Патриотизм: сущность, структура, функционирование (социально-философский анализ). Что такое патриотизм

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое патриотизм?» высказывает мнение о том кого можно считать настоящим патриотом.

Что такое патриотизм и нужен ли он в современной жизни?

Сегодня слово «патриот» стало довольно популярным в общелитературном потребления. Мы часто слышим его с экранов телевизора, видим на страницах печатных изданий. Теперь модно называть себя патриотом своей страны, даже не понимая семантики этого слова. Так что такое патриотизм и в чем он проявляется?

По моему мнению, человеку сложно понимать и объяснять значение таких абстрактных понятий как любовь, дружба, преданность и даже патриотизм. Мы не можем к этому прикоснуться, но можем почувствовать. Все эти качества взаимосвязаны, они воспитывают нас, делают настоящими людьми. Вот, например, патриотизм. Лично для меня он измеряется любовью к Родине, в самом широком ее смысле. Это не должно заканчиваться только словами, общением на родном языке, или знанием гимна.

В чем же может проявляться патриотизм? Патриот — это человек, который искренними действиями доказывает все свое отношение к Родине. Это желание сохранить культуру страны, защитить ее границы, суверенитет. И таким человеком может быть каждый. Мы изучаем, изобретаем, исследуем, творим, побеждаем. Все это для большого, независимого, известного во всем мире государства.

Патриоты были всегда. Они обороняли земли, пели песни, молились и прославляли нашу стану в поэзии. Сегодня патриотизм приобрел несколько иное значение. Он проявляется в вежливом отношении к людям, убранном за собой мусоре после пикника, помощи военным. Такие, казалось бы, на первый взгляд простые вещи и делают из нас людей, настоящих граждан своей страны.

О патриотизме мы слышим каждый день с экранов телевизоров, читаем о нем в газетах и в Интернете. Однако часто истинное значение этого слова остаётся для многих непонятным. Попробуем определить его, а также смысл выражения "осознанный патриотизм".

Общий смысл слова "патриотизм"

Как и многие другие, слово "патриотизм" было изначально греческим. Корень его означает "отечество" или "соотечественник". Сегодня значение данной лексемы включает следующие понятия:

  • Искренняя и безвозмездная любовь к Родине.
  • Гордость за культурные и прочие достижения своего народа и страны в целом.
  • Солидарность с остальными жителями страны и желание действовать заодно с ними.
  • Стремление сделать родной край лучше, добиться больших результатов и внести собственный вклад в развитие государства.

Деление патриотизма на осознанный и неосознанный является условным. Попробуем понять, что означает первое из указанных выражений.

Значение выражения "осознанный патриотизм"

Я считаю, что осознанный патриотизм - это любовь и уважение к Родине, которые человек начинает испытывать с годами. Изначально мы все просто хорошо относимся к своей стране, ведь здесь живут наши родители и друзья, находится родной дом и т.д.

Осознанным патриотизм становится лишь спустя много лет. К этому времени человек уже знаком с историей родного государства, его культурой и своеобразием. Он способен трезво оценивать все достоинства и недостатки своей страны. И вот тогда, приняв Родину такой, какая она есть, люди и становятся настоящими патриотами.

Ещё я думаю, что осознанная любовь к родному краю обязательно включает желание изменить его к лучшему. Ведь если мы хорошо относимся к кому-то, то всегда желаем ему добра. Так и с Родиной: если человек действительно не любит, то хочет исправить все недостатки и решить проблемы того государства, где он родился.

Мне не кажется, что осознанных патриотов на свете много. Однако даже небольшое их количество - это огромная движущая сила для любой страны. Поэтому такое чувство надо прививать и развивать с самого раннего возраста.

К отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П.- «... одно из наиболее глубоких чувств. закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В. И., ПСС , т. 37, с. 190) .

В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. государств П. становится неотъемлемой составной частью обществ. сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. перестаёт отражать общенац. моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «... выше интересов отечества, народа и чего угодно ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся...» (там же, т. 36, с. 328-29) . Для мелкой буржуазии характерны нац. ограниченность и нац. эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. народам.

В бурж. обществе выступает выразителем коренных нац. интересов народа, а потому и носителем подлинного П. В ст. «О национальной гордости великороссов», написанной в годы 1-й мировой войны, В. И. Ленин отмечал: «Чуждо нам, великорусским сознательным пролетариям, национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107) . Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.

В ходе социалистич. революции меняется социальная отечества, гл. содержанием этого понятия становится - нац. гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистич. всенар. П., гармонически сочетающий любовь к лучшим нац. традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к др. народам. Социалистич. П. неразрывно связан с пролет. интернационализмом. По словам Ленина, «без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это - лучший революционный патриотизм» (там же, т. 42, с. 124) . В условиях консолидации и развития в СССР новой историч. общности - советского народа - происходит формирование общесоветских политич. и социально-психологич. ценностей. Возникает общенац. гордость сов. человека - важный элемент социалистич. П. С образованием мировой социалистич. системы «... патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран» (Программа КПСС , 1974 , с. 120) . Идеи и социалистич. П. выступают как важный фактор политич. и трудовой активности масс в ходе коммунистич. строительства. Воспитание сов. людей в духе органич. сочетания социалистич. П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.

Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Ленинизм и нац. вопрос в совр. условиях, М., 19742; Рогачев П. М., Свердлин?. ?., П. и обществ. , М., 1974 ;

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПАТРИОТИЗМ

(от греч. πατριώτης – соотечественник, лат. patria – отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; "... одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Соч., т. 28, с. 167). Зачатки П. возникли в первобытном обществе, где они основывались на чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени. С разложением первобытнородового общества чувство естеств. привязанности к родной земле, родному языку и т.п. соединяется с осознанием гражд. обязанностей по отношению к усложнившемуся обществ. целому. П. выражается в стремлении людей к экономич., социальному и культурному развитию родной страны, к защите ее от чужеземных захватчиков. В эксплуататорских обществах чувство П. сочетается у трудящихся с возмущением несправедливостью существующих обществ. порядков.

В добурж. эпоху П. не был оформлен идеологически, оставаясь гл. обр. элементом социальной психологии. П. складывается в идеологию в связи с образованием наций и нац. гос-в. Бурж. революционеры, боровшиеся с феод.-сословными порядками, выступали от имени отечества, скрывая от самих себя за общенац. лозунгами классово ограниченное своей борьбы. По мере развития капитализма и выявления антагонистич. характера буржуазных обществ. отношений в пролет. среде вырабатывается все более враждебное отношение к экономич. и политич. устоям бурж. отечества. Первый программный документ марксизма "Манифест Коммунистической партии" выразил это в словах: "Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444). В эпоху империализма с обострением классовой борьбы внутри бурж. отечеств прежняя, национальная буржуазии сменяется национализмом и космополитизмом. П. трудящихся, особенно крестьянства, становится для буржуазии объектом шовинистич. спекуляции. Пролетариат, борясь за революц. переустройство общества и построение социализма, наиболее последовательно выражает коренные интересы своей страны, всего народа. В статье "О национальной гордости великороссов", написанной в годы первой мировой войны, в обстановке шовинизма, Ленин писал: "Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т.е. 9 /10 е е населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов" (Соч., т. 21, с. 85).

Отд. представители и группы буржуазии, особенно в условиях нац.-освободит. движения, участвуют в совр. эпоху в патриотич. борьбе народов за нац. и мир. Но буржуазии весьма противоречива и двойственна в этой борьбе, в конце концов свои эгоистич. классовые интересы ставит выше интересов отечества, родины. Напротив, пролетариат в справедливых, нац.-освободит. войнах защищает и бурж. отечество: ему не безразлично, в каких обществ.-политич. условиях он борется за свое освобождение – в условиях бурж. республики или империалистич., колониального угнетения и деспотизма. Но, защищая бурж. отечество, пролетариат защищает прежде всего права и свободы народа, его родину и культуру, а не и господство буржуазии. В этом смысле понятия "отечество" и "родина" у рабочего класса и трудящихся в антагонистич. обществе не совпадают: родины фиксирует лишь страну и ее культуру, созданную народом, тогда как в понятие отечества включается и обществ.-политич. строй, т.е. господство одного класса над другим. Однако в условиях социализма эти понятия сливаются и полностью совпадают: П. как чувство естеств. любви к своему народу сливается с преданностью обществ. и политич. строю страны.

Высшая П. – социалистич. П. Поскольку в ходе социалистич. преобразований складывается единый , состоящий из рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, спаянных общностью целей борьбы за , социалистич. П. становится всенародным. Он основан на высокой сознательности масс и носит активный, действенный ; характерной чертой его является распространение на область повседневного труда нар. масс, что нашло свое яркое в социалистич. соревновании. Социалистич. П. органически сочетается с пролет. интернационализмом. Об этом свидетельствует между народами Советского Союза и та большая помощь, к-рую оказал и оказывает сов. народ народам др. стран в их освободит. борьбе против империализма и в строительстве новой жизни. С возникновением мировой системы социализма расширилось само социалистич. отечество трудящихся, обогатилось и содержание понятия социалистич. П. "... С образованием мировой системы социализма патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран" (Программа КПСС, 1961, с. 120). Воспитание всех сов. людей в духе органического сочетания социалистич. П. и пролетарского интернационализма КПСС считает первоочередной задачей своей идеологич. работы.

Н. Губанов. Москва, П. Рогачев, М. Свердлин. Волгоград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПАТРИОТИЗМ" в других словарях:

    патриотизм - а, м. patriotisme m. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. БАС 1. Безпрестанные экскламации, надутость, хвастливость, которая наиболее заметна, что нет нигде… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Джордж Бернард Шоу Права она или нет это наша страна. Стивен Декейтер Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (греч.). Любовь к отечеству. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРИОТИЗМ греч., от patria, отечество. Любовь к отечеству. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ура патриотизм, отчизнолюбие, любовь к родине, любовь к отечеству Словарь русских синонимов. патриотизм любовь к родине, любовь к отечеству; отчизнолюбие (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

    - (patriotism) Всегда определялся как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов. Патриотизм как таковой не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. В… … Политология. Словарь.

    Патриотизм - Патриотизм ♦ Patriotisme Любовь к родине, свободная от ослепления и ксенофобии. Отличается от национализма (Национализм) и иногда служит для его маскировки. Национализм это, как правило, чужой патриотизм, тогда как патриотизм – национализм… … Философский словарь Спонвиля

от греч. patriotns - соотечественник) - чувство любви к родине, идея, сознание гражд. ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов. П. сплачивает соотечественников перед лицом внешнего врага - чужеземных захватчиков, а также объединяет прогрессивные классы и социальные слои в борьбе с внутр. угнетателями, являющимися худшими врагами родины, за процветание отечества, свободу народа, прогресс культуры. Ист. почвой, на к-рой возник и развивается П., служит наличие различных отечеств. делящих человечество по принадлежности к определенной стране, гос-ву. По характеристике В. И. Ленина, П. - это "... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тясячелетиями обособленных отечеств" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190 (т. 28, с. 167)). Элементы патриотич. чувств начали формироваться в глубокой древности, особенно с возникновением гос-в. В период феодализма в ходе освободит. борьбы народов с иноземными вторжениями начали закладываться общенац. патриотич. традиции. Формирование П. слав. народов и венгров шло под знаком борьбы с тур. нашествием и нем. "дранг нах остен". В освободит. борьбе против монг.-тат. ига, наступления нем. рыцарей, а позднее (в условиях крепнущих нац. связей Рус. гос-ва) - в борьбе с польской интервенцией, шведскими захватчиками (17 в.), с армией Наполеона в 1812 складывался П. рус. народа. Патриотич. движения в период феодализма и даже на заре капитализма еще принимали нередко религ. обличье (см. Гуситское революционное движение, Реформация). В период абсолютизма в среде правящих классов России процветал лицемерный "казенный П.", ставивший интересы престола, царской династии превыше интересов родины и народа. Старые формы П., связанные с верноподданнич. чувством, с приверженностью к определенному вероучению и выражавшиеся в пресловутой формуле "За веру, царя и отечество", преодолевались в ходе антифеод. бурж.-демократич. движений. Главным в П. эпохи нац.-освободит. движений в Европе стала нац. идея "защиты отечества", т. е. защиты освобождающейся бурж. нации против внешних сил феод. контрреволюции. Ист. признание эта идея, отразившая рост гражд. самосознания масс, получила в войнах франц. бурж. революции конца 18 в., в итал. нац.-освободит. войнах 19 в., в польском освободит. восстании 1863-64 против гнета российского царизма и т. п. Патриотич. движения зап.-европ. народов в период поднимавшегося капитализма увенчались созданием независимых нац. гос-в. История народов СССР показывает, как в конкретно-ист. условиях совместной борьбы с общими внеш. врагами патриотич. устремлениям ряда народов (украинцев, армян, грузин и др.) соответствовало их объединение с рус. народом в рамках единого гос-ва. Но до Вел. Окт. социалистич. революции 1917 бесправное положение угнетенной нации, клас. и нац. антагонизмы препятствовали формированию у народов, населявших Росс. империю и связанных общностью ист. судеб, общего для всех нар. масс патриотич. сознания. С решением задач бурж.-демократич. движений и вступлением капитализма в его империалистич. стадию интересы народа, родины, нац. культуры и языка становились все более чуждыми империалистич. буржуазии. В зависимости от конкретных условий клас. борьбы в стране и на междунар. арене буржуазия в своекорыстных клас. целях либо эксплуатирует патриотич. чувства масс, проповедуя "классовый мир" внутри страны и разжигая вражду и рознь между народами (см. Национализм, Шовинизм), либо отрекается от П., выдвигая принцип "где хорошо, там отечество" (космополитизм), либо идет (особенно перед лицом восставшего пролетариата) на прямое предательство родины, вступая в сделки с какими угодно чужеземцами. Бурж. обществ. сознанию свойственна националистич. форма П., к-рая придает абсолютное значение нац. моментам, ставя их превыше интересов классов и клас. борьбы. Бурж. П. препятствует сплочению прогрессивных слоев общества в борьбе со "своими" угнетателями и исключает клас. солидарность с др. народами. Бурж.-националистич. отношение к родной стране породило среди мелкобурж. слоев, среди реакционно настроенной интеллигенции и такую разновидность П., как т. н. "квасной П.", выражающийся в преклонении перед устаревшими, архаичными формами нац. культуры, отжившими традициями, мешающими обществ. прогрессу. Продолжателем лучших патриотич. традиций народов, выработанных веками борьбы с чужеземными и отечеств. угнетателями, является пролетариат - класс, преисполненный "благородным национальным чувством" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 11, с. 191), чувством нац. гордости (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 107 (т. 21, с. 85)). Особенность патриотич. сознания пролетариата определяется тем, что в условиях капитализма "рабочие не имеют отечества" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 444). Как разъяснял Ленин, существо этого положения Маркса и Энгельса означает, что в условиях капитализма экономич. положение рабочего класса не национально, а интернационально, его клас. враг интернационален; условия его освобождения тоже; интернац. единство рабочих важнее национального (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 49, с. 324 (т. 35, с. 196)). Вместе с тем марксисты указывают, что интернац. обязанности пролетариата не противоречат его нац. патриотич. задачам. Ленин указывал, что "Пролетариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть безразличны и судьбы его страны" (там же, т. 17, с. 190 (т. 15, с. 172)). Выступая наиболее последовательным защитником народа от всех форм клас. и нац. угнетения и борясь против них всеми революц. средствами вплоть до справедливых нац.-освободит. и гражд. войн, пролетариат вырабатывает новый тип П., к-рый проникнут идеями интернац. солидарности и свободен от нац. узости. В эпоху империализма, в связи с 1-й мировой войной, вопрос о П. стал объектом острой клас. борьбы между пролетариатом и буржуазией. Бурж. лозунгу "защиты отечества", т. е. поддержки реакц. пр-в в несправедливой, империалистич. войне, большевики и др. революц. марксисты противопоставили лозунг поражения "своих" пр-в и превращения империалистич. войны в гражданскую. Этот лозунг выражал ту истину истории, что патриотич. устремления народов могут быть осуществлены не на путях взаимного истребления ради выгод капиталистов, а в совместной революц. борьбе против клас. господства империалистич. буржуазии. В период империализма вполне закономерны вместе с тем национально-освободительные и отечественные войны, патриотические движения рабочего класса, трудящихся, направленные против агрессивных устремлений империалистических держав. В результате победы Окт. революции 1917 в России рабочий класс впервые в истории обрел свое подлинное, социалистич. отечество, к-рое служит основой развития сов. социалистич. П. Формулируя отношение рабочего класса к социалистич. отечеству, Ленин указывал: "Мы - оборонцы теперь, с 25 октября 1917 г., мы - за защиту отечества с этого дня" (там же, т. 35, с. 395 (т. 27, с. 42)). Сов. П., в к-ром любовь к Родине органически слилась с преданностью Сов. власти, делу социализма, явился могуществ. фактором в борьбе нар. масс за защиту завоеваний Окт. революции в ходе гражд. войны 1918-20 против белогвардейцев и интервенции империалистич. держав, в борьбе за построение социалистич. общества. "Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это - настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это лучший революционный патриотизм" (там же, т. 42, с. 124). Формирование советского П. происходило в трудном процессе преодоления националистических и шовинистических пережитков, былой национальной розни, в борьбе с узкопатриотическими настроениями, свойственными мелкой буржуазии. Сов. социалистич. П., качественно отличный от всякого другого, - высший тип П. Факторами, обеспечившими утверждение сов. П. в качестве неотъемлемого элемента обществ. сознания в СССР, послужили коренные революц. преобразования в экономике, клас. структуре, нац. отношениях в ходе построения социализма, приведшие к образованию новой историч. общности людей, сов. народа. Жизненность и силу сов. П. особенно ярко раскрыла Вел. Отечеств. война 1941-45 против нем.-фаш. захватчиков. Сов. П. - общенар. чувство, присущее рабочему классу, колх. крестьянству, нар. интеллигенции. Его разделяют в равной мере все нации и народности, населяющие Сов. гос-во. Сов. П. преломляется у каждой социалистич. нации через ее нац. особенности. Сочетая в себе интересы отдельных национальностей с их общими коренными интересами, сов. П. обеспечивает прочную духовную связь между народами СССР, их морально-политич. единство и дружбу. Преданность социалистич. строю, идеям коммунизма - определяющая черта как сов. П., так и пролетарского интернационализма. Вследствие этого в социалистич. идеологии патриотическое не противостоит интернациональному, а органически совпадает с ним. Патриотич. воспитание масс предполагает борьбу против проявлений и пережитков всякого бурж. национализма и шовинизма, против тенденций к нац. ограниченности и исключительности, против космополитизма, против обычаев и нравов, мешающих коммунистич. строительству. В совр. эпоху неизмеримо возросло значение П. в жизни народов. Социалистич. революции в ряде стран Европы и Азии выросли непосредственно из патриотич. борьбы их народов против нем.-фаш. захватчиков и япон. милитаристов в годы 2-й мировой войны. П. нар. масс принадлежит ист. роль в крушении колониальной системы и завоевании народами политич. независимости в дальнейшей борьбе против империализма, за экономич. самостоятельность. Особенность развития социалистич. П. в социалистич. странах заключается в том, что оно происходит в условиях, когда "общие интересы народов социалистических стран, интересы дела социализма и мира требуют правильного сочетания в политике принципов социалистического интернационализма и социалистического патриотизма" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 52). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444, т. 11, с. 191; их же, Избранные письма, М., 1953, с. 177-79; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 451-52 (т. 13, с. 437); т. 17, с. 190, 194-95 (т. 15, с. 171-72, 176); т. 23, с. 61-62, 175-76 (т. 19, с. 33-34, 83-84); т. 35, с. 395-97 (т. 27, с. 42-44); т. 37, с. 74-76, 190 (т. 28, с. 67-68, 167); т. 39, с. 228-29 (т. 30, с. 48-49); т. 42, с. 124; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Кравцев И. Е., Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм, К., 1965. Е. Г. Панфилов. Москва.