Образ идеальной героини в литературе. Женские образы в русской классической литературе

И кросс-постнула его во все социальные сети: "Какие женские образы из мировой литературы и кино вам кажутся наиболее сильными и привлекательными?" Сама же воздержалась до вечера, чтобы составить наиболее полный список тех героинь, которые произвели впечатление на меня.

Конечно же, самой популярной сильной девушкой всегда будет признана Скарлетт О"Хара из "Унесенных ветром" Маргаретт Митчелл. И я тоже попала под ее чары с первой минуты одноименного фильма. "Подумаю об этом завтра" - кажется, девиз всех сильных женщин планеты. Книга читается на одном дыхании, а в фильме моя любимейшая Вивьен Ли (да, я читала ее биографию пару раз и смотрела ВСЕ фильмы, какие смогла достать). Один нюанс: Скарлетт киношная мне нравится намного больше Скарлетт книжной, все же последняя слишком резкая и холодная к детям.


Наверное, второй по популярности любимый девочковый образ - Холли Галайтли из "Завтрак у Тиффани", Трумен Капоте. Книжная Холли больше похожа на реальную девушку, в исполнении Одри Хепберн же она совсем неземная - поет Moon River на подоконике и нуждается только в Коте из всех живых существ на этой земле.

Ну и, перенесясь в Нью Йорк, сразу вспоминаются два моих любимых сериала. "Секс в большом городе" с самой близкой мне героиней по складу ума - Керри Брэдшоу . Её "And then I thought" - это просто true story of ma life. Она такая глубокая и в то же время трогательная, что невозможно оторваться, пока не посмотришь все сезоны запоем, закусив еще и первым фильмом. Второй не надо смотреть, а то это как понижать градус получится. Мой абсолютный идеал с точки зрения "настоящести".

Вторая Нью-Йоркская героиня - Блэр Уолдорф из "Сплетницы". Высокомерная интригантка, у которой потрясающий английский, обезоруживающая чувственность, непревзойденное чувство стиля и такое важное качество: умение расставлять приоритеты и отличать своих людей от чужих. Яркий пример того, как за идеальной маской скрывается очень ранимая и нежная девочка, которая видит сны с той самой Хепберн и пишет дневник, и с пятого класса хранит его под кроватью.

Фильм, родом из 90х - "Когда Гарии встретил Салли" - о дружбе, телефонных разговорах и родственных душах - и чудесная Мег Райан в роли легкой и юморной Салли .

Фильм и сам по себе чудо, в нем одна из моих любимых цитат:

“I love that you get cold when it"s 71 degrees out. I love that it takes you an hour and a half to order a sandwich. I love that you get a little crinkle above your nose when you"re looking at me like I"m nuts. I love that after I spend the day with you, I can still smell your perfume on my clothes. And I love that you are the last person I want to talk to before I go to sleep at night. And it"s not because I"m lonely, and it"s not because it"s New Year"s Eve. I came here tonight because when you realize you want to spend the rest of your life with somebody, you want the rest of your life to start as soon as possible.”

А что стоит сцена с имитацией оргазма! Ничего не буду говорить даже, просто посмотрите видео:

Одна из самых сильных героинь советского кинематографа - Зося из "Школьного вальса". Не сильно известный фильмец, но девушка - Катя Тихомирова из школьных стен. Фильм про невозможность простить, даже если очень хочется. Но больше всего меня поражает то, сколько она молчит. Она весь фильм молчит и смотрит на всех серьезными карими глазами.

А вот Вика Люберецкая из "Завтра была война" Бориса Васильева - идеал Женщины. Пусть никогда и не выросшей, но так точно и четко понимающей, что такое искусство, любовь, счастье.

Еще очень люблю Катю Татаринову из "Двух Капитанов" Вениамина Каверина - очень целостный, гармоничный и женственный образ девушки, которая одновременно безумно любит своего одного единственного Саню Григорьева, и в то же время существует как независимая и полноценная личность.

Её монолог из блокадного Ленинграда я с седьмого класса знаю наизусть и считаю олицетворением веры в мужчину и любви к нему. "Да спасет тебя любовь моя".


http://youtu.be/mr9GpVv8qcM

"Это сердце стучало и молилось зимней ночью, в голодном городе, в холодном доме, в маленькой кухне, чуть освещенной желтым огоньком коптилки, которая слабо вспыхивала, борясь с тенями, выступавшими из углов. Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя! Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах. Скажет: это я, твоя Катя. Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, что бы ни случилось с тобой. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит - это я, твоя Катя. И если смерть склонится над твоим изголовьем и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая, последняя сила останется в сердце - это буду я, и я спасу тебя".

Ну и, говоря о любви и борьбе за нее, нельзя не упомянуть Булгаквскую Маргариту . Но тут даже говорить ничего не буду, все знают историю о том, как она ходила с цветами желтого тревожного цвета, а потом кричала "Невидима и свободна" и стояла на балу у Сатаны. А все ради чего? Ради Мастера, конечно!

[Так интересно, что про себя могу сказать - я ни разу не Маргарита при всей своей взбалмошности. С Мастерами надо быть всегда в тени. Если один из пары летает, то второй должен крепко стоять на ногах. Так вот, я - тот, кто летает].

Отдельная категория интересных и сильных с точки зрения художественности, но не силы духа - оригинальные и неземные девушки-художницы-творческие личности.
Это и Элли из "Ноутбука" (та, которая чайка) с рыжими волосами, узкой спиной и заливистым смехом.

И Пейдж из "Клятвы". Фильм стоит смотреть ради одной последней строчки в конце.

И Кэнди из одноименного фильма с Хитем Леджером. Некий Реквием по мечте, но намного более эстетичный.

Со стеной, на которой написана сказка: " Жили были Ден и Кэнди. И все у них было отлично в тот день . И время шло. Он делал для нее все. Он звезды мог с небес достать. Все делал, чтобы ее завоевать. И птицы порхали над ее головой... все было отлично... все было золотым. Однажды ночью ее постель стала гореть огнем. Он был красивым, но он был преступником. Мы жили среди солнца, света, и всего сладкого. Это было начало нелепого удовольствия. Безрассудный Денни. Потом Кэнди исчезла. Последние лучи солнца бешено бегали по земле. На этот раз хочу попробовать, как это делал ты . Ты очень быстро ворвался в мою жизнь и мне это понравилось. Мы радовались этому грязному удовольствию. И было очень тяжело сдаться. Потом земля вдруг наклонилась. Это бизнес . Для этого мы живем. Когда ты рядом, я вижу смысл смерти . Возможно больше мы не заснем вместе . Мое чудовище в бассейне. Собака привыкла лаять без причины . Я всегда старалась смотреть далеко вперед. Иногда я ненавижу тебя. Пятница. Я не хотела обидеть. Моя

Стремительно летит время. Уже далеко позади остался помпезный XIX век, ушел полный противоречий, общественных потрясений и революций - двадцатый. Меняются наши взгляды, мнения, представления о красоте, но вечным остается понятие красоты нравственной. Красоты, которая может спасти мир. На протяжении многих лет волнуют нас нежные, скромные, целеустремленные создания, готовые к подвигу и самопожертвованию, - девушки.

Девушки XXI века совершенно не похожи на предыдущие поколения: в них меньше романтики и больше практичности. Почему всё так?

Во все времена женщине уделялась различная роль в обществе и в семье. Женщина была и мебелью в доме, и прислугой в своей собственной семье, и властной хозяйкой своего времени и своей судьбы. И лично мне, как девушке, близка и интересна тема : «Женские образы в литературе XIX в».

На наше решение исследовать данную тему прежде всего повлиял интерес к образам женщин в литературе. Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XIX в. дают нам возможность ярко, красочно воспроизвести картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. На мой взгляд, русская классическая литература настолько богата и разнообразна, что может нам поведать о любой проблеме, актуальной и поныне. Как много существует в русской литературе произведений, рассказывающих о женской судьбе.

Предмет исследования: воспитание девушки-дворянки в ХIХ веке. Цель: Выяснить систему ценностей и особенностей воспитания русских дворянок на страницах романов А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Л. Н. Толстого «Война и мир», повести «Ася» И.С. Тургенева. Задачи:

    Изучить литературу по проблеме воспитания дворянок в России.

