Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр. Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр «Тибетская книга мертвых»

В этом году на фестивале NET вы не встретите интерпретационного театра, только освоение новых театральных пространств и новые способы коммуникации со зрителями. Танцевальных «piece of art» (как Марина Давыдова назвала произведение Жерома Беля Gala, но так же можно назвать и другие танцспектакли на NETе) будет целых три: уже упомянутый Gala, Climax Ясмин Годдер и «Вернувшиеся» Виктора Карины, Мии Занетти и хореографа Мигеля.

Выбрать для себя спектакли, которые вы обязательно захотите посетить, вам поможет наш Гид по NET.

ПРАЗДНИКИ БУДУЩЕГО

Forced Entertainment/ Режиссер: Тим Этчеллс (Шеффилд, Великобритания)

Что это: Два актера (мужчина и женщина) по очереди говорят свои и чужие предположения о будущем, самые кошмарные или абсурдные. Временами возникает ощущение соперничества между исполнителями, каждый стремится представить все более тревожную и уморительную версию реальности. Говорят они на самом деле о настоящем – надеждах и страхах, в том числе и перед будущем.

Почему надо смотреть: Forced Entertainment — это группа британских художников, которая собралась еще в 1984 году, и стала исследовать устройство театров и современность. И они не боятся экспериментировать. За 30 лет компания объездила уже весь мир и активно изучается в академической сфере искусства. Театр находится в постоянном поиске новых форм театрального и перформативного искусства, и без устали продолжает изучать современную жизнь в городах. «Праздники будущего» — это очень ироничный диалог про всех нас.

ТИБЕТСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ

Театр.doc / Режиссер: Василий Березин (Москва, Россия)

Что это: Заброшенное столетнее депо Курского вокзала, граффити, актеры, бомжи.. Зрителям нужно будет представить, что они уже умерли, им больше нечего бояться, и прослушать инструкцию о том, что их ждет после смерти. Никаких печали и мрака, все будет с юмором. И спектакль на самом деле о жизни и том, что нужно еще успеть сделать.

Почему надо смотреть: Тибетская книга мертвых — буддийский текст о том, что ждет сознание человека после смерти и до реинкарнации. Эта книга оказала большое влияние на взгляды и научные работы К.Г.Юнга. Тема сама по себе захватывающая, да еще разыгранная в таком антуражном месте, да еще и Театром.doc. Вот пожалуй, три важные причины, по которым стоит одеться потеплее и пойти преодолевать свои страхи.

Где/когда: Заброшенное депо Курского вокзала (ул. Земляной вал, 9) / 19 ноября, 20:00

10 10 10

Мультимедийный перфоманс / Группа Anonymus

Что это: 10 видео историй, вдохновленных 10 произведениями (Владимир Набоков «Защита Лужина» / »Камера Обскура». Франц Кафка «Америка», Томас Манн «Волшебная гора», Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Вирджиния Вулф «Комната Джейкоба»/ «Волны», Генри Миллер «Тропик рака», Уильям Берроуз «Голый завтрак», Иосиф Бродский «Набережная неисцелимых»). Тема, которая их всех объединяет — невидимые образы отельного номера, в котором человек оказывается в вакууме со своими мыслями, между прошлым и будущим.

Почему надо смотреть: Группа Anonymus – творческое объединение выпускников Берлинской школы Баухаус. Сфера их деятельности – мультидисциплинарные и мультикультурные проекты, объединяющие видео, звук, изобразительное искусство, кино и современную хореографию. Интересно, что они такого наснимали, вдохновленные такими разными произведениями.

Где/когда: Новое пространство Театра Наций, 20–28 ноября, с 16:00 до 21:00 (вход свободный)

РАЗГОВОРЫ БЕЖЕНЦЕВ

Худрук постановки: Константин Учитель, Режиссер: Владимир Кузнецов (СПб, Россия)

Что это: Спектакль-променад по Ленинградскому вокзалу по пьесе Бертольда Брехта, которая была написана в 1940-41 в Финляндии. Пьеса — беседа двух немецких беженцев Второй мировой, место ее действия — Центральный вокзал Хельсинки. Зритель будет бродить по Ленинградскому вокзалу и слушать диалог двух актеров, которые будут то сходиться, то расходиться. В результате у зрителя есть выбор — за каким актером идти, и идти ли вообще — можно просто гулять по вокзалу в любом выбранном направлении.

Почему надо смотреть: спектакль-променад — это всегда возможность для зрителя стать соучастником спектакля, создать свой собственный, почувствовать акт творения театра здесь и сейчас. Плюс темы, которые всплывают в диалогах, написанных 75 лет назад, актуальны и сегодня. Каждый найдет свои сходства.

ЗОЛОТОЙ ОСЕЛ. РАЗОМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО РАБОТЫ

Электротеатр Станиславский, Режиссеры: творческая группа Бориса Юхананова (Москва, Россия)

Что это: Новый для России жанр — разомкнутое пространство работы, т.е. актеры будут читать свою роль, потом останавливаться и комментировать свою игру, или спектакль будет прерывать сам Юхананов и тоже комментировать. Все это будет длиться пять дней и делиться на дневные (с 14:00 до 18:00) и вечерние (19:00 до 23:00) показы. За все время проекта текст романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» будет прочитан полностью.

Почему надо смотреть: Новый жанр, почти неделя просмотра. А еще замысловатая композиция: пять дней — это пять частей бабочки (четыре крыла и тельце) — две «Мохнатые», две «Белые» и «Город». Интригующе и загадочно, почти как «Сверлийцы».

