Какими чудесами прославилась икона Иерусалимской Божьей Матери? Икона «Божья Матерь Иерусалимская»: история образа и его значение.

Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие с псалмопением несли одр, на котором лежало тело Богородицы с горы Сион (из дома ап.Иоанна Богослова) в Гефсиманию (в гробницу в Кидронской долине у подножия Елеонской горы, где позднее был сооружен храм Успения).

Вход в храм Успения Божией Матери в Гефсимании

Вот сюда, в Кидронскую долину, в Гефсиманию, к западному подножию Елеонской горы, принесли апостолы тело Божией Матери и положили его во гробе. До Гефсиманского сада и знаменитых древних олив отсюда метров 70 (или немногим дальше). Подземный храм Успения Божией Матери (которому примерно полторы тысячи лет) принадлежит грекам и армянам, молиться и поклониться сюда приходят все христиане, кроме протестантов. На фотографии собственно вход в храм и площадка перед ним (она уже находится ниже уровня земли). Здесь часто много паломников и просто туристов, а также арабских детей которые "продают" веточки олив, растущих вокруг, то есть попросту говоря попрошайничают.

Лестница ведущая в храм Успения Божией Матери в Гефсимании

Когда Вы входите в двери, то сразу попадаете на лестницу из древних ступеней (их около пятидесяти и они разных эпох), которые довольно круто ведут вниз. Примерно на середине этой лестницы устроены два придела в честь св.Иосифа Обручника (левый) и в честь свв.Иоакима и Анны (правый). Входы в них хорошо видны на этом снимке. По преданию эта гробница была семейной, соответственно и эти святые когда-то были похоронены именно здесь. Внизу, в конце лестницы, постоянно дежурит как минимум один греческий монах. Спустившись ниже уровня упомянутых приделов как правило увидим немалое количество молящихся паломников, их лица обращены направо от входа, на восток, именно там находится гробница Божией Матери.

Часовня над Гробницей Божией Матери

Повернув направо мы увидим небольшую часовню с двумя входами, точнее с одним входом (он на снимке справа и туда стоит очередь паломников) и одним низеньким выходом. Часовня вся увешана иконами и лампадами. Многие входят сюда поклониться не иначе как на коленях, что мы и видим. В прежние времена рядом с этой часовней (если не ошибаюсь справа от нее) было отведено специальное место где могди помолиться мусульмане, почитающие Пресвятую Деву, сейчас вроде бы этого уже нет...
Престол внутри часовни

Внутри часовни очень тесно, древние низенькие округлые своды. Одновременно здесь могут молиться человека три, едва ли больше. Вошедший видит несколько икон и свечи, горящие на каменной плите-престоле, которая прикрывает сверху ложе Божией Матери.
Ложе Пресвятой Богородицы

Теперь самое время преклонить колени. Поступивший так увидит своими глазами (за стеклом) каменное ложе, на котором апостолами было положено тело Божией Матери (усопшей по преданию в возрасте 72 лет) и с которого оно было перенесено Христом на небеса. Как видим некоторые кидают сюда записки и даже деньги (пожертвования). Плиту престола мы теперь видим на этом снимке снизу, между ней и собственно ложем значительное пространство (не так как в Кувуклии на Гробе Господнем).

Иерусалимская Икона Божией Матери

Теперь выйдем из часовни и повернем вслед за другими паломниками направо и пройдем за часовню, вглубь храма. Здесь в каменном киоте находится очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери. Насколько мне известно она была написана относительно недавно (я полагаю что лет 100-120 назад, не знаю этого достоверно) русской монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении. Старец Паисий Святогорец именно про эту икону говорил что она более всего имеет портретное сходство с Богородицей. Очередь чтобы помолиться здесь и приложиться к иконе такая же как и в гробнице. Многие паломники (особенно приезжающие в группах) красиво поют хором, прославляя Божию Матерь (я слышал греков, французов-католиков и некоторых других). По обе стороны от киота (по стенам храма) расположены небольшие диванчики-сиденья, когда народу мало здесь очень хорошо передохнуть в полной тишине подземелья. Здесь же у стены (слева от киота) находится еще один греческий православный престол, ничем не огражденный.

Иерусалимская икона Божией Матери

От этой иконы и в самом деле трудно отвести глаза (по крайней мере для меня это так). Репродукции с этого образа встречаются в Иерусалиме повсеместно и очень часто.

Лестница

Ну а теперь можно и наверх, к солнцу.

Греческий храм

Непосредственно рядом с входом в храм Успения, на той же небольшой площади, находится маленькая греческая церковь, со звонницей на которой развиваются два флага - греческий государственный и флаг Святогробского Братства. Эти флаги являются непременным атрибутом всех храмов и монастырей Православного Иерусалимского Патриархата на Святой Земле.