    Выяснить, какие качества были необходимы девушке в ХIХ веке, чтобы считаться воспитанной.

    Опираясь на литературные произведения таких авторов, как А. С. Пушкин, И. С, Тургенев, Л.Н. Толстой в качестве источников по истории культуры провинциального дворянства, определить, какова система нравственных ценностей и личностных качеств женщин-дворянок.

Многие великие писатели создали художественный портрет своего времени. Среди них А. С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев. В их произведениях наиболее полно представлено русское дворянство, его быт, нравы, достоинства и недостатки.

Дворя́нство как высшее правящее сословие в России возникло на почве государственной службе.. Среди других сословий дворянство выделялось своим положением, привилегиями, воспитанием, бытом, особым кодексом дворянской морали, согласно которой дворянин являлся господином по отношению к любому представителю «низших» сословий; дворянство отличалось от них даже одеждой, причёской и т.д.

Женщина-дворянка получала это сословие только по наследству, т.е. для этого она должна быть рождённой в дворянской семье, женщины в России не служили, и соответственно не могли получить дворянского сословия по службе.

Быт дворянки, как и быт любого другого человека, определялся не только историческим временем, т.е. тем временем, в какую эпоху жил данный человек, но и принадлежностью к данному сословию, обществу, окружающему данного человека.

Ряд качеств можно считать определяющими с точки зрения описания православного типа провинциальной дворянки 19 века. Это материнство, семейственность, духовность, хозяйственность, гуманность, «соборность».

На общем фоне быта русского дворянства начала XIX века «мир женщин» выступал, как некоторая обособленная сфера, обладавшая чертами известного своеобразия.

Центральным персонажем романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является провинциальная барышня Татьяна Ларина. В Татьяне все свое, все необычное, не похожа она ни на девиц из романов, ни на свою сестрицу Ольгу и ее подруг. Татьяна – типичная дворянская девушка: в совершенстве знала французский язык, увлекалась чтением романов, была романтична. Татьяна скрывает свои чувства и не преступает нравственных законов. Это говорит о ее высоких нравственных принципах, которые оказываются сильнее чувств.

Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и значительно чаще, чем для юношей, домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном – двух иностранных языках, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми основами, географии и словесности. Конечно, бывали и исключения.

Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала XIX века определяли книги. Поколение Татьяны можно было представить так:

Барышней уездной,

С печальной думаю в очах,

С французской книжкою в руках.

Ася - один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести - открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством.

Ася - особенная девушка, непохожая на других. В пансионе она приобрела отличное образование, но не подошла «под общий уровень», не сдерживая свой характер, она держалась в стороне от остальных девиц и учителей. Гагин объясняет это ее происхождением: «Ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться». Как бы то ни было, пансион Ася покинула, будучи все такой же чудной и проказницей.

Воспитанная матерью, державшей ее в строгости, затем отцом, ничего ей не запрещавшим, а также французскими романами, Ася в итоге стала обладательницей очень непосредственного и противоречивого характера.

Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали для семьи всем.

Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту. Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось.

В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано, в 17-18лет. Однако, сердечная жизнь, время первых увлечений молодой читательницы романов, начиналась значительно раньше. И окружающие ее мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующее поколение увидело бы в ней лишь ребенка. Девушки ездили на «ярмарку невест» в Москву.

Татьяна после отказа в сватовстве Ивану Петушкову и Буянову тоже не избежала этой поездки. Мать, не спрося Татьяниного совета, «повезла её к венцу» не по любви, а по своему решению. С ранних лет девушка уже смотрит на себя не как на девушку, а как на невесту. Весь смысл ее жизни заключается в том, чтобы удачно выйти замуж.

В романе «Евгений Онегин» главная героиня Татьяна Ларина переступает закон, идет против устоев общества. Татьяна влюбляется в Онегина и страдает от этой любви, так как он ничего не знает и не проявляет к ней особого внимания. В конце концов она решается написать ему письмо с признанием в любви.

В этом поступке мы видим силу Татьяны, её мужество, ведь она пошла на это, преступив условные законы дворянской морали, не побоявшись условностей света. Это трогательное письмо характеризует главную героиню как доверчивую наивную девушку, неопытную в жизни и в любви, но в то же время как сильную натуру, способную на истинное чувство:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Высшее светское общество имело свои привычки, устои, традиции, и люди принадлежащие к этому обществу, должны были следовать всем правилам, по которым это общество жило.

Очень часто (особенно в Москве и Петербурге) в дворянских домах давали балы, где молодые девушки-дворянки могли найти себе женихов, повеселиться и потанцевать. «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все были одеты как нельзя лучше». В этом отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир», прослеживается приготовление девушек и женщин дворянок к большому новогоднему балу, хотя балы в дворянском обществе проходили очень часто – этот бал был особенно торжественным, так как на этом балу ожидали приезд государя и его семьи.

Очень модным увлечением молодых девушек и женщин-дворянок было ведение дневника или записок о жизни. В свободное время девушки, а также и женщины увлекались гаданием на картах, раскладыванием пасьянсов, музицировали, разучивали новые музыкальные композиции и произведения, читали модные журналы. Но жизнь дворянки в столице и в губернском городе имела большие различия.

Пушкин подчеркивает духовную близость Татьяны с природой. Недаром он передает то, что происходит у нее в душе, через отношение к родной земле. Тем более что она родилась в провинции, а деревня, как известно, - это корни, истоки, традиции русской жизни. Любовь к родной земле, гармония с природой подчеркивают связь Татьяны с народом. Она близка народной жизни, народным традициям.

Татьяна (русская душа,

Сама не зная почему),

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

Она верила в приметы, предсказания, увлекалась гаданием. Ей сопутствует «Песня девушек», ей понятны народные обычаи.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям…

Всем этим Пушкин показывает, что Татьяна – истинно русская девушка.

Бытовое суеверие накладывало своеобразный отпечаток «народности» на поведение дворянской семьи в деревне, в поместье.

Они хранили в жизни мирной

Привычки мирной старины;

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…

«Тургеневская девушка» Ася любит играть разные роли, любит чувствовать себя разной - то прилежной домохозяйкой, то сорвиголовой, то нежной и хрупкой девушкой. Она старается продемонстрировать свою независимость от чужого мнения, на самом же деле ей очень важно, что думают о ней окружающие.

При всей своей любви к актерству Ася - сама естественность. Она совершенно не умеет скрывать свои чувства, они проявляются через смех, слезы, даже через цвет лица. Она охотно принимает искусственные обличья, но и не менее охотно сбрасывает с себя маску, становится очень милой и простой.

Яркое качество, которое полностью характеризует Асю, - это искренность. Она не может жить по-другому и не терпит проявлений неискренности в других людях. Именно поэтому она покидает господина Н., уезжает, поскольку не встречает в нем ответного чувства.

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти "куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг". Огромное значение на протяжении всей жизни дворянки имела религия, вера в Бога, послушание и уважение к родителям.

Всех детей, родившихся в христианской семье – крестили, с этого начинали свой христианский путь и девочки-дворянки. И далее их воспитывали в вере и любви к Богу, поэтому их жизнь не представлялась без веры и послушания.

Подводя итоги данной работы, надо отметить, что невозможно охватить и отразить полностью быт женщины-дворянки., так как быт каждого человека универсален, мы можем только обобщить все накопленные знания быта прошедших веков.

Нам удалось выяснить, что воспитание дворянской девушки в ХIХ веке подчинялось строгим правилам. Главной ценностью считалась готовность дворянки в будущем стать хорошей женой и матерью. Следовательно, воспитывались такие качества, как религиозность, верность, преданность семье, умение вести хозяйство, поддерживать приличный разговор, принять гостей и т.п

Подчёркивая в поведении Татьяны естественность, простоту, верность себе во всех ситуациях и душевную непосредственность, Пушкин не мог включить в воспитание героини упоминание о пансионе. По-настоящему «русская душою» Татьяна Ларина могла получить только домашнее воспитание. У Л.Н. Толстого женские характеры передают идеи о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.

