Мелодия на 4 такта. Такт и размер такта

  • Несколько долей составляют такт .
  • Самая первая доля является сильной (примерно можно сказать, самой громкой, акцентированной). Она является границей такта.
  • Основная музыкальная доля - это одна-четвертая (четверть ).

Смотрите, этот такт состоит из четырех четвертей:

Как это звучит можно послушать в файле 4tact_4_4.mid . В нем записано 4 такта по четыре четверти. Сильная доля - это удар басового барабана (бочки), а 3 слабых - это 3 тарелочки.

Музыкальный размер - это количество долей в такте.

Это значит, что мы только что рассмотрели размер 4/4 (четыре четверти). Он самый распространенный в музыке. А вот здесь послушайте, как песенка "В траве сидел кузнечик" ложится на этот размер (файл Cuznetz.mid). Сильные доли в мелодии тоже акцентируются. Есть еще один прикол в этой песне. Она начинается не с сильной доли, а со слабой (четвертой). Такое дело называется "из-за такта".

А если сказать точнее не совсем с четвертой доли начинается "Кузнечик". Как быть? Кто-то когда-то давно предложил: "А не разбить ли нам четверть(долю) на две восьмых, а восьмую, в свою очередь - на 2 шестнадцатых"? Иными словами, восьмую отбивают в два раза чаще . И представте, всем понравилось. Смотрите как просто.

целая 1
половина

1

2
четверть

1

2 3 4
восьмая

1

2 3 4 5 6 7 8
шестнадцатая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Видите еще появились половинки и целые. Черным я обозначил сильную долю. Она всегда первая. А "Кузнечик" начинается с восьмой номер 7.
И 1/16-ю можно делить до бесконечности . Хотя дальше 1/64 практически никто не делит.

В такте может быть не только 4, а и 3, 2, короче любое количество четвертей или восьмых, или любых других. Размеры поэтому так и называются 4/4(четыре четверти), 3/4(три четверти), 6/8 (шесть восьмых).

Теперь просто объяснить, что есть темп.

Музыкальный темп - это количество звучащих четвертей в минуту, иначе говоря скорость исполнения музыки.

В нотной записи указывают музыкальный темп следующих видов :
1) largo, ларго (очень медленно и широко, 44-52 удара в минуту);
2) adagio, адажио (медленно, спокойно, 48-56 ударов в минуту);
3) andante, анданте (темп спокойного шага, 58-72 ударов в минуту);
4) moderato, модерато (умеренно, сдержанно, 80-96 ударов в минуту);
5) allegretto, аллегретто (довольно оживленно, 92-108 ударов в минуту);
6) allegro, аллегро (быстро, 120-144 ударов в минуту);
7) vivace (vivo), виваче (быстро, живо, 168-192 ударов в минуту);
8) presto, престо (очень быстро, 184-200 ударов в минуту).

Как и практически все термины нотной записи, эти слова позаимствованны из итальянского языка.

Друзья всем привет! Сегодня открываю цикл статей относящихся не только к «ударным» и барабанам, а к музыке в целом. Будем рассматривать важные музыкальные термины и определения, знать которые стоит каждому музыканту. Эта статья будет посвящена музыкальному метру.

Что такое музыкальный метр?

Метр в музыке (определение, термин) - это мера, задающая воображаемую координатную временную сетку, которая состоит из непрерывного чередования, равных по длительности, сильных и слабых долей. Такие доли называются метрическими.

Единица и выражение музыкального метра.

Музыкальный метр выражается - размером (цифровое выражение), отражается в тактах и единицей измерения - являются доли. О долях мы сейчас и поговорим.

P.S. Очень часто можно встретить употребление выражения музыкального метра в кроссвордах и сканвордах.

Что такое доля и какие бывают доли в музыке?

Музыкальная доля - единица измерения музыкального метра. Доли бывают:

  • Сильные.
  • Относительно сильные.
  • Слабые.

Сильная доля в музыке считается акцентируемой, а слабая не акцентируемой.

Однако, запомните: сильная доля и акцент - это не одно и то же. Акцент может применяться к любой доле. Выбор доли, которую нужно проакцентировать, ложится на плечи композитора. Воображение подсказывает ему, как должна выглядеть будущая композиция. Основываясь на этом автор и расставляет акценты.

Метрический акцент - это выделение определенных нот и долей. Метрические акценты могут быть как реальными (выделение за счет звука большей громкости), так и воображаемыми (выделение паузой).

Чтобы наглядно понять, что такое метр, возьмем линейку с миллиметровыми насечками, где расстояние между маленькими черточками будет означать ноты.

Средние черточки будут началом слабой доли, а большие - началом сильной доли.

По линиям нашей образной линейки можно задавать ритмические рисунки из нот различной длительности. Рисунки могут быть абсолютно разными, но они должны обязательно вписываться в черточки нашей линейки.

Друзья, вообще понятие музыкального метра довольно абстрактное. В музыкальных произведениях он может вообще никак не выражаться, и присутствовать лишь в «голове» у музыканта.

Что такое музыкальный размер?

Метр и размер в музыке тесно переплетаются между собой, в большинстве случаев если речь идет о метре, то его можно заменить размером. Но стоит запомнить важное отличие - размер задает относительную длительность каждой доли, чего не делает метр. Кроме того, размер в музыке связан с тактом, поэтому можно дать следующее определение:

Музыкальный размер - «числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте и их относительная длительность, а обозначается в виде дроби.

Возьмем, к примеру, размер «2/4», он говорит нам о том, что в такте будет 2 доли, и длительность каждой доли составляет одна . Такой пример часто используют для детей, объясняя понятие размера в музыке.

На нотном стане размер ставится сразу после ключа в начале композиции или такта, с которого он меняется.

Дробная черта между цифрами показывающими размер на нотном стане не ставится. На картинке ниже показан размер - 4/4 (четыре четверти).

Какие бывают музыкальные метры и размеры? Виды размеров и примеры.

Музыкальные тактовые размеры подразделяются на:

  1. Простые.
  2. Сложные.

Простые размеры (метры) в музыке.

Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.

  • Двухдольный метр - музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю. К двухдольным метрам относятся следующие размеры: «2/2», «2/4», «2/8» и т.д.
  • Трёхдольный метр - музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через каждые две слабые доли (состоит из одной сильной доли и двух слабых). К трехдольным относятся следующие размеры: «3/2», «3/4», «3/8» и т.д.

Сложные размеры (метры) в музыке.

Сложный (комбинированный, составной, смешанный) метр - музыкальный метр, получаемый при слиянии двух и более простых метров. Поэтому сложные метры могут включать в себя несколько сильных долей. Общее количество которых, равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.

В сложном метре есть одна «изюмника»: первая сильная доля сложного метра - так и называется сильной, а вот последующие сильные доли называются относительно сильными. Акцент сильных долей выше, а относительно сильных ниже.

Какими бывают сложные размеры?

Все что будет больше трехдольного метра, считается сложным размером, например:

  • четырёхдольные - «4/2», «4/4» и т.д.
  • пятидольные - «5/4», «5/8» и т.д.
  • шестидольные - «6/4», «6/8» и т.д.
  • семидольные - «7/4», «7/8» и т.д.
  • восьмидольные - «8/4», «8/8» и т.д.
  • девятидольные - «9/4», «9/8» и т.д.
  • и другие.

Каких-то строгих рамок по сложным размерам не существует. Все упирается в фантазию музыканта и соответственно ее реализацию. Однако стоит помнить, что чем сложнее метр, тем сложнее написать и сыграть такую музыку композитору, и тем сложнее ее воспринять и прочувствовать простому слушателю.

Что такое несимметричные размеры (смешанные) размеры?

Особенность несимметричных размеров заключается в объединении двухдольных и трёхдольных метров. Для примера возьмем наиболее часто встречающийся смешанный музыкальный размер «5/4», который может получиться из двух вариантов соединения двухдольного и трёхдольного размеров:

  1. Вариант: «3/4» + «2/4» - в этом случае акцент будет на первую и четвертую долю такта.
  2. Вариант: «2/4» + «3/4» - в этом случае акцент будет на первую и третью долю такта.

Пятидольный размер «5/4» в музыке встречается в основном в джазе и народной музыке.

Другими примерами несимметричных (смешанных) размеров являются: «7/4», «9/4» или даже «11/4», а также их разновидности «7/8», «9/8» «11/8» и так далее. В качестве домашнего задания попробуйте сами прикинуть, соединением каких размеров можно получить такие смешанные размеры? Пишите в комментариях что у Вас получилось =)

Что такое переменный размер?

Ещё одна разновидность размера - это переменный размер. Он образуется в случае, когда на протяжении одной композиции размер меняется из одного в другой (происходить это может неоднократно). Встречается данный вид размера в основном в народной музыке и связан по большей части с свободой исполнения песен не зажатых никакими музыкальными рамками.

Что такое неравнодольный метр (размер)?

Понятие неравнодольный метр появилось в 20 веке и означает такой музыкальный метр в котором длительность долей входящих в метр разная. Чаще всего неравнодольный метр можно встретить в народном песенном творчестве. Как пример - болгарские народные песни. Неравнодольный метр очень редко встречается в современной музыке, поэтому не стоит заострять на нем внимание, просто запомните что бывает и такая разновидность музыкального метра =)

Как определить музыкальный размер?

Определить размер простому слушателю либо новичку очень трудно, для этого нужно хорошо чувствовать чередование сильных, слабых и относительно сильных долей. Это называется «пульсацией». Научившись чувствовать «пульс» музыки, сможете определять размер на слух. Определить простые размеры не так трудно, а вот с сложными сделать это бывает крайне затруднительно даже профессионалам.

На заметку! Очень хорошо умеют чувствовать музыку (и размер соответственно) танцоры.

Размеры основных танцев (кто какие танцы еще вспомнит пишите в комментариях):

  • Самба - «2/4».
  • Полька - «2/4».
  • Ча-ча-ча - «4/4».
  • Румба - «4/4».
  • Пасодобль - «2/4».
  • Джайв - «4/4».
  • Фокстрот - «4/4».
  • Квикстеп - «4/4».
  • Танго - «2/4».
  • Галоп - «2/4».
  • Вальс - «3/4» (три четверти).

Какие можно встретить обозначения размера на нотном стане?

  • с - сокращённое обозначение и эквивалент музыкального размера 4/4.
  • ¢ - alla breve (алла бреве) - сокращённое обозначение и эквивалент размера 2/2.

Размер. Виды размера

Каким может быть размер музыкального произведения? Как разнообразить «пульс» музыки?
Данный раздел содержит информацию о видах музыкального размера.
Напомним: музыкальным размером (см.словарь) называют количество долей определенной длительности, образующих такт.


Простые размеры.

Состоят из простого, неделимого числа долей. Бывают двухдольными и трёхдольными.
Рассмотрим каждый вид простого размера по отдельности.

Двухдольный простой размер.
Размер, при котором сильные доли равномерно повторяются через одну слабую долю, называют двухдольным. Т.е. сильная доля, затем слабая доля, снова сильная, слабая и т.д. Примеры двухдольных размеро: 2/2, 2/4, 2/8.
Размер 2/2 имеет собственное название: alla breve (читается: aлла брeве), а также собственное обозначение: .
Обратите внимание, что один такт при таком размере содержит две доли: первая доля является сильной, вторая - слабой.

Трёхдольный простой размер.
Размер, в котором сильные доли равномерно повторяются через две слабые доли, называют трёхдольным. Примеры трёхдольных размеров: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16.
Обратите внимание, что один такт содержит три доли: первая доля является сильной, вторая и третья - слабыми.

Группировка длительностей.
В простых размерах длительности основных долей должны быть отделены друг от друга:

Рисунок 1. Группировка длительностей

Есть исключения, например: если такт содержит ноты одной и той же длительности, то их можно сгруппировать; размер 3/8 допускает слияние основных долей.

Сложные размеры.


Сложные размеры получаются в результате слияния двух или более простых однородных размеров. Например, размер 4/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 2/4.
- Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8.
- Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16.
- Девятидольные сложные размеры: 9/4, 9/8, 9/16.
- Двенадцатидольные сложные размеры: 12/8, 12/16.
Количество сильных долей в сложном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав.

Относительно сильные доли.
Акцент на первой доле сложного размера всегда сильнее акцентов остальных долей, в связи с чем первую долю называют сильной долей, а остальные сильные доли - относительно сильными долями .



Рисунок 1. Сильные и относительно сильные доли

На рисунке мы видим сложный размер 4/4, составленный из двух простых размеров 2/4. Знаками акцента «>» обозначены ноты, которые соответствуют сильным долям. Красным подчёркнута сильная доля - она первая в такте, а синим - относительно сильная доля.
Примечание: поскольку доля в нашем случае занимает одну четверть, то и красной, и синей линиями подчёркнуты длительности в одну четверть, чтобы обозначить долю.
Обратите внимание: сильные доли в сложном размере расположены равномерно.

Группировка.
При группировке нот в сложном размере объединяют ноты, входящие в состав простого размера. Если такт содержит единственную ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно:
- указать одну ноту длительностью в такт;
- указать отдельные ноты для каждого простого размера, объединив их лигой.

Смешанные размеры.

Смешанные размеры получаются в результате слияния двух или более простых разнородных размеров. Например, размер 5/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 3/4; а также наоборот: как 3/4 и 2/4.

Наиболее распространенные смешанные размеры:
- Пятидольные размеры: 5/4, 5/8.
- Семидольные размеры: 7/4, 7/8.
Количество сильных долей в смешанном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав. Вернёмся к примеру с размером 5/4: поскольку он образован за счёт слияния двух простых размеров, то и имеет две сильные доли.

В первом случае, когда размер 5/4 образован за счёт слияния размеров 2/4 и 3/4, сильными долями будут первая (сильная доля размера 2/4) и третья (сильная доля размера 3/4). Посмотрите на Рисунок 1, всё станет ясно:


Рисунок 1. Смешанные размеры


Сильные доли на рисунке обозначены символом «>» (акцент). Также на рисунке показаны размеры 2/4 и 3/4, из которых мы получили 5/4.
Если же мы изменим порядок следования простых размеров, т.е. сначала 3/4, а за ним 2/4, то сместим вторую сильную долю с третьей на четвёртую (см. Рисунок 2):

Рисунок 2. Смешанные размеры

Из примеров видно как важен порядок следования простых размеров в сложном: именно он определяет расположение сильных долей. Также ясно, что сильные доли расположены не равномерно.

Свойства смешанных размеров.
В связи с неоднородностью простых размеров, составляющих сложный размер, наблюдается следующее:
- важен порядок простых размеров, составляющих смешанный размер. Именно этим порядком задаётся чередование сильных и относительно сильных долей (заметим, что бывают случаи изменения порядка простых размеров в сложном на протяжении одного и того же произведения);
- чередование сильных и относительно сильных долей в смешанном размере неравномерное.


Обозначение смешанного размера.
Иногда, для удобства чтения, рядом с указанием основного размера произведения в скобках пишут порядок простых размеров:

Рисунок 3. Пример обозначения смешанных размеров

Группировка.
Группируются ноты в смешанном размере также, как и в сложном размере. Из-за разнородности простых размеров, ритмические группы неравномерны.

Переменные размеры


ЁВ музыке бывает так, что размер меняется в пределах одного произведения. В таком случае говорят, что произведение имеет переменный размер. Сразу рассмотрим пример, из которого станет всё ясно:


Рисунок 1. Переменные размеры


Изначально размер произведения установлен в 3/4. Начиная с 3-го такта, размер меняется на 5/4. А в 6-м такте размер возвращается к исходному (3/4). Это произведение имеет переменный размер.
В качестве повторения, обратите внимание: произведение имеет репризы, триоли, диезы. В предпоследнем такте над закрывающимся знаком репризы написано «3х» - это обязывает сыграть данный отрывок 3 раза, а не 2, как обычно.

Итоги.
Вы взяли на заметку, что размер может быть простым, сложным, смешанным. По ходу произведения размер может меняться. Это называется переменным размером. Также вы узнали больше о группировке нот и акцентах.

Нотный стан

Ноты размещаются на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом . Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка - первая, следующая за ней - вторая и т.д.

Ноты на нотном стане располагаются на линиях или между ними. Нижняя линия нотного стана – Ми.
Любая нота, располагающаяся на этой линии играется как Ми, пока нет понижающих или повышающих знаков.
Следующая нота (между линейками) это нота Фа и т.д.

Ноты могут также распространятся за пределами нотного стана и записываются на добавочных линейках. Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаются снизу вверх от нотоносца.
На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем и называются нижними добавочными линейками, а считаются сверху вниз от нотного стана.

Ключи

В начале нотоносца всегда выставляется ключ, определяющий в звукоряде высоту одного из звуков, от которого ведется отсчет высоты остальных звуков.

Скрипичный ключ (или ключ соль) определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке.

Басовый ключ (или ключ фа) определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке.

Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.

Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты .
Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Первая нота каждого такта имеет ударение - акцент.

Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте.

Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

После ключа выставляется размер такта.

Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д.
Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, и т.д.).

(Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности.)

Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются.
При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых.

В двухдольном такте (2/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая.
В трехдольном такте (3/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая, третья ("три") – слабая.

Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) - сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент - на наиболее сильной доле такта, а второй - на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

Знаки альтерации

Для того, чтобы указать на тональность ноты, перед нотой могут ставиться знаки бемоля , диеза , дубль-бемоля , дубль-диеза и бекара .

Такие знаки называются знаками альтерации.

Если перед нотой стоит диез, то нота поднимается на половину тона, дубль-диез – на тон. Если бемоль, то нота понижается на полтона и если дубль-диез – на тон. Понижающие и повышающие знаки появившись один раз применяются ко всей партитуре, пока не отменятся другим знаком.

Существует специальный знак, отменяющий понижение или повышение ноты и возвращающий ей натуральную высоту – это бекар. Дубль-бемоль и дубль-диез используются редко.

Знаки альтерации применяются, в основном, в двух случаях: как ключевые и как случайные.

Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа – до – соль – ре – ля – ми - си для диезов , для бемолей – си – ми – ля – ре – соль – до - фа .

Если в каком-либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными.

Длительность нот и пауз

Заштрихована нота или нет, а также палочки, приставленные к ним, т.е. штили, указывают на длительность ноты. Основными длительностями нот являются целая (1) и обозначается незаштрихованной головкой без штиля, а также ее половинные деления: половина (2), четверть (3), восьмая (4), шестнадцатая (5) и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная: она зависит от текущего темпа произведения.

Еще к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незаштрихованным прямоугольником со штрихами возле углов.

Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертой и ни одна из них (кроме, может быть, первой) не приходится на сильную долю, то они записываются под общим ребром или вязкой - палочкой, соединяющей концы штилей.

При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые - двойное и т. д. В наше время встречается объединение нот из разных тактов, а также нот, идущих не подряд.

Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: если на время звучания ноты приходится сильная доля, то берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига - дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот.

Если же сильная доля осталась в стороне, то для продления ноты на половину ее звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых - это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.

Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи

.

Перерыв в звучании называется паузой . Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот). Целая пауза (8) равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца. Половинная пауза (9) равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца. Четверная пауза (10) равна по длительности четвертой ноте и обозначается ломанной линией по центру. Восьмая (11), шестнадцатая (12) и тридцать вторая (13) паузы равны по длительности восьмой, шестнадцатой и тридцать второй ноте соответственно и обозначаются косой чертой с одним, двумя или тремя маленькими флажками.

Точка справа у ноты или паузы увеличивает ее длительность на половину. Две точки у ноты или у паузы увеличивают длительность наполовину и еще на четверть.

Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.

Лига (дуга, выгнутая вверх или вниз) связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.

Фермата - знак, указывающий исполнителю, на то, что он должен увеличить длительность ноты или паузы на свое усмотрение.

Знаки повторений

При исполнении пьесы часто приходится повторять ее фрагмент или всю пьесу целиком. Для этого в нотной записи применяются знаки повторения – репризы. Музыка, изложенная между этими знаками, должна повторяться. Иногда при повторении бывают разные окончания. В этом случае в конце повторения применяются скобки – вольты. Это значит, что в первый раз играются такты окончания, заключенные в первую вольту, а при повторении – такты первой вольты пропускаются и вместо них играются такты второй вольты.

(Реприза)

Темп

В нотной записи также указывается темп композиции. Темп - это та или иная скорость исполнения музыкального произведения.

Различаются три основных скорости исполнения: медленная, умеренная и быстрая.

Основной темп указывается обычно в самом начале произведения. Существует пять основных обозначений этих темпов:

Медленно – адажио (Adagio),
Не спеша, спокойно – анданте (Andante),
Умеренно – модерато (Moderato),
Скоро – аллегро (Allegro),
Быстро – престо (Presto).
Средний из названных темпов – модерато – соответствует скорости спокойного шага.

Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп.
Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами:
Accelerando, сокращенно accel. (аччелерандо) – ускоряя,
Ritenuto, (ритэнуто) сокращенно rit. – замедляя,
а tempo (а темпо) – в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествовавшего ускорения или замедления).

Громкость

При исполнении музыкального произведения следует помимо темпа учитывать и необходимую громкость (силу) звучания. Все, что связано с громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами.
Наиболее употребительными обозначениями силы звука являются следующие:
pp (пианиссимо) - очень тихо,
p(пиано) – тихо,
mf (меццо-фортэ) - со средней силой,
f(форте) – громко,
ff (фортиссимо) - очень громко.
А также знаки:
< (крещендо) - постепенно усиливая звук
> (диминуэндо) - постепенно ослабляя звук.

Наряду с приведенными выше обозначениями темпов, в нотах часто встречаются слова, указывающие на характер исполнения музыки произведения, например: певуче, нежно, подвижно, шутливо, с блеском, решительно и т.д.

Знаки мелизмов

Знаки мелизмов не меняют темп или ритмический рисунок мелодии, а лишь украшают ее. Существуют следующие виды мелизмов:

Звукоряд и октава

Музыкальные звуки образуют музыкальный звуковой ряд, который начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков звукоряда семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

В этой части книги.. .

В этой части вы познакомитесь с тем, что составляет основу любой музыки - с ритмом.Здесь вы узнаете, как читать различные ноты и паузы, поймете, как отсчитывать ритм и определять музыкальные размеры,познакомитесь с таким понятиями, как темп и динамика. Если теория музыки для вас внове, то вам следует начинать чтение книги именно отсюда.

Глава 4

Музыкальные размеры.
В э т о й гл а в е...
> Нотный стан
> Музыкальные размеры и как их определять
> В чем разница между простыми и сложными размерами
> Что такое такт

Если вы боитесь, что не сможете понять, в каком месте длинного музыкального произведения вы находитесь, то вам нечего опасаться. Гениальные создатели нотной записи придумали заодно и способ упорядочить лавину нот и пауз. Как только вы ознакомитесь с размерами и структурой нотного стана, в том числе с тактами, вам останется только научиться отсчитывать ритм.

Знакомьтесь: нотный стан.

Ноты и паузы в музыке записываются на линейках, которые мы называем нотным оптом (или нотоносцем: о нотных станах и нотоносцах вы сможете узнать гораздо больше из главы 7). Нотный стан состоит из пяти параллельных горизонтальных линеек, разделенных четырьмя пробелами (рис. 4.1).


Скрипичный и басовый ключи

Ноты и паузы записываются на линейках и в промежутках нотного стана. Какие именно ноты располагаются на конкретных линейках и между ними, зависит от того, какой ключ стоит в начале нотного стана. Еще раз взгляните на рис. 4.1. Элегантный значок, отдаленно напоминающий латинское G, называется скрипичным ключом. Справа на рис. 4.1 в начале стана изображен значок, напоминающий цифру 9, который называется басовым ключом. Скрипичный ключ предназначен для записи более высоких, а басовый - для записи более низких вот. В музыке для некоторых инструментов, например фортепиано, где используются оба нотных стана, скрипичный ключ рисуется над басовым, и в результате получается многолинейная нотная система, или фортепианный нотный стан. (В главе 7 вы узнаете всё о фортепианном нотном стане.)

Обозначение размеров

В нотной записи сразу после ключа в начале нотного стана вы увидите два числа, расположенный одно над другим (три возможных варианта показаны на рис. 4.2).


Такая пара чисел называется размером, который, кстати, является главным действующим лицом данной главы. Размер ставится для того, чтобы рассказать исполнителю о двух важных вещах. S Количество счетов в каждом такте. Верхнее число в записи размера говорит вам о числе ударов, которые следует отсчитывать в каждом такте. Если верхнее число равно трем, то на каждый такт идет по три счета. S Какая доля соответствует одному счету. Нижнее число в записи размера говорит вам о том, какая длительность идет на один счет - чаще всего это восьмая или четвертая доля. Если нижнее число равно четырем, то один счет соответствует четверти. Если внизу записана восьмерка, то один счет равен восьмой доле.

Такты

Такт - это часть нотной записи между двумя вертикальными линиями, которые пересекают нотный стан от верхней до нижней линейки. В нотной записи музыкального произведения такты идут один за другим, и число ударов в каждом такте определяется верхним числом в записи музыкального размера. Первая доля каждого такта, на счет "раз", - сильная. Верхнее число в записи размера говорит о том, сколько ударов должно быть в такте, как показано на рис. 4.3.


Как мы выяснили в главах 2 и 3, при игре постоянно вести счет в уме крайне важно: от счета зависит музыка, которая получится в результате. Правильный счет - ключевой компонент в музыке. Вы должны настолько глубоко проникнуться идеей счета, чтобы перестать замечать, как отсчитываете доли. Практика потактового счета - прекрасный способ убедиться в том, что вы исполняете пьесу в соответствии с ритмом, который задумал композитор (см. главу 2, где рассказывается о ритмах и счете).

Счет в соответствии с размером напоминает школу вождения. Инструктор учит вас постоянно смотреть на дорогу прямо перед вами, потому что ваше тело (и машина) движутся туда, куда направлен ваш взгляд. Став опытным водителем, вы даже не замечаете, что ваш взгляд постоянно сосредоточен на участке дороги перед вами. Возясь с приемником или разговаривая с сидящим рядом человеком, вы автоматически концентрируетесь на том, чтобы ехать прямо, а не петлять по всей дороге, - даже если вам задают сложные вопросы или диск отказывается вставляться в проигрыватель. Главное - натренировать свое сознание, научить его автоматически следить за ритмом, и, как только вы этого добьетесь, вам уже не придется заставлять себя вести счет в уме - вы будете считать автоматически. Есть два вида музыкальных размеров.
> Простые.
> Сложные.

Простые размеры

Простые музыкальные размеры считать проще, поскольку счет раз-два в музыкальной пьесе кажется наиболее естественным слушателю и исполнителю. Простой размер ен удовлетворять четырем требованиям.
1. Каждый счех делится на две равных составляющих.
Это правило самоочевидно, если его применять к восьмым и еще меньшим долям. В простом размере две восьмых доли всегда соединяются друг с другом перекладиной, которая называется ребром, то же самое касается четырех шестнадцатых и восьми тридцать вторых долей. (Если у вас есть две шестнадцатых и восьмая, которые идут на один счет, то эти три ноты также соединяются ребром.)
Иными словами, если на один счет идет больше одной ноты, то все они всегда группируются вместе таким образом, чтобы составлять один счет. На рис. 4.4 изображена схема группировки нот в простом размере.
2. Нота, идущая на один счет, должна быть нотой без точек.
Отсчитывая про себя ритм песни, вы должны считать только ноты без точек, которые можно разделить на две равные длительности. Обычно имеются в виду четверти, но иногда это могут быть половинные, целые или восьмые доли. Например, в размере 4/4, про себя отсчитывая такт, вы считаете: "Раз два три четыре" снова и снова, а в размере 3/4 вы считаете: "Раз два три, раз два три". Если задан размер 2/4, считать нужно "раз два".
3. Верхнее число не делится на 3, если только оно не 3.
Например, 3/4 и 3/8 считаются простыми размерами, а 6/4,6/8 и 9/16 - сложными. 4. Число долей в каждом такте одинаково.
Все такты пьесы в простом размере содержат одинаковое число долей. Как только вы прочувствуете размер, вам больше не о чем беспокоиться: просто следите за тем, чтобы играть ноты ритмично.


Такты и счет в простом размере

Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Эго означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рис. 4.5, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.


Напомним, что нижнее число 4 говорит, что на один счет приходится четверть, а верхнее число 4 сообщает, что в каждом такте четыре счета - или четыре (и только четыре!) четвертых доли.
Вот три примера распространенных простых размеров.
>>> 4/4 (четыре четверти). Широко используется в популярной классической музыке, рок-музыке, джазе, кантри, а также в таких стилях как блю-грасс, хип-хоп и хаус.
>>> 3/4 (три четверти). Используется прежде всего в вальсах, а также в западноевропейских балладах и балладах в стиле кантри.
>>> 2/4 (две четверти). Используется в польках и маршах
Вместо того чтобы писать 4/4, некоторые композиторы для обозначения этого размера ставят букву С. Так что если на месте размера увидите букву С, то пьеса написана в размере 4/4.
Если размер пьесы 3/4, как показано на рис. 4.6, то считать нужно так:


А теперь внимание! Если размер - 3/8, то одному счету соответствует восьмая доля, как показано на рис. 4.7.


Считать ритм музыкального фрагмента, изображенного на рис. 4.8, нужно так: РАЗ два три РАЗ два три РАЗ два три.
Размеры 3/8 и 3/4 обладают практически одинаковой ритмической структурой (в смысле счета ритма), но, поскольку в размере 3/8 фигурируют восьмые, а не четвертые доли, пьесу на 3/8 надо играть в два раза быстрее, чем пьесы на 3/4, так как восьмая доля равна половине длительности четверти.
Если указан размер 2/2, то на один счет идет половинная доля. А поскольку верхнее число показывает, что количество счетов в такте равно двум, в каждом такте будет по две половинных доли, как показано на рис. 4.8.


Просчитывать музыкальный фрагмент, изображенный на рис. 4.8, нужно так: РАЗ-и ДВА-и.
Размеры с "числителем" 2 широко использовались в средневековой и еще более ранней музыке. В музыке тех времен использовалась ритмическая структура под названием "миним" (minim), основанная на ритме биения человеческого сердца.

Учимся считать в простом размере

В этом разделе вы можете потренироваться считать ритм (а не читать ноты), показанный на рис. 4.9-4.13. При счете вслух не забывайте делать ударной первую долю.


Сложные размеры

Сложные музыкальные размеры, как можно догадаться, чуточку хитрее простых. Вот краткий перечень правил, которые помогают вам моментально определить, является ли размер сложным.
1. Верхнее число, если оно больше трех, нацело делится на три.
Любой размер, верхнее число которого равно 6,9,12,15 и т.д., - сложный. Размеры 3/4 и 3/8 не являются сложными, поскольку верхнее число равно 3. Наиболее распространенные сложные размеры - 6/8, 9/8 и 12/8. См. рис. 4.14, где представлен пример сложного размера.


