В чем некрасов видел подлинное счастье человека. Кому на руси жить хорошо

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» семь странников-крестьян ищут на Руси счастливого. Поэт писал эту поэму несколько десятилетий, так и не завершил её. Странники не встретили счастливого и поэма осталась с открытым финалом. Но можно ли кого-то из героев произведения назвать счастливым? Что нужно для счастья, с точки зрения героев и самого поэта?

В поэме показано кризисное состояние русского мира. Во-первых, это нищета и голод. Вспомним названия деревень, из которых пришли странники: Дырявино, Заплатово, Неурожайка… Во-вторых, после отмены крепостного права «порвалась цепь великая», и ударила «одним концом по барину, другим по мужику»: никто не знает, как обустроить свою жизнь, на какую систему ценностей опереться.

Именно поэтому многие герои поэмы несчастливы – даже те, кто этого достоин. Например, Савелий, который был «богатырем святорусским» сильным, упорным, отбыл каторгу, просмотрел, как свинья погубила правнука Демушку, и долго отмаливал свой грех и т.п. Утрачены на Руси и «ключи от счастья женского». Матрена Тимофеевна, крестьянка, которая была доброй, хорошей женой, прекрасной матерью, из-за всех забот, возложенных на ее плечи по дому, по хозяйству, из-за голодной жизни, отсутствия опоры была лишена счастья.

Но и у тех, кто чувствует себя счастливым, представления о счастье часто убогие. Странники в поисках счастливого человека обошли всю Русь. Некрасов использует прием «поэтического многоголосия», словно «предоставляя слово» самим русским людям. Как выяснилось, для одних счастье заключается в покое, богатстве и чести, у других в возможности залить водкой свою «счастливую» жизнь. В главе «Счастливые» мы видим как за возможность «хлебнуть вина бесплатного» люди меряются счастьем, если это можно назвать таковым. У кого-то уродилось реп до тысячи, кто-то видит счастье в признании хозяев: «Я счастлив, видит бог! У первого боярина, у князя Переметьева, я был любимый раб.» Счастье помещика это праздная жизнь, пиры, охота, власть над людьми. Автор пишет: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями…» Это примитивное представление о счастье, о котором говорил каждый «счастливый», истинного счастья ни одному из них не приносит.

Обладателем истинного счастья в поэме является Гриша Добросклонов. Несмотря на жизнь «беднее захудалого последнего крестьянина» и тяжелую каждодневную работу в нем есть стремление к духовному развитию. В нем есть тяга к прекрасному, к творчеству, к мечтаниям. Гриша – поэт, он сочиняет песни о России, о народе, и готовится посвятить себя борьбе за счастье народное. Это то, что отличает его от других героев этой поэмы. Но странники так и не встретились с Гришей и не нашли счастливого.

«Кому на Руси жить хорошо?» — это эпическая поэма. В ней благодаря образу дороги и сюжету-путешествию возникает панорамная картина русской жизни, картина народного горя, разлада и пр. По-настоящему счастливых людей не может быть, если жизнь в целом устроена неразумно, находится в состоянии кризиса. Но в целом поэма не носит трагического характера, поскольку, по мнению автора, в русской жизни все равно сохраняются здоровые и крепкие начала, надо дать им только возможность созреть и проявиться.

Таким образом, Н. Некрасов считает, что счастье заключается в постоянном движении, развитии, творчестве. Это то, что наделяет смыслом жизнь человека. Именно поэтому счастливым в поэме становится Гриша Добросклонов.


Счастье. Что это? Каждый человек хоть раз спрашивал себя: «В чем заключается счастье?». Поздравляя близких и друзей, мы часто желаем им счастья, считая, что быть счастливым – это самое главное в жизни. Однако в понятии «счастье» каждый из нас видит что-то свое: для одних – это здоровье, для вторых – любовь, третьи вторят, что счастье заключается богатстве, а другие вообще ставят власть и славу на первое место.

По моему мнению, в определенные минуты нашей жизни в слове «счастье» мы видим разное содержание, ведь бывает и такое, что сегодня мы нуждаемся в любви и понимании, завтра – в деньгах, а еще через какое-то время нам нужна карьера и успех. Знаменитые поэты и писатели тоже задумывались над тем, что такое счастье. И Н.А. Некрасов не является исключением. В своем произведении «Кому на Руси жить хорошо» автор рассказывает о похождениях семи мужиков, которые ищут того, кому «живется весело, вольготно на Руси». В своей поэме Н.А.Некрасов затрагивает тему счастья народа и пытается описать последствия реформы для жизни народа. Писатель стремится показать современную: как живет, к чему стремится, с чем связывает надежда. Так как же понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?

Итак, как уже было сказано ранее, сюжет произведения основан вокруг странствования семи крестьян, которые решили найти подлинного счастливца. Они зарекаются не оставлять поиски, пока не узнают ответ на интересующий вопрос. Крестьяне выдвигают свои догадки по поводу того, кто может оказаться настоящим обладателем счастья: поп, боярин, помещик, чиновник, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или сам царь. Первый, кого встречают на своем пути мужики, - это поп. Поп считает, счастье состоит в покое, богатстве и почете. Но ни первого, ни второго, ни третьего у священника нет. Его работа забирает у него душевные силы, оплачивается весьма скудно, а про почет и говорить нечего. Жизнь помещика тоже представлялась для большинства крестьян волшебной, однако и его счастье оказалось очень условно. По Оболту-Оболдуеву, счастье – это богатство, власть и покорность крестьян. Но после отмены крепостного права у него отобрали все имущество: и крестьян, и земли. Прежняя Русь навеки ушла, забрав с собой счастье помещика. Еще на дороге у крестьян встречается дьячок, счастье которого заключается «в благодушестве», он рад тому, что ему не нужно ничего. Но это утверждение является лживым, ведь дьячок озабочен тем, чтобы получить «косушечку». Прочие рассказы простого народа о счастье только и делают, что вызывают горький смех или слезы. В конце концов странники делают вывод:

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое, с заплатами,

Горбатое, с мозолями

В финале поэмы перед читателем предстает образ Гриши Добросклонова, который, по мнению Н.А.Некрасова, сможет построить счастье народа. Этот герой интересуется жизнью и бытом простого народа и мечтает о том моменте, когда вся Русь заживет счастливо. Он является первым героем произведения, который не гонится за личным счастьем. Счастье Гриши едино с счастьем всего народа.

Более того, тот факт, что именно Гришу Добросклонова Н.А.Некрасов считает действительно счастливым человеком, многое говорит о понимании счастья самого автора. Н.А. Некрасова всегда беспокоила судьба простого народа. И именно простому народу посвящено творчество поэта. Н.А.Некрасов был убежден, что его призвание – явить миру страдания народа, обличить пороки общества, он старался не дать людям забыть о язвах общества и вдохновить их на борьбу с несправедливостью.

Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что для каждого счастье свое, однако все заслуживают того, чтобы быть счастливыми. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» сделало социальный срез по реформе на Руси, показало прошлое, настоящее русского народа и намекнуло на пути переустройства. Н.А.Некрасов выставил напоказ результаты отмены крепостного права: массовое разорение, нищету, унижение, надругательство над крестьянами.

Обновлено: 2018-03-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Глава IV

СЧАСТЛИВЫЕ

В толпе горластой, праздничной
Похаживали странники,
Покликивали клич:
«Эй! нет ли где счастливого?
Явись! Коли окажется,
Что счастливо живешь,
У нас ведро готовое:
Пей даром сколько вздумаешь -
На славу угостим!..»
Таким речам неслыханным
Смеялись люди трезвые,
А пьяные да умные
Чуть не плевали в бороду
Ретивым крикунам.
Однако и охотников
Хлебнуть вина бесплатного
Достаточно нашлось.
Когда вернулись странники
Под липу, клич прокликавши,
Их обступил народ.
Пришел дьячок уволенный,
Тощой, как спичка серная,
И лясы распустил,
Что счастие не в пажитях,
Не в соболях, не в золоте,
Не в дорогих камнях.
«А в чем же?»
- В благодушестве!
Пределы есть владениям
Господ, вельмож, царей земных,
А мудрого владение -
Весь вертоград Христов!
Коль обогреет солнышко
Да пропущу косушечку,
Так вот и счастлив я! -
«А где возьмешь косушечку?»
- Да вы же дать сулилися...

«Проваливай! шалишь!..»

Пришла старуха старая,
Рябая, одноглазая,
И объявила, кланяясь,
Что счастлива она:
Что у нее по осени
Родилось реп до тысячи
На небольшой гряде.
- Такая репа крупная,
Такая репа вкусная,
А вся гряда - сажени три,
А впоперечь - аршин! -
Над бабой посмеялися,
А водки капли не дали:
«Ты дома выпей, старая,
Той репой закуси!»

Пришел солдат с медалями,
Чуть жив, а выпить хочется:
- Я счастлив! - говорит.
«Ну, открывай, старинушка,
В чем счастие солдатское?
Да не таись смотри!»
- А в том, во-первых, счастие,
Что в двадцати сражениях
Я был, а не убит!
А во-вторых, важней того,
Я и во время мирное
Ходил ни сыт ни голоден,
А смерти не дался!
А в-третьих - за провинности,
Великие и малые,
Нещадно бит я палками,
А хоть пощупай - жив!

«На! выпивай, служивенькой!
С тобой и спорить нечего:
Ты счастлив - слова нет!»

Пришел с тяжелым молотом
Каменотес-олончанин,
Плечистый, молодой:
- И я живу - не жалуюсь, -
Сказал он, - с женкой, с матушкой
Не знаем мы нужды!

«Да в чем же ваше счастие?»

А вот гляди (и молотом,
Как перышком, махнул):
Коли проснусь до солнышка
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу!
Случалось, не похвастаю,
Щебенки наколачивать
В день на пять серебром!

Пахом приподнял «счастие»
И, крякнувши порядочно,
Работнику поднес:
«Ну, веско! А не будет ли
Носиться с этим счастием
Под старость тяжело?..»

Смотри, не хвастай силою, -
Сказал мужик с одышкою,
Расслабленный, худой
(Нос вострый, как у мертвого,
Как грабли руки тощие,
Как спицы ноги длинные,
Не человек - комар). -
Я был не хуже каменщик
Да тоже хвастал силою,
Вот Бог и наказал!
Смекнул подрядчик, бестия,
Что простоват детинушка,
Учал меня хвалить,
А я-то сдуру радуюсь,
За четверых работаю!
Однажды ношу добрую
Наклал я кирпичей,
А тут его, проклятого,
И нанеси нелегкая:
«Что это? - говорит. -
Не узнаю я Трифона!
Идти с такою ношею
Не стыдно молодцу?»
- А коли мало кажется,
Прибавь рукой хозяйскою! -
Сказал я, осердясь.
Ну, с полчаса, я думаю,
Я ждал, а он подкладывал,
И подложил, подлец!
Сам слышу - тяга страшная,
Да не хотелось пятиться.
И внес ту ношу чертову
Я во второй этаж!

Глядит подрядчик, дивится,
Кричит, подлец, оттудова:
«Ай молодец, Трофим!
Не знаешь сам, что сделал ты:
Ты снес один по крайности
Четырнадцать пудов!»
Ой, знаю! сердце молотом
Стучит в груди, кровавые
В глазах круги стоят,
Спина как будто треснула...
Дрожат, ослабли ноженьки.
Зачах я с той поры!..
Налей, брат, полстаканчика!

«Налить? Да где ж тут счастие?
Мы потчуем счастливого,
А ты что рассказал!»

Дослушай! будет счастие!

«Да в чем же, говори!»

А вот в чем. Мне на родине,
Как всякому крестьянину,
Хотелось умереть.
Из Питера, расслабленный,
Шальной, почти без памяти,
Я на машину сел.
Ну, вот мы и поехали.
В вагоне лихорадочных,
Горячечных работничков
Нас много набралось,
Всем одного желалося,
Как мне, попасть на родину,
Чтоб дома помереть.
Однако нужно счастие
И тут: мы летом ехали,
В жарище, в духоте
У многих помутилися
Вконец больные головы,
В вагоне ад пошел:
Тот стонет, тот катается,
Как оглашенный, по полу,
Тот бредит женкой, матушкой.
Ну, на ближайшей станции
Такого и долой!
Глядел я на товарищей,
Сам весь горел, подумывал -
Несдобровать и мне.
В глазах кружки багровые,
И все мне, братец, чудится,
Что режу пеунов
(Мы тоже пеунятники,
Случалось в год откармливать
До тысячи зобов).
Где вспомнились, проклятые!
Уж я молиться пробовал,
Нет! все с ума нейдут!
Поверишь ли? вся партия
Передо мной трепещется!
Гортани перерезаны,
Кровь хлещет, а поют!
А я с ножом: «Да полно вам!»
Уж как Господь помиловал,
Что я не закричал?
Сижу, креплюсь... по счастию,
День кончился, а к вечеру
Похолодало, - сжалился
Над сиротами Бог!
Ну, так мы и доехали,
И я добрел на родину,
А здесь, по Божьей милости,
И легче стало мне...

