (совместное) действие более отвечает их общим интересам, чем это происходит в результате централизованного государственного вмешательства (в политическом обществе). Участники общественно-экономической формации исходят из следующего положения (я уже цитировал): «Многими из своих величайших достижений человек обязан не сознательным устремлениям и, тем более, не преднамеренно скоординированным усилиям многих, а процессу, в котором индивидуум играет не вполне постижимую для себя самого роль». Они умеренны в рационалистической гордыне.

В XIX в. в Западной Европе возник глубокий кризис либерально-капиталистического общества, подвергнутого жестокой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии». В XX в. он привел к «пролетарско-социалистической» (большевистской) революции в России, фашистской — в Италии и национал-социалистической в Германии. В результате этих революций произошло возрождение политического, азиатского типа общества в его советской, нацистской, фашистской и иных тоталитарных формах.

Во Второй мировой войне нацистское и фашистское общества были разгромлены. Победу одержал союз советского тоталитарного и западного демократического обществ. Затем советское общество потерпело поражение от западного в «холодной» войне. В России начался процесс создания новой государственно-капиталистической (смешанной) формации.

Ряд ученых считает общества либерально-капиталистической формации самыми передовыми. Фукуяма пишет: «Все страны, проводящие процесс модернизации, от Испании и Португалии до Советского Союза, Китая, Тайваня и Южной Кореи, двинулись в эту сторону». Но Европа, на мой взгляд, пошла значительно дальше.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ и развитие народонас., общество и его главный компонент - народонаселение, находящиеся на определ. ступени историч. развития, исторически определ. тип общества и соответствующий ему тип народонас. В основе каждой Ф. о.-э. лежит определенный способ обществ. производства, а сущность ее образуют производств. отношения. Этот экон. базис детерминирует развитие народонаселения, входящего в структуру данной Ф. о.-э. Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, раскрывающие учение о Ф. о.-э., дают ключ к пониманию единства и многообразия историч. развития народонас., являются одной из важнейших методологич. основ теории народонаселения.

В соответствии с марксистско-ленинским учением, выделяющим пять Ф. о.-э.: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую, развитие народонас. также проходит через эти ступени историч. прогресса, определяющие изменения не только его количеств., но и качеств. характеристик.

Первобытнообщинная Ф. о.-э., свойственная всем без исключения народам, знаменовала возникновение человечества, становление народонас. Земли и ее регионов, начало его развития (см. Антропогенез). Первым социальным организмом стал род (родоплеменное образование). Материальное произ-во было самым примитивным, люди занимались собирательством, охотой, рыболовством, существовало естеств. разделение труда. Коллективная собственность обеспечивала каждому члену общества получение доли произведенного продукта, необходимого для его существования.

Постепенно сложился групповой брак, при к-ром мужчины, принадлежащие к данному роду, могли вступать в половые отношения с любой из женщин другого, соседнего рода. Однако никаких прав и обязанностей при этом мужчина и женщина не имели. Социальными нормами, регулирующими репродуктивное поведение коллектива, сезонность рождений, были разл. половые табу, самым сильным из к-рых являлся экзогамный запрет (см. Экзогамия).

По данным палеодемографии, ср. продолжительность жизни в период палеолита и мезолита составляла 20 лет. Женщины, как правило, умирали до завершения репродуктивного возраста. Высокая рождаемость в среднем лишь немного превосходила смертность. Люди погибали гл. обр. от голода, холода, болезней, стихийных бедствий и т. д. Темпы прироста числ. народонас. Земли равнялись 10-20% за тысячелетие (см. Демографическая история).

Совершенствование производит. сил протекало чрезвычайно медленно. В эпоху неолита появились земледелие и скотоводство (8-7-е тыс. до н. э.). Экономика из присваивающей стала постепенно превращаться в производящую, появился определ. излишек над необходимым продуктом - прибавочный продукт, что оказало сильное воздействие на экон. развитие общества, имело большие социальные и демографич. последствия. В этих условиях начинает складываться парная семья. Она пришла на смену групповому браку и потому характеризовалась такими его пережитками, как существование наряду с ´основными´ ´дополнительных´ жен и мужей.

В эпоху неолита изменился характер возрастной смертности: детская смертность оставалась высокой, у взрослых же пик смертности переместился на более старшие возрасты. Модальный возраст смерти перешагнул 30-летний рубеж, при этом общий уровень смертности оставался высоким. Период пребывания женщин в репродуктивном возрасте увеличился; ср. число детей, рожденных одной женщиной, повысилось, однако еще не достигло физиол. предела.

Самая длительная в истории человечества первобытнообщинная формация обеспечила в конечном итоге рост производит. сил общества, развитие обществ. разделения труда, завершилась возникновением индивидуального х-ва, частной собственности, что привело к распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, потом - обедневших соплеменников.

