Просветительские идеи пьесы коварство и любовь. Сочинение на тему Художественный анализ драмы Шиллера «Коварство и любовь

Бесцветный мир глухой провинции, интриги и преступления, коварство и аморальность герцогского двора, ужасная бедность народа – вот обстановка, в которой разворачивается трагическая история любви двух благородных сердец – Луизы и Фердинанда. Отец Фердинанда мечтает укрепить свое положение, женив сына с фавориткой князя – леди Милорд. Вокруг чистого чувства любви сплетается грязный клубок интриги.

Любовь всегда стремится видеть счастливым того, кого любит. Тем более, когда речь идет о родительском сердце. Вспомним реплику Миллера: “женская душа весьма тонкая даже для капельмейстера”. Не звучит ли это парадоксально относительно леди Милорд? Сегодня каждый высказывает свою точку зрения, делит героев на положительных и отрицательных. Среди отрицательных – леди Милорд. И поскольку Бона вызывает осуждение – я хочу встать на ее защиту. У Луизы есть родители, она всегда имела семью, а леди стала сиротой, когда ей было тринадцать. Отца казнили, и маленькая княжна должна была убежать из Англии. Бона осталась ни с чем. Шесть лет скитаний по Германии… От отчаяния хотела броситься в волны Эльбы – ее остановил князь.

Ужасная то была картина – Германия 18 столетия. Герцогством Вюртембургским правил Карл, напыщенный властитель, который стремился превратить свою резиденцию на второй Версаль. Он выдавал себя за просвещенного монарха. По его инициативе была создана герцогская школа, в которую “имел честь” попасть юный Фридрих. Система обучения была направлена на воспитание зависимых, лишенных собственной мысли людей. Школу прозвали “плантацией рабов”. И, чтобы не заглушить в себе прекрасные порывы души, юноша начал искать утешение в литературе. Лессинг, Клингер, Виланд, Бюргер, Гете, Шуберт – вот имена, благодаря которым родился новый гений немецкой литературы.

“Я нашел мир, где чувствую себя счастливым – это мир красоты”, – так сказал в свое время Шиллер. Любовь, красота и гармония будут вечно властвовать во Вселенной.

Любовь – это сила, которая правит миром. А как вы понимаете, что такое любовь? Или что значит любить человека? (Ответы учеников). Понятие любви истинной, святой, именно о такой любви говорит Библия (зачитывается первое послание апостола Павла к римлянинам: “…Наибольшая из добродетелей – это любовь. Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не надувается, не ведет себя неучтиво, не ищет своего, не рвется к гневу, не думает плохого, не радуется от неправды, все переносит, верит во все. Никогда любовь не проходит. Любовь затмевает собой величину грехов и никогда не терпит поражения…”).

В результате интриги гибнут Луиза и Фердинанд, порывает со своим классом леди Милорд. И величие пьесы – в реалистическом изображении жизненных конфликтов. Мы видим перед собой несправедливость, которая творилась на глазах у всех, о которой боялись говорить и которая явилась перед читателем в живых и убедительных образах. Проблемы, которые поднимает в произведении драматург – вечные проблемы, которые остаются актуальными на все времена.

Судьба вдруг подарила ей шанс – иметь того, кого желало ее сердце. И хотя ум твердил: “остановись!”, сердце не слушалось. Разговор с Луизой был для нее мучением, но решение было однозначное: стать выше над грязью существующего мира. Жизнь леди Милорд не является примером благородства, но в последний момент она заслуживает уважения. Герои драмы являются моделями для восприятия мира и, собственно, для построения поведения. Автор называет свою драму “смелой сатирой и насмешкой над породой шутов и негодников из знати”. В произведении представлены две общественные группы – два мира, которые разделяет пропасть. Одни живут в роскоши, угнетают других, они жестокие и бездушные. Другие бедные, но честные и благородные. Именно к таким бедным людям пришел Фердинанд, сын президента, дворянин. И пришел не потому, что влюбился в Луизу. Он понял низость моральных устоев своего класса, – в семье Миллера он нашел моральное удовлетворение, духовность, которых не было в его среде. Вурм, президент фон Вальтер, князь, его фаворитка – это та аристократическая паутина, в сети которого попадаются влюбленные. Сын бросает вызов отцу и всему бездушному миру – “вексель, сыновья обязанность, разорвана”.

И.К. Шиллер (1759-1805) вступил в литературу на исходе движения «Буря и натиск» как его нпследник, много воспринявший и отвергнувший из того, что накопилось в 1770-х годах. в его творчестве выразился протест передовой бюргерской молодежи против духовного гнета и политической тирании.

Кульминацией раннего творчества Шиллера является его третья пьеса- «мещанская трагедия» «Коварство и любовь» (1783,сначала «Луиза Миллер»)

Шиллер вновь обратился к современной проблематике, но теперь он избежал условности изображения в «Разбойниках». Характеры и эпизоды «мещанской трагедии» соотносятся с реальными фактами и прототипами,которые предстают не портретно,а в обобщенном виде.

Политическая проблема деспотизма, всесилия фаворитов, бесправия бюргера сплетается с проблематикой нравственно-социальной. Речь идет о сословных барьерах в обществе. Здесь отчетлив руссоистский пафос Шиллера. Любовь дворянина Фердинанда фон Вальтера, сына президента, к дочери простого музыканта Миллера не только сословно немыслима, но и грозит личным планам президента на женитьбу его сына на любовнице герцога леди Мильфорд. Инструментом интриги секретаря Вурма стало неограниченное беззаконие власти. Под угрозой смерти отца Луиза пишет под диктовку Вурма любовное письмо к пошлому,которое подбрасывают Фердинанду,чтобы ему доказать неверность возлюбленной. Но исход интриги инй,чем по мысли президента,- фердинанд не может пережить крах своей веры в чистоту Луизы, он выбирает смерть и для нее, и для себя.

Действие развивается напряженно- в пьесе ощущается зрелость худож. Мастерства Шиллера. Лишь один эпизод имеет самост.значение- это рассказ камердинера об отправке новобранцев в Америку: их жизнью оплачены драгоценности леди Мильфорд. Эта сцена несет двойную идейную нагрузку: впечатляющее описана расправа над протестующими смельчаками. Акцент этому рассказу придает то,что нем.рекрутов посылают в англ.войска воевать против восставших колоний.

Разработка характеров также говорит о более сложном отражении действительности. Черно-белые краски «Разбойников» сменяются разнообр.гаммой. Особенно правдиво обрисован старик Миллер: в минуту оскорбления дочери в этом приниженном музыканте просыыпается чувство собственного достоинства- он выпроваживает президента, хотя и говорит почтит.формулами. Понятие чести для Миллера и Луизы исполнено нравственного мысла, поддерж. Религиозным чувством. Именно это сознание не дает Луизе нарушить клятву молчания и оправдаться перед Фердинандом.

Сложен и образ леди Мильфорд. Традиц.фигуру «падшей женщины» в буржуазной драме Шиллер облагородил трагическими обстоятельствами ее юности и идеей «благотворного влияния на герцога», в котором она верит,пока камердинер не открывает ей истину. Образ динамичен,развивается в течение всего сюжета.

Успех «Коварства и любви» мог соперничать с «Разбойниками». И эта драма прочно вошла в театральный репертуар. «Разбойники», «Заговор Фиеско» и «Коварство и любовь»,при всей разнице, образуют идейное и художественное единство. Именно эти три ранние пьесы закрепили за Шиллером славу пламенного поборника свободы.

Министерство науки и образования Украины

Днепропетровский Национальный Университет


по дисциплине: «Зарубежная литература»


на тему: «Штюрмерский период творчества Ф. Шиллера. Драма «Коварство и любовь»


Выполнил: студент

заочного отделения

английский язык и

литература

Мельник Р.П.

Проверил: Максютенко


г. Днепропетровск


План


Введение

I. Фридрих Шиллер периода «Бури и натиска».

II. Бунтарский характер и жанровое новаторство в ранней драматургии Ф. Шиллера «Коварство и любовь».

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение


Немецкая литература эпохи Просвещения развивалась в исклю­чительно сложных и трудных условиях. Германия и в XVIII столетии продолжала оставаться страной феодальной, экономически и полити­чески отсталой, раздробленной. Лишь с середины столетия, а более интенсивно с 1770-х годов, в связи с экономическим и общественным подъемом и активным политическим и культурным воздействием извне, шедшим, в частности, из Франции и Англии, возникают условия для «ускоренного» развития литературы. В творчестве выдающихся писателей и мыслителей – Винкельмана и Лессинга, Гердера, Гёте и Шиллера, а также их соратников – искус­ство и эстетическая теория Просвещения достигают расцвета.

Великие деятели немецкого Просвещения были глашатаями прогрессивных идей, ставившими в своих произведениях насущные во­просы своего времени, ратовавшими за национальное объединение страны и социальное обновление.

Усиление буржуазных отношений вызывает кризис просветитель­ской идеологии, ощутимые признаки которого обозначаются уже с начала 1770-х годов. На литературной арене утверждается сентимен­тализм как реакция на абстрактность и рассудочность классицизма и как выражение живого интереса к нуждам и чаяниям «третьего сословия», сочувствия к простым людям – не только к «слугам», но и к угнетенным вообще.

Тенденциями сентиментализма была пронизана литература дви­жения «Бури и натиска», расцвет которой падает на 1770-е – начало 1780-х годов. Под воздействием европейского сентиментализма. Наследуя лучшие традиции Лессинга и сентименталь­ной поэзии Клопштока писатели движения «Бури и натиска» явились наиболее характерными выразителями той оппозиционности, которая соответствовала как состоянию, так и определенным формам развития немецкой идеологии своей эпохи.

Немецкая классическая философия этих лет оказала огромное воз­действие на развитие литературы. Идеалистическая в своей основе, фи­лософия развивалась исключительно сложными путями.

И все же штюрмерство, подобно европейскому сентиментализму, не было течением единым как по социально-политическим и теорети­ческим принципам, так и по творческим установкам. Гердер, Гёте, Шиллер и их соратники поистине выражали «дух протеста». Их критицизм связан с дальнейшим развитием реализ­ма в немецкой литературе, а идеал сильного человека, цельной лич­ности, богатство ее духовного мира определены стремлением выра­зить принципы свободы.

Процесс развития идеологии и искусства «Бури и натиска» был интенсивным и сложным. В штюрмерском движении явно обозначаются два этапа, связанные с началом общественно-литературной деятельно­сти более старшего поколения поэтов во главе с Гердером и Гёте (пер­вая половина 1770-х годов) и младшего поколения, в среде которого ведущая роль принадлежала Шиллеру (конец 70-х – начало 80-х годов).

I. Фридрих Шиллер периода «Бури и натиска»


Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился в семье бедного воен­ного фельдшера в Марбахе-на-Неккаре, в Швабии.

Детство и ранние юношеские годы будущего писателя прошли в мещанской обстановке. Удовлетворение давали лишь занятия в латинской школе. Влияние матери и первого учителя пастора Мозера шло в двух направлениях: они научили мальчика любить поэзию, но и пытались привить ему религиозные взгляды. В 1773 г. по гер­цогскому приказу Шиллер был определен в военную так называемую «Карлову школу». В школе господствовали деспотизм и во­енная муштра, поддерживались сословные различия, процветали шпио­наж, низкопоклонство. Естественно, что молодому поэту, еще в школь­ные годы задумавшему тираноборческую драму «Разбойники», прихо­дилось скрывать свои «опасные» мысли.

Общественно-эстетические принципы в духе идей штюрмерства на­чали складываться у Шиллера еще в годы пребывания в Карловой шко­ле. Социальной основой их было несогласие с крепостническим режи­мом, искренняя вера в возможности республиканского образа правле­ния. Как и в «Разбойниках», эти тенденции проявились в юношеской сентиментальной поэзии Шиллера, собранной в «Антологии на 1782 год», где кроме Шиллера были представлены некоторые поэты «швабской группы». В «Антологию» были включены стихи любовные, меланхолические и стихи, исполненные гражданского пафоса, выражавшие солидарность с деятелями общественного прогресса или изобличавшие пороки сановных особ, тиранию.

Интенсивная работа Шиллера над трагедией «Разбойники» нача­лась после того, как он прочел в 1777 г. рассказ Д. Шубарта «К исто­рии человеческого сердца», где был описан эпизод, типичный в условиях феодальной системы. История двух братьев, сыновей одного дворянина, отражала определенный социальный конфликт.

Шиллер совершенно оригинально разработал тему разбойников, по­казал их объективно поставленными вне закона. Глубже разрешены психологические проблемы. Более сложны у Шиллера и социальные характеристики и обобщения.

Как типичный штюрмер, Шиллер отказался от стихотворной формы драмы (обязательной у классицистов), герои его говорят простым раз­говорным языком, с богатыми образными оттенками диалектной речи. Нередко в их речи встречаются грубые обороты. Место действия «Разбойников» меняется почти в каждой из пятнадцати сцен. Достаточно велик и временной охват дей­ствия – около двух лет бурной эпохи Семилетней войны. Основные ге­рои драмы – представители деклассированных элементов – разбой­ники, массы плебейства и бюргерства. В духе эстетики «Бури и натис­ка» автор выделяет образ выдающегося героя-одиночки. Таким «бурным гением» в драме и выступает Карл Моор. Сила «Разбойников» состояла в ярком изобличении пороков фео­дального строя – разврата, подлости, продажности. Наиболее ценно в трагедии «живописание человеческих характеров» из мира жес­токости и лицемерия.

Тема духовной несостоятельности бунтаря-одиночки, гибели его де­ла в результате торжества в человеке эгоистического начала разрабо­тана Шиллером в его следующей «республиканской трагедии». Истори­ческая концепция «Заговора Фиеско» выдержана в духе просветитель­ских учений о том, что факты реальной действительности являются ил­люстрацией неразумности феодальных отношений, что эти факты дока­зывают необходимость их разрушения и построения нового «царства разума».

Сюжетом для драмы послужили события политического заговора графа Фиеско в Генуе в 1547 г. Свергнув власть иноземцев (французов), генуэзцы восстановили республиканский строй, но не обрели свободы, так как власть в стране фактически захватил племянник дожа – наг­лый, высокомерный и деспотичный Джанеттино. Общее недовольство и заговор против него возглавил юный честолюбивый вельможа Джованни Луиджи Фиеско. В авторском предисловии к драме Шиллер говорит о своих попыт­ках действия героев «согласовать с природой», подчинить законам не­обходимости. Главное в этом процессе драматург связывал в харак­тере персонажей не с политикой, а с чувством, поскольку «политический герой» может, как казалось Шиллеру, всецело отрешиться от своих «че­ловеческих черт», себя же драматург считал «знатоком сердца».

Трагедия «Коварство и любовь» явилась вершиной раз­вития штюрмерской драматургии Шиллера. «Бюргерская трагедия» пер­воначально была задумана как бытовая пьеса, в которой должны найти разрешение проблемы семьи. Однако в процессе работы драматург об­наружил, что вопрос о положении бюргерства и сословные отношения, рассматривавшиеся им в плане семейно-бытовом, на деле представ­ляли острый общественно-политический интерес.

Быт и нравы современной Германии в трагедии Шиллера нарисо­ваны очень точно и ярко, их драматург изучал непосредственно, об­щаясь с людьми из разных сословий. С драматургией Лессинга автора «Коварства и любви» связывало резкое противопоставление бюргерско­го сословия аристократии, критика феодально-абсолютистского обще­ства. Но в трагедии Шиллера в большей степени подчеркнут момент политический. Определяя место этой трагедии Шиллера в истории не­мецкой литературы, Энгельс подчеркивал, что это «первая немецкая по­литически-тенденциозная драма».

Изменяется теперь и сам принцип «рупора идей». По сравнению с «Разбойниками» система мотивировок здесь гораздо сложнее. При ис­ключительной остроте и подчеркнутой тенденциозности политических противоречий, отраженных в трагедии, «Коварство и любовь» отличает­ся глубиной раскрытия психологии героев, усложненной детализацией, диалектикой отношений личного и общественного.

И все же сила трагедии заключалась не столько в показе мелочей реального быта, сколько в реалистическом подчеркивании «типичных об­стоятельств» – преступлений одних и трагической гибели других. Весь этот сложный конфликт, который Шиллер разрешает в своей трагедии, по существу подчинен выяснению важнейшего вопроса о праве народа, о судьбах простых людей, пока ещё забитых и бесправных. Это и при­давало пьесе особое значение в тогдашних условиях, ибо в ней вос­созданы яркие и подлинные картины действительности, сделаны важные обобщения социально-политического характера.

Аристократы (президент Вальтер, гофмаршал фон Кальб) пока­заны в состоянии острых противоречий с бюргерским сословием (семей­ством бедного музыканта Миллера). Трагедия возникает от того, что дочь Миллера Луиза любит сына президента – Фердинанда и любима им. Молодые люди переступают сословные границы, отдаваясь только своему естественному чувству. Шиллер указывает на трагическое не­соответствие нравственной нормы, желаемого с существующими в реаль­ных условиях, с установившимися предрассудками.

Штюрмерский элемент сказался здесь в подчеркивании несоответ­ствия положения героя и его желаний, в выяснении препятствий, меша­ющих достижению цели. На пути Фердинанда появляются носители со­циального зла – президент Вальтер, чиновник Вурм, «демоническая женщина» – леди Мильфорд. Сын президента резко противостоит отцу, которого называет злодеем. Романтический идеал Фердинанда сосредо­точен в его собственном сердце и любимой им девушке.

Луиза – самая трогательная героиня Шиллера. Девушка из наро­да, она любит Фердинанда, искренно и непосредственно отдается своему чувству. На предложение Фердинанда о бегстве Луиза отвечает отка­зом, ибо видит в этом нарушение моральных норм; она решает лучше пожертвовать своим счастьем ради покоя родителей. Угнетенное состоя­ние приводит ее к согласию написать письмо под диктовку Вурма (от­каз от Фердинанда, ложное «признание» в неверности ему). Но, подчи­няясь непреоборимому, по ее мнению, коварному злодейству, Луиза продолжает любить Фердинанда. Она решительно- противится притязаниям Вурма. Теперь мысль о самоубийстве, как выход из создавшегося положения, не покидает ее. В адресованном Фердинанду письме, которое Луиза передает отцу, она объясняет, как их обманули и разлучили. Но тайна злодеев обнаруживается слишком поздно: в состоянии ревности Фердинанд отравляет Луизу и себя. Казалось, что коварство востор­жествовало. В действительности же победу одерживает вера в нравст­венные принципы, истину и справедливость.

Положительные персонажи трагедии – представители молодого поколения, романтически приподнятые, прямые продолжатели традиций Вертера и Лотты, Юлии и Сен-Пре. Чувствительные и возвышенные, они мечтали о равенстве людей, о свободе личности, сочувствовали угне­тенным, нередко гневно протестовали против несправедливостей, жесто­кости и тирании, но, будучи героями сентиментальными, Луиза и Фердинанд прежде всего верили в силу своего чувства.

Семья музыканта Миллера олицетворяет мир простых и честных людей. Она нарисована контрастно по отношению к миру коварства, лжи и лицемерия. В среде простых людей отношения основаны не на интригах, насилии и коварстве, а на взаимном доверии, чистоте нравов, любви и искренности.

Иными «принципами» руководствуется президент. Свойственный ему аморализм проникает и в область семейных отношений. Президент Вальтер хочет использовать сына в качестве послушного орудия своей воли, для усиления своей власти и влияния при дворе. С этой целью он решает женить Фердинанда на леди Мильфорд, любовнице герцога, получившей отставку. Отвечая на упорство сына и желая убрать Мил­леров с дороги, президент прибегает к излюбленному средству – наси­лию, но вынужден отступить перед угрозой Фердинанда рассказать всем о том, «как становятся президентом», т. е. разоблачить его преступления.

Моральную победу в трагедии Шиллера одерживает мир любви. Вот почему драматург заставляет президента устрашиться последствий своих деяний и отдать себя в руки правосудия. Еще более противоречи­вым предстает характер леди Мильфорд. Она не любит герцога, в Фер­динанде же находит положительные качества, готова с ним бежать за пределы герцогства. Она видит, наконец, чего стоят герцогские подар­ки. В уста камер-лакея драматург вкладывает рассказ о том, что пода­рок герцога – шкатулка с брильянтами – стоит жизни семи тысяч солдат, проданных герцогом для ведения войны в Америке. Да и сама леди Мильфорд в конце концов становится жертвой деспотизма герцога.

Разработка темы, связанной с родной стихией Шиллера, оказала воздействие и на его художественный метод, позволила ему глубоко реалистически обрисовать характеры и среду, способствовала устране­нию той некоторой книжности стиля, которая проявилась в «Заговоре Фиеско». В противовес собственно мещанской драме, тяготевшей, по его мнению, к «натурализму», Шиллер выдвинет позднее «закон идеализации», обра­щенный не в прошлое, а в современность. Простые люди, по его мысли, достойны изображения в высокой лирической трагедии.


II. Бунтарский характер и жанровое новаторство в ранней драматургии Ф. Шиллера «Коварство и любовь».


Пожалуй, ни одна из пьес Шиллера не обладает столь индивидуализированным языком действующих лиц: каждого персонажа, каждой социальной группы, представленных в этой драме. Даже близкие к высокой патетике первых драм Шиллера речи двух любящих, Луизы и Фердинанда, речи, которые в значительной степени выполняют функцию “рупора времени”, чаще звучат вполне естественно: так произносятся “благородные великие мысли” простодушными молодыми людьми, только что усвоившими новые взгляды на окружающую действительность. Фердинанд познакомился с ними в университете, Луиза переняла их у Фердинанда. Примечательно, что последнее прямо подчеркнуто в сцене двух соперниц, Луизы и леди Мильфорд, где, в ответ на возвышенную тираду девушки из народа, видавшая виды фаворитка запальчиво, но с несомненной прозорливостью восклицает: “Нет, моя милая, тебе меня не провести!.. Это у тебя не прирожденное величие! И его не мог внушить тебе отец – в нем слишком много молодого задора. Не отпирайся! Я слышу голос другого учителя”.

Мысли, системы воззрений в “Коварстве и любви”– в отличие от “Фиеско” и тем более “Разбойников” – не играют столь решающей роли. В драме нет тех самодовлеющих философских глубин, и тех “бумажных (умственных) страстей”, которые движут поступками героев и доводят их до роковой черты. Не стремится Шиллер в этой драме и к установлению идеального типа революционера или желательного характера революционных действий, равно как и к разрешению или постановке общих, абстрактных проблем грядущего преображения человечества. Всю свою творческую энергию поэт направляет на другую задачу: на изображение “несовместимых с моралью” противоречий между жизнью угнетателей и угнетенных, на показ конкретно-исторической, социальной почвы, на которой с неотвратимостью рока должно взойти семя революции, – если не теперь, то не в далеком будущем, если не в Германии, так в какой-либо другой европейской дворянской монархии.

В “Коварстве и любви” сталкиваются в непримиримой вражде два социальных мира: феодальный, придворно-дворянский – и мещанство, крепко спаянное судьбою и традицией с широкими народными массами. К первому принадлежит по рождению Фердинанд, сын президента фон Вальтера (обязанный этой среде своим относительно высоким военным чином и университетским образованием): ко второму, к миру униженных и оскорбленных, – возлюбленная Фердинанда, Луиза.

Сложность характера – отличительная черта почти всех действующих лиц этой драмы: и в этом, конечно, сказывается возросшая реалистическая зоркость Шиллера, понявшего сердцем художника и, отчасти, умом мыслителя, что поступки и сознание людей определяются не только “прирожденными свойствами”, но и их положением в обществе.

Отсюда – глубокая испорченность и вместе с тем великодушие леди Мильфорд (ее разрыв с герцогом и отъезд из его владений). Отсюда – властолюбие и тщеславие президента фон Вальтера, способного поступиться счастьем единственного сына (женить его на всесильной герцогской фаворитке), лишь бы удержать за собой первенствующее положение в стране; но вот – перед лицом самоубийства Фердинанда – обнажается его истинно отцовское чувство и заставляет его, честолюбца и карьериста, предать себя в руки правосудия: прощение, вымоленное у умирающего сына, для него теперь важнее всего...

Отсюда же – строптивость, артистическая гордость, но также и трусливое пресмыкательство, приниженность старого Миллера. В одной из сцен, где старый музыкант, “то скрипя зубами от бешенства, то стуча ими от страха”, выставляет за дверь оскорбителя его дочери – президента, – эти противоречивые свойства проступают даже одновременно.

