Сергей Минаев - ДухLess. Повесть о ненастоящем человеке

За последние шесть лет, «Духless» был перечитан мною трижды. Последний раз, был приурочен к подготовке и сборам одного из книжных клубов в Ростове, где было отдельно выделенное мероприятия для обсуждения этой книги.Не стоит даже ничего говорить о том, как мне понравилось это творение, ведь просто так книги не перечитывают. Хотя обычно, когда люди слышат о том, сколько раз я возвращалась к книге, впадают в ступор, питая отвращение как к произведению, так и к автору.Но на самом деле книга далеко не так проста.Давайте я по пунктам разложу все её достоинства:1. Легко поддаётся прочтению. В наше время на так много современных авторов, владеет легким пером.2. Большинство героев обладают тонким чувством юмора, отчего иногда невозможно сдержать улыбку.3. В книге очень много рассуждений, с которыми можно не согласиться и подискутировать.4. Книга крайне актуальна даже сейчас и мне очень интересно, насколько долго она будет оставаться таковой. 5. Как бы это странно ни звучало, но в ней есть мудрость, доброта и любовь.Но самое интересное, что в книге сокрыто двойное, а может и тройное дно. Или, быть может, вы думаете, что в центре сюжета всепоглощающая пустота? Бесполезные попытки ощутить признаки жизни? Рассказ о мажоре, потерявшем последние человеческие качества?А вдруг всё происходящие в книге просто сатирический образ нашей с вами жизни и нам ничего не остается, кроме как им поражаться? Или всё это пустой трёп? А вместо б/у машины, всегда нужно выбирать поездку в Париж?Именно от всех этих вопросов, у меня и просыпается неподдельная любовь к такому произведению, как «Духless». Ведь за весьма стандартными и очевидными истинами кроется нечто большое, что можно разбирать часами напролёт с другими фанатами произведения.

История о том, как я смогла это прочесть.Начну с небольшой истории из своей жизни. Сама я из Донецка, город который был для меня родным при рождении, но ощущался совершенно отчуждённым. Чего не сказать про Москву, куда я переехала с большим наслаждением. И вот совсем недавно, мой знакомый изрёк такую фразу, будто если ты не читал «Духless», то и русским себя в полной мере тяжело назвать. И вот будучи до глубин души оскорбленной, я включила планшет и принялась за чтение.И с этого момента начинается моё негодование по поводу всего написанного в этой книге. Я бы с радостью бросила, но привычка читать всё до конца, просто не оставила мне выбора. Пока штудировала сие «творение», узнала о самом Сергее Минаеве, который неожиданно для меня оказался блогером. Незадолго до этого происшествия, по одной из дисциплин мне пришлось иметь дело с темой: «Интернет, блоги и соцсети – будущее СМИ». Так вот, если все блогеры хоть каплю будут похожи на Минаева, у СМИ нет будущего. Однако мне не ведомо, какой он блогер. Но как писатель – хуже не найти. Раньше я нелестно отзывалась в сторону писательского таланта Дарьи Донцовой, за что хочу попросить прощения, ведь ваш талант многократно превосходит творение этого человека. Сергей будто то и дело видит шедевром литературы всё, где есть огромное количество мата и чем его больше – тем прекраснее произведение.В чём же смысл книги?У нас есть менеджер по имени Макс, который имея всё, что нужно для комфортной человеческой жизни, прожигает свою жизнь, катаясь по клубам с девицами легкого поведения. Всё это пропитано псевдофилософским подтекстом, способным вызвать позывы рвоты. Находясь в процессе прочтения книги, то и дело хочется понять: Что за бред я сейчас читаю и для чего?В итоге я хочу передать привет моему знакомому, порекомендовавшему эту книгу. Я первый раз в своей жизни, читаю что-то настолько ужасное.

Поколению 1970–1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена. Да упокоятся с миром наши мечты о счастливом будущем, где все должно было быть иначе… R.I.P.…Я не могу позволить себе, чтобы в моей машине на заднем сиденье валялась книга с названием «Комбат атакует» или «Спецназ выходит на связь». Я не смотрю «Бригаду», не люблю русский рок, у меня нет компакт-диска Сереги с «Черным „бумером“. Я читаю Уэльбека, Эллиса, смотрю старое кино с Марлен Дитрих. И свои первые деньги я потратил не на „бэху“ четырехлетнюю, как у пацанов, а на поездку в Париж.И меня распирает от нежности и романтики ситуации, и мне хорошо, как в детстве, когда мама укрывала меня, спящего, одеялом. И мне кажется, что весы качнулись. И та их чаша, наполненная кусочками хорошего, осколками, покоящимися где-то в глубине меня, пошла вниз, перевесив все мои гадости, казавшиеся до сегодняшней ночи доминантами. Или все это мне только кажется?

