Штольц друг и главный антагонист обломова. Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? Взаимоотношения Обломова и Штольца

Текст сочинения:

В романе Обломов И. А. Гончаров рисует традиционный для русской литературы ҭип героя русского патриархального барина Илью Ильича Обломова, обладающего от природы честным и верным сердцем, но не сумевшего противостоять жизни и ставшего одним из лишних людей в ней. Обломову противопоставлен его друг, Андрей Штольц, герой очень интересный и глубоко задуманный. Если Обломов воплощение патриархального дворянского уклада русской жизни, то в образе Штольца сочетаюҭся черҭы, характерные и для России, и для европейской буржуазной цивилизации. Здесь выражены воззрения И. А. Гончарова на взаимные различия России и Запада, причем если Обломов это русский национальный характер, которому свойственны доброта, честность, естественность и глубина чувств, а также лень и безынициативность, то европейский менталитет воплощает в себе отец Штольца, Иван Богданович. Для него характерны трудолюбие, педанҭичность, пунктуальность, скупость в проявлении эмоций, рационализм. Его сын Андрей, друг Обломова, получил от отца именно такое рациональное воспитание: ему все позволялось, но с него строго требовали выполнения своих обязанностей. Оҭца не встревожило, что сын на неделю пропал из дому, напротив, он сам выгнал его, когда узнал, что тот, вернувшись, не сделал заданного латинского перевода. Ребенка с детства приучали к труду, к практической деятельности, а дав ему образование, отец отправил его от себя и предупредил, чтобы на его помощь больше не рассчиҭывал. Сын оправдал надежды отца, добившись благосостояния и прочного положения в жизни, но ущербность такого немецкого воспитания показана в сцене прощания отца и сына, когда чувства, не получившие выхода при прощании с отцом, прорываюҭся наружу от слов старой женщины, по-матерински пожалевшей Андрея. Его характер вышел не европейский благодаря влиянию матери русской дворянки. Она вложила в сына душу умение чувствовать, любить и понимать музыку, искусство, поэзию. Она рано умерла, но в память о ней сын кладет в свои дорожные сумки не только ненавидимый ею рабочий плащ, подаренный отцом, но и изящный фрак, и тонкие рубашки. Мать мечтала о незаурядной роли в обществе, какая достанется ее сыну, и именно влияние двух тенденций разных народов сформировало характер Андрея Штольца. Сыграли свою роль и Обломовка с ее обильно расточаемыми на немецкого мальчика добрыми, жирными ласками, и княжеская усадьба в Верхлеве, где отец служил управляющим, с широким раздольем барской жизни, и все это, по выражению автора, обратило узенькую немецкую" колею в такую широкую дорогу, какая даже не снилась немецким предкам Штольца. В отличие от Обломова, Штольц ведет деятельный образ жизни: служиҭ в какой-то торговой компании, часто ездиҭ за границу, осуществляет разные проекты, бывает и в свете, много читает, в курсе всех собыҭий и все успевает. Он не забыл Обломова: их прочно связываюҭ детство и юность, причем Штольц всегда играл роль сильного. Так и теперь он покровительствует другу, пытаясь растормошить его, убедить поехать вместе за границу, знакомиҭ Обломова с Ольгой. Между ними цариҭ полное доверие, но по своему отношению к жизни они анҭиподы. Если Обломов бездеятелен и ленив, то, по признанию Штольца, труд образ, содержание, стихия и цель жизни. И он последний раз пытается расшевелить Обломова, заставить его изменить свою жизнь и самого измениться: Теперь или никогда. И действительно, полюбив Ольгу, Обломов меняется внутренне, он ведет активный образ жизни, рано встает, много читает. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Но Штольц уехал, и некому поддержать Обломова, когда он устает морально. Он не может не согласиться с точкой зрения Ольги, что жизнь долг, но сам он не способен на такую напряженную постоянную самоотдачу, лирикому порыв его угас, неверие в свои силы усугубилось финансовыми проблемами. Став жерҭвой мошенников Тарантьева и Мухоярова, Илья Ильич отказался от борьбы, от слова, данного Андрею. И хотя Андрей пытается помочь другу и действительно помогает ему разобраться в финансовой сиҭуации, но он также отказался от борьбы, от надежды пробудить в Обломове живую душу и жажду жизни и деятельности.
Образ Штольца криҭикой оценивается, как правило, негативно. Начиная с Н. А. Добролюбова, криҭики упрекали его за эгоизм, сухость, рассудочность. Но дело, скорее, не в этом. Штольц фигура нетипичная для русской жизни. Хотя автор и выражает свою надежду: Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!, но образ героя более декларативен, чем реален. Штольц ищет в своей жизни равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Обломов как-то сказал Штольцу, криҭикуя петербургское общество: Или я не понял этой жизни, или она никуда не годиҭся. Штольц как раз и воплощает в себе тот авторский идеал, который понял эҭу жизнь, для которого главное труд, движение и, наконец, любовь, последнее счастье человека, ставшее для Андрея возможным, когда он получил согласие Ольги выйҭи за него замуж. Но именно это декларированное счастье героев неубедительно. Они живуҭ в любви и согласии, но Ольга отчего-то грустиҭ, чувствует неудовлетворенность, какую-то странную хандру. Их дом полная чаша, но жизнь замкнута, и нельзя сказать, что это счастье, о котором они мечтали. Даже сам автор признает, что Штольц не живой, а просто идея, и художественное воплощение этой идеи далеко от совершенства. Мягкосердечный, инерҭный Илья Ильич действительно не понял этой жизни, не смог достичь в ней смысла, что было бы и невозможно без проявления энергии и воли. Но и волевой, решительный Штольц не сумел добиться идеала счастья для себя и для Ольги. Эта задача философского порядка слишком сложна для обычного человека. Автор тоже понял утопичность идеи создания образа гармоничного человека и такой же любви. В одном из своих писем он приходиҭ к такому печальному выводу: Между действительностью и идеалом лежиҭ... бездна, через которую еще не найден мост, да едва ли и построиҭся когда. Для современной Гончарову действительности проблема оказалась неразрешима.

Права на сочинение "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова Обломов)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на


Герои романа И.А. Гончарова "Обломов" - Илья Ильич и Штольц - обладают разными характерами и стремлениями в жизни. Однако их дружеский союз крепок: в начале романа Илья Ильич с нетерпением ждет приезда Штольца, а сам Андрей на протяжении всего романа пытается вернуть друга к активной жизни. Так почему же Штольц не смог убедить Обломова изменить привычный уклад жизни?

Одним из факторов, повлиявших на становление личности Обломова, стала его семья. В главе романа "Сон Обломова" прослеживается воздействие на характер Ильи Ильича барского воспитания, быта и нравов. В детстве его всячески ограждали от обязанностей и труда, баловали. Семья Обломовых заботилась только о вкусных обедах и уделяла мало времени решению хозяйственных вопросов и работе.

"Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые", - пишет И.А. Гончаров. Штольц же, в отличие от Обломова, воспитывался строгим отцом и с детства проявлял деятельные качества характера, стремление к учебе. Таким образом, немаловажную роль в нежелании Ильи Ильича меняться сыграло именно воспитание.

Но главный герой не был апатической натурой без стремлений и чувств. Наоборот, он был ищущим человеком с глубокими мыслями и своими переживаниями. Обломов искренне считал чиновника Судьбинского, светского человека Волкова и литератора Пенкина пародией на деятельных и счастливых людей. В своем монологе герой вопрошает: "И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?". Эти мысли позволяют считать Обломова человеком с незаурядными духовными запросами и требованиями. Ведь равнодушие к жизни Илья Ильич приобрел именно после первого дня работы чиновником. Суета, безудержная погоня за мнимыми ценностями чужды внутренним представлениям главного героя. Однако он не способен выбраться из привычного уклада жизни, и отклоняет предложение Штольца поехать в путешествие, потому что не видит в нем смысла. Период активного образа жизни, который он принимает, влюбившись в Ольгу Ильинскую, на опыте показал несостоятельность плана Штольца "по спасению" главного героя.

Таким образом, Андрей Штольц не смог помочь Илье Обломову из-за различий их взглядов на мир, которые вытекают из воспитания и мироощущения героев. Как бы не хотел Штольц помочь главному герою и сколько бы усилий для этого не прилагал, он бы все равно не смог. Ведь Обломов как бы вытеснен из социальной жизни своей эпохи, он не понимает деятельных людей и не видит смысла в труде. Однако это герой, способный искренне любить и глубоко сопереживать. Сам Штольц в конце произведения говорит о "честном, верном сердце" Обломова, которое он "невредимо пронес сквозь жизнь", и о его "хрустальной, прозрачной душе", которая отличала его от остальных.

Обновлено: 2018-07-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Почему Штольц и Обломов друзья?

Замысел романа «Обломов» возник к концу 50-х годов XIX века, в это же самое время Гончаров в «Литературном сборнике с иллюстрациями» опубликовал главу «Сон Обломова», которая впоследствии стала композиционным центром произведения. Полностью роман был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки».

Всё произведение Гончарова построено на антитезе, которая помогла автору лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел. В романе противопоставлены центральные герои - Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц.

С первых страниц романа, начиная с портретной характеристики героев, читатель замечает между ними разницу. Антиподом «обрюзгшего не по летам», скучающего и апатичного Обломова является Штольц, весь составленный «из костей, мускулов и нервов», энергичный и расчетливый. Однако, несмотря на все различия героев, дружба Обломова и Штольца длится долгие годы. В чем же причина тесной дружбы героев?

Секрет долгой дружбы Обломова и Штольца, прежде всего, заключается в том, что герои знакомы с детства. Гончаров показывает, как годы детства, общей учебы сближает таких разных персонажей: «...их связывало детство и школа – две сильные пружины». Рисуя картины жизни в Обломовке, писатель обращает внимание на сцены совместных игр детей и замечает, что Штольц был как свой принят в семье Обломовых. Будучи от природы любознательным и активным мальчиком, Обломов с удовольствием исследует вместе со Штольцем окружающий мир. По мнению Гончарова, именно разница в воспитании определяет разное становление характеров. В композиции «Сна Обломова» большое место уделено школьным годам героев: если родители Обломова при каждом удобном случае оставляли ребенка дома, баловали его, то отец Штольца с ранних лет приучил Андрея работать и зарабатывать, воспитал в нем трудолюбие, целеустремленность.

Отношения Штольца и Обломова сохраняются и в зрелые годы, оставаясь такими же доверительным, как в детстве. Причина этого - умение по достоинству оценить лучшие качества друг друга. Штольц, несмотря на апатию и лень Обломова, разглядел в нём его «чистую», «хрустальную» душу. Обломов, в свою очередь, искренне ценит лучшие черты Штольца: деловитость, глубокий ум, порядочность. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир мечтаний Илья Ильич и рациональный, все контролирующий Андрей Штольц находят друг в друге те качества, которые они не могут раскрыть в себе.

Дружба героев строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи. Именно приезд Штольца вносит в жизнь Обломова разнообразие, знакомит его с Ольгой Ильинской и тем самым способствует преображению Ильи Ильича. В свою очередь, только рядом с Обломовым Штольц обретает душевное равновесие, спокойствие, может поразмышлять над смыслом жизни. В эпизоде спора героев (2 часть, 4 глава) раскрывается мировосприятие каждого из них. На размышления Обломова о бессмысленности и пустоте светской жизни и романтические мечты о жизни в деревне Штольц восклицает: «Да ты поэт, Илья!» Так Штольц признает душевную красоту, возвышенность друга.

Тему дружбы Гончаров в романе «Обломов» раскрывает на примере взаимоотношений двух героев, характеры и образ жизни которых противопоставлены друг другу. Однако различия между Обломовым и Штольцем только внешние, так как оба героя являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного «Я», но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев драматичны, так как ни постоянно деятельный, расчётливый Штольц, ни живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным. Это приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему конфликту Штольца.

Роман Гончарова «Обломов» был написан еще в 19 веке, однако остается интересным и для современных читателей. Причины актуальности произведения лежат в широком спектре поднимаемых автором вопросов и «вечных» тем, которые волновали людей на протяжении практически всей человеческой цивилизации: темы любви, дружбы, смысла и цели жизни. Особенно ярко проблематика произведения раскрывается через противопоставление в книге Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, как персонажей, отражающих разные взгляды на мир и ведущих различный образ жизни. По сюжету романа Обломов – антипод Штольца, у них разная внешность, разные стремления и разная судьба, но есть то, что связывает героев на протяжении многих лет – крепкая взаимная дружба, в которой нуждаются оба персонажа.

Различия личностей Обломова и Штольца

В романе Гончарова Обломов предстает как человек мечтательный, добрый, мягкий и нерешительный. Он привлекает своим спокойным, располагающим характером, но и отталкивает постоянной ленью, нежеланием стремиться вперед и постепенной деградацией. Он старается как можно меньше двигаться, все дни проводит на диване, строя всевозможные планы и переживая выдуманные ситуации более полно и эмоционально, чем реальные события своей жизни. Причины такого отношения Ильи Ильича к миру лежат в его «тепличном» воспитании и умиротворяющей атмосфере Обломовки – родном поместье героя, далеком уголке России. В деревне жили не по реальному календарю, а от обряда к обряду, здесь отрицались все новые ценности и лелеяли устаревшие, частично архаичные нормы. Обломов рос как «тепличное растение», которое оберегали от всего нового и с детства, прививая ему отвращение к труду и активности.

Как уже говорилось выше, у Обломова в романе есть антипод – это Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, Штольц ведет активную общественную жизнь, считает труд и активность основными действующими силами в мире. Андрей Иванович всегда находится в центре внимания, его знают во многих светских кругах, он ценный работник, стремительно поднимающийся по карьерной лестнице, с ним многие хотят дружить. Однако, как и Обломов, Штольц – личность не идеальная. Если у Ильи Ильича «слабым» местом являются активность и трудолюбие, стремление к всестороннему развитию, то для Андрея Ивановича «камнем преткновения» стала сфера чувств, не поддающихся рациональному, разумному пояснению. Причины непонимания героем сути любви также лежат в его детстве – воспитывая в сыне трудолюбие и умение в любой ситуации уверенно двигаться вперед, рациональный отец-немец не заботился о чувственной стороне его личности. Со смертью матери, ставшей для персонажа большим горем, Андрей Иванович еще сильнее отгородился от сферы чувств (в том числе мечтаний и иллюзий), руководствуясь в дальнейшем исключительно велениями разума, но продолжая искать в других то чувственное начало, которого был лишен сам.

Штольц и Обломов: антиподы или двойники?

Большинство исследователей склоняются к мысли, что герои являются, несомненно, антиподами, отражающими разные взгляды на мир. Это подтверждается и текстом романа. Однако при подробном анализе становится понятно, что они являются также зеркальными двойниками, и общего в образах персонажей не меньше, чем непохожего. Штольц как антипод Обломова в романе «Обломов» пытается через общение с другом восстановить душевую гармонию, которую теряет в ежедневной суете. Илья Ильич также находит в друге то, чего ему не хватает в себе – активности и решительности. Именно Штольц занимается решением всех вопросов, связанных с Обломовкой и материальным обеспечением друга.

Герои не только взаимодополняют друг друга, но и видят в друг друге свое искаженное отражение. Так, Штольц – это воплощение активности, рационализма, экстравертности, труда и стремления в будущее, а Обломов – пассивности, иррационализма, мечтательности, интровертности и направленности в прошлое. Оба персонажа являются «лишними» героями романа, не вписывающимися в свою эпоху и неспособными найти истинное счастье, именно поэтому Обломов впадает в иллюзии, а Штольц не находит гармонии в отношениях с женой, для которой ему всегда нужно быть лучшим, соответствовать ее чрезмерно высоким запросам.

Сближает героев и любовь к Ильинской, которая привлекала их своей открытостью, интеллектом и целеустремленностью. Однако по причине того, что девушка являлась человеком «своей эпохи», оба героя не нашли радом с ней своего истинного счастья (тогда как, например, Обломов обретает покой именно в браке с Агафьей, живущей в близком ему мире прошлого и разделяющей домостроевский уклад жизни).

Смотря друг на друга, герои видят, какими могли быть, если бы их воспитание было бы несколько другим. Например, если бы Обломов выразил протест против уклада Обломовки и пошел наперекор родителям, из него мог бы получиться прототип Штольца. То есть, как бы это ни было парадоксально, Ильи Ильич и Андрей Иванович, при разном ракурсе рассмотрения, являются и двойниками и антиподами в романе «Обломов». Помимо того, учитывая историю создания произведения и прототипы героев, существует версия, что оба героя – отражения разны сторон личности Гончарова. В письмах к друзьям автор указывал, что описал в гениальном романе самого себя: Обломова – как олицетворение его мечтательности и эскапизма и Штольца – как рациональной, деятельной и карьерной жилки.

Тест по произведению

  1. Штольц как противоположность Обломова.
  2. Особенности воспитания Штольца.
  3. Мечты Штольца, как продолжение его реальной жизни.
  4. Активность Штольца направлена на карьеру и мещанский уют.
  5. Нужны ли Штольцы России.

Вершиной творчества И. А. Гончарова является роман «Обломов». Герой этого романа Илья Ильич Обломов стал третьим знаменитым «лишним человеком» в русской литературе после Онегина и Печорина. Но в отличие от них лишним человеком его делает не столько невозможность найти применение своим силам, сколько особый склад характера, ставший поистине национальным. В романе Обломову противопоставлен Андрей Штольц, который вначале изображается его полной противоположностью.

