Что будет, если провести отпевание самоубийцы? Отпевание самоубийц: православная традиция и исключения. Справка

Вопрос от Анатолия: Мой знакомый покончил с собой. Священник не стал отпевать его душу. Почему? Почему в религии такие жёсткие догмы, разве это правильно? Ведь казалось бы, душе самоубийцы наоборот, вдвойне нужна наша и церковная поддержка и духовная помощь.. . Не буду приводить всё письмо целиком.

Прежде всего, прочитайте основную статью на эту тему – , в ней приведены основополагающие аргументы и примеры.

Почему не отпевают самоубийц?

Чтобы тебя отпевали – ты это ещё заслужить должен!

Что такое отпевание по сути? Просто говоря, отпевание это молитва за душу умершего – молитва за прощение грехов, обращение к Богу и Светлым Силам, чтобы Они позаботились о Душе, благословили её. В какой-то степени, отпевание – это ритуал проводов Души в светлые миры, облегчение её пути отпусканием грехов и т.п. А разве заслуживает такой участи Самоубийца?

Чтобы это осмыслить, нужно понимать какое наказание получает самоубийца:

  1. Однозначно ады и чистилища, как правило, это несколько сотен лет, чтобы там выгорел основной накопленный негатив.
  2. Иногда, самоубийца может быть проклят на скитания в роли за Земле, будучи привязанным к определённому месту, как собака на цепи. Это может длиться и 1000 лет. “Не умеешь ценить жизнь в теле, не хочешь ответственности – поживи собачкой без тела, может что переоценишь…”
  3. А перед тем, как душе самоубийцы снова дают право родиться в теле человека и жить человеческой судьбой – она несколько жизней проживает в теле животного и нарабатывает соответствующие качества (собачка – преданность и благодарность, землеройка – активность, мишка в цирке – подчинение, и т.д.).

То есть, можно сказать, что как только человек совершил самоубийство – он уже не человек, по крайне мере ещё несколько сотен лет, а в отдельных случаях и тысяч лет, он точно не будет человеком, не заслуживает.

Поэтому душа самоубийцы не благословляется на путь в высшие миры, а разбирается и готовиться для погружения в чистилища, проходить необходимые воспитательные процедуры. Перед этим всё наиболее светлое и ценное из души изымается Высшими Силами, чтобы оно не было разрушено в адах и чистилищах. А когда душа отработает свой грех, уже в будущих человеческих воплощениях, то, что было изъято – будет ей возвращено и достроено.

Почему самоубийц не хоронят на кладбище?

Ответ логически следует из выше представленной информации. Тот, кто совершил самоубийство, по сути, уже не человек, он сам отказался от этой роли, отказался быть человеком, отрёкся от человеческой судьбы и в ближайшем будущем человеком ему быть не придётся.

Поэтому самоубийц, также как и домашнюю скотину, хоронили либо в специальных местах захоронения, либо вдоль дорог, на обочине.

О нас

Суициды входят в первые 10 причин смерти, нанося огромный ущерб обществу. Ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством более 1,4 млн человек. Христианская церковь негативно относится к самоубийцам .

Подготовка и проведение церемонии погребения самоубийцы окружены массой суеверий и противоречий. В большинстве случаев похороны самоубиенных значительно отличаются от обычного ритуала. В старину их хоронили в лесу или на поляне за кладбищем. В некоторых деревнях число самоубийц настолько увеличивалось, что получалось два кладбища – для праведников и преступников перед богом и людьми. Сегодня такая традиция в больших городах прекратила свое существование, тогда как в отдельных селах и деревнях люди по-прежнему самоубийц погребают отдельно .

Верующие люди считают, что среди мирных покойников, которые отжили свой век, нет места таким грешникам. Самоубийцы не должны нарушать покой праведников. Как известно, человек, праведно отживший свой век, попадает в рай, где и покоится его светлая душа. А душа самоубийцы попадает в ад. Чтобы она по пути не прихватила и чистую душу, хоронить самоубийц необходимо отдельно от других покойников.

