Анализ стихотворения Б.Пастернака "Зимняя ночь". Зимняя ночь Зимняя ночь пастернак год написания

Елена БАХТИНА,
11-й класс, Кировский экономико-правовой лицей
(Учитель русского языка и литературы – В.А. Комягина)

Анализ стихотворения
Бориса Пастернака "Зимняя ночь"

Зимняя ночь...Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу? А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом, свеча на столе?..

В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия. Но этот ответ не однозначен.

Давайте вернёмся к стихотворению и посмотрим, что хотел сказать автор читателю, какие мысли он выразил в стройной череде строк.

Это произведение – стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не случайно оно полностью построено на приёме антитезы, то есть на противопоставлении. Рефреном из строфы в строфу следует двустишие:

Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Свеча – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко потушить. Достаточно лёгкого дуновения – и вот уже

Жар соблазна

Крестообразно.

Жар, огонь – символ эмоций, страстей. Но это “жар соблазна”. Огонь свечи – светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил одну стихию в двух диаметрально противоположных ипостасях. Но основой произведения всё-таки является антитеза огня и льда.

Обратим внимание на первую строфу:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Первые две строки погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём холодная стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та возмущена, разъярена, и вот:

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.

Противостоянием дикой пляски, борьбы духов природы и бытия и одинокой человеческой души – свечи – «Зимняя ночь» напоминает пушкинских «Бесов». Но итог здесь совсем иной. Если у Пушкина демоны в образе стихии переворачивают возок затерявшегося путника, ломают его сопротивление, то здесь внешние силы не могут окончательно победить маленький огонёк, этот светоч надежды. Последняя строфа повторяет первую:

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Последние две строки совпадают, но не первые. Обратим на них внимание. В первой строфе нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью. Это подчёркивается повтором: “мело, мело...” В последней строфе уже поставлены чёткие временныRе рамки: “в феврале”, к тому же слово “мело” не повторяется. Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё завершение. Заключительная строка – “свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды. Эта борьба, порой житейская, порой неоправданная, заканчивается в пользу чистого источника света, храбро отстоявшего своё право на жизнь. Именно противостояние жизненным бурям как внешнего мира, так и внутреннего является главной идеей произведения. Её раскрытию служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и эмоциональная окраска произведения. Если мы внимательно приглядимся к нему, прислушаемся к звучанию слов, то поймём, что она очень ярка и красочна. Стихотворение написано ямбом “старинным, допотопным”, по словам В.Ходасевича, более всего отражающим сильную эмоциональную окраску стиха. Казалось бы, что в этом такого? Ямб традиционный, четырёхстопный... Но посмотрим на вторую и четвёртую строки каждой строфы. Они укорочены. Здесь всего две стопы. К тому же в первой и третьей строках применяется мужская рифма, а во второй и четвёртой – женская. Разумеется, это не случайно. Используемые приёмы являются красками в палитре поэта для придания яркости эмоциональному настрою стихотворения. Строки укорочены – и вот антитеза огня и льда выделена, обращает на себя внимание. Но жестокости и грубости здесь нет. Этому способствует приём аллитерации:

Ме ло, ме ло по все й зе мле
Во все пре де лы...

Или в другой строфе:

Ме те ль ле пила на сте кле
Кружки и стре лы.

Или согласные звуки:

Метел ь л епил а на стекл е
Кружки и стрел ы.

В данном случае указанный приём придаёт метели звонкость, лёгкость, мы слышим своеобразный хрустальный звон льдинок, но чувствуем безжизненность. И это снова играет на антитезу.

Она применяется и в описании внешнего поэтического мира. Он суетлив, жесток, бесцветен:

И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.

В нём легко пропасть, исчезнуть. Он с лёгкостью поглотит всё чуждое, несвойственное. А вот та часть мира, где царит свеча; для её описания автор употребляет слова, обозначающие простые, домашние вещи, – это “потолок”, “два башмачка”, “воск”, “слёзы”, “ночник”, “платье” и так далее. Здесь мило и уютно, но и сюда доносятся отзвуки другого мира, и здесь есть место борьбе и сомнениям:

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

Таким образом, внешний мир стихотворения обрисован достаточно чётко. Если проанализировать используемые в произведении существительные, то практически все они относятся именно к его описанию. Внутренний же мир лирического героя стихотворения представить довольно трудно. О нём почти ничего не сказано, он дан отдельными штрихами. Мы можем лишь догадываться о чувствах, владеющих душой лирического героя. Проникновение в его внутренний, духовный мир заставляет нас думать, размышлять, потому что, как и всякое лирическое произведение Б.Пастернака, «Зимняя ночь» несёт мощный философский потенциал.

Душой лирического героя завладели сомнения, “жар соблазна”. Этот жар коварен, здесь употребляется любопытное сравнение:

И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мы видим явное несоответствие: соблазн, являющийся исключительной прерогативой сатаны, сравнивается с ангелом, символом чистоты и непорочности. Выделенное слово “крестообразно” – символ христианства – опять, словно в насмешку, приписывается пороку. И это является ярким показателем мятущейся души лирического героя: где зло? где добро? что лучше, а что хуже? Как найти ответы на эти вопросы? Как не растеряться? Единственной соломинкой, единственным ориентиром в пространстве является символическая “свеча” – оплот веры и надежды. Будет она светить или погаснет под натиском жизненных неурядиц – зависит от самого героя.

Художественно-выразительные средства языка

(на примерах из творчества Б. Пастернака)

Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать..»

Сравнения: «грачи как обугленные груши», «ливень шумней чернил и слез».

Метафоры: «ветер изрыт криками», «дно очей», «стихи слагаются навзрыд», «клик колес», «грусть обрушат».

Эпитеты: «сухая грусть», «грохочущая слякоть».

Б. Пастернак. «Красавица моя, вся стать»

Сравнения: «стать рвется музыкою»

Олицетворения: «умирает рок», «входит разноголосица», «дышит любовь».

Метонимия: «пропуск за порог», «болезни тягость».

Антитеза: «А рифма не вторенье строк, а гардеробный номерок…».

Б. Пастернак. «Когда разгуляется»

Сравнения: «озеро как блюдо», «зелень как живопись», «простор земли как будто внутренность собора», «ледников, нагроможденных грудой».

Метафоры: «скопленье облаков», «разлито солнце», «лес горит», «тайник вселенной».

Олицетворения: «проглянет синева», «лес меняет», «трава полна торжества».

«Зимняя ночь»

1. Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

2. Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

3. Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

· повтор слова: мело, мело…

· повтор строки - рефрен (от франц.- повтор):

Многообразие повторов создаёт картину мира, где царит непогода. Но гармония света, тепла побеждает хаос.

Развернутое сравнение: Как летом роем мошкара летит на пламя…

И жар соблазна
Вздымал как ангел, два крыла крестообразно.

Олицетворение: Слетались хлопья со двора

К оконной раме…

Метафора: Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы…

и воск слезами ночника на платье капал...

Эпитеты: озаренный потолок, мгла седая и белая.

Гипербола: мело, мело по всей земле

Контекстуальные синонимы : по всей земле - во все пределы.

