Произведение народного декоративного искусства: виды. Древние образцы в современных народных игрушках Декоративное искусство в детском саду

Народное декоративное искусство у нас в стране является органической частью народной культуры. Поэтические образы, эмоции, присущие ему, дороги и понятны всем людям. Оно прививает чувство прекрасного, помогает сформировать гармонично развитую личность. Будучи основанным на давних художественных традициях, декоративное искусство положительно сказывается на воспитании человека будущего. Произведения, которые созданы мастерами из народа, являются отражением любви к родной земле, способности видеть и понимать красоту окружающего мира.

Основные разновидности декоративного искусства

Долгие века домашнее производство в крестьянских семьях, а начиная с XVIII-XIX веков и кустарные промыслы, снабжали города и деревни разнообразной утварью из глины, дерева и металла, набивными тканями, керамическими и деревянными игрушками, коврами и др. Наибольшую популярность приобрели знаменитая своей яркостью и жизнерадостностью по дереву, дымковские фигурки и свистульки из глины, лукутинские расписные лаковые шкатулки. Каждый из этих предметов - произведение народного декоративного искусства. Деревянное золото - хохломская роспись - вызывает огромный интерес в России и за рубежом.

Самобытные промыслы имелись на Дальнем Востоке, Русском Севере, в Сибири, на Кавказе. Известность приобрели обработка металла в дагестанском Кубачи, керамическая роспись в Балхаре, насечка по дереву серебром Унцукуль. Народное декоративное искусство, виды которого очень многообразны, представлено в разных уголках нашей огромной страны.

Вологодское кружево - народное декоративное искусство

Вологодские кружева приобрели популярность в европейских столицах в конце XVIII века. И в наше время многие иностранцы ошибочно считают, что кружева на территории России плетут только в Вологде. На самом деле Елец, Кириши, Вятка тоже имеют основание гордиться своими изделиями. Почти все они обладают своими неповторимыми особенностями. Так, очень интересны михайловские цветные кружева. У нас в стране они приобрели не меньшую популярность, чем вологодские. Тем не менее, как и сотни лет назад, именно в Вологду едут за белоснежным чудом.

Ажурная резьба

Ажурная резьба украшает предметы из кости небольшого размера: коробочки, шкатулки, кулоны, броши. Произведение народного декоративного искусства - костяное кружево - так поэтично называют ажурную резьбу.

Наибольшее распространение получили три разновидности орнамента в деле резки по кости:

  • Геометрический - сплетение прямых и кривых линий.
  • Растительный.
  • Рокайльный - стилизация формы морской раковины.

Техника ажурной резьбы используется для создания композиций на основе орнамента и сюжетных. Сырьем служит обыкновенная коровья кость.

Тонкая работа над ажурной резьбой требует специальных инструментов: надфилей, штихелей, клепиков, лобзиков.

Бисероплетение

Бисероплетение может гордиться многовековой историей, как и сам бисер. Жители Древнего Египта первыми овладели сложным мастерством плетения ожерелий на основе мелких цветных шариков из стекла, а также украшали ими одежду. Однако по-настоящему расцвело бисерное производство в Х веке. В течение долгих лет жители Венеции бережно хранили секреты мастерства. Роскошным бисером украшали кошельки и сумочки, обувь, одежду и другие изящные вещи.

Когда появился бисер в Америке, он пришел на смену традиционным материалам, используемым коренными жителями. Здесь им отделывали колыбели, корзины, серёжки, табакерки.

Народы Крайнего Севера украшали бисерной вышивкой унты, шубы, оленью упряжь, головные уборы.

Батик

Батик - роспись ткани своими руками с применением фиксирующих составов. Техника базируется на наблюдении, что резиновый клей, парафин при нанесении на ткань не пропускают сквозь себя краску.

Имеется несколько разновидностей батика — узелковый, горячий, шибори, холодный.

Название "батик" индонезийское, что означает "рисовать", "штриховать", "покрывать каплями".

Эта роспись издревле использовалась народами Индии и Индонезии. В Европу батик пришел в ХХ веке.

Роспись

Роспись является одним из наиболее древних видов декоративного искусства. Она столетиями являлась органичной частью самобытной культуры и жизни народа. В этот вид декоративного искусства распространен широко.

Вот некоторые разновидности росписи:

  • Жостовская роспись - известный русский промысел, появившийся в XIX веке в деревне Жостово, недалеко от Москвы. Принадлежит к самым популярным промыслам, где создается русская народная живопись. Знаменитые жостовские подносы расписываются от руки. Чаще всего изображаются букеты цветов на черном фоне.
  • Городецкая роспись - промысел, появившийся в середине XIX века в городе Городце. Роспись отличается яркостью и лаконичностью. Темы ее - фигурки коней, жанровые сцены, цветочные узоры. Украшала двери, ставни, мебель, прялки.
  • Хохломская роспись — один из самых старых народных промыслов. Возникла в XVII веке в Хохломе, недалеко от Нижнего Новгорода. Хохломская роспись - декоративная роспись деревянных предметов, выполненная на золотистом фоне чёрным, красным, реже зелёным цветом. После нанесения рисунка осуществляется покрытие изделия особым составом и трехкратная обработка в печи, которая позволяет достичь уникального медово-золотистого цвета. Традиционными для хохломы являются ягоды рябины и земляники красного цвета, ветки и цветы. Часто в композициях фигурируют звери, рыбы и птицы, превращая сделанное в подлинное произведение народного декоративного искусства. Деревянное золото - так часто называют хохломскую роспись.

Ознакомимся с различными предметами народных промыслов, используемыми в детском саду для развития детей.

Дымковская игрушка

Продукция кировских мастеров поражает яркими узорами, нестандартными пропорциями и формой. Всех приводят в восторг нарядные, замечательно оформленные и расписанные барыни-франтихи, пони, петухи, козлы. Первые дымковские игрушки появились в 1811 году. На вятском празднике продавались глиняные куклы с росписью. Глиняные игрушки изготавливали мастера села Дымково. Они занимались этим вместе со своими семьями.

Сейчас фабрика, выпускающая дымковские игрушки, работает в Кирове.

Филимоновская игрушка

Не меньшей известностью обладает центр народного промысла в деревне Филимоново под Тулой, где рождаются замечательные глиняные игрушки. Люди и животные, изготовленные мастерами, отличаются причудливостью формы и большой выразительностью. Это крестьянки, барыни, солдаты, коровы, наездники на лошадях, бараны. Филимоновские игрушки невозможно перепутать с другими, так как они несут свои неповторимые черты в форме лепки и росписи. Они играют всеми цветами радуги.

У ребёнка, увидевшего филимоновскую игрушку, обладающую нестандартными цветом и формой, пробуждается творческое начало.

Каргопольская игрушка

Каргополь - древний город, жители которого издавна занимались гончарным делом. Преимущественно они изготавливали посуду, однако некоторые мастера занимались глиняной игрушкой. Правда, в 1930 году промысел пришёл в упадок. Восстановление каргопольских мастерских произошло в 1967 году.

Каргопольские игрушки выглядят строже на фоне ярких дымковских и филимоновских. Гамму цветов составляют коричневый, чёрный и тёмно-зелёный цвета. Здесь много забавных образов, простых, но в то же время дышащих теплотой и юмором. Это бабы-крестьянки, бородатые мужики, куклы с прялками.

Гжельская посуда

Неподалеку от Москвы расположено село Гжель. С 14-го века здесь занимались гончарным делом. Среди посуды, которую выпускали квасники, - тарелки и игрушки, которые расписаны коричневыми и желтовато-зелеными красками для керамики. Сейчас фарфоровые изделия, выпущенные в Гжели, имеют мировую славу. Причина этого - неповторимость формы и рисунка. Гжельский фарфор отличается синей росписью, сделанной на белом фоне. Правда, синева не является однородной. Если присмотреться, то можно обнаружить тончайшие оттенки и полутона, навевающие мысли о голубизне неба, речной и озерной воды. Помимо посуды в Гжели производят игрушки и малую скульптуру. Все, что делают мастера, поражает гармонией содержания и формы. Это настоящее произведение народного декоративного искусства. Гжель приобрести мечтает каждый.

Декоративное искусство в детском саду

Искусство народных мастеров является достоянием не только для взрослых. Оно важно и детям, которые могут увлеченно играть и с матрёшками из дерева, и с глиняными игрушками кировских умельцев. Искусство народа пробуждает у ребят интерес оригинальностью замыслов, образностью и красочностью. Оно понятно детям, так как содержание его является простым и лаконичным, но в то же время открывает перед ребёнком красоты мира, окружающего его. Здесь и полюбившиеся сказочные образы животных, которые выполнены из глины или дерева, и орнаменты с цветами, ягодами и листьями, не раз виденными в жизни. Мастера, занимающиеся изготовлением глиняной игрушки, зачастую расписывают свои произведения орнаментом из геометрических фигур: полосками, кольцами, кругами. Эти рисунки также находят понимание у малышей. Все глиняные и деревянные изделия в детских садах являются не только украшением интерьера. Руководимые опытным педагогом, ребята внимательно к ним присматриваются, занимаясь их рисованием и лепкой на основе образцов народных изделий.

Народное декоративное искусство в детском саду входит в жизнь малышей, доставляя им радость, расширяя кругозор, оказывая положительное влияние на художественный вкус. В дошкольных образовательных учреждениях должно быть достаточное количество изделий народных промыслов. Это позволяет украшать интерьеры групп, обновляя их через некоторое время. Художественные изделия показываются детям, когда ведутся беседы о народных умельцах. Все подобные предметы нужно хранить в шкафах кабинета педагогики. Они должны постоянно пополняться и распределяться по промыслам. Младшим детям нужно приобретать игрушки-забавы, точеные деревянные игрушки. Ребятам средней группы лучше подойдут филимоновские и каргопольские. Детям старших групп доступны все виды народных игрушек, включая глиняные и деревянные.

Декоративная лепка в условиях детского сада предусматривает создание детьми посуды, различных фигурок на темы народных игрушек. Помимо этого дети могут изготавливать украшения небольшого размера для кукол, сувениры для мам, бабушек и сестер к празднику 8 Марта.

Под воздействием занятий с предметами народных промыслов дети более глубоко и заинтересованно относятся к иллюстрациям на темы русских игрушки богатством своей тематики подстегивают воображение ребёнка во время занятий лепкой, делая богаче его знания о мире, который его окружает. Занятия с применением в качестве иллюстраций предметов народного творчества дают возможность развивать ум малышей.

Однако положительный эффект от этого достигается лишь в том случае, если детей планомерно и систематически знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства. На основе полученных знаний они создают своими руками декоративные работы. Им предлагается воспроизвести произведение народного декоративного искусства (любое). Фото, если нет в наличии самого произведения, поможет ребенку представить, что он будет рисовать или лепить.

Желание детей заниматься созданием красивых предметов в значительной степени определяется вниманием самого воспитателя к этим вопросам. Он должен иметь информацию о народных промыслах, быть осведомленным об истории их появления. Если педагог знает, к какому народному промыслу можно отнести ту или иную игрушку, и умеет интересно рассказать о мастерах, делающих эти игрушки, детям будет интересно, и у них появится желание заниматься творчеством.

Изобразительное искусство в младших классах

Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников позволяет детям вернуться к истокам народной культуры, к духовному наследию. В современном мире изучение богатств национальной культуры - важнейшая задача нравственного воспитания детей, превращения их в патриотов своей страны. В народных промыслах воплощается душа нации, пробуждается историческая память поколений. Воспитать полноценную личность, развить ее нравственный потенциал, эстетический вкус детей нельзя, если разговоры о творчестве сведутся к абстрактным рассуждениям. Ведь произведения умельцев являются иллюстрацией лучших качеств народного характера: это пробуждение уважения к собственной истории и традициям, любовь к родине в целом и к месту где родился в частности, скромность, стремление к прекрасному, чувство гармонии.

Как организовать воспитательный процесс так, чтобы любовь к родине не была просто красивой фразой, а действительно соответствовала внутренней сущности подрастающего поколения? Что можно предпринять, если нет спектаклей, раскрывающих ярко и образно тему патриотизма? В этом вопросе, безусловно, требуется комплексный подход. должны решаться системно.

Чтобы ребенок понял, о чем идет речь, предлагается на уроке рассмотреть произведение народного декоративного искусства (любое). Пример такого произведения поможет разобраться в вопросе.

Современная эпоха требует обращения к самым истокам искусства. Хранение, приумножение народного творчества, развитие его традиций - такие непростые задачи стоят перед учителями, воспитателями, деятелями искусства.

Изобразительное искусство в средней школе

По мере взросления дети начинают все больше разбираться, что такое произведение народного декоративного искусства. 6 класс также системно изучает этот вопрос.

Рабочая программа по изучению изобразительного искусства в 6 классе предусматривает три главные разновидности творческой деятельности:

  1. Изобразительная работа (живопись, рисунок).
  2. Декоративно творчество (орнаменты, росписи, аппликации).
  3. Наблюдение за окружающим миром (беседа).

