Задачи по областям:
Речевое развитие:
Познавательное развитие:
Физическое развитие:
Страница «Лабиринт».
Страница «Бабочка». По заданию логопеда ребенок определяет место звука «Р» в слове по карточкам, передвигая бабочку на соответствующий цветок. (I цветок—начало слова, II цветок — середина, III цветок—конец слова).
Ромашина Светлана Аркадьевна, 11.10.2017
1168 121
Содержимое разработки
Использование лэпбука в работе учителя-логопеда
на индивидуальном коррекционном занятии.
На индивидуальных коррекционных занятиях хорошо зарекомендовала себя универсальная папка - лэпбук, которая позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы. Её структура и содержание доступно ребенку, обеспечивает игровую, исследовательскую и творческую активность.
Хочу представить вашему вниманию совместную работу учителей-логопедов нашего ДОУ - лэпбук "Рекс учится ррр-рычать".
Задачи использования ЛЭПБУКа «Рекс учится р-р-рычать» в коррекционной работе по областям:
Речевое развитие:
Закрепить правильный артикуляционный уклад звука, кинестетические ощущения на данный уклад;
Автоматизировать звук «Р» в различных фонетических условиях;
Формировать способность осуществлять фонематический анализ слов и умение определять местоположение звука «Р» в словах;
Закрепить умение составлять графическую схему слова «РАК» при определении последовательности и количества звуков в слове;
Развивать навык составления предложений по сюжетной пазловой картинке.
Социально-коммуникативное развитие:
Активизировать речевую деятельность ребенка, совершенствовать диалогическую, грамматически правильную речь;
Воспитывать взаимодействие со взрослым путем четкого выполнения инструкций логопеда;
Познавательное развитие:
Формировать способность составлять графический образ буквы с помощью пазлов; а также используя пантомиму.
Уметь собирать сюжетную картинку из пазлов.
Физическое развитие:
Совершенствовать развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики рук;
Развивать наглядно-образное мышление, наблюдательность, воображение.
ЛЭПБУК «Рекс учится р-р-рычать» состоит из нескольких страниц. Ребенку предлагается помочь Рексу пройти все испытания.
Страницы «Рекс учится рычать» и «Заведи мотор». Ребенок принимает правильную артикуляционную позу при произношении изолированного звука «Р», двигая машинкой по дорожке к домику. При этом звук «Р» произносит громко-тихо, протяжно.
Страница «Слоговые рычалочки» помогает ребенку правильно произнести слоги, перелистывая «слоговые полоски», а также проговорить чистоговорки на карточках, которые надо достать из кармашка.
Страница «Лабиринт». Ребенок называет слова по карточкам-картинкам, четко проговаривая звук «Р» в словах. (карточки достает из кармашка, расстегивая кнопочку, слова произносятся согласно указанным стрелочкам).
«Улитка» - назвать слова по часовой стрелке и против.
Страница «Бабочка». По заданию логопеда ребенок определяет место звука «Р» в слове по карточкам, передвигая бабочку на соответствующий цветок. (I цветок-начало слова, II цветок - середина, III цветок-конец слова).
«Рекс-поэт» - перелистывая карточки с мнемотаблицами, ребенок проговаривает стихи, зашифрованные в рисунках.
Страница «Поиграем с буквой».
Ребенок «раскрывает цветок» и собирает из пазлов сюжетную картинку. В соответствии с уровнем сформированности связной речи, ребенок составляет рассказ по получившейся картинке или отвечает на вопросы логопеда по картинке.
Конверт «Сделай букву сам». Ребенок собирает пазлы с загаданной буквой «Р», проговаривая слова, изображенные на каждой части пазлов.
3. «Розовый конвертик» с заданиями
Определяет количество букв на картинке;
Находит спрятанную букву «Р» в картинках;
- «Живая буква»: изобразить букву с помощью пантомимы.
Данное дидактическое пособие по развитию всех компонентов речевой системы может быть полезно:
Родителям и детям, как отличный способ закрепления пройденного;
Воспитанникам в различных игровых ситуациях после изучения лексических и фонетических тем;
Педагогам ДОУ, учителям-логопедам при постановке и автоматизации звуков, развитии функций фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов.
Тамара Степановна Ионина
Лэпбук в работе учителя – логопеда
Цель: развитие познавательной активности детей 4 – 7 лет посредством развивающих заданий и игр.
Задачи:
1. Развивать артикуляционную, пальчиковую моторику, мимику, речевое дыхание.
2. Развивать фонематический слух и звукобуквенный анализ слов («Логопедическое лото», «Прочитай слово по первым звукам»).
3. Автоматизировать звуки в игре «Звуковая дорожка», в скороговорках, чистоговорках.
4. Развивать связную речь («Составление рассказа по серии картинок»).
5. Развивать зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»).
Лэпбук - это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется.
Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного возраста. В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.
Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает детям усвоить знания (звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.
Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.
Данный лэпбук сделан для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.
В пособии отражены следующие разделы :
Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы гласных звуков, характеристика согласных звуков);
Пальчиковая гимнастика;
Эмоции (задание: «Угадай эмоцию»);
Дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку (божью коровку) с цветка», «Дождик», «Ветерок»);
Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова («Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки», «Прочитай слово по первым звукам»);
Автоматизация звуков (чистоговорки, скороговорки);
Грамматический строй («Предлоги»);
Развитие связной речи («Составь рассказ по серии картинок»);
Мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками», «Шнуровка», «Собери бусы»);
Зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);
Развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).
В начале занятия по работе с лэпбуком ребенок выбирает те задания, которые он хочет сделать на данном занятии и отмечает их фишкой. В лэпбуке есть специальные условные обозначения этих заданий.
Вывод: такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.
Публикации по теме:
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.
Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление.
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Современному человеку необходимо понимать новые реалии, уметь ориентироваться, творчески мыслить,.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Мастер-класс «Использование интерактивных игр в в работе учителя-логопеда» Данный мастер-класс проводился в рамках конкурса "Учитель года 2016". Все началось с того, что мне подарили ноутбук. Я начала его изучать,.
Дидактическое пособие – лэпбук «В гостях у звука [Р]»
старший дошкольный возраст
Актуальность:
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное для меня, незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, на столе, и за один раз просмотреть всё её содержимое.
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателей, родителейи ребенка.
При работе с детьми с ОНР лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны , словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.
Лэпбук преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми. Но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.
На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
- Пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
- Ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
- Формировать грамматические категории;
- Развивать связную речь;
- Формировать психологическую базу речи;
- Совершенствовать мелкую моторику.
Актуальность пособия «В гостях у звука [Р]» обусловлена возможностью автоматизации звука [Р] самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка.
В современном обществе важно, чтобы дети с ОВЗ умели социализироваться, чтобы у них хорошо были развиты коммуникативные навыки.
Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей.
Аннотация:
Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» представляет собой заламинированную папку формата А3. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. Картинки взяты из интернет-ресурса yandex.ru.
Цель:
Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием дидактического пособия лэпбук.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки;
Научить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;
Обучать чтению слогов с использованием буквы Р, находить в словах нужный слог в разных позициях, как в начале слова, так и в середине слова;
Определять место (позицию) звука [Р] в словах;
Автоматизировать звук [Р] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;
Автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, насыщенных звуком [Р];
Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
Развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [Р]», называния накладываемых друг на друга контуров картинок со звуком [Р];
Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие «Собери букву Р»);
Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость;
Формировать самоконтроль за речью;
Побуждать к активности в получении новых знаний;
Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участиемвзрослого как играющего партнера);
Обладает дидактическими свойствами;
Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
1. Карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука [Р].
Данный раздел представлен в виде карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука [Р].
Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения.
2. «Звуковая дорожка».
Данный раздел представляет звуковые дорожки. Ребенок МАШИНКОЙ или СОБАЧКОЙ (лежат в кармашке пособия), ведет по дорожке и тянет звук.
Цель: совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве; автоматизация поставленного звука.
3. «Составь предложения».
В данном разделе представлены карточки с картинками. Нужно составить предложения о Роме и Ире по схемам с опорой на картинки. Образец: Рома... труба. - Рома купил трубу.
Цель: научиться работать по схемам, автоматизация звука [Р] в связной речи.
4. Игра «Сложи пирамиду».
Данное пособие представляет собой разноцветную пирамиду из частей, с картинками со звуком [Р].
Ребёнку предлагается собрать пирамидку, при этом правильно назвать картинки, изображённые на ярусах.
Цель: автоматизация звука [Р] в словах; развитие мелкой моторики.
5. Карточки «Читаем слова-слоги».
Данное пособие представляет три карточки, из которых можно составить цветную картинку со словом, разделенным на буквы (ШАР, СЫР, РАК).
Цель: обучение чтению; развитие зрительной и мелкой моторики.
6. Карточки «Слово рассыпалось».
Данное пособие представляет картинки с рассыпанными буквами. В пустых клетках нужно записать их названия из рассыпанных букв, с помощью смываемых фломастеров. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.
Цель: развитие связной речи; развитие зрительного восприятия; развитие навыка чтения.
7. Разрезные картинки «Собери букву Р».
Ребёнок собирает пазл и получит загаданную букву. Запоминает, как она выглядит и называет. Для закрепления называет слова, которые нарисованы в каждом элементе.
Цель : закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение буквы; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки; продолжать учить концентрировать внимание; помочь развить наблюдательность, развивать зрительное восприятие.
8. Игра «Лото-слоги».
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат разрезные карточки слов: макароны, сковорода, растение, смородина, карандаши, фломастеры, и их картинки. Нужно к каждой картинке подобрать соответствующие слова из слогов. Например, картинка смородина, подобрать карточки из слогов СМО-РО-ДИ-НА.
9. Карточки «Чистоговорки».
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат чистоговоркипо автоматизации звука [Р]. Взрослый читает стихотворную форму, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.
Цель: автоматизировать звук [Р] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением; развивает зрительную память.
10. «Найди все слова со звуком [Р]».
Данный раздел представляет «заколдованные картинки», на которой изображены наложенные друг на друга контуры предметов.
Цель: развивать у детей зрительное восприятие посредством нахождения предметов, называния их с чёткой артикуляцией звука [Р].
11. «Веселая улитка».
Данный раздел представляет собой улитку с изображениями разного количества предметов на заданный звук. Предназначено для автоматизации (закрепления) звука [Р] в речи воспитанников с нарушениями звукопроизношения.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха; совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи.
12. Карточки «Определи место звука [Р] в слове».
Данный раздел представляет собой карточки с условными обозначениями позиции звука [Р] в слове: карточки с позициями «звук [Р] в начале слова», «звук [Р] в середине слова», «звук [Р] в конце слова», а также картинки, содержащие звук [Р] в разных позициях.
Цель: развивать у детей умение определять позицию звука [Р] в слове, соотносить графическую схему с нужной картинкой.
13. «Слоговая дорожка».
Представлена слоговая дорожка: РА-РО-РУ-РЭ-РО-РЭ-РУ-РО-РА. Ребенок читает слоги, и закрывает слог «рыбкой», если произносит правильно звук [Р].
Цель: автоматизация поставленного звука в слогах.
14. «Автоматизация звука [Р]».
К этому разделу переходим на этапе автоматизации звука, представлены картинки со звуком [Р], ребенок называет картинку, с контролем звука [Р], если произносит правильно закрывает «рыбкой».
Цель : закрепление правильного произношения звука «Р » в словах.
15. «Прочитай текст».
Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки словами.
Цель: автоматизация звука р в предложениях.
Дидактическое пособие «В гостях у звука [Р]» рекомендуется также использовать и воспитателям дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе с детьми, также пособие могут использовать родители, и сами дети в самостоятельной и игровой деятельности.
Результатом использования данного пособия является:
- Объединение детей, родителей и педагогов, то есть, социальная
направленность;
- Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться;
- Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи;
- Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
Используемая литература:
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015.
- Комарова А.А. «Альбом для автоматизации звуков, в игровых упражнениях». Составь предложения- с.17;, Слово рассыпалось.
- «Звуковая дорожка»,
- «Собери пирамидку»,
- «Читаем слова слоги» - дидактическое пособие,
- Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=звуковая улитка
- Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=артикуляционная гимнастика карточки
- Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=чистоговорки карточки;
"Свидетельство о публи кации в СМИ" Серия А № 0005333
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Шестак Елена Владимировна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МДОУ "ЦРР-детский сад №6 "Родничок"
Населённый пункт:
гп.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
Наименование материала:
методическое пособие
Тема:
"Логопедический лепбук"
Дата публикации:
18.02.2018
Раздел:
дошкольное образование
Краткая аннотация методического пособия
«Логопедический лэпбук»
Учитель-логопед МДОУ «ЦРР-детский сад №6 «Родничок»
г..п.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
Дидактическое пособие «Логопедический лэпбук» представляет собой
папку в 3 разворота. На страницах папки имеются различные кармашки,
которые заполняются практическим материалом. Порядок расположения
кармашков позволяет логопеду сохранять структуру логопедического занятия,
что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В
пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал,
нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику,
словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия,
мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и
развивающую функции.
Занятия с лэпбуком можно проводить с одним ребенком или подгруппой
Пособие адресовано логопедам ДОУ для организации коррекционной
работы по автоматизации и дифференциации, поставленных звуков,
закрепления знаний по лексическим темам с детьми старшего возраста.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать
их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и
грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие
перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей
готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты
и чтения.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и
обучения детей дошкольного возраста показал, что количество
имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Увеличилось
число воспитанников с проблемами психического плана -
гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая
утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших
психических функций.
Часто логопеды, и не только начинающие, испытывают затруднения в
организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно,
многократные повторения одного и того же материала утомляют не только
ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно
отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать,
узнавать звук, а затем правильно его произносить.
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно
помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть
стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в
желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных
моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при
выполнении которых процесс обучения и научения превращается в
интересную игру.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача
первоначального обучения».
К.Д. Ушинский
Таким образом, для достижения максимальной эффективности в
коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных
задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых
нарушений.
В целях реализации данной проблемы в 2016-2017 учебном году было
разработано и внедрено в систему коррекционной работы
многофункциональное пособие «Логопедический лэпбук».
"Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит
"наколенная книга" (lap - колени, book - книга).
Лэпбук – представляет собой папку или другую прочную картонную
основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини - книжки - простые
и фигурные, в виде кармашков, гармошек, рисунков, небольших текстов и
т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее
взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает
требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной
предметно-развивающей среде:
трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей;
полифункциональность - использование папки в различных видах
детской активности. Лэпбук можно использовать для работы с детьми
как индивидуально, так и с подгруппой;
вариативность . В лэпбуке существует несколько вариантов
использования каждой его части;
доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности,
обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов,
возможно использование в любом помещении, где осуществляется
образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке
насыщенность - периодическая сменяемость игрового материала,
обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых
материалов, стимулирующих активность детей.
В пособии отражены следующие разделы :
Дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок»,
«Снежинка» и т.д.);
Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы
гласных звуков, характеристика согласных звуков);
Пальчиковая гимнастика, «Су-джок»;
Развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).
Автоматизация звуков («слоговые дорожки», «Повторялки», чистоговорки,
скороговорки и т.д.);
Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова
(«Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки»,
«Прочитай слово по первым звукам», «Волшебный паровозик», «Чего не
стало», «Веселая рыбалка» и т.д.);
Развитие связной речи по лексическим темам («Составь рассказ по серии
картинок», «Повтори стихотворение» и т.д,);
Грамматический строй («Предлоги»);
Мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками»,
«Шнуровка», «Собери бусы», «Нарисуй букву», «Волшебная проволочка» и
Зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);
Таким образом использование в работе учителя –логопеда данного пособия
позволяет решать одновременно несколько задач:
1.Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные
ощущения.
