Святой старец Иоанн Оленевский - ermil_67 — LiveJournal. Святой старец Иоанн Оленевский - ermil_67 — LiveJournal Смерть и погребение

Паломничества

13 Июня 10 Татьяна Гусельникова

Благодать оленевского старца

Старец Иоанн Оленевский (Иван Васильевич Калинин) нес свое служение в Пензенской епархии, но еще при жизни был известен и почитаем далеко за пределами пензенской земли. Почти пять десятилетий после его смерти Православные из разных городов и весей притекали к могиле старца, находившейся сначала на кладбище его родного села Оленевки, а затем в ограде Троице-Сергиева храма села Соловцовка, в котором много лет служил батюшка. А теперь верующие со всей России устремляются в Соловцовку уже к раке с мощами священноисповедника Иоанна, прославленного Русской Православной Церковью три года назад. И никто не уходит отсюда неутешенным...

Ранним ноябрьским утром я приехала в Пензу, еще не имея ясного представления о том, где мне предстоит побывать в ближайшие дни, а уже через несколько часов старец Иоанн словно взял меня за руку и повел по тем местам, что навсегда остались связанными с его святым именем.

Живоносный Источник

Это незабываемое паломничество началось с села Большая Валяевка Пензенского района. Мой спутник - наместник Троице-Сергиевского храма Архиерейского подворья в селе Соловцовка священник Алексий Спирин - окормляет и приход в Большой Валяевке. Он рассказал, что старец Иоанн Оленевский когда-то служил дьяконом в этом селе. Еще недавно здесь проходили Богослужения в молитвенном доме. Но на праздник Преображения в этом году молитвенный дом подожгли. К счастью, подоспевший вовремя священник успел вынести антиминс. Однако пострадали иконы, в том числе и главная святыня храма - старинный список с чудотворной иконы Божией Матери "Живоносный Источник". Сейчас икона находится на реставрации. А службы теперь проходят в часовне, расположенной рядом с двумя некогда величавыми, а затем разрушенными храмами, в которых, вероятно, и молился оленевский старец. Один из храмов - в честь Казанской иконы Богородицы - был построен в 1706 году, сейчас его начали восстанавливать. Во время войны в нем была пекарня, позднее - заправочная станция. И когда стали сваривать металлические арки над сводами храма, насквозь пропитанная мазутом земля горела...

Другой храм, в честь иконы "Живоносный Источник", стоящий буквально в двух десятках метров от Казанской церкви, встретил нас полным запустением. "Мы пока не в силах его восстановить", - сокрушается отец Алексий. Между тем на этом месте некогда явилась чудотворная икона Богородицы "Живоносный Источник" и забил родник. Вскоре после этого события здесь была построена деревянная церковь. А впоследствии помещик Валяев, в честь которого и переименовано село, называвшееся прежде Богородицким, стал возводить вместо деревянного кирпичный храм.

Отец Алексий Спирин рассказал:

В 1932 году, когда закрыли этот храмовый комплекс, председатель сельсовета велел собрать все иконы и отнести к нему в сарай, чтобы сжечь. Иконами он топил печку. Одна благочестивая женщина пришла к председателю и попросила отдать ей любую икону за бутылку самогона. Он ответил: "Иди выбирай". Женщина взяла список с чудотворной иконы "Живоносный Источник" и унесла домой. За этой иконой потом долго охотились, чтобы вернуть председателю, но не могли найти. Уже в 50-е годы, после смерти этой благочестивой христианки, ее дети отдали икону в Митрофановский храм г. Пензы, а в августе 2000 года она была перенесена крестным ходом сюда, в Большую Валяевку.

В советское время пострадал и источник. Еще при строительстве храма родниковая вода из него была отведена в часовню. В селе шла молва, будто помещик Валяев проложил от церкви до часовни серебряные трубы, и кое-кому захотелось поживиться серебром. Эти люди вскрыли накопитель, выпустили всю воду, но, не найдя серебряных труб, поставили туда кольца и вокруг них все засыпали мусором. Сейчас кольца убраны, мусор вычищен, и приток воды в источнике увеличился в несколько раз. Вода очень целебная, в ней большие примеси серебра. Из-за этого, возможно, и возникли домыслы о серебряных трубах.

Пока у вас еще нет колодца...
- Пока нет, но Владыка благословил сделать здесь, как в Сергиевом Посаде, часовенку с чашей, а в чаше крест, и из креста будет течь вода. По проекту должна быть и купальня.

Недалеко от часовни я заметила углубление в земле, которое было явно делом рук человеческих. Предупредив мой вопрос, отец Алексий пояснил:

Сюда многие приезжают за глиной и лечатся ею. И в прошлые времена люди исцелялись, и сейчас исцеляются от разных болезней. Здешняя глина помогает при раке груди, щитовидной железы. У многих после лечения глиной улучшилось зрение. Да что далеко за примером ходить. У моего двоюродного брата Николая, который живет в Подмосковье, был рак кожи. Он лечился в разных московских клиниках, и врачи сказали, что случай безнадежный. Но сестры привезли Николая в Пензу, примерно 40 дней он накладывал на кожу маски из глины - и исцелился! С тех пор прошло шесть лет, к врачам он больше не обращался. В благодарность Николай подарил нашему молитвенному дому ковер, который постелили перед иконой Божьей Матери "Живоносный Источник".

Старец Иоанн Оленевский всегда говорил: "Не забывайте Божию Матерь, ходите, служите Ей молебен". И мы каждую пятницу служим в часовне молебен с акафистом иконе Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник".

Благоухающие мощи

Когда мы приехали в Троице-Сергиевский храм села Солонцовка, священник Виталий Спирин читал акафист священноисповеднику Иоанну Оленевскому. Рака с мощами святого была открыта, и по всему храму разливалось благоухание. Наместник отец Алексий рассказал, что благоухание от мощей старца началось в середине сентября. Это заметили прихожане. По воскресеньям после Литургии в храме проводится молебен, а после молебна священники открывают раку и разрешают прихожанам прикладываться к открытым мощам, находящимся под покровом. Поначалу кто-то ощущал благоухание, кто-то не ощущал, но вскоре оно усилилось и стало наполнять весь храм.

Я доложил Епископу Пензенскому и Кузнецкому Филарету о благоухании мощей, - продолжает отец Алексий. - Владыка приезжал сюда, приложился к мощам старца Иоанна и сказал: "Да, благоухание очень сильное". Мы, священники храма, не имеем права освидетельствовать святые мощи, это благословляется только специально назначенным иеромонахам. Поэтому мы ждем приезда в наш храм иеромонахов, которые должны отслужить Литургию, молебен, а затем осмотреть святые мощи - возможно, они мироточат.