Торговля веточками олив

Вот она, упомянутая выше "торговля" веточками олив (но это уже у самого входа в Гефсиманский сад).

Храм Марии Магдалины

В непосредственной близости от церкви Успения (метров 200, немного выше по склону Елеонской горы) находится храм Марии Магдалины (и небольшой русский женский монастырь РПЦЗ при нем), сад в котором он стоит трудами монахинь поистине райский.

Храм Марии Магдалины

Если смотреть сверху, то хорошо видно что сразу под ним, у подножия Елеонской горы и рядом с гробницей Божией Матери находится Гефсиманский сад, а рядом с садом (можно сказать в нем) католическая церковь Всех Наций (двенадцать небольших куполов хорошо видны), построенная в 20-х годах двадцатого века, ее алтарь стоит на скале, на которой по преданию молился Христос непосредственно перед тем как стража пришла за ним. Аминь и слава Богу.

Пресвятая Богородица спаси нас!

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем (48 г. н.э.), в Гефсимании, и была первой из 70 икон Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.

В 463 году, при византийском императоре Льве Великом (457-474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», (греч. «Источник»). При императоре Ираклии (575-641), когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой, произошло чудо избавления города и он не был взят. В память об этом образ перенесли в один из главных храмов Византии - Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий, до царствования Льва VI Философа.

В 988 году, Иерусалимская икона была перенесена в крымский город Херсон, или Корсунь, и передана в дар великому равноапостольному князю Владимиру, покорившему этот город и крестившемуся в нем. Князь Владимир взял икону в Киев. Но не долго хранился чудотворный образ в Киевском княжестве. Когда святое крещение и обращение в христианство приняли в Новгороде, князь Владимир даровал сей образ новгородцам.

Более 400 лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

В 1571 году царь Иоанн Грозный перенес икону в Московский Успенский собор. Икона была помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году Иерусалимская икона исчезла. По некоторым источникам, чудотворная икона была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день. Однако в 1977 году главный инспектор по памятникам истории Франции на запрос о судьбе Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы ответил, что такая икона в инвентаре собора не значится.

Сейчас в Успенском соборе Московского Кремля, за патриаршим местом хранится старинный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этого списка помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия.

Чудотворные списки с иконы

После 1812 года на утешение москвичам остались два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый, как уже отмечалось выше, был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, располагавшейся в жилых палатах московских царей, и помещен за патриаршим местом в алтаре Успенского собора .

Второй чудотворный список Иерусалимского образа Божией Матери находится в храме Рождества Христова в Измайлове .

Иерусалимская Икона Божьей Матери. Измайловский список

Он был написан во второй половине XVII века в Оружейной палате Кремля. Кроме исцелений во время чумы 1771 года, эта икона помогла остановить эпидемию холеры, надвигавшуюся на Москву с юга. Жители сёл, находящихся на территории современного Южного округа, попросили отпустить к ним чудотворную икону для совершения общественных молебнов, что и было сделано 15 сентября 1866 г. После молебнов перед образом Иерусалимской Божией Матери в Коломенском, Дьякове, Сабурове и остальных селах ни один человек больше от холеры не умер. Икона пребывала в Покровском соборе до 1932 года, когда закрытый пятью годами ранее собор был разорен. Удалось сохранить лишь несколько икон. Среди них была и «Иерусалимская», которая была передана в храм Рождества Христова в Измайлове. После восстановления Покровского собора икона была возвращена на прежнее место, где почерневший образ вскоре чудом обновился. По бокам ковчега чудотворной иконы изображены апостолы и трое мучеников.

Другие местночтимые списки с Иерусалимской иконы

Древние списки с чудотворной иконы находятся также:
- в церкви Воскресения Словущего на Иерусалимском подворье,
- в церкви Живоначальной Троицы в Вешняках (г. Москва),
- в Новом Иерусалиме, г. Бронницах (Московская епархия) и других местах.

На Афоне, в русском Афонском Пантелеимоновском монастыре («Русике»), над царскими вратами соборного Покровского храма также есть чтимый Иерусалимский образ Божией Матери. Икона эта представляет собой точный список с Кривоезерской Иерусалимской иконы. Написан этот образ в 1825 году Никоном, иеромонахом Нило-Сорской пустыни.

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская находится в непосредственной близости от Гефсиманского сада, в гробнице Божией Матери, где три дня пребывало пречистое её тело.


Гробница Божией Матери

Гроб Божией Матери — небольшая купольная часовня с очень низким и узким входом.

Позади гроба Божией Матери, в каменном киоте – чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская русского письма в каменном киоте в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим)
Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская, находящаяся в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим) была написана относительно недавно (100-120 назад) русской
монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении.

Иконография

Образ Иерусалимской иконы схож с ГРУЗИНСКОЙ иконой Божией Матери и принадлежит к иконографическому типу «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница).

Одигитрия (греч. «Путеводительница») - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Троеручица, Споручница грешных и др.

Это поясное изображение Богоматери с Младенцем на правой или левой руке. Единственное различие состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая одну руку к груди.

Пропись Иерусалимской иконы Божией Матери

Различные варианты Иерусалимской иконы Божией Матери

Существует несколько различных вариантов Иерусалимской иконы. Наиболее распространены два вида: икона, на полях которой помещены изображения святых апостолов и мучеников, и икона с предстоящими святыми праведными Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Богородицы.

Икона Богоматери «Иерусалимская» считается целительной. Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до слепоты, от паралича (его в старину называли расслаблением). В годы эпидемий холеры общая молитва перед Иерусалимской иконой Божьей Матери помогала остановить наступление болезни. Молитва перед ней избавляет от пожаров, от вторжения врагов в пределы Отечества.

Тропарь
Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Иерусалимская нам, Владычице, показася / пред нею же души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпосли / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак, глас 5
Не отрини, о Милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред Иерусалимскою иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни, и крест земнаго жития нести им помози, елика бо хощеши можеши .

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Икона Богородицы Иерусалимская

История

Иеру-са-лим-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри, по пре-да-нию, на-пи-са-на свя-тым еван-ге-ли-стом Лу-кой в 15-й год по-сле Воз-не-се-ния Гос-по-да в Геф-си-ма-нии (48).

В 463 го-ду об-раз был пе-ре-не-сен гре-че-ским ца-рем Львом Ве-ли-ким в Кон-стан-ти-но-поль. Во Влахерн-ской церк-ви ико-на пре-бы-ва-ла по-чти три сот-ни лет. За-ступ-ни-че-ством Иеру-са-лим-ской ико-ны Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы ви-зан-тий-ские вой-ска от-ра-зи-ли на-па-де-ние ски-фов. В 988 го-ду ико-на бы-ла при-не-се-на в Кор-сунь и по-да-ре-на свя-то-му рав-ноап-о-столь-но-му кня-зю Вла-ди-ми-ру. Ко-гда нов-го-род-цы при-ня-ли хри-сти-ан-ство, свя-той Вла-ди-мир от-пра-вил им этот об-раз. Иоанн Гроз-ный в 1571 го-ду пе-ре-нес ико-ну в .

По-сле оте-че-ствен-ной вой-ны 1812 го-да древ-ний Иеру-са-лим-ский об-раз Бо-го-ма-те-ри ис-чез из Мос-ков-ско-го Крем-ля. Су-ще-ство-ва-ла ле-ген-да о том, что фран-цуз-ские сол-да-ты по-хи-ти-ли свя-ты-ню, увез-ли ее во Фран-цию и уста-но-ви-ли в со-бо-ре Па-риж-ской Бо-го-ма-те-ри. Од-на-ко в 1977 го-ду глав-ный ин-спек-тор по па-мят-ни-кам ис-то-рии Фран-ции на за-прос о судь-бе Иеру-са-лим-ско-го об-ра-за Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы от-ве-тил, что та-кая ико-на в ин-вен-та-ре со-бо-ра не зна-чит-ся.

В Успен-ском со-бо-ре за пат-ри-ар-шим ме-стом вме-сто под-лин-ни-ка был по-ме-щен ста-рин-ный спи-сок чу-до-твор-ной ико-ны, на-хо-див-ший-ся до это-го в двор-цо-вой церк-ви Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы, «что на Се-нях». И се-го-дня в глав-ном со-бо-ре Мос-ков-ско-го Крем-ля на-хо-дит-ся точ-ный спи-сок с чу-до-твор-ной Иеру-са-лим-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри. Древ-ние спис-ки с чу-до-твор-ной, очень по-чи-та-е-мой в сре-де рус-ско-го пра-во-слав-но-го на-ро-да ико-ны на-хо-дят-ся в церк-ви Вос-кре-се-ния на Ста-ро-и-е-ру-са-лим-ском по-дво-рье, церк-ви Тро-и-цы в Веш-ня-ках (г. Москва), в , г. Брон-ни-цах (Мос-ков-ская епар-хия) и дру-гих ме-стах.

