История Хорезма. Хорезмская область Узбекистана

И составлявшие ядро населения древнего Хорезма (Khwārezm), непрерывное присутствие которых в Центральной Азии засвидетельствовано с середины первого тысячелетия до н. э. Входили в союз сако -массагетских племён . Наряду с другими историческими восточно-иранскими народами, являются одними из предков современных таджиков . Входили в союз сако -массагетских племён . Древние хорезмийцы были одним из компонентов в формировании узбеков .

История

Хорезм

История периода до н. э., является неполной и рассеянной. В связи с географическим положением древнего Хорезма, территория всегда подвергалась нападению извне. Из некоторых исследований Хорезма по Авесте , в словаре иранского учёного Деххода слово «Хорезм» , описывается как сокращённое от «колыбель народов арии» .

Однако существует много версий происхождения названия Хорезм, например, «кормящая земля» , «низкая земля» , «страна, где хорошие укрепления для скота» .

Народ

Бируни утверждал, что в Хорезме до прихода Сиявуша было царство тюрков:

"...Кейхусрау и его потомков, который переселился в Хорезм и распротранил свою власть на царство тюрков..."

В своих исторических работах «Хронология» (Асар ал-бакийа "ани-л-курун ал-халийа) Аль Бируни , относит древних хорезмийцев к персидскому древу: .

Он пишет о тюрках как о древних жителях Хорезма. [цитата не приведена 398 дней ] Точные даты появление хорезмийцев, как и этнонима, неизвестно. Первым писал Гекатей Милетский: «Хорасмии - это те из парфян, что населяют восточные земли, и равнины, и горы; горы эти покрыты растительностью, в том числе диким хреном, собачьей колючкой (κυνάρα), ивами, тамариском».

Первое упоминание хорезмийцев встречается в Бехистунской надписи (522-519 до н. э.) Дария I . Там же находятся высеченные рельефы восточноиранских воинов, в числе которых есть и хорезмийский воин, рядом с согдийским , бактрийским и сакским воинами, свидетельствующие об участии хорезмийцев в военных походах правителей Ахеменидской державы [ ] . Но уже в конце V века до нашей эры хорезмийцы обрели независимость от Ахеменидов и в 328 году до нашей эры посылали своих послов Александру Македонскому.

Серебряное блюдо, седьмое столетие, Хорезм

Мнение учёных

  • Согласно работам Аль-Бируни , хорезмийцы начали своё летоисчисление с начала заселения их страны, в 980 г. до вторжения Александра Македонского в пределы Ахеменидской империи , то есть до начала эры Селевкидов - 312 г. до н. э. - начиная с 1292 г. до н. э. По завершению этой эры, они приняли другую: с 1200 г. до н. э. и время прихода в их страну мифического героя Авесты и древнего героя иранского эпоса, который описывается в «Шахнаме» Фирдоуси - Сиявуш , подчинившего своей власти Хорезм , и Кей-Хосров , сын Сиявуша, стал основателем династии хорезмшахов, которые правили Хорезмом до X в. н. э.
Позднее хорезмийцы летоисчисление стали вести персидским методом, по годам правления каждого царя из династии Кей-Хосрова, который правил их страной и носивший шахский титул и так продолжалось до правления Африга , одного из царей этой династии, получившего дурную славу, как и персидский царь Ездигерд I . Традиционно постройку в 616 г. от Александра Македонского (305 г. н. э.) грандиозного замка позади города Ал-Фир , разрушенного рекой Аму-Дарья в 1305 г. селевкидской эры (997 г. н. э.) приписывают Афригу. Бируни, считал, что династия, начало которого положил Африг, правила до 995 г. и принадлежала к младшей ветви хорезмийских сиявушидов и падение замка Африга, как и династии афригидов, символически совпали во времени. Давая хронологические указания о времени правления некоторых из них, Бируни перечисляет 22 царя этой династии, от 305 до 995 г.
  • С. П. Толстов - историк и этнограф, профессор, писал следующее:
В своей работе пишет о прямых связях между хеттами и массагетами , не исключая, что в этой цепи находились и племена гетов . Исследователь приходит к выводу что хорезмийские яфетиды (кавиды), выступают как одно из звеньев цепи древних индоевропейских племён, окружающие кольцом Черное и Каспийское моря на рубеже II и I тыс. до н. э.

Видео по теме

Язык

Хорезмийский язык который относится к иранской группе индоиранской ветви индоевропейской семьи , был родственным согдийскому языку и пехлеви . Хорезмийский язык вышел из употребления по крайней мере к XIII веку, когда был постепенно заменен персидским языком по большей части, а также несколькими диалектами тюркского . По утверждению таджикского историка Б.Гафурова , в XIII веке тюркская речь преобладала над хорезмийской в Хорезме. Согласно ибн Баттуте, Хорезм в первой половине XIV века был уже тюркоговорящим. Он описывает столицу Хорезма - Ургенч: «Это величайший, красивейший, крупнейший город тюрков с прекрасными базарами, широкими улицами, многочисленными постройками и впечатляющими видами»

Литература

Хорезмийская литература, считается самой древней в Центральной Азии [ ] . После завоевания региона в VIII веке арабами, начинает распространятся персидский язык, после чего все восточноиранские диалекты, и хорезмийский в том числе, уступают персидскому и тюркскому языкам.

Религия

В Хорезме были распространены разные языческие культы, но преобладал зороастризм. Хорезмийцы хоронили кости умерших в оссуариях (сосуды и ящики разной формы, содержащие кости умерших, предварительно очищенные от мягких тканей), которые помещались в наусы - типа мавзолеев. В Хорезме найдены многие десятки разнообразных оссуариев и среди них древнейшие в Средней Азии (рубеж V-IV вв. до н. э.), а также в виде пустотелых керамический статуй и оссуарии, несущие древнехорезмийские надписи и рисунки. Одна из надписей содержала текст, прочитанный В. А. Лившицем: «Год 706, месяц равакина, день равакина. Этот оссуарии Срувука, душа которого обладает кавийским фарном. Пусть душа (его) будет препровождена в прекрасный рай». В сасанидском Иране, где зороастризм был догматической религией, почти не обнаружено оссуариев и наусов. Очевидно, эта традиция была характерна для зороастрийцев Средней Азии, а именно Хорезма.

См. также

Примечания

  1. ENCYCLOPÆDIA BRITANNICA (англ.) (недоступная ссылка с 08-08-2018 )
  2. C.E. Bosworth, «The Appearance of the Arabs in Central Asia under the Umayyads and the establishment of Islam», in History of Civilizations of Central Asia , Vol. IV: The Age of Achievement: AD 750 to the End of the Fifteenth Century, Part One: The Historical, Social and Economic Setting, edited by M. S. Asimov and C. E. Bosworth. Multiple History Series. Paris: UNESCO Publishing, 1998. excerpt from page 23:

    "Central Asia in the early seventh century, was ethnically, still largely an Iranian land whose people used various Middle Iranian languages. stock and they spoke an Eastern Iranian language called Khwarezmian. The famous scientist Al-Biruni, a Khwarezm native, in his Athar ul-Baqiyah الآثار الباقية عن القرون الخالية (p.47) specifically verifies the Iranian origins of Khwarezmians when he wrote:أهل خوارزم [...] کانوا غصناً من دوحة الفرس ("The people of the Khwarezm were a branch from Persian tree.")

  3. БСЭ-ХОРЕЗМИЙЦЫ
  4. Tajikistan: History / Encyclopedia Britannica

    The Tajiks are the direct descendants of the Iranian peoples whose continuous presence in Central Asia and northern Afghanistan is attested from the middle of the 1st millennium bc . The ancestors of the Tajiks constituted the core of the ancient population of Khwārezm (Khorezm) and Bactria, which formed part of Transoxania (Sogdiana). Over the course of time, the eastern Iranian dialect that was used by the ancient Tajiks eventually gave way to Persian, a western dialect spoken in Iran and Afghanistan.

Первый раз у меня в блоге пост про Узбекистан, а ведь этот регион настолько богат историей, что аж подумать страшно. Самое интересно, что во многих местах там сохранились в первозданном виде целые города, которым более 1000 лет. Давайте посмотрим на один такой город.

Хива — в древности — Хорасмия, позже известна как Хварезми — Хорезм, в прошлом крупное ханство на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря. В настоящее время это территория Узбекистана и Туркменистана.

Хива не была изначально столицей Хорезма. Историки говорят, что в 1598 году, Амударья (большая река, истоки которой находятся на Памире, на высоте 2495 км) отступила от прежней столицы Ургенч (в прошлом Гургандж). Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой, снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река радикально меняла свое русло несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце 16 века погубил Гургандж. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркменистана), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.




Хорезм не раз даал отпор таким знаменитым противникам как Александр Македонский, а в 680 арабам Кутейбы ибн-Муслима. Они атаковали Гургандж, но не могли полностью подчинить себе ханство. Только объединенным армиям Чингиз-хана удалось одержать победу. После полугодовой осады они разрушили дамбы, и Амударья затопила Гургандж. Город был стерт с лица земли, 100 тысяч жителей убиты, и каждому воину досталось по 24 пленника. И только через 200 лет столица Хорезма была вновь отстроена. Пять раз Тамерлан совершал набеги на Хорезм, но лишь в 1388 году ему удалось полностью завоевать его

Согласно легенде, старец, умирающий в пустыне от жажды, стукнул посохом и увидел на месте удара колодец с водой. Удивленный, он воскликнул "Хей Вах!" и основал у колодца город. Однако топоним "Хивак", или "Хива", относится к группе географических названий, начальная форма которых сильно изменилась с течением времени. По мнению некоторых ученых, название города, выросшего в середине I тысячелетия до нашей эры на берегу канала, стало производным от ойконима Хейканик (или Кейканик), что означало: "Город, расположенный на берегу большой воды", т.е. канала, отведённого от реки.


Кликабельно, Панорама

Ещё по одной версии (её предлагает филолог Ибрагим Каримов), топоним Хива образован от древнеаланского "хиаув" - крепость. Он предлагает также, что аланы - это древние хорезмийцы, мигрировавшие несколько веков назад на Северный Кавказ.

Многовековая история Хивы неразрывно связана с судьбой Хорезма . Периоды подъемов, когда Хорезм становился во главе могучих государственных образований, чередовались с тяжкими падениями, когда его города и селения гибли от опустошительных вражеских нашествий.

Примечательно, что и в ХIХ-начале XX вв. город в окончательном виде сложился по традиционному плану равнинного города: прямоугольник, вытянутый с севера на юг, рассеченный крестообразно по осям главными улицами. Размеры его - 650x400 м - находятся в соотношении пропорций "золотого сечения", излюбленного архитекторами всех стран мира. Размеры изученных археологами городищ свидетельствуют, что и тогда их строители владели основами прикладной геометрии.

Впервые Хива упоминается в письменных источниках X в. как небольшой город, расположенный на караванной дороге между Мервом и Ургенчем (современный Куня-Ургенч). Такое выгодное положение делает Хиву значительным торговым центром. Особенно большое значение приобретает она в XVIII веке, когда становится столицей Хорезма (Хивинского ханства). Однако уже в XVIII столетии феодальная раздробленность, династические смуты, вражда с соседними племенами и государствами ослабляли страну. И только в начале XIX века, после утверждения кунгратской династии, Хива формируется как значительный культурный центр.


Кликиабельно

Наиболее древняя часть Хивы - шахристан (город) Ичан-Кала , окружена стенами, которые неоднократно разрушались и восстанавливались. У западных ворот Ичан-Калы (в настоящее время не существующих) расположен Куня-Арк , старая крепость с остатками замка Акших-баба, являвшегося когда-то ядром города. Арк состоял из нескольких двориков, каждый из которых объединял определенную группу построек. Из них сохранились лишь курныш-хана (приемная хана), летняя мечеть, монетный двор и более позднее здание гарема. В мечети и приемной (1825-1842 гг.) привлекают внимание айваны с деревянными колоннами и стенами, покрытыми майоликовыми облицовками.

Особенно насыщена постройками та часть Ичан-Калы, которая расположена вдоль дороги, ведущей от западных к восточным воротам. Здания здесь сконцентрированы без какого-либо архитектурного замысла. Некоторые группы построек образуют строительные массивы, в которых отдельные здания сливаются друг с другом своими объемами. Только широкие арочные проемы или порталы определяют отдельные строения. Высокие стены, легкие угловые башенки, купола, минареты, легкие айваны с деревянными колоннами создают повсюду неожиданные силуэты.

Ни один другой город не донес до нас в такой сохранности целую часть шахристана, подобно Ичан-Кале в Хиве. Это - историко-архитектурный заповедник, дающий представление о феодальном среднеазиатском городе.

Построек времен первоначального возвышения Хивы почти не осталось.

Из сохранившихся архитектурных сооружений Хивы наиболее древнее - мавзолей шейха Сейид Аллауддина (XIV в.). Первоначально мавзолей состоял из одного помещения с небольшим порталом. Затем к усыпальнице была пристроена зиарат-хана . Вход в усыпальницу был заделан, а проем в ее стене, со стороны зиарат-ханы, расширен. В 1957 г. при реставрации зданию был придан, насколько это возможно, первоначальный вид.

Мавзолей служит вместилищем превосходного майоликового надгробия. Оно состоит из постамента с угловыми колонками, поддерживающего мощную плиту с двумя "сагана" (стрельчатое завершение мусульманских надгробий). На облицовочных плитках надгробия отштампован легкий рельеф. Он расписан мелким растительным узором голубого, темно-синего, фисташкового и белого цветов. Красота узоров, композиция и тональность росписи, прозрачность глазури вводят этот керамический декор в число лучших образцов искусства майоликовой облицовки XIV века. По-видимому, очень скромным и небольшим был первоначальный мавзолей Пахлаван Махмуда , поэта, народного героя, умершего в первой четверти XIV в. Ореол славы этого героя, считавшегося патроном города, привлекал почитателей. Вокруг его мавзолея создалось целое кладбище со многими фамильными усыпальницами.

В начале XIX века возле этого комплекса началось строительство усыпальницы хивинских правителей. К мавзолею Пахлаван Махмуда были пристроены помещения, в которые и перенесли могилы ранее умерших ханов.


В 1825 г. интерьеры всех помещений комплекса Пахлаван Махмуда были сплошь облицованы майоликой с типичным для Хивы орнаментом, а купола здания покрыты бирюзовыми плитками. Поблескивающий зеленоватой глазурью купол мавзолея издали привлекает внимание. Превосходная майолика внутреннего декора комплекса Пахлаван Махмуда ставит его в ряд выдающихся памятников архитектуры. В начале XX века перед зданием погребального комплекса были воздвигнуты другие постройки и айван на деревянных резных колоннах.

Необычна архитектура пятничной мечети Хивы - Джума-мечети , построенной в XVIII в. Кирпичные глухие стены без каких-либо членений и украшений образуют здание размером 55 х 46 м. Потолок поддерживается 212-ю деревянными колоннами, из которых 16 относятся к ХI-ХIV вв. Уникальная резьба украшает их стволы и капители. Своеобразна композиция мечети - глухие стены и плоский потолок создают большой, но низкий объем здания, к которому примыкает контрастирующий с ним своим высоким стволом минарет (XVIII в.). Мечеть со своим минаретом и несколько близлежащих медресе оформляют площадь у главной магистрали Ичан-Калы.


Одним из оживленных мест Хивы являлась площадь у восточных ворот Палван-Дарваза . Здесь еще в XVII веке были построены бани Ануш-хана и одноэтажное здание медресе Ходжамбердыбия . В 1804-1812 гг. напротив медресе Ходжамбердыбия было сооружено двухэтажное медресе Кутлуг-Мурад-инака . Медресе имело 81 худжру и являлось одним из самых больших сооружений Хивы. Его портал с пятигранной нишей и алебастровыми сталактитами оформлен богаче, чем фасады более ранних медресе города. Угловые башни с фонарями декорированы глазурованными и терракотовыми со штампованным рисунком плитками. Тимпаны двухэтажных арочных галерей заполнены майоликой. Интерьеры почти лишены декора.

Несмотря на большие размеры, медресе Кутлуг-Мурад-инака не достигает монументальности, свойственной многим бухарским памятникам. Оно проще по планировочной и объемной композиции, беднее по декоративному убранству.


В 1806 г. к воротам Палван-Дарваза была пристроена длинная галерея с торговыми помещениями, перекрытыми куполами. У этих ворот, замыкавших самую оживленную улицу, при Аллакули-хане (1825-1842 гг.) была сосредоточена торговая жизнь города. Здесь впритык одно к другому возводились здания. Насыщенность постройками была так велика, что некоторые из них выступали за стены Ичан-Калы. Так, например, для размещения медресе Аллакули-хана была разрушена городская стена. Ее выровненные обломки составили основание для нового здания, к которому вел пандус, разделивший медресе Ходжамбердыбия на две части, подобно переметной суме - хурджуму - почему оно и получило название "Хурджум". Здание имеет небольшую высоту и не загораживает монументального главного фасада медресе Аллакули-хана с его стройным порталом. В наружной отделке его господствует майолика.



Кликабельно

В 1-ой половине XIX века в Хиве при Аллакули-хане особенно процветала торговля. Оживленные и разнообразные (вплоть до невольничьего) базары располагались у восточных ворот и за ними. Вблизи от ворот Палван-Дарваза был построен караван-сарай , подобно медресе своим объемом выходящий за стены Ичан-Калы. К его главному фасаду была пристроена крытая галерея - пассаж (тим). В комплексе построек у восточных ворот Палван-Дарваза в 1830-1838 гг. был возведен дворец Аллакули-хана - Таш-хаули . Все здание выложено из обожженного кирпича. Высокие стены с башнями и воротами подобны крепостным сооружениям. Дворец состоит из объединенных несколькими двориками помещений жилого и официального назначения.


Среди них - гарем , михманхана для приемов хана, арзхана - судилище, вспомогательные и служебные помещения, переходы. Сложность плана объясняется разновременностью построек дворца. Все выходящие во дворики айваны богато декорированы: майоликовая облицовка покрывает стены, резьба - деревянные колонны и их мраморные базы, росписи - деревянные потолки. Народные орнаментальные традиции нашли здесь превосходное воплощение. Так завершилась цепь построек возле ворот Палван-Дарваза: галерея Палван-Дарваза, медресе Аллакули-хана, тим, караван-сарай, а с другой стороны площади - Таш-Хаули, медресе Кутлуг-Мурад-инака. С юга площадь ограничивалась небольшим зданием Ак-мечети , окруженной с трех сторон айваном (1838-1842 гг.). За мечетью разместилась баня Ануш-хана (XVII в.), помещения которой погружены в землю и выступают только куполами.



Комплекс всех построек создавался по мере возникающей жизненной необходимости. Внешне он не воспринимается как целый художественный ансамбль, но отличается живописностью архитектурных масс и разнообразием силуэтов. В Ичан-Кале формировались и другие ансамбли. Так, к югу от Куня-Арка в 1851-1852 гг. было построено медресе Амин-хана , а в 1871 г. к востоку от Куня-Арка - медресе Сейид Мухаммед-Рахим-хана II , которые составили центры двух архитектурных ансамблей. Медресе Амин-хана самое большое в Хиве. Недостроенный минарет, диаметр которого составляет 14, 2 м, выложен только на высоту 26 м, почему за ним и упрочилось название Кальта-минар (короткий минарет). Боковые фасады медресе оживлены аркадой лоджий на втором этаже. По углам фасадов расположены характерные для Хивы башенки с проемами наверху, поясами из зеленого глазурованного кирпича и куполками, облицованными таким же кирпичом. Высокий портал главного фасада украшен майоликой и узорами из цветного глазурованного кирпича. Минарет орнаментирован поясами геометрических узоров из цветного кирпича.