Частная собственность связана с появлением классового общества и гос-ва; в результате разложения первобытнообщинного строя складывалась первая в истории классовая антагонистич. рабовладельческая формация. Древнейшие рабовладельч. гос-ва образовались на рубеже 4-3-го тыс. до н. э. (Месопотамия, Египет). Классич. формы рабовладельч. строй достиг в Др. Греции (5-4 вв. до н. э.) и Др. Риме (2 в. до н. э.-2 в. н. э.).

Переход к рабовладельч. формации во многих странах вызвал коренные изменения в развитии народонас. Хотя значит. часть нас. составляли свободные мелкие зем. собственники, ремесленники, представители др. социальных групп, рабовладельч. отношения были господствующими, сказывались на всех социально-экон. отношениях, определяли все процессы развития народонас.

Рабы рассматривались только как орудия труда и были полностью бесправны. Чаще всего они не могли иметь семьи. Их воспроиз-во происходило, как правило, за счет невольничьего рынка.

Развитие семейно-брачных отношений, шедшее, т. о., почти полностью только в среде свободного нас., характеризовалось окончат. переходом от парной семьи к моногамной. У разл. народов этот переход, начавшийся еще в период разложения первобытнообщинного строя, протекал неодинаково. Моногамия утвердилась лишь в зрелом классовом обществе, когда сложилась семья, в к-рой безраздельно господствовал мужчина, а женщина оказалась в подчиненном и бесправном положении.

Определ. изменения произошли и в процессах рождаемости и смертности. Среди причин смертности первое место заняли болезни и потери в войнах. Нек-рое увеличение продолжительности жизни населения повлияло на показатели рождаемости. Ср. число детей, рожденных одной женщиной, оценивается в 5 чел.

В гoc-вах наиболее развитой, античной формы рабовладения впервые в истории возникает явление малодетности. Так, в Римской империи в последний период ее существования было отмечено значит. падение рождаемости среди зажиточных граждан, что побудило власти прибегнуть к мерам регулирования воспроиз-ва нас. (см. ´Закон Юлия и Папия Поппея´).

В нек-рых гос-вах возникали определ. противоречия между ростом числ. нас. и слабым развитием производит. сил. Они разрешались путем принудит. эмиграции, в результате к-рой в Средиземноморье возникли греч., финикийские и римские колонии.

С возникновением рабовладельч. гос-в в фискальных и воен. целях начали проводиться первые учеты нас.: регулярные цензы осуществлялись с 5 в. до н. э. по 2 в. н. э. в Др. Риме и его провинциях.

В 4-3 вв. до н. э. в рамках общих филос. теорий складываются первые воззрения на народонас., к-рые касались преим. проблемы соотношения между количеством ресурсов и числ. нас. (см. Платон, Аристотель).

Пришедший на смену рабовладельч. обществу феодализм как особая формация в своей классич. форме сложился в странах Зап. Европы и датируется здесь периодом примерно 5-17 вв. В других странах Европы и Азии феодализм характеризовался рядом особенностей. В то время как в Европе под влиянием роста произ-ва и нек-рых др. причин рабство исчезло, уступив место феод.-крепостнич. зависимости, во мн. странах Азии оно продолжало существовать, не играя, однако, важной роли. В Африке феод. отношения стали оформляться сравнительно поздно (и лишь в странах Средиземноморья); в Америке до прихода туда европейцев стадии феод. развития не достиг ни один из индейских народов.

Феодализм как классово антагонистич. формация означал разделение общества на два осн. класса - феодалов-землевладельцев и зависимых от них крестьян, к-рые составляли подавляющее большинство нас. Будучи собственниками земли и имея право на значит. часть труда своих крепостных крестьян, а также на их продажу другому собственнику, феодалы были заинтересованы в численном росте крестьян. Господствовавшая при феодализме патриархальная семья складывалась из ряда кровнородственных по муж. линии индивидуальных семей и представляла собой как хоз. ячейку, так и осн. звено в физич. возобновлении нас. феод. общества. В репродуктивном отношении этот тип семьи оказался наиболее производительным из всех форм семейной организации когда-либо существовавших.

Однако высокая рождаемость, свойственная патриархальной семье, ´погашалась´ высокой смертностью, особенно среди закрепощенного нас. и трудовых слоев феод. города. Такая смертность была обусловлена низким развитием производит. сил, тяжелыми условиями жизни, эпидемиями и войнами. По мере развития производит. сил и особенно с.-х. произ-ва уровень смертности медленно снижался, что при сохранении высокой рождаемости привело к увеличению естеств. прироста нас.