Чего вы тут расхвастались
Своим мужицким счастием? -
Кричит разбитый на ноги
Дворовый человек. -
А вы меня попотчуйте:
Я счастлив, видит Бог!
У первого боярина,
У князя Переметьева,
Я был любимый раб.
Жена - раба любимая,
А дочка вместе с барышней
Училась и французскому
И всяким языкам,
Садиться позволялось ей
В присутствии княжны...
Ой! как кольнуло!., батюшки!.. -
(И начал ногу правую
Ладонями тереть.)
Крестьяне рассмеялися.
- Чего смеетесь, глупые! -
Озлившись неожиданно,
Дворовый закричал. -
Я болен, а сказать ли вам,
О чем молюсь я Господу,
Вставая и ложась?
Молюсь: «Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!»
Не вашей подлой хворостью,
Не хрипотой, не грыжею -
Болезнью благородною,
Какая только водится
У первых лиц в империи,
Я болен, мужичье!
По-да-грой именуется!
Чтоб получить ее -
Шампанское, бургонское,
Токайское, венгерское
Лет тридцать надо пить...
За стулом у светлейшего
У князя Переметьева
Я сорок лет стоял,
С французским лучшим трюфелем
Тарелки я лизал,
Напитки иностранные
Из рюмок допивал...
Ну, наливай! -
«Проваливай!
У нас вино мужицкое,
Простое, не заморское -
Не по твоим губам!»

Желтоволосый, сгорбленный,
Подкрался робко к странникам
Крестьянин-белорус,
Туда же к водке тянется:
- Налей и мне маненичко,
Я счастлив! - говорит.

«А ты не лезь с ручищами!
Докладывай, доказывай
Сперва, чем счастлив ты?»

А счастье наше - в хлебушке:
Я дома в Белоруссии
С мякиною, с кострикою
Ячменный хлеб жевал;
Бывало, вопишь голосом,
Как роженица корчишься,
Как схватит животы.
А ныне, милость Божия! -
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую - не нажуюсь!

Пришел какой-то пасмурный
Мужик с скулой свороченной,
Направо все глядит:
- Хожу я за медведями,
И счастье мне великое:
Троих моих товарищей
Сломали мишуки,
А я живу, Бог милостив!

«А ну-ка влево глянь?»

Не глянул, как ни пробовал,
Какие рожи страшные
Ни корчил мужичок:
- Свернула мне медведица
Маненичко скулу! -
«А ты с другой померяйся,
Подставь ей щеку правую-
Поправит...» - Посмеялися,
Однако поднесли.

Оборванные нищие,
Послышав запах пенного,
И те пришли доказывать,
Как счастливы они:
- Нас у порога лавочник
Встречает подаянием,
А в дом войдем, так из дому
Проводят до ворот...
Чуть запоем мы песенку,
Бежит к окну хозяюшка
С краюхою, с ножом,
А мы-то заливаемся:
«Давай-давай - весь каравай,
Не мнется и не крошится,
Тебе скорей, а нам спорей...»

Смекнули наши странники,
Что даром водку тратили,
Да кстати и ведерочку
Конец. «Ну, будет с вас!
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!»

А вам бы, други милые,
Спросить Ермилу Гирина, -
Сказал, подсевши к странникам,
Деревни Дымоглотова
Крестьянин Федосей. -
Коли Ермил не выручит,
Счастливцем не объявится,
Так и шататься нечего...

«А кто такой Ермил?
Князь, что ли, граф сиятельный?»

Не князь, не граф сиятельный,
А просто он - мужик!

«Ты говори толковее,
Садись, а мы послушаем,
Какой такой Ермил?»

Наклали шляпу полную
Целковиков, лобанчиков,
Прожженной, битой, трепаной
Крестьянской ассигнации.
Ермило брал - не брезговал
И медным пятаком.
Еще бы стал он брезговать,
Когда тут попадалася
Иная гривна медная
Дороже ста рублей!

Уж сумма вся исполнилась,
А щедрота народная
Росла: - Бери, Ермил Ильич,
Отдашь, не пропадет! -
Ермил народу кланялся
На все четыре стороны,
В палату шел со шляпою,
Зажавши в ней казну.
Сдивилися подьячие,
Позеленел Алтынников,
Как он сполна всю тысячу
Им выложил на стол!..
Не волчий зуб, так лисий хвост,
Пошли юлить подьячие,
С покупкой поздравлять!
Да не таков Ермил Ильич,
Не молвил слова лишнего,
Копейки не дал им!

Глядеть весь город съехался,
Как в день базарный, пятницу,
Через неделю времени
Ермил на той же площади
Рассчитывал народ.
Упомнить где же всякого?
В ту пору дело делалось
В горячке, второпях!
Однако споров не было,
И выдать гроша лишнего
Ермилу не пришлось.
Еще - он сам рассказывал -
Рубль лишний, чей, Бог ведает!
Остался у него.
Весь день с мошной раскрытою
Ходил Ермил, допытывал,
Чей рубль? да не нашел.
Уж солнце закатилося,
Когда с базарной площади
Ермил последний тронулся,
Отдав тот рубль слепым...
Так вот каков Ермил Ильич.

«Чудён! - сказали странники. -
Однако знать желательно -
Каким же колдовством
Мужик над всей округою
Такую силу взял?»

Не колдовством, а правдою.
Слыхали про Адовщину,
Юрлова князя вотчину?

«Слыхали, ну так что ж?»

В ней главный управляющий
Был корпуса жандармского
Полковник со звездой,
При нем пять-шесть помощников,
А наш Ермило писарем
В конторе состоял.

Лет двадцать было малому,
Какая воля писарю?
Однако для крестьянина
И писарь человек.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует,
И справку наведет;
Где хватит силы - выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Худую совесть надобно -
Крестьянину с крестьянина
Копейку вымогать.

Таким путем вся вотчина
В пять лет Ермилу Гирина
Узнала хорошо,
А тут его и выгнали...
Жалели крепко Гирина,
Трудненько было к новому,
Хапуге, привыкать,
Однако делать нечего,
По времени наладились
И к новому писцу.
Тот ни строки без трешника,
Ни слова без семишника,
Прожженный, из кутейников -
Ему и Бог велел!

Однако, волей Божией,
Недолго он поцарствовал, -
Скончался старый князь,
Приехал князь молоденькой,
Прогнал того полковника,
Прогнал его помощника,
Контору всю прогнал,
А нам велел из вотчины
Бурмистра изобрать.
Ну, мы не долго думали,
Шесть тысяч душ, всей вотчиной
Кричим: - Ермилу Гирина! -
Как человек един!
Зовут Ермилу к барину.
Поговорив с крестьянином,
С балкона князь кричит:
«Ну, братцы! будь по-вашему.
Моей печатью княжеской
Ваш выбор утвержден:
Мужик проворный, грамотный,
Одно скажу: не молод ли?..»

А мы: - Нужды нет, батюшка,
И молод, да умен! -
Пошел Ермило царствовать
Над всей княжою вотчиной,
И царствовал же он!
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил...
«Стой! - крикнул укорительно
Какой-то попик седенький
Рассказчику. - Грешишь!
Шла борона прямехонько,
Да вдруг махнула в сторону -
На камень зуб попал!
Коли взялся рассказывать,
Так слова не выкидывай
Из песни: или странникам
Ты сказку говоришь?..
Я знал Ермилу Гирина...»

А я небось не знал?
Одной мы были вотчины,
Одной и той же волости,
Да нас перевели...

«А коли знал ты Гирина,
Так знал и брата Митрия,
Подумай-ка, дружок».

