Купеческие дома Тары (31 фото). От XIX века до наших дней: купеческий дом на Кожевнической улице признали памятником архитектуры Описание купеческого дома

По проспекту Мира, 25 стоит еще один типичный купеческий дом рубежа XIX-XX веков. При оформлении фасада произвольно соединены разнородовые мотивы и художественные элементы, заметно подражание различным историческим стилям. Такое смешение получило название эклектики. Фасад имеет асимметричное решение. Над венчающим здание карнизом на крыше расположены невысокие фигурные стенки (аттики). Красиво оформлены окна.

г. Красноярск, пр. Мира, 29.

Дом, в котором на поселении жил деятель революционно-освободительного движения в России Буташевич-Петрашевский М.В.

Здание построено в первой четверти XIX века. Сначала принадлежало купцу третьей гильдии А.П. Терскому, позднее здесь помещался магазин сахароторговца Губкина.

Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (l.11.1812-7.12.1866) родился в дворянской семье, отец его был врачом. С 1832 по 1839 гг. воспитывался в Царскосельском лицее; в 1841 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. С 1840 г. служил переводчиком в министерстве иностранных дел. В 1845 г. Петрашевский стал одним из основателей политического кружка, собирал у себя постоянные «пятницы», получившие широкую известность в Петербурге, организовал умелую пропаганду передовых идей. Пeтpaшeвский признавал себя социалистом, сторонником французского соииэлистз-утoпистз Ш. Фурье, выступал за уничтожение крепостничества и самодержавия в России, освобождение крестьян и установление республики, считал необходимой длительную подготовку масс в России к революционной борьбе. Он стремился использовать различные практические пути для пробуждения политической активности О6щества.

В конце 1848 г. М.В. Буташевич-Петрашевский участвовал в совещаниях, на которых обсуждался вопрос создания тайного общества. 19 декабря 1849 г. М.В. Буташевич-Петрашевский «по делу петрашевцев - был приговорен к расстрелу, замененному бессрочной каторгой, которую отбывал в Восточной Сибири на Нерчинском, Шишкинском, Александровском заводах. В августе 1856 г. в связи с воцарением Александра IIпо амнистии он был освобожден от каторжных работ и переведен на поселение в Иркутск.

За выступление против местных властей в феврале 1860 г. М.В. Бутaшeвичa-Пeтрaшeвского выслали из Иркутска в Красноярск, где местом жительства ему было назначено село Шушенское Минусинского уезда. 7 марта 1860 г. его отправили из Красноярска на новое поселение. М.В. Буташевич-Петрашевский протестовал против незаконной ссылки. Из Минусинска он отправил несколько жалоб в Петербург. Копию его письма, адресованного министру внутренних дел, с помощью красноярцев, доставили А.И. Герцену в Лондон, который опубликовал его на страницах «Колокола» 15 февраля и марта 1861 г.

После смены иркутского генерал-губернатора Муравьева и енисейского губернатора Падалки М.В. Буташевичу - Петрашевскому разрешили, с декабря 1860 г. прибыть в Красноярск, где ему удалось задержаться с декабря 1860 г. по 21 марта 1864 г. Известное содействие в этом оказали сочувствующие ссыльному революционеру красноярцы.

Представители прогрессивно настроенной части красноярского общества повели борьбу за облегчение участи М.В. Буташевича-Петрашевского, выступили против произвола местной администрации, всячески помогали ему. К числу таких относились А.М. Кабаков, видный деятель города, который, по свидетельству старожила и.Ф. Парфентьева, «приютил» у себя ссыльного, Е.В. Бострем, жена красноярского ветеринарного врача, А.Г. Худоногов, чиновник, семья Латкиных. Так, А.М. Кабаков не только сочувствовал и поддерживал М.В. Буташевича-Петрашевского, но и пошел ради него на конфликт с губернатором Замятниным.

В 1862 году М.Э. Латкина, O.В. Сидорова явились к губернатору, возмущенные жестоким отношением губернской администрации к М. В. Буташевичу-Петрашевскому и принятым решением выслать его, больного, из Красноярска и просили отменить распоряжение о высылке. Исполняющий должность енисейского губернатора И.Г. Родюков вопреки нажиму из Иркутска не. стал высылать его из города. В связи с болезнью ссьтьного он распорядился поместить его в городскую больницу.

После обследования и лечения М.В. Буташевич-Петрашевский поселился в двухэтажном каменном доме А.П. Терских (этот дом хорошо сохранился; пр. Мира, 29). Здесь он жил с января 1861 по 21 марта 1864 года. 7 февраля 1862 г. в гостинице прИ почтовой станции (на этом месте ныне здание Технологической академии) Буташевич-Петрашевский встретился с поэтом-демократом М.И. Михайловым, следовавшим в сибирскую ссылку. А 18-20 июня того же года он встретился с писателем-демократом Н.В. Шелгуновым, предпринявшим поездку в Сибирь с целью организации побега Михайлова.

Живя в Красноярске, М.В. Буташевич-Петрашевский добывал средства к существованию тем, что вел судебные дела, писал местным жителям жалобы и прошения. в городе он пользовался известностью, оказывал большое влияние на местную думу. Первый российский социал-утопист намеревался связать свою жизнь с Красноярском и сделать много полезного для города: добиваться увеличения школ, числа врачей, организации музея, издания газеты, получения права на откpытиe бесплатной юридической консультации для бедных жителей. В ноябре 1863 г. М.В. Буташевич-Петрашевский обратился в казенную палату с просьбой о причислении в красноярские мещане. Он встречался с сосланными в Сибирь участниками польского восстания 1863 г., стремился облегчить их положение. 21 марта 1864 г. М.В. Буташевич-Петрашевский был снова выслан в Шушенское.

Дом расположен на юго-восточном углу перекрестка пр. Мира и ул. Парижской Коммуны. К пр. Мира обращен северным пятиосным фасадом. Двухэтажный кирпичный дом, прямоугольный в плане, под крутой вальмовой крышей, с оштукатуренными двухцветными фасадами в формах барокко. Северный фасад симметричен, в западном он повторяется, но удлинен южной двухосной частью, в которой размещены лестницы и службы. Средняя трехосная часть уличных фасадов вьшелена лопатками и завершена фигурным трехчастным апиком с круглым проемом. Под северным апиком размещена лепная накладка типа гирлянды из чередующихся овалов. Прямоугольные окна на средних участках фасадов обрамлены декоративными архивольтами на кpуглых полуколоннах. Боковые окна с кренованными профилированными наличниками. Широкий междуэтажный пояс составлен из филенок разной величины, заключeнных между горизонтальными тягами. простой венчающий карниз с профилированным фризом раскрепован по лопаткам и разорван под аттиком. Все лопатки верхнего яруса филенчатые. В нижнем ярусе гладкие лопатки, а углы дома обработаны фигурным рустом. Дворовые фасады с луковичными окнами оформлены скромно (междуэтажный пояс, профилированные наличники). Планировочная структура дома не соответствует членениям его фасадов. В северной части расположены на обоих этажах крупные залы (на первом этаже бьт магазин). В средней и южной частях -жилые комнаты и хозяйственные помещения объединены центральной прихожей.

пр. Мира, 31.

3дание, гдe находилось Енисейское губернское правление, в котором нeoднократно бывал В.И. Ленин

Здание построено в середине XIX века, принадлежало купцы Васильеву. с 1880-х гг. по 1917 г. здесь на втором этаже размещалось Енисейской губернское правление. Сюда на следующий день после своего приезда в Красноярск (4 марта 1897) для получения распоряжения из департамента полиции о назначении ему места ссылки обратился В.И. Ленин. Так как распоряжение к этому времени еще не поступило, то В.И. Ленин обратился к находящемуся проездом в Красноярске иркугскому генералгубернатору А.Д. Горемыкину с прошением о разрешении остаться в Красноярске для получения распоряжения о назначении места жительства. Он ходатайствовал о назначении ему, ввиду слабости здоровья. места ссьтки в пределах Енисейской губернии.

Прошение было подано 6 марта 1897 г. и зарегистрировано в этот же день в канцелярии генерал-губернатора. в ожидании ответа В.И. Ленин остается в г. Красноярске. 15 марта он писал Матери: «Меня пока не тревожат да и не могут, я дyмaю, ибо я подал прошение генерал-губернатору и теперь жду ответа». I апреля 1897 г. енисейским губернатором бьт получен ответ Горемыкина о назначении В.И. Ленину местомссьтки Минусинский округ. в связи с этим В.И. Ленин вновь побывал в канцелярии губернского управления.