В Зап. Европе сравнительно устойчивый прирост нас. начался примерно с рубежа 1-го и 2-го тыс., однако он сильно замедлялся частыми эпидемиями (см. ´Черная смерть´) и почти непрекращавшимися феод. междоусобицами и войнами. По мере развития феодализма и особенно в условиях его кризиса отд. вопросы развития народонас. все более привлекали внимание мыслителей той эпохи (см. Фома Аквинский, Т. Мор, Т. Кампанелла).

В результате разложения феодализма в Зап. Европе (16-17 вв.) началось формирование последней классово антагонистич. Ф. о.-э.- капиталистической, основанной на частной собственности на средства произ-ва и эксплуатации наемного труда капиталом.

Классово антагонистич. структура капитализма пронизывает все происходящие в нем обществ. процессы, включая и развитие народонас. Капитал, совершенствуя произ-во, совершенствует и гл. производит. силу - рабочее нас. Однако многообразие способностей и конкретных видов труда рабочих служит лишь необходимым условием, а также средством увеличения стоимости, подчинено капиталу и ограничивается им в пределах, отвечающих его социальным целям. Получать большую массу прибавочной стоимости на стадии простой кооперации капиталистам позволяло увеличение числа одноврем. занятых рабочих как за счет воспроиз-ва рабочего нас., так и вовлечения в произ-во разорившихся мелких товаропроизводителей. На стадии мануфактуры с углублением разделения труда для увеличения массы прибавочной стоимости наряду с ростом числа рабочих все более важное значение приобретают качеств. характеристики работников, их способность к повышению производительности труда в условиях его углубляющегося разделения. На фабрике, особенно на стадии автоматизир. произ-ва, на первый план вместе с практич. навыками выступает наличие определ. теоретич. знаний, а для их приобретения требуется соответств. рост уровня образования работников. В условиях совр. капитализма, широко практикующего внедрение достижений научно-технич. прогресса для извлечения наибольшей прибыли, повышение уровня знаний большого числа рабочих становится важнейшим фактором функционирования и обеспечения конкурентоспособности эксплуатирующего их капитала.

Необходимым результатом и условием капиталистич. произ-ва является относительное перенаселение. Противоречие развития народонас., как противоречие между объективными и субъективными элементами процесса труда, при капитализме выступает как отношение рабочего нас. (носителя товара рабочая сила) к средствам занятости в форме постоянного капитала. Закон относит. перенас. является основным экон. законом народонас. при капитализме.

Производств. отношения капитализма определяют обществ. условия, в к-рых протекают демографич. процессы. В ´Капитале´ К. Маркс раскрывает закон обратного соотношения рождаемости, смертности и абс. размера семей рабочих их доходам. Этот закон был выведен при анализе положения разл. групп рабочих, к-рые образуют относит. перенас. в застойной форме. Эти группы характеризуются наименьшими доходами и наибольшей долей в естеств. приросте нас., т. к. для них в условиях использования детского труда дети более выгодны экономически, чем для др. слоев рабочих.

Специфич. производств. отношения капитализма обусловливают и процесс смертности рабочего нас. Капитал по самой своей природе безразличен к здоровью и продолжительности жизни рабочих, он ´...является расточителем людей, живого труда, расточителем не только тела и крови, но и нервов в мозга´ (Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 101). Прогресс медицины позволил снизить смертность трудящихся, однако его воздействие имеет предел, за к-рым осн. фактором уменьшения смертности становятся изменения в условиях труда и жизни нас. Капитал предъявляет противоречивые требования к смене поколений рабочих. Ему, с одной стороны, нужны молодые здоровые люди, а с другой - рабочие, прошедшие общеобразоват. и проф. подготовку, т. е. более старших возрастов; требуются умелые и квалифицир., т. е., как правило, более пожилые рабочие и в то же время представители новых профессий, т. е. более молодых возрастов. Для обеспечения нужд произ-ва капиталу необходима быстрая смена поколений занятых. В сер. 19 в. это требование выступало как экон. закон.

В период империализма и распространения гос.-монополистич. капитализма существенно усиливается противодействие этой быстрой смене со стороны пролетарского движения, борющегося против роста эксплуатации, интенсификации труда, безработицы, за улучшение условий труда, повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, за организацию системы проф. подготовки, улучшение мед. обслуживания и др. В то же время научно-технич. прогресс и рост значения проф. знаний и производств. опыта вынуждают капитал проявлять определ. заинтересованность в существ. увеличении продолжительности найма одних и тех же рабочих. Однако при всех условиях пределы этой продолжительности обусловлены способностью рабочего приносить как можно больше прибавочной стоимости.

В основе миграц. подвижности нас. при капитализме лежит движение рабочей силы вслед за движением капитала. Притяжение и выталкивание работников в отд. фазах цикла, отраслях, а также на отд. терр. определяются потребностями произ-ва прибавочной стоимости. На стадии империализма это движение приобретает междунар. характер.

Обществ. произ-во при капитализме реализует историч. тенденцию развития рабочего нас. Технич. прогресс предполагает перемену труда, совершенствование способностей, навыков, знаний работников, с тем чтобы они всегда были готовы к выполнению уже существующих и вновь возникающих функций. Такие требования к рабочей силе объективно выходят за пределы, допускаемые капиталом, и могут достаточно полно реализоваться лишь при отношении работников к средствам произ-ва как к своим собственным, а не при подчинении последним. Развитие рабочего класса при капитализме наталкивается на внеш. пределы, к-рые ставит процесс самовозрастания стоимости. Классовая борьба пролетариата направлена на ликвидацию непреодолимых при капитализме препятствий на пути свободного всестороннего развития трудящихся, на революц. смену капитализма социализмом.

Способ произ-ва, определяющий классовую структуру общества, историч. тип работника оказывают существ. влияние на семью. Уже в условиях капитализма свободной конкуренции семья из производительной превращается преим. в потребительскую ячейку общества, что подорвало экон. необходимость в больших патриархальных семьях. Лишь крест. семьи сохранили за собой производит. функции, на первый же план в капиталистич. обществе выступают два типа семьи: буржуазная и пролетарская. В основе выделения этих типов лежит специфика участия их членов в обществ. произ-ве - в экон. форме наемного труда или капитала, в результате чего различаются и внутрисемейные отношения.

С первым этапом развития капитализма связан быстрый рост нас. Определ. улучшение социально-экон. условий привело к сокращению смертности и изменению структуры ее причин. Снижение рождаемости, начавшееся в семьях буржуазии, постепенно распространяется и на семьи пролетариата, характеризовавшиеся первоначально ее высоким уровнем. В период империализма темпы роста нас. в экономически развитых капиталистич. странах сокращаются и остаются низкими (см. Народонаселение мира).

Развитие капитализма привело к резкому возрастанию обществ. интереса к народонас. (см. История демографической науки). Однако весь историч. опыт капиталистич. Ф. о.-э. убедительно показал, что решение проблем народонас., его подлинное развитие невозможны на путях капитализма.

Такое решение обеспечивает только коммунистическая Ф. о.-э., к-рая означает начало подлинной истории человечества, когда достигается свободное гармоничное развитие всех людей, практически осуществляется идеал обществ. устройства.

Науч. теорию коммунистич. Ф. о.-э. создали Маркс и Энгельс, она обогащена и развита применительно к изменяющимся историч. условиям Лениным, КПСС и др. коммунистич. и рабочими партиями, всесторонне подтверждена практикой СССР, др. стран социалистич. содружества.

Коммунистич. Ф. о.-э. имеет две фазы развития: первая - социализм, вторая - полный коммунизм. В связи с этим термин ´коммунизм´ часто употребляется для обозначения лишь второй фазы. Единство обеих фаз обеспечивается обществ. собственностью на средства произ-ва, подчинением всего обществ. произ-ва достижению полного благосостояния и всестороннего развития людей, отсутствием любых форм социального неравенства. Обеим фазам присущ также единый социальный тип развития народонас.

В системе свойственных коммунистич. Ф. о.-э. объективных законов действует экон. закон полной занятости (иногда он называется осн. экон. законом народонас. коммунистич. способа произ-ва), обеспечивается ее планомерная рациональность в соответствии с обществ. потребностями, со способностями и склонностями людей. Так, в ст. 40 Конституции СССР зафиксировано: ´Граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей´.

Реальная полная и рациональная занятость в условиях экон. и общесоциального равенства оказывает определяющее влияние на процессы развития народонас. Члены общества имеют равный доступ к образованию и мед. помощи, осуществляющимися за счет обществ. фондов потребления, что является важнейшим фактором неуклонного качеств. совершенствования народонас. Обеспечивается свободное создание и развитие семьи при активной всесторонней помощи ей со стороны общества. обществ. источники благосостояния служат все более полному раскрытию созидат. способностей каждого человека. В экон. и общесоциальных программах первостепенное значение придается постоянному совершенствованию воспитания подрастающего поколения при особом внимании к его трудовому воспитанию. Осуществляется планомерный курс на наиболее рациональное расселение людей и создание комплекса благоприятных и в основном равных условий жизни во всех насел, пунктах.

