Зачем нужна система дренажа, из каких элементов она состоит, какие особенности стоит учитывать при создании? Структура политической системы. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит Каких элементов она состоит

Система права
Отрасль права Институт права Подотрасль права
совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права
Например: конституционное право; уголовное право; финансовое и др. Например: в трудовом праве - институт охраны труда; в конституционном - институт гражданства; в гражданском - институт купли-продажи и т. д. Например: в гражданском праве подотрасль «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов - таких, как институт поставки, мены, подряда и др.

Система права - сложное иерархичное образование, характеризующееся внутренними процессами, в нем протекающими. Она показывает не только то, из чего состоит право, но и связь и зависимость компонентов права друг от друга.

Задание. Чем была вызвана необходимость структурирования норм права? В чем удобство такого структурирования?

При этом право – это не механическое соединение правовых норм, все они органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой.

Все это позволяет определить систему права, как совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, отраслей и институтов права, которые характеризуются внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений .

Какие существую источники права?

Все правовые нормы помимо содержания имеют еще и форму. Под формой права подразумевают определенный способ внешнего выражения права, а точнее конкретной правовой нормы. Иными словами, нормы только тогда становятся правовыми, когда они формально определены, т.е. упорядочены, сформулированы и закреплены в различных актах государственных органов, которые называют источниками права .

Виды источников права

Наименование вида Его сущность Пример
Правовой обычай (обычное право) Нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение . Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государством в качестве источника права Законы Ману (в Древней Индии), Русская правда (в Древнерусском государстве) и Салическая (у племени франков) правда
Судебный (юридический) прецедент (от лат. praecedentis - пред­ше­ствую­щий) Правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел Был распространен в эпоху средневековья, постепенно теряет свое значение в Новое время, играя в наши дни главную роль лишь в Великобритании и англоязычных странах
Нормативно- правовой акт Официальный письменный документ, который содержит нормы права Конституция государства, иные законы, система подзаконных актов (постановления правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств, решения местных органов власти), содержащие нормы поведения, общие правила
Нормативный правовой договор (договор нормативного содержания) Юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. субъектами РФ, международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, договоры между органами государственной власти субъектов РФ
Международно-правовые акты Официальные письменные документы, заключенные государствами или иными субъектами международного права Международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и т. д.

Задание. Почему правовой обычай и прецедент до сих пор сохраняют значение в качестве формы (источника) права?

Наиболее распространенным источником права является нормативно-правовой акт. Государство наиболее часто прибегает именно к этой форме права для закрепления правовых норм. Именно в эту категорию попадают Конституция, кодексы, федеральные и местные законы.

Нормативно-правовой акт имеет несколько характерных особенностей. 1) Исходит только от государства через органы власти, специально на то уполномоченные. 2) Должен быть издан и доведен до сведения населения в строго установленном порядке, а также иметь жестко определенную форму. 3) Его содержанием является типичные нормативные предписания, которые устанавливают единый порядок регулирования юридически значимых общественных отношений. Иными словами, нормативно-правовой акт – это официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит конкретные нормы права.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

· организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

· культурный компонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

· нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

· коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

· функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура - важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Функции политической системы

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).



· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

· Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:

· Политическая социализация - приобретение человеком политических знаний, ценностей, следование стандартам политического поведения в обществе и т. д.

· Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.

· Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.

· Экстракционная функция - черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.

· Дистрибутивная функция - согласование интересов различных групп внутри общества.

· Регулирующая функция - управленческие действия.

Место и роль государства в политической системе общества.

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.

Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.

- Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

39. Политическая деятельность - это деятельность, связанная с борьбой за интересы (прежде всего интересы материальные, экономические)больших социальных групп - классов, наций, народов, других социальных общностей. Поэтому и политика как сфера социальной деятельности, и политические партии появляются в связи с дифференциацией, расслоением общества на большие группы людей, имеющие свои, особые интересы. Через политичес­кие партии люди объединяются для борьбы за власть с тем, чтобы обеспечить общие интересы своей социальной или национальной группы, целого класса или народа.

1. Политическая партия - это общественное объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществ­ление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства.

2. Политическая партия - это организация, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает ос­новные направления политики государства.

3. Политическая партия - это объединение, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.

Общественно-политические движения отличаются от партий тем, что они создаются для сравнительно узких, «адресных» целей: борьба за мир, защита окружающей среды (движение «зеленых») и т. п. Они не ставят перед собой задачу борьбы за власть, а лишь выдвигают перед властями определенные требования.

В демократических государствах запрещаются партии, которые использу­ют подрывные, насильственные методы борьбы за власть, партии фашистско­го, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение конституции, и с дисциплиной военного и полувоенного типа.

40. Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство характеризуется как демократическое, поскольку оно способствует реализации важнейшего права человека - права на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т.д. с целью выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей.

Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и др., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политических кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов. Например, в России общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы государственной власти и в органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собрания, уличные шествия и т.д.

В юридической литературе311 выделяются три главных направления сотрудничества государства и общественных объединений:

Информирование государством общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в том числе о принимаемых государственными органами решениях;

Совместная деятельность государства и общественных объединений в решении социально значимых проблем, например, избирательная кампания, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.;

Законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют общественную экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия и др.

Государство же в свою очередь контролирует:

Законность деятельности общественных объединений, в том числе путем регистрации их уставных документов, надзора за тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;

Законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов, если они подлежат налогообложению.

41. Возникновение и развитие идеи правового государства

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции право-

вой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

42. 1. Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

2. Основные признаки правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты долж-

ны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Например, это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и тому подобное. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, экономическими и духовными предпосылками.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и справедливости. государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личнос-

ти, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть складывающегося в обществе права.

3. Принцип организации деятельности правового государства.

Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

43. Понятие «гражданское общество» в период семидесятилетнего существования советского государства не использовалось в преподавании теории государства и права, в научных исследованиях. Это объясняется тем, что социалистическая действительность, основанная на жесткой иерархии, резко расходилась с теорией гражданского общества. В настоящее время, в период демократических преобразований в России, осуществления экономических реформ раскрылся творческий потенциал концепции гражданского общества. В этой связи возникла необходимость обратиться к трудам мыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории зарождения) понятия «гражданское общество».
Гражданское общество - это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его эконо-мического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.
Первые представления о гражданском обществе сложились давно, прошли длительную эволюцию, начиная с эпохи античного мира. Древнегреческий философ Аристотель основой гражданского общества называл частную собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным. Позднее вопросы этого плана нашли отражение в творчестве Цицерона. Он, обосновывая правовое равенство людей, писал: ¦ ...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех» .
В середине XVII в. английский философ Джон Локк в «Опыте о человеческом разуме» в обосновании социально-политической концепции опирается на естественное право и теорию общественного договора. Он утверждал, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая является священной и неприкосновенной.
Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главной представляется следующая его идея: гражданская свобода личности, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
Значительный вклад в формирование представлений о гражданском обществе внес Г. Гегель. В его работе «Философия права» гражданское общество определяется как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок). Здесь отмечено, что право-выми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд. «В гражданском обществе, - пишет Г. Гегель, - каждый для себя - цель... Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей» .
Представления о гражданском обществе как о системе связей индивидов через экономические, правовые и другие отношения получили отражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они отмечают: благодаря высвобождению частной собственности из античной и средневековой общности, «государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...» . И далее: «Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества» . В.И. Ленин не пользовался понятием гражданского общества ни применительно к капитализму, ни применительно к социализму.
Процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, отличается длительностью. Можно сказать, что этот процесс не завершен ни в одной из существующих стран. Формирование гражданского общества - одно из необходимых условий продвижения России по пути проведения экономических, политических и правовых реформ, становления правового государства. В российском правоведении гражданское общество как социальное явление и как правовая категория стали предметом исследования в начале 90-х гг. В этот период произошли значительные изменения в сфере социально-экономических и политических отношений. Законодательно закреплялось многообразие форм собственности, упразднялась монополия коммунистической партии на государственную и общественно-политическую власть, была принята и введена в действие на территории России Декларация прав и свобод человека и гражданина. Этот акт за-крепил конституционно-правовое положение человека и гражданина как базирующееся на общечеловеческих ценностях, на признанных мировым сообществом нормах и принципах.

В сознании ученых-юристов, философов утверждается мысль, что гражданское общество должно быть сформировано и в современной России. И для этого есть основания, поскольку страна поставила задачу преобразовать экономику на основе признания частной собственности и предпринимательства, внедрить в общественно-политический строй элементы демократии, упрочить положение человека и гражданина, утвердить свободу. В Конституции России 1993 г. нет специальной главы, посвященной гражданскому обществу. Однако в ней закреплены многообразие форм собственности, включая частную, многопартийность, политический плюрализм, широкие экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина. Все это - необходимые предпосылки гражданского общества. В Конституции законодательно предусмотрена возможность формирования гражданского общества на основе частной инициативы, предпринимательства и рыночных отношений.
Гражданскому обществу, в том числе формирующемуся в России, должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы.
Общество в России существовало всегда, но не всегда ему были свойственны элементы гражданского общества. Идея независимого гражданского общества в период функционирования административно-командной системы была отвергнута, т.к. ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всего контроль за ними.
Если подойти к этому вопросу исторически, то надо отметить следующее: общество существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Переход от средневековья к новому времени - периоду формирования буржуазного общества - заложил предпосылки для формирования гражданского общества. Граждане буржуазных государств существенно отличались по своему социальному и правовому положению от безропотных подданных феодального общества. Граждане, в отличие от поддан-ных, являлись равноправными субъектами, реализовывали свои интересы в условиях действия права.
Гражданское общество - это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства. Права, предоставленные гражданам Российской Федерации, позволяют им активно участвовать в политической жизни, свободно избирать представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Определено также право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Заметим, что в тоталитарном государстве общество как определенный социальный организм как бы поглощено государством, лишено должной самостоятельности, це-ликом зависит от государства. В такой же зависимости от государства находится и личность.
Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Это - предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.
Гражданское общество функционирует в условиях равенства всех форм собственности, свободы предпринимательства и частной инициативы. При рыночной экономике государство лишается функций хозяина с неограниченными полномочиями, оно берет на себя обязанности защищать и обеспечивать экономические права и свободы человека. Конституция РФ закрепляет и законодательно обеспечивает свободу экономической деятельности, разнообразие в равноправие форм собственности и их равную правовую защиту. Право частной собственности рассматривается как реализация экономической свободы человека. В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом. Рыночные отношения возможны только при наличии свободных субъектов-собственников. Без возможности реального владения и распоряжения собственностью не может быть экономической свободы людей. Все сказанное способ-ствует получению правильного представления об основополагающих предпосылках гражданского общества.

Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом является человек - личность - субъект, обладающий экономической и политической свободой. Степень свободы человека непосредственно связана с закрепленными в Конституции его правами и свободами и комплексом конституционно-правовых гарантий, которые позволяют ему реально защищать свои права и свободы. В условиях гражданского общества изживает себя представление о человеке как «винтике» государственного механизма.
Гражданское общество должно способствовать тому, чтобы личность могла наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добилась успехов на каком-либо поприще, получила общественное признание. Это зависит от многих факторов, в том числе от желания и способности индивидуума приобрести и развить в себе определенные положительные свойства. Очевидно, в настоящее время наше общество не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивидуум мог сформировать себя как личность сообразно своим способностям, интересам, потребнос-тям, хотя определенные благоприятные предпосылки для этого есть (возможность выражать свое мнение о конкретных государственно-правовых решениях, возможность стать единоличным или коллективным собственником промышленного предприятия, оборудования, сырья, предприятий торговли и т.д.).
В юридической литературе предлагается следующее определение гражданского общества: гражданское общество - это свобод- вое демократическое правовое общество, ориентированное на личность, обеспечивающее свободу творческой (предпринимательской и др.) деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина.
В исследованиях по этой проблеме рассматриваются не только признаки гражданского общества, но и его принципы. К их числу относят: приоритет прав человека в его взаимоотношениях с об-ществом и государством; свободу человека в экономической, личной и духовной жизни; идеологическое многообразие, политический плюрализм и многопартийность; открытость гражданского общества и его вовлеченность в мировое сообщество и др.

44. Соотношение правового государства и гражданского общества отмечено

Электрические цепи и их элементы

Электрическая цепь представляет собой совокупность устройств и объектов, образующих путь для электрического тока, электромагнитные процессы в которых могут быть описаны с помощью понятий об электродвижущей силе, токе и напряжении. В электрической цепи постоянного тока могут действовать как постоянные токи, так и токи, направление которых остается постоянным, а значение изменяется произвольно во времени или по какому-либо закону.

Электрическая цепь состоит из отдельных устройств или элементов, которые по их назначению можно разделить на 3 группы. Первую группу составляют элементы, предназначенные для выработки электроэнергии (источники питания). Вторая группа - элементы, преобразующие электроэнергию в другие виды энергии (механическую, тепловую, световую, химическую и т. д.). Эти элементы называются приемниками электрической энергии (электроприемниками). В третью группу входят элементы, предназначенные для передачи электроэнергии от источника питания к электроприемнику (провода, устройства, обеспечивающие уровень и качество напряжения, и др.).

Источники питания цепи постоянного тока - это гальванические элементы, электрические аккумуляторы, электромеханические генераторы, термоэлектрические генераторы, фотоэлементы и др. Все источники питания имеют внутреннее сопротивление, значение которого невелико по сравнению с сопротивлением других элементов электрической цепи.

Электроприемниками постоянного тока являются электродвигатели, преобразующие электрическую энергию в механическую, нагревательные и осветительные приборы и др. Все электроприемники характеризуются электрическими параметрами, среди которых можно назвать самые основные - напряжение и мощность. Для нормальной работы электроприемника на его зажимах (клеммах) необходимо поддерживать номинальное напряжение. Для приемников постоянного тока оно составляет 27, 110, 220, 440 В, а также 6, 12, 24, 36 В.

Графическое изображение электрической цепи, содержащее условные обозначения ее элементов и показывающее соединения этих элементов, называется схемой электрической цепи. В табл. 2 показаны условные обозначения, применяемые при изображении электрических схем. Участок электроцепи, вдоль которого протекает один и тот же ток, называется ветвью. Место соединения ветвей электроцепи называется узлом. На электросхемах узел обозначается точкой. Любой замкнутый путь, проходящий по нескольким ветвям, называется контуром электрической цепи. Простейшая электрическая цепь имеет одноконтурную схему, сложные электрические цепи - несколько контуров.

Элементами электрической цепи являются различные электротехнические устройства, которые могут работать в различных режимах. Режимы работы как отдельных элементов, так и всей электрической цепи характеризуются значениями тока и напряжения. Поскольку ток и напряжение в общем случае могут принимать любые значения, то режимов может быть бесчисленное множество.

Режим холостого хода - это режим, при котором тока в цепи нет. Такая ситуация может возникнуть при разрыве цепи. Номинальный режим бывает, когда источник питания или любой другой элемент цепи работает при значениях тока, напряжения и мощности, указанных в паспорте данного электротехнического устройства. Эти значения соответствуют самым оптимальным условиям работы устройства с точки зрения экономичности, надежности, долговечности и пр.

Режим короткого замыкания - это режим, когда сопротивление приемника равно нулю, что соответствует соединению положительного и отрицательного зажимов источника питания с нулевым сопротивлением. Ток короткого замыкания может достигать больших значений, во много раз превышая номинальный ток. Поэтому режим короткого замыкания для большинства электроустановок является аварийным.

Согласованный режим источника питания и внешней цепи возникает в том случае, когда сопротивление внешней цепи равно внутреннему сопротивлению. В этом случае ток в цепи в 2 раза меньше тока короткого замыкания.

Самыми распространенными и простыми типами соединений в электрической цепи являются последовательное и параллельное соединение.


Таблица 1. Условные обозначения в электросхемах

Элемент гальванический или аккумуляторный или Контакты замыкающие с выдержкой времени
Батарея элементов при замыкании
Генератор электромеханический постоянного тока при размыкании
Выключатель, контакт замыкающий при замыкании и размыкании
Выключатель автоматический Предохранитель плавкий
Контакты контактора и электрического реле: Обмотка контактора, магнитного пускателя и реле
замыкающие

Лампа накаливания осветительная

Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:

  • технико-экономического;
  • социально-политического;
  • законодательного;
  • художественного и т. д.

Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.

Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:

  • постоянная территория, имеющая государственную границу;
  • пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
  • развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
  • политическая (государственная) независимость.

Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.

Строение общества в социологии Парсонса

Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное . Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:

  • система действия;
  • социальная система;
  • общество как форма социальной системы.

Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:

  • социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
  • культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
  • личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
  • поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.

Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами ».

Общество — это «тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношении со своим окружением». Оно состоит из четырех подсистем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

  • социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
  • культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
  • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
  • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).

Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.

Таблица 1. Структура общества по Т. Парсону

Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.

Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.

На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую , так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).

Современные представления о строении общества

С моей точки зрения, общество состоит из следующих основных систем-сфер :

  • географическая (естественная основа существования и предмет производства);
  • демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
  • экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
  • политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
  • духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
  • психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).

Каждая из перечисленных систем включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать в качестве относительно самостоятельных частей общества. Данные представления схематически можно показать следующим образом (схема 1).

Схема 1. Основные системы общества

Системы общества, во-первых, расположены такой «лесенкой» прежде всего в зависимости от соотношения в них материального (объективного) и психического (субъективного). Если в географической сфере субъективная составляющая (мировоззрение, ментальность, мотивация) отсутствует, то в сознательной — присутствует в полной мерс. При движении от географической (бессознательной) к психической (сознательной) системе роль конструирующих социум значений, т. е. сознательной составляющей жизнедеятельности людей, возрастает. Одновременно происходит усиление рассогласования обыденных (эмпирических) и научных (теоретических) знаний и убеждений. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная системы ориентированы на удовлетворение функциональных потребностей (демосоциальных, экономических и т. п.). Поэтому понятие социальной связи (социальности) выступает методологической основой анализа этих систем общества. В-третьих, эти системы комплементарны, дополняют одна другую и надстраиваются одна над другой. Между ними возникают разнообразные причинно-следственные, сущностно-явленческие и функционально-структурные связи, так что «конец» одной общественной сферы является одновременно «началом» другой. Они образуют иерархию, где результат функционирования одной системы является началом другой. Например, демосоциальная система является исходной для экономической системы, а последняя — для политической и т. д.

Один и тот же человек выступает субъектом разных общественных систем, а значит — и социетальных сообществ, реализует в них разные мотивационные механизмы (потребности, ценности, нормы, убеждения, опыт, знания), выполняет разные роли (мужа, рабочего, гражданина, верующего и т. п.), образует разные социальные связи, институты, организации. Это, с одной стороны, обогащает статусно-роле вой набор людей, а с другой стороны сохраняет единство общественных систем и обществ. Индивид, его деятельность, мотивация являются в конечном счете одним из основных интеграторов народонаселения в общество-народ. В понимающей социологии, социологии Парсонса и
феноменологической социологии индивидуальное социальное действие выступает главным элементом социального.

Общественное, социальное, социетальное бытие - это совокупность демосоциальной, экономической, политической, духовной систем и связей между ними. Перечисленные термины выражают, в сущности, одно и то же. Системы социальной связи, общественного бытия, социальные системы представляют собой процессы производства, распределения, обмена и потребления каких-то социальных благ (товаров, порядка, истин и т. д.).

Социум - это совокупность общественных систем за исключением географической. В учебниках по социологии, как правило, выделяют раздел культуры общества , под которым в узком смысле слова понимается характерный для данного общества строй ценностей, норм, мыслей, действий. В широком смысле слова социум и культура общества - тождественные понятия, поэтому в настоящем учебном пособии я исключил раздел «культура»: она рассматривается в разных темах вследствие большой расплывчатости самого понятия «культура». Культура человека была рассмотрена раньше.

Общество - это совокупность всех общественных систем и связей между ними, его основные метасистемы — народ, формация и цивилизация. В социальных системах (общественном бытии) можно выделить три основные части, чтобы упростить их понимание и роль в обществе. Во-первых, это исходная, субъектная, социетальная часть социальных систем включает в себя функциональные общности (демосоциальные, экономические и т. п.), обладающие функциональной субъективностью (потребностями, ценности, знаниями), способностями к действиям, а также ролями.

Во-вторых, это базисная, деятельностная часть — процесс производства каких-то общественных благ — представляющая собой согласованные действия индивидов с разными ролями, их взаимное общение, использование предметов и орудий (ситуация деятельности). Примером могут служить менеджеры, инженеры и рабочие вместе со средствами производства в деятельности промышленного предприятия. Эта часть является базисной, потому что от нее зависит данная социальная система.

В-третьих, это результативная, вспомогательная часть, включающая в себя произведенные социальные блага: например, автомобили, их распределение, обмен и потребление (использование) другими социальными системами. К результативной части социальной системы нужно отнести и подкрепление исходных и базисных частей, подтверждение их адекватности своему назначению. Такая, реалистическая , точка зрения смягчает крайности субъективистской, понимающей, позитивистской и марксистской социологии.

В отличие от Парсонса, функциональное социетальное сообщество в такой трактовке является исходным элементом каждой социальной системы, а не выступает в качестве отдельной системы. В него входит также статус но-ролевая структура, характеризующая данную социальную систему. Оно, а не культурная подсистема, выступает конкретной функциональной культурной частью социальной системы.

Далее, не только экономическая и политическая, но также демосоциальная и духовная системы выступают социальными, т. е. обладают своими функциональными социетальными сообществами, со своими потребностями, ментальностью, способностями, а также действиями, нормами, институтами и результатами.

И, наконец, во всех социальных системах культурная, социетальная, личностная, поведенческая подсистемы находятся в единстве, а индивидуальное (элементарное) действие входит в базисную часть каждой социальной системы, включая в себя: а) ситуацию (предметы, орудия, условия); б) ориентации (потребности, цели, нормы); в) операции, результаты, блага.

Таким образом, общество можно определить как природно-социальный организм, состоящий из психической, социальной, географической систем, а также связей и отношений между ними. Общество имеет разные уровни: деревни, города, регионы, страны, системы стран. Человечество включает в себя как развитие отдельных стран, так и медленное становление общечеловеческого суперорганизма.

В настоящем учебном пособии общество изображено в виде иерархической структуры, которая включает в себя: 1) базисные элементы общества; 2) системы (подсистемы), сферы, органы; 3) метасистемы (народы , характеризующие «метаболическую» структуру общества; формации , характеризующие «социальное тело» общества; цивилизации , характеризующие его «душу»).

Сен-Симон, Конт, Гегель и другие полагали, что движущая сила изменений обществ находится в сфере сознания, в тех идеях, методах мышления и проектах, с помощью которых Человек пытается объяснить и предсказать свою практическую деятельность, управлять ей, а через нее и миром. Марксисты видели движущую силу исторических изменений в сфере борьбы бедных и богатых классов, производительных сил и экономических отношений, то есть в экономической системе. На мой взгляд, движущей силой развития обществ являются также противоречия психического, социетального, предметного внутри социальных систем, между общественными системами внутри общества, между разными обществами.

При обустройстве водоснабжения, применяющего подземные ресурсы, грамотно выбрать для него автоматику предельно принципиально важно.

Под понятием «автоматика для скважин» подразумевают комплекс устройств, складывающийся из:

  • управляющих реле;
  • силового электрического блока;
  • разных защитных систем, назначение которых – пресечь опасность поломки мотора и самого насоса.

Автоматическое управление насосом

Значительно чаще употребляются две схемы контроля над запуском/остановкой погружного насоса:

  • по объему воды в накопительном баке;
  • по уровню давления в водопроводе.

Контролирование работы по уровню воды

Такая схема употребляется при работе погружных насосов на водонапорные сооружения или для заполнения особого резервуара, из которого вода к потребителям качается дополнительным насосом.

  1. В накопительных баков монтируются особенные датчики уровня. Они, при помощи командных реле, следят за нижним и верхним порогом наполнения резервуара. В зависимости от объема воды, реле дают команды на запуск либо остановку насоса. Датчики смогут быть поплавковыми либо электродными. Первые менее надежны, т.к. их рабочий ресурс мал.
  2. Емкость запаса воды необходимо в обязательном порядке оснащать аварийным переливом, на случай, если она переполнится.

Обратите внимание! Основное преимущество таковой схемы – это стабильность работы насоса. Гидравлика наряду с этим постоянна, т.к. номинальное расходование вычислено на высоту, складывающуюся из глубины скважины, высоты водонапорной башни и 1/2 метров излива. Любой цикл равен по расходованию всему объему бака/башни, он учитывает расход текущего водо-разбора. Предотвращается опасность дерганий мотора, это увеличивает его срок работы.

Управление насосом по давлению


  1. В соответствии с таковой схеме, насосом руководят команды реле, которое монтируется на трубопроводе. На нем задаются две величины: давление, при котором направляться включить или отключить насос.
  2. Данная автоматическая подача воды из скважины значительно чаще используется для личных скважин, в отличие от прошлой схемы, характерной на коллективных системах водоснабжения.
  3. В большинстве случаев, в этом случае используются ресиверы (мембранные баки). Они необходимы, чтоб держать нужное избыточное давление в системе, и компенсировать малые затраты и гидравлические удары.
  4. Крайне важно грамотно настроить реле, исходя из параметров насоса и объема ресивера. Чтоб качающий агрегат излишне довольно часто не срабатывал, нужно задать верхний и нижний пороги давления, исходя из средней территории черт насоса. Гистерезис величин нужно подбирать от 1.2 бар до 2.5, учитывая информацию о максимуме включений насоса в определенное время.

Реле давления, каковые употребляются в аналогичной схеме, делятся на промышленные и бытовые аналоги.


  1. Первые из них оснащены замечательными контактными группами и смогут выдержать силу тока до 16 ампер. Но они не имеют настроечной шкалы, показывающей диапазон давлений для регулировки.
  2. Исходя из этого для настройки аналогичных реле нужен манометр.
  3. Преимущество таких устройств для скважины - возможность применения в силовых электрических цепях для прямого контроля насоса. Кроме этого, промышленные устройства имеют высокую надежность и точность.
  4. Минусы – маленькая точность настраивания и небольшой рабочий ресурс, из-за действия сильных пусковых токов. Устройства владеют слаботочными контактами, нуждаются в коммутировании через наружный пускатель.

Инструкция требует для эксплуатации насоса совместно с промышленным типом реле применять шкафы управления, имеющие устройства для дополнительной защиты или без таковых.

Монтируя бытовое реле, достаточно подсоединить насос прямо, при помощи его контактных групп, к электросети. Несложная конструкция и низкая цена прибора делают его популярным среди клиентов.

Обратите внимание! Но эта экономия нивелируется дополнительными тратами, связанными с заменой реле, каковые не отличаются долговечностью. Также, кроме того если вы поставите новое устройство своими руками, вернуть его необходимые настройки и проверить работу, вряд ли сможете.

Защитные устройства для насоса

Главные обстоятельства поломок скважинных насосов:

  • их эксплуатация при пониженном/повышенном напряжении в электросети;
  • перегрузки мотора;
  • их работа на холостом ходу, иными словами - без воды.

Способы обеспечения защиты

  1. Лучший способ сделать питание насоса качественным – применять стабилизаторы переменного напряжения . Довольно часто автоматика артскважин включает в себя реле, контролирующее напряжение. Оно выключает насос при перепадах напряжения и регулирует асимметрию и последовательность фаз на трехфазных моторах.

  1. От перегрузок электродвижки защищаются тепловыми (токовыми) реле . Они выключают агрегат, в то время, когда достигается заданная величина тока. Принципиально важно, чтоб разброс настроек для того чтобы реле совпадал с номиналом тока насоса.
  2. От холостого хода насосы защищаются двумя способами . Напрямую – по объему воды в баке/башне, при помощи электродных либо поплавковых датчиков. Опосредованно – по величине тока или трансформации фаз и напряжения тока электродвигателя, при помощи реле.

Минус косвенного типа защиты - ее вторичность. Управляющее реле реагирует только в том случае, в то время, когда подшипники и проточный блок уже остаются без воды, которая их охлаждает и смазывает.

В то время, когда производительность насоса выше дебета скважины, такое происходит ежедневно. Это сокращает срок работы погружного насоса. Исходя из этого нужно поставить электродное устройство для контроля объема. Оно позволяет отключить насос до происхождения аварии.

Типы защитных устройств


Для защиты и управления насосом возможно использовать различные виды и комбинации устройств.

  • пускозащитные устройства, базой которых являются печатные платы QA-50B либо QA-60C;
  • релейные управляющие блоки;
  • устройства на базе процессоров.

Устройства на базе печатных плат – это конструктивно и функционально завершенные устройства.

  1. Они требуют подсоединения наружного оборудования: фактически насоса, часто через пускатель (магнитный), реле давления, датчики уровня и пр.
  2. Они имеют широкий выбор регулируемых опций и параметров: токовая (тепловая) защита, компенсация перепадов напряжения, контроль холостого хода и нагрузок на мотор и т.д.
  3. направляться учесть, что благодаря законченности устройства, поменять логику его работы не представляется вероятным.
  4. Также, часто модели не имеют опции смены значений реагирования по некоторым параметрам. В случае если плата выходит из строя, то необходимо поменять ее всю. По стоимости это практически то же самое, что приобрести новое устройство.

Релейная автоматика на скважину весьма разнообразна. Это смогут быть и самые простые устройства и шкафы, в которых расположены устройства, регулирующие работу нескольких насосов.

Преимущества таковой разновидности устройств:

  • относительная надежность и простота конструкции;
  • стремительная и легкая модернизация для нестандартного применения;
  • в случае если какой-либо элемент прибора сломается, то изменяется лишь он.

Устройства, регулирующие работу и защищающие насосы, каковые имеют базой микропроцессорные контроллеры, являются наиболее современными и сложными.

Они позволяют контролировать следующие параметры эксплуатации агрегата:

  • величину сопротивления его изоляции;
  • температуру электромотора;
  • последовательность чередования и асимметрию фаз;
  • компенсируют пониженное/повышенное напряжение в сети;
  • защищают движок от перегрузок и холостого хода;
  • позволяют учитывать время работы устройства и количество потребляемой наряду с этим энергии.

Вывод

Сейчас эксплуатацию как личных, так и коллективных скважин сложно себе представить без применения функциональной и защитной автоматики. Она позволяет повысить эффективность водоснабжения и расширить долговечность используемого наряду с этим оборудования. Ознакомьтесь с публикуемым видео в данной статье. Оно содержит большое количество нужной информации.