24 апреля В.И. Ленин получил 8 полицейском управлении проездное свидетельство о выезде в с. Шушенское. 29 апреля 1897 г. перед отъездом он написал прошение енисейскому губернатору о назначении ему установленного законом пособия и отдал свое прошение сестре Г.М. Кржижановского А.М. Розенберг, работавшей в Красноярске. 30 апреля 1897 г. В.И. Ленин с товарищами выехал к месту ссылки.,

Двухэтажное кирпичное здание на кирпичном ленточном фундаменте, прямоугольное в плане, с полуподвальным этажом. Крыша крыта кровельным железом, водосливы железные. Карниз выступает от общей плоскости стены на 0,3 м, фриз украшен лепниной. в общем, архитектура здания характерна для распространенного в конце X.lX в. "кирпичного стиля", отличается строгими классически ми формами. Декор фасада выполнен в форме дуговых перемычек окон. Композиционный декор здания выделен окнами с полуциркульным завершением и треугольным фронтоном. под окнами второго этажа небольшие ниши. Окна первого этажа разделены пилястрами. Наличники лепные, простого декора. первый этаж от второго отделен филенчатой лопаткой, идущей по всему периметру здания. Над входным пОрТалом небольшой козырек.

Площадь здания 1598 кв. м.

Meмоpиaльной доски нет.

г. Красноярск, ул. Мира, 35

Дом, в котором жил Первый енисейский гу6ернатор, пporpeccивный о6щественный деятель, ученый и nисaтeль Степанов А.П.

Александр Петрович Степанов (1781-1837) родился в семье небогатого калужского дворянина. Отец его, П.С. Степанов, умер, когда мальчику Александру было 9 лет. А.П. Степанов учился в Московском университетском пансионе, затем служил в лейб-гвардейском Преображенском и Московском гренадерском полках. Участвовал в Итальянском походеА.В. Суворова в качестве ординарца князя Багратиона и самого Суворова. Перейдя на гражданскую службу с чином колежского советника 7-го класса, А.П. Степанов получил в Kалyгe должность прокурора благодаря Г.С. Батенькову, который в качестве правителя дел и члена Первого сибирского комитета привлекал в состав сибирской администрации своих eдиномышленников. В 1822 г., когда Красноярск ста.1 центром новooбразованной Енисейской губернии, получил назначение в Красноярск на должность губернатора. Первый енисейский губернзтор пpидepживaлся, либepльных взглядов, увлекалься историческими этнографическими изысканиями, был автором цeлогo ряяда литературых сочинений.

А. П. Степанов разделял идеи ранней декaбpиcтской организации "союз благоденствия" и был с нею связан сочувственно относится к декабристам, находившимся на поселении в гyбepнии и других места. Сибири, поддepживая с ними контакты, вел переписку. Он заботился о распространении в Енисейском крае просвешения и культуры, являлся инициатором издaния «Eнисейского альманаха» (1828) -одного из первых сибирских литературнoхудожественных сборников, создал в Красноярске краеведческое общество «Беседы о Eнисeйском крае» (18231827), Вокруг А. П. Степанова сплотицся кружок красноярских интeллигeнтов-пpocвeтитeлeй: А.П. Степанов внес крупный вклад в изучение природы, экономики, истории и этнографии Приенисейского края, написав ценное исследование "Енисейская губерния". (1835). Как чиновника и администратора его отличали честность и гуманность. А.П. Степанов энергично занимался благоустройством города Красноярска.

На посту енисейского губернатора А.П. Степанов находился с 1822 по 1831 гг. Жил он, как пишет в своих воспоминаниях старожил И.Ф. Парфентьев, в доме Родюкова на бывшей Старобазарной площади (ныне пр. Мира, 10. Здание не сохранилось), а также в доме Толкачева, позднее перешедшем к Гудкову, на ул. Воскресенской (ныне пр. Мира, 35).

Дом поcтpоeн, вероятно, в 182О-х годах. После пожара вначале 189О-х годов вновь отстроен в 1894 г. Находится в историческом центре, в ряду застройки главной улицы, на северной стороне.

Деревянный с оштукатуренными фасадами дом, стройных пропорций в стиле классицизма. Прямоугольный в плане с развитым в глубину квартала объемом. Симметричная трехчастная композиция главного фасада нарушена восточной боковой пристройкой парадного входa. С востока же пристроены тамбур хозяйственного входа и низкий вход в подвал (со двора). Средняя выcтупaющая часть yличного фасада значительно повышена над боковыми участками, вьщелена тремя высокими прямоугольными двухсветными окнами до уровня филенчатого фриза и увеличена двухярусным профилированным аттиком, раскрепованным над угловыми лопатками. Боковые двухоконные части фасада завершены такими же аттиками, как у ризалита. Лопатки углов главного фасада рустованы под шубу. Большого выноса, широкий многообломный карниз протянут над всеми фасадами с прямоугольными окнами, обрамленными простыми наличниками с профилированными тягами. Окна объединены подоконной тягой по периметру дома. Фриз выступает из плоскости стены вровень с лопатками углов и перерубов. Высокий цоколь защищен металлической кровелькой. Планировочная структура четко следует внешнему облику: за Tpexoконным ризалитом размещен большой зал, сообщающийся с четырьмя комнатами с востока и запада в парадной части дома. Остальные помещения в дворовой половине объединены Г -образным коридором. В интерьере сохранились потолочные тяги и падуги, а в парадном зале - широкий лепной фриз, филенчатые двери с наличниками.

г. Красноярск, ул. Мира, № 37/39

3дание enapxиaльнoгo женскoгo училища, гдe нaxoдился Красноярский комитет РСДРП(б), редакции 6ольшевистских газет «Красноярский рабочий» и «Сибирская правда», проходил пленумы Kpacнояpcкогo Совета рабочих и солдатских депутатов

На усадьбе № 37, по проспекту Мира расположено два здания. В левой части, где сейчас диско бар и общественный пункт охраны порядка № 1 Центрального района, в конце XIX века находилось женское епархиальное училище. Над трехэтажной частью возвышается башенка-звонница бывшей Иоанн -Иулиттинской домовой церкви . На рубеже веков вплотную к тому дому построили еще один, куда и перешло женское епархиальное училище. Там, как правило, учились дочери православного духовенства. Преподавала в училище племянница В.И.Сурикова Татьяна Капитонова Доможилова. Выпускницы направлялись на работу в сельские церковно-приходные школы.

после Февральской революиии Красноярская партийная организаиия вышла из подполья и насчитывала в своих рядах примерно 60 человек; к середине 1917 г. в ней было более двух тысяч человек. Основу организаиии составляли рабочие железнодорожных мастерских. Руководили организацией опытные, теoретически пoдгoтовленные видные революиионеры в основном из числа политических ссыльных: А.Г. Рогов, Б.3. Шумяикий. И.И. Белoпольский, В.Н. Яковлев, Я.Е. Боград, Г.С. Вейнбаум и другие. Красноярский комитет РСДРП(б) пoследовательно осуществлял ленинские приниипы пapTI-IйHOCTИ в организаиионной и практической дeятeльности.

Поскольку Красноярская партийная opгaнизauция объединяла после Февральской революиии большевиков и меньшевиков (в конце марта 1917 г. из 300 членов -45 были меньшевиками), то главной задачей комитета РСДРП(б) стала борьба за Сплочение всех большевистских сил Сибири. Инициативу в этом деле взяла на себя группа красноярских революционеров-правдистов: А.Г. Рогов, Б.3. Шумяцкий, И.И. Белопольский, В.Н. Яковлeв.
25 марта 1917 г. в Красноярске бьто создано СреднеСибирское районное бюро ЦК РСДРП(б), что явилось победой большевистских сил в партийных организациях Красноярска и районов Сибири. Газета «Сибирская правда» выходила со 2(15) апреля 1917 г. как орган районного бюро ЦК партии большевиков, ас июня -как орган Средне-Сибирского районного бюро ЦК партии большевиков и Красноярского городского комиТета партии. В редак.: ции газеты работали видные партийные деятели, члены районного бюро ЦК партии и Средне-Сибирскогo райбюро партии: В.Н. Яковлeв, Я.Е. Боград, Ф.К. Врублевский, Я.Ф. Дубровинский, Я.М. Пекарж, А.В. Померанцева, А.Г. Рогов, Г.И. Теодорович и другие. Всего было выпушено двадцать номеров. Газета являлacь руководящим печатным партийным органом для большeвиков всей Сибири. Ее работа было положительно оценена в органе ЦК партии -газете «Правда» от 3 мая 1917 г. ив резолюциях VI съезда РСДРП(б). Выпуск газеты был прекращен в связи с тем, что печатным органом рай бюро ЦК. и Красноярского комитета партии стала газета «Красноярский рабочий».

Первый номер газеты «Красноярский рабочий» вышел 10 декабря 1905 г. 8 марта 1917 г. газета «Красноярский рабочий» вышла как орган Красноярского комитета РСДРП(б). Редактором газеты бьт Н.Л. Мещеряков. В газете принимали участие Я. Дубровинский, А. Окулов, Г. Вейнбаум и другие. С июля 1917 г. газета стала ежедневной. после 2-й областной Средне-Сибирской конференции РСДРП(б» порвавшей с оборонцами, газета стала выходить как орган Средне-Сибирского областного бюро и Красноярского комитета РСДРП (c №129).

Газета большевиков «Красноярский рабочий» выходила тиражом более з тысяч экземплярoв, из них 450 отпускалось бесплатно для солдат и крестьян. Газета была верным проводником ленинских Идей. В ней печатались работы В.И. Ленина, статьи местных журналистов А.В. Померанцевой «Карл Маркс и ревизионисты», В.Н. Яковлeва «К коммунизму», И.И. Белопольскoго «Россия -центр внимания мира» и другие. Газета выходила до занятия города чехами 19 июня 1918 г. Затем первый номер вышел уже 10 января 1920 г.

Красноярский Совет рабочих и солдатских депугатов бьт избран 3 марта 1917 г. С самого начала он бьт большевистским. Председателем Совета бьт избран большевик я.Ф. Дубровинский. С момента своего образования Совет стал действовать как пролетарская власть. Сразу бьти проведены мероприятия по закpeплeнию завоеваний революции и рассчитанные на ее дальнейшее развитие. В обстановке подготовки Великой Октябрьской социалистической революции Красноярский Совет выступает как центр собирания всех peволюционных сил Средней Сибири. После Октябрьской революции основной руководящий состав Красноярской партийной организации бьт сосредоточен в Красноярском Совете. Председателем был выдвинут Г.С. Вейнбаум. 17 декабря 1917 г. состоялось первое плeнарное заседание с переизбранным уездным Советом крестьянских депутатов. Это укрепило союз рабочих и крестьян. С этого времени начинается строительство советского государственного аппарата в Красноярске, при губисполкоме создаются комиссии и отделы.

Здание епархиального училищa построено в 1894 г. архитектором В.И. Соколовским. Трехэтажное кирцичное здание; эклектика с элементами псевдорусского стиля. В плане -в виде буквы "П". Цокольный этаж обработан "под руст", имеет заглубленные окна с одной стороны фасада. Композиция здания симмeтричнaя, трехчастная Центральная часть вьщелена ризалитом с небольшим арочным порталом входа со стороны пр. Мира. Этажи разделены несколькими профилированными лепными тягами, проходящими горизонтально по фасаду. Интересно и разнообразно оформлены широкие подоконные пояса. Нижний пояс между цоколем и вторым этажом боковых частей здания имитирует оформление наличников в русском деревянном зодчестве. Окна обрамлены овальными профилированными наличниками. Окна второго этажа выступаюшей центральной части сгруппированы пО два, над ними расположены крупные окна третьего этажа со стилизованными арочными завершениями. Простенки оформлены пилястрами, проходящими от цоколя до выступающего профилированного карниза. На широких плоских пилястрах третьего этажа -сложный декор из лeпных полуколонов, поддерживающих антаблемент с фронтончиком. Выразительны фризы под карнизами здания и ажурная металлическая решетка между тумбами на крыше. Kрышa покpыта кровельным железом. Стройный орнаментальный строй части ризалита заканчивается фигурным атгиком над карнизом. Площадь здания -3368,4 кв. м. в доме 37 комнат.

На главном фасаде мемориальная мраморная доска с выгравированным текстом: «В 1917 году здесь помещался Красноярский комитет РСДРП(б), редакции газет «Красноярский рабочий» и «Сибирская Правда».

пр. Мира, 49

дом фирмы "Ревильон-братья"

дом, построенный в 1910-1914 гг. В.А. Соколовским

г. Красноярск, пр. Мира, 67.

3дание, построенное по проекту декабриста Г.С. Батенькова, в котором paзмeщaлось большевистское издательство "Приступ", исполком Kpacнояpcкогo Совета, клуб "111 Интернационала", исполнительноe бюро (комитет) opгaнизaция интepнaционaлистов из числа иностранных вoeннoплeнных

Здание построено в 1854-1858 гг. по проекту декабриста Гавриила Степановича Батенькова (1793-1863), проживавшего С 1846 г. на поселении в Томске. проект бьт выполнен им по просьбе декабриста В.Л. Давьщова, жившего в Красноярске на поселении, в начале 1850-х гг., и сохранился в фондах Томского музея. Здание было построено с некоторыми отклонениями от проекта, оно так и не получило завepшeния в предусматривавшейся им отделке.

До 1913 г. в этом здании размещалось городское Oбщественное собрание ("Благородное собрание").

С апреля 1917 г. в этом здании располагалось большевистское издательство «приступ», созданное Сибирским бюро пропаганды ленинских идей социалистической революции. Издательство возглавили болыиевики Ф.К. Врублевский и А.В. Помераниева. Издательство было создано по пpeдложeнию ЦК партии, В.И. Ленин лично интереcoвaлся его работой. С кониа 1917 г. начинается интенсивный выход большевистских брошюр, на обложке которых стоял равносторонний треугольник -фирменный знак издательства "приступ". Тираж каждого издания cocтaвлял от 5 до 10 тысяч экземпляров. До ноября. 1917 г. "Приступ" выпустил бoлee двадцати брошюр, cpeди них работы В.И. Ленина: "0 земле" речь на Всероссийском крестьянском съезде 22 мая 1917 г.), письма о тактике», а также "Манифест коммунистической партии". К. Маркса и Ф. Энгельса, брошюры И.И. СквориоваСтепанова "Жан Поль Марат" и А.М. Koлонтай "Кому нужна война?", Д. Бедного "Сказки и басни", сборник революиионных песен «Красное знамя" и другие. Большой удачей "приступа" было издание оpигинaльных произвeдeний сибирских болыиевиков. Одним из них был краткий "политический cлoвapик", содержаший краткие сведения о Марксе, Энгельсе, Либкнехте, Ленине, Haписанный Ф.К. Врублевским и А.В. Померанцевой. Деятельность большевистского издательства "Пристул" продолжалась до захвата Красноярска 18 июня 1918 г. восстaвшими белогвардейцами.

В этом же здании размешался исполком Красноярского Совета рабочих и солдатских депугатов, сформиpoванный 4 марта 1917 г. Красноярский Совет с самого начала стал большевистским. Председателем Совета смомента создания был избран бывший ссыльный, меньшевик-интернационалист Я.Ф. Дубровинский, его заместителями большевик Б.З. Шумяцкий и сочувствующий большевикам прапоршик Т.П. Марковский. Являясь крупной революционной организацией, смело выступавшей против буржуазной власти, Красноярский Совет дейетвовал как местная республика, заслужив почетную славу «сибирского Кронштадта». Совет активно вмeшивалcя в экономическую, политическую жизнь города и губернии. Он установил в Енисейской губернии восьмичасовой рабочий день, сместил в городе, а затем в губернии, старые органы власти, заменив их выбopными. Организовал учет товаров в магазинах и пресекал спекуляцию.

Красноярский Совет решительно вторгался вдела производства. По его инициативе лесопильный завод "Абакан" и мукомольная мельница были реквизированы и пеpeдaны в ведение рабочих. в своей деятельности,Красноярский Совет опирался на вооруженных рабочих и солдат. Первый отряд Красной гвардии в Сибири был создан под руководством Совета. В Красноярских железнодорожных мастерскиx в марте 1917 г. Затем были cфopмиpoвaны отряды красногвардейцев Затона и деревообделочников. П.о решеиию Красноярского Совета Красной гвардии было передано 300 винтовок; объединял работу отрядов главный штаб, действовавший под руководством Совета.

Красноярский Совет контролировал деятельность комaидyющeгo гарнизоном, привлек солдат к участию в контроле за работой транспорта, продажей товаров, наведением общественного порядка в горопе, отправил 10000 солдат на пoлeвыe работы. Совет также ввел порядок, по которому в воинских частях ежедневно проводились политзанятия, давалась информация о текуших событиях. Так большевики через деятельность Совета разъясняли массам ленинские идеи о мире, о земле, о власти Советов. Руководимый бoльшeвикaми, Красноярский Совет занимал последовательно революционную позицию. Летом 1917 г. большевики имели в Совете 180 мест, тогда как эсеры -40, меньшевики -2-3 места. За большевиками шли рабочие, большинство солдат мeстнoгo гарнизoна. в ответ на полученные из Петрогра;да известия о июньских событиях, исполком Красноярского Совета поддержал решение Сибирского бюро цк РСДРП(б) и гоpoдского комитета большевиков о проведении в Красноярске демонстрации солидарности с революционными массами столицы. Демонстрация состоялась 9 июля 1917 г., в ней приняли участие 10 000 человек.

