Какие есть рассказы о мудрецах и глупцах. Сказки про мудрецов и о мудреце

Издательским проектом "Серебряная Нить" изданы четыре книги СКАЗКИ СУФИЕВ - серия "СКАЗКИ МУДРЕЦОВ" в ритмах

Все книги имеются и в электронном виде:

Книга первая http://online.pubhtml5.com/tqtb/ghlj
Книга вторая http://online.pubhtml5.com/tqtb/dwqe
Книга третья http://online.pubhtml5.com/tqtb/lwfb
Книга четвёртая http://online.pubhtml5.com/tqtb/lzce

Книга-почтой:
http:///cereniti.ru/feano

Книга первая:

Издательский проект, С.-Петербург, "Серебряная Нить"
Формат - 148x210 мм.
Объем - 140 стр.
ISBN: 978-5-8853-4823-2

Аннотация к первой книге

Первая книга серии «Сказки Мудрецов» включает мудрые сказки и притчи суфиев в стихах, впервые опубликованные в сети в 2002 г. на сайте «Сказки Мудрецов» и на Стихи.Ру – Сказки Суфиев. Ритмичные версии сказок появились на основе собранных по книгам Идриса Шаха притч и сказок, басен, обучающих историй суфийских мастеров.

СУФИЙСКИЕ ПРИТЧИ И СКАЗКИ

Что на свете самое вкусное?
Это притчи суфийские! Точно.
Если в них погрузиться, как ночью,
да извлечь изреченье изустное...
словно луч неземного познания,
словно солнце далёкой дали,
восходящее в недрах земли
пробуждённого Мироздания.

К читателю

День за днём идёт жизнь, увлекая нас в быстрый водоворот событий, важных дел, набегающих волнами проблем. И кажется, дела нет до древних сказок или мудрости суфиев. Мы спешим быть здесь и сейчас, забывая часто о главном. В этом и состоит великое заблуждение, ведь именно мудрость делает жизнь яркой и гармоничной, счастливой. Временные ценности возникают и разрушаются так быстро, что многие теряют опору, стержень духа своего. Взгляните вокруг и посмотрите на себя со стороны, каким вы увидите этот день через десять, двадцать лет? Что останется, а что исчезнет? Да, мудрость древних сохраняется тысячелетиями, и от того, куда именно направляете вы внимание, энергию мысли, зависит буквально все в вашей жизни! Поток вневременной мудрости, питающий поколения, может гармонизировать вас так, что проблемы начнут растворяться сами, как по волшебству. В этом устойчивом состоянии гармонии человек обретает самого Себя.

Чтение суфийских притч может быть не только приятным, но и полезным, если читать со вкусом, не спеша, иначе можно не заметить ядрышка в орешке, чьей скорлупкой является занимательный сюжет сказки, а значит, упустить главное - смысл, глубину подтекстов.

Великий мудрец Ибн аль-Араби из Испании сказал о трех видах Знания так:
«Существуют три вида знания. Первое - это знание интеллектуальное, которое по существу есть просто информация и собирание фактов, используемых для выведения дальнейших умозаключений. Это интеллектуализм.

Вторым идёт знание состояний, включающее как эмоциональные переживания, так и необычные состояния сознания, когда человек полагает, что воспринимает нечто высшее, но не может использовать его. Это эмоционализм.

Третье - это истинное знание, называемое Знанием Реальности. Человек, обладающий этим видом знания, способен различать, что является правильным и истинным, поверх границ мысли и чувства. Схоласты и учёные сосредотачиваются на первой форме знания. Эмоционалисты, эмпирики и многие поэты пользуются второй формой. Остальные пользуются обеими формами вместе, либо поочерёдно, то одной, то другой.

Но люди, достигающие истину, - это те, кто знают, как воссоединяться с реальностью, простирающейся поверх этих видов знания. Таковы истинные суфии, дервиши, те, кто постигли мир».

