Что такое пастораль? Наиболее яркие примеры пасторали.

пастушеский - жанровая разновидность новоевропейской литературы и искусства, связанная с идиллическим мировосприятием. Появилась в XIV-XVII вв. Обычно воспроизводит милую беззаботную пастушескую жизнь, идиллические сцены сельского быта или природы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАСТОРАЛЬ

(лат. Pastoralis - пастушеский) - жанровая разновидность в изобразительном искусстве, литературе, музыке, в которой изображается сельский пейзаж или жизнь пастухов и пастушек на лоне природы, их любви и безмятежного сельского быта. Особенно широкое распространение пастораль получила в художественной культуре Западной Европы XIV–XVIII вв. Ее истоками являются идиллии Феокрита и буколики Вергилия. Первые пасторали были созданы итальянски-ми поэтами эпохи Возрождения. Однако, Петрарка в от-личие от Феокрита и Вергилия, прославляя безмятежную природу, искал в ней успокоения от собственного одиночества, сомнений и страхов. Жанр возрожденческого пасторального романа создал Боккаччо. Его герой пас-тух Амето («Амето, или Комедия флорентийских нимф») преображается под влиянием любви к семи прекрасным нимфам. В «Пастушьем календаре» английского поэта XVI в. Э. Спенсера пастухи и крестьяне ведут беседы и споры о различных нравственных проблемах. Они ничем не напоминают реальных поселян своего времени, а похожи на Спенсера и его друзей. Поворот к классицизму знаменует драматическая пастораль в стихах «Пасту-шеские сцены» французского поэта О. Ракана, восхваля-ющего уединение, простоту нравов и радостей селян. Пасторали немецкого поэта-классициста М. Опица («Стихи похвальные поселянскому житию», «Пастораль о нимфе Герцинии») воспевали не только сельское уединение, но и труд как источник жизни и ее благополучия. Пасторали получили большое распространение в придворном театре XVII–XVIII вв. Пасторальные комедии-балеты создавал Мольер («Мелисерта», «Комическая пас-тораль»). Их исполнение сопровождалось музыкой, пением, сценическими эффектами. Позднее пастораль во-шла в состав оперно-балетных спектаклей и придворных дивертисментов, явившись предшественницей оперы.

Пастораль - (латинское pastoralis, франц. Pastorale — пастушеский, сельский) - литературный, живописный, музыкальный и в театральный жанр, в котором в поэтической форме описывается мирная и простая сельская жизнь.

Пасторалью называют:

1. Пасторальную музыку, представленную большими и малыми произведениями, в которой описывается природа или сельская жизнь. Для музыки пасторалей характерными размерами являются 12/8 и 6/8, плавная спокойная мелодия, которая часто удваивается в терцию. К примеру пасторали написаны Д. Скарлатти, А. Вивальди, Ф. Купереном, И. С. Бахом и другими композиторами. Существует и «Пасторальная симфония», автором которой является Бетховен.

Пастораль – это и название симфонического эпизода в произведении музыкально-сценического жанра, в котором изображена природа (к примеру, пастораль в музыкальном сочинении Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).

2. Небольшую оперу, балет, пантомиму, которые описывают идилии сельской жизни. Впервые пасторали появились в XIV–XV веках, им предшествовала классическая опера (французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль продолжала существовать до XVIII–XIX веках (балет Делиба Сильвия, 1876 г., опера Моцарта Король-пастух, 1775 г. и др.). Оперы в стиле пасторалей были написаны К. В. Глюком, Ж. Б. Люлли, В. А. Моцартом, Ж. Ф. Рамо.

3. Буколическую (от греческого «пастух») поэзию античных времен, в которой изображалась жизнь пастухов. Синонимы -идиллия, эклога.

4. Европейскую литературу, описывающую буколическое мировоззрение.

5. Жанр придворного театра, который появился в Италии в XVI века и стал популярен в Западной Европе. Пастораль писали как небольшую пьесу, она часто использовалась в программе праздников в королевском дворе. Эта пьеса описывала сельскую жизнь с галантными пастухами и пастушками, которые имели аристократические манеры, чувства и лексику.

Пастораль по сути была построена не на театральных жанрах (комедии, трагедии), а скорее на «пастушеской» поэзии (как например, Буколик Вергилия). Популярность пастораля говорит нам о косвенных свидетельствах подтверждающих теорию бесконфликтности театра Италии эпохи Ренессанса. В пасторале представлялся особенный, немного украшенный, идеализированный образ мира, который мало связан с реальностью. Как раз пастораль оказалась способной передать единое и гармоничное мироощущение периода Ренессанса, – и по сути уничтожила театральное искусство, представляя спектакль с «живыми картинами». Однако, роль пасторали в теории и истории театра была огромна. В пасторали был окончательно закреплен драматургический канон, разрабатывать который начали в итальянской трагедии периода Ренессанса, а затем ее усовершенствовали теоретические работы французских классицистов: структура состоящая из 5 актов, целостность места, действия, времени, персонажи стали строго разделяться по жанрам.

Мой миленький дружок, любезный пастушок…

Эти слова использованы в песни пастушки Прилепы, она поет это ожидая своего возлюбленного Миловзора. Богач Златогор желает обольстить молодую красавицу предлагая ей несметные сокровища, но он ей не по нраву, она верна своему Миловзору. По этому поводу местные пастушки и пастухи исполняют веселые песни и танцы. Об этом рассказывается в одном из эпизодов пасторали под названием «Искренность пастушки», которая принадлежит к 3-ей картине оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

Термин «пастораль» произошел от лат. «пасторалис» (пастушеский). История данного жанра началась еще в Древней Греции и в Древнем Риме, где писатели и поэты пытались найти противопоставление городу и идеализированную жизнь на природе, в которой, как им казалось, существовали простые нравы, искренние чувства и верная любовь.

В XVII-XVIII веках пасторальные сюжеты использовались в поэзии, театре, изобразительном искусстве в кругах аристократии и вреди придворных европейских стран. Большая часть пасторальных сюжетов стала частью старинных опер.

Композиторы использовали пасторали для создания, в особенности в программно-инструментальной музыке, природных образов, которыми по сей день восхищаются люди, они описывали сельскую жизнь, народный юмор и веселье праздника. К примеру, пасторальные картины включены в программу цикла из 4 концертов для оркестра «Времена года» А. Вивальди.

Л. Бетховен называл «пасторальной» свою шестую симфонию. У каждой из ее частей есть свой заголовок: «Пробуждение чувств радости по прибытию в деревню», «Сцена у ручья», «Веселое собрание крестьян», «Пение пастухов, «Гроза. Буря». Чувства, которые раскрывают радость и благодарность после грозы».

В начале 20 века М. Равелем был использован сюжет из пасторального романа написанного древнегреческим писателем Лонгом, он создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты для оркестра из которого часто можно услышать в симфонических концертах.

Хотите знать, что такое рапсодия? .

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова пастораль

пастораль в словаре кроссвордиста

пастораль

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

пастораль

пасторали, ж. (от латин. pastoralis - пастушеский).

    произведение (преимущ. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (истор. лит.).

    Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

пастораль

И, ж. В европейском искусстве 14-18 вв.: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

прил. пасторальный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

пастораль

    Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской и пастушеской жизни.

    Соответствующий жанр в литературе и искусстве.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

пастораль

ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский)

    жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (также Буколика, Идиллия).

    Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.

    Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

Пастораль

(франц. pastorate, от лат. pastoralis ≈ пастушеский), литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре:

    античная буколика , посвящена жизни пастухов (например, «Дафнис и Хлоя» Лонга);

    вид новой европейской литературы, связанный с буколическим миросозерцанием; возник в литературе Раннего Возрождения («Амето», 1341, «Фьезоланские нимфы», 1345, Дж. Боккаччо), расцвёл в 16≈17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо ≈ Италия; Х. де Монтемайор ≈ Испания; Ф. Сидни, Э. Спенсер ≈ Англия; О. д"Юрфе ≈ Франция), а в России ≈ в середине 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От античной буколики, в том числе идиллий Феокрита, П. восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность П. также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. П.≈ характерный жанр аристократического барокко ; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисленными приключениями героев.

    Жанровые формы П. многообразны: эклога, поэма, роман; после стихотворной драмы «Сказание об Орфее» Полициано (1480) развивается драматическая П., принятая особенно в 16≈17 вв. на придворных празднествах. Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию сентиментализма (идиллии С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).