Рассказчик призадумался
И, помолчав, сказал:
- Соврал я: слово лишнее
Сорвалось на маху!
Был случай, и Ермил-мужик
Свихнулся: из рекрутчины
Меньшого брата Митрия
Повыгородил он.
Молчим: тут спорить нечего,
Сам барин брата старосты
Забрить бы не велел,
Одна Ненила Власьевна
По сыне горько плачется,
Кричит: не наш черед!
Известно, покричала бы
Да с тем бы и отъехала.
Так что же? Сам Ермил
Покончивши с рекрутчиной,
Стал тосковать, печалиться,
Не пьет, не ест: тем кончилось,
Что в деннике с веревкою
Застал его отец.
Тут сын отцу покаялся:
«С тех пор как сына Власьевны
Поставил я не в очередь,
Постыл мне белый свет!»
А сам к веревке тянется.
Пытали уговаривать
Отец его и брат,
Он все одно: «Преступник я!
Злодей! вяжите руки мне,
Ведите в суд меня!»
Чтоб хуже не случилося,
Отец связал сердечного,
Приставил караул.
Сошелся мир, шумит, галдит,
Такого дела чудного
Вовек не приходилося
Ни видеть, ни решать.
Ермиловы семейные
Уж не о том старалися,
Чтоб мы им помирволили,
А строже рассуди -
Верни парнишку Власьевне,
Не то Ермил повесится,
За ним не углядишь!
Пришел и сам Ермил Ильич,
Босой, худой, с колодками,
С веревкой на руках,
Пришел, сказал: «Была пора,
Судил я вас по совести,
Теперь я сам грешнее вас:
Судите вы меня!»
И в ноги поклонился нам.
Ни дать ни взять юродивый,
Стоит вздыхает, крестится,
Жаль было нам глядеть,
Как он перед старухою,
Перед Ненилой Власьевной,
Вдруг на колени пал!

Hy, дело все обладилось,
У господина сильного
Везде рука: сын Власьевны
Вернулся, сдали Митрия,
Да, говорят, и Митрию
Не тяжело служить,
Сам князь о нем заботится.
А за провинность Гирина
Мы положили штраф:
Штрафные деньги рекруту,
Часть небольшая Власьевне,
Часть миру на вино...
Однако после этого
Ермил не скоро справился,
С год как шальной ходил.
Как ни просила вотчина,
От должности уволился,
В аренду снял ту мельницу,
И стал он пуще прежнего
Всему народу люб:
Брал за помол по совести,
Народу не задерживал, -
Приказчик, управляющий,
Богатые помещики
И мужики беднейшие -
Все очереди слушались,
Порядок строгий вел!
Я сам уж в той губернии
Давненько не бывал,
А про Ермилу слыхивал,
Народ им не нахвалится,
Сходите вы к нему.

Напрасно вы проходите, -
Сказал уж раз заспоривший
Седоволосый поп. -
Я знал Ермила Гирина,
Попал я в ту губернию
Назад тому лет пять
(Я в жизни много странствовал,
Преосвященный наш
Переводить священников
Любил)... С Ермилой Гириным
Соседи были мы.
Да! был мужик единственный!
Имел он все, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почет,
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!
Да только, повторяю вам,
Напрасно вы проходите,
В остроге он сидит...

«Как так?»
- А воля Божия!

Слыхал ли кто из вас,
Как бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова,
Испуганной губернии,
Уезда Недыханьева,
Деревня Столбняки?..
Как о пожарах пишется
В газетах (я их читывал):
«Осталась неизвестною
Причина» - так и тут:
До сей поры неведомо
Ни земскому исправнику,
Ни высшему правительству,
Ни столбнякам самим,
С чего стряслась оказия,
А вышло дело дрянь.
Потребовалось воинство,
Сам государев посланный
К народу речь держал,
То руганью попробует
И плечи с эполетами
Подымет высоко,
То ласкою попробует
И грудь с крестами царскими
Во все четыре стороны
Повертывать начнет.
Да брань была тут лишняя,
A ласка непонятная:
«Крестьянство православное!
Русь-матушка! царь-батюшка!»
И больше ничего!
Побившись так достаточно,
Хотели уж солдатикам
Скомандовать: пали!
Да волостному писарю
Пришла тут мысль счастливая,
Он про Ермилу Гирина
Начальнику сказал:
- Народ поверит Гирину,
Народ его послушает... -
«Позвать его, живей!»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вдруг крик: «Ай, ай! помилуйте!»,
Раздавшись неожиданно,
Нарушил речь священника,
Все бросились глядеть:
У валика дорожного
Секут лакея пьяного -
Попался в воровстве!
Где пойман, тут и суд ему:
Судей сошлось десятка три,
Решили дать по лозочке,
И каждый дал лозу!
Лакей вскочил и, шлепая
Худыми сапожнишками,
Без слова тягу дал.
«Вишь, побежал как встрепанный!
Шутили наши странники,
Узнавши в нем балясника,
Что хвастался какою-то
Особенной болезнию
От иностранных вин. -
Откуда прыть явилася!
Болезнь ту благородную
Вдруг сняло как рукой!»

«Эй, эй! куда ж ты, батюшка!
Ты доскажи историю,
Как бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова,
Деревни Столбняки?»

Пора домой, родимые.
Бог даст, опять мы встретимся,
Тогда и доскажу!

Под утро поразъехалась,
Поразбрелась толпа.
Крестьяне спать надумали,
Вдруг тройка с колокольчиком
Откуда ни взялась,
Летит! а в ней качается
Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту.
Крестьяне разом бросились
К дороге, сняли шапочки,
Низенько поклонилися,
Повыстроились в ряд
И тройке с колокольчиком
Загородили путь...

А ты, примерно, яблочко
С того выходишь дерева? -
Сказали мужики.

«Ну, яблочко так яблочко!
Согласен! Благо поняли
Вы дело наконец.
Теперь - вы сами знаете -
Чем дерево дворянское
Древней, тем именитее,
Почетней дворянин.
Не так ли, благодетели?»

Так! - отвечали странники. -
Кость белая, кость черная,
И поглядеть, так разные, -
Им разный и почет!

«Ну, вижу, вижу: поняли!
Так вот, друзья, и жили мы,
Как у Христа за пазухой,
И знали мы почет.
Не только люди русские,
Сама природа русская
Покорствовала нам.
Бывало, ты в окружности
Один, как солнце на небе,
Твои деревни скромные,
Твои леса дремучие,
Твои поля кругом!
Пойдешь ли деревенькою -
Крестьяне в ноги валятся,
Пойдешь лесными дачами -
Столетними деревьями
Преклонятся леса!
Пойдешь ли пашней, нивою -
Вся нива спелым колосом
К ногам господским стелется,
Ласкает слух и взор!
Там рыба в речке плещется:
„Жирей-жирей до времени!“
Там заяц лугом крадется:
„Гуляй-гуляй до осени!“
Все веселило барина,
Любовно травка каждая
Шептала: „Я твоя!“

Краса и гордость русская,
Белели церкви Божии
По горкам, по холмам,
И с ними в славе спорили
Дворянские дома.
Дома с оранжереями,
С китайскими беседками
И с английскими парками;
На каждом флаг играл,
Играл-манил приветливо,
Гостеприимство русское
И ласку обещал.
Французу не привидится
Во сне, какие праздники,
Не день, не два - по месяцу
Мы задавали тут.
Свои индейки жирные,
Свои наливки сочные,
Свои актеры, музыка,
Прислуги - целый полк!
Пять поваров да пекаря,
Двух кузнецов, обойщика,
Семнадцать музыкантиков
И двадцать два охотника
Держал я... Боже мой!..»