В 1910 г. Ислам-Ходжой был построен самый высокий в Хиве минарет (около 50 м), господствующий над всеми постройками Ичан-Калы. Около минарета сооружено небольшое здание медресе и мечеть. Минарет облицован специальным лекальным кирпичом, чередующимся с поясами многоцветной майолики.

Упомянутые памятники архитектуры не исчерпывают полного списка всех замечательных сооружений города. В многочисленных постройках, хотя и не уникальных, находили преломление конструктивные и художественные принципы хивинского строительства. Большую ценность в них представляет осуществленное в народных традициях декоративное убранство: резьба по дереву и майоликовые облицовки. Монументальные постройки в предместье Хивы, Дишан-Кале такие, как дворец Нурулла-бая , не характерны для этой части города. В противоположность Ичан-Кале здесь много водоемов и зелени. Многочисленная массовая жилая застройка отличается интересной объемно-пространственной композицией, в которой айваны служат необходимым компонентом. Колонны, подбалки, двери и другие деревянные детали нередко украшены великолепной резьбой. Народное жилище здесь хранит и развивает художественные традиции хивинского зодчества.

Когда столицу перенесли на новое место, это был, несомненно, один из худших периодов истории Хорезма. Но со временем ханство расцвело вновь, и в короткий период Хива стала духовным центром Исламского мира. Итак, в 1598 году Хива стала главным городом Хивинского ханства, это был маленький укрепленный городок с 10-ти вековой историей. Легенда о его происхождении повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец.


Россия аннексировала часть Хивинского ханства в 1873 году (отчасти потому, что торговля рабами в Хиве вызывала страх в южной России: туркменские налетчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре). В 1919 году части Красной Армии свергли власть последнего Хивинского хана. В 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики, а в 1924 году земли Хорезмского оазиса вошли в состав Узбекской и Туркменской ССР, которые стали независимыми в 1991 году.


В IX—XII веках, кроме множества исламских учебных заведений, в Хорезме успешно действовали крупные центры науки: астрономии, математики, медицины химии и т. д. «Домом мудрости», фактически академией наук, которую создал в Багдаде тогдашний правитель Аль-Маъмун, руководил выходец из хорезма Мухаммад-аль-Хорезми. Уже в IX веке его фундаментальные труды по математике, географии, геодезии были известны в Европе и не утратили своего значения до наших дней. Огромное научное наследие оставили аль-Беруни, Агахи, Наджмиддин Кубро и другие ученые и богословы, чьи имена также связаны с Хорезмом.

Дошедшее до нас слово «Хива» известно из арабских географических трудов Х века как название одного из населенных пунктов на караванном пути между Гурганчом (ныне Куня Ургенч) и Мервом (ныне Мары), более ранние сведения о городе неизвестны.

Хорезм Х века — это бремя титанов мысли и науки Абу Райхана Беруни (973—1048), Абу Али ибн-Сины (980—1037), время процветания «Академии» хорезмшаха Мамуна.

О людях Хорезма того времени сохранились свидетельства историков «Они люди гостеприимные, любители поесть, храбрые и крепкие в бою; у них есть особенности и удивительные свойства»,— писал Макдиси.

В истории Хорезма Х век отмечен бурным экономическим подъемом страны, ростом числа городов, развитием градостроительства и архитектуры. Исторические хроники перечисляют незнания более 30 городов, расположенных в нижнем бассейне Амударьи. Среди древних городов, пожалуй, лишь Хива стойко продолжала существовать как город.

Хива расположена на равнинной зоне, на границе пустыни. Вначале колодец с питьевой водой предопределил возникновение населенного пункта. Образованию же города, несомненно, предшествовало проведение канала Хейканик из Амударьи, служившего не только для орошения обширной территории, но и для снабжения - водой всех населенных пунктов, возникших на его трассе.

Канал Хейканик существовал еще в античный период. Он известен ныне под названием Палванян (Палнан-арык). В хивинских хрониках ХIХ в. часто Хейканик упоминается искаженно как Хейваник. Хейканик — архаичное название, значение которого в народе давно забыто.

Очевидно, между названиями канала Хейканик и города Хива (Хева) существует этимологическая связь, ибо цепочка слов Хейканик — Хейваник — Хейвак - Хева - Хива как будто указывает единство их корней. Однако в рукописи 1831 года «Сердце редкостей» историк-летописец Худайберды Кошмухаммед пишет, что «Хива есть имя мужчины».

Многие названия в топонимике Хорезма, как и история страны, являются тайной. Так и слово «Хива» пока остается загадкой истории. Впрочем, такой же таинственностью окутано и слово «Хорезм». Наиболее близко к истине этимологическое толкование слова «Хорезм» — земля солнца.

По свидетельству древних хроник Хива еще в Х веке была довольно большим городом с красивой и благоустроенной соборной мечетью.

Один из средневековых путешественников, побывавший во многих странах Востока, после посещения Средней Азии в начале ХIII в. оставил следующие наблюдения: «Не думаю, чтобы в мире где-нибудь были обширные земли шире хорезмийских и более заселенные, при том что жители приучены к трудной жизни и довольству немногим.

Большинство селений Хорезма — города, имеющие рынки, жизненные припасы и лавки. Как редкость бывают селения, в которых нет рынка. Все это при общей безопасности и полной безмятежности...

Несомненно, город Хива был в числе процветающих городов, о которых так восхищенно отозвался арабский путешественник, ученый Якут Хамави.

В ХIII в. Хорезм пал под натиском полчищ Чингисхана. Хива встала грудью против врага. Сыны-патриоты погибли смертью храбрых. Позже над могилой защитников города был сооружен мавзолей.

Хива выдержала испытание временем, но непрерывное существование города на одном месте, необходимость обновления старых строений, требование жизненных пространств беспощадно уничтожало все ветхое, отжившее и ненужное.

Именно поэтому в современной Хиве большинство памятников относятся к ХVIII—ХIХ вв. Более ранние памятники единичны, а археология города пока не изучена.

Хива стала столицей государства лишь с 1556 г. при Дустхан ибн-Буджчи. Однако ее интенсивное развитие начинается при Арабмухаммедхане (1602— 1623), когда начали строить монументальные сооружения.

Среди памятников ХVII в. особенно выделяются медресе Арабмухаммеда (1616 г.), мечеть и бани Анушахана (1657 г.).

Экономический и политический кризисы в стране, калейдоскопическая пестрота в смене властей — « игра в ханы » («хонбози») в целом губительно отразились на благосостоянии Хорезма. Захват Хивы иранскими войсками е 1740 г. привел к разорению страны.


Кликабельно

Эпидемия чумы 1768 г. в Хорезме унесла много жизней. Опустели города. Особенно пострадали Хива и соседние города, подчеркивает поэт-историк Мунис.