Единство обеих фаз коммунистич. Ф. о.-э. имеет определяющее значение, поскольку они выделяются в рамках одной и той же формации с едиными для нее объективными закономерностями развития. Вместе с тем между двумя фазами коммунизма есть и различия, в т. ч. существенные, к-рые и позволяют отличать первую фазу от второй. Ленин писал о первой из них, что ´поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово ´коммунизм´ и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм´ (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 98). Такая ´неполнота´ связана со степенью развития производит. сил и производств. отношений в условиях первой фазы. Так, обществ. собственность на средства произ-ва существует в условиях социализма в двух формах (общенародной и колхозно-кооперативной); единое по своему характеру и целям общество трудящихся состоит из двух дружественных классов - рабочего класса и крестьянства, а также интеллигенции. Равное право всех членов общества на созданный их объединенным трудом продукт реализуется посредством распределения по труду в зависимости от его кол-ва и качества. Принцип социализма - ´от каждого по способностям, каждому - по труду´. Сохраняется, следовательно, определ. (постепенно и последовательно уменьшающееся) неравенство в потреблении при неравенстве труда. Труд для каждого индивида при социализме еще не стал первой жизненной потребностью, а является необходимым средством для получения жизненных благ.

Черты социализма как первой фазы коммунистич. Ф. о.-э. обнаруживаются и в развитии народонас. Нас. при социализме (как и при полном коммунизме) - это трудящиеся; в данном, главном смысле оно социально однородно (см. Социальная однородность). Навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком и безработица, все имеют и реализуют равное право на труд, бесплатное образование и мед. обслуживание, на отдых, обеспечение в старости и т. д. Все равны и в возможностях образования семьи и получения в этом обществ. поддержки, в пользовании услугами детских учреждений, выборе места жительства по своему желанию. Общество материально и морально помогает людям, переезжающим на жительство в те насел. пункты, к-рые для осуществления планов экон. и социального развития нуждаются в притоке трудовых ресурсов извне. Вместе с тем, поскольку при социализме производит. силы общества еще не достигли уровня, требующегося для утверждения полного коммунизма, материальное положение разл. семей и индивидов еще не одинаково. Семья несет значит. часть затрат по воспроиз-ву рабочей силы, отсюда возможность неравенства и этих затрат, и их результатов. Участие семьи в материальном обеспечении воспроиз-ва рабочей силы с учетом неуклонно возрастающих требований к качеству работников влияет на избираемое семьей кол-во детей.

В документах КПСС сделан принципиальной важности вывод о том, что сов. общество находится ныне в начале исторически длит. периода - этапа развитого социализма. Этот этап, не выходя за рамки первой фазы коммунистич., Ф. о.-э., характеризуется тем, что ´...социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний´ [Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, Преамбула]. С построением развитого социализма осуществляется переход к преим. интенсивному типу обществ. воспроиз-ва, к-рый всесторонне сказывается и на воспроиз-ве нас., прежде всего на его социальных характеристиках. Уже в ходе построения социализма постепенно изживается противоположность между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, достигается всеобщая грамотность нас. В условиях развитого социализма постепенно преодолеваются существ. различия между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, обеспечивается высокая образованность нас. В СССР - обязательное ср. образование молодежи, осуществляется реформа общеобразоват. и проф. школ, призванная поднять обучение на качественно новый уровень, коренным образом улучшить трудовое воспитание и проф. ориентацию школьников на основе соединения обучения с производит. трудом, подготовку квалифициров. рабочих кадров в проф.-техн. уч-щах, дополнить всеобщее образование всеобщим проф. образованием. Если, по переписи нас. 1959, на 1000 чел. нас. страны приходился 361 чел. со ср. и высш. (полным и неполным) образованием, в т. ч. с высшим - 23 чел., то в 1981 соотв. 661 и 74, а среди занятого нас.- 833 и 106. В СССР работает более 1/3 всех врачей и 1/4 всех науч. работников мира. Новый этап в развитии экономики и социальной жизни нашел воплощение, в частности, в значит. расширении мер помощи семье, в увеличении гос. помощи семьям, имеющим детей, и молодоженам. Расширяются преимущества и льготы этим семьям, улучшаются их жилищно-бытовые условия, совершенствуется система гос. пособий на детей. Осуществляющиеся меры (предоставление частично оплачиваемого отпуска работающим матерям до достижения ребенком возраста 1 года, пособия матерям при рождении первого, второго и третьего ребенка и др.) улучшают материальное положение 4,5 млн. семей, имеющих детей. Зрелый социализм обеспечивает ускорение качеств. совершенствования народонас. В то же время отмечается определ. стабилизация количеств. показателей естеств. воспроиз-ва нас.

В развитом социалистич. обществе постепенно обеспечивается также более гармоничное расселение людей. В СССР высокими темпами осуществляется хоз. освоение ранее малонасел. территорий, прежде всего в вост. р-нах страны. При этом наряду с пром-стью, стр-вом, транспортом, связью пропорционально развиваются все отрасли обслуживания нас.: сеть учреждений образования, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, культуры и т. д. Значительно расширяются масштабы работ по обеспечению сел. поселений совр. бытовыми удобствами.

