Шаблон орнамента ханты мансийск. Орнаменты ханты, мотивы и их значение

Альвина Велиханова
Орнамент как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики

орнамент – это узор , украшающий некоторую поверхность. (Слайд №1)

В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Любой орнамент имеет тот или иной смысл.. Орнамент выполняет три функции : коммуникативную (намерение сообщить информацию, магическую и эстетическую. Декоративно-прикладное искусство обских угров представляет богатые и разнообразные обычаи орнаментации изделий из меха , замши, сукна, тканей, дерева, бересты, кости, бисера. (слайд №2)

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты и манси . Орнамент оживляет вещи , делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Исследователи орнамента угорских народов относят его происхождение к эпохе неолита и бронзы.

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент , красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери : наварнэ «лягушка» , шовыр пал «заячьи ушки» , нюхас «соболь» ; (Слайд№4)

птицы : васы олын «выводок утят» , питы лук «глухарь» , холх тыхл «гнездо черного ворона» ;

растения : ай сумат нув «березовая ветка» ;

явления природы : серхайн юх «цветущий куст» , вот хумпи «накаты волн» ;

и сам человек : хэ шоп «туловище человека» .

Элементы орнамента : прямая линия, зигзаг и ромб.

Прямая линия – это простейший геометрический орнамент , очень распространенный элемент украшения одежды . Прямая линия – «прямой след» , «прямой путь» , «прямая тропа» . (слайд №10)

С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни. Часто этот узор встречается на берестяных колыбелях, как на спинке люльки, так и на ее бортиках. На широком сегменте люльки у ног ребенка расположен узор со специальным названием «подошвы ног орнамент » .Ветвистый зигзаг отождествляется с ветвистым деревом, а через него – на наполненность узора жизненной силой, на его охранительную роль.

Считается, чем ветвист узор, тем надежнее он может заслонить человека от бед и дать изобилие.

За небольшим исключением на края одежды наносится зигзаг.

Спасительную функцию несут края рукавов, подолы, полы – края одежды вообще. (слайд№12)

Отдельно взятый ромб называют «сердца углублением» . Ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце» , в зависимости от своего местонахождения. И еще он мыслится как «вместилище для души» .

Ромб является основой многих узоров : «жук» , «солнышко» , «мужика половина» , «поленница дров» , «ель» , «мышь» . (слайд №7)

По сегодняшним представлениям хантов , жуков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького нев жучка» .

Ель имела статус священного дерева. Ель с корнями и диском наверху символизирует мост , соединяющий Нижний и Верхний миры.

В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности Нижнего мира. Распространенный сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши, чтобы передать ту или иную информацию.

Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя. (слайд №3)

Орнамент «заячьи ушки» применяется в основном при украшении детских вещей : по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. «Заячьи ушки» связаны с плодородием.

Изображение птицы – хранительницы сна и здоровья ребенка. (слайд№9)

Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие. В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит : «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают».(слайд №11)

Изображение Хантыйские орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдешь по всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, -

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из-под иглы, и кисти, и резца :

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывали души и сердца.

Микуль Шульгин. (слайд№5)

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия : «след» и «изображение» . Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента . Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов , живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков : чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки» ,«коготки» , «ступня» . В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова» , множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души. (слайд №6)

Вот некоторые из них :

Геометрический орнамент . Основу составляет строгое чередование геометрических элементов в строгом порядке.

Растительный орнамент самый распространенный после геометрического и самый излюбленный в резьбе. У разных народов были свои растительные мотивы. В средневековье популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко - тюльпан и пион; в период модерн - лилия и т. д. Сегодня растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций этих мотивов существует бесконечное множество. Мотив может быть, как приближён к натуре, так и изменён до неузнаваемости.

Каллиграфический орнамент . Может состоять как из отдельных букв, так и из предложений. Причина в том, что алфавит некоторых языков очень пластичен, например арабский. Русский алфавит также пластичен, а если ещё и с растительным орнаментом , то получится значительный декоративный эффект .

Фантастический орнамент . В его основе лежат изображения мифических существ. Таких как драконы, единороги, жар-птицы и др.

