Гражданские чины российской империи. Введение табели о рангах

– специальный законопроект, регулирующий порядок государственной службы в Российской Империи.

Табель о рангах был утвержден 24 января 1722 года императором Петром 1 и просуществовал вплоть до ноября 1917 года (на некоторых территориях до ноября 1922 года); за это время табель регулярно пополнялся новыми сведениями и дополнялся в соответствии с военными реалиями.

Основная идея табеля о рангах заключалась в грамотном описании и систематизации всех существующих в империи чинов. Для этого они все были описаны, соотнесены по старшинству и расположены в четкой последовательности.

История создания табеля о рангах Российской Империи

Идея принятия подобного закона принадлежала самому Петру, который лично принимал участие в составлении табеля. В качестве основы и образца были взяты аналогичные законопроекты Франции, Пруссии, Швеции и Дании. После создания черновика, Петр лично редактировал его и велел передать на рассмотрение Сената, а затем Военной коллегии и Адмиралтейской. Несмотря на то, что эти инстанции внесли некоторые замечания касательно текста законопроекта, табель о рангах остался практически неизменным и вскоре был принят.

В широком смысле петровский табель о рангах 1722 года представлял собой документ, в котором последовательно по рангам были описаны все чины, существующие на данный момент в России, а также сведения о заработных платах, обязанностях и правах, штрафах и многом другом.

Все чины делились на три типа – военные, статские и придворные – а затем разделялись на четырнадцать классов. Изначальный документ содержал описание 263 должностей, некоторые из которых позднее были упразднены.

Особо важным в документе было то, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. В частности, равными по рангу были следующие чины: гражданская служба – тайный советник, придворная служба – обер-шталмейстер. Отдельно были представлены военные чины (которые имели некоторое преимущество над гражданскими), которые также делились по родам войск. Чины присваивались не только мужчинам, но и женщинам, находящимся на службе при дворе.

Военные чины ставились выше на ранг, нежели гражданские и придворные, что позволяло военным быстрее продвинуться по карьерной лестнице и иметь шанс стать высшим дворянином гораздо раньше.

Табель о рангах царской России содержал подробные сведения о праве наследования, продвижения по службе и даже о необходимом обращении к чиновнику того или иного ранга. Все это было создано для того, чтобы облегчить государственную службу и создать четкую систему управления чиновничеством в Российской Империи.

Значение табели о рангах

Появление подобного документа существенно изменило государственное устройство. Старорусские чины не были упразднены, но прекратили жаловаться, что означало окончательное удаление современной России от порядком Московской Руси.

Наиболее заметные изменения произошли среди дворян. С новым документом первостепенное значение в положении дворянина стала иметь личная выслуга, а не родословная или выслуги отца и рода в целом, что также значительно меняло старый, принятый еще со времен Киевской Руси, уклад жизни. Начали появляться новые дворяне, что привело к расколу дворянства наличное и потомственное, причем каждый из новоявленных классов имел свои преимущества.

Также произошло окончательное разделение службы на военную, гражданскую и придворную.

Новый табель и, соответственно, новый порядок продвижения по службе и получения титулов (не родовой или сословный) давал возможность даже бедным молодым людям из низших сословий заработать хорошее место и пробиться в более высокие сословия.

На сегодняшний день в современной России существует аналогичный документ, описывающий должности военной службы.

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

«Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…»

4 февраля 1722 г. по указу Петра I Великого введена «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…».

Табель о рангах являлась законодательным актом, утверждённым 24.01(4.02).1722 г. Петром I, и устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи.

Необходимость в строгом регламентировании системы чинов возникла в результате преобразований Петра I, которые повлекли за собой значительное увеличение их количества в армии и государственном аппарате. Таким образом, Табель явилась своеобразным итогом административных преобразований Петра I, регламентирующим порядок прохождения государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина. В указе Петр I отмечал: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I: сохранились его проекты и замечания на текст этого документа. Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему важное значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам, или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табели были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.

Свое мнение Сенат представил 20 сентября 1721 г. Военные и морские чины не вызвали замечаний. По этому поводу говорилось: «Понеже о воинских сухопутных и морских чинах сочиненный порядок в рангах сходен против рангов других государей, особливо же французского, яко древнего и самодержавного короля, того ради об оных ничего к перемене потребного не рассуждаем показать во мнении своем...». Замечания по другим категориям чинов сводились главным образом к уточнению классов (рангов) некоторых из них, применительно к тому, как это было в других странах.

Первоначально закон состоял из собственно Табели (таблицы) чинов и 18 «Пунктов», пояснявших Табель. Все чины делились на 4 класса. Старшим был 1-й. Чины подразделялись на 3 типа: военные, гражданские и придворные. Устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной. Лишь позднее военные утратили право на старшинство в 1-м и 2-м классах. Военные чины состояли из 4-х разрядов: гвардия, сухопутные, артиллерийские и морские. Чины в гвардии были на класс выше других воинских. Среди обладателей одного чина старшим являлся тот, кто раньше был пожалован в него.

Преимущественное право на государственную службу предоставлялось дворянам. Это право проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении по ее рангам. Ставка на дворян учитывала не только значение дворянства как социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в целом образовательный уровень и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

Табель о рангах предусматривала возможность поступления на государственную службу и представителей других свободных сословий с получением соответствующих классных чинов. Но такая возможность рассматривалась как исключительная и в значительной мере вынужденная.

Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности.

В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии. В связи с тем, что гражданских должностей было больше, чем военных, в гражданской службе открывалось больше вакансий, а потому и движение по службе там могло быть более быстрым.

Учитывался и общеобразовательный уровень государственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, что лица, окончившие курс наук в кадетском шляхетском корпусе и в университете, получали право быть назначенными сразу не только в XIV класс, но и в более высокие обер-офицерские чины.

Поскольку число высших должностей всегда было меньше числа низших, продвижение по службе нередко оказывалось слишком медленным и не заинтересовывало в продолжение службы. В связи с этим в гражданской службе минимум лет службы в каждом классе со временем стал рассматриваться как максимум, дающий право назначения на должность более высокого класса, а при отсутствии вакансий - производства в следующий класс с оставлением на прежней должности.

Класс как ранг должности превращался в самостоятельный правовой феномен — ранг без должности, получивший название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник».

Получение чина более высокого класса (на 1-2 ранга), чем класс фактически занимаемой должности, стало в гражданской службе обычным явлением. Возможность этого предусматривалась уже в самой Табели, где говорилось, что если кто-то «выше ранг получил, нежели по чину, который он действительно управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышнего его чина». Тот, кто получил следующий класс, становился кандидатом на соответствующую этому классу должность.

Из нескольких претендентов старшим считался тот, кто раньше был произведен в этот класс. Старшинству производства придавалось важное значение. Закон 15 февраля 1742 г. подтверждал это с полной определенностью: «... как в военной сухопутной и морской, так и в штатских службах обретающихся впредь производить в чины по старшинству и заслугам, а не по старшинству никого не производить». 13 января 1753 г. такой порядок был вновь подтвержден, но делалось одно исключение для поощрения лиц, имевших «знатные» заслуги по службе: последние могли получать следующий чин в обход старших их по службе, но лишь по «высочайшему» усмотрению.

В связи с возникновением феномена чина Табель о рангах в середине XVIII в. как бы раздвоилась, превратившись в своем основном качестве в перечень чинов, разнесенных по родам службы и рангам; вместе с тем по-прежнему в соответствии с классами Табели распределялись все должности в штатных расписаниях государственных учреждений.

По мере увеличения числа должностей (особенно в гражданской службе) обнаруживалось, что обойтись без широкого привлечения недворян на государственную службу нереально. Поскольку в условиях сословного строя России исполнение государственными служащими их должностных обязанностей было возможно лишь в том случае, если чиновник будет иметь статус дворянина, «Табелью о рангах…» предусматривалось, что каждый, выслуживший первый (низший) классный чин, получал дворянство.

Еще 16 января 1721 г. право на дворянство было установлено в общем порядке для всех офицеров. В законе говорилось: «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворян, оные и их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патенты на дворянство». Причисление к дворянству давало ряд льгот, что было серьезным стимулом к поступлению на государственную службу. В военной службе уже XIV класс сообщал потомственное дворянство; в гражданской же - лишь VIII, а низшие чины давали только личное дворянство.

Статус личного дворянства был создан специально для данного случая и имел целью несколько сдержать и замедлить пополнение рядов потомственного дворянства за счет служилого сословия. Это подтверждалось и указом от 31 января 1724 г., которым предписывалось «в секретари не из шляхетства не определять, дабы потом [не] могли в асессоры, советники и выше происходить», т.е. производиться в чины, дававшие права потомственного дворянства. Однако здесь же допускалось исключение: разрешалось производить в эти классы тех «из подьяческого чина, кто какое знатное дело покажет и заслужит».

В дальнейшем под давлением обстоятельств (недостатка родовых дворян для замещения вакантных должностей государственной службы, с одной стороны, и общего возрастания числа самих этих должностей, особенно в начале XIX в. в связи с введением в России министерской системы управления, - с другой) приток на государственную службу недворян постоянно возрастал.

Вследствие этого 11 июня 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской службе, был повышен до V; VI - IX классы стали давать личное дворянство, а Х - XIV — личное почетное гражданство. В военной же службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие - только личное.

9 декабря 1856 г. право на потомственное дворянство в гражданской службе было передвинуто на один класс выше (вместо V на IV), а в военной - с VIII на VI класс (VII - XIV классы давали личное дворянство).

В 1880-е гг. предполагалось и в военной, и в гражданской службе повысить класс, дающий дворянство, с VI и IV до III, но это намерение не было реализовано.

1 августа 1898 г. в гражданской службе были введены новые ограничения: чин IV класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чине и нахождения в должности не ниже V класса.

2 августа 1900 г. к этому было добавлено еще одно условие - общий срок службы в классных чинах не менее 20 лет.

Установив четкую иерархию всех чинов, Табель о рангах предписывала строгое соблюдение принципа их старшинства (приоритета старшинства) и связанного с ним чинопочитания. Старшинству чинов и выслуги придавалось очень большое значение во всех случаях, когда реализовывались права, проистекающие из государственной службы, в особенности право на должность. Именно в такой последовательности (по старшинству чинов и выслуги) сообщались сведения о государственных служащих во всех официальных справочных изданиях о них.

Соблюдение принципа старшинства и чинопочитания считалось обязательным при всех официальных и торжественных церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении.

В «пунктах» же предусматривалось, что, если «кто выше ранга будет себе почести требовать или сам возьмет выше данного ему ранга», тот должен быть подвергнут за каждый случай штрафу - вычету двухмесячного жалованья; равный же штраф следовал и тому, кто кому ниже своего ранга место уступит, «чего надлежало фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».

Почитание лиц по рангам не касалось лишь, как говорилось в «пунктах», тех случаев, «когда некоторые, яко добрые друзья и соседи, съедутся или в публичных ассамблеях».

Среди проявлений чинопочитания важное значение приобрели формулы титулования — общий титул по классу чина или должности. Формулы эти не были установлены законом и сложились постепенно на практике, ориентируясь на западноевропейские нормы. В первой трети XVIII в. наиболее устойчиво использовались три общих титула: ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов - при жизни Петра) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было уже пять: I и II классы - ваше высокопревосходительство. III - IV классы — ваше превосходительство; V класс — ваше высокородие; VI - VIII классы — ваше высокоблагородие; IX - XIV классы — ваше благородие.

Пользование общим титулом по чину было обязательно во всех случаях обращения к вышестоящему по службе или по общественному положению.

В целом, введение Петром I Табели о рангах явилось прогрессивной мерой, создававшей стимул для службы чиновников и возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных сословий. Табель о рангах действовала до 1917 г., когда с падением самодержавия после Февральской революции были отменены придворные звания и старое титулование, а после Октябрьской революции декретами ВЦИК от 10(23).11.1917 г. и СНК от 16(29).12.1917 г. уничтожались прежние чины, сословия и сословные звания.

В современной России сотрудники различных служб тоже имеют специальные звания (таможенная служба, налоговая полиция и др.). В июле 1995 г. сделана попытка регламентировать понятие государственной службы и создать основы правового положения государственных служащих. Все это нашло отражение в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Неотъемлемой его частью является утверждаемый Президентом РФ Реестр государственных должностей, который в нынешних условиях выполняет роль петровской «Табели о рангах…»

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом
(военной истории) Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

  • 8. Правовое положение населения по рп
  • 9. Гос. Строй Псковской и Новгородской республик.
  • 11. Право собственности, обязательственное право, наследование по псг.
  • 12. Преступление и наказание по псг.
  • 14. Образование единого гос-ва. Гос. Строй в XV – I половины XVI вв. Боярская Дума. Приказы.
  • 16. Преступление и наказание по судебникам 1497 г. И 1550 г.
  • 17. Суд и процесс по Судебникам 1497 г. И 1550 г.
  • 18. Право феодальной собственности на землю в XV – XVIII вв. Вотчина и поместье, их правовой статус.
  • 19. Закрепощение крестьян: причины и юр. Оформление в XV – XVIII вв.
  • 20. Гос. Строй во II половине XVI – I половине XVII вв. Земские соборы, губное и земское управление.
  • 22. Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.
  • 23. Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г.
  • 24. Правовое положение крестьян и посадских людей по Соборному Уложению 1649г.
  • 25. Возникновение и утверждение абсолютной монархии в России. Гос. Аппарат при Петре I
  • 26. Изменение правого статуса сословий. Табель о рангах Петра I
  • 28. Дворцовые перевороты (1725 – 1762 гг.)
  • 1. Общая характеристика эпохи
  • 2. Предпосылки дворцовых переворотов
  • 3. Борьба за власть после смерти Петра 1
  • 4. “Затейка верховников”
  • 5. Правление Анны Иоанновны (1730-1740)
  • 6. Правление Елизаветы Петровны (1741-1761)
  • 7. Правление Петра III
  • 8. Итоги
  • 29. Просвещенный абсолютизм. Реформы Екатерины II в области местного самоуправления
  • 30. Завершение формирования сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам Екатерины II.
  • 31. Систематизация законодательства в I половине XIX в. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов.
  • 32. Государственное право по Своду Законов 1835г.
  • 33. Гражданское и брачно-семейное право по Своду Законов.
  • 34. Уголовное право по Своду Законов. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • 35. Крестьянская реформа 1861 г.
  • 36. Земская и городская реформы II половины XIX в.
  • 37. Вооруженные силы XVIII – I половины XIX вв. Военная реформа II половины XIX в.
  • 38. Судоустройство по Судебным Уставам 20 ноября 1864 г.
  • 40. Процессуальное право по своду Законов и Судебным уставам 1864 г.
  • 41.Контрреформы 80 – 90-х гг. XIX в.
  • 42. Изменения в государственном строе в годы I русской революции. Советы. Государственная Дума. Реорганизация Совета Министров.
  • 43. Изменения в праве в годы I русской революции. Основные законы 23 апреля 1906. Столыпинское аграрное законодательство.
  • 44. Изменения в государственном аппарате страны в годы Первой мировой войны. Впк, Земгор.
  • 45. Изменения в государстве и праве в феврале- октябре 1917г. Советы. Временное правительство.
  • 46. Возникновение советского государства. 2 всероссийский съезд рабочих, солдатских депутатов, его декреты.
  • 47. Слом старых и создание высших и местных органов гос. Власти и управления. Учредительное собрание.
  • 48. Создание Красной Армии, милиции, вчк, суда(1917-1918).
  • 49. Конституция рсфср 1918 г.
  • 51. Правоохранительные органы в период нэПа. Судебная реформа 1922. Создание советской прокуратуры и адвокатуры.
  • 52. Кодификация законодательства в период нэПа.
  • 53. Национально- государственное строительство в 1917-1922. Образование ссср.
  • 54. Конституция ссср 1924 года
  • 55. Конституция ссср 1936.
  • Глава XII Конституции была посвящена вопросам о гербе, флаге и столице ссср.
  • 57. Изменения в государстве и праве в период вов. Чрезвычайные гос. Органы.
  • 58. Изменения в праве в период 1945- 1960.
  • 59. Изменения в органах гос. Власти и управления в 1945-60.
  • 60. Изменения в государстве и праве 60-2000гг.
  • 26. Изменение правого статуса сословий. Табель о рангах Петра I

    В этот период гос-во стремится к правовой регламентации всех сословий: дворянства, духовенства, крестьян, городского населения.

    Основа правого положения дворян – монопольное право на земельную собственность. Указ (О единонаследии» 1714 г. не только уравнял в правах поместье и вотчину, но и превратил поместья в наследственную собственность дворян. Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил право дворян на платить подати.

    Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий: Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия ≪недвижимость≫. На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений.

    Установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном), целью которого было сохранить от раздробления земельную дворянскую собственность, не было обусловлено традициями русского права. Реализация нового принципа приводила к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (было упразднено уже в 1731 г.). Превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе - ограничение круга наследователей заставляло дворян служить за жалованье. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

    Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало о возникновении ряда новых обстоятельств:

    Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.

    Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

    Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.

    Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими 15-летнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии.

    Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

    В период абсолютизма происходит процесс огосударствления церкви. Духовенство было важной политической силой в стране. Оно делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Начатая Петром I церковная реформа не оправдала его ожиданий. В I четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации. С 1722 г. установлены жесткие правила вхождения в духовное сословие.

    Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне . Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и дворцовых.

    Развитие экономики способствовало выделению из среды крестьянства торговцев и ростовщиков. Но основная масса крестьян несла повинности в пользу хозяина в виде барщины или оброка. Ежегодно крестьяне направляли по одному рекруту с 20 дворов. Кроме того, они работали на строительстве городов, верфей. В 1718 г. была введена подушная подать, которая ликвидировала такой разряд населения, как люди вольные и гулящие.

    Различие между холопами и крестьянами стирается. Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями, более того, распоряжались ими как своей собственностью. Указом 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и каторжных работ. Феодально-зависимыми были и гос. крестьяне.

    В 1721 г. купцам было разрешено покупать селения (с крестьянами) и приписывать их к мануфактурам; так появились посессионные крестьяне. В результате секуляризации церковных земель возникли гос. крестьяне, которые несли в пользу гос-ва денежный оброк. Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии.

    Города развивались как центры торговли и промышленного производства. Гос-во, заинтересованное в преодолении экономической отсталости страны, предоставляло различные льготы. Особо привилегированное положение получили владельцы мануфактур.

    Посадское население избирало свои органы самоуправления – магистраты. Кроме того, существовал городской сход (собрание населения). Согласно регламенту Главного магистрата 1721 г. посадское городское население делилось на знатных, регулярных граждан (которые делились на 2 гильдии) и «подлых людей».

    Руководящие должности занимали крупные купцы.

    Опубликованная в 1785 г. «Грамота на права и выгода городам Российской империи» поделила городское население на 6 разрядов: «настоящие» городские обыватели, купцы всех 3-х гильдий, ремесленники, записанные в цехи, иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане, именитые горожане, все остальное посадское население.

    Мещане составляли большую часть городского населения и являлись податным сословием. Горожане имели свой сословный суд и органы местного самоуправления – общую городскую думу.

    Табель о рангах

    Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые уч­режденные должности - все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та­бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

    Введение табеля о рангах было одной из важнейших государственных реформ. Это нововведение в корне подорвало значение знатности на государственной службе. Со времени введения табеля о рангах государственные служащие добивались высоких чинов только благодаря личным заслугам, а не благодаря рождению в знатной семье.

    ВИДЫ ЧИНОВ: военный, морской, придворный, гражданские(штатский). «Из дворян отнюдь не писать в офицеры» с 8 чина гражд службы и с 14 военной давалось потомственное дворянство.

    Чиновники Военного министерства 5 и 8 классов. 1863 г.

    В образовавшейся системе чинопочитания важное значение приобрели титулования. То есть формы обращение к лицу того или иного чина.

    В первой трети XVIII века наиболее часто использовались три общих титула: ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было уже пять: I и II классы - ваше высокопревосходительство; III и IV классы - ваше превосходительство; V класс - ваше высокородие; VI - VIII классы - ваше высокоблагородие; IX - XIV классы - ваше благородие.

    Историческая мозаика

    генерал-адъютант князь В. А. Долгоруков.

    Неукоснительно следил за соблюдением своего служебного старшинства московский генерал-губернатор генерал-адъютант князь В. А. Долгоруков.

    Однажды в 1879 году он отказался от посещения обеда в Биржевом комитете купеческого общества, «чтобы не явиться вторым лицом» среди присутствующих. Просто на обед уже были приглашены министр финансов Грейг и обер-прокурор Синода¹ Победоносцев.

    В следующем году на обеде у принца А. П. Ольденбургского В. А. Долгоруков выразил неудовольствие по поводу того, что его посадили по левую руку от хозяйки. Князь полагал, что раньше произведён в чин, чем сенатор и действительный тайный советник М. П. Щербинин, находившийся в том же чине, но посаженный по правую руку от принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Пришлось вмешаться принцессе и сказать, что она «сама назначила места по спискам старшинства».

    ОБРАТИМСЯ К КЛАССИКЕ

    Титулы, мундиры и ордена - об этом много говорится в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824 г.) Отношение к ним позволяет автору показать мировоззрение персонажей и служит критерием для их оценки. Отказ от «искания» чинов и критическое отношение к ним воспринимаются большинством персонажей как неразумность и признак вольнодумства.

    Княгиня Тугоуховская с ужасом говорит о своём племяннике Фёдоре:

    Чинов не хочет знать!

    Молчалин, пытаясь выяснить причину иронической раздражительности Чацкого, спрашивает его:

    Вам не дались чины, по службе неуспех?

    И слышит в ответ:

    Чины людьми даются,

    А люди могут обмануться.

    Тот с наивным цинизмом объясняет путь к чину:

    Довольно счастлив я в товарищах моих;

    Вакансии как раз открыты;

    То старших выключат иных,

    Другие, смотришь, перебиты.

    Отвечая на вопрос Фамусова, имеет ли его двоюродный брат «в петличке орденок», Скалозуб объясняет, что брат и он получили ордена на месте:

    Ему дан с бантом, мне на шею.

    При встрече со старинным приятелем Чацкий задаёт ему вопрос: «Ты обер или штаб?».

    Обличению культа мундира посвящены монологи Чацкого:

    И в жёнах, дочерях - к мундиру та же страсть!

    Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?

    В салонных разговорах упоминаются золотое шитьё мундиров, «выпушки², погончики, петлички» на них, узкие «тальи» мундиров.

    Напомним и ещё одну реплику Фамусова:

    Покойник был почтенный камергер,

    С ключом, и сыну ключ сумел доставить.

    Но что же означают все эти понятия: тайный советник, обер-шенк, генерал-адъютант, превосходительство, граф, белый мундир и мундирное шитьё, выпушки и алмазные знаки? Об этом - ниже.

    Историческая мозаика

    кайзер Вильгельм II

    В начале XX века Россия и Германия заключили торговый договор. В связи с такими крупными международными событиями следовало обменяться подарками или наградами. При русском дворе знали, что немецкий кайзер Вильгельм II больше всего любит всевозможные формы, ордена и знаки отличия. Но чем наградить Вильгельма? Ситуацию разрешил германский посол. Он намекнул министру финансов русского правительства С. Ю. Витте, что Вильгельм II желал бы получить форму русского адмирала. Желание кайзера удовлетворили.

    КТО ЖЕ ТАКОЙ ДВОРЯНИН?

    Свод законов Российской империи так определял дворян или «благородных»: «Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены или монархами сим достоинством пожалованы».

    Однако ко времени введения «Табели о рангах» оказалось, что «некоторые себя дворянами называют», а подлинно не суть дворяне, иные же своевольно герб приняли, которого предки их не имели». Поэтому Пётр I сурово предупредил: «никому, кроме нас и других коронованных глав, не принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать».

    Итак, проще говоря, дворянин - это помещик. То есть владелец земель и крепостных. А за право владеть землями и получать с них доходы дворянин обязан был служить царю и отечеству.

    В петровские времена дворян заставляли служить пожизненно. Пётр III освободил дворян от обязательной службы³ в 1762 году. При этом дворян старались теперь заманивать на службу чинами, орденами и тому подобными наградами.

    Звание дворянина можно было заслужить, хотя дворянство, полученное за службу, в обществе рассматривалось как второсортное. Личные (не потомственные) дворяне составляли особую группу. Они не имели права владеть крепостными. Личное дворянство распространялось только на жену. Дети личных дворян пользовались правом «обер-офицерских детей ». А с 1832 года - правом потомственных почётных граждан .

    Потомственное же дворянство порождало внимание к происхождению, к истории своего рода в поколениях и роли в истории страны, к заслугам его выдающихся представителей. Это звание оформлялось в виде родословных, родового герба, портретов предков. Всё вместе вызывало чувство личного достоинства и гордости за предков, заставляло заботиться о сохранении доброго имени.

    На 1861 год число потомственно дворянских семей в России составляло 150 тысяч.

    Всех же дворян (вместе с семьями) в 1858 году в России насчитывалось около миллиона человек.

    Благородное происхождение потомственного дворянина выражалось и в титуле, общем для всех дворян, - ваше благородие. Помимо этого благородство выражалось ещё и в праве носить шпагу. При обращении к дворянину титул часто заменялся словом «господин » (то есть хозяин, владелец). А крепостные и слуги пользовались и словом «барин », происходившим от «боярин ».

    Стоит отметить, что в дореволюционный России в быту употреблялись и не установленные законом титулы вроде «ваше степенство», «ваша милость», «ваша честь» и т. п. Чаще всего так обращались к купцам, если они не имели официальных титулов.

    «ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ»

    Пользоваться титулом «дворянин» в России не было принято. Не существовало и никаких особых частиц-приставок к дворянским фамилиям, как «фон» у немцев, «дон» у испанцев или «де» у французов. И всё же именно фамилия, имя и отчество человека содержали порой в себе указание на принадлежность к дворянству.

    Шарль Лебрен. Портрет Я. Ф. Долгорукова, написанный в 1687 году во время посещения им Парижа.

    Само отчество, возникшее на Руси в XVI веке, воспринималось как награда. Далеко не каждый мог им пользоваться. Сам государь указывал, кого писать с «-вичем». Ещё Пётр I разрешал в 1697 году писаться с «-вичем» князю Якову Фёдоровичу Долгорукову, а в 1700 году - «именитому человеку» Григорию Дмитриевичу Строганову. При Екатерине I был составлен список немногих лиц, которых в правительственных документах полагалось именовать с отчеством.

    "Именитый человек" Григорий Дмитриевич Строганов

    Фамилии тоже появились на Руси не сразу и далеко не у всех. В XIV - XV веках у князей. А к началу XVIII века фамилии имели уже все дворяне. Образовывались они чаще всего от имени отца, откуда происходило и название владений.

    Вообще же способов образования дворянских фамилий довольно много. Небольшую группу составляли фамилии древних княжеских родов, ведущих происхождение от Рюрика. К концу XIX века таких сохранилось лишь пять: Мосальские, Елецкие, Звенигородские, Ростовские (обычно имели двойные фамилии) и Вяземские.

    От названий владений произошли фамилии Барятинских, Белосельских, Волконских, Оболенских, Прозоровских и некоторых других.

    Часто фамилии происходили от клички какого-либо члена рода. Кличку же он получал за то, что чем-то выделился.

    Надо иметь в виду, что фамилии не вводились каким-либо законом, а устанавливались довольно случайно. При этом возникали некоторые сомнения, на какой фамилии остановиться. И тогда получались двойные. За примером обратиться к фамилии известных бояр Романовых, к выходцу из этого рода, патриарху Филарету. Дед его именовался Захарьиным-Юрьевым по именам своего деда и отца. Сохранили в потомстве двойные фамилии Бобрищевы-Пушкины, Мусины-Пушкины, Воронцовы-Вельяминовы, Квашнины-Самарины и другие. Нельзя не упомянуть и такое редкое образование, как Друцкие-Соколинские-Гурко-Ромейко.

    Были и другие причины к удвоению фамилий. В 1697 году дворяне Дмитриевы просили для отличия их «от многих разных чинов малородных» с той же фамилией разрешить им присоединить фамилию родственника Мамонова и называться Дмитриевыми-Мамоновыми.

    А при Павле I установился обычай передачи пресекшихся по мужской линии фамилий другому роду по женской линии. Так, в 1801 году фамилия генерал-фельдмаршала князя Н. В. Репнина была передана его внуку - сыну дочери, вышедшей замуж за одного из князей Волконских.

    Многие дворянские фамилии имели нерусское происхождение. Часть вели происхождение от татарских родов: Юсуповы, Урусовы, Карамзины. Часть имела западное происхождение. Приехавший в Россию англичанин Гамильтон сначала именовался Гамантов, затем Гаматов и, наконец, Хомутов. Немецкая фамилия Левенштейн превратилась в Левшина.

    ПОЧЁТНЫЕ ФАМИЛИИ

    А. Д. Меншиков

    Существовали и специальные почётные фамилии - титулы. Получая её, награждённый чаще всего жаловался и родовым титулом. Обычай давать военачальникам почётные прозвания по названиям тех мест, где они одерживали победы, заимствовали у Древнего Рима. Ещё в начале XVIII века первое подобное наименование получил А. Д. Меншиков - титул светлейшего князя Ижорского.

    Придворные чины

    Срок выслуги до получения следующего чина, следующий гражданский чин

    • Канцлер (Штатс-секретарь)
    • Действительный тайный советник 1-го класса
    • Генерал-фельдмаршал
    • Генерал-адмирал во флоте

    Нет

    • Действительный тайный советник
    • Вице-Канцлер
    • Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)
    • Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)
    • Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)
    • Генерал-аншеф (1763—1796)
    • Генерал от артиллерии (с 1796)
    • Инженер-генерал (с 1796)
    • Генерал-пленипотенциар-кригс-комиссар(1711—1720)
    • Адмирал
    • Обер-камергер
    • Обер-гофмаршал
    • Обер-шталмейстер
    • Обер-егермейстер
    • Обер-гофмейстер
    • Обер-шенк
    • Обер-церемониймейстер (с 1844)
    • Обер-форшнейдер (с 1856)
    • Тайный советник (с 1724)
    • Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)
    • Генерал-поручик (1741—1796)
    • Вице-адмирал
    • Генерал-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Гофмаршал
    • Гофмейстер
    • Шталмейстер
    • Егермейстер
    • Обер-церемониймейстер (с 1800)
    • Обер-форшнейдер
    • Тайный советник (1722—1724)
    • Действительный статский советник (с 1724)
    • Генерал-майор
    • подполковник гвардии (1748—1798)
    • Генерал от фортификации (1741—1796)
    • Шаутбенахт во флоте (1722—1740)
    • Контр-адмирал во флоте (с 1740)
    • Обер-штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Камергер (с 1737)
    • Статский советник
    • Бригадир (1722—1796)
    • Капитан-командор (1707—1732, 1751—1764, 1798—1827)
    • премьер-майор гвардии (1748—1798)
    • Штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Церемониймейстер (с 1800)
    • Камер-юнкер (до 1809)
    • Коллежский советник
    • Военный советник
    • Полковник в пехоте
    • Капитан 1-го ранга во флоте
    • секунд-майор гвардии (1748—1798)
    • полковник гвардии (с 1798)
    • Обер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Камер-фурьер (до 1884)
    • Камергер (до 1737)

    4 годаСтатский советник

    • Надворный советник
    • Подполковник в пехоте
    • Войсковой старшина у казаков (с 1884)
    • Капитан 2-го ранга во флоте
    • капитан гвардии
    • ротмистр гвардии
    • Кригскомиссар по снабжению (до 1868)

    Нет

    4 годаКоллежский советник

    VIII

    • Коллежский асессор
    • Премьер-майор и секунд-майор (1731—1798)
    • Майор в пехоте (1798—1884)
    • Капитан в пехоте (с 1884—1917)
    • Ротмистр в кавалерии (с 1884—1917)
    • Войсковой старшина у казаков (1796—1884)
    • Есаул у казаков (с 1884)
    • Капитан 3-го ранга во флоте (1722—1764)
    • Капитан-лейтенант во флоте (1907—1911)
    • Старший лейтенант во флоте (1912—1917)
    • штабс-капитан гвардии (с 1798)
    • Титулярный камергер

    4 годаНадворный советник

    • Титулярный советник
    • Капитан в пехоте (1722—1884)
    • Штабс-капитан в пехоте (с 1884—1917)
    • Поручик гвардии (с 1730)
    • Ротмистр в кавалерии (1798—1884)
    • Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)
    • Есаул у казаков (1798—1884)
    • Подъесаул у казаков (с 1884)
    • Капитан-поручик во флоте (1764—1798)
    • Капитан-лейтенант во флоте (1798—1885)
    • Лейтенант во флоте (1885—1906, с 1912)
    • Старший лейтенант во флоте (1907—1911)
    • Камер-юнкер (после 1809)
    • Гоф-фурьер

    3 годаКоллежский асессор

    • Коллежский секретарь
    • Капитан-поручик в пехоте (1730—1797)
    • Штабс-капитан в пехоте (1797—1884)
    • Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)
    • Штабс-ротмистр в кавалерии (1797—1884)
    • Цейхвартер в артиллерии (до 1884)
    • Поручик (с 1884)
    • Подпоручик гвардии (с 1730)
    • Подъесаул у казаков (до 1884)
    • Сотник у казаков (с 1884)
    • Лейтенант во флоте (1722—1885)
    • Мичман во флоте (с 1884)

    Нет

    3 годаТитулярный советник

    • Корабельный секретарь (до 1834)
    • Корабельный секретарь во флоте (до 1764)

    Нет

    • Губернский секретарь
    • Поручик (1730—1884)
    • Подпоручик в пехоте (с 1884—1917)
    • Корнет в кавалерии (с 1884—1917)
    • Прапорщик гвардии (1730—1884)
    • Сотник у казаков (до 1884)
    • Хорунжий у казаков (с 1884)
    • Унтер-лейтенант во флоте (1722—1732)
    • Мичман во флоте (1796—1884)
    • Камердинер
    • Мундшенк
    • Тафельдекер
    • Кондитер

    3 годаКоллежский секретарь

    XIII

    • Кабинетский регистратор
    • Провинциальный секретарь
    • Сенатский регистратор (1764—1834)
    • Синодский регистратор (с 1764)
    • Подпоручик в пехоте (1730—1884)
    • Прапорщик в пехоте (с 1884—1917, только в военное время)
    • Секунд-поручик в артиллерии (1722—1796)
    • Гардемарин во флоте (1860—1882)

    Нет

    • Коллежский регистратор
    • Коллежский юнкер(коллегии-юнкер) (1720-1822)
    • Фендрик в пехоте (1722—1730)
    • Прапорщик в пехоте (1730—1884)
    • Корнет в кавалерии (1731—1884)
    • Штык-юнкер в артиллерии (1722—1796)
    • Хорунжий у казаков (до 1884)
    • Мичман во флоте (1732—1796)

    Нет

    3 годаГубернский секретарь

    Уставное обращение соответственно классу

    I — II

    III — IV

    VI — VIII

    IX — XIV

    Ваше высокопревосходительство

    Ваше превосходительство

    Ваше высокородие

    Ваше высокоблагородие

    Ваше благородие

    Военные чины выше табели о рангах - Генералиссимус

    Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 классов. Переходя из класса в класс, начиная с нижнего 14-го, служащий делал карьеру. В каждом классе необходимо было прослужить определённое число лет. Но за особые заслуги срок сокращался. В гражданской службе должностей было больше, а потому движение вверх совершалось быстрее.

    В XVIII веке каждый, имевший уже низший классный чин, получал и личное дворянство . А дворянин имел ряд льгот. При этом в военной службе потомственное дворянство давал 14 класс, а в гражданкой - лишь 8-й. Однако уже с начала XIX века на государственную службу шло всё больше недворян. И потому с 1845 года в гражданской службе потомственное дворянство получали уже с пятого класса, а в военной - в восьмом.

    Установив чёткую систему чинов, «Табель о рангах» следила за строгим соблюдением принципа старшинства и чинопочитания. Среди обладателей одного чина старшим считался тот, кто служил по военной службе, или тот, кто был раньше пожалован в данный чин. Соблюдение принципа старшинства считалось обязательным при всех церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении. Существовало жестокое правило: «Чин чина почитай». И принцип этот распространялся на жён и дочерей чиновников.

    Введение


    «Табель о рангах» представляет собой не просто исторический документ, некогда выпущенный в России и служивший основой для классификации и регламентации государственных служащих, но и основой для дальнейшего развития важнейшей идеи о рациональной регламентации государственного управленческого аппарата.

    «Табель о рангах» - закон о порядке государственной службы в Российской Империи, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение. В частности, появление «Табели о рангах» стало важной вехой в развитии государственной службы в России, поскольку была окончательно отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного происхождения.

    Важность изучения «Табели о рангах» и ее роль в Российской империи подчеркивается тем обстоятельством, что она, хотя несколько раз реформировалась в свете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до 1917 года.

    Целью данной работы является изучение «Табели о рангах», принятой Петром I.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    выявить предпосылки создания «Табели о рангах»;

    изучить историю создания;

    рассмотреть ее особенности.


    1. Предпосылки принятия «Табели о рангах»


    В начале своего царствования, Петр I столкнулся с медлительной, нерешительной бюрократией - боярской думой и приказами. Деятельность приказов и боярской думы была запутанной и малоэффективной для продуктивного управления страной. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми - дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все были феодалами - крепостниками. Такое положение дел привело к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни.

    Для выполнения выше перечисленных задач Петр I провел много государственно-административных реформ (рисунок 1).


    Рисунок 1 - Государственно - административные реформы Петра I


    Важнейшим итогом и, вместе с тем, законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая «Табель о рангах» (1722г.).

    Таким образом, в основе причин издания «Табели о рангах» лежали потребности социально-политического характера. С одной стороны, повлияло усложнение социальной структуры общества, в связи с чем уже на рубеже XVII и XVIII вв. потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, а вместе с тем - создание особой, профессионально, социально и корпоративно выделенной группы государственных служащих. С другой стороны - усиление государственно-правовых начал в деятельности государственной власти (когда юридический инструментарий ее политики приобретал системообразующее значение в создании государственных управленческих структур) и повышение роли законов как актов оформления политической воли монарха и главного источника права, которые должны были выполняться всеми подданными независимо от положения в сословной и служебной иерархии.


    2. История создания «Табели о рангах»


    История разработки этого важнейшего документа отражает опыт законотворческой деятельности Петра I и его ближайшего окружения.

    Разработка Табели продолжалась около трех лет - с конца сентября 1719 г. До утверждения Петром I окончательной редакции 24 января 1722 г. С.М. Троицкий, подробно изучавший историю подготовки этого документа, выделил четыре этапа работы над ним:

    Подготовка первой редакции Табели в Коллегии иностранных дел А.И. Остерманом (конец сентября 1719 г. - октябрь 1720 г.).

    Создание второй редакции проекта Петром I (январь 1721 г.).

    Обсуждение второй редакции «Табели о рангах» в Сенате, Военной и Адмиралтейской коллегиях (февраль - октябрь 1721 г.).

    Завершение Сенатом окончательной редакции «Табели о рангах» (январь 1722 г.).

    Считается, что основным разработчиком Табели был А.И. Остерман.

    Источниками Табели послужили сведения о чинах в Австрии, Англии, Венеции, Дании, Испании, Речи Посполитой, Пруссии, Франции и Швеции. При этом особое внимание уделялось соотношению чинов военной, придворной и гражданской служб.