Я приложилась к мощам священноисповедника Иоанна Оленевского, и еще долго меня не покидало трепетное ощущение того, что я прикоснулась к живой плоти...

Благословение детям

С августа этого года Богослужения в Троице-Сергиевском храме проходят ежедневно. И почти каждый день к раке с мощами священноисповедника Иоанна Оленевского приезжают паломники из Саратова, из Тамбова, из Санкт-Петербурга, даже из-за границы. Клирик храма священник Виталий Спирин сказал, что однажды в церковную кружку пожертвовали канадские доллары. Очень много сюда приезжает духовно страждущих людей. Привозят даже младенцев, уже одержимых нечистыми духами, прикладывают к мощам старца, и после двух-трех приездов у детей наступает улучшение.

Как отметил отец Виталий, батюшка Иоанн особенно покровительствует безплодным супругам и детям. Сам он был незаконнорожденным ребенком и за это претерпел вместе со своей матерью много унижений и притеснений. Его мать Ксения рано умерла, оставив мальчика сиротой, и он рос лишенным родительской любви и заботы. Видимо, поэтому старец так тепло относился к детям при земной жизни и помогает им и сейчас.

Валентина Яковлевна Пыжова, жительница села Оленевка, вспоминает:

Я жила около старца, в соседях. Когда батюшка умирал, мне исполнилось ровно десять лет. Помню, что он был строг, малоразговорчив, все притчами предсказывал. Но нас, детей, очень любил: всегда встретит с улыбкой, по-отцовски, по головке погладит, гостинчика даст.

Отец Алексий Спирин рассказал, что перед началом учебного года в храм на молебен привозили детей из пензенской Православной гимназии. И во время молебна сперва замироточила икона Божией Матери "Достойно есть", а потом начали мироточить многие другие иконы, даже бумажные. Одновременно источали миро более двадцати икон.

По всей видимости, старец проявил любовь к детям, - так объяснил это чудо отец Алексий.

А примерно за неделю до иракских событий в храме замироточило распятие Спасителя. Когда произошло нападение на Ирак, мироточение стало обильным.

На проповеди мы часто говорим о том, что старец Иоанн помогает безплодным супругам, если искренно попросить его о рождении чада, помолиться и приложиться к раке с его мощами. И нередко бывает, что родители приносят крестить ребенка и говорят: мы дали обет, что, если у нас родится малыш, мы покрестим его именно в этом храме. Бывает, что женщина, страдавшая безплодием, рожает ребенка уже через девять месяцев после того, как побывала здесь.

Вот так счастливыми родителями стали Сергий и Фотиния. Два года назад у них родилась долгожданная дочка, которой в крещении дали монашеское имя Илария.

"Я буду захоронен дважды"

Одна родственница старца спрашивала его: "Сколько я проживу, батюшка?" А старец ей ответил: "Ты еще доживешь до того времени, когда меня дважды захоронят".

Пророчество сбылось. Эта женщина Наталья, по словам отца Алексия, до сих пор жива, но уже в очень преклонном возрасте. Иногда ее привозят из Пензы к мощам старца.

Наверное, такова была воля старца Иоанна Оленевского, чтобы его могила находилась возле храма...
- Конечно. Случилось это так. Приснопамятный Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим любил приезжать на кладбище на могилу старца и служить там панихиду. Однажды вместе с ним приехали люди из Администрации Пензенской области.

Отслужили панихиду, затушили все свечи, и вдруг у одного высокопоставленного лица сама собой загорелась свеча в руках. Тогда к этому отнеслись с недоверием. Но когда приехали в следующий раз, этот человек (или его заместитель) стал класть пучок свечей - и вновь вспыхнула одна свеча. Тогда поступило предложение перезахоронить старца в церковной ограде. И 6 августа 1996 года, в годовщину смерти Иоанна Оленевского, состоялось перезахоронение.

В тот день стояла страшная жара, облако закрыло солнце. Земля была утрамбована до такой степени, что мы с 12 часов дня (после того, как отслужили панихиду) до 7 часов вечера долбили грунт, чтобы вскрыть могилу. Когда мне пришлось опуститься в могилку для проверки сохранности гроба, я увидел, что он только с одной стороны - со стороны ног - чуть-чуть подгнил. Это обычный деревянный гроб, пролежавший в земле 45 лет! С трудом нам удалось оторвать гроб от земли, и в этот момент огненный столп поднялся в небо. Люди воскликнули: смотрите! Облако в небе растворилось, как будто его и не было; солнце начало играть, как на Пасху. Мы стали поднимать гроб, и в это время устремился ввысь второй огненный столп. Одни видели его малым, другие - более обширным, но видели все присутствовавшие, а их было больше тысячи человек. И когда уже почти подняли гроб, вверх поднялся третий столп.

Гроб с останками Иоанна Оленевского с кладбища понесли крестным ходом к Троице-Сергиевскому храму села Соловцовка. В это время над кельей старца в Оленевке образовались три белых воздушных креста, как бы из облаков сотканные. Это тоже многие видели.

Как только мы крестным ходом вышли из леса - нас встретил дождь. Но удивительно, что этот дождь ни на кого не капал, шел впереди нас. Священники, которые несли гроб с останками, и идущий за ними народ - все были как бы под зонтом. А дошли до озера - и дождь прекратился.

Когда останки старца перекладывали в новый гроб, я увидел, что его глава сохранилась почти нетленной вместе с бородой и волосами. А когда Владыка Серафим открыл покровец на лице отца Иоанна, по щеке скользнул солнечный луч, и она вдруг стала розовой, как у живого человека.

На следующий день после службы Владыка благословил разрубить первоначальный гроб Иоанна Оленевского, потому что многие верующие просили от него частичку. Мы рубили гроб в приделе храма, и от него шел такой смолистый запах, как от только что спиленной сосны.

Мне достался от старца сохранившийся кусочек его ризы. На нем было несколько бисеринок. А в 1997 году моя матушка Зинаида упала с чердака дома. Она сломала позвоночник в двух местах, разбила голову и раздробила кость правой руки на мелкие кусочки. Врачи предрекали, что матушка будет прикована к постели. После операции у нее на руке образовалась большая опухоль. Матушка взяла бисеринки с ризы старца Иоанна, нанизала на ниточку и привязала к руке. Вскоре опухоль прошла и больше никогда не появлялась. А на места переломов на позвоночнике она привязывала частицы от гроба отца Иоанна. Ну и молилась, конечно. Слава Богу, сейчас она жива-здорова, работает. По вере вашей да будет вам.