Помещик закручинился,
Упал лицом в подушечку,
Потом привстал, поправился:
«Эй, Прошка!» - закричал.
Лакей, по слову барскому,
Принес кувшинчик с водкою.
Гаврило Афанасьевич,
Откушав, продолжал:
«Бывало, в осень позднюю
Леса твои, Русь-матушка,
Одушевляли громкие
Охотничьи рога.
Унылые, поблекшие
Леса полураздетые
Жить начинали вновь,
Стояли по опушечкам
Борзовщики-разбойники,
Стоял помещик сам,
А там, в лесу, выжлятники
Ревели, сорвиголовы,
Варили варом гончие.
Чу! подзывает рог!..
Чу! стая воет! сгрудилась!
Никак, по зверю красному
Погнали?.. улю-лю!
Лисица черно-бурая,
Пушистая, матерая
Летит, хвостом метет!
Присели, притаилися,
Дрожа всем телом, рьяные,
Догадливые псы:
Пожалуй, гостья жданная!
Поближе к нам, молодчикам,
Подальше от кустов!
Пора! Ну, ну! не выдай, конь!
Не выдайте, собаченьки!
Эй! улю-лю! родимые!
Эй! улю-лю!.. ату!..»
Гаврило Афанасьевич,
Вскочив с ковра персидского,
Махал рукой, подпрыгивал,
Кричал! Ему мерещилось,
Что травит он лису...
Крестьяне молча слушали,
Глядели, любовалися,
Посмеивались в ус...

«Ой ты, охота псовая!
Забудут все помещики,
Но ты, исконно русская
Потеха! не забудешься
Ни во веки веков!
Не о себе печалимся,
Нам жаль, что ты, Русь-матушка,
С охотою утратила
Свой рыцарский, воинственный,
Величественный вид!
Бывало, нас по осени
До полусотни съедется
В отъезжие поля;
У каждого помещика
Сто гончих в напуску,
У каждого по дюжине
Борзовщиков верхом,
При каждом с кашеварами,
С провизией обоз.
Как с песнями да с музыкой
Мы двинемся вперед,
На что кавалерийская
Дивизия твоя!
Летело время соколом,
Дышала грудь помещичья
Свободно и легко.
Во времена боярские,
В порядки древнерусские
Переносился дух!
Ни в ком противоречия,
Кого хочу - помилую,
Кого хочу - казню.
Закон - мое желание!
Кулак - моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот!..»

Вдруг, как струна порвалася,
Осеклась речь помещичья.
Потупился, нахмурился,
«Эй, Прошка! - закричал,
Глотнул - и мягким голосом
Сказал: - Вы сами знаете,
Нельзя же и без строгости?
Но я карал - любя.
Порвалась цепь великая -
Теперь не бьем крестьянина,
Зато уж и отечески
Не милуем его.
Да, был я строг по времени,
А впрочем, больше ласкою
Я привлекал сердца.

Пред каждым почитаемым
Двунадесятым праздником
В моих парадных горницах
Поп всенощну служил.
И к той домашней всенощной
Крестьяне допускалися,
Молись - хоть лоб разбей!
Страдало обоняние,
Сбивали после с вотчины
Баб отмывать полы!
Да чистота духовная
Тем самым сберегалася,
Духовное родство!
Не так ли, благодетели?»

Так! - отвечали странники,
А про себя подумали:
«Колом сбивал их, что ли, ты
Молиться в барский дом?..»

«Зато, скажу не хвастая,
Любил меня мужик!
В моей сурминской вотчине
Крестьяне все подрядчики,
Бывало, дома скучно им,
Все на чужую сторону
Отпросятся с весны...
Ждешь - не дождешься осени,
Жена, детишки малые,
И те гадают, ссорятся:
Какого им гостинчику
Крестьяне принесут!
И точно: поверх барщины,
Холста, яиц и живности,
Всего, что на помещика
Сбиралось искони, -
Гостинцы добровольные
Крестьяне нам несли!
Из Киева - с вареньями,
Из Астрахани - с рыбою,
А тот, кто подостаточней,
И с шелковой материей:
Глядь, чмокнул руку барыне
И сверток подает!
Детям игрушки, лакомства,
А мне, седому бражнику,
Из Питера вина!
Толк вызнали, разбойники,
Небось не к Кривоногову,
К французу забежит.
Тут с ними разгуляешься,
По-братски побеседуешь,
Жена рукою собственной
По чарке им нальет.
А детки тут же малые
Посасывают прянички
Да слушают досужие рассказы мужиков -
Про трудные их промыслы,
Про чужедальны стороны,
Про Петербург, про Астрахань,
Про Киев, про Казань...
Так вот как, благодетели,
Я жил с моею вотчиной,
Не правда ль, хорошо?..»
- Да, было вам, помещикам,
Житье куда завидное,
Не надо умирать!

«И все прошло! все минуло!..
Чу! похоронный звон!..»

Прислушалися странники,
И точно: из Кузьминского
По утреннему воздуху
Те звуки, грудь щемящие,
Неслись. - Покой крестьянину
И Царствие Небесное! -
Проговорили странники
И покрестились все...