Не суфий я, просто люблю этот мир
Подобно свече, освещающей Пир,
Где тысячи солнц и огней вековых
Сияют бессменно любовью святых
Волшебников Слова и Музыки вечной.
А пламя свечи угасает, конечно,
Оставив эфирную память на миг,
Что смог оживить ее пламенный лик...

Пусть образ горевшей на пире свечи
Останется сказкой, а сердца лучи
До солнца дотянутся, солнцу даря
Мгновение то, что сгорает не зря.

К ЧИТАТЕЛЮ 4
НАКШБАНДИ 6
ТРИ СОВЕТА 9
ЭТО ТЫ 10
ЩЕДРЫЕ И ВЫСОКОМЕРНЫЕ 11
ИСТОРИЯ МОДЖУДА 13
ЕСЛИ ПОМЕРЕЩИТСЯ 16
МУРАВЕЙ И СТРЕКОЗА 17
ЛЕВ И ЛЬВЁНОК 18
ДВОЕ НИЩИХ 20
ВЗГЛЯД СИЛЫ 21
ИДОЛ СУМАСШЕДШЕГО КОРОЛЯ 24
СВЯТОЙ И ГРЕШНИК 25
УЧЁЫЙ, СОБАКА И ОСЁЛ 26
КОГДА МЕНЯЮТСЯ ВОДЫ 27
ПЧЁЛЫ И ПУСТОТЕЛОЕ ДЕРЕВО 28
СОБЫТИЕ 30
МУШКИЛ ГУША 30
ЗАИГРЫВАЯ СО СМЕРТЬЮ 38
АНГЕЛ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК 42
ВИЗИРЬ 43
ЧЕТВЕРО ИЩУЩИХ 44
ИИСУС И НЕВЕРУЮЩИЕ 45
ИДИОТ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ 46
СУЛТАН В ИЗГНАНИИ 46
ПРОДАЖА МУДРОСТИ 51
НЕПОКОРНАЯ ПРИНЦЕССА 58
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОГНЯ 61
ЛЕЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КРОВЬЮ 65
НЕ В ТОМ РИТМЕ 68
ТЫ СЛИШКОМ МНОГО ОГЛЯДЫВАЛСЯ 69
СТАНЬ ЮВЕЛИРОМ 69
ПОКУПАТЕЛЬ И ПРОДАВЕЦ 70
ТОЛПА 72
СОВЕРШЕННЫЙ ДУРАК 72
ЛЯГУШКА 73
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК 74
ДЕСЯТЬ ГЛУПЦОВ 74
СОВЕТНИК 76
ЦАРЕВНА 76
СЛОИСТЫЙ ПЕСОК 77
КНИГА НА ТУРЕЦКОМ ЯЗЫКЕ 78
ОБИТЕЛЬ ИСТИНЫ 80
КУТБ ЭТОГО ВРЕМЕНИ 81
КОРОВА И СВИНЬЯ 84
ИСПРАВЛЯТЬ ТУТ ЖЕ 84
ЧТО ТЫ ВИДЕЛ НА СЕРЕДИНЕ МОСТА 85
ЧАРОДЕЙ 86
СТАДИИ 87
БРОДЯЧИЙ ДЕРВИШ 88
НА ВОСТОЧНОМ БАЗАРЕ 88
НЕУМЕСТНОСТЬ 89
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЛИСЫ 90
ДЕНЬ И НОЧЬ 91
ПОТОК 93