Чудесная помощь

О неисчислимых случаях чудесной помощи старца, об исцелениях по его молитве в этих местах может вспомнить почти любой. О них рассказывают по сей день. И до сих пор помнят о том, как старец благословил жителей Оленевки на сооружение плотины, которая была необходима для накопления воды. С тех пор она стоит, перегородив озеро, разделяющее два села.

Проезд очень узкий, двум машинам не разъехаться. И до недавнего времени ничем не был огорожен. А посмотрите, какой там овраг: вниз поглядишь - страшно становится. И не раз в этот овраг люди падали на машинах, на тракторах, но никогда не было ни одного смертельного исхода, - заметил отец Виталий.

В келье старца

Мы добрались до Оленевки, когда уже смеркалось, но в келье старца Иоанна горел свет. Валентина Пыжова до сих пор живет по соседству и не оставляет батюшкин домик без присмотра.

Небольшая комнатка с печкой. "Вот здесь голландка стояла. Здесь был топчан", - показал отец Алексий.

А Валентина Яковлевна уточнила о топчане: "Три доски метра в полтора длиной". И добавила:

В келье были одни иконы, больше ничего. Люди, бывало, зайдут к старцу, скажут: "Батюшка, какой ты бедный!" А он им отвечает: "Я всех богаче!"

Иоанн Оленевский прожил долгую жизнь, но никто не мог точно указать его возраст. Сам старец скрывал это, и даже в сохранившихся документах зафиксированы разные даты его рождения. По одним источникам, он прожил 97 лет, по другим - не менее ста. В сан диакона Иоанн Калинин был рукоположен уже около 65 лет. А священником он стал всего за пять лет до своей кончины. В священники отца Иоанна рукополагали в Троице-Сергиевском храме села Соловцовка. Он не принимал монашества (видимо, в те годы это было невозможно), хотя по духу своему и образу жизни, несомненно, являлся монахом.

Владыка благословил близ кельи старца поставить часовню, а в самой келье создать епархиальный музей, - сказал отец Алексий Спирин. - И престол, у которого рукополагался в священники старец Иоанн, мы хотим поместить в этот музей.
Правда, никто точно не знает, в чьей собственности теперь находится домик, где жил старец, но верится, что со временем здесь будет организован уникальный музей, будет проложена и паломническая тропа. А маршрут паломничества отец Алексий уже продумал: от храма Святителя Николая в Пензе до Большой Валяевки, оттуда в Оленевку в келью старца, потом в Соловцовку к его мощам. И после ночевки и Литургии - в обратный путь.

Старец Иоанн всегда призывал людей ходить в церковь и говорил про соловцовский храм: "Здесь вам и Киев, и Иерусалим". Наверное, он провидел, что храм, где упокоятся его мощи, станет поистине святым местом.

Пензенский духовник

В Пензенской епархии уже более полувека служит митрофорный протоиерей Алексий Попков. Ныне он клирик Успенского кафедрального собора г. Пензы, духовник епархии. При жизни Иоанна Оленевского Леня Попков (так звали его в юности) был близким духовным чадом старца.

Родители мои переехали на жительство в село Оленевку, где жил старец, - рассказывает батюшка. - Поселились мы на квартире в соседях у отца Иоанна. Мне было тогда лет 15-16. Однажды соседка пришла к старцу, а он ее спрашивает: "Что у вас там за мальчишка?" Женщина отвечает: "Да вот, батюшка, никуда он не ходит, такой застенчивый". А вскоре отец Иоанн призвал меня. Первая встреча у нас состоялась в сенях его кельи. Он дал мне тогда горсть бумажных денег и булочку. Этим он предсказал мой путь: станешь священником - у тебя и хлебушко будет, и денежки.

По благословению старца я пошел учиться в Саратовскую Духовную семинарию. Еще года за два-три до ее окончания отец Иоанн надел на меня свою епитрахиль. Я хотел пойти по монашескому пути и поэтому оттягивал принятие сана, но однажды к отцу Иоанну пришли люди, и он им говорит: "У Лени будет своя семья, свой монастырь будет". И потом я женился. У нас с матушкой родилось пятеро детей, тринадцать внуков.

Посетители шли к отцу Иоанну каждый день. Иногда придут, у двери встанут толпой, а Наташа (двоюродная сестра его) выйдет и скажет: "Батюшка принимать не будет, он заболел". Все разойдутся по усадьбе. А через некоторое время старец просит Наташу: позови таких-то людей. Он уже знал, кто и за чем пришел. Беседовал с этими людьми, а если ему немного полегчает, то и остальных примет. Святой водички даст, благословит.

Он был очень высокой праведной жизни, но его молитва и подвиги были сокрыты от посторонних глаз. Он мог сказать веское слово так, что запомнишь на всю жизнь. Порой сразу не поймешь смысла, а потом сердцем понимаешь. И все внушал своим взглядом, своей добротой...

"Никого не забуду..."

Старца Иоанна по величию его духа сравнивают с Серафимом Саровским. Как и Преподобный Серафим, он немало претерпел от людей. Его не раз избивали до полусмерти, привязывали к дереву в лесу, бросали в овраг, душили, а он только смиренно говорил про своих мучителей: "Бог с ними, Бог с ними..."

Рассказывали, что в годы гонений на Церковь власти решили расстрелять старца, а когда привели его на расстрел, пули чудесным образом отскакивали от отца Иоанна в разные стороны, не причиняя ему вреда.

В последние десятилетия жизни старца преследовали не только его самого, но и тех, кто давал ему пристанище, кто тайно или явно приходил к нему за советом и помощью.

И все равно протоптанная дорожка к его келье не зарастала.

Однажды к старцу привели бесноватого, который был без памяти и упирался изо всех сил. Когда несчастный пришел в чувство, то в изумлении воскликнул, что видел сейчас отца Иоанна рядом с Николаем Чудотворцем и Преподобным Серафимом, и все они были в одинаковых ризах.

Утром 6 августа 1951 года старец предсказал близким свою кончину. А в шестом часу вечера он умер, перед смертью завещав: "Никого не забуду; кто придет на могилку, тому буду помогать своими молитвами у Престола Царя Небесного". И уже многократно убеждались люди, прибегающие в своих скорбях и нуждах к священноисповеднику Иоанну, в непреложности этих слов.

Страница 1 из 7

Блаженный старец Иоанн Оленевский

Вместо предисловия

Послание Преосвященнейшего Филарета, епископа Пензенского и Кузнецкого, клиру и пастве Пензенской епархии по случаю обретения мощей старца-иерея Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина)

Досточтимые отцы, всечестное монашество, дорогие братья и сестры!

В юбилейный 2000-й год от Рождества Христова Русская Православная Церковь на своем Освященном Архиерейском Соборе, состоявшемся в Москве в августе 2000 года в Храме Христа Спасителя, прославила целый сонм своих верных сыновей и дочерей, пострадавших за веру Христову, причислив их к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. В число их, как мы знаем, от Пензенской епархии вошли епископ Феодор (Смирнов Владимир Алексеевич) и священники Смирнов Василий Сергеевич и Архангельский Гавриил Иванович, претерпевшие мученическую кончину в Пензе в 1937 году. К сожалению, могила их, как и большинства убиенных в годину жестоких гонений на Православную Церковь, неизвестна, и мы лишены возможности воздавать их честным останкам то достодолжное почитание, какое обязаны, согласно с нашей верой, оказывать святым мощам.

Но Господь не оставил нас без Своего утешения и ниспослал нам сей великий дар - цельбоносные мощи старца-иерея Иоанна Оленевского, чье почитание началось задолго до его общецерковной канонизации. Не было, пожалуй, ни одного верующего человека в Пензенской епархии, кто бы не слышал о прозорливом старце Иоанне Оленевском, обладающем благодатной молитвой исцеления души и тела.

Иван Васильевич Калинин, как звали Иоанна Оленевского, прожил долгую жизнь. Как свидетельствуют документы, родился будущий подвижник в 1854 году в селе Оленевка теперешнего Пензенского района и рос сиротой, лишившись своих родителей в самом раннем детстве. Обладая слабым здоровьем, зарабатывал себе на хлеб мелким ремеслом - вязанием шарфов, перчаток и прочего. Но главное, чему он отдавался со всем жаром своей души, была благодатная молитва и посещение Введенского храма села Оленевки, где он помогал священнику как алтарник, с семи лет читал Часослов и пел на клиросе. С малолетства он вел аскетический и уединенный образ жизни: ночами вставал на молитву, молился истово, со слезами, и ограничивал себя в еде и развлечениях.

В 1920 году архиепископом Иоанном (Поммером), будущим главой Латвийской Церкви, претерпевшим мученическую кончину, Иван Васильевич в возрасте 65 лет был рукоположен в сан диакона и служил в храмах Оленевки и Соловцовки, находясь за штатом.

Еще с дореволюционных времен среди богомольцев он почитался за «святого старца-прозорливца», способного утешить в бедах и печалях, дать ответ на любой вопрос, даровать исцеление души и тела. Большая известность в народе и подвижническая деятельность Иоанна Оленевского пришлась не по нраву богоборческой советской власти. Многочисленные посещения старца самыми широкими слоями населения дали повод ей обвинить его в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности. Несмотря на преклонный возраст его трижды арестовывали, подвергали допросам и несколько месяцев содержали в пензенской тюрьме.

Господь уберет его от ссыпок и сохранил как духовного наставника, утешителя земли Пензенской в годину тяжких испытаний, которые выпали на долю народа в страшные 30-е годы и в Великую Отечественную войну. Именно в это время, когда Русская Православная Церковь была обескровлена жесточайшими репрессиями и когда были закрыты почти все церкви, духовный подвиг отца Иоанна приобрел особую значимость.

К концу войны произошло послабление государственной политики в отношении Церкви. В Пензенской епархии, где к началу Великой Отечественной войны оставалось всего два действующих храма из тысячи, бывших в ней до революции, - Митрофановский в Пензе и Казанский в Кузнецке - в 1945-1946 годах были возобновлены богослужения в 28 церквах, в том числе и в соловцовской Сергиевской церкви, где на должность диакона вновь был назначен Иоанн Оленевский. А 2 сентября 1946 года епископом Михаилом (Постниковым) он был рукоположен в сан иерея. Тем самым Господь дал возможность отцу Иоанну передать горение своей непреклонной веры и непрестанного служения Богу возрожденному приходу, прихожанам, а через них и последующим поколениям.

6 августа 1951 года в возрасте 97 лет Господь призвал его в Свои обители. Почитаемый иерей был похоронен на кладбище в с.Оленевке на том самом месте, которое он выбрал себе еще при жизни. И как при жизни к нему шел нескончаемый поток людей за помощью, так и после смерти многочисленные богомольцы продолжали идти к Иоанну Оленевскому на его могилку, обращая свои молитвенные просьбы к тому, кто не оставлял их и за гробом.

В 45-летнюю годовщину его кончины, 6 августа 1996 года, по благословению Владыки Серафима останки великого прозорливца были перенесены в Соловцовку к Сергиевской церкви для достойного поклонения.

За его исповедническую деятельность и подвижническую жизнь, непрекращающееся народное почитание и многочисленные случаи исцелений по ходатайству архиепископа Серафима определением Священного Синода от 27 декабря 2000 года иерей Иоанн Калинин-Оленевский был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

Таким образом, дорогие братья и сестры, Пензенская епархия обрела еще одного святого - ходатая и молитвенника перед престолом Божиим за всех нас. Будем же достойны светлой памяти священноисповедника Иоанна Оленевского, прославившего Пензенскую землю, и своими стремлениями к праведной жизни и благочестию приумножим духовные сокровища нашей родной Святой Русской Православной Церкви, чьим верным сыном был и остается новопрославленный святой.

Всю свою жизнь о. Иоанн всячески старался скрывать свои подвиги, но не мог скрыть полученной от Бога благодати и сиял как светильник, зажженный на вершине горы. «Открывай чистое сердце и молись», - постоянно говорил старец. Пусть же эти слова станут для всех нас его духовным завещанием.

Божией милостью епископ Пензенский и Кузнецкий
Филарет. 30(17) мая 2001 года

Глава 1

Великий блаженный чудотворец, старец иерей Иоанн (в миру Иван Васильевич Калинин) родился в 1854 году в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа (11 сентября по новому стилю), в селе Оленевка Пензенской губернии*.

* Год и точное место рождения старца Иоанна до сих пор официально считаются неустановленными, т.к. документального их подтверждения пока не найдено.

Еще до рождения великого младенца в Оленевку прибыли два монаха и сообщили православным людям пророчество Божие: «Скоро здесь у вас родится младенец, который будет велик среди верных». По отбытии этих монахов прошел год, и родился сын у девы Ксении. При крещении дано было ему имя Иоанн. С рождения до самой смерти он не пропускал ни одной церковной службы, кроме того времени, когда был в тюрьме полгода. Сначала его носила в церковь мать, а потом сам бегал. Рано научился читать при помощи Духа Святого, и с семи лет начал читать в церкви своим мелодичным, звучным тенором и дискантом.

Вероятно, за обильные слезы своей обиженной матери, Ксении, Господь щедро наградил ее сына великой благодатью и святостью с малых лет. «Что ты тут строишь, Ванюша?» - спрашивали мальчика взрослые. «Целькву», - отвечал малыш, которому было в ту пору только два года. И действительно, из сырой глины, камешков и чурочек у ребенка получалась маленькая, хотя и нестройная церквушка.

Отец Ксении строго наказал свою дочь за ее грех и выгнал из дома. Позднее, все же пожалев ее, построил ей келию около сельской церкви.

Иван так и рос под благодатью этой церкви, не пропуская ни одной службы, сначала с матерью, а потом самостоятельно, услаждая посетителей своим приятным благозвучным сильным тенором или дискантом. Народ так и рассуждал: «Чего мы в Борисовскую церковь пойдем, лучше в Оленевскую, мы хоть послушаем Ивана Васильевича, насладимся его пением». Только запоет, вся церковь «на воздусях». Пел он дискантом, высоко и чисто. Как запоет:

«Хвалите имя Господне», без слез нельзя было слушать.

Мать его, Ксения, рано оставила Ивана сиротой, и воспитывался мальчик у родственников. Родственники рассказывали, что он маленький в куклы играл, делал церковь из глины, куклы шли в церковь молиться, а кто из них умирал, он их нес на кладбище, устроенное тут же около церкви, и хоронил. Шил им платья, вязал чулки и шапки, пел с куклами. Играл в кругу с 12-13-летними детьми и купался с ними. А по ночам тайно молился. Наташа, двоюродная сестра, чинила его одежду и ворчала на него: «Все коленки изъерзал и изодрал».

Еще мальчиком он стал приучать себя к строгой жизни: спал мало, сидя или согнувшись на полу, как котенок. Пищу принимал редко и помалу. С малых лет Иван отказался от вкушения мяса и всю жизнь не знал его вкуса. Он пил обыкновенно стакан чая, который сам заваривал; картошку на шестке круглую испечет и чаем запивает без хлеба. Сласти не принимал с малых лет, а конфеты детишкам раздавал, чай же у него был лишь слегка подслащен. Яичко принимал только одно на Пасху, когда разговлялись. Изредка стаканчик молока выпьет, когда горло заболит. Однажды, чувствуя себя нездоровым, попросил сварить кашки гречневой на молоке. Ему сварили, а он только попробовал.

Любил он церковь, ни одну службу не пропускал, в церкви пел, читал, в алтаре с малых лет помогал и людей в церковь звал: «Что ты не ходишь в церковь, Матерь Божия накажет. Здесь и Киев, и Иерусалим». Так говорил он про церковь Соловцовскую.

Мать его была Ксения, а отца никто не знал. Васильевичем назвали его по крестному. Два раза материнскую келию поджигали, они с матерью заново строились, миром-собором собирали. Когда же мать умерла, келию совсем отняли и поместили в ней пушную артель, а сироту переселили в келию племянниц Марфы и Татьяны, у них он и воспитывался дальше. Девушки шили, а он лоскутки соберет и детишкам раздает.

После их смерти мальчик стал жить в келий двоюродной сестры Наталии. В школе Иван Васильевич не учился. В пекарню бегал, навещал сирот, платки вязал, чулки, как женщина, псаломщиком работал в церкви. Но за работу никогда ничего не брал.

Ночь у него была посвящена молитве. Спал мало, с перерывами, вскакивал на молитву, в темноте слышны были только слезы... В армию его не брали. Родственники рассказывали, что Иван Васильевич воспитывал сироту-сапожника, вместе с ним сапоги шил и похоронил его 18-летним. Однажды лет 14-ти от роду попал Иван в Кочетовку Каменского района, где жил блаженный старец Иоанн Кочетовский - блаженный Ванюшка. Подошел этот старец к юноше Ивану Васильевичу, положил свою руку ему на плечо и, улыбаясь своими грязными нечесанными усами и «заржавленными зубами», протянул: «Ты будешь выше меня. К тебе будет слетаться народ, как птицы с небес».

Приходил Иван Васильевич в церковь первым, уходил последним. С детства в алтаре прислуживал. Селиванов, барин, начальник губернии, впоследствии хотел его в диакона произвести, но он был незаконнорожденный. По праведной жизни-то достоин, а незаконнорожденному не положено было в дьяконы...

Иван Васильевич кроме церкви нигде не работал, а дома сапожничал, вязал пуховые платки, лечил скотину, зубы лечил всем, кто обращался к нему. В церкви работал, а дома молился тайно, не показывая свои подвиги. И людям внушал: «Не показывайте, не молитесь напоказ!»

«Я отроду живу только в церкви, - говорил Иван Васильевич, - а дома из гроба встаю и в гроб ложусь, из дома, как из могилы, вылезаю». Так говорил батюшка, когда жил у Наталии, двоюродной сестры.

Много мест служения пришлось поменять батюшке за свою жизнь по мере того, как большевики одну за другой закрывали все новые и новые церкви. Но больше всего в его жизни было связано, конечно, с церковью Оленевской, при которой он рос и где был рукоположен во диакона, и с церковью Соловцовской, где он служил последние свои годы и был возведен в сан иерея.

В течение всей жизни батюшка несколько раз пропадал в лесу. Что он там делал, никто не знал, кроме Бога... Ищут, ищут его и не находят. Любил он лес и, бывало, говорил: «Пойду в лес безгрешный».

Великомученица Марина Антиохийская. Православный календарь на 30 июля Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня Автор: Тюренков Михаил 30 июля (17 июля по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (седьмой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. В Русской Православной Церкви совершается память четырёх святых и празднование в честь одной святыни. Далее коротко расскажем о них. Победившая бесов: жизнь и чудеса святой Марины Антиохийской *** Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская. Одна из многочисленных христианских страдальцев времён лютого гонителя императора Диоклетиана, правившего Римской империей в 284-305 годах от Рождества Христова. Марина родилась в семье языческого жреца из Антиохии. Услышав в возрасте 12 лет рассказ о Непорочном зачатии и Рождестве Спасителя, Марина уверовала в Него и решила уйти из мира, стать невестой Христовой. Когда Марине исполнилось 15 лет, местный правитель Олимврий попытался склонить её к сожительству и отказу от Христа, сначала искушая несметными богатствами, затем истязая страшными пытками. На что святая Марина ответила мучителю: Делай дела отца твоего сатаны, пёс бесстыдный! Я же исполню заповеди моего Владыки, Жениха Христа. Видя мою женскую немощь, ты напрасно надеешься сломить меня силой. Я готова на любые муки, ибо мне помогает Христос. К пленённой святой явился бес в виде дракона. Молитвой и крестным знамением она одолела его. После чего на неё напал сам сатана. На этот раз Марина оказала физическое сопротивление, победив лукавого при помощи медного молотка. Но сопротивляться людям святая не стала - язычники обезглавили юную мученицу в 304 году вместе с тысячами других христиан. И сегодня великомученица Марина является одной из самых почитаемых святых как на христианском Востоке, так и на Западе, где её именуют Маргаритой. *** Преподобный Иринарх Соловецкий. Русский святой первой половины XVII столетия, игумен легендарной Соловецкой обители, многое сделавший для укрепления этого монастыря, жемчужины Русского Севера. В царской грамоте Соловецкой обители от 1621 года от Рождества Христова инокам повелевалось: Жить по правилам Святых отцов в полном послушании у игумена Иринарха и старцев. Последние два года земной жизни отец Иринарх провёл в молитвенном уединении и подвиге молчальничества. Преподобный мирно отошёл ко Господу в 1628 году от Рождества Христова. *** Преподобный Леонид Устьнедумский. Младший современник преподобного Иринарха Соловецкого, отец Леонид совершал свои монашеские подвиги в первой половине XVII столетия от Рождества Христова, отойдя ко Господу в более чем 100-летнем возрасте в 1654 году, накануне трагического раскола Русской Церкви. Первые полвека своей земной жизни преподобный Леонид жил в миру и занимался земледелием. В 1603 году ему в чудесном видении явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела будущему старцу направиться в Моржевскую Николаевскую пустынь на Двине, взять образ Одигитрии и перенести в устюжские пределы, где построить в честь Неё храм и жить там до смерти. Так и было сделано, и ещё около 50 лет старец подвизался при возведённом им храме. Леонид Преподобный Леонид Устьнедумский. Фото: pravoslavie.ru Перенесение мощей преподобного Лазаря Галисийского. Этот святой совершал свои молитвенные подвиги близ города Ефеса, на пустынной горе Галисийской. Там он удостоился чудесного видения: огненный столп, восходящий на небо, окружали Ангелы, поющие: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Святой Лазарь скончался в 1053 году от Рождества Христова. Святогорская икона Божией Матери. Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы был явлен в 1569 году от Рождества Христова, во времена Иоанна Грозного, уроженцу Вороничей, пригорода Пскова, юному пастуху – юродивому Тимофею. В том же 1569 году в его честь на псковской Святой горе был основан знаменитый Святогорский Успенский монастырь, сегодня широко известный как место погребения Александра Сергеевича Пушкина. икона Святогорская икона Божией Матери. Фото: pravoslavie.ru Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

Васильевич Калинин (29.08.1854 (по др. данным, 1860 или 1861), с. Оленевка Пензенского у. и губ. (ныне Пензенского р-на и обл.) - 6.08.1951, там же), священноисп. (пам. 18 апр., 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Рожден незамужней крестьянкой Ксенией Ивановной Калининой. Отец неизвестен, отчество получил от имени крестного отца, вероятно своего дяди Василия Ивановича. Учился в оленевской земской школе. Занимался сапожным делом, вязал перчатки и шарфы. С детства был строгим постником и молитвенником. Жил с матерью, а потом с овдовевшей сестрой в маленьком старом домике около церкви. После смерти сестры заботился о 4 племянниках. Пел в сельской Введенской ц. на клиросе, читал псалмы, был канонархом. Странствовал по св. местам, посещал местных подвижников благочестия. Согласно устному преданию, совершил паломничество в Св. землю. Пользовался большим авторитетом среди верующих, приезжавших к нему за советом даже из отдаленных мест; почитался за праведную жизнь, способность утешить в бедах и печалях, дать ответ на любой вопрос, даровать исцеление души и тела. Когда в 1918 г., во время революционных беспорядков, сгорел старый дом И. при церкви, прихожане своими силами выстроили ему новый под железной крышей.

В 1920 г. Пензенским архиеп. сщмч. Иоанном (Поммером) рукоположен целибатом во диакона. Служил вне штата во Введенской ц. с. Оленевка. Как диакон был лишен избирательных прав. И. был широко известен, многие стремились получить у него духовное наставление или исцеление от болезней. В 1924 г. в местной печати против И. была начата клеветническая кампания. У него отобрали дом, И. жил у родственников или духовных детей в соседних деревнях. В 1930 г. после ареста настоятеля был закрыт Введенский храм в с. Оленевка, И. стал служить диаконом в Троицкой ц. с. Соловцовка, а также в храме с. Николаевка. В июне того же года он вместе с клиром и прихожанами не допустил захвата Троицкого храма обновленцами во главе с прибывшим в Соловцовку обновленческим «архиепископом» Николаем Розановым.

8 апр. 1932 г. И. был арестован. Проходил по групповому делу «контрреволюционной организации церковников «Истинно православные»» вместе с большой группой сельского духовенства правосл. Пензенской епархии. Обвинялся в «агитации через посещающих богомольцев», в том, что «сеет религиозную заразу и ведет скрытую работу, направленную на срыв мероприятий советской власти». На допросе отказался определить, к какому «направлению» в Православной Церкви он принадлежит. Заявил, что поминает за богослужением Патриаршего Местоблюстителя сщмч. Петра (Полянского) и Пензенского еп. Кирилла (Соколова ; с янв. 1931 в заключении), а о митр. Сергии (Страгородском ; Заместитель Патриаршего Местоблюстителя; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Гдовском еп. Димитрии (Любимове ; лидер иосифлян) ничего не знает. 14 мая 1932 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Средневолжском крае приговорен к высылке за пределы края на 3 года, но 22 мая освобожден под подписку о невыезде.

Вернулся на жительство в с. Оленевку, где у него появился свой дом-келья, куда к нему приходили верующие. Пензенские священнослужители пользовались его советами по организации помощи неимущим, интересовались его мнением, как относиться к разного рода самозваным «пророкам». 30 янв. 1934 г. И. был задержан, помещен в тюрьму, но на следующий день освобожден под подписку о невыезде. На следствии дал показания: «Народ меня считает за праведника и прозорливца, я его не разубеждал в этом... Всем, кто приходил ко мне с жалобами или за советами, я давал эти советы, успокаивал и призывал к терпению». 26 февр. дело в отношении И. было прекращено «вследствие его болезни и преклонного возраста».

И. вопреки запретам властей продолжал принимать искавших у него совета и наставления. Служил в Троицкой ц. с. Соловцовка, а после ее закрытия в 1935 г. ездил служить в Успенской ц. с. Князевка. 24 окт. 1936 г. по доносу о чтении духовных стихов после службы был арестован, помещен в районную тюрьму с. Кондоль, затем в тюремную больницу. 28 нояб. перемещен в тюрьму в Пензе. Обвинялся в том, что «распространял о себе слухи как о «прозорливом старце», а посещение его верующими ряда сел служило ему возможностью для возбуждения недоверия к советскому строю». На суде заявил: «Виновным себя не признаю. Люди ко мне ходили с горем поговорить. Про Советскую власть я никому и ничего не говорил». 19 марта 1937 г. выездной сессией Спецколлегии Куйбышевского обл. суда приговорен к 6 годам заключения. 26 мая Коллегией по спецделам Верховного Суда РСФСР приговор был отменен, И. освобожден.

Во время Великой Отечественной войны молился о победе над фашистами. В окт. 1945 г. верующие добились решения об открытии в с. Соловцовка ранее закрытого Троицкого храма. 2 сент. 1946 г. храм был торжественно освящен Пензенским еп. Михаилом (Постниковым) . В тот же день еп. Михаил рукоположил И. во иерея. За многолетнее служение Церкви И. был награжден наперсным крестом «с украшением». Последние годы жизни его почитали как старца, он ежедневно принимал богомольцев, являя дар прозорливости, духовничества, исцеления и утешения. Давал короткие советы и наставления, исполненные глубокого смысла, исцелял болящих. Не только православные, но и местные мусульмане-татары относились к И. с глубоким уважением и часто обращались к нему за советом. По-прежнему вел строжайше постнический образ жизни. Не ел ни рыбы, ни мяса, коленопреклоненно молился ночами, спал в гробу. Продолжал служить по праздникам в соловцовской Троицкой ц., что вызывало недовольство уполномоченного Совета по делам РПЦ, требовавшего от епархиальных властей «прекратить указанные нарушения». Предвидел день своей кончины. Перед смертью И. приобщился Св. Таин. Панихиду в соловцовской Троицкой ц. служили 4 иерея. 8 авг. гроб с телом И. несли на руках от Соловцовки до кладбища с. Оленевка в сопровождении большой процессии верующих. 5 авг. 1996 г. по благословению Пензенского архиеп. Серафима (Тихонова) состоялось открытие гроба И., затем он был перенесен в соловцовский храм и похоронен за алтарем. 27 дек. 2000 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя И. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских. Мощи святого почивают в храме во имя Живоначальной Троицы с. Соловцовка.

Арх.: Архив УФСБ по Пензенской обл.Д. 1641, 2180, 9671.

Лит.: Краткое жизнеописание прозорливого старца Иоанна Оленевского. СПб., 1996; Торжество прославления в лике святых священноисповедника Иоанна Оленевского 30-31 мая 2001 г. // Пензенские ЕВ. 2001. № 3. С. 68-76; Послание Преосвящ. Филарета, епископа Пензенского и Кузнецкого, клиру и пастве Пензенской епархии по случаю канонизации старца-иерея Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина) // Там же. С. 76-84; Сказание о жизни и чудесах блаженного старца Иоанна Оленевского. СПб., 2001; Жизнь и чудеса блаженного старца Иоанна Оленевского: Рассказ бывшей безбожницы / Сост.: М. С. Гладкова, А. И. Дворжанский. М., 2001; Дыбко Д., свящ. Светильник земли Пензенской - священноисповедник Иоанн, чудотворец Оленевский. Кузнецк, 2004; Блаженный старец Иоанн Оленевский: Краткое жизнеописание, воспоминания, акафист. Пенза, 2004; Священноисповедник Иоанн Оленевский. Пенза, 2006; Зелёв С. В., Зелёв В. П. Святой старец Иоанн Оленевский и его время: Житие, история, фотомат-лы. Пенза, 2008.

Д. Н. Никитин

Блаженный старец Иоанн Оленевский. Краткое жизнеописание. Воспоминания. Акафист. Настоящее издание - это попытка систематизировать имеющиеся сведения о жизни священноисповедника старца Иоанна Оленевского и воспоминания его современников и духовных чад. Добавлены некоторые свидетельства, не публиковавшиеся ранее.

Читать книгу Блаженный старец Иоанн Оленевский онлайн

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Послание Преосвященнейшего Филарета,

Епископа Пензенского и Кузнецкого,

Клиру и пастве Пензенской епархии

По случаю обретения мощей

Старца-иерея Иоанна Оленевского

(Ивана Васильевича Калинина)

Досточтимые отцы, всечестное монашество, дорогие братья и сестры!

В юбилейный 2000-й год от Рождества Христова Русская Православная Церковь на своем Освященном Архиерейском Соборе, состоявшемся в Москве в августе 2000 года в Храме Христа Спасителя, прославила целый сонм своих верных сыновей и дочерей, пострадавших за веру Христову, причислив их к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. В число их, как мы знаем, от Пензенской епархии вошли епископ Феодор (Смирнов Владимир Алексеевич) и священники Смирнов Василий Сергеевич и Архангельский Гавриил Иванович, претерпевшие мученическую кончину в Пензе в 1937 году. К сожалению, могила их, как и большинства убиенных в годину жестоких гонений на Православную Церковь, неизвестна, и мы лишены возможности воздавать их честным останкам то достодолжное почитание, какое обязаны, согласно с нашей верой, оказывать святым мощам.

Но Господь не оставил нас без Своего утешения и ниспослал нам сей великий дар - цельбоносные мощи старца-иерея Иоанна Оленевского, чье почитание началось задолго до его общецерковной канонизации. Не было, пожалуй, ни одного верующего человека в Пензенской епархии, кто бы не слышал о прозорливом старце Иоанне Оленевском, обладающем благодатной молитвой исцеления души и тела.

Иван Васильевич Калинин, как звали Иоанна Оленевского, прожил долгую жизнь. Как свидетельствуют документы, родился будущий подвижник в 1854 году в селе Оленевка теперешнего Пензенского района и рос сиротой, лишившись своих родителей в самом раннем детстве. Обладая слабым здоровьем, зарабатывал себе на хлеб мелким ремеслом - вязанием шарфов, перчаток и прочего. Но главное, чему он отдавался со всем жаром своей души, была благодатная молитва и посещение Введенского храма села Оленевки, где он помогал священнику как алтарник, с семи лет читал Часослов и пел на клиросе. С малолетства он вел аскетический и уединенный образ жизни: ночами вставал на молитву, молился истово, со слезами, и ограничивал себя в еде и развлечениях.

В 1920 году архиепископом Иоанном (Поммером), будущим главой Латвийской Церкви, претерпевшим мученическую кончину, Иван Васильевич в возрасте 65 лет был рукоположен в сан диакона и служил в храмах Оленевки и Соловцовки, находясь за штатом.

Еще с дореволюционных времен среди богомольцев он почитался за «святого старца-прозорливца», способного утешить в бедах и печалях, дать ответ на любой вопрос, даровать исцеление души и тела. Большая известность в народе и подвижническая деятельность Иоанна Оленевского пришлась не по нраву богоборческой советской власти. Многочисленные посещения старца самыми широкими слоями населения дали повод ей обвинить его в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности. Несмотря на преклонный возраст его трижды арестовывали, подвергали допросам и несколько месяцев содержали в пензенской тюрьме.

Господь уберет его от ссылок и сохранил как духовного наставника, утешителя земли Пензенской в годину тяжких испытаний, которые выпали на долю народа в страшные 30-е годы и в Великую Отечественную войну. Именно в это время, когда Русская Православная Церковь была обескровлена жесточайшими репрессиями и когда были закрыты почти все церкви, духовный подвиг отца Иоанна приобрел особую значимость.

К концу войны произошло послабление государственной политики в отношении Церкви. В Пензенской епархии, где к началу Великой Отечественной войны оставалось всего два действующих храма из тысячи, бывших в ней до революции, - Митрофановский в Пензе и Казанский в Кузнецке - в 1945-1946 годах были возобновлены богослужения в 28 церквах, в том числе и в соловцовской Сергиевской церкви, где на должность диакона вновь был назначен Иоанн Оленевский. А 2 сентября 1946 года епископом Михаилом (Постниковым) он был рукоположен в сан иерея. Тем самым Господь дал возможность отцу Иоанну передать горение своей непреклонной веры и непрестанного служения Богу возрожденному приходу, прихожанам, а через них и последующим поколениям.

6 августа 1951 года в возрасте 97 лет Господь призвал его в Свои обители. Почитаемый иерей был похоронен на кладбище в с.Оленевке на том самом месте, которое он выбрал себе еще при жизни. И как при жизни к нему шел нескончаемый поток людей за помощью, так и после смерти многочисленные богомольцы продолжали идти к Иоанну Оленевскому на его могилку, обращая свои молитвенные просьбы к тому, кто не оставлял их и за гробом.

В 45-летнюю годовщину его кончины, 6 августа 1996 года, по благословению Владыки Серафима останки великого прозорливца были перенесены в Соловцовку к Сергиевской церкви для достойного поклонения.

За его исповедническую деятельность и подвижническую жизнь, непрекращающееся народное почитание и многочисленные случаи исцелений по ходатайству архиепископа Серафима определением Священного Синода от 27 декабря 2000 года иерей Иоанн Калинин-Оленевский был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

Таким образом, дорогие братья и сестры, Пензенская епархия обрела еще одного святого - ходатая и молитвенника перед престолом Божиим за всех нас. Будем же достойны светлой памяти священноисповедника Иоанна Оленевского, прославившего Пензенскую землю, и своими стремлениями к праведной жизни и благочестию приумножим духовные сокровища нашей родной Святой Русской Православной Церкви, чьим верным сыном был и остается новопрославленный святой.

Всю свою жизнь о. Иоанн всячески старался скрывать свои подвиги, но не мог скрыть полученной от Бога благодати и сиял как светильник, зажженный на вершине горы. «Открывай чистое сердце и молись», - постоянно говорил старец. Пусть же эти слова станут для всех нас его духовным завещанием.

Божией милостью епископ Пензенский и Кузнецкий

Филарет.

Великий блаженный чудотворец, старец иерей Иоанн (в миру Иван Васильевич Калинин) родился в 1854 году в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа (11 сентября по новому стилю), в селе Оленевка Пензенской губернии (год и точное место рождения старца Иоанна до сих пор официально считаются неустановленными, т.к. документального их подтверждения пока не найдено).

Еще до рождения великого младенца в Оленевку прибыли два монаха и сообщили православным людям пророчество Божие: «Скоро здесь у вас родится младенец, который будет велик среди верных». По отбытии этих монахов прошел год, и родился сын у девы Ксении. При крещении дано было ему имя Иоанн. С рождения до самой смерти он не пропускал ни одной церковной службы, кроме того времени, когда был в тюрьме полгода. Сначала его носила в церковь мать, а потом сам бегал. Рано научился читать при помощи Духа Святого, и с семи лет начал читать в церкви своим мелодичным, звучным тенором и дискантом.

Вероятно, за обильные слезы своей обиженной матери, Ксении, Господь щедро наградил ее сына великой благодатью и святостью с малых лет. «Что ты тут строишь, Ванюша?» - спрашивали мальчика взрослые. «Целькву», - отвечал малыш, которому было в ту пору только два года. И действительно, из сырой глины, камешков и чурочек у ребенка получалась маленькая, хотя и нестройная церквушка.

Отец Ксении строго наказал свою дочь за ее грех и выгнал из дома. Позднее, все же пожалев ее, построил ей келию около сельской церкви.

Иван так и рос под благодатью этой церкви, не пропуская ни одной службы, сначала с матерью, а потом самостоятельно, услаждая посетителей своим приятным благозвучным сильным тенором или дискантом. Народ так и рассуждал: «Чего мы в Борисовскую церковь пойдем, лучше в Оленевскую, мы хоть послушаем Ивана Васильевича, насладимся его пением». Только запоет, вся церковь «на воздусях». Пел он дискантом, высоко и чисто. Как запоет:

«Хвалите имя Господне», без слез нельзя было слушать.

Мать его, Ксения, рано оставила Ивана сиротой, и воспитывался мальчик у родственников. Родственники рассказывали, что он маленький в куклы играл, делал церковь из глины, куклы шли в церковь молиться, а кто из них умирал, он их нес на кладбище, устроенное тут же около церкви, и хоронил. Шил им платья, вязал чулки и шапки, пел с куклами. Играл в кругу с 12-13-летними детьми и купался с ними. А по ночам тайно молился. Наташа, двоюродная сестра, чинила его одежду и ворчала на него: «Все коленки изъерзал и изодрал».

Еще мальчиком он стал приучать себя к строгой жизни: спал мало, сидя или согнувшись на полу, как котенок. Пищу принимал редко и помалу. С малых лет Иван отказался от вкушения мяса и всю жизнь не знал его вкуса. Он пил обыкновенно стакан чая, который сам заваривал; картошку на шестке круглую испечет и чаем запивает без хлеба. Сласти не принимал с малых лет, а конфеты детишкам раздавал, чай же у него был лишь слегка подслащен. Яичко принимал только одно на Пасху, когда разговлялись. Изредка стаканчик молока выпьет, когда горло заболит. Однажды, чувствуя себя нездоровым, попросил сварить кашки гречневой на молоке. Ему сварили, а он только попробовал.