К сожалению, в наше время многие хорошие традиции дворянского воспитания утеряны вместе с неповторимым обликом по-настоящему интеллигентной, воспитанной девушки. И наша задача – взять лучшее, проверенное вековым опытом, в современную жизнь семьи.

В современной девушке должны соединяться прошлое и настоящее. Скромность, целомудренность, уважение и знание семейных традиций, наряду с этим знание иностранных языков, умение водить автомобиль, коммуникабельность, терпимость. И, конечно же, умение выглядеть хорошо.

А самое главное, чтобы девушка была оптимисткой с активной жизненной позицией, но больше думала о том, что она должна стать достойной матерью своих детей, женой и хранительницей очага.

К женщинам в русской литературе всегда было особое отношение, и до определенного времени основное место в ней занимал мужчина - герой, с которым и были связаны проблемы, поставленные авторами. Н. Карамзин одним из первых обратил внимание на судьбу бедной Лизы, которая, как оказалось, тоже умела любить самозабвенно.

Ситуация в корне изменилась во второй половине девятнадцатого века, когда в связи с нарастанием революционного движения многие традиционные взгляды на место женщины в обществе изменились. Писатели различных взглядов по-разному видели роль женщины в жизни.

Невозможно представить мировую литературу без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она привносит какой-то особый характер в повествование. С начала мира мужчины восхищались представительницами прекрасной половины человечества, боготворили их и поклонялись им. Уже в мифах Древней Греции мы встречаем нежную красавицу Афродиту, мудрую Афину, коварную Геру. Эти женщины-богини признавались равными мужчинам, их совета слушались, им доверяли судьбы мира, их боялись.

И в то же время женщина всегда была окружена тайной, ее поступки приводили в замешательство и недоумение. Вникнуть в психологию женщины, понять ее - это то же самое, что разрешить одну из древнейших загадок Вселенной.

Русские писатели всегда отводили женщине особое место в своих произведениях. Каждый, конечно, видел ее по-своему, но для всех она была опорой, надеждой, предметом восхищения. И.С. Тургенев воспел образ девушки стойкой, честной, способной ради любви на любые жертвы; Н.А. Некрасов восхищался образом крестьянки, которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет"; для А.С. Пушкина главной добродетелью женщины была ее супружеская верность.

Впервые яркий женский образ в центре произведения появился у Карамзина в "Бедной Лизе". До этого женские образы, конечно, присутствовали в произведениях, но их внутреннему миру не уделялось достаточно внимания. И это естественно, что женский образ впервые ярко проявился в сентиментализме, потому что сентиментализм - это изображение чувств, а женщина всегда полна эмоций и ей характерно проявление чувств.

Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения.

Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерусской женщины Ярославны. Она - воплощение любви и верности. Автор "Слова" сумел придать образу Ярославны необыкновенную жизненность и правдивость, он первый создал прекрасный образ русской женщины.

А.С. Пушкин создал незабываемый образ Татьяны Лариной. Татьяна "русская душою", это автор подчеркивает на протяжении всего романа. Ее любовь к русскому народу, к патриархальной старине, к русской природе проходит через все произведение. Татьяна - "натура глубокая, любящая, страстная". Татьяне свойственно серьезное отношение к жизни, к любви и к своему долгу, у нее глубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти черты воспитала в ней связь с русским народом и русской природой, создавшими поистине русскую женщину, человека большой душевной красоты.

Нельзя забыть и другой образ женщины, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского "Гроза", в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Катерина - "светлый луч в темном царстве", исключительная женщина, натура поэтически-мечтательная. Борьба между чувством и долгом приводит к тому, что Катерина публично кается перед мужем и, доведенная до отчаяния деспотизмом Кабанихи, кончает жизнь самоубийством. В гибели Катерины Добролюбов видит "страшный вызов самодурной силе".

Большим мастером в создании женских образов, тонким знатоком женской души и сердца был И.С. Тургенев. Он нарисовал целую галерею изумительных русских женщин.

Подлинным певцом русской женщины был Н.А. Некрасов. Ни один поэт ни до Некрасова, ни после него не уделил столько внимания русской женщине. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русской крестьянки, о том, что "ключи от счастья женского утеряны давно". Но никакая рабски-приниженная жизнь не сможет сломить гордость и чувство собственного достоинства русской крестьянки. Такова Дарья в поэме "Мороз, Красный нос". Как живой встает перед нами образ русской крестьянки, чистый сердцем и светлый. С большой любовью и теплотой пишет Некрасов о женщинах-декабристках, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Трубецкая и Волконская готовы делить с мужьями, пострадавших за счастье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.

Великий революционный демократ Н.Г. Чернышевский показал в романе "Что делать? " образ новой женщины Веры Павловны, решительной, энергичной, самостоятельной. Как страстно рвется она из "подвала" на "вольный воздух". Вера Павловна правдива и честна до конца. Она стремится облегчить жизнь очень многих людей, сделать ее прекрасной и необыкновенной. Вот почему многие женщины так зачитывались романом и стремились в своей жизни подражать Вере Павловне.

Л.Н. Толстой, выступая против идеологии демократов-разночинцев, противопоставляет образу Веры Павловны свой идеал женщины - Наташу Ростову из романа "Война и мир". Это одаренная, жизнерадостная и решительная девушка. Она, подобно Татьяне Лариной, близка к народу, к его жизни, любит его песни, деревенскую природу.

Женский образ и его изображение изменялись с развитием литературы. В разных направлениях литературы он был разным, но так как литература развивалась, то и углублялся психологизм; психологически женский образ, как и все образы, усложнялся и внутренний мир становился значительней. Если в средневековых романах идеал женского образа - это благородная добродетельная красавица и все, то в реализме идеал усложняется, и значительную роль приобретает внутренний мир женщины.

Женский образ ярче всего проявляется в любви, ревности, страсти; и, чтобы ярче выразить идеал женского образа, автор часто ставит женщину в условия, когда она полностью проявляет свои чувства, но, конечно, не только для изображения идеала, хотя это тоже играет роль.

Чувства женщины определяют ее внутренний мир, и часто, если внутренний мир женщины идеален для автора, он использует женщину в роли индикатора, т.е. ее отношение к тому или иному герою соответствует отношению автора.

Часто через идеал женщины в романе человек "очищается" и "рождается вновь", как, например, в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

В романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти разные. С "Бедных людей" начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего необеспеченной материально, а потому беззащитной. Многие женщины Достоевского унижены. И сами женщины не всегда чутки по отношению к другим, есть и просто хищные, злые, бессердечные женщины. Он их не приземляет и не идеализирует. Женщин у Достоевского нет счастливых. Но нет и счастливых мужчин. Нет и счастливых семей. Произведения Достоевского обнажают трудную жизнь всех тех, кто честен, добр, сердечен.

Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их душевные, нравственные и интеллектуальные качества, чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе - вот черты, характерные для образа русской женщины в русской классической литературе.

Калашникова Ирина

Образ женщины-героини в литературе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Гимназия №107

Выборгский район

Образ женщины-героини в литературе.

Работу выполнила:

Ученица 10 класса

Калашникова Ирина

Адрес: Большой-Сампсониевский пр-т

Д.76, кв.91

Тел: 295-30-43

Педагог:

Лафиренко Лариса Ивановна

Санкт-Петербург. 2012 г.

  1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2-3
  2. Образ женщины – героини в литературе
  1. Оценка подвигов жен декабристов на примере произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины»…………………………4 - 14
  2. Подвиги женщин в годы Великой Отечественной войны на примере повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»….15-17
  1. Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
  2. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
  3. Приложения……………………………………………………….......20-23

" Женский подвиг ради любви"

Как правая и левая рука -

Твоя душа моей душе близка.

(Марина Цветаева)

Актуальность темы исследования - в русской литературе можно найти не мало женских имен, чьи подвиги навсегда будут запечатлены на страницах многих романов, поэм и стихотворений. Их подвиги живут в сердце каждого из нас, кому дорога отечественная история.

Русской женщине посвящено множество стихов, романов, повестей. Ей дарят музыку, ради нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются. Из-за нее сходят с ума. О ней поют. Говоря короче - на ней держится земля. Особенно впечатляюще женщины воспеты в русской литературе. Мастера слова, создавая образы любимых своих героинь, выражали свою жизненную философию. С моей точки зрения, роль женщины в обществе велика и незаменима. К образам женщин литературы девятнадцатого века применяют эпитет "пленительные", и это правда. Женщина - источник вдохновения, мужества и счастья. Михаил Юрьевич Лермонтов писал: "И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги.

На мое решение исследовать данную тему прежде всего повлиял интерес к образам женщин в литературе. Читая различные произведения у меня, нередко возникали вопросы, вызванные интересом к судьбам русских женщин. Вторым значительным фактором, укрепившим мое решение стали уроки истории, где я сталкивалась с историческими справками и заметками, которые меня заинтересовали.

Во время работы над своим исследованием я прибегала не только к исходным текстам литературных произведений Н.Некрасова, Б.Йосифовой, Б.Васильева, пользовалась Интернет-ресурсами, анализируя данные произведения. Многие из материалов повлияли на мое мнение о некоторых исторических фактах, и также стало одним из факторов, повлиявших на мое решение использовать эту тему.

Уже с первых летописных преданий известно о первых славянских женщинах: Ольге, Рогнеде, Евфросиньи Суздальской, княгине Евдокии, о которых упоминается с большим уважением и благоговением как об активных участницах упрочения Земли Русской, голос и слово которых прошли через толщу веков. Их имена можно причислить к тем, которые обозначены в классификации с точки зрения стереотипов женского поведения, женского отношения к жизни к женщинам-героиням . Герой, по определениям толкового словаря, это человек, совершивший подвиг мужества, доблести, самоотверженности или тот, кто чем-то привлек к себе восхищенное внимание, стал образцом для подражания.

Цель исследования - раскрыть в полном объёме всю нравственность подвигов женщин-героинь на примере литературных произведений.

Объекты исследования –подвиг жен-декабристов, подвиг женщин в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза исследования – было сделано предположение о том, что поступок русской женщины – образец самоотвержения, мужества, твердости, при всей юности, нежности, слабости пола. Непременно мы найдем в этих женщинах то необыкновенное, что поражало и восхищало их современников.

Глава I.

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны!

(Н.А. Некрасов «Русские женщины»)

Почему-то, когда речь в России заходит о женском подвиге ради любви, сразу же вспоминают жен декабристов, последовавших за своими мужьями на каторгу в Сибирь.

Дамы, принадлежащие к благородному сословию, получившие нередко аристократическое воспитание, вечно окружённые многочисленной прислугой, бросили уютные усадьбы ради того, чтобы жить рядом с близкими им людьми, невзирая на любые лишения, как простолюдинки. На протяжении полутора столетий Россия хранит светлую память о них. В ледяные глубины Сибири, в страну бичей, рабов и пут, вслед за «государственными преступниками» отправились их жены, и это было не только подвигом любви, это был акт протеста против николаевского режима, это была демонстрация сочувствия идеям декабристов.

«Дело их не пропало». - писал В.И. Ленин о декабристах.

Любовь, Вера, Память сердца - все это вечная красота, сила человеческая. И сколь сильна эта сила в душе русского человека, русской женщины, способной на великие самопожертвования ради любимого человека. Но нравственный выбор в каждом конкретном случае предполагает решение главного жизненного вопроса: между праведным (полезным для нравственного здоровья) и неправедным (вредным) поступком, между «добром» и «злом». Господствующая, а подчас и однозначная оценка «событий 14 декабря», как «восстания» или иного протестного действия с положительными («прогрессивными») целями приводит к тому, что его участники становятся «передовыми дворянскими революционерами», а не государственными преступниками, посягнувшими не только на действующие в государстве правовые нормы, но и на жизнь других людей. В этой системе ценностей действия государственной власти по их наказанию рассматриваются как несправедливые и жестокие. Поэтому царский указ, приравнивающий положение отъезжавших в Сибирь женщин к положению жен государственных преступников и запрещение брать с собой детей, рожденных до вынесения приговора их отцам, рассматривается как «бесчеловечный». Взгляд на проблему с иной стороны позволяет увидеть за этим указом стремление власти не перекладывать на плечи детей ответственность за судьбу их родителей, сохранив за ними все права и достоинства сословия, в котором они родились.

В этом аспекте выбор жен декабристов, уехавших к мужьям в Сибирь, не был единственным и вряд ли его можно считать бесспорным: в Европейской России остались дети, для которых потеря родителей, сознательно их покинувших, явилась подлинной личной трагедией. Таким образом, по существу, избирая супружество, они предавали забвению материнство.

Женщинами-декабристками двигала не только любовь к мужьям, братьям, сыновьям, но и высокое сознание общественного долга, представление о чести. Выдающийся врач-терапевт Н.А Белоголовый, воспитанник декабристов, говорил о них как о "высоких и цельных по своей нравственной силе типах русских женщин". Он видел в них "классические образцы самоотверженной любви, самопожертвования и необычной энергии, образцы, какими вправе гордиться страна, вырастившая их".

Н.А. Некрасов, воссоздавая в своей поэме «Русские женщины» жизненный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, открывал новые грани национального женского характера. Первоначальное название произведения – «Декабристки» - было заменено новым, укрупнившим и расширившим содержание авторского замысла: «Русские женщины».

К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примечание,где говорилось, «что самоотвержение,высказанное ими (декабристками) , останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии»

Основная черта «некрасовских декабристок» - высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку – подвиг не только во имя любви и сострадания, но и во имя справдливости.

Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей. Первая из них посвящена Княгине Трубецкой, а вторая – княгине Волконской.

Княгиню Трубецкую автор рисует как бы со стороны, описывая внешние трудности, встречающиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает встреча с губернатором, который пытается запугать княгиню ожидающими ее лишениями:

«Осторожным жестким сухарем

И жизнь взаперти

Позором, ужасом, трудом

Этапного пути…»

Но все его слова о тяжестях предстоящей судьбы княгини меркнут и теряют свою силу переел мужеством и героизмом этой женщины, ее готовностью к любым испытаниям. Служение высшей цели и исполнение своего долга для нее выше личного:

«Но знаю: к родине любовь

Соперница моя…»

«Нет! Что однажды решено –

Исполню до конца!

Мне вам рассказывать смешно,

Как я люблю отца,

Как любит он. Но долг другой и выше и святей,

Меня зовет …»

«Покинув родину,друзей,

Любимого отца,

Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг, - я слез не принесу

В проклятую тюрьму –

Я гордость-гордость в нем спасу,

Я силы дам ему!»

Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица княгини Волконской. Благодаря этому можно яснее понять глубину страданий, пережитых героиней. Здесь все как семейные воспоминания, как рассказ бабушки, обращенный к внукам (подзаголовок – «Бабушкины воспоминания»). В этой части есть спор очень схожий с разговором губернатора и Трубецкой.

«-Ты всех безрассудно бросаешь, за что же?

Я долг исполняю, отец.»

Здесь же есть строки, где видно предначертанность судьбы княгини:

«Делить с ним радость,

Делить с ним и тюрьму

Должна я, так небу угодно!»

Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти, поэтому очень ярко выделен момент встречи Волконской с ее мужем, где прежде всего она целует его каторжные цепи:

« Я только теперь, в руднике роковом,

Услышав ужасные звуки,

Увидев оковы на муже моем,

Вполне поняла его муки,

И силу его.. и готовность страдать!

Невольно пред ним я склонила

Колени, и прежде чем мужа обнять,

Оковы к губам приложила!..»

В работе над поэмой Некрасов опирался на исторические источники. Для него было важно выделить именно идейно-эмоциональное содержание и художественную выразительность воссоздаваемых ситуаций эпизодов,высказываний персонажей.

Я использовала в работе записки Княгини Волконской. Эти письма она писала своим детям из Сибири, куда уехала вслед за своим мужем. Как пример приведены первые записи о решении княгини ехать вслед за своим мужем.

ЗАПИСКИ

Миша мой, ты меня просишь записать рассказы, которыми я развлекала тебя и Нелли в дни вашего детства, словом - написать свои воспоминания. Но, прежде чем присвоить себе право писать, надо быть уверенным, что обладаешь даром повествования, я же его не имею; кроме того, описание нашей жизни в Сибири может иметь значение только для тебя, как сына изгнания; для тебя я и буду писать, для твоей сестры и для Сережи с условием, чтобы эти воспоминания не сообщались никому, кроме твоих детей, когда они у тебя будут, они прижмутся к тебе, широко раскрывая глаза при рассказах о наших лишениях и страданиях, с которыми, однако же, мы свыклись настолько, что сумели быть и веселы и даже счастливы в изгнании.
Я здесь сокращу то, что так вас забавляло, когда вы были детьми: рассказы о счастливом времени, проведенном мною под родительским кровом, о моих путешествиях, о моей доле радостей и удовольствий на этом свете. Скажу только, что я вышла замуж в 1825 году за князя Сергея Григорьевича Волконского, вашего отца, достойнейшего и благороднейшего из людей; мои родители думали, что обеспечили мне блестящую по светским воззрениям, будущность. Мне было грустно с ними расставаться: словно сквозь подвенечный вуаль, мне смутно виднелась ожидавшая нас судьба. Вскоре после свадьбы я заболела, и меня отправили вместе с матерью, с сестрой Софьей и моей англичанкой в Одессу на морские купания. Сергей не мог нас сопровождать, так как должен был по служебным обязанностям остаться при своей дивизии. До свадьбы я его почти не знала. Я пробыла в Одессе все лето и, таким образом, провела с ним только три месяца в первый год нашего супружества; я не имела понятия о существовании тайного общества, которого он был членом. Он был старше меня лет на двадцать я потому не мог иметь ко мне доверия в столь важном деле.

Он приехал за мной к концу осени, отвез меня в Умань, где стояла его дивизия, и уехал в Тульчин - главную квартиру второй армии. Через неделю он вернулся среди ночи; он меня будит, зовет: «Вставай скорей»; я встаю, дрожа от страха. Моя беременность приближалась к концу, и это возвращение, этот шум меня испугали. Он стал растапливать камин и сжигать какие-то бумаги. Я ему помогала, как умела, спрашивая, в чем дело? «Пестель арестован». - «За что?» Нет ответа. Вся эта таинственность меня тревожила. Я видела, что он был грустен, озабочен. Наконец, он мне объявил, что обещал моему отцу отвезти меня к нему в деревню на время родов, - и вот мы отправились. Он меня сдал на попечение моей матери и немедленно уехал; тотчас по возвращении он был арестован и отправлен в Петербург. Так прошел первый год нашего супружества; он был еще на исходе, когда Сергей сидел под затворами крепости в Алексеевском равелине.

Роды были очень тяжелы, без повивальной бабки (она приехала только на другой день). Отец требовал, чтобы я сидела в кресле, мать, как опытная мать семейства, хотела, чтобы я легла в постель во избежание простуды, и вот начинается спор, а я страдаю; наконец, воля мужчины, как всегда, взяла верх; меня поместили в большом кресле, в котором я жестко промучилась без всякой медицинской помощи. Наш доктор был в отсутствии, находясь при больном в 15 верстах от нас; пришла какая-то крестьянка из нашей деревни, выдававшая себя за бабку, но не смела ко мне подойти и, став на колени в углу комнаты, молилась за меня. Наконец к утру приехал доктор, и я родила своего маленького Николая, с которым впоследствии мне было суждено расстаться навсегда (Сын Николай родился 2-го января 1826 г., умер в феврале 1828 г. - Прим.). У меня хватило сил дойти босиком до постели, которая не была согрета и показалась мне холодной, как лед; меня сейчас же бросило в сильный жар, и сделалось воспаление мозга, которое продержало меня в постели в продолжение двух месяцев. Когда я приходила в себя, я спрашивала о муже; мне отвечали, что он в Молдавии, между тем как он был уже в заключении и проходил через все нравственные пытки допросов. Сначала его привели, как приводили и всех остальных, к императору Николаю, который накинулся на него, грозя пальцем и браня его за то, что он не хотел выдать ни одного из своих товарищей. Позже, когда он продолжал упорствовать в этом молчании перед следователями, Чернышев, военный министр, сказал ему: «Стыдитесь, князь, прапорщики больше вас показывают». Впрочем, все заговорщики были уже известны: предатели Шервуд, Майборода и... выдали список имен всех членов Тайного общества, вследствие чего и начались аресты. Я не дерзну излагать историю событий этого времени: они слишком еще к нам близки и для меня недосягаемы; это сделают другие, а суд над этим порывом чистого и бескорыстного патриотизма произнесет потомство. До сих пор история России представляла примеры лишь дворцовых заговоров, участники которых находили в том личную для себя пользу.

Наконец, однажды, собравшись с мыслями, я сказала себе: «Это отсутствие мужа неестественно, так как писем от него я не получаю», и я стала настоятельно требовать, чтобы мне сказали правду. Мне отвечали, что Сергей арестован, равно как и В. Давыдов, Лихарев и Поджио. Я объявила матери, что уезжаю в Петербург, где уже находился мой отец. На следующее утро все было готово к отъезду; когда пришлось вставать, я вдруг почувствовала сильную боль в ноге. Посылаю за женщиной, которая тогда так усердно молилась на меня Богу; она объявляет, что это рожа, обвертывает мне ногу в красное сукно с мелом, и я пускаюсь в путь со своей доброй сестрой и ребенком, которого по дороге оставляю у графини Браницкой, тетки моего отца: у нее были хорошие врачи; она жила богатой и влиятельной помещицей.

Был апрель месяц и полная распутица. Я путешествовала день и ночь и приехала, наконец, к своей свекрови. Это была в полном смысле слова придворная дама. Некому было дать мне доброго совета: брат Александр, предвидевший исход дела, и отец, его опасавшийся, меня окончательно обошли. Александр действовал так ловко, что я все поняла лишь гораздо позже, уже в Сибири, где узнала от своих подруг, что они постоянно находили мою дверь запертою, когда ко мне приезжали. Он боялся их влияния на меня; а несмотря, однако, на его предосторожности, я первая с Каташей Трубецкой приехала в Нерчинские рудники.

Я была еще очень больна и чрезвычайно слаба. Я выпросила разрешение навестить мужа в крепости. Государь, который пользовался всяким случаем, чтобы высказать свое великодушие (в вопросах второстепенных), и которому было известно слабое состояние моего здоровья, приказал, чтобы меня сопровождал врач, боясь за меня всякого потрясения. Граф Алексей Орлов сам повез меня в крепость. Когда мы приближались к этой грязной тюрьме, я подняла глаза и, пока открывали ворота, увидела помещение над въездом с настежь открытыми окнами и Михаила Орлова в халате, с трубкой в руках, наблюдающего с улыбкой за въезжающими.

Мы вошли к коменданту; сейчас же привели под стражей моего мужа. Это свидание при посторонних было очень тягостно. Мы старались обнадежить друг друга, но делали это без убеждения. Я не смела его расспрашивать все взоры были обращены на нас; мы обменялись, платками. Вернувшись домой, я поспешила узнать, что он мне передал, но нашла лишь несколько слов утешения, написанных на одном углу платка, и которые едва можно было разобрать.