Вурм. Какая сложная, “подпольная” натура! Лояльный бюрократ, он пресмыкается перед высшими и презирает простой народ, из которого он вышел; но вместе с тем он отнюдь не “верный раб” власть имущих: пустого гофмаршала фон Кальба он осмеивает открыто, президента ненавидит тайно. В последней сцене Вурм испытывает своего рода удовлетворение, ввергая президента (отнявшего у него сперва честь и совесть, а затем и Луизу) в ту бездну позора, которого не избежать и ему, но которая теперь, когда он все потерял, его уже не устрашает. “Я всему виною? – кричит он в исступлении фон Вальтеру. – И ты мне это говоришь, когда от одного вида этой девушки холод пробирает меня до костей... Я обезумел, то правда. Это ты свел меня с ума, вот я и буду вести себя, как сумасшедший! Об руку с тобою на эшафот! Об руку с тобою в ад! Мне льстит, что я буду осужден вместе с таким негодяем, как ты!” В этом взрыве отчаяния и жгучей ненависти – своего рода проблеск человечности, извращенной всем рабским, низким его существованием.

Такая сложность душевной жизни – прорывающаяся сквозь наносные дурные чувства и помыслы человека лучшая, исконная его природа – глубоко связана с руссоистской верой Шиллера в благую основу человека, искалеченную, но не умерщвленную существующим общественным порядком.

И еще об одной черте этой драмы. Никто до Шиллера не показывал с такой пронзительной силой испытания, через которые проходит человеческое сердце, в частности – сердце простого человека.

В прямой связи со сказанным всего естественнее вспомнить сцену, где секретарь Вурм вымогает у Луизы им же сочиненную “любовную записку” гофмаршалу фон Кальбу – улику, которая, как полагает Вурм, должна побудить Фердинанда фон Вальтера добровольно отказаться от девушки, столь очевидно “недостойной” его высокого чувства. Но сцена эта, при всем ее ключевом значении для хода действия и ее неоспоримых драматических достоинствах, все же носит на себе печать мещанской мелодрамы; тирады Луизы здесь не свободны от условной риторики, в которой слышится не столько крик раненого сердца героини, сколько политическая страсть стоящего за нею автора.

Новой страницей в истории немецкого реализма, гениально глубоким воссозданием душевного надрыва униженного, исстрадавшегося человека, нам представляется сцена объяснения старика Миллера с Фердинандом. Миллер возвратился из арестного дома благодаря “любовной записке” Луизы, тюрьма и жестокая расправа ему уже не грозят; более того, ему удалось отвратить свою дочь от ужасной мысли о самоубийстве. Он хочет бежать из этого города “дальше, дальше, как можно дальше!” “Луиза, утешение мое! Я в сердечных делах не знаток, но как больно вырывать из сердца любовь – это-то уж я понимаю!.. Я переложу на музыку сказание о твоем злосчастии, сочиню песню о дочери, из любви к отцу разбившей свое сердце. С этой балладой мы будем ходить от двери к двери, и нам не горько будет принимать подаяние от тех, у кого она вызовет слезы”. В таком состоянии умиленного восторга он встречается с молодым фон Вальтером. Фердинанд дает ему большую сумму денег за уроки музыки, которые он у него брал, столь большую, что Миллер сначала не решается и принять ее, но Фердинанд успокаивает его словами: “Я отправляюсь в путешествие, и в стране, где я собираюсь поселиться, деньги этой чеканки не имеют хождения”. Так, значит, не придется играть под окнами, вымаливая милостыню, ему и его любимой дочери? В приступе болезненного, слепого эгоизма он хочет и Фердинанда, мнимо обманутого любовника, приобщить к счастью своему и Луизы: “Жаль только, что вы уезжаете! Посмотрели бы, какой я стану важный, как буду нос задирать!.. А дочка, дочка-то моя, сударь!.. Для мужчины деньги – тьфу, деньги тьфу... Но девчонке все эти блага вот как нужны!.. Она у меня и по-французски выучится как следует, и менуэт танцевать, и петь, да так, что о ней в газетах напечатают”. И все это он говорит мнящему себя обманутым Фердинанду, уже задумавшему отравить Луизу, свою мнимую изменницу! Правда, Миллер помнит о его горе, но он рад избавиться от зятя-дворянина; а позади тюрьма, страх перед казнью или позорным наказанием, и сверх того – гордость великодушным поступком дочери! “Эх! Будь вы простым, незаметным мещанином и не полюби вас моя девчонка, да я бы ее придушил своими руками!”

Но обратимся к раскрытию конфликта “мещанской трагедии”.

Шиллер удачно выбрал для отца Луизы профессию музыканта и столь же удачно назначил местом столкновения двух социальных миров его дом. Выходец из народа, занимаясь искусством, усваивал более тонкие чувства, более возвышенный образ мысли; да и посещение его дома знатным учеником было в порядке вещей, а потому чувство, соединявшее Фердинанда и Луизу, могло надолго остаться незамеченным.

Молодой дворянин новых, “просвещенных” воззрений, Фердинанд полюбил дочь простого музыканта. Он грезил не о тайных любовных встречах, а о том, как поведет Луизу к алтарю, назовет своею перед целым миром. В его глазах она не только равна ему, но и единственно желанна: “Подумай, что старше: мои дворянские грамоты или же мировая гармония? Что важнее:” мой герб или предначертание небес во взоре моей Луизы: “Эта женщина рождена для этого мужчины”?”

Любви Фердинанда и Луизы приходится преодолевать вражду двух непримиримых сословий, к которым они принадлежат. И эта вражда так глубока, что ею в известной степени затронуты и сердца обоих любящих, прежде всего сердце Луизы, более болезненно переживающей горесть неравенства. Еще недавно она разделяла с отцом его неприязнь к высшим классам. И вдруг ею завладевает любовь к знатному дворянину, к сыну всесильного президента, к юноше, который не только не кичится своим сословием, но вместе с нею мечтает о временах, когда “цену будут иметь лишь добродетель и беспорочное сердце”. Но, при всей своей любви к Фердинанду, Луиза не может в себе заглушить страх девушки из народа перед “сильными мира сего”, перед отцом Фердинанда, а потому не способна смело ринуться в борьбу с существующим порядком – в борьбу, быть может, грозящую гибелью ее родным.

Предчувствия Луизы оправдались. Пусть первая попытка президента насильно разлучить любящих и женить сына на фаворитке герцога, леди Мильфорд, была парирована Фердинандом, пригрозившим отцу губительными разоблачениями. “Сорвалось!” –должен был признать устрашенный президент фон Вальтер. Но тут-то Вурм, его секретарь, сам мечтавший жениться на дочери музыканта, и выдвинул другой, более сложный план действия: отцу надо для виду согласиться на неравный брак Фердинанда; тем временем родители Луизы берутся под стражу, Миллеру грозит эшафот, его жене – смирительный дом, – и единственное возможное их освобождение– “письмецо”, записка в которой Луиза назначает “очередное свидание” гофмаршалу фон Кальбу и смеется над слепотой молодого фон Вальтера, верящего в ее невинность. “Теперь давайте посмотрим, как это у нас с вами все ловко выйдет. Девушка утратит любовь майора, утратит свое доброе имя. Родители после такой встряски... еще в ножки мне поклонятся, если я женюсь на их дочери и спасу ее честь”. – “А мой сын? – недоуменно вопрошает президент. – Ведь он же мигом обо всем проведает! Ведь он же придет в неистовство!” – “Положитесь на меня, ваша милость! Родители будут выпущены из тюрьмы но прежде, чем вся семья даст клятву держать происшествие в строжайшей тайне...” – “Клятву? Да чего она стоит, эта клятва, глупец!” – “Для нас с вами, ваша милость, ничего. Для таких же, как они, клятва – это все”.

И Фердинанд попадает в эту “чертовски тонко” сплетенную сеть, становится жертвой коварной интриги президента и Вурма, построенной на циничном учете религиозных предрассудков мещанства, ибо оказывается неспособным – вопреки обманчивой очевидности – верить “только своей Луизе и голосу собственного сердца”. И в том, что он не понимает Луизы, психологического склада простой бюргерской девушки, – один из источников трагической развязки их любви. С младенчества не знавший чувства приниженности, Фердинанд видит в малодушных колебаниях своей возлюбленной лишь недостаточную силу ее страсти. Ревность Фердинанда, приведшая его к убийству невинной Луизы, а затем и к самоубийству, родилась много раньше, чем Вурмом было составлено письмо Луизы к ничтожному гофмаршалу. Оно дало только новую пищу его старым подозрениям.

Тем самым гибель этих любящих (в отличие от гибели Ромео и Джульетты) – не результат столкновения их согласно бьющихся сердец с внешним миром. Напротив, она подготовлена изнутри, ибо Фердинанд и Луиза, несмотря на всю их готовность порвать со своей средой, с сословными предрассудками, сами затронуты растлевающим влиянием общества: социальные перегородки не до конца ими разрушены и в собственных душах. “Рожденным друг для друга”, им все же не удалось одолеть построенный на неравенстве несправедливый, калечащий людей общественный порядок.

Заключение


Наиболее полно черты радикального просветительства и социаль­ный протест были выражены в трех юношеских сентиментально-роман­тических прозаических пьесах Шиллера – «Разбойники» (1780), «За­говор Фиеско в Генуе» (1783) и «Коварство и любовь» (1784).

Пятиактная трагедия «Коварство и любовь» явилась вершиной раз­вития штюрмерской драматургии Шиллера. «Бюргерская трагедия» задуманая первоначально как бытовая пьеса, в которой должны найти разрешение проблемы семьи, в процессе работы переросла в острый общественно-политический интерес.

При ис­ключительной остроте и подчеркнутой тенденциозности политических противоречий, отраженных в трагедии, «Коварство и любовь» отличает­ся глубиной раскрытия психологии героев, усложненной детализацией, диалектикой отношений личного и общественного.

В “Коварстве и любви” Шиллер сошел с героико-романтических высот “Разбойников” и “Фиеско”, встал на твердую почву реальной немецкой действительности. Быт и нравы современной Германии в трагедии Шиллера нарисо­ваны очень точно и ярко, их драматург изучал непосредственно, об­щаясь с людьми из разных сословий. Реализм, глубоко национальная окраска драмы сказались и на ее языке.

Значение творчества Шиллера штюрмерского периода состояло, таким образом, и в том, что немецкая литература, преодолев сухой ге­лертерский педантизм, приближалась к изображению жизни народа. Так Шиллер уже в жанре «мещанской драмы» вплотную подошел к идее искусства героического, исполненного гражданского пафоса. Можно сказать что, творчество Шиллера драмой «Коварство и любовь» достойно венчает весь процесс раз­вития литературы европейского Просвещения.

Список использованной литературы


Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности // Вопросы литературы. 1986. № 2.

Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.

История зарубежной литературы XVIII века / под ред. В.П. Неустроева, Р.М. Самарина. – М.: Издательство МГУ, 1974.

Лозинская Л.Я. Ф. Шиллер. М., 1960

Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

Либинзон З. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.

Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. проф. А.H.Михальской. -М.:Пpосвещение, 1981.

    В романе-эпопее "Война и мир" истинным носителем добра, красоты и правды у Толстого является народ, а следовательно и народный полководец Кутузов. Велик Кутузов, ибо "нет величия там, где нет простоты, добра и правды".

    Лирика Сергея Есенина. Чувство Родины - основное чувство в творчестве. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях. Картина старой деревни. Картины родной природы. Сила и обаяние лирики Есенина.

    Яркая и трагическая судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Стихотворения "Последняя встреча", "Декабрь и январь", "Эпилог", "Итог дня". Поэма "Лестницы" как одно из самых острых, антибуржуазных произведен...

    Тема деревни всегда была одной из центральных в русской литературе. По-разному описывали крестьянскую жизнь Некрасов и Бунин, Пушкин и Есенин, Распутин и Шукшин. У каждого из них прекрасные интересные произведения, свой взгляд на эту жизнь.

    Ознакомление с идейными соображениями литературного движения "Буря и натиск" (антифеодальный протест, созидательная свобода), наиболее ярко выраженными в драме Шиллера "Разбойники" путем описания героев с характером, не сломленных деспотичным режимом.

    Лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с Поэзией. К таким поэтам принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Чем больше узнаешь его, тем больше понимаешь: не просто был он причастен к миру поэзии - это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой.

    Роман “” является интересным образчиком так называемой “народной культуры”. В этом романе много нового и необычного для восприятия. Множество людей считают “Гаргантюа и Пантагрюэль” несколько пошлым, но они ошибаются. Все дело в том, что взгляды на мораль Рабле мо...

    Судьба Катерины. Драма А.Н. Островского "Гроза". Ее сила в том, что она одна восстала против "темного царства", но погибла, словно птица, не сумела вырваться на свободу. Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие.

    Обстоятельства и предпосылки начала движения штюрмеров в Германии XVIII века, влияние на них творчества Руссо. Основная идея литературы "Бури и натиска" и ее яркие представители. Деятельность Гердера и ее влияние на молодых немецких поэтов той эпохи.

    У кого нет памяти, у того нет жизни. Знает это и Распутин, потому он показывает всей своей повестью, что деревня Матера - это стержень, истоки человеческой жизни, нравственных отношений.

    Примерный перечень экзаменационных вопросов история зарубежной литературы Средневековая литература в период разложения родового строя и зарождения феодальных отношений.

    В своём произведении Гуно отказался от воплощения сложных философских проблем гётевской трагедии. "Єгмонт" - трагедия И. В. Гёте. Образ смелого, благородного героя, гибнувшего в борьбе за освобождение родины.

    Аннотация к семинару по средневековому рыцарскому роману “ Тристан и Изольда” Роман “Тристан и Изольда” является классическим примером средневекового творчества. Несмотря на время, роман не потерял своего внутреннего смысла и по сей день остаётся одним из выдающихся образчи...

    Положение Германии, Англии и Франции в XVIII веке, расцвет просветительских идей. Богатство немецкой классической философии, ее яркие представители и их вклад в популяризацию философских идей. Направления в немецкой литературе - барокко и классицизм.

    В Самаре Алексей Максимович Пешков становится профессиональным писателем, определяет для себя важнейшие особенности своего отношения к жизни, своего понимания задач художника. Позднее Горький говорит, что телом он родился в Нижнем Новгороде, духовно в Каз

    Стихотворение “Волшебная скрипка”-ключевое для всего творчества Гумилёва. Стихотворение это-обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону и показывает искушённый поэт.

    Жизненный и творческий путь знаменитого немецкого писателя и поэта К. Шиллера, его известные произведения, их анализ и критика. Творческий союз Шиллера и Гете. Вклад писателя в развитие эстетики и драматургии. Особенности и популярность лирики Шиллера.

    Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. В природе после грозы воздух становится чище, то в жизни после "грозы" вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих мест

    In William Faulkner"s short story "A Rose For Emily" he had described Emily using five adjectives. These five adjectives were identified in Part IV of his story. "Thus she passed from generation to generation - dear, inescapable, impervious, tranquil, and

Главная > Программа

С. Ю. Хромова

Swetlana Khromova @ yandex . ru

Своеобразие жанровых особенностей трагедии Шиллера
«Коварство и любовь»

В статье проведен анализ художественных особенностей
трагедии Шиллера «Коварство и любовь».

У Шиллера трагедия «Коварство и любовь» явилась вершиной развития штюрмерской драматургии. Определим трагедию как пьесу, в которой духовно сильная личность борется против более сильного соперника, как то судьба или обстоятельства, и терпит физическое поражение, но одерживает моральную победу, показывая читателю пример торжества духа личности над негативными факторами.

«Бюргерская трагедия» первоначально была задумана как бытовая пьеса, в которой должны рассматриваться проблемы семьи. Но в процессе работы автор обнаружил, что вопрос о положении бюргерства и сословные отношения, рассматривавшиеся им в плане семейно-бытовом, на деле представляли острый общественно-политический интерес. Проблема была важной и актуальной для Германии конца XVIII в.

Быт и нравы современной писателю Германии в трагедии Шиллера представлены очень точно и ярко. Интересна сама история написания произведения: замысел создать пьесу «Коварство и любовь» о современной немецкой действительности впервые возник у Шиллера на гауптвахте, куда он был посажен герцогом вюртембергским за самовольную отлучку в Мангейм на представление «Разбойников».

Провинциальный быт и нравы, интриги и преступления, роскошь
и разврат герцогского двора и ужасающая нищета народа - такова обстановка, в которой развертывается трагическая история возвышенной любви двух благородных существ - Фердинанда и Луизы.

«Коварство и любовь» относится к числу ранних пьес Шиллера, одной из важнейших особенностей которых было шекспировское смешение трагического с комическим. Сам автор признается в том в письме от 27 марта 1783 г.: «Моей „Луизе Миллер”» присущи многие неотъемлемые качества, мало подходящие. Например, готическое смешение комического
и трагического, не в меру откровенные изображения… Всесильных самодуров и разнообразия деталей…» .

Хотя сам Шиллер порицает это «смешение комического и трагического», в данном случае он просто приспособился к поэтике классицизма, которая характерна для литературы той поры.

Немецкая литература эпохи Просвещения развивалась в исключительно сложных и трудных условиях. Германия и в XVIII столетии продолжала оставаться страной феодальной, экономически и политически отсталой, раздробленной. Лишь с середины столетия, а более интенсивно с 1770-х гг., в связи с экономическим и общественным подъемом и активным политическим и культурным воздействием извне, шедшим, в частности, из Франции и Англии, возникают условия для «ускоренного» развития литературы. В творчестве выдающихся писателей и мыслителей - Винкельмана и Лессинга, Гердера, Гете и Шиллера, а также их соратников - искусство и эстетическая теория Просвещения достигают расцвета .

Великие деятели немецкого Просвещения были глашатаями прогрессивных идей, ставившими в своих произведениях насущные вопросы
своего времени, ратовавшими за национальное объединение страны
и социальное обновление.

Усиление буржуазных отношений вызывает кризис просветительской идеологии, ощутимые признаки которого обозначаются уже с начала 1770-х гг. На литературной арене утверждается сентиментализм как реакция на абстрактность и рассудочность классицизма и как выражение живого интереса к нуждам и чаяниям «третьего сословия», сочувствия к простым людям - не только к «слугам», но и к угнетенным вообще .

Тенденциями сентиментализма была пронизана литература движения «Бури и натиска», расцвет которой падает на 1770-е - начало 1780-х гг. Наследуя лучшие традиции Лессинга и сентиментальной поэзии Клопштока, писатели движения «Бури и натиска» явились наиболее характерными выразителями той оппозиционности, которая соответствовала как состоянию, так и определенным формам развития немецкой идеологии своей эпохи.

Немецкая классическая философия этих лет оказала огромное воздействие на развитие литературы. Идеалистическая в своей основе философия развивалась исключительно сложными путями.

И все же штюрмерство, подобно европейскому сентиментализму, не было течением единым как по социально-политическим и теоретическим принципам, так и по творческим установкам. Гердер, Гете, Шиллер и их соратники поистине выражали «дух протеста». Их критицизм связан
с дальнейшим развитием реализма в немецкой литературе, а идеал сильного человека, цельной личности, богатство ее духовного мира определены стремлением выразить принципы свободы.

Позднее, в свой период классицизма, Шиллер отказывается от юмора в пьесах, что можно расценить как отход от поэтики трагедий Шекспира, что не пошло на пользу немецкой драматургии в целом. Зато он резко усилил поэтическую составляющую своей драматургии, перейдя на стихи («Мария Стюарт», «Орлеанская дева» и др.). При этом следует отметить, что и в период «Бури и натиска» Шиллер-драматург не терял связи с поэзией (например, в «Разбойниках»). Эта связь тем более очевидна, что писатель создает лирику одновременно с пьесами.

Но главное в этой связи - поэтичность самой драматургической прозы во всех трех юношеских сентиментально-романтических прозаических пьесах Шиллера: «Разбойники» (1780), «Заговор Фиеско в Генуе» (1783) и «Коварство и любовь» (1784). Эта поэтичность ощутима в красочной риторике, в театрализованной патетике монологов Франца и Карла Моров, Фердинанда, Луизы. Но не только эти персонажи говорят поэтической прозой. Впадают в мелодекламации и разбойники из шайки Мора; умеет красиво говорить и отец Фердинанда, когда он, например, в порыве раздражения отчитывает сына: «Но это что же - благодарность?.. За мои неустанные заботы? За вечные угрызения?..» (акт 1, явление 7).

Смешение комических и трагических, переходящих в мелодраму интонаций составляет в стиле пьесы лишь один из важнейших эпизодов жанровой поэтики. Так, в «Коварстве и любви» сатирически обрисованы секретарь Вурм и гофмаршал фон Кальб. Смешна и уничижительна сама антропонимика этих персонажей. Как по-разному они обрисованы. Вурм - хитрый, ловкий интриган, подлец, пресмыкающийся перед хозяином, но готовый в минуту опасности предать его. Кальб - «теленок» с дворянской приставкой «фон» - пустое ничтожество, идиот и сноб, пресмыкающийся перед начальством .

«Коварство и любовь» отличается глубиной раскрытия психологии героев, усложненной детализацией, раскрытием диалектикой отношений личного и общественного. И все же сила трагедии заключалась не столько в показе мелочей реального быта, сколько в реалистическом подчеркивании «типичных обстоятельств» - преступлений одних и трагической гибели других. Весь этот сложный конфликт, который Шиллер разрешает в своей трагедии, по существу подчинен выяснению важнейшего вопроса о праве народа, о судьбах простых людей, пока еще забитых и бесправных.

Творчество Шиллера драмой «Коварство и любовь» достойно вписывается в завершающую стадию развития литературы европейского Просвещения.

Литература

1. Абуш А. Шиллер: Величие и трагедия немецкого гения. М., 1964.

2. История немецкой литературы. М., 1982. Т. 1-2.

3. Либензон З. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990. 175 c.

4. Неустроев В. П. Немецкая литература эпохи. М., 1998.

5. Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 7. М., 1957.

С. В. Шалышкин

ifksirby @ ya . ru

Проблемы мониторинга качества образования
в современной школе

В статье дается краткое описание проблем, связанных с мониторингом качества образования в современной школе, анализируются подходы к их решению.

На современном этапе развития школьного образования немаловажным является вопрос обеспечения его качества. Одним из инструментов для этого является адекватный реалиям сегодняшнего дня мониторинг качества образования. Мониторинг - один из важнейших средств, благодаря которому
изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга - оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования . Качество образования - сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) . Своевременный и объективный мониторинг качества образования
в школе на сегодняшний день затруднен из-за достаточно большого количества проблем, которые можно классифицировать следующим образом: кадровые; методические. К классу кадровых проблем можно отнести следующие проблемы: отсутствие подготовки преподавательского состава к деятельности в области мониторинга качества образования в школе, что связано, прежде всего,
с устаревшей программой подготовки специалистов; некорректная работа управляющего состава, что связано, прежде всего, с отсутствием современной системы менеджмента качества образования в школе. Также важна роль психологических факторов, общая и специальная подготовка учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это так или иначе влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний. К классу методических проблем можно отнести следующие: необходимость инструментария для проведения мониторинговых исследований - качественного, простого в обработке, с высокой степенью валидности, охватывающего все стороны обучающего процесса, соответствующий государственным образовательным стандартам . Первые шаги в решении этой проблемы уже сделаны: совершенствуются государственные образовательные стандарты как общественно необходимый норматив, разрабатываются критерии и показатели качества разного уровня образования, накапливается эмпирический опыт организации педагогического мониторинга в образовательных учреждениях и т. д. Современная педагогическая наука и практика поставлены перед
необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений
о школе к педагогическому мониторингу, под которым понимается целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации
и педагогического прогноза. Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в системе образования
в течение нескольких последних лет является введение Единого государственного экзамена. Неоднократно отмечалось, что Единый государственный экзамен предъявляет новые требования к результатам обучения, нацеливает образовательный процесс на достижение современных задач, дает возможность объективировать их, получить внешнюю оценку, обеспечивает равенство подходов в оценивании учащихся, сопоставимость результатов и др. Анализ результатов ЕГЭ позволяет провести сравнение уровня обученности учащихся разных классов по одному предмету, по профилю обучения, по количеству часов, отведенному в учебном плане на изучение предмета, по используемым в процессе обучения УМК. Используя результаты ЕГЭ, можно проследить динамику изменения уровня обученности учащихся конкретному предмету в течение ряда лет. При наличии информации образовательное учреждение может сравнить свои результаты с показателями по району, городу, области, региону и др. Еще одним параметром анализа качества обученности является соотнесение годовой оценки ученика по предмету, выставляемой учителем,
с оценкой независимых экспертов, проверявших ЕГЭ. Использование результатов ЕГЭ для мониторинга качества обученности школьников может включать в себя множество других параметров. Например, возможно сравнение выбора учащимися предметов для сдачи ЕГЭ, количества выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в вузы по результатам ЕГЭ в процентах от всех поступивших и др. . Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и оценки письменных работ. Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает «нормально», что, очевидно, ограничивает ее ценность. Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Например, при создании системы необходимо учитывать качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы .

Литература

1. Грушникова Е. В. Мониторинг качества образования как фактор успешности развития школы. URL: /component/option,com_mtree/ task, viewlink/link_id,5678/Itemid,118/ 2. Петрухин В. В. Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении. URL: / journal/2007/0115-7.htm. 3. Распопина Л. К. Использование результатов ЕГЭ для мониторинга качества образования. URL: /page.php?article=407. 4. Термины и определения в области качества образования. URL: http://quality. /quality/sk/525,4/

И. А. Шехматова

shehmatova @ mail . ru

Психологическое исследование взаимосвязи
внутригруппового статуса подростка и стиля его поведения
в конфликтных ситуациях

В данной статье отражено исследование взаимосвязи внутригруппового статуса подростка и его поведения в конфликтной ситуации. На основе полученных данных составлена программа оптимизации конфликтного поведения подростков.

Проблематика общения является одной из наиболее актуальных сфер в старшем подростковом возрасте. Это связано с тем, что межличностные контакты для подростков чрезвычайно значимы и в то же время достаточно избирательны. Многие подростки не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. Поэтому в старшем подростковом возрасте часто возникают межличностные конфликты, которые ведут к целому ряду сопутствующих проблем. Нами было проведено экспериментальное исследование особенностей конфликтного поведения подростков, цель которого состояла в выявлении особенностей конфликтного поведения подростков в группе сверстников. Предметом изучения явились особенности конфликтного поведения старшеклассников в такой группе. Теоретическую основу исследования составили концепции стиля конфликтного поведения К. Томаса и периодизации возрастного развития Д. Б. Эльконина.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Балашовской МОУ СОШ гимназии им. Героя Советского Союза Ю. А. Гарнаева. В нем участвовали ученики 9 класса (21 человек - на первом этапе и 27 человек на втором). Применялись две методики: диагностика межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено («Социометрия») и определение тактики поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.

Результаты первого этапа исследования, проведенного в 2008/2009 учебном году, показали, что среди предпочитаемых и отверженных
в классе (как мальчиков, так и девочек) преобладающей тактикой поведения в конфликте является соперничество. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д.

На втором этапе исследования, который проходил в 2009/2010 учебном году, произошло уточнение рабочей гипотезы. Было сформировано предположение, что с переходом из старшего подросткового возраста личность становится в своем конфликтном поведении более гибкой
в применении тактик. Используя те же методики, что и на первом этапе эксперимента в выбранном нами классе, но расширив выборку до 27 человек, получены данные, дополняющие общую картину исследования. Так, математическая обработка данных позволила нам выяснить, что помимо соперничества старшеклассники предпочитают такие тактики поведения в конфликте, как сотрудничество и компромисс. Они добавились с переходом подростков в старшие классы. Таким образом, наша гипотеза о том, что
с переходом из старшего подросткового возраста личность становится
в своем конфликтном поведении более гибкой в применении тактик, подтвердилась.

На основе проведенного нами исследования разработана программагрупповых занятий, направленных на оптимизацию конфликтного поведения старшеклассников, которую будет проводиться в экспериментальном классе в 2010/2011 учебном году. Целью программы является обучение участников эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации, профилактика конфликтов.

Литература

    Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2002. 464 с.

    Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Большая книга подросткового психолога. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 636 с.

    Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2007. 349 с.

Ю. А. Шишкова

Адаптация молодых супругов к условиям семейной жизни

В статье рассматривается специфика адаптации молодых супругов к условиям семейной жизни. Выделяются характерные черты адаптации супругов, проживающих в сельской и городской местностях.

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук. Эти исследования направлены на изучение таких сторон семейной жизни как формирование супружеской пары, кризисные периоды
в супружеской жизни и многие другие. Выделяется ряд работ, посвященных изучению адаптации молодых супругов к условиям семейной жизни 1 . Наше исследование направлено на изучение вопроса, связанного со спецификой брачно-семейной адаптация молодых супругов, проживающих в городской и сельской местностях. Гипотезой нашей работы является предположение о том, что существуют характерные отличия в психологической адаптации к семейной жизни таких супругов. Эмпирическое исследование проводилось в 2010г. в г. Балашове Саратовской области (11 семей) и в р. п. Рудня Волгоградская области (11 семей). Средний возраст супругов в семьях, проживающих в городе, составляет 23-27 лет; проживающих в условиях сельской местности - 18-22 года; стаж совместной жизни - 2-5 лет; в сельской местности - 2-3 года; дети имеются у 4 семей обеих групп. Для определения специфических черт и характерных различий семейной адаптации молодых семей
использовались методика «Ролевые ожидания и притязания в браке»
(Л. Н. Волковой), методика определения особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская), методика «СЖО» (Д. А. Леонтьева). В ходе эмпирического исследования были выявлены следующие результаты. 1. Разногласие в понимании и принятии таких ценностей в сельских
и городских семьях как сексуальные отношения, взгляды на воспитание детей, бытовой уклад молодой семьи обусловлено ранним возрастом заключения брака в сельских семьях и более поздним в семьях, проживающих в условиях городской местности. Личностная идентификация с супругом в сельских семьях имеет противоречия, объясняющиеся особенностями и спецификой проживания семей в сельской местности, укладом жизни сельчан, более ритмичной спецификой городской жизни и сельским более размеренным темпом жизни. 2. Распределение ролей в семье является важным условием развития стабильности семьи. Мужья, проживающие в условиях сельской местности, материальное обеспечение семьи берут на себя, в то время как городские мужья предпочитают делить эту роль с женами поровну. Мужья, проживающие в городах, с легкостью отдают право хозяйки дома своим супругам. Сельские мужья реализуют эту роль совместно с женами. Женщины, проживающие в городах, роль организатора развлечений
в семейной жизни берут на себя. Это может говорить о сложной экономической ситуации в стране, смешении ролей в семье мужчин и женщин на фоне этого. 3. Показатель осмысленности жизни у всех исследуемых пар, достаточно высок - в пределах от 35 до 40. Молодые люди еще не считают себя достаточно сильными и самостоятельными личностями, обладающими свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, что может быть обусловлено ранним возрастом вступления в брак, зависимостью от родителей, их помощи. Молодые супруги считают, что человек способен контролировать свою жизнь, свободно принимать решения. Это противоречие можно объяснить тем, что брачно-семейная адаптация не завершена. Можем утверждать, что молодые люди в период своей первичной адаптации позитивно оценивают свои отношения в паре, стремятся найти компромиссы в тех или иных ситуациях, стараются избегать конфликтов.

В. И. Щедров

Исследование доминирующего психического состояния
представителей гармоничного стиля регуляции состояния

В статье рассматриваются особенности испытуемых гармоничного стиля саморегуляции, детерминанты, определяющие специфику доминирующего психического состояния.

На протяжении многих лет нами исследовались индивидуальный стиль саморегуляции состояния (ИССС), его основные характеристики
и механизмы регуляции. Выделили «природные» типы стилей регуляции: гармоничный, экономный и накопительный, затратный. По многим показателям и механизмам регуляции состояний испытуемых гармоничного были «лучше всех». Мы решили выделить с помощью факторного анализа детерминанты, определяющие специфику доминирующего психического состояния представителей данного стиля, с помощью регрессионного анализа определить факторы, которые в наибольшей степени влияют на регуляцию состояния, с помощью критерия S-Джонкира - определить подгруппу
с лучшими показателями регуляции состояния. Используя методику Шипоша, Айзенка и Микшика, определены ИССС, а с помощью методики Прохорова - доминирующее психическое состояние испытуемых (студенты БИСГУ, N = 180 чел.), получили соответствующие результаты
и дали их сравнительную оценку. Остановимся на анализе гармоничного стиля регуляции (N = 104 чел.), используя указанные методы математической статистики. В начале был проведен факторный анализ для исследования структуры саморегуляции состояния. В результате было выявлено три значимых фактора, вобравших в себя 60 % общей дисперсии. Проанализируем полученную после вращения факторную матрицу. Согласно наибольшему факторному весу, первый фактор можно назвать фактором Сп (спокойствие/тревога). В этот фактор со значимыми весами вошли все показатели доминирующего состояния кроме Бо (бодрость/уныние), а именно: Сп (0,84), Ра - раскованность/напряженность (0,8), Ус - устойчивость/неустойчивость эмоционального фона (0,71), Уд - удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью (0,76), По - положительный/отрицательный образ самого себя (0,69), То - тонус (0,59), Ак - активность/пассивность (0,58). Так, в составе первого фактора оказались следующие качества: спокойствие, раскованность, удовлетворенность жизнью, устойчивость
эмоционального тона, положительный образ самого себя, достаточная активность, готовность к преодолению трудностей. Второй фактор можно назвать Н - (нейротизм «минус») (–0,51). Противоположный полюс указывает на отрицание эмоциональной возбужденности и неустойчивости состояния. Третий фактор можно назвать Бо - бодрость/уныние (0,69). В этот фактор также вошел показатель КВ (вегетативный коэффициент). Это свидетельствует о том, что испытуемые имеют повышенное, бодрое настроение и полны энергии. Возникла гипотеза о том, что «хорошие» характеристики состояния определяются стилем регуляции состояния. Поэтому провели анализ одного регрессионного уравнения, в котором в качестве зависимой переменной была выбрана переменная RE (регулирующая вариабельность) Y(RE) = 2,49 + 0,74KB + 0,21KO + 0,17MH –
– 0,31KA + 0,33EA. Согласно полученному регрессионному уравнению, регуляция состояния в большей степени детерминирована вегетативным коэффициентом (0,74KB) (энергетика), затем эмоционально-сформиро-ванной вариабельностью, т. е. оптимизмом (0,33EA), сознательным отрицанием высокого честолюбия (–0,31KA) и в меньшей степени когнитивной вариабельностью (0,21Ko) и моторной гибкостью (0,17MH). Затем было проведено разделение группы на «возбуждающихся», «переживающих», «уравновешенных» и «реактивных» (Микшин) и выявлена тенденция изменения показателя RE при переходе от подгруппы к подгруппе с помощью критерия S-Джонкира. В итоге получили возрастающую тенденцию регуляции состояния по подгруппам: «возбуждающиеся», «реактивные», «переживающие» и «уравновешенные», Sэм = 58 (p ≤ 0,05). Таким образом, именно «уравновешенные» испытуемые в гармоничном стиле регуляции имеют самый оптимальный уровень регуляции, высокую энергетику, эмоционально устойчивы.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Научное издание

Актуальные проблемы науки и образования

Сборник научных статей

Под общей редакцией С. А. Ляшко

Редактор Н. Н. Дробышева

Подписано в печать 28.08.10. Формат 60×84/16.

Уч.-изд. л. 12,1. Усл.-печ. л. 13,0.

Тираж 130 экз. Заказ №

ИП «Николаев»,

г. Балашов, Саратовская обл., а/я 55.

Отпечатано с оригинал-макета,

изготовленного редакционно-издательским отделом
Балашовского института Саратовского университета.

412309, г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.

Печатное агентство «Арья»,

ИП «Николаев», Лиц. ПЛД № 68-52.

412340, г. Балашов, Саратовская обл.,

ул. К. Маркса, 43.

E-mail: arya @ balashov . san . ru

1 Courant R., Variable methods for the solution of problems of equilibrium and vibration. Bull. Amer Math. Soc. Vol. 49. № 1. 1943.

1 Возжаева С. Ф. Адаптация детей-инвалидов к современным условиям // Социальное обеспечение. 2009. № 5. С. 24-25.

Сочинение


Ужасная то была картина - Германия 18 столетия. Герцогством Вюртембургским правил Карл, напыщенный властитель, который стремился превратить свою резиденцию на второй Версаль. Он выдавал себя за просвещенного монарха. По его инициативе была создана герцогская школа, в которую “имел честь” попасть юный Фридрих. Система обучения была направлена на воспитание зависимых, лишенных собственной мысли людей. Школу прозвали “плантацией рабов”. И, чтобы не заглушить в себе прекрасные порывы души, юноша начал искать утешение в литературе. Лессинг, Клингер, Виланд, Бюргер, Гете, Шуберт - вот имена, благодаря которым родился новый гений немецкой литературы.

Бесцветный мир глухой провинции, интриги и преступления, коварство и аморальность герцогского двора, ужасная бедность народа - вот обстановка, в которой разворачивается трагическая история любви двух благородных сердец - Луизы и Фердинанда. Отец Фердинанда мечтает укрепить свое положение, женив сына с фавориткой князя - леди Милорд. Вокруг чистого чувства любви сплетается грязный клубок интриги.

Любовь - это сила, которая правит миром. А как вы понимаете, что такое любовь? Или что значит любить человека? (Ответы учеников). Понятие любви истинной, святой, именно о такой любви говорит Библия (зачитывается первое послание апостола Павла к римлянинам: “…Наибольшая из добродетелей - это любовь. Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не надувается, не ведет себя неучтиво, не ищет своего, не рвется к гневу, не думает плохого, не радуется от неправды, все переносит, верит во все. Никогда любовь не проходит. Любовь затмевает собой величину грехов и никогда не терпит поражения…”).

Любовь всегда стремится видеть счастливым того, кого любит. Тем более, когда речь идет о родительском сердце. Вспомним реплику Миллера: “женская душа весьма тонкая даже для капельмейстера”. Не звучит ли это парадоксально относительно леди Милорд? Сегодня каждый высказывает свою точку зрения, делит героев на положительных и отрицательных. Среди отрицательных - леди Милорд. И поскольку Бона вызывает осуждение - я хочу встать на ее защиту. У Луизы есть родители, она всегда имела семью, а леди стала сиротой, когда ей было тринадцать. Отца казнили, и маленькая княжна должна была убежать из Англии. Бона осталась ни с чем. Шесть лет скитаний по Германии… От отчаяния хотела броситься в волны Эльбы - ее остановил князь.

Виновата ли она, что привыкшая к богатой жизни, которая как ценный камень стремится к достойной оправе? В ней боролись достоинство и судьба. Гордая британка покорилась судьбе. В минуты страсти князь, чтобы угодить ей, подписывал амнистийные указы, останавливал жертвоприношение, отменял смертные приговоры.

Судьба вдруг подарила ей шанс - иметь того, кого желало ее сердце. И хотя ум твердил: “остановись!”, сердце не слушалось. Разговор с Луизой был для нее мучением, но решение было однозначное: стать выше над грязью существующего мира. Жизнь леди Милорд не является примером благородства, но в последний момент она заслуживает уважения. Герои драмы являются моделями для восприятия мира и, собственно, для построения поведения. Автор называет свою драму “смелой сатирой и насмешкой над породой шутов и негодников из знати”. В произведении представлены две общественные группы - два мира, которые разделяет пропасть. Одни живут в роскоши, угнетают других, они жестокие и бездушные. Другие бедные, но честные и благородные. Именно к таким бедным людям пришел Фердинанд, сын президента, дворянин. И пришел не потому, что влюбился в Луизу. Он понял низость моральных устоев своего класса, - в семье Миллера он нашел моральное удовлетворение, духовность, которых не было в его среде. Вурм, президент фон Вальтер, князь, его фаворитка - это та аристократическая паутина, в сети которого попадаются влюбленные. Сын бросает вызов отцу и всему бездушному миру - “вексель, сыновья обязанность, разорвана”.

В результате интриги гибнут Луиза и Фердинанд, порывает со своим классом леди Милорд. И величие пьесы - в реалистическом изображении жизненных конфликтов. Мы видим перед собой несправедливость, которая творилась на глазах у всех, о которой боялись говорить и которая явилась перед читателем в живых и убедительных образах. Проблемы, которые поднимает в произведении драматург - вечные проблемы, которые остаются актуальными на все времена.

“Я нашел мир, где чувствую себя счастливым - это мир красоты”, - так сказал в свое время Шиллер. Любовь, красота и гармония будут вечно властвовать во Вселенной.