Ассонанс (повтор гласных): [э] – [о] и аллитерация (повтор согласных): [м], [л], [р] .

Инверсия: слетались хлопья; и падали два башмачка;
Параллелизм: скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы скрещенье.

Б. Пастернак. «Февраль...»

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличных предложений (предложения 1,2). Быстрая смена инфинитивов (предложения 2,3) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и

метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит («чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]).

Из стихов Б. Пастернака

1) Большое озеро как блюдо. (Сравнение)
За ним – скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. (Эпитет)

2) Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. (Метафора)

3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной (Олицетворение)
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Анафора, синт. параллелизм)

4) Не волнуйся, не плачь, не труди (Бессоюзие)
Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай. (Сравнение)

Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (Инверсия, метафора).

Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это двух соловьев поединок.

Конспект урока внеклассного чтения

по литературе в 11 классе

по рассказу Майка Гелприна «Свеча горела»

Цель: Воспитание уважительного отношения к чтению, осознание роли художественной литературы в духовном развитии человека и человечества.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

· Систематизировать и обобщить знания обучающихся о значении литературы для развития как отдельной личности, так и для человечества в целом

· Научить основным подходам к анализу текста

· Актуализировать значимость

Развивающие задачи урока:

· развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы) на основе конкретного рассказа

· развивать надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию гармонично-развитой личности

· развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции.

· Развивать интерес к предмету.

· Расширить кругозор

Воспитательные задачи урока:

· Воспитывать осмысленное отношение к чтению,

· Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, проектор, свеча, раздаточный материал на 3 группы по 4 человека (12 эмблем на веревочке с горящей свечкой, пламя у которой красного, оранжевого или желтого цвета по 4 штуки 3 больших- этих же цветов на столах. 3 листа для «мозгового штурма», еще по листку для синквейна и аргументов, фломастеры, ручки, текст рассказа для детей и экспертов, лист с книгой для рефлексии, сердечки для рефлексии, клеевой карандаш)

План урока

1. Организация класса. Целеполагание.

3. Работа с названием рассказа

4. Работа с текстом рассказа

А) чтение и анализ 1 отрывка

Б)чтение и анализ 2 отрывка

В) чтение и анализ 3 отрывка

Г) чтение и анализ 4 отрывка

Д) чтение и анализ 5 отрывка

5. Обобщение знаний о рассказе.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Конспект урока

1. Организация класса. Целеполагание .

- Здравствуйте, ребята, рада вас всех видеть. Сегодня урок у вас буду вести я. Меня зовут- ДТВ.

Пожалуйста, возьмите эмблемы сегодняшнего урока, наденьте их. Пламя у свечей 3 цветов - соответственно мы будем сегодня работать в группах. Подойдите к столу, на котором положен листок соответствующий пламени вашей свечи. Садитесь.

Очень часто слышу от ребят, что мы на уроках литературы мало внимания уделяем современной литературе, ведь и сегодня есть достойные авторы и произведения?

Согласны? А что вы сейчас читаете? Какие жанры? (ответы детей)

Мы сегодня познакомимся с одним очень интересным современным автором. Попробуем разобраться в одном его произведении.

Презентация слайд 1-4

Итак, разрешите представить -Майк Гелприн - американский писатель русского происхождения.

Своим учителем считает писателя - фантаста Бориса Натановича Стругацкого (очень рекомендую прочитать его произведения)

Несмотря на то, что Майк Гелприн просит не называть себя писателем, библиография его впечатляет: более 20 книг, более 100 рассказов, 7 романов. Вот лишь некоторые из них.

3. Работа с названием рассказа

Презентация слайд 5

На сегодняшний день Майк Гелприн считает самым лучшим своим произведением рассказ «Свеча горела»

Презентация слайд 7

Работа в группах. Поочередно спрашиваю все группы.

· Почему рассказ так назван?

· Чего вы ожидаете от рассказа с таким названием?

· Какие литературные ассоциации у вас возникли?

Остановимся на ассоциациях. Прием «Корзина идей» (В центре листа нарисована свеча. Вам нужно записать или зарисовать все ассоциации, не меньше 5. Время 2 минуты. Команды дают ответ, объясняя ассоциации)

После ассоциаций говорю о том, что есть замечательное стихотворение Бориса Пастернака «Свеча горела», на которое положена музыка. (Вы обязательно познакомитесь с этим произведением и историей его создания на уроках литературы в этом году.) Конечно, Майк Гелприн знает это и осознанно использует эту ассоциацию.

· Как вы думаете, о чём рассказ?

· Предположите, оптимистичным или пессимистичным будет финал рассказа с таким заглавием?

Презентация слайд 8

На самом деле, свеча - это символ души, духовности, памяти, поэтому в память о близких нам людях мы зажигаем свечи.

4 . Работа с текстом рассказа

А) чтение и анализ 1 отрывка

Раздаю текст с 1 отрывком по 1 на стол (читает вслух 1 группа)

1. Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.

— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?

Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло сердце, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.

— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?

— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.

«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.

— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?

— Я, собственно… — собеседник замялся.

— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то…

— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.

— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.

— Говорите, я запомню.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?

Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень . Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз , оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».

Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать , вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

Презентация слайд 9

· Можете ли вы определить время действия?

(будущее, т.к. «аэромобиль», «виртуальная этика», «кинематограф доживает последние дни»)

· Реальные или фантастические события положены в основу рассказа?

(воможный прогноз на будущее)

· Можете ли вы уже сейчас сказать, какие проблемы волнуют автора рассказа. Запишите их.(неужели в будущем литература окажется не нужна, и к чему это может привести)

(ведет повествование от имени пожилого учителя, заставляя сочувствовать и сопереживать, что называется: «влезть в его шкуру»)

· Выпишите слова, сочетания слов, которые вас насторожили, удивили?

(лицей для гуманитариев , но литературу не преподают, интересные предметы: история робототехники, виртуальное право, виртуальная этика (и сейчас была бы востребована), живет бедно, но мечтает откупить обратно книги, а потом понимает, что самое главное передать (повторяет несколько раз), в деталях видно, что очень любит книги (каждый день стирает пыль с корешков)

Б) чтение и анализ 2 отрывка

Раздаю 2 отрывок. Читает вслух 2 группа

2. Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.

— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?

Максим помялся, осторожно уселся на край стула.

— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.

— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.

Нигде? — спросил Максим тихо.

— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?

— Да, продолжайте, пожалуйста.

— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.

Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно , Максим!

Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович . И именно поэтому обратился к вам.

— У вас есть дети?

— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать: что. И на что делать упор. Вы научите меня?

— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.

Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.

— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…

— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.

— Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?

Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.

— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.

— Литература — это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.

— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.

«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».

Лермонтов «Мцыри».

Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий…

Максим слушал.

— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.

— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.

Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.

Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.

Классика, беллетристика, фантастика, детектив.

Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.

Презентация слайд 10

· Уточните время действия.

(примерно лет через 200, в 21 веке перестали печатать на бумаге, но эл. книги тоже перестали читать - перестали писать - филологи продержались на 100 лет дольше)

· Насколько, по-вашему, реальна картина будущего, описанная автором?

