Какая вера у армян? Принятие христианства армянским народом.

Просмотров: 472

В начале IV в., в период царствования Трдата III в Армении произошло крупное событие - принятие христианства и провозглашение его официальной религией.

Христианство, возникшее в I в. н. э. получило во II и III вв. широкое распространение на Востоке и в Римской империи в качестве идеологии эксплуатируемых и обездоленных слоёв общества. Взамен жизненных бедствий и лишений оно обещало людям воздаяние и блаженство в потусторонней жизни. Почти все государства, где нашло распространение новое вероучение, враждебно относились к его последователям, жестоко преследовали их. Но, несмотря на все препятствия, христианство непрестанно развивалось и крепло.

С течением времени, однако, классовый характер христианства меняется. Складывается иерархия христианского духовенства, способного с лёгкостью поставить вероучение на службу господствующему классу общества в качестве тонкого и совершенного орудия обуздания эксплуатируемых масс, примирения их с тяжёлой действительностью. Постигнув эту истину, государства одно за другим меняют своё отношение к христианству, вооружаются им, обращая его в официальную религию. «Тот факт, - писал Энгельс, - что уже через 250 лет оно стало государственной религией, достаточно показывает, до какой степени соответствовало и по обстоятельствам того времени».

Здесь так же, как и в области развития феодальных отношений, Армения шла в первых рядах, что было в большой мере обусловлено её причастностью в предшествующие века к эллинистической культуре и идеологии.

Уже во II – III вв. христианство проникало в Армению с юга - из Сирии и с запада - из Каппадокии и Малой Армении. Христианские проповедники, приходившие оттуда в Армению, развёртывали здесь свою деятельность, которая, по‐видимому, к началу IV в. уже дала определённые результаты.

Трдат III (298 – 330) вначале жестоко преследовал христиан. Об этом повествуют истории («Жития») Григория Просветителя, Рипсиме и её сподвижниц и другие источники. В это время христианство в Армении получило широкое распространение и представлялось государству опасной силой. Гонения на христиан, предпринятые Трдатом III, по времени совпадают с подобными гонениями в Риме при императоре Диоклетиане (в 302 – 303 гг.) и даже, как можно понять из сообщения армянского историка V в. Агатангехоса, были взаимосвязаны. Оба монарха рассматривали христиан как разлагающий элемент, как препятствие на пути укрепления и объединения своих государств и старались устранить его. Другим примером сотрудничества между двумя государствами на этом поприще следует считать поход римского императора Максимина Дайи в 311 г. против христианских общин Малой Армении, которые, вероятно, беспокоили и Трдата. Однако политика преследования христиан уже изживала себя, и император Константин Великий своим известным Миланским эдиктом 313 г. узаконил христианство и объявил его равноправным с прочими религиями Римской империи.

Трдат же пошёл ещё дальше: он полностью порвал с язычеством, запретил его, принял христианство и провозгласил его официальной религией государства. Это произошло непосредственно после Миланского эдикта Константина Великого, вероятно, в 314 или 315 году, и Армения, таким образом, стала первой страной, где христианство было признано единственной и государственной религией. (Традиционно принятой в литературе датой христианизации Армении является 301 год). О социально‐классовых основах такого поворота было сказано выше.

Ход и обстоятельства христианизации Армении нам известны, в основном, из житий, почему и не вполне достоверны, хотя общая картина не вызывает сомнений. Царская власть начинает борьбу с язычеством, наносит удары по его центрам - храмам и капищам, рассеянным по стране, и стремится искоренить язычество. Храмы сопротивляются вооружённой силой, и борьба перерастает в кровопролитную войну, в течение которой были полностью разрушены капища Арамазда, Анаит, Ваагна, Тира, Митры (Михра) и других божеств, жрецы истреблены или рассеяны, храмовые земли конфискованы. На местах языческих храмов основываются церкви и монастыри. Эти сведения подтверждаются результатами археологических раскопок: в фундаментах ряда древнейших церковных сооружений обнаружены остатки языческих храмовых строений.

Во главе церкви в Армении стал Григорий, сыгравший, по преданию, главную роль в деле установления христианства, а ранее жестоко пострадавший от преследований. Соответственно своей роли Григорий получил прозвище «Просветитель». Он был рукоположен в городе Кесарии и, прибыв в Армению, образовал церковную иерархию.

Все эти события послужили лишь началом христианизации Армении, а дальнейший её ход охватывает весь IV век и часть V века. Историки V в. Корюн и Фавстос рассказывают, с каким трудом искоренялось язычество, и не только в народе, но и в нахарарской среде, даже при царском дворе. Многие языческие обычаи и обряды так и не были изжиты; часть их была воспринята христианской церковью, а другая осталась бытовать в народе. В этой борьбе церковь крепла, превращаясь в господствующую идеологическую силу.

Одновременно она набиралась и экономической мощи. Ещё вначале, в период разрушения языческих храмов, к церкви перешли их обширные земли вместе с жившим и трудившимся на них населением. К ним присоединялись всё новые земли. Кроме собственно церковных владений, Трдат III передал сельскому духовенству по семь земельных участков («подымная земля») в каждой деревне и по четыре - в каждом агараке. Церковь получала в дар и много другого богатства.

Таким образом, церковь превратилась в одного из крупнейших феодаловземлевладельцев и в этой роли соперничала не только с. богатейшими нахарарскими домами, но и с самим царём. Это обстоятельство определяло двойственность её политики в борьбе между царём и нахарарством, развернувшейся в IV в. С одной стороны церковь должна была поддержать и поддерживала царя, будучи заинтересована в объединении и централизации государства; с другой стороны, как крупный феодал, она примыкала к нахарарству. Однако, впоследствии, когда армянское государство пало, церковь взяла на себя некоторые его функции и послужила важной опорой в борьбе армянского народа за своё существование и сохранение своей культуры.

Вместе с тем следует также отметить, что насильственное установление христианства, его крайне нетерпимое отношение к другим идеологиям оказали весьма отрицательное воздействие на развитие армянской культуры. Древнеармянская дохристианская цивилизация достигла, как мы видели в предыдущих главах, высокого уровня, накопила значительные ценности духовной и материальной культуры. Христианство же порвало со многими культурными традициями древности.

О событиях периода Трдата III нам известно немногое. В трудах армянских историков V века это время в отличие от последовавших десятилетий представляется как пора мира и согласия между царём, церковью и нахарарством. Вместе с тем в большой греческой надписи из Тигранакерта, относящейся к тому же времени, говорится о восстании этого города против царя, о подавлении восстания и размещении в цитадели города - в предупреждение возможных попыток мятежа - царского гарнизона. Эти два явления - согласие царя с нахарарством и столкновение его с городами - вовсе не противоречат друг другу. Города издревле служили надёжной опорой царской власти, будучи заинтересованы в сильном централизованном государстве, предоставлявшем им известные привилегии. Феодализация нахарарства и его сепаратистские устремления неизбежно оказывались направленными также против городов. Две эти силы - нахарарство и города - в IV в. выступали как соперники. Естественно, что сближение царя с нахарарами оборачивалось против городов, грозило им сокращением или даже ликвидацией их привилегий.

Именно так следует оценить, например, тот факт, что Трдат III принёс в дар нахарарскому роду Камсаракан древний и крупный город Ервандашат. В предшествующие эпохи такое было немыслимо, но теперь, в период феодализации общества и приспособления государства к новым условиям, когда задабривание поднявших голову нахараров ещё считалось лучшим средством сохранения государства, это оказалось возможным. Однако вместе с Трдатом III миновало и время примиренческой политики. Его сын и наследник Хосров III решительно отказался от неё и обратился к политике силы.

Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980

Стала первым христианским государством в мире.

В опубликованным данным переписи населения Армении 2011 года 92,6 % населения страны принадлежат к Армянской апостольской церкви , 1,0 % населения относятся к протестантской Армянской евангелистской церкви , 0,5 % относятся к Армянской католической церкви , 0,3 % к деноминации Свидетелей Иеговы (имеющей отличия как от традиционных христианских церквей, так и от протестантских), 0,25 % православных , 0,1 % относятся к духовно-христианской деноминации молокане , также неизвестное число христиан в данных переписи отнесены к категории "другие" (суммарно 0,26 % населения страны), которая помимо христиан включает в себя мусульман, иудаистов и ряд других нехристианских религий . Таким образом несколько менее 95 % населения страны относятся к христианству.

Армянская апостольская церковь входит в число Ориентальных православных церквей , в число которых входят также Коптская , Эфиопская , Эритрейская , Сирийская и Маланкарская православные церкви.

Среди ряда национальных меньшинств наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции, так 77 % греков Армении относятся к Армянской апостольской церкви, к этой же церкви относятся 57 % украинцев, 41 % русских и грузин, 34 % ассирийцев . Наблюдается также устойчивая тенденция к сокращению численности и доли национальных меньшинств, которые являются традиционными носителями тех конфессий, которые не имеют традиционного распространения среди этнических армян.

Езидизм

При переписи езиды квалифицировались как самостоятельный этнос, а их традиционная религия в официально изданных материалах переписи фигурирует под названием «шарфадинская». Из 35 308 этнических езидов к шарфанидской религии относятся 69 % (24 518 человек), кроме того к шарфанидской религии относятся 31 % этнических курдов (682 человека). Всего в Армении проживает 25 204 последователей шарфанидской религии (0,83 % населения страны) . Езиды в основном проживают в селениях Араратской долины , к северо-западу от Еревана. 29 сентября 2012 года в Армавирской области Армении торжественно был открыт езидский храм «Зиарат ». Это первый храм, построенный за пределами исконной родины езидов - северного Ирака, призванный удовлетворить духовные потребности езидов Армении .

Иудаизм

В Армении живёт 3 тысячи иудеев, в основном в Ереване .

Ислам

В Армении живут последователи ислама , эту религию исповедуют курды , персы , азербайджанцы и другие народы. В Ереване для мусульман действует мечеть .

Ныне в Армении община мусульман-курдов насчитывает несколько сотен человек, большинство из них проживает в Абовянском районе, некоторое количество мусульман-азербайджанцев проживает около восточных и северных границ Армении в сельской местности. В Ереване проживают около 1 тысячи мусульман - курды, персы и выходцы с Ближнего Востока.

Язычество

По данным переписи 2011 года в стране проживает 5 434 последователя язычества . Подавляющее большинство граждан Армении, которые при переписи учтены как язычники, относятся к этническим езидам (3624 человека или 10 % общего числа этнических езидов), па также к этническим курдам (половина общего числа этнических курдов Армении, или 1068 человек, записаны как язычники).

Среди этнических армян в качестве язычников себя указали 734 человека или 0,02 % всех этнических армян страны. Гетанизм - неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию армян. Основано арменологом Слаком Какосяном на базе сочинений известного армянского националиста Гарегина Нжде . Неоязыческие обряды регулярно проводятся в храме Гарни. Главой языческих общин Армении является жрец Зограб Петросян. Точное количество последователей неизвестно. Армянское неоязычество имеет определенную популярность, в частности среди сторонников ультраправых и националистических движений. Последователями гетанизма были видные армянские политики Ашот Навасардян , основатель правящей Республиканской партии Армении , и Андраник Маргарян , бывший премьер-министр страны .

Свобода вероисповедания в Армении

Официальная статистика

Религиозный состав населения Армении согласно переписи 2011 года
Национальность Население всего Имеющее вероисповедание Армянская апостольская Евангельская Шарфадинская Католическая Свидетели Иеговы Православные Язычники Молокане другие (в т.ч. мусульмане, иудаисты) Не имеют вероисповедания Отказались ответить Не указали религию
Армения (всего) 3 018 854 2 897 267 2 796 519 29 280 25 204 13 843 8 695 7 532 5 434 2 872 7 888 34 373 10 941 76 273
Армяне 2 961 801 2 843 545 2 784 553 28 454 0 13 247 8 581 3 413 734 0 4 563 33 254 10 086 74 916
Езиды 35 308 33 772 3 597 532 24 518 0 40 0 3 624 0 1 461 413 547 576
Русские 11 911 11 078 4 899 150 0 336 37 2 798 0 2 755 103 325 132 376
Ассирийцы 2 769 2 556 935 47 0 11 14 601 2 0 946 162 20 31
Курды 2 162 2 098 180 42 682 0 2 0 1 068 0 124 29 18 17
Украинцы 1 176 1 121 674 10 0 44 8 360 0 19 6 34 8 13
Греки 900 838 692 6 0 24 2 109 0 0 5 41 9 12
Грузины 617 401 253 10 0 23 4 93 0 0 18 17 16 183
Персы 476 401 27 0 3 12 0 1 0 0 358 17 36 22
другие 1 634 1 393 661 29 1 143 6 150 6 98 299 64 51 126
отказались ответить на вопрос о национальности 100 64 48 0 0 3 1 7 0 0 5 17 18 1

Напишите отзыв о статье "Религия в Армении"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Религия в Армении

Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
– De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.
– Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu"il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить.
– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.
Балашев поехал дальше, по словам Мюрата предполагая весьма скоро быть представленным самому Наполеону. Но вместо скорой встречи с Наполеоном, часовые пехотного корпуса Даву опять так же задержали его у следующего селения, как и в передовой цепи, и вызванный адъютант командира корпуса проводил его в деревню к маршалу Даву.

Даву был Аракчеев императора Наполеона – Аракчеев не трус, но столь же исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе как жестокостью.
В механизме государственного организма нужны эти люди, как нужны волки в организме природы, и они всегда есть, всегда являются и держатся, как ни несообразно кажется их присутствие и близость к главе правительства. Только этой необходимостью можно объяснить то, как мог жестокий, лично выдиравший усы гренадерам и не могший по слабости нерв переносить опасность, необразованный, непридворный Аракчеев держаться в такой силе при рыцарски благородном и нежном характере Александра.
Балашев застал маршала Даву в сарае крестьянскои избы, сидящего на бочонке и занятого письменными работами (он поверял счеты). Адъютант стоял подле него. Возможно было найти лучшее помещение, но маршал Даву был один из тех людей, которые нарочно ставят себя в самые мрачные условия жизни, для того чтобы иметь право быть мрачными. Они для того же всегда поспешно и упорно заняты. «Где тут думать о счастливой стороне человеческой жизни, когда, вы видите, я на бочке сижу в грязном сарае и работаю», – говорило выражение его лица. Главное удовольствие и потребность этих людей состоит в том, чтобы, встретив оживление жизни, бросить этому оживлению в глаза спою мрачную, упорную деятельность. Это удовольствие доставил себе Даву, когда к нему ввели Балашева. Он еще более углубился в свою работу, когда вошел русский генерал, и, взглянув через очки на оживленное, под впечатлением прекрасного утра и беседы с Мюратом, лицо Балашева, не встал, не пошевелился даже, а еще больше нахмурился и злобно усмехнулся.
Заметив на лице Балашева произведенное этим приемом неприятное впечатление, Даву поднял голову и холодно спросил, что ему нужно.
Предполагая, что такой прием мог быть сделан ему только потому, что Даву не знает, что он генерал адъютант императора Александра и даже представитель его перед Наполеоном, Балашев поспешил сообщить свое звание и назначение. В противность ожидания его, Даву, выслушав Балашева, стал еще суровее и грубее.
– Где же ваш пакет? – сказал он. – Donnez le moi, ije l"enverrai a l"Empereur. [Дайте мне его, я пошлю императору.]

Христианство было принято в Армении в 301 году. Важную роль в этом сыграли Григорий Просветитель, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (330-326), и царь Трдат III Великий (287-330), который до своего обращения считался жестоким гонителем христианства.

Согласно трудам армянских историков V века в 287 г. царь Трдат III прибывает в Армению с целью вернуть престол своего отца. В поместье Ериза, он совершает обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анаит. Один из сподвижников царя, Григорий, как христианин отказывается приносить жертву идолу. Трдат также узнает, что Григорий является сыном человека, убившего его отца царя Хосрова II. Григория заключают в Арташатскую темницу, которая была предназначена для смертников. Позднее Трдат издает несколько указов: предавать смертной казни укрывающихся христиан и арестовывать всех христиан, находящихся на территории государства, конфискуя их имущество.

Принятие христианства в Армении связано со смертью святых дев Рипсимеянок. По преданию, девушки христианки родом из Рима, пытаясь скрыться от преследований императора Диоклетиана, бежали на Восток. Они нашли убежище недалеко от Вагаршапата, столицы Армении. Царь Трдат, плененный красотой девы Рипсиме, хотел взять ее в жены, но, встретив сопротивление с ее стороны, приказал всех девушек Рипсимеянок предать мученич еской смерти.

Все девушки погибли. Однако, одной из них - Нунэ все же удалось бежать в Грузию, на территории которой она продолжила проповедовать христианство. За свои заслуги дева впоследствии была прославлена как святая Нино.

Казнь великомучениц Рипсимиянок вызвала сильное нервное потрясение у царя, что стало причиной его тяжелой болезни. Сестра Трдата неоднократно видела во сне, что ее брата исцеляет Григорий, который на тот момент был заключен в темницу. По этой причине Григорий был освобожден из заточения и сразу же предал земле мощи дев Рипсимиянок. А после 66-дневной проповеди христианства, он излечил царя.

Исцелившись, царь Трдат принял крещение от Григория и провозгласил христианство официальной религией государства. Он приложил все усилия для того, чтобы возродить и распространить христианство в Армении. А чтобы упрочнить положение христианства и окончательно отойти от язычества, царь вместе с Григорием Просветителем уничтожали языческие святилища, а на их месте возводили христианские церкви.

В 345 году в Аштишате был созван Первый Армянский Национально-Церковный Собор, на котором было решено создавать в разных регионах страны сиротские дома, приюты для нищих, лепрозории, а также основывать монастыри и открывать при них школы. Собор также ввел запрет на захоронение умерших по обычаю язычников, так как христиане верят в жизнь после смерти.

Как официальную государственную религию мы приняли Христианство в 301 году. Однако это не значит, что христиан в Армении до этого не было. Основателями армянской церкви являются апостолы Фадей и Варфоломей, ученики Христа. Именно по этому наша церковь называется Апостольской . Апостол Фадей распространял Христианство в Армении в 35-43 годах, Варфоломей в 44-60 годах. Легко подсчитать, что Фадей был на армянских землях через два года после Вознесения Христа .

При жизни Иисуса Христа

В «Истории Армении » средневекового историка Мовсеса Хоренаци упоминается, что армянский король Абгар послал своих министров к Христу с просьбой посетить его и излечит от недуга. Однако Христос отказал королю и послал вместо себя апостола Фадея. Эта история прекрасно иллюстрирует веру армян в Христа еще до его распятия и вознесения.

Основание Армянской церкви

Согласно преданию, апостолы Фадей и Варфаламей не только распространяли Христианство среди народа, они сами назначали армянских епископов, которые в свою очередь формировали христианские общины в Армении. Первые такие общины появились уже в I веке , за 2 века до того, как Христианство приняли как государственную религию.


Принятие христианства в качестве государственной религии

До того, как принять Христианство , король Великой Армении, язычник Трдат III, приговаривает к заточению своего соратника Григора , который исповедует Христианство, убивает 40 христианских дев, из-за того, что одна из них не захотела за него замуж и так далее. Потом он тяжело заболевает. Его сестре снятся сны, что брата может излечить только заточенный в темницу Григор. Последнего отпускают на волю. Он сначала хоронит тела 40 дев, убитых королем, потом 66 дней исповедует Христианство , и недуг короля проходит. Король и весь его двор получают крещение, потом принимают Христианство, как официальную государственную религию . Вы не поверите, но все вышесказанное произошло за 1 год. С 300 по 301 годы.


Исторические места, связанные с принятием Христианства в Армении

Многое из вышеупомянутого происходило на нынешней территории Армении . Желающие могут посетить места этих исторических событий.

  • Хор Вирап , монастырь, в котором был заключен Григорий Просветитель. Здесь каждый желающий может спустится в темницу, где содержали Григора;
  • , где была замучена и убита Рипсимэ, одна из 40 дев, которую царь хотел себе в жены;
  • , под которой находятся тела остальных дев, убитых королем;
  • , построенный королем Трдатом и Григором в 303 году на месте, где во сне Григория Просветителя к нему явился Христос.

Как мы видим, Христианство армянами было принято еще при жизни Христа. Подтверждения тому легко найти в наших памятниках культуры и искусства. Принятие Христианства в качестве государственной религии в 301 году стало подтверждением веры нашего народа его правительством.

Древнеармянская языческая религия традиционная религия армян, тесно связанная с армянской мифологией. Армянская мифология или Дицабануцюн - основанные на комплексе протоиндоевропейских верований религиозные воззрения и культы древних армян, которые существовали до официального принятия в 301 году при царе Трдате III христианства в качестве государственной религии. Армянская мифология относится к системе древнейших представлений предков современных индоевропейских народов.

Древнеармянская религиозная система объединяла в себя элементы деизма, монизма, монотеизма и монолатрии.

Пантеон армянских богов сравнивались с античными богами:

  • Арамазд - с Зевсом,
  • Анаит - с Артемидой,
  • Ваагн - с Гераклом,
  • Астхик - с Афродитой,
  • Нанэ - с Афиной,
  • Михр - с Гефестом,
  • Тир - с Аполлоном или Гермесом.

Чтобы понять значение Христианства для Армении, важно вспомнить слова полководца святого Вартана Мамиконяна - "Враг думает, что Христианство для нас это только одежда, но он увидит, что нельзя изменить цвет своей кожи.”

Христианство впервые появилось в Армении в I в. вместе с Апостолами Фаддеем и Варфоломеем, а во II-III вв учение Христа широко распространилось в стране. Однако, христиане подвергались гонениям со стороны языческого общества: одними из наиболее почитаемых в Армении считаются святые Рипсиме и Гаянэ, замученные царем-язычником. Проповедник Христианства - святой Григорий Просветитель был заточен царем Трдатом III в темницу у подножия горы Арарат (Хор Вирап) и, по преданию, провел там 13 лет: он выжил благодаря женщине, которая приносила ему еду и питье. Все эти годы святой Григорий усердно молился и его молитвы были услышаны Господом. Когда царь Трдат сошел с ума, святой Григорий сумел излечить его и царь объявил о принятии страной Христианства. Так, в 301 году Армения стала первой страной, принявшей Христианство как государственную религию.

Большая часть населения Армении является христианами - последователями Армянской апостольской церкви.

Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326) - по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской.

Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос с нимбом нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный», то есть Иисус Христос. Уже больше 1700 лет Эчмиадзин является центром Армянской Церкви – сердцем армянского народа. Здесь находится Престол Матери-Церкви и резиденция Католикоса Всех Армян.

Армянская Церковь стала главной консолидирующей силой армянского народа: церкви и монастыри стали главными центрами культуры, образования, письменности.

В опубликованным данным переписи населения Армении 2011 года 92,6 % населения страны принадлежат к Армянской апостольской церкви, 1,0 % населения относятся к протестантской Армянской евангелистской церкви, 0,5 % относятся к Армянской католической церкви, 0,25 % православных, 0,1 % относятся к духовно-христианской деноминации молокане.

Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время - Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он верховный духовный глава всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.

Главные православные праздники в Армении

  • 6 января Рождество
  • 27 января День святого Саркиса
  • 25 марта Цахказард (Вход Господень в Иерусалим)
  • Пасха. Светлое Христово Воскресение
  • 98 день после Пасхи Вардавар
  • 12 августа Успение Пресвятой Богородицы