При переходе от первой фазы коммунистич. Ф. о.-э. ко второй происходят крупные изменения. На высшей фазе коммунистич. общества, писал Маркс, ´...труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни;...вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком´ (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 20). Полный коммунизм - бесклассовый обществ. строй с единой общенар. собственностью на средства произ-ва, высокоорганизов. общество свободных и сознат. тружеников, в к-ром реализуется принцип ´от каждого по способностям, каждому - по потребностям´.

В ходе совершенствования зрелого социализма постепенно начинают формироваться черты второй, высшей фазы коммунистич. Ф. о.-э. Создается ее материально-технич. база. Прогресс производит. сил общества направлен на достижение такого их уровня, при к-ром обеспечивается изобилие благ; этим создается необходимая основа для формирования обществ. отношений, присущих полному коммунизму. Вместе с развитием способа произ-ва складываются и черты нового человека - человека коммунистич. общества. В силу единства обеих фаз коммунистич. Ф. о.-э. становление определ. черт ее высшей фазы оказывается возможным еще до ее достижения. В документах 26-го съезда КПСС указано: ´...можно...предположить, что становление бесклассовой структуры общества в главном и основном произойдет в исторических рамках зрелого социализма´ (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 53).

На высшей фазе коммунистич. Ф. о.-э. сложатся и новые условия развития народонас. Они не будут зависеть от материальных возможностей отд. семьи, отд. человека. Полная возможность для всех членов общества непосредственно опираться на его огромные материальные ресурсы позволит добиться коренного поворота в качеств. развитии народонас., всестороннего раскрытия творч. потенциала каждой личности, наиболее эффективного сочетания ее интересов с интересами общества. Коренное изменение обществ. условий должно оказать существ. воздействие и на воспроиз-во нас. Откроются все условия для достижения оптимума нас. по всем параметрам его развития. Именно коммунистич. общество способно эффективно контролировать числ. своего нас. с учетом всех обществ. ресурсов и потребностей. Это предвидел еще Энгельс, когда писал, что коммунистич. общество, наряду с произ-вом вещей, если это окажется необходимым, будет регулировать произ-во людей (см. [Письмо] Карлу Каутскому, 1 февр. 1881г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 124). На высшей фазе коммунистич. Ф. о.-э. сложатся условия для полного обеспечения оптим. расселения людей по терр.

Разработка комплекса конкретных проблем народонас. в условиях высшей фазы коммунистич. Ф. о.-э. относится к числу важных задач науки о народонас. Актуальность этой задачи усиливается по мере укрепления зрелого социализма, раскрытия обусловленных им изменений в развитии народонас. Решение этой задачи опирается на фундаментальные положения о развитии народонас., выдвинутые и обоснованные в трудах классиков марксизма-ленинизма, в документах КПСС и братских партий, на успехи всей марксистско-ленинской обществ. науки.

Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 5, 8, 11-13, 21-24; т. 3, гл. 13 - 15, там же, т. 23, 25, ч. 1; его же, Экономические рукописи 1857-59 гг., там же, т. 46, ч. 2; его ж е, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. III; Социализм, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, От разрушения векового уклада к творчеству нового, там же, т. 40; Материалы XXVI съезда КПСС, М. 1981; Марксистско-ленинская теория народонаселения, 2 изд., М. 1974; Система знаний о народонаселении, М. 1976; Управление развитием народонаселения в СССР, М. 1977; Основы управления развитием народонаселения, М. 1982; Теория общественно-экономической формации, М. 1983.

Ю. А. Бжилянский, И. В. Дзарасова, Н. В. Зверева.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В теории общественно-экономических формаций К. Маркс и Ф. Энгельс выделили из всего кажущегося хаоса общественных отношений отношения материальные, а внутри них, прежде всего, экономические, производственные отношения в качестве первичных. В связи с этим выяснились два чрезвычайно важных обстоятельства.

Во-первых, оказалось, что в каждом конкретном обществе производственные отношения не только образуют более или менее целостную систему, но и являются базисом, фундаментом остальных общественных отношений и социального организма в целом.

Во-вторых, обнаружилось, что экономические отношения в истории человечества существовали в не скольких основных типах: первобытно-общинном, рабовладельческом, феодальном, капиталистическом. Поэтому некоторые конкретные общества, несмотря на очевидные различия между собор (например, афинское, римское, вавилонское, египетское), относятся к одной и той же ступени исторического развития (рабовладельческий), если они в качестве своей экономической основы имеют один и тот же тип экономических отношений.

В результате, все наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким основным типам, получившим название общественно-экономических формаций (ОЭФ). В фундаменте каждой ОЭФ лежат определенные производительные силы – орудия и предметы труда плюс люди, которые приводят их в действие. В нашей философской литературе в течение десятилетий под фундаментом ОЭФ понимался экономической способ производства в целом. Таким образом, происходило смешение фундамента с базисом. Интересы же научного анализа требуют разделения этих понятий. Базисом ОЭФ являются экономические отношения,т. е. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В условиях классового общества сущностью и ядром экономических отношений становятся отношения между классами. Каковы же основные элементы, позволяющие представить общественно-экономическую формацию, как целостный, живой организм?

Во-первых, экономические отношения в значительной степени определяют собой возвышающуюся над ними надстройку - совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Именно по отношению к надстройке, равно как и к другим внеэкономическим элементам формации, экономические отношения выступают как экономический базис общества.

Во-вторых, в состав формации включаются этнические и социально-этнические формы общности людей, детерминируемые в своем возникновении, эволюции и исчезновении обеими сторонами способа производства: как характером экономических отношений, так и ступенью развития производительных сил.

В-третьих, в состав формации входят тип и форма семьи, которые также на каждом историческом этапе предопределены обеими сторонами способа производства.

В итоге можно сказать, что общественно-экономическая формация - это общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Оппоненты формационной парадигмы нередко заявляют, что понятие ОЭФ яв­ляется просто «мыслительной схемой»; если не фикцией. Основанием для подобного обвинения служит тот факт, что в «чистом» виде ни в одной стране ОЭФ не обна­руживается: всегда присутствуют такие общественные связи и учреждения, которые принадлежат другим формациям. А если так, делается вывод, то и само понятие ОЭФ теряет свой смысл. В этом случае для объяснения этапов становления и развития обществ прибегают к цивилизационному (А. Тойнби) и культурологическому (О. Шпенглер, П. Сорокин) подходам.

Разумеется, абсолютно «чистых» формаций не бывает, потому, что единство общего понятия и конкретного явления всегда противоречиво. Так обстоит дело и в естествознании. Любое конкретное общество всегда находится в процессе развития, а потому, наряду с тем, что определяет облик господствующей формации, в нем существуют остатки старых или зародыши новых формаций. Необходимо также учитывать несовпадение хозяйственного, социально-политического и культурного уровней развития отдельных стран и регионов, что также обусловливает внутриформационные различия и отклонения от эталона. Однако учение об ОЭФ дает ключ к пониманию единства и мно­гообразия истории человечества.

Единство исторического процесса выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом. Это единство проявляется также и в том, что все социальные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, с объективной необходимостью воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей ОЭФ. Но поскольку между логическим, теоретическим, идеальным, с одной стороны, и конкретно-историческим - с другой, всегда неизбежно расхождение, то развитие отдельных стран и народов отличается также и значительным многообразием . Основные проявления многообразия общественно-исторического развития:

    Обнаруживаются локальные особенности и даже разновидности формационного развития отдельных стран и целых регионов. Можно напомнить, например, многочисленные дискуссии по проблеме «Запад - Восток».

    Есть своя специфика и у конкретных переходных эпох от одной ОЭФ к другой. Скажем, революционный по своей сути переход от феодализма к капитализму в одних странах осуществлялся и по форме революционно, а в других (Россия, прусская часть Германии, Япония) происходил в эволюционной форме.

    Не каждый народ проходит обязательно через все общественно-экономические формации. Восточные славяне, арабы, германские племена миновали в свое время рабовладельческую формацию; пытаются сегодня «перешагнуть» через серию формаций или, по крайней мере, через две из них (рабовладение, феодализм) многие народы Азии и Африки. Такой нагон исторического отставания становится возможным благодаря критическому усвоению опыта более передовых народов. Однако это «внешнее» может наложиться лишь на соответствующим образом подготовленное к этому внедрению «внутреннее». В противном случае неизбежны конфликты между традиционной культурой и нововведениями.

Основоположником формационного восприятия исторического процесса стал немецкий ученый Карл Маркс. В ряде своих работ философского, политического и экономического направления он выделил понятие общественно-экономической формации.

Сферы жизничеловеческого общества

Подход Маркса базировался на революционном (в прямом и переносном смысле слова) подходе к трем основным сферам жизни человеческого общества:

1. Экономическая, где впервые были фундаментально изучены специфические

понятия рабочей силы и прибавочной стоимости к цене товара. На основании этих источников Марксом был предложен подход, где определяющей формой экономических отношений являлась эксплуатация рабочих владельцами средств производства - заводов, фабрик и так далее.

2. Философская. Подход, названный историческим материализмом, рассматривал материальное производство в качестве движущей силы истории. А материальные возможности общества - его базисом, на котором возникает культурная, экономическая и политическая составляющие - надстройка.

3. Социальная. Эта область в марксистском учении логично вытекала из двух предыдущих. Материальные возможности определяют характер общества, где так или иначе происходит эксплуатация.

Общественно-экономическая формация

В результате разделения исторических типов социумов и родилось понятие формации. Общественно-экономическая формация - это своеобразный характер социальных отношений, определяемый способом материального производства, производственных отношений между разными слоями общества и их ролью в системе. С такой точки зрения движущей силой общественного развития становится постоянный конфликт между производственными силами - собственно, людьми - и производственными отношениями между этими людьми. То есть при том, что материальные силы растут, господствующие классы все равно пытаются законсервировать создавшееся положение в обществе, что приводит к потрясениям и, в конце концов, смене общественно-экономической формации. Таких формаций было выделено пять.

Первобытная общественно-экономическая формация

Характеризуется так называемым присваивающим принципом производства: собирательство и охота, отсутствие земледелия и скотоводства. В результате чего материальные силы остаются крайне низкими и не позволяют создать прибавочный продукт. Еще не хватает материальных благ, чтобы обеспечить какое-то социальное расслоение. Такие общества не имели государств, частной собственности, а иерархия основывалась на гендерных и возрастных принципах. Лишь неолитическая революция (открытие скотоводства и земледелия) позволила возникнуть прибавочному продукту, а вместе с ним появились имущественное расслоение, частная собственность и потребность в ее защите - государственном аппарате.

Рабовладельческая общественно-экономическая формация

Такой характер имели античные государства I тысячелетия до нашей эры и первой половины I тысячелетия нашей эры (до падения Западной Римской империи). Рабовладельческим общество называлось потому, что рабство являлось не просто явлением, а основательным его фундаментом. Основной производственной силой этих государств были бесправные и полностью лично зависимые рабы. Такие общества уже имели выраженную классовую структуру, развитое государство и существенные достижения во многих областях человеческой мысли.

Феодальная общественно-экономическая формация

Падение античных государств и приход им на смену варварских королевств в Европе породил так называемый феодализм. Как и в античности, здесь господствовало натуральное хозяйство и ремесло. Торговые отношения были еще развиты слабо. Общество представляло собой сословно-иерархическую структуру, место в которой определялось земельными пожалованиями от короля (фактически высшего феодала, обладающего наибольшим количеством земельных угодий), что в свою очередь было неразрывно связано с господством над крестьянами, являвшимися основным производственным классом общества. При этом крестьяне, в отличие от рабов, сами обладали средством производства - небольшими земельными наделами, скотом, орудиями труда, с которых кормились, хотя и были вынуждены отдавать дань своему феодалу.

Азиатский способ производства

В свое время Карл Маркс недостаточно проработал вопрос об азиатских обществах, что породило так называемую проблему азиатского способа производства. В этих государствах, во-первых, никогда не было понятия частной собственности, в отличие от Европы, и во-вторых, отсутствовала сословно-иерархическая система. Все подданные государства перед лицом государя являлись бесправными рабами, по его воле в момент лишавшимися всех привилегий. Ни один европейский король не имел такой власти. Это подразумевало совершенно необычную для Европы концентрацию производственных сил в руках государства с соответствующей мотивацией.

Капиталистическая общественно-экономическая формация

Развитие производительных сил и промышленный переворот привели к возникновению в Европе, а позже и во всем мире, нового варианта общественного рисунка. Эта формация характеризуется высоким развитием товарно-денежных отношений, возникновением свободного рынка как основного регулятора экономических отношений, появлением частной собственности на средства производства и

использованием там рабочих, не имеющих этих средств и вынужденных трудиться за зарплату. Силовое принуждение времен феодализма сменяется экономическим принуждением. Общество переживает сильную социальную стратификацию: появляются новые классы рабочих, буржуазии и так далее. Важным явлением этой формации является нарастающее социальное расслоение.

Коммунистическая общественно-экономическая формация

Нарастающие противоречия между рабочими, создающими все материальные блага, и господствующим классов капиталистов, все больше присваивающим результаты их труда, по мнению Карла Маркса и его последователей, должны были привести к пику социального напряжения. И к мировой революции, в результате которой будет установлено социально однородное и справедливое в распределении материальных благ общество - коммунистическое. Идеи марксизма оказали существенное влияние на общественно-политическую мысль XIX - XX веков и на облик современного мира.

Одним из путей изучения общества является формационный путь.

Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

Формация

Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис , то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка .

Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

Базис – это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Надстройка включает в себя различные идеологические отношения (правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления, теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом . Он же выделил типы формаций.

Пять типов формаций по К.Марксу

  • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
  • Рабовладельческая формация : средства производства, орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
  • Феодальная формация : средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
  • Капиталистическая формация : средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
  • Коммунистическая формация : характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна