Как можно приводить аргументы. Нравственный выбор — аргументы ЕГЭ

  • Ситуации нравственного выбора показывают истинные качества человека
  • Смелый, сильный духом человек в сложной жизненной ситуации скорее выберет смерть, а не позорную жизнь
  • Нравственный выбор часто настолько сложен, что может привести к ужасным последствиям
  • Только трус может перейти на сторону того, кого считал врагом, ради лучшей жизни
  • Ситуации нравственного выбора не всегда связаны с угрозой жизни человека
  • По поведению человека в ситуациях нравственного выбора мы можем судить о его внутренних качествах
  • Настоящую личность, преданную своим моральным принципам, не остановят любые жизненные обстоятельства

Аргументы

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Не один раз Петр Гринев оказывался в сложных жизненных ситуациях, когда нужно было делать выбор, от которого зависела его дальнейшая жизнь. При захвате Белогорской крепости у героя было два пути: признать в Пугачеве государя или быть казненным. Несмотря на страх, Петр Гринев отказался присягнуть самозванцу, не смея предать родную страну. Это не единственная ситуация нравственного выбора, в которой герой принял верное решение и доказал, что он является человеком чести. Уже под следствием он не стал упоминать о том, что он был связан с Пугачевым из-за Маши Мироновой, потому что не хотел для своей любимой неприятностей. Если бы Петр Гринев рассказал о ней, девушку наверняка бы привлекли к следствию. Он не хотел этого, хотя такие сведения могли оправдать его. Ситуации нравственного выбора показали истинные внутренние качества Петра Гринева: читателю понятно, что это человек чести, преданный Родине и верный своему слову.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Судьба Татьяны Лариной трагична. Влюбленная в Евгения Онегина, она никого не видела своим женихом. Татьяне приходится выйти замуж за князя N., хорошего человека, которого она, однако, не любит. Евгений отверг ее, не восприняв всерьез признание девушки в любви. Позже Онегин видит ее на одном из светских вечеров. Татьяна Ларина меняется: она становится величавой княгиней. Евгений Онегин пишет ей письма, признается в любви, надеясь, что она уйдет от мужа. Для Татьяны это ситуация нравственного выбора. Она поступает правильно: сохраняет свою честь и верность мужу. Хотя Татьяна до сих пор влюблена в Онегина, она просит оставить ее в покое

М. Шолохов «Судьба человека». Испытания, через которые прошли люди в военное время, показали силу воли и характер каждого. Андрей Соколов показал себя как человек , верный воинскому долгу солдат. Попав в плен, он не боялся выражать своих мыслей о непосильном труде, к которому принуждали пленных. Когда из-за чьего-то доноса он был вызван к Мюллеру, герой отказался пить за победу немецкого оружия. Он был готов терпеть голод, отказаться от желания выпить перед смертью, но сохранить свою честь и показать истинные качества русского солдата. Нравственный выбор Андрея Соколова позволяет считать его настоящим человеком с огромной силой, любящим свою страну.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Ситуация нравственного выбора, в которой оказалась Наташа Ростова, не связана с угрозой ее жизни. Когда все уезжали из осажденной французами Москвы, семья Ростовых увозила свои вещи. Перед героиней встал выбор: увезти вещи или отдать подводы для перевозки раненых. Наташа Ростова выбрала не вещи, а помощь людям. Ситуация нравственного выбора показала, что для героини не так важно материальное благополучие, как помощь тем, кто оказался в беде. Можно сказать, что Наташа Ростова — человек с высокими моральными ценностями.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Каждый осуществляет нравственный выбор, исходя из своих жизненных принципов, целей, установок и желаний. Самым дорогим в жизни человеком для Маргариты был ее Мастер. Чтобы увидеть любимого, она без сомнения согласилась на сделку с дьяволом. В ситуации нравственного выбора она предпочла то, что для нее дороже всего, несмотря на весь ужас способа достижения своей цели. Маргарита была готова на все, даже на столь бесчестный поступок, потому что встреча с Мастером была для нее жизненно важной.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Иногда только возможность выбора своего жизненного пути открывает подлинные человеческие качества. Перешедший на сторону врага из-за любви к полячке Андрий, младший сын Тараса Бульбы, в ситуации нравственного выбора показал истинные черты своего характера. Он предал отца, брата и свою Родину, показав уязвимость перед силой любви. Настоящий воин не стал бы считаться с любым врагом, но Андрий оказался не таким. Обстоятельства сломали его, показали неспособность юноши быть верным воинскому долгу, преданным родной земле.

В. Санин «Семьдесят градусов ниже нуля». Синицын не подготовил Гаврилову зимнее топливо, что поставило под угрозу жизнь Гаврилова в условиях сильнейших морозов. У Синицына был выбор: сначала он хотел сделать все, чтобы обеспечить безопасность экспедиции, но потом побоялся неблагоприятных последствий за свою ошибку и оставил все так, как есть. Ситуация нравственного выбора показала, что Синицын — трусливый человек, для которого желание остаться без наказания важнее, чем жизнь другого человека, зависящая от него.

Аргументация в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

Как правильно приводить аргументы в сочинении-рассуждении на ЕГЭ

Синонимы к термину аргументация : доказательство, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров.

ВАЖНО! Сначала вы должны выразить своё собственное мнение (отношение) к позиции автора текста - согласны вы или не согласны с мнением автора, а лишь потом аргументировать свою позицию, своё отношение к позиции автора текста.

Вы должны аргументировать не истинность тезиса, а его ценностное значение. Помните, что постулат - это утверждение, принимаемое без доказательств, это аксиома, а они не нуждаются в доказательстве, поэтому не надо доказывать нравственные аксиомы (берегите лес, уважайте старших, любите родину), надо подтвердить актуальность, важность, жизненность нравственных постулатов. Итак, аргумент должен доказывать тезис.

Сколько нужно приводить аргументов?

Вы должны привести не менее двух аргументов. Их может быть и три, но вы должны помнить, что эксперты учитывают и оценивают только первые два аргумента. Оптимальным количеством является два аргумента, из которых

  • один взят из художественной литературы (чаше всего это какой-либо герой произведения, только не перепутайте название и автора произведения), а другой аргумент - из вашего жизненного опыта, знаний; это может быть пример какого-либо фольклорного жанра (пословица или поговорка, народная песня и пр.);
  • два аргумента взяты из художественной литературы;
  • два аргумента могут быть приведены из вашего жизненного опыта (только имейте в виду, что за эти два аргумента вы получите только 2 балла).

Чем достигается убедительность аргументов?

Убедительность аргументов достигается

  • логичностью;
  • эмоциональной оценочностью;
  • образной выразительностью.

Какие типы аргументов существуют?

Основные типы аргументов

Аргументы

рациональные (логические)

иллюстративные

Реальные факты

Статистика

Законы природы

Положения официальных документов

Конкретные примеры из жизни

Аргументация собственного мнения по проблеме.

Что такое аргумент?

В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании части С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Обратите внимание

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.Аргументация - это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, всё, что может подтвердить тезис.

Иллюстрирование аргумента

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.

Коллекция аргументов:

Аргументы, оцениваемые двумя баллами

Виды аргументов

Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы - это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы - доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.).

Главное, что должен знать пишущий сочинение: используемые вами аргументы «имеют различный вес», то есть оцениваются различными баллами.

Одни аргументы оцениваются одним баллом, а другие - двумя.

Обратите внимание на то, что аргументы, оцениваемые двумя баллами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения (О проблеме патриотизма размыш­ляет Л.H.Толстой в романе «Война и мир» ), необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами художественного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой.

Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь к свободе, - потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.

В качестве аргумента, оцениваемого 2 баллами, могут рассматриваться пословицы, поговорки, афоризмы, но только в том случае, если они сопровождаются пояснениями, вашими размышлениями над их содержанием. Например: Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «Старый друг лучше новых двух», «Друга ищи, а найдёшь - береги»... Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.

Надо сказать, что любой пример из художественной, научной или публицистической литературы должен быть «обрамлён» вашими рассуждениями, подчеркивающими связь приведённого примера с рассматриваемой вами проблемой.

Приведя пример из публицистической литературы, также не забудьте, кроме фамилии автора, указать название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.

Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «Треш-ТВ», опубликованной на сайте www.gazeta.ru. По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис - кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе - удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения - просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности.

Всё, что было сказано ранее, касается и примеров из научной литературы.

Люди, не пасующие перед жизненными трудностями, смело смотрящие правде в глаза, - это хозяева своей судьбы. Историк Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» назвал таких людей пассионариями. Среди них много великих исторических деятелей, знаменитых полководцев, борцов за свободу и права человека, и каждый из них внёс свой вклад в развитие общества.

В поисках весомых аргументов некоторые ученики смело придумывают фамилии «известных публицистов» или названия несуществующих произведений, приписывая их порой знаменитым писателям. Например: В одном из своих произведений «Природа» русский писатель И. С. Тургенев размышляет о взаимосвязи природы и человека.

Критик Белинский в своей статье «О человечности» писал о том, что люди должны помогать друг другу.

Также можно привести в пример рассказ А. Приставкина «Война русских и чеченцев».

Не сомневайтесь: все подобные «опусы» будут квалифицированы как фактические ошибки, а значит, вы не только не заработаете баллов за аргументацию, но и потеряете 1 балл за нарушение фактической точности.

Аргументы, оцениваемые одним баллом

Аргументы, оцениваемые 1 баллом, как правило, подобрать проще, поэтому и «удельный вес» их ниже. Большинство из них так или иначе опирается на наш жизненный опыт, наши наблюдения над своей жизнью, жизнью других людей или общества в целом.

Примеры из жизни. Несмотря на то, что жизненный опыт выпускника ещё не очень велик, в своей жизни или жизни окружающих можно найти примеры хороших или плохих поступков, проявления дружеских чувств, честности, доброты или чёрствости, эгоизма.

Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку, как показывает наш опыт проверки сочинений, большинство из них просто-напросто выдуманы учениками и убедительность подобных доводов весьма сомнительна. Например:

Я на собственном опыте убедилась во вреде дешёвой литературы. После одной из таких книг у меня сильно разболелась голова. Это книга про вора-неудачника. Бред страшный! Действительно, я испугалась, что получу рак мозга после этой книги. Ужасное ощущение!

Приведу пример из личной жизни: сидят люди на улице без жилья, без еды, абсолютно без ничего. Сидят и просят деньги на какую- нибудь еду.

К сожалению, мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить моё обширное мнение по данному вопросу.

Особенно часто в подобных горе-аргументах фигурируют разнообразные родственники, друзья и знакомые, с которыми происходят чрезвычайно поучительные истории. Например:

Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть своего отца. Теперь его дети ему не помогают.

Мне мой дедушка рассказывал, что его папа в 1812 году (?!) был в отряде, когда на Москву начали наступать войска под командованием Наполеона.

Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.

Гораздо реже встречаются примеры из жизни, которые можно признать подходящими доводами:

Я убедилась в том, что существуют не только равнодушные люди. Два года назад в нашу семью пришла беда - случился пожар. Родственники, соседи, знакомые и даже просто люди, знавшие о нашей беде, помогали нам кто как мог. Я очень благодарна всем, кто не остался равнодушным и помог мне и моей семье в трудную минуту.

Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом, поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов:

Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.

Впрочем, и аргументы этого типа могут выглядеть курьёзными и не самыми убедительными:

Наверное, у всех мамы и бабушки увлекаются женскими романами. Начитаются женщины всяких книжечек, а потом страдают от того, почему у них не так, как в книжке.

Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях:

Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и форми­рующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.

«У слепой веры - злые глаза»,- точно заметил однажды польский писатель Станислав Ежи Лец.

О сущности писательского таланта размышлял Фёдор Михайлович Достоевский: «Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно». «Для иных природа - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты», - писал Михаил Пришвин.

Помните, что лица, на высказывания которых вы ссылаетесь, действительно должны быть авторитетными в той или иной области. Например, нидерландский философ Бенедикт Спиноза вообще сомневался в значимости подобных аргументов, считал, что «ссылка на авторитет - не довод».

По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости. Помните, что простое упоминание пословиц, поговорок, крылатых слов, не сопровождающееся вашими размышлениями над их содержанием, оценивается 1 баллом.

Не случайно в русских пословицах утверждается ценность опыта старших поколений: «Родительское слово на ветер не молвится; Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».

Ссылки на кинофильмы, в последнее время часто встречающиеся в сочинениях, чаще всего свидетельствуют об узости кругозора, о небольшом читательском опыте. Мы убеждены, что примеры дружбы, гуманного отношения к людям или подвига всегда можно найти не только в фильмах «Аватар» или «Гарри Поттер и философский камень», но и на страницах художественных произведений.

Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли автора о том, что человек должен стремиться к осуществлению своей мечты, может служить судьба героини фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит». Катерина работала на фабрике, сама воспитывала ребёнка, заочно окончила институт и в результате добилась успеха - стала директором комбината. Таким образом, каждый из нас в силах добиться осуществления своей мечты. Необходимо только каждым шагом, каждым своим поступком приближать её осуществление.

(Можно заметить, что подтверждение мысли автора можно было бы найти и в судьбе Александра Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана», или привести в пример Алексея Мересьева из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», или вспомнить Ассоль из одноимённой повести А. Грина.)

Структура аргумента

При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми «логическими переходами» - высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» - высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.,

Несоблюдение этой структуры (в сущности, по этой схеме строится любой абзац связного текста) часто приводит к логическим ошибкам.

Типичные ошибки аргументации

Что проверяет эксперт?

Эксперт выделяет ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации. Затем он устанавливает соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается), оценивает степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии.

Эксперт определяет количество аргументов, а также соответствие аргумента смысловой функции: приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.

Максимальный балл (3) по критерию К4 ставится за работу, в которой экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

Люди быстрее всего верят либо совершенно очевидному, либо совсем уж невероятному. Эти известные истины довольно часто используют при споре, чтобы убеждать в своей правоте. Но существуют и другие подобные аргументы, против которых бывает нечего возразить, так что оппоненту все же придется согласиться в любом споре с вами. Как верно использовать их, чтобы выигрывать в любой неоднозначной ситуации и убедить кого угодно в чем угодно, когда ваше мнение не совпадает с мнением собеседника?

Составные части аргументов

Любой аргумент является двусоставным. Первое — его безусловное основание: с ним спорить просто нельзя по факту. Второе же может быть логически обоснованным, научно подтвержденным или логически привязанным к основанию общей мысли. Как убедить кого угодно в чем угодно? Использовать основание и привязывать к нему то, что подходит лучшим образом по смыслу, чтобы усилить его.

Например, мама говорит дочке не совать пальцы в розетку. Основание в данном случае — тот факт, что мама является для девочки авторитетом. Во-вторых, родительница лично говорит так не поступать, рассказывая о примере из своего детства, что является очевидной привязкой или сообщает базовые знания о действии тока на человека.

12 аргументов Аристотеля

Аргументов может быть бесконечное множество, и они видоизменяются в зависимости от ситуаций — как в приведенном примере про маму и розетку, и их можно привести еще больше. Но оснований аргументов — небольшое количество. Знание основ поможет построить речь так, чтобы она стала по-настоящему убедительной и позволяла одержать победу в любом споре. Еще Аристотель вывел эту золотую дюжину — рассказываем обо всех основных базисах любых аргументов. Что является самым убедительным?

То, что можно проверить

Для того чтобы поверить в истинность любого высказывания или утверждения, человеку достаточно хотя бы знать, что существует возможность проверки сказанного. Этого минимума вполне достаточно для убеждения — заниматься проверкой чаще всего мешают банальная лень или нехватка времени. Например, вы хотите рекомендовать кому-либо почитать хорошую книгу. Можно очень долго говорить о литературных достоинствах или лихо закрученном сюжете либо очень кратко посоветовать собеседнику убедиться самому. Даже если ваш визави все равно читать книгу не станет, он с большой вероятностью будет считать эту книгу действительно хорошей.

Уникальное

Назовите всего лишь одно качество, характеризующее конкретного человека, вещь и явление — и пусть оно будет уникальным, хотя бы немного, но непохожим на все другие аналоги. Мышление современного западного человека устроено так, что мы автоматически склонны верить всему, что несет в себе любые черты или качества, отличающиеся от обычных. Например, цитата из редчайшего древнего свитка будет вызывать больше доверия, чем та же самая информация, прочитанная в желтой прессе.

Любая эстрадная или киношная звезда, например, хоть чем-то да выделяется на фоне остальных — речи о вокальных данных либо эстетической стороне музыки или облика сейчас не идет. С Востоком дела обстоят ровно наоборот — для убеждения жителей того полушария больше подходит другой аргумент.

Привычное

Давно знакомые и любимые вещи или люди кажутся нам привычными и заслуживающими всяческого доверия — и по этой причине все, что похоже на них, автоматически вызывает убежденность в истинности и нашу симпатию и веру. Например, при знакомстве оба партнера, как правило, стремятся подчеркнуть свою индивидуальность и уникальность, расписывая свои достоинства, — и каждый из них в это время подсознательно ищет друг в друге черты любимых родителей.

Именно это в конечном счете и разрешит вопрос совместимости конкретной пары, а вовсе не уникальные навыки и умения. Именно по этой причине на Западе так много необычных и ярких архитектурных сооружений, а в странах Востока так бережно хранят традиции и вещи, возводя здания узнаваемых форм.

То, что свидетельствует о регрессе

Раньше трава была зеленее, небо — голубее, дети — послушнее, а мир — проще. Эти убеждения идеализируют прошлое. А сейчас — цены растут, экология ухудшается и вообще волосы седеют. Идея регресса в любом масштабе — от личностного до общемирового — всегда очень уместна в качестве аргумента при любом споре. Это основание можно дальше расширять как угодно.

То, что подтверждает наличие прогресса

Обратное убеждение принимается всеми еще более охотно. Любой из нас с готовностью согласится с мыслью, которая будет подтверждать нашу веру в прогресс и неминуемое наступление мира во всем мире. Этим основанием часто пользуются политики любого ранга или руководители любых звеньев, чтобы убедить избирателей в чем угодно. Человеку свойственно верить в светлое будущее — вспомните, целые поколения наших мам и пап творили настоящие чудеса в ожидании грядущего коммунизма, где все у всех будет прекрасно.

Убедительное, вытекающее из убедительного

Причинно-следственные связи на самом простом уровне понятны даже младенцам: вот пришла мама, мой самый главный авторитет. Значит, сейчас меня возьмут на руки и будут кормить. Логическая связка “если — то” работает практически всегда, и ее очень удобно использовать в споре. Пример: “Если все мы являемся разумными людьми, то мы не станем игнорировать аргументы, которые доказаны логически”. Или вот еще: “Если мы образованные и разумные люди, то мы не станем всерьез воспринимать все, о чем пишут в Интернете”. Или, наконец, последнее, чтобы уж точно убедить: “Если мы и так уже все поняли, то зачем приводить третий пример очевидного подряд?”.

Факты

Аргумент к данным используется очень часто — и настолько же часто по дороге на него навешивается бесконечное количество над-толкований, преувеличений и откровенных фейков, поэтому их стоит анализировать особо внимательно, прежде чем принимать на веру безоговорочно. Например: “Москва — столица России, поэтому в выходные непременно будет солнечная погода”. Первое не подлежит никакому сомнению и известно любому ребенку, а вот второе совершенно не обязательно будет именно так, но рядом с основой выглядит очень убедительно.

Полезное

Этот аргумент изо всех сил старается выглядеть честным — и, нужно признать, часто это получается. Простой пример, призванный убедить бизнесменов быть честными: “Заплати налоги и спи спокойно”. На первый взгляд может показаться, что это обращение к совести бизнесмена, который непременно понимает всю пользу отсутствия головной боли от контактов с налоговым инспектором. Но на самом деле, конечно, речь здесь только об эгоизме — каждый из нас думает только о себе и это нормально. Хотя платить налоги и в самом деле очень полезно.

Нормальное

В рамки нормы мы обычно стараемся уложить любое явление, вещь или человека, с которыми нам приходится иметь дело или которых нужно убедить в чем-то. Естественно, границы очень условные и часто меняющиеся и каждый устанавливает их самостоятельно. Общественная норма берет на вооружение и защиту нормы целый свод законов, обычаев, предписаний и традиций — на них очень удобно опираться при рассмотрении любого вопроса. Например: “Все женщины любят получать в подарок духи и цветы, поэтому наш парфюм им точно придется по душе». Убедить мужчину совершить покупку таким образом довольно просто.

Подтвержденное авторитетом

Даже у нигилистов, анархистов и прочих бунтующих против традиционных ценностей и авторитетов есть, как правило, некий лидер, чьи мнение и слова не будут подвергаться каким-либо сомнениям. К этому аргументу очень любят прибегать рекламщики. Например, если Леонардо Ди Каприо весело сообщит, что такие-то часы являются самыми лучшими в мире, какое-то количество людей обязательно ему поверят и купят именно то, что он хвалил, когда дело дойдет до выбора марки.

Другой пример: гуляющие по соцсетям «высказывания и цитаты великих людей»: кажется, что некоторые готовы поверить даже совсем уж несусветной чуши, неграмотно написанной к тому же, если в подписи они видят имя Фаины Раневской, Фридриха Ницше или Будды Гаутамы.

Рассказанное очевидцами

Представленное истинным

Мы — то, чем мы себе кажемся, и мозг охотно и часто пускается в свободное рисование любых заманчивых картин и перспектив, если его к этому слегка стимулировать и мотивировать. Людей без воображения не существует, поэтому аргумент «представь, что ты можешь жить здесь» в рекламе нового дома очень часто и быстро работает.

Любовь к родине

1) Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

2) Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

3) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита-ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли-ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

4) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден-ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

5) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж-данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

6) Африканские невольники , вывезенные в Америку, тос-ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

7) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома - чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

8) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло-жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

9) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто-лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме-шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес-ким кораблям.

10) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе-дить тебя?».

11) Дуб отвечал , что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин-ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

12) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто-шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди-раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва-ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

13) Турки во время своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои-ны станут надежным оплотом государства.