Как научиться быстро читать и все понимать. Что тормозит чтение? Причины медленного чтения

Привет, друзья! Помните, недавно мы разбирались с устройством и методами улучшения мозговой деятельности? Надеюсь, тогда вам пригодилась информация об альтернативном восстановлении памяти с помощью несложных упражнений. Так что сегодня предлагаю немного расширить «мозговую» тему и поговорить о том, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное. Настойчиво приглашаю к беседе тех, кто регулярно имеет дело с текстами. Готовы запомнить все нижеописанное? Ну, поехали!

Ранее я писал о том, что существуют некие . Сегодняшняя тема как бы дополняет ту, предыдущую.

Вспомним, как в школе нас заставляли зубрить фрагменты различных учебников: историю, литературу, иностранный язык и т. п. Получалось далеко не всегда и, как правило, удовольствия от этого процесса было не много. А если у тебя еще и талант в совсем других областях проявляется, так это вообще прискорбно, правда?

Так вот, друзья, все дело в интересе к чтению. Вместо мучительной зубрежки можно научиться качественно читать и запоминать важную информацию, просто разбудив в себе интерес к текстам. Это тот случай, когда скорость и объем прочитанного не имеет значения, ведь если вы полюбите чтиво, с которым имеете дело, то и время найдется, и скорость со временем увеличится.

Однако, не всегда получается полюбить суровые учебные или рабочие тексты. Скоро узнаем, что же делать, если экзамен нужно сдавать уже завтра, а интерес коварно дремлет.

Согласитесь, первой задачей, которую мы ставим перед собой при чтении, является применение прочитанного на практике (исключение составляет художественная литература и различные развлекательные тексты). Даже если вы успеваете проглотить сразу несколько книг на протяжении месяца, но при этом в мозгу остается лишь пара ключевых моментов или ассоциаций, вызванных этими книгами – ваши дела с чтением оставляют желать лучшего.

Привычка читать разумно и с удовольствием, извлекать из текстов все необходимое и применять полученные знания в жизни – действительно ценное умение в нашем мега-информационном мире. Самое время выяснить, взаимосвязана ли скорость чтения с запоминанием прочитанного.

Учимся быстро читать и запоминать прочитанное

Согласно статистике компании Staples, средний показатель чтения у взрослого человека составляет около 300 слов в минуту. В то же время мастер скорочтения способен прочитывать до 1500 слов в минуту. Быстрому чтению несложно научиться: при больших объемах и регулярной практике это под силу и детям.

Но у меня возникает следующий вопрос: зачем вам стремиться к скорости, если прочитанное не только не запоминается, но и не осмысливается в процессе чтения? Так давайте сначала развивать качество чтения и интерес к нему, а затем, при необходимости, увеличивать скорость. Думаю, это правильный путь к запоминанию большого количества текстов.

Техники для увеличения скорости чтения и запоминания

Если на сегодняшний день вы достаточно развили память и умеете читать осознанно, пора разобрать пару-тройку техник для увеличения скорости чтения.

  • Методика Тима Феррисса

Тим Феррисс, автор нескольких бестселлеров (в числе которых «4-часовая рабочая неделя»), учит своих последователей просто вести карандаш по строкам во время чтения, как бы подчеркивая прочитанное (помните, именно так мы и учились читать?), при этом он призывает «экономить» на первой и последней паре слов в каждой строке (не вести под ними карандашом). Таким образом включается наше периферийное зрение, и методика Тима направленна именно на это.

Думаю, это действительно одна из лучших методик для увеличения скорости чтения. Здесь главное не забывать осмысливать прочитанное, ведь со временем глаза начинают бегать по строкам как на автомате — эти быстрые и согласованные движения глаз называются саккадами Видели, именно так и читают люди с отлично развитой скоростью?

  • Методика Spritz

На их сайте есть видеоуроки по установке скрипта в ваш браузер. Современная методика, название которой Spritz, открыла читателям удивительную возможность быстрого чтения в интернете. Чтобы, подобно методу Феррисса, минимализировать лишние движения глаз во время чтения, Spritz представил собой компактный электронный прямоугольник, в центре которого мгновенно появляются и исчезают слова текста (впрочем, скорость можно регулировать).

Фишка в том, что в каждом слове, по центру, красным цветом выделяется одна буква, помогающая сконцентрироваться на всем слове и прочитать его.

Эта методика позволяет здорово развить скорость чтения (до 600 слов в минуту, как минимум), однако, мне кажется, это подойдет исключительно для рабочих текстов, требующих «сухого» подхода, но никак не для поэзии и другой вкусно-читабельной литературы.

  • Приложение Blinkist

Не менее прогрессивная программа для гаджетов носит имя Blinkist. Суть методики — в максимальном ужатии текста и фильтрации его на ключевые фрагменты. Очень напоминает краткий пересказ текста из той же школьной истории. При этом скорость здесь не принципиальна, главное – взять из книги самое важное.

Примечательно, что программа предусматривает переводы различных языков. Думаю, Blinkist отлично подойдет, если хочется быстро узнать сюжет какого-нибудь огромного романа.

  • Методика Станислава Матвеева — рекордсмена России по запоминанию

«7 эффективных техник запоминания» Станислава Матвеева можно смело отнести к предыдущим мировым методикам, поскольку курс направлен на . Это будет как нельзя кстати, если ваша задача не только в запоминании текстов, но и в развитии памяти в целом. Кстати, руководство бесплатное.

Друзья, считаю нужным напомнить вам несколько прописных и важных истин на пути к идеальному чтению.