Первоначально он задумывался Гончаровым как положительный герой, достойный антипод Обломова. Пассивности главного героя, неумению вести дела проти-вопоставлены неуемная энергия, деловая хватка и предприимчивость Штольца. Автор изобразил его деятельным и активным человеком и мечтал, что в скором времени много «Штольцев явится под русскими именами».
Штольц рос и воспитывался в той же обстановке и среди тех же людей, что и Обломов. Но воспитание Штольца, тем не менее, резко отличается от тепличного воспитания Обломова. Его отец, немец-эмигрант, является воплощением немецкой аккуратности, деловитости, добротности. Он с детства приучал Андрея к трудолюбию. «Добрый бурш будет!» - говорил о сыне с суровой любовью. Но его мать, русская дворянка, не дает Андрею превратиться в простого обывателя. Она прививает сыну любовь к искусству, мечтательность. Поэтому Штольц, являясь реалистом и деятелем, сохранил в себе душевную тонкость. Так Гончаров хотел соединить в своем герое немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с раздумьями о высоком предназначении человека.

Но сочетания немецкой деловитости и русской душевности у Гончарова не по-лучилось. Несомненно, Штольц обладает положительными качествами, но они в нем только декларированы. В нем ум преобладает над сердцем. Он, конечно, не глух к прекрасному. Так же, как и Обломов, любит помечтать. Но его мечты не выходят за рамки того, что можно заслужить, чего можно добиться своим трудом. В мечтах Штольца нет того полета фантазии и воображения, которые присущи мечтам Обломова. Он не может мечтать о том, чего не в состоянии затем осуществить. В этом и состоит главное различие между Обломовым и Штольцем.

Часто слова Обломова вызывают у Штольца усмешку. В романе можно встретить несколько сцен их споров. Можно заметить, что Штольц держится несколько снисходительно, как человек, полностью уверенный в своей правоте. Он знает, что только одним своим словом он может обезоружить противника, потому что он обладает практическим опытом, каждое его слово подкреплено делами. А за словами Обломова как будто ничего и нет. Илья Ильич вообще не любит спорить, поэтому старается избежать конфликтных ситуаций. Но если речь заходит о вещах, которые по-настоящему важны для Обломова, то перед читателями предстает тонко чувствующий, страстный мечтатель. В такие минуты он ставит Штольца в тупик, и Андрей кажется несколько ограниченным в своем развитии и даже жалким. Становится ясно, что внутренний мир Обломова намного сложнее, чем мир Штольца, который не способен понять всю противоречивость и поэтичность натуры

Обломова. Штольц - это рациональная натура, он привык подчинять контролю даже самые интимные чувства, поэтому с недоверием относится к свободным чувствам и страстям.

Штольц порядочный и честный человек, он предан другу и любит его за душевные качества. Он является единственным человеком, которого Обломов по-настоящему любит и уважает. Штольц переживает из-за того, что Обломов бездеятелен, пытается искренне помочь ему стать более активным, научиться трудиться. Но общее отношение Штольца к Обломову - это смесь жалости и презрения. Он пытается насадить ему активную, деятельную жизнь, противную Обломову, которая вряд ли сможет сделать того счастливым. Но этого Штольц понять не может. Ведь для него хорошо все то, что принято и одобряется обществом. Конечно, Штольц энергичный и деятельный человек. Но какие идеалы вдохновляют его на упорный труд? Читатель все больше убеждается в том, что никаких высоких идеалов нет у Штольца, а его деятельность и активность направлены на личное преуспевание и мещанский комфорт.

Становится ясно, что Гончаров не приемлет обе крайности. Но он убежден, что Штольцы необходимы России, так как такие люди представляют собой тип порядочного предпринимателя. Без таких деятелей Россия не сможет обеспечить себя всем необходимым и идти вперед. Но писатель подчеркивает, что Штольцы нужны России только при наличие Обломовых, иначе мир будет выглядеть ограниченным и неуютным.

В финале романа Штольц так отвечает на тревоги и размышления Ольги Ильинской: «Мы не титаны с тобой... мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту...» Гончаров изобразил худший вариант «обломовщины», потому-то у Штольца она тупая и самодовольная.
Поэтому Гончаров стремился создать идеальный союз Обломовых и Штольцев, который сочетал бы в себе все хорошее, присущее обоим. Таким человеком в романе стала Ольга Ильинская. Именно в ее образе воплотились надежды Гончарова.