Эти разновидности позволяют детям знакомиться со сферами художественного творчества. Уже в ходе знакомства становится понятно, насколько тесно взаимосвязаны эти направления и как заметно они дополняют друг друга в процессе решения задач, которые поставлены программой. Подробному разбору необходимо подвергать каждое произведение народного декоративного искусства. 6 класс - самое время для развития художественного вкуса.

Изобразительное искусство преподается в школе в тесной связи с другими предметами. Оно использует знания, которые получены в результате изучения литературы, музыки, русского языка, истории, технологии, биологии. Это дает возможность понять практический смысл уроков изобразительного искусства, их жизненную необходимость. В курсе литературы также изучается такая тема, как "Произведение народного декоративного искусства". Сочинение (6 класс) позволяет школьнику проявить знание предмета. Дети оценивают в нем изделия народных умельцев. Они должны составить план работы и описать произведение народного декоративного искусства (любое). 5-6 предложений для каждого пункта плана будет достаточно.

Народное декоративное искусство и Россия

И Татарстана, и других регионов России коснулось народное искусство. Татарское декоративное творчество яркое и многогранное. Оно уходит своими корнями в давние времена язычества - VII-VIII века. В Казанском ханстве и Волжской Булгарии развитие искусства шло в русле исламских традиций. Ведущим направлением были разнообразные Этот вид узора широко проявляет себя в различных видах татарского искусства. Орнаменты украшают вышивку, резьбу по дереву и камню, керамику, ювелирные украшения, каллиграфию. Зооморфный стиль получил широкое распространение в изделиях мастеров Булгарии языческого времени.

Особенностью русского декоративного искусства является его массовый характер. В России декоративное искусство чаще всего анонимно. Мебель Гамбса и ювелирные украшения Фаберже, скорее, исключение, чем правило. Безымянные мастера создавали шедевры росписи, ткачества, посуды и игрушки. Художественное производство России может гордиться созданием великих ценностей в различных областях.

Первые доказательства высокого развития кузнечных и ювелирных производств можно встретить у скифов и племен, которые жили на территориях, простирающихся от Черного моря до Сибири. Здесь преимущество отдавалось скифскому звериному стилю. Северные славяне, контактировавшие с жителями Скандинавии, в орнамент включали фрагменты человеческих и звериных тел, которые причудливо переплетены. На Урале угро-финские племена делали амулеты с изображениями медведей и волков, выполненные из дерева, камня или бронзы.

По всей России было много иконописных мастерских. В Палехе Ивановской области разработана тончайшая на сюжеты народных сказок и песен по черному лаку. Из Древней Византии к нам пришло филигранное искусство чеканки, зерни, черни, резных ажурных работ по дереву и кости. В XVII веке декоративное искусство сложилось в развитые художественные производства. Это ростовская расписная эмаль, нижегородская резьба на избах, чернение по серебру в Великом Устюге. Работами народных мастеров декоративного искусства украшались дворцы и храмы.

В петровские времена вошли в моду западноевропейские вещи: мягкая мебель, фаянс. С XVIII века начинают широко использоваться зеркала. М. В. Ломоносов овладел искусством производства стекла, зеркал и мозаичной смальты. Талантливые архитекторы XVIII и начала XIX века разрабатывали проекты предметов декоративной отделки интерьеров. Некоторые зодчие той эпохи начинали свой творческий путь с декораторской работы, например Росси и Воронихин. Императорский двор и высшая знать России снабжали многочисленными заказами частные предприятия, которые сумели достичь вершин мастерства. К таким предприятиям можно отнести Кузнецовские заводы фаянса и фарфора, Поповский завод фарфора.

Изучение народного искусства и народных промыслов показывает, что популяризация произведений народного творчества самым лучшим образом влияет как на взрослых, так и на детей. Это воспитывает эстетический вкус, способствует появлению духовных потребностей, вызывает чувство национальной гордости и человечности. Ведь изумительные красочные предметы создаются народными мастерами, людьми, которых природа одарила талантом, фантазией и добротой.

Самая насущная забота
Всякого труда и ремесла –
Это, чтобы новая работа
Лучше прежней сделана была.

  • образовательные: знакомство с древней народной игрушкой, живучесть этих образов в современной народной глиняной игрушке;
  • развивающие: развивать умение вариативного применения, приемов декоративной росписи; добиваться единства формы и декора в детских игрушках; продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться, радоваться результатам коллективной работы. Формирование навыков работы с пластическим материалом;
  • воспитательные: воспитать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров из прославленных центров народных промыслов. Способствовать формированию художественного вкуса.

Литература:

  1. Л.А. Латынин “Образы народного искусства”.
  2. Энциклопедический словарь юного художника.
  3. Журнал “Искусство” 1983/2.
  4. Н.А. Горяева “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”.

Зрительный ряд:

  • плакаты и иллюстрации с изображением глиняных игрушек.
  • творческие работы учащихся.
  • таблицы с примерами основных элементов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.

Музыкальный ряд:

  • веселая народная музыка,
  • озорные частушки.

Материалы:

  • глина для детского творчества или пластилин,
  • стеки,
  • водоэмульсионная краска для грунтовки.

Ведущий метод: урок изучения нового материала с элементами интеграции; на нем используются объяснительно0иллюстративный метод в рамках проблемного метода обучения.

Ход урока

Организационный момент...

I. Актуализация знаний. Мотивация.

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

Истоки изготовления игрушек уводят нас в глубь веков.

Из какого материала делали игрушки в глубокой древности?

Игрушки делали из дерева – куклы, кони – каталки, плетенные из прутьев, собранные из щепочек погремушки, берестяные мячи и короба. Мы сегодня поговорим о глиняной народной игрушке. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца Ярилу пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от души умершего.

Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси.

II. Изучение нового материала.

Присмотрись к современным народным игрушкам – и ты заметишь, что в них живут те же образы. Это конь, Птица, Баба. В них живут память народа, его древние традиции.

Рассмотрим игрушки разных промыслов.

Постарайтесь найти то, что отличает их друг от друга.

Филимоновская игрушка.

Деревня Филимоново в Тульской области – знаменитый центр производства этих игрушек. У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, они выглядят стройными, изящными. Эти игрушки вылеплены из белой, с синеватым оттенком глины.

Филимоновские игрушки почти всегда со свистом.

Образы игрушек: высокие стройные крестьянки часто что-то держат в руках: ребенка или курицу со свистком. Мужские фигурки статные, длинноногие, чуть смешные.

Разнообразны и животные- свистульки: коники, коровки, бараны, птицы-курицы и какие-то невиданные, фантастические существа.

Цвета: малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый.

Орнамент: чередующиеся радужные полосы, елочки, кружочки.

Расписывают игрушки, как и раньше, куриным перышком.

Все Филимоновские мастера умеют работать “Люботу”. “Любота” - это такая сценка. Танцуют, милуются, выясняют отношения парочки. У каждого свое. Любо им всем вместе. Жить любо!

Дымковская игрушка.

Самая знаменитая глиняная игрушка. Родилась она в Дымковской слободе близь города Кирова. В старину на базарах устраивали праздники - ярмарки, которые назывались “свистопляской” или “свистуньей”. Развлечением праздника были глиняные игрушки- свистульки. Крестьяне лепили их из красной местной глины и обжигали в печах.

Образы игрушек: разноряженные щеголихи, няньки – “кормилки” с детьми на руках, лихие всадники, кони, важные индюки, и другие образы.

Цвета: желтый, синий, красный, зеленый, белый в фоне и черный цвета.

Орнамент: геометрический (круги, овалы, клетки, полоски, точки).

В облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Абашевская игрушка.

Абашевские свистульки – пензенская гордость. Мастер из села Абашево Тимофей Федорович Зотнин умер в 1991г., но дело абашевской игрушки не умерло и продолжает жить.

Образы игрушек: удивительный мир фантастических животных. Коровы, быки, козлы и бараны – все коротконогие, с длинными шеями, с огромными сверкающими золотом и серебром рогами.

Цвета: красный, синий, зеленый, розовый, золотой и серебряный

Орнамент: характерная особенность – чешуйки, темный единый колер, а по нему оживка.

Что общего между глиняными игрушками, принадлежащими к разным художественным промыслам?

III. Выводы.

Никто уже не помнит, когда впервые стали делать глиняные игрушки. Но и сегодня эти промыслы живут, а с ними продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев. Оно превращает серый день в красочный, по детски волшебный. Укоряет тех, кто забыл о самых счастливых земных минутах: познания, возвышающей умной работы, встреч с милыми, дружественными нам людьми, прикосновением к живому существу – зверю, птице, траве, листьям. Учит изумляться миру.

IV. Применение знаний.

Создать из глины или пластилина свой образ игрушки. Можно сделать ее похожей на абашевскую, филимоновскую или дымковскую. Постараться сделать форму игрушки с гладкой поверхностью, подготовленной для украшения.

V. Анализ работ учащихся. Домашнее задание.

Принести материалы необходимые для росписи глиняной игрушки (гуашь, кисточки, клей ПВА).

Готовые игрушки могут быть использованы для оформления школьной тематической выставки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

по изобразительному искусству в 5 классе

«Древние образы в современных

народных игрушках»

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ №4 г. Гусь – Хрустальный

Ракислова Ольга Юрьевна

Предметная область: Изобразительное искусство (автор Б.М. Неменский)

Класс : 5

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»

Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 5 класса в предметной области «Изобразительное искусство» по теме: «Древние образы в современных народных игрушках»

Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:

Активизация учебной познавательной деятельности

Развитие мелкой моторики рук, глазомера, аналитического мышления, образного воображения, художественного вкуса.

Формирование любви к народному искусству

Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

Формирование умения различать различные виды народных игрушек, классифицировать (познавательные УУД);

Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

Формирование умений работать в статичных творческих группах (коммуникативные УУД);

Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:

    Освоение знаний по теме: «Древние образы в современных народных игрушках ».

Ключевые вопросы для детей : «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?»

Оборудование урока

ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация, образцы народных игрушек, пластичный материал и дощечка для лепки, салфетка для рук.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулируемые УУД

Организационный

Контроль, за организацией рабочего места учащихся, формирование групп

Учащиеся рассаживаются по группам

Коммуникативные

Активизация внимания

Звучит фрагмент песни В. Леонтьева «Ярмарка »

Слайд№1 «Ярмарка народных игрушек». Сообщение о том, что сегодня на уроке мы отправимся на ярмарку народных игрушек

Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости

Личностные

Актуализация опорных знаний

На предыдущих уроках мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Что это за образы? (женская фигура, конь, древо жизни, птица) Назовите предметы, украшаемые древними образами?

Какие символы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? Слайд №2 «Древние образы в народном искусстве»

Отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные

Умение формулировать полученные знания

Мотивация учебной деятельности

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времён и существующая до сих пор,- это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков, оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его традиции.

Форма игрушек очень пластичная и обобщённая, но всё же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию её образа.

На нашей ярмарке четыре главных павильона, в которых представлены Дымковская, Абашевская Филимоновская и Каргопольская игрушки. Слайд№3 (Народные глиняные игрушки)

Наша задача научиться их различать, лепить и украшать.

Но сначала, давайте определим, в каком павильоне оказалась каждая группа.

Раздаётся текст (приложение 1)

Рассматривают игрушки, которые получила каждая группа, и по описанию определяют её принадлежность к определённому народному промыслу.

Регулятивные

Учатся слушать вопросы, размышлять, анализировать.

Актуализация знаний.

Обобщение и систематизация знаний

А сейчас давайте проанализируем отличительные особенности народных глиняных игрушек из Дымково, Филимоново, Каргополя и Абашево заполняя таблицу.

слайд 4 ( Таблица выводится на экран и заполняется в соответствии с ответами учеников)

Каждая группа выделяет в тексте особенности формы, орнамента и

основные используемые цвета.

Познавательные, регулятивные

Коммуникативные.

Применение знаний и умений

А теперь я предлагаю поиграть в игрушки.

Для каждой группы своя игра – задание

1группа - приложение 2

2группа - приложение 3

3группа - приложение 4

4группа – приложение 5

Каждая группа применяет ранее полученные художественные навыки,

Выполняют КОТ

Регулятивные

Коммуникативные

Контроль усвоения Проверка выполненных заданий

Проверка выполненных заданий, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция

приложение 2 – слайд№ 5

приложение 3 – слайд№ 6

приложение 4 – слайд№ 7

приложение 5 – слайд№ 8

Зачитывают ответы,

Комментируют их

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать

Практическая работа

Тему сегодняшнего урока вы усвоили хорошо, молодцы.

А сейчас предлагаю вам побывать в роли мастеров и попробовать создать пластическую форму народной игрушки, но, не копируя, а привнося в неё нечто новое, своё.

Слайд 9 (Приёмы работы пластилином)

Звучат русские народные наигрыши

Рассматривают приёмы работы на

презентации

Самостоятельно работают каждый над своим образом игрушки

Познавательные, Регулятивные

Коммуникативные.

Рефлексия

Домашнее задание

Сегодня вы познакомились с четырьмя видами народной глиняной игрушки. Какой вид игрушек понравился вам больше? Какую игрушку вы хотели бы иметь у себя дома?

Домашнее задание: покрыть игрушку белой гуашью. И повторить какое значение имеют символы народного орнамента

Дают ответ

Записывают домашнее задание

Регулятивные

Прогнозируемый результат: Знать истоки народных промыслов: Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево и уметь различать их по стилистическим особенностям. Вылепить форму народной игрушки и подготовить её для украшения.

Приложение 1

Дымковская игрушка . В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой (ныне Кировская область) лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов.

Форма фигурок монолитна, силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью.

Большинство игрушек были свистульки, расписывали их по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Ласково эту игрушку называют – дымка.
Роспись её нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

Филимоновская игрушка. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Барыни, всадники, кони, олени, бараны, петухи - образуют весёлый, яркий хоровод. Игрушки имеют вытянутые пропорции, они выглядят изящными, стройными Барыни с тонкими талиями щеголяют в колокообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.

Покрывают игрушки диковинным узором, это чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, треугольники; часто изображается ветвистая «елочка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко» Основные цвета, используемые в росписи - жёлтый, красный, зелёный.

Каргопольская игрушка - Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя.
Тематика её заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки,

дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Тут и Полкан – сказочное чудовище,

в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Неизменно встречаются медведь, другие звери и птицы . Игрушки приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми
Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам - черным, красным, желтым, бледно-зеленым, синим цветами.

Абашевская игрушка родом из села Абашево Пензенской области
Абашевская игрушка - это
свистульки , изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик . Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.
Головы
козлов , оленей , баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками -
синими , зелеными, красными. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом .

Слайд №4

Вид игрушки

Область

Форма

Орнамент росписи

Основные цвета

Филимоновская

Дымковская

Каргопольская

Абашевская

Таблица выводится на экран и заполняется в соответствии с ответами учеников

Вид игрушки

Область

Форма

Орнамент росписи

Основные цвета

Филимоновская

Тульская

Имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, треугольники;

часто изображается
ветвистая «елочка», лучистая «звездочка»

или яркое «солнышко»

красный, желтый, зеленый

Дымковская

Кировская

Форма фигурок монолитна, силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью

Расписывали их по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

малиновый, синий, зелёный,

жёлто-оранжевый цвет.

Каргопольская

Архангельская

Приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

Символы солнца – большие круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

черный, красный, желтый, синий,

бледно-зеленый,

Абашевская

Пензенская

Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей.

Орнаментальное украшение отсутствует

синий , зеленый, красный Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом .

Авторы статьи

Серебрякова Екатерина - 6кл.

Морозова Анна - 5кл.

Цель исследования

Какой смысл выражают образы игрушек разных промыслов. Что в них общего, а что отличает их друг от друга.

Гипотеза

Все глиняные игрушки очень пластичны и имеют обобщённую форму

План исследования

Посетить выставку "Дымковская игрушка", демонстрируемую в одном из музеев школы.

Прослушать, затем обсудить историю развития игрушек разных народных промыслов.

Попробовать создать из глины или пластилина свой образ игрушки. Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов.

Оформить выставку работ учащихся.

Создать презентации о глиняных игрушках разных промыслов.

Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего

Дымковская игрушка

Есть удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера.

В глубокой древности глиняные игрушки были участниками древних обрядов.Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Если рассмотреть игрушки разных промыслов, то можно увидеть, что все они расписаны традиционным орнаментом. Деревня Филимоново в Тульской области - знаменитый центр производства филимоновской игрушки. У этих игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. Филимоновские игрушки почти всегда со свистом. Любимые цвета Филимоновскх игрушек - малиново - красный, жёлтый, и изумрудно - зелёный.

Родина Каргапольской глиняной игрушки - Русский Север. Каргапольские игрушки расписанные в ярких и приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца - большие огненно - красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений.

Среди русских глиняных игрушек самые знаменитые, пожалуй, дымковские. Дымковские игрушки - настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разряженных щеголих, и нянек - "кормилок" с детьми на руках, и лихих всадников, и другие образы. Силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков! Они делают фигурки более выразительными. В росписи дымковской игрушки используют желтый и синий, малиново - красный и зелёный, белый в фоне и чёрный цвета.

Присмотрись к современным народным игрушкам - и ты заметишь, что в них живут те же образы. Это Конь, Птица, Баба. Огромный смысл выражают эти образы, в них живут память народа, его древние традиции.