(возможна, т.к. сейчас действительно больше востребованы технические знания)

· Расширился ли перечень проблем, сформулированных вами?

Запишите их (что нужно сделать, чтоб подобного не случилось? Кого бы я включил в этот список? С какими книгами и их авторами я бы хотел познакомится?Почему именно поэзия формирует душу?)

· Какие слова и выражения помогают нам понять авторскую позицию? (выделены в конспекте жирным)

· В чём особенность этого отрывка? (Перечислено много авторов. Раскрыта авторская позиция. Связь с названием)

· Что вы думаете о списках изучаемых произведений и авторов?Все ли они вам знакомы? Может, захотелось кого-то исключить или добавить?

(расширить. Сузить. Давайте каждый назовет своего любимого автора и произведение. Молодцы! Вы все назвали очень важные произведения!

· Как вы думаете, что будет дальше? (высказывания детей)

Пожалуйста, 1 представитель команды, выйдите и повесьте на доске ваши рабочие листы с проблемами и результатом корзины идей и основными проблемами, которые вы наметили.

В) чтение и анализ 3 отрывка

Читаем 3 отрывок. Читает 3 группа.

3. Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.

— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?

Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.

— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.

— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.

— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.

— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?

— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.

— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?

— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.

Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

Презентация слайд 11

· Какое впечатление произвёл на вас этот фрагмент?

· Как вы думаете, куда пропал Макс?

· Может он что-то натворил?

· Ваши предположения, что будет дальше?

Г ) чтение и анализ 4 отрывка (читает 1 группа)

4. «Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.

Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.

Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.

Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.

Презентация слайд 12

· Как вы думаете, почему робот стал одним из героев рассказа? Почему именно ему приходит в голову мысль о бездуховности общества, отказавшегося от литературы? (автор хотел показать, что даже бездуховному существу с аналитическим разумом стало очевидно, к чему идет человечество. Люди еще не спохватились, так как не столь умны как роботы, а когда спохватятся, возможно, будет поздно - носителей культуры, учителей не будет)

· Чем закончится рассказ?

· Может ли, по-вашему, что-то спасти Андрея Петровича? Если да, то что?

Д ) чтение и анализ 5 отрывка

Читает 2 группа

5 . Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.

— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.

— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?

— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

— От… От кого?!

— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…

— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.

Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.

— Ты шут

ишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?

Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.

Презентация 13 слайд

· Понравился ли вам рассказ?

· Какие ваши предположения оправдались?

· Какие проблемы поднимает автор?

· Что все-таки здесь означает горящая свеча? (передача духовных ценностей из поколения в поколение. Эти ценности как раз и передаются посредством художественной литературы)

5. Обобщение знаний о рассказе.

Презентация слайд 14

Работа в группах. Составление синквейна на тему: «Художественная литература»

Презентация слайд 15

К какому направлению итогового сочинения можно использовать этот рассказ в качестве литературного аргумента? Коротко обоснуйте (поочередно каждая группа на 1 направление)

1. Верность и измена (Андрей Петрович не изменил своему призванию)

2. Равнодушие и отзывчивость (художественная литература развивает духовность, а значит отзывчивость. Максим изначально ничего не чувствовал, но литература разбудила чувства даже в роботе)

3. Цели и средства (человечество хотело стать более совершенным, поэтому развивает разум, логику. Но приходится чем-то жертвовать, например духовностью. Оправдывает ли эта цель средства?)

4. Смелость и трусость (Максим осознавал, что рано или поздно его уличат и, возможно, уничтожат. Он осознанно идет на риск. А это ли не смелость?)

5. Человек и общество (Общество совершает ошибку, Андрей Петрович, а за ним и Максим понимают это и пытаются сопротивляться, сохраняя и передавая свои знания)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Презентация слайд 16

1. Было ли вам интересно?

2. Заставил ли вас рассказ задуматься о чём-то жизненно важном?

3. Поможет ли вам собранный материал при написании сочинения?

4. Можете ли вы использовать этот рассказ в качестве примера-аргумента при написании сочинений в формате ЕГЭ?

5. С пользой мы сегодня провели время?

Слайд 17 У каждого из вас на столах «облачко мысли» - стикер. Пожалуйста, напишите на нем: ваше мнение об уроке, возможно, вопрос ко мне или ваши мысли по теме урока.

Слайд 18. Д/З напишите аргумент к одному из направлений итогового сочинения на основании текста рассказа М.Гелприна «Свеча горела»

Слайд 19 Спасибо за внимание! С вами было приятно работать! Удачи на экзаменах! Урок окончен.

Голышева Галина Эриевна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ СОШ № 2

г.Нефтекумска

Ставропольского края

Урок «Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»» (11 класс).

1. Вступительное слово учителя.

В чём магия поэтического слова? На этот вопрос человек не нашёл ответа: ведь в нас отзывается не разум, а чувство. Нечто тронет незаметные струны души – и она заиграет. (Звучит вступление к песне А.Пугачёвой «Свеча горела».)

Сегодня у нас необычный урок – эксперимент . Вопреки Пушкину, утверждавшему, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», мы попытаемся при помощи современных технологий постичь духовное, общечеловеческое.

Целью исследования станет одно из удивительных стихотворений ХХ века – «Зимняя ночь» Б.Л.Пастернака.

2) несмотря на метель и холодную ночь, человек находит в ней положительное: его согревает горящая свеча и незатухающие воспоминания о событиях, которые произошли в эту ночь;

3) бури мировых потрясений пытаются увести человека с правильной дороги, сломить его. Это стихотворение о жизненном выборе человека, который противостоит жизненным неурядицам;

4) стихотворение повествует о времени и поэте , который, как свеча, одинок, но настолько силён, что смог выдержать нападки общества и остаться непобеждённым.

Кто же из вас прав, а у кого иное понимание? Чтобы ответить на этот вопрос, приглашаю погрузиться в океан высокой поэзии.

2. Содержание кейса.

В этом вам поможет кейс «Лингвостилистический анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»».

Папка «Стихотворение «Зимняя ночь» »

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озарённый потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Папка «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ».

1. АНГЕЛ – посланец бога, покровительствующий человеку.

2. БАШМАЧОК – башмак – ботинок или полуботинок (быть под башмаком – перен. подчиняться во всём).

3. ВЗДЫМАТЬ – поднимать кверху.

4. ВОСК – вещество, вырабатываемое пчёлами и служащее им материалом для постройки сот (перен. восковое лицо – бледно-жёлтое).

5. ЖАР – 1 горячий, сильно нагретый воздух, зной; 2 место, где очень жарко; 3 горячие угли без пламени (разг.);4 повышенная температура тела; 5 разгорячённое, лихорадочное состояние, а также румянец от него; 6 перен. рвение, пыл, страстность, горячность.

6. ЛЕПИТЬ – 1 делать изображение, сооружать из пластичного, мягкого мате- риала; 2 то же, что приклеивать (разг.).

7. ОЗАРЁННЫЙ – 1 ярко освещённый (высок.).

8. ПРЕДЕЛ – 1 пространственная или временная граница чего-нибудь; 2 страна, местность; 3 перен. Последняя крайняя грань, степень чего-нибудь.

