Сочинение на тему «Женские образы Островского. Женские характеры в драме "гроза" Женские образы в пьесах а н островского

Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы «Гроза». Первый - это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй - это великая река Волга, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, по-своему, не из-под палки, и власти старших покорялась так же. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех страшный, но Катерина пошла на это.

Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, - это воплощенная доброта и прощение. Катерина - истинно трагическая героиня. Ибо герой трагедии - всегда нарушитель некоторого порядка, закона.

Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и не думала протестовать против порядков и мира, в котором жила (и что безосновательно приписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись впервые посетившему ее чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность окружающего мира. Конфликта с этим миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт.

Мир русской патриархальной жизни (а Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире) в Катерине взорвался сам, изнутри, потому что из него стала уходить свобода, то есть сама жизнь. В сорока оригинальных пьесах Островского, охвативших современную ему жизнь, практически нет героев-мужчин, то есть положительных персонажей, занимающих центральное место. Вместо них у Островского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова - лишь одна из них. Ее часто сравнивают с Ларисой Огудаловой из «Бесприданницы».

Основания для этого есть: любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути Катерина и Лариса, скорее, антиподы.

Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности на решительный, энергический, как говорил Н. А. Добролюбов, поступок. В этом смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир «Бесприданницы» иной, нежели тот, что описан в «Грозе»: в 1878 году, когда появилась пьеса, в России утвердился капитализм. В «Грозе» же купечество только становится буржуазией, традиционные патриархальные отношения отживают, мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить свои устремления к свободе, утрачиваются, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые не приемлет Катерина. Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.

Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-прекрасную любовь, стремится к изящно-красивой жизни. Для этого, несомненно, ей нужно богатство. Конечно, ее жених Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже. Неопытность и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, подобно бабочке, летящей на пламя свечи.

А сильным характером, цельностью натуры она не обладает. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить протест в отличие от Катерины. Но нет, она проявляет слабость во всех отношениях.

Слабость не только в ее решении убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, но и в ее нежелании противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во втором акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом, Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холода, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

(354 слова) Женские образы в литературе играют довольно большую роль. Именно слабому полу порой суждено показать жизнь со всеми трудностями и невзгодами, донести определенную идею до читателей и повлиять на общество в целом. Произведения А.Н. Островского славятся разнообразием женских образов, каждый из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом отражает те или иные черты, характерные для того времени. Особенно это заметно в его драме «Гроза», написанной в 1859 году.

Катерина Кабанова – главная героиня произведения, именно за ее душевными переживаниями мы наблюдаем всю пьесу. Чистая, искренняя, чувствительная девушка, « луч света в темном царстве». С детства она была окружена любовью и заботой своих родителей, поэтому выросла страстной и мечтательной натурой. Она была открыта миру, ей не надо было притворяться, чтобы выразить свои эмоции. Но затем, выйдя замуж за Тихона, она попала в совершенно другой мир, пропитанный злобой и деспотизмом со стороны ее свекрови. Ей была невыносима такая жизнь, вследствие чего она влюбилась в Бориса. Однако, к сожалению, все закончилось печально: Катерина не смогла совладать со своими муками совести, поэтому она погибла, целенаправленно избрав путь смерти.

Другим ярким образом в пьесе стала Марфа Игнатьевна Кабанова. Богатая купчиха и по совместительству мать Тихона, свекровь Катерины. Она же олицетворение тирании и жестокости – черт, присущих этому Калинову. Больше всего на свете она ценит порядки и обычаи, регламентированные Домостроем. Осуждает своего сына и невестку, потому что они поступают не так, как предписано законом. Даже, когда Катерина признается в своем грехе, Кабаниха счастлива, ведь у нее есть повод вечно унижать молодую женщину. Тем не менее, в конце произведения купчиха остается одна, потому что даже ее единственный сын отказался от нее.

Еще одной интересной героиней в произведении была дочь Кабанихи — Варвара. Умная и хитрая девушка, которая презирает законы Домостроя, и пытается действовать по-другому. Именно она уговорила Катерину встретиться с Борисом, так как в ее представлении нужно делать всё, что хочешь. Героиня никогда не выступит в открытую против жестоких порядков, но она готова бороться за свое счастье, используя ложь. В конце концов, Варвара убегает вместе с Кудряшом из родного дома, чтобы начать другую жизнь.

В пьесе Островского мы видим совершенно разных героинь, отличающихся своим мировоззрением. Каждая из них олицетворяет собой определенную группу людей, живших в то время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Женские образы в пьесах Островского

Женский образ в русской литературе многолик и многогранен. Немало выдающихся русских писателей и поэтов почли за честь отобразить течение жизни через призму женской судьбы. Татьяна Ларина Пушкина и Анна Каренина Толстого, княжна Мери Лермонтова и сестры Прозоровы Чехова - каждая из женских судеб, раскрытых авторами с теплотой и любовью, по-своему отражает течение русской жизни на протяжении нескольких столетий...

Женщины в пьесах Островского зависят от окружающей их социальной среды. Это определяет конфликт в подавляющем большинстве пьес. Конфликт между желаемым и действительным, между тем, что «дозволено», и тем, что «не дозволено», определяет многое в построении женского образа Островским.

Как правило, главную героиню в пьесе непременно окружают героини второго плана. Они представляют собой как бы вариации на основную тему, отвечая на вопрос: «А что было бы, если бы героиня поступила не так, а иначе?» Это позволяет глубже взглянуть на события, происходящие с персонажами пьесы.

В связи с этим замечательны разнообразные и вместе с тем выступающие как одно целое маменьки Островского, пекущиеся о своих чадах, безраздельно любящие их, но зачастую не понимающие их желаний и возможностей. Это матушки Елены Карминой и Липочки Большовой, видящие счастье своих дочерей исключительно в замужестве (причем для них не важно, что это будет за муж, главное, чтобы «приличия» были соблюдены, а там уж «стерпится - слюбится»), Харита Игнатьевна Огудалова - несчастливая мать своих настрадавшихся дочерей, и даже мать Тихона Кабанова - страшная Кабаниха, по-своему безответно любящая своих сына и дочь, желающая им какого-то одного ей понятного счастья...

По-разному складываются судьбы их дочерей. Например, героиня «Женитьбы Белугина» сумела победить в себе мелкодворянское чванство и по-настоящему полюбить «не подходящего» ей по сословию мужа. Елена Кармина - одна из немногих героинь Островского, заслужившая свое женское счастье в полной мере.

У Липочки из пьесы «Банкрот, или Свои люди - сочтемся» другая судьба, как, впрочем, другая и мечта. Замужество для нее - лишь возможность уйти из-под угнетающей родительской опеки, выйти, что называется, «в свет» (при этом она в полной мере дитя своего сурового и нечуткого отца: не видя от него в детстве ласки и родительской доброты, она, естественно, не может ответить ему тем же, хладнокровно отправляя его в долговую яму ради собственного благополучия). За судьбу Липочки, ставшей Олимпиадой Самсоновной, можно не опасаться, ибо такие выживают в любых жизненных перипетиях... Однако самые яркие, наполненные женские образы, созданные Островским, говорят о том, что понятие счастья для женщины несовместимо с понятиями обмана, несправедливости, лжи себе и другим. Ни Катерина, ни Лариса Огудалова не смогли жить в неправде, обмане самих себя ради внешнего благополучия.

Катерина, живя в доме матери мужа, где все подчинено ханжеству Кабанихи, невозможности раскрытия истинного чувства, не умеет «выставиться» и «похвалиться», но готова всему подчиняться. Не видя со стороны мужа доброго к ней отношения (которое скрыто под маской страха перед матерью), Катерина безудержно ищет возможности любить и быть любимой. Борис для нее - это скорее быстро осуществляемая мечта, чем реальный человек. Он олицетворяет возможность свободы, полета, достижения счастья. Нереальность объединения своих желаний и окружающей ее действительности заставляет предельно честную с самой собой Катерину уйти из жизни. Ее смерть - это подтверждение ее силы и свободы, воли и независимости.

Протестом против подлости и низости, бесхарактерности и пресмыкания звучат и поступки, совершенные Ларисой Огудаловой. Это как ее отъезд с Паратовым за реку, так и отказ принять «помощь» зарвавшихся купцов - Кнурова и Вожеватова. Возможность оставаться самой собой (пусть брошенной, но любящей женщиной, не ставшей игрушкой в чужих руках) вполне оплачена Ларисой, ее смертью. Карандышев, пожалуй, пусть невольно, совершает один из самых честных поступков по отношению к Ларисе: он лишает ее жизни, тем самым не давая ей даже возможности пасть.

Образы женщин в творчестве Островского принадлежат к лучшим образцам русской литературы, знаменуя собой новый этап в драматургии.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

А.Н. Островский очень долго искал главных героев своих пьес «Гроза» и «Бесприданница». Он перебрал много вариантов, ему нужен был такой герой который бы, одновременно вызывал у читателя: призрение, жалость, восторг и сочувствие. И как говорится «кто ищет тот всегда найдет», вот и Островский, нашел что хотел. И мне кажется, что он не зря так нательно выбирал главных героинь, так как они действительно подходят под эти роли, пусть это будет хоть главная героиня повести «гроза»- Катерина, хоть главная героиня повести «бесприданница» - Лариса. Они обе очень интересные персонажи, в какой-то степени даже очень похожи, но сказать что, они одинаковы нельзя, так как это не так.

В повести «гроза» на долю главной героини Катерине выпала не сладкая учесть. Да в начале мы видим верную, любящею своего мужа жену, можно даже сказать сноху, которая пытается найти общи язык с матерью мужа, т.е. со свекровью. Но потом когда мы начинаем узнавать о Катерине, все больше и больше нового, то мы начинаем понимать что она вовсе не любит своего мужа, хранит верность только потому, что знает что это ее обязанность. А со свекровью пытается не конфликтовать лишь для того чтобы ей хоть немного было легче жить, в доме где одни скандалы, и которые конечно же не проходили без присутствия ворчливой свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой.

И вот мы видим, что только вроде бы Катерина находит свое счастье, влюбляется. Но и здесь ей быть счастливой не дано, так как она замужем и не о чем таком не может быть и речи. Но все же она идет против правил и изменяет мужу с молодым человеком Борисам Григорьевичем. Так же мы видим, что Катерина не смогла жить с таким грехом на душе, и призналась публично в своей измене. Конечно же ее почти некто не понял и отнесся к ней с призрением. От стыда она хочет уехать с Борисом, которого любит, но он отказывает ей и уезжает один. А Катерина решает покончить жизнь самоубийством и прыгает со скалы.

Что касается повести «Бесприданница» то здесь главной героине Ларисе легче, так как она не замужем и в полне свободная девушка. Но почему-то это ей не мешает портить свою жизнь, хотя бы тем что, она дает согласие на замужество тому, кого не капельки не любит. А любит она своего бывшего жениха Паратова который бросил ее и уехал. И вернулся лишь тогда, когда Лариса уже почти была замужней девушкой. И как не трудно догадаться, конечно же портит жизнь и Ларисе, и ее жениху Карандышеву. Паратов обманывает наивную Ларису, можно даже сказать просто пользуется ею как игрушкой. И конечно же бросает и вовсе не собирается женится на ней, как он ее обещал это ранее. И она остается одна, несчастная и обманутая. Так как Лариса изменила своему жениху, она теперь не может вернутся к нему обратно, да и к тому же сам Карандышев уже знает обо всем и в гневе разыскивает Паратова и Ларису. А Лариса тем временем в отчаянии подходит к обрыву и хочет покончить с жизнью самоубийством, но не решается на это, и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь…» И проходят, какие- то минуты и ее желание воплощается в жизнь. А точней Лариса погибает от руки ее обманутого жениха Карандышыва.

И так, лично я считаю что пьесы «ГРОЗА» и «БЕСПРИДАННИЦА» не так уж и похожи, а точней похожи лишь тем, что обе главные героини в конце пьес трагически погибают. А так по самой сути эти две пьесы совершенно разные и судьбы Катерины и Ларисы совсем не похожи.

Конечно если бы эти события происходили в наше время, то возможно финалы пьес «Г» и «Б» сложились бы совсем иначи.

Среди драматургов А.Н. Островский отличается от многих классиков русской литературы. У него нет него идеальных героинь, как, например Елена (роман "Накануне"), Ольга (роман "Обломов"), Островский реалистичен. Ни одного персонажа в его пьесах нет идеального.

Пестрая галерея женских образов в «Грозе», как и в других его драматических произведениях, реалистична и жизненна.

(Ирина Зарубина в роли Варвары Кабановой из к/ф "Гроза", СССР, 1933 )

Первым персонажем, который представлен в пьесе, является Варвара Кабанова. Эта девушка - дочь Марфы. Будучи умной и хитрой, Варвара презирает устои Домостроя. Она пытается поступать по-своему. Ветреная, беззаботная субретка, уговаривает пойти на свидание с Борисом Катерину. Девушка считает что нужно поступать только так, как хочешь, но нельзя при этом сознаваться в грехах. Героиня не выступает открыто против жестокости порядков. Борется она за свою свободу, пользуясь ложью. А когда мать приказывает запереть дочь, Варвара убегает из дома с Кудряшом, стремясь начать жизнь иную, не основанную на патриархальных законах, проповедуемые ей матерью.

(Фаина Шевченко в роли Кабанихи, драматическая постановка, 1934 )

Второй, не менее яркий образ — купчиха Кабаниха. Марфа Кабанова, олицетворяет тиранию и жестокость, деспотизм в семье, которые присущи Калинову. Она считает сложившиеся в ее семье устои Домостроем. Осуждает невестку, поступающую не так, как предписывает закон. А когда Катерина сознается в своем проступке, жестокая купчиха ощущает себя счастливой от того, что у нее появилась причина постоянно унижать женщину, топча обостренное чувство свободы, привитое Катерине в родном доме. В конце пьесы старшая Кабанова остается в пустом доме одна. Дочь убежала с сердечным другом Кудряшом, презрев Домостроевские законы города. Даже любимый сын, который никогда не противоречил матери, отказался от нее. Ее мир и убеждения потерпели крах.

(Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, сцена Малого театра )

Катерина - главная героиня пьесы. Именно ее душевные страдания наблюдают зрители на протяжении всей пьесы. Будучи искренней, чувствительной, молодая женщина детства жила в окружении любви и заботы родителей. Потому она выросла романтичной мечтательницей. Но девушка выходит замуж и оказывается в другом мире, который пропитан злобой и деспотизмом матери Тихона. Тихон во всем подчиняется маменьке. Жить так ей становится невыносимо, И тогда, решив что-то изменить, Катерина соглашается на уговоры Варвары и идет на свидание с Борисом. Она влюбляется в Бориса. Не сумев справиться с угрызениями совести, молодая женщина погибает, бросившись в воду. Перед смертью Катерина прилюдно кается в греховной любви к Борису. Она идет к обрыву потому, что не видит выхода.

(Нина Алисова в роли Ларисы из к/ф "Бесприданница" 1936 )

Лариса из Пьесы «Бесприданница» схожа с Катериной по некоторым чертам характера и тем, что обе погибли. Лариса воспитывалась в неполной семье, мать во всем подчиняла девушку себе, решала важные вопросы сама. Именно по ее указанию Лариса должна была выйти замуж за нелюбимого человека.

Мать Ларисы, вдовая дворянка, считала, что нужно быть хитрой. Но без этого женщина выжить просто не смогла бы

Все женские образы в пьесах, выписаны реалистично. И несмотря на социальную зависимость, они играют главную роль в произведении. Именно их присутствие в произведении помогло раскрыть суть конфликта. Островский был против насильственных изменений в обществе, хотя и осуждает подобное. А образ Катерины показывает на назревший конфликт отсталых устоев, необходимость изменений в обществе.