Лэпбук логопедия наглядность для детских садов. Лэпбук звуковой "у шипелочки в гостях"

Задачи по областям:

Речевое развитие:

Познавательное развитие:

Физическое развитие:

Страница «Лабиринт».

Страница «Бабочка». По заданию логопеда ребенок определяет место звука «Р» в слове по карточкам, передвигая бабочку на соответствующий цветок. (I цветок—начало слова, II цветок — середина, III цветок—конец слова).

Ромашина Светлана Аркадьевна, 11.10.2017

1168 121

Содержимое разработки

Использование лэпбука в работе учителя-логопеда

на индивидуальном коррекционном занятии.

На индивидуальных коррекционных занятиях хорошо зарекомендовала себя универсальная папка - лэпбук, которая позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы. Её структура и содержание доступно ребенку, обеспечивает игровую, исследовательскую и творческую активность.

Хочу представить вашему вниманию совместную работу учителей-логопедов нашего ДОУ - лэпбук "Рекс учится ррр-рычать".

Задачи использования ЛЭПБУКа «Рекс учится р-р-рычать» в коррекционной работе по областям:

Речевое развитие:

Закрепить правильный артикуляционный уклад звука, кинестетические ощущения на данный уклад;

Автоматизировать звук «Р» в различных фонетических условиях;

Формировать способность осуществлять фонематический анализ слов и умение определять местоположение звука «Р» в словах;

Закрепить умение составлять графическую схему слова «РАК» при определении последовательности и количества звуков в слове;

Развивать навык составления предложений по сюжетной пазловой картинке.

Социально-коммуникативное развитие:

Активизировать речевую деятельность ребенка, совершенствовать диалогическую, грамматически правильную речь;

Воспитывать взаимодействие со взрослым путем четкого выполнения инструкций логопеда;

Познавательное развитие:

Формировать способность составлять графический образ буквы с помощью пазлов; а также используя пантомиму.

Уметь собирать сюжетную картинку из пазлов.

Физическое развитие:

Совершенствовать развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики рук;

Развивать наглядно-образное мышление, наблюдательность, воображение.

ЛЭПБУК «Рекс учится р-р-рычать» состоит из нескольких страниц. Ребенку предлагается помочь Рексу пройти все испытания.

Страницы «Рекс учится рычать» и «Заведи мотор». Ребенок принимает правильную артикуляционную позу при произношении изолированного звука «Р», двигая машинкой по дорожке к домику. При этом звук «Р» произносит громко-тихо, протяжно.

Страница «Слоговые рычалочки» помогает ребенку правильно произнести слоги, перелистывая «слоговые полоски», а также проговорить чистоговорки на карточках, которые надо достать из кармашка.

Страница «Лабиринт». Ребенок называет слова по карточкам-картинкам, четко проговаривая звук «Р» в словах. (карточки достает из кармашка, расстегивая кнопочку, слова произносятся согласно указанным стрелочкам).

«Улитка» - назвать слова по часовой стрелке и против.

Страница «Бабочка». По заданию логопеда ребенок определяет место звука «Р» в слове по карточкам, передвигая бабочку на соответствующий цветок. (I цветок-начало слова, II цветок - середина, III цветок-конец слова).

«Рекс-поэт» - перелистывая карточки с мнемотаблицами, ребенок проговаривает стихи, зашифрованные в рисунках.

Страница «Поиграем с буквой».

Ребенок «раскрывает цветок» и собирает из пазлов сюжетную картинку. В соответствии с уровнем сформированности связной речи, ребенок составляет рассказ по получившейся картинке или отвечает на вопросы логопеда по картинке.

Конверт «Сделай букву сам». Ребенок собирает пазлы с загаданной буквой «Р», проговаривая слова, изображенные на каждой части пазлов.

3. «Розовый конвертик» с заданиями

Определяет количество букв на картинке;

Находит спрятанную букву «Р» в картинках;

- «Живая буква»: изобразить букву с помощью пантомимы.

Данное дидактическое пособие по развитию всех компонентов речевой системы может быть полезно:

Родителям и детям, как отличный способ закрепления пройденного;

Воспитанникам в различных игровых ситуациях после изучения лексических и фонетических тем;

Педагогам ДОУ, учителям-логопедам при постановке и автоматизации звуков, развитии функций фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов.

Тамара Степановна Ионина

Лэпбук в работе учителя – логопеда

Цель: развитие познавательной активности детей 4 – 7 лет посредством развивающих заданий и игр.

Задачи:

1. Развивать артикуляционную, пальчиковую моторику, мимику, речевое дыхание.

2. Развивать фонематический слух и звукобуквенный анализ слов («Логопедическое лото», «Прочитай слово по первым звукам»).

3. Автоматизировать звуки в игре «Звуковая дорожка», в скороговорках, чистоговорках.

4. Развивать связную речь («Составление рассказа по серии картинок»).

5. Развивать зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»).

Лэпбук - это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется.

Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного возраста. В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.

Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает детям усвоить знания (звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.

Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Данный лэпбук сделан для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.

В пособии отражены следующие разделы :

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы гласных звуков, характеристика согласных звуков);

Пальчиковая гимнастика;

Эмоции (задание: «Угадай эмоцию»);

Дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку (божью коровку) с цветка», «Дождик», «Ветерок»);

Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова («Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки», «Прочитай слово по первым звукам»);

Автоматизация звуков (чистоговорки, скороговорки);

Грамматический строй («Предлоги»);

Развитие связной речи («Составь рассказ по серии картинок»);

Мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками», «Шнуровка», «Собери бусы»);

Зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);

Развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).

В начале занятия по работе с лэпбуком ребенок выбирает те задания, которые он хочет сделать на данном занятии и отмечает их фишкой. В лэпбуке есть специальные условные обозначения этих заданий.

Вывод: такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.




Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.

Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление.

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Современному человеку необходимо понимать новые реалии, уметь ориентироваться, творчески мыслить,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Мастер-класс «Использование интерактивных игр в в работе учителя-логопеда» Данный мастер-класс проводился в рамках конкурса "Учитель года 2016". Все началось с того, что мне подарили ноутбук. Я начала его изучать,.

Дидактическое пособие – лэпбук «В гостях у звука [Р]»

старший дошкольный возраст

Актуальность:

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное для меня, незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, на столе, и за один раз просмотреть всё её содержимое.

Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателей, родителейи ребенка.

При работе с детьми с ОНР лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны , словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.

Лэпбук преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми. Но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.

На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

Такая интерактивная папка позволяет:

  • Пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
  • Ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
  • Формировать грамматические категории;
  • Развивать связную речь;
  • Формировать психологическую базу речи;
  • Совершенствовать мелкую моторику.

Актуальность пособия «В гостях у звука [Р]» обусловлена возможностью автоматизации звука [Р] самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка.

В современном обществе важно, чтобы дети с ОВЗ умели социализироваться, чтобы у них хорошо были развиты коммуникативные навыки.

Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей.

Аннотация:

Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» представляет собой заламинированную папку формата А3. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. Картинки взяты из интернет-ресурса yandex.ru.

Цель:

Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием дидактического пособия лэпбук.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки;

Научить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;

Обучать чтению слогов с использованием буквы Р, находить в словах нужный слог в разных позициях, как в начале слова, так и в середине слова;

Определять место (позицию) звука [Р] в словах;

Автоматизировать звук [Р] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;

Автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, насыщенных звуком [Р];

Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;

Развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [Р]», называния накладываемых друг на друга контуров картинок со звуком [Р];

Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие «Собери букву Р»);

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость;

Формировать самоконтроль за речью;

Побуждать к активности в получении новых знаний;

Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.

В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участиемвзрослого как играющего партнера);

Обладает дидактическими свойствами;

Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.


1. Карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука [Р].

Данный раздел представлен в виде карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука [Р].

Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения.

2. «Звуковая дорожка».

Данный раздел представляет звуковые дорожки. Ребенок МАШИНКОЙ или СОБАЧКОЙ (лежат в кармашке пособия), ведет по дорожке и тянет звук.

Цель: совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве; автоматизация поставленного звука.

3. «Составь предложения».

В данном разделе представлены карточки с картинками. Нужно составить предложения о Роме и Ире по схемам с опорой на картинки. Образец: Рома... труба. - Рома купил трубу.

Цель: научиться работать по схемам, автоматизация звука [Р] в связной речи.

4. Игра «Сложи пирамиду».

Данное пособие представляет собой разноцветную пирамиду из частей, с картинками со звуком [Р].

Ребёнку предлагается собрать пирамидку, при этом правильно назвать картинки, изображённые на ярусах.

Цель: автоматизация звука [Р] в словах; развитие мелкой моторики.

5. Карточки «Читаем слова-слоги».

Данное пособие представляет три карточки, из которых можно составить цветную картинку со словом, разделенным на буквы (ШАР, СЫР, РАК).

Цель: обучение чтению; развитие зрительной и мелкой моторики.

6. Карточки «Слово рассыпалось».

Данное пособие представляет картинки с рассыпанными буквами. В пустых клетках нужно записать их назва­ния из рассыпанных букв, с помощью смываемых фломастеров. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.

Цель: развитие связной речи; развитие зрительного восприятия; развитие навыка чтения.

7. Разрезные картинки «Собери букву Р».

Ребёнок собирает пазл и получит загаданную букву. Запоминает, как она выглядит и называет. Для закрепления называет слова, которые нарисованы в каждом элементе.

Цель : закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение буквы; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки; продолжать учить концентрировать внимание; помочь развить наблюдательность, развивать зрительное восприятие.

8. Игра «Лото-слоги».

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат разрезные карточки слов: макароны, сковорода, растение, смородина, карандаши, фломастеры, и их картинки. Нужно к каждой картинке подобрать соответствующие слова из слогов. Например, картинка смородина, подобрать карточки из слогов СМО-РО-ДИ-НА.

9. Карточки «Чистоговорки».

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат чистоговоркипо автоматизации звука [Р]. Взрослый читает стихотворную форму, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.

Цель: автоматизировать звук [Р] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением; развивает зрительную память.

10. «Найди все слова со звуком [Р]».

Данный раздел представляет «заколдованные картинки», на которой изображены наложенные друг на друга контуры предметов.

Цель: развивать у детей зрительное восприятие посредством нахождения предметов, называния их с чёткой артикуляцией звука [Р].

11. «Веселая улитка».

Данный раздел представляет собой улитку с изображениями разного количества предметов на заданный звук. Предназначено для автоматизации (закрепления) звука [Р] в речи воспитанников с нарушениями звукопроизношения.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха; совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи.

12. Карточки «Определи место звука [Р] в слове».

Данный раздел представляет собой карточки с условными обозначениями позиции звука [Р] в слове: карточки с позициями «звук [Р] в начале слова», «звук [Р] в середине слова», «звук [Р] в конце слова», а также картинки, содержащие звук [Р] в разных позициях.

Цель: развивать у детей умение определять позицию звука [Р] в слове, соотносить графическую схему с нужной картинкой.

13. «Слоговая дорожка».

Представлена слоговая дорожка: РА-РО-РУ-РЭ-РО-РЭ-РУ-РО-РА. Ребенок читает слоги, и закрывает слог «рыбкой», если произносит правильно звук [Р].

Цель: автоматизация поставленного звука в слогах.

14. «Автоматизация звука [Р]».

К этому разделу переходим на этапе автоматизации звука, представлены картинки со звуком [Р], ребенок называет картинку, с контролем звука [Р], если произносит правильно закрывает «рыбкой».

Цель : закрепление правильного произношения звука «Р » в словах.

15. «Прочитай текст».

Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки словами.

Цель: автоматизация звука р в предложениях.

Дидактическое пособие «В гостях у звука [Р]» рекомендуется также использовать и воспитателям дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе с детьми, также пособие могут использовать родители, и сами дети в самостоятельной и игровой деятельности.

Результатом использования данного пособия является:

  • Объединение детей, родителей и педагогов, то есть, социальная

направленность;

  • Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться;
  • Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи;
  • Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Используемая литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015.
  2. Комарова А.А. «Альбом для автоматизации звуков, в игровых упражнениях». Составь предложения- с.17;, Слово рассыпалось.
  3. «Звуковая дорожка»,
  4. «Собери пирамидку»,
  5. «Читаем слова слоги» - дидактическое пособие,
  6. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=звуковая улитка
  7. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=артикуляционная гимнастика карточки
  8. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=чистоговорки карточки;

"Свидетельство о публи кации в СМИ" Серия А № 0005333

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Шестак Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-детский сад №6 "Родничок"
Населённый пункт: гп.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Логопедический лепбук"
Дата публикации: 18.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Краткая аннотация методического пособия

«Логопедический лэпбук»

Учитель-логопед МДОУ «ЦРР-детский сад №6 «Родничок»

г..п.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область

Дидактическое пособие «Логопедический лэпбук» представляет собой

папку в 3 разворота. На страницах папки имеются различные кармашки,

которые заполняются практическим материалом. Порядок расположения

кармашков позволяет логопеду сохранять структуру логопедического занятия,

что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В

пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал,

нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику,

словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия,

мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и

развивающую функции.

Занятия с лэпбуком можно проводить с одним ребенком или подгруппой

Пособие адресовано логопедам ДОУ для организации коррекционной

работы по автоматизации и дифференциации, поставленных звуков,

закрепления знаний по лексическим темам с детьми старшего возраста.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать

их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и

грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие

перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей

готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты

и чтения.

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и

обучения детей дошкольного возраста показал, что количество

имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

Увеличилось

число воспитанников с проблемами психического плана -

гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая

утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших

психических функций.

Часто логопеды, и не только начинающие, испытывают затруднения в

организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно,

многократные повторения одного и того же материала утомляют не только

ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно

отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать,

узнавать звук, а затем правильно его произносить.

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно

помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть

стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в

желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных

моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при

выполнении которых процесс обучения и научения превращается в

интересную игру.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача

первоначального обучения».

К.Д. Ушинский

Таким образом, для достижения максимальной эффективности в

коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных

задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых

нарушений.

В целях реализации данной проблемы в 2016-2017 учебном году было

разработано и внедрено в систему коррекционной работы

многофункциональное пособие «Логопедический лэпбук».

"Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит

"наколенная книга" (lap - колени, book - книга).

Лэпбук – представляет собой папку или другую прочную картонную

основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини - книжки - простые

и фигурные, в виде кармашков, гармошек, рисунков, небольших текстов и

т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее

взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает

требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной

предметно-развивающей среде:

трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся

интересов и возможностей детей;

полифункциональность - использование папки в различных видах

детской активности. Лэпбук можно использовать для работы с детьми

как индивидуально, так и с подгруппой;

вариативность . В лэпбуке существует несколько вариантов

использования каждой его части;

доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности,

обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов,

возможно использование в любом помещении, где осуществляется

образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке

насыщенность - периодическая сменяемость игрового материала,

обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых

материалов, стимулирующих активность детей.

В пособии отражены следующие разделы :

Дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок»,

«Снежинка» и т.д.);

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы

гласных звуков, характеристика согласных звуков);

Пальчиковая гимнастика, «Су-джок»;

Развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).

Автоматизация звуков («слоговые дорожки», «Повторялки», чистоговорки,

скороговорки и т.д.);

Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова

(«Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки»,

«Прочитай слово по первым звукам», «Волшебный паровозик», «Чего не

стало», «Веселая рыбалка» и т.д.);

Развитие связной речи по лексическим темам («Составь рассказ по серии

картинок», «Повтори стихотворение» и т.д,);

Грамматический строй («Предлоги»);

Мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками»,

«Шнуровка», «Собери бусы», «Нарисуй букву», «Волшебная проволочка» и

Зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);

Таким образом использование в работе учителя –логопеда данного пособия

позволяет решать одновременно несколько задач:

1.Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные

ощущения.

2.Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать

звуковому анализу с элементами обучения грамоте.

3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.

Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.

5.Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.

Алгоритм использования данного пособия можно проследить на примере

занятия по автоматизации звука «р». (Приложение№1) Аналогично можно

проводить занятия по автоматизации и дифференциации других звуков.

Дидактический материал заполняется логопедом исходя из его конкретных

задач. Материал постоянно пополняется, что способствует постоянному

профессиональному росту педагога и повышению его творческой активности.

В целях повышения эффективности коррекционной работы к изготовлению

дидактического материала к проведению игр и упражнений привлекаются

родители воспитанников, что позволяет «включить» их в образовательный

процесс, повысить их компетентность и заинтересованность.

Пособие имеет практическую ценность , так как в игровой,

непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных

задач. При традиционном подходе основная нагрузка падает на самый

мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных

условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся

недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную

ответственность за запоминание и усвоение материала. Знания дошкольника

становятся прочнее и полнее.

Эффективность данного пособия состоит в том , что в процессе освоения

игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности

ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике

такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является

следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации

педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д.

Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим

количеством органов чувств они воспринимаются.

Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у

детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает

настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а

это самый высокий показатель данного пособия .

Данное пособие обеспечивает педагогу экономию по времени подготовки и

проведению индивидуально – подгрупповых занятий с детьми по темам

предложенных блоков.

Лилия Милая

Логопедическое пособие лэпбук «Дифференциация и автоматизация [С] [Ш] »

1. «Повторюшка»

цель звука в словах , развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Ход игры :Логопед предлагает прочитать (если ребенок имеет навык) или послушать, запомнить и повторить представленные стихотворения «повторюшки» . (страница1)

2. «Что получится?»

цель : закреплять правильное произношение звука в словах , развивать фонематическое восприятие, зрительную память, внимание и логику.

Ход игры:

а)Логопед предлагает изучить представленные слова с пропущенными в них буквами и вставить подходящие по смыслу буквы.

б) Логопед предлагает изучить представленные слова и произвести соединение слов со звуком [c] и назвать полученные слова. (страница 2)

3. «Потому что»

цель : формировать и развивать у детей навык логического анализа и синтеза.

Ход игры : Под представленными на странице картинками подобрать и аргументировать подходящие по смыслу и логике картинки и вставить их в предназначенный кармашек.

4. «Четвёртый лишний»

цель : Различение звуков в словах , работа над словарём.

Ход игры : Логопед предлагает ребенку повторить ряд слов, определить какое слово лишнее, аргументировать свой выбор. (страница 3)

5. «Один-Много»

цель игры : развивать фонематическое восприятие, зрительную память, внимание и логику, научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Ход игры : Логопед предлагает ребенку проанализировать картинку и изображения на ней. Детям предлагается к каждой группе картинок (слов) подобрать обобщающее слово, а потом найти лишнее в зависимости от наличия или отсутствия звуков [c] и [ш] . Назвать каждое изображенное животное в единственном и множественном числе.

6. «Чей предмет?»

цель игры : формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры : Детям предлагается рассмотреть картинки и ответить на вопросы чей, чья, чьи? (пример Шорты Сергея-Сергеевы шорты)

7. «Узнавайка» цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах , развивать фонематическое восприятие, зрительную память, логику, внимание.

Ход игры : Предлагается ребенку назвать верно слова и определить в каком слове в паре есть звук [c] и звук [ш] . Предлагается быстро и четко произносить пары слов.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г] .Звуки [К], [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке.

Батяева Анастасия Дифференциация звуков «Ш» и «Ж» подгрупповое логопедическое занятие для старшей подготовительной группы Тема: «Путешествие.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

ТЕМА: Автоматизация и дифференциация поставленных звуков К, К’ ЦЕЛЬ: формирование фонетических средств языка. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательная:.

Тема: «Звуки т и ть» Цели: к –о -познакомить детей со звуками т и ть; -научить характеризовать и дифференцировать звуки по акустическим.

Открытое логопедическое занятие