  1. Замените телевизор, частый шопинг и другие непродуктивные развлечения чтением. Вы удивитесь, но сэкономленное на интерактивных действиях время откроет вам дополнительные 30-50 часов в неделю!
  2. Обыкновенная электронная книжка способна подарить вам в два раза больше текстов, чем обычная. Объяснение простое: читалка гораздо легче и удобнее, что позволяет читать в любую свободную минуту (например, в транспорте).
  3. Чтобы лучше запоминать прочитанное, учтите три ключевых процесса памяти: ассоциации, впечатления и повторения. Ассоциации помогают нам запоминать прочитанное, просто сравнивая новую информацию с давно знакомой и привычной. Для впечатлений требуется эмоциональная связь с героями или событиями из книги – прорабатывая прочитанное на чувственном уровне, мы гораздо лучше его запоминаем. Здесь также классно внести элемент игры и подключить воображение для усиления эффекта. Повторение действенно практически всегда и лишний раз гарантирует лучшее запоминание любого текста.
  4. Заметки на полях. Попробуйте выделять ключевые фрагменты текста – это поможет быстро вспомнить сюжет и восстановить в памяти наиболее важные знания, полученные из конкретной книги. Аналогично работают и закладки.
  5. Как ни банально, а индивидуальный режим чтения так же важен, как и правильный распорядок дня. Раннее утро, обеденный перерыв или ночь – согласно своим биологическим часам вы можете определить свой самый продуктивный час для чтения. В идеале стоит выбирать и спокойную созидательную обстановку.

Раньше люди читали не торопясь, размеренно, при неровном свете свечи. Быстрота чтения не была необходима. Но мы живем в стремительное время, нам нужны довольно большие объемы информации, уже со школы дети должны читать не только художественную литературу, но и учебники, технические описания к разным гаджетам, статьи и так далее.


Если читать медленно, времени учиться в хорошем темпе может не хватить. Как же быть? Неужели придется с утра до вечера сидеть над книгами и учебниками? На самом деле есть несколько секретов, которые помогут научиться читать быстро с полным пониманием прочитанного. Сегодня мы ими поделимся.

1. Определяем скорость.

Вы читаете медленно или считаете, что можете быстрее? Определите вашу скорость. Включите таймер и прочитайте полстраницы текста. Запишите ваш результат. Это нужно для того, чтобы следить за прогрессом обучения и правильно подбирать упражнения, которые помогут улучшить навыки.


Не старайтесь ускоряться до предела, важно достичь равновесия скорости и понимания прочитанного. Контролируйте ваше чтение, чтобы точно знать, что вы движетесь.


Стремитесь стать быстрее, но при этом не терять в понимании текста.

2. Читаем слова группами.

Причина замедлений в чтении по слову, остановках на каждом слове, движении взгляда обратно, чтобы прочитать строчку еще раз. Часто нам кажется, что так мы лучше поймем смысл. Но это не так. Читая отдельными словами, а не конструкциями, мы просто замедляем темп. Старайтесь читать словосочетаниями, цепляйте взглядом группы слов.


Обратите внимание, что даже сложные предложения в русском языке разделены на смысловые единицы – простые предложения, причастные и деепричастные обороты, обособления. Все эти конструкции обычно отделяются от остальной части предложения запятыми. Попробуйте охватывать кусок текста от запятой до запятой, затем следующий. Потихоньку вы привыкнете сразу замечать интонационные паузы и впитывать информацию блоками.


Установите для себя правило: каждое предложение делить на 2-3 части.

3. Без остановок.

Почему мы останавливаемся? Вероятно, потому что не очень уверены, что правильно поняли смысл. Так тоже бывает, если читать сложную теоретическую литературу, но вряд ли смысл ускользнет от вас в процессе чтения художественных произведений.


Приучите себя читать без остановок. Скользите глазами по строчкам, не спотыкайтесь о каждое слово. Если вам сложно побороть привычку, возьмите себе в помощники карандаш и водите по строкам. Пусть глаза двигаются за указкой, так вы понемногу привыкнете читать подряд, без топтания на месте.


Вот увидите, ваши страхи потерять смысл скоро останутся позади. Наоборот, концентрация внимания повысится, а скорость чтения увеличится (напоминаем про пункт 1, следите за вашим прогрессом).


Тренируйте себя. Чтение – это почти как спорт. Чем больше тренировок, тем больше результат.

4. Знакомимся с терминами.

Художественная литература обычно не требует знания каких-то особых слов. Конечно, в ней встречаются незнакомые, устаревшие, диалектные слова, но не очень часто, поэтому всегда можно быстро понять их значение по контексту или остановиться и использовать словарь.


Но что делать, если вы читаете учебники или другую обучающую литературу? Здесь встречаются не просто незнакомые слова, но терминология, причем, для каждого предмета и направления она своя.

Совершенно не важно, изучаете вы курс биологии за 7 класс или проходите курс маркетинга, постарайтесь сначала познакомиться с особыми словами, которые будут вам встречаться в тексте. Не бросайтесь в омут понятий с головой, вы быстро устанете разгадывать смысл и остановитесь.


Но как же выяснить, какие слова требуют особого знакомства? Возможно, первую-вторую главу вашего трактата нужно прочитать медленно, найти научные термины и профессионализмы, посмотреть в словаре их значение. Теперь, если вы встретите их снова, вам не нужно будет останавливать чтение. Добавляйте в свой словарный запас новые слова и скоро вы привыкнете к особому языку научных и обучающих изданий.


Познакомьтесь с новыми словами и терминами заранее, иначе быстрое чтение превратится в неприятную поездку по плохой дороге, от которой останутся только синяки.

5. Не проговариваем!

Еще одна популярная ошибка читателей – проговаривание слов про себя .


С одной стороны, артикуляция важна, особенно если вы читаете стихи или классическую прозу. Артикуляция помогает почувствовать звучание речи, ритм и стиль текста. Поэтому полностью отказываться от нее не нужно. Но мы часто читаем тексты, где нужно понять смысл, а не вдохновиться красотой слова. В этих случаях проговаривание нам не нужно.


Если вы уже попробовали читать не по слову, а словосочетаниями, избавиться от артикуляции будет легче. Мы переходим на зрительное восприятие, образное. Чтобы добиться переключения на такое восприятие, попробуйте несложное упражнение. Читайте любой текст (допустим, газетную статью), одновременно “мешая” самому себе артикулировать. Произносите не те слова, которые видите, а что-то другое. Можно считать до десяти, можно говорить “лалалала”, можно крутить в голове популярную песню. А потом, после того, как ваши глаза закончат считывать информацию, спросите себя – вы поняли содержание статьи? Скорее всего, да, возможно, не целиком. Потренируйтесь еще, и вы увидите, что начали впитывать текст и быстрее, и четче.


Обманите свой мозг: пойте песню, пока читаете книгу.


Способов увеличить скорость чтения немало. Можно заниматься самостоятельно, можно отправиться на курсы скорочтения.

Оптимальный вариант достичь скорости – 150-200 в минуту . Но, стремясь, читать быстрее, не забывайте, что некоторые произведения все же требуют медленного, вдумчивого чтения, понимания художественного языка.

Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения.

Навыки чтения являются основой всего обучения, одним из главных условий успешной учебы ребенка в школе. Процесс чтения для детей довольно сложен, ведь в нем одновременно участвуют память, воображение, звуковые и слуховые катализаторы. А между тем, скорость чтения должна быть максимально приближена к скорости речи. Но как научиться быстро читать? Вам предлагается методика быстрого чтения, которая поможет Вашему маленькому вундеркинду, значительно поднять собственный уровень, и увеличить скорость чтения.

В школе ребенку, у которого низкая скорость чтения будет тяжелее усваивать новый материал. За то время, которое он будет тратить на чтение условий задачи или упражнения, быстро читающий ребенок успеет все переписать в тетрадь и приступить к выполнению задания. Скорость чтения - важнейший фактор успеваемости, поэтому научиться читать быстро, очень важно. Существует такое понятие, как «оптимальное чтение», оно предполагает чтение со скоростью в минуту 120-150 слов. Эта цифра появилась не просто так - считается, что именно при чтении в данном темпе достигается наилучшее усвоение материала школьником.

Почему обучение быстрому чтению дается не всем?

Одними из основных причин замедленного чтения у деток, выступают следующие:

Причина № 1. Низкий уровень памяти и внимания (читая четвертое слово, ребенок, первого уже не помнит, а, следовательно, смысла прочитанного понять не может). Внимание - главный двигатель процесса чтения. Мозговые процессы сами по себе весьма быстры, и поэтому медленно читающий ребенок переключает свое внимание на какие-то посторонние мысли, как результат - пропадает интерес к читаемому, чтение становится механическим, и до сознания не доходит смысл. Поэтому главный совет в данном случае - обязательно систематически проводить дома работу с ребенком по развитию памяти.

Причина № 2. Снижение объема оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом охватывает не все слово целиком или даже несколько слов, а только две, три буквы.

Причина № 3. Низкий словарный запас.

Причина № 4. Регрессия - так называемые, возвратные движения глаз. Множество деток, сами того не замечая, перечитывают слово дважды, автоматически, как бы для полной уверенности в правильности чтения.

Причина№ 5. Не развитой артикуляционный аппарат.

Причина № 6. Произведения подобранные не по возрасту.

Методика быстрого чтения: как научиться быстро читать?

Существует специальное обучение быстрому чтению, разработанная специалистами специальная методика быстрого чтения. Следующие упражнения помогут сделать так, чтобы у Вашего ребенка была техника быстрого чтения, причем сознательного и выразительного: .

Обучение быстрому чтению: шаг первый.

Вовлекайте своего ребенка с малых лет в активный процесс чтения.

Чаще читайте ему сами, и, читая, на самых интересных моментах останавливайтесь и, ссылаясь на усталость, просите ребенка прочитать кусочек произведения. Сделайте вид, что Вы отвлеклись и прослушали, обязательно переспросите, что он только что прочитал, спросите, какие слова повторялись несколько раз? Объясните непонятные ребенку слова. Обсудите прочитанное.

Обучение быстрому чтению: шаг второй.

Сделайте чтение необходимым условием для повседневной жизни.

Каждый день пишите ребенку записки, какие-то открытки, планы, списки дел, которые поручаете сделать ему.

Обучение быстрому чтению: шаг третий.

Сделайте на какой-то период просмотр диафильмов традиционным, как в младенчестве, чтение сказки перед сном. Медленная смена ярких кадров, короткие подписи под каждым, удобные для чтения - отличные условия для того, чтобы техника быстрого чтения совершенствовалась.

Обучение быстрому чтению: шаг четвертый.

Осваивайте параллельное чтение.

Для этого Вам нужно приготовить два одинаковых текста. Вы будете читать текст вслух, а ребенок будет вслед за вами, водить пальцем по строчкам. Постепенно наращивайте скорость чтения, но следите обязательно, чтобы ребенок успевал за Вами. Читайте некоторые фрагменты медленно, а некоторые быстро, к примеру, выделяя, таким образом, диалоги. Поинтересуйтесь, заметил ли ребенок смену скорости?

Обучение быстрому чтению: шаг пятый.

Контролируйте технику быстрого чтения, давайте ребенку задания чтения на время.

Для этого выберите несложный текст, состоящий из знакомых ему слов, засеките время, к примеру, одну минуту, а затем посчитайте, сколько слов он успел прочитать. Обязательно скажите ему это число и «подхлестните» его интерес, вопросом типа: «А быстрее сможешь? Давай проверим!». Пускай снова читает этот же текст, прочитанных слов будет однозначно уже больше. Похвалите его и снова засеките время. Сделайте так раза три, но не больше. Данное задание продемонстрирует ребенку, что читать он может гораздо быстрее и, что научиться читать быстро совсем не трудно.

Обучение быстрому чтению: шаг шестой.

Тренируйте чтение про себя, а не вслух.

При чтении вслух происходят следующие процессы: 1. глаза читают текст, 2. в мозг идет сигнал, 3. подготавливаются органы речи, 4. текст проговаривается вслух, 5. уши воспринимают, 6. сигнал снова отправляется в мозг для анализа услышанного и сопоставления с прочитанным. При таком чтении потеря скорости очевидна, прошептывание - это совершенно та же история. Когда чтение происходит «про себя» - совсем другая картина. Глаза ребенка забегают вперед, и он начинает понимать смысл прочитанного текста, скорость соответственно возрастает, порой в разы.

Обучение быстрому чтению: шаг седьмой.

Игры с ударением.

Как уже пояснялось, понимание смысла читаемого текста - главный козырь в том, как научиться быстро читать. И расстановка правильного ударения здесь не последняя вещь. Читая слово неверно, ребенок не улавливает смысла, теряет нить истории, которую читает, и соответственно снижает скорость, и не может пересказать прочитанное. Как быстро читать, если мозг лихорадочно пытается найти смысл, а, в конце концов, так его и не находит. Поэтому обучение быстрому чтению предполагает также и занятия с ударением. Выберете любое слово и по очереди ставьте ударение на все слоги подряд, так ребенку будет понятнее, о чем именно идет речь. После поинтересуйтесь у него, как все-таки правильно произносится это слово.

Обучение быстрому чтению: шаг восьмой.

Спотыкание о согласные.

Детки зачастую спотыкаются при чтении, когда видят подряд несколько согласных букв: «сестра», «кружка», «стройка». Ваша задача выписывать подобные слова на лист бумаги и давать ребенку периодически их читать, пока не исчезнут трудности с такими моментами. Не ленитесь вписывать новые слова.

Обучение быстрому чтению: шаг девятый.

Жужжащее чтение.

Следующая методика быстрого чтения может показаться Вам странной, но не стоит ей пренебрегать - она очень полезна для того, как научиться быстро читать. Ребенку нужно читать про себя и одновременно жужжать вслух, как пчела.

Обучение быстрому чтению: шаг десятый.

Развивайте зоркость.

Напишите в ряд пять, шесть гласных букв, вставив где-нибудь в середине одну согласную букву, и спросите у ребенка какая буква лишняя?

Обучение быстрому чтению: шаг одиннадцатый.

Развивайте сообразительность.

Напишите слова, которые отличаются всего одной буквой. К примеру: 1. кот - рот, 2. кот - кит, 3. лес - вес, 4. лес - лещ. Спросите, в чем отличие, и в чем схожесть этих слов.

Обучение быстрому чтению: шаг двенадцатый.

Артикуляционная гимнастика, как методика быстрого чтения.

Такие упражнения совершенствуют произношение, ставят дыхание, делают речь четкой. Для этого читайте побольше скороговорок, причем делая это по-разному: громко и уверенно, медленно и шепотом, строго отслеживайте прочитывание, четкое проговаривание окончаний в словах. Методика быстрого чтения включается также и чтение поговорок и пословиц.

Обучение быстрому чтению: шаг тринадцатый.

Развитие поля зрения.

Возьмите лист бумаги и начертите таблицу, вписав в каждой клетке по одной букве или слогу. От ребенка требуется, прочитать про себя их все, указывая на букву карандашом, и стараясь читать быстро. Важно, чтобы он постарался запомнить расположение следующих букв или слогов друг за другом. Читать их можно сверху вниз, внизу вверх, составлять слова, и так далее. .

Обучение быстрому чтению: шаг четырнадцатый.

Развивайте антиципацию - так называется смысловая догадка.

Во время чтения текста, боковым зрением ребенок ловит следующее слова, может на основании прочитанного догадаться, каким будет следующее слово. Техника быстрого чтения может включать следующее упражнение, цель которого развитие антиципации. Вам нужно написать предложения, в которых есть слова с пропущенными слогами или буквами, пускай ребенок допишет недостающие буквы. Потом, усложняйте задачу и просто пишите для него отдельные словосочетания или слова, с пропусками в середине, в конце, в начале слов.

Обучение быстрому чтению: шаг пятнадцатый.

Чтение с закладкой.

При чтении текста, ребенок должен двигать закладкой не как обычно, под строкой, а закрывая ею уже прочитанное им слово. Такое упражнение поможет научиться читать без повторов и наращивать темп.

Обучение быстрому чтению: шаг шестнадцатый.

Сосредоточение.

Эта техника быстрого чтения подразумевает, чтение слов, которые написаны разными шрифтами. Причем такие слова могут идти подряд, составляя одно предложение. Нужно добиться того, чтобы разный шрифт не сбивал ребенка с толку, не воспринимался им как какая-то преграда.

Обучение быстрому чтению: шаг семнадцатый.

Наращивайте слова.

Пишите на листе бумаги столбиком слова, которые увеличиваются в длине при их модификации:

Обучение быстрому чтению: шаг восемнадцатый.

Обучение быстрому чтению: шаг девятнадцатый.

Чтение сквозь зубы.

Ребенок читает незнакомый текст на максимальной скорости для него, плотно сжимая зубы и губы при этом. После чтения ему нужно будет ответить на какие-то вопросы по тексту. Проводить подобное упражнение рекомендуется каждый раз перед чтением текста вслух.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцатый.

Чтение в сопровождении.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать первый.

Простукивание ритма.

Упражнение подразумевает прочтение ребенком незнакомого текста, при одновременном простукивании карандашом заранее выученного ритма.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать второй.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать третий.

Обязательные ежедневные пятиминутки чтения.

Ребенок должен в режиме жужжащего чтения читать в течение пяти минут. Данные упражнения нужно проводить по 4 урока ежедневно.Семейные игры. Не ленитесь регулярно устраивать в своей семье всевозможные игры в буквы и слова. Подобная тренировка поможет ребенку с легкостью ориентироваться в пространстве множества букв и без труда читать незнакомые слова.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать четвертый.

Чтение согласных.

Нужно, чтобы ребенок cделал глубокий вдох и на выдохе прочитал 15 согласных - подойдет абсолютно любой набор, к примеру: с, т, п, к, н, ш, г, в, ж, л, г, щ, н, ф.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать пятый.

Складывание слов из половинок.

Возьмите какое-либо несложное слово, разбейте его на две части и напишете на двух разных карточках, заготовив, таким образом, на один урок около 10 слов. Предложите ребенку сложить карточки, собрав целое слово. Еще лучше если таких слов можно будет составить несколько вариантов, используя одни и те же карточки. Постоянно меняйте и дополняйте карточки. Со временем перейдите на более сложные слова, состоящие из трех и более слогов.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать шесть.

Чтение с выражением. Ребенку нужно прочесть небольшой отрывок текста, так как он читает обычно. Затем вернуться в начало и снова прочитать его, но с выражением, с интонацией, а значит и в другом темпе. Прочитав уже знакомый отрывок, он должен без остановки продолжать читать текс далее. Смысл заключается в том, что темп, на тексте знакомом, выработанный и ускоренный впоследствии не спадает, даже когда он переходит на незнакомую часть.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать седьмой.

Тренируем внимание. Во время чтения текста, ребенок по команде «остановись», прекращает чтение, отрывает от книги голову, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Затем по команде «начинай» он должен найти то самое место в книжке, где он ранее закончил читать.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать восьмой.

Ребенок, молча, читает с максимальной скоростью небольшой абзац, следующий абзац он должен начать читать вслух, потом снова - абзац про себя. Методика быстрого чтения в данном случае работает так: чтение про себя, как Вы помните, гораздо быстрее, чтения вслух, при резких переходах темп чтения частично сохраняется, и ребенок читает быстрее.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать девятый.

Ролевое чтение.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцатый.

Чтение перевернутого текста.

Научиться читать более уверенно и быстро можно упражняясь в чтении перевернутого «вверх ногами» листа с текстом. Это способствует развитию навыка запоминания целостных эталонов букв, сочетания буквенного анализа со смысловыми окончаниями слов

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать первый.

Набор деформированных предложений.

Потренируйтесь с ребенком менять слова в предложении. К примеру, напишите предложение: «ко мне пришли друзья на праздник», невпопад: «друзья ко праздник мне пришли на». Напишите на листе бумаге с десяток подобных предложений, пускай ребенок распутывает их.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать второй.

Поиск заданного слова.

Устройте соревнование с детьми или привлеките взрослого: говорите любое слово из текста на странице, кто быстрее найдет это слово - тот победитель. Поощрительные призы - приветствуются. Такая игра сформирует способность видеть не отдельные фрагменты, а целостный образ слова. Кроме этого упражнение развивает словесную память.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать третий.

Таблицы Шульте.

По сути - эти таблицы представляют собой случайно расположенные числа, задача - в быстром нахождении их по порядку. Главная польза данной методики быстрого чтения - в расширении поля зрения, в развитии скорости поисковых зрительных движений. Начертите квадрат примерно на 20-25 сантиметров, разбив его на 30 ячеек. В эти ячейки беспорядочно впишите числа, начиная от 1 заканчивая - 30. Процесс поиска цифры необходимо делать беззвучным счетом, молча и указывать найденные цифры карандашом. Прежде чем начать упражнение ребенку нужно зафиксировать свой взгляд в центре, так, чтобы видеть целиком всю таблицу. Кроме этого, запрещены горизонтальные или вертикальные движения глаз, взгляд, как и цифры должен быть в некотором смысле беспорядочным. Обязательное условие для того, чтобы техника быстрого чтения улучшилась - это систематичность занятий и позитивный настрой. Вопрос, как быстро читать и разработкой методик и техник быстрого чтения занимаются некоторые авторитетные специалисты, литературу которых мы бы рекомендовали Вам почитать: академик Андреев, И.Федоренко, Е.Заика, Н. Зайцев, И.Пельченко и другие. Помните, что умение читать бегло - это не самоцель, это жизненная необходимость, без которой Вашему ребенку будет очень трудно учиться дальше и достигать каких-то успехов, как учебе, так и в общении. Детки быстрее усваивают материал, проявляют готовность к творчеству и самовыражению. Успех рождает радость, уверенность в своих силах, стимулирует лидерское начало.

И главное: не скупитесь на похвалу своего ученика.

Быстрое чтение обросло гигантским количеством мифов. В книгах о великих людях - о Бальзаке, Ленине, Кеннеди, Рузвельте и других - пишут, что они обладали способностью за несколько секунд понимать смысл текста на странице. Они научились этому сами. Увы, осталось слишком мало информации о том, как именно они читали.

В этом одна из причин заблуждений, связанных со скорочтением. Например, такого, что эта техника сводится к быстрому пролистыванию страниц и не помогает как следует понять суть текста. На деле это не так: человеческий мозг в состоянии за минуту прочитать и на 100% запомнить текст примерно трех страниц (6000 знаков без пробелов).

Следующий миф: человеческий мозг в состоянии буквально за минуту усвоить материал гигантского тома. Эту мифическую способность иногда называют фоточтением. И хотя как скорочтение, так и фоточтение существуют в реальности, они позволяют запомнить за минуту 6000 знаков, но никак не 600 тысяч.

Еще один миф: существует некий волшебный прием, использовав который, вы сможете безо всяких тренировок читать гораздо быстрее. На самом деле техника скорочтения - это целый комплекс методов и техник ускоренного чтения и восприятия текста. И все они требуют отработки на практике.

Обратите внимание, что речь идет не только об очень быстром переносе взгляда по строчкам. Сам по себе этот навык важен, однако он не гарантирует качественного усвоения текста. Ну а разве это эффективно - прочитать текст и ничего в нем не понять и не запомнить? Поэтому мне очень нравится второе название скорочтения - эффективная работа с информацией. Оно лучше отражает суть быстрого чтения и тех практических приемов, которые мы рассмотрим далее.

Как научиться быстро читать или алгоритм увеличения скорости чтения

Давайте рассмотрим простой пошаговый план позволяющий почувствовать первые результаты уже через неделю занятий:

  • Откажитесь от регрессий, то есть от возвращения взгляда к уже прочитанному. Это повысит внимание, ведь вы будете знать, что не сумеете перечитать неусвоенный фрагмент. Возможно, скорость переноса взгляда немного уменьшится. Зато время, потраченное на текст, сократится - ведь вы будете читать его один раз, а не 2-3.
  • Расширяйте поле видения при помощи специальных упражнений. К ним относятся таблицы Шульте, упражнения с расширяющимися строчками, «пирамидки», «елочки» и другие упражнения. Все их можно найти в Интернете. Уделяйте расширению поля видения 3-5 минут ежедневно. И вскоре быстрота чтения увеличится, ведь вы сможете читать текст блоками в несколько слов. Затем переходите к вертикальному чтению строчек. Не воспринимайте последовательно слово за словом, а фиксируйтесь по центру строки. Если поле видения натренировано, то вы увидите всю строчку целиком и прочтете ее за 1-3 секунды. Скорочтение полезно для глаз. Для расширения поля видения используются те же упражнения, что и для корректировки зрения. Их же применяют и при обучении летчиков. Научитесь читать быстрее - и вы сможете снять очки!
  • Развивайте образное мышление. Наш мозг устроен таким образом, что картинки он воспринимает гораздо быстрее, чем слова. Поэтому при чтении старайтесь визуализировать описываемые предметы и явления. Исследования показали, что если вы не можете образно представить слово, у вас больше шансов, его забыть. Поэтому за каждым новым или трудным словом (например, за профессиональными терминами) закрепляйте уникальную картинку.
  • Измеряйте показатели. Замер улучшает результат, это уже давно стало прописной истиной. Тогда почему параметры чтения измеряются только в школе? Взрослому человеку, работающему с гигантскими объемами информации, не менее важно знать, насколько он быстро читает и как он эффективен в восприятии текстов.

Хотите узнать, с какой скоростью вы читаете? Выберите незнакомый текст, и прочитайте его, засекая время. Напишите подробный пересказ текста, чтобы оценить качество запоминания. Подсчитайте в исходном тексте количество знаков без пробелов (статистику можно найти в программе Word) и рассчитайте свою скорость по формуле:

  • Скорость переноса взгляда = Количество знаков в тексте х 60 секунд / Время чтения в секундах
  • Скорость чтения = Скорость переноса взгляда х Качество запоминания в процентах

Средняя скорость чтения составляет около 500 знаков в минуту. А максимальная, на которую способен человеческий мозг при качестве запоминания 100% - это 6000 зн./мин. То есть при традиционном чтении мы используем менее 10% своих природных возможностей.

Согласно европейскому стандарту, качество запоминания должно составлять не менее 75%. У россиян оно в среднем равно 60%. Поскольку показатель «Скорость чтения» напрямую зависит от качества усвоения, то для сокращения времени работы с текстом стоит начать с улучшения внимания и запоминания. Это позволит вам улучшить результаты даже без применения специальных методов скоростной обработки текста.

ТРИ УПРАЖНЕНИЯ НА ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ

  1. «Итоги дня». Начните тренировку с упражнения, которое дает быстрые результаты. Каждый день перед сном ответьте на вопрос: «Что нового, интересного и полезного я узнал(а) сегодня?». Припомните все, что вы видели, слышали, читали. Отделите «воду» и информационный шум, чтобы не тратить на них резервы памяти. Остальное перескажите про себя или вслух. Для некоторых семей это стало ритуалом, позволяющим обменяться интересными новостями и обсудить полезную информацию.
  2. «Право-лево». Перед тем, как приступить к чтению важного текста или заучиванию иностранных слов, в течение 30 секунд двигайте глазами вправо-влево. Голова при этом остается на месте. Это незатейливое упражнение помогает активизировать отделы головного мозга, отвечающие за запоминание информации.
  3. «Кулачки». Эта техника хорошо известна на Востоке, ее активно используют в рефлексотерапии (метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма). Сожмите левую руку в кулак, а правую ладонь держите в открытом положении (большой палец прижмите к остальным). Расположите левую руку, сжатую в кулак, перед собой. А открытую ладонь правой руки таким образом, чтобы ее средний палец касался мизинца левой руки. Затем поменяйте положение рук. Теперь правая рука у вас сжата в кулак, а левая ладонь раскрыта, и средний палец левой руки дотрагивается до мизинца правой. Несколько раз повторите это упражнение, стараясь как будто бы перескакивать вниманием с одной руки на другую. Если у вас это получится легко, ускоряйте темп «перехода». Выполняйте данное упражнение перед чтением текста для повышения концентрации внимания .

Быстрое чтение - пусть к успеху?

Мы познакомились с несколькими полезными приемами и техниками быстрого чтения. Однако нужны ли они вам? Или для экономии времени достаточно внедрить пару правил тайм-менеджмента ?..

Еще несколько десятилетий назад, в СССР чтобы получать приличные деньги, было достаточно хорошо работать и быть хорошим специалистом. Хочешь отличных денег - работай отлично. Все просто. Но сейчас ситуация в стране и на рынке труда серьезно изменилась. И быть хорошим специалистом недостаточно для того, чтобы получать хорошие деньги. Для этого необходимо отлично работать. Ну а чтобы зарабатывать отлично, необходимо входить в топ лучших в своей сфере.

Вот почему современные специалисты (менеджеры, врачи, юристы, бизнес-тренеры и многие другие) прекрасно понимают, что им необходимо отстраиваться от конкурентов и опережать их. Это является жизненной необходимостью для представителей самых разнообразных профессий.

Один из наиболее продуктивных способов обгона конкурентов - постоянное обучение, расширение и актуализация своих знаний. И лучший инструмент для этого - скорочтение, которое позволяет достигнуть своей цели.

  • Освободить несколько часов в неделю, чтобы посвятить их семье или хобби;
  • Не утонуть в море деловых и личных писем;
  • Легко отслеживать новости в своей профессиональной области;
  • Подготовиться к сложному экзамену в рекордные сроки;
  • Быстрее находить нужную информацию;
  • Иметь возможность почитать для души, а не только по делу.

Хотите научиться быстро читать - начните с применения на практике хотя бы двух-трех рекомендаций из данной статьи. Это поможет сделать процесс работы с информацией более продуктивным. Получив первые результаты, не останавливайтесь на достигнутом - осваивайте новые техники и методы скорочтения . Экономьте с их помощью время, освобождая его для самых важных и интересных задач.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Многие люди желают повысить скорость чтения, чтобы получать истинное удовольствие от изучения книг. Важно также умение запоминать прочитанное, подобная особенность помогает улучшить память. Опытные специалисты рекомендуют использовать практические рекомендации. Они направлены на улучшение памяти и общее восприятие информации. Рассмотрим важные аспекты по порядку, выделим главное.

Создайте условия для восприятия информации

  1. Для улучшения скорости чтения создайте комфортные условия. Достаточно выделить уютное место, мягкий диван или кресло, в меру яркий свет. Чтение не должно проводиться в шуме, иначе вам придётся по несколько раз пробегаться глазами по материалу.
  2. При отсутствии оптимальных условий рассеивается внимание, вы не сможете запомнить прочитанное. По этой причине не нужно брать книгу в общественный транспорт или заниматься этим при включенном телевизоре.
  3. Отправляйтесь читать в отдельную комнату, в которой отсутствуют другие домочадцы. По возможности изучайте книги на природе под щебетание птиц и лёгкий ветерок. Важно полностью погрузиться в чтение, чтобы вас ничего не отвлекало.
  4. Самым идеальным временем считается раннее утро (период с 07.00 до 11.00). После пробуждения голова работает достаточно хорошо, главное, не забывайте завтракать. Если нет возможности читать утром, проводите процедуру днём.
  5. Многие люди предпочитают укладываться с книгой по вечерам. Однако в данное время информация усваивается хуже всего. Также нельзя читать после принятия пищи, обязательно выждите 30-45 минут. В противном случае организм занимается перевариванием еды, вследствие чего ему «некогда» усваивать информацию.

Выделяйте главное

  1. Чтобы повысить концентрацию и лучше запоминать информацию, изучайте материал и выделяйте из него главное. Таким образом вы запомните прочитанное без особых усилий, поскольку суть будет ясна.
  2. Приведём простой пример, который поможет решить проблему. Предложение: «Мы поехали с родителями в отпуск за границу, чтобы насладиться лазурным морем». Смысл будет понятен из следующих ключевых слов: «мы-отпуск-море». Необязательно читать всё, пропускайте лишнее.
  3. Таким способом вы сократите время на обработку информации без потери смысловой нагрузки. Данную технику желательно применять при чтении небольших текстов, таких как журналы, газеты, посты в социальных сетях.

Исключите регрессию

  1. Под регрессией понимается чтение одного и того же предложения/фразы много раз подряд. При этом абсолютно неважно, умышлено вы это делаете либо нет. Подобные действия значительно увеличивают длительность чтения, но не добавляют понимания происходящего.
  2. Регрессия появляется тогда, когда смысл текста потерян. Получается, что человек возвращается к началу предложения или, того хуже, абзаца, чтобы найти. Избежать таких ситуаций можно при помощи карандаша, закладки или пальца. Помечайте место, в котором вы остановились ранее.
  3. Другие люди начинают регрессировать, когда не понимают смысла с первого раза. Избавиться от этой особенности можно, но придётся проявить внимательность. Когда садитесь за чтение, сконцентрируйтесь, лишь затем приступайте к работе с текстом.
  4. Ошибочно полагать, что чтение относится к пассивному действию. Во время обработки информации мозг задействован достаточно сильно, поэтому действие требует собранности. В результате вы полностью исключите регрессию, тем самым ускорив скорость обработки текста и улучшив восприятие информации.
  5. Также стоит определить, насколько важна информация, которую вы перечитываете. Если вы понимаете суть без повторного прочитывания, не стоит возвращаться к абзацу снова и снова. Таким способом вы лишь потратите время.

Не читайте по словам

  1. Скорость сильно замедлится, если вы будете читать по одному слову. Замените неправильную технику обработкой информации предложениями или кусками (словосочетаниями).
  2. Если привести пример, ситуация будет выглядеть следующим образом: «машина в гараже» или «машина + в + гараже». Менее натренированные читатели поступят по второму принципу, что не будет считаться правильным.
  3. Мозг имеет приятную особенность восполнять пробелы, которые он находит в определённом отрезке предложения. Вы можете прочитать «машина в гараже» как «машина», «гараж», предлог подставится автоматически на подсознательном уровне.
  4. Таким способом мы опять возвращаемся к выделению ключей из целого предложения или словосочетания. Вы сократите объём обработанной информации на 45-50%, что значительно повысит скорость чтения.

Не проговаривайте текст губами

  1. Многие люди совершают ошибку, когда в процессе чтения прокручивают слова в голове или произносят их губами. Данную особенность именуют субвокализацией. Именно она влияет на скорость чтения.
  2. Безусловно, детей обучают получать и воспринимать информацию подобным способом, но им не важна скорость. В вашем случае субвокализация мешает воспринимать сведения быстрее, поскольку вы не разговариваете с молниеносной скоростью. В уме это можно сделать гораздо быстрее.
  3. Если избавиться от проговаривания слов губами, скорость увеличится в 2-3 раза, что является неоспоримым плюсом. Чтобы исключить субвокализацию, достаточно на период чтения занять рот зубочисткой или конфетой. Отныне вам необходимо читать, что называется, сознанием, без бормотания.

Пропускайте то, что вам уже известно

  1. Чтобы увеличить прочитанное и лучше освоить информацию, нужно пропускать ненужные разделы. К ним относятся сведения, не несущие смысловой нагрузки. Достаточно легко определить, какие подразделы стоят вашего внимания.
  2. Чтобы выполнить манипуляции, просканируйте текст глазами, выделив ключевые слова (либо их отсутствие). Также можно прочитать по первому предложению из всех абзацев, уяснив суть. Такой ход поможет понять содержание и определиться, стоит текст вашего времени или нет.
  3. Приём особенно актуален в тех случаях, когда нужно понять из книги какую-то отдельную главу или отрывок (если вы не можете найти нужные сведения). Это относится к мемуарам, справочникам и пр. Человеческая природа может сильно противиться, но так вы лучше усвоите суть и повысите скорость чтения.
  4. К тому же, если книга не пришлась по душе либо не несёт пользы, вовсе откажитесь от её прочтения. По большей части многие произведения написаны недостаточно хорошо, в них не отражена концепция. Читайте по 7% каждого издания, после чего выбирайте для себя самое подходящее.

Перед чтением изучите материал

  1. Чтобы повысить скорость чтения, изучайте материал перед его масштабной обработкой. Для этого пробегитесь глазами по первому и последнему предложению каждого абзаца. Обращайте внимание на слова, выделенные жирным шрифтом или курсивом.
  2. Подобные действия помогут понять, если ли смысл читать главу полностью либо её можно исключить. Не пропускайте заголовки, как правило, они характеризуют суть.
  3. В результате выборочного чтения вы получите полное представление обо всех составляющих текста. При необходимости можно вернуться к тому или иному абзацу и изучить его более подробно.
  4. Техника предварительного изучения материала помогает легче воспринять, запомнить и прочитать ранее невиданную книгу. Таким образом вы можете быстро обработать сложную статью или научное издание.

Тренируйте память

  1. Если вы испытываете сложность с запоминанием прочитанной информации, развивайте память. Отличным вариантом считается изучение иностранного языка или слов в отдельности. Вы можете заниматься дома либо записаться в соответствующую школу. Также навык пригодится в повседневной жизни (работа, путешествия и пр.).
  2. Чтобы натренировать память, начните читать стихи, а затем заучивать их наизусть. Для улучшения зрительного восприятия регулярно просматривайте сложные фотографии или картинки, старайтесь запомнить каждую мелочь с изображения.
  3. Ещё одним способом улучшения памяти считается правильная расстановка слов. К примеру, попросите домочадцев написать 12 слов в разном порядке. Прочитайте их, уберите в сторону, затем попробуйте воспроизвести последовательность на отдельном листе. Повторяйте манипуляции по 7 раз за сеанс 2 раза в день. Постепенно увеличивайте количество слов в списке, старайтесь запомнить их последовательность.
  4. Опытные умы мира в один голос твердят, что при чтении крайне важно развивать память. Если говорить об исследованиях, специалисты выяснили, что после прочтения книги человек запоминает около 18-22% от её содержимого. Чем хуже созданы условия для обработки текста, тем пагубнее это сказывается на восприятии и усвоении.
  5. Известно, что возраст напрямую связан со способностью мозга запоминать информацию. После окончания школы и института многие люди прекращают развивать память, но такие действия являются неправильными. Важно всегда тренироваться, иначе вы не сможете зафиксировать даже малейшие сложные фрагменты.
  6. На коэффициент усвоения влияет жанр книги и то, с каким удовольствием она читается. Если вам нравится сюжет и тематика, процент запоминания автоматически увеличивается в 1,5-2 раза. По этой причине важно выбирать литературу, подходящую именно вам.

Не двигайте глазами

  1. Если вспомнить момент, когда маленького ребёнка учат читать, можно понять следующее. Чаду говорят, что необходимо внимательно смотреть на читаемое слово, прежде чем приступать к следующему. В случае с детьми этот шаг частично правильный, но он уже заранее ведёт к провалу в будущем.
  2. Известно, что мозг улавливает большее количество информации посредством глаз благодаря периферическому зрению. В результате вы можете охватить не одно слово, а 4-5, всё зависит от сложности текста. Практика «останавливаться» пагубно сказывается на скорости чтения.
  3. Чтобы избавиться от вредной привычки, перед работой с текстом расслабьте мышцы лица и глаза. В результате вы сможете рассмотреть большую часть страницы. Старайтесь читать минимум 4-5 слов, лишь затем двигайте глаза дальше.

Достаточно сложно научиться быстро читать и впоследствии запоминать полученную информацию. Как показывает практика, память фиксирует лишь 20-30% от всего изученного материала. Выделяйте главное, исключайте регрессию, не проговаривайте текст губами, не читайте по словам. Пропускайте те главы, которые вам уже известны. Изучайте материал по абзацам перед тем, как приступить к массовой обработке. Тренируйте память посредством упражнений, не двигайте глазами.

Видео: как научиться читать и запоминать прочитанное