>>> 2. На один счет вдет четверть с точкой или три восьмых.
>>>3. Каждый счет делится на три составляющих.
Опять-таки, все становится очевидным, когда речь идет о восьмых и меньших долях. В простом размере две восьмушки и четные количества шестнадцатых долей (2 или 4) всегда соединяются ребрами. В сложном размере ребрами соединяются три восьмушки или шесть шестнадцатых.
На рис. 4.15 показана группировка нот с "основанием" три, которая используется в сложном размере.


Такты и счет в сложном размере

Единственное существенное отличие между произведениями, написанными в простых и сложных размерах, состоит в том, что они звучат по-разному, и это ощущают и слушатель, и исполнитель.
В сложном размере сильной является не только первая доля каждого такта, как в простом размере - несколько более слабый акцент ставится также на каждый следующий удар метронома. Таким образом, в каждом такте произведения на 6/8 есть две четко акцентированных доли, в размере 9/8 - три акцентированных доли, в размере 12/8 - четыре.
Два примера сложных музыкальных размеров.
>>> Размер 6/8 используется в быстрых вальсах и латинской музыке мексиканских "мариачо".
>>>Размер 12/8 используется в 12-тактовых блюзах и в стиле doo-wop.
Чтобы определить число акцентированных нот в каждом такте сложного размера, нужно разделить на три верхнее число. Это поможет вам определить темпо-ритм исполняемой музыки и таким образом узнать, как расставить акценты. Например, в пьесе на 6/8 нужно делать акцент на первую долю каж- ! дого такта, но при этом также несильно акцентировать вторую группу восьмушек в такте, как показано на рис. 4.16.


Итак, расстановка акцентов на рис. 4.16 будет выглядеть следующим образом: РАЗ два три ЧЕТЫРЕ пять шесть РАЗ два три ЧЕТЫРЕ пять шесть. Если размер выглядит устрашающе, например 9/4, как показано на рис. 4.17, то отсчитывать размер (не ноты!) нужно так:


В простых размерах ритм музыкального произведения можно разбить на двухчастные сегменты. В сложных размерах ритм разбивается на трехчастные сегменты.

Учимся считать в сложном размере

С помощью примеров, приведенных в этом разделе, вы можете потренироваться считать размеры, показанные на рис. 4.18-4.20. При счете вслух не забывайте делать небольшой акцент на первую долю и дополнительный акцент в "точке пульса", которая обычно следует за каждой третьей долей. (Добавленные "-и" и заглавные буквы призваны подчеркнуть ритмический рисунок некоторых нот в размере. Мы понимаем, что эта методика не ссйсем научная, но она даст вам общее представление о том, как считать доли в различных размерах.)



Асимметричные размеры

Асимметричные размеры (иногда они называются составными или неправильными) обычно содержат пять или семь ударов - в отличие от традиционных двух-, трех- и четырехчастных группировок нот внутри тактов, которые мы рассматривали до сих пор.
Асимметричные размеры часто встречаются в традиционной музыке разных стран. Они широко распространены как в европейской, так и в восточной (в частности, индийской) популярной и этнической музыке.
При исполнении музыки в асимметричном размере счет (и ритм) звучит и воспринимается несколько иначе, чем в музыке, написанной в простом или сложном размере.
Например, на рис. 4.21 счет определяется расположением половинных долей в каждом такте, так что акцент ставится на третью долю в первом такте и на четвертую - во втором.
На рис. 4.22 группировка восьмых долей показывает, где должны ставиться акценты - на первую восьмушку на каждом ребре.
Музыка в размере 5/4, 5/8 и 5/16 обычно делится на два счета, либо как два + три, либо как три + два. Расстановка акцентов не обязательно должна быть одинаковой во всех тактах - постоянно только количество долей в каждом такте.


На рис. 4-23 и 4.24 показаны музыкальные фразы, написанные в размерах 7/4, 7/8 и 7/16. Помните, что расстановка акцентов меняется от такта к такту.


Следует еще раз отметить, что асимметричные размеры считаются неправильными и сложными только с точки зрения Западной цивилизации. Неправильные размеры считались абсолютно правильными на протяжении всей истории музыки во всем мире, в том числе в Древней Греции и Персии; их можно по-прежнему услышать, например в болгарской народной музыке. Многие современные западные композиторы и коллективы - Стив Альбини, Веек, Дейв Брубек, June of 44, Эндрю Ллойд Вебер, Фрэнк Заппа, Pink Floyd, Йо-Йо Ма, Бобби Мак-Феррин и Stereolab - используют асимметричные размеры в своей музыке. Целый жанр рок-музыки, так называемый "математический рок", построен на использовании таких составных размеров, как 7/8, 11/8, 13/8 и т.д., и его представители всеми силами стремятся избежать стандартного рокового размера 4/4.