9. СКРЕЩЕНИЕ – 1 положенный крест – накрест; 2 соединение для получения потомства; 3 место, в котором что-нибудь пересекается.

10. СОБЛАЗН – нечто прельщающее, влекущее искушение (искушение – желание запретного).

11. ТЕНЬ – 1 пространство, на которое непосредственно не падают световые лучи, а также тёмное отражение на чём-нибудь от предмета; 2 перен. неотчётливое очертание человеческой фигуры, силуэт; 3 перен. отражение какого-то внутреннего состояния в движениях лица; 4 перен. признак, как бы остаток чего-то (книжн.); 5 перен. малейший признак, доля чего-нибудь; 6 перен. подозрение в чём-нибудь.

12. ТЕРЯТЬСЯ – 1 пропадать, исчезать; 2 утрачиваться, становиться слабее; 3 переставать замечаться; 4 перен. лишаться самообладания.

П апка «Образы – символы» .

Метель. 1) Ночью Юру разбудил стук в окно. Тёмная келья была сверхъестественно озарена белым порхающим светом. Юра в одной рубашке подбежал к окну и прижался лицом к холодному стеклу.

За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода. На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом. Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением. Она свистела и завывала и всеми способами старалась привлечь Юрино внимание. С неба оборот за оборотом бесконечными мотками падала на землю белая ткань, обвивая её погребальными пеленами. Вьюга была одна на свете, ничто с ней не соперничало.

Первым движением Юры, когда он слез с подоконника, было желание одеться и бежать на улицу, чтобы что-то предпринять. То его пугало, что монастырскую капусту занесёт и её не откопают, то что в поле заметёт маму, и она бессильна будет оказать сопротивление тому, что уйдёт ещё глубже и дальше от него в землю.

Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго», 1 книга, часть 1, № 2.

2) Давно уже начало мести с севера, и метёт, и метёт, и не перестаёт, и чем дальше, тем хуже... На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли.

М.А.Булгаков «Белая гвардия».

3) Чёрный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всём божьем свете!

А. Блок «Двенадцать»

Свеча. 1) Лара любила разговаривать в полумраке при зажжённых свечах. Паша... сменил огарок в подсвечнике на новую целую свечу, поставил на подоконник и зажёг её. Пламя захлебнулось стеарином, постреляло во все стороны трескучими звёздочками и заострилось стрелкой. Комната наполнилась мягким светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать чёрный глазок.

1 книга, часть 3, № 9.

2) Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.

«Свеча горела на столе. Свеча горела...» - шептал Юра про себя начало чего-то смутного неоформившегося, в надежде, что продолжение придёт само собой. Без принуждения. Оно не приходило.

1 книга, часть 3, № 12.

3) И она стала напрягать память, чтобы восстановить тот рождественский разговор с Пашенькой, но ничего не могла припомнить, кроме свечи, горевшей на подоконнике, и протаявшего около неё кружка в ледяной коре стекла.

Могла ли она думать, что лежавший тут на столе умерший видел этот глазок проездом с улицы, и обратил на свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи пламени, - «Свеча горела на столе, свеча горела» - пошло в его жизни его предназначение?

2 книга, часть 15, № 14.

Ночь. 1) Мне далёкое время мерещится,

Дом на стороне Петербургской.

Дочь степной небогатой помещицы,

Ты – на курсах, ты родом из Курска...

...Фонари, точно бабочки газовые,

Утро тронуло первою дрожью.

То, что тихо тебе я рассказываю,

Так на спящие дали похоже.

Мы охвачены той же самою

Оробелою верностью тайне,

Как раскинувшийся панорамою

Петербург за Невою бескрайней.

Там вдали по дремучим урочищам,

Этой ночью весеннею белой,

Соловьи славословьем грохочущим

Оглашают лесные пределы.

Ошалелое щелканье катится,

Пробуждает восторг и сумятицу

В глубине очарованной чащи...

Б.Л.Пастернак. Стихотворения Юрия Живаго: «Белая ночь».

2) Всё бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна небытовая, неприложенная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она всё время зябла. Дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнажённой и одинокой. Мы с тобой как два первых человека Адам и Ева, которым нечем было прикрыться в начале мира , и мы теперь также раздеты и бездомны в конце его . И мы с тобой последнее воспоминание обо всём том неисчислимо великом, что натворено на свете за многие тысячи лет между ними и нами, и в память этих исчезнувших чудес мы дышим и любим, и плачем, и держимся друг за друга и друг к другу льнём.

Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго», 2 книга, часть 13, № 13.

Папка « Стихотворения и роман».

1). Юра хорошо думал и очень хорошо писал. Он ещё с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний , куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнёзд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидать и передумать. Но для такой книги он был ещё слишком молод, и вот он отделывался вместо неё писанием стихов , как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине.

Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго», 1 книга, часть 3, № 2.

2). Книгу называют романом, но вслед за критиком Лакатосом хочется сказать, что это «гигантское стихотворение». Жизненные пути героев, картины природы, исторические события связывает тонкая нить лирического чувства. Она проходит через весь роман, придаёт ему цельность, и своеобразным центром произведения становится поэтический сборник Ю. Живаго.

3). Живаговский цикл включает в себя стихотворения, написанные в период с 1946 по 1953 год, чрезвычайно разнообразные по жанру и лирической тематике... Стихотворный цикл – это художественный приём, позволяющий раскрыть образ главного героя, врача и поэта дилетанта Юрия Андреевича Живаго, во всей его полноте и многогранности, показать его внутренний мир, проследить основные вехи его духовной и творческой эволюции.

Власов А.С. «Стихотворения Юрия Живаго», ЛВШ, 2001, № 8.

4). После двух крупных частей, разбитых на главы, каждая из которых имеет своё название, следует эпилог, а затем и особая 17 глава – стихи. Представим себе, что Б.Пастернак писал бы достаточно обычный, традиционный роман о поэте. Как бы он распорядился его стихами? Наверное, поместил бы внутрь повествования, цитировал в тот момент, когда описывал, как они возникли, придумывал ситуации, где они могли бы прозвучать... Как расположил материал Б. Пастернак? Предположенной нами ситуации в романе нет (за исключением, может быть, строки: «Свеча горела на столе, свеча горела...»); многие стихи расположены совсем не в той последовательности, как можно было предположить, читая прозаическую часть; многим стихам отыскать прямых соответствий в прозе нельзя. Тогда в чём же дело? Автор показал процесс творчества, стихи и прозаическая часть романа связаны по законам творчества .

«Серебряный век русской поэзии», часть 2.

Папка « О поэтическом мире Б. Л. Пастернака ».

1). В ХХ столетии трудно назвать второго такого поэта, художественный мир которого был бы настолько внутренне гармоничен , что смог противостоять бесконечно сильному дисгармоническому началу «безумного века».

У Пастернака семантический (смысловой) принцип наложения «живого» на «неживое» не сводится к каким – либо локальным (конкретным) проявлениям олицетворения, а является определяющим признаком его художественной системы. Можно даже сказать, что в мире Пастернака «всеобщая одушевлённость» становится обязательным и постоянным признаком для всех явлений, благодаря чему стирается граница между внутренним и внешним мироощущением.

Н.А.Фатеева. «Весной я болен...» - РЯШ, 2004, № 6.

2). Специфика образов у Пастернака заключается в том, что они сочетаются по принципу смежности... как цепь сравнений . При этом ассоциации зрительные сочетаются с ассоциациями культурными и социальными, в действие одновременно включается несколько оттенков слова.

3). В позднем творчестве Пастернак приходит к классическому стилю : произведения строятся на прямой и прозаичной речи , при общей насыщенности лирических сюжетов проясняются отдельные подробности , возникает неведомое прежде сочетание эмоций и описаний , невыразимого и афористичного.

4). В стихотворениях 30 – 50 годов усложнена семантика (значение слова), более насыщенным становится литературный, философский, религиозный, исторический фон.

5). Своеобразие стихотворений Живаго состоит в том, что сочетание житейского и библейского осуществляется... текстуально – путём соединения обоих планов в пределах художественного целого.

С.Л.Страшнов. «Русская поэзия ХХ века».

6). «Поздний» Пастернак – это Пастернак, нашедший новые средства создания экспрессии. Образность создаётся за счёт использования общеязыковых единиц:

а) строфика стихов очень разнообразна... за счёт комбинаций длинных и укороченных стихов;

б) синтаксису свойственны конструкции перечисления однородных членов предложения; сходный эффект наращивания экспрессии, семантической (смысловой) многоплановости наблюдается при появлении анафоры , которая является одной из ведущих стилистических фигур поздней лирики Пастернака; синтаксическая конструкция может быть осложнена развёрнутым сравнением или метафорой ;

в) авторское «Я» - наиболее активная часть единого целого: мир и поэт. Поэтому часто внутренние переживания даны через внешнюю картину мира, а пейзажно – предметный мир – через субъективное восприятие. Отсюда и столь характерное для творчества Пастернака олицетворение, пронизывающее большинство метафор и сравнений. При этом поражает не обилие метафор, а их необычайная гармоничность со смыслом.

Г.Н. Гиржева «Некоторые особенности поздней лирики Бориса Пастернака» // РЯШ, 1990, № 1.

3. Задания для групп (внутри группы организована парная работа).

1 группа. Название, композиция, человек и мир

Поэзия Пастернака призывает вслушаться,

всмотреться, вчувствоваться в мир...

Г.И.Давиденко

I пара. Прочитайте папку «Стихотворения и роман», подготовьте сообщение о значении поэтического цикла в системе романа.

II пара. Подумайте над названием «Зимняя ночь»:

1). Какие ассоциации вызывает у вас этот образ, соответствуют ли они тому, что изображено в стихотворении?

2). Почему ключевым образом стихотворения становится ночь , что она может символизировать?

3). Познакомьтесь с комментарием № 1 к символу «ночь» в папке «Образы – символы»: а) что общего между весенней белой ночью и зимней , в чём различие; б) соотнесите определения, осмыслив комментарий № 2: начало мира – это... ночь, конец мира – это... ночь.

4). Объясните, какой смысл вкладывает поэт в эпитет зимняя. Подберите к этому слову синонимы.

5). Сформулируйте свои размышления по поводу названия. (Если у вас возникли затруднения, можете опираться на опорную запись: «Название стихотворения «Зимняя ночь» имеет не прямой, а переносный смысл. В поэтике Пастернака ночь обозначает... Эпитет зимняя указывает на... Таким образом, автор имеет в виду не время года и суток, не пейзаж, а...» .)

III пара. Композиция, то есть построение художественного произведения, является одним из способов раскрытия авторской идеи. Попробуйте приоткрыть завесу тайны над авторским замыслом, для чего поразмышляйте:

2). Как организовано пространство :

а) проанализируйте 1-е предложение (какова роль повторов, местоимений; уточните лексическое значение слов по папке «Толковый словарь»; почему автор использует безличную форму глагола);

б) на сколько макромиров разделено пространство, в каких они отношениях; сколько героев в стихотворении, только ли это люди?

3). Как организовано время (сравните первую и последнюю строфы: в чём разница, какие чувства испытываешь при чтении этих строф)?

4). Сколько частей в этом стихотворении, чему посвящена каждая часть?

5). Охарактеризуйте композицию стихотворения. (При возникновении затруднений опирайтесь на схему: «В основе стихотворения «Зимняя ночь» лежит тип речи..., который... С точки зрения организации пространства, можно выделить...1 часть посвящена... (и т.д.). С точки зрения организации времени, автор использует... композицию. Сравнивая начало и конец, понимаешь, что... Следовательно, композиционно стихотворение делится на... Таким расположением частей автор хотел сказать, что...»)

IV пара. Всё описанное в стихотворении передано через ощущения и восприятие лирического героя. Каков мир вне человека?

1). Проанализируйте первые 3 строфы:

а) какой смысл вкладывает поэт в образ метели (обратитесь за консультацией к папке «Образы – символы»),

б) определите, насколько гармоничны (дисгармоничны) отношения человека и мира (уделите, опираясь на свои ассоциации, особое внимание значению слов слетались (как кто?), оконная рама (что напоминает в ней перекладина?), пламя (сравните с фразеологизмами «пламя сердец, огонь души»), рой, мошкара (какую лексическую окраску имеют эти слова, кто летает роем?), кружки и стрелы (что напоминают?), почему оконную раму сменяет стекло) . Чтобы приблизиться к авторскому пониманию мира, познакомьтесь с папкой « О поэтическом мире Б.Л. Пастернака» (цитаты № 1, 2, 6 в)).

2). Объясните, каким изображён внешний мир и каково его отношение к лирическому герою.

V пара. Противостоять внешнему миру лирическому герою помогает горящая свеча. Герой и свеча – единое целое.

1). Ответьте, какова роль горящей свечи? (Прочитайте о символе свеча в папке «Образы – символы».)

2). Выберите из ряда ассоциаций со свечой те, которые близки вам, дополните их: тепло, свет, колдовство, одиночество, душа, ночь, тоска, надежда, грусть, страх, размышления, загадочность, покой, тишина.

3). Расскажите, каким вы представляете лирического героя? (Каковы его жизненные ценности, качества характера?)

Ожидаемый результат работы 1 группы:

1. Сообщить о роли стихотворного цикла в системе романа (1 пара).

2. Объяснить смысл названия стихотворения «Зимняя ночь» (2 пара).

3. Охарактеризовать композиционное строение стихотворения (3 пара).

4. Дать характеристику внешнего мира (4 пара).

5. Рассказать о лирическом герое, дать трактовку образа горящей свечи (5 пара).

2 группа. Художественно – изобразительные средства

пристально и уважительно, чтобы видеть и

слышать «в тесном тереме стихотворений»

именно то, о чём хотел сказать вам поэт...

Н.М.Шанский

I . В поздний период творчества Б.Л.Пастернак, по мнению критиков, пришёл к «классической простоте» выражения чувств и мыслей. Но это не значит опрощение стиля, скорее, это высшая степень мастерства. Попробуйте понаблюдать за «работой» поэтических тропов. Чтобы вам было легче, осмыслите цитату № 3 из папки «О поэтическом мире Б.Л.Пастернака».

1). Найдите гиперболу в 1 части и объясните её роль.

2). В какой из трёх частей стихотворения используются эпитеты? Кому посвящена эта часть? По какому принципу подобраны эпитеты, относящиеся к человеку и миру за окном (приведите пример)?

3). Найдите прямые сравнения: что между ними общего и чем они различаются?

4). Подумайте, отчего плачет свеча. Как называется троп, в котором об этом говорится (укажите его)? Обратитесь за помощью к папке «О поэтическом мире Б.Л.Пастернака», цитата № 6 в).

5). Расскажите о роли тропов в данном стихотворении.

II . «Поздний» Пастернак – это поэт, нашедший новые средства создания экспрессии. Анализируя стилистические фигуры, познакомьтесь с цитатой № 6 б) из папки «О поэтическом мире Б.Л.Пастернака».

1). Сравните роль повторов в 1 и 4 строфах: для характеристики чего они используются, по какому принципу сочетаются? Случайно ли тройное повторение слова в 4 строфе (что это напоминает)?

2). Какова роль анафоры «И... И... И... И...»? Как она влияет на ритм стихотворения?

3). Какой приём лежит в основе сюжета стихотворения? Докажите.

4). Почему в стихотворении нет восклицательных знаков? Проведите лингвистический эксперимент: замените точку в первой и последней строфах на восклицательный знак – стало лучше или хуже, почему?

5). Охарактеризуйте роль стилистических фигур в стихотворении.

Ожидаемый результат работы 2 группы:

1. Охарактеризовать роль тропов в раскрытии идеи стихотворения (6 пара).

2. Рассказать, как стилистические фигуры помогают выразить смысл стихотворения (7 пара).

3 группа. Лексика, лирические герои, стихосложение

Пастернак движется от частных эффектов к

полноте и гармоничности целого, от связей случайных

к необычному, но единому изгибу мыслей, «от заметного

стиля к незаметному».

С.Л.Страшнов

I . Поэтичность, выразительность стихотворения создаются не столько обилием языковых средств, сколько неожиданным соединением самых простых, хорошо известных слов. Во многом внешняя простота достигается эмоционально – семантической (смысловой) насыщенностью стиха. Чтобы убедиться в этом, осмыслите цитаты № 2, 4, 5 из папки «О поэтическом мире Б.Л.Пастернака».

Проведите лексический анализ стихотворения:

1). Докажите, что мир в «Зимней ночи» расколот на две половины – вне комнаты и внутри дома. Для этого составьте лексические цепочки, подобрав синонимы из стихотворения к ключевым словам: метель – ..., свеча – ...

2). Найдите антонимические пары. Какая группа антонимов имеет книжную окраску, почему?

3). Найдите во 2 части, посвященной влюблённым, слова высокие, поэтические и простые, прозаические. Для чего поэт использует контрастные по стилистической окраске слова?

4). Какой образ создаётся словами оконная рама, скрещенья, крестообразно? Каково назначение этого образа?

5). Охарактеризуйте лексические средства выразительности.

II . Гармоничность мировосприятия Пастернака выражается в том, что мир одновременно жесток и прекрасен, что в нём на равных уживаются добро и зло, метель и свеча.

Каков же мир любви? Чтобы глубже проникнуть в смысл образа, уточните значения слов по папке «Толковый словарь».

1). Сравните мир внешний, где властвует метель, и мир горящей свечи, где всё освещено светом любви: где больше динамизма, почему, как он передаётся?

2). Какова роль рефрена (повторяющейся строки)?

3). Почему потолок не освещённый, а озарённый ? Разве может от одной свечи озариться потолок? Кто на самом деле рождает озарение?

4). Почему вместо людей мы видим тени ? Почему эти тени витают под потолком?

5). Какие детали происходящего подчёркивают, что перед нами всё же люди, реальные, трепетные, счастливые?

6). Плачущая свеча (отчего она плачет?), башмачки – всё это детали реальности или...(назовите, откуда взяты эти образы)?

7). Расскажите, как изображены поэтом влюблённые?

III . Основу философии писателя – гуманиста составляет вера в бесценность и красоту человеческой личности, в силу любви.

Проследите, как поэт показывает торжество любви. Прочитайте цитату № 2 о символе ночь в папке «Образы – символы».

1). После встречи влюблённых для них «всё теряется в снежной мгле». Что «всё»? Почему?

2). Сдались ли, отступили враждебные силы, поняв, что свечу невозможно потушить? Проанализируйте предпоследнюю строфу: раньше свеча защищала влюблённых, а теперь кто встал на её защиту?

3). Какие значения имеет омоним дуло ? Случайно ли поэт использует этот омоним (слово, пишущееся и произносящееся одинаково, но имеющее совершенно разные значения)?

4). Проведите лингвистический эксперимент: уберите из стихотворения предпоследнюю строфу: что исчезло, как изменилось восприятие стихотворения, тональность?

5). Сравните первую и последнюю строфы: в чём принципиальная разница? Какая из них звучит оптимистично, за счёт чего?

6). Определите идейный смысл стихотворения (можете опираться на схему: «Это стихотворение о... Автор противопоставляет... Мы понимаем, что... Следовательно, поэт считал, что...»).

IV . Важнейшим элементом художественной формы произведения является стих, его особенности: ритм, интонация, рифма, размер. Все они взаимодействуют, помогая понять смысл. Прочитайте цитату № 6 а) из папки «О поэтическом мире Пастернака».

1). Охарактеризуйте звукопись на примере строк: а) На свечку дуло из угла (какие сочетания звуков повторяются, какой эффект создаётся при этом?), б) Вздымал, как ангел, два крыла (определите вид согласных по глухости – звонкости, какие буквы повторяются чаще других, как это влияет на наше восприятие?).

2). Определите стихотворный размер. Для чего поэт сочетает длинный и короткий стих, какой эффект рождается от этого сочетания?

3). Укажите тип рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая).

4). Охарактеризуйте стихосложение. Возможен такой вариант ответа: «Стихотворение написано... (указать размер). Сочетание длинных и коротких стихов создаёт эффект... Автор использует... рифму, которая традиционна для русской поэзии и служит для создания конкретных картин. Особую роль в выражении чувств поэта играет звукопись, например: ... ».

Ожидаемый результат работы 3 группы:

1.Объяснить, как через лексику выражена идея стихотворения (8 пара).

2. Какими вы представляете лирических героев(9 пара).

3. Определить идею стихотворения (10 пара).

4. Охарактеризовать стихосложение (11 пара).

4. Знакомство с кейсом и инструкция работы с ним.

Кейс состоит из папок «О поэтическом мире Пастернака», «Толковый словарь», «Образы – символы», «Стихотворения и роман», представляющих дополнительный литературоведческий материал, к которому вы можете обращаться за помощью в процессе исследования. Папка «Зимняя ночь» содержит текст стихотворения.

Вопросы для анализа распределены по 3 группам. Каждая группа работает по своему направлению, но задания у пар разные (5 пар в 1 группе, 2 пары – во 2, 4 пары – в 3 группе).

- Прочитайте название папки . Что будет анализировать ваша группа? Чему учат подобные задания? Ответ вам подскажет эпиграф (1 группа: анализируя название, композицию и изображение человека и мира в стихотворении, мы учимся познавать реальный мир, эмоционально обогащаемся; 2 группа: глубокий анализ художественно – изобразительных средств учит понимать мысли и чувства поэта; 3 группа: истинная поэзия учит нас говорить о сложных вещах просто).

Ознакомьтесь с ожидаемым результатом в конце папки и сформулируйте цель вашей работы (каждая пара зачитывает своё задание). Приступайте к исследованию. Творческих вам успехов!

5. Проверка результатов работы 1 группы «Название, композиция, человек и мир».

1 пара : Юрий Живаго мечтал написать книгу о жизни, а стихи должны были отразить самые яркие, значительные моменты. Для героя этими моментами становятся не исторические события, а чувства и переживания человека. Поэтому стихотворения позволяют полнее раскрыть образ главного героя и показать процесс творчества.

2 пара : Название стихотворения «Зимняя ночь» имеет не прямой, а переносный смысл. В поэтике Пастернака ночь обозначает состояние любви. Эпитет зимняя указывает на опасность, грозящую любви, тревогу. Таким образом, автор имеет в виду не время года и суток, не пейзаж, а состояние человека, который понимает, что любовь – единственная ценность в мире, где властвует метель, вьюга. Герой готов ценой жизни противостоять всему, что отнимает у него любовь.

3 пара : В основе стихотворения «Зимняя ночь» лежит тип речи описание , который передаёт состояние окружающего мира и состояние любящих друг друга людей. С точки зрения организации пространства, можно выделить 3 части. 1 часть посвящена миру внешнему, состояние которого можно определить как мрак, ночь, хаос. Исторические события так закрутили миром, что человеку, его чувствам, которые во все времена составляли нравственный стержень бытия, нет места. Разрушение духовности не имеет границ. Ощущение отчаяния, духовной опустошённости создаётся повтором (мело, мело), определительным местоимением (по всей, во все), семантикой слов (пределы). 2 часть переносит нас в мир двух любящих людей. Здесь царит гармония, счастье, духовность. Недаром в этот мир спускается с небес ангел. 3 часть вновь возвращает нас в мир метелей и вьюг. С точки зрения организации времени, автор использует кольцевую композицию (1 и последняя строфы повторяются), но, сравнивая начало и конец, понимаешь, что изменилась интонация повествования, ощущения лирического героя: от отчаяния к вере, от бессилия к силе духа. Следовательно, композиционно стихотворение делится на 3 части. Таким расположением частей автор хотел сказать, что самое важное в жизни человека не исторические коллизии, а любовь, которая, будучи искренней, чистой, возвышающей, духовной, способна не только противостоять миру бездуховности, но и побеждает в «поединке роковом».

4 пара : В поэтике Пастернака «внутренние переживания даны через внешнюю картину мира», что объясняет метафоричность изображения мира вне человека, всеобщую одушевлённость. В традиции символистической поэзии начала ХХ века метель олицетворяет стихийную силу исторических событий (революции), перевернувших бытие человека, разрушивших нравственные основы личности. Поэтому внешний мир враждебен человеку, что передаётся свойственным Пастернаку «одновременным включением нескольких значений слова»: хлопья сравниваются с роем (рой пчёл, ос враждебен и опасен для человека), но это рой мошкары (чего мелкого, презираемого); он слетается к оконной раме, имеющей форму креста и защищающей человека от агрессивности мира; хлопья слетаются на пламя горящей души, пылающего сердца и оказываются бессильны перед жаром любви; атаки не прекращаются: словно мишени, на стекле, такой хрупкой защите, метель лепит кружки и стрелы, но вопреки всем усилиям враждебного человеку мира свеча горит: ничто не в силах победить жизнь – любовь.

5 пара : В романе горящая в ночи на окне свеча соединяет незримо судьбы Лары и Юрия. Это символ будущего незатухающего чувства. В стихотворении свеча становится символом любящей души, надежды и веры в то, что любовь преодолеет хаос, бездуховность. Лирический герой поражает своей силой чувства: он бросает вызов миру, истории , хотя он не бог и не титан, а простой смертный человек.

5. Проверка результатов работы 2 группы «Художественно – изобразительные средства».

6 пара : Гиперболой начинается стихотворение. Её роль – создать ощущение непобедимости враждебного герою мира . Но в части, повествующей о герое, на первый план выступают эпитеты, сочетающиеся по принципу антитезы: озарённый – снежный, седой, белый. Озарённый – красный, цвет крови, жизни, любви. Белый – цвет савана, смерти, бездуховности. Описывая мир и человека, автор использует прямые сравнения : как летом роем мошкара летит – вздымал, как ангел два крыла, крестообразно . Эти сравнения передают ощущения поэта и отношение его к миру и человеку, но сколь они различны! Первое – непоэтично, прозаично, используется разговорная лексика (мошкара), второе – возвышенно, поэтично, включена книжная лексика. А самым поэтичным образом является плачущая свеча. Кого или что она оплакивает? Любовь? Будущее? Или это слёзы счастья? Несмотря на внешнюю трагичность образа, эта метафора звучит жизнеутверждающе . Таким образом, тропы передают мироощущение героя и создают особую интонацию, глубину чувств.

7 пара : Повторы в стихотворении так же, как и эпитеты, сочетаются по принципу антитезы: мело – скрещенье (разбросало – соединило), причём тройной повтор в 4-й строфе имеет фольклорное начало и напоминает заклинание, молитву . Вторая часть скреплена анафорой, являющейся, по мнению критиков, одной из ведущих стилистических фигур поздней лирики Пастернака и придающей стихотворению особый плавный, мелодичный ритм. Можно утверждать, что в основе сюжета стихотворения лежит приём антитезы, противопоставляющей внешнее и внутреннее, события и чувства, мир и человека, жизнь и смерть, бездуховность и любовь. Почему же автор, показывая борьбу двух начал, не использует восклицательный знак, особенно в первой и последней строфах? Восклицание создаёт временность эмоции, а у Пастернака отношение и оценка происходящего неизменны: точка придаёт основательность, уверенность в том, что свеча не погаснет ни при каких обстоятельствах, так как вечна на земле любовь. Стилистические фигуры поэт использует для создания образности, особого эмоционального настроя .

7. Проверка результатов 3 группы «Лексика, лирические герои, стихосложение».

8 пара : На раскрытие идеи работают и лексические средства выразительности. Ключевыми являются два антонимических образа: свеча и метель, усиленных лексическими цепочками: свеча – пламя, жар; метель – снежная мгла, хлопья, февраль. Причём в этой антонимической паре слова, связанные со свечой, имеют книжную окраску, то есть придают особую, восторженную оценку. Но, что интересно, во 2 части , посвящённой героям, мы вновь видим сочетание высокой и прозаической лексики : озарённый, скрещенья, жар соблазна, вздымал, ангел, крестообразно – руки, ноги, башмачки, стук, пол, потолок, платье . Такое сочетание одновременно создаёт два плана восприятия происходящего: это нечто идеальное и реалистичное. Эти любящие люди очень беззащитны перед слепой стихией истории, но их постоянно оберегают высшие силы: рама, тройное скрещение и крестообразные крылья, этот образ креста явно имеет библейский оттенок, что свойственно лирике Пастернака, соединяющей библейское и житейское.

9 пара : Мир внешний динамичен за счёт обилия глаголов, но это динамика суеты, быта, бездуховности . Мир влюблённых статичен, но это подчёркивает его гармоничность, одухотворённость. Рефрен, в основном расположенный в 1 части, только усиливает веру в победу любви над мелочностью внешнего мира. Почему потолок не «освещённый», а озарённый, и может ли свет одинокой свечи озарить пространство? Видимо, горит не только свеча, но пылают в страсти переполненные чувством счастья, гармонии души любящих. Перед нами и тени, парящие в вышине, и люди, трепетные, живые, счастливые. Любовь подобна сказке , где может плакать свеча, возлюбленная носит не туфли, а башмачки. Таким образом, мир любящих – это мир сказки, полёта, мечты и реального счастья бытия.

10 пара : Несмотря на неравную борьбу мира и человека, понимаешь, что человек, его чувства сильнее . Как рождается эта уверенность? Вокруг бушует стихия, сметающая всё на своём пути, но «всё теряется в снежной мгле». Что всё? То, что угрожает и враждебно человеку. Почему? Потому что свеча продолжает гореть. Но враждебные силы не отступают: «на свечку дуло из угла».

Раньше свеча защищала людей, а теперь жар соблазна оберегает огонь свечи. И, когда у человека нет сил противостоять, появляется, как в сказке, ангел. Свеча из символа надежды превращается в символ горящей, любящей души. Интересна роль омонима дуло , который воспринимается не только как глагол, но и как существительное (дуло пистолета – дуэль ). Именно предпоследняя строфа исполнена особого трагизма , так как придаёт частной истории двух влюблённых общечеловеческое звучание. И всё-таки любовь торжествует, потому что метель не вечна: вот уже февраль, а за ним неизменно наступит весна. Исчез гиперболизм первой строфы, надежда и вера укрепились. Это стихотворение о силе волшебного человеческого чувства – любви. Автор противопоставляет бездушие исторических перемен, уничтожающих в том числе и вечные ценности, и величие человеческого духа, окрылённого силой непобедимой любви. Поэт считал, что во все времена и при любом строе должна торжествовать любовь!

11 пара : Стихотворение написано ямбом. Сочетание длинных и коротких стихов создаёт эффект смены настроения , ощущений. Автор использует перекрёстную рифму , традиционную для русской поэзии и служащую для создания конкретных картин. Особую роль в выражении чувств поэта играет звукопись, например: на свечкУ дУЛо из УГЛа (У – протяжный звук, напоминающий завывание ветра; ГЛ – звонкие, резкие звуки); ВЗДыМАЛ кАк АНГеЛ ДВА кРыЛА (А – открытый, ясный звук; согласные – звонкие, сонорные). В передаче чувств играют роль ассонанс и аллитерация .

8. Подведение итогов работы.

По завершении исследования каждая пара озвучивает результат, который дополняется другими учащимися. Затем одни напарники оформляют в «Результатах работы» дополненный ответ, а другие слушают песню А.Пугачёвой «Свеча горела» и сравнивают её со стихотворным текстом:

    в чём различие (нет предпоследней строфы – о её роли говорила 10 пара),

    как средствами музыки передана идея стихотворения (темп различный, высота музыки также)?

Ещё раз хочу напомнить вам ваши трактовки стихотворения (смотри пункт 1). Сравните с конечным выводом.

Пастернак признавался, что в основе стихотворения – «новое состояние души». Это состояние – любовь. Причём новая любовь как чувство интимное усилено любовью как широким проявлением человечности:

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье.

- Ваши впечатления об уроке – эксперименте: замечания, советы, пожелания?

P.S. Собранные ответы копируются в один документ и по окончании урока каждому ученику вручается коллективный анализ стихотворения.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Зимняя ночь"

Теплые объятия домашнего очага, мягкий приглушенный свет. И тьма, холодная, беспристрастная и беспощадная зимняя тьма, что стучится в окно. Прорваться, ворваться, затушить и заморозить, замести и усыпить — вот она, зима. Эти ассоциации неизменно переходят из строки в строку, в разных творениях совершенно разных поэтов. Где-то преобладает тепло и озорное веселье, кто-то добавляет щепотку праздника — и все же, зима едина в своем образе для всего человеческого рода. У Бориса Пастернака это время года связано с трудными временами. Не только личные проблемы, но проблемы всего общества, всей страны, которую он так любил и за которую так болела его душа — все это нашло отражение в стихотворении «Зимняя ночь».

Что есть зимняя ночь для Пастернака? Восемь четверостиший: коротких, ярких, хлестких. Тридцать две строки, в которых уместилось так много: и свет одинокого разума, страдающий от непонимания, и огни человеческих судеб, дрожащих перед непреодолимой силой. Конкретно, сильно, без аллегорий и непонятных метафор Борис Пастернак раскрывает перед нами свою зимнюю ночь. В ней нет места многогранным иносказаниям — лишь конкретика. С первых же строк читатель чувствует биение зимнего сердца, всеобъемлющее дыхание метели. Нет, это не ярость природы, не наказание богов, не вселенская бесконечность. Это зима, простая, обычная и настоящая.

Метелью она бьет в окна, пробивается сквозь щели, снегом налипает на оконные рамы. «Как летом роем мошкара», подчеркивает Пастернак, говоря читателю, что природа не знает разницы между временами года. Весна или осень, лето или зима — все едино. И человек в этом огромном единение чувствует свою ничтожность и одинокость, словно одиноко дрожащий огонек свечи. Вокруг этого огонька сосредоточено все действие стихотворения, и главный акцент сделан не на холоде зимней ночи, а на тепле огня.

Жаркая стилистка подчеркивает, конкретизирует чувства, которые хотел выразить Пастернак. Зрительные образы ушли на второй план — они не так важны, как описание одного единственного мгновения. Мгновения, в котором сплелись человеческие судьбы. Одинокие, уязвимые, они, словно жар свечи, стремятся сплестись воедино. И это стремление пульсирует сердечным ритмом, вздымается грудью, едва лишь не затихая под натиском ветра, что пробивается сквозь щели. Но не затихают. Пусть все теряется в снежной мгле, пусть дует вьюга прямо на свечу — пламя ее все горит и горит, и будет гореть до тех пор, пока есть еще в мире любовь.

Именно в этом заключается квинтэссенция* «Зимней ночи» Пастернака. Зима олицетворяет собой мир, что стремится сокрушить человека, взваливая на него непреодолимые препятствия и испытания. Но человек стойкий, настоящий, целостный способен выдержать все, и сохранить в себе любовь. Любовь к себе, к окружающим, любовь к зиме, что стремится затушить человеческое пламя. Нельзя закрываться, ограждаться, обижаться — ведь тогда можно потерять себя. «Зимняя ночь», будучи плодом душевных переживаний поэта, является отражением его идеи о том, что личность человеческая сильна, и пламя ее никто не вправе задуть или подчинить своей воле.

* Примечание: Квинтэссенция - (в переносном значении) самое главное, самое важное