    Наибольшее влияние на подготовку «Табели о рангах» оказали законодательства Пруссии, Дании и Швеции. Причиной этого стала близость политического и социально-экономического развития России и скандинавских государств. Система шведских чинов содержалась в уставах короля Карла XII 1696 и 1705 г.г. В этих документах содержался перечень военных, морских и гражданских чинов, содержащий 40 рангов. За перечнем помещались 5 статей, в которых излагались основные принципы чинопроизводства. Правом выдачи патента на чин обладал лишь король.

    Датская система чинов закреплялась регламентами короля Христиана V 1699 г. и его сына Фредерика IV 1717 г. 103 чина датского королевства были разбиты на 9 классов (степеней) дворцового, военного и государственного управления. Интересным отличием от других европейских документов было то, что в этих регламентах были перечислены женские ранги. В пяти статьях, следовавших за росписью чинов и рангов, содержалось принципиально важное постановление потомственного дворянства лицам, дослужившимся до должности трех высших степеней.

    Таким образом, видно, что шведские уставы и датские регламенты имели сходную структуру текста: вначале систематизированный перечень чинов, затем статьи, устанавливающие принципиальные нормы чинопроизводства в государстве. Структура проекта «Табели о рангах» была аналогичной.

    Из «Королевского прусского учреждения о степени» 1705 г. А.И. Остерман позаимствовал наименование придворных чинов, так как быт царского двора тоже европеизировался.

    Кроме зарубежных источников при подготовке нового закона учитывались и уже принятые российские законы. К моменту составление проекта Табели уже в основном сложилась номенклатура российских гражданских чинов. Указ Сенату от 11 декабря 1717 г. «О штате коллегий и времени открытия оных» содержал «Реестр людям в коллегиях», где назывались должности президентов, вице-президентов, советников, асессоров, секретарей, нотариусов, актуариусов, регистраторов, рентмейстеров, переводчиков. В «Инструкции или наказе воеводам» в январе 1719 г. содержался подробный перечень должностей губернского управления. В Генеральном регламенте перечислялся не только штат канцелярских служащих, но и определялись их должностные обязанности. Таким образом, свыше 90% названий должностей государственного управления, включенных в проект, уже были обозначены в официальных документах.

    Проект, составленный А.И. Остерманом, включал две части: «Объявление о рангах» и пояснение к нему из 14 статей. Автор не включил в проект воинские и морские чины. Всего вошли назначения 147 должностей придворного (44) и гражданского (103) штатов. При этом важно отметить, что среди цивильного штата преобладали должности нижнего и среднего звена чиновничества (80 из 103). В «Объявлении» были подробно перечислены должности секретарей, актуариусов, архивариусов, переводчиков, нотариусов, камериров, канцеляристов, копиистов, вахмистров.

    Статьи во многом повторяли содержание шведских, датских и прусских источников, но были уточнены и отредактированы.

    В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I. в результате работы царя в январе - феврале 1721 г. возникла новая редакция, существенно отличавшаяся от первоначального проекта. Прежде всего, это было связано с необходимостью введения в Табель армейских и морских чинов. Петр не согласился с тем, что в проекте на первом месте стояли придворные штаты, что принижало гражданскую службу. Включив в Табель воинские чины, Петр I поставил гражданские и придворные чины в зависимость от их системы

    Отдельные изменения и дополнения были внесены в статьи. Наиболее существенным дополнением стало увеличение количества рангов, дающих право на потомственное дворянство. Он распространил его на чиновников 7-го и 8-го классов. Петр стремился привлечь молодых людей к государственной службе, сделать ее престижной. Это решение открывало возможность вступления в состав привилегированного сословия выходцам из низших социальных слоев.

    Кроме того Петр I вводит новую статью, подтверждающую именной Указ от 16 января 1721 г. о получении потомственного дворянства лицам, дослужившимся до первого обер-офицерского чина. Этим закреплялся приоритет военной службы над гражданской. В армии потомственное дворянство получали с14-го ранга, а в гражданских учреждениях - с 8-го. Чиновники 14 - 9-х классов получали личное дворянство.

    Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему большое значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табеле были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.

    Параллельно с обсуждением в Сенате и коллегиях Петр I продолжал работать над проектом и подготовил несколько вариантов крайне важной статьи закона устанавливающей порядок чинопроизводства дворян на штатской службе в зависимости от выслуги и образования. Она логически продолжала нормы, введенные Генеральным регламентом в статье «О молодых людях для обучения при канцелярии». Здесь четко прослеживалась мысль о невозможности усвоения тонкостей управленческого мастерства, минуя обучение в канцелярии. Обучение канцелярской работе, последующая работа в государственных учреждениях провозглашались достойными даже для представителей знатных дворянских семей. Необходимость привлечения квалифицированных кадров в гражданскую службу требовала создания новых стимулов. Это послужило причиной подготовки статьи об организации подготовки дворян к государственной службе в гражданских учреждениях.

    После внесения необходимых изменений с учетом мнений Сената и коллегий в январе 1722 г. проект был вынесен на окончательное обсуждение в Сенат. Петр активно участвовал в обсуждении.Вероятно, именно ему принадлежит авторство окончательного заголовка закона, достаточно пространного, но максимально отражающего его суть: «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины, те имеют по старшинству вступления в чин между собою, однако же воинские выше прочих, хотя бы старее кто в том классе пожалован был».

    Итак, издание «Табели о рангах» явилось результатом напряженной, более чем двухлетней законотворческой работы. Она проводилась под руководством и при непосредственном участии Петра I. Были привлечены наиболее значительные фигуры, влияющие на внутреннюю и внешнюю политику страны.


    3. Описание «Табели о рангах»


    Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, флотские), гражданские и придворные.

    Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

    За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; одна треть штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное - на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

    Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

    Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.

    Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.

    Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина.

    Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов.

    Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

    Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие».

    Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже14-йкласс «Табеля» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином8-гокласса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора -14-йкласс - давал право лишь на личное дворянство).

    Место чина в служебной иерархии связано было с получением (или неполучением) многих реальных привилегий. По чинам, к примеру, давали лошадей на почтовых станциях.

    При получении лошадей на станциях существовал строгий порядок: вперед, без очереди, пропускались фельдъегеря со срочными государственными пакетами, а остальным давали лошадей по чинам: особы I-III классов могли брать до двенадцати лошадей, с IV класса - до восьми и так далее, вплоть до бедных чиновников VI-IX классов, которым приходилось довольствоваться одной каретой с двумя лошадьми.

    По чинам же в XVIII веке слуги носили блюда на званых обедах, и сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.

    В качестве внешнего элемента, объединяющего все виды службы, были мундир и шинель (в зимнее время). При этом чиновников разных ведомств можно было различить и по пуговицам, и даже «с изнанки»: сановники первых пяти классов имели цветную подкладку шинелей, цвет которой зависел от ведомства: в телеграфном - желтая, путейском - зеленая, внутренних дел - красная и т.д. Существовало семь вариантов форменной одежды - летняя, дорожная, будничная, особая, обыкновенная, праздничная и парадная - и подробное расписание, что в какие дни надлежит носить. Ношение мундиров было обязательным. Помимо перечисленного Петр I установил даже то, что первые пять чинов должны приобретать материал для мундира по четыре рубля за аршин, следующие три по три рубля, остальные - по два рубля.

    Представим «Табель о рангах» в таблице 1.


    Таблица 1 - «Табель о рангах»

    Существовали также следующие военные чины и звания:

    Военные чины выше табели о рангах: генералиссимус

    Воинские звания ниже табели о рангах:

    Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).

    Фельдфебель, вахмистр, кондуктор.

    Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).

    Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).

    «Табель о рангах» представляет собой некую пирамиду чинов или как ее еще называют «лестница чинов». Покажем это на рисунке 2.

    графический аналогия табель ранг

    Рисунок 2 - Графическая аналогия « Табеля о рангах»


    Из рисунка 2 видно, что у пирамиды 14 ступеней, численно совпадающих с четырнадцатью уровнями гражданских и военных чинов. В целом «лестница чинов» отражает идею соподчиненности от единого «высшего начала» вплоть до 14-го уровня вниз. Это соответствует уровням - от первого высшего - Канцлера (штатская должность) или Фельдмаршала (военная должность) вплоть до 14-го низшего уровня - Коллежского регистратора (штатская должность) или Фендрика (военная должность). С увеличением «номера» должности в «Табеле о Рангах» - растет и количество носителей данной должности.


    4. Эволюция «Табели о рангах»


    Потомки Петра отошли от его замысла. После смерти Петра I старинные роды восстановили свои утраченные позиции, к концу царствования Петра II кумовство расцвело снова.

    Быть дворянином стало очень выгодно. Помимо статуса, дворянство давало множество привилегий. Право владения имением и крепостными (до 1861 года). Свободу от обязательной службы (в 1762-1874 была введена всесословная воинская повинность). Свободу от земских обязанностей (до второй половины 19 века). Право получения образования в Пажеском корпусе, Императорском Александровском лицее, Императорском училище правоведения. Право ношения шпаги. Титул «Ваше благородие». Право иметь родовой герб. С 1785 по 1863 году дворян нельзя было подвергать телесным наказаниям.

    Дворяне получали одну льготу за другой:

    с 1731 помещики собирали подушную подать с крепостных;

    манифест Анны Иоанновны от1736 года ограничил срок службы дворян 25 годами;

    с 1746 года Елизавета Петровна запретила всем, кроме дворян, покупать крестьян и землю;

    в 1754 году учрежден Дворянский банк, который выдавал кредиты до 10 000 рублей (огромнейшие по тем временам деньги) под 6 процентов годовых;

    18 февраля 1762 года Петр III подписал Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству - и освободил его от обязательной службы. В течение 10 лет после Манифеста из армии в отставку вышло 10000 дворян;

    в 1775 году Екатерина Великая передала власть на местах дворянству, введя должность уездного предводителя;

    «Жалованная грамота дворянству» от 21 апреля 1785 года окончательно освободила дворян от обязательной службы и сформировала дворянское самоуправление на местах. Дворяне стали отвечать за набор рекрутов и сбор налогов с крестьян. Но, самое главное, было введено самоуправление на местах, и оно стало сословным.

    Поэтому быть дворянином было выгодно во всех отношениях. К концу царствования Екатерины Великой идея «Табеля о рангах» была сведена на нет. Манифест от 11 июня 1845 года внес в Табель поправку: только 8-й чин (майор, до которого было очень тяжело дослужиться) мог дать военному потомственное дворянство.

    Указ от 9 декабря 1856 года сделал получение потомственного дворянства личными достижениями фактически невозможным: теперь потомственным дворянином становился лишь тот, кто дослужился до 6-го класса воинской службы (полковник, простому человеку стать им было нереально) или до 4-го класса гражданской (действительный статский советник: не дворянин им стать не мог). В 1917 году Табель перестал существовать.

    В 2003 году был принят Федеральный закон «О системе государственной службы в РФ». Он также включает в себя три вида «государевой службы»: военную, правоохранительную, федеральную государственную гражданскую.

    В современной российской армии тоже 14 званий - негласная традиция петровской Табели о рангах. В Советской армии в 1943 году были введены погоны и воинские звания - их также было 14.

    В правоохранительной службе (в разных ее ведомствах) - от 10 до 16 чинов.

    В федеральной государственной гражданской службе (с 2005 года) - 15 чинов.

    Так что и в наше время существует Российская «Табель о рангах», унаследовавшая форму закона Петра Великого.


    Заключение


    «Табель о рангах», является особым правовым явлением в истории России. При создании документа разработчики опирались на русскую практику, челобитные (просьбы-предложения разных органов и лиц) и иностранное законодательство. Если Судебники 1497 и 1550 г.г. были сугубо русским творением, основанным на традициях, идущих от Русской Правды и более древних источников, то Табель представляет документ, составленный на базе изучения и заимствования опыта законодательства европейских абсолютистских государств. Однако именно анализ русского опыта организации государственной службы при составлении «Табеля о рангах» стоял на первом месте.

    Принятие «Табели о рангах» имело следующие последствия:

    в формировании государственного аппарата утвердилось бюрократическое начало, приоритет составляли профессиональные качества, личная преданность, выслуга, вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти и руководства в деятельности точными предписаниями закона, регламента, инструкции;

    в работе государственных органов появились требования к профессионализму, специализации, нормативности; оформился принцип выслуги как ступни карьеры служащего;

    были выделены военная, гражданская и придворная службы, при этом все обязаны были служить императору, и даже придворная служба, вызванная исключительно потребностями императора и членами его семьи, рассматривалась в качестве службы Отечеству.;

    подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом степень квалификации служащих определялась не только чином, но и специальным образованием.

    Формирование единой государственной службы способствовало укреплению Российского государства, стало условием и фактором ее дальнейшего существования, укрепления и развития.

    Таким образом, сложно преувеличить то значение, которое оказала «Табель о рангах» на формирование гражданского управления в целом. В настоящее время существуют тарифные сетки, которые по форме и содержанию информации перекликаются с документами, созданными почти триста лет назад.


    Список использованных источников


    1. Административные Реформы Петра I: ote4estvo.ru

    История развития государственной службы в России: panov.in

    Как Петр I боярам свинью подложил: pravda.ru

    Кречетников А. «Вертикали власти» - 290 лет: bbc.co.uk

    . «Табель о рангах» и его значение: 0zd.ru

    . «Табель о рангах» Петра I: teachpro.ru

    . «Табель о Рангах» царя Петра I в матрице Мироздания: amenra.ru

    04.02 - Петр I ввел «Табель о рангах»: e-teatch.ru

    ено н


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.