2.Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать
звуковому анализу с элементами обучения грамоте.
3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.
Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
5.Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.
Алгоритм использования данного пособия можно проследить на примере
занятия по автоматизации звука «р». (Приложение№1) Аналогично можно
проводить занятия по автоматизации и дифференциации других звуков.
Дидактический материал заполняется логопедом исходя из его конкретных
задач. Материал постоянно пополняется, что способствует постоянному
профессиональному росту педагога и повышению его творческой активности.
В целях повышения эффективности коррекционной работы к изготовлению
дидактического материала к проведению игр и упражнений привлекаются
родители воспитанников, что позволяет «включить» их в образовательный
процесс, повысить их компетентность и заинтересованность.
Пособие имеет практическую ценность , так как в игровой,
непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных
задач. При традиционном подходе основная нагрузка падает на самый
мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных
условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся
недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную
ответственность за запоминание и усвоение материала. Знания дошкольника
становятся прочнее и полнее.
Эффективность данного пособия состоит в том , что в процессе освоения
игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности
ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике
такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является
следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации
педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д.
Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим
количеством органов чувств они воспринимаются.
Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у
детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает
настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а
это самый высокий показатель данного пособия .
Данное пособие обеспечивает педагогу экономию по времени подготовки и
проведению индивидуально – подгрупповых занятий с детьми по темам
предложенных блоков.
Лилия Милая
Логопедическое пособие лэпбук «Дифференциация и автоматизация [С] [Ш] »
1. «Повторюшка»
цель звука в словах , развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Ход игры :Логопед предлагает прочитать (если ребенок имеет навык) или послушать, запомнить и повторить представленные стихотворения «повторюшки» . (страница1)
2. «Что получится?»
цель : закреплять правильное произношение звука в словах , развивать фонематическое восприятие, зрительную память, внимание и логику.
Ход игры:
а)Логопед предлагает изучить представленные слова с пропущенными в них буквами и вставить подходящие по смыслу буквы.
б) Логопед предлагает изучить представленные слова и произвести соединение слов со звуком [c] и назвать полученные слова. (страница 2)
3. «Потому что»
цель : формировать и развивать у детей навык логического анализа и синтеза.
Ход игры : Под представленными на странице картинками подобрать и аргументировать подходящие по смыслу и логике картинки и вставить их в предназначенный кармашек.
4. «Четвёртый лишний»
цель : Различение звуков в словах , работа над словарём.
Ход игры : Логопед предлагает ребенку повторить ряд слов, определить какое слово лишнее, аргументировать свой выбор. (страница 3)
5. «Один-Много»
цель игры : развивать фонематическое восприятие, зрительную память, внимание и логику, научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Ход игры : Логопед предлагает ребенку проанализировать картинку и изображения на ней. Детям предлагается к каждой группе картинок (слов) подобрать обобщающее слово, а потом найти лишнее в зависимости от наличия или отсутствия звуков [c] и [ш] . Назвать каждое изображенное животное в единственном и множественном числе.
6. «Чей предмет?»
цель игры : формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры : Детям предлагается рассмотреть картинки и ответить на вопросы чей, чья, чьи? (пример Шорты Сергея-Сергеевы шорты)
7. «Узнавайка» цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах , развивать фонематическое восприятие, зрительную память, логику, внимание.
Ход игры : Предлагается ребенку назвать верно слова и определить в каком слове в паре есть звук [c] и звук [ш] . Предлагается быстро и четко произносить пары слов.
Публикации по теме:
Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г] .Звуки [К], [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке.
Батяева Анастасия Дифференциация звуков «Ш» и «Ж» подгрупповое логопедическое занятие для старшей подготовительной группы Тема: «Путешествие.
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.
ТЕМА: Автоматизация и дифференциация поставленных звуков К, К’ ЦЕЛЬ: формирование фонетических средств языка. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательная:.
Тема: «Звуки т и ть» Цели: к –о -познакомить детей со звуками т и ть; -научить характеризовать и дифференцировать звуки по акустическим.
Открытое логопедическое занятие