РАЗДЕЛ 2 95

СКАЗКИ О МУЛЛЕ НАСРЕДДИНЕ 95
ПРЕМУДРАЯ ПРИТЧА 95
КОРОЛЬ И НАСРЕДДИН 95
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ 97
ЖИВ ИЛИ МЁРТВ 97
ТЕПЕРЬ ПОХОЖ 98
КОМУ ТЫ ВЕРИШЬ БОЛЬШЕ 98
ЛЕКЦИЯ 98
ИНТУИЦИЯ 99
ПОМОЩЬ АЛЛАХА 99
НА КРЫШЕ 100
ЖЕНА НАСРЕДДИНА 101
ИЗ СТОЛИЦЫ 101
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ 102
ПО ДОРОГЕ 102
ЙОГУРТ 103
КУПИТЬ СЛОНА 103
ИМЕТЬ ЖЕЛАНИЯ 104
ПРОПАЛ ОСЁЛ 104
БАЗАРНАЯ ПЛОЩАДЬ 105
ПРОДАЖА СОВЕТОВ 107
ВРЕМЯ МЕСТО И ЛЮДИ 107
ПРИТЧА О ТРЁХ ОБЛАСТЯХ 110
ПОЛЕЗНЫЙ И БЕСПОЛЕЗНЫЙ 112
НАСЛЕДСТВО 114
ПОЧЕМУ ГЛИНЯНЫЕ ПТИЦЫ ВЗЛЕТЕЛИ 115
ЩЕДРЫЙ 116
СЛУГИ И ДОМ 117
ХОЗЯИН И ГОСТИ 119
КНЯЗЬ ТЬМЫ 120
ПОСРЕДНИК 125
ПОВЕЛИТЕЛЬ ПРАВОВЕРНЫХ 125
АХРАР И СУПРУЖЕСКАЯ ПАРА 127
ТЮРЬМА 129
ЖЕЛАНИЕ (ХАЛКАВИ) 129
МОШЕННИК И ДЕРВИШ 129
ОДОЛЖЕНИЕ 130
НАДЕЖДА 131
Заключение 132
Хронологический список авторов и учителей, упоминаемых в книгах серии 133
ОГЛАВЛЕНИЕ 135

Тексты публикуются в темах форума и Читальном зале
Проекта Галактический Ковчег.

Публикация сказок - по названию
https://sites.google.com/site/skazkifeany/3

Любезный друг, нам хочется верить, что читать сказку "Мудрый старик и глупый царь (Башкирская сказка)" тебе будет интересно и увлекательно. Присутствует балансирование между плохим и хорошим, заманчивым и необходимым и как замечательно, что каждый раз выбор правильный и ответственный. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. Сказка "Мудрый старик и глупый царь (Башкирская сказка)" читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

В о времена давно прошедшие был в одном городе молодой царь. Невзлюбил он стариков и повелел всех их убить. Лишь один мальчик спас своего отца-старика, спрятав его в подземелье.
Вскоре молодому царю объявил войну царь соседнего государства. Молодой царь стал собирать войско. Егет, укрывший отца, перед выступлением в поход спустился к отцу в подземелье, чтобы проститься. Отец напутствовал его такими словами:
- Сын мой, вы отправляетесь в очень далекие места. Вы там будете терпеть лишения и голод. Дело дойдет до того, что вы порежете всех коней и поедите их. Даже коня военачальника, и того зарежете. После этого вы повернёте обратно. На обратном пути все воины побросают снятые с коней сёдла и уздечки. А ты не бросай, хоть и тяжело будет нести. Вам встретится невиданной красоты конь. Тому, у кого не будет седла и уздечки, он в руки не дастся, а подбежит к тебе, остановится перед тобой и наклонит голову. Ты надень на него узду и отведи его к военачальнику. За это военачальник приблизит тебя к себе и считать своим другом. Ну, прощай, иди.
Всё случилось так, как предсказал старик. В походе у войска вышел весь запас пищи, и воины стали питаться мясом своих коней. Под конец зарезали коня военачальника, съели его и двинулись обратно. Чтобы освободиться от тяжести, воины побросали снятые с зарезанных коней сёдла и уздечки. Лишь один егет, тот, который помнил слова своего отца, не бросил ни седла, ни уздечки.
На обратном пути навстречу войску выбежал невиданной красоты конь. Все бросились ловить его, но он никому в руки не давался. Наконец он сам подбежал к егету, у которого были седло и узда, остановился перед ним и склонил голову. Егет накинул на коня узду, отвёл его военачальнику и отдал ему. С тех пор егет стал другом военачальника.
Однажды царь отправился со своим войском на прогулку к берегу моря. С берега царь увидел, что на дне моря что-то сияет. Он приказал своим воинам достать со дна моря то, что сияет. Многие воины нырнули и не выплыли.
Приближалась очередь нырять молодому егету, другу военачальника.
Егет быстро вскочил на коня и поехал домой. Он вошёл к отцу в подземелье и рассказал ему о том, что происходит на берегу моря. Старик выслушал сына и сказал:
- Сын мой, на берегу моря растет высокое дерево. На вершине того дерева есть птичье гнездо, а в том гнезде лежит большой алмаз. Сияние от этого камня отражается на морской глади и освещает её. Когда очередь нырять дойдет до тебя, ты скажи царю: «Государь, мне и так и этак придётся умирать, а потому дозволь мне забраться на это дерево и посмотреть в последний раз в сторону родного очага». Царь тебе разрешит, а ты достань из гнезда тот камень и отдай его царю.
Егет вернулся к берегу моря, и когда очередь нырять дошла до него, он сказал царю:
- Государь, мне и так и этак придётся умирать, а потому дозволь мне забраться на это дерево и посмотреть в последний раз в сторону родного очага.
Царь разрешил ему. Егет полез на дерево; как только он добрался до гнезда и схватил оттуда камень, сияние на море прекратилось, и все люди повалились с ног. Егет спустился с дерева и поднёс царю алмаз.
- Друг мой, как ты дознался до этого? Когда ходили на войну, ты подарил военачальнику коня, а теперь достал и подарил алмаз,- удивился царь.
- О государь,-ответил егет:- и скажешь - страшно, и не скажешь - тяжело. Ну уж ладно, положусь на твою милость и скажу: я укрыл своего отца, когда ты приказал убивать всех стариков, и всему, что я сделал, я научился у него. О государь мой, если бы ты не повелел убить всех стариков, много бы хороших советов они дали!
После этого царь повелел выпустить старика из подземелья, стал держать его при себе и оказывал ему большой почёт. Потом царь обратился к своим войскам и сказал:
- Воины мои, я сделал большую ошибку, когда повелел убить всех стариков. Если бы они были живы, весь наш город был бы полон мудрости.

Я сегодня хочу рассказать вам о двух книгах для самых маленьких читателей: одна рассказывает о человеческой глупости, а вторая, наоборот, повествует о том, что смелость и смекалка, дополненные правыми намерениями, способны творить чудеса.

Первая книга, это две сказки братьев Гримм: "Семеро храбрецов" и "Умная Эльза".

Герои сказок настолько беспросветно глупы, что задаёшься вопросом: "Как они вообще умудряются жить на этом свете?"

Храбрецы боятся всего на свете, - от кролика до шмеля, а Умная Эльза то рыдает из-за того, что возможно, когда-нибудь, у неё будет ребёнок, и его убьёт мотыгой, а то и вовсе не может понять, кто она такая, из-за обнаруженных на ней бубенчиков.

Но глупость, возведённая в такую степень абсурдности, - то, что надо для малышей, ведь после прочтения у них не останется ни малейшего сомнения в том, что герои книги безнадёжно глупы, и быть похожими на них уж точно не стоит.

Дополнены сказки прекраснейшими иллюстрациями Конашевича, знакомыми многим с детства: яркими, живыми и, как нельзя лучше подходящими этой сказке.

Формат А4, мягкий переплёт, мелованная бумага.
На возраст от 2х до 6ти примерно.

Вторая книга, "Коза с кудрявыми ножками" , это, по большому счёту, знакомая всем сказка "Волк и семеро козлят", только необычно рассказанная.

А всё потому, что "Коза с кудрявыми ножками", - это народная таджикская сказка.

В ней всё чуточку иначе: помимо волка, на козлят покушаются ещё собака и шакал, а козлят не семь, а всего три. Волк оказывается самым хитрым и съедает козлят. Безутешная коза отправляется на поиски своих деток, и, найдя волка, прибегает к небольшой хитрости, чтобы вызволить своих козлят на свободу.

Очень интересная и необычная интерпретация!

И, конечно, особый шарм книге придают иллюстрации Юрия Васнецова, - они бесподобны. В них так чётко подмечены и быт, и окружающий пейзаж, что просто не возможно не погрузиться в атмосферу сказки. Такое ощущение, что сам видишь у подножия гор и наблюдаешь за происходящим...

О сказке

Русская народная сказка «Глупый мужик»

Русские сказки глубоки и просты, как народная душа. В русских народных сказках уважают умных и находчивых и подсмеиваются, подшучивают над дурачками. Среди добрых и поучительных встречаются и сказки о человеческой глупости. Сказку о глупом мужике стоит прочитать и взрослым, и детям. Малышам надо понять, что глупому нелегко живется на свете, а чтобы не быть дураком, надо учиться. И не стоит обижать и насмешничать над человеком, у которого недостаточно ума.

Краткое содержание сказки

В одной деревне жили муж с женой. Был мужик работящим и не ленивым, но глуповатым, видимо такой родился. Школ раньше не было, учиться читать и писать негде было, где ж ему ума-то набраться?

Но пошла баба за него замуж, видно сама не больно умна, а может умных, да удалых парней красивые девки расхватали, а ей достался тот, кто остался. А может думала, что ее ума на двоих хватит.

Вот как-то закончились у них дрова, печка не топлена, щи не варены. Послала жена мужа в лес за дровами. Запряг мужик лошадь и поехал. Все-таки жену слушался, хоть и баба, но поумней его была, не перечил ей, видимо нраву был кроткого. А может ему так жилось легче, когда за него другие решения принимали. Он же дурачок, какой с него спрос?

Нашел в лесу подходящую сосну, забрался на нее, уселся и давай ветку рубить. Только полный глупец может пилить сук, на котором сам сидит. Не зря же народ придумал пословицу «заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет». Нет никого хуже, чем старательный, исполнительный дурак, не понимающий, что себе же хуже делает. Дров хочет мужик заготовить, да щей поесть, а ума не хватает понять, что сук под собой рубит, упадет и ударится сильно. Но ему же приказали дров нарубить и домой привести. Он так и делает, а самому думать незачем, у него жена есть, пусть она и думает.

Такие глуповатые старательные люди очень часто и раньше, и сейчас являются объектами для шуток и насмешек. Высмеять недалекого человека совершенно безнаказанно каждый рад, тем более на его фоне сам обидчик выигрышно выглядит и кажется сам себе гораздо умнее. Глуповатые люди по своей природе часто бывают добрые и неагрессивные. Принимают все за чистую монету, и не видят, что над ними потешаются, как в этой сказке.

Так и поступил сосед, послав мужика умирать под сосну. Жена-то поумней немножко была, стала отговаривать мужа от глупого поступка, да и мужик в доме нужен. Но куда там. Если глупому что-то вдолбить в голову, ничем не выбьешь. Верит чужим людям на слово, не хочет на своих ошибках и прошлом опыте учиться. Но жене мужик в доме нужен с хозяйством управляться. Женщине одной тяжело в деревне живется. Пусть и глуповатый, зато свой и не лодырь, все лучше, чем одной век куковать Все-таки нашла и вернула в дом. А мужику за доверчивость и глупость досталось и от старосты, и от похоронной процессии, за то, что предложил оживить мертвеца, да еще и прозвище на всю жизнь получил-покойник.

Если родился на свет глупцом, и не учишься ничему, что же с этим поделаешь, так и проживешь дураком свой век. Ведь чужой ум в глупую голову не вставишь.

Читайте русскую народную сказку «Глупый мужик» онлайн бесплатно и без регистрации.

Жил в одной деревне мужик с бабой. Всем мужик был хорош: и работящ и не ленив, да одним обижен судьбой - мало было у него ума.

Раз посылает баба мужика в лес за дровами.

Съезди, - говорит, - наруби дров, я хоть печь истоплю да щей наварю.

Мужик запряг лошадь и поехал. Приехал в лес, взобрался на большую сосну, вынул из-за пояса топор и хочет рубить тот сук, на который сел. Случилось в эту пору проезжать мимо мужичку из соседней деревни. Взглянул он на мужика и закричал:

Что ты, бестолковый, делаешь? Ведь убьешься!

Мужик глянул на него и сказал:

А ты почем знаешь, что упаду? Ведь не святой! Поезжай-ка своей дорогой.

Крестьянин видит, что нечего толковать с дураком, и поехал дальше. Не успел отъехать и десятка сажень, как сук подломился, мужик упал и расшибся.

Полежал он немного, поохал, встал и пошел догонять того крестьянина, что сказал, что он упадет. Нагнал, повалился ему в ноги:

Батюшка родимый! Вижу, что ты святой, скажи же мне теперь, когда будет конец моей жизни!

Крестьянину вздумалось посмеяться над дураком - он сказал:

Поезжай теперь домой, простись с домашними и опять возвращайся сюда: умрешь у той сосны, которую хотел рубить на дрова.

Мужик испугался и спросил:

А что, батюшка, если я не поеду больше в лес, то, может, и не умру?

Нет, уж лучше послушайся меня, а не послушаешься - хуже будет.

Мужик вернулся к своей лошади. Ему уж было не до дров; сел на лошадь и поехал домой.

Баба давно дожидалась своего мужа, а когда увидела, что он приехал без дров, стала его ругать. Но он не слушал ее и рассказал, что встретил в лесу святого человека и что тот предсказал ему скорую смерть. Жена сказала:

Полно врать-то! Над тобой посмеялись, а ты слушаешь!

Но мужик простился со своими домашними и поехал в лес.

Приехал, слез с лошади и пошел искать ту сосну, которую хотел рубить на дрова. Долго ходил искал и вдруг запнулся, свалился. «Ну, - подумал, - теперь уж, видно, умер», - и не смел встать.

Лошадь его постояла, постояла да и пошла домой. Мужик хоть и слышал, что лошадь уходит, но не посмел открыть глаз и встать на ноги, а лежал и не шевелился.

Начинало темнеть. Выбежала стая волков, погналась за лошадью. Мужик и тут не встал: на что ему лошадь, если умер?

Баба долго дожидалась мужа, беспокоилась, а утром объявила сельскому старосте, что муж не вернулся из лесу.

Староста собрал крестьян и пошли они искать мужика. Долго бродили по лесу, наконец один наткнулся на дурака. Собрались все около него, смотрят, думают, что он и вправду умер.

А он вдруг и говорит:

Вам чего нужно?

Староста спрашивает:

А ты чего тут лежишь?

Видишь, умер; слеп, что ли?

А если ты умер, так я воскрешу тебя! - Снял староста ремень да и давай хлестать дурака.

Мужик вскочил на ноги и стал всех обнимать, благодарить, что воскресили, а потом бегом домой.

У своей деревни видит: несут покойника на погост. Мужик говорит:

Несите в лес, там его воскресят. Я сам вчера умер, да сегодня меня воскресили!

Отколотили его и прогнали. С тех пор и прозвали глупого мужика покойником.

Во времена давно прошедшие был в одном городе молодой царь. Невзлюбил он стариков и повелел всех их убить. Лишь один мальчик спас своего отца-старика, спрятав его в подземелье.
Вскоре молодому царю объявил войну царь соседнего государства. Молодой царь стал собирать войско. Егет, укрывший отца, перед выступлением в поход спустился к отцу в подземелье, чтобы проститься. Отец напутствовал его такими словами:
- Сын мой, вы отправляетесь в очень далекие места. Вы там будете терпеть лишения и голод. Дело дойдет до того, что вы порежете всех коней и поедите их. Даже коня военачальника, и того зарежете. После этого вы повернёте обратно. На обратном пути все воины побросают снятые с коней сёдла и уздечки. А ты не бросай, хоть и тяжело будет нести. Вам встретится невиданной красоты конь. Тому, у кого не будет седла и уздечки, он в руки не дастся, а подбежит к тебе, остановится перед тобой и наклонит голову. Ты надень на него узду и отведи его к военачальнику. За это военачальник приблизит тебя к себе и считать своим другом. Ну, прощай, иди.
Всё случилось так, как предсказал старик. В походе у войска вышел весь запас пищи, и воины стали питаться мясом своих коней. Под конец зарезали коня военачальника, съели его и двинулись обратно. Чтобы освободиться от тяжести, воины побросали снятые с зарезанных коней сёдла и уздечки. Лишь один егет, тот, который помнил слова своего отца, не бросил ни седла, ни уздечки.
На обратном пути навстречу войску выбежал невиданной красоты конь. Все бросились ловить его, но он никому в руки не давался. Наконец он сам подбежал к егету, у которого были седло и узда, остановился перед ним и склонил голову. Егет накинул на коня узду, отвёл его военачальнику и отдал ему. С тех пор егет стал другом военачальника.
Однажды царь отправился со своим войском на прогулку к берегу моря. С берега царь увидел, что на дне моря что-то сияет. Он приказал своим воинам достать со дна моря то, что сияет. Многие воины нырнули и не выплыли.
Приближалась очередь нырять молодому егету, другу военачальника.
Егет быстро вскочил на коня и поехал домой. Он вошёл к отцу в подземелье и рассказал ему о том, что происходит на берегу моря. Старик выслушал сына и сказал:
- Сын мой, на берегу моря растет высокое дерево. На вершине того дерева есть птичье гнездо, а в том гнезде лежит большой алмаз. Сияние от этого камня отражается на морской глади и освещает её. Когда очередь нырять дойдет до тебя, ты скажи царю: «Государь, мне и так и этак придётся умирать, а потому дозволь мне забраться на это дерево и посмотреть в последний раз в сторону родного очага». Царь тебе разрешит, а ты достань из гнезда тот камень и отдай его царю.
Егет вернулся к берегу моря, и когда очередь нырять дошла до него, он сказал царю:
- Государь, мне и так и этак придётся умирать, а потому дозволь мне забраться на это дерево и посмотреть в последний раз в сторону родного очага.
Царь разрешил ему. Егет полез на дерево; как только он добрался до гнезда и схватил оттуда камень, сияние на море прекратилось, и все люди повалились с ног. Егет спустился с дерева и поднёс царю алмаз.
- Друг мой, как ты дознался до этого? Когда ходили на войну, ты подарил военачальнику коня, а теперь достал и подарил алмаз,- удивился царь.
- О государь,-ответил егет:- и скажешь - страшно, и не скажешь - тяжело. Ну уж ладно, положусь на твою милость и скажу: я укрыл своего отца, когда ты приказал убивать всех стариков, и всему, что я сделал, я научился у него. О государь мой, если бы ты не повелел убить всех стариков, много бы хороших советов они дали!
После этого царь повелел выпустить старика из подземелья, стал держать его при себе и оказывал ему большой почёт. Потом царь обратился к своим войскам и сказал:
- Воины мои, я сделал большую ошибку, когда повелел убить всех стариков. Если бы они были живы, весь наш город был бы полон мудрости.