    В музыке: 1) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни. П. зародилась под влиянием литературной П., пользовалась популярностью в 17≈18 вв., особенно при итальянских и французских дворах. Среди авторов пасторальных опер ≈ К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере «Пиковая дама» П. И. Чайковский воссоздал П. «Искренность пастушки». Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной П. характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание народной волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в кончерто гроссо , создавалась и как самостоятельное произведение. Инструментальные П. писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симфонические П. представляют собой части циклического сочинения или целые циклы («Пасторальная симфония» Л. Бетховена).

    Тексты и лит.: Тассо Т., Аминта. Пастораль, вступ. ст. М. Эйхенгольца, М.≈ Л., 1937; Боккаччо Дж., Фьезоланские нимфы, предисл. А. К. Дживелегова, М.≈ Л., 1934; Marinelli P. V., Pastoral, L., 1971 (лит.).

    И. В. Шталь (П. в литературе).

Википедия

Пастораль

Пастора́ль - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:

  • Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры /, /, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Франсуа Куперена, Иоганна Себастьяна Баха и других композиторов. Известна также « Пасторальная симфония » Бетховена.
  • Опера, пантомима , балет , показывающие идеализированные картины сельской жизни. Пасторальные оперы писали Кристоф Виллибальд Глюк, Вольфганг Амадей Моцарт, Жан Батист Люлли, Жан Филипп Рамо.
  • Буколическая поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы - эклога и идиллия .
  • Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.

Пастораль (мультфильм)

«Пастораль» - короткометражный мультфильм, выпущенный в 1998 году киностудией Беларусьфильм.

Пастораль (альбом)

Пастораль - сборник серии с песнями группы Чиж & Co , выпущенный в 2001 году Real Records . Является частью серии «Главные песни». На пластинке кроме хитов группы присутствует новая композиция - Пастораль , название которой и послужило названию сборника. Песня также будет издана с другим сведением на сольной работе "Чижа" того же года.

Пастораль (значения)

Пастораль :

  • Пастораль - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
  • Пастораль - сборник серии с песнями группы Чиж & Co, выпущенный в 2001 году.
  • Пастораль - короткометражный мультфильм, выпущенный в 1998 году киностудией Беларусьфильм.
  • Пастораль 1943 - нидерландский кинофильм 1978 года режиссёра Вима Верстаппена.

Примеры употребления слова пастораль в литературе.

Изобретенная Феокритом в его идиллиях, усовершенствованная Вергилием в стихотворениях, называемых эклогами или буколиками, пастораль , в сущности, является обменом реплик между двумя или более персонажами на лоне природы с обычным обращением к неувядаемой теме любви.

И не потому ли после смерти Фуке Ла Ривьер был оставлен в тюрьме, что ему были известны какие-то тайны скончавшегося министра и Эсташа Доже?

В театре Бургонского Отеля, премьером в котором был в то время известнейший актер Бельроз, играли трагедии, трагикомедии, пасторали и фарсы, причем виднейшим драматургом Отеля считался Жан де Ротру, большой любитель испанских драматургических образцов.

Баттиста Мантовано, итальянский гуманист, автор латинских эклог, и Клеман Маро, сравнительно недавно прославлявший в пасторалях своих высоких французских покровителей, - все они были внимательно изучены Спенсером, и каждый из них нашел отклик в его поэме.

Ткань простыней, прикрывающих края раны грудной клетки, была пропитана кровью и он погрузил правую руку в рану, придерживая что-то, а левая, с зажатым в пальцах иглодержателем, застыла высоко над столом, медленно раскачиваясь не в такт звучащей Пасторали из Концерта Баха в фа миноре.

Пастораль с ее описанием вкушающих, танцующих, флиртующих пастухов то и дело отходит от своей сентиментальной и романтической основной темы и вступает на путь живого натурализма с некоторой долей комического.

Он видел Трагедию, обращавшую на себя внимание суровым величием осанки, Сатиру, хмуро притаившуюся в гримасе зависти и недовольства, Элегию, выражавшую свою тоску в похоронной гримасе, Пастораль , дремавшую с томной миной, Оду, отличавшуюся безумным взором, и Эпиграмму, прищурившуюся с дерзкой насмешкой.

Мы находим у него аристократическую пастораль и бюргерский фарс, кровавую трагедию и комедию буржуазных нравов, пьесу-хронику и романтическую трагикомедию, но все эти жанры предстают у него обогащенными и возвышенными благодаря своему гуманистическому содержанию.

Автору многое здесь дорого и знакомо с детства, однако его собственный духовный кругозор и жизненный опыт намного богаче, и он взирает на эту пастораль , в которой сотня правдивых деталей, придающих ей видимость достоверности, с доброй снисходительной усмешкой.

Это семейный роман, но только представленный в виде пасторали и на пасторальном фоне, потому что и вокруг все дышит благополучием и покоем.

В то же время, в отличие от классицистской пасторали , Голдсмиту удалось в своей поэме, быть может, впервые изобразить жизнь деревни и сельский пейзаж не с помощью одних только примелькавшихся общих примет - ручей, хижина и пр.

Среди них - духовные пасторали , библейские картины, лирико-эпические поэмы, драматические сцены, приближающиеся к ораториям, произведения молитвенно-созерцательного характера.

И если кому-то такая картина казалась мирной деревенской пасторалью , то уж конечно не людям, которые там жили, - для них это был символ прозябания, знак проклятия вечной нищеты.

Даже когда Сидней пытается порой, в отличие от других авторов гуманистических пасторалей , подчеркнуть изящество основных образов с помощью комических фигур крестьян - Дамета, его жены и дочери, прием не достигает цели, ибо Сидней не умеет изображать такого рода фигуры ни реалистически, ни юмористически.

А главное, я терпеть не могу пасторалей и шиллеровщины, я уж вам говорил, - ну, это-то и было всему причиною.

Что такое пастораль? Наиболее яркие примеры пасторали?

  1. Если мне не изменяет память, то это муз. произведение хiv-xvii в Европе про пастухов и пастушек. Идильный сельский образ.
  2. Пастораль пастораль или пастушеская поэзия так наз. особый вид поэзии, где в качестве героев выступают пастухи и пастушки.
    Пастораль (pastorale франц. и итал. , пастушеский, сельский) в музыке так называются сочинения мирного, идиллического характера. Сюда относятся, напр. :
    а) пасторальная музыка небольшая пьеска преимущественно в 6/8, 9/8;
    b) пастушеская веселая песня (pastorello);
    с) танец, похожий на musette или siciliano, но только в более медленном темпе;
    d) небольшая опера, пантомима или балет, где главными действующими лицами являются пастухи или пастушки; наконец,
    е) симфония, в которой изображается сельская жизнь, природа, напр. шестая (пасторальная) симфония Бетховена.
  3. Пастораль (от лат. pastoralis - пастушеский) .
    Поэзия.
    Пастораль, или как прежде называли, буколики собственно пастушеская поэзия, зародившаяся в Сицилии, а затем, особенно по словоупотреблению нового времени, вообще деревенская сельская поэзия, изображающая картины также из мирной жизни земледельцев, рыбаков. К пасторали относятся и деревенские идиллии. Форма пасторали может быть как драматической, так и повествовательной, а также смешанной. Сюда входят и небольшие стихотворения (часто в диалогах) и поэмы, и сценические произведения, и романы. Древнейшие и лучшие образцы пасторальной поэзии дали греческий поэт Феокрит, Бион и Мосх. У римлян славились буколики Виргилия. Лонг написал знаменитый пастушеский роман Дафнис и Хлоя, вызвавший многочисленные подражания; а имена его героев употреблялись в поэзии, как нарицательные, вплоть до новой литературы 19 века. Затем в эпоху раннего Возрождения появляется Амето Боккаччио. Особенно же сильное влияние на пасторальную литературу оказал роман Саннацаро Аркадия. Успех Аркадии был огромный; о нем свидетельствуют и более полусотни изданий ее в Италии, и переводы ее на многие европейские языки.
    В русской литературе 18 века пасторали писали Костров, Богданович, Сумароков и другие, дававшие им название эклоги. Позже Дельвиг и Майков. К пасторали относятся превосходные и до нашего времени популярные переводы Жуковского из Гебеля.
    http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-5612.htm
    Театр.
    Пастораль - жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в западно-европейских странах. Истоки пасторали в эклоге - литературном жанре сельской поэзии античности (Феокрит, Вергилий) и раннего Возрождения (Петрарка, Боккаччо) . Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней идиллически изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных чувствами, манерами и языком придворных аристократов. В Италии среди первых пастушеских драм - "Эгле" Джиральди Чинтио (1545), "Аретуза" Лоллио (1563), Вначале пастораль исполняли придворные-любители. Несколько позднее в пасторали стали принимать участие профессиональные актеры. Спектакли сопровождались музыкой, пением. Итальянские художники (С. Серлио и др.) создали для постановок пасторали нарядную несменяемую пейзажную декорацию.
    Музыка.
    Небольшая опера, пантомима, балет (или их отдельная сцена) , написанные на идиллический сюжет из сельской жизни. Первые пасторали возникли в 14-15 вв. и явились предшественниками оперы ("Сказание о Робэне и Марион"). Среди французских авторов пасторали в 17-18 вв. - Ж. Б. Люлли, Н. Дезед, А. Детуш и др. В 18-19 вв. в жанре пасторали создавались оперы ("Король-пастух" Моцарта, 1775), балеты ("Сильвия" Делиба, 1876).
    Иногда термином пастораль называется симфонический эпизод в музыкальном произведении рисующий картину природы (пастораль в музыке Ж. Бизе к драме "Арлезианка" Доде) .

Словарь Ушакова

Пастораль

пастора ль , пасторали, жен. (от лат. pastoralis - пастушеский).

1. Произведение (преим. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (ист. лит. ).

2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз. ).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Пастораль

(франц. pastorale от лат. pastoralis - пастушеский) - литературный жанр, рисующий идеализированную жизнь беззаботных пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы.

Рб: роды и жанры литературы

Род: буколика

Пример: Лонг. "Дафнис и Хлоя" (III в. до н.э.)

* "Распространенная сюжетная схема пасторали такова: любовь галантного пастуха к жестокосердной пастушке или нимфе, перипетии любви, безмерные страдания чувствительного серд-ца и непременно счастливый конец" (И.В. Шталь). *

Словарь музыкальных терминов

Пастораль

(от лат. pastoralis - пастушеский)

1. Опера, пантомима или балет, идеализированно показывающие сцены сельской жизни.

2. Вокальная или инструментальная пьеса, рисующая картины приро­ды или сцены сельской жизни.

3. Пастушья песня.

4. Вставная сцена в опере или другом спектакле, написана в стиле пастораль (1) - напр., пастораль из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского.

Шекспировская энциклопедия

Пастораль

литературный и драматический жанр, берущий начало в произведениях античных поэтов (Теокрит, Вергилий). Воспевает жизнь простых деревенских жителей, в особенности пастухов и пастушек. Определяющей чертой пасторали является противопоставление придворной (городской) распущенности и деревенской простоты и праведности, идеализация сельской жизни, подчиненной только природным циклам, и ностальгия по Золотому веку.

Шекспир нередко использует приемы пасторали, но всегда в сложной и полемической манере. Наиболее явственно черты этого жанра прослеживаются в его пьесах *"Как вам это понравится" и *"Зимняя сказка".

Мир Лема - словарь и путеводитель

Пастораль

(от фр. pastorale - сельский) направление в искусстве, идиллическое изображение сельской жизни; "Никакие другие фантазии не очаровывали человечество своей неизменной свежестью на протяжении столь долгого времени, как зовущий вдаль пастушеский рожок и застигнутые врасплох нимфы под шелестящей сенью дерев у журчащих ручьев" (Й.Хейзинга):

* "Но именно так поступает научная фантастика в социологическом плане, когда малюет пасторальные и идиллические утопии". Фантастика и футурология *

* Но опять же - акция таких произведений концентрируется на демонстрации конфликтов, возникающих между человеческой подлостью и высшими сообществами Галактики, об устройстве которых точно ничего узнать невозможно, кроме общих фраз вроде той, что это существа, добившиеся духовной власти над материей либо занимающиеся чем-то вроде йоги, окружающие же их условия нарисованы как пасторально-аркадийскими, так и ни о чем не говорящими мазками (например, Город и звезды А. Кларка). Фантастика и футурология *

Вестминстерский словарь теологических терминов

Пастораль

♦ (ENG pastorale)

(ит.) - кантата или музыкальное произведение, воспевающее жизнь и деятельность духовного лица.

Энциклопедический словарь

Пастораль

(франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский),

  1. жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия).
  2. Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
  3. Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.