Гаврило Афанасьевич
Снял шапочку - и набожно
Перекрестился тож:
«Звонят не по крестьянину!
По жизни по помещичьей
Звонят!.. Ой жизнь широкая!
Прости-прощай навек!
Прощай и Русь помещичья!
Теперь не та уж Русь!
Эй, Прошка!» (выпил водочки
И посвистал)...
«Невесело
Глядеть, как изменилося
Лицо твое, несчастная
Родная сторона!
Сословье благородное
Как будто все попряталось,
Повымерло! Куда
Ни едешь, попадаются
Одни крестьяне пьяные,
Акцизные чиновники,
Поляки пересыльные
Да глупые посредники,
Да иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь!
А прежде что тут мчалося
Колясок, бричек троечных,
Дормезов шестерней!
Катит семья помещичья -
Тут маменьки солидные,
Тут дочки миловидные
И резвые сынки!
Поющих колокольчиков,
Воркующих бубенчиков
Наслушаешься всласть.
А нынче чем рассеешься?
Картиной возмутительной
Что шаг - ты поражен:
Кладбищем вдруг повеяло,
Ну, значит, приближаемся
К усадьбе... Боже мой!
Разобран по кирпичику
Красивый дом помещичий,
И аккуратно сложены
В колонны кирпичи!
Обширный сад помещичий,
Столетьями взлелеянный,
Под топором крестьянина
Весь лег, - мужик любуется,
Как много вышло дров!
Черства душа крестьянина,
Подумает ли он,
Что дуб, сейчас им сваленный,
Мой дед рукою собственной
Когда-то насадил?
Что вон под той рябиною
Резвились наши детушки,
И Ганечка и Верочка,
Аукались со мной?
Что тут, под этой липою,
Жена моя призналась мне,
Что тяжела она
Гаврюшей, нашим первенцем,
И спрятала на грудь мою
Как вишня покрасневшее
Прелестное лицо?..
Ему была бы выгода -
Радехонек помещичьи
Усадьбы изводить!
Деревней ехать совестно,
Мужик сидит - не двинется,
Не гордость благородную -
Желчь чувствуешь в груди.
В лесу не рог охотничий,
Звучит - топор разбойничий,
Шалят!., а что поделаешь?
Кем лес убережешь?..
Поля - недоработаны,
Посевы - недосеяны,
Порядку нет следа!
О матушка! о родина!
Не о себе печалимся,
Тебя, родная, жаль.
Ты, как вдова печальная,
Стоишь с косой распущенной,
С неубранным лицом!
Усадьбы переводятся,
Взамен их распложаются
Питейные дома!..
Поят народ распущенный,
Зовут на службы земские,
Сажают, учат грамоте, -
Нужна ему она!
На всей тебе, Русь-матушка,
Как клейма на преступнике,
Как на коне тавро,
Два слова нацарапаны:
„Навынос и распивочно“.
Чтоб их читать, крестьянина
Мудреной русской грамоте
Не стоит обучать!..

А нам земля осталася...
Ой ты, земля помещичья!
Ты нам не мать, а мачеха
Теперь... „А кто велел? -
Кричат писаки праздные, -
Так вымогать, насиловать
Кормилицу свою!“
А я скажу: - А кто же ждал? -
Ох! эти проповедники!
Кричат: „Довольно барствовать!
Проснись, помещик заспанный!
Вставай! - учись! трудись!..“
Трудись! Кому вы вздумали
Читать такую проповедь.
Я не крестьянин-лапотник -
Я Божиею милостью
Российский дворянин!
Россия - не неметчина,
Нам чувства деликатные,
Нам гордость внушена!
Сословья благородные
У нас труду не учатся.
У нас чиновник плохонький
И тот полов не выметет,
Не станет печь топить...
Скажу я вам не хвастая,
Живу почти безвыездно
В деревне сорок лет,
А от ржаного колоса
Не отличу ячменного,
А мне поют: „Трудись!“

А если и действительно
Свой долг мы ложно поняли
И наше назначение
Не в том, чтоб имя древнее,
Достоинство дворянское
Поддерживать охотою,
Пирами, всякой роскошью
И жить чужим трудом,
Так надо было ранее
Сказать... Чему учился я?
Что видел я вокруг?..
Коптил я небо Божие,
Носил ливрею царскую,
Сорил казну народную
И думал век так жить...
И вдруг... Владыко праведный!..»

Помещик зарыдал...

Крестьяне добродушные
Чуть тоже не заплакали,
Подумав про себя:
«Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»

Разделы: История и обществознание , Литература

Тип занятия : Повторение, обобщение и систематизация изученного материала.

Методы обучения: Проблемный метод, дискуссия, синквейн.

Время: 90 мин.

Средства : мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.

Цели урока:

1. Цель обучения:

  • показать, как писатель изображает осознание понятия “счастья” человеком;
  • создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать свое мнение о счастье, его значении для героев поэмы;
  • через собственные ценностные ориентиры, собственное мировоззрение сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме.

2. Цель развития

  • способствовать формированию компетенций устойчивого стремления к самосовершенствованию;
  • развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность;
  • развитие умения вести дискуссию;
  • развитие готовности к оценочной деятельности, умения давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;
  • продолжить формирование навыков работы в группе;
  • способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения;
  • систематизировать и обобщать знания обучающихся в разных учебных дисциплинах;
  • вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем.

3. Цель воспитания:

  • поддерживать интерес к дисциплинам через содержание учебного материала;
  • на примере образов героев воспитывать лучшие человеческие качества;
  • способствовать воспитанию "культуры спора".

Студент должен

  • содержание поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;
  • характеристику основных образов-персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо”;
  • основные понятия, относящиеся к разделу “Духовная сфера”.
  • составлять “синквейн”;
  • соотносить фактический материал с анализируемой проблемой;
  • получать и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные;
  • грамотно и лаконично излагать свою точку зрения;
  • вступать в диалог с другими участниками дискуссии.

Междисциплинарные связи: “История”, “Искусство”.

Ход занятия

Элементы занятия Содержание занятия, методы проведения Время Средства обучения
1. Организационный момент 1. Приветствие.

2. Проверка готовности студентов к началу занятий, проверка отсутствующих.

3 мин.
2. Актуализация Фронтальная беседа. 5 мин.
3. Мотивация учебной деятельности 1. Формулирование темы занятия.

2. Составление синквейна.

3. Формирование целевого пространства.

4. Знакомство с планом урока.

12 мин.
4. Основная часть 1. Обсуждение опережающего задания.

2. Дискуссия по предложенным вопросам (работа в группах, индивидуальная работа).

3. Составление синквейна.

50 мин. Мультимедийный проектор, презентация
5. Рефлексия 1. Проверка достижения целей.

2. Самооценка работы студентов на занятии по предложенной таблице.

10 мин. Оценочная таблица.
6. Подведение итогов занятия Экспертная оценка работы студентов. 7 мин. Карта оценивания.
7. Домашнее задание Написать эссе на тему “Почему человек бывает счастлив?” 3 мин. Мультимедийный проектор, презентация

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих (проговорить, что занятие интегрированное, проводится преподавателями литературы и обществознания).

2. Актуализация (СЛАЙД №1).

Преподаватель литературы: Перед тем, как мы с вами начнем разговор по теме сегодняшнего занятия, я предлагаю вам послушать короткую притчу:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Счастье, как кусочек глины в руках человека - понятие многостороннее, у каждого оно индивидуальное и каждый воспринимает его по-своему. Испокон веков люди искали устойчивое, подходящее для каждого человека определение “счастья”. Мы сегодня тоже попробуем его найти вместе с героями поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, понять и осмыслить данную категорию нам сегодня предстоит на примере этой поэмы.

Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех студентов на занятии.

3. Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель литературы: Итак, основная тема поэмы – поиски счастья, счастливого человека. Почему люди хотят быть счастливыми? (Предполагаемый ответ). Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? “Проблема счастья (на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)”. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте дату и запишите тему (СЛАЙД №2) .

Преподаватель обществознания: Исходя из темы занятия, скажите, какие знания из раздела “Духовные сферы” по дисциплине “Обществознание” нам могут помочь в решении этой проблемы?

После обсуждения (СЛАЙД №3) с ответами (термины – СВОБОДА, КУЛЬТУРА, УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ).

Преподаватель обществознания: У всех у вас уже достаточно жизненного опыта для того, чтобы иметь собственное представление о СЧАСТЬЕ. Давайте попробуем “уложить” его в простую формулу. Для этого составьте синквейн к этому слову (СЧАСТЬЕ) (СЛАЙД №4) .

Правила синквейна (3 минуты) :

  • первая строка – основное слово (СЧАСТЬЕ);
  • вторая строка – 2 определения к нему;
  • третья строка – 3 глагола к нему;
  • четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову;
  • пятая строка – метафора к основному слову (вывод-ассоциация), выражающая его суть, обычно – одно слово).

Проверка задания (3 минуты, затем общее обсуждение, карточки на доску).

Преподаватель литературы: Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: “Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни”. Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Каково же мнение автора поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, написанной в во второй половине 19 века и отличается ли оно то современного и предстоит выяснить сегодня на занятии.

4. Основная часть.

Преподаватель литературы: Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека. Герои Н.А.Некрасова тоже отправились искать счастья, счастливого человека.

Итак, поистине ответ на вопрос - кто счастлив?- ставит странников перед решением других вопросов: что такое счастье? Как счастья добиться?

Автор показывает нам два типа счастья: мужицкое и барское. Мужицкое счастье “дырявое с заплатами, горбатое с мозолями”. А барское счастье радикально отличается от мужицкого: для помещиков, купцов, дворян - людей высшего света - счастье состоит из почета, богатства, покоя .

Преподаватель обществознания: Какой обществоведческий термин раскрывается в данном отрывке?

После обсуждения (СЛАЙД №5) с ответами (термин – СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС).

Преподаватель литературы:

Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?

Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов? Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов - борец за крестьянские интересы, за всех “обиженных” и “униженных”. Он хочет быть первым там, “где трудно дышится, где горе слышится”. Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, “чтоб... каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!”

Вывод: Он - герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям - главная идейная позиция героя (записать в тетради). Поэтому автор считает его тем "счастливым", "кому на Руси жить хорошо". (СЛАЙД №6).

Преподаватель обществознания: К какому виду и стилю относится данное произведение? Перечислите изученные направления.

После обсуждения (СЛАЙД №7) с ответами (вид – литература , стиль – реализм ).

Преподаватель литературы: Менялось ли понимание счастья у 7 странников на протяжении поэмы? Если “да”, то каким образом это происходило? К чему пришли в финале? (СЛАЙД №8)

Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села!..

Как вы думаете, почему именно 7 мужиков отправились счастье искать? (Символичность – число 7 считается счастливым).

Итак, для того, чтобы повести наш разговор дальше предлагаем обсудить основные проблемы поэмы в форме дискуссии. Для этого мы предварительно разделились на две группы, по принципу выполнения домашнего задания: подбиравшие цитаты, свидетельствующие о том, что “счастье” - это личное, индивидуальное, – это “адвокаты”, а выписывавшие высказывания о том, что “счастье” в общественной жизни человека, в умении жить для других – “прокуроры”.

Напоминаю правила для участников (СЛАЙД №9):

1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.

2. Неуместные шутки запрещаются!

3. Острое, меткое слово приветствуется!

4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.

5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.

6. Поднятая рука – прошу слова.

Итак, раз уж у нас сегодня присутствуют “адвокаты” и “прокуроры”, то сначала определимся с обстоятельствами нашего “дела”.

4.1 Дискуссия

4.1.1 Анализ начала поэмы.

Преподаватель литературы:

А кто в поэме сам объявляет себя счастливым?

(После того, как будут перечислены претенденты, таблицы раздать в группы).

Вот эти претенденты на звание “счастливого”.

Герой В чем смысл счастья?
Крестьяне-правдоискатели. “Непотрошеной волости,
Непоротой губернии,
Избыткова села”.

(мир, достаток, спокойствие.)

Поп. “Покой, богатство, честь”.
“Дьячок уволенный, тощой, как спичка серная...” “Коль обогреет солнышко,
Да пропущу косушечку,
Так вот и счастлив я!”
“Старуха старая, рябая, одноглазая...” “счастлива она...
Родилось реп до тысячи, на небольшой гряде...”
“Солдат с медалями, чуть жив...” “В двадцати сражениях, я был, а не убит.
В мирное время, ходил ни сыт, ни голоден.
А смерти не дался. Нещадно бит я палками,
А хоть пощупай – жив”.
Каменотес. “Плечистый, молодой”. “Коли проснусь до солнышка,
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу!”
Лакей князя Переметьева. “За стулом у светлейшего
У князя Переметьева я сорок лет стоял,
С французским лучшим трюфелем
Тарелки я лизал.
Напитки иностранные
Из рюмок допивал”.
Ермил Гирин. “Имел он все для счастья: и деньги, и почет...
Почет завидный, истинный, не купленный.
Ни деньгами, ни страхами: строгой правдою, умом и добротой”
Матрёна Тимофеевна Корчагина. “Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!”
Григорий Добросклонов. “И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась – и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного родного уголка”.

Преподаватель литературы:

Сами себя объявляют счастливыми как раз те, кого странники и не вспомнили, когда спорили, кому лучше всех живётся на Руси: рябая, одноглазая старуха - крестьянка, солдат с медалями, каменотёс и другие люди из народа. У этих и в помине нет покоя, богатства и чести.

Из-за чего радуется старуха?

Старуха не нарадуется на уродившуюся репу.

Солдат счастлив, что не убит в двадцати сражениях, не умер под палками.

Каменотёс доволен тем, что справляется с тяжёлой работой.

Каждый из них по-своему прав, потому что в данный момент им действительно хорошо. Но такое счастье недолговечно. Урожай репы будет съеден, солдат в любую минуту может погибнуть или стать инвалидом. Понимая это, странники прогоняют тех, кто рассказал им о своём убогом счастье.

Преподаватель литературы (СЛАЙД №10):

1. В поэме указаны 2 возможные дороги к счастью:

  • дорога, по которой “громадная, к соблазну жадная идёт толпа”;
  • другая - тесная, дорога “честная” - это путь славного заступника, борца за народное счастье.

2. В чем смысл и особенность каждой дороги?

Преподаватель обществознания: Назовите два вида, составляющих культуру.

После обсуждения (СЛАЙД №11) с ответами (1 – ДУХОВНАЯ, 2 - МАТЕРИАЛЬНАЯ).

Вопросы для дискуссии:

  1. Преподаватель литературы: Как в поэме раскрывается мысль о том, счастье заключается в личном, индивидуальном?
  2. В чем проявляется мораль?
  3. Преподаватель литературы: Как в поэме раскрывается мысль о том, счастье заключается в социальном, общественном?
  4. Преподаватель обществознания: В чем проявляется мораль?

Вопросы для фронтальной беседы:

Преподаватель литературы:

  1. Кого же на самом деле Некрасов считает счастливым на Руси?
  2. Почему песенками Гриши Добросклонова заканчивается поэма?
  3. А что такое счастье для современного человека?

Преподаватель литературы: Итак, на Руси жить хорошо не тому, кто счастье понимает как “покой, богатство, честь”.

Не может быть счастлив человек среди всеобщего горя. И я хочу еще раз обратить ваше внимание на последнюю главу “Пир на весь мир”. Сколько там замечательных строк, о жизни, об истинных и ложных путях в ней, о выборе жизненного пути, о долге, о назначении и счастье человека.

Семь странников отправились в путь за счастьем. Хотя за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье- это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

И все-таки люди будут искать счастье, для себя или для других, это не имеет значения, потому что, если хоть раз почувствовал себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы никогда не кончались.

Преподаватель обществознания: Какие культурные ценности в современном обществе вы бы выделили и почему? Назовите 5, на ваш взгляд, основных. (Задание для выполнения в группах, 2-3 минуты на выполнение).

4.2.1 Синквейн (СЛАЙД №12)

Преподаватель обществознания: Поменялось ли ваше понятие о том, что такое “счастье”, по прочтении поэмы Н.А.Некрасова?

Вернемся к началу нашего занятия. Как бы вы теперь составили синквейн к слову “счастье”? (3 минуты, обсуждение результатов, сопоставление с синквейнами, составленными в начале занятия).

Работа “экспертов”.

Преподаватель обществознания: А теперь “эксперты” подведут итоги нашего сегодняшнего занятия, а мы подведем итоги нашей беседы.

Рефлексия.

Преподаватель литературы:

1. Каким представляется счастье героям – путешественникам? (Разным).

Преподаватель обществознания: С каким обществоведческим понятием просматривается связь главного рассматриваемого вопроса “счастье” и почему?

Вывод: Сегодня мы рассмотрели понятие “счастье” и то, как его понимают герои Некрасова и сам автор.

(СЛАЙД №13)

Преподаватель обществознания: А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии.

Обсуждение результатов самооценки студентов.

5. Подведение итогов.

Преподаватель обществознания: Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

6. Задание на дом (СЛАЙД №14):

  • Написать эссе “Почему человек бывает счастлив?”

Преподаватель литературы: (СЛАЙД №15) Сегодняшнее занятие хотелось бы закончить необычно: счастье – как подарок жизни, желанный и долгожданный, но скрывающий содержимое от посторонних глаз под оберткой. Сейчас каждый из вас получит такой “подарок”. Напишите на нем или нарисуйте то, чем, по вашему мнению, является счастье. Начните так “Счастье – это...”

Учащиеся получают фигурки бумажных подарков и записывают на них или зарисовывают то, что, по их мнению, олицетворяет счастье: “Счастье – это когда тебя понимают”, “Счастье – это чувствовать поддержку друзей” и т.д.

Затем учащиеся прикрепляют все подарки на доску вокруг слова “СЧАСТЬЕ”, преподаватель еще раз подводит итог занятия: подарки как символы и олицетворение разного понимания счастья.

Критерии оценки работы студентов на занятии

Ф.И. студента Духовные сферы Состав-
ление синквейна
Термин “Социальный статус” Образ Гриши Добро-
склонова
Понятия “направ-
ление” и “стиль”
Подго-
товка дом. задания

Текст сочинения:

Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, которого глубоко волновала тема крестьянской жизни. Свои произведения он создавал в трудные для России годы. Уже всем было ясно, что крепостное право изжило себя и далее существовать не может. Но и реформа 1861 года не облегчает положение крестьян. Как человек революционно-демократических взглядов, Некрасов прекрасно понимает оставшуюся кабальную зависимость крестьянства от землевладельцев.
В 1863 году Некрасов начинает работу над одним из самых значительных своих произведений. Это поэма Кому на Руси жить хорошо. Вся жизнь крестьянина прослеживается в поэме. Мы видим и рождение ребенка, и свадьбу, и рекруҭчину, и похороны, и труд на поле. Поэма отражает духовный мир крестьянства, его радости и горести, сомнения и надежды. Через все произведение проходиҭ вопрос: Кто же счастлив на земле русской?
Много персонажей в поэме. Но какие же все они разные! Измученные голодом и нуждой бедняки, которые всю свою жизнь терпят унижение и бесправие, счастливы тем, что остались жить после всех невзгод, счастливы, что умруҭ на родной земле. Совсем другое счастье у Савелия и Ермилы Гирина. По своему духу они бунтари. Они не смиряюҭся с невзгодами, пытаюҭся по- своему сделать жизнь лучше. Но и их крепостное право убивает. Савелий всю свою жизнь проводиҭ на каторге, а единственная его радость на старости Демушка погибает. Ермило Гирин попадает в острог во время крестьянского бунта, и нетрудно предположить, как сложиҭся его дальнейшая судьба. Но в крестьянском мире нет единства: крепостное право коверкает не только судьбы людские, но и личности. Мы видим счастливых рабов, которые счастливы быть холопами у господ. Это и лакей Ипат, который с радостью и умилением рассказывает о жестокости своего барина по отношению к нему, это и лакей князя Переметьева, совершенно исковерканная личность, в которой абсолюҭно не осталось человеческого достоинства. Но даже в среде таких рабов растет протест. Пример тому Яков, который мстиҭ своему барину собственной смертью.
Да и дворяне-помещики тоже по-своему несчастны. Они чувствуюҭ, что их время на исходе, чувствуюҭ, что зарождается протест и недовольство среди крестьянства. Но они не могуҭ изменить себя, не могуҭ изменить образ жизни.
Нет счастливых и среди духовенства. Многие священники понимаюҭ, что они обуза для крестьян-СТВР., ведь и без них народу живется нелегко. Так и говориҭ поп, которого мужики встречаюҭ на своем пуҭи. Он сочувствует крестьянам, но в то же время ему жалко, что перевелись помещики.
Несчастливы и женщины-крестьянки. Поэҭ рисует прекрасный образ величавой славянки Матрены Тимофеевны. Видела ли она счастье в жизни? Была счастлива в годы детства, но с малых лет она работает, помогает родителям. Было счастье материнства, но и с ее детьми жизнь обходиҭся жестоко. Какой ни возьми персонаж поэмы, у каждого своя трагедия. Кому же на Руси жить хорошо? Вопрос остается без ответа.
Таким образом, получается, что поистине счастливых людей в поэме нет. Нет их и в жизни. Крепостное право ломало судьбы и личности. Оно уничтожило человеческие черҭы во многих дворянах, в духовенстве и других людях. О каком счастье может идҭи речь, если крестьянство бесправно и жизнь полна ҭягот и бедствий, а у крепостников нечеловеческие души.

Права на сочинение "Счастливые в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо*" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на