Свекровь расспрашивала меня о своем сыне, говоря при этом, что не может решиться съездить к нему, так как это свидание убило бы ее, - и уехала на другой день со вдовствующей императрицей в Москву, где уже начались приготовления к коронации. Моя золовка, Софья Волконская, должна была приехать в скором времени; она сопровождала тело покойной императрицы Елизаветы Алексеевны, которую везли в Петербург. Я нетерпеливо желала познакомиться с этой сестрой, которую муж мой обожал. Я много ожидала от ее приезда. Мой брат смотрел на дело иначе; он стал внушать мне опасения относительно моего ребенка, уверяя меня в том, что следствие продлится долго (что, впрочем, было и справедливо), что я должна бы лично удостовериться в уходе за моим дорогим ребенком и что я, наверное, встречусь с княгиней в дороге. Не подозревая ничего, я решилась ехать с мыслью привезти сюда сына. Я направилась на Москву, чтобы повидать сестру Орлову. Моя свекровь была уже там в качестве обергофмейстерины. Она мне сказала, что ее величеству угодно меня видеть и что она принимает во мне большое участие. Я думала, что императрица хочет со мной говорить о моем муже, ибо в столь важных обстоятельствах я понимала участие к себе, лишь поскольку оно касалось моего мужа; вместо того со мной беседуют о моем здоровье, о здоровье отца, о погоде...

Вслед за тем я немедленно выехала. Брат устроил так, чтобы я разъехалась с золовкой, которая, будучи в курсе всего, могла бы меня посвятить в направление, принятое делом. Я нашла своего ребенка бледным и хилым; ему привили оспу, он заболел. Я не получала никаких известий; мне передавались только самые бессодержательные письма, остальные уничтожались. Я с нетерпением ждала минуты своего отъезда; наконец брат приносит мне газеты и объявляет, что мой муж приговорен. Его разжаловали одноврменно с товарищами на гласисе крепости. Вот как это произошло: 13 июля, на заре, их всех собрали и разместили по категориям на гласисе против пяти виселиц. Сергей, как только пришел, снял с себя военный сюртук и бросил его в костер: он не хотел, чтобы его сорвали с него. Было разложено и зажжено несколько костров для уничтожения мундиров и орденов приговоренных; затем им всем приказали стать на колени, причем жандармы подходили и переламывали саблю над головой каждого в знак разжалования; делалось это неловко: нескольким из них поранили голову. По возвращении в тюрьму они стали получать не обыденную пищу свою, а положение каторжников; также получили и их одежду - куртку и штаны грубого серого сукна.

За этой сценой последовала другая, гораздо более тяжелая. Привели пятерых приговоренных к смертной казни. Пестель, Сергей Муравьев, Рылеев, Бестужев-Рюмин (Михаил) и Каховский были повешены, но с такой ужасной неловкостью, что трое из них сорвались, и их снова ввели на эшафот. Сергей Муравьев не захотел, чтобы его поддерживали. Рылеев, которому возвратилась возможность говорить, сказал: «Я счастлив, что дважды за отечество умираю». Их тела были положены в два больших ящика, наполненных негашенной известью, и погребены на Голодаевом острове. Часовой не допускал до могил. Я не могу останавливаться на этой сцене: она меня расстраивает, мне больно ее вспоминать. Не берусь ее подробно описывать. Генерал Чернышев (впоследствии граф и князь) гарцевал вокруг виселиц, глядя на жертвы в лорнет и посмеиваясь.

Моего мужа лишили титула, состояния и гражданских прав и приговорили к двенадцатилетним каторжным работам и к пожизненной ссылке. 26 июля его отправили в Сибирь с князьями Трубецким и Оболенским, Давыдовым, Артамоном Муравьевым, братьями Борисовыми и Якубовичем. Когда я узнала об этом от брата, я ему объявила, что последую за мужем. Брат, который должен был ехать в Одессу, сказал мне, чтоб я не трогалась с места до его возвращения, но на другой же день после его отъезда я взяла паспорт и уехала в Петербург. В семье мужа на меня сердились за то, что я не отвечала на их письма. Не могла же я им сказать, что мой брат их перехватывал. Мне говорили колкости, а о деньгах ни слова. Не могла я также говорить с ними о том, что мне приходилось переносить от отца, который не хотел отпускать меня. Я заложила свои бриллианты, заплатила некоторые долги мужа и написала письмо государю, прося разрешения следовать за мужем. Я особенно опиралась на участие, которое его величество оказывал к женам сосланных, и просила его завершить свои милости разрешением мне отъезда. Вот его ответ:

«Я получил, Княгиня, ваше письмо от 15 числа сего месяца; я прочел в нем с удовольствием выражение чувств благодарности ко мне за то участие, которое я в вас принимаю; но во имя этого участия к вам и я считаю себя обязанным еще раз повторить здесь предостережения, мною уже вам высказанные относительно того, что вас ожидает, лишь только вы проедете далее Иркутска. Впрочем, предоставляю вполне вашему усмотрению избрать тот образ действий, который покажется вам наиболее соответствующим вашему настоящему положению.

Благорасположенный к вам
(подпись) Николай »

«Русские женщины» и этим все сказано: и о гордом сознании своего достоинства, своей правоты, и о великой силе любви к мужу и уважения к его делу, о преклонении перед его страданием, о непоколебимости решения.

Вследствие анализа произведения и исторических материалов можно сделать вывод, что подвиги этих женщин даже спустя много лет не были забыты. Эти поступки были превознесены до возвышенно-религиозного уровня, женщины стали народными героями. И их подвиг никогда не будет забыт и стерт из памяти многих поколений еще многие года.

Глава II.

«И та,что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!»

(Анна Ахматова)

Великая Отечественная война - великая беда, беда страны, всего русского народа. Много лет прошло с той поры, но все еще живы в памяти события тех лет, живы во многом благодаря рассказам ветеранов и писателей, посвятивших себя и все свое творчество правде о войне, отголоски которой живы по сей день.
Во время войны, Героями Советского союза стали 87 женщин. Они настоящие Герои и ими можно гордиться.
В странах – участниках Второй мировой войны положение и условия женщин было безусловно разным. В СССР и Германии были законы, которые с легкостью позволяли призывать на военную службу женщин. В Америке и Англии женщины воевали по своей собственной инициативе.
В Германии немцы не отправляли своих женщин на сам фронт в боевые действия. На фронтах у немцев не было даже медсестер женского пола (только медбратья).
СССР в отличие от Германии жестоко эксплуатировала женщин. К примеру, женщины-летчицы. Преимущественно женщин отправляли на тихоходных этажерках, которые по неизвестной причине называли бомбардировщиками. Женщины – пилоты этих этажерок были жертвами воздушной войны, так как шансов выжить после полета у женщин было очень мало.


Это было безусловно, насилие над женской сущностью и насилие над советскими женщинами.
По статистике, в годы войны в ряды Красной Армии было призвано более 980 000 женщин. Эти женщины участвовали в боевых действиях, они служили в войсках ПВО, водили бомбардировщики, были снайперами, саперами и медсестрами. К примеру: после 1943 года, когда мужской резерв был исчерпан, в Германии призывали женщин, но их призвали порядка 10 000 человек. Но женщины-немки не участвовали в боевых действиях, не участвовали в рукопашных схватках, не разминировали поля, не летали на самолетах и не стреляли по вражеским бомбардировщикам. Немки работали операторами связи, машинистками на поездах, картографами в штабах. Они никогда не участвовали в боевых действиях. Только в СССР привыкли к тому, что женщина служит в армии плечом к плечу с мужчинами. Это стало чудовищной реальностью.
У каждого человека свое представление о войне. Для одних война – это разрушения, голод, бомбёжки; для других –сражения, подвиги, герои.
Совсем другой видит войну Борис Васильев в его повести «А зори здесь тихие…». Это повесть о подвиге не просто русского народа, а о подвиге женщин; о том, как хрупкие создания, которым издавна приписывались самые разнообразные слабости, сражались с немцами, не хуже мужчин отражая вражеский огонь. Здесь нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но возможно именно в этом и заключается вся прелесть.

В повести автор рисует перед нами пять нелегких женских судеб, несколько жизненных линий, которые, может быть, никогда и не пересеклись бы в обычной жизни, если бы не война, объединившая их в одно целое, заставившая быть участниками и жертвами колоссальной трагедии.
Пять юных девушек погибают, но ценой своих жизней останавливают передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность- вот что помогает Б.Васильеву доказать что «у войны – не женское лицо», то есть женщины и война – понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том,чтобы жить и растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Но вся эта мирная жизнь проходит через всю повесть,лишь подчеркивая ужас войны.