«В Хиве осталось населения всего в 40 семей... Внутри города заросло тамариском и колючкой, в домах обосновались хищные животные».

В 1770 году правителю Мухаммед Амин инаку удается положить конец междоусобицам и объединить земли Хорезма. С этого времени начинается «основание новой Хивы» (академик В. В. Бартольд).


Кликабельно

Многочисленные монументальные памятники Хивы возникли в ХIХ в. Это был период относительного подъема культуры, расширения строительства и народных промыслов.
Хива является удивительным музеем хорезмской архитектуры ХVIII—ХХ вв.

Во внутреннем городе — Ичан-кале — сконцентрированы ансамбли и комплексы монументальных сооружений, в густом окружении массовой жилой застройки. Уникальным памятником города является многоколонная джума-мечеть (конец ХVIII в.). В ней сохранились деревянные колонны ранних строений (Х—XVI вв.).

Каждая из этих колонн открывает отдельные страницы истории развития архитектурной формы, орнамента и техники резьбы. От ХIV в. сохранились мавзолей Саида Алауддина и мечеть Багбанли. В ХVII— начале ХVIII в. было воздвигнуто множество духовных учебных заведений: медресе Арабмухаммеда (1616 г.), медресе Хурджум (1688 г.), медресе Шергазихана (1719—1726 гг.). Из памятников ХIХ в. особенно интересны медресе Кутлуг-Мурад инака (1804—1812 гг.), комплекс мавзолея Пахлавана Махмуда (1810—1835 гг.) медресе (1834— 1935 гг.), караван-сарай и тим Аллакулихана, медресе Мухаммад-Аминхана (1851—1855 гг.), дворцовые ансамбли Кухна-Арк (первая половина ХIХ в.) и Ташхаули (1831—1841 гг.).

Древность традиций архитектуры и искусства прослеживается не только в памятниках материальной культуры Хорезма. Архитектурно-строительная терминология, бытующая среди населения Хорезма, во многом отличается от терминов сопредельных регионов — Бухары, Самарканда и Ташкента.

В обиходе хорезмских узбеков сохранились отдельные древнетюркские архитектурно-строительные термины, которые давно забыты или заменены в узбекском литературном языке. Так, упомянутое в, «Собрании тюркских наречий» Махмуда Кашгарского (ХI в.) слово «керпич», у Алишера Навои «кирпич», тождественное русскому с «кирпич», бытует в хорезмском наречии доныне как «керпич», «кервич».

Хива по праву может гордиться своими великими сыновьями.


Хивская кампания



Кликабельно, панорама


Кликабельно, панорама



Кликабельно, панорама


Фото Проскудина-Горского


Кликабельно 2000 рх


15 июня 2012, 15:51

С 4-го века до нашей эры по 7-й век нашей эры на огромных просторах Средней Азии образовались и расцвели великие индоевропейские цивилизации Кушанское царство, Бактрия, Согдиана и Хорезм с очень развитой культурой, архитектурой и земледелием. В данном посте речь пойдёт о древнем Хорезме. Много веков назад древние зодчие воздвигли на территории Хорезма неприступные крепости. И по сей день эти грандиозные сооружения не перестают удивлять и ученых, и путешественников. Пустыня Кызылкум, окружающая оазис Хорезма, - странная пустыня. Среди барханов, на вершинах пустынных скал в отрогах Султануиздага - повсюду встречаются следы человеческой деятельности. Остатки древних каналов, пунктиром тянущиеся на десятки километров, руины крупных поселений и городов. Сегодня этот мир мертв. Величественные сооружения древнего Хорезма захватили вороны, ящерицы и змеи. Кажется, что ты в заколдованном царстве, в стране материализовавшихся миражей...


Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях Амударьи. Первые упоминания о Xорезме (что а переводе означает «Земля солнца»), встречаются в Бехистунской надписи Дария I и священной книге зороастризма - «Авесте». В середине 6 в. до н. э., Xорезм вошел в состав Персидского государства Ахеменидов. Ко времени Александра Македонского Xорезм был независимым государством. В 4-3 вв. до н.э. Xорезм переживал экономический и культурный подъем: совершенствуются оросительные системы, строятся города, развиваются ремесла и искусство. Господствующей формой религии был зороастризм. Территорию древнего Хорезма часто называют "среднеазиатским Египтом". И, надо сказать, это весьма подходящее сравнение. Не много в мире найдется мест, где на сравнительно небольшой территории было бы сконцентрировано такое количество памятников древней архитектуры. Одних только крепостей насчитывается здесь более десятка. И так же, как египетские пирамиды, они ошеломляют человека, впервые оказавшегося в непосредственной близости от них.
У стороннего наблюдателя или путешественника сразу же рождается множество вопросов: как древние строители при отсутствии какой-либо строительной техники могли возвести все эти грандиозные сооружения? Благодаря чему многие постройки сохранились до наших дней?А ведь возраст большинства из них - две тысячи лет. Некоторые древние крепости выглядят так, будто были покинуты своими обитателями совсем недавно. И удивительно то, что, несмотря на свою величественность и хорошую сохранность, о самом существовании этих крепостей сегодня известно только узкому кругу специалистов. Может быть, еще и потому они так хорошо сохранились, что расположены в стороне от наезженных дорог и добраться к ним без помощи местных историков весьма и весьма затруднительно. Выбор места для строительства крепостей и по сей день составляет одну из историко-географических загадок древней Средней Азии. Каких только теорий не выдвигалось на сей счет! Принято считать, что люди всегда стремились жить поближе к воде. Но в тех местах, где находятся крепости, вода была труднодоступной. В то же время близ Амударьи нет ни одного крупного оборонительного сооружения. Возможно, это объясняется тем, что древние обитатели Хорезма стремились возводить крепости на естественных возвышенностях, а по берегам Амударьи они почти не встречаются.
Проблему водоснабжения хорезмцы решали с помощью многокилометровых оросительных каналов. Какова протяженность этих сооружений, точно неизвестно, но масштабы древнего строительства сравнимы разве что с ударными социалистическими стройками наподобие Беломорканала. Вероятно, для рытья каналов в пустыне были привлечены тысячи людей, трудившихся день и ночь. Кроме того, для сооружения крепостей требовалось доставлять к местам работ строительный материал - речной песок и глину, необходимые для производства сырцового кирпича. До сих пор непонятно, как удалось древним прорабам наладить снабжение, но факт остается фактом - речные песок и глина бесперебойно поступали за десятки километров. Можно представить себе эти тянущиеся по пустыне караваны! И результаты работы хорезмцев потрясают. Взять хотя бы грандиозный комплекс Топрак-Кала (Земляной город), стены которого тянутся более чем на километр. Это был целый город, в котором историки насчитали не менее десяти кварталов.

Город начал возводиться в 1 веке нашей эры. Так как строился он на равнине, для защиты от нападений его непременно должна была окружать высокая стена. И она была сооружена. Высотой до 10 метров! Только представьте себе масштаб строительства: сотни людей участвовали в насыпных работах, а параллельно с этим на самом высоком месте возводился еще и красавец замок. Другая, не менее величественная крепость Кызыл-Кала (Красный город) защищала рубежи государства в 1-12 веках. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры (65 на 65 метров), она была крепким орешком для врагов. Двойные стены толщиной восемь метров поднимались в высоту на 15 метров. Внутри крепость была двухэтажной, при этом первый этаж начинался с 4-метрового цоколя, дабы стенобитные орудия не смогли открыть доступ нападавшим во внутренние помещения.

Место для строительства крепости выбиралось особо тщательно. Как мы уже отметили, предпочтение отдавалось возвышенностям, но существовала еще и такая традиция. Где-нибудь поблизости от предполагаемого места строительства ловили и убивали дикое животное, и если древние эскулапы находили у него признаки какого-то заболевания, стройку не начинали, справедливо полагая, что такой же недуг может постичь и поселившихся здесь людей. Пожалуй, наиболее удачное место было выбрано для строительства крепости Аяз-Кала (Город на ветру). Преодолеть крутой подъем к естественной возвышенности с крепостью на вершине трудно даже налегке.Это классическое хорезмское пограничное сооружение. Его стены обращены по сторонам света, а вход обязательно устроен с южной стороны. Объяснение данной особенности очень простое. Преобладающий в этих краях южный ветер выдувал из крепости пыль и мусор. В то же время вход в крепость не представлял собой этакий проходной двор. В плане каждой хорезмской крепости обязательно присутствовал привратный лабиринт - своего рода крепость в крепости. Попадая сюда, нападавшие оказывались в ловушке и получали ожесточенный отпор.

Историки предполагают, что крепость Аяз-Кала была возведена в 4-3 веках до нашей эры, но, как ни странно, скорее всего никогда не использовалась по своему прямому назначению. Более того, есть мнение, что по какой-то причине крепость не была достроена. Археологи не обнаружили здесь ни одного свидетельства обитания людей, зато нашли много заранее заготовленного, но неиспользованного строительного материала. И тем не менее эта крепость, простоявшая много веков, кажется покинутой совсем недавно. Ее суровые серовато-розовые сырцовые стены с узкими щелями стреловидных бойниц, грозные башни, круглые и стрельчатые арки порталов и сегодня выглядят устрашающе. С вершины Аяз-калы открывается вид на одноименное озеро Аязколь, вода в котором настолько соленая, что и летом кажется покрытой ледяной коркой. На севере едва заметен у горизонта силуэт следующего замка Кырккыз-Кала, где археологи нашли удивительное захоронение по обряду древних огнепоклонников - очищенные солнцем и хищными птицами части человеческого скелета были помещены в керамический кувшин - хум в форме женской головы. Грандиозные развалины овеяны многочисленными легендами и сказаниями. В народе и сейчас ходят поверья, что во многих крепостях скрыты подземные ходы, охраняемые злыми силами, и что всякий, кто попытается искать здесь неисчислимые сокровища, должен погибнуть. К счастью, ни одного случая трагической смерти среди археологов за все годы исследований отмечено не было. Что же касается "неисчислимых сокровищ", то ученые не отрицают возможности будущих сенсационных открытий. Дело в том, что из многочисленных сооружений древнего Хорезма на настоящий момент исследована в лучшем случае половина. Например, та же крепость Кызыл-Кала - полностью нетронутый объект. Странно, но до сих пор о древнем Хорезме историкам известно очень немногое. Летопись мертвых городов этого государства пестрит нерасшифрованными страницами, которые обязательно рано или поздно будут прочитаны. Есть пример: трудно поверить, что еще в начале 19 века науке было мало известно о древней истории Египта, Вавилона, Ассирии, а сейчас мы знаем о прошлом этих могущественных империй довольно много. Возможно, и история древнего Хорезма со временем приоткроет свои тайны.

Хорезм — один из старинных областей с 2700 летней историей, расположенный между двумя реками и пустынями Центральной Азии, а также хорошо известен с такими историческими городами, как Хива и Ургенч. Основным аспектом посещения Хорезма является исторические и культурные туры. Хорезм — это не только история и культура. Это и много уникальных крепостей, природных ресурсов, пруды (озера), многочисленные музеи, различные декоративно-прикладные искусства, прекрасные дыни и многое другое. Но это не единственная причина, почему вы должны посетить Хорезм. Что еще можно увидеть узнаете — прочитав статью.

Город музей под открытым небом.

Основной причиной посещения Хорезма является то, что Хорезм — один из самых древних областей мира. Имеет более 250 исторических памятников, расположенных на территории Хорезма и многие крепости, установленные по региону. Он сохранил уникальные типы большинства стен, не говоря уже о таких стенах, как Ичан-Кала — первого всемирного наследия ЮНЕСКО в Центральной Азии, символизирующий Хорезмскую область. Согласно древним сведениям, Хорезм также рассматривается как «второй Египет» или «Солнечная страна».



Родина великих ученых.

Хорезм называют родиной ранних ученых, которые стали известны во всем мире в сфере математики, географии и медицины, такие как Мухаммад аль-Хорезми, Абу Райхональ-Беруни, НажмиддинКубро, Махмуд Замахшари, ПахлавонМахмуд,Огахи и т.д. Хорезм является колыбелью древней цивилизации; уникальный памятник письменности «Авесто» был создан и написан золотыми чернилами на 12 тысяч волы шкур. Впервые о Хорезме упоминается в Бехистунской надписи Дария I и «Авесте»; многие исследователи определили Хорезм “Арьянам-войчах”- первой зороастрийской страной. Кроме того, Великий Шелковый путь стимулировал развитие торговли, сельского хозяйства, религии, народных промыслов, а также наук. Академия Мамуна стала одним из самых известных научных учреждений в Центральной Азии, где были выпущены известные ученые и энциклопедисты, как Аль-Беруни, Ибн Сина (Авицена), которые внесли важный вклад в развитие науки. Хорезм – это место с богатым прошлым и светлым будущим. В настоящее время регион имеет целый ряд условий для проведения исследований и создания археологических, исторических и этнографических туров.



Устойчивый туризм.

Хорезм расположен между двумя пустынями (Кызылкум и Каракум) ближе к территории Аральского моря, биоразнообразие отличается от других регионов Узбекистана. Во время визита в Хорезм, вы станете более ответственным туристом, начнете уважать людей, которые проживают в различных условиях Хорезмской области. Кроме того, вы можете внести свой вклад в местное сообщество, посетив их местность, встретившись с людьми, можете объединиться и испытать повседневную жизнь. В конце, когда они будут провожать вас, вы убедитесь, что деньги, которые вы потратили на свою поездку останется в местном сообществе, а не в транснациональных сетевых компаниях.

Удобства для транзитных гостей.

Туристы, которые хотят посетить не только один регион, смогут познакомиться с историей Хорезма и продолжить путь. Так как дороги Хорезма пересекаются с Бухарой, Каракалпакстаном и Туркменистаном. Транзитные гости могут добраться с Хорезма до их точки назначения с помощью машины, автобуса, железной дороги и самолета. Железная дорога связанна с регионами Узбекистана (Бухара, Навои, Самарканд, Джизак, Сырдарья и Ташкент), а также с некоторыми городами России (Саратов, Волгоград). Существует также Международный аэропорт «Ургенч», который реконструирован в 2014году. В Ташкент — ежедневные рейсы, три раза в неделю в Россию (Москва, Санкт-Петербург), а в туристический сезон, прямые международные рейсы из Милана и Парижа в Ургенч (один раз в неделю).

Гастрономия.

Гастрономия является одним из продвигающихся видов туризма в регионе. Когда вы встретите Хорезмских людей, они, безусловно, предложат вам попробовать свои национальные блюда. Хотя Хорезм находится далеко от столицы Узбекистана, вы можете питаться вне дома с бюджетом или в местной семье, ходить по магазинам, по дешевым супермаркетам (особенно свежие фрукты и овощи). Путешествуя по городам и районам, покупая еду в базарах, вы можете согласиться с разумными ценами. На сегодняшний день, большинство ресторанов и кафе предлагают множество вегетарианских блюд по просьбе иностранных туристов. Из национальных блюд можете попробовать плов, тухум барак, шивитоши, шашлыки, ижжан и рыбу. Поскольку в Хорезме 300 солнечных дней в год, вы можете почувствовать сладкий запах блюд, приготовленных местными продуктами в любое время года.






Традиции.

Традиции и обычаи Хорезма отличаются от других регионов Узбекистана. Но во многих случаях, он похож на другие традиции Узбекистана и стран Центральной Азии. Первая традиция – это когда люди встречаются, они приветствуют друг друга со словами «Ассаломуалейкум», даже если они не являются друзьями или родственниками.
Во время визита в Хорезм, мы рекомендуем вам быть гостем в местной семье. Они будут приветствовать вас стоя, предлагая самое лучшее место в своем доме и угощая прекрасными национальными блюдами Хорезма.
Почти весь народ (особенно женщины) в Хорезме используют тандыры в своей жизни. Тандыр – ручная работа и часто используют его, чтобы испечь хорезмский хлеб (огромный, круглый и плоский). Кроме того, во многих местах самсу (запеченное блюдо с мясом, луком и специями) и курицу готовят в тандырах. Во время визита в Хорезм, в каждой деревне, шоссе, вы можете увидеть, что люди делают тандыры вручную. Это даст вам необычный шанс увидеть процесс изготовления тандыра.


Хорезмские свадьбы выделяются своими обычаями. За день до свадьбы, особенно в районах, расположенных вдали от центра области, проводятся традиционные бои баранов и петухов, а также национальная борьба.


Восхитительные дыни.

Хорезм годами славится своими дынями и фруктами. В народе ходят слухи о том, что область имеет мистическую особенность, так как таких вкусных овощей и фруктов нигде не найти. Существуют множество различных сортов дыни (Гурвак, Кари киз, Бол Ковун, Замча, Бори Калла и т.д.), растущих в регионе. В Хорезмских базарах вы можете увидеть различные дыни, выращенные фермерами. И конечно же, вкус такой дыни (сладкий и сочный), утолит жажду в жаркую погоду. Не упустите возможность принять участие в дынном фестивале «Гурвак – символ Хорезмских дынь», который проводится ежегодно в летний период.




Искусство и ремесло

Хорезм был известен в мире своими танцами и музыкой, костюмами из шелка и коврами ручной работы, резными деревянными дверями и колоннами, керамикой и марионетками.
«Лязги» эффектная особенность Хорезмского искусства. Он очаровывает людей своей мелодией и мерцающим танцем, который вдохновит вас танцевать без какого-либо опыта. Мы считаем, что декоративно-прикладное искусство станет одним из главных причин посетить Хорезм.

Искусство и ремесло остается достойным наследием от пожилых предков к молодому поколению. Сегодня, ремесленники Хорезма, особенно в Хиве, работают в нескольких направлениях, таких как резьба по дереву, вышивание сюзане, ковроткачество, кукольное изготовление и керамика. В ходе визита, туристы также могут увидеть процесс изготовления ремесленных изделий в мастерских.

Еще одним важным видом прикладного искусства является «Чугирма» — типичная меховая шапка, которую носят большинство Хорезмских людей. В жарких солнечных днях в летнее время и холодной зимою, чугирма поможет вам сохранить тепло в холод и охладит в жару.
Так как декоративно-прикладное искусство является наиболее интересной вещью, которую можно увидеть в Хорезме, мы надеемся, что вы будете восхищаться ими собственными глазами.

Ургенч.

Ургенч является административным центром Хорезмской области. В прошлом он был так же известен, как «Гургенч» или «Куня Ургенч». Во время визита в Хорезм, мы советуем вам провести один день в Ургенче для экскурсии по городу, прогулки, шопинга, гастрономического тура и другое. В настоящее время этот город становиться более современным и туристическим центром из-за своих привлекательных мест, таких как Шаватский Канал, Площадь Ал-Хорезми, Парк ДжалоладдинаМангуберди, Озеро молодежи, Художественная галерея Ургенча, Центральный базар, Гипермаркет, Боулинг, рестораны, магазины, супермаркеты и т.д. Кроме того, посетителям предлагают остановиться в туркменской крепости, УллиХовли – туристический комплекс (на окраине Ургенча), чтобы увидеть фольклорное шоу, а также бои барана и петуха, увидите типичных крупных туркменских собак и попробуете свежую рыбу Хорезма. Летом освежающий ветер вдоль канала сделает ваше пребывание очень приятным.

Экотуризм


В настоящее время устойчивость экотуризма становится популярным в регионе, базирующийся в сельской местности и вдоль озер «Харрот», «Коракол» и туристического комплекса «Калажик», где вы можете насладиться рыбалкой, катанием на лодках, водным катанием на скутерах, представлениями народных игр, поездкой на верблюдах и лошадях. К тому же, на берегу реки Амударьи, есть некоторые места, ориентированные на изучение флоры и фауны Хорезмской области. В пустыне Хивы, саксаулов сохраняют в целях охраны природных территорий региона. После того, как вы договоритесь посетить эти места, очевидно узнаете о сельской жизни, о флоре и фауне, о традиционных блюдах и о традиционных юрты лагерях региона.

Хорезм

История периода до н. э., является неполной и рассеянной. В связи с географическим положением древнего Хорезма, территория всегда подвергалась нападению извне. Из некоторых исследований Хорезма по Авесте , в словаре учённого Деххода слово «Хорезм» , описывается как сокращённое от «колыбель народов арии» Однако существует много версий происхождения названия Хорезм, например, «кормящая земля» , «низкая земля» , «страна, где хорошие укрепления для скота» .

Народ

В своих исторических работах «Хронология» (Асар ал-бакийа "ани-л-курун ал-халийа) Аль Бируни , относит древних хорезмийцев к персидскому древу Он пишет о тюрках как о древних жителях Хорезма. Бируни отличал хорезмийский язык от персидского, когда он писал «поношение по-арабски милее мне, чем похвала по-персидски… этот диалект годится только для хосроевских повестей и ночных сказок».

Точные даты появление хорезмийцев, как и этнонима, неизвестно, но первое письменное упоминание встречаются у Дария I в Бехистунской надписи 522-519 до н. э. . Там же находятся высеченные рельефы восточноиранских воинов, в числе которых есть и хорезмийский воин, рядом с согдийским , бактрийским и сакским воинами, свидетельствующие об участии хорезмийцев в военных походах правителей Ахеменидской державы . Но уже в конце V века до нашей эры хорезмийцы обрели независимость от Ахеменидов и в 328 году до нашей эры посылали своих послов Александру Македонскому. Мнение учёных

  • Согласно работам Аль-Бируни , хорезмийцы начали своё летоисчисление с начала заселения их страны, в 980 г. до вторжения Александра Македонского в пределы Ахеменидской империи , то есть до начала эры Селевкидов - 312 г. до н. э. - начиная с 1292 г. до н. э. По завершению этой эры, они приняли другую: с 1200 г. до н. э. и время прихода в их страну мифического героя Авесты и древнего героя иранского эпоса, который описывается в «Шахнаме» Фирдоуси - Сиявуша ибн-Кей-Кауса , подчинившего своей власти «царство тюрков», и Кей-Хосров , сын Сиявуша, стал основателем династии хорезмшахов, которые правили Хорезмом до X в. н. э.
Позднее хорезмийцы летоисчисление стали вести персидским методом, по годам правления каждого царя из династии Кей-Хосрова, который правил их страной и носивший шахский титул и так продолжалось до правления Африга , одного из царей этой династии, получившего дурную славу, как и персидский царь Ездигерд I. Традиционно постройку в 616 г. от Александра Македонского (305 г. н. э.) грандиозного замка позади города Ал-Фир , разрушенного рекой Аму-Дарья в 1305 г. селевкидской эры (997 г. н. э.) приписывают Афригу. Бируни, считал, что династия, начало которого положил Африг, правила до 995 г. и принадлежала к младшей ветви хорезмийских сиявушидов и падение замка Африга, как и династии афригидов, символически совпали во времени. Давая хронологические указания о времени правления некоторых из них, Бируни перечисляет 22 царя этой династии, от 305 до 995 г. .
  • С. П. Толстов - историк и этнограф, профессор, писал следующее:
В своей работе пишет о прямых связях между хеттами и массагетами , не исключая, что в этой цепи находились и племена готов . Исследователь приходит к выводу что хорезмийские яфетиды (кавиды), выступают как одно из звеньев цепи древних индоевропейских племён, окружающие кольцом Черное и Каспийское моря на рубеже II и I тыс. до н. э.

Язык

Хорезмийский язык который относится к иранской группе индоиранской ветви индоевропейской семьи , был родственным согдийскому языку и пехлеви . Хорезмийский язык вышел из употребления по крайней мере к XIII веку, когда был постепенно заменен персидским языком по большей части, а также несколькими диалектами тюркского . По утверждению таджикского историка Б.Гафурова , в XIII веке тюркская речь преобладала над хорезмийской в Хорезме. Согласно ибн Баттуте, Хорезм в первой половине XIV века был уже тюркоговорящим.

Литература

Хорезмийская литература, наряду c согдийской (иранские языки) считается самой древней в Центральной Азии. После завоевания региона в VIII веке арабами, начинает распространятся персидский язык, после чего все восточноиранские диалекты, и хорезмийский в том числе, уступают западноиранскому диалекту, а также тюркскому языку.

См. также

Напишите отзыв о статье "Хорезмийцы"

Примечания

  1. C.E. Bosworth, «The Appearance of the Arabs in Central Asia under the Umayyads and the establishment of Islam», in History of Civilizations of Central Asia , Vol. IV: The Age of Achievement: AD 750 to the End of the Fifteenth Century, Part One: The Historical, Social and Economic Setting, edited by M. S. Asimov and C. E. Bosworth. Multiple History Series. Paris: UNESCO Publishing, 1998. excerpt from page 23: "Central Asia in the early seventh century, was ethnically, still largely an Iranian land whose people used various Middle Iranian languages. stock and they spoke an Eastern Iranian language called Khwarezmian. The famous scientist Biruni, a Khwarezm native, in his Athar ul-Baqiyah (الآثار الباقية عن القرون الخالية) (p. 47) (англ.)
  2. Народы России. Энциклопедия. Главный редактор В. И. Тишков. Москва: 1994, с.355
  3. لغتنامهٔ دهخدا، سرواژهٔ «خوارزم». (перс.)
  4. Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности. // Приаралье в древности и средневековье. Москва: 1998,с.28
  5. Абу Рейхан Бируни, Избранные произведения. Ташкент, 1957,с.47
  6. Бируни. Сборник статей под редакцией С. П. Толстова. Москва-Ленинград: издательство АН СССР,1950,с.15
  7. СССР. Хронология - статья из .
  8. Гафуров Б. Г., Таджики. Книга вторая. Душанбе, 1989, с.288
  9. Узбеки - статья из Большой советской энциклопедии .
  10. Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности. // Приаралье в древности и средневековье. Москва: 1998,с.29
  11. Encyclopedia Iranica, «The Chorasmian Language», D.N.Mackenzie. Online access at June, 2011: (англ.)
  12. Andrew Dalby , Dictionary of Languages: the definitive reference to more than 400 languages, Columbia University Press, 2004, pg 278 (англ.)
  13. MacKenzie, D. N. "Khwarazmian Language and Literature, " in E. Yarshater ed. Cambridge History of Iran, Vol. III, Part 2, Cambridge 1983, pp. 1244-1249 (англ.)
  14. (Retrieved on 29 December 2008) (англ.)
  15. Гафуров Б. Г., Таджики. Книга вторая. Душанбе, 1989, с.291
  16. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М. Наука. 1988, с.72-74

Отрывок, характеризующий Хорезмийцы

К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)