На так-же есть чти-мый Иеру-са-лим-ский об-раз Бо-жи-ей Ма-те-ри, пе-ред ко-то-рым на-ка-нуне Бо-го-ро-дич-ных празд-ни-ков и в вос-крес-ные дни, по-сле ве-чер-ни, чи-та-ет-ся ака-фист.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

Богоpа́дованная Влады́чице,/ пpепpосла́вленная Ма́ти Щедpо́т и человеколю́бия,/ всеми́лостивая о всем ми́pе Хода́таице!/ Пpиле́жно pаби́ Твои́ ко Твоему́ пpедста́тельству пpибега́ем,/ и ко пpечу́дному о́бpазу Твоему́ со умиле́нием пpипа́дающе мо́лимся:/ моли́тву те́плую Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему сотвоpи́,/ о Всепе́тая Цаpи́це Богоpо́дице,/ да от вся́ких боле́зней и печа́лей нас Тебе́ pа́ди изба́вит,/ и от гpехо́в вся́ких свободи́в,/ Ца́pствия Своего́ Небе́снаго насле́дники ны пока́жет:/ ве́лие бо и неизpече́нное я́ко Ма́ти к Нему́ деpзнове́ние и́маши,/ и вся от Него́ испpоси́ти мо́жеши,// Еди́на во ве́ки пpеблагослове́нная.

Перевод: Богом обрадованная Владычица, превознесенная славой Матерь Милостей и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаица! Настойчиво рабы Твои к Твоей защите обращаемся, и перед удивительным образом Твоим со смирением коленопреклоненно молимся: сотвори горячую молитву к Сыну Твоему и Богу нашему, о воспеваемая всеми Царица Богородица, да от всяких нас бед и печалей ради Тебя избавит и от грехов всяких освободив, Царствия Своего Небесного наследниками сделает, ибо у тебя, как у Матери, есть великое и неизреченное к Нему, и Ты можешь все попросить у Него, Единственная во веки преблагословенная.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

Твоего́ предста́тельства увере́ние/ и милосе́рдия Твоего́ явле́ние/ ико́на Иерусали́мская нам, Влады́чице, показа́ся/ пред не́ю же ду́ши на́ша в моли́тве излива́ем/ и ве́рою Тебе́ вопие́м:/ воззри́, Милосе́рдная, на лю́ди Твоя́,/ вся ско́рби на́ша и печа́ли утоли́,/ утеше́ние благо́е в сердца́ на́ша низпосли́// и спасе́ние ве́чное душа́м на́шим, Пречи́стая, испроси́.

Перевод: Твоей защиты удостоверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычица, показалась, перед ней же души наши изливаем в молитве и с верой к Тебе взываем: «Обрати внимание, Милосердная, на людей Твоих, все скорби наши и печали успокой, благое утешение в сердца наши пошли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

Не отри́ни, о Милосе́рдая Ма́ти,/ слез и воздыха́ний на́ших,/ но проше́ния на́ша ми́лостивно прии́мши,/ пред Иерусали́мскою ико́ною Твое́ю/ моля́щихся люде́й ве́ру укрепи́,/ умиле́нием сердца́ их испо́лни,/ и крест земна́го жития́ нести́ им помози́,// ели́ка бо хо́щеши мо́жеши.

Перевод: Не отвергни, о Милосердная Матерь, слез и стенаний наших, но прошения наши сострадательно приняв, перед Иерусалимской иконой Твоей молящихся людей веру укрепи, смирением сердца их наполни, и крест земной жизни нести им помоги, потому что все что Ты хочешь - можешь.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

Пресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, упова́ние всех упова́ющих на Тя, Засту́пнице печа́льных, прибе́жище отча́янных, вдов и сиро́т Пита́тельнице! Услы́ши и поми́луй ны, гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Своя́, со умиле́нием ко пречи́стому Твоему́ о́бразу припа́дающия: умоли́, Милосе́рдая Влады́чице, Сы́на Твоего́ и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да отврати́т от нас пра́ведный гнев Свой, да прости́т грехи́ и беззако́ния на́ша, я́ко да сподо́бимся бла́гостию Его́ сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и получи́ти ми́лость Его́ со все́ми избра́нными Его́, я́ко благослове́на и препросла́влена еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Иерусалимская»

Кондак 1

Избранной от всех родов преблагословенной Деве похвальное приносим Ти пение, яко Мати сущи Бога. Земнородным явилася еси милосердая Матерь, страждущим подающи отраду, болящим различными недугами исцеление и от наветов вражиих защиту, всем же молящимся Тебе скорое услышание. Темже в радости и умилении вопием Ти: Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Икос 1

Архангелов и ангелов лики на небеси и человеков множество на земли славят Тя, Царицу всех и Богородицу, яко даровала еси нам велию радость и утешение: образ Твой святый, пред нимже благоговейно предстояще, умиленно Тебе зовем: Радуйся от века предусмотренная Господом и Царем славы; Радуйся, предочищенная чрез роды и роды праведников. Радуйся, святейшая Дево, самим Богом избранная в Матерь Сыну Божию; Радуйся, достойный плод безгрешных Твоих родителей Иоакима и Анны. Радуйся, Невесте Божия, воспитанная в земном доме Царя Небесного; Радуйся, обрадованная благовестием архангела Божия Гавриила. Радуйся, возвеличенная паче всех жен рождением от Тебе Спасителя миру; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 2

Честние херувимы и славнейшие серафимы, окружающии вседержавный престол Пресвятыя Троицы, в благоговении пламенне взирают на Тя, яко в славе тамо предстоящи, моляся милосердому Богу за род христианский. Мы же зде на земли предстояще Твоей святей иконе, всем сердцем радующеся благоговейно взываем ко Всевышнему: Аллилуиа.

Икос 2

Проразумеша духом Божиим апостоли Христовы, коль вожделенно будет для верующих начертание на деке святейшего лика Пречистой Девы Богоматери, избраша из среды себе божественного Луку, яко живописца предивна. И той, испроси Матернее от Тебе благословение, подкрепляемый постом и молитвою, написа первую икону Тебе Владычеце, к ней же Сама рекла еси: С Тобою будут благодать Моя и сила. Сего ради со умилением зовем Ти: Радуйся, яко не токмо не возбранила, но Сама благоизволила еси, да изображен будет на деке лик Твой Пречистый; Радуйся, яко восходя к небеси, начертание лика Твоего в залог любви Твоей нам оставила еси. Радуйся, яко по отшествии Твоем на небо, образ Твой святый истинное утешение бысть всем верующим; Радуйся, яко христиане вси стекахуся в Гефсиманию образу Твоему, яко живей Ти сущей, поклонитися. Радуйся, яко взиравший тогда на образ Твой облегчение в скорбех душевных обретаху; Радуйся, яко со слезами молившиися пред иконою Твоею исцеление в болезнех приимаху. Радуйся, яко и ныне вси молящиися пред Пречистым образом Твоим исполнение прошений приемлют; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 3

Сила благодатная, Тобою дарованная первописанной иконе Твоей, такожде проявися и в инех многих подобиях Ея, егда преданная чада Твоя моляху апостолов, да умножат им иконы Твоя, да вси имут их кийждо в дому своем, и радуяся и благоговея, прославляют Тя, святейшую Матерь всесильнаго Бога, вопиюще ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи безмерную любовь к богодарованным Ти чадам Божиим, благословила еси святых апостолов содеяти даже до тридесяти начертаний лика Твоего Пречистаго, на утешение и радость словесных овец стада святейшаго Сына Твоего. Темже вседушно благоговея, зовем Ти: Радуйся, ангелами хвалимая и воспеваемая от серафимов; Радуйся, яко Тобою вся вселенная радости и веселия исполняется. Радуйся, яко иконы Твоя на молитвенное с Тобою общение нам даровала еси; Радуйся, яко чрез них благодеяния различны миру всему источаеши. Радуйся, яко силу Твою благодатную и сей иконе обильно пресуществила еси; Радуйся, яко облистая нас святою иконою Твоею, Сама невидимо среди нас пребываеши. Радуйся, предстояще славней иконе Твоей, Самой Тебе истенней Матери Божией поклоняемся; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 4

Треволнениями житейскими обуреваемии и соблазны греховными соодолеваемии, смиреннии и грешнии раби Твои, под Твой милостивый покров прибегающе, яко в тихое и безмолвное пристанище, прилежно молим Тя: пролей невидимо живительную благодать Твою в души наша и умиротвори удрученная сердца наша, до чистым умом и нескверными устами вопием всегда: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав царь Лев греческий, яко чудес великое множество и благодеяния неисчетная исходят от иконы Богоматерни, якоже во Иерусалиме, восхоте имети ю во стране своей, и егда принесена 6ысть во святый Царьград, источи великия чудеса. Людие же видевши таковую милость к ним Божию, в несказанной радости взываху к Благословенней: Радуйся, Прерадованная, страну нашу осенившая твоим пришествием; Радуйся, благодатная Дево, христианом всех стран сердобольная Мати. Радуйся, яко от всякой души христианской всяко прошение приемлеши; Радуйся, яко вси гласы, призывающая Тя, отвсюду во вселенной слышиши. Радуйся, яко покровом Твоим весь род христианский покрываеши; Радуйся, яко благодать Твою и милости Твоя на всех ближних и дальних простираеши. Радуйся, яко всем вся благая в жизни сей подаеши милостиво; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 5

Взирая на образ Твой и чуя близость Твою к чадам Твоим, вси искупленнии кровию Сына Твоего спешно текут к Тебе, поведая кийждо нужды своя и потребы. Овии убо молят Тя утолити скорби их душевныя и телесныя, инии же в начало путей своих благословение и благопоспешество в делех своих прияти от Тебе чают, друзии мира семейного, согласия и любви даровати им просят. Угнетаемии же от злых человеков защиты и покрова у Тебе ищут, и вся сия приемлюще, радостно вопиют: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша людие страны греческия, яко икона Твоя не токмо пучина чудес и неисчерпаемый источник им бысть, но и мощное одоление на супостатов, многажды изношаху ю пред полчища вражия, и тии бяху побеждаемии и разбегахуся, такожде и скифов до конца победи. Людие же благочестивии видевши сие, в радостном трепете восклицаху: Радуйся, взбранная Воеводо, враги побеждающая; Радуйся, яко безоружным нам на всеоружных победу подаеши. Радуйся, ужас и устрашение на неверных иконою Твоею наводящая; Радуйся, непобедимая Воеводо ратий христианских в брани на врагов. Радуйся, иконою Твоею, яко стеною нерушимою, люди Твоя ограждающая; Радуйся, от бед, всяких зол и напастей многоразличных нас спасающая. Радуйся, яко и бесноватии пред иконою Твоею от демонского удручения свобождаются; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 6

Проповедницы богоноснии, святии апостоли, обстояще пречистый образ Твой, прославляют Тя, всех Царицу и Владычицу, и от Тебе рождшемуся Христу Богу нашему вкупе с вои святых мучеников, невидимых сподвижников Твоих в деле ратном, непрестанно вопиют: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия пречудная икона Матери Божия и всей земли русской, егда могучий князь русский Владимир, с великою ратью, вниде в пределы греческия, но не хотя пролития крови христианской, точию же грехи своя омыти святым крещением, прият веру Православную, греческую, и вси спутницы его. Тогда дадеся ему оная святая икона Иерусалимская, дар безценен, и принесе ю в стольный град свой Киев. Людие же российстии, светом Христовым просвещеннии, Царице Небесной во умилении взываху: Радуйся, Честнейшая херувим и Превосходящая без сравнения вся небесныя силы; Радуйся, горе превознесенная и долу смиренно живущым человеком всегда радушно внемлющая. Радуйся, всем хотящая спастися, к нам иконою Твоею спасти нас пришла еси; Радуйся, яко нас во тме греховней седящих на Своя всемощныя попечения и материнския заботы прияла еси. Радуйся, светом Божественным от иконы Твоея всех нас просвещающая; Радуйся, ко Христу Бога всех нас приводящая. Радуйся, райския двери всем нам отверзающая; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 7

Вседушно восхотев привлещи ко Христу вся люди, сущии в державе Его, и вся отдаленныя концы земли русской просветити светом истинного боговедения, благоверный князь Владимир повеле, святую икону Иерусалимскую перенести из града Киева в великий Новгород, и бе тамо икона сия лета многа, донележе принесена бысть в град Москву, да источает чудеса в сердце России и в пределах московских, и оттоле люди православнии милостей и благодати Богоматери исполненнии, хвалебную песнь Богу воспевают: Аллилуиа.

Икос 7

Удивил еси на нас милости Твоя, Господи, умножив чудотворныя иконы Пречистыя Твоея Матери в отечествии нашем, ихже яко звезды небесныя разсеял еси по всему лицу земли русской, подавая чрез них великия и неисчислимые благодеяния благочестивым насельником Ея. Темже благоговея пред величеством славы Твоея и преклоняя колена сердца пред Пречистым образом Преблагославенной Матери Твоей, умильно вопием Ей: Радуйся, Владычице, страну российскую в жребий и достояние Себе избравшая; Радуйся, окрестность нашу тако возлюбившая. Радуйся, икону Твою чудодейственную в наследие неоцененное нам от лет древних даровавшая; Радуйся, яко сею иконою обтекая грады и веси, аки облаком, благодатию и милостию всех покрываеши. Радуйся, яко принесением иконы Твоея всяко место освящается и люди обновляются; Радуйся, яко от иконы Твоея источники чудес всюду источаются. Радуйся, яко и мы, грешнии, избавляемся от бед и напастей чрез Твою святую икону; Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 8

Странно есть уму человеческому, но дивно сердцу верующему, еже како совершися явление сея иконы Богоматери, како от доски сухия, на нейже изображен бяше лик Твой Пречистый, паче естественная начаша совершатися, сила бо многа от иконы Твоея исходяща, долгонедужным и расслабленным стягнув исцели, вси же видевше чудеса сии, в Божественном восторге вкупе с исцелевшими, радостно восклицаху хвалу Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Ко всем сострадание имущи и всем благотворя чтущым Тя, благоволила еси прославити икону Твою в день лют чумной смертности, воньже страхом велиим сердца всех одержими бяху. Темже вси в покаянии тогда приходившии и умиленно молившиися Тебе во храме Твоем и в домах своих принесенней убо бывшей к ним сей иконе Твоей, внезапной смерти избегаху, и в радостном трепете взываху Тебе благодарственная пения таковая: Радуйся, теплая о нас ходатаице пред милосердым Богом; Радуйся, яко Твоими Матерними молитвами гнев Божий на нас утоляется. Радуйся, яко Тобою кающымся грешником прощение подается; Радуйся, обращающая на путь истинный закоснелых грешников. Радуйся, гордых склоняющая к смирению и жестокосердых приводящая во умиление; Радуйся, в грозный день гнева Божия Материнскую любовь и крайнее снисхождение нам являющая. Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 9

Вся окрестность наша под осенением честныя иконы Твоея пребывающая и сильным предстательством Твоим хранима, непрестанно молим Тя, благую Матерь, да сохраниши всем нам мир и тишину, да избавиши нас от волнений и смут, от крамол и междоусобных браней, и от всяких смертоносных язв, да вси в благочестии пребывающе, в тихом и безмолвном житии благодушно хвалу Богови воспевают: Аллилуиа.

Икос 9

Кий мудрец возможет изглаголати силу благодати, Тобою иконе сей дарованную, кая ли песнь сладкопевца достойна будет восхвалити вся чудеса Твоя, яко принесением иконы Твоея во всяко место благодеяния различны источаются: идеже жар, засуха, тамо дожди обильны проливаются, а идеже пагубное безведрие, тамо солнце возсияет, но и поветрия зловредны изменяются, человецы же Тобою тако помилованнии и облагодетельствованнии из глубины души взывают Ти: Радуйся, пренепорочная Юница, крайним смирением Твоим небеса долу приклонившая к схождению в Тя Сына Божия; Радуйся, Царице небеси и земли, ейже суша и море повинуются. Радуйся, Владычице, яко Тобою дожди благовременны и благорастворения воздуха нам ниспосылаются; Радуйся, теплая Предстательнице наша, пагубныя удары грома и молнии от нас отводящая. Радуйся, яко огнь, поядающий домы и пажити людския, росою молитв Твоих угашающая; Радуйся, яко принесением сея иконы Твоея заразы смертныя люди избегают. Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 10

Спасительное пристанище верным среди бурь и волнений моря житейскаго, паказующее всем нам добрый путь ко пристанищу вечному небесному, помоги нам безпорочно пройти путь жизни сей временней, соверши нас во всякой добродетели и соблюди всех в чистоте и святости, приведи нас в блаженное царствие Сына Твоего, да и мы Тобою спасеннии, возможем тамо со ангелы и лики святых вечно воспевати хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Непреложно веруем, Владычице, яко невидимым Твоим предстательством, аки стеною крепкою, ограждаеши всех нас от искушений и бед, и всяких злокозненных действий врагов наших видимых и невидимых. Сего ради со слезами вопием Ти: Радуйся, Хранительнице наша, от злобы бесовской невидимо нас ограждающая; Радуйся, зависть и коварство на нас злых человек премудро разрушающая. Радуйся, на всех стезях жизни нашея милостиво нас оберегающая; Радуйся, вся наша мысли от злых приражений и суетных мечтаний бдительно охраняющая. Радуйся, вся наша желания во благо и спасение всегда направляющая; Радуйся, яко добро точию творити во славу Божию тайно нас наставляющая. Радуйся, Жизневодительнице наша, к небесам нас во блаженное отечество руководящая; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 11

Пение хвалебное немолчно воспеваем Ти, Богородительнице, яко молитвами Твоими к Сыну Твоему и Богу нашему, грады и веси от злых обстояний сохраняеши, мир и изобилие и вся благая в жизни всем чтущым Тя подаеши, всяк возраст на путь спасения наставляеши, и всех вразумляеши воспевати милосердому Человеколюбцу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Божественным светом пречистой души Твоей всю вселенную просвещаешь и сею иконою Твоею сердца всех веселия и радости исполняеши, благодать ею всюду вносящи. Сего ради и старии и младии, и юницы и дети, в чувствах глубочайшаго благоговения согласно Тебе зовут: Радуйся, людям престарелым отраду утешение в сердца их проливающая; Радуйся, яко младенцем благое воспитание и преуспеяние разума к восприятию полезных учений подаеши. Радуйся, юных наставляющая целомудрию, в девственной чистоте душы их соблюдающая; Радуйся, благословенное совершение христианских супружеств. Радуйся, добрым земледельцем плодородие у Бога испрашивающая; Радуйся, Тя призывающым путником и по морю плавающым милостиво спутствующая. Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 12

Благодать велия дана Ти есть от Бога, Преблагословенная Мати Божия, еже убогия назирати, болящыя исцеляти, такожде помогати бедствующим, утешати скорбящыя и всех заблуждающихся на путь спасения обращати. Темже вси труждающиися и обремененнии имея в Тебе благую Матерь, и чрез Тебе неизлаголанныя милости приемлюще, умильно вопиют: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса Твоя, Богородительнице, имиже являеши нам многую любовь Твою и милосердие, восхваляем чудодейственную силу Твою, всемощная Владычице наша, и предстояще Пречистому образу Твоему, молим Тя: утоли наша печали и избави нас от всякаго зла, да всегда молитвами Твоими в любви Твоей пребывающе, во умилении сердечным зовем Ти: Радуйся, всем скорбящим и обремененным приносящая утешение и радость; Радуйся, Скоропослушнице наша, сущым нам в бедах и напастех, быструю помощь посылающая. Радуйся, в болезнех призывающым Тя целебую силу Твою и скорое выздоровление подающая; Радуйся, всепрощающую любовь Твою на место гнева и ненависти всюду вводящая и ожесточенно враждующих примиряющая. Радуйся, незримая Воспитательнице малых сирот и бездомным вдовицам неизменная Покровительнице; Радуйся, единая наша надежда, отрада и утешение в томительный час смерти. Радуйся, теплая и по смерти нашей Ходатаица о нас грешных у престола Всевышняго; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Царица небесная, рождшая Христа Сына Божия и Спасителя миру всему. Приими ныне от всего сердца нашего сие приносимое Тебе моление и всесильным Твоим предстательством сохрани нас от всяких бед и напастей в жизни сей, и сподоби нас в блаженстве вечном со всеми святыми хвалу Богу воспевати: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва первая

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящыя исцели, скорбящыя утеши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Таин причастницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословенна и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимская молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в Гефсимании, и была первой из 70 икон Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.

В 463 году, при византийском императоре Льве Великом (457-474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», (греч. «Источник»). При императоре Ираклии (575-641), когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой, произошло чудо избавления города и он не был взят. В память об этом образ перенесли в один из главных храмов Византии - Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий, до царствования Льва VI Философа.

В 988 году, Иерусалимская икона была перенесена в крымский город Херсон, или Корсунь, и передана в дар великому равноапостольному князю Владимиру, покорившему этот город и крестившемуся в нем. Князь Владимир взял икону в Киев. Но не долго хранился чудотворный образ в Киевском княжестве. Когда святое крещение и обращение в христианство приняли в Новгороде, князь Владимир даровал сей образ новгородцам.

Более 400 лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

В 1571 году царь Иоанн Грозный перенес икону в Московский Успенский собор. Икона была помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году Иерусалимская икона подлинник исчез и заменен верным списком. По некоторым источникам, чудотворная икона была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

Иконографический тип Иерусалимского образа Божией Матери – «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница). Существует несколько различных вариантов Иерусалимской иконы Божией Матери. Наиболее распространены два вида: икона, на полях которой помещены изображения святых апостолов и мучеников, и икона с предстоящими святыми праведными Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Богородицы.

Один из древних списков с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери в настоящее время находится в московском храме в честь Рождества Христова в Измайлове. С Иерусалимской иконой схожи ГРУЗИНСКАЯ икона БогоМатери и ГРЕБНЕВСКАЯ иконы Божией Матери.

Празднование иконы Божией Матери Иерусалимская совершается Церковью 25 октября (12 октября по старому стилю).

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иерусалимская».

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя утеши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн причастницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва иная

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской, глас 4

Богорадованная Владычице,/ препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем,/ и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся:/ молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит,/ и от грехов всяких свободив,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет:/ велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши/ и вся от Него испросити можеши,/ Едина во веки преблагословенная.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской, глас 3

Твоего предстательства уверение/ и милосердия Твоего явление/ икона Иерусалимская нам, Владычице, показася/ пред нею же души наша в молитве изливаем/ и верою Тебе вопием:/ воззри, Милосердая, на люди Твоя,/ вся скорби наша и печали утоли,/ утешение благое в сердца наша низпосли/ и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской, глас 5

Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред Иерусалимскою иконою Твоею/ молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни,/ и крест земнаго жития нести им помози,/ елика бо хощеши можеши.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Едва ли где можно встретить тех торжественных встреч и проводов чудотворных икон, как это наблюдается при чудотворной иконе Иерусалимской Божией Матери. Какая бы ни была погода - или самая жаркая, в летнее время, или холодная, осенью, - народ тысячами идет встречать Бронницкую Иерусалимскую Божию Матерь. Множество хоругвей, тысячи богомольцев, звон колоколов, а во главе крестного хода, как бы в воздухе, идет на плечах богомольцев величественная икона Богоматери.

Свидетельство очевидца

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

При византийском императоре Льве Великом (457-474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575-641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии - Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская - эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.

Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.

Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа - день перенесения образа из Бронниц и 12 октября - главный праздник чудотворной Иерусалимской.

В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе - Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.

Тропарь, глас 4

Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.

Тропарь, глас 3

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Молитва

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.



24 / 10 / 2005