Осенью 1917 г. Красноярский Совет выступил как центр собирания революционных сил не только Енисейской губернии, но и примыкающих к ней районов Сибири. Сведения о победе вооруженного восстания в Петрограде были получены в Красноярске 27 октября 1917 г. Вечером 28 октября в помещении исполкома Красноярского Совета состоялся митинг, на котором присутствовали 500 человек, главным образом, рабочие-железнодорожники. Заслушав выступления Я.Е. Бограда и В.Н. Яковлева, участники митинга высказались за переход власти к Советам. Сразу же после митинга исполком вновь собрался на заседание. Его открыл Г.С. Вейнбаум. Подавляющим большинством голосов (21 -за, 2 -против, 1 -воздержался) исполком принял peшeниe: «Принять самые энергичные меры к осуществлению реальной революционной власти на месте. В качестве практической меры для ocуществления.этого peшeния исплоком указал на необходимость занятия караулами всех общественных организаций в городе. Осуществить это мероприятие бьто поручено С. Г. Лазо, А.А. Позднякову и М.И. Соловьеву.

Утром 29 октября при помощи солдат lO-й роты пехотного полка, командиром которой являлся С.Г. Лазо, был установлен контроль Совета над всеми узловыми пунктами города. Были заняты Государственный банк, казначейство, телеграф, губернская типография и другие учреждения. 29 октября в Петроград бьта направлена телеграмма: "В Красноярске влaсть перешла к губернскому Совету рабочих и солдатских депугатов. В городе спокойно, порядок сохраняется..." Телеграмма заканчивалась вопросом, какую помощь может оказать Красноярск столице. Исполком Красноярского Совета располагался в этом Здании до января 1918 г.

В этом здании с марта 1917 г. по июнь 1918 г. находился партийный клуб III Интернационала, созданный при Красноярской организации РСДРП(б) дяя политико-воспитательной работы с массами. В клубе проходили собрания, митинги, перед женшинами-работницами, молодежью, солдатами выступали с лекциями красноярские большевики Я.Е. Боград, Г.С. Вейнбаум, Я.Ф. Дубровинский, В.Н. Яковлев. При клубе бьта создана отдельная секция пролетарской молодежи.

19 марта 1918 г. на общем собрании иностранных воeнноплeнных Красноярска была создана организация интернационалистов и избран ее руководящий орган - исполнительное бюро (комитет), в состав которого вошли, в частнасти: от немцев и австрийцев - Г. Кольгоф, К. Мильднер, от венгров - Ф. Патаки, Д. Форгач, Ш. Фихтер. Как свидетельствует помещенная в газете «Красноярский рабочий» от 22 марта 1918 г. информация о состоявшемся собранииинастpaнных Boeнноплeнных, исполнительное бюро организации интернационалистов помещалось в рабочем клубе Интернационала в здании старого общественного собрания по ул. Воскресенской (ныне пр. Мира, 67).

Исполнительное бюро организации интернационалистов проводило широкую революционную агитацию среди Boeнноплeнных, устраивало митинги и вечера. интернационалисты пpинимали активное участие в борьбе за упрочение советской власти в Енисейской губернии, а в годы гражданской войны сражались в рядах Красной Армии с белогвардейцами и иностранными интервентами, создавали свои интернациональные воинские части, принимали участие в партизанском движении. Комитет военнопленных коммунистов подчинялся Красноярскому комитету РкП(б) и имел свой печатный орган на немецком языке. Секцию военнопленных коммунистов возглавлял Г. Koльгoф.

Здание находится в исторической части города, главным северным фасадом (девятиоконным) обращено на красную линию иентральной улииы. Одноэтажное дере.вянное здание на высоком кирпичном цоколе, прямоугольное в плане, имеет трехскатную объемно-планировочную структуру, традиционную для классииизма. Повышенная центральная часть объема, включающая главный зал, акцентирована выносом иоколя, Hecyщим yпpoщенный декоративный портик из двух пар приставленных к стене колонн и гладкого треугольного фронтона. Три высоких центральных окна с полуциркульными завершениями обрамлены широкими плоскими наличниками и общим обводом сложного очертания, исполненного резным накладным валиком. Меньшие по размеру, прямоугольные стрoенные окна бoковых крьтьев здания имеют подобные, но более упрощенные обрамления. Бревенчатые фасады бьти скрыты горизонтальной обшивкой из досок. Интерьеры сильно изменены, но сохранилась структура основных помещений, внугренние наличники окон и фрагменты потолочных тяг. Крыша стропильная, с железной кровлей, двухскатная над залом и трехскатная над пониженными крьшьями. Пepeкрытия плоские, балочные, внугренние несущие стены из отесaнных бревен, оштукатурены. Фундамент бутовый. Габариты здания в плане -23,8 х 17,2 м.

На фасаде дома мемориальная доска "Здесь в 1917-1918 гг. проходили собрания Красноярской организации РСДРП(б). в 1994 г. бьти проведены укрепительные работы."

В 1995 г. здание находилось на консервации с учетом дальнейшей его реставрации.

Ул. Мира, 79

Особняк Гадалова (ныне "Детский мир")

Особняк по проспекту Мира № 79 (ныне "Детский мир") принадлежал купцу первой гильдии Н.Г.Гадалову. Здание строилось в 1873 году (возможно 83-84гг.), в стиле неоренесанса, у которого основа архитектурного образа проникнута разумным и светлым представлением о мире (предположительно, архитектор А.А.Лоссовский или М.Ю.Арнольда; в 1913 г. губернским архитектором В.А.Соколовским завершена реконструкция здания с изменением фасада и возведением высокого купола, завершенного скульптурой Меркурия - символа торговли). Нарядное здание богато украшено: арочные окна второго этажа разделены круглыми полуколоннами и обрамлены изящными наличниками, красиво выполнены купол со шпилем и полукруглый балкон на углу здания. Первый этаж оштукатурен "под руст".

В 1891 г. здесь зажглась первая электролампочка в городе. В 1895г. Н.Г.Гадалов одним из первых установил телефон, связывающий его магазин и пристань. В октябре 1891 года он запустил электростанцию. И в этом же году здесь остановливался наследник престола, возвращаясь из кругосветного путешествия. Сейчас здесь размещался гулком комсомола. Сейчас здесь располагается самый большой в городе детский универмаг.

г. Красноярск, np. Мира, 83.

3дание, в котором находилась женская rимназия, гдe училась деятель РСДРП(6) и РКП(6) Окумва Г.И., училась и npenoдaвaлa фольклорист Красноженова М.В., в котором вnocneдствии paзмeстился neдaгoгичecкий институт, гдe рабтал ученый - гeoлoг, библиограф, краевед Кocованов В.П., ученый-физик, академик Киренский П.В., а также yчился и ра6отал директор Института бнофизики СО АН СССР академик Терсков И.А.

Здание построено в 1880-1885 гг. по проекту архитектора С.В. Нюхалова. Строилось оно специально для женской гимназии на средства, пqжepтвовaнныe 6oгатыми горожанами.

первое специальное женское общеобразовательное учебное заведение в Красноярске -женское училише второго разряда Министерства народного пpосвeщeния -было открыто в 1869 г. В октябре 1870 г. женское училише было преобразовано в женскую чeтыpexклaccнyю гимназию, в которой обучались дочери дворянского, мешанского, духовного 11 крестьянского звания. после окончания гимназии выпускницы вместе с атгестатами об образовании получали звание домашней учительницы или домашней наставницы. В Краснoярской женской гимназии с 1889 по 1895 гг. oбyчaлacь Г.И. Окулова.

Глафира Ивановна Окулова (1887-1957), родилась в семье разорившегося золотопромышленника И.Н. Окулова. Окончив Красноярскую женскую гимназию и получив звание домaшнeй yчитeльницы, вместе со своей старшей сестрой, Екатериной Ивановной, едет учиться на женские педагогические курсы в Москву. В 1896 г. за участие в студенческих волнениях высылается на родину в с. Шошино Минусинского уезда. С 1899 г. Г.И. Окулова -член РСДРП, агент "Искры", в 1902 г. кооптирована в состав opгaнизационного комитета по созыву II съезда РСДРП. Активная участница революции 1905.1907 гг. после Февральской революции - член Красноярского губкома РКП(б) и президиума губкома. в 1918-1920 гг. - член ВЦИК и Президиума ВЦИК, начальник Политотдела Восточного фронта и член РВС I-й, 8-й и Запасной армии. с 1921 г. находилась на партийной и науЧно-педагогической работе. С 1954 г. -персональный пенсионер. Награждена орденом Ленина.

В Красноярской женской гимназии в 1881-1890 гг. обучалась, а в 1890-1917 гг. преподавала в ней фольклорист Красноженова М.В. (см. подробнее о ней в ст. «Могила Красноженовой М.В., фольклориста, этнографа, педагога».

Вячеслав петрович Косованов (1881-1938) преподавал студентам общую геологию. Начиная с 1934 г., ежегодно участвовал в геодезических экспедициях по Красноярскому краю вместе с сотрудниками институга. 23 ноября 1935 г. В.П. Косованов утвержден в ученом звании профессора по специальности «геология». На 1935/36 учебный год назначен заведующим кабинетом геологии, где им была составлена геологическая коллекция институга.

Леонид Васильевич Киренский (1909-1969), работал на кафедре физики Красноярского педаг.огического институга с 1940 по 1957 гг. (см. подробнее о нем в статье «Могила академика Киренского Л.В.»).

В 1943 г. при кафедре физики Киренским бьта создана магнитная лаборатория, которая стала третьим в стране (после Москвы и Свердловска) центром по магнетизму. в институте Л.В. Киренский читал курсы экспериментальной теоретической физики и фaкyльтативныe курсы по магнетизму, был заведующим кафедрой физики, осуществлял и руководство opгaнизовaнному при кафедре физики аспирантурой, Иван Александрович Терсков (1918-1989) в 1935 г. поступил на вновь созданный физико-математический фа"культет. Учебу до 25 декабря 1938 г. сочетал с работой в физлaбopaтоpии в качестве лаборанта. За отличную учебу и активную общественную работу был пpeмиpован путевкой в дом отдыха в зимние каникулы в 1939 г. В июле 1939 г. состоялся первый выпуск физико-математического факультета. Среди окончивших -И.А. Терсков, получивший диплом с отличием. Его, как подающего надежды, оставили ассистентом на кафедре физики, где он работал до начала Великой Отечественной войны.

Ещё

Мещанин и дворянство
Как жили купцы и дворяне в Москве

Вплоть до революции в Москве существовало два высших светских сословия, которые постоянно соперничали друг с другом и были очень непохожи. Патриархальный быт купечества соседствовал с пышной жизнью дворянства, которое всеми силами старалось угнаться за модой столичного Петербурга.


Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 год / Т.Е. Мягков. Семейство за чайным столом. 1844 год. Фрагмент


«Газета.Ru» рассказывает о быте московских купцов и дворян в двух разных районах: мещанском Замоскворечье и аристократической Пречистенке. Завтрак аристократа с вилкой

Пречистенка сформировалась в городе, можно считать, случайно, благодаря тому, что в 1524 году был построен Новодевичий монастырь. В конце XVI века здесь пролегала дорога, ведущая в женскую обитель. Вскоре вдоль этого пути возникли городские постройки и новой улице дали неблагозвучное название - Чертольская, в честь ручья Чертороя, протекавшего рядом. Своим звучным именем Пречистенка обязана царю Алексею Михайловичу.

Дорога, ведущая в обитель Пречистой Божией Матери, не могла иметь название, связанное с чертями, так что в 1658 году по указу царя улицу переименовали в Пречистенскую, а Чертольские ворота города, находившиеся в ее начале, - в Пречистенские. Со временем длинный топоним улицы сократили до Пречистенки.


Улица, получив наконец «нестыдное» название, вскоре стала центром притяжения московской знати. С конца XVII века здесь появляются усадьбы, принадлежавшие аристократическим семьям Лопухиных, Голицыных, Долгоруких и многих других. Большинство особняков, построенных в то время, сохранили оригинальную архитектуру до наших дней. Кроме того, имена аристократических обитателей Пречистенки оказались увековечены в названиях переулков: Всеволжского, Еропкинского, Лопухинского и прочих.

В XIX веке Москва считалась тихим патриархальным городом с населением в 250 тыс. человек (с 30-х годов XIX столетия численность достигла 300 тыс.).

Ни помпезной роскоши Петербурга, ни столичных великосветских балов и приемов - одним словом, большая деревня.


Александр Пушкин, описывая прибытие провинциалки Татьяны в дом ее московской тетки, подчеркивал, что девушке приходилось каждый день разъезжать «по родственным обедам», дабы быть представленной «бабушкам и дедам».


Д.Н. Кардовский. Бал в Петербургском Дворянском собрании. 1913


Поддержание родственных связей было крайне характерным для дворянской Москвы: здесь все приходились друг другу тетками, племянниками, кузинами и кузенами. Родственники постоянно наносили друг другу визиты и обсуждали последние семейные новости. Интересно, что делалось это, как правило, за чашкой чая: московское дворянство предпочитало именно этот напиток, тогда как в Петербурге знать любила выпить кофе. Что касается еды, то русская кухня была не в почете у московских дворян, более любивших немецкие, английские, французские и итальянские блюда. Причем на дворянских столах обязательно присутствовали вилки, которые вплоть до конца XIX века оставались нетрадиционными столовыми приборами в купеческих домах.

Старшее поколение московских аристократов чувствовало себя в городе вполне уютно: есть нужные связи, есть с кем поболтать и поиграть в карты, но при этом не тревожит столичная суета и шум.

Однако молодые дворяне часто скучали в такой патриархальной и слишком спокойной для них обстановке.


Особенно этот контраст между светской жизнью в Москве и Петербурге становился заметным зимой, когда свой досуг можно было разнообразить разве что святочными гаданиями.

Александр Грибоедов очень точно передал атмосферу узкого аристократического круга, в котором все друг друга знают, где в почете консерватизм, а взгляды старшего поколения ставятся в приоритет. Доподлинно известно, что как минимум один житель Пречистенки стал прототипом героя комедии «Горе от ума». С начала XIX века в особняке в Обуховском переулке (сейчас это Чистый переулок, 5) жила дворянка Настасья Дмитриевна Офросимова, известная не только в Москве, но и в Петербурге. Женщина эта славилась своим независимым и порой чудаковатым поведением, прямолинейными высказываниями в адрес кого угодно и крутым, своенравным характером.


Дом Настасьи Офросимовой на Пречистенке


Петр Вяземский писал о ней: «Офросимова была долго в старые годы воеводою на Москве, в московском обществе имела силу и власть». Один из ее современников так описывал барыню: «Старуха высокая, мужского склада, с порядочными даже усами; лицо у нее было суровое, смуглое, с черными глазами; словом, тип, под которым дети обыкновенно воображают колдунью».

Если Грибоедов в своей комедии вывел ее под именем неприятной старухи Хлестовой, то Лев Толстой, наоборот, подчеркнул положительные стороны московской дворянки, списав с нее героиню романа «Война и мир» Марью Дмитриевну Ахросимову, которая помешала Наташе Ростовой сбежать с Анатолем Курагиным.

Будь лучше пьяница, да не одевайся по моде

Замоскворечье начало заселяться в начале XIII века, а уже к началу XVII века здесь начинают жить купцы: в этой местности оказались самые дешевые земли, возможно, из-за того, что низинная местность часто подтоплялась, а почвы были глинистыми.



Панорама Замоскворечья со стороны Кремля. Д. Индейцев, акварель, около 1850 года / Кликабельно


Заречное купечество сохранило патриархальный, степенный уклад быта. Вставали обычно часу в четвертом утра и так же рано отходили ко сну. «Ложатся спать в девятом часу, и в девять часов все Замоскворечье спит.

По улице нет никого, кроме собак. Извозчика и не ищите», - описывал Александр Островский режим дня купечества в очерке «Замоскворечье в праздник».


Особенно отличалась мода жителей этого района. «У нас никогда по моде не одеваются, это даже считается неблагопристойным. Мода - постоянный, неистощимый предмет насмешек, а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают головой с улыбкой сожаления; это значит, человек потерянный. Будь лучше пьяница, да не одевайся по моде», - писал знаменитый драматург.

Надо отметить, что Замоскворечье не оставляло равнодушными не только русских писателей, но и иностранных. Например, французский литературный деятель Теофил Готье так отзывался об этом районе: «Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющим золотом крестами… Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание».

Золотых куполов в Заречье действительно было великое множество. Самый крупный храм Замоскворечья - храм Священномученика Климента, Папы Римского. В этом же районе находится храм Николая Чудотворца на Берсеневке, который составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова.

Не менее примечателен храм Святителя Николая в Толмачах, домовая церковь при Третьяковской галерее, где постоянно хранится икона Владимирской Богоматери, а на праздник Святой Троицы сюда переносят икону Рублева «Троица». И это далеко не все: московское купечество чтило православные традиции, и богатые купцы считали за благое дело жертвовать деньги на строительство и восстановление храмов.

Умели купцы и отдыхать. Так красиво чаевничать могло только степенное купечество Златоглавой.

«Вот направо, у широко распахнутого окна, купец с окладистой бородой, в красной рубашке для легкости, с невозмутимым хладнокровием уничтожает кипящую влагу, изредка поглаживая свой корпус в разных направлениях: это значит, по душе пошло, то есть по всем жилкам. А вот налево чиновник, полузакрытый еранью [геранью], в татарском халате, с трубкой [фабрики] Жукова табаку, то хлебнет чаю, то затянется и пустит дым колечками».


Кстати, в чай никогда не добавляли сахар, поскольку считалось, что это портит вкус напитка: его всегда пили только вприкуску с сахаром.


Б.М. Кустодиев. Московский трактир. 1916


Конечно, купеческие семьи отдыхали не только дома. Традиционным развлечением были ярмарки и гулянья, которые проходили по главным московским улицам вокруг Кремля, в Сокольниках и в Марьиной Роще, а также в тогдашних пригородах - в Царицыне, Кунцеве, на Воробьевых горах, в Коломенском и Архангельском. Дворяне на лето уезжали в свои загородные имения, так что купцам никто не мешал слушать полковые оркестры, веселиться с цыганами и смотреть вечером на фейерверки.

К середине XIX века в моду у купцов стали входить театры. Причем особой популярностью пользовались пьесы драматического или комедийного характера, напоминавшие ярмарочные представления на бытовые темы.

А вот оперы и особенно балеты - из-за странных костюмов и поведения актеров на сцене - купцы не понимали и недолюбливали.


Постепенно купцы Замоскворечья начали перенимать атрибуты дворянской жизни и устраивать торжественные обеды и балы в своих домах. Впрочем, и тут не обходилось без мещанской специфики. Дома купцов делились на две части - парадную и жилую. Парадная часть обычно обставлялась как можно более роскошно, но не всегда со вкусом. Интересной особенностью было то, что все подоконники в парадных комнатах были заставлены разнокалиберными бутылками с наливками, настойками, медом и т.п. Из-за этого окна открывались плохо и комнаты практически не проветривались. Воздух освежали, окуривая помещения мятой, уксусом или «смолкой» (комком смолы в кулечке из бересты, сверху на который клали тлеющий уголек).

Как показало время, Москва осталась верна купеческим традициям. Бурное развитие промышленности в России после отмены крепостного права привело к усилению мещанского сословия, представители которого становились фабрикантами и предпринимателями. Так купечество начало вытеснять дворянство и с Пречистенки.

С середины XIX века дворянские усадьбы активно скупались новыми буржуа.


Вместо старых дворянских фамилий на Пречистенке зазвучали новые, купеческие: Коншины, Морозовы, Пеговы, Рудаковы. Вместе с этим менялся облик улицы: классические особняки перестраивались в более пышные и помпезные, чтобы было «дорого-богато». «Новые дома ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно красавице столице», - именно так писал об этих событиях «Архитектурно-художественный еженедельник» в 1916 году.

Елизавета Королева
«Газета.ру», 9 котября 2016

Необычный особняк Арсения Морозова был построен в конце XIX века под руководством архитектора Виктора Мазырина. В настоящее время в нём располагается Дом приёмов Правительства РФ, где проводятся встречи с правительственными делегатами разных стран, а также дипломатические переговоры и международные конференции высшего уровня.

ул. Воздвиженка, д. 16/3

Соляной дом

В разветвлённом лабиринте подвалов Соляного дома снимали эпизоды известного советского кинофильма «Через тернии к звёздам».

ул. Солянка, д.1/2, стр.1

Усадьба Зубовых
Дом, хранящий память о великой династии

Усадьба, полностью восстановленная 7 лет назад, хранит память о династии Зубовых-Полежаевых - купцах, меценатах, творческих и научных деятелях. Это династия интеллигентов, разносторонних личностей, патриотов своей Родины. Их усадьба - дом, несколько веков хранящий богатую историю глубокоуважаемых в XIX веке семей Полежаевых и Зубовых.

ул. Александра Солженицына, д. 9

Усадьба Долговых-Жемочкиных

В конце XVIII века знаменитый русский зодчий Баженов построил по заказу купца Долгова на Большой Ордынке просторную городскую усадьбу, в которой сегодня находится Институт Латинской Америки.

ул. Большая Ордынка, д.21

Усадьба Лепёшкиных

Хозяином этого роскошного особняка, построенного в конце XVIII века, был купец Сергей Логинович Лепёшкин, в 1840-х годах бывший городским головой Москвы, признанным московским почётным гражданином, известнейшая личность и крупный меценат.

ул. Пятницкая, д.48

Лепёшкинское училище

Сегодня на том месте, где когда-то располагался просторный, с хозяйственными пристройками и флигелями, дом, в котором находилось Лепёшкинское училище, сохранилась только небольшая пристройка.

ул. Пятницкая, д.50

Александро-Мариинское училище

На Большой Ордынке ваше внимание наверняка привлечёт двухэтажный дом, отличающийся высотой, гранитным цоколем и расположенными над входом необыкновенно красивыми чугунными зонтиками.

ул. Большая Ордынка, д.47

Гимназия Приклонской

В начале прошлого века на улице Пятницкой Мария Васильевна Приклонская открыла частную гимназию, которой предоставлялись все права государственных учебных заведений.

ул. Пятницкая, д.70

Торговый дом Московского купеческого общества

В начале прошлого века на Новой площади было построено здание в архитектурном стиле рационального модерна, конторские помещения которого сдавались фирмам, входящим в состав Московского купеческого общества.

Новая площадь, д.6/5/2

Особняк Тимофея Морозова на Ордынке

Замоскворечье, где находится улица Ордынская, недаром называется купеческим районом Москвы. Здесь проживали самые известные московские купцы, а также дельцы среднего достатка, строившие для себя дома, отличавшиеся либо простотой, либо излишне аляповатыми украшениями или безвкусным интерьером. На этой улице расположен особняк крупнейшего купца и мецената Тимофея Морозова.

ул. Ордынская, д.41

Усадьба Демидовых в Большом Толмачёвском переулке

На пересечении Лаврушинского и Большого Толмачёвского переулков расположена необыкновенно красивая усадьба Демидовых.

Большой Толмачёвский пер., д.3

Постараемся быть беспристрастными — шаг за шагом рассмотрим «бытие и сознание» этого интереснейшего сословия, а выводы — делать вам!

Бытие через быт

Быт является одной из важнейших составляющих человеческой жизни. Мы создаем быт, подстраивая под себя окружающее пространство. Мы практически не можем существовать вне быта. Бытие определяет сознание, в конце концов, каким бы спорным ни было это утверждение.

Тем не менее целенаправленным изучением быта историки занялись не так давно. И здесь купечество дает огромное количество материала для исследования, особенно для тех, кто изучает традиционную русскую культуру или просто ею интересуется.

Обязанности и особенности

В XIX столетии купцы были достаточно закрытым сословием со своими правами, обязанностями и особенностями. Правда, это не означало, что в него не могли влиться люди из других сословий, чаще всего разбогатевшие крестьяне или дети духовенства, не желавшие или не имевшие возможности идти по духовной стезе.

Внутренняя, частная жизнь купечества в этот век представляла собой островок «старинной» русской жизни по заветам отцов и дедов, патриархальную среду, где любые новшества принимались, как минимум, с подозрением, а традиции считались основой жизни. Несмотря на это, ради пользы дела купцы не чуждались вполне светских развлечений — театров, выставок, концертов. Это помогало завязывать нужные знакомства, заключать выгодные сделки и т.д. Но это проникновение культуры европейской практически никак не влияло на бытовую культуру: вернувшись с концерта модной певицы, купец мог легко поменять европейское платье на красную рубаху и полосатые штаны и сесть пить чай с семьей вокруг огромного начищенного самовара.


Все писатели и публицисты XIX века отмечали, что купцы были наиболее религиозной частью городского поселения. В субботы, воскресенья и двунадесятые праздники считалось обязательным присутствие на службе. Не менее обязательной (а точнее, почти никому не приходило в голову, что может быть как-то иначе) была и домашняя молитва. Добрым делом в купеческой среде считалась благотворительность, жертвование на храмы и монастыри, ктиторство.

Одной из отличительных черт купцов была бережливость в быту, иногда доходившая до скупости. Если расходы, связанные с торговлей, считались необходимыми, то чрезмерные расходы на личные нужды общественное мнение порицало и считало предосудительным. Вполне нормальной была ситуация, когда сын донашивал кафтан отца или даже деда. Подобная экономия распространялась на все сферы частной жизни: дома были не очень большими, стол — достаточно скромным и т.д.

Дом

В Москве купцы селились в основном в Замоскворечье. Дом строился из камня, вокруг него размещались службы — конюшня, сараи, баня и сад. Баня как необходимый элемент купеческого дома в XIX веке уже отмирала, теперь мыться ездили в общественные бани. В сараях хранились самые разнообразные инструменты, упряжь для лошадей и т.д. Конюшни старались строить прочными, теплыми и без сквозняков, чтобы лошади не простудились. Лошади были двух видов, крепкие и выносливые для поездок в другие уезды и губернии; красивые и породистые — чтобы щеголять в театре и на ярмарках. Ну а кладовые были целым царством домашних запасов, приготовленных по старинным рецептам: квасили капусту, солили и мариновали грибы, овощи, мочили яблоки, солили мясо и рыбу, варили варенье, иногда по нескольку суток подряд, и т. д.

Сам дом состоял из двух частей — парадной и жилой. В парадной части обязательна была гостиная, но вообще парадных комнат могло быть несколько, ведь в то время некоторые купцы уже устраивали светские приемы и балы — для пользы дела, разумеется. По описаниям современников, в первой половине XIX века в большинстве купеческих домов парадные комнаты оформлялись богато, даже роскошно, но не всегда со вкусом. Потолки расписывались: райские птицы, сирены, купидоны. Из мебели обязательными были диваны, диванчики нескольких разновидностей, обитые неяркой тканью — синей, бордовой, коричневой и т.п.


В парадных комнатах хозяева старались повесить свои портреты и портреты предков, в стеклянных шкафах радовали глаз красивые и дорогие безделушки. Интерьеры купеческих домов обладали интересной особенностью: в парадных комнатах все подоконники были заставлены разнокалиберными бутылями с домашними наливками, настойками, медами и прочим. Из-за этого окна в комнатах плохо открывались, и проветривали редко, открывая форточки. В таких условиях воздух приходилось освежать искусственно: курили мятой, уксусом (вспоминаем «Лето Господне»), «смолкой». Смолкой называли конус из бересты, куда насыпали сосновую смолу с ароматными веществами, а сверху клали тлеющий уголек.

Жилые комнаты располагались в задней части дома, они были скромнее обставлены, с более низкими потолками и выходили во двор — еще одно проявление скромности в быту. Часто в них вешали пучки целебных трав и цветов, которые отгоняли насекомых и также освежали воздух. Есть сведения, что такие пучки травы могли привозиться из различных монастырей, и, перед тем как повесить, их кропили святой водой.

С тем, что мы называем «бытовыми удобствами», в купеческих домах было еще хуже. «Удобства», то есть туалеты, располагались во дворе, имели непрезентабельный вид, плохо строились и редко ремонтировались, провалиться в такой туалет было вполне реально.

...к врачам относились с подозрением

В целом в купеческой среде к врачам относились с подозрением, считая, что они более стремятся получить высокий гонорар, чем вылечить больного. Это вкупе с невысоким уровнем тогдашней медицины заставляло купцов и их домашних предпочитать в лечении домашние средства. При простуде грудь и горло оборачивали шерстяным чулком, внутрь принимали пунш, при расстройствах желудка лечились квасом с солью, огуречным рассолом, моченой грушей, а с приступами гипертонии боролись кровопусканием и пиявками. Народные средства тоже иногда могли принести вред, тот же цирюльник, пускавший кровь, мог занести инфекцию в ранку. Желудочные болезни напрямую зависели от рациона. Так что же ели московские купцы?

Еда

Еда вообще — одна из важнейших составляющих национальной культуры. Купеческая среда стала одной из хранительниц русской кулинарной культуры.

Прежде всего, сколько раз в день ели? В девять часов утра подавался чай, около двух обедали, примерно в пять часов пили вечерний чай, в девять ужинали. Теперь можно подробно рассмотреть, что конкретно ело и пило купечество за каждой трапезой.


К чаю полагалась выпечка, самая разнообразная, постная или скоромная, из разного теста и с десятками начинок, а также непременно — мед разных сортов, домашнее варенье, покупной мармелад. Пышки, пирожки, булочки, ватрушки, большие пироги подавались также к обеду и ужину.

Обед традиционно состоял из нескольких горячих блюд и закусок. На первое был суп, чаще всего щи, борщ, уха затем подавалось несколько горячих блюд, а после них — разнообразные закуски и сладкое. Звание любимого купеческого супа прочно удерживали щи с сушеными грибами. Так как в купеческой среде строго соблюдались посты, то борщ варили на мясном или постном бульоне, а уху ели не всегда. Все рецепты были традиционными, полученными от отцов, а новые практически не заимствовались. Все блюда состояли из простых ингридиентов, которые можно было купить на московских рынках. На второе подавали блюда сытные и не сложные в приготовлении. В посты это каши и овощи с грибами, приготовленные с постным маслом. В обычные дни — запеченное мясо, птица, кулебяка с большим количеством начинки (морковь с луком, рыбный и мясной фарш, грибы и т. д.). Основными приправами были соль, перец, лук, лавровый лист.

Что касается напитков, то пили купцы домашние наливки, настойки, квасы, сбитни, иногда домашнее пиво. Все это делалось дома и не требовало больших расходов. Покупные вино и водка появлялись на столе только по воскресным и праздничным дням.

Сладкое состояло прежде всего из выпечки — больших пирогов с начинкой из свежих фруктов или домашнего варенья, маленьких пирожков, булочек, коврижек, пряников.

В промежутке между четырьмя основными трапезами купцы и купчихи ели орехи, мармелад и домашнее варенье. Делалось оно на сахарном и медовом сиропе из различных фруктов и ягод. Варка могла занимать сутки или больше. Отдельного разговора стоит купеческая любовь к чаю и чаепитиям, ставшая чуть ли не хрестоматийным признаком принадлежности к этому сословию благодаря известной картине Кустодиева. Действительно, купечество и чаепитие почти неразделимы.


В XIX веке на территории России пили несколько сортов чая — «ординарный», «кирпичный с солью, маслом и молоком», «ма-ю-кон», «лян-син», «жемчужный или златовидный ханский». Вероятно, что цена «ординарного» чая была намного ниже, чем чая «жемчужного ханского». Но даже «ординарный» чай был высокого качества. Огромное значение имело правильное приготовление чая. Сухой чай всегда заливали крутым кипятком и немного настаивали. В чай могли добавляться сливки, но ни в коем случае не сахар. Считалось, что сахар портит вкус и аромат чая, если он добавлен непосредственно в чашку. Сахар подавался отдельно, и чай пился «вприкуску». К чаю могли подаваться различные сладости, такие, как варенье, выпечка, а могло быть просто чаепитие с одним лишь сахаром. За чаем могли разговаривать на разные темы, начиная с обсуждения городских новостей и заканчивая выдачей дочерей замуж. Купцы заключали сделки на миллионы рублей, сидя за чаем. Чаевничали в купеческих семьях много раз в день (обязательно утром и вечером). Гостям всегда предлагалось выпить чаю, это было в каком-то роде проявление радушия и гостеприимства. Обязательным атрибутом чайной церемонии был самовар. По традиции он ставился в центр стола, вокруг него располагались чайные чашки и тарелки с выпечкой. Первым наливал себе чай глава семьи, а за ним остальные по старшинству.

Купеческая мода

В первой половине XIX века купцы постепенно начинают делиться на две группы — «модников», носивших европейскую одежду, бривших или стригших бороду, пользовавшихся духами и т.д., и приверженцев «русского платья». Нередко разделение на эти две группы проходило и по возрастному принципу. Отец мог ходить в «русском платье», а сын одеваться по французской или немецкой моде. Женская одежда включала в себя как традиционные, так и привнесенные из Европы черты. «Золотая купеческая молодежь», или «модники», практически не интересовалась торговой или какой-либо другой деятельностью, предпочитая тратить капиталы своих отцов, придерживавшихся традиций предков, на европейскую одежду, гулянья с цыганами, азартные игры. Одежда их могла и не отличаться от аристократической, но держались они в ней неуверенно. Кроме того, их выдавала неправильная искаженная речь и практически полное отсутствие знания иностранных языков (в первую очередь французского). Постепенно они отвыкали от подобной речи, в то время как их отцы продолжали говорить «оттелева», «отселева», «ахтер», «камплиент», «эвося», «эвтот», «намнясь» и носить сюртуки, шинели и фуражки.