Для самоубийц есть несколько запретов, которые его родственники просто не могут нарушить, иначе сами станут великими грешниками. Во-первых, покойника нельзя отпевать перед погребением . Во-вторых, хоронить душегуба можно только на третьи сутки, при этом родным и близким запрещено его оплакивать и целовать . В-третьих, запрещено поминать покойника на Литургии и панихиде , а также нельзя заказывать сорокоуст за упокой души усопшего .

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству , допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии психического расстройства, душевной болезни. На этом основании церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц , в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве богоборчества, а в состоянии психического нездоровья. Так, например, в 1991 году Московская Патриархия приняла решение об отпевании Марины Цветаевой. При внимательном исследовании всех обстоятельств ее елабужского самоубийства пришли к выводу, что назвать ее сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой. Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых «случайных самоубийц» – то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой. Церковь разрешает отпевать самоубийц , которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству). Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство . Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство – т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание , как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.

Но следует знать, что страдать из-за греха самоубийства будут родные и близкие грешника, в особенности потомство. Так что стоит подумать и обратиться к Библии, прежде чем совершать такой поступок.

Продажа памятников, оград и всех необходимых принадлежностей для осуществления полного комплекса ритуальных услуг в Волгограде и области

Ритуальная служба

«Векъ» - компания, осуществляющая продажу памятников, оград могильных (столы, стулья и др.), и различных ритуальных принадлежностей для безупречной организации ритуальных услуг социальной программы. Мы оказываем всестороннюю помощь людям, столкнувшимся с потерей близких.

Мы осуществляем:

Продажу памятников (гравировка и установка), могильных оградок, столов, скамеек (и их установка),

Продажу различных ритуальных принадлежностей (гробы, постельные принадлежности для погребения, венки, кресты, одежда и т.д.).

Обращаем Ваше внимание на то, что минимальный заказ на ритуальные принадлежности составлет 10000 руб. !!!

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий — и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, "шед удавился".

Поэтому по церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, преступники, убитые во время разбоя, люди, настоявшие на эвтаназии) и подозреваемых в самоубийстве (например, утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья.

Так, например, в 1991 году Московская Патриархия приняла решение об отпевании Марины Цветаевой. Основанием для ее церковного поминовения было ходатайство диакона Андрея Кураева, одного из наиболее авторитетных современных богословов и большого ценителя и знатока творчества Цветаевой. При внимательном исследовании всех обстоятельств ее елабужского самоубийства о. Андрей Кураев мог, вероятно, прийти к выводу, что назвать ее сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.

Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых "случайных самоубийц" - то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству).

Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство. Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство - т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание, как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Когда человек самовольно лишает себя жизни, у родных и близких возникает закономерный вопрос: «Почему самоубийц не отпевают?».

Раздавленные горем от потери, люди пытаются понять, что толкнуло родственника на столь отчаянный шаг, пытаются оправдать его всеми возможными способами, ищут совета и поддержки, идут в церковь, чтобы получить ответ на этот неоднозначный вопрос.

Что такое суицид с точки зрения православия

Самоубийство с православной точки зрения - страшнейший грех. Лишая себя самого драгоценного дара — жизни, человек навсегда лишается покаяния, а значит - и Царствия Божьего. Уже нет для него возможности на земле получить отпущения грехов, душевный храм уничтожен и попран. Библия трактует суицид как разновидность убийства.

Человек самовольно прекращает жизнь, которая принадлежит не только ему, но и Богу. Господь даровал ее для душевного развития, процветания, но никак не для уничтожения. «Никтоже нас себе живет и никтоже себя умирает… Аще бо живем, аще умираем, Господни есмы», — говорит в писании апостол Павел.

Почему не отпевают утопленников и самоубиенных

Существует правило Святого Тимофея Александрийского, согласно которому молиться за самоубийц нельзя. Утопленники и другие самоубийцы, совершившие смертельный грех - люди, отступившие от Божьих заповедей, обнищавшие духом, впустившие в душу дьявола.

Наложивший на себя руку человек полностью теряет веру в Божественный Промысел, без которого ничего на земле не может существовать.

Те, кто решается покончить с жизнью, утопившись в воде или любым другим способом, не верят в Вечную жизнь, тем самым оскорбляя Бога - Творца и Искупителя. Именно поэтому их не отпевают в храмах, не поминают на Литургиях и панихидах .

Можно ли отпевать повешенного

Человек, решившийся влезть в петлю, с христианской точки зрения - трус, который таким способом решил уйти от проблем, болезней, долгов, других жизненных неурядиц. Решившись на ужасный поступок, он расписывается в своем малодушии, отказывается нести крест, пусть и не самый легкий, но данный Богом.

Конечно, есть исключения из общих правил. Над самоубийцей могут совершить чин отпевания, если при жизни он страдал психическими расстройствами и при этом состоял на учете в соответствующем учреждении. Справка в епархию из лечебницы в большинстве случаев решает проблему. Эта возможность дает утешение родственникам, которые всеми силами стараются «все сделать так, чтобы душе было хорошо на том свете».

Но есть и другая сторона медали: родные самоубийц, которые при жизни не имели психических отклонений и лишили себя жизни по доброй воле, пытаются всеми способами «достать» нужный документ, чтобы добиться благословения на отпевание. И когда в церкви возносится молитва ко Господу, и есть в ней слова «…со святыми упокой…», совершается грех еще больший.

В попытке оправдать поступок самоубийцы, люди обманывают себя, священнослужителей, но прежде всего - Бога. Если и будет совершена молитва в церкви, то в таком случае она будет во вред и покойнику, и его родственникам.

Где и в каких случаях выдают разрешение на отпевание самоубиенных

В практике священнослужителей достаточно много примеров, когда приходится отпевать людей, умерших естественной смертью, но не знавших Бога в душе, ни разу не посетивших храм, не вознесших молитву Господу, не покаявшихся.

Почему этих людей церковь принимает, а тех, кто, возможно, импульсивно, по незнанию, совершил грех самоубийства - отвергает?

Этим вопросом задаются многие из тех, кого постигла эта страшная беда. И действительно, бывают разные ситуации. Одно дело, когда человек убил себя добровольно, другое - когда у него не было другого выхода.

В принятии решений об отпевании самоубийц церковь берёт во внимание причины, толкнувшие на такой отчаянный шаг. Покойников отпевают только в том случае, когда самоубийство совершено неосознанно, в неадекватном психическом состоянии и по неосторожности.

Чтобы получить разрешение на отпевание, нужно обратиться в Епархиальное управление, написать прошение правящему архиерею, приложив необходимые документы.

Как отпеть самоубиенного

Отказавшись от жизни, человек не только лишает себя Царствия небесного: он также лишает родственников возможности помолиться за него в церкви. Но душа самоубиенного особенно нуждается в молитве.

Молитва за самоубиенного

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Самоубийство - страшный грех, и нет ему оправдания. Тех, кто совершил его, спасти уже невозможно. Но можно помочь близким и родным, которые оказались в сложной ситуации. Иногда достаточно просто быть рядом, доказать словом и делом, как человек важен для вас, чтобы он выбрал жизнь, которой обязан Богу.

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий — и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, "шед удавился".

Поэтому по церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, преступники, убитые во время разбоя, люди, настоявшие на эвтаназии) и подозреваемых в самоубийстве (например, утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья.

Так, например, в 1991 году Московская Патриархия приняла решение об отпевании Марины Цветаевой. Основанием для ее церковного поминовения было ходатайство диакона Андрея Кураева, одного из наиболее авторитетных современных богословов и большого ценителя и знатока творчества Цветаевой. При внимательном исследовании всех обстоятельств ее елабужского самоубийства о. Андрей Кураев мог, вероятно, прийти к выводу, что назвать ее сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.

Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых "случайных самоубийц" - то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству).

Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство. Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство - т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание, как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников