Понятие, функции, характеристика, структура и виды малых групп в социальной психологии. Этапы развития малой группы

Определение понятия «малая группа» и ее видов. Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных социальных общностей. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения: а) содержания ее психологии; б) своеобразия ее социально-психологической структуры; в) динамики социально-психологических процессов, происходящих в ней.

Зарубежные и отечественные ученые, долгое время изучая малую группу, пришли к выводу, что ей обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как:

Наличие двух и более людей;

Осуществление непрерывных контактов и общение между ними;

Наличие общей цели и совместной деятельности;

Возникновение взаимных эмоциональных и других связей; проявление чувства принадлежности к данной группе;

Осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;

Формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;

Функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);

Наличие достаточного времени взаимного существования людей.


Таким образом, малая группа - это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

Условные группы - это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д. Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Естественные - это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные - это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Формальные группы - это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы - это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.


Слаборазвитые группы - это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы - это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.

Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

Референтные (эталонные) группы - это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

Малая группа, как и всякая другая общность людей, сплочена единством духовной жизни и психики, имеющим свой особенности, которые несводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляю-


ших, и которые проявляются в функционировании сложной совокупности внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей.

Поскольку каждая группа является ячейкой общественного организма, ее психологии присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения.

Структура психологии малой группы. Цементирующей основой психологии малой группы, ее структурными системообразующими компонентами выступают такие социально-психологические явления, как: внутригрупповые межличностные отношения, групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и групповые традиции, являющиеся непосредственным отражением реальной жизни и деятельности ее членов.

Взаимоотношения в малой группе - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов. Общественно-политические взаимоотношения - возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.

Служебные взаимоотношения - складываются в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

Внеслужебные взаимоотношения - складываются между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.

Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям определенных принципов.


Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют: нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуально- и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в отношениях между всеми членами группы, сохранения личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого человека.

Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование у всех ее членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить принадлежность к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.

Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.

Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия или антипатия; безразличие или неприязнь; дружба или вражда и другие психологические зависимости между людьми в малой группе) складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев организационно не оформлена, особенно в начальный период существования. Между тем значение ее очень велико, поэтому следует изучать ее и осмысливать, поскольку на основе межличностных отношений формируются все остальные компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение. Все они обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.

В ходе межличностных отношений осуществляются самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе.


Самоутверждение - активный, многоплановый механизм взаимодействия и взаимоотношений, состоящий в стремлении человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение, а поэтому и весьма действенный стимулятор его развития. Речь идет не только и не столько о стремлении занять официальное служебное или профессиональное положение, сколько о нравственно-психологической позиции в системе межличностных отношений, о положении в ней, которые обеспечивали бы человеку уважение, признание, доверие, благосклонность, поддержку, помощь, защиту и тем самым способствовали бы удовлетворению потребности в общении и взаимодействии с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, ее наиболее сильных сторон.

Характер развития межличностных отношений в малой группе может быть очень многосторонним, а порой и противоречивым. В них проявляется множество разнообразных коллизий, ситуаций, отражающихся на поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только того или иного члена группы, но и всей группы в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности. Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющие ту или иную степень влияния на людей. В любом случае их появление является закономерностью развития межличностных отношений, которую всегда нужно принимать во внимание и учитывать.

На основе и в ходе межличностных отношений формируются групповые устремления - цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности, идеалы, склонности, убеждения), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Формирование и развитие групповых устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.

В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно выражаются прежде всего общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и всех вместе в целом. Устремления


ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Они позволяют периодически опосредованно контролировать промежуточные результаты жизни и деятельности членов группы, в интегрированном виде непрерывно регулировать совместные усилия и непосредственную активность каждого в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.

В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции:

Ценностно-нормативную, свидетельствующую о возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы;

Организационно-функциональную, в ходе реализации которой групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри- и межгруппового взаимодействия;

Индивидуально-мотивационную, фиксирующую личностный смысл и значимость совместной деятельности для членов малой группы.

Таким образом, интегрирующая и организующая функция групповых устремлений в системе совместной деятельности проявляется на трех уровнях: ценностно-нормативном, организационно-функциональном, и ндивидуально-мотивационном.

Одним из структурных элементов психологии малой группы является (являются) групповое мнение (групповые мнения) - совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри, так и за ее пределами.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии.

Групповое мнение выполняет определенные функции:

Информационную, показывающую, на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т.д.;

Функцию воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т.д.;


Оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.

Сложившееся общее мнение группы - реальная и действенная нравственная сила. Через него она влияет на каждого своего члена прежде всего посредством: информирования его о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей; предъявления к нему определенных требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям; постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, вы-" ражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения. Однако следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия группового мнения может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность.

Эффективность воздействия группового мнения объясняется:

а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (групповое мнение вызывает у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствованию);

б) оперативностью реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы;

в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.

Наряду с официальным мнением в группе может существовать и неофициальное, которое, как правило, публично не высказывается. Это мнение может и не совпадать с официальным и даже противодействовать ему. Чаще всего его носителями являются представители неформальных микрогрупп, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность. В любом случае неофициальное мнение не способствует укреплению группы и стабилизации в ней здоровой психологической атмосферы. Следует знать истоки и направленность суждений, на основе которых оно сформировалось, правильно их учитывать и при необходимости принимать или не принимать их во внимание (Донцов А.И., 1984).


Единое мнение по каждому вопросу жизни и деятельности не всегда формируется сразу. Степень его объективности зависит от таких факторов, как частное или временное несовпадение интересов отдельных личностей и группы; конфликтные отношения между отдельными ее членами и самой группой; инертность или, наоборот, активность конкретных людей, стремящихся отстоять свои суждения.

В процессе формирования и развития групповое мнение проходит три этапа. На первом этапе члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему. На втором они обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами и в результате группового обсуждения приходят к общей точке зрения. На третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

Важнейшей составной частью психологии малой группы являются групповые настроения - сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими и в значительной степени определяющих направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

К ним обычно относятся:

Совместные переживания конкретных событий, фактов;

Сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью;

Устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, т.е. проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой. Вместе с тем следует помнить, что одни настроения (энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема) способствуют совместным усилиям и успеху группы, другие же (состояние упадка, неверие в свои


силы, уныние, скука, обида или недовольство), напротив, резко снижают ее возможности. В частности* подсчитано, что в зависимости от настроения, например, коллектива цеха производительность его труда колеблется в границах одной пятой от средней величины (при хорошем настроении она на 0,8- 4,2% выше, а при плохом - на 2,5-18% ниже средней).

Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствующих настроений, эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств. Однако в отличие от последних групповые настроения характеризуются большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны значительно быстрее чувств распространяться в группе, передаваться вне ее и изменять свою полярность.

Значимым элементом психологии малой группы являются традиции - сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

В традициях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции присущи каждой конкретной общности (группе, коллективу). Наряду с общими, внутри каждой малой группы зарождается немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения. Действенность и живучесть традиций определяется степенью их эмоциональной притягательности, желанием принять их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, в какой степени они связывают свои интересы с той или иной традицией, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.

Любая группа имеет ту или иную структуру - определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей


между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов.

Психологическая структура малой группы. Всестороннее изучение психологии малой группы предполагает осмысление прежде всего ее социально-психологической структуры", которая, как правило, включает в себя следующие подструктуры: композиционную, межличностных предпочтений, коммуникативную, функциональных отношений.

Композиционная подструктура малой группы - это совокупность устойчивых социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого. Необходимо принимать во внимание количество членов группы, от которого зависит функционирование в ней многих социально-психологических процессов, - таких, например, как сплочение и руководство, распределение ролей и функций ее членов и т.д.

Очень важно иметь четкие представления о национальности, социально-демографических особенностях членов малой группы и их социальном положении, которые влияют на характер межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как национальность, пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентации и т.д., является хорошей основой для возникновения тесных связей между работниками. Разнородная по указанным признакам группа обычно распадается на несколько неформальных групп, каждая из которых сравнительно однородна по своему составу.

Подобного рода характеристик членов той или иной общности достаточно много. При изучении композиционной структуры малой группы выбор этих характеристик зависит от конкретных целей и задач, которые ставит перед собой исследователь. Как правило, общий анализ состава группы начинается с выяснения данных о социальной и национальной принадлежности, половозрастных и профессиональных особенностях, об-

1 Социально-психологическая структура малой группы есть производное от ее официальной (деловой) и неофициальной (неформальной, эмоциональной) структур.


разовательном уровне, семейном положении, состоянии здоровья, личностных и социальных интересах и запросах ее членов. Далее необходимо четко представлять прочность идейных и морально-нравственных убеждений членов малой группы, поскольку они влияют на их психологию, накладывают отпечаток на реакции, поведение, действия и поступки, сказываются на отношениях к общественным и внутригрупповым ценностям и интересам. Кроме того, следует знать и принимать во внимание особенности индивидуальной психологии и личных возможностей каждого члена малой группы, которые непосредственно не только влияют на его поведение, но отражаются на совместной деятельности, могут служить причиной межличностных конфликтов. Заслуживает также внимания и наличие различных контактных и неформальных микрогрупп, а также отношение их лидеров к внутригрупповым нормам и традициям, которое в ряде случаев может привести к будущим возможным трансформациям самой малой группы и ее состава.

Следуя такой программе изучения композиционных компонентов малой группы, исследователь должен собрать достаточный материал для выводов и о важнейших характеристиках психологии малой группы. По крайней мере, на основе этого изучения можно спрогнозировать их перспективное или любое другое развитие.

Подструктура межличностных предпочтений в малой группе - это проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и ан-I типатий. Они первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии.

Указанный метод позволяет определить четкую систему меж-

: личностных и эмоциональных отношений в малой группе, по-

; скольку дает возможность определить количество предпочтений,

; отданных тому или иному человеку, отразить их качественные

характеристики, проявляющиеся в межличностной взаимности 1 .

1 Она фиксируется и отображается социометрией в форме взаимных выборов, которым можно придавать качественные характеристики. Так, в группе I у человека может быть только один положительный выбор, но если он вза-Е имный, человек будет чувствовать себя намного увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько других людей, на общение с которыми он I сам не ориентирован. Также и для лидера важно не просто иметь большое | число выборов, а именно выборов взаимных. Эти показатели позволяют су-\ дить об устойчивости положения личности в малой группе.

| 6 Социальная психология


Социометрия также дает возможность выявить группы взаимного предпочтения, на основе чего можно строить предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в этих микрогруппах сосуществуют люди с различными ролями, каковы взаимоотношения между ними и т.д.

Последующее, более тщательное изучение характера взаимосвязей членов малой группы с помощью методов наблюдения и эксперимента позволяет составить уже полную картину межличностных отношений в ней.

Коммуникативная подструктура 1 малой группы - это совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и во внешней среде, и отражающих, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними - важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.

При анализе информационных групповых связей часто используют термин «коммуникативная сеть», подразумевая, что она может быть двух типов: централизованной или децентрализованной. Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет ключевую роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников деятельности, которые непосредственно контактировать между собой не могут.

Децентрализованные сети отличаются прежде всего тем, что в них присутствует «коммуникативное равенство» всех членов малой группы, при котором каждый из них обладает одинаковыми со всеми остальными возможностями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности.

Обращение к анализу существующих в малой группе коммуникативных сетей особенно важно в тех случаях, когда необходимо выяснить эффективность совместной деятельности

1 Она во многом определяется не только функциональным положением члена группы, но и его коммуникативным потенциалом, под которым понимается готовность и способность, направленные на самореализацию в процессе общения с другими людьми.


или наличие негативного эмоционального фона во взаимоотношениях между ее членами.

Подструктура функциональных отношений в малой группе - это совокупность проявления различных взаимозависимостей, являющихся следствием способности членов группы играть определенную роль. Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение. Упоминавшийся уже метод социометрии позволяет быстро выявить социометрический статус каждого члена малой группы 1 , отражающий его реальную роль внутри нее, а также дающий определенное представление об общем статусе его личности.

Как правило, в группе выделяют:

1) социометрических «звезд», которыми являются наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;

2) высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных индивидов, определяемых по числу положительных выборов и не имеющих большого числа отрицательных выборов;

3) изолированных членов группы, у которых отсутствуют любые выборы (как положительные, так и отрицательные);

4) членов группы, которыми пренебрегают, имеющих большое количество отрицательных выборов и малое число - положительных;

5) отверженных членов группы («изгоев»), обладающих по результатам социометрии только отрицательными выборами.

Социометрический статус члена группы - величина достаточно устойчивая. Он не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу. Объясняется это тем, что статус - категория групповая и вне группы не существует, человек привыкает выполнять роли, предписываемые ему его постоянным статусным положением. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы, жесты и прочие невербальные реакции тоже «подстраиваются» под определенную роль.

1 Статус вычисляется по результатам суммы положительных и отрицательных выборов, получаемых членом группы в ходе проводимого опроса, и имеет определенный «вес», отражающий место человека в социально-психологической иерархии группы.


Переходя в другую группу, человек продолжает играть привычные роли, или, по крайней мере, его типичную социальную роль демонстрируют бессознательные элементы поведения. Члены группы улавливают предлагаемый им образ и начинают подыгрывать новичку. Вместе с тем с точки зрения развития личности человеку целесообразно периодически «менять» свой статус, что позволяет приобретать большую социальную гибкость, тем самым вырабатывая более приспособленные к реальности межличностных отношений и более разнообразные формы социального поведения, что обеспечивает меньшую степень его конфликтности в малой группе.

В силу сложившихся ролевых отношений в малой группе можно говорить о существовании в ней нескольких элементов подструктуры функциональных отношений.

Во-первых, четко выделяются руководитель (руководители) и лидер (лидеры), которые составляют управленческое ядро. Между ними есть определенная разница. Руководитель всегда выступает официальным лицом, реализующим функции управления в малой группе, что обусловлено, с одной стороны, формально-правовым аспектом его власти в группе, а с другой - рядом собственно психологических факторов, определяющих меру его авторитетности, среди которых выделяют: организаторский и мотивационный потенциал, ценностную привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность их разделить его принципы и идеалы) и стиль управления.

Лидер же - это лицо, завоевавшее авторитет и право на влияние на других членов малой группы. Он является порождением структуры взаимоотношений данной конкретной общности. Эта структура определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней функционирующими. В результате выдвигается конкретный лидер. Он как бы олицетворяет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей, выступает их непосредственным проводником в жизнь. За ним признается право вести за собой других членов, быть последней инстанцией в оценке различных новых ситуаций и обстоятельств.

На практике лидер часто выявляется через систему социометрических выборов, определяющих его как наиболее эмоционально предпочитаемого члена группы. Однако известно, что


социометрическая «звезда» не всегда бывает лидером, хотя последний в некоторых группах может быть одновременно и «звездой», и коммуникативным центром группы. В основе лидерской позиции и высокого социометрического статуса лежат разные механизмы. Лидер и «звезда» создаются или выдвигаются группой для решения различных задач. «Звезда» скорее может быть охарактеризована как центр эмоционального притяжения группы, как человек, с которым приятно общаться и проводить свободное время.

Во-вторых, в подструктуре позиционных отношений малой группы выделяют актив 1 , в который обычно входят наиболее предпочитаемые и высокостатусные ее члены. Они являются проводниками политики, ценностей и задач группы, выступают опорой руководителей и лидеров, отличаются большой продуктивностью межличностного общения и большой сплоченностью.

В-третьих, в малой группе присутствует и основная масса людей, к которой обычно относят среднестатусных и низкостатусных ее членов. Они, как правило, ничем не выделяются в общей системе взаимоотношений людей, сдержанно и непродуктивно участвуют в совместной деятельности и общении и вместе с тем практически полностью одобряют существующие в группе ценности и нормы, послушно следуя за лидерами и руководителями.

В-четвертых, в подструктуре позиционных отношений можно выделить пассивных членов малой группы, к которым обычно относят изолированных, тех, кем пренебрегают, и отверженных индивидов, которые находятся на совершенно особом положении и которых все воспринимают безразлично или же, наоборот, проявляют особую антипатию. Эти люди практически всегда являются «балластом» группы или же объектом насмешек и отрицательного давления.

Наличие и четкое очертание социально-психологической структуры малой группы обеспечивают реализацию ею своих функций:

1) социализации - только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений, именно в ней он овладевает всесторонними необходимыми социальными навыками и умениями;

" Выделение актива, основной массы и пассивных членов группы - это традиция социальной психологии.


2) инструментальной, состоящей в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Кроме того, она, как правило, обеспечивает человека материальными средствами к жизни, предоставляет ему возможности самореализации;

3) экспрессивной, состоящей в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту функцию выполняют часто первичные и неформальные группы. Будучи их членом, индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми;

4) поддерживающей, проявляющейся в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологическую поддержку в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.

Все составляющие компоненты социально-психологической структуры малой группы могут в определенной степени видоизменяться, что во многом зависит от особенностей протекания и развития социально-психологических процессов в ней.

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Андреева, 2004)

Среди основных признаков малой группы можно назвать следующие:

1) размер – число членов группы;

2) психологический климат группы – нравственно-эмоциональная окраска взаимоотношений в группе;

3) композиция – характеристика входящих в группу членов (численность, половой и возрастной состав национальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы;

4) структура группы – те функции, которые выполняют члены группы, а также состояние формальных и неформальных взаимоотношений в группе;

5) групповые процессы – показатели актуальных социальных отношений, существующих в группе (лидерство – руководство, стадии развития группы, групповое давление и т. д.);

6) групповые нормы – правила поведения, которых придерживаются члены группы.

Перечисленные выше характеристики малой группы являются основаниями, согласно которым классифицируют и изучают малые группы в социальной психологии.

Проблема классификации социальных групп различными исследователями понимается по-разному. Рассмотрим классификацию на стр. 133, предложенную Г. М. Андреевой.

Условные – это группы которые объединяют людей, не являющиеся членами ни одной малой группы. Реальные – действительно существующие объединения людей, которые в полном объеме соответствуют всем параметрам малой группы. Психологи часто в исследовательских целях имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью сопровождения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Эта группа существует только в период проведения эксперимента, после чего распадается. Реальные естественные группы складываются независимо от желания экспериментатора, а возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Формальные группы – существующие в рамках признаваемых официально организаций. Цели, которым следуют члены этой группы, задаются на основании задач вышестоящей организацией, в которую включена данная группа. Неофициальные группы возникают и существуют вне пределов официальных организаций. Цели, которые преследуют члены таких групп, – это личные интересы и привязанности, как совпадающие, так и отличающиеся от целей официальных организаций. Референтной является любая реальная или условная группа, являющаяся для человека особо значимой, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хочет стать. Цели такой группы, групповые нормы и ценности, формы поведения, высказываемые мысли представляют для человека особую ценность, которым он хочет и старается следовать в жизни. Нереферентная группа не представляет для человека никакой ценности, несмотря на то, что он является ее членом.

Слаборазвитые группы отличает отсутствие прочной психологической общности, взаимоотношения не стабильны, нет четкого распределения обязанностей, признанных лидеров.

Малая группа – это всегда контактная общность, связанная реальным взаимодействием входящих в нее лиц и реальными взаимоотношениями между ними.

Малые группы могут различаться по следующим критериям :
а) по степени их реальности:
условные группы – это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т. д.;
реальные группы – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
б) по организационному критерию:
формальные группы – это группы, которые имеют официально заданную извне структуру;
неформальные группы – это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
в) по степени близости:
первичные группы отличаются тесным взаимодействием участников. Члены их имеют возможность общаться по любому поводу, наблюдать друг друга в различных ситуациях, совместно отмечать праздники, юбилеи, свадьбы (влюбленные, очень близкие люди);
– во вторичных группах отношения менее близкие. Здесь общие ценности и стандарты поведения касаются ограниченных сфер жизни (спортивная секция, землячество).
г) по степени психологического принятия:
референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях;
нереферентные (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
д) по степени развития:
слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования;
высокоразвитые группы – это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т. д.

Малая группа обладает существенными признаками , а именно:
1. Внутренняя организация, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций.
2. Групповые ценности, на основе которых развивается социальные чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы.
3. Собственный принцип обособления, отличающий ее от других, «чужих» групп.
4. Групповое давление, т. е. воздействие на поведение членов группы.
5. Общие цели и задачи деятельности.
6. Закрепление традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т. д.)
7. Стремление к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающих между людьми в ходе решения групповых задач.
Основными функциями малой группы являются:
а) функция социализации проявляется в том, что именно в малой группе индивид знакомится с нормами, традициями, ритуалами и прочими законами жизни, принятыми в обществе. В такой малой группе как семья человек целенаправленно готовится к будущей жизни, познает окружающий мир, овладевает первичными навыками коллективного труда и т. д.
б) существование таких групп, как рабочая бригада, экипаж самолета, научная лаборатория, учительский коллектив и проч., обусловлено необходимостью выполнения определенной работы. Эти группы называют «инструментальными» . Их основной функцией является достижение целей, осуществление тех дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку.
в) экспрессивная функция группы, т. е. удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, уважению и доверию. В группе люди делятся своей радостью, отмечают то или иное событие, нередко избавляются от неприятных чувств.
г) функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в своем признании и ценности, человек ищет точку опоры в других.
д) функция поддержки особенно ярко проявляется в трудовой солидарности рабочих бригады, корпоративности представителей научных школ, круговой поруке преступной группировки и т. д.

Понятие уровня социально-психологического развития группы.
Фазы и уровни развития группы
.
Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень, их развития. Уровень группового развития – характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Отечественная психология в качестве основания для выделения уровня группового развития принимает деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития : коллектив (группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества), просоциальная ассоциация (дружеская компания студентов), диффузная группа (группа, межличностные отношения в которой обусловлены отсутствием совместной деятельности), асоциальная ассоциация (группа хулиганствующих подростков), корпорация (группа, цели деятельности которой замкнуты внутри ее, «работающая только на себя»). Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам.
Закономерности развития малой группы
I фаза представляет собой процесс знакомства и образования группы.
На II фазе происходит оценка общих ресурсов, задач, возможностей, вероятности успеха и, как итог – общая цель.
На III фазе происходит окончательное определение целей объединения и уточнение средств действия.
IV фаза предполагает распределение индивидуальных заданий между членами группы в зависимости от того, как они проявили себя на предшествующих этапах, какие знания и умения продемонстрировали, какой статус приобрели среди других участников.
На V фазе группа начинает реализовывать те функции, ради которых она была организована. Члены ее действуют в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в целом они стремятся к намеченной цели.

Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы.

Нахождение в одной группе с другими людьми предполагает, что человек должен придерживаться каких-то правил поведения: представлять, как поступать правильно, как неправильно, как проявлять, как сдерживать себя. Существование любой малой группы предполагает подчинение ее членов определенным требованиям, правилам и нормам поведения. Групповые нормы – это сложившаяся в группе система требований, определяющая поведение ее членов. Но как быть с теми, кто нарушает групповые нормы? На этот случай в группах содержатся допустимые пределы санкций, применяемых к лицам, чье поведение отклоняется от общепринятого. Группы оказывают давление (воздействие ) на отклоняющихся от нормативного поведения членов с тем, чтобы обеспечить достижение своих целей, сохранение себя как целого, выработку «реальности» для соотнесения с ней своих мнений, определение своего отношения к социальному окружению.
Поведение личности в группе может быть конформным. Конформизм – неосознанное или осознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Выделяют следующие типы конформизма:
а) «Майский жук – Дюймовочка». Человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечатлению (так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев).
б) «Защита». В этом случае человек в группе ищет защиту от неприятностей, находящихся вне группы.
в) «Новое платье короля». В этом случае человек делает вид, что согласен с группой, на самом деле он просто не хочет «выделяться» из-за нежелания нарушить единодушие группы.
Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Традиционно выделяют четыре вида психологической совместимости:
физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.). Например, при комплектовании экипажей гребных судов (байдарок, каноэ) подбирают спортсменов, равных по физическим данным;
психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство анализаторских систем, а также свойств темперамента. В этом отношении показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстова «Слепой и глухой». Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до другого. Они оказались физиологически несовместимы;
социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония;
социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

Статус личности. Виды отношений в группе. Типы лидеров.

Люди, входящие в группу, не могут находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занята группа. Положение индивида в группе в соответствии с его деловыми и личностными качествами определяется:
статусом , т. е. положением человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии;
престижем , который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств;
системой групповых ожиданий – совокупностью мнений об ожидаемом поведении данного индивида в данной группе;
групповыми нормами .
Взаимоотношения отдельных членов в группах очень сложны и многообразны. Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы. В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.
В любой группе выделяется руководитель, лидер , т. е. член группы, осуществляемый руководство. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Существуют два основных типа лидеров. Первый тип – функциональный , или инструментальный (компетентный), лидер, сосредоточенный на предстоящей задаче, владеющий инициативой в специфических видах деятельности, борющийся за достижение поставленных группой целей. Второй тип – эмоциональный , или аффективный , лидер, ориентированный на улучшение межличностных отношений. Это, как правило, всеми любимый член группы, оказывающий наибольшее влияние на взаимоотношения между отдельными ее членами и на психологический климат группы в целом. По сути дела, эти типы – два полюса отношений лидера с группой.

Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость.

Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, Референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив -- реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры. В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива.

Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели.

Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979), развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам. В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

  • - ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения,
  • - эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,
  • - открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив, принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:

  • 1) «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,
  • 2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,
  • 3) «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,
  • 4) «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязано, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития.

Ежедневно каждый человек, независимо от возраста, предпочтений, интересов, и уровня жизни контактирует с другими людьми на работе, учебе, в среде родственников, друзей, знакомых, а порой и незнакомых людей. Формируются различные отношения, социальные связи, контакты. Люди объединяются в группы по интересам, профессиональной специализации и иным признакам. Так или иначе общение с другими людьми непосредственно влияет на становление личности и определение места конкретного индивида в социальной деятельности. Знание определенных психологических основ формирования коллективов может помочь человеку определиться с выбором своего окружения. Профессионалам-психологам такая информация необходима для создания благоприятных условий в рабочем коллективе, а руководителю поможет эффективно организовать кадровые назначения, контролировать межличностную деятельность работников. Сегодня мы поделимся информацией о том, какие существуют виды малых групп и в чем их особенности.

Что такое малая группа в психологии?

В психологии малой группой принято называть объединение небольшого количества людей, у которых есть единое связующее для всех участников звено, имеются какие-либо общие социальные связи и совместная деятельность. Такие совокупности формируются в каждом коллективе. Виды малых групп в социальной психологии различают по способу формирования: искусственным или естественным путем.

Над вопросом о том, какое же количество участников должно быть в таких небольших объединениях, дискутируют психологи и социологи во всем мире. Одни специалисты утверждают, что для создания малой группы достаточно двух человек. Другие тем временем считают, что виды отношений в малой группе, состоящей из диады (двух человек), совершенно иные, они имеют свои особенности, отличные от признаков небольшого объединения людей. Поэтому сторонники такого предположения доказывают точку зрения о том, что минимальное количество участников в малом коллективе должно составлять 3 человека.

Еще больше споров возникает по поводу максимального количества людей в малых группах. В работах разных исследователей можно обнаружить число 10, 12 и даже 40. В трудах известного психиатра Джекоба Леви Морено, который активно занимался групп, обозначено максимально допустимое количество участников малой группы. По его мнению, оно составляет 50 человек. Но оптимальным считается формирование объединения из 10-12 участников. Отмечено, что в коллективах с большим количеством людей чаще происходят расколы, тем самым образуются новые виды малых групп.

Отличительные признаки

Чтобы определить собрание небольшого количества людей как малую группу, необходимо присутствие определенных отличительных черт:

  1. Регулярные встречи участников.
  2. Формирование единой цели, задач.
  3. Общая деятельность.
  4. Наличие структуры, определение лидера, руководителя.
  5. Определение роли и сферы деятельности каждого участника.
  6. Формирование внутренних межличностных отношений в группе.
  7. Образование правил, традиций, норм внутри малой группы.

Естественное формирование малой группы

Практически всегда в больших коллективах происходит непреднамеренное деление участников на более мелкие по численности объединения. Понятие и виды малых групп, которые образовались естественным путем, определяются с помощью анализа отличительных черт и признаков. Разделяются люди по интересам, предпочтениям, жизненной позиции, и прочему. Такие объединения называются неформальными.

В каждой среде имеются свои особенности деления участников коллектива. Это следует учитывать руководителям и организаторам таких сообществ, так как формирование малых групп влияет на трудоспособность и общую атмосферу в коллективе. Так, например, для организации эффективной учебной деятельности в детском коллективе следует учитывать, что состав неформально созданных малых групп изменяется буквально ежедневно, меняются статусы и роли участников. Такие объединения могут существовать, находясь под руководством взрослого лидера. В среде детей различного возраста руководитель должен завоевать безупречную репутацию.

В профессиональных неформальных коллективах для организации успешной деятельности также должен быть разумный руководитель. Бесконтрольные объединения работников в разные виды малых групп иногда могут негативно отражаться на работе компании. Обобщить людей способно недовольство участников руководством, условиями труда и прочим, что приведет к страйкам, массовым увольнениям. Поэтому в больших компаниях, где уделяется время и выделяются средства на психологию кадров, работает штатный психолог. Одной из задач такого специалиста является выявление объединений работников в коллективе и определение их направленности, деятельности. При правильном подходе такие группы можно использовать для улучшения эффективности работы компании.

Формальная группа

Выделяют формальные виды малых социальных групп. Особенностями такого коллектива является то, что люди объединяются не столько по желанию и предпочтениям, сколько по необходимости, статусу и профессиональной квалификации. К формальным малым группам можно отнести, например, объединение руководящего состава компании.

Одновременно могут образовываться, существовать и взаимодействовать формальные и неформальные виды малых групп в организации. Перед руководителями и психологами стоит задача реализации деятельности таких коллективов в общественных целях, для развития компании.

Функции малых групп

Малые группы выполняют важные функции как в развитии и становлении индивида, так и коллектива в целом. Психологи выделяют следующие функции, которые являются идентичными, независимо от того, какие виды малых социальных групп существуют в конкретном объединении людей:

  1. Социализация личности. Начиная с самого младшего возраста человек учится взаимодействовать с окружающими людьми, формируются предпочтения и взгляды, характер, место в социуме.
  2. Экспрессивная функция заключается в определении конкретного индивида в малой группе, его места в ней. Таким образом формируется уровень самооценки, личностные профессиональные качества, реализовывается необходимость человека в поощрении и одобрении.
  3. Инструментальная функция позволяет индивидууму осуществлять выбранную деятельность.
  4. Функция психологической помощи заключается в оказании поддержки участникам во время преодоления жизненных и профессиональных трудностей. Были проведены исследования, которые показали, что участники малых групп обращаются за помощью к соратникам даже чаще, чем к родственникам. Объяснить такое явление можно тем, что индивид не желает травмировать и нагружать своими проблемами близких людей. В то время как участники небольшого коллектива могут выслушать, дать совет, но не принимать близко к сердцу информацию, оставляя нетронутым личное пространство индивида.

Виды и функции малых групп зависят от выбора задач и целей, направленности общественной деятельности таких объединений.

Классификация малых групп

По каким признакам классифицируется малая группа? Виды малых групп, характеристика их деятельности определяются с помощью анализа определенных показателей.

Точного разделения таких социальных ячеек не существует. Психологами разработаны лишь рекомендации по классификации таких коллективов. Ниже представлена раскрывающая виды малых групп таблица.

Структура

Виды и структура малой группы тесно взаимосвязаны. В зависимости от того, какой образовался вид малого объединения, формируется внутренняя структура сообщества. Она представляет собой внутренние коммуникационные, социальные, эмоциональные и психологические связи между индивидами-участниками. Классифицируют структуру следующим образом:

  1. Социометрический тип основывается на межличностных предпочтениях и антипатиях.
  2. Коммуникативный тип определяется потоком информации внутри группы, способом общения между участниками.
  3. Ролевая структура заключается в распределении положений и вида деятельности между членами малой группы. Так, группа делится на тех, кто принимают решения, и тех, которые выполняют и поддерживают действия.

Взаимоотношения участников малых групп

Проблеме межличностных отношений в кругу небольшой группы людей посвящено много психологических и социальных трудов, исследований, экспериментов. Обобщив знания, можно выделить следующие виды отношений в малой группе: формальные и неформальные. В первом случае сотрудничество четко регламентируется законодательными актами: есть начальник и подчиненные.

Во втором случае все намного сложнее. Тут, благодаря личным качествам, определенный индивид становится группы. Такие отношения ничем не регламентируются, кроме как симпатией других членов малого коллектива. Такая позиция оказывается нередко достаточно неустойчивой: возможно наличие сразу нескольких лидеров, полное отсутствие такового, конкуренция между участниками, нежелание принимать выдвинутую роль и другие проблемы в коммуникации и распределении социальных ролей.

Не стоит недооценивать роль Нередко такие союзы приводят к изменениям в формальных кругах лидеров.

индивида в малой группе?

Каждый человек в обществе, а в коллективе в частности, имеет свой определенный статус. Для того чтобы определить его, необходимо ответить на вопрос: кто есть этот человек? При рождении могут быть присвоены, например, раса и пол. Статус может быть приобретенным или достигнутым, например, доктор или философ.

Определить статус индивида в группе можно с помощью социометрических методов. В учебных учреждениях, организациях работников часто проводятся опросы, в которых задаются вопросы о личных отношениях одних участников группы к другим. Проводятся чаще всего в виде карточек-опросников, или заполняется матрица, где шкалой служит указание уровня симпатии к другому человеку. Например, просят назвать одноклассника, который пользуется наибольшим авторитетом в классе. На основе полученных ответов с помощью специально разработанных ключей определяют неформальных лидеров, исполнителей и другие статусы участников.

При выборе средств и методов психологических исследований в коллективе специалистам крайне важно для достоверности полученных результатов учитывать, какие виды малых групп принимают участие в опросе.

Понятие лидерства в малой группе

Активно проблемой лидерства стали заниматься психологи и ученые еще в начале ХХ века. Почему одни люди могут беспрепятственно руководить другими? Какими необходимо обладать качествами и что нужно для этого делать? К сожалению, до сегодняшнего дня точных ответов на эти вопросы так никто и не дал. Один человек может стать лидером в определенных условиях и в конкретной группе людей, в то время как в другом коллективе он совершенно потеряется и будет выполнять малозаметную роль. Так, например, лидер спортивной команды не всегда может достойно проявить себя в группе интеллектуалов. Поэтому лидер - это, скорее, человек, который правильно взвесил свои возможности, определил цели и пути решения задач в конкретных условиях.

Существуют психологические труды, в которых исследуются необходимые личностные качества лидера. Наиболее популярной является методика «большой пятерки» Р. Хогана, в которой указаны 5 наиболее важных черт человека, претендующего на лидерство в коллективе.

Какова же роль лидера в малой группе людей? Несложно сделать вывод, что руководитель - это человек, который при положительных условиях приводит команду к достижению поставленных целей, а при негативных может не только не достичь желаемых группой результатов, но и полностью разрушить ее как таковую.

Управление малыми группами

С целью упорядочивания, реализации задач и целей, усовершенствования, развития и достижения результатов малой группой необходимо управлять. Каким образом можно это выполнить? Независимо от того, какие сформировались виды малых групп, в социальной психологии принято различать несколько стилей руководства:

  1. Авторитарный стиль заключается в выраженном преимуществе лидера перед другими участниками группы, которые оказываются лишь исполнителями.
  2. Либеральный стиль предполагает коллективную деятельность всех и каждого участника группы.
  3. Демократический стиль заключается в том, что лидер направляет участников на определенные действия, согласовывая и обсуждая процессы с каждым участником.

Подводя итог, можно отметить, что виды малых групп в психологии - понятие неточное, изменяющееся под действием внешних факторов и условий. Но руководителю любого вида коллектива следует внимательно относиться к формированию как формальных, так и неформальных внутренних объединений. Так как такие группы при правильном целенаправленном подходе могут обеспечить развитие всего коллектива, привести к усовершенствованию работы и эффективной реализации задач.