ВЫСТАВКА «СТЕНА КРИСТОФА ШЛИНГЕНЗИФА: МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ВООБРАЖЕНИЕМ»

галерея на Солянке

Что это: Стена, посвященная творчеству Кристофа Шлингензифа — отрывки видео из театральных постановок, фото перформансов, цитаты и кусочки интервью самого Шлингензифа — одного из самых оригинальных немецких художников. который делал работы и в постдраматическом театре, и в кино, и в опере, и в акционизме.

Почему надо смотреть: Шлингензиф очень популярен на Западе, но не у нас. Нужно восполнить этот пробел и сходить, чтобы составить свое видение этого художника.

Режиссер: Пиппо Дельбоно (Италия-Хорватия)

Что это: Воспоминания хорватских исполнителей, переживших травматические события жестокой войны, изменившей историю и границы их родины, чередуются с видеокадрами из итальянского лагеря для беженцев. В спектаклях Дельбоно нет ни четко закрепленных персонажей, ни драматургической канвы, ни даже мизансцен в традиционном понимании слова.

Почему надо смотреть: Когда Пиппо Дельбоно приезжал в Москву, то его не поняли. Сейчас он приезжает снова, но уже как звезда европейской сцены. Vangelo (ит. Евангелие) — это внутренний диалог с его покойной матерью-католичкой, которая хотела. чтобы он поставил на сцене Евангелие. «Как это сделать, если я даже не верю в Бога?» — говорит режиссер в начале спектакля. Надо теперь прийти посмотреть, как он это сделал и попытаться понять, хоть на этот раз.

ВЕРНУВШИЕСЯ

Проект компании YBW, Режиссеры: Виктор Карина, Мия Занетти, Хореограф: Мигель

Что это: Иммерсивное шоу по мотив пьесы «Привидения» Генрика Ибсена. Зрителям наденут маски и пустят блуждать более трех часов по особняку, стилизованному под викторианскую эпоху. В каждой комнате будет происходить какое-то действие, буквально на расстоянии вытянутой руки. Увидеть все и сразу, естественно, невозможно. У каждого получится свой спектакль.

Почему надо смотреть: Новый для России жанр иммерсивного шоу будет как захватывающее дух путешествие, полное тайн и интриг. Вы мечтали когда-нибудь оказаться в фильме Дэвида Линча? Пожалуйста. Как призрак, зритель будет блуждать по лабиринтам особняка, наблюдая странные отношения одной семьи.

Где/когда: Дашков переулок, дом 5 / 27 ноября (превью), 1 декабря, индивидуальные сеансы

КАРИНА И ДРОН

Творческая лаборатория «Угол», Режиссер: Дмитрий Волкострелов (Казань, Россия)

Что это: пьеса Павла Пряжко о школьниках поколения нулевых, которые не прдставляют свою жизнь без интернета и смартфона. Актеры — казанские подростки 14-16 лет, кто-то студенты театрального училища, а кто-то простые школьники. Помимо «словесного мусора» школьников, в спектакле, по словам режиссера, есть история «гула земли», который является предвестником апокалипсиса.

Почему надо смотреть: Драматург Павел Пряжко долго подслушивал минских школьников, чтобы собрать материал для пьесы. Стоит прийти и послшать, чем живет современная молодежь, что у нее на уме, и как это преподнес основатель питерского Театра post Дмитрий Волкострелов.

ДЫХАНИЕ

Режиссер: Марат Гацалов (Москва, Россия)

Что это: Пьеса Дункана Макмиллана «Дыхание» - рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребёнка. Если ты водишь машину, используешь полиэтиленовые пакеты, то есть, всячески загрязняешь планету, разве ты можешь иметь детей? Кто быстрее погибнет планета или отношения между мужчиной и женщиной?

Почему надо смотреть: Эту пьесу в постановке Кэтти Митчел москвичи видели в 2014 году на фестивале NET. Теперь эту пьесу ставит «молодой, но очень опытный» режисер Марат Гацалов, недавно ставивший для Новой сцены Александринки. А художник-сценограф здесь Ксения Перетрухина, номинированная на множество премий.

Концепция и постановка: Жером Бель

Что это: Деконструкцию академического представления о танце. Борьба против расхожих представлений об избранности, исключительности исполнителя здесь обретает форму гала, коллективного любительского шоу, в котором идея «хорошего танца» уступает место чистому удовольствию от выступления на сцене. Gala исследует физическую и умственную пластичность необученных тел, мобилизуя их стремление к самовыражению в танце и их способность воплощать, пусть и минимально, хореографические знания. Т.е. гала-концерт непрофи.

Почему надо смотреть: Жером Бель — один из лидеров движения не-танец. Выступал у Прельжокажа и Обадиа, ставил с Декуфле церемонию Зимних олимпийских игр (1992). Три года назад стал звездой Авиньонского фестиваля со спектаклем Disable Theatre, в котором приняли участие танцовщики с особенностями развития (актеры цюрихского театра Hora). Постановка также поразила Марину Давыдову)

Хореография: Ясмин Годдер

Что это: Формируя круг, глядя друг другу прямо в глаза, 6 танцовщиков, сначала находящиеся среди зрителей, постепенно исключают последних из своих рядов, передавая друг другу сигналы с помощью движения, пантомимы, крика, пения и тишины, иногда расслабляющей, иногда напряженной.Расширяя границы как собственно танца, так и перформативного искусства, Climax, используя повторения, синхронные и групповые движения, критически исследует современные понятия национальной идентичности и самоопределения.

Почему надо посмотреть: Ясмин Годдер родилась в Иерусалиме, училась в школе Марты Грэм, затем в художественной школе Tisch Нью-Йоркского университета. На протяжении 15 лет разрабатывала свою танцевальную лексику и занималась исследованием движения. Работа Climax требует невероятной самоотдачи и честности от танцовщиков, что передастся и зрителю, которому даже негде будет присесть.

МЕДЕЯ. МАТЕРИАЛ

Творческое объединение ORTA, Режиссер: Рустем Бегенов (Алматы, Казахстан)

(Программа OFF)

Что это: Техногенная мистерия для шестнадцати моделей, шести музыкантов, четырех экранов, трех камер и двух голосов на стыке театра, перформанса, концерта современной академической музыки и автоматического балета. В основе тексты Хайнера Мюллера «Медея.Материал» и Олжаса Сулейменова «АЗ и Я». Это ландшафтный музыкальный театр, где музыка, техника, тело, сценография, костюм и текст находятся в равноправных отношениях и одинаковы по силе присутствия. Если все еще не понятно, посмотрите фрагмент видео (что, правда, мало поможет).

Почему надо посмотреть: Рустам Бегенов — ученик Бориса Юхананова, работал в Электротеатре Станиславский выпускающим продюсером и ассистентом. Музыка в спектакле написана Санжаром Байтерековым и исполняется ансамблем «Игеру» – первым казахстанским ансамблем современной академической музыки. Сценография создана известным казахстанским художником кино Юлией Левицкой, вся машинерия спектакля, включая роботов-камертонов, разработана и сконструирована студией Artdepartment. И вместо актеров — настоящие казахстанские модели.

В рамках фестивального клуба будет тоже много интересностей, подробнее на сайте фестиваля: http://netfest.ru

18-ый фестиваль для нас - точка отсчета дальнейшего развития после долгого пути становления. Мы стали спокойнее, но все также стремимся постигать прежде незнакомые формы.

В этом году в программе: британский спектакль-утопия о динамичных формах настоящего и будущего («Праздники будущего»), спектакль-вызов известного итальянского режиссера Пиппо Дельбоно (Vangelo), постановка-мессенджер Дмитрия Волкострелова о жизни современных подростков («Карина и Дрон»), танцевальный перформанс француза Жерома Беля с участием людей с особенностями развития (Gala), феномен израильского танца в работе Ясмин Годдер (Climax), петербургский спектакль-променад по пьесе Бертольта Брехта («Разговоры беженцев»); яркие премьеры московских театров: спектакли «Тибетская книга мёртвых», «Дыхание» и «Золотой Осёл. Разомкнутое пространство работы»; а также два специальных проекта - мультимедийный перформанс по мотивам знаменитых художественных произведений («10 10 10») и выставка о творчестве немецкого художника Кристофа Шлингензифа.

В программе OFF: иммерсивное шоу совместного производства американской и российской компаний («Вернувшиеся») и казахский поп-механический спектакль Рустема Бегенова («Медея. Материал»).

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА:

«Праздники будущего»

Премия Ибсена, которую иногда называют «театральной Нобелевской премией», в этом году досталась ветеранам разговорного театра английской группе Forced Entertainment. Группе из нетеатрального города Шеффилд, не имеющей даже собственной площадки, но при этом известной на весь мир благодаря своим небольшим мобильным спектаклям. NET покажет одну из последних премьер, оригинальное название которой напоминает песню культовой группы Velvet Underground.

«В будущем не будет никаких народов и стран...». Два актера, мужчина и женщина, час с лишним стоя лицом к зрителю и почти не глядя друг на друга, фантазируют на тему будущего всего человечества. «В будущем...» — начинает один, «Или...» — возражает второй…. Может быть, в будущем на каждом континенте останется по одному человеку; или несколько человек будут пользоваться одним и тем же телом; или, просыпаясь утром, каждый человек сможет решить, в каком именно теле он проживет этот день; или каждая раса будет занимать свой собственный континент, или рас не будет вовсе; или секс станет чем-то неинтересным, занятием только для стариков...

Возражения часто кажутся просто пикировкой между мужчиной и женщиной, почти флиртом, но иногда актеры ловко берут на себя роли консерватора и либерала, и тогда футуристические упражнения приобретают актуальный политический оттенок. Динамичный и остроумный спектакль Forced Entertainment, конечно же, не о будущем, а о настоящем — о надеждах и фобиях сегодняшнего человека и о непреодолимом страхе перед грядущим. Неслучайно диалог героев заканчивается предположением о том, что когда-то человеческая жизнь будет длиться всего один час.

Проект пройдет при поддержке Британского Совета в России.

Одной из основных и самых мощных «темных лошадок» программы предстоящего фестиваля станет спектакль Vangelo, поставленный всемирно известным итальянским режиссером Пипо Дельбоно. Поворотным моментом в театральной карьере художника, которого часто называют «самым противоречивым гением современной итальянской сцены», стала работа с Пиной Бауш. Именно тогда Дельбоно понял, что главное для него - это человек и его тело. В спектаклях итальянца нет ни четко закрепленных персонажей, ни драматургической канвы, ни даже мизансцен в традиционном понимании слова. Есть горячечный монолог самого режиссера - высокого, грузного, лысоватого человека с длинными руками, двигающегося по сцене непринужденно, как ребенок, которого никогда не учили искусству танца. И есть артисты его эксцентричной труппы: старенький аутичный Бобо, которого Пипо вызволил из психлечебницы, даун-трансвестит Джанлука… С их помощью Дельбоно пытается вытравить из искусства искусственность. Превратить сценическую игру в сценическую исповедь. Его опусы проникнуты желанием столкнуть лицом к лицу натуральное и фальшивое и через это преодолеть условность театра, в котором уже невозможно играть роли, можно только быть самим собой.

О чем бы ни говорил Дельбоно, он всегда имеет в виду зыбкий хаос, в который мы все от рождения погружены, и незыблемый фундамент бытия, который мы всю жизнь пытаемся нащупать.

Спектакль Vangelo (ит. «Евангелие») создан в память о матери художника, которая, будучи истинной католичкой, перед смертью спросила сына, почему он никогда не обращается к религиозным сюжетам. Впрочем, не следует ожидать знакомых историй или канонического воплощения.

В Италии после Маркса и Пазолини библейская иконография неизменно комментирует современные истории страдающих и отверженных.

Фотография Luca Del Pia

«Карина и Дрон»

Первая за пределами двух столиц постановка Дмитрия Волкострелова (основателя петербургского Театра Post и обладателя Национальной театральной премии «Золотая маска») сделана по пьесе его постоянного автора Павла Пряжко. Текст похож на случайно смонтированные сцены, в которых зафиксирована речь современных подростков.

Волкострелов занял в спектакле вчерашних школьников - по сути, носителей этого языка. Лиц почти не видно, слова часто не различить, а само общение персонажей напоминает о чатах в социальных сетях, где и орфография, и пунктуация, и синтаксис неустойчивы и находятся в стадии новой формализации. Именно так складываются новые коды общения и формируется человек будущего.

В последнее время особое внимание театральных практиков стал занимать инклюзивный театр, постановки с участием людей с особенностями развития. Спектакль французского режиссера и хореографа Жерома Беля - это прекрасный пример успешной работы выдающегося хореографа с профессиональными и непрофессиональными перформерами. В спектакле участвуют 20 профессиональных и непрофессиональных московских танцовщиков (в том числе 2 балетных танцовщика, 2 исполнителя современного танца, 2 актера, 2 детей 6-10 лет, 2 подростка, 3 пенсионера, 1 трансгендер, 1 человек с синдромом Дауна, 1 человек с ДЦП).

В первой части спектакля перформеры по очереди представляют свою интерпретацию одного из танцевальных стилей, иллюстрируя тезис Жерома Беля о феномене социальной памяти. Во второй - исполняют сольные танцы, которые знают из своей повседневной жизни, тогда как остальные участники Gala воспроизводят их движения. В итоге, по замыслу автора, перформанс превращается в настоящий гедонистический манифест танца без ограничений и комплексов.

Единственный показ спектакля в рамках фестиваля будет представлен на большой сцене Театра Наций.

Жером Бель - танцовщик, хореограф и режиссер, один из лидеров движения «не-танец». Родился в 1964 в Монпелье. В 1985 окончил Национальный центр современного танца в Анже. Участвовал в постановках крупнейших хореографов Франции и Италии. Был ассистентом Филиппа Декуфле в постановке церемоний Зимних олимпийских игр в Альбервиле (1992). В 1994 дебютировал в качестве хореографа. Ставил спектакли по всему миру, в том числе в парижской Опера Гарнье, Лионской опере и брюссельском театре Ла Монне. Сотрудничает с известными танцовщиками, именами которых и называет спектакли (Вероник Дуано, Изабель Торрес, Лутц Форстер, Седрик Андрие). Активно работает с людьми с особенностями развития.

Проект будет реализован общими силами фестиваля NET, Театра Наций и Французского института в Москве.

Фотография Herman Sorgeloos

Феномен израильского современного танца мало представлен на московской сцене, и одним из ключевых его лиц является родившаяся в Иерусалиме и выросшая в Нью-Йорке Ясмин Годдер. Будучи ученицей танцевальной школы Марты Грэм, девушка интересовалась манхэттенской панк-сценой 1980-х, а после окончания престижной художественной школы Tisch полностью сконцентрировалась на исследовании движения.

Одна из последних работ Годдер - Climax - заказана музеем изобразительного искусства Петах-Тиква и изначально создана для выставочного пространства. Совмещая живое и неживое, изобразительное искусство и исполнительское, девушке удалось создать резко политическое произведение, резонирующее с хрупким чувством общности, стремлением к безопасности внутри коммьюнити, присущим с одной стороны современному художнику, а с другой - любому израильтянину, и в то же время, омраченному ощущением опасности, угрожающей извне.

Работа требует от исполнителей - шести танцовщиков - большой физической отдачи и включает уникальную танцевальную лексику, разрабатываемую Годдер на протяжении последних 15 лет. Формируя круг, глядя друг другу прямо в глаза, исполнители, сначала находящиеся среди зрителей, постепенно исключают последних из своих рядов, передавая друг другу сигналы с помощью движения, пантомимы, крика, пения и тишины, иногда расслабляющей, иногда напряженной. Переходы от одного способа существования к другому стремительны и неожиданны.

Расширяя границы как собственно танца, так и перформативного искусства, Climax, используя повторения, синхронные и групповые движения, критически исследует современные понятия национальной идентичности и самоопределения.

Фотография Gadi Dagon

«Разговоры беженцев»

Променад-спектакль по пьесе Бертольта Брехта, написанной в 1940-1941 годах в Финляндии. Место действия — Центральный вокзал Хельсинки. Действие разворачивается в залах, кафе и на перроне вокзала. Вооружившись аппаратурой для слежки, зритель получает возможность наблюдать за приватным разговором неких Циффеля и Калле. Стратегию слежки каждый вправе определить сам: можно перемещаться вслед за артистами или раствориться в толпе и построить собственный визуальный ряд, спонтанно наложенный на звуковой канал. Герои спектакля, чьи голоса сопровождают зрителя, — два немецких беженца времен Второй мировой, обсуждающих как глобальные общечеловеческие вопросы, так и мелкие бытовые невзгоды. В образе Калле угадываются черты самого Брехта. Возможно, что-то из услышанного представится зрителю не утратившим актуальности.

Спектакль создан петербургским фестивалем «Точка доступа», специализирующимся на сайт-специфическом искусстве, в частности, театре в нетеатральных пространствах.

МОСКОВСКАЯ ПРОГРАММА:

«Тибетская книга мертвых»

Василий Березин, режиссер спектакля:

«…Этот перформанс - инструкция к применению, о том, что нас всех ждет после смерти. Действие происходит в заброшенном депо Курского вокзала, изрисованном вокруг да около. Здание находится рядом с вылизанным офисным бизнес-центром. И весь смрад тянется к железной дороге, к заброшке с надписью Кирилла Кто - «все держится на перекрытиях… Помимо актеров на площадке существуют бездомные, оставившие здесь свои тела на сон или еду. Благодаря местным жителям мы поняли, что это комедия. В них есть это чувство - не отчаиваться, а каждый удар судьбы переносить с юмором. А теперь давайте представим, что вы все уже умерли, и вам бояться в этой жизни в общем-то нечего. Спектакль не о смерти, а о жизни. В нашем течении времени еще нужно очень много чего успеть».

Фотография Александра Чусова

«Дыхание»

Пьеса «Дыхание» британского драматурга Дункана Макмиллана - это рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребёнка. Если ты водишь машину, используешь полиэтиленовые пакеты, то есть всячески загрязняешь планету, разве ты можешь иметь детей? Кто быстрее погибнет - планета или отношения между мужчиной и женщиной? Одну из самых интересных пьес последних лет в Театре Наций поставит молодой, но уже опытный режиссер Марат Гацалов (в недавнем прошлом - главный режиссер Новой сцены Александринки).

«Золотой осёл. Разомкнутое пространство работы»

Публичная сессия новопроцессуального проекта творческой группы Бориса Юхананова, посвященного работе над текстом Апулея. Проект реализован в принципиально новом для отечественной театральной практики жанре Разомкнутого пространства работы.

Акция представляет собой серию показов с комментариями и разборами и является реальным продолжением работы - но в присутствии наблюдателей. Аттракцион заключается в том, что публика становится свидетелем живого, незащищенного, при этом сбалансированного диалога и участвует в опыте познания. Карнавальная природа текста Апулея в данном случае - идеальное пространство превращения театра в перформативную практику.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ:

«10 10 10»

10 видео, 10 минут, 10 историй

Группа Anonymous представляет мультимедийный перформанс по мотивам:

Владимир Набоков «Защита Лужина» / »Камера Обскура»

Франц Кафка «Америка»

Томас Манн «Волшебная гора»

Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»

Вирджиния Вулф «Комната Джейкоба»/ «Волны»

Генри Миллер «Тропик рака»

Уильям Берроуз «Голый завтрак»

Иосиф Бродский «Набережная неисцелимых»

Группа Anonymous взяла на себя роль катализатора, проявляющего невидимые образы, которыми населено пространство номера любого отеля. В отеле человек часто оказывается наедине с собой и своими мыслями, нейтральная обстановка провоцирует на неожиданные решения и поступки, происходит обнуление всей жизни. Этот странный вакуум, как некая остановка между прошлым и будущим, всегда привлекал писателей и художников.

Так возникли десять видео-историй, вдохновленные атмосферой произведений великих писателей.

Группа Anonymous - творческое объединение выпускников Берлинской школы Баухаус. Сфера их деятельности - мультидисциплинарные и мультикультурные проекты, объединяющие видео, звук, изобразительное искусство, кино и современную хореографию.

Выставка «Стена Кристофа Шлингензифа: между реальностью и воображением»

Архивная экспозиция о творчестве Кристофа Шлингензифа, одного из самых оригинальных и значимых для немецкой культуры художников, расскажет о человеке, успевшем за 49 лет своей жизни создать большое количество знаковых работ в постдраматическом театре, кино, опере и в искусстве акционизма.

Междисциплинарность Шлингензифа в купе с излюбленным художником методом провокации способствовала развитию уникального художественного языка, позволяющего точно и емко говорить о самых неприятных проявлениях человеческой натуры в условиях современного мира. Намеренно смешивая факты и воображаемые детали, Шлингензиф выворачивал наизнанку всю подноготную цивилизованного общества, иронизируя над социальными проблемами. Он не боялся вызвать смущение или осуждение, выставляя напоказ и собственную болезнь — художник умер от рака в 2010 году.

Отрывки видео из фильмов и театральных постановок, фото перформансов, цитаты и отрывки интервью самого Шлингензифа, из которых состоит «живая стена» экспозиции, лишь обозначают пласты «реальности» художника. А то, каким он может предстать для каждого посетителя, зависит от индивидуальной интерпретации увиденного.

Куратор выставки Маргарита Осепян. Государственная галерея на Солянке (ул. Солянка, 1/2, стр. 2; вход с ул. Забелина). При поддержке Гёте-Института в Москве.

ПРОГРАММА OFF:

Иммерсивное шоу «Вернувшиеся»

Совместное производство: театральная компания Jorney Lab (Нью-Йорк, США) и компания YesBWork (Москва, Россия).

Режиссеры: Виктор Карина и Мия Занетти

Хореограф-постановщик: Мигель

Продюсеры: Вячеслав Дусмухаметов и Мигель

По словам нью-йоркских критиков «иммерсивные шоу Journey Lab тотально погружают зрителя в непрерывное интерактивное действие, умело смешивая эстетику фильмов Дэвида Линча и энергетику современного театра, уникальную хореографию и впечатляющие спецэффекты».

Зрители окажутся в эпицентре загадочных событий, одновременно происходящих на всей территории старинного поместья. В особняке возникли десятки потайных ходов и дверей, а в результате шестимесячных репетиций, которые велись в строжайшей тайне, российские актеры смогли освоить уникальные методики взаимодействия с аудиторией. Действие, поставленное по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения», будет происходить на расстоянии вытянутой руки, задействуя все чувства зрителей, а непременный атрибут шоу - маска, создаст ощущение анонимности и защищенности.

«Медея. Материал»

Техногенная мистерия для шестнадцати моделей, шести музыкантов, четырех экранов, трех камер и двух голосов на стыке театра, перформанса, концерта современной академической музыки и автоматического балета. В основе тексты Хайнера Мюллера «Медея.Материал» и Олжаса Сулейменова «АЗ и Я».

Первая в истории казахского театра постановка Хайнера Мюллера решена в эстетике ландшафтного музыкального театра, где музыка, техника, тело, сценография, костюм и текст находятся в равноправных отношениях и одинаковы по силе присутствия.

Режиссер: Рустем Бегенов.

Композитор: Санжар Байтереков.

Сценография: Юлия Левицкая.

Костюмы: Айдана Кожагельдина.

Музыку исполняет Ансамбль современной музыки “Игеру”.

Производство: Творческое объединение ORTA совместно с Гёте-Институт Казахстан, при участии Казахской Национальной консерватории им. Курмангазы.

Фестивальный клуб

В рамках NET 2016 вновь пройдет Фестивальный клуб, где мы будем говорить о самых интересных событиях современного искусства и культуры, о новых именах независимого кинематографа.

Одна из главных задач клуба - открытое общение в неформальной обстановке с режиссерами, хореографами, композиторами, театральными и кино- критиками. Программа клуба будет объявлена дополнительно.

Фестиваль проходит при традиционной поддержке Французского института в Москве, Гёте-Института в Москве и Британского Совета в России.

Мы благодарим за многолетнее сотрудничество компанию «Академсервис» и Союз Театральных Деятелей России.

Генеральный партнер фестиваля NET: Фонд Михаила Прохорова.

», он же NET. Ежегодный праздник театрального урожая со всей Европы проходит уже в 18-й раз. В программу входят только экспериментальные работы, для кураторов Марины Давыдовой и Романа Должанского понятие «театр» не имеет четких границ и спектаклем может называться любое действо. Аббревиатура NET намекает на концепцию фестиваля - вовлечение российского зрителя в международный контекст, в мировую театральную сеть. The Village рассказывает о главных событиях 18-й программы.

«Праздники будущего»

Театр наций (малая сцена)

Режиссер

Тим Этчеллс

Крошечная английская труппа Forced Entertainment квартируется в маленьком провинциальном Шеффилде, что не мешает ей представлять актуальный британский театр на важнейших международных фестивалях - например, в Авиньоне и Эдинбурге. «Праздники будущего » - камерное разговорное шоу, напоминающее стендап на двоих: актеры Кэти Нейден и Джереми Киллик обсуждают перспективы человечества в формате мозгового штурма. За час с небольшим они выдвинут и тут же оспорят десятки гипотез, правдоподобных и безумных, шуточных и серьезных, пытаясь угадать, как изменятся политика, география, быт и физиология. Возможно, мы научимся менять тело, как одежду. Возможно, расы, нации и государства исчезнут. Или популяция сократится до шести человек, и каждому достанется по континенту. Это лаконичный, стремительный спектакль эпохи мессенджеров и твиттера, умный и в то же время развлекательный - нетипичное для театра сочетание.

«Разговоры беженцев»

Ленинградский вокзал

По приглашениям

Художественный руководитель

Константин Учитель

режиссер

Владимир Кузнецов

Зрители собираются на вокзале, чтобы подслушать беседу двух немцев, эмигрирующих из нацистской Германии. Их голоса непрерывно слышны в наушниках, но самих героев предстоит найти и опознать в толпе пассажиров. Для публики предусмотрены разные опции: можно оставаться на месте или преследовать кого-то из артистов. Необычный выбор места подсказан текстом: персонажи Бертольта Брехта - физик Циффель и рабочий Калле - рассуждают о политике и обществе на Центральном вокзале города Хельсинки. В годы Второй мировой, когда писалась пьеса, антифашист Брехт и сам был немецким эмигрантом в Финляндии. К слову, родная площадка спектакля - Финляндский вокзал Петербурга.

Постановка сделана на средства молодого петербургского фестиваля «Точка доступа», который целиком посвящен Site-specific art - искусству, созданному для конкретной локации и в диалоге с этой локацией. По заданию фестиваля художники и режиссеры обживают общественные пространства - парки, набережные, магазины, - всякий раз наполняя хорошо знакомое публике место новым содержанием. Зрители спектакля «Разговоры с беженцами» переживают прогулку по вокзалу как эстетический опыт, и для авторов это не менее важно, чем ревизия Брехта.

Vangelo

Театр наций (основная сцена)

От 700 рублей

Режиссер

Пиппо Дельбоно

Итальянец Пиппо Дельбоно - характерный персонаж эпохи, которую специалисты называют постдраматическим театром. Законы драматургии и режиссуры для него - ненужный балласт, равно как и нормы хорошего вкуса. Формат его спектаклей невозможно определить одним словом - то ли это драма, то ли танец, то ли перформанс. Артисты Дельбоно не прячутся за личинами персонажей, а представляют на сцене самих себя: в исполнителе режиссера интересует личность, а не сумма навыков. Поэтому в его постановках часто заняты люди с выдающейся биографией: скажем, любимец Дельбоно, неслышащий актер Винченцо Каннаваччиоло, известный под псевдонимом Бобо, больше 30 лет провел в психиатрической клинике, где его и нашел режиссер. Постановщик и сам регулярно выходит на сцену, что роднит его с художниками-акционистами и перформерами.

Vangelo переводится с итальянского как «Евангелие». Дельбоно поставил этот спектакль в память о матери-католичке, старавшейся перед смертью заинтересовать его религией. В этом проекте режиссер пытается помириться с Христом: он появляется перед зрителями убежденным атеистом и за полтора часа приходит к такому варианту христианства, который ему нравится. Все это с музыкой, дикими танцами и еще бог знает чем.

«Карина и Дрон»

Новое пространство Театра наций

От 1 000 рублей

Режиссер

Дмитрий Волкострелов

В Москве или Петербурге премьера режиссера Дмитрия Волкострелова - беспроигрышный вариант для открытия новой площадки. В Казани - другое дело, но руководитель арт-пространства «Угол» Инна Яркова все-таки рискнула. Дело в том, что Волкострелов предельно далек от энтертейнмента. Далеко не любой зритель согласится признать его работы спектаклями (проверьте себя: прослушать лекцию композитора Кейджа в исполнении двух невидимых артистов - это считается за визит в театр или нет?). Для постановки в Казани Волкострелов выбрал пьесу своего любимого драматурга Павла Пряжко «Карина и Дрон» о повседневной жизни школьников. В этом тексте толком нет сюжета, все 14 страниц - просто болтовня старшеклассников. Сверхспособность автора - феноменальный слух на будничную речь. Пьеса похожа на расшифровку диктофонной записи и вся состоит из реплик вроде «Давай лучше потом, на обратной дороге я бы с тобой поехала». Предмет интереса Пряжко - язык 15-летних, которым он овладел как родным: не каждый драматург сможет органично вписать в диалог «омномном» или «узбагойся».

Волкострелов своей постановкой нарушил, наверное, все театральные конвенции. Он отобрал непрофессиональных актеров-подростков, выстроил их на сцене в ряд, минимизировал освещение и отказался от микрофонов, предложив аудитории битый час пялиться на неподвижных людей, которых почти не видно и плохо слышно. Режиссер буквально иллюстрирует поговорку «чужая душа - потемки», только в роли чужого здесь - целое неизученное поколение., француза Жерома Беля, танец - не ремесло нескольких посвященных, а доступный каждому способ выражать эмоции.

Выводя любителей на настоящую театральную сцену наравне с артистами-профессионалами, хореограф реабилитирует искусство непрофессионалов, над которым принято подшучивать. В его системе координат не существует понятия «балетное телосложение»: танцевать могут худые, толстые, пожилые, молодые - было бы желание. В Gala участвуют в том числе люди с дополнительными потребностями - исполнители с синдромом Дауна, артисты, передвигающиеся в инвалидном кресле. Среди создателей проекта нет художника по костюмам - каждый сам решает, как будет выглядеть на сцене. Gala - альтернатива не только профессиональному танцу, но и профессиональному творчеству вообще: вместо того чтобы оценивать мастерство художника, зрителю предлагают принять и полюбить его индивидуальность.

фотографии: обложка, 3 – Pippo Delbono/Театр Наций, 1 – Hugo Glendinning/Forced Entertainment, 2 – «Точка доступа», 4 – Рамис Назмиев/Творческая лаборатория «Угол», 5 – R.B. Jérôme Bel

Можно ли увидеть на фестивале «NET – Новый европейский театр» ужасный спектакль? Конечно, да – хотя бы потому, что критерии «прекрасного» и «ужасного» у каждого свои, а понравится всем, разве что, купюра в 100 евро (ненавистники есть, поди, даже у Чарли Чаплина ). Но совершенно точно, что на NET"е не бывает ненужных, никчемных, необязательных спектаклей: арт-директора фестиваля Марина Давыдова и Роман Должанский идеально чувствуют, что такое живой актуальный театр.

NET-2016 открывается 17 ноября неожиданно камерно – почти stand up’ом британской группы Forced Entertainment «Праздники будущего» , занимательным футурологическим конгрессом для камерной аудитории: о том, что нас, возможно, ждёт, шеффилдские искусники расскажут с Малой сцены Театра наций . Но не спешите сетовать на нынешний скромный бюджет феста, в былые годы привозившего в Москву большие и дорогие постановки суперзвезд – Марталера и Фабра, Тальхаймера и ван Хове, Питера Брука, Кэти Митчелл, Жозефа Наджа, Корнеля Мундруцо, Деклана Доннеллана, Филиппа Кена: список можно длить и длить. В последние дни фестиваля компания израильского хореографа Ясмин Годдер покажет перформанс Climax, одно из главных событий летнего венского фестиваля Wiener Festwochen. Выдающийся французский хореограф Жером Бель устроит на большой сцене Театра наций Gala с участием непрофессиональных танцовщиков. А вторым, неофициальным открытием NET"а станет гастроль уникального итальянского режиссера Пиппо Дельбоно со спектаклем «Евангелие» .

Уничтожение границ между искусствами – генеральная тенденция современности, которую фиксирует NET: рядом со спектаклями разной степени нетрадиционности на фестивале есть место выставке великого немецкого хулигана Кристофа Шлингензифа (она открывается 24 ноября в галерее на Солянке ) и видеоинсталляции берлинского коллектива Anonymus «10 10 10» (с 20 по 28 ноября в Новом пространстве Театра наций ). Логическая кода фестиваля – Climax Ясмин Годдер, радикальный микс физического театра и contemporary art, где ничто не разделяет танцовщиков и зрителей, а политический контекст рождается из близости наблюдателей и артистов.

Впрочем, и для «Евангелия», заключенного в привычный прямоугольник сцены, понятие границ относительно. Его автор Пиппо Дельбоно – грузный человек с замечательной пластикой, доверяющий своему только кажущемуся неуклюжим телу. Актер и режиссер, делающий достоянием общественности свою жизнь, семью, память, грёзы, политические и эротические пристрастия – в поэтических фильмах-эссе и многофигурных театральных композициях: труппа Дельбоно – по сути, его семья, и её маленький солдат – глухонемой 80-летний Бобо, освобожденный Дельбоно из психиатрической клиники, после 50 лет заточения, – для Пиппо не менее важен, чем его недавно скончавшаяся мать (она когда-то и спрашивала блудного неверующего сына, отчего бы ему не инсценировать Евангелие? ). В «Евангелии», как всегда у Дельбоно, – хотя нет, острее, чем всегда – «личное» сливается с «общественным»: среди героев спектакля – настоящие герои нашего времени, беженцы из Сирии, Афганистана и Африки, угроза (или надежда? ) старой Европы. У этого спектакля есть «двойник» – одноименный фильм, показанный на . Театральное «Евангелие», увидеть которое может только «чистая», обеспеченная публика, Пиппо посчитал буржуазным и, дабы вернуть теме ясность, а себе – смысл жизни, отправился в лагерь беженцев, чтобы разыграть тот же сюжет с нелегальными эмигрантами, ожидающими решения своей судьбы в новом европейском лимбе.

NET традиционно открывает новые театральные пространства – причем, буквально: так один из самых незабываемых проектов, спектакль-«бродилку» английского театра dreamthinkspeak «Не оглядывайся» играли в цехах «Фабрики»: они превращались в царство мертвых, по которому блуждали уподобившиеся Орфею зрители. В 2016-м на NET’е тоже будет свой Аид – проект «Театра.doc» «Тибетская книга мертвых» ; его играют в заброшенном депо на Курском вокзале. А рядом в афише – спектакль, привязанный всё к той же больной теме вынужденной эмиграции – это «Разговоры беженцев» Константина Учителя и Владимира Кузнецова, «внедряющие» пьесу Бертольта Брехта в реальное пространство: в Москве это Ленинградский вокзал.

Возвращаясь к звездам режиссуры, без которых немыслим NET. К ним без натяжки можно причислить и нашего соотечественника Дмитрия Волкострелова. NET привозит спектакль «Карина и Дрон» , поставленный им по пьесе Павля Пряжко в казанской творческой лаборатории «Угол» – с начинающими актерами, ровесниками героев пьесы о современных тинейджерах, чьи отношения и даже язык для многих сродни инопланетным. Спектакль начинается со слов Карины «Хочу съесть бигмак и большую картошку », заканчивается репликой Дрона «Зашкалило на косплей », между ними – 55 минут подростковой трепотни, непонятной, странной, смешной и бездонной. Большинство ремарок драматурга – вроде «целуются, обнимаются, прощаются », «берет планшет, переписывает домашнее задание на листик » – режиссер либо сводит к аскетичной пластике (в прямой контакт шестеро героев не вступают и с мини-подиумов вдоль сцены ни разу не спускаются ), либо заменяет игрой света, либо вообще игнорирует. Но вот вступительную ремарку Пряжко – о громком тягучем звуке, вроде бы шедшем из недр Земли в 2012-м году, – Волкострелов материализует: гул, смешивающийся с обычным городским шумом, беспрестанный. И предполагает множество трактовок: это и не поддающийся рациональному объяснению саунд Вселенной. И мощный барьер – между героями с их teenage angst’ом, микроскопическими трагедиями, любовными объяснениями, необходимостью перекрикивать друг друга. Между поколениями – за старшее отвечает публика, которой приходится напряженно вслушиваться в текст. Между индивидуумами, для которых ни одно новое время не отменит проблему экзистенциального одиночества. Космические темы, космический спектакль.