«ДухLess. Повесть о ненастоящем человеке» - сюжет

Главный герой — топ-менеджер в российском филиале крупной русско-французской компании, занимающейся производством консервов под брендом «Тандюэль». Он возглавляет московский отдел маркетинга. Получает за свою работу большие деньги, ездит на дорогом автомобиле, живёт в шикарной квартире, постоянно окружён красивыми девушками. Казалось бы, жизнь удалась. Но с каждым днём ему всё сильнее надоедает такая жизнь, он постоянно ищет новых развлечений. Прожигает время и деньги в пафосных ночных клубах и ресторанах вместе со всей светской тусовкой, находясь в алкогольном или в наркотическом опьянении. Со временем ему всё это начинает казаться омерзительным, он начинает искать возможность вырваться из всего этого. И только общение с девушкой Юлией помогает ему хоть на время почувствовать себя спокойнее.

На одной из очередных тусовок в модном ночном клубе герой встречает своего старого друга Михаила. Тот был промоутером в США, а теперь вернулся в Москву. У них завязывается разговор, на котором они находят общий язык. Выясняется, что им обоим не нравятся все эти светские тусовки, где люди являются ненастоящими с ненастоящими чувствами, говорят о брендах, разводят сплетни, тайком зло завидуют друг другу. Михаил говорит, что такие люди тоже нужны, на них нужно зарабатывать деньги. Он рассказывает главному герою, что собирается открывать новый клуб. Уже почти всё готово, нужно лишь вложить ещё около ста тысяч долларов. Герой решает, что это его возможность что-то изменить в своей жизни. Он доверяет Михаилу, так как его все знают. Окончательно он решает вложиться в это дело после того, как Михаил выручает его в сложной ситуации, когда сотрудники отдела по борьбе с наркотиками ловят героя, подсунув ему пакет с кокаином в карман.

У героя нет ста тысяч, поэтому он подбивает на это дело своего друга Вадима. Тот, не долго думая, соглашается внести свою долю в размере пятидесяти тысяч долларов. Михаил привозит их на место, где будет будущий клуб, показывает документы, вписывая их в качестве соучредителей. В итоге Вадим вносит даже большую сумму, а именно 75 тысяч долларов. Главный герой останавливается на сумме в 25 тысяч долларов, не желая занимать у Вадима и аргументируя это тем, что вкладывается не ради большей доли и больших денег, а ради того, чтобы изменить свою жизнь.

После чего герой отправляется в командировку в Санкт-Петербург с целью финансовой проверки деятельности питерского филиала компании. Глава отделения в Петербурге Гулякин предлагает ему взятку, но герой отказывается, сказав, что теперь Гулякин ему должен. По возвращении из Питера, герой вместе с Вадимом в день открытия нового клуба, соучредителями которого они являются, едут в клуб, но не обнаруживают там ни новой вывески, ни звуков музыки, ни даже следов строительных работ. Герой не может дозвониться до Михаила, понимая, что тот мошенник, и, должно быть, уже уехал в Америку вместе с их деньгами. Вадим устраивает истерику. Герой не понимает почему тот так сильно переживает. Уже позже Вадим признаётся, что все свои 100 тысяч он взял у компании. Вадим начинает обвинять героя во всём этом, что это он втянул его в эту аферу. Герой начинает испытывать отвращение к нему, понимая, что потерял единственного друга.

Герой, встречаясь с Юлией, всё сильнее портит с ней отношения своим поведением и грубостями, срываясь и постепенно упуская её, не понимая, что только с ней ему будет хорошо. Находясь в клубе в пьяном угаре, он разговаривает с пристающим к нему гомосексуалом, который разговорами о духовном пытается расположить его к себе. Герой только через некоторое время понимает, что тот просто один из тех, которые снимают парней в клубах. Герой начинает избивать его. Читатели через некоторое время понимают, что нет никакого гомосексуала, и он существует лишь в воображении героя, которого охрана выводит из клуба.

Наутро герой, проснувшись в своей квартире, понимает, что телевизор показывает просто белый экран, в журналах также все страницы белые. Он не знает, куда и с кем ему поехать завтракать. В этот момент ему звонит Юлия, он очень рад ей и приглашает её позавтракать, но она не может, так как не в городе. Герой извиняется перед ней за те грубые слова, что он сказал ей в последний раз. На что она отвечает, что всё нормально и предлагает поговорить об этом при встрече. Юлия просит встретить её на вокзале, когда она приедет, и герой говорит, что обязательно встретит. После того, как кладёт трубку, он понимает, что так и не сказал ей ничего серьёзного.

После завтрака, герой садится на электричку, даже не зная куда едет. В поезде он засыпает и просыпается только спустя девять часов, выходит на неизвестной станции. Находит поляну, где садится на поваленное дерево и начинает разглядывать окружающий пейзаж. Тем временем на улице темнеет. Он бредёт вдоль полотна и выходит к реке с огромным железнодорожным мостом через неё. Он выходит на середину этого моста, ощущая себя маленьким в сравнении с его огромными дугами. В этот момент в его голове проносятся различные мысли: о смерти, о детстве, о магическом цветке, исполняющем желания, у которого, он вероятно попросил бы вернуться обратно в детство. Начинает светать. Герой ложится на мост и закуривает сигарету. Он лежит и вспоминает все самые яркие моменты своей жизни. Всё это проходит в его голове очень медленно до того момента, как он отправляется в свою первую командировку в Париж. После этого его жизнь убыстряется и стремительно проносится в голове, заканчиваясь тем, что он встречает Юлю на каком-то железнодорожном вокзале, которая идёт к нему в красном платье, а затем это сменяется аэропортом, где герой двадцать лет назад сидит на красном чемодане, так как опоздал на рейс и не едет ни в какую командировку.

История

Роман в какой-то степени автобиографичен. По собственному признанию Минаева, он списывал книгу с самого себя в конце 1997 года, когда работал во французской компании «Вилиам Питерс», занимающейся продажей французской марки вина «Малезан» в России. Писатель занимался этой маркой в частности в 1995—1998 годах. В романе «Вилиам Питерс» превратилась в русско-французскую компанию, продающую в России консервы «Тандюэль». А 1997 год превратился в 2007. Главный герой романа — это собирательный образ многих абсолютно реальных людей. Прообразом подруги главного героя Юлии стала Юлия Лащинина, которой посвящена книга, но в романе Минаев её несколько романтизировал. По словам писателя, данный персонаж в реальной жизни — его любимая девушка.

Автор не говорит, что сподвигло его к написанию книги, отвечая, что он и сам этого не знает. Использование английского языка в названиях глав и частей, а также использование в слове «духless», которое означает «бездуховность», сразу двух языков Минаев объяснил «желанием показать свою учёность» и стильность. Российский литературовед, критик и радиоведущий Николай Александров написал по поводу названия романа: «Странноватое гибридное слово „духless“ почти автоматически вызывает ассоциацию с банальным словечком topless. Оно, кстати говоря, вполне соответствует характеру книги». Подзаголовок «Повесть о ненастоящем человеке» отсылает читателя к известной книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Успех книги автор склонен объяснять тем, что «попал в нерв поколения». Помощь грамотной пиар-компании Минаев также не отрицает — раскрутить роман ему помог его друг Константин Рыков, который сказал «Интерфаксу», что издательство «сознательно обкатывало это произведение в Интернете для того, чтобы понять, как его воспринимают потенциальные читатели». Многие СМИ выдвигали версию о том, что книга — кремлёвский проект (указывая в частности на эпизод романа, в котором Владимир Путин во сне главного героя предстаёт в образе бэтмена, закрывающего своими крыльями Россию от всех бед), но Минаев так и не смог понять, где в романе может быть заказ, и в чём он состоит.

Книга появилась на полках магазинов 7 марта 2006 года и за последующие 11 недель продаж стала бестселлером. Первый тираж книги (10 000 экземпляров) был распродан за неделю. По словам Александра Грищенкова, пресс-секретаря департамента общественных связей и PR издательской группы «АСТ», «они не ожидали такого успеха, книгу расхватали буквально за несколько дней, тираж пришлось допечатывать». В рейтинге с 27 марта по 2 апреля 2006 года книга занимала прочное второе место по продажам в торговом доме «Москва» среди художественной литературы в твёрдом переплёте, уступая лишь книге Ника Перумова «Война мага. Том 3». В апреле 2006 года роман появился в интернет-магазине Ozon.ru и сразу же попал в список бестселлеров. В «АСТ» назвали «Духless» «самым успешным запуском» в истории издательства.

В адрес издательства «АСТ» обратилась компания «С. Б. А. Мьюзик Паблишинг», которая является представителем компании EMI Musiс Publishing Ltd на территории РФ и стран СНГ. Суть претензии была в том, что «составной частью книги являются тексты музыкальных произведений» Лу Рида и группы The Smiths — три песни, авторские права на которые принадлежат EMI и «С. Б. А. Мьюзик Паблишинг» на территории РФ и стран СНГ. Ущерб оценивался в 1 миллион рублей, более того, «С. Б. А. Мьюзик Паблишинг» требовала изъять книгу из розничной продажи. Кроме того, «С. Б. А. Мьюзик Паблишинг» также направила письма и в магазины, в которых продавалась книга «Духless», например, магазину «Москва» и сети «Букбери». С магазинов компания потребовала по сто тысяч рублей. На время разбирательства книгу Минаева не включили в списки книг для почтовой пересылки. Но в магазинах она по-прежнему входила в списки лидеров продаж.

    Экранизация произведения Сергей Минаева. Отличный повод познакомиться с бестселлером, если вы не читали и не собираетесь.

    Кино получилось гламурно-глянцевым с претензией на философию. Вообще-то эти мысли сегодня уже стары. Разве есть ещё кто-то, кому незнакома идея, что многие люди не умеют распоряжаться легко приходящими большими деньгами? Особенно, если в молодости. Сразу хорошая квартира, дорогая машина, клубы и рестораны, сменяющиеся каждую ночь женщины и т.д. Жизнь прожигается в пьянке, которая сопоставима с заработком. А в результате сколько не зарабатывай, денег почти нет.

    Как я понял, главная идея картины, показать, что главный герой в конце понимает, что такая его жизнь – заблуждение. А что в итоге видит зритель? Главный герой заинтересовывается девушкой, которая то ли бандитка, то ли экстремистка. Если одно сменяется другим, мораль, выходит сомнительная. В определённый раз удивляюсь сценаристам, может быть в книге по-другому.

    Было интересно посмотреть. Ещё одно молодёжное развлекательное кино и снято на уровне запада.


  • Жанна

    Новичок | Комментариев: 1

    Герой нашего времени. В каждом клубе, тусовке, найдется больше половины таких тусовщиков, бездумно проводящих свое свободное время. Им весело, круто, они на время ночи чувствуют свое превосходство над миром,женщинами, собеседниками, а днем- нет, да и днем их нет)). Я часто задумывалась, чего в этом можно найти хорошего, в чем секрет, что ими движет, куда они стремятся. В книге все понятно, они – зависимые, не умеющие нормально жить, бесцельные. МУмии, моральные уроды

Кадр из фильма «Духless» (2011)

Очень кратко

Герой, полный самокритики, самоиронии и сарказма, рассказывает о пустой и фальшивой окружающей его гламурной жизни.

Повествование ведётся от первого лица.

Get Rich or Die Tryin’

Москва 2000-ные годы. Сидя в пафосном ресторане со случайным приятелем и почти не слушая того, безымянный герой рефлексирует по поводу окружающей его жизни и персонажей, поддельных и неискренних. Он ненавидит всю эту богатую и понтовую публику и себя, являющегося неотъемлемой её частью. Он проводит пьяный безобразный вечер со случайной знакомой.

Утром герой приходит в офис компании, которую называет Мордором, где он четыре года трудится топ-менеджером. Это французская фирма, торгующая консервами. Он саркастично характеризует деятельность персонала как пускание пыли в глаза, а отношения сотрудников - как в волчьей стае. Себя он считает «проституткой», «ублажающей» руководство. Методы ведения бизнеса считает тупыми и совковыми, директора - алкоголиком, а большинство сотрудников - лишними и ленивыми. «Лицемерие и ханжество - вот истинные короли мира» - делает вывод циничный герой. Стиль его работы - озадачить подчинённых, чтоб меньше трудиться самому.

Раздав поручения сотрудникам, которых герой считает андроидами, работающими от батареи, он схватывается по поводу производственных проблем с финансистом Гаридо, с которым у него давняя корпоративная вражда. Их начальник с плохо скрытым злорадством наблюдает за перепалкой сотрудников: в компании принято не сотрудничать, а конкурировать.

После работы герой едет в ресторан, не потому, что голоден, а потому что так принято. Он подсаживается к едва знакомым профессиональным тусовщикам и принимает участие в бессмысленной беседе. Оглядываясь, он видит пустые лица.

Внезапно герой встречает старого приятеля-тусовщика Мишу Вуду - «воплощение клубной культуры и night fever style, человек из первой пятёрки московских клубных промоутеров». Ходят слухи, что он вернулся из-за границы с целью начать своё дело.

Приятели рады друг другу и зажигают всю ночь. В отличие от пустопорожних разговоров окружающих тусовщиков, Миша серьёзен: он решил открыть самый крутой ночной клуб. У него с компаньоном не хватает денег, и герою предлагается стать соинвестором. Он обещает подумать и обсудить идею с другом.

Герой с компанией Миши закатывается в другой клуб, где ему предлагают понюхать кокаин. Внезапно в туалетной кабинке, с наркотиком в руках, его арестовывают оперативники ФСКН. Герой уже было распрощался со свободой, когда его от полицейских откупает Миша. В порыве благодарности герой решает вложится в его бизнес. Он договаривается с Вадимом, топ-менеджером, с которым дружит семь лет, вместе стать Мишиными соинвесторами.

Герой хочет увидеть Юлию, в которую влюблён уже год. Их отношения платонические, потому как герой не хочет испортить их душевную близость. Влюблённые гуляют на Патриарших прудах, Юля убеждает героя, что он хороший человек, только уставший и «заигравшийся в циника», и ему стоит заметить море любви вокруг него. После свиданий с девушкой он чувствует себя лучше, чем сам о себе думает.

Друзья едут смотреть будущий бизнес, где Миша с компаньоном демонстрируют им ремонтируемое помещение. Вадим решает вложить в дело все скоплённые деньги. После подписания документов герой находится в эйфории от того, что вскоре станет богатым и знаменитым и наконец займётся любимым делом.

В головном офисе проходит совещание по итогам финансового года. Присутствуют французское руководство и региональные представители. По мнению героя, всех присутствующих интересуют не успехи компании, а размер премиальных бонусов, особенно чужих. И ещё здесь все завидуют москвичам.

За бумажными показателями успеха стоят человеческие судьбы - в этом герой очень хорошо отдаёт себе отчёт: «Я представляю, скольких людей мы сгноили или уволили во имя достижения этих пресловутых ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ».

Герой сверхдоволен собой и своими профессиональными, хоть и не вполне заслуженными, успехами.

Вечер герой проводит в новом, только открывшемся клубе, в котором всё как везде: выпивка, наркотики, оглушительная музыка, проститутки, полузнакомые приятели... В одиночестве возвращаясь домой, герой рыдает от тоски.

Утром, мучаясь от похмелья и ненависти к себе, он раздумывает над тем, когда же он перестал быть настоящим человеком и успел стать ничем.

Окружающую его действительность и персонажей герой называет «зоной» и «мумиями»: «Срок твоего заключения здесь не известен. Тебя сюда никто не сажал, ты... сам выбрал свой путь. Обратного не предвидится». Иногда герою кажется, что начальник этой «зоны» - он сам, а «мумии» объединены общей религией, имя которой - БЕЗДУХОВНОСТЬ. Герой приходит к неутешительным выводам: «Если раньше люди решали глобальную задачу - состояться в этой жизни, то сегодня их прапраправнуки решают задачу, как попасть в этот клуб и состояться сегодняшним вечером...».

В выходной герой погружается в манящий мир Интернета, насквозь фальшивый, как и реальный. Он рассказывает, как среди воинствующей в Сети серости искал духовность и будто бы даже нашёл среди почитателей контркультуры и современной литературы. Но, сходив на пару встреч с ними, быстро разобрался, что духовностью здесь и не пахнет, а «...цели всех этих революционеров такие же примитивные, как и у многих других представителей социума. Стрельнуть денег, найти новых собутыльников... трахнуться по пьянке с любой тёлкой...». Герой грустно советует: «Если в Интернете вы увидите интересное сообщество людей, ... ни в коем случае не ищите с ними встречи в реальности. Наслаждайтесь на расстоянии, если не хотите новых разочарований».

В баре «Кружка» герой встречается с представителями андеграунда, с последователями Лимонова - нацболами. Громкие и пустые речи адептов о будущей пролетарской революции маскируют вполне приземлённые желания: пообщаться, напиться на халяву, занять денег без отдачи. Герой саркастично высмеивает псевдореволюционных бездельников, умеющих только критиковать режим, но не желающих работать. Ему пытаются возражать молодые нацболы, но вскоре их боевой запал угасает и сборище превращается в пьянку.

Герой общается с лидером сайта контркультурщиков - пьяницей Авдеем. Тот сперва просит устроить его на работу, а не увидев позитивного отклика, предлагает организовать бизнес по раскрутке сайтов, причём на деньги героя, так как сам Авдей всегда без гроша. Уже на выходе лидер нацболов, недавно называвший героя «классовым врагом», пытается стрельнуть у него денег на выпивку. «Врага» настигает очередное жизненное разочарование.

Утром герою предстоит лететь в Петербург с ревизионной проверкой тамошнего филиала. Существует подозрение, что дирекция филиала ворует деньги фирмы, и ему предстоит это доказать или опровергнуть.

Insomnia

Перед посадкой в поезд герой встречается с Юлей и снова смущён и очарован ею, как влюблённый школьник.

В поезде он зол и раздражён всем: попутчиками, едой, сервисом, и только найденная в багаже порция кокаина возвращает ему хорошее настроение. Довольный жизнью, он сходит с поезда. Принимают его как большое начальство, кем он и является.

Герой не любит Петербург из-за его депрессивной атмосферы, промозглости и скуки. Он иронично отзывается о городе и горожанах: «Основная тема высокодуховных жителей Питера - это зацикленность на собственной значимости и особенности». Поэтому он без сантиментов относится к Северной Пальмире.

В питерском филиале царит атмосфера безделья, кумовства и воровства. Перед московским начальством лебезят и много врут. Герой отмечает вызывающий вид крупных дистрибьюторов и несчастный - мелких. Средние торговые представители оставляют герою компромат на питерское руководство.

Вечером он встречается с приятелем Мишей - большим оригиналом и интеллектуалом.

Герои обкуриваются травкой до беспамятства и ведут разговор о духовности, которая у питерских есть, а у москвичей - нет. В понимании Миши «...это нельзя объяснить, это можно только ощущать на уровне высоких материй». Герой же противоречит приятелю и утверждает, что «это такая смысловая связка у питерской интеллигенции. Ну, знаешь, как у алкашей во дворе связка „бля“... А вы вместо „бля“ подставляете „духовность“, что в сути контекста просто одно и то же».

Потом приятели походя прохаживаются по политике, внешней и внутренней, экономике, национальной идее, точнее её отсутствии, социальной справедливости... В наркотическом угаре герою снится президент России В. Путин в виде Бэтмэна, отечески журящий его за курение анаши.

Наутро герой обедает с питерским директором филиала Гулякиным. Они встречаются в кафе «СССР» с соответствующей советской стилистикой, и герой размышляет о том, как любят питерцы к месту и не к месту поминать своего земляка - нынешнего президента Путина.

Герой уличает Гулякина в воровстве и обещает доложить об этом французскому руководству. Питерец держится смело, отпирается, но всё же признаётся и предлагает герою взятку. Москвич отказывается от денег, но призывает больше не воровать и предлагает в будущем вернуть ему долг услугой.

Гулякин упрекает героя в том, что он не похож на окружающих, живёт не так, как все, и унижает людей, которые умеют работать. В ответ на обвинения герой высказывает свою жизненную позицию: «...Я здесь живу, я здесь работаю,.. люблю женщин,.. развлекаюсь. И я не хочу никуда уезжать, я хочу, чтобы всё это (честная и комфортная жизнь) было здесь, в России... Я не хочу жить в мире, где все происходит „потому, что так положено“. И я не хочу быть таким, как ты...».

В клубе «Онегин» герой с другом Вадимом важничают как москвичи, пошлят и хамят окружающим, нюхают кокаин и напиваются. В приступе меланхолии он звонит в Москву Юлии, и она утешает его. Поговорив с ней, герой больше не чувствует себя одиноки, взбадривается и вечер заканчивается в пьяном и наркотическом угаре.

Утром герой читает СМС-ки от Юлии и ему становится стыдно за своё лицемерие и цинизм. Он отвечает ей прочувствованным сообщением.

Совестливый настрой недолго держится у героя и, вспомнив окружающую его атмосферу, он приходит к негативному выводу: «Я никому не верю, я всех боюсь... Я всех обманываю, меня все обманывают. Мы все - заложники собственной лжи...».

По дороге домой в поезде герой грустно ностальгирует по своей прекрасной юности, сравнивая её с ужасным настоящим. Он философски обобщает итоги деятельности своего поколения 30-летних, считая, что на его братской могиле напишут: «Поколению 1970–1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена. Да упокоятся с миром наши мечты о счастливом будущем, где всё должно было быть иначе...».

Герой встречается с Юлией в кафе. Из-за её опоздания, своей ревности и раздражения, он наполняется немотивированной агрессией. Обвиняет подругу в наивности, лжи и лишнем вмешательстве в его жизнь. Себя также не щадит: «Я шут гороховый, готовый стебаться над всеми, в том числе над собой. Я с детства быстро устаю от игрушек, мне тут же что-нибудь новенькое подавай. Я и жизнь свою проматываю этой ежедневной погоней за развлечениями. Я же бегу сам от себя, мне самому с собой скучно, тошно и мерзко». Призывает её бежать от него без оглядки, пока она не увязла с головой в мерзком болоте его жизни. Юлия уходит, а герой сам себе противен и сожалеет, что уничтожил самое лучшее, что у него было.

На выходе из клуба его избивают бомжи и спасает наряд полиции. В одном из полицейских он узнаёт оперативника из ГНК, арестовавшего его неделей ранее. Его охватывают подозрения.

На следующий день - открытие ночного клуба, совладельцы которого они с Вадимом и Мишей Вуду. Телефоны Миши не отвечают, и обеспокоенные друзья приезжают к клубу. Их удивляет отсутствие праздничного оформления и какая-то безлюдность помещения. Клуб закрыт, и друзья понимают, что «партнёр» Миша обманул и ограбил их. Вадим впадает в истерику, обвиняет друга в легкомыслии и безответственности и уезжает.

Герой едет в клуб, напивается и нюхает кокаин. Ему плохо от всех неудач, навалившихся разом, и хочется забыться.

В пьяном угаре он избивает гомосексуалиста, приставшего к нему.

Воскресным утром герой страдает от похмелья и депрессии. Он думает, как бы толковее провести выходной, но понимает, что ему некому позвонить, да и никому не хочется из-за пустоты окружающих персонажей. Он листает гламурные журналы, просматривает приглашения в клубы и свои фото оттуда же - ему кажется, что он видит пустые белые листы. Внезапно ему звонит Юлия, и просит встретить её из поездки через несколько дней. Обрадованный, он просит у неё прощения, и девушка обещает не помнить зла.

Герой встречается с Вадимом в кафе. Тот истерично ищет пути выхода из западни, в которую попал, потеряв деньги компании, и предлагает приятелю аферу для возмещения ущерба. Тот призывает друга одуматься, всё забыть и продолжать жить дальше, никого не обманывая. Обозлённый Вадим подозревает его в связях с мошенниками и грозит проблемами.

Понимая, что друга он потерял, герой едет на вокзал, садится в случайную электричку и засыпает. Ему снится фантасмагорический сон с участием полузнакомых персонажей, которые преследуют его.

Проснувшись, он выходит на незнакомой станции, сидит на лесной поляне, рассматривает труп крысы и ассоциирует с ней гламурную тусовку Москвы.

Герой теряет сотовый телефон, встаёт на мосту и впервые за много лет любуется чудесным лесным пейзажем, освещённым восходящим солнцем. Перед ним как в калейдоскопе пробегают картины собственной жизни, наполненной пустотой и фальшью. Глядя на восходящее солнце, герой желает, чтоб его огонь никогда не погас.

После выхода в свет книги «Духлесс. Повесть о ненастоящем человеке» и ее экранизации многие стали задаваться вопросом: «А что такое духлесс?» Это сложное слово, и не только в переводе, оно имеет глубокое философское содержание, поэтому в его значении необходимо разбираться.

Раньше в русском языке этот термин не употреблялся, но благодаря Сергею Минаеву прочно вошел в наш лексикон. О понятии «духлесс» и его значении и пойдет речь в статье.

Что такое духлесс: определение понятия

Само слово состоит из двух частей «дух» и «лесс», первая часть слова - это дух, духовность, душевность, а вторая - это заимствованное английское слово, которое означает «без». Так как же понять, что такое «духлесс»? В переводе на наш язык это слово трактуется как бездуховность. Оно стало очень популярным в молодежной среде и часто используется в СМИ, интернет-сленге, кино.

Синонимами понятия являются слова: низменность, безудержное потребление, нравственная опустошенность, обездушенность, общее падение нравов. Именно эти качества сейчас очень присущи обществу. То есть произошла переоценка ценностей, которые еще и активно пропагандируются.

По сюжету книги Сергея Минаева были сняты два фильма.

Но чтобы окончательно разобраться с философским значением понятия «духлесс», необходимо окунуться в мир романа. Итак, что такое духлесс и его суть глазами автора?

Сюжет литературного произведения

Главный герой возглавляет отдел маркетинга в московском филиале крупной компании. Зарабатывает хорошие деньги, живет в дорогой квартире, ездит на шикарном автомобиле. Он успешен: жизнь его удалась. Молодой человек в ночных клубах и на светских тусовках и все чаще погружается в алкогольное и наркотическое опьянение. Но почему-то ему все с каждым днем все больше надоедает, окружающая его действительность становится омерзительной, и в голову приходит идея найти новые развлечения. Возможно, он таким образом пытается найти путь, чтобы вырваться из этого порочного круга. Ведь спокойным и умиротворенным он может чувствовать себя, только находясь рядом со своей девушкой.

По сюжету романа главного героя подставляют сотрудники по борьбе с наркотиками, подбросив кокаин, он узнает, что такое предательство друга и мошенничество, видит, насколько низко может упасть человек ради денег и жажды наживы. Парень даже умудряется испортить отношения с любимой девушкой, ибо постоянно срывает на ней свою злость. Ему становится трудно общаться с окружающими.

И в одно прекрасное утро герой понимает, что все, что его окружает, пустое, как белый лист. Все в его жизни - несерьезное. Молодой человек садится на электричку и едет в неизвестном направлении, выходит герой на незнакомой станции, бредет по чужой местности, находит поляну, садится на поваленное дерево и начинает размышлять о жизни…

Он потерялся как в мире, так и в жизни, бродит без цели, незаметно для себя оказывается на огромном железнодорожном мосту. Герой выходит на его середину и мысли его приводят к думам о смерти и о детстве, в которое он хотел бы вернуться. А в голову приходят только лучшие моменты…

История названия

Роман, как утверждает автор, автобиографичен, но что именно сподвигло его на написание книги, Минаев не рассказывает. Использование английского языка в названии глав и самого произведения создатель объясняет как желание показать свою стильность и образованность.

Критик и русский литературовед Николай Александров в одной из своих заметок написал, что «духлесс» - это странноватый гибрид, который вызывает ассоциацию со словом топлес. По его словам, характер книги соответствует этому виду обнажения полностью.

Главные темы романа

Основная тема, которая затрагивается в романе, - высмеивание культа карьеризма и денег в современном обществе. Эти понятия и успешность, по мнению автора, - это совершенно разные понятия. Конечно, стремиться к успеху необходимо, но абсолютно не стоит превозносить карьеру и делать ее смыслом всей своей жизни.

Возможно, поэтому писатель и считает, что главный герой тратит свою жизнь впустую, прожигает ее. Он пытается вырваться из этого круга, но попытки тщетны, так как молодой человек боится взять на себя ответственность и совершать поступки, которые не продиктованы его обществом. Персонаж выглядит чрезмерно капризным и пустым человеком. Автор считает, что спасти его может только любовь. В конце романа герой находится на жизненном перекрестке, но это не конец дороги, это всего лишь повод переосмыслить происходящее.

Одна из ярких сюжетных линией в романе - тема бездуховности. Действие происходит в Санкт-Петербурге и Москве, но нет разницы между столичными клубами и любыми другими. Зато налицо проблема брендомании, принявшая огромные масштабы во всем мире, герои также частенько выражаются матом, абсолютно никого не стесняясь. Кроме того, роман переполнен английскими словами, ими «разговаривают» герои романа, ибо заграничные выражения являются «символами престижности».

Писатель изображает менеджеров крупных корпораций как глупых и мелких людей. Он считает, что подобные личности уверенно движутся в сторону отупения, ведь корпоративная мысль стирает личность, она уничтожает ее как индивидуальность, искореняет субъективное мышление. Автор уверен, что герои - жертвы крупных компаний и СМИ, они живут в мире мифов и сложившихся стереотипов.

Создатель романа сравнивает своих героев с действующими лицами произведений русской классики «Герой нашего времени», «Горе от ума», «Евгений Онегин». По его мнению, ничего не изменилось. Взять, например, Печорина, одеть его в современный «прикид», посадить за стол в офис любой фирмы, а вместо бала отправить в ночной клуб - все то же самое.

То есть бездуховность, которая отображена в романе, является на самом деле внутренним миром современных «успешных» героев. Так вот что такое «духлесс».

Ценности современного яппи, согласно роману

Роман раскрыл характер современного преуспевающего молодого человека и общества в целом. Моральные и духовные ориентиры русской публики претерпели изменения. В книге четко сформулированы ценности современного яппи (преуспевающего молодого человека с прекрасным высшим образованием). Он живет и работает в большом городе, стремится сделать карьеру и добиться положения в обществе.

Следует отметить, что в нашей стране действительно сформировалась такая прослойка общества. Они работают в фирмах, перенимают манеры и стиль поведения, речевые особенности западных (в основном американских) молодых успешных людей, «заточенных» на карьеру и деньги.

Ценностями русских яппи являются:

  • финансовая состоятельность (квартира, дорогая машина, брендовая одежда);
  • постоянные тусовки в престижных и пафосных ночных клубах;
  • поверхностные любовь и дружба;
  • максимум прибыли при минимуме затрат труда;
  • скептическое отношение к патриотизму, семье, чести, дисциплине, воспитанию и преданности.

Все ставится под сомнение, все ценности отвергаются, многие моральные принципы нарушаются, вот что значит духлесс - это новое мировоззрение и новый стиль жизни современного яппи.