В домашней обстановке купцы «с бородой» любили надевать просторные рубахи, напоминающие крестьянские (особенно популярен был красный цвет). Иногда они надевали и халаты, но это встречалось достаточно редко, по крайней мере в первой половине XIX века. Средств на одежду они тратили немного, предпочитая донашивать одежду отца, а то и деда.

Наиболее своеобразной была женская купеческая одежда. Платье кроилось по европейским лекалам, но поверх него часто надевали шали, душегрейки, на голову повязывали платки. Индивидуальность костюма подчеркивали ленты, оборки, кружева. Чаще всего их покупали задешево, на известных всей Москве распродажах в Фомин понедельник, где можно было купить только что вышедшие из моды платки, шали и кружева. Платья, разумеется, делились на праздничные и повседневные. Повседневные носили дома, в гости к родным или соседям, при походе на рынок. Праздничные надевали в церковь и на ярмарки. Количество платьев у купчих зависело от доходов семьи, но и здесь расточительство не поощрялось. В первой половине XIX века женщины из купеческого сословия, особенно молодые, начинают носить чепцы и шляпки.

Невозможно обойти вниманием вопрос об украшениях купчих. Как правило, зажиточные купцы дарили женам и дочерям довольно дорогие украшения — золотые кольца с драгоценными камнями, жемчужные ожерелья, золотые серьги, сделанные ювелирами золотые или серебряные гребни для волос тонкой работы. Если взглянуть на «парадные» портреты состоятельных или богатых купцов и их жен, то скромная темная одежа мужей контрастирует с ярким платьем жены, а если на портретах изображена немолодая пара, то уж во всяком случае в женском костюме присутствуют украшения. На каждом пальце — по золотому кольцу с камнями или без них. У пожилых — жемчужный воротник платья, сплетенный в традиционной русской технике «поднизи», у молодых — жемчужные ожерелья, золотые цепочки, у всех — серьги в ушах, часто браслеты. В церковь украшения не надевали.

Досуг

Купцы со своими семьями посещали театр, гостей, гулянья, ярмарки просто как обычные покупатели. Ярмарка была традиционным местом развлечения, а театры только входили в моду у купцов. В середине XIX века театры в Москве были в основном домашними. Число их только в Москве достигало 20. Можно назвать несколько самых известных: князя Н.П. Юсупова в Харитоньевском переулке, графа Н.П. Шереметьева в Кускове и Останкине, а также графа С.П. Апраксина на Знаменке. Императорскими театрами в Москве были Большой и Малый (открылся в 1825 году). Особой популярностью пользовались пьесы драматического или комедийного характера, в то время как оперы и балеты купцы недолюбливали. Если постановки в Малом театре чем-то отдаленно напоминают представления на ярмарках (не имеется в виду сходство действия, костюмов, игры актеров, а похожая направленность постановок — и там и там разыгрываются бытовые сюжеты), то опера и балет — совершенно новые явления, для купечества непонятные. Странные костюмы (особенно для балета) и поведение актеров на сцене — все это вызывало недоумение и иногда довольно критическую оценку у купцов. В свою очередь, купцы любили слушать (да и сами исполнять) традиционные русские песни на гуляньях или во время праздников. Они были им ближе, к тому же важную роль играл тот факт, что песни эти «услаждали слух» дедов и отцов. В первой половине XIX века купечество начинает устраивать торжественные обеды, иногда даже балы.


Летние гулянья, в которых участвовали и купцы, проходили по главным московским улицам, вокруг Кремля, в Сокольниках и в Марьиной роще, а также в тогдашних окрестностях города — в Царицыно, Кунцево, Кусково, на Воробьевых горах, в Кузьминках, Останкино, Коломенском, Архангельском. Зимние гулянья (утренние прогулки и «катанья») были в Кремлевском саду, на Тверском бульваре, по набережной Москвы-реки и Новинскому валу. На гуляньях, проходящих весной, всегда присутствовали паяцы, фокусники. 1 мая открывалось загородное гулянье в Сокольниках и Марьиной роще. Необходимо отметить, что летом в гуляньях участвовали в основном купцы и прочий городской люд, так как дворяне разъезжались по своим имениям за пределами Москвы. В садах или парках играла полковая и инструментальная музыка, пели и плясали цыгане, жители города катались в лодках, по вечерам устраивались фейерверки.

Можно сказать, что в первой половине XIX века быт московского купечества представлял собой ни на что не похожий синтез традиционной русской культуры с начинающими проникать в нее элементами культуры европейской, появившейся в России в начале XVIII века. Тем не менее Православие мыслилось фундаментом частной и общественной жизни. Процесс можно абстрактно изобразить как смену внешней оболочки без изменения внутреннего ядра, основ.


Так оплакивала знаменитая поэтесса ту уходящую полудеревянную Москву (а перед Первой Мировой 52% зданий в Первопрестольной были из дерева). Но несмотря на строительный бум 1900х-1910х и масштабную перестройку города на протяжении всего XX в., а теперь и начала XXI в., в Москве удивительным образом продолжают сохраняться деревянные дома.

Среди них и рядовая двухэтажная застройка, и нелепые хозпостройки-сараи, и настоящие шедевры деревянного зодчества - и всё это вполне может быть даже внутри Садового кольца. Всего же в столице осталось не > 200 деревянных зданий, причём в чистом виде и того меньше - чаще всего они оштукатурены "по камень".




2004

Деревянный сруб с башней (храм?) в Коломенском - по-моему, привезенный откуда-то с севера
(сейчас там многие экспонаты деревянного зодчества перемещаются в другую часть парка - может, и этот переехал)

2005

Деревенский дом неподалёку от Крутицкого подворья:

С виду каменный, но вероятно оштукатуренный деревянный особняк на Новой Басманной
(правее - Басманная полицейская часть, здание 1780х)

Деревянная галерея и лестница с внутренной стороны одной из башен Данилова монастыря:

Наш второй, деревянный "Кремль" - Русское подворье и Вернисаж в Измайлове
Панорама с острова (и какой сейчас век? :)

Красивейший недостроенный в июне 2005 терем внутри подворья
(если не сгорел, то сейчас достроен)

Резное крыльцо там же:

Одна из башен "Кремля-2" со двора:

"Свистать всех наверх!"
Кафе "Бригантина" на территории Измайловского вернисажа:

Останкинский дворец-музей (1792-1798) в усадьбе Шереметевых напротив ТВ-башни:

Его "собрат" в усадьбе Кусково (1769-1775):

Ничем не примечательные "дачи" в Царицинском парке
(видимо, снесены в результате недавней большой реконструкции в Царицине):

Типичный образец послепожарной (после 1812) застройки Москвы - вишнёвый домик недалеко от Третьяковки:

Интересный ампирный особняк А.Арсеньевой (1834) на Большой Ордынке:

2006

Бревенчатая изба недалеко от МИДа:
(UPD - всё, весной 2008 дом снесён)

Ворота ("воссозданы" в 1951-1954) сгоревшего дома Поливанова (1822-1823) в Денежном переулке, на Арбате:

Нелепая пристройка в проулках на Садовом кольце, недалеко от Красных ворот:

Дом с резными наличниками в Б.Саввинском переулке:

Длинный коричневый дом начала XX в.
в переулках Плющихи и (у)местный там ("3 тополя...") июньский пух:

Мой самый любимый деревянный дом в Москве, один из красивейших и старейших в городе -
одноэтажный особнячок Г.А.Палибина (1818), там же на Плющихе:

т.н. "Погодинская изба" - дом профессора МГУ М.П.Погодина на Девичьем поле (1856):
недавно на памятнике архитектуры нынешние владельцы здания вставили стеклопакеты, идиоты

Двухэтажная Каланчёвка
полудеревянный дом и полуголые роллеры:

"Малые архитектурные формы" во дворах Каланчёвки:

Приплюснутый "сарай" в Нескушном саду:

"Резной" зелёный дом в переулках Мясницкой:

Старые домики купеческой Таганки:

Наполовину деревянный дом XIX в. на Рогожке
(говорят, обречён - на его месте планируется гараж-стоянка):

"Мой дядя самых честных правил..."
домик дяди Пушкина на Старой Басманной, у Разгуляя (1810е-1820е) и новый "доходный" дом за ним (1999):

Обшитый сайдингом дом в переулках Нового Арбата:

Дом-музей на М.Молчановке - здесь у своей бабули жил Миша Лермонтов во время учёбы в Университете:

"Архитектурный" хаос по-московски - в Колымажном переулке на Волхонке, напротив ХХС:
сталинская башня, свежий элитный и дореволюционный доходный дом и храм XVIII в. с деревянными пристройками: