Тема: Согласные звуки [д] [д’], буквы Д д.
Цели :
познакомить с согласными звуками [д], [д’] и буквами Д д;
научить вычленять в речи согласные звуки [д], [д’], обозначать их в письменной речи, читать слоги и слова с изученными буквами, составлять сюжетный рассказ по картинке;
развивать умение давать звукам [д], [д’] характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.
создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; способности к организации собственной деятельности; доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Регулятивные: Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия; обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные: Управление поведением партнера, контроль; сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения.
Познавательные: Самостоятельное формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Оборудование : компьютер, проектор, презентация, буквы Д, д, карточки для обозначения звуков, буквы на магнитах, учебник «Азбука».
Ход урока
Включение в учебную деятельность.
Начинается урок.
Он ребятам пойдёт впрок.
Постарайтесь всё понять,
Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости прилетел Мудрый Дятел. Он отправляется вместе с вами в страну Знаний, чтобы познакомиться с новой буквой русского алфавита. (Слайд 1)
Но сначала вспомните изученные буквы и распределите их на группы. (Слайд 4)
Назовите гласные буквы.
Назовите согласные буквы.
Назовите согласные буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.
Назовите согласные буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
Вы справились с этим заданием и мы отправляемся в путь за новыми знаниями.
Актуализация знаний.
Мудрый Дятел приготовил для вас иллюстрацию. Составьте предложения но этой иллюстрации. (Слайд 5)
Дети составляют следующие предложения:
Это дом. На крыше дома труба. Из трубы идёт дым. Около дома стоит дедушка. Во дворе растёт дуб. На дубе сидит дятел.
Какой звук повторяется чаще всего в предложениях? (Звук [д]).
Постановка целей и определение темы урока.
Сегодня мы познакомимся с буквой Д и звуками, которые она обозначает.
Работа по теме урока.
1.Знакомство со звуками [д], [д’].
Сколько окон в доме дедушки? (Два)
Проведите слого - звуковой анализ слова «два». (Слайд 6).
Дети с помощью карточек составляют схему слова «два».
Вывод: в слове «два» звук [д]- согласный, звонкий, твёрдый.
С помощью чего дедушка скрепил кормушку? (Дедушка скрепил кормушку с помощью гвоздей)
Проведите слого- звуковой анализ слова «гвозди».
Дети с помощью карточек составляют схему слова «гвозди».
Вывод: звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий.
2.Знакомство с буквами Д д (учитель выставляет буквы на магнитах).
Чтение слогов. (Слайд 7).
Назовите слоги с твёрдым согласным звуком [д].
Назовите слоги с мягким согласным звуком [д’].
3. Чтение слов в «Азбуке» сначала хорошо читающим учениками, а потом более слабыми (с.105).
4.Беседа по иллюстрации «Водолазы ищут клады». (Слайд 8)
Как называются люди, которые работают на морском дне?
Что увидели водолазы в море?
Каких морских обитателей они встретили?
Какие сокровища могли оказаться на морском дне?
5.Чтение учениками текста о водолазах в «Азбуке» (с.105).
Кем работает папа Димы и Нади?
Что делали водолазы на дне реки?
Для чего нужно следить за состоянием опор мостов?
Физкультминутка.
Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.
Речка лентой впереди.
Сверху мостик – погляди.
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
Продолжение работы по теме урока.
1.Работа с многозначными словами.
Мудрый Дятел приготовил вам ещё несколько заданий.
Посмотрите на картинки и определите, какое значение имеет слово «звезда»? (Слайд 9)
Составьте предложения с этим словом.
Дети составляют предложения:
На дне моря лежит звезда.
Коля нарисовал пятиконечную звезду.
В ночном небе появилась яркая звезда.
2. Работа со скороговоркой. (Слайд 10)
Прочитайте скороговорку.
Назовите слова со звуком [д].
Назовите слова со звуком [д’].
Почему дятел лечит дуб?
3 .Игра «Найди слова в слове». (Слайд 11)
В слове «дубок» спрятались слова: дуб, бок, бук, док, куб, код.
Подведение итогов урока.
Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились и справились со всеми заданиями Мудрого Дятла. А сейчас продолжите предложения, которые видите на экране:
На уроке я узнал …
Я научился …
Самое трудное на уроке …
Литература:
1.Азбука от А до Я:иллюстрированное учебно-методическое пособие/ Сост. И.А.Гимпель. Минск: Асар, 2004.
2.Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина. –М.: Просвещение.1991.
3.Физкультурные минутки: / О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.- М.: Астрель; АСТ, 2006г.
Подготовила: учитель - логопед Голомаздина Юлия Александровна
г. Брянск. МБДОУ детский сад № 9 "Красная Шапочка"
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить с артикуляцией звуков [д], [д’];
- совершенствовать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;
- совершенствовать умения в определении места звука в слове;
- познакомить с буквой Д.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, речевую активность, зрительное внимание, творческое воображение, память, мышление, общую, тонкую и артикуляционную моторику;
- упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: игрушка обезьяны, картинка дятла, предметные картинки, символы звуков, звуковые фишки, схемы для определения места звука в слове, манка, зеркала.
1. Организационный момент
Логопед: К нам сегодня на занятие пришёл гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
Строит рожицы, играет,
На деревья залезает,
Чтоб потом на высоте
Покачаться на хвосте.
Длиннорукая, смешная
И проказница такая!
Жить не может без банана...
Кто же это? - ...обезьяна.
Логопед: Правильно, обезьяна. Посмотрите, какая она? (ответы детей). Её зовут Дуся. Какой первый звук слышится в её имени? [д]. Дуся узнала, что ребята в детском саду могут всё рассказать про этот звук, а он у неё самый любимый. Расскажем нашей гостье? Тогда проходите и садитесь на стульчики.
2. Основная часть
Логопед: Дуся живет в далекой теплой Африке, и она никогда не слышала как стучит дятел по дереву. Давайте мы ей покажем. Рот открыт, а язычок стучит по «бугорочкам». Возьмите зеркала и постучите как дятел д-д-д. Молодцы.
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [д]. Мы можем пропеть этот звук? Тянется ниточка? Почему? Значит какой он? (согласный). Звук [д] звонкий или глухой? (звонкий). Как мы можем узнать? Звук [д] твердый или мягкий? (может быть твердым и мягким). В кличке нашей гостьи он твердый - Дуся [д], а в слове дятел - мягкий [дь]. Какими цветами обозначаем твердый и мягкий согласный? Еще раз дадим характеристику звука [д]: согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. Молодцы! Теперь Дуся знает как стучит дятел и характеристику ее любимого звука.
Логопед: Наша гостья очень игривая и любит звучащие предметы. И она принесла вам вот такие коробочки. Дуся посмотрит как вы с ними поиграете. Дети, вам нужно узнать, что звучит в коробочках. Слушайте внимательно и запоминайте. В первой коробочке рис, во второй - монетки, в третьей - манка, в четвертой - макароны. А сейчас коробочки перемешаем и поиграем.
Логопед : Дуся очень любит играть. И приготовила для вас игру «Сигнальщики». Она принесла вам сигнальные карточки, хочет с вами поиграть и узнать кто из вас самый внимательный. Я вам буду называть звуки. Если услышите звук [д] поднимаете синюю карточку, звук [дь] - зеленую. Возьмите в руки сигнальные карточки.
Слушайте внимательно: д, д, дь, д, дь, дь, д, дь, д, д, дь, д.
А теперь труднее: да, дя, до, ду, ди, да, де, ду, ды.
Еще труднее: дом, дело, дача, душ, дети, дупло, диван, день, дым.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы были внимательными. Дусе очень понравилось играть с вами. А сейчас пришло время отдохнуть. Вставайте и выходите ко мне. Отдохнем вместе с Дусей.
Физ.минутка (музыкальное сопровождение)
Мы - веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
И ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3, —
Все с гримасами замри!
Логопед: Проходите и садитесь за столы. Наша гостья очень любознательная и любит рассматривать картинки. Она принесла их и вам. В названии картинок есть звуки [д] и [дь]. Но она не знает где они находятся. Дуся просит вас помочь определить место звуков в словах. Но будьте внимательны - звуки [д] и [дь] могут находится только в начале или середине слова. Я показываю картинку, вы называете что на ней изображено и определяете место звука в слове при помощи «мышки» и фишек (дом, дуб, 9, индюк, диван, радуга, гвозди, желуди, медаль, дельфин).
Логопед: Умницы. Дуся узнала где живут ее любимые звуки в словах. Ребята, а какой скоро праздник? (Новый год). Дуся написала письмо Деду Морозу, а как его подписать не знает. Давайте покажем нашей гостье какой буквой обознается звук [д], первый звук в ее имени. Посмотрите, это буква Д. На что она похожа? (ответы детей)
Буква Д - как будто дом,
Но всего с одним окном.
Логопед: Давайте покажем Дусе как нужно писать букву Д. Нарисуем букву Д на манке.
Логопед: Африка — это дом нашей обезьянки. Давайте научим Дусю выделять по порядку все звуки в слове ДОМ (звуковой анализ). Кирилл будет выполнять задание у доски, а остальные дети за столами. А потом проверим.
Сколько слогов в слове ДОМ? Почему?
Сколько звуков в слове ДОМ? Назовите
Дайте характеристику первому звуку, второму, третьему
Сколько гласных, согласных звуков?
Сколько твёрдых и мягких согласных?
Прочитайте слово по схеме.
3. Итог занятия
Логопед: Дусе очень понравилось заниматься вместе с вами. Теперь она все знает про любимый звук [д]. Но ей пора возвращаться в Африку. Какие задания вы сегодня выполняли? Какие были трудности? На прощание вспомним для мартышки слова с её любимым звуком.
Тема урока: Звуки [д] – [д, ]. Буквы «Д д».
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая (Образовательная):
− познакомить детей с согласными звуками [д], [д"], буквой д;
− вырабатывать навыки осознанного чтения;
Развивающая:
способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
развивать произвольное внимание;
Воспитательная:
− способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.
Ход урока
1. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем доброе утро! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Сейчас у нас урок обучения грамоте.!
Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать её, но не только её, но и слова, предложения, где эта буква будет встречаться.
2. Актуализация знаний.
Чтение с доски:
3.Знакомство с новыми звуками и буквой.
1.)-К нам на урок пришёл в гость
Сейчас прослушайте отрывок из сказки
Догадались, кто к нам пришёл? (« Доктор Айболит»
Учитель показывает портрет и рассказывает, какие ещё произведения он написал.(Краденое солнце, Муха цокотуха, путаница, Федорино горе, Мойдодыр ит.д)
Доктор Айболит нам предлагает сегодня познакомиться с новыми звуками и буквой.
А вот с какими новыми звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами. Помогите мне закончить предложение.
Тут наш... (дом).
Над домом... (дым).
У дома … (дерево).
Называется (дуб)
На дубе сидит (дятел)
К дому ведет... (дорожка).
У дома сидит … (дед).
Из тучки пошёл… (дождик).
Назовите только те слова, которые вы добавляли.
Какие первые звуки услышали в этих словах?
Что вы можете о них сказать?(Согласные, могут быть твёрдыми и мягкими).
Звуки [д] – [д, ] обозначаются буквой Д
Вот так выглядит буква Д.
Послушайте стихотворения о букве.
Д- с высокой крышей дом.
В этом доме мы живём.
На что похоже печатная буква Д?(печка,дом и т.д)
Помогите собрать букву.
У вас на парте лежат полоски составьте с помощью них букву Д.
2. Чтение слогов с буквой Д.
Откройте учебник стр.109.
Прочитаем слоги с новой буквой.
3. Физ. минутка.
4. Чтение слов, предложений.
Закройте глаза и послушайте шум моря
Мы очутились на море.
Ведь морской воздух нам даёт здоровье, и не только,откройте глаза
Откройте учебник рассмотрите иллюстрацию.
Кого вы видите? (Водолазы, сокровища).
Значит, на дне морском у нас может быть сокровища.
Посмотрите, что за странные люди под водой?
Кто знает, кто это?
Люди, которые плавают под водой их называют водолазы, они разыскивают сокровища и не только, изучают морское дно.
2. Чтение слов на стр.109.
Прочитаем слова в столбик.
Прочитаем текст
Откройте кассу букв и напечатайте слово.
Дом, Дима
4. Загадки. Деление отгадок на слоги.
Пройдет туда-сюда раз двести,
Хотя весь день стоит на месте.
(Дверь)
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдет.
(Дождь)
Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)
Белый столб стоит на крыше,
И растет все выше, выше,
Вот он вырос до небес,
И исчез.
(Дым)
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый,
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)
Итог урока.
- Доктор Айболит даёт нам совет, как правильно следить за своим здоровьем.
Послушайте его.
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не ленится-
На зарядку становится?
Чистить зубы, умываться,
Закалятся, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
Сними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай. К врачу тебе пора.
Понравился вам совет Доктора Айболита.
− Что нового узнали, чему научились?
Самооценка собственной деятельности на уроке.
− Как вы сегодня поработали?
− Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?
− Что интересного было на уроке?