Животный орнамент . Здесь используются приближённые к реальным и упрощённые изображения животных. Этот орнамент прекрасно сочетается с растительным орнаментом .

Геральдический орнамент . Его элементами могут быть гербы. Атрибуты войны – оружие, доспехи. Атрибуты музыкального искусства – лиры, трубы, маски и т. п. Выполнение этого орнамента - чрезвычайно кропотливое и ответственное дело. Применение геральдического орнамента уместно при орнаментации изделий , например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту. (слайд№13)

Орнаменты ханты и священные изображения

Крест, ромб

Прямая линия, зигзаг

Треугольник

Уголок

Бодухина Валентина Александровна,

воспитатель МБОУ «Ляминская СОШ»


Цели презентации

1. Познакомиться с особенностями национальных орнаментов; выявить элементы, составляющие сакральный характер орнаментов; найти взаимосвязь орнаментов разных народов.

2. Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов, их освоение.

3. Укреплять взаимосвязь с родителями детей через совместную работу при сборе информации


  • Крест встречается как в прямом, так и в косом исполнении. В настоящее время еще встречаются татуировки в виде креста на руках: чтобы охранять от боли и чтобы «от болезни укрыться». Вообще, крест несет охранительную функцию, играет роль границы между мирами.
  • Косой крест еще называют «собачья лапа». Значение косого креста – отграничение мира людей от враждебных сущностей иного мира. Например, последний идущий с кладбища должен положить на дорогу крест-накрест две палочки: считается, что душа умершего не сможет через них перешагнуть.
  • На Казыме в том случае, если нельзя пропустить стадо по какой-либо тропе (дороге), то ее перекрывают. При этом было бы проще взять две жерди и поставить их крест-накрест. Однако обычаем это запрещено, поэтому приходится рубить большое количество жердей и ставить их вертикально одна к другой. Запрет по отношению к крестообразно поставленным жердям объясняется тем, что ими навсегда перекроешь себе обратную дорогу.
  • В связи с крестом необходимо отметить особый способ завязывания узлов на умершем. Концы завязок, располагаясь перпендикулярно основному шнуру, как бы образуют крест.

Змея

Эти орнаменты почитаются в связи с тем, что змей считают косами Казымской богини.

Считается, что эти изображения способны «высосать болезнь», и их изготавливали в случае тяжелого недуга.

Во сне увидеть змею или ящерицу – «болезнь глазами увидел», а это, в свою очередь, означает, что человек выздоровеет.


Ромб

Отдельно взятый ромб называют «сердца углубление», так же называют ряды ромбов на вязаных и бисерных изделиях. В зависимости от своего местонахождения в узоре ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце», кроме того он мыслится как «вместилище для души».

На детской люльке существует ромбовидный сегмент, который тоже называется «сердца углубление», и на него запрещается наносить узор, чтобы «не испортить жизнь ребенку».

Существует много узоров с пустым внутри ромбом и отходящими от вершин «крючкообразными» отростками. Такие узоры называются «лягушка». Известен обычай почитания лягушки, «между кочек живущей женщины», «прыгающей женщины», которая способна дарить семейное счастье, облегчать роды.


  • Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие.
  • В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит: «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают».
  • В русской народной сказке царевна превращается в лягушку, надев лягушачью шкурку.
  • Таким же способом принимают облик животных духи ханты.

Почему нельзя убивать жучков?

  • Ромб как универсальный символ плодородия и чадородия связан с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая Женщина-Мать.
  • Фигура ромба нашивается в плечевой части одежды, плюс два зигзага, расположенные по разные стороны от выреза груди, замыкаясь на его конце, образуют ромбы. Существует стойкое выражение «силу спины охранять, силу груди охранять».

Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «мужика половина», «поленница дров», «ель», «мышь».

По сегодняшним представлениям хантов, жучков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького невидимого жучка».


  • Ель имела статус священного дерева.
  • Ель с корнями и диском наверху символизирует мост, соединяющий Нижний и Верхний миры.
  • Считается, что если по какой-то причине человек желает встретиться с лесным духом, то он, ночуя в лесу, во-первых, должен под спальное место постелить еловые ветки, а во-вторых, настрогать еловых стружек и также положить под себя.

Мышь

В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности Нижнего мира.

Распространен сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши (иносказательно, «по земле ходящее животное», «мусора животное», «маленькая белка»), чтобы передать ту или иную информацию.


Прямая линия. Зигзаг

  • Прямая линия. Это простейший геометрический орнамент, очень распространенный элемент украшения одежды. Прямая линия – «прямой след», «прямой путь», «прямая тропа».

Зигзаг. Чаще всего присутствует на бересте, при аппликации тканью по ткани. Извилистая линия в центре изображения считается признаком жизни и живого существа. С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях как на спинке люльки, так и на ее бортиках.


Треугольник

  • Символические значение топора очень велико.
  • Он применяется во многих обрядах: свадебных, похоронных, на медвежьих игрищах.
  • Топор обладает очистительной функцией: в целях ритуального очищения через него должны перешагивать женщины.
  • Он – непременный атрибут гадательного процесса определенной категории людей, у которых есть «топора знак».
  • В фольклоре топор фигурирует как боевое оружие – достаточно ему приклеиться к врагу (его жилью), и тот будет побежден.

Треугольник в орнаменте (линия треугольников) имеет разные названия:

«щучьи зубы», «утиные выводки», «кедровая шишка» - если основание помещено горизонтально, а вершина направлена вверх;

«голова», «головы одна половина» - если вершина повернута вниз;

«топора лезвие» - если основание размещено вертикально.


  • играет существенную роль в мифологии обских угров.
  • Она выступает творцом мира, достает землю из глубин первичного Мирового океана.
  • В марийском мифе строение мира осуществил селезень, доставший со дня моря ком земли; в мордовском варианте кусочек земли, из которого возникло все живое, достала утка (гоголь, нырок).
  • В Волжской Болгарии на височных кольцах часто изображалась утка с золотым шариком в клюве.
  • Согласно сегодняшним представлениям, во-первых, с уткой связано понятие изобилия. Во-вторых, утиная лапка служит игрушкой ребенку и в то же время является его оберегом.

  • Много изображений птиц на детских и женских вещах.
  • На спинку люльки против того места, где находится голова ребенка, обычно наносится «глухаря сна узор».
  • Многие исследователи указывали на магическое значение «птицы сна».
  • Смысл данного изображения в том, что одна из душ человека имеет вид птицы и может покидать во время сна тело.
  • Изображение птицы служит вместилищем для души и удерживает ее на одном месте. Со временем, «пестрый глухарь» привыкает к конкретному человеку и повсюду следует за ним

  • Двухголовую птицу называют также «двухголовый журавль», «безголовый журавль» или «двухголовый безголовый журавль».
  • На вопрос, почему он двухголовый, обычно дают ответ «он на две стороны смотрит», т.е. способен одновременно охватывать своим взором все окружающее пространство, всезнающий и всевидящий; такими же способностями обладает и медведь.
  • Журавль – один из главных персонажей Медвежьих игрищ, где он выступает в роли мстителя.
  • Согласно священной песне, медведь разрушает гнездо журавля, уничтожает его птенцов и должен за это понести наказание. В заключительной сценке прилетает журавль, поет свою песню, затем начинает переворачивать стоящие перед медведем чаши с едой, сдирает с него украшения, ломает его домик.

  • В настоящее время священные узоры встречаются на ритуальных поясах, рукавицах, шапках. Предметы с их изображениями кладут в приклады духов-охранителей или используют на Медвежьих игрищах.
  • Считается, что священные узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный сакрально очистить предмет, на который он наносится, и далее содержать его в этом состоянии. Тем самым женщины как бы поддерживают постоянный источник очищения, в первую очередь для мужчин. Часто новые орнаменты видятся во сне.

Четыре группы священных узоров

Священные узоры можно разделить на четыре группы: первая связана с медведем, вторая – с изображением человека на лошади, третья – «духов узор», четвертая – «счастливые гнезда» тех или иных почитаемых животных: ящерицы, змеи, трясогузки.

Про медведя не говорят «убит», а говорят «спущен», что связано с его небесным происхождением, он является сыном Торума.

  • Кроме того, при добыче медведя вылетает только одна из его душ, в конце праздника Медвежьих игрищ семь божеств уносят вторую душу, а еще одна душа остается при медведе, если он желает быть домашним духом, т.е. медведь еще «живой»: его душа все видит, понимает, чувствует.
  • Раньше в качестве духа оставляли выделанную медвежью шкуру вместе с головой. Изображение медведя соответствует именно такому медведю, ставшему духом – вид сверху.

Как стать удачливым охотником?

  • Иногда изображается след медведя («медведя узор»). Можно говорить о полном отождествлении в сознании следа и животного. Имея перед глазами след, особенно на снегу, опытному охотнику совсем не обязательно наблюдать само животное, оно и так уже стоит перед его мысленным взором.
  • Охотнику известно – сыт зверь или голоден, куда и для чего направляется, какая завтра будет погода и, следовательно, чем будет заниматься данный зверь. Изображение следа медведя есть для ханты сам медведь.

В священных узорах многое изображается опосредованно: не медведь, а его след, не ящерица, а ее гнездо и т.д.

Ящерица, змея, трясогузка не имеют для охотника практического значения, это атрибуты духов, символы их присутствия, они сакральны. Чем больше этих символов хранится в «священном углу», тем сильнее эта часть пространства насыщена «духовной энергией» и тем удачливее человек в промысле и быту.


Другие изображения

Узор оленя должен символизировать землю, «наполненную оленями»

  • « Солнце»-«Солнце-найматерь» , дарительница силы, энергии для воспроизводства земной жизни.
  • Штрихи возле солнца – это семена жизни, следы их присутствия, из которых могут родиться «и человек, и животное, и растение».
  • Узоры, отходящие от центрального круга – «солнца лучи», а небольшие выступы на окружности называются «невзорвавшаяся рука (луч)», т.е. еще не сформировавшиеся зарождающиеся лучики.
  • Идея орнамента такова, что солнце дает жизнь, как настоящую так и будущую.

  • В этом изображении узоры, отходящие от вершин четырехугольника символизируют «оставленного стойбища дороги».
  • По рассказам, в старину люди специально оставляли стойбища, чтобы создать еще один клочок удобренной земли, потому что на нем даже в самый неурожайный год вырастет крупная сочная ягода.
  • Во всех случаях места, где ранее были стойбища, резко выделяются на фоне остальной местности, там более пышная, обильная растительность, хвоя на деревьях крупная и ярко-зеленая.
  • Таким образом, близость конфигурации узоров «солнце» и «покинутое стойбище» объясняется их общей идеей – воспроизводство земной жизни

« Кедровая шишка»

В фольклоре существует следующий оборот:

«Сосновой шишке подобная кукла, Кедровой шишке подобная кукла».

Оба выражения обозначают одно и то же: после эпохи богов и богатырей на земле возникает эра жизни хантыйских людей, которых боги называют «куклами».

Таким образом, шишка – это символ хантыйского человека или человека вообще.

Шишка – это дом для орехов. Орехи – это семена новой жизни.

Однако особое состояние ореха, то есть его способность к прорастанию, связано с наличием кедровок, так как именно они закапывают орехи в землю.

Не исключено, что первоначально «шишка-человек» мыслилась как беременная женщина.


Уголок

Уголок лежит в основе многих значимых узоров орнамента. Можно назвать следующие узоры.

«Заячьи ушки» («уши маленького зайца»). Существует представление, что если снег падает большими хлопьями, то это Торум-отец на свою жену злится и рвет ее заячью шубу. Заячья атрибутика присутствует и в родильном обряде.

  • «Маленькая ветка», «лисицы локоток», «заячья лапка» - о снова более сложных узоров.

«Маленького оленя рога» . Это двойные «заячьи ушки» по узору.

По смыслу, если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды: это материальное благополучие (теплая одежда, еда) и он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божества.

Кусочки шкуры с ушей оленя, отрезаемые при нанесении на уши метки, женщины собирали в гирлянды и украшали ими игольницы Их нужно было пришивать очень надежно, чтобы не растерять, иначе семья растеряет своих оленей. Таким образом, магически женщина участвует в охране стада.

  • Какова функция прямого креста в орнаменте?
  • Какова функция косого креста в орнаменте?
  • В каком случае изготавливался орнамент «змея»?
  • Каково назначение ромба в орнаменте на детской люльке?
  • Почему узор «лягушка» считается женским?
  • Какой узор необходимо было вышить бисером на платке для здоровья новорожденного?
  • Почему нельзя убивать жучков?
  • Символом чего является ель?
  • Символом чего является мышь?
  • С каким узором традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни?
  • Каково назначение топора и его изображения в узоре?
  • Какой узор наносится на спинку люльки против того места, где находится голова ребенка и с какой целью?
  • Как называется этот орнамент?
  • Какие узоры считаются священными?
  • Как стать удачливым охотником?
  • Какова связь между узорами солнца и покинутого стойбища?

Бережное отношение к вековым традициям характерно для народов ханты и манси. Народные мастера и мастерицы, создававшие прекрасные утонченные орнаменты на коже, мехах, крапивном и льняном холсте, хлопчатобумажных тканях, дереве, кости, вкладывали в свои произведения опыт многих поколений, проживавших в суровом северном крае.

Сложные климатические условия наложили отпечаток на многие традиционные виды творчества, включая сложное искусство орнаментов, для их создания используется бисер ярких насыщенных тонов, цветные аппликации. Красоту и уникальность национальных орнаментов можно в полной мере оценить на традиционных праздниках ханты и манси – в это время каждая уютная придорожная гостиница принимает огромное количество участников соревнований и зрителей, приезжающих, чтобы увидеть увлекательные красочные мероприятия.

Функциональные особенности орнаментов

История орнаментов угорских народов ханты и манси имеет древние корни. Исследователи определили ее истоки, которые относят к периоду бронзового века. Уже в те времена для орнамента были свойственны особые функции, в том числе:

  • коммуникативная (функция передачи информации, которая вкладывалась создателями в свои изделия);
  • эстетическая;
  • магическая.

Коммуникативная функция орнаментов ханты и манси

Информация, заложенная в традиционных орнаментах, имеет особое значение: с ее помощью мастер передавал собственные пожелания людям, для которых предназначались его творения.

Искусство орнамента – важная часть культуры ханты и манси. В непревзойденных по красоте орнаментах заложены знания, особенности мышления, традиции и опыт многих предыдущих поколений. Благодаря богатому оформлению вещи, украшенные орнаментом, приобретают особую оригинальность и ценность , становясь произведением искусства. Справедливая гордость за свой труд и специальные художественные достоинства созданных произведений присуща многим мастерам орнаментального жанра. Их творчество и созданные ими орнаменты очень точно охарактеризовал поэт Микуль Шульгин:

Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца.

Каждому узору орнамента ханты и манси соответствует собственное значение. Вот некоторые из многочисленных символов, используемых в творчестве народов ханты и манси:

  • крестообразная звездочка символизирует солнце, особенно почитаемое на севере, согласие и гармонию жизни;
  • длинные параллельные линии обозначают долгую дорогу жизни;
  • человечки с сильными мышцами – здоровье и красота;
  • треугольники в форме юрты – кров родного дома;
  • разветвленные узоры, связки нескольких узоров в одно целое обозначают силу рода, единство семьи, семейный очаг и жизнь как продолжение рода.

Особое место в орнаментах отведено богам, почитаемым ханты и манси – это узоры с изображением:

  • ока Бога, означающие также прозрение, мир;
  • связи неба с Землей;
  • обереги от зла (черно-белые кубики и звездочки).

Каждый такой знак означает, что человек, чье жилище или одежда украшены подобным орнаментом, находится под божественной защитой , и отныне ему не страшны злые силы и природные катаклизмы.

Эстетическая функция орнаментов

Всем, кто побывал на традиционных праздниках ханты и манси – Вороний день, Медвежий праздник, День оленевода и др. – известно, насколько яркими и красивыми выглядят традиционные праздничные одежды и изделия народных промыслов этих народов. Особенно привлекательно выглядят яркие жизнеутверждающие орнаменты на фоне белоснежных просторов тундры при ярком солнце. Орнаменты и обереги сопровождают северные народы и в будни, и в праздники – эти традиции свято хранятся и продолжаются от поколения к поколению.

Магические принципы создания орнаментов

Некоторые старинные обычаи, наряду с современностью, и сегодня присутствуют в жизни ханты и манси, и связано это с глубоким уважением традиций древности, оставленных предыдущими поколениями. Правила выживания в суровом северном крае, установленные предками, свято чтутся и соблюдаются. Магические свойства заложены и в традиционных орнаментах – это обереги от зла и гнева, узоры, привлекающие в дом добро, благополучие и счастье.

Красочные орнаменты-символы, основанные на вере в добро и семейное счастье, сопровождают жителей северного края на протяжении всей жизни, даря людям силы и уверенность в завтрашнем дне.

Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаментах. Картинки нашей статьи дадут вам некоторое представление об особенностях и символичности таких мотивов. Ведь это не просто рисунки, в них закодирована информация о культуре народа, ее развитии. Эти узоры северный народ использовал для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских орнаментов и узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной. Сибирская земля богата трудолюбивыми мастерами, которые с помощью узоров смогли передать красочность природы своей земли, богатый духовный мир ее жителей. Предлагаем вам познакомиться с хантыйскими орнаментами и их значениями.

Немного из истории коренных народов Севера

Созданные задолго до присоединения сибирских земель к России, повествуют о племенах северной Азии, которые были предками нынешних народов Сибири - ханты, манси, ненцы. Этнической общностью ханты стали в 1 тыс. н. э., когда слились южные угорские племена и племена рыболовов и охотников таежного Зауралья. Литература говорит о некоторых особенностях культуры и языка разных групп ханты. Южные и северные ханты - так поделили их специалисты.

На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Они строят деревянные домики и чумы. Рыболовы и охотники могут иметь несколько жилищ в разных местах. Оленеводы имеют обычай ставить чум там, где остановятся. Любая постройка у них именуется хот. Они бывают берестяные, земляные, дощатые.

Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры - узоры и хантыйские орнаменты. Картинки этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. Эти орнаментальные композиции имеют свои художественные принципы. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север. Коренным жителям нравятся его неяркие краски, скупая весна и белое лето.

Чем был орнамент для народов ханты и манси?

Художественный язык народа ханты отличается многообразностью. Само слово "орнамент" имеет значение - "украшение". Орнамент был элементом художественного стиля для зодчества, ваяния, живописи, графики. Узоры для не были самоцелью, они создавали их, чтобы что-то украшать. Применяли они их довольно широко - от рисунков на наружных и внутренних стенах зданий - до посуды. Их использовали для декорации тканей, вышивок, кружев, металлических изделий, отделки одежды. Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир.

Хантыйские узоры и их названия подтверждают то, что их использовали в аппликации, окаймовке вещей. С их помощью делали параллельные ряды, вертикальные и наклонные полоски. Весомость и полноту этим рисункам придают оконтуренные мотивы. Важно отметить, что, как и все орнаменты, хантыйские мотивы также состоят из раппортов, постоянно повторяющихся частей.

Основа орнаментальной системы хантов

Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Многих интересуют хантыйские орнаменты с названиями, которые давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности.

Чаще всего орнаментика включала в себя символическое изображение представителей фауны и флоры. Оттенки характеризовались яркостью и контрастностью цветов.

Главной темой узоров является солнце, ведь в тех краях каждый его луч на вес золота. Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Ведь для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем. Из него берут кости для изготовления оружия и жил для шитья.

Самые распространенные узоры хантов

Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. После геометрического узора следует растительный мотив. Его чаще всего используют в резьбе по дереву.

А теперь более подробно о геометрическом узоре. Очень часто у хантов использовался крест. С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием "собачья лапа", ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.

Особое место ханты уделяли ромбу, его называли "сердца углублением". Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с "прыгающей женщиной", способной дарить счастье.

Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у хантов. Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.

Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Именно на него похож топор, с которым у хантов много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов "утиный выводок", "щучьи зубы", "кедровая шишка".

Хантыйские орнаменты и их значение

Узоры для народа ханты - целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны и хантыйские узоры, и их названия, которые имеют все мотивы. Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене. Мастерицы с помощью берестяного трафарета вырезали узоры из камуса (шкуры, которую снимали с ноги оленя). Камус подбирали по оттенку и длине ворса. Затем с помощью оленьих сухожилий детали сшивались, а швы отделывались вставками из цветного сукна. Предлагаем вам познакомиться поближе с некоторыми узорами:

  1. "Заячьи ушки". Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
  2. "Глухарь". Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
  3. "Выводок утят".
  4. "Лапа лисы".
  5. "Малая рябь воды".
  6. "Крыло гуся".
  7. "Заячьи уши".
  8. "След белки".
  9. "Выдра".
  10. "Человек на лошади".
  11. "Кедровая шишка".
  12. "Лягушка".
  13. "Жук".
  14. "Рога оленя".
  15. "Березовая ветвь".
  16. "Медвежий след".
  17. "Цветущий куст".
  18. "Накаты волн".

С ромбом у хантов связаны узоры "жук", "мужика половина", дровяная поленница", "ель", "мышь". К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков. Ель считается священным деревом. В самой ели и ее корнях ханты видели соединение верхнего и нижнего миров. С мышью связано уничтожение всех враждебных существ нижнего мира. Как вы уже заметили, названия узорам давались по сходству и подобию с предметом.

Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. С оленем связана победа добра над злом, с пчелой - трудолюбие, с крыльями - движение.

Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.

А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:


Применение узоров для вышивания

Существует три способа хантыйской вышивки: "керем-ханч", ектем-ханч", "севем-ханч". Первые две похожи на русскую двустороннюю вышивку. А последняя, позаимствованная коренным населением у переселенцев, выполняется крестом и считается одной из последних техник южно-хантыйской вышивки. с помощью восстановленных узоров и техник вышивания и сейчас мастерицами создаются национальные костюмы, украшенные колоритными орнаментами. Такой вышивкой современные мастерицы украшают сумки, кошельки, головные уборы, пояса.

Главная особенной вышивки таких узоров в том, что они строго геометричны и состоят из прямоугольников, углов, ромбов, зигзагов. В этих вышитых полосках закодирована информация народов ханты.

Бисерные работы

Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных хантов бисер имел название "сак" и "сек", что означало "камень". В XX веке был популярным фарфоровый бисер.

Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет. Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства. Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки.

Шерстяные изделия с узорами

Одним из немногих женских занятий хантов, которые сохранились до сих пор, является узорное вязание на шерсти. В основном, вяжут только теплые варежки. Хантыйские орнаменты для них очень подходят. Каждой мастерице с детства знакомы основные рисунки, которые она сама корректирует во время вязания. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия.

Иногда узоры также используются для вязания носков. Мастерицы знают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным. Иногда рисунок одной варежки продолжается на второй или на ладошке. За многие годы узорное вязание хантов почти не изменилось, менялся лишь состав пряжи и палитра оттенков. Когда-то использовалась для вязания только черная, белая и серая гамма, затем подключился синий и зеленый цвет. Шерсть ханты покупали, но потом сами ее красили.

Украшение орнаментами одежды

Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику.

На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья.

Основным материалом для теплой одежды хантов служили оленьи шкуры. Такая женская шуба называется "сах". У нее впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая. Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такой сах расшивали различными орнаментами по краям.

У женщин хантов было специальное приспособление - тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.

Сегодня фигурные мотивы можно сделать дерева, пластика, картона, кожи. Высочайшая точность нужна для вырубки хантыйского орнамента из фанеры. Это можно использовать для изготовления фоторамок. В учебных заведениях сегодня на уроках труда продумано выполнение поделок для младших школьников с хантыйским орнаментом.

Священные свойства узоров, защитные и тотемные функции

Узоры хантов были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-охранителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены. Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума. Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор применялся для того, чтобы стать удачливым охотником.

Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Они тоже священны, символизируют землю, где живут стада этих животных. Хантыйский орнамент "солнце" связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли "найматерь" (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения.

Важно отметить, что синий цвет в орнаментах хантов символизирует реки и озера края, белый цвет связан со снегом, зеленый - с тайгой. А вот считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом. Часто эти узоры красуются на подвесках медальонов.