Девушки-героини различаются характерами, совершенно не похожи друг на друга. Все характеры разные, но судьба у этих девушек одна - погибнуть при выполнении боевого задания, выполнив его вопреки всему, в том числе и здравому смыслу.

Лиза Бричкина сразу же привлекает внимание своей сдержанностью, немногословностью и покладистостью. «Ах, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Так и не нашедшая своего счастья, детдомовская девочка, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая.

Галя Четвертак по-детски непосредственна, она подвержена страху и эмоциям. Ее смерть была глупой, но мы не имеем права осуждать ее. Она была слишком слаба, слишком женственна и неуверенна, но ведь женщина вообще не должна быть на войне! Пусть она не свершила прямого подвига, «не вступила в прямую схватку с врагом, но она упрямо шла вперед и выполняла приказы старшины.

Соня Гурвич была серьезной девушкой, с «умными проницательными глазами». Романтичная по своей натуре, она жила мечтами, и как остальные девушки в зенитчицы попала совершенно случайно. Ее смерть кажется случайностью, но она связана с самопожертвованием. Ведь, когда она бежала навстречу своей гибели, ее вело естественное душевное движение сделать приятное доброму и заботливому старшине - принести оставленный кисет.

Рита Осянина была сильной волевой девушкой. Но ее смерть была также мучительна. Она была тяжело ранена в живот, у нее не оставалось сил, чтобы убежать и она пустила себе пулю в лоб.

Война не пожалела и красавицу Женю Комилькову,рыжеволосую красавицу, обладающую огромной энергией, необычайно артистичну., что не раз помогало ей и в жизни, и в бою. Глядя на нее, восхищенные девушки говорили: «Ой,Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате». Генеральская дочь Женя стреляла в тире, охотилась с отцом на кабанов, гоняла на мотоцикле, пела под гитару и крутила романы с лейтенантами. Она умела рассмеяться просто так, только лишь потому, что живет. Так было пока не наступила война. На глазах у Жени была расстреляна вся ее семья. Последней упала младшая сестренка: ее специально добивали. Жене тогда было восемнадцать лет, ей оставалось прожить последний год. И когда пришел ее час «немцы ранили ее вслепую сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать, а может и уйти. Но она стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

Война исковеркала судьбы многих героев: погибли не только девушки, но и старшина Васков. Он погиб последним, пережив гибель всех своих бойцов, которые умерли как настоящие герои, спасая родину, Россию, все живое. Он тяжело переживает гибель девушек, чувствует свою вину:

«Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Что же это вы со смертью их женили, а сами – целенькие?»

Теме женщины на войне посвящено не так уж много книг, но те, что есть в библиотеке русской и мировой литературы, поражают своей серьезностью и глобальностью. Читая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», невольно ставишь себя на место тех девушек, невольно думаешь, как бы повела себя я, оказавшись в столь ужасных обстоятельствах. И невольно понимаешь, что не очень многие люди способны на такой героизм, какой проявили девушки.

Итак, война- явление противоестественное. Вдвойне же странно, когда погибают женщины, потому что именно тогда «обрывается ниточка, ведущая в будущее». Но будущее,к счастью, оказывается не только вечным но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу:

«Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас не было на свете.. Мы разыскали могилу… А зори то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы…»

Героини повести, молоденькие девушки, были рождены для любви и материнства, а вместо этого взяли в руки винтовки и занялись неженским делом - войной. Даже в этом уже состоит немалый героизм, ведь все они сами добровольно пошли на фронт. Истоки их героизма - в любви к Родине. Отсюда начинается путь к подвигу .

Считается, что художественная литература основана на вымысле. Отчасти это правда, но Борис Васильев - писатель, прошедший войну, знавший не понаслышке о ее ужасах и убедившийся на собственном опыте в том, что тема женщины на войне заслуживает ничуть не меньшего внимания, чем тема мужского героизма. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что « у войны - не женское лицо».

Выводы.

В своей работе я постаралась взглянуть на подвиги русских женщин с другой стороны. Мне хотелось подчеркнуть особую значимость женского героизма через анализ литературных произведений. Я исследовала несколько исторических справочников, в поисках ответов на мои вопросы с проблемой героизма русских женщин 19 века. Также анализировала отзывы известных критиков на произведение Б.Васильева «А зори здесь тихие…». Этой работой я хотела высказать предположение о том, что мы не имеем права делить героизм на мужской и женский. В результате проведенного мною исследования можно сделать вывод, что женщины боролись на равных правах со всеми остальными с несправедливостью закона и сражались с врагами, защищая свою Родину.

Подвиги, совершаемые выбранными мною для примера женщинами, никогда не будут забыты в истории. Все они свершались, прежде всего во имя Любви. Любви к близким людям, любви к Родине и своим согражданам. Подвиги были и во имя Чести и Доблести. Благодаря этим девушкам, понятие этих слов не потеряло своих истинных значений. И завершить свою работу я хотела бы строками известного поэта Алексея Хомякова, которые как мне кажется раскрывают всю сущность русского героизма, а в особенности женского.

«Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпеньи
Любви и мольбе.»

Список используемой литературы.

  1. Форш. З.О. России верные сыны; Серия книг «История Отечества»;Воспоминания, записки, письма; «Молодая гвардия», Москва 1988г.
  1. Некрасов Н.К. Литературно – Художественное издание; «Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников»; издательство «Правда»; Москва;1990г.
  2. Бригита Йосифова « Декабристы» Издательство : «Прогресс» 1983г
  3. Васильев Б. «А зори здесь тихие…» 1992г
  4. М.Н.Зуев «История России»; издательство «Дрофа», 2006г

Интернет-ресурсы

    Портреты Княгини Волконской

    Фрагменты из фильма «А зори здесь тихие…»

В мировой литературе сложилось множество образов женщин-героинь, которые запали в душу читателя, полюбились, их стали цитировать. Некоторые произведения мировой литературы экранизируют и зритель считает, что картина успешна, если сюжет книги полностью раскрыт в фильме, а актёры соответствуют полюбившемуся литературному герою.
Женщине отдаётся очень важная и незаурядная роль в литературе: она является предметом восхищения, источником вдохновения, вожделенной мечтой и олицетворением самого возвышенного в мире.
Несомненно, у красивых женщин мировой литературы разная судьба: кто-то является вечным идеалом, как Джульетта, кто-то борцом и просто красивой женщиной, подобно Скарлетт О Харе, а кто-то забывается. На сколько героиня литературного произведения задержится в памяти чиитателя, напрямую связано с её внешностью, характером и поступками. Литературная героиня, как и в жизни, должна быть самодостаточной, миловидной, терпеливой, целеустремлённой, с чувством юмора и, безусловно, мудрой.
Наш сайт сайт решил составить Рейтинг самых красивых литературных героинь . На некоторых фото известные актрисы или модели, которые не снимались в ролях представленных литературных героинь, но, наш взгляд, очень подходят на эти роли. Описания внешности героинь взято из книг авторов мировой литературы Англии, Франции, Австралии, Америки, Турции и России.Некоторые полюбившиеся нам книги ещё не экранизированы, но мы искренне верим в то, что это время не заставит себя долго ждать.

15. К арла Саарнен ("Шантарам",Грегори Дэвид Робертс)

Главный герой встречает Карлу в первые дни своего времяпровождения в Бомбее. С неё начинается вступление главного героя в круги Мафии. Карла Cааранен характеризуется главным героем, как мудрая и загадочная красивая женщина. Карла брюнетка с зелёными глазами, имеющая восточные корни. Множество философских соображений и изречений в книге принадлежит именно ей.

14. Тэсс Дарбейфилд ("Тэсс из рода Д"Эрбервиллей", Томас Харди)

Это была красивая девушка, быть может, не более красивая, чем некоторые другие, но подвижный алый рот и большие невинные глаза подчеркивали ее миловидность. Волосы она украсила красной лентой и среди женщин, одетых в белое, была единственной, которая могла похвастаться таким ярким украшением. В лице ее все еще таилось что-то детское. И сегодня, несмотря на ее яркую женственность, щеки ее иной раз наводили на мысль о двенадцатилетней девочке, сияющие глаза - о девятилетней, а изгиб рта - о пятилетней крошке.
О цвете ее лица можно догадаться по темно - каштановой пряди волос, выбившейся из - под чепчика... Ее лицо - овальное лицо красивой молодой женщины, глубокие темные глаза и длинные тяжелые косы, которые словно цепляются умоляюще за все, чего коснутся.

13. Элен Курагина (Безухова) ("Война и мир", Л. Толстой)

Элен Курагина (Безухова) - внешне идеал женской красот, антипод Наташи Ростовой. Не смотря на внешнюю красоту, в Элен сконцентрированы все пороки, свойственные светскому обществу: высокомерие, лесть, тщеславие.

12. Ребекка Шарп ("Ярмарка тщеславия"Уильям Теккерей)

"Ребекка была маленькая, хрупкая, бледная, с рыжеватыми волосами; ее зеленые глаза были обычно опущены долу, но, когда она их поднимала, они казались необычайно большими, загадочными и манящими...".

11. Мэгги Клири ("Поющие в терновнике" Колин Маккалоу)


Волосы Мэгги, как у истинной Клири, пылали точно маяк: всем детям в семье, кроме Фрэнка, досталось это наказанье у всех рыжие вихры, только разных оттенков. У Мэгги глаза были похожи на "расплавленные жемчужинки", серебристо-серые. У Мэгги Клири были... Волосы такого цвета, что не передать словами - не медно - рыжие, и не золотые, какой-то редкостный сплав того и другого... Серебристо - серые глаза, изумительно чистые, сияющие, точно растаявшие жемчужины. ... Серые глаза Мэгги... Отливают всеми оттенками голубого, и фиалковым, и густой синевой, цветом неба в ясный солнечный день, бархатной зеленью мха и даже чуть заметно - смуглой желтизной. И они мягко светятся, точно матовые драгоценные камни, в оправе длинных загнутых ресниц, таких блестящих, как будто их омыли золотом.

10. Татьяна Ларина ("Евгений Онегин", А.С. Пушкин)

Героиня с первого знакомства пленяет читателя своей душевной красотой, отсутствием притворства.

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

9. Лара ("Доктор Живаго", Борис Пастернак)


Ей было немногим больше шестнадцати, но она была вполне сложившейся девушкой. Ей давали восемнадцать лет и больше. У нее был ясный ум и легкий характер. Она была очень хороша собой. Она двигалась бесшумно и плавно, и все в ней незаметная быстрота движений, рост, голос, серые глаза и белокурый цвет волос было под стать друг другу.

8. Кристина Даэ ("Призрак Оперы", Гастон Леру)

У Кристины Даэ были голубые глаза и золотые локоны.

7. Эсмеральда («Собор Парижской Богоматери», Виктор Гюго)


Эсмеральда - красивая юная девушка, зарабатывающей деньги танцами и выступлением с дрессированной козочкой Джалли. Она - воплощение целомудрия и наивности, совсем не похожая на остальных. Даже тот факт, что ей приходится зарабатывать на жизнь танцами, не развращает её. У неё доброе сердце.

«Она была невысока ростом, но казалась высокой - так строен был ее тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно было догадаться, что днем у ее кожи появлялся чудесный золотистый оттенок, присущий андалускам и римлянкам. Маленькая ножка тоже была ножкой андалуски, - так легко ступала она в своем узком изящном башмачке. Девушка плясала, порхала, кружилась на небрежно брошенном ей под ноги старом персидском ковре, и всякий раз, когда ее сияющее лицо возникало перед вами, взгляд ее больших черных глаз ослеплял вас, как молнией. Взоры толпы были прикованы к ней, все рты разинуты. Она танцевала под рокотанье бубна, который ее округлые девственные руки высоко взносили над головой. Тоненькая, хрупкая, с обнаженными плечами и изредка мелькавшими из-под юбочки стройными ножками, черноволосая, быстрая, как оса, в золотистом, плотно облегавшем ее талию корсаже, в пестром раздувавшемся платье, сияя очами, она казалась существом воистину неземным…»

6. Мерседес ("Граф Монте-Кристо", А. Дюма)

"Красивая молодая девушка, с черными, как смоль, волосами, с бархатными, как у газели, глазами...".

5. Кармен ("Кармен", Проспер Мериме)

В волосах у нее был большой букет жасмина. Одета была она просто, пожалуй, даже бедно, во все чёрное... Уронила на плечи мантилью, покрывавшую ей голову, я увидел, что она невысока ростом, молода, хорошо сложена и что у нее огромные глаза... Ее кожа, правда, безукоризненно гладкая, цветом близко напоминала медь. Глаза у нее были раскосые, но чудесно вырезанные; губы немного полные, но красиво очерченные, за ними виднелись зубы, белее очищенных миндалин. Ее волосы, быть может немного грубые, были черные, с синим, как вороново крыло, отливом, длинные и блестящие... На ней была очень короткая красная юбка, позволяющая видеть белые шелковые чулки и хорошенькие туфельки красного сафьяна, привязанные лентами огненного цвета.

4. Ирен Форсайт ("Сага о Форсайтах", Джон Голсуорси)

Боги дали Ирэн темно-карие глаза и золотые волосы – своеобразное сочетание оттенков, которые привлекает взоры мужчин и, как говорят, свидетельствует о слабости характера. А ровная, мягкая белизна шеи и плеч, обрамленных золотистым платьем, придавала ей какую-то необычайную прелесть. Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер.

3. Скарлетт О"Хара ("Унесённые ветром" Маргаретт Митчелл)

Скарлетт О"Харане была красавицей, но мужчины вряд ли отдавали себе в этом отчет, если они, подобно близнецам Тарлтонам, становились жертвами ее чар. Очень уж причудливо сочетались в ее лице утонченные черты матери - местной аристократки французского происхождения - и крупные, выразительные черты отца - пышущего здоровьем ирландца. Широкоскулое, с точеным подбородком лицо Скарлетт невольно приковывало к себе взгляд. Особенно глаза - чуть раскосые, светло-зеленые, прозрачные, в оправе темных ресниц. На белом, как лепесток магнолии, лбу - ах, эта белая кожа, которой так гордятся женщины американского Юга, бережно охраняя ее шляпками, вуалетками и митенками от жаркого солнца Джорджии! - две безукоризненно четкие линии бровей стремительно взлетали косо вверх - от переносицы к вискам". Её зеленые глаза - беспокойные, яркие (о сколько в них было своенравия и огня!) - вступали в спор с учтивой светской сдержанностью манер, выдавая подлинную сущность этой натуры...

2. Феридэ ("Королёк птичка певчая", Решад Нури Гюнтекин)

В роли Феридэ снялась легендарная турецкая актриса Айдан Шенер (биография, фото)


Феридэ была невысока ростом, но с рано сформировавшейся фигурой. В юности ее веселые, беззаботные глаза...

Светло - голубые... Казалось, состояли из золотой пыли, пляшущей в прозрачном свете. Когда эти глаза не смеются, они кажутся большими и глубокими, как живое страдание. Но стоит им заискриться смехом, они уменьшаются, свет перестает в них вмещаться, кажется, что по щекам рассыпаются маленькие бриллианты. Какие красивые, какие тонкие черты лица! На картинах такие лица трогают до слез. Даже в его недостатках... Виделась какая-то прелесть... Брови... Начинаются красиво - красиво, тонко-тонко, но потом сбиваются с пути... Изогнутые стрелы тянулись к самым вискам. Верхняя губа была немного коротка и слегка обнажала ряд зубов. Поэтому казалось, что Феридэ всегда чуть - чуть улыбалась. ... Существо юное, свежее, как апрельская роза, усыпанная капельками росы, с лицом ясным, как утренний свет.

1. Анжелика ("Анжелика", Анн и Серж Голлон)

В роли Анжелики снялась французская актриса Мишель Мерсье (биография, фото)

Серия художественных литературных произведений рассказывает об Анжелике, вымышленной красавице-авантюристке XVII века. В романе упор делается на её золотые волосы и необыкновенно завораживащие глаза зелёного цвета. Анжелика мудра, авантюрна, впечатлительна, всегда стремится к любви и счастью.