Хлеб из монастыря Матроны Московской: чудо из ниоткуда. Мошенничество на святынях: хлеб из монастыря святой Матроны Московской

Эта пузырчатая жижа сразу показалась мне какой-то странной. Мы с мамой пили чай на кухне и мирно беседовали. Но со временем меня стал отвлекать от разговора какой-то резкий кислый запах. Я поняла, что он исходит от теста, стоящего рядом со мной на столе в открытой кастрюле. «Оладьи замыслила печь?» - спросила Я у мамы, размышляя, почему в этот раз тесто настолько кисло пахнет. Обычно тесто для оладий делают на кефире, тоже дающем кисловатый аромат, но более приятный. А тут, будто с миской уксуса рядом сижу. Оказалось, что это особое тесто «от Матроны из монастыря».

Тесто было передано от соседки, которая, в свою очередь, получила его через своих знакомых вместе с инструкцией по выпечке этого чудо-хлеба. Согласно ей, закваску нужно было держать в открытой посуде в течение шести дней, в определённые дни добавляя в неё молоко, сахар и муку или перемешивая. На первый взгляд - рецепт очень сомнительный: ни разу не слышала, чтобы тесто стояло почти целую неделю и при этом не засохло и не испортилось. Но факт на лицо: тесто простояло у мамы уже шесть дней и вот оно передо мной - рыхлое и пузырчатое.

По инструкции на шестой день тесто требовалось разделить на четыре части: три из них раздать тем, кому желаешь добра для дальнейшего «выращивания», а в свою часть добавить некоторые ингредиенты и испечь хлеб. Полученный продукт обещает принести едокам здоровье и снятие порчи. Звучит многообещающе.

С одной стороны, пузырчатая жижа с кислым запахом вызывала сомнения, но с другой - хотелось верить в чудо, раз уж она взялась из монастыря и не портилась за столько дней. Есть же такие необъяснимые явления, как мироточение икон и прочее? Да и маму обижать отказом не хотелось…

Короче говоря, принесла Я домой кусочек этой бесформенной массы и поселила жить в кастрюльке. Муж с порога сказал, что это какой-то сектантский сетевой маркетинг, но довольно жёстко, так, что это вызвало оборонительную реакцию. Поэтому я, не успев разобраться, верю или не верю в чудо-тесто, всё же отстояла в споре свою сторону, и тесто осталось жить.

Все последующие дни Я смотрела на него и думала, что же это такое и неужели Я буду печь и есть хлеб из этой малоприятной на вид жижы, которая иногда казалось какой-то живой… Когда в первый раз нужно было «подкормить» тесто дополнительными ингредиентами, Я размешивала его в ужасном состоянии духа. Меня неотвязно одолевали мысли о том, что если это тесто даже из церкви, то в современных условиях скрытой войны, в него может быть подмешено что-то малоприятное, какой-нибудь вирус или стерилизующий препарат или ещё какая, мягко говоря, бяка… На самом деле, в этот момент мне и нужно было избавиться от него. Но продукты уже были добавлены, и Я домешивала тесто, едва не плача и чувствуя, что загоняю себя в какую-то ловушку…

Ещё несколько дней я проходила мимо теста, всё яснее понимая, что после всех передуманных за это время мыслей судьба этого месива однозначна и безрадостна - быть выброшенным. Это только вопрос времени, чтобы Я утвердилась в выбранном решении.

Сегодня Я наконец-то сделала это - избавилась от него! Последние сомнения развеяли слова мамы, которая узнала через родственников, что церковь к этому тесту никакого отношения не имеет и никакой ответственности не несёт, и статьи в интернете. (И почему Я не посмотрела там на эту тему раньше? Видимо, очень хотелось верить в добро и чудо, настолько, что боялась прочесть там правду…)

И вот, что Я там нашла. Названий подобное тесто имеет несколько: «иерусалимский хлеб из пекарни Храма Гроба Господня», «почаевский хлеб» (освященный в Свято-Успенской Почаевской Лавре), «афонский хлеб» (освященный на Афоне), «тесто счастья», «тесто благополучия». Рецепты незначительно отличаются друг от друга, но суть остаётся той же: происхождение закваски неизвестно, так же, как и цель её распространения.

Вот послание братии монастыря о так называемой «почаевской закваске» с официального сайта Свято-Успенской Почаевской Лавры.

«Почему нельзя употреблять так называемую "почаевскую закваску"

"Берегитесь, чтобы никто не прельстил Вас..."
(Мф. 24:4)

Дорогие братья и сестры!

Как нам стало известно, уже некоторое время по епархиям Украины стали распространять так называемый "хлеб (закваску) из Почаевской Лавры". Братия Почаевской Лавры доводит до Вашего сведению, что это явление не имеет никакого отношения к Свято-Успенской Почаевской Лавре, а является проявлением духовного невежества, суеверия и спекуляции на авторитете нашей Великой Святыни.

Пользоваться этим тестом строго запрещается, так как это может привести к духовному повреждению и иметь мистическое ритуальное значение. Поскольку изготовители упомянутого хлеба лживо прикрываются авторитетом Почаевской Лавры, а ложь изначально является исчадием диавола, то отсюда очевидно, что вся эта затея есть делом рук людей, водимых бесовской силой. Поэтому просим Вас быть очень осторожными в подобных явлениях и на всё брать благословение у местных священников.

"Они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию; это сыны проклятия" (2 Петр. 2:14).

"Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждения и заблуждаясь" (2 Тим. 3:13)

С уважением, братия Свято-Успенской Почаевской Лавры»

Слава Богу, никаких сведений об отравлении таким «тестом счастья» мне не попалось, но выбрасывала Я его с большим облегчением. Представив, сколько пыли и людских сомнений вбрало оно в себя за время своих путешествий, Я уже ни о чём не жалела. Разве только о том, что сразу не залезла в инет, чтобы пресечь цепочку распространения этого неведомого вещества на более ранней стадии.

Ещё неприятный осадок оставляют слова в инструкции к закваске о том, что этот хлеб выпекают один раз в жизни… (Все грибы съедобные, но некоторые - один раз).

Пусть мой доверчивый пример будет для вас уроком и предупреждением. Происхождение закваски остаётся загадкой, но предполагаю, что безо всякой цели никто не придумал бы его распространять. Будьтебдительны.

Не так давно моя бабушка из Пестяков предложила мне закваску: якобы она позволяет испечь хлеб из монастыря Матроны Московской. Ей такую закваску и записку с рецептом дала соседка, а той привезла дочь из Нижнего Новгорода. Говорят, что печется такой хлеб один раз в жизни. Причем закваска до этого должна постоять дома шесть (!) дней. Каждый день нужно выполнять определенные действия. Например, на второй день - выложить закваску деревянной ложкой, добавить ингредиенты, но не мешать. Дальше по дням расписано, когда и как мешать закваску с молитвой святой Матроне. И, наконец, на шестой день предлагается разделить закваску поровну на четыре части: одну оставить себе, а три раздать хорошим людям с переписанным рецептом. Далее сказано: «Готовый хлеб едят только те, кто живет в этом доме, угощать чужого нельзя. Хлеб не резать ножом, только ломать руками и просить у Матроны всё, кроме денег».

Выслушав бабушку, я не придала ее словам особого значения. Стремления скорее взять «чудодейственную» закваску не было, но и переубеждать родственницу я тоже не стала. А вот когда через некоторое время сразу два человека предложили мне такую закваску, я задумалась…

Вначале приняла этот «дар» от коллеги, было как-то неудобно отказываться. Она рассказала, что хлеб вкусный, больше похож на кекс. Делать его несложно, единственная загвоздка в том, что не все соглашаются брать закваску - мол, очень хлопотно.

Я решила почитать об этом в Интернете. «Хлеб из монастыря Матроны Московской»: спекуляция на святыне», «Внимание! «Тесто счастья» от Матроны из монастыря», «ОСТОРОЖНО: закваска из монастыря Матроны Московской» - нашлось множество публикаций с такими названиями, суть которых сводилась к тому, что всё это от лукавого.

А на сайте pokrov-monastir.ru Покровского монастыря Москвы, где покоятся мощи святой Матроны Московской, размещено объявление: «Дорогие братья и сестры! Убедительная просьба НЕ БРАТЬ у распространителей рецепт закваски на изготовление «Хлеба из монастыря Матроны Московской». Доводим до вашего сведения, что монастырь такую закваску не изготавливает, не распространяет и не несет ответственность за здоровье людей, выпекающих по этому рецепту хлеб!» Сомнения развеялись. Я вылила закваску неизвестного происхождения и поспешила рассказать об этом близким.

К ОММЕНТАРИИ

Игумен Виталий (Уткин), Иваново-Вознесенская епархия:

- Считаю, что ничего страшного в распространении закваски нет. В былые времена была крепкая традиция по выпеканию домашнего хлеба, у каждой хозяйки был свой рецепт. Главное, чтобы человек передавал вам эту закваску с добрыми намерениями.

Другое дело, что такая «сетевая акция» очень напоминает «письма счастья», которые не так давно были очень популярны. И если в монастыре говорят, что такую закваску не изготовляют, то лучше следовать рекомендациям, изложенным на их сайте.

Архимандрит Амвросий (Юрасов), Свято-Введенский монастырь:

- Раздача «святой» закваски похожа на переписывание и рассылку «святых писем»: разошли ближним - и будет тебе счастье. Это прямое язычество, к православию не имеет никакого отношения. Обычно этим увлекаются те, кто в церковь не ходит, Богу не молится.

В Евангелии Господь говорил о закваске фарисейской, но употребляет слово «закваска» в переносном смысле, имея в виду учение фарисеев.

Внимание!

Этот хлеб периодически появляется под разными названиями: «почаевский хлеб» (якобы освященный в Свято-Успенской Почаевской лавре), «афонский хлеб» (на Афоне), «Иерусалимский хлеб» (в иерусалимском храме Гроба Господня), «тесто счастья», «тесто благополучия». Тем, кто уже испек хлеб и раздал закваску, священнослужители рекомендуют сходить на исповедь.

«Берегитесь, чтобы никто не прельстил Вас...» (Мф. 24:4)

Православный мир захлестнула новая эпидемия «святой закваски счастья». Ваши хорошие знакомые совершенно бесплатно могут предложить вам некое волшебное снадобье. Оно, обычно, снабжается подробной инструкцией по использованию. В ней сообщается, что достаточно несколько дней «поколдовать» над содержимым баночки, затем испечь «освящённый» хлеб, и вы раз и навсегда обретёте счастье, здоровье, достаток, радость, а также исполнение всех других, менее глобальных желаний. Ещё гарантируется избавление от порчи, сглаза, родовых проклятий, венца безбрачия и, даже, отпущение грехов (подозрительно похоже на предложения "белых магов" и "потомственных яновидящих").

Многие обращают внимание на то, что инструкция к «закваске» сильно напоминает «письма счастья», известные всем с самого детства: «Перепиши это письмо 10 раз, разошли знакомым, и будет тебе счастье великое. А выбросишь это письмо – будет тебе беда лютая». Ведь, помните? И, ведь, переписывали? :) На таком принципе в своё время процветали, да и сейчас иногда встречаются, всем известные «пирамиды». И всегда находятся любители что-то получить, не прикладывая никаких усилий, и не помнящие пословицу о бесплатном сыре и мышеловке. Им самим бы и расплачиваться за свою, мягко говоря, недальновидность, но нет, они щедро делятся своим «щастьем» и со своими «неощасливленными» ближними...

Пресловутая закваска распространяется от имени православной Церкви. О нынешнем «снадобье счастья» говорят, что изготовлено оно в Покровском Ставропигиальном женском монастыре Москвы, где покоятся мощи святой Матроны Московской. Отсюда и наименование: «закваска от Матронушки» , «тесто от Матроны» или «Матронин хлеб» . Раньше тот же самый рецепт имел хождение под названием теста иерусалимского, почаевского, афонского, киево-печерского. Церковь не устает повторять: никакого отношения ни к православию, ни к вере в Бога эти «закваски» и «рецепты» не имеют , это спекуляция на святых именах и чувствах верующих! Священник отец Андрей из Храма во имя Московских Святых в Бибирево на проповеди прямо назвал это действо обманом и шарлатанством. А на сайте Покровского монастыря , откуда, якобы, эта «закваска», об этом написано прямым текстом:

Дорогие братья и сестры! Убедительная просьба не брать у распространителей рецепт закваски на изготовление «Хлеба из монастыря Матроны Московской». Доводим до Вашего сведения, что монастырь такую закваску не изготавливает и не распространяет, и не несёт ответственности за здоровье людей, выпекающих по этому рецепту хлеб!

А здоровью, и телесному, и духовному, это дело, похоже, очень даже вредит. Свидетельством тому – многочисленные комментарии посетителей к статье про «святые закваски» на сайте diveevo.ru .

Исходя из здравого смысла, возникает резонный вопрос: откуда, тогда, взялось это «тесто от Матронушки» ? Ответа на него никто дать не может – ни распространители «рецепта счастья», ни его «счастливые» потребители. Но в таком случае – это обман, совершаемый светлым именем особо почитаемой русской святой – Матроны Московской, а это ни что иное, как чародейство и кощунство ! То есть, не само выпекание этого «хлеба», а магические ритуалы во время этого действа, а, уж, использование имени святой Матроны в этом по сути языческом обряде является недопустимым и кощунственным!

Мало того, люди, выпекающие данное чудо-снадобье, совершенно не задумываются о гигиенической стороне этого дела. Эта «закваска» появилась неизвестно когда, неизвестно откуда и прошла через множество чужих рук. Выстаивалась открытой по нескольку дней неизвестно где и неизвестно у кого. И какие «ингредиенты» оказались в ней за всё это время, опять же, никому не известно!

Однако, несмотря ни на что, вся Россия, в которой 70% населения называют себя православными, уже несколько лет охвачена помешательством магического хлебопечения. Почему? Причина в духовной безграмотности номинальных верующих. «Православные» не знают и зачастую не хотят знать ни о своей Вере, ни о спасающем нас Господе, зачастую считая Веру набором этаких магических ритуалов, позволяющих исполнить любое желание. И вместо того, чтобы обратиться к священнику в храме с вопросом о «матронушкиной закваске», по большей части доверяют «агентству ОБС» (Одна Бабка Сказала)...

Но сказано псалмопевцем: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» (Пс.26:1). Бояться сглаза, порчи, прочих колдовских действий, обращаться за помощью к языческим обрядам – это значит не веровать в спасительную Силу Господа, в силу Креста, в силу Молитвы. Это, по сути, вероотступничество, и то, что оно совершается по невежеству, не оправдывает человека.

Вера в Бога – это духовный труд. Каждодневное исполнение Заповедей, удержание себя от неправедных поступков, отгнание греховных помыслов, деятельное изменение мировоззрения. В вечную жизнь ведет узкий и скорбный путь, и немногие решаются идти по нему. Гораздо проще и веселее исполнять время от времени какие-нибудь колдовские ритуалы и считать, что тем самым ты приближаешься к Богу. Но это страшная ошибка! Господь выходит навстречу только тем, кто идёт заповеданным Им путем, тем, кто принимает от Него Хлеб жизни в таинстве Причащения. Любители же «матронушкиного хлебца» двигаются в обратном направлении, прямиком в объятия лукавого...

Если человек не живет Духом Святым, который подается верующим во Христа во истине, то он не может противостоять дьявольским козням. Мы зачастую сами, даже того не подозревая, своими помышлениями и делами, своей гордыней и неверием, «заигрываем» с бесовским миром и тут же попадаем под его влияние. Только имея истинную Веру в понимании Святых Отцов, постясь, исповедуясь и причащаясь, по мере возрастания в духовной жизни, человек постепенно освобождается от влияния лукавого. Конечно, врага это бесит, и он прикладывает максимум усилий для того, чтобы «прельстить и избранных». И каждый, кто раздал закваску, как рекомендовано в инструкции, нескольким добрым людям, даже не понимая этого, становится пособником бесов – сказано же в Писании о тех, через кого приходят соблазны: «Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк.17:2).

Но Господь милостив. Попавшимся на дьявольский крючок с приманкой из магического теста нужно каяться, т.е., исповедоваться в грехах чародейства и кощунства. Господь милостив, и всех приходящих к нему принимает в свои любящие объятия.

Не будьте наивными духовными младенцами, возрастайте во Христе! Все остальные пути к счастью, какими бы соблазнительными они не казались, увы, ведут в вечную погибель...

Хлеб из монастыря Матроны Московской в последнее время вызывает множество самых различных мнений. Тем, кто не сталкивался с таким понятием, следует немного войти в курс дела. Хлеб из монастыря - это даже не хлеб в прямом смысле слова, а закваска. Ее передают обычные люди в баночках друг другу. К закваске прилагается рецепт, как делать сам хлеб, по каким правилам, а также как его употреблять.

Хлеб из монастыря Матроны надо замешивать в течение шести дней, добавляя в него основные ингредиенты: молоко, сахар, муку. После того, как закваска готова, ее надо разделить на четыре части. Одна часть пойдет на изготовление хлеба для себя, остальные три надо раздать вместе с рецептом. При этом все шесть дней закваска должна стоять открытой, без крышки, на столе. Готовый хлеб, изготовленный для себя, надо разделить между членами семьи.

Давать его кому-либо постороннему запрещено. Готовится продукт один раз в жизни. А вот с чем это связано - неясно. О происхождении самой закваски известно мало, история ее появления довольно темная. Хлеб из монастыря Святой Матроны - это не единичный случай появления чудодейственного яства. В ходу также хлеб из других церквей. Например, известна закваска из которая якобы пошла из самого Иерусалима.

Также ходят слухи, что в основе такого хлеба ингредиенты, которые были замешаны более двадцати лет назад. Продукт вместе с рецептом раздается совершенно бесплатно. Считается, что тот, кто отведал такой хлеб, избавится от порч, от него уйдут проклятья и невезение, а в дом придет достаток и мир. При этом, загадывая желание на хлеб из монастыря Матроны Московской, нельзя просить денег.

На многочисленных форумах, где говорят об этом таинственном лакомстве, нельзя встретить какой-либо вразумительный ответ, помог кому хлеб или нет. Обсуждается скорее вопрос его экологичности, безопасности и вкуса. На вкус он, кстати, приторно-сладкий и напоминает кекс. Интересно, что люди, которые обратились в монастырь по адресу, услышали, что никакого хлеба там не производят и закваску не раздают. Позже на сайтах учреждений РПЦ появились предупреждающие воззвания к верующим не брать этот сомнительный продукт, потому что никакого отношения к церкви он не имеет. На самом деле его производителем может быть кто угодно, от обычных шутников до сект и оккультных организаций.

Поэтому, употребляя в пищу хлеб из монастыря Матроны Московской, люди сильно рискуют. Одно дело - бактерии, они очень быстро погибают при выпечке, потому что не выносят высоких температур. Совсем другое дело - сам состав закваски. В ней может быть все, что угодно. Распространение такого продукта очень напоминает известные в свое время "письма счастья", которые нужно было переписать определенное количество раз и тоже раздать добрым людям. Только теперь вместо бумаги распространяется нечто более съедобное. Кому выгодна вера в "тесто счастья" - неизвестно. Ответа на этот вопрос пока что нет. Преимущественно оно передается друзьям и знакомым, а также соседям. Церковь же реагирует на такое явление резко негативно.

На официальном сайте можно найти обращение к верующим, где сказано, что хлеб из монастыря Матроны Московской может наведить не только здоровью. Поэтому употреблять его в пищу нельзя, а при столкновении с таким явлением надо обратиться к священнику. Вполне возможно, что закваска и приготовление хлеба - это своего рода ритуал, который кому-то нужен. Только вот кому - это остается загадкой. Никаких положительных отзывов о хлебе пока что нет. Для многих он выгоден тем, что позволяет снять порчу или принести в дом порядок, причем совершенно бесплатно. Ведьмы и экстрасенсы берут за это деньги, а тут все приходит как бы само собой. И все же надо задуматься о происхождении такого "бесплатного сыра".

В строгих терминах уголовного кодекса мошенничество определяется как обманные действия, в результате которых имущество незаконно переходит в другие руки. В соответствии с буквой закона, передачу из рук в руки закваски и рецепта хлеба из монастыря Матроны Московской, нельзя квалифицировать как мошеннические действия, так как за них не просят денег. Светской власти нечего предъявить обманщикам.

Но всё же, это обман.

Предупреждение о мошенничестве

Закваска с прилагаемым к ней рецептом выпечки хлеба из монастыря, передаётся из рук в руки давно. Технология приготовления, описываемая в рецептуре, не меняется, меняется название места, где якобы освящалась закваска. Для придания значимости упоминают Иерусалим, Афон и разные известные монастыри, в том числе Покровский, в котором сохраняются мощи святой Матроны Московской.

Явление набрало такой размах, что насельникам монастыря пришлось выпустить публичное предупреждение. В нём сказано, что монастырь к этой акции не имеет никакого отношения.

В стенах монастыря никогда ничего подобного не освящалось. И за последствия, наступившие для людей, поддавшихся лжи, монастырь не отвечает. Кроме того, служители монастыря разместили на сайте предупреждение (в разделе «Объявления»):

«Закваска счастья» — происхождение явления и обещания

Обманщики используют мечту человека о счастье, которое появится без особых усилий, и склонность к суевериям. В психологии есть термин «магическое мышление», оно проявляется, когда человеку плохо, когда ситуация становится неуправляемой и не зависит от действий и воли человека.

Это может быть хроническое безденежье, беспросветное одиночество, полоса бед и несчастий. И человек, желая вернуть себя в зону комфорта, не видя причинно – следственных связей происходящего, обращается к сверхъестественному. К сюжетам из сказок. Выбирая для себя наименее затратные действия, потакая своей лени и нежеланию трудиться душой и умом.

Когда-то пересылали друг другу «письма счастья», обещавшие деньги, здоровье и удачу, если переслать письмо не меньше, чем шести адресатам. И люди покупали конверты, переписывали от руки письма, и рассылали их знакомым. Теперь по тому же принципу передают закваску.

В эпоху интернета появился интересный термин: «вирусное распространение информации». Он очень удачно описывает эпидемию пересылки такого доступного, и вместе с тем такого ложного счастья.

Ответ на вопрос - «зачем так поступают?» - кроется к психологии и греховной лени человека. Так хочется поверить, что чудо вот оно, рядом, надо лишь немного потрудиться, недельку подождать, и всё сбудется.

Всего – то надо согласиться взять у знакомого банку с закваской, приготовить на её основе хлеб, скопировать инструкцию и передать дальше. Кажется, ну что тут плохого? Ведь не спиртное, не со злыми намерениями: с добром добрым людям, и хлеб, а не что-то непонятное.

Но вред есть.

Польза и вред от «хлеба святой»

Бездумное следование «инструкциям», прилагающимся к снадобью, наносит телесный и духовный вред, страдает и организм и душа человека.

Духовный вред тоньше, не бросается в глаза.

Использование «чудодейственного хлеба из монастыря» не что иное, как искушение. Пустое, невозможное обещание близкого блаженства, избавления от нищеты, скорби, порчи, сглаза, венца безбрачия и грехов.

Это суеверие, надежда на «доброе колдовство», отвращает человека от необходимости трудиться над собой, от истинной Веры. Развращает ожиданием незаслуженных благ.

Рецепт закваски от Лукавого и его разбор

По инструкции хлеб готовится шесть дней и только раз в жизни:


В инструкции может быть написано, что хлеб из Иерусалима - это первая ложь, и надпись может быть любой, с упоминанием любого святого места, в зависимости от фантазии.

Вторая ложь - церковь никогда не будет распространять полуфабрикаты. Готовая освящённая выпечка — да, такое часто происходит, например, хлеб или просфора. Но никогда церковь не передаст верующим освящённое сырьё для дополнительной обработки, и тем более для распространения не из рук священника. И никогда священник не даст благословения на такое действие.

Третья ложь - нигде и никогда отцами церкви или святыми в своих посланиях не упоминается, что некое благое действо можно сделать только один раз в жизни.

Наверно, достаточно, чтобы понять испорченность распространяемого материала и лживость предлагаемого рецепта.

Любой истинно верующий должен держаться подальше от искушений, приносимых под видом благих даров.

Воцерквлённый верующий понимает весь вред такого рецепта для своей души, и никогда не воспользуется им.

Тем же, кто ходит в храм от случая к случаю, можно посоветовать сходить с закваской и рецептом в ближайший храм, спросить у батюшки совета. И услышать из первых уст мнение об этой закваске и процедуре, распространяемой якобы по благословению церкви.

Примечание для неверующих

Даже если поверить в то, что хлеб соберёт в себя весь негатив из жилища, то зачем потом отправлять этот негатив опять в себя, съедая его? И зачем отправлять свой негатив дальше, к тем, у кого проблем не было? И сколько проблем и негатива пришло в дом с этой закваской от предыдущих рук?

Человек, поверивший в чудодейственность лукавой закваски, и ничего не получивший в итоге, будет захлёстнут негативом и депрессией с головой. И вот в этих несбывшихся надеждах главный вред для души.