Выводы

При рассмотрении игрушек разных промыслов мы заметим, что их объединяют образы, которые живут в них: невиданные животные, баба с ребёнком, мужик - работник. Древние знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Ресурсы

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений, Н.А.Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского, 4-е изд.- М.,Просвещение, 2005.

по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках» Тип урока комбинированный урок Технология построения урока проблемно­диалогическая Тема урока Древние образы в современных народных игрушках Цель урока Формирование духовно­нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения ведущих народных промыслов; привитие интереса к декоративно­прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Основные термины, понятия Каргополь, Филимоново, Дымково, игрушечник, артель, народный промысел, роспись, обожжённая глина Планируемый результат Личностные Сформировать: уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение коммуникативную компетентность в общении со сверстниками потребность в самостоятельной практической творческой деятельности умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Предметные Уметь сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции; осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решени Фронтальная работа Работа в группах Индивидуальная работа Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская Образцы глиняных игрушек (каргопольская, филимоновская, дымковская), таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация, шаблоны игрушек, краски. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые умения Мотивация учебной деятельности.

Цели: ­ актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; ­ создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; ­ уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. Цели: ­ Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. ­ Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения Выявление места и причины затруднения Цели: выявить место затруднения Построение проекта выхода из затруднения. Цели: Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний Цели: ­ организовать усвоение учащимися нового

способа действия с проговариванием во внешней речи Вкючение в систему знаний и повторений. Цели: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока. Самостоятельная работа. Цели: ­организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; ­организовать самопроверку по эталону, самооценку Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: ­ Зафиксировать новое содержание урока; ­ Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку. ход урока. ­Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт. Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга. Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства. Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек. И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники. Материал для учащихся Дымковская игрушка ­ Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково. Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки. Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице. Так весну закликали Уж ты пташечка, Ты зеленая, Ты слетай за сине море Ты возьми ключи весенние Замкни зиму – Отомкни лето. Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда). Что же этот узор означает? Кружочки­ солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека. Квадратики с точками ­ засеянное поле. Квадратики ­ жилище Линии – покой, воду. Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Филимоновская игрушка ­ А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое? Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей­Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто­черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело­розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает. Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг­ это солнце, треугольник­это земля, елочки и ростки ­ это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. Обратите внимание, все игрушки­свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц. Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый. Каргопольская игрушка. Её родина­ русский север. Каргопольский район Архангельской области. Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной. Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений. Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки? Правильно! Все они сделаны из глины. А в чем различия? Узоры Форма Работа с учебником (с 74.)

­Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов ­Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера­художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме. Подумайте Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки? Какие? Какие элементы росписи будете использовать? Приступайте к работе (во время самостоятельной работы детей звучит музыка). После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке). Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда! Игрушки всякие на все манеры: Вот и барышни и кавалеры. У барынь алые щёки и губки, Нарядные платья и тёплые шубки. Красна девица в венце У неё румянец на лице Собой хороша, Стоит не дыша! Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь Он с тобою вместе Ускачет вёрст за двести. И с хвостом и с гривой Вот какой красивый! А вот стоит козёл На стройных ногах Вся краса у козла в рогах Он качает головой Посмотрите я какой! Яша­дружок Дует в рожок, Сидит на спинке У красивой свинке! Индя­индя­индючок! Ты похож на сундучок Сундучок то не простой, Красный, жёлтый, голубой! Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия». Благодарю за урок. Вы – молодцы! Настройка на урок. Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.

Осознанно слушают Учащиеся объединяются в группы­артели по выбранному промыслу. Возможно появление мастера­одиночки Слушают и выполняют задания; Формулируют задачи, которые предстоит решить на уроке Осознанно слушают Под руководством учителя выявляют место затруднения Подготовленные ученики(мастера ­ игрушечники), используя метод информационного поиска дополняют ответы Просмотр остальными учащимися презентации Участие в беседе Дети работают в парах. После работы с учебником выполняют тест на определение узоров промысла Ученики расписывают игрушку, потом представляют свой товар на ярмарке, расхваливая так, чтобы захотелось его купить. А покупатели задают вопросы об игрушках. Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно фиксируют приобретённые знания. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике ЛУУД:

действие смыслообразования. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Самоконтроль по организации рабочего места КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Умение слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий) ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания, Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста. Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь слушать и слышать (КУУД) Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД) Умение владеть монологической формой речи (КУУД) Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств) Поиск и выделение необходимой информации (ПУУД) Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд) Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные ууд)

Